Сочинение: Роль художественной детали в рассказе Чехова Хамелеон.  значение художественной детали в рассказе а

(1 вариант) А. П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта писателя. Яркая Деталь делает фразу более емкой. Огромна роль художественной детали в чеховском юмористическом рассказе «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая превращается в тексте рассказа в важную деталь, характеризующую состояние полицейского надзирателя. Например, узнав о том, что, вероятно, собака, укусившая золотых дел мастера Хрюкина, принадлежит генералу Жигалову, Очумелову становится невыносимо жарко, поэтому он говорит: «Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко!» Здесь снимаемое пальто – символ нервозности героя. Считая, что такая невзрачная собака не может быть генеральской, Очумелов вновь ругает ее: «У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…» Но предположение человека из толпы о принадлежности собаки генералу теперь уже внушает Очумелову страх за те слова, которые он только что произнес. И здесь, чтобы передать настроение персонажа, автор опять использует художественную деталь. Надзиратель говорит: «Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Здесь пальто как бы помогает герою скрыться от собственных слов. В финале произведения пальто Очумелова вновь превращается в шинель, в которую запахивается герой, продолжая свой путь по базарной площади. У Чехова нет лишних слов, и поэтому важен тот факт, что новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем. Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но функция пальто – иная, с помощью данной художественной детали писатель характеризует персонажа. Следовательно, художественная деталь помогает писателю глубже проникнуть в психологию героя, а читателю увидеть изменяющееся состояние и настроение персонажа. (2 вариант) Художественная деталь помогает автору создать характер героя. Такой характеризующей деталью может быть говорящая фамилия, вовремя и невовремя сказанное слово героя, подмена слов, их перестановка, предмет одежды, мебели, звук, цвет, даже выбор животного, ставшего названием произведения. Первое, что бросается в глаза – фамилия полицейского надзирателя. Почему Очумелов? Может быть, именно потому, что, очумев, растерявшись, герой произведения не знает, что ему делать, на что решиться. Следующий интересный факт, как и всегда у Чехова, завуалирован, скрыт, его не сразу увидишь. Среди первых реплик Хрюкина (тоже говорящая фамилия) есть одна особенно близкая Чехову-сатирику: «Нынче не велено кусаться!» Вроде бы речь о собаке, но и правительственной политике чуть-чуть досталось. Очумелов не поворачивается, а, как и положено военному человеку, «делает полуоборот налево» и вмешивается в происходящее. Окровавленный палец Хрюкина, поднятый вверх, «имеет вид знамения победы» человека, полупьяного золотых дел мастера Хрюкина, над собакой, белым борзым щенком с выражением тоски и ужаса в слезящихся глазах. Хрюкин обращается с собакой так, как если бы это был обидевший его человек, у которого он требует удовлетворения, морального, материального, юридического: «сорву я с тебя», «пущай мне заплатят», «ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете». Бедное животное в зависимости от того, чьим его считают, то собираются истребить как бешеную пакость, то величают нежной тварью, цуциком, собачонкой. Только ведь не только к собаке меняется отношение у Очумелова, но и к Хрюкину, которого она покусала, потому что он ей в морду тыкал цигаркой для смеха, и к предполагаемому хозяину. То Хрюкина обвиняют в том, что он сам «расковырял палец гвоздиком», чтобы «сорвать», то советуют дела этого так не оставлять, «нужно проучить», то его иначе как свиньей и болваном не называют и уже грозят ему, а не собаке. Степень волнения Очумелова отражает то надеваемая, то снимаемая новенькая шинель, так как его то знобит от волнения, то бросает в жар. Художественная деталь в рассказе Чехова характеризует и Очумелова, и Хрюкина, и собаку. Она помогает читателю понять авторскую точку зрения, заставляет быть внимательнее.

Популярные произведения

Статистика Всего произведений — 2141 Всего сочинений — 23707 Последнее сочинение добавлено: 17:19 / 07.02.14 загрузка… var RNum = Math. floor(Math. random()10000); document. write(‘‘);

Роль художественной детали в рассказе Чехова "Хамелеон" Проект Романовой Виктории, 8 класс


Удивительное это животное хамелеон. Прячась от врагов и стараясь незаметно подобраться к насекомым своим жертвам, эта ящерица быстро и легко может поменять цвет, сливаясь с окружающей средой. Но если такая приспособительная реакция животного вызывает у нас восхищение мудростью природы, то человека с подобными качествами вряд ли назовешь достойным и порядочным. Яркий пример такого «хамелеонства» нам рисует А.П.Чехов в своем рассказе «Хамелеон».


