Понятие психических и поведенческих расстройств


Нозологический диагноз представляет собой набор клинических синдромов, характерных для определенной категории заболеваний. Иногда в диагнозе заложены и этиологические признаки: например, сосудистая деменция, посттравматическое стрессовое расстройство. Но часто диагноз не отражает причину заболевания, тем более что таких причин может быть несколько. Например, последствия органического поражения центральной нервной системы могут быть обусловлены черепно-мозговой травмой, гипертонической болезнью или их сочетанием.
Возникновение, течение и исход болезни во многом зависят от воздействия внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов. Значение эндогенных и экзогенных факторов для отдельных психических заболеваний различно, что и послужило основанием для разделения всех болезней на две большие группы - экзогенные и эндогенные. К экзогенным относятся расстройства, вызванные психогенными факторами, соматическими заболеваниями, экзогенно-органическим поражением головного мозга (сосудистого, инфекционного, травматического характера).
К эндогенным - шизофрения, аффективные расстройства, умственная отсталость.
Есть и второй способ деления психических заболеваний, учитывающий их этиологию. Согласно этой классификации, выделяют органические заболевания, при которых происходит патологическое изменение структуры головного мозга; и функциональные, анатомо-физиологическая основа которых не установлена.
К органическим заболеваниям относят психические расстройства, связанные с церебральными сосудистыми нарушениями, черепно-мозговой травмой, болезнь Альцгеймера, при которой атрофируется сама мозговая ткань, психические расстройства, возникающие в результате соматических заболеваний или интоксикаций, например психоз при брюшном тифе, алкогольный делирий.
Функциональными психическими заболеваниями считают невроз, личностные расстройства, расстройства настроения, в эту группу заболеваний входят также шизофрения, функциональные старческие психозы.
Основными категориями, на которые разделяют все психические расстройства в соответствии с их клиническими проявлениями, являются психозы и неврозы, или, вернее сказать, психические расстройства невротического (непсихотического) уровня.
К психозам принято относить состояния, при которых наблюдаются выраженные расстройства мышления, измененное восприятие, бред, галлюцинации, резкое возбуждение или выраженная психомоторная заторможенность, кататонические расстройства, неадекватное поведение. При этом больной не может отличить свои болезненные переживания от реальности.
Термины невроз, невротический уровень относят к расстройствам психической деятельности, характеризующимся симптомами, более близкими к нормальным ощущениям и состояниям.
Терминология, используемая для обозначения различных синдромов и нозологических единиц, упорядочена в виде классификаций. Классификации, используемые в психиатрии, постоянно подвергаются критическому переосмыслению и изменениям. На разных этапах развития психиатрии соответствующие классификации отражали знания о причинах психических болезней и их клинических проявлениях. За историю психиатрии было предложено множество классификаций психических болезней. В каждой стране создавались и использовались свои национальные классификации. Но для достижения согласованности при установлении диагноза психического заболевания как между специалистами разных лечебных учреждений в одной стране, так и между зарубежными коллегами необходима единая классификация. С этой целью проводились международные исследования, посвященные сопоставлению диагностических критериев, принятых в различных странах национальными и различными психиатрическими школами.
В настоящее время принята и используется в большинстве стран «Международная классификация болезней (МКБ)-10». В ней для каждой нозологической формы или расстройства предлагается описание клинических признаков, определяющее количество и соотношение симптомов, необходимых для достоверной диагностики.
В «МКБ-10» не используется традиционная дифференциация между неврозами и психозами, которая была принята в других классификациях. Тем не менее термин «психотические расстройства» сохранен как удобный для описания психического состояния. Термин «невротические» сохраняется в отдельных случаях и используется, например, в названии большой группы расстройств F40-F48 «Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства». В этом разделе упомянуто большинство расстройств, рассматривающихся в качестве неврозов теми, кто использует это понятие, за исключением депрессивного невроза и классифицированных в последующих разделах некоторых других невротических расстройств.
