Сроки формирования корней зубов. Сроки прорезывания постоянных зубов


Формирование корня молочного зуба. В процессе формирования корня принято различать две ста­дии: I - несформированной вер­хушки и II - незакрытой верхуш­ки. В I стадии стенки корня тон­кие, идут параллельно друг другу. Канал широкий, у верхушки еще расширяется и переходит в ростко­вую зону, которая представлена в виде очага разрежения костной тка­ни, ограниченного по периферии четко выраженной кортикальной пластинкой. Во II стадии наблюда­ется незакрытие верхушки у корня, заканчивающего свое формирова­ние. В этой стадии стенки канала сформированы, закруглены и сбли­жаются у верхушки, у апикального отверстия канал сужается, ростко­вой зоны у верхушки нет. На месте ростковой зоны остается незначи­тельное расширение периодонталь-ной щели, которая сохраняется около года после окончания фор­мирования верхушки.

Анатомические особенности мо­ лочных зубов. В клинике имеют

значение следующие их особенно­сти. В молочном прикусе насчиты­вается 20 зубов; премоляры отсутст­вуют. Зубы первого прорезывания имеют белый цвет, напоминающий снятое молоко. Форма коронок мо­лочных зубов в общих чертах сход­на с таковой постоянных зубов, но они значительно меньше, слой твердых тканей тоньше, зубная по­лость обширнее. Корневые каналы и апикальные отверстия широкие в период формирования и рассасыва­ния. Граница перехода коронки в корень выражена резко. Более на­дежным признаком дифференциа­ции считается выступообразное утолщение эмали (эмалевый валик) в области шейки и меньшая твер­дость молочных зубов. Кроме об­щих признаков, имеются индивиду­альные особенности.

Резцы. У молочных зубов резцы более выпуклые, чем у постоянных. На небной поверхности отсутству­ют борозды. Признаки угла четко выражены. Дистальный угол боко­вого резца верхней челюсти более закруглен , чем у центрального рез­ца. Валик эмали на боковом резце у шейки менее выражен, чем у цент­рального. Корни центральных рез­цов верхней челюсти расширены, а их верхушки часто бывают изогну­ты в губную сторону. Коронки цен­тральных резцов нижней челюсти меньше. Корни их плоские, с бо­роздками на медиальных и латера­льных сторонах.

Клыки. Коронка молочного клыка верхней челюсти, как правило, ко­роче постоянного и имеет выпуклые поверхности. Характерно наличие на режущем крае острого зубца и на небной поверхности ярко выражен­ных бугорков. Коронка клыка ниж­ней челюсти уже клыка верхней. Зубец сохраняется на нем более длительно. Корень клыка округлой формы с несколько изогнутой вер­хушкой.

Первые моляры. Коронка первого моляра верхней челюсти вытянута в

медиально-дистальном направле­нии, на жевательной поверхности имеются два бугра с выраженным щечно-медиальным бугром. Небная поверхность коронки более выпук­ла. На щечной поверхности зуба располагаются две борозды, созда­ющие впечатление ребристой по­верхности. Первый молочный мо­ляр верхней челюсти имеет три ши­роко расходящихся корня. Их вер­хушки как бы срезаны, верхушеч­ные отверстия широкие. Коронка первого молочного моляра нижней челюсти вытянута в переднезаднем направлении. Четыре бугра на же­вательной поверхности лучше вы­ражены, чем у других зубов. Эмале­вый валик в области шейки хорошо развит. Щечная поверхность разде­лена на две части: медиальную - широкую и дистальную - узкую. У первого молочного моляра нижней челюсти имеются два сильно расхо­дящихся корня. Медиальный ко­рень длиннее и шире дистального.

Вторые моляры. Для вторых мо­лочных моляров верхней челюсти характерны косоугольная форма коронки и выраженная эмалевая складка, располагающаяся между переднеязычными и заднещечными бугорками, а также сращение зад-нещечного корня с небным и отсут­ствие признака корня. В первом молочном моляре верхней челюсти этот признак хорошо выражен. Вторые молочные моляры нижней челюсти по своей форме и строе­нию похожи на первые постоянные моляры той же челюсти. На жевате­льной поверхности коронки обна­руживается 5 бугорков: 3 из них расположены по щечному краю, а 2 - по язычному. Наиболее выра­женный бугор - переднещечный. Корни этих зубов по форме ничем не отличаются от постоянных, лишь больше расходятся в стороны.