В основе сюжета лежит обыкновенный жизненный случай: щенок укусил за палец человека. Это событие в считанные минуты привлекло большое количество зевак, и на базарной площади, где только что было тихо и уныло, собралась целая толпа. Сборище привлекло внимание полицейского надзирателя Очумелова, который чинно шествовал через площадь в сопровождении городового. Пострадавший, а им оказался «золотых дел мастер» Хрюкин, демонстрировал собравшимся окровавленный палец, а «в центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом», сидел сам «виновник скандала белый борзой щенок». Очумелов, чувствуя свою значительность, решил разобраться в ситуации.






В начале рассказа мы видим в руках Очумелова узелок, а у городового - решето с крыжовником. Роль крыжовника и узелка в том, что полицейский надзиратель и городовой уже успели от кого -то получить взятку, несмотря на ранний час. Эти две детали характеризуют этих персонажей как пронырливых и предприимчивых людей.


Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы.


Деталь окровавленный палец показывает нам, что ювелир Хрюкин не сможет работать. Интересно, а вовремя ли выполнял заказы господин Хрюкин? И насколько качественными были изделия? Теперь у него есть оправдание, и он может не работать, пока палец не заживёт.


Действие рассказа происходит во второй половине лета, летом шинель не носят. То, что Очумелов именно в это время надел шинель и она новая, говорит о том, что он недавно получил должность. Благодоря ей, Очумелов имеет власть, и об этом тоже говорит шинель. Распахнутая шинель как бы увеличивает и придаёт большую значимость Очумелову в глазах окружающих. На протяжении всего рассказа Очумелов то снимает, то надевает шинель.


В конце рассказа полицейский надзиратель уходит, запахнувшись в шинель. Из этого можно сделать вывод: Очумелов становится душевно закрытым для всех окружающих, как и власть. Мы также можем сказать, что народ пойдёт за вышестоящим чином (в наше время ничего не изменилось). Мы доказали, что художественная деталь в рассказе А. П. ЧЕХОВА Хамелеон помогает понять и раскрыть образы. Он волнуется и боится потерять власть, и поэтому его бросает то в жар, то в холод.

Тема: «А.П.Чехов «Хамелеон». Художественная деталь как средство характеристики героя»

Цели урока: познакомить учащихся с личностью А.П.Чехова, с рассказом «Хамелеон»; выявить роль художественной детали в создании образа героя; выяснить особенности стиля А.П.Чехова, мастера слова, подтекста,способного на маленькой площади емко сказать многое; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к двуличности,приспособленчеству.

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и задач урока.

3.Слово о А.П.Чехове.

Ребята! Посмотрите на портрет и фотографию А.П.Чехова. Каким представляется вам писатель по этому снимку? (Добрый, скромный,внимательный) Об А.П.Чехове писали многие. Прекрасные воспоминания о нем оставили К.И.Чуковский и И.Бунин. Чехов родился на берегу мелкого Азовского моря в уездном городке Таганроге в 1860 году в мещанской небогатой семье. Что можно сказать о его детстве? Отец был строгий, имел лавку и требовал, чтобы сыновья по очереди сидели в лавке в качестве «хозяйского ока» И чаще всего страдал Антоша, - наблюдательный отец сразу заметил его исполнительность. Сидение в лавке ему дало раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и монахов.Конечно, кроме лавки, помогло еще узнать людей и то, что он с 16 лет жил среди чужих, зарабатывая себе на хлеб. Помогла и профессия врача,которую он получил, поступив в Московский университет на медицинский факультет. Чуть ли не с первых курсов А.П.Чехов стал работать в земских больницах. С самых первых лет студенчества взял на свои плечи всю семью. В письме к своему двоюродному брату он писал: «Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, надо быть одинаковыми.Ничтожество свое сознавай знаешь где? Перед богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми, среди людей надо сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай во мне честного человека». Чехов больше всего любил веселиться. Чуть только у него среди его тяжелых трудов выдавался хотя бы час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним. К проказливости его тянуло всегда. Он мог сунуть московскому городовому в руки тяжелый арбуз, обмотанный толстой бумагой, и сказать с деловито озабоченным видом: «Бомба! Неси в участок, да смотри, осторожнее»; или уверить наивную до святости молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой,живущей в том же дворе, так как шерсть у этой кошки той же окраски; или нарядить хулиганом жену брата и написать ей медицинское свидетельство, что она «больна чревовещанием». И, как это бывает в сплоченных семьях, в школьных коллективах, Чехов, разговаривая с близкими, заменял их имена прозвищами. Многие из этих прозвищ прилипали к людям навсегда. Себя самого Чехов величал в своих письмах то Гудияни Янос, то граф Черномордин, то Повсекакий, то Дон Антонио, то академик Тото. Всех изумляла свобода и легкость Чехова,бьющая в нем через край могучая энергия творчества, которая воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов.

