Средневековые медицинские инструменты. Ужасные болезни и эпидемии в средние века

Выбрала такую картинку для меня:

Но получилось так, что мне предоставилась срочная возможность написать на эту тему в другом месте, и чтобы не дублировать информацию, этот пост, написанный еще в феврале, пришлось скрыть от всех... Тем не менее, я о нем всегда помнила, и сейчас предоставилась возможность показать его всем, что я с удовольствием и делаю.

Данный пост посвящен одной из самых зловещих внешне и благодатных по сути фигур средневековой истории - чумному доктору, который и изображен на фото выше. Это фото было сделано мной 19 июля 2005 года во время путешествия по Эстонии, в музее таллинской башни Кик-ин-де-Кёк.

Благодаря фильмам и историческим книгам известно, какой ужас на людей в Средние века наводил, например, костюм палача - этот балахон, маска, скрывающая лицо и делающая анонимным ее обладателя... Но не меньший страх, хотя и не без доли надежды, вызывал еще один костюм - т.н. Чумного доктора. Оба они, и доктор и палач, имели дело со Смертью, только один помогал отнимать жизни, а второй пытался их спасать, хотя чаще всего безуспешно... Появление на улицах средневекового города страшного силуэта в темном одеянии и с клювом под широкополой шляпой было зловещим признаком, что рядом поселилась Черная Смерть - чума. Кстати, чумой в исторических источниках называли не только случаи бубонной или легочной чумы, но и моровую язву и прочие эпидемии со смертельным исходом.

Чума была давно известной болезнью - первая достоверная пандемия чумы, известная как "юстиниановская", возникла в VI веке в Восточно-Римской империи, во время царствования императора Юстиниана, самого погибшего от этой болезни. Затем последовала вспышка бубонной чумы в Европе в VIII веке, после чего несколько столетий она давала о себе знать лишь спорадически.

Пандемия, известная как "великий мор" или "черная смерть" в XIV веке (1348–51), была завезена в Европу генуэзскими моряками с Востока. Надо сказать, что более эффективного средства распространения чумы, чем средневековые корабли, сложно найти. Трюмы кораблей кишели крысами, распространяющими блох на всех палубах.

Цикл инфекции от блохи к крысе и от крысы к блохе мог продолжаться до тех пор, пока крысы не вымирали. Голодные блохи в поисках нового хозяина переносили заболевание на человека. Вот, например, схема, показывающая циклы заражения и смертности в одной отдельно взятой ячейке общества. Зараженная крыса, помеченная красной точкой в графе "1-й день", на 5-й день погибала от болезни. Когда крыса подыхала, блохи покидали ее, перенося чуму другим крысам. К 10-му дню эти крысы тоже погибали, и их блохи переходили на людей, инфицируя примерно 75% из них. К 15-му дню около половины людей на корабле или в доме умрет от чумы; четверть выздоровеет, а четверть избежит заражения.

Ни одно государство Западной Европы не избежало повального мора, даже Гренландия. Считается, что почти незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли, но география распространения чумы до сих пор еще полностью не изучена.

Чума "передвигалась" со скоростью лошади - основного транспорта того времени. Во время пандемии погибло, по разным данным, от 25 до 40 миллионов человек. Количество жертв в разных регионах колебалось от 1/8 до 2/3 общего числа жителей. Вымирали целые семьи. На карте Европы показаны пути распространения этой эпидемии:

Антисанитарная обстановка, постоянное недоедание и снижение физической сопротивляемости человеческого организма, отсутствие элементарных гигиенических навыков и скученность населения способствовали распространению эпидемии. От чумы не был застрахован никто, ни простой горожанин, ни король. В списке умерших - французский король Людовик IX (Святой), Жанна Бурбонская – супруга Филиппа Валуа, Жанна Наваррская – дочь Людовика X, Альфонс Испанский, император Германский Гюнтер, братья короля Швеции, художник Тициан. Как рассказывает хроника Руссова, в Ливонии умер магистр могущественного Ливонского ордена крестоносцев Брюггеней.

Название "бубонная чума" произошло от одного из ранних признаков болезни: появления больших болезненных, именуемых бубонами припухлостей лимфатических узлов на шее, в паху и под мышками. Через три дня после появления бубонов у людей поднималась температура, начинался бред и тело покрывалось черными неровными пятнами в результате подкожных геморрагий. По мере развития болезни бубоны увеличивались и становились более болезненными, нередко лопались и вскрывались.

Реконструкция облика такого больного из музея в Голландии:

Около половины заболевших умирали еще до наступления этой стадии. Изображения больных с бубонами часты на старинных изображениях того времени.

На этой английской миниатюре 1360-75 гг. изображены монахи, покрытые бубонами и ищущие спасения у самого папы римского:

Врачи того времени не могли сразу распознать заболевание. Оно фиксировалось слишком поздно, когда что-либо сделать уже представлялось невозможным. Возбудители болезни еще несколько веков останутся неизвестными, лечения как такового не существовало вообще. Врачи полагали, что чума распространяется в результате т.н. "заразного начала" (контагиона) - некоего токсического фактора, который. может передаваться от больного здоровому. Передача от человека к человеку, думалось, может проходить или через физический контакт с больным, или через его предметы одежды и постельное белье.

На основании этих представлений и возник самый инфернальный костюм Средневековья - костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы врачи обязаны были носить эту специальную одежду, которая была плодом сочетания как здравых с точки зрения эпидемиологии вещей, так и предрассудков.

Например, считалось, что подобные конструкции масок в виде воронов и прочих созданий с клювами, придающие доктору вид древнеегипетского божества, "отпугивают" болезнь. В то же время клюв нес и функциональную нагрузку - защищал врача от "болезнетворного запаха". Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами. Это был своеобразный естественный фильтр, упрощающий дыхание в условиях постоянного смрада. А также оберегал окружающих от иного "зловония" - поскольку доктор в профилактических целях непрестанно жевал чеснок, а также помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы доктор не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия.

Маска имела также стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный, пропитанный воском плащ и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны во избежание контакта с зараженными. Часто одежду пропитывали смесью камфары, масла и воска. В реальности это позволяло в какой-то мере избежать укуса переносчика чумы - блохи, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали.

Завершала костюм доктора кожаная шляпа, под которую надевали капюшон с пелериной, закрывающий стык между маской и одеждой. Вариации костюма зависели от местности и финансовых возможностей врача. Например, в музее таллинской башни Кик-ин-де-Кёк представлен облик доктора без шляпы, но зато с капюшоном, обтягивающим клюв. Более состоятельные врачи носили клювы из бронзы. Облаченные в перчатки руки врача зачастую сжимали два необходимых в его практике предмета: палку, чтобы отгонять безнадежно заразившихся и скальпель для вскрытия бубонов. Или же это могли быть курящиеся благовония. В палке-жезле также был ладан, который должен был защищать от нечистой силы. Еще в арсенале врача имелся поммандер - шкатулочка для ароматических трав и веществ, которые должны были "отпугнуть" чуму.

В более поздние времена костюм чумного доктора стал таким:

Кроме врачей были еще т.н. Мортусы (специальные служащие, набранные из тех, кто выжил, переболев чумой, или из осужденных преступников), обязанностью которых было собирать тела умерших и свозить их к месту захоронения.

На старинных гравюрах из Лондона видны мортусы, свозящие трупы на тележках и повозках, роющие могилы и занимающиеся погребением.

На гравюрах того времени можно заметить горящие жаровни. Тогда считалось, что огонь и дым очищают зараженный воздух, поэтому огни горели повсюду, не потухая даже в ночное время, курились благовония, призванные помочь очистить воздух от заразы. Жителей Лондона в 17 веке, например, убеждали курить табак, приравнивая его к исцеляющим благовониям. Практиковалось окуривание помещений смолистыми веществами, обмывание пахучими составами, вдыхание паров сжигаемой селитры или пороха. Для обеззараживания помещений, где скончались больные, врачи рекомендовали, в частности, ставить блюдце с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. При торговых расчетах во время чумы и других эпидемий покупатели опускали деньги на рынке в сосуд с оксимелем (медовым уксусом) или просто уксусом, который был у каждого продавца - считалось, что тогда зараза не могла перейти из рук в руки.

К нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. В открытые раны вкладывали свиное сало и масло. Применялось вскрытие бубонов и прижигание открытых ран раскалённым железом.