Рассасывание корней молочных зубов (см. табл. 1.1). После 5 лет начинается смена молочного при­куса на постоянный. Этому пред-



Таблица 1.2. Сроки формирования и прорезывания постоянных зубов


поплазий эмали необходимо знать периоды внутричелюстного форми­рования зуба. Сроки и последовате­льность играют роль при распозна­вании адентий.

Большое практическое значение приобретает знание сроков периода роста корней и формирования пе-риодонта. Этими данными врач ру­ководствуется, определяя показа­ния к применению различных ме­тодов лечения пульпита, ортодон-тической аппаратуры и др. При анализе рентгенограмм постоянных зубов целесообразно в процессе формирования верхушечных отде­лов корня выделять две стадии: I - несформированной верхушки и II - незакрытой верхушки.

В I стадии длина корня достигает нормальной величины, стенки его расположены параллельно и в обла­сти верхушки корня представляют­ся заостренными. Корневой канал широкий и заканчивается в области верхушки корня раструбом. Перио-

шествуют рост зачатков постоян­ных зубов и физиологическое рас­сасывание корней молочных зубов, которые выглядят укороченными, изъеденными. Рассасывание корней молочных зубов начинается с того корня, к которому ближе прилежит зачаток постоянного зуба. Зачатки постоянных зубов передней группы располагаются у язычной поверхно­сти корня молочных зубов, причем зачаток клыка находится значите­льно дальше от альвеолярного края челюсти, чем резцы. Зачатки пре-моляров расположены между кор­нями молочных моляров: на ниж­ней челюсти ближе к заднему кор­ню, а на верхней - ближе к задне-щечному корню, поэтому в одноко-ренных молочных зубах рассасыва­ние начинается с язычной поверх­ности корня, а затем охватывает ко­рень со всех сторон. У молочных моляров рассасывание начинается с внутренней поверхности корней, т.е. с поверхности, обращенной к межкорневой перегородке, где рас­положен зачаток постоянного зуба. При рассасывании корней пульпа молочных зубов замещается грану­ляционной тканью, которая прини­мает участие в процессе рассасыва­ния. При значительном замещении пульпы грануляционной тканью рассасывание идет дополнительно от центра. Заканчивается оно к мо­менту прорезывания постоянного зуба.

В норме процессы прорезывания и рассасывания полностью уравно­вешены, но иногда этот физиологи­ческий процесс сопровождается от­клонениями. Наблюдается ускоре­ние или замедление процесса ре­зорбции. Ускорение рассасывания отмечается чаще всего в молочных зубах с мертвой пульпой , после хронической травмы, при наличии опухоли, в результате давления, оказываемого соседними зубами. Замедленная резорбция обнаружи­вается при отсутствии зачатков по­стоянных зубов.

Рассасывание корней молочных зубов необходимо учитывать при лечении пульпита, периодонтита, удалении зубов и ортодонтических вмешательствах. Лечение зубов с резорбированными корнями имеет свою специфику и отличается от методики обработки и пломбирова­ния сформированных молочных зу­бов.

Сроки прорезывания постоянных зубов (табл. 1.2). Время прорезыва­ния постоянных зубов, заменяю­щих молочные, при правильном развитии ребенка совпадает со вре­менем выпадения молочных зубов. Обычно вслед за выпадением мо­лочного зуба начинается прорезы­вание постоянного, часть режущего края или бугры которого видны по­сле выпадения молочного зуба. Од­нако наблюдаются случаи некото­рой задержки начала прорезывания постоянного зуба. Количество вы­павших молочных зубов обычно не­значительно превышает количество прорезавшихся постоянных. Проре­зывание постоянных зубов начина­ется с первого моляра в 6-летнем возрасте. В это время на рентгеног­рамме можно увидеть 3 ряда зубов. Первый ряд включает молочные зубы, стоящие в дуге, иногда уже и первый постоянный моляр, во вто­ром ряду располагаются зачатки постоянных зубов различных фаз развития, в третьем ряду стоят клы­ки верхней челюсти, локализующи­еся под глазными орбитами, на нижней челюсти - непосредствен­но под кортикальным слоем ниж­него края тела челюсти.

К 12-13 годам все молочные зубы заменяются постоянными. В прикусе остаются постоянные зубы с различной степенью форми­рования корней. Детскому стомато­логу для решения вопросов, связан­ных с распознаванием заболевания, и выбора тактики лечения следует помнить основные периоды разви­тия постоянных зубов. Так, при дифференциальной диагностике ги-

донтальная щель видна только по боковым стенкам корня, в области верхушки она не определяется. Компактная пластинка стенки лун­ки четко выражена на всем протя­жении корня. Эта стадия наблюда­ется в возрасте 8 лет для централь­ных и боковых резцов верхней че­люсти, в 6 лет - для централь­ных резцов нижней челюсти, в 7- 8 лет - для боковых резцов нижней челюсти и в 8 лет - для первых мо­ляров нижней челюсти.