2.Вопросы к классу:

С какими рассказами вы уже познакомились? Какие рассказы Чехова читали?

Вы видите на доске эпиграф к нашему уроку, слова А.П.Чехова: «Краткость-сестра таланта». Как реализовался этот тезис в творчестве Чехова?

Чехов - изумительный мастер краткой, лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Дома вы прочитали рассказ «Хамелеон». Сегодня, анализируя рассказ «Хамелеон», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем учиться вчитываться в текст.

3.Чтение рассказа «Хамелеон» учителем.

4.Викторина с элементами анализа художественного текста.

О чем этот рассказ, тема?

(Суд над бездомной собакой)

Вспомните фамилию полицейского надзирателя.

(Очумелов)

Фамилии у Чехова все не случайные. Они «говорящие», то есть что-либо сообщают нам о носителях фамилии. О чем говорит фамилия «Очумелов»?

(Очуметь - потерять соображение, одуреть)

Какие еще говорящие фамилии есть в рассказе?

(Хрюкин - хрюкать, говорить непонятно. Сам похож на свинью).

Почему рассказ называется «Хамелеон»?

(Хамелеон - пресмыкающееся отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде. Человека,приспосабливающегося к обстоятельствам и извлекающего из этого выгоду,называют хамелеоном.)

Кто в рассказе хамелеон?

(Очумелов)

А.П.Чехов - мастер художественной детали. С понятием детали мы познакомились, изучая повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Давайте вспомним, что это такое? Детали мира вещей играют двойную роль у Чехова: они служат для описания быта и раскрывают переживания героев, их состояние. Есть такая деталь мира вещей и в рассказе «Хамелеон». Найдите ее. (Шинель) Как эта деталь помогает понять состояние героя?(Он ее то снимает, то надевает. Меняется его отношение к собаке в зависимости от того, чья она)

Назовите отрицательные черты, присущие полицейскому надзирателю Очумелову.

(Двуличность, приспособленчество)

Человек подчиненный, но обладающий хоть маленькой властью, часто бывает двуличен: с подчиненными он ведет себя так, с начальством -иначе, то есть превращается в хамелеона, легко меняя свои взгляды, поведение.

Какие еще детали из мира вещей помогают нам охарактеризовать Очумелова?

(Конфискованный крыжовник, узелок, новая шинель - он пользуется своей властью, но пресмыкается перед начальством)

Какие детали помогают нам охарактеризовать Хрюкина?

(Расстегнутая жилетка, окровавленный палец, полупьяное лицо)

Как речь героев помогает нам охарактеризовать их?

(Речь Очумелова - говорит короткими, неправильными предложениями: «Почему тут? Это ты зачем палец?» Использует бранные слова: «Мерзавец», «шельма», «черти», «свинья». Малообразованный. Использует просторечия, уменьшительно-ласкательные суффиксы. «Братец ихний, шустрая собачонка» - проявление лести, подобострастия.Речь Хрюкина - строит неправильные конструкции: «Я человек, который работающий», но в то же время что-то слышал о суде, законе: «Пущай мировой рассудит, этого в законе нет, нынче все равны». Просторечные слова).

Какую роль в рассказе играет городовой Елдырин?

(От его слов меняется точка зрения Очумелова - генеральская собака или бездомная собака)

Как изображается толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

(Она собралась из любопытства. Смеется над Хрюкиным. Сочувствует собаке.)

Найдите слова, подтверждающие это.

Итоги урока.

Викторина завершилась, но урок продолжается. Чехов был хорошим доктором. Никогда не смотрел на социальное положение больного. Его учитель, профессор Захарьин говорил об этом: «Врач должен быть независим не только как поэт, как художник, но и выше этого. Как деятель, которому доверяют самое дорогое - здоровье и жизнь». До наших дней сохранилась «История болезни», заполненная Чеховым.Сам доктор Чехов эти истории называл «Скорбными листами».

Попробуем и мы составить такой «Скорбный лист» на героев рассказа «Хамелеон»

«СКОРБНЫЙ ЛИСТ НА ОЧУМЕЛОВА»

Итак, какой диагноз мы поставим герою рассказа?