Неудивительно, что при таком лечении смертность среди заболевших нередко даже и в более позднее время составляла 77-97%. Испытанным рецептом, которого придерживались в народе, было, вплоть до XVII в. да и позже, - cito, longe, tarde: бежать из зараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Страх, наводимый чумой, показан на картине Питера Брейгеля Старшего "Триумф смерти", где смерть в виде бродячих скелетов уничтожает все живое. Ни король с его золотом, ни молодые кутилы за столом не могут избежать нашествия безжалостной армии мертвецов. На заднем плане скелеты сталкивают свои жертвы в наполненную водой могилу; неподалеку можно видеть бесплодный, безжизненный ландшафт.

Писатель Даниэль Дефо, известный как автор "Робинзона Крузо" и бывший также у истоков английской разведки, писал в своем "Дневнике чумного года": "Если бы только возможно было точно изобразить то время для тех, кто не пережил его, и дать читателю правильное представление об ужасе, обуявшем горожан, это и теперь произвело бы глубокое впечатление и исполнило людей удивлением и трепетом. Можно без преувеличения сказать, что весь Лондон был в слезах; плакальщицы не кружили по улицам, никто не носил траур и не шил специальных одежд, даже чтобы почтить память самых близких усопших, но плач стоял повсюду. Вопли женщин и детей у окон и дверей жилищ, где умирали, или, быть может, только что умерли их ближайшие родственники, разносились столь часто, стоило только выйти на улицу, что надорвалось бы и самое твердокаменное сердце. Плач и причитания раздавались почти в каждом доме, особенно в начале мора, потому что позднее сердца ожесточились, так как смерть была постоянно у всех пред глазами, и люди утратили способность сокрушаться потерей близких и друзей, ежечасно ожидая, что их самих постигает та же участь".

Джованни Боккаччо в своем «Декамероне», действие которого происходит как раз во время эпидемии чумы в 1348 году в Италии, писал: "Умерший от чумы человек вызывал столько же участия, сколько издохшая коза".

Описание Боккаччо трагично: "Славную Флоренцию, лучший город Италии, посетила губительная чума... От этой болезни не помогали и не излечивали ни врачи, ни снадобья... Так как для великого множества мертвых тел, которые каждый час подносили к церквам, не хватало освященной земли, то на переполненных кладбищах при церквах рыли огромные ямы и туда опускали целыми сотнями трупы. Во Флоренции умерло, как уверяют, 100 тысяч человек... Сколько знатных родов, богатых наследств, огромных состояний осталось без законных наследников! Сколько сильных мужчин, красивых женщин, прелестных юношей, которых даже Гален, Гиппократ и Эскулап признали бы совершенно здоровыми, утром завтракало с родными, товарищами и друзьями, а вечером ужинало со своими предками на том свете".

В те времена люди искали спасения от эпидемий в церквах, молились об исцелении все вместе - больные, и здоровые… Чувство панического ужаса, которое сеяли эпидемии и болезни в средневековом обществе, нашло отражение в молитве о заступничестве: "От чумы, голода и войны спаси нас, Господи!"

По свидетельству очевидцев, паника была такой, что "люди заво­рачивались в две простыни и устраивали себе по­хороны при жизни (что было просто неслыханным!)".

Пожалуй, наиболее известным ныне Чумным доктором был Мишель де Нотр-Дам, известный больше как предсказатель Нострадамус. На заре своей карьеры Нострадамус прославился благодаря своим успехам в деле спасения сограждан от чумы. Секрет Нострадамуса был прост - соблюдение элементарной гигиены. Иных средств в его арсенале не было, и потому он оказался бессилен спасти от этой страшной болезни свою первую семью, после чего отправился в изгнание. И только в 1545 году (в возрасте 42 лет) он возвратился в Марсель, и на этот раз его новое лекарство было способно воздействовать на легочную чуму, а затем, в Провансе в 1546 году на "черную чуму".

Сценка из экспозиции музея Нострадамуса в Провансе:

О методах Нострадамуса известно не слишком много. Всюду, где свирепствовала бубонная чума, он велел рисовать на домах обреченных черные кресты, чтобы предостеречь здоровых и затруднить распространение эпидемии. Надо помнить, что знакомые нам правила гигиены в те времена многим не были известны, и потому способы Нострадамуса некоторый эффект имели. Он рекомендовал пить только кипяченую воду, спать в чистой постели, в случае опасности чумы при первой возможности покидать грязные зловонные города и дышать свежим воздухом в сельской местности.

В городе Экс, столице Прованса, Нострадамус впервые приме­нил свои знаменитые пилюли, замешанные на основе лепестков роз и богатые витамином С. Он раздавал их прямо на улицах зараженных городов, попутно разъясняя согражданам правила элементарной гигиены. "Все, кто пользовались ими, - писал он впоследствии, - спас­лись, и наоборот."

Описанию дезинфицирующего порошка, из которого он составлял пилюли, Нострадамус посвятил несколько глав в одной из своих медицинских книг. Издание этой книги от 1572 г. хранится в парижской библи­отеке св. Женевьевы под необычным для нас заглавием "Превосходная и очень полезная брошюра о многих отменных рецептах, разделен­ная на две части. Первая часть нас учит способу приготовлять разную помаду и духи для украшения лица. Вторая часть нас учит приготавливать варе­нья различных сортов из меда, сахара и вина. Со­ставлена магистром Мишелем Нострадамусом - доктором медицины из Шалона в Провансе. Лион 1572 г.". В частности, разделы этой книги назывались "Как приготовить порошок, вычис­тить и отбелить зубы... а также способ придать дыханию приятный запах. Другой способ, еще более совершенный, для очищения зубов, даже тех, которые сильно попорчены гнилью... Способ приготовить род мыла, делающего белыми и мяг­кими руки и обладающего сладким и вкусным за­пахом... Способ приготовить род дистиллирован­ной воды, чтобы наилучшим образом украсить и отбелить лицо... Другой способ, чтобы сделать волосы бороды белокурыми или цвета золота, а также чтобы уничтожить слишком большую пол­ноту тела".

До открытия чумной бактерии и применения антибиотиков в лечении этого заболевания оставалось еще почти без малого полтысячелетия...

Картина "Чума" Арнольда Бёклина (1898) показывает весь ужас перед этой болезнью - ведь даже в его время, на рубеже 19 и 20 веков еще не научились с ней бороться!

И даже в наше время еще регистрируются отдельные вспышки этого заболевания:

В подготовке статьи использовались материалы:
из статьи Колина Макэведи "Бубонная чума" из издания В МИРЕ НАУКИ. (Scientific American. Издание на русском языке). 1988. № 4,
Википедии и энциклопедии "Британника"
из статьи "Война с «черной смертью»: от обороны к наступлению" В. С. Ганин, канд. мед. наук, Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, в журнале «Наука и жизнь» №7, 2006
Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.
ИСТОРИЯ ЧУМНЫХ ЭПИДЕМИЙ В РОССИИ

Как развивалась медицина в средневековой Европе? Еще в XIV и XV веках лучшие специалисты рекомендовали такой способ борьбы с болезнью, как подвешивание за ноги, чтобы «яд вышел из ушей, носа, рта и глаз». Но, может, это отдельные казусы, а в остальном все было не так уж плохо? Ознакомление с другими источниками приводит к неутешительному выводу — нет, все так и было.

Европейская средневековая медицина знала лишь несколько универсальных «лекарств» — клизмы, рвотное, кровопускание, прижигание, хлорид ртути и, конечно, молитва. Весь этот набор «лекарственных средств», как легко догадаться, больше вредил излечению больных, чем помогал. Все источники только подтверждают упадочное состояние средневековой христианской медицины в сравнении с арабской.

Вот один из удивительных примеров врачевания у франков.

«Властитель аль-Мунайтыры написал письмо дяде, прося прислать врача, чтобы вылечить нескольких больных его товарищей. Дядя прислал к нему врача-христианина, которого звали Сабит. Не прошло и двадцати дней, как он вернулся обратно.

«Как ты скоро вылечил больных», — сказали мы ему. «Они привели ко мне рыцаря, — рассказывал нам врач, — на ноге у которого образовался нарыв, и женщину, больную сухоткой. Я положил рыцарю маленькую припарку, и его нарыв вскрылся и стал заживать, а женщину я велел разогреть и увлажнить ее состав. К этим больным пришел франкский врач и сказал: «Этот мусульманин ничего не понимаете лечении. Что тебе приятнее, — спросил он рыцаря, — жить с одной ногой или умереть с обеими?» — «Я хочу жить с одной ногой», — отвечал рыцарь.