Во II стадии стенки корня зуба сформированы , однако в области верхушки корня они недостаточно сближены, в результате чего на рентгенограмме выявляется широ­кое апикальное отверстие. Корне­вой канал широкий, но его диаметр в области верхушки меньше, чем в области шейки. Периодонтальная щель хорошо выражена. В области верхушки щель более широкая, чем в остальных отделах. Компактная пластинка лунки на всем протяже-

нии корня четко выражена. Эта стадия наблюдается в возрасте 9- 13 лет для центральных резцов верхней челюсти, в 9-12 лет - для боковых ее резцов, в 7-11 лет - для центральных и в 8-11 лет - для боковых резцов нижней челю­сти, а в 8-10 лет - для первых мо­ляров нижней челюсти. После за­крытия верхушки корня периодон-тальная щель около года продолжа­ет оставаться расширенной, осо­бенно в области верхушки корня.

Таким образом, окончание фор­мирования корней постоянных зу­бов происходит в возрасте от 10 до 15 лет. Окончание формирования корней зубов определяется рентге­нологически, когда на снимке не выявляется верхушечного отверстия и имеются четкие контуры перио-донта. Высшей дифференцировки зубочелюстной аппарат достигает к 15-18 годам. Следует помнить, что между постоянными зубами у детей и у взрослых имеются значитель­ные различия как в анатомическом, так и в биологическом отношении. Анатомически у детей в постоян­ных зубах полость зуба и пульпа значительно больше по объему при соответственно меньшем количест­ве твердых тканей, поэтому силь­ные экзогенные раздражения пред­ставляют для пульпы большую опасность.

1.2.4. Особенности строения некоторых органов и систем

Нервная система. Основными фун­кциями нервной системы - цент­ральной, периферической, вегета­тивной, координируемыми корой головного мозга, являются регуля­ция всех физиологических процес­сов растущего организма и непре­рывная адаптация его к меняю­щимся условиям внутренней и окружающей среды. Нервная систе­ма закладывается на самых ранних этапах эмбриональной стадии раз-

вития (2-3-я неделя), и в течение всего срока беременности отмеча­ется ее интенсивное развитие. Ре­бенок рождается с большим по объ­ему, но морфологически и функци­онально незрелым мозгом, даль­нейшее совершенствование и диф-ференцировка которого происходят под воздействием внешней и внут­ренней среды до 20-25-летнего возраста.

Головной мозг. Размеры и масса мозга при рождении относительно велики - около 400 г, что составля­ет %, общей массы тела (у взросло­го - у 40 ). К 20 годам он увеличива­ется в 4-5 раз. У новорожденного корковые клетки , нервные центры, стриарное тело, пирамидные пути развиты недостаточно. Серое и бе­лое вещество плохо дифференциро­ваны. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей закан­чивается в разные сроки: внутриче­репных нервов к 3-4 мес, череп­ных (за исключением блуждающе­го) - к I году, пирамидальных пу­тей - к 2-3 годам.

Спинной мозг к моменту рожде­ния имеет более законченное стро­ение, к 2 годам он почти соответст­вует спинному мозгу взрослого и функционально более совершенен, чем головной.

Периферическая нервная система у новорожденного представлена редкими, недостаточно миелинизи-рованными и неравномерно распре­деленными пучками нервных воло­кон, миелинизация которых закан­чивается на 2-4-м году жизни.

Вегетативная нервная система функционирует уже у новорожден­ного. К 3-4 годам устанавливается центральная регуляция деятельно­сти органов дыхания и кровообра­щения. У детей раннего возраста физиологичной является симпати-котония, на 3-4-м году сменяю­щаяся ваготонией; затем устанав­ливается равновесие двух систем, а в пубертатном периоде нередко возникает вегетососудистая дисто-

ния на фоне гормональной пере­стройки.

К моменту рождения перифери­ческие отделы анализаторов - ор­ганы чувств - структурно сформи­рованы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.

