Тема: Предмет и задачи патопсихологии. Общая психопатология

Соотношение патопсихологии и психопатологии. Предмет патопсихологии.

Патопсихология - наука о законах нарушений (изменений) психических процессов и свойств психической деятельности.

Психопатология - часть медицины, посвященная описанию и изучению симптомов и синдромов при отдельных психических болезнях.

По своим целям и решаемым практическим задачам п атопсихология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающимся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах. Наиболее тесные связи (даже в названии) обнаруживаются у патопсихологии с одним из разделов психиатрии - психопатологией. Названия этих дисциплин состоят из одних и тех же древнегреческих корней: "pathos" - "страдание", "болезнь", "psyche" - "душа", "психика" и "logos" - "изучение". Таким образом, и патопсихология, и психопатология представляют собой отрасли, изучающие различные проявления нарушений психики.

Однако при всем внешнем сходстве, при общности "объекта" исследования (в качестве которого выступают нарушения психики), между психопатологией и патопсихологией имеются существенные различия. Эти различия заключаются, в первую очередь, в том, что патопсихология является одним из разделов психологии (клинической психологии), а психопатология является отраслью медицины (психиатрии). Таким образом, в силу принадлежности к различным научным дисциплинам психопатология и патопсихология имеют каждая свой специфический предмет исследования, методы исследования и различный категориальный аппарат.

Предметом любой медицинской отрасли, как известно, является болезнь во всех ее проявлениях и связях. Предметом же психологии (а следовательно, и любой ее отрасли) является психика. В отношении психопатологии предметом изучения выступает особая категория заболеваний - психические заболевания, т. е. заболевания, при которых в первую очередь нарушаются именно психические функции (познание и регуляция поведения). Другими словами, можно сказать, что психопатология изучает причины возникновения, особенности проявления, течения, лечения и предотвращения различных психических расстройств.

Патопсихология, как и любая другая отрасль психологии, изучая психику, имеет и свою собственную специфику, так как ее предметом является не просто психика, а психика, нарушенная тем или иным психическим расстройством. Наиболее полно и точно определение предмета патопсихологии дала Б. В. Зейгарник: "патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга".

Патопсихология, рассматривая нарушения психики, дает квалификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии, используя общий для всех отраслей психологии категориальный аппарат. Патопсихолог пользуется такими понятиями, как психика, деятельность, общение, личность, познание и т. п. Психопатология, являясь наукой сугубо медицинской, оперирует главным образом клиническими понятиями, такими, как этиология, патогенез, симптом, синдром и т. д. При этом надо отметить, что эти клинические термины должны быть известны и часто используются в практике патопсихологии, что связано с ее пограничным и прикладным характером. Решение практических задач, которые стоят перед патопсихологией, немыслимо без хорошей ориентировки в клинических особенностях заболевания, а данные патопсихологического исследования обязательно должны соотноситься с психическим статусом больного, с динамикой течения заболевания.

Существенные различия между психопатологией и патопсихологией отмечаются и в области методологии и методики проведения исследований. В практике психиатрии традиционно доминирует клинико-описательный метод исследования психопатологических явлений, что связано во многом с самой природой патологии психики. Как отмечает С. Я. Рубинштейн, эта природа такова, что установить ее удается лучше всего при расспросе и наблюдении . Причем опытный врач-психиатр в большей степени, чем представители других медицинских специальностей, умеет контактировать с больным, обладает искусством выявлять признаки заболевания в ходе наблюдения и беседы с пациентом, расспросов родственников и персонала о его поведении. Надо отметить, что в оценке психического состояния беседа и наблюдение до сих пор занимают основное место, тогда как соматическое состояние больного исследуется многообразными современными лабораторными и экспериментальными методами. Между тем, при анализе патологии психики методы опроса и наблюдения обязательно должны

быть дополнены экспериментом, так как именно экспериментальный метод позволяет перейти от описания явления к анализу причин и механизмов симптомообразования.

Патопсихология, являясь отраслью психологии, использует весь арсенал методов, накопленных психологической наукой, и среди них эксперимент занимает ведущее место. В силу специфики предмета и решаемых ею практических задач, можно сказать, что патопсихология является экспериментальной наукой. В патопсихологии накоплен большой опыт экспериментального исследования психики больных, и этот опыт является весьма полезным для психопатологии.

Современный системный подход к исследованию психических расстройств требует их всестороннего рассмотрения, поэтому данные клинического анализа должны быть дополнены данными патопсихологического исследования. Поэтому в последнее время все четче проявляется тенденция к сближению практики исследования нарушений психики в психологии и психопатологии: клиницисты все активнее используют психологические экспериментальные методы исследования, а в патопсихологии (и клинической психологии в целом) существенная роль отводится описательному подходу.

Однако различия в предметной области обеих наук остаются неизменными. Поэтому можно сказать, что психопатолог и патопсихолог подходят к одному и тому же явлению - психическому расстройству - с различных сторон. Для клинициста любые нарушения психики интересны, потому что они являются признаками (симптомами или синдромами) тех или иных психических заболеваний, т. е. в психопатологии акцент делается именно на проявлении нарушений. Патопсихолога же интересуют психические нарушения, так как они раскрывают специфику психики, проявляющейся в особых условиях (в условиях болезни), т. е. для патопсихологии актуальным остается изучение именно психологических феноменов.

Выделяют следующие патопсихологические регистр-синдромы (И.А.Кудрявцев): шизофренический, аффективно-эндогенный, олигофренический, экзогенно-органический, эндогенно-органический, личностно-аномальный, психогенно-психотический, психогенно-невротический.