«Приведите мне сильного рыцаря, — сказал врач, и принесите острый топор». Рыцарь явился с топором, и я присутствовал при этом. Врач положил ногу больного на бревно и сказал рыцарю: «Ударь по его ноге топором и отруби ее одним ударом». Рыцарь нанес удар на моих глазах, но не отрубил ноги; тогда ударил ее второй раз, мозг из костей ноги вытек, и больной тотчас же умер. Тогда врач взглянул на женщину и сказал: «В голове этой женщины дьявол, который влюбился в нее. Обрейте ей голову». Женщину обрили, и она снова стала есть обычную пищу франков — чеснок и горчицу. Ее сухотка усилилась, и врач говорил: «Дьявол вошел ей в голову». Он схватил бритву, надрезал ей кожу на голове крестом и сорвал ее с середины головы настолько, что стали видны черепные кости. Затем он натер ей голову солью, и она тут же умерла. Я спросил их: «Нужен ли я вам еще?» И они сказали: «Нет», и тогда я ушел, узнав об их врачевании кое-что такое, чего не знал раньше»…»

Можно ли доверять такому описанию Усаму ибн Мункыза? Ведь он участник войн с крестоносцами, и франков, понятное дело, терпеть не мог — видел в них «только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях и ничем больше, так же как и животные обладают доблестью и храбростью при нападении….». Но судя по тому, что мы знаем о средневековых хирургах, описание Мункыза вполне адекватно. Стоит вспомнить, что вскрытия были запрещены вплоть до XVI века. Анатомия рассматривалась только через призму религии — например, Адриан Спигелий (1578-1625) утверждал, что задница нужна человеку исключительно потому, что является природной подушкой, «сияя на которой, человек может праведно и усердно предаваться размышлениям о божественном».

Даже если хирург научился резать быстро — а к этому они и стремились, памятуя Гиппократа: «Причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро» — то из-за отсутствия обезболивания даже виртуозная техника хирурга выручала лишь в редких случаях. В Древнем Египте попытки обезболивания делались уже в V-III тысячелетиях до н.э. Анестезия в Древней Греции и Риме, в Древнем Китае и Индии осуществлялась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в XV-XIII веках до н.э. дня этой цели был впервые применен алкоголь. Но в Европе обо всем этом позабыли (несмотря на то, что та же мандрагора, например, упоминалась в Библии). В средние века существовали только такие курьезные методы обезболивания, как «метод общего обезболивания путем удара тяжелым предметом по голове», когда в результате сотрясения мозга больной впадал в бессознательное состояние, оставаясь безучастным к манипуляциям хирурга, кровопускание, пережим сонной артерии и охлаждение (до сих пор существует термин «заморозка», хотя сейчас под этим отнюдь не имеется в виду охлаждение тканей как таковое). Позже возникла не менее затейливая идея ректального наркоза — табачные клизмы.

Обезболивающий эффект подобных средств был ничтожным, и больным оставалось лишь уповать на мастерство хирургов, старавшихся выполнять сложные операции с очень большой скоростью. Обычно не помогало — пациенты умирали от болевого шока (остальные — чуть позже от сепсиса). Схема заболел-умер в те годы была скорее нормой, чем исключением.

«Нож хирурга и боль неотделимы друг от друга! Сделать операции безболезненными — это мечта, которая не осуществится никогда!» — утверждал в конце XVII (!) века известный французский хирург А. Вельно. Только в середине XIX века впервые был применен эфир; 16 октября 1846 года — дата начала современной анестезиологии. Тем не менее суеверные в средние века люди толпами валили к хирургам, чтобы, например, вырезать без всякого наркоза «шишки глупости». Это жировики на голове. Считалось: вырежут — поумнеешь. Иероним Босх запечатлел это действо на картине «Удаление камня глупости».

«Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и, нередко, жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток, «киянка», удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой».

Европейское население на протяжении второго тысячелетия косили эпидемии эрготизма, оспы, чумы, туберкулеза, тифа, сифилиса и проказы. Знаменитый Нострадамус успешно боролся с чумой элементарным соблюдением правил гигиены — купался каждый день. Но сильно верующий христианин не мог себе такого позволить, ибо мыться — грех. Еще в XI веке папа Климент III издал указ, в силу которого было запрещено по воскресеньям купаться и даже мыть лицо. Но de facto к XI веку в христианской Европе и так уже мало кто мылся. Позже, кроме религиозных причин, возникнут и вполне объективные — в Западной Европе кончатся леса (на приготовление пищи дров уже не хватало — только на костры Святой инквизиции), наступит похолодание (так называемый малый ледниковый период, в Париже даже колокола от холода трескались) и мыться в холодной воде станет практически невозможно: ведь далеко не все — «моржи». Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца ХIХ (!) века приходилось уговаривать народ мыться.

«Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — после пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». Доктору мало кто верил…

С эпидемиями в средневековье боролись по разному. Прокаженных, например, множество которых появилось в Европе уже после первого крестового похода, в города просто не пускали, ибо самого прокаженного считали проклятым. У городских ворот были поставлены специальные привратники для задержания больных проказой. В сельских же местностях прокаженных обязывали предупреждать о своем появлении звуками трещотки, рога или колокольчика. Всех, кто казался соседям «нечистым», просто изгоняли из города. Заболевший считался обреченным. При появлении первых признаков проказы человека отпевали в церкви, как если бы он был уже мертв, после чего ему давали особую одежду и уже упомянутые трещотку или колокольчик, дабы предупреждал здоровых людей о своем приближении. Те, кому «повезло», попадали под присмотр очередного христианского ордена им. св. Лазаря, давшего имя лазаретам. Орден организовывал лепрозории для больных проказой, откуда те «не могли выходить под угрозой смертной казни. Только в Центральной Европе к 1250 г. этих лепрозориев насчитывалось уже 19000. Все ужасно боялись людей, «гниющих заживо».

Во Франции прокаженных обязали жить в специальных домах -лепрозориях. На протяжении всего периода средневековья составлялись «правила» поведения прокаженного и его родственников. Вот одно их них. «Как только болезнь обнаруживалась, человека отводили в религиозный трибунал, который… осуждал его на смерть». Что это означало? Несчастного отводили в церковь, где все было приготовлено для похорон. Больного клали в гроб, служили заупокойную службу, относили на кладбище, опускали в могилу и сбрасывали на него несколько лопат земли со словами: «Ты не живой, ты мертвый для всех нас». После этого больного вытаскивали из могилы и отвозили в лепрозорий. Навсегда. Больше он никогда не возвращался домой, в семью. Для всех он был мертв.

Здесь в самый раз задаться вопросом: насколько верной была диагностика заболеваний? Как безграмотные монахи и врачи могли поставить диагноз верно? Обычно диагностика сводилась к чему-то вроде поисков «проказы на одежде и на бороде» — точно как объяснено в Библии. Поэтому, если хронисты пишут об эпидемии чумы, надо еще выяснять, какая именно болезнь имеется в виду — «огненная чума» (отравление спорыньей) или чума непосредственно. Симптомы слишком похожи.

Церковь и население лучше врачей «понимало» причины эпидемий. Если эпидемия — то значит за грехи. В дальнейшую диагностику церковники не углублялись, и боролись с «происками дьявола» единственным логичным для них способом — в средневековой Европе во время эпидемий постоянно звонили колокола, помогая людям справиться с болезнью. Иногда, кроме «деяний дьявола», находили и менее метафизические объяснения. Так эпидемия «черной смерти» — чумы — произошла, как считалось, от того, что евреи отравили колодцы. Богомерзких жидов пожгли, конечно, но на распространении болезни это никак не сказалось — видимо, в деле отравления христиан им помогал сам Дьявол. О существовании смертоносных бацилл (возбудитель чумы, например, был открыт только в самом конце XIX века французским врачом Александром Йерсеном в Гонконге) и о необходимости гигиены никто еще не подозревал. «Зачем ученики Твои преступают предание старцев? Ибо не умывают рук своих» — спросили как-то фарисеи Христа. «Есть неумытыми руками — не оскверняет человека». — ответствовал Спаситель.

Послушные христиане руки мыть перестали. И не только перед едой.

А вот еще один «забавный» и, согласитесь, позорный эпизод из недавней истории медицинского «искусства»: Игнате Семмельвейс, венгерский гинеколог, в 1848 году был лишен права практиковать за то, что он начал публично настаивать на мытье рук во время принятия родов. Высмеянный коллегами-докторами, осужденный и лишенный лицензии, Семмельвейс сошел с ума и умер относительно молодым, в то время как десятки тысяч рожениц и новорожденных продолжали умирать от инфекций, внесенных врачами и повитухами, В основании средневековой медицины лежали четыре типа человеческой природы: черная желчь, желтая желчь, флегма и кровь. Их «баланс» означал хорошее здоровье пациента. А достигался этот «баланс типов человеческой природы» диетами, клизмами и кровопусканием. Врачи, даже куда в более позднее время, стремясь объяснить причины болезней из какого-либо принципа, оказывались в плену еще более фантастических представлений.

