Становление личности дошкольников средствами фольклора. Методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему: Методическое пособие для музыкальных руководителей и воспитателей "Игровой фольклор"

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений Борисова Марина Михайловна

«Сиди, сиди, Яша» (игра для детей 5–7 лет)

Дети образуют круг. В центре круга ребенок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши:

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша-мужичок.

Ребенок-водящий встает и медленно кружится внутри круга.

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут?

С последними словами «Яша» идет к детям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.

Из книги Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений автора Борисова Марина Михайловна

«Повстречались» (игра для детей 3–5 лет) На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,Два щенка: «Гав-гав!»,Два жеребенка:

Из книги автора

«Дом» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.) На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».) За дверями стоит

Из книги автора

«Елочка» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.) Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.) Стройная

Из книги автора

«По дорожке» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Раз, два, три, четыре, пять, Будем ноги разминать. Мы шагаем по дороге, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.) И по этой же

Из книги автора

«Светофор» (игра для детей 4–6 лет) Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) – красный, зеленый и желтый, – прикрепленные к палочкам.Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый – встают, на зеленый –

Из книги автора

«Три медведя» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.) Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.) Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне

Из книги автора

«Тук-тук» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:– Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.) – Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.) – Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.) – Рад всегда! (Три

Из книги автора

«Это я» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за

Из книги автора

«У жирафов» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У жирафов пятна, пятна, Пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу – ставят пятнышки.) На лбу, ушах, на шее, на

Из книги автора

«Зеваки» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг и идут по кругу друг за другом.По сигналу водящего: «Стоп!» останавливаются, четыре раза хлопают в ладоши, поворачиваются на 180° и начинают движение в обратную сторону. Совершивший ошибку выходит из

Из книги автора

«Кто приехал?» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.) Мы, мы, мы! (Кончики

Из книги автора

«Лавата» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг.Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося: Дружно мы танцуем - Тра-та-та, тра-та-та, Танец наш любимый - Это лавата. Ведущий говорит: «Мои

Из книги автора

«Ладошки» (игра для детей 5–7 лет) Двое играющих становятся друг против друга.Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и

Из книги автора

«Лягушка» (игра для детей 5–7 лет) Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в

Из книги автора

«Мяч» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Десять, девять, (Хлопают в ладоши.) Восемь, семь, (Шлепают по коленям.) Шесть, пять, (Хлопают.) Четыре, три, (Шлепают.) Два, один.

Из книги автора

«Тик – так – тук» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят врассыпную.Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: «Так!» – останавливаются, а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8

«Сиди, сидя Яша, под ореховым кустом, грызи, грызи Яша, орешки каленые, милому дареные…»
Эта игра была известна нашим прадедам и, возможно, будет известна и нашим потомкам.
Тому, кто водит (его в игре зовут Яша) нужно грызть именно лесной орех.
Точнее – плоды лещины обыкновенной.

Лещина – это кустарник с высокими, до 10 метров, и тонкими стволами, которые прочные и гибкие.
Из них делают удилища, корзины и обручи.
«Каленые» – значит поджаренные на сковороде без воды и масла.
Лещину можно есть и в сыром виде, но в каленом лучше.
Раньше лещина росла повсеместно, теперь в больших городах ее почти нет.
Зато она до сих пор встречается за городом.

Ядра лесных орехов содержат более 60% жира и около 16% белка, а масло, выжатое из ядер, напоминает миндальное.

Помимо лещины обыкновенной, плоды которой считают лакомством, есть еще лещина разнолистная - у нее на верхушке куста не маленькие листочки, а громадные листы.
Родом она с Дальнего Востока, сегодня она встречается в Украине.
У маньчжурской и медвежьей (растет на Кавказе) лещины очень толстая скорлупа, под которой и прячется вкусное ядрышко.
Есть еще лещина понтийская и лещина крупная, средиземноморские виды, которые являются родоначальниками фундука.