Оценивая высшую нервную дея­тельность ребенка и соответствие развития ЦНС его возрасту, необ­ходимо помнить следующее: I) дифференцировка нервных кле­ток, миелинизация проводящих пу­тей и нервных стволов происходят в определенной последовательно­сти; 2) образование условных реф­лексов возможно лишь в результате многократного повторения раздра­жения и его подкрепления (в ран­нем детском возрасте - пищевая доминанта); 3) структурное совер­шенствование коры идет паралле­льно развитию функции, причем последняя при правильном воспи­тании (направленная выработка по­ложительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологических субстратов и способствовать ему.

Клинически недостаточная сфор-мированность нервной системы проявляется в определенных зако­номерностях. Дети младшего возра­ста склонны к более резким, гене­рализованным реакциям в ответ на любое воздействие: инфекцию, ин­токсикацию, болевую и психиче­скую травму. Местные специфиче­ские признаки заболевания часто бывают сглажены, и на первый план выступают общие симптомы: повышение температуры тела, рво­та, понос. Ребенок раннего возрас­та с трудом определяет болезнен­ный участок.

В раннем возрасте превалирует общесоматическая реакция на забо­левание, которая снижает значи­мость местных проявлений в ЧЛО, что затрудняет своевременную по­становку диагноза и задерживает оказание специализированной по-

мощи ребенку. Особенно важно об этом помнить при остро протекаю­щих воспалительных заболеваниях ЧЛО у новорожденных и детей пер­вых лет жизни.

У детей, подвергшихся грубым, не щадящим психику манипуляци­ям без адекватного обезболивания и выключения сознания (насильст­венное лечение и удаление зубов , удушье и возбуждение при вводном эфирном наркозе и др.), значитель­но чаще наблюдается нарушение психоэмоционального состояния на длительный период. В подготовке таких больных к лечению стомато­логических заболеваний необходи­мо участие клинического психоло­га. Подобная реакция ребенка (как особенность функции ЦНС) явля­ется одним из важных факторов, расширяющих показания к прове­дению премедикационных меро­приятий и абсолютных показаний к хирургическому и терапевтическо­му лечению, а также к выполнению многих стоматологических манипу­ляций под наркозом.

Сердечно-сосудистая система. За­кладка сердца и крупных сосудов происходит на 3-й неделе эмбрио­нальной фазы. Мозг и печень полу­чают насыщенную кислородом кровь в большем объеме, а нижние конечности - в меньшем.

Сердце у новорожденного отно­сительно большое, составляет при­близительно 0,8 % массы тела. Наи­более интенсивное увеличение мас­сы и объема сердца отмечается в первые годы жизни и подростковом возрасте. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела в целом. Кро­ме того, отделы сердца увеличива­ются неравномерно: до 2 лет наибо­лее интенсивно увеличиваются предсердия, с 2 до 10 лет - все сер­дце, после 10 лет - преимущест­венно желудочки.

Коронарные сосуды до 2 лет рас­пределяются по рассыпному типу, с 2 до 6 лет - по смешанному, после

w ji^i -- nu влрослому, магистраль­ному, типу. Увеличиваются просвет и толщина стенок (за счет интимы) основных сосудов, а перифериче­ские ветви редуцируются.

В первые 2 года жизни происхо­дят интенсивный рост и дифферен-цировка миокарда: мышечные во­локна утолщаются в 1,5 раза, к 10 годам гистологическая структура его аналогична таковой у взрослых. Иннервация сердца осуществляется через поверхностные и глубокие сплетения, образованные волокна­ми блуждающего нерва и шейных симпатических узлов. До 3-4 лет сердечная деятельность регулирует­ся в основном симпатической нер­вной системой, что отчасти объяс­няет наличие у этих детей физиоло- г ической тахикардии в первые годы «изни.

У новорожденных сердечно-сосу-щстая система наиболее развита. Частота сердечных сокращений у [етей больше, чем у взрослых, а АД шже. Объем крови у детей колеб-[ется от 80 до 150 мл на 1 кг массы ела (у взрослых 60 мл/кг). Ско-юсть кровотока в младшем возрас-е также примерно в 2 раза выше, ем у взрослых, большая часть кро-и циркулирует в центральных со-удах внутренних органов, а пери->ерическое кровообращение сни-:ено, барорецепторы развиты пло-о. Дети очень чувствительны к ровопотере и ортостатическим на­ущениям. Потеря 50 мл крови у оворожденного соответствует по-:ре 600-1000 мл ее у взрослого, ледовательно, даже небольшая эовопотеря крови у ребенка млад-его возраста должна быть полно-ъю возмещена по объему и каче-ву.