Врачи в средневековом городе объединялись в корпорацию, внутри которой существовали определенные разряды. Наибольшими преимуществами пользовались придворные лекари. Ступенью ниже стояли врачи, лечившие население города и округи и жившие за счет платы, получаемой от пациентов. Врач посещал больных на дому. В больницу пациентов отправляли в случае инфекционного заболевания или когда за ними некому было ухаживать; в остальных случаях больные, как правило, лечились дома, а врач периодически навещал их.

В ХП-ХШ вв. существенно повышается статус так называемых городских врачей. Так именовались врачи, которых назначали на определенный срок для лечения чиновников и бедных граждан безвозмездно за счет городского управления.

Городские врачи заведовали больницами, свидетельствовали в суде (о причинах смерти, увечий и т.п.). В портовых горoдах они должны были посещать корабли и проверять, нет ли среди грузов того, что могло бы представлять опасность заражения (например, крыс). В Венеции, Модене, Рагузе (Дубровнике) и других городах купцы и путешественники, вместе с доставленными грузами, изолировались на 40 дней (карантин), и им разрешали сойти на берег только в том случае, если за это время не обнаруживалось инфекционной болезни. В некоторых городах создавались специальные органы для осуществления санитарного контроля («попечители здоровья», а в Венеции -- особый санитарный совет).

Во время эпидемий населению оказывали помощь специальные «чумные врачи». Они же следили за соблюдением строгой изоляции районов, пораженных эпидемией. Чумные врачи носили особую одежду: длинный и широкий плащ и специальный головной убор, закрывавший лицо. Эта маска должна была предохранять врача от вдыхания «зараженного воздуха». Поскольку во время эпидемий «чумные врачи» имели длительные контакты с инфекционными больными, то и в другое время они считались опасными для окружающих, и их общение с населением было ограниченно. Довольно быстро врачеватели чумы заняли особое место в обществе того времени. Экономический ущерб от пандемии был налицо, наравне с прямой угрозой жизни не только простому населению, но и власть имущим. Кроме того, доктора, видимо, всё же смогли добиться некоторых успехов или хотя бы видимости таковых. Как бы то ни было, чумные доктора вскоре стали рассматриваться как весьма ценные специалисты, и во многих городах получили дополнительные привилегии -- к примеру, разрешение вскрывать трупы умерших от чумы. Кроме того, чумные доктора весьма высоко оплачивались. Известно, что в том же 1348 году итальянский город Орвието нанял чумного доктора Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало годовой гонорар обычного доктора. В 1645 году месячное жалование чумного доктора города Эдинбурга Джорджа Рэя составляло 110 шотландских фунтов, в то время, как первоначально городской совет планировал нанять его лишь за 40 шотландских фунтов в месяц. Ещё одной наглядной иллюстрацией высокой ценности чумных докторов является эпизод, имевший место в 1650 году в Испании, когда Барселона послала двух докторов в поражённый чумой город Тортоса. В пути докторов захватили бандиты, и Барселона была вынуждена заплатить немалый выкуп за их освобождение.

«Ученые врачи» получали образование в университетах или медицинских школах. Врач должен был уметь ставить диагноз больному, основываясь на данных осмотра и исследовании мочи и пульса. Считается, что главными методами лечения были кровопускание и очищение желудка. Но средневековые врачи с успехом применяли и медикаментозное лечение. Были известны целебные свойства различных металлов, минералов, а главное -- лекарственных трав. В трактате Одо из Мена «О свойствах трав» (XI в.) упоминается более 100 целебных растений, среди которых полынь, крапива, чеснок, можжевельник, мята, чистотел и другие. Из трав и минералов, при тщательном соблюдении пропорций, составлялись лекарства. При этом количество компонентов, входящих в то или иное снадобье, могло доходить до нескольких десятков -- чем больше целебных средств использовалось, тем действеннее должно было быть снадобье.

Из всех отраслей медицины наибольших успехов достигла хирургия. Потребность в хирургах была очень велика из-за многочисленных войн, ибо никто другой не занимался лечением ранений, переломов и ушибов, ампутацией конечностей и проч. Врачи избегали даже делать кровопускания, а бакалавры медицины давали обещания, что не будут производить хирургических операций. Но хотя в хирургах очень нуждались, их правовое положение оставалось незавидным. Хирурги образовывали отдельную корпорацию, стоявшую значительно ниже, чем группа ученых врачей.

Среди хирургов были странствующие врачи (зубодергатели, камне- и грыжесечцы и т.д.). Они разъезжали по ярмаркам и проводили операции прямо на площадях, оставляя затем больных на попечение родственников. Такие хирурги излечивали, в частности, кожные болезни, наружные повреждения и опухоли.

На протяжении всего средневековья хирурги боролись за равноправие с учеными врачами. В некоторых странах они добились значительных успехов. Так было во Франции, где рано образовалось замкнутое сословие хирургов, а в 1260 г. была основана коллегия св. Косьмы. Вступить в нее было и трудно, и почетно. Для этого хирурги должны были знать латинский язык, прослушать в университете курс философии и медицины, два года заниматься хирургией и получить степень магистра. Такие хирурги высшего ранга (chirurgiens de robe longue), получавшие столь же солидное образование, что и ученые врачи, имели определенные привилегии и пользовались большим уважением. Но медицинской практикой занимались отнюдь не только те, кто имел университетский диплом.

К корпорации медиков примыкали банщики и цирюльники, которые могли поставить банки, пустить кровь вправить вывихи и переломы, обработать рану. Там, где недоставало врачей, на цирюльниках лежала обязанность наблюдения за публичными домами, изоляции прокаженных и лечения чумных больных.

Медицинской практикой занимались также и палачи, пользовавшие тех, кто подвергался пытке или наказанию.

Иногда медицинскую помощь оказывали и аптекари, хотя официально медицинская практика была им запрещена. В раннее средневековье в Европе (кроме арабской Испании) вообще не было аптекарей, врачи сами изготовляли необходимые лекарства. Первые аптеки появились в Италии в начале XI в. (Рим, 1016, Монте-Кассино, 1022). В Париже и Лондоне аптеки возникли гораздо позже -- только в начале XIV в. До XVI в. врачи не писали рецептов, а сами посещали аптекаря и указывали ему, какое лекарство следует приготовить.

Правовое положение врача было незавидным, например, в Западной Европе, в эпоху Средневековья по вестготским законам предусматривалось, что за вред от кровопускания, причинённый дворянину врачевателем, полагался штраф, в случае же смерти его, врач выдавался головой его родным, которые имели право делать с ним что угодно.

Медицина эпохи Средневековья

Период Возрождения, начавшийся в 14 в. и продолжавшийся почти 200 лет, был одним из самых революционных и плодотворных в истории человечества. Изобретение книгопечатания и пороха, открытие Америки, новая космология Коперника, Реформация, великие географические открытия – все эти новые влияния способствовали освобождению науки и медицины от догматических оков средневековой схоластики. Падение Константинополя в 1453 разбросало греческих ученых с их бесценными манускриптами по всей Европе. Теперь Аристотеля и Гиппократа можно было изучать в оригинале, а не в переводах на латынь с еврейских переводов арабских переводов сирийских переводов с греческого.

Медицину позднего средневековья называют «схоластической», имея в виду ее отрешенность от реальной жизни. Решающим для развития медицины было то обстоятельство, что в университетах основой преподавания служила лекция.

Медики-схоласты занимались изучением и толкованием текстов античных и некоторых арабских авторов, главным образом, Гиппократа, Галена и Авиценны. Их произведения заучивались наизусть. Практических занятий, как правило, не было: религия запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов. Врачи на консилиумах часто спорили по поводу цитат вместо того, чтобы принести практическую пользу больному. Схоластический характер медицины позднего средневековья особенно ярко проявился в отношении университетских врачей к хирургам: в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась. В эпоху позднего средневековья и возрождения хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. В банях практиковали банщики и цирюльники, которые занимались хирургией, лечением ран и ушибов, вправлением суставов и кровопусканием. Их деятельность способствовала дурной репутации бань и сближала профессию хирурга с другими «нечистыми» профессиями (палачи и могильщики), связанными с кровью и трупами. Парижский медицинский факультет около 1300 г. прямо выразил свое отрицательное отношение к хирургии.

Анатомию преподавали вместе с физиологией и практической медициной. Если лектор не имел возможности иллюстрировать на опыте свои лекции по анатомии и хирургии, он дополнял их анатомическими рисунками собственного изготовления, которые иногда представляли собой изящные миниатюры.