Орехи собирают только после полного созревания, когда листовая обертка желтеет или становится бурого цвета и плоды из нее легко вынимаются.
Сидят же они в обвертке то по одному, а то по двое, или по трое.
Помните «Три орешка для Золушки»? :)

Предки наши относились к лещине почтительно.
На свадебных церемониях ореховые ветви служили символом плодовитости.
А еще есть и те самые «магические жезлы», т.е. те самые ореховые рамки, с помощью которых искали и ищут и сейчас – воду, клады, руду.

Главное – есть орехов в меру, иначе может появиться сухой кашель и неурядицы с желудком.

Ах да… А как же народная игра про «Яшу».

А вот она!

В центре круга с завязанными глазами сидит «Яша» и «грызёт орехи».
Все остальные дети ходят по кругу, держась за руки, и поют:

«Сиди, сиди,
Яша под ореховым кустом,
Грызи, грызи,
Яша орешки калёные
Милому дарёные.
Свои ручки подними, кого выберешь скажи!»

На последних словах «Яша» поднимается, идёт с вытянутыми вперёд руками и на кого-нибудь наталкивается (все остальные стоят по кругу и не двигаются).
«Яша» должен угадать имя того, на кого он натолкнулся, потрогав одежду, волосы, нос, уши и т. д.
Если «Яша» угадал, то он становится в круг, а угаданный становится «Яшей» и садится в центре круга.
И всё начинается сначала.
Если «Яша» не угадал, то он водит снова.

Еще один вариант этой игры и если верить Анатолию Рыбакову, то он уходит в далекие времена.

Игра изображала выбор невесты Ящером и, возможно, являлась трансформацией древнего обряда принесения девушек в жертву дракону-ящеру».

Вот как описывает её Рыбаков:
«…в начале XX в. широко распространенная по всей России детская хороводная игра, состоявшая в том, что мальчика сажали посреди круга, и он должен был выбирать себе из числа девочек «невесту».
Хоровод двигался вокруг водящего и пел, прихлопывая в ладоши:

«Сиди-сиди,
Яша, под ореховым кустом,
Грызи-грызи, Яша, орешки каленые, милою дареные.
Чок-чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок,
Где твоя невеста, в чем она одета?
Как ее зовут? И откуда привезут?»

Так дети в шутку выбирали себе тогда «невесту». А может и не в шутку, а на всю жизнь.
Такое тоже бывало.

И древний обряд принесения в жертву девушки стал милой детской игрой.


А Золушка своего суженого тогда нашла.
И помогли ей в этом три орешка.
Добрая и милая сказка, которую я очень люблю до сих пор.

Фото из Сети
Copyright © Текст by sunsinta, 2018

У Маланьи у старушки.

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей – все без бровей.

С такими глазами, с такими ушами,

С такими носами, с такими усами,

С такой головой, с такой бородой.

Ничего не ели, на нее глядели.

Делали вот так.

Как?

По считалке выбирают водящего – “Маланью”, ставят в центр круга. Все остальные ходят и поют. На слова “с такими глазами” дети останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают “огромные брови”, “длинный нос” и т.д. После слов “делали вот так” “Маланья” показывает какое-нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того “Маланья” выбирает и ставит в центр круга на свое место.

Сиди, сиди, Яша.

Сиди, сиди, Яша под ракитовым кустом,

Грызи, грызи, Яша орешки коленные,

С моря привезенные.

Чок-чок-пятачок, сиди, Яша-казачок.

Где твоя невеста, и в чем она одета,

И как ее зовут, и откуда привезут.

Дети встают в хоровод, водящему мальчику (Яше) завязывают глаза и усаживают его на корточки в центре круга. Дети ходят по кругу и поют. На слова “Чок, чок, пятачок, вставай Яша, казачок!” все останавливаются и хлопают в ладоши. Яша встает и начинает кружиться на месте. После слов “И откуда привезут”- “Яша” подходит к кому-нибудь из хоровода и дотрагивается до него, пытаясь отгадать с завязанными глазами, кто это. Если угадал, происходит смена водящего, а если не угадал, игра повторяется снова с прежним водящим.