Шизофренический симптомокомплекс складывается из таких личностно-мотивационных расстройств, как изменение структуры и иерархии мотивов, расстройства мыслительной деятельности, нарушающего целенаправленность мышления и смыслообразование (резонерство, соскальзывание, разноплановость, патологический полисемантизм) при сохранности операционной стороны, эмоциональные расстройства (упрощение, диссоциация эмоциональных проявлений, знаковая парадоксальность), изменение самооценки и самосознания (аутизм, сенситивность, отчужденность и повышенная рефлексия).

В психопатический (личностно-аномальный ) симптомокомлыекс входят: эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение мышления в виде «относительного аффективного слабоумия», нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт.

Органический (экзо- и эндогенный) симптомокомплекс характеризуется такими признаками, как общее снижение интеллекта, распад имевшихся сведений и знаний, мнестические расстройства, затрагивающие как долговременную, так и оперативную память, нарушения внимания и умственной работоспособности, нарушение операционной стороны и целенаправленности мышления, изменение эмоциональной сферы с аффективной лабильностью, нарушение критических способностей и самоконтроля.

В олигофренический симптомокомплекс входят такие проявления как неспособность к обучению и формированию понятий, дефицит интеллекта, дефицит общих сведений и знаний, примитивность и конкретность мышления, неспособность к абстрагированию, повышенная внушаемость, эмоциональные расстройства.

Психопатологические синдромы.

Синдромы в зависимости от преимущественного поражения той или иной сферы психической деятельности подразделяются на неврозоподобные, бредовые, синдромы расстройства сознания, аффективных и двигательно-волевых нарушений и др.

А. НЕПСИХОТИЧЕСКИЕ // НЕВРОТИЧЕСКИЕ:

1) астенический. 2) синдром невротической ипохондрии 3) синдром невротической депрессии 4) невротическое нарушение сна 5) синдром невротической тревоги 6) обсессивно-компульсивный 7) фобический 8) истеро-конверсионный, диссоциативный

Б. ПСИХОТИЧЕСКИЕ:

1.Бредовые: паранояльный, галлюцинаторно-параноидный, Кандинского-Клерамбо (психических автоматизмов), парафренный, бредовой ипохондрии: дисморфомания

2.Галлюцинаторный синдром (галлюциноз).

3.Аффективные: депрессивный, маниакальный, дисфория

4.Психомоторные: кататонический, гебефренный, судорожный

5.Нарушенного сознания: синдромы выключения сознания (оглушение, сопор, кома), делирий, аменция, онейроид, сумеречное

В. ДИСМНЕСТИЧЕСКИЕ И ДЕМЕНТНЫЕ

Корсакова (амнестический)

Лакунарная деменция

Тотальная деменция

Психоорганический синдром

1. Эндогенные психические заболевания:

1) шизофрения;

2) аффективные заболевания;

3) аффективные психозы;

4) циклотимия;

5) дистимия;

6) шизоаффективные психозы;

7) функциональные психозы позднего возраста.

2. Эндогенно-органические заболевания:

1) эпилепсия;

2) дегенеративные (атрофические) процессы головного мозга;

3) деменции альцгеймеровского типа;

4) болезнь Альцгеймера;

5) сенильная деменция;

6) системно-органические заболевания;

7) болезнь Пика;

8) хорея Гентингтона;

9) болезнь Паркинсона;

10) особые формы психозов позднего возраста;

11) острые психозы;

12) хронические галлюцинозы;

13) сосудистые заболевания головного мозга;

1. Психопатология как научная дисциплина. Предмет, Объект, цели и задачи психопатологии. Основные разделы психиатрии и принципы их выделения. Связь психиатрии с другими науками.

Психопатология - это раздел психиатрии, цель которого - изучение общих закономерностей и природы психических расстройств. Поскольку общая психопатология является разделом учения о заболеваниях человека, здесь адекватна терминология, используемая в общей медицине: симптом, синдром, смена синдромов.

Психиатрия (греч. πσψηε – душа, φατρεο – лечение) – наука о душевных заболеваниях, их распространенности, этиологии, патогенезе, морфологических основах этих заболеваний, их профилактике, клинике, диагностике, лечении и экспертизе.

Основные разделы психиатрии: общая психиатрия, психиатрия детского и подросткового возраста, геронтологическая психиатрия, судебная, социальная психиатрия, биологическая психиатрия, транскультуральная психиатрия.

Областью компетенции психиатрии являются: психотические расстройства (психозы), непсихотические расстройства (неврозы, психопатии), различные виды зависимостей (наркология).

Общая распространенность психических заболеваний составляет около 20%, следовательно, каждый пятый человек в течение своей жизни нуждается в помощи специалиста психиатрического профиля. По данным ВОЗ к 2020 году психические расстройства будут занимать одно из ведущих мест среди причин инвалидизации населения планеты, а такое заболевание как депрессия займет второе место после ишемической болезни сердца по инвалидизации. Кроме того, факт наличия страха, сомнений при обращении к психиатру, а так же наличие соматических «масок» психических заболеваний делает необходимым знание психиатрии для врачей различных профилей. Больные часто обращаются не к психиатру, а к другим специалистам, при этом, период лечения у специалистов различных профилей может достигать нескольких лет. Все это делает необходимым знание врачами-интернистами основных вопросов психиатрии.

Психиатрия объединяет разнообразные знания о человеке, науках, которыми он занимается, о смысле его жизни, эмоциональной, интеллектуальной, творческой жизни человека. Наконец, психиатрия имеет своим предметом, в конечном итоге, душу человека со всеми ее особенностями.

одной из задач общей психопатологии наряду с изучением структуры и динамики синдромов продолжает оставаться исследование причин, обусловливающих их развитие и видоизменение под влиянием различных факторов

Основные задачи психопатологии детского возраста – изучить общие закономерности возникновения и развития психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов с учетом возрастного своеобразия.

Предмет -изучение расстройства видов ВНД человека

Объект -человек

Цели: изучение причин возникновения, проявления, лечения и профилактики психических расстройств

Связана с невропатологией, педиатрией, психиатрией.