«МКБ-10» охватывает 458 категорий психических расстройств, которые объединены в 10 основных групп и закодированы по буквенно-цифровой схеме. Ниже приводятся основные группы и наиболее распространенные в каждой из них психические расстройства. Клинические характеристики наиболее важных из нозологических форм будут подробно освещены в следующем разделе пособия; многие психические расстройства не входят в программу обучения - для них приводятся только названия классификационных рубрик. Для отдельных психических расстройств, которые подробно не изучаются, но представляют интерес для социального работника или социального педагога, дается краткая диагностическая характеристика.
F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
Этот раздел включает группу психических расстройств, которые имеют одинаковую этиологию, заключающуюся в церебральных заболеваниях, мозговых травмах или других повреждениях, приводящих к церебральной дисфункции и психическим расстройствам. К таким психическим расстройствам относятся:
F00 Деменция при болезни Альцгеймера
F01 Сосудистая деменция
F02 Деменция при других болезнях, квалифицированных в других разделах.
F03 Деменция неуточненная
F04 Органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами
F05 Делирий, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами
F06 Другие психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью
F07 Расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга
F09 Органическое или симптоматическое психическое расстройство неуточненное
F1 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ
Данный раздел включает весьма разнообразные расстройства, тяжесть которых варьирует (от неосложненного опьянения до выраженных психотических расстройств и деменции), но при этом все они могут быть объяснены употреблением одного или нескольких психоактивных или наркотических веществ, которые могут быть или не быть предписаны врачом.
F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
Шизофрения является наиболее часто встречающимся и важным расстройством из этой группы. В классификации представлены ее основные формы и типы течения. Шизотипические расстройства обладают многими характерными чертами шизофренических расстройств и, по-видимому, генетически с ними связаны. Однако они не обнаруживают галлюцинаторные и бредовые симптомы, грубые нарушения поведения, свойственные шизофрении. В эту группу также отнесены бредовые расстройства, природа которых неясна.
F20 Шизофрения
F20.0 Параноидная шизофрения
F20.1 Гебефреническая (гебефренная) шизофрения
F20.2 Кататоническая шизофрения
F20.3 Недифференцированная шизофрения
F20.4 Постшизофреническая депрессия
F20.5 Остаточная шизофрения
F20.6 Простой тип шизофрении
F20.8 Другой тип шизофрении
Типы течения шизофренических расстройств классифицируются путем использования следующего, пятого знака:
F20.x0 непрерывный
F20.xl эпизодический с нарастающим дефектом
F20.x2 эпизодический со стабильным дефектом
F20.x3 эпизодический ремитирующий (рекуррентный)
F20.x7 другой
F20.x9 период наблюдения менее года
Состояние или отсутствие во время наблюдения у больного ремиссии и ее типа классифицируется путем использования следующего шестого знака:
F20.xx4 неполная ремиссия
F20.xx5 полная ремиссия
F20.xx6 отсутствие ремиссии
F20.xx8 другой тип ремиссии
F20.xx9 ремиссия БДУ
F21 Шизотипическое расстройство
F22 Хронические бредовые расстройства
F23 Острые и преходящие психотические расстройства неуточненные
F24 Индуцированное бредовое расстройство
F25 Шизоаффективные расстройства
F28 Другие неорганические психотические расстройства
F29 Неорганический психоз неуточненный
F3 Расстройства настроения (аффективные расстройства)
Это расстройства, при которых основное нарушение заключается в изменении аффекта или настроения и различных других симптомов. Большинство из этих расстройств имеют тенденцию к повторяемости, а начало отдельных эпизодов часто связано со стрессовыми событиями или ситуациями. В настоящий раздел включены расстройства настроения во всех возрастных группах, включая детство и подростковый возраст.
F30 Маниакальный эпизод
F31 Биполярное аффективное расстройство
F32 Депрессивный эпизод
F33 Рекуррентное депрессивное расстройство
F34 Устойчивые (хронические) расстройства настроения (аффективные расстройства)
F34.0 Циклотимия
F34.1 Дистимия
F38 Другие расстройства настроения (аффективные расстройства)
F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства
Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства объединены в одну большую группу в силу их исторической связи с научной концепцией невроза и обусловленности этих расстройств психологическими причинами - психогениями, в качестве которых может выступать также тяжелое соматическое заболевание.