Заинька, выйди в круг.

Заинька, выйди в круг,

Серенький, выйди в круг.

Скорей-скорей выйди в круг,

Скорей-скорей выйди в круг.

Заинька, ты пройдись,

Серенький, ты пройдись,

Туда-сюда ты пройдись,

Туда-сюда ты пройдись.

Заинька, вымой лапки,

Серенький, вымой лапки,

Леву-праву вымой лапки,

Леву-праву вымой лапки.

Заинька, умой личико,

Серенький умой личико,

Сверху донизу умой личико,

Сверху донизу умой личико.

Заинька, пригладь шерстку,

Серенький, пригладь шерстку,

Спереди-сзади пригладь шерстку,

Спереди-сзади пригладь шерстку.

Заинька, причешись,

Серенький причешись,

Да получше причешись.

Да получше причешись.

Заинька, под бочка,

Серенький, под бочка,

Пляшет Зайка казачка,

Пляшет Зайка казачка

Во время первого куплета “заинька” стоит со всеми в кругу, а потом выходит на середину, в центр круга. На слова “Заинька, ты пройдись!” он прохаживается вдоль хоровода. Далее зайка изображает то, о чем поется в песне: моет ручки, лицо, приглаживает шерстку, причесывается. Все остальные повторяют то, что делает зайка. В конце игры все вместе пляшут. Потом выбирается другой “зайка” и игра продолжается.

Дударь, дударь, дударище.

Дударь, дударь, дударище.

Старый, старый старичище

Его..под колоду, его под гнилую.

Дударь, дударь что болит?

Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)

Выбирают “Дударя”, ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню, спрашивают:

Дударь, Дударь, что болит?

Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)

Все находящиеся в хороводе берутся за “больное”место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого поймает, тот

становится на его место.

Царь-горох.

Царь-горох, царь-горох,

А-хи-ох, а-хи-ох.

Отгадать тебе пора,

Что мы делали вчера.

По считалке выбирается Царь-горох. Он садится на “трон”. Остальные отходят в сторону и договариваются, какое действие будут показывать. Если царь угадывает – все разбегаются, а Царь-горох ловит. Пойманный становится царем. Если не отгадал – действие повторяется, пока Царь-горох не догадается. Если он сдается, ему называют загаданное действие и переигрывают с ним же.

Золотые ворота.

Золотые ворота, проходите, господа.

Первой мать прошла, всех детей провела.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Хлеб, соль, вода, закрываем ворота.

Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, ее игроки берутся за руки и поднимают их вверх. Между игроками должна быть достаточная дистанция, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая команда начинает движение, обходя по очереди каждого игрока первой команды и каждый раз проходя через ворота, образованные руками игроков первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцеплять которые нельзя! Итак, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами. Первая команда в течение игры говорит слова. На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центре круга. Естественно, вторые играющие стараются на последнем слове быть вне круга, но не всегда удается. Усложнить игру можно тем, что игроки первой команды говорят свои слова одними губами, внимательно глядя друг на друга, и неожиданно опускают руки. Когда во второй команде остается один человек, он признается победителем, а команды меняются ролями.

Баба-Яга.

Баба-Яга, костяная нога,

За селом, с помелом,

Нос крючком, волоса клочком.

Лови!

Выбирают Бабу-Ягу. Она становится в середину круга, все остальные ходят, держась за руки вокруг нее, и поют припевку. После слов “Лови!” разбегаются. Баба-Яга скачет на одной ножке и ловит кого-нибудь из круга. Тот, кого поймали, становится водящим.

Рыбаки и рыбки.

Эй вы, кильки и бычки!

Что вам нужно, рыбачки?

Будем вас сейчас ловить

И в бочоночках солить.

А мы дырочку найдем

И от вас мы уплывем.