Принципы: Детерминизма(причин возникновения), анализа и синтеза, структурности.

2. Дефиниции понятий внимания и памяти. Виды, типы, функции памяти. Расстройства внимания и памяти их виды. Корсаковский синдром.

ВНИМАНИЕ - произвольная или непроизвольная избиратель­ная направленность и сосредоточенность

психической деятельно­сти на определенный объект, значимый в данный момент.

Нейрофизиологигеский механизм. Внимание развивается на базе ориентировочного рефлекса, направленного на создание в орга­низме условий для восприятия изменений во внешней среде. Про­является в локальной активации (оптимальной деятельности) определенных мозговых структур, принимающих участие в той или иной деятельности, и торможении остальных, «не работаю­щих» функциональных систем мозга.

Классификация. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, являющимся автоматической рефлекторной реак­цией, ипроизвольным, или активным, т. е. сознательным, це­ленаправленным сосредоточением на определенном объекте при отключении от других событий и явлений. Выделяют избиратель­ность, объем, устойчивость, возможность распределения и пере-ключаемость внимания. Внимание может быть направлено как на внешние (игрушки, книги, сверстники), так и на внутренние объ­екты (на свои ощущения, мысли, чувства).

Возрастные особенности. Зачатки активного внимания появля­ются уже на первом году жизни в управлении органами чувств и в играх. Особенность детского внимания - подвижность, легкость перехода от одного объекта к другому. У дошкольников особенно легкая отвлекаемость. Произвольное внимание формируется в до­школьном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в ре­гуляции поведения ребенка. Внимание у ребенка почти всегда привлечено внешними событиями и обращено не к сути, а поверх­ности явления. У школьников все еще в сравнении со взрослыми внимание более подвижно, неустойчиво и отличается особенно легким привлечением к эмоционально окрашенным раздражите­лям. Для привлечения и особенно удерживания внимания детей требуется интерес, эмоционально окрашенное занятие, в против­ном случае они легко отвлекаются.НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ - патологическое изменение направ­ленности, избирательности психической деятельности.

Различают следующие формы нарушений внимания.

Отвлекаемость - невозможность сосредоточиться на нужном объекте, поверхностность и неустойчивость внимания, обуслов­ленная ослаблением активного и преобладанием пассивного вни­мания. Отмечается при мании, слабоумии, детском аутизме.

Апрозексия - полная невозможность сосредотогения, может на­ступить при некоторых расстройствах сознания, поражениях лоб­ных отделов мозга, атонигеской форме умственной отсталости, ранней детской шизофрении.

Прикованность - неспособность переключиться на другие со­бытия. Может быть при депрессии, когда все мысли сконцентри­рованы на психотравмирующем событии, или ипохондрии, при которой невозможно отвлечься от симптомов серьезной или вооб­ражаемой болезни.

Истощаемостъ внимания - снижение способности к длитель­ному сосредоточению на определенном объекте. Наблюдается как при астении, так и при минимальных дисфункциях мозга, а также при более грубых органических поражениях ЦНС.

Сужение объема внимания - неспособность удерживать в зоне произвольной целенаправленной психической деятельности доста­точно большое число объектов и оперировать ими. Встречается при прогрессивном параличе.

Тугоподвижность внимания - неспособность к быстрому и час­тому переключению внимания с одного объекта на другой, застре-ваемость на одном из воспринимаемых событий или предметов. Характерно для больных с эпилепсией.

При модалъно-неспецифигеских нарушениях внимания страдает сосредоточение на слуховых, зрительных и любых других объек­тах. Это случается, например, при поражении лобных долей коры головного мозга.

Модально-специфигеские нарушения внимания проявляются его расстройством в одной из областей психики. Так, при поражении зрительной области коры головного мозга нарушается зрительное внимание, при поражении височной - слухового.

ПАМЯТЬ - запечатление, хранение и последующее воспроизве­дение прошлого опыта.

Без этого качества памяти невозможно никакое научение. С другой стороны, для того чтобы воспрепятствовать сохранению несущественной информации, которая могла бы заблокировать ра­боту мозга, необходим механизм забывания. Таким образом, па­мять - и способность к запоминанию, и способность к забыва­нию. Память активна, связана с потребностями человека, его ин­тересами, эмоциями и интеллектом.

1. Запегатление (кодирование) - выделение информации, ко­торая будет храниться. Начинается с распознавания физических параметров информации, затем происходит перегруппировка мате­риала и, наконец, основное кодирование при анализе и идентифи­кации различных характеристик. Запоминание непроизволь­ное- происходит без всякой цели и усилий. Запоминание про­извольное- совершается с постановкой цели, волевыми усилиями, напряжением внимания, попыткой понять воспринима­емое и связать с прошлым опытом.

2. Хранение (архивизация) - накопление информации и ее свя­зывание с той, которая уже есть в памяти.

3. Воспроизведение (извлегение) - извлечение информации тес­но связано с тем, как организован материал в памяти. Воспомина­ние легче происходит в контексте среди других, предъявляемых вместе с ним элементов. Воспроизведение непроизволь­ное - появление навязчивых образов. Воспроизведение произ­вольное- результат сознательно поставленной цели.

Припоминание связано с мышлением и является волевым процессом.

Забывание - а), невозможность припомнить или узнать, б) неверное припоминание или узнавание. Забыванию способству­ют возраст (ранний или пожилой), неиспользование усвоенной информации, интерференция (вмешательство сильных эмоций, сходной деятельности, тяжелой работы), подавление бессознатель­ными мотивациями (забывание неприятных, нежелательных собы­тий), органические повреждения мозга (воспалительные, травма­тические).

Реминисценция - воспроизведение того, что, казалось, было уже забыто.

Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словес­но-логическая.

Индивидуальные разлигия памяти. Различия в продуктивности заучивания зависят от скорости, прочности и точности запомина­ния, а также от готовности воспроизведения.