Только в XIII в. общую медицину начинают преподавать в университетах в тесной связи с хирургией. Этому способствовали старания великих врачей, бывших одновременно и талантливыми хирургами. Медицинские руководства XIII и XIV вв. содержат изображения костей скелета и анатомические рисунки. Первый в Европе учебник анатомии был составлен в 1316 г. магистром Болоиского университета Мондино де Луцци (1275-1326 гг.). Его сочинения пользовались успехом и в эпоху Возрождения, великий Леонардо полемизировал с ним в области анатомии. Многое в сочинении де Луцци заимствовано из труда Галена «О назначении частей человеческого тела» ввиду того, что анатомирование производилось крайне редко.

Исторические параллели: Первые публичные рассечения трупов, производимые в конце эпохи средневековья, были настолько редки и необычны, что часто становились сенсацией. Именно в те времена возникла традиция устройства «анатомических театров». Император Фридрих II(1194-1250) интересовался медициной и во многом способствовал процветанию школы в Салерно, он основал Неаполитанский университет и открыл в нем кафедру анатомии - одну из первых в Европе. В 1225 г. он предложил врачам Салерно заниматься анатомией, а в 1238 г. издал указ о публичном вскрытии тел казненных преступников в Салерно раз в пять лет.

В Болонье преподавать анатомию с использованием вскрытия трупов начали в конце XIII в. Мондино де Луцци в начале XIVв. мог вскрывать трупы примерно раз в год. Заметим для сравнения, что медицинский факультет в Монпелье получил разрешение вскрывать трупы казненных лишь в 1376 г. В присутствии 20- 30 зрителей последовательное вскрытие разных частей тела (живот, грудь, голова и конечности) продолжалось соответственно четыре дня. Для этого воздвигались деревянные павильоны - анатомические театры. На представление публику приглашали афиши, иногда открытие этого зрелища сопровождалось звоном колоколов, закрытие - выступлением музыкантов. Приглашались почетные лица города. В XVI- XVII вв. анатомические театры часто превращались в торжественные демонстрации, которые проводились с разрешения властей в присутствии коллег и учеников. В России учреждение анатомических театров связано с именем Петра I, по указу которого в 1699 г. в Москве началось преподавание анатомии для бояр с демонстрациями на трупах.

Хирургической энциклопедией позднего средневековья и наиболее распространенным учебником хирургии до XVII в. было «Обозрение хирургического искусства медицины» Ги де Шолиака (1300-1368 гг.). Он учился в Монпелье и Болонье; большую часть жизни провел в Авиньоне, где был врачом папы Климента VI. В числе своих учителей он называет Гиппократа, Галена, Павла Эгинского, Разеса, Альбу-касиса, Роджера Фругарди и других врачей Салернской школы.

Ги де Шолиак был прекрасно образованным человеком и талантливым писателем. Его увлекательные и живые сочинения способствовали тому, что в хирургической практике были восстановлены давно забытые приемы, в частности, наркотические вдыхания при производстве операций.

Не следует, однако, думать, что старые медицинские теории и методы лечения сразу уступили место научной медицине. Догматические подходы были слишком глубоко укоренены; в медицине эпохи Возрождения оригинальные греческие тексты просто заменили неточные и искаженные переводы. Но в родственных дисциплинах, физиологии и анатомии, составляющих основу научной медицины, произошли поистине грандиозные изменения.

Анатомия не отставала от физиологии. Почти половина анатомических названий связана с именами исследователей 17 в., таких как Бартолин, Стено, Де Грааф, Бруннер, Вирзунг, Уортон, Пахиони. Мощный импульс развитию микроскопии и анатомии был дан великой медицинской школой Лейдена, которая стала в 17 в. центром медицинской науки. Школа была открыта для людей всех национальностей и вероисповеданий, в то время как в Италии папский эдикт не допускал некатоликов в университеты; как это всегда бывало в науке и медицине, нетерпимость привела к упадку.

В Лейдене работали крупнейшие медицинские светила того времени. Среди них был Франциск Сильвий (1614–1672), открывший сильвиеву борозду головного мозга, – подлинный основатель биохимической физиологии и замечательный клиницист; считается, что именно он ввел в лейденское обучение клиническую практику. Знаменитый Герман Бургаве (1668–1738) также работал на медицинском факультете в Лейдене, но его научная биография принадлежит уже 18 в.

Клиническая медицина тоже достигла в 17 в. больших успехов. Но еще царили суеверия, сотнями сжигали ведьм и колдунов; процветала инквизиция , и Галилей был вынужден отречься от своего учения о движении Земли. Прикосновение короля все еще считалось верным средством от золотухи, которую именовали «королевской болезнью». Хирургия по-прежнему оставалась ниже достоинства врача, но распознавание болезней значительно продвинулось. Т.Виллизий дифференцировал сахарный и несахарный диабет. Были описаны рахит и бери-бери, доказана возможность заражения сифилисом неполовым путем. Дж.Флойер стал отсчитывать пульс, используя часы. Т.Сиденхем (1624–1689) описал истерию и хорею, а также отличия острого ревматизма от подагры и скарлатины от кори .

Сиденхем вообще признается самым выдающимся клиницистом 17 в., его называют «английским Гиппократом». Действительно, его подход к медицине был истинно гиппократовым: Сиденхем не доверял чисто теоретическому знанию и настаивал на непосредственных клинических наблюдениях. Его методы лечения еще характеризовались – как дань времени – избыточным назначением клизм, слабительных, кровопусканий, но подход в целом был рационален, а лекарства просты. Сиденхем рекомендовал применение хины при малярии, железа при анемии, ртути при сифилисе и прописывал большие дозы опия. Его настойчивое обращение к клиническому опыту было чрезвычайно важно в эпоху, когда еще слишком много внимания в медицине уделялось чистому теоретизированию.

Возникновение госпиталей и их постоянный рост, подготовка дипломированных врачей, число которых тоже непрестанно росло, способствовало решению проблем общественного здоровья. Возникают начала медико-санитарного законодательства. Так, в 1140 г. король Сицилии Рожер выдал закон, согласно которого позволялось практиковать врачам, которые выдержали государственный экзамен. Позже появляется распоряжение относительно обеспечения городов пищевыми продуктами и их защиты от фальсификации. Из давних времен переходят такие гигиенические заведения, как общественные бани.


В городах, которые отмечались плотной застройкой, узкими улицами и внешними стенами (потому что феодалам нужно было платить за землю), распространялись эпидемии. Кроме чумы, огромной проблемой была проказа. Города внедряют должности городских врачей, основным заданием которых была борьба с заносом инфекций. В портовых городах вводится карантин (40 дней), во время которого корабль стоит на рейде, а его экипаж в город не допускается.

Эпидемия чумы в средневековом городе.


Костюм средневекового врача во время эпидемии чумы.

Появляются первые попытки создать идеальные системы человеческих сообществ, в которых предусматривается и ряд общественных медицинских мероприятий. Томас Мор написал произведение под названием «Утопия», в котором обосновывает уклад государства на все времена. Он рекомендует государству постоянно иметь запасы хлеба на два года, чтобы предупредить возникновение голода. Описывает, каким образом следует лечить больных, но больше всего внимания уделяет канонам семейной морали, в частности, видит большой вред в добрачных половых отношениях, обосновывает необходимость запрещения разводов и необходимость сурового наказания, вплоть до смертного наказания, супружеской неверности. Томазо Кампанелла в своем произведении «Государство солнца» особенное внимание также уделяет воссозданию потомства; из его позиций, все, что касается интересов потомства, должно быть на первоочередном государственном попечении.

Следует вспомнить Б. Рамаццини. В 1696 г. он подитожил свои наблюдения за трудом людей разных профессий в книге под названием «Рассуждения о болезнях от занятий». В этой работе он детально описывает разные заболевания, которые связаны с разного рода занятиями. Б. Рамаццини называют отцом профессиональной гигиены.

В XVII в. возник статистический подход к анализу общественных явлений, что имело большое значение для развития общественной медицины. В 1662 г. Д. Граунт передал Королевскому научному обществу труд, в котором изложил свои наблюдения над смертностью и рождаемостью в Лондоне (из 1603 г.). Он впервые составил таблицы смертности и высчитал среднюю продолжительность вероятной жизни каждого поколения. Эту работу продлил его товарищ и врач В. Пэтти, который свои наблюдения над естественным движением населения назвал «политической арифметикой», которая лучше отображает влияние на эти процессы общественных явлений, чем даже теперешнее название - демографическая статистика. Вскоре таблицы смертности начали использоваться в качестве основаниядля страхования жизни.