Выбирают двух рыбаков. Рыбаки “натягивают сеть” – берутся за руки и поднимают их вверх. Остальные играющие - рыбки. Рыбки держатся за руки и цепочкой проплывают сквозь сети. Игра проводится аналогично игре “Золотые ворота”. Тех, кого словили, становятся “сетями” – таким образом сеть с каждым коном увеличивается.

Горшки.

Почем горшок?

По денежке.

По какой?

По большой.

По какой по большой?

По рубль.

Дешевый! Может с трещиной?

Попробуй.

Чинчары-чинчары,

Собирайтесь гончары.

По кусту, по насту,

По лебедю горазду.

Вон!

Участники становятся парами по кругу, один впереди другого. Те, кто впереди, - “горшки”, они присаживаются на корточки. Те, которые стоят сзади, - продавцы, их задача продать свой “горшок”. Они его расхваливают, расписывают все его достоинства, выкриками создают атмосферу базара, рынка: “Кому горшки?! Кому горшки?!” Выбирается покупатель, который ходит за кругом и присматривает горшок. Когда горшок выбран, продавец и покупатель торгуются о цене. Если сделка состоялась, бьют по рукам. После слова “вон”, продавец и покупатель бегут за кругом в разные стороны. Кто прибежит первым к горшку, тот и хозяин. Прибежавший последним становится покупателем. Так игра продолжается.

Змея.

Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу.

Хочешь быть моим хвостом?

Да, конечно же хочу.

(Нет, конечно, не хочу.)

Все играющие сидят или стоят. Заводящий ходит “змейкой” и поет песню. Тот, к кому “змея” подошла, отвечает: “Да, конечно же хочу”, проползает под широко расставленными ногами “змеи” (можно обойти сбоку) и становятся сзади. Каждый участник игры обхватывает впереди стоящего руками за талию или держится за его плечи. Когда “змее” надоест, она выкрикивает: “Есть хочу” и, не предупреждая, начинает ловить свой хвост. Кого “змея” поймала, тот садится на свое место. Так играют, пока “змея” не поймает второго за собой.

Чив-чив-чив воробушек.

Чив-чив-чив воробушек,

Сидел, на столбичке,

Слетел-слетел воробушек

На (березу, рябину, ромашку, розу и др.)

Чив-чив-чив воробушек,

Сидел, сидел на столбичке,

Слетел-слетел воробушек

На столбичек.

По считалке выбирают водящего (“воробушка”). Все играющие придумывают для себя названия какого-нибудь дерева или цветка: тополь, береза, дуб, калина, малина, роза и т.д. Каждый громко называет себя, так как эти названия нужно запомнить. Все, кроме водящего, садятся на стулья в круг. В центре круга ставят стул: это “столбичек”, на который садится водящий. “Воробушек” поет. Тот, кого он называет, должен быстро подхватить песню. Это продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не споет: “на столбичек!” Как только прозвучали эти слова, все игроки должны быстро сменить свои места, в том числе и водящий. Только столбичек занимать нельзя. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Дедушка-сапожник.

Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги.

Погодите, деточки, потерял очки.

Дедушка-сапожник,

Сколько с нас возьмешь?

Три рубля с полтиной,

Пятачок и грош.

Дедушка-сапожник,

Ты с ума сошел?

Погодите, деточки,

Я очки нашел!

Выбирают водящего, ему завязывают глаза. Все остальные встают вокруг него и начинают диалог. «Дедушка» с завязанными глазами ловит детей. Если кто-нибудь пойман, «дедушка» наощупь угадывает, кто это. Теперь он становится «дедушкой-сапожником», и игра продолжается.

В волка.

Рву, рву травку,

Рву, рву муравку:

Цветочки на веночки,

Травки на затравку.

Волк за горою,

А я за другою.

Волк в кафтане,

А я в сарафане.