Типы памяти делятся в соответствии с каналом получения ин­формации на зрительный, слуховой и речедвигательный.

Еейропсихологигеский механизм. Физиологический механизм врожденной (филогенетической) памяти составляют безусловные рефлексы разной степени сложности. Физиологический механизм приобретенной (индивидуальной) памяти состоит в формирова­нии, фиксации, хранении и воспроизведении временных связей.

Сенсорная (непосредственная) память осуществля­ется на уровне рецепторов и сохраняет следы воспринятого на то время (1/4 с), пока решается вопрос о привлечении ретикулярной формацией внимания высших отделов мозга. Если этого не проис­ходит, то менее чем за секунду следы стираются.

Кратковременная память обеспечивает сохранение ин­формации в течение короткого времени (20 с), пока мозг ее обра­батывает и интерпретирует, чтобы решить степень ее важности и необходимости длительного хранения. Емкость - от 5 до 9 эле­ментов (цифр, букв, названий предметов). Период консолидации, т.е. время переноса информации в долговременную память, от 15 минут до часа.

Долговременная память сохраняет информацию дли­тельное время, соизмеримое с продолжительностью жизни индиви­да. Емкость теоретически безгранична, она зависит от важности для субъекта информации, ее кодирования, систематизации и воспроиз­ведения. Существуют специфические нейронные схемы (височная область коры головного мозга) для записи событий прошлого.

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ. Расстройства способности запоминания (запечатления) возникают из-за невозможности закодировать по­лученную информацию.

Амнезия - выпадение из памяти событий определенного от­резка времени. Возникает вследствие невозможности запечатле­вать, кодировать (анализировать и идентифицировать) информа­цию, перевести следы события в долговременную память.

Амнезия антероградная - выпадение из памяти, отно­сящееся к событиям, имевшим место после выхода субъекта из болезненного состояния. При этом нарушении информация не по­падает в долговременную память из кратковременной. Отмечена в случаях травматического поражения мозга, старческих психозах.

Амнезия ретроградная - утрата воспоминаний на со­бытия, предшествующие началу болезни, травме головного мозга. Страдает та информация, которая уже закреплена в долговремен­ной памяти. Она может распространяться на отрезки времени, равные нескольким минутам, часам, дням и даже многим месяцам. Восстановление памяти обычно происходит при благоприятном течении, начиная с наиболее давних событий. Наблюдается при ушибах и сотрясениях головного мозга, алкогольном и других по­ражениях мозга, болезни Альцгеймера.

Амнезия антероретроградная - охватывает относи­тельно длительный период - до и после возникновения заболева­ния (травмирующего мозг события). Наряду с упомянутыми, при­чиной может быть асфиксия головного мозга, возникшая напри­мер, при попытке самоубийства посредством повешения.

Расстройство хранения поступающей в мозг информации обыч­но происходит при грубых органических деструктивных процес­сах, когда разрушаются структуры - носители следов, поступив­ших сообщений.

Расстройство воспроизведения запегатленной информации встречается довольно часто. Внешне оно может не отличаться от расстройства хранения. Положительная динамика наблюдается только при расстройстве воспроизведения; при расстройстве же хранения нарушения памяти необратимы. Даже в норме легко возникают нарушения воспроизведения при утомлении, психиче­ском истощении. Однако они легко восстанавливаются при воз­вращении сил, отдыхе. Более тяжелые, патологические расстройст­ва воспроизведения наблюдаются при астениях, возникающих вследствие мозговых (менингит), общих инфекционных болезней (тиф), травматических поражений мозга. Расстройство воспроиз­ведения, проявляющееся вытеснением из памяти событий опреде­ленного периода времени или определенных переживаний, возни­кает при сильных эмоциональных (шоковых) потрясениях. Это расстройство похоже на амнезию, однако отличается от нее тем, что способность запоминания, нарушенная при ней, сохраняется, а вытесненное постепенно восстанавливается.

Гипомнезия - ослабление памяти, проявляющееся в нарушении хранения и воспроизведения полученного опыта. Более заметно ухудшение механической, чем словесно-логической памяти. Быст­рее забываются недавняя и недостаточно закрепленная информа­ция. Обычно гипомнезия связана с органическими поражениями мозга, психическим недоразвитием.

Гипермнезия - усиление памяти, при котором необычно легко возникает бесчисленное количество воспоминаний. Чаще всего воспроизведение логической последовательности фактов наруше­но, улучшается главным образом логическая память. Бывает при гипоманиакальных и маниакальных состояниях различного проис­хождения. Парциальная гипермнезия может быть, например, при умственной отсталости, когда повышается способность к запоми­нанию и воспроизведению цифр.

Качественные расстройства памяти (обманы памяти), или па­рамнезии. При них преимущественно наблюдается нарушение ре­продукции, но может быть и нарушение запоминания. Обманы па­мяти встречаются и у нормального человека, когда эмоциональ­ные влияния и личностные интересы нарушают воспроизведение, и вследствие этого репродукция полученной информации не все­гда совпадает с прошлым опытом, т. е. искажается.

Криптомнезия - нарушение памяти, при котором как бы сти­рается грань между имевшими место в действительности, реаль­ными событиями и событиями, о которых индивид слышал от окружающих, читал или видел во сне, расстраивается способность идентифицировать источник воспоминаний, что приводит к ослаб­лению различий между действительно происходившими события­ми и событиями, увиденными во сне, или о которых стало известно из книг, рассказов других людей. Например, человек рассказывает услышанный им анекдот, искренне веря, что он его придумал сам.

Псевдореминесценции (ложные воспоминания) - смещение во времени событий, действительно имевших место в прошлом опыте индивида. Может быть при старческом слабоумии.