Аптеки работали как химические лаборатории. В этих лабораториях получила свое начало методика химического анализа неорганических веществ. Полученные результаты использовались как для поиска лекарств, так и непосредственно для химической науки. Аптеки становились центрами науки, а фармацевты занимали главное место среди ученых средневековья.

Появляются новые лекарства. В 1640 г. в Испанию из Южной Америки была завезена кора хинного дерева, которая оказалась эффективной при лечении малярии. Ее действие ятрохимики объясняли свойством прекращать брожение лихорадящих веществ, ятрофизики - физическим улучшением густой или очень жидкой крови. Эффект использования хинной коры сравнивали с последствиями внедрения пороха по военному делу. Лечебный арсенал пополнил корень ипекакуаны как блевотное и отхаркивающее средство, завезенное в 1672 г. из Бразилии. Используют арсен для прижигания, а также внутреннего приема в малых дозах. Были открыты вератрин, стрихнин, кофеин, этиловый эфир, сульфат магнезии.

Совершенствуется процесс приготовления лекарств. Во времена средневековья сложные прописи лекарств достигают своего апогея, число составных частей в одном рецепте растет до нескольких десятков. Особенное место занимали противоядия. Так, книжка Салернской школы носила название «Антидотарий» и вмещала много новых рецептов лекарств. Однако панацеей от всех болезней оставался терияк (медовая каша из 57 ингредиентов, в состав которой обязательно входили змеиное мясо, опий и тому подобное). Эти лекарства готовились публично, торжественно, в присутствии представителей власти и приглашенных лиц.


Алхимик в лаборатории

В Флоренции в 1498 г. выдан первый городской «реестр лекарств» (фармакопею), который содержал описание лекарств и правила их изготовления, и стал образцом для принятия в других городах и странах собственных реестров. Назову «Pharmacopoea» впервые написал на титуле своей книжки французский врач Жак Дюбуа (1548). В 1560 г. появилось первое издание Аугсбургской фармакопеи, которая больше всего ценилась в Европе. Первое издание Лондонской фармакопеи датировано в 1618 г. Первая в Польши фармакопея появилась в Гданске в 1665 г. Из фармацевтических трудов наибольшего распространения в конце XVI и в начале XVII в. приобрела книга М. Хараса «Pharmacopoea Royale et Gаlenique». В 1671 г. Даниель Людвиґ обобщает имеющиеся средства лечения и выдает свою фармакопею.

Огромный интерес представляет развитие медицины в Украине во времена эпохи Возрождения.

В 1578 г. князь Константин Острожский, украинский магнат и меценат, учредил на Волыни Острожскую академию - греко-словяно-латинский коллегиум - первую школу высшего типа в Украине, которую называли «Острожские Афины». Первым ректором был Герасим Смотрицкий. При академии был открыт госпиталь с медицинским классом (прообраз факультета), где изучали медицину. Острог стал культурной ячейкой, в нем была типография, в которой впервые на территории Украины отпечатана Библия. В академии впервые возникла стихотворная литература. Отсюда вышли достаточно много образованных людей Украины, в частности медиков. Существовала до 1624 г.

С XV в. началась подготовка ученых врачей в Польше, в Ягеллонском (Краковском) университете. Позже врачей готовили в Замойской академии в г. Замостя (близ Львова).

Академия в Замости была основана по инициативе графа Яна Замойского в 1593 г. Ян Замойский, который сам получил образование в Падуанском университете, решил открыть по образцу этого университета школу у себя на родине. Папа римский Климент VIII утвердил устав академии, предоставив ей право присуждать дипломы доктора философии, права и медицины. Однако король Стефан Баторий, чтобы не создать конкурента для Краковского университета, отказался подтвердить эту папскую привилегию. Лишь в 1669 г. король Михаил Корибут дал Замойской академии все привилегии университетов и предоставил профессорам академии благородные права. Отдельный медицинский класс (факультет) в начале XVII в. организовал уроженец Львова доктор медицины Ян Урсин. Медицинский факультет академии был слабее от краковского. Выкладывали в нем всю медицину один-два профессора. Из 17 профессоров медицины Замойской академии 12 получили докторские дипломы в Падуи, 2 - в Риме и только три не были учениками итальянских университетов.

Связь Замойской академии из Падуанским университетом была настолько тесной, что ее можно было считать наследницей этого университета. Стоит вспомнить факт обращения ректора Замойской академии от имени медицинского факультета к медицинскому факультету в Падуи с просьбой выразить свое мнение о причинах возникновения и лечения колтуна - заболевания, распространенного в те времена в Польше и Галичине, особенно среди жителей горных районов Карпат. Вопрос обдумывался на специальной конференции профессоров медицинского факультета. Основной причиной был назван неудовлетворительный санитарный уровень, неблагоприятные жилищно-бытовые условия и низкая культура людности.

Студенты Замойской академии объединялись в землячество: польское, литовское, руське и др. Руську (украинскую) группу составляли выпускники братских школ Львова, Киева, Луцка. На медицинском факультете количество студентов не превышали 45. При академии был госпиталь на 40 кроватей. Замойская академия просуществовала 190 лет. Невзирая на скромные возможности медицинских факультетов Кракова и Замостя, они сыграли значительную позитивную роль в распространении научных медицинских знаний в тогдашней Украине.

Отдельные выпускники, получив звание лиценциатов медицины в Кракове или Замости, продолжали свою учебу в университетах Италии, где добывали ученую степень доктора медицины. Из таких докторов медицины известны Георгий Дрогобич и Филипп Ляшковский.

Георгий Дрогобич-Котермак (1450–1494) под именем Георгия-Михаила, сына Доната из Дрогобыча был записан в 1468 г. студентом Краковского университета; получил степень бакалавра в 1470, магистра - в 1473 г. Не удовлетворившись этим образованием, отправился в далекую Италию и вступил к Болонского университета. В 1478 г. Г. Дрогобич получает звание доктора философии, а в 1482 - доктора медицины. Уже в эти годы он выкладывает астрономию, а на 1480–1482 гг. избирается одним из ректоров университета по факультетам медицины и свободных институций. В праздничные дни он читает почетные лекции по медицине. До наших времен сохранилась (по одному экземпляру в Краковской библиотеке и в библиотеке Тюбингена) напечатанная в Риме Котермаком книжка под заглавием: «Прогностическая оценка в текущем 1483 г. магистра Георгия Дрогобича из Руси, доктора искусств и медицины Болонского университета счастливо выполненная». Это первая в истории печатная книжка нашего соотечественника; вышла она в мир 7 февраля в 1483 г. Г. Дрогобич верил в могущество человеческого ума: «Хоть и вдалеке от глаз пространства неба, и не такие удалены от ума человеческого».

Из 1488 г. Котермак выкладывает медицину в Краковском университете. Учил Миколая Коперника. Несколько раз наведывался домой, бывал во Львове.


Георгий Дрогобич-котермак (1450–1494).

В 1586 г. во Львове основана первая братская школа. Братства - организации православного мещанства, которые существовали на протяжении ХV–ХVII в. и сыграли большую роль в жизни украинского народа, в его борьбе против национального и религиозного притеснения. Братства занимались разнообразной работой: благодетельством и образовательной деятельностью, помогали обеднелым членам своей парафии и тому подобное. Позже такие школы были созданы в Луцке, Бересте, Перемишли, Кам’янци-подильскому.

15 октября в 1615 г. средством Гальшки Гулевичивни (Елизаветы Гулевич) было открыто Киевское братство, а при нем школу. в 1632 г. архимандрит Петр Могила, избранный в этом году митрополитом Киевским и Галицким, объединил Киевскую братскую школу с основанной им Лаврской школой при Киево-Печерской лавре и учредил Киевский братский коллегиум. Из 1633 г. он получил название Киево-Могилянского. В 1701 г. усилиями гетмана Украины Ивана Мазепы коллегиуму предоставлено царским указом официального титула и права Академии.

Киево-Могилянская академия - первая в Украине высшая школа, одна из самых старых в Европе, основной культурно-образовательный центр всей Восточной Европы XVII–XVIII в. Стояла на уровне передовых университетов того времени, играла чрезвычайно большую роль в распространении культуры как в Украине, так и на восточных европейских пространствах. Киевская академия имела большое книгохранилище, где сохранялись рукописи из разных отраслей знаний, в том числе из медицины.