Подвижная орнаментальная игра, вариант обыкновенных догонялок. Игра проводится где-нибудь на лужайке, зеленой поляне. Один из детей изображает волка, который садится и делает вид, что спит. Дети ходят вокруг, каждый сам по себе, будто бы рвут травку и цветы и поют. Время от времени, в перерывах между куплетами песни, кто-то из детей делает вид, что бросает в волка нарванную травку и кричит: "Волк-волчок, облезлый бочок! Цветочки - на веночки, а тебе ничего!" Неожиданно волк просыпается и бежит вдогонку за кем-нибудь из детей. Если поймает, ведет на место: теперь игрок будет волчком.

Мы собрались дружно в круг,

Повернулись разом вдруг,

А как скажем: «Скок, скок, скок»,-

Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами. Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал «Скок, скок, скок». Если это ему удается, он меняется с говорившим местами. Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, игра начинается сначала.

Молчанка.

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Перед началом игры все играющие произносят песенку. Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами, потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры: ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Горелки.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги.

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят слова. С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Лягушки в болоте.

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят слова.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Королёва Московской области детский сад №5 № «Сказка» общеразвивающего типа.

Музыкальный руководитель

Федосова Марина Ивановна

Проектная деятельность.

«Народные игры и их роль в приобщении детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».

Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспитания. В народных играх дети могут встретиться с замечательными мелодиями, исполненными подлинно родным языком. Они приближают ребёнка к прекрасному, порождают в сознании маленького человека любовь к доброте. В играх заложен глубокий нравственный подтекст.

Игра является основным видом деятельности ребёнка, через которую он познаёт окружающий мир. В играх ребёнок учится быть добрым, трудолюбивым, любить природу, родной край.

В играх ребёнок удовлетворяет свою жажду деятельности, развивает свои умственные способности и воображение, воспитывает умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость.

Игра – школа физического воспитания. Дети развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, получая постоянно физическую нагрузку, дети тренируют свой организм.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они несут информацию о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Многие игры имитируют занятия взрослых – охоту на зверей, сельскохозяйственные работы и т.д. Практически каждая игра начинается с выбора водящего, для этого используются считалки, которые имеют свою древнюю традицию. Также в играх используются поговорки, пословицы, попевки и т.д.

Многолетний опыт работы в детском саду показал, что применение русских народных игр способствует развитию ребёнка как личности. Накопленный опыт дети должны уметь применить в самостоятельной деятельности. Поэтому накопить и углубить этот опыт можно в летний период, когда музыкальные занятия в детском саду проводятся на детских открытых площадках на воздухе.

Приобщить детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры, способствовать формированию ценностных ориентиров в соответствии с нравственными принципами «народной педагогики».

Создать систему работы, по приобщению к народной культуре через русские народные игры;

Создать условия для применения полученных знаний; подготовить атрибуты к играм; обучить педагогов;

Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре;

Использовать накопленный материал в проведении народных праздников.

Проект ориентирован на 2 возрастные группы:

Дети 5-6 лет

Дети 6-7- лет

Игры для детей 5-6 лет.

«Дедушка Сысой » русская народная игра

Дети поют: -Здравствуй, седой дедушка Сысой,

Не тряси бородой, словно веничком,

Не стучи клюшечкой, словно ступочкой,

А послушай, что мы скажем да посмотри, что мы покажем.

Дедушка Здравствуйте, детушки-малолетушки,где вы бывали?

Дети Во сыром борочке!

Дедушка А что вы там делали?

Дети Постояли на кочке, посидели на пенёчке!

Дети имитируют задуманные движения, дедушка Сысой отгадывает и ловит детей.

«Бабушка Пыхнеиха » русская народная игра

Дети двигаются за бабушкой следом и кричат:

Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?

На базар.

Бабушка Пыхтеиха, возьми нас с собой.

Ладно, идите да не свистите.

Дети бегут за бабушкой и свистят .

Бабушка поднимает палку и грозит:

Вот я вас!

3 . «Веночек» русская народная игра.

Поют: В саду девочки гуляли, красавицы цветы рвали,

Цветы рвали, сорывали, венки вили, совивали,

На головушку сажали, себя сами украшали.