Конфабуляции (вымыслы) тесно связаны с расстройством вос­приятия времени и нарушением распределения прошлых событий во времени. Их называют замещением провалов памяти вымысла­ми, причем больной полностью уверен в том, что сообщенные им факты и события действительно имели место. Наблюдаются при корсаковском психозе и могут возникать при парафренном синд­роме шизофрении.

Фантазмы - придумываются больными, у которых нет грубых нарушений памяти, для того чтобы показать себя с лучшей сторо­ны. Встречаются при истерии и некоторых видах слабоумия.

Амнестигеская афазия - забывание больным названий пред­метов. Может быть при старческой деменции, злокачественно про­текающей эпилепсии.

Синдром Корсакова состоит из нарушений памяти: 1) фикса­ционной амнезии, неспособности сохранить зарегистрированные события более чем на несколько секунд или минут; 2) нарушения ориентировки во времени; 3) относительной сохранности памяти на прошлое; 4) псевдоремининисценций; 5) конфабуляций и ино­гда 6) криптомнезий. Наблюдается при алкогольном, других ин­токсикационных и органических психозах. Симптомы этого синд­рома в подавляющем большинстве случаев необратимы.

Вопрос.

1.Предмет и задачи психиатрии: Психиатрия - клиническая дисциплина, изучающая этиологию, патогенез, клинику, распространенность психических заболеваний. Разрабатывает методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

Предметом психиатрии является больной человек, изменения его аномальной психики.

К основным задачам психиатрии относятся:

· Диагностика психических расстройств.

  • Изучение клиники, этиопатогенеза, течения и исхода психических заболеваний.
  • Изучение эпидемиологии психических расстройств.
  • Исследование воздействия лекарств на патоморфоз психических заболеваний.
  • Разработка методов лечения психической патологии.
  • Разработка способов реабилитации больных с психическими заболеваниями.
  • Разработка методов профилактики психической патологии среди населения.
  • Вопросы организации психиатрической помощи населению.

2.Особенности психиатрии на современном этапе .

Нозологическое направление в современной психиатрии (от греч. nosos - «болезнь») распространено как в нашей стране, так и в части европейских государств. Исходя из структуры данного направления все психические нарушения представлены в виде отдельных психических болезней, таких как шизофрения, маниакально-депрессивный, алкогольный и другие психозы.

Считается, что каждой болезни присущи разнообразие провоцирующих и предрасполагающих факторов, характерная клиническая картина и течение, свой этиопатогенез, хотя и выделяются различные типы и варианты, а также наиболее вероятный прогноз. Как правило, все современные психотропные средства эффективны при определенных симптомах и синдромах вне зависимости от той болезни, при которой они встречаются. Еще одним достаточно серьезным недостатком данного направления является невыясненное положение тех психических нарушений, которые не укладываются в клиническую картину и течение определенных заболеваний. Например, по мнению одних авторов, расстройства, занимающие промежуточное положение между шизофренией и маниакально-депрессивным психозом, являются особыми шизоаффективными психозами. По мнению других, данные расстройства должны быть включены в шизофрению, третьи интерпретируют их как атипичные формы маниакально-депрессивного психоза.

Основателем нозологического направления считается известный немецкий психиатр Э. Крепелин.

Основополагающим методом нозологического направления является подробное описание клинической картины и течения психических расстройств, за что представители других направлений называют данное направление описательной психиатрией Э. Крепелина. К основным разделам современной психиатрии относятся: гериатрическая, подростковая и детская психиатрия. Они являются областями клинической психиатрии, посвященными особенностям проявлений, течения, лечения и профилактики психических расстройств в соответствующем возрасте.

Раздел психиатрии, именуемый наркологией, изучает диагностику, профилактику и лечение наркоманий, токсикоманий и алкоголизма. В западных странах врачей, специализирующихся в области наркологии, называют аддикционистами (от английского слова addiction - «пристрастие, зависимость»).

Судебная психиатрия занимается разработкой основ судебно-психиатрической экспертизы, а также ведет работу по предупреждению общественно опасных действий психически больных лиц.

Социальная психиатрия занимается изучением роли социальных факторов в возникновении, течении, профилактике и лечении психических заболеваний и организации психиатрической помощи.

Транскультуральная психиатрия - раздел клинической психиатрии, посвященный сравнительному исследованию особенностей психических расстройств и уровня психического здоровья среди различных наций, культур.

3.Организация психиатрической помощи в РФ. Оказание психиатрической помощи в России регламентируются Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

Психиатрическая служба в РФ располагает рядом организационных форм больничной и внебольничной помощи населению.

Психиатрические стационары

Психиатрические стационары предназначены для лечения больных с психическими расстройствами психотического уровня.

Структура психиатрических стационаров соответствует таковой для многопрофильных больниц, она включает в себя приемный покой, лечебные отделения, аптеку, кабинеты функциональной диагностики и пр.

Психиатрические отделения часто имеют специализацию по полу, возрасту (детские, подростковые, взрослые, геронтологические), выраженности психических расстройств ("острые", реабилитационные). В крупных больницах отдельно формируются отделения для соматически ослабленных больных, инфекционные, туберкулезные, санаторные отделения.

Больные, неспособные жить самостоятельно, нуждающиеся в постоянном уходе, при отсутствии родных, способных этот уход осуществлять, переводятся для дальнейшего проживания и лечения в психоневрологические интернаты (ПНИ) системы социального обеспечения.

Кроме обычных психиатрических больных существуют специализированные психиатрические стационары , осуществляющие лечение непсихотических психических расстройств: наркологические больницы - в них проходят лечение и реабилитацию больные с зависимостями от различных психоактивных веществ (ПАВ).

Психоневрологические диспансеры

Психоневрологические диспансеры (ПНД) организуются в тех городах, где численность населения позволяет выделить пять и более врачебных должностей. В других случаях функции психоневрологического диспансера выполняет кабинет психиатра, входящий в состав районной поликлиники.