Киевские профессора создали в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинскую академию. Большую подготовительную работу для этого выполнили, в частности, Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский. Закончив Киевскую братскую школу, они учились за рубежом, дальше работали преподавателями в Киево-Могилянском коллегиуме. По требованию царя Алексея Михайловича переехали в Москву для исправления за первоисточниками религиозных книг. Е. Славинецкому принадлежит перевод (1658) сокращенного учебника анатомии Андреаса Везалия под заглавием: «Врачевска анатомия с латинска, от книги Андреа Вессалия Брукселенска». До наших времен перевод не сохранился. Епифаний Славинецкий вместе с Арсением Сатановским и монахом Исаем перевели также еще космографию, в которой объяснялись системы Птолемея и Коперника. Кроме того, Епифаний Славинецкий занимался преподаванием «вольных наук» в школе при Андреевском монастыре. Умер в Москве в 1675 г.

Первая светская больница открыта в Украине во Львове в XIII в. В городских актах Львова за 1377 г. находим сведения об основании в городе госпиталя для больных и бедных. В налоговом списке города за 1405 г. значится доктор медицины Бенедикт. В 1407 г. в город проведена глиняными трубами вода, канализационные трубы были проведены через 70 лет. Главные улицы города были мощены камнем, по околицам устланные досками. Из 1408 г. в обязанность городского палача входил вывоз из улиц мусора. В 1444 г. основана школа «для науки детей благородных и простых». В 1447 г. в городских актах вспоминается о приглашении для удовлетворения общественных потребностей врача с платой 10 кип (600) денег. Львовское братство устроило в 1522 г. при Онуфриевском монастыре пристанище для бедных и немощных и удерживало его материально. В 1550 г. городским врачом работал доктор медицины из Испании Егрениус с платой 103 злотых на год. В те времена во Львове были три городских госпиталя и двух при монастырях. Была в городе также баня, которую «по обыкновению и правом» было освобождено от всяких налогов. Школьники и учителя имели право раз на две недели пользоваться ею бесплатно.

В средние века основной люд обслуживали не дипломированы врачи, а лечебники-ремесленники, что их у нас называли, как и в европейских странах, цирюльниками. Лечили они, опираясь на вековой опыт народной медицины. В больших городах, выполняя за предписанием докторов медицины разные лечебные рукодельные мероприятия, имея вообще близкие деловые отношения с дипломированными врачами, цирюльники пополняли свои знания. Такое сочетание опыта бытовой медицины с данными науки способствовало в некоторой степени увеличению объема медицинских знаний цирюльников. Отдельные из них достигли большого мастерства в лечении ран, проведении ампутаций, операций высечения камней, вырывание зубов и особенно в очень распространенном средстве лечения - кровопускании.

Ремесленники средневековых городов по экономическим и правовым причинам объединялись в цеха. Документальные сведения о ремесленниках-лечебниках, или цирюльниках, находим в архивах с конца XIV в., когда по городам Украины заведено было самоуправление, известное в истории под названием Магдебургского права. В XV в. Киевскому магистрату были подчинены 16 ремесленных цехов разных специальностей, между ними был и цех цирюльников.


Печать Киевского цеха цирюльников с изображением бритвы, ножниц, гребня с косой, банки с пиявкой и зубных щипцов (Киевский исторический музей).

Образцом для цехов цирюльников в Украине был львовский цех, основанный в 1512 г.

Уставы цехов цирюльников различали таких членов своего объединения: 1) учеников, которых в Украине называли «ребятами»; 2) подмастеров - они назывались «юнцами», «челядниками»; 3) мастеров. Учеников принимали возрастом 12 лет, грамотность для них была не обязательной. Каждый ученик перед вступлением вносил в цеховую шкатулку определенный взнос (от 6 грошей до 6 злотых). Учеба ученика длилась три года. Учеников у одного мастера не должно было быть больше 3–4-х. Их учили ставить банки, сухие и с насечками (кровавые), разрезать гнойные раны, вырывать зубы, перевязывать раны, налагать тиски при переломах, вправлять вывихи, изготовлять разные пластыре для лечения ран. Ученики изучали признаки определенных болезней и обязательно парикмахерское дело.


Хирургические инструменты цирюльников (ХVІ – ХVІІІ в.).

Члены цеха конкурировали между собой. Кроме цеховых цирюльников, в больших городах медицинской практикой занимались многие цирюльники, которые в цеха по той или другой причине не были вписаны. Назывались они «партачами» (частниками). Между обеими группами шла ожесточенная борьба. Владельцы имений имели своих цирюльников из крепостных, которых отдавали в науку к врачам или к городским цирюльникам.

Самым распространенным методом лечения, которым пользовались цирюльники, было кровопускание. Его широко практиковали в мастерских, банях и по домам. Перед началом весенних полевых работ делали массовые кровопускания, чтобы освободить людей от зимней «сработанной» крови. Считали, что кровопускание усиливает прочность и работоспособность.

Большие ремесленные цеха имели свои госпиталя. Меньшие цеха объединялись и имели один госпиталь. В некоторых городах госпиталя содержались на деньги, что их получали за пользование городскими весами, за переезд через мосты, переправу паромом. Кроме госпиталей, которые содержались на общественные средства, были в Украине госпиталя, существование которых обеспечивалось завещаниями зажиточных лиц, которые отписывали для этого села, мельницы, шинки и тому подобное.

Основной вред общественному здоровью несли пошестные, или моровые болезни. Самыми сокрушительными были эпидемии чумы, оспы, тифов. Особенное место в истории медицины заняла пандемия чумы - «черная смерть» - в середине XIV в., когда она обошла все известны в те времена страны, уничтожив четверть человечества.

Большие эпидемии возникали и в следующие годы. Да, эпидемия чумы в 1623 г. забрала во Львове 20 тыс. людей, улицы города были завалены трупами. Борьбу против чумы возглавлял вийт - доктор Мартин Кампиан, который один из власти остался в городе; портрет этого мужественного человека сохраняется в историческом музее Львова.

Исключительно тяжелую бедность переживала Украина во время Освободительной войны. Поля были опустошены. На Подолье в 1650 г. народ употреблял в еду листья деревьев и корня. По показаниям современников, толпы голодных, опухлых людей двинулись на Заднипровья, ища там спасения. Одновременно с полдня через Молдавию распространилась на Украину чума, от которой «люди падали и лежали по дорогам, как дрова». в 1652 г. войско Богдана Хмельницкого после победы на Батозькому поле начало осаду Каменец-Подольского, но через «моровой воздух» вынуждено было ее снять. В будущем году «большой мор был по всей Украине, весьма много умерло людей», как читаем в Черниговской летописи.

Чума прошла Украиной на протяжении 1661–1664 гг., потом - в 1673 г. В этом году особенно потерпела людность Львова и Запорожья. Казацкий совет постановил отделить зараженные курени, однако эпидемия распространялась и оставляла по себе много жертв.

На протяжении веков в Украине существовал обычай при возникновении нашествия строить церковь всем обществом за одни сутки.

Доктор медицины Слежковский в своей книжке «О предотвращении морового воздуха и лечении его» (1623) с целью предотвращения чумы рекомендовал натирать тело соком руты, камфорой и принимать три дня утром смесь из терияка Митридата, спирту, моче мальчика в ровном количестве. При бубонной чуме он советовал прикладывать к опухолям теплую грудь только что убитого пса или распластанные живьем голубя или лягушку.

Интересным было медицинское обеспечение на Запорожской Сече. Жизнь запорожских казаков по большей части проходила в походах и боевых столкновениях. Помощь при разных повреждениях и заболеваниях они оказывали по правилам и средствам народной медицины. Казаки умели пускать кровь, вырывать зубы, изготовлять пластыри для лечения ран, налагать тиски при переломах. Отправляясь в поход, они вместе с запасами оружия и пищей брали и лекарства.



Фрагмент диорамы Медицинская помощь в войске Богдана Хмельницкого

(худ. Г. Хмелько, Центральный музей медицины Украины).

Более-менее подробные сведения о лечебных обычаях запорожских казаков находим в рукописях французского инженера Боплана, который прожил на Украине 17 лет и свои наблюдения изложил в отдельной книге, напечатанной в 1650 г. Он пишет: «Я видел казаков, которые, чтобы лишиться лихорадки, разбавляли в рюмке водки ползаряда пороха, выпивали эту смесь, ложились спать и на утро просыпались в добром состоянии. Часто видел я, как казаки, раненые стрелами, когда не было цирюльников, сами засыпали свои раны небольшим количеством земли, которую перед этим растирали на ладони слюной. Казаки болезней почти не знают. Большая часть из них умирает в столкновениях с врагом или от старости... От природы наделены они силой и ростом высоким...». Боплан отмечает также, что во время зимних походов среди казаков больших потерь от холода не было, поскольку они трижды на день ели горячую уху из пива, которую заправляли маслом и перцем.

Конечно, сведения Боплана не всегда достоверны. Иногда они базируются на легендах и домыслах, не отражая в полной мере действительного состояния врачебной помощи.