Украшали, упряжали, в хороводе постояли.

Во время пения девочки передают веночек, с окончанием песни, веночек одевается на голову.

Вед. Веночек, веночек, спрячься в теремочек.

Девочка снимает венок с головы и говорит:

Вот он, вот он, твой веночек, догони меня, дружочек.

Оббегает круг и встаёт на своё место. Если её догоняет водящий. Она отдаёт венок.

4. «Кувшинчик» русская народная игра.

Дети стоят в кругу, водящий в центре отбивает мяч и поёт:

Я кувшинчик уронил, и об пол его разбил,

Раз, два, три – это верно будешь ты.

Бросает мяч ребёнку, который должен поймать и стать ведущим.

5. «Ручеек» русская народная игра.

Дети строятся в две колонны, руки кладут друг другу на плечи. Рядом кладут две длинные ленты «ручейки».

Разлился ручеек, золотой рожок. Ух!

Дети всей командой должны перепрыгнуть через ленту. Кто наступил, выходит из игры «с мокрыми ногами».

Разлился водой, холодной ключевой. Ух!

Разлился водой, прохладной снеговой. Ух!

По пням, по болотам, по лесным колодам. Ух!

Выигрывает та команда, в которой останется больше участников.

6. «Гори ясно» русская народная игра.

Дети идут по кругу, в середине в п латочком стоит водящий.

Поют: – Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Глянь на небо, птички летят, колокольчики зенят.

Раз, два не воронь, беги как огонь.

Водящий останавливается с платком возле 2 участников, с окончанием песни дети оббегают круг, кто первый возьмёт платок, становится водящим.

Игры для детей 6-7 лет.

«Кривой петух» русская народная игра.

Водящему завязывают глаза, крутят на месте. Дети стайкой подходят и спрашивают:

Кривой петух, на чём стоишь?

Петух: – На иголочках.

И не колко тебе?

Петух: – На подковочках.

Поют:

Ступай в кут, там блины пекут,

Там блины пекут, тебе блин дадут.

Стучат ногой в пол.

Петух: -Кто там?

Тарас! Лови нас, не открывая глаз!

Петух ловит детей с закрытыми глазами. Затем он должен определить, кого поймал, только после этого он может открыть глаза.

« Яша» русская народная игра.

Дети стоят в кругу, в центре сидит водящий «Яша» с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:

Сидит, сидит Яша, под ореховым кустом.

Грызёт, грызёт Яша орешки калёные, ядра золочёные.

Чок, чок, пятачок, вставай, Яшенька дружок.

Где твоя невеста? В чём она одета?

Как её зовут? И откуда привезут?

«Яша» с закрытыми глазами идёт вперед и натыкается на ребят, стоящих в кругу. Выбирает «невесту» и открывает глаза.

«Косой плетень» русская народная игра.

Дети сидят на лавочке, водящий с песней идёт мимо детей и б е р ё т рукой одного ребёнка, следующий также берёт свободной рукой очередного участника, так продолжается до тех пор, пока все дети не построятся в цепочку.

Поют: – Косой плетень, заплетайся,

Золотая труба прививайся!

Затем водящий заводит «улитку». В стороне стоят несколько ребят. Они ждут, когда водящий закончит песню.

С криком : «Вали плетень!» ребята толкают «улитку», все участники разбегаются в разные стороны.

«Ремешок» русская народная игра.

Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Водящий с ремешком в руке идёт за кругом и поёт:

Прячу, прячу ремешок под калиновый кусток.

А кто зореньку проспит, того бить, колотить. -2 раза

По окончании песни водящий бросает участнику игры ремешок за спину и убегает. Тот, кому достался ремешок, хватает его и бежит за водящим, пытаясь ударить. Водящий оббегает один круг и садится на свободное место. Если участник его догоняет, то ремешком осаливает водящего, бросает под ноги ремешок и убегает на своё место. Игра повторяется сначала.

«Орех» русская народная игра.