Функции органов кровообраще-1Я - доставка кислорода и пита-льных веществ ко всем органам и аням; удаление и выведение угле-[слого газа и других продуктов об-:на осуществляются в тесном аимодействии с органами дыха-

ния, пищеварения и выделения при регулирующем влиянии ЦНС, веге­тативной и эндокринной систем. Рост, структурное и функциональ­ное совершенствование органов кровообращения продолжаются в течение всего периода детства и происходят неравномерно, при не­одновременном созревании отдель­ных частей, а интенсивно текущие у ребенка процессы обмена предъ­являют высокие требования к их деятельности.

Временных зубов сформированы, начинается развитие корня зуба, которое происходит в постэмбриональном периоде незадолго до прорезывания и продолжается после прорезывания зуба. Прорезывание зуба начинается, когда корень сформирован на 25-50%.

Клетки эмалевого органа, покрывающего сформированную коронку зуба, утрачивают характерную дифференцировку, редуцируются и превращаются в эпителиальный пласт, состоящий из нескольких слоев уплощенных клеток. Зона активности сохраняется в области краев эмалевого органа (область шейки зуба), где соединяются наружный и внутренний слои клеток эмалевого органа. Края эмалевого органа начинают усиленно разрастаться, внедряясь в подлежащую мезенхиму, образуя эпителиальное (гертвиговское) корневое влагалище. Это образование в виде удлиняющейся юбки спускается от эмалевого органа к основанию зубного сосочка. Корневое влагалище состоит из двух рядов клеток эмалевого органа (наружного и внутреннего), которые тесно соприкасаются. Пульпа эмалевого органа и промежуточный слой клеток здесь отсутствуют.

По мере образования корневого влагалища его внутренние клетки индуцируют дифференцировку периферических клеток зубного сосочка, которые превращаются в одонтобласты.

Основу формирующегося корня зуба составляет дентин . Механизм образования дентина корня не отличается от такового в коронке зуба. Окончательное форми-рование корневого дентина завершается после прорезывания зубов: во временных зубах — приблизительно через 1,5-2 года, в постоянных — через 2-3 года от начала прорезывания. Образование дентина продолжается до приобретения зубом окончательной анатомической формы.

Одонтобласты образуют дентин корня, который откладывается по краю эпителиального корневого влагалища. Образованный слой основного вещества дентина располагается между одонтобластами и эпителиальными клетками корневого влагалища. Вскоре после этого в эпителиальное корневое влагалище в различных участках врастает мезенхима зубного мешочка, вследствие чего оно распадается на отдельные эпителиальные островки — островки Малассе. Исследования показали, что островки Малассе — постоянные компоненты периодонта . Наиболее часто они локализуются в пришеечной и периапикальной части периодонта. Наибольшее количество эпителиальных островков обнаруживают в периодонте детей и моло-дых людей, с возрастом их количество уменьшается.

Эпителиальные островки Малассе играют важную роль в развитии патологии, так как они могут стать центром формирования цементиклей и источником развития кист и опухолей. Знание этих гистологических аспектов имеет большое клиническое значение для дифференциальной диагностики периапикальных гранулем и кист. Так, рентгенологически гранулема практически идентична кисте. Однако границей гранулемы является грануляционный вал, формирующийся по мере распространения воспалительного процесса в костной ткани, тогда как оболочкой кисты становятся пролиферировавшие эпителиальные клетки из островков Малассе.

При формировании корня растущий край эпителиального корневого влагалища может встретить на своем пути кровеносный сосуд или нерв. Тогда он обрастает по краям, эти структуры, причем в области их расположения наружные клетки зубного сосочка не соприкасаются с внутренним слоем эпителиального влагалища. Именно поэтому периферические клетки зубного сосочка не превращаются в одонтобласты, в данном участке корня образуется дефект дентина — латеральный канал корня зуба, связывающий пульпу с окружающей зуб соединительной тканью периодонта.

Данный факт имеет большое практическое значение, так как при проведении эндодонтического лечения зуба такие каналы являются дополнительным источником инфекции и путями ее распространения.

В результате распада корневого эпителиального влагалища малодифференцированные мезенхимные клетки зубного мешочка вступают в контакт с дентином корня и дифференцируются в цементобласты. Цементобласты начинают вырабатывать органический матрикс цемента — цементоид. Цементоид откладывается поверх дентина корня и вокруг пучков волокон формирующегося периодонта. Вторая фаза образования цемента — минерализация цементоида путем отложения в нем кристаллов гидроксиапатита. Наружная поверхность цементоида покры-та цементобластами . Между ними в цемент вплетаются соединительнотканные волокна периодонта.