(Диагноз-болезнь приспособленчества, двуличности)

Какие ее симптомы показал писатель?

(Признаки: невежество, солдафонство, грубость, чинопочитание)

Можем ли мы назвать причины заболевания?

(Причины заболевания: низкий уровень воспитания, образования,культуры)

Давайте поразмышляем о лекарстве против болезни, об ее профилактике

(Лекарство против болезни: культура, самовоспитание, уважение ко всем людям независимо от чина)

Доктор Чехов лечил не только тогда, когда ездил и ходил к больным, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех не только продлевает жизнь, но и лечит многие пороки. А есть ли общее между профессиями врача и писателя?Писатель Андре Моруа говорил об этом так: «И те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забывают о себе ради других людей». А.П.Чехов скромно предполагал, что его будут читать 6-7 лет. Прошло столетие. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театре. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю А.П.Чехову». Встречи с другими рассказами Чехова у нас впереди.

7.Оценивание.

8.Домашнее задание.

Роль художественной детали в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

Ребята, обратите внимание на доску. Кто перед вами? (изображение хамелеона)

Дайте значение слову «хамелеон»

Обсудите в группе. Допишите собственное определение.

Ребята, а можно ли назвать хамелеоном человека? В каком случае? Запишите. Обсудите в группе.

Дома вы познакомились с рассказом «Хамелеон». Есть ли у вас ответ, почему рассказ так назван? Аргументируйте.

Ребята, подчеркните в тексте те слова, которые вам не понятны. В каком контексте они употреблены?

Перед вами фрагменты рассказа «Хамелеон». Восстановите их правильную последовательность. Что помогло вам это сделать? Какие детали, подробности убеждают в правильности восстановленного текста?

Фрагмент 1.

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Фрагмент 2

- Так ты кусаться, окаянная? - слышит вдруг Очумелов.- Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

- Никак беспорядок, ваше благородие!..- говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

- По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.- Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю...- начинает Хрюкин, кашляя в кулак.- Насчет дров с Митрий Митричем,- и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

- Гм!.. Хорошо...- говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,- обращается надзиратель к городовому,- узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная...

Фрагмент 3

Чья это собака, спрашиваю?

- Это, кажись, генерала Жигалова! - кричит кто-то из толпы.

- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину.- Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

Фрагмент 4

- Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

- Врешь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...

- Не рассуждать!

- Нет, это не генеральская...- глубокомысленно замечает городовой.- У генерала таких нет. У него всё больше легавые...

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие...

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

- А может быть, и генеральская...- думает вслух городовой.- На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видел.

- Вестимо, генеральская! - говорит голос из толпы.

- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

- Повар генеральский идет, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша?

- Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

- И спрашивать тут долго нечего,- говорит Очумелов.- Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая... Истребить, вот и всё.

- Это не наша,- продолжает Прохор.- Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

- Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? - спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.- Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

- В гости...

- Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...

Фрагмент 5

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным.

- Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

На самом деле мы с вами, выстраивая текст, работали с его композицией? Какие элементы композиции вам известны?

Отграничьте в данном тексте тот эпизод, в котором мы узнаем о месте, времени происходящих событий, о действующих героях. Перед нами экспозиция текста (фрагмент 1)

А теперь укажите мне тот фрагмент, который можно считать завязкой встречающегося в тексте конфликта (фрагмент 2)

А где же тот эпизод, в котором события достигают своего пика? Конфликт накаляется? (фрагмент 3)- кульминация

Найдите последний эпизод, в котором происходит развязка указанного конфликта (фрагмент 4)

Ребята, давайте еще раз обратимся к предложенным диалогам и проследим, подчеркнем те слова, словосочетания, которые передают особенности поведения Очумелова?

Что в каждом из них он говорит? Делает? Чувствует?

Обсуждение работы в группе.

Давайте попробуем сыграть данные сцены, точно передавая особенности поведения героя (инсценирование)

Ребята, ответьте письменно на вопрос: «Почему меняется состояние Очумелова?». Аргументируйте.

Ребята, скажите, а какую роль играет шинель в данной сцене? Почему Очумелов постоянно снимает и одевает её?

Обсуждение в группе.

Письменная работа на дом: «О людях-хамелеонах или о чем рассказ «Хамелеон»?

ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН» А. П. Чехов - мастер маленького рассказа. Один из его рассказов, «Хамелеон», в юмористи­ческой форме повествует о незначительном собы­тии, произошедшем в один из дней в маленьком провинциальном городишке. Само по себе собы­тие было действительно незначительным. Одна­ко персонажи рассказа, характеры которых рас­крываются, главным образом, в диалогах, застав­ляют читателя задуматься, увидеть необыкновен­ное в обыкновенном. В рассказе нет живописных пейзажей, подроб­ных и обстоятельных характеристик персона­жей. Мастерство А. П. Чехова заключается в уме­нии наблюдать жизнь, облекая свои размышле­ния в форму тонких и метких деталей. Безлюдная базарная площадь. Через нее идет полицейский надзиратель Очумелов. За ним вы­шагивает рыжий городовой Елдырин. Вокруг тишина и спокойствие. Внезапно тишину нару­шают человеческие крики и собачий визг. Очу­мелов видит, как от склада купца Пичугина бе­жит собака, «прыгая на трех ногах и оглядыва­ясь». За ней гонится человек. Можно предста­вить, насколько смешной была ситуация. Но бе­гущий человек решается на поступок более смеш­ной и вместе с тем безумный: «подавшись туло­вищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы». Слышится вновь собачий визг. Не удивительно, что происшествие оживляет сон­ную базарную площадь. Неведомо откуда, «слов­но из земли выросши», набежал народ. Очумелов, представитель власти и порядка, не может не обратить внимания на беспорядок. По­дойдя к толпе, он увидел человека, который де­монстрировал свидетелям свой окровавленный палец. Казалось бы, в такой ситуации сочувствие читателей должно быть на стороне пострадавше­го золотых дел мастера Хрюкина. Но обратим внимание на такие детали: лицо его было полу­пьяным и на нем было как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» Животное оказывается не огромным ужасным псом, а всего лишь белым борзым щенком с острой мордой и желтым пят­ном на спине, да еще хромым. «В слезящихся гла­зах его выражение тоски и ужаса». А. П. Чехов не выражает своего мнения по поводу происшествия, но внимательный чита­тель сразу же понимает, на чьей стороне автор­ское сочувствие. Так, несколько метких деталей позволяют писателю довольно подробно и, глав­ное, ярко преподнести эпизод, ставший компози­ционной завязкой рассказа. Главную роль в рассказе выполняют диалоги, которые характеризуются живостью, пластично­стью языка и меткостью, точностью деталей. Сло­ва пострадавшего Хрюкина отличаются экспрес­сивностью, эмоциональностью. Он постоянно подчеркивает свое служение букве закона. Не­смотря на кажущуюся порядочность, Хрюкин заботится отнюдь не о торжестве закона, а о соб­ственной выгоде: «Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевель­ну…» Эта фраза Хрюкина сводит на нет все его заверения в правдивости, истинности сказанно­го. Подтверждением этого могут служить и сло­ва случайного свидетеля, который видел, что Хрюкин сам спровоцировал собаку. Нельзя серь­езно относиться к словам человека, который спо­собен обидеть беззащитное животное, да еще и таким образом. Таким же непредсказуемым, если брать во внимание детали, является полицейский надзи­ратель Очумелов. Он вообще не имеет собствен­ного мнения, решения меняет в зависимости от того, какую выгоду или неприятность принесет ему это решение. Вспомним, как он обращается к городовому Елдырину: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем». И через несколько минут: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Погодные условия нисколько не изменились. Изменилось решение полицейского относительно дальнейшей судьбы собаки. В этих же диалогах характерны следую­щие реплики: «Пора обратить внимание на подоб­ных господ, не желающих подчиняться постанов­лениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродя­чий скот!» И через несколько минут: «Она (соба­ка), может быть, дорогая, а ежели каждый сви­нья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Завершается рассказ торжеством справедли­вости. Истинный виновник происшествия нака­зан. Наказанием ему послужил всеобщий хохот собравшихся, в то время как пес возвращается владельцу, вместо того чтобы быть истреблен­ным, к чему его «приговорили» вначале. Очуме­лов грозит Хрюкину, что доберется до него. И на­столько беспомощным выглядит этот жест Очу­мелова, что тут уж впору его пожалеть. Пожалеть за боязнь перед вышестоящими, за неумение при­нимать самостоятельные решения. Каждый из персонажей рассказа глубоко ин­дивидуален. Эта индивидуальность раскрывает­ся прежде всего в деталях поведения, в диалогах персонажей. А. П. Чехов создает яркие и запо­минающиеся образы, не прибегая к широким, подробным характеристикам. Он творил, как ис­тинный художник, у которого каждый мазок кисти значителен и красноречив. Перед нами уже не образы отдельных людей, а нечто более широ­кое и значительное - образ населения, народа, нации.