Дети сидят на скамейке , считалкой выбирают водящего.

Водящий прячет за спиной в кулачок орех.

В лесу на поляне стоит орешник в зелёном кафтане,

Богач не велик, но орешками наделит.

Водящий вытягивает обе руки и подходит к играющим:

На кусту орех родился, под куст свалился.

Твоё или моё?

Участник должен отгадать, где лежит орех. Если угадал, становится водящим:

А про эту сласть и у меня есть снасть!

«Дедушка Ермак» русская народная игра.

Дети считалкой выбирают дедушку Ермака, он встаёт в середину круга.

Дети идут по кругу и поют:

Трах, трах, тара-рах!

Растёт мак на горах!

Мак, мак, маковочек,

Золотой цветочек.

Встаньте все в ряд,

Спросите про мак.

Дети спрашивают:

- Дедушка Ермак, садил ли ты мак?

Дедушка Ермак, полол ли ты мак?

Дедушка Ермак, цветёт ли мак?

Дедушка Ермак, созрел ли мак?

Дедушка Ермак, а не пора ли трясти мак?

После этих слов дедушка Ермак убегает, дети его догоняют и начинают легонько трясти.

«Царевич – королевич» русская народная игра.

Водящий стоит в центре, участники идут с песней по кругу:

По городу гуляет, по городу гуляет

Царевич-королевич, царевич – королевич.

Водящий подходит к девочке и кланяется, затем ведёт в середину круга.

Невесту выбирает, невесту выбирает,

Царевич – королевич, царевич – королевич.

Пара стоит спинами друг к другу. Дети считают:

- Раз, два, три!

Мальчик и девочка поворачивают головы: если в одну сторону - уходят вместе, взявшись за руки, если в разные стороны, то расходятся по разным сторонам.

Итогом всей проведённой работы будет проведение летнего фольклорного праздника «Святая Троица».

Главной задачей проведения праздника является создание праздничной атмосферы, естественное поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции.

В группах созданы мини-музеи «Народная свистулька», «Колокольчик серебристый», «Народный костюм (мини-куклы)».

Разработаны перспективные планы в группах по приобщению к истокам русской народной культуры.

Составлена картотека русских народных игр.

Проведён конкурс рисунка на тему: «Люблю берёзку русскую».

В уголках для родителей выставляется материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Троица», «Рождество».

Основной формой работы являются занятия, комплексные, тематические, сюжетные и другие виды.

При разработке сценария особое внимание уделяется подбору произведений календарного фольклора, словесно – музыкальных

и игровых произведений.

Результатами проведённой работы являются:

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;

Умение играть самостоятельно в подвижные игры;

Знание фольклорных героев, умение узнавать их в изобразительном искусстве;

– активное участие в русских народных праздниках (знают название праздника, исполняют песни, стихи)

– знание истории народного костюма;

– бережное отношение к предметам быта, произведениям народно-прикладного искусства;

Литература:

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада.

Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.

Юдина И. «Милый мой хоровод» музыкально-литературная композиция.

Подвижные игры являются отличным способом поддержания процесса воспитания и становления ребенка. Благодаря им, все это происходит и приятно и, в тоже время, полезно и для самих малышей, так и для взрослых, занятых с ними.
Не секрет, что играя дети куда лучше познают мир вокруг себя, учатся находить правильные решения и общаться с окружающими.

Рассмотрим несколько , которые можно с интересом проводить с детьми в группах.

Игра «Хвост и голова»
Выбирают «голову» (например, дракона) и «хвост». Все играющие становятся в линию один за другим. Каждый кладет руки на плечи стоящего перед ним. «Голова» становится в начале колонны, а «хвост» - в конце. «Голова» говорит:

Ах, как весело мне что-то,

Вот бы кости поразмять.

Поиграть сейчас охота,

Разве хвост мне свой поймать?

«Хвост» громко отвечает:

Что ты вздумал, Чудо-Юдо?