По мере образования цемента цементобласты смещаются на периферию или замуровываются в нем, располагаясь в лакунах и превращаясь в цементоциты. Первым образуется бесклеточный цемент (первичный), он медленно откладывается по мере прорезывания зуба, покрывая 2 / 3 ближайшей к коронке поверхности корня. После прорезывания зуба образуется цемент, содержащий цементоциты (вторичный цемент), расположенный в апикальной трети корня. Образование вторичного цемента — непрерывный процесс, поэтому с возрастом слой цемента увеличивается. Вторичный цемент участвует в адаптации поддерживающего аппарата зуба к изменяющимся нагрузкам, а также в репаративных процессах.

Из оставшейся после начала образования цемента части зубного мешочка образуется плотная соединительная ткань периодонта. Развитие периодонта осу-ществляется из двух источников — со стороны строящегося цемента и со стороны альвеолярной кости. Постепенно фрагменты пучков, идущие от цемента и альвеолярной кости, удлиняются и встречаются в средней части периодонтальной щели.

На начальных этапах формирования корня отверстие корневого канала отлича-ется значительной шириной, но постепенно оно сужается за счет отложения новых масс дентина и цемента. В верхушечной части корня край корневого влагалища загибается внутрь, охватывает апикальное отверстие формирующегося корня зуба, образуя своеобразную эпителиальную диафрагму. Диаметр апикального отверстия уменьшается за счет сближения зон активного дентиногенеза.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сроки прорезывания постоянных зубов интересуют всех родителей, так как каждому хочется, чтобы их чадо поскорее обзавелось ослепительной улыбкой. Смена молочных зубиков коренными — это очень важный процесс, от которого в будущем будет зависеть здоровье полости рта.

В данной статье вы найдете схемы от различных специалистов в области детской стоматологии, с помощью которых сможете отследить рост постоянных зубов у своего ребенка.

Постоянные зубки формируются из особой эпителиальной зубной пластины. В организме ребенка она появляется на 5-ом месяце внутриутробного развития . На протяжении длительного времени этот материал пребывает в законсервированном виде. В определенном возрасте он активизируется и начинает формировать постоянные зубы.

Коренные или постоянные зубки принято делить на два вида:

  • Замещающие — у них есть молочные аналоги (резцы, премоляры и клыки);
  • Дополнительные — у них нет молочных предшественников (моляры).

Зачатки коренных зубов замещающего типа развиваются в одной и той же альвеоле вместе с молочными предшественниками. Формирование дополнительных коренных зубов начинается гораздо позже (в 1 год приблизительно), когда челюсть начинает увеличиваться.

Сроки прорезывания постоянных зубов по данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения)?

В современной детской стоматологии принято опираться именно на эту статистику. По ВОЗ, постоянные зубы у детей начинают появляться на свет:

  1. Центральные резцы верхние (11, 21 нумерация) нижние (31, 41) — 6−8 лет.
  2. Боковые резцы верхние (12, 22) и нижние (32, 42) — 8−9 лет.
  3. Клыки верхние (13, 23) и нижние (33, 43) — 10−11 лет.
  4. Премоляры первые верхние (14, 24) и нижние (34, 44) — 9−10 лет.
  5. Премоляры вторые верхние (15, 25) и нижние (35, 45) — 11−12.
  6. Моляры первые верхние (16, 26) и нижние (36, 46) — появляются в 6 лет.
  7. Моляры вторые верхние (17, 27) и нижние (37, 47) — 12−13.
  8. Моляры третьи верхние (18, 28) и нижние (38, 48) — 18−25 лет.

Исходя из вышеобозначенной таблицы, можно сделать вывод, что зубы у людей продолжают появляться до 25-летнего возраста. Основные из них должны прорезаться к 13-ти годам , и только третьи моляры спят до совершеннолетия.

Сроки прорезывания постоянных зубов по мнению Т. Ф. Виноградовой

Виноградова Т. Ф. продолжает считаться авторитетным специалистом в нынешнее время. Она создала руководство для детских стоматологов под названием «Стоматология детского возраста ». У нее имеется свое мнение касательно прорезывания постоянных зубов.

Ниже представлена схема прорезывания коренных зубов по Виноградовой:

  • центральные резцы — 5−6 лет;
  • боковые резцы — 7−9 лет;
  • клыки — 12−13 лет;
  • первые премоляры — 9−11 лет;
  • вторые премоляры — 9−11 лет;
  • первые моляры — 4−6 лет;
  • вторые моляры — 12−13 лет;
  • третьи моляры — 18−25 лет.