Из походов запорожские казаки возвращались с большим количеством раненых, часть которых оставалась навсегда калеками. По этим причинам казаки вынужденные были мать свои госпиталя.

Первый такой госпиталь был основан в Дубовом лесу на острове между реками Старой и Новой Самарой. Там были построены дома и церковь, окруженные защитными рвами.



ЗапорожскийСпас” – главный казацкий госпиталь в Межгорье около Киева.

В конце XVI в. главным госпиталем казаков становится госпиталь в Трахтемиривском монастыре на Днепре ниже Канева.



Трахтемировский госпитальный монастырь на Днепре.

В дальнейшем главный казацкий госпиталь размещался в Межигирскому монастыре около Киева. Монастырь имел большое книгохранилище, включая медицинские книжки, с которыми знакомились монахи монастыря. Позже гетман Богдан Хмельницкий подарил Межигирскому монастырю местечко Вышгород с окружающими селами за помощь, которую монастырь предоставлял раненным казакам.

Военные госпиталя были также в Лебединском монастыре возле Чигирина и Левкивском возле Овруча. Монастыри охотно заботились о казаках, имели от этого и материальную прибыль. В казацких госпиталях, в противовес гражданским в городах и селах, находили пристанище не только калеки, здесь также лечили раненых и больных. Это были своеобразные первые военные лечебные заведения в Украине. В самой Запорожской Сечи раненных и больных лечили цирюльники.

Медицина в Средневековье.

В средние века главным образом была развита практическая м., которой занимались банщики-цирюльники.Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественномсознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями, связанными с больным человеческим телом,кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности. В Позднее Средневековье авторитетбанщика-цирюльника как практического лекаря стал возрастать, именно к ним чаще всего обращалисьбольные. К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течениевосьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителягородского совета и докторов м. В некоторых городах Европы в конце XV в. из числа банщиков учреждалисьцеха врачей-хирургов (напр., в Кёльне).

Науч. м. в средние века была развита слабо. Мед. опыт перекрещивался с магией, религией. Значительнаяроль в средневековой м. отводилась магич. обрядам, воздействию на болезнь посредством символич.жестов, «особых» слов, предметов. С XI-XII вв. в целительных магич. обрядах появились предметыхристиан, культа, христиан, символика, языческие заклинания перелагались на христиан, лад, появилисьновые христиан, формулы, расцвел культ святых и их мощей. Самым характерным для Средневековьяфеноменом целительной практики являлись святые и их реликвии. Расцвет культа святых приходится наВысокое и Позднее Средневековье. В Европе насчитывалось более десяти наиболее популярных местпогребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святымжертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи,принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XII в. оформилась«специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определенныхболезней.

Помимо исцеления святыми, были распространены амулеты, которые считались важным профилактическимсредством. Получили хождение христиан, амулеты: медные или железные пластины со строчками измолитв, с именами ангелов, ладанки со святыми мощами, флакончики с водой из священ, реки Иордан и т.п. Пользовались и лечебными травами, собирая их в определенное время, в определенном месте,сопровождая определенным ритуалом и заклинаниями. Часто сбор трав приурочивали к христиан,праздникам. Кроме того, считалось, что крещение и причащение тоже воздействуют на здоровье человека. Всредние века не было такой болезни, против которой не было бы специальных благословений, заклятий ит.д. Целебными считались также вода, хлеб, соль, молоко, мед, пасхальные яйца. Больницы появились вРаннее Средневековье, как правило, при церквах и монастырях. Уже в V в. по уставу св. Бенедикта (см.Бенедикт Нурсийский ) монахам, которые не имели специального образования, вменялось в обязанностьлечить и ухаживать за больными. Больницы Раннего Средневековья предназначались не столько длябольных, сколько для странников, пилигримов, нищих.

В Высокое Средневековье, с конца XII в., появились больницы, основанные светскими лицами - сеньорамии состоятельными горожанами. Со второй пол. XIII в. в ряде городов начался процесс т. наз.коммунализации больниц: городские власти стремились участвовать в управлении больницами илиполностью взять их в свои руки. Доступ в такие больницы был открыт бюргерам, а также тем, кто внесетспециальный взнос.

Что касается болезней, то это были туберкулез, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различныеуродства, нервные болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась вЕвропе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение 3 летраспространилась по всему континенту (см. Чёрная смерть ). Незатронутыми остались Нидерланды,чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму (как, впрочем, и др. болезни)средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт,использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, т.е. бежать иззараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Другим бичом Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху РаннегоСредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII-XIII вв., совпадая с усилением контактов Европыс Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе, пользоваться обществ, банями, дляпрокаженных существовали специальные больницы - лепрозории, которые строили за гор. чертой, вдольважных дорог, чтобы больные могли просить милостыню (единственный источник их существования).Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища (для созданиязамкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая таким образом о своемпоявлении).

В конце XV в. в Европе появился сифилис.

Христианство разработало учение о болезни как следствии греха или испытания. «Медицинская» частьэтого учения основывалась на ант. теории рим. врача Галена (129-199 н.э.). Согласно этой теории,здоровье человека зависит от гармонич. сочетания в его организме четырех основных жидкостей - крови,слизи, черной и желтой желчи.

Методы лечения

Практическая медицина В средние века главным образом была развита практическая медицина, которой занимались банщики-цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями, связанными с больным человеческим телом, кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности. В Позднее Средневековье авторитет банщика-цирюльника как практического лекаря стал возрастать, именно к ним чаще всего обращались больные. К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины. В некоторых городах Европы в конце XV в. из числа банщиков учреждались цеха врачей-хирургов (например, в Кёльне)

Научная медицина в средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI-XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XIII в. оформилась «специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определённых болезней

Помимо исцеления святыми, были распространены амулеты, которые считались важным профилактическим средством. Получили хождение христианские амулеты: медные или железные пластины со строчками из молитв, с именами ангелов, ладанки со святыми мощами, флакончики с водой из священной реки Иордан и т.п. Пользовались и лечебными травами, собирая их в определённое время, в определённом месте, сопровождая определённым ритуалом и заклинаниями. Часто сбор трав приурочивали к христианским праздникам. Кроме того, считалось, что крещение и причащение тоже воздействуют на здоровье человека. В средние века не было такой болезни, против которой не было бы специальных благословений, заклятий и т. д. Целебными считались также вода, хлеб, соль, молоко, мёд, пасхальные яйца.

Больницы

Развитие больничного дела связано с христианской благотворительностью. На заре средневековья госпиталь был больше приютом, чем лечебницей. Врачебная слава госпиталей, как правило, определялась популярностью отдельных монахов, преуспевших в искусстве врачевания. В 4 веке зарождается монашеское жительство, его основатель Антоний Великий. Появляются египетские анахореты, потом они объединяются в монастыри. Организация и дисциплина в монастырях позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые монастырские приюты для увечных и больных путников – ксенодохии – прообразы будущих монастырских больниц. В последствии это было закреплено в уставе киновитских общин.

Проказа и Лепрезории(Лазареты)

В эпоху крестовых походов получили развитие духовно-рыцарские ордена и братства. Некоторые из них создавались специально для ухода за определенными категориями больных и немощных. Так, в 1070г в Иерусалимском государстве был открыт первый странноипримный дом для пилигримов. В 1113г основан орден Иоаннитов(госпитальеры) в 1119г – орден св. Лазаря. Все духовно-рыцарские ордена и братства оказывали помощь больным и бедным в миру, то есть за пределами церковной ограды, что способствовало постепенному выходу госпитального дела из-под контроля церкви.

Врачи в средневековом городе объединялись в корпорацию, внутри которой существовали определенные разряды. Наибольшими преимуществами пользовались придворные лекари. Ступенью ниже стояли врачи, лечившие население города и округи и жившие за счет платы, получаемой от пациентов. Врач посещал больных на дому. В больницу пациентов отправляли в случае инфекционного заболевания или когда за ними некому было ухаживать; в остальных случаях больные, как правило, лечились дома, а врач периодически навещал их.

Университеты как центры медицины

Центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западных университетов явились школы, существовавшие в арабских странах и школа в Салерно(Италия). Вначале университеты представляли собой частные объединения учащих и учащихся, аналогично цехам. В 11 Веке возник университет в Сарелно (Италия), образованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя. В 11-12 вв Салерно был подлинным медицинским центром Европы. В 12-13вв появились университеты в Париже, Болонье, Оксфорде, Падуе, Кембридже, в 14в в Праге, Кракове, Вене, Гейдельберге. Число учащихся не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы контролировались Церковью