Психиатрическая помощь в РФ направлена на:

· раннее выявление психическихрасстройств и диспансеризацию больных,

· предотвращение рецидивов болезни,

· оздоровление условий труда и быта,

· содействие адаптации больных,

· оптимизации лечебного процесса наоснове комплексного использованияфармакологических и психосоциальныхметодов лечения заболевших.

4.Психопатология как научная дисциплина: Психопатология - раздел психиатрии,

изучающий общие закономерности и развитие психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов.

Предмет, объект, цели и задачи психопатологии.

Психопатология - это раздел психиатрии, цель которого - изучение общих закономерностей и природы психических расстройств.

Предметом исследования психопатологии служат реальные душевные процессы, условия, при которых они происходят, их причины и следствия (по Ясперсу).

Областью компетенции психиатрии являются психотические расстройства (психозы), непсихотические расстройства (неврозы, психопатии), различные виды зависимостей (наркология).

Одной из задач общей психопатологии наряду с изучением структуры и динамики синдромов продолжает оставаться исследование причин, обусловливающих их развитие и видоизменение под влиянием различных факторов

Основные задачи психопатологии детского возраста – изучить общие закономерности возникновения и развития психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов с учетом возрастного своеобразия.

Предмет -изучение расстройства видов ВНД человека

Объект -человек

Цели: изучение причин возникновения, проявления, лечения и профилактики психических расстройств

Связана с невропатологией, педиатрией, психиатрией.

6.Основные разделы психиатрии и принципы их выделения. В психиатрии принято выделять несколько разделов, основанных на различных принципах.

Прежде всего различают общую психопатологию и частную психиатрию . Общая психопатология включает проявления (симптомы и синдромы) психических расстройств, общие закономерности течения и исходов, общие вопросы этиологии и патогенеза, диагностики, прогноза, терапии и профилактики психических нарушений.

Частная психиатрия посвящена отдельным формам болезненных психических изменений, или, как теперь принято, вместо психических болезней, нозологических единиц пользоваться понятиями «диагностическая рубрика», «диагностическая категория», рассматривая их в едином аспекте с симптоматологией, динамикой, патогенетическими механизмами, прогнозом, терапией и предупреждением.

По возрастному принципу в особые разделы в основном сформировались детская и подростковая психиатрия (с момента зачатия до 18 лет) и психиатрия позднего возраста (с 55-60 лет и старше).

Различают большую и малую, или пограничную, психиатрию . К первой относятся психозы - грубые и тяжелые расстройства психической деятельности и поведения, ко второй - непсихотические нарушения (относительно неглубокие и преимущественно функциональные нарушения психики, особенно неврозы и расстройства личности). На известную самостоятельность претендуют вопросы психиатрической экспертизы - трудовой, военной, судебной. Наделены в разной степени самостоятельными правами наркология и психотерапия.

  1. Общая психопатология – изучает основные закономерности этиопатогенеза, клиники, диагностики, терапии и профилактики психических расстройств.
  2. Частная психиатрия – изучает отдельные психические заболевания.
  3. Возрастная психиатрия.
  4. Организационная психиатрия.
  5. Судебная психиатрия – решает вопросы вменяемости и дееспособности.
  6. Психофармакотерапия – занимается разработкой и изучением действия на психику лекарственных веществ.
  7. Социальная психиатрия.
  8. Наркология – изучает влияние психоактивных веществ на состояние человека.
  9. Транскультуральная психиатрия – занимается сравнением психической патологии в разных странах, культурах.
  10. Ортопсихиатрия – рассматривает психические расстройства с точки зрения разных дисциплин.
  11. Биологическая психиатрия.
  12. Сексология.
  13. Суицидология.
  14. Военная психиатрия – изучает посттравматические стрессовые расстройства, психопатологию военного времени.
  15. Экологическая психиатрия – изучает влияние экологических факторов на психику.
  16. Психотерапия

7.Связь психиатрии с другими науками. Современная психиатрия тесно связана со многими смежными науками и прежде всего с биологическими, создающими предпосылки для успешного развития прикладных наук медицины, в том числе и психиатрии. Конкретные биологические исследования различных психических заболеваний проводятся на основе достижений таких фундаментальных наук, как нейрофизиология, биохимия, генетика, иммунология др.

В частности, современные данные нейрофизиологии позволяют объяснять многие психопатологические явления. Как известно, выдающиеся ученые С. П. Боткин, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев и многие другие главную роль в жизнедеятельности организма отводят нервной системе. Развивая известное положение о том, что в основе психических процессов человека лежит рефлекторная деятельность, Павлов экспериментально изучил механизмы образования в коре больших полушарий временной условной связи и создал рефлекторную теорию. Согласно ей, в основе психических процессов лежит система условных рефлексов, возникающих под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды организма.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности послужило толчком для дальнейшего изучения механизмов деятельности мозга. Стали быстро развиваться другие науки, изучающие основы нервной деятельности.

В частности, успехи, достигнутые в области нейрофизиологии, нейробиологии, нейроморфологии, психофизиологии, позволили Анохину сформулировать и развить универсальный принцип общих функциональных свойств мозга как единой целостной системы организма.

В последние годы много сделано в изучении биохимических основ психических заболеваний. В частности, установлено, что определенную роль в патогенезе многих психических расстройств играет нарушение обмена биогенных аминов – катехоламинов (норадреналина и дофамина) и серотонина.

Кроме того, на формирование биохимических механизмов мозговой деятельности большое влияние оказывает наследственная предрасположенность организма к той или иной болезни. Генетические исследования свидетельствуют о существенной роли наследственности в возникновении многих психических заболеваний (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз; эпилепсия и др.). В то же время установлено, что данные биохимических исследований коррелируют с различными клиническими параметрами психотических нарушений. В биохимических нарушениях находят отражение степень тяжести патологического процесса, острота состояния больного в момент исследования, тип течения заболевания и др.