Вы наверняка заметили, что у Виноградовой мнение иногда сходится со статистикой ВОЗ . Отклонения в сроках можно объяснить тем, что медицинские исследования осуществлялись в различных странах, в разное время (между исследованиями разница в несколько десятков лет).

Например, Виноградова осуществляла свою научную деятельность в 1982 году. Кстати, ее мнение касательно роста постоянных зубов у детей практически полностью совпадает с мнением Л. С. Персина (1984, 1999).

В каком порядке происходит прорезывание постоянных зубов?

Как вы считаете, какие постоянные зубки появляются первыми? Скорее всего, вы ответите, что центральные резцы, так как это самое распространенное мнение родителей.


Но, на самом деле, первыми прорезаются моляры (первые) , что происходит приблизительно в шестилетнем возрасте. И только после них режутся нижние, а после и верхние резцы (центральные).

После центральных начинают расти боковые резцы. Далее проклевываются премоляры 1, за которыми следуют клыки. После клыков начинают расти премоляры 2. Заключительными прорезываются моляры 2 и 3. Кстати, моляры 3 — «зубы мудрости» в простонародье, могут вообще не проклюнуться.

Почему схема роста постоянных зубов стала именно такой? Дело в том, что именно так формируется здоровый правильный прикус у ребенка. Если последовательность прорезывания зубов нарушается, то возникают проблемы с прикусом , а именно его деформация.

К слову, корни постоянных зубов формируются дольше, чем зубы. Давайте изучим данный процесс.

Процесс формирования корней постоянных зубов

  • у верхних центральных резцов корни формируются в 9−13 лет, у нижних — в 7−11 лет;
  • у боковых резцов верхних — 9−12 лет, нижних — 8−11 лет;
  • у верхних клыков — 9−12 лет, у нижних — в аналогичном возрасте ребенка;
  • у первых верхних премоляров — 11−13 лет, у нижних — в аналогичном возрасте;
  • у вторых верхних премоляров — так же, как у первых;
  • у первых верхних моляров — 9−13 лет, у нижних — аналогично;
  • у вторых моляров (верх и низ) корни вырастают в 14−15-летнем возрасте ребенка.

«Зубы мудрости» не имеют определенных сроков проклевывания, поэтому и сроки появления их корешков определить проблематично. Таким образом, можно сделать вывод, что рост постоянных зубов у ребенка полностью завершается лишь к пятнадцати-восемнадцати годам.

На этом все, уважаемые читатели. Надеюсь, в статье вы нашли всю информацию, которой интересовались. Подписывайтесь на блога и делитесь прочитанным с друзьями в социальных сетях. До новых встреч!


В процессе формирования корня принято различать две стадии: стадию несформированной верхушки и стадию незакрытой верхушки (Е. А. Абамутова). В первой стадии стенки корня тонкие, идут параллельно друг другу. Канал широкий, у верхушки еще более расширяется и переходит в ростковую зону, которая представлена в виде очага разряжения костной ткани, ограниченного по периферии четко выраженной кортикальной пластинкой.

Вторая стадия — стадия незакрытой верхушки — наблюдается у корня, заканчивающего свое формирование. В этой стадии стенки канала сформированы, закруглены и сближаются у верхушки, у апикального отверстия канал сужается, ростковой зоны у верхушки нет.

На месте ростковой зоны остается незначительное расширение периодонтальной щели, которая сохраняется около года после окончания формирования верхушки. Анатомические особенности молочных зубов, которые имеют значение в клинике, состоят в следующем.

В молочном прикусе насчитывается 20 зубов, премоляры отсутствуют. Зубы первого прорезывания имеют белый цвет, напоминающий снятое молоко. Форма коронок молочных зубов в общих чертах напоминает таковую постоянных зубов, но они значительно меньше, слой твердых тканей тоньше, зубная полость обширнее. Корневые каналы и апикальные отверстия широкие в период формирования и рассасывания.

Граница перехода коронки в корень выражена резко. Более надежным признаком в дифференциации считается выступообразное утолщение эмали (эмалевый валик) в области шейки и меньшая твердость молочных зубов. Кроме общих признаков, имеются индивидуальные особенности. Резцы молочных зубов более выпуклые, чем постоянных.

На небной поверхности отсутствуют борозды. Признаки угла четко выражены. Дистальный угол бокового резца верхней челюсти более закруглен, чем у центрального резца. Валик эмали на боковом резце у шейки менее выражен, чем у центрального. Корни центральных резцов верхней челюсти расширены, а их верхушки часто бывают изогнуты в губную сторону. Коронки центральных резцов нижней челюсти меньше. Корни их плоские, с бороздками на медиальных и латеральных сторонах.