Коль меня ты отгрызешь,

Никуда уж ты отсюда

Никогда не уползешь!

«Голова» начинает охотиться за «хвостом», который должен все время увертываться от нее. Пойманный «хвост» должен заплатить фант, а после выполнения задания может сам стать «головой».

***
Яша

Эта игра - хороводный вариант жмурок. По считалке выбирается водящий - «Яша». Играющие встают в круг. В центре круга сажают «Яшу», завязывают ему глаза. Остальные играющие образуют вокруг водящего замкнутую цепь, взявшись за руки, и приговаривают:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызешь орешки

Для своей потешки.

«Яша» делает вид, будто грызет орехи. На последнем слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а «Яша» встает и с закрытыми глазами кружится. Играющие поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

По окончании этих слов «Яша» с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него и отгадывает, кто это. Окружающие не должны подсказывать водящему.

***
«Испорченный телефон»

Играют 5-10 человек, усевшись или встав рядком. Ведущий садится первым в ряду, придумывает любую фразу и тихонько шепчет ее на ухо крайнему игроку. Тот передает на ухо следующему по порядку и т. д. Ведущий подходит к последнему в ряду и спрашивает, что ему передали. Тот громко повторяет, что он услышал. Почти всегда с первоначальной фразой происходят удивительные превращения. Например, фраза «Таня же ребенок совсем» превратилась в загадочное предложение: «Там жеребенок вовсе».

Конечно, водящий и старался придумать фразу с «подвохом», чтобы ее легко было понять в каком-нибудь другом смысле. Но свою роль играет также то, что иной игрок не все слова расслышит, а передавать соседу бессмыслицу стесняется - вот и придумывает сам недослышанные слова.

Кто первым исказил фразу водящего? Чтобы выявить это, просят повторить, что он услышал, не только последнего в ряду, но и второго от конца, третьего и т. д. Первому исказившему слова приходится пересесть в самый конец ряда. На освободившееся место садится ведущий. Новым ведущим становится тот, кто оказался первым в ряду.

Изредка случается, что фраза дойдет до конца без искажений. Тогда прежний ведущий еще раз начинает игру, придумав новое сообщение. Передавать фразу надо на ухо и так, чтобы другие не услышали. Но говорить нужно отчетливо, не искажая слов нарочно. Нарушивший правила садится последним в ряду.

Переспрашивать нельзя, но нельзя говорить и бессмыслицу.

***
«Чепуха»
Каждый из играющих выбирает себе название какой-либо кухонной утвари. Например, вилка, кочерга, чашка, нож и т. д.
Выбранный по считалочке водящий задает каждому участнику вопросы, например:

Это что у вас на носу?
Игрок, к которому водящий обратился, должен отвечать на вопрос только задуманным словом, например, «кочерга».

Что у тебя на лице?
- Кочерга!

А на чем ты сидишь?
- На кочерге!

Если отвечающий засмеется или скажет невпопад, то он платит фант. В начале игры договариваются о максимальном количестве собранных фантов, которые затем разыгрываются.

***
«Салочки в два круга»

Играющие образуют два круга: внутренний и внешний, один из которых движется по часовой стрелке, другой - против нее. По сигналу водящего, который предварительно выбирается с помощью считалочки, участники игры останавливаются. Игроки внутреннего круга быстро стараются осалить соперников из внешнего круга, дотронувшись до них рукой раньше, чем те успеют присесть. Осаленные играющие встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется такое количество игроков, о котором заранее договариваются как означающем конец игры.

***
Как у бабушки Ларисы

Все играющие становятся в круг, один из них - водящий - становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы
Было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Все на бабушку глядели,
Разом делали вот так!

Игрок, стоящий в центре круга, принимает какую-нибудь необычную позу, остальные участники повторяют ее за водящим и замирают. Тот, кто первый пошевелится, выходит из круга.

Если водящий - мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы...» заменяются словами «Как у дедушки Ивана».
из пособия «Народные игры в детском саду», 2001 г.