Развитие иммунологических исследований в психиатрии в первую очередь направлено на выяснение взаимоотношений и роли клеточных и гуморальных механизмов аутоиммунных реакций при психических заболеваниях. Системное исследование иммунопатологии психических заболеваний позволило проследить различные иммунологические сдвиги у больных с нервно-психическими расстройствами и сформировать, в частности, известную гипотезу аутоиммунной природы шизофрении. Результаты иммунологических исследований также свидетельствуют о существенной роли генетических механизмов в образовании гуморальных антител против антигенов из ткани мозга.

Однако психиатрия базируется не только на данных ряда биологических наук. Большая роль в понимании сущности психических явлений принадлежит объективному психологическому анализу деятельности мозга в норме и патологии. С точки зрения современной психологии психика представляет собой сочетание ряда субъективных категорий – ощущений, восприятий, памяти, эмоции, мышления, сознания.

Психопатология - это раздел психиатрии, цель которого - изучение общих закономерностей и природы психических расстройств. Поскольку общая психопатология является разделом учения о заболеваниях человека, здесь адекватна терминология, используемая в общей медицине: симптом, синдром, смена синдромов.

Психиатрия (греч. πσψηε – душа, φατρεο – лечение) – наука о душевных заболеваниях, их распространенности, этиологии, патогенезе, морфологических основах этих заболеваний, их профилактике, клинике, диагностике, лечении и экспертизе.

Основные разделы психиатрии: общая психиатрия, психиатрия детского и подросткового возраста, геронтологическая психиатрия, судебная, социальная психиатрия, биологическая психиатрия, транскультуральная психиатрия.

Областью компетенции психиатрии являются: психотические расстройства (психозы), непсихотические расстройства (неврозы, психопатии), различные виды зависимостей (наркология).

Общая распространенность психических заболеваний составляет около 20%, следовательно, каждый пятый человек в течение своей жизни нуждается в помощи специалиста психиатрического профиля. По данным ВОЗ к 2020 году психические расстройства будут занимать одно из ведущих мест среди причин инвалидизации населения планеты, а такое заболевание как депрессия займет второе место после ишемической болезни сердца по инвалидизации. Кроме того, факт наличия страха, сомнений при обращении к психиатру, а так же наличие соматических «масок» психических заболеваний делает необходимым знание психиатрии для врачей различных профилей. Больные часто обращаются не к психиатру, а к другим специалистам, при этом, период лечения у специалистов различных профилей может достигать нескольких лет. Все это делает необходимым знание врачами-интернистами основных вопросов психиатрии.

Психиатрия объединяет разнообразные знания о человеке, науках, которыми он занимается, о смысле его жизни, эмоциональной, интеллектуальной, творческой жизни человека. Наконец, психиатрия имеет своим предметом, в конечном итоге, душу человека со всеми ее особенностями.

одной из задач общей психопатологии наряду с изучением структуры и динамики синдромов продолжает оставаться исследование причин, обусловливающих их развитие и видоизменение под влиянием различных факторов

Основные задачи психопатологии детского возраста – изучить общие закономерности возникновения и развития психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов с учетом возрастного своеобразия.

Предмет -изучение расстройства видов ВНД человека

Объект -человек

Цели: изучение причин возникновения, проявления, лечения и профилактики психических расстройств

Связана с невропатологией, педиатрией, психиатрией.

Принципы: Детерминизма(причин возникновения), анализа и синтеза, структурности.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

"Утверждаю"

"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав. кафедрой

______________________

___________________

Решение заседания кафедры

протокол от 01.01.2001

Учебно-методический комплекс

ОПД. Ф.09Психопатология

Направление:

Кафедра спец. педагогики и спец. психологии

Москва-2012

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени "

Утверждаю зав. кафедрой

_______________________

___________(ФИО)

Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________200_г.

I. Программа модуля «Психопатология»

Направление: Специальность олигофренопедагогика (031700)

Составитель: , к. п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Москва-2012

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Код по ГОС ВПО

Название дисциплины и дидактическое содержание

Трудоемкость по ГОС ВПО

Психопатология.

Целью дисциплины «Психопатология» является знакомство студентов с историей развития данной науки, в которой раскрывается отношение к психически больным в разные эпохи, борьба различных философских течений (материалистических и идеалистических), оказавших влияние на становление зарубежной и отечественной психиатрии , а также организация специальной помощи больным, развитие клинической медицины.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающие виды профессиональной деятельности , ее изучение способствует решению следующих основных задач :

Изучение причин возникновения (биологических и социальных) и клинических проявлений психоневрологических расстройств;

Раскрытие значения возрастного фактора для формирования остаточных явлений после перенесенных заболеваний;

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Педагоги-дефектологи должны знать:

Значение биологических и социальных факторов в возникновении психических заболеваний;

Значение возраста и критических периодов в возникновении и развитии болезни;

Значение исходных состояний в вариантах дефекта;

Роль педагога-дефектолога в системе медико-педагогической реабилитации аномальных детей.

3. Распределение учебного времени по видам занятий и формам обучения.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем дисциплины (час.)

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа

Общая трудоемкость

4 .Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Симптомы психических нарушений.

Ощущение и его определение. Значение ощущений в детском возрасте. Расстройства ощущений: агнозии со всех органов
чувств, психосенсорные расстройства. Особенности расстройств
ощущений у детей с отклонениями в развитии. Расстройства восприятий: иллюзии и галлюцинации. Расстройство внимания: отвлекаемость, истощаемость, застреваемость. Патофизиологические механизмы расстройств внимания. Виды расстройств мышления. Расстройство темпа мыслительной деятельности (расстройства нейродинамики - преобладание процессов возбуждения или торможения), резонерство, персеверации. Навязчивые мысли, их
различия и патологические механизмы. Особенности навязчивых мыслей в детском и подростковом возрасте.