«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов

Основным изменениям в процессе эволюционного развития подвергалось соотношение размеров лицевой и мозговой частей черепа. Соотношение объемов лицевой части черепа и мозгового отдела черепной коробки у млекопитающих различно: у лошади оно составляет 450%, орангутанга — 102%, шимпанзе — 90,4—94,2%. У современного человека лицевая часть черепа составляет 35,6—49,5% у мужчин и до 30% у женщин. Это соотношение по…

Челюстные кости маленьких детей богаты органическими веществами и содержат твердых минеральных веществ меньше, чем у взрослых. Этим объясняется большая мягкость и эластичность и меньшая ломкость детских костей по сравнению с костями взрослых. Остеокластические и остеобластические процессы челюстных костей у детей протекают особенно энергично, что можно поставить в связь с хорошо развитой у них системой кровообращения….

Роль первичных челюстей как хватательного аппарата у костистых рыб отступает на задний план. Эту функцию берут на себя вторичные челюсти, образованные накладными костями: парными межчелюстными и верхнечелюстными. Филогенетическое развитие лица. Филогенетическое развитие лица: 1- шимпанзе, 2 — питекантроп, 3 — современный человек (по М. М. Герасимову). В состав нижней челюсти входят три парные кости:…

Нижняя челюсть новорожденного имеет развитый альвеолярный отросток, узкую полоску кости под ним, представляющую тело челюсти. Высота альвеолярного отростка равна 8,5 мм, высота же тела челюсти 3—4 мм. У взрослого, наоборот, высота альвеолярного отростка составляет 11,5 мм, высота тела челюсти 18 мм (Н. В. Алтухов и В. П. Воробьев). Ветви короткие, но сравнительно широкие, с выраженными…

Чтобы понять механизм образования врожденных уродств и аномалий развития лица и челюстей, необходимо остановиться на некоторых моментах эмбрионального развития челюстно-лицевой области. У зародыша в возрасте около 12 дней между передним мозговым пузырем и сердечным выступом появляется небольшое впячивание эктодермы, называемое ротовой впадиной, или ямкой. Постепенно углубляясь, ротовая впадина достигает слепого конца передней кишки, от которого…

Молочный прикус.

Номер зуба

прорезывания

Формирование

Рассасывание

Начало минерализации в утробном периоде

6-8 мес.

Постоянный прикус.

Номер зуба

прорезывания

Формирование

Сроки закладки фолликула

Начало минерализации

к 10 годам

8 мес.утр. жизни

к 10 годам

8 мес.утр. жизни

к 13 годам

8 мес.утр. жизни

к 12 годам

к 12 годам

к 10 годам

9 мес. утр. ж.

10,5-12,5 лет

к 15 годам

15 лет и более

не ограничены

Рентгенологическая картина

Зубов и их зачатков на различных этапах формирования.

У новорожденного в каждой челюсти залегает 18 фолликулов (10 молочных и 8 постоянных) различной стадии формирования и минерализации. Рентгенологически фолликул зуба выявляется в виде очага разрежения округлой формы с четко выраженным ободком кортикальной пластинки по периферии. Контуры коронки будущего зуба можно проследить только с начала процесса минерализации, который начинается от эмалево-дентинной границы. Во время формирования коронки зуба фолликул имеет округлую форму. С начала развития шейки зуба фолликул начинает вытягиваться, постепенно приближаясь к краю альвеолярного отростка. Параллельно развитию корня идет образование межальвеолярной перегородки и пародонта. В этот период на рентгенограмме можно увидеть фолликул с заложенной в нем коронкой зуба и ростковой зоной. Ростковая зона, имеющая форму сосочка, четко видна в виде участка просветления в области формирующегося зуба.

В процессе формирования корня постоянного зуба принято различать 2 стадии:

1. несформированной верхушки;

2. незакрытой верхушки.

В первой стадии стенки корня тонкие, идут параллельно друг другу, канал широкий, который у верхушки еще более расширяется и переходит в ростковую зону. Она представлена в виде очага разряжения костной ткани, ограниченного по периферии четко выраженной кортикальной пластинкой.

Во второй стадии наблюдается не закрытие верхушки у корня, заканчивающего свое формирование. В этой стадии стенки канала сформированы, закруглены и сближаются у верхушки. У апикального отверстия канал сужается, на месте ростковой зоны остается незначительное расширение периодонтальной щели, которое сохраняется около года после окончания формирования верхушки.