F40 Фобические тревожные расстройства
F40.0 Агорафобия
F40.1 Социальные фобии
F40.2 Специфические (изолированные) фобии
F40.8 Другие фобические тревожные расстройства
F40.9 Фобическое тревожное расстройство неуточненное
F41 Другие тревожные расстройства
F41.0 Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревожность)
F41.1 Генерализованное тревожное расстройство
F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство
F41.3 Другие смешанные тревожные расстройства
F42 Обсессивно-компульсивное расстройство
F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
F43.0 Острая реакция на стресс
F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство
F43.2 Расстройство приспособительных реакций
F43.8 Другие реакции на тяжелый стресс
F43.9 Реакция на тяжелый стресс неуточненная
F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства
F45 Соматоформные расстройствам
F48 Другие невротические расстройства
F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
F50 Расстройства приема пищи
F50.0 Нервная анорексия
Нервная анорексия представляет собой расстройство, характеризующееся потерей аппетита и преднамеренным снижением веса самим пациентом. Потеря веса достигается за счет избегания пищи, которая «полнит», вызыванием у себя рвоты, применением слабительных средств, чрезмерных гимнастических упражнений, использования средств, подавляющих аппетит, и/или диуретиков. Восприятие своей фигуры и веса тела искажается, а страх перед ожирением носит характер навязчивой и/или сверхценной идеи. Чаще всего расстройство возникает у девочек подросткового возраста и молодых женщин, реже могут заболевать и мальчики, юноши, а также дети, приближающиеся к пубертатному возрасту, и женщины старшего возраста вплоть до менопаузы. При повторяющейся рвоте возможны нарушения электролитного баланса, физические осложнения (тетания, эпилептические припадки, сердечные аритмии, мышечная слабость) и дальнейшая весьма значительная потеря веса. Стремление похудеть может привести к дистрофии и смертельному исходу.
F50.2 Нервная булимия
Нервная булимия характеризуется повторяющимися приступами переедания и чрезмерной озабоченностью контролированием веса тела, что приводит больного к принятию крайних мер для смягчения «полнящего» влияния съеденной пищи. Распределение по возрасту и полу сходно с таковым при нервной анорексии, но возраст манифестации расстройства чуть выше. Нервная булимия может рассматриваться как продолжение хронической нервной анорексии (хотя может иметь место и обратная последовательность).
F51 Расстройства сна неорганической этиологии
F51.0 Бессонница неорганической этиологии
F51.1 Сонливость (гиперсомния) неорганической этиологии
F51.2 Расстройство режима сна и бодрствования неорганической этиологии
F51.3 Снохождение (сомнамбулизм)
F51.5 Кошмары
F52 Сексуальные расстройства (дисфункции), не обусловленные органическими нарушениями или болезнями
F53 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом
F55 Злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость
Речь может идти о широком разнообразии медикаментов и народных средств лечения, но можно выделить три особенно важные группы: не вызывающие зависимости препараты, такие как антидепрессанты, слабительные и анальгетики.
F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
В раздел включен ряд клинически значимых состояний поведенческих типов, которые имеют тенденцию к устойчивости и являются выражением характеристик свойственного индивидууму стиля жизни и способа отношения к себе и другим. Некоторые из этих состояний и типов поведения появляются рано в процессе индивидуального развития как результат влияния конституциональных факторов и социального опыта, в то время как другие приобретаются позднее. Необходимо отличать расстройства личности от вторичных психопатоподобных синдромов, которые возникают в результате различных психических заболеваний, например хронического алкоголизма, черепно-мозговой травмы, при шизофрении.
При расстройствах личности нарушение психической деятельности выражается в дисгармонии, неуравновешенности, неустойчивости, слабости различных психических процессов, несоразмерности реакции силе воздействия. Состояния, входящие в данную группу, охватывают глубоко укоренившиеся и постоянные модели поведения, проявляются ригидными ответными реакциями на широкий диапазон личностных и социальных ситуаций. Они представляют собой либо чрезмерные, либо существенные отклонения от образа жизни обычного, «среднего» индивидуума со свойственными ему в данной культуре особенностями восприятия, мышления, чувствования и особенно интерперсональных отношений. Такие модели поведения имеют тенденцию к стабильности и включают многие сферы поведения и психологического функционирования. Они часто, но не всегда, сочетаются с различной