Бред и бредовые идеи. Виды бредовых идей, их систематизация. Первичный и вторичный бред. Особенности бредовых
идей у детей. Бредоподобное фантазирование. Причины возникновения. Виды эмоциональных нарушений: эйфория, депрессия, снижение и неадекватность эмоций, эмоциональная тупость, патологический аффект , детские страхи и др. Патофизиологические механизмы расстройств эмоциональной сферы. Виды патологии влечений: пищевой, оборонительный, половой,
родительский. Значение их в детском и подростковом возрасте.
Воля и целенаправленная деятельность. Апатия. Механизмы развития патологии влечений при органических поражениях мозга.

Симптомы психических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Ранним детским аутизмом, невропатие. Дифференциальная диагностика.

Синдромы психических расстройств.

Синдром оглушенности. Синдром делирия. Синдром аменции. Синдром онейроидный. Синдром сумеречного расстройства сознания. Астенический синдром. Гипертензионный синдром. Синдром ранней детской невропатии. Синдром двигательной расторможенности. Синдром уходов из дома и бродяжничества. Р.. Синдром раннего детского аутизма.

Синдромы психических расстройств в подростковом возрасте. Дифференциальный диагноз психических состояний и психических заболеваний.

Понятия о психозах, неврозах и психопатиях.

Этиология и патогенез психоневрологических заболеваний.
Генетическая обусловленность некоторых
психических расстройств. Инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы – возможные причины психических нарушений. Роль социальной среды в
возникновении психогении и психопатии. Значение возрастного фактора и типа ВНД в этиопатогенезе психических расстройств. Компенсаторные возможности детского организма.
Течение психических заболеваний и их исходы. Классификация психических расстройств.

Психические расстройства при соматических заболеваниях и эндокринных нарушениях.

Психические нарушения при болезнях внутренних органов
(сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной
систем), при нарушении обмена веществ.

Психические расстройства при поражении желез внутренней секреции: гипофиза, щитовидной железы, половых желез
и др. Значение возрастного фактора для возникновения и проявления психосоматических нарушений.

Психические расстройства при общих и нейроинфекциях.

Психические нарушения при общих инфекциях (кори, коклюше, ветряной оспе, краснухе, гриппе). Особенности течения инфекционных психозов в детском возрасте. Остаточные явления перенесенного менингоэнцефалита: гипертензионный синдром, энцефалопатия, астеническое состояние, задержка психического развития, нарушение слуха, зрения, речи, расстройства поведения.

Психические расстройства при интоксикации нервной системы.

Пищевые, бытовые и промышленные интоксикации; их особенности и последствия. Наркомания. Алкоголизм. Влияние алкоголизма родителей на нервно-психическое здоровье детей. Особенности психических нарушений у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков. Алкоголизм и подростки. Психопрофилактика алкоголизма.

Психические расстройства при травмах черепа.

Классификация травм черепа по времени воздействия, по
степени тяжести. Полиморфизм психических расстройств в остром периоде после травмы: различные степени расстройства
сознания, возможные расстройства сердечно-сосудистой и дыхательной системы, судорожные приступы, вестибулярные нарушения. Ближайшие и отдаленные последствия травмы: амнезия, травматический корсаковский синдром; пять синдромов после травмы (по работам): энцефалоастения, энцефалопатия, психопатоподобный, эпилептиформный и интеллектуальной недостаточности (задержка психического развития, У. О. деменция). Значение возраста для
возникновения различных последствий после травмы.

Обследование детей с последствиями черепно-мозговой травмы. Характеристика состояния, особенности мыслительной и речевой деятельности.

Эпилепсия. Шизофрения.

Наследственно-органическая основа заболевания. История
изучения эпилепсии. Значение эндогенного и экзогенного фактора в этиологии эпилепсии. Судорожная готовность мозга.

Проявления эпилепсии: судорожный припадок, расстройство
сознания, расстройство настроения, изменения личности, интеллектуальные нарушения. Общее понятие о шизофреническом процессе. Клиническая характеристика;
стадии развития: инициальная, приступ, ремиссия, исходы.
Патофизиологические механизмы патологического процесса.
Особенности течения шизофрении у детей. Критические возрастные периоды детского возраста (2-4, 6-8, 10-12 лет). Компенсаторные возможности детского возраста, их значение для течения и исхода шизофрении. Основные направления в воспитании и обучении детей, страдающих шизофренией, с учетом основных психопатологических процессов.

Особенности психических расстройств у больных с эпилепсией, эпилепсия в детском возрасте. Ранняя диагностика.

Маниакально-депрессивный психоз (циклотимия).

Краткие сведения об истории и распространении болезни. Общие сведения о клинических проявлениях, периодической смене фаз. Характеристика маниакальной и депрессивной фазы,
течение и прогноз. Значение возрастного периода для возникновения болезни. Этиология и патогенез болезни.

Реактивные состояния или психогенные неврозы, реактивные психозы.

Неврозы. Краткая история изучения неврозов. Группировка неврозов (неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия, моносимптоматические неврозы).

Неврастения. История изучения, клинические проявления,
методы лечения.

Невроз навязчивых состояний. История изучения. Особенности проявления навязчивых страхов, действий, мыслей. Причины возникновения, методы лечения. Значение возраста для
возникновения невротических состояний.

Истерия. История изучения. Особенности проявления. Значение возрастного фактора для возникновения истерического приступа.

Невротические и психогенные расстройства у детей. Дифференциальная диагностика.

Раздел 1. Введение в психопатологию детского возраста.

Тема 1. Психопатология как наука.

Связи психопатологии с другими предметами медико-биологического цикла, с дефектологией, психологией, физиологией, генетикой и другими науками.

Психическая деятельность как рефлекторная и высшая нервная деятельность. Понятие психической болезни и ее течения. Понятие патологического состояния, дефекта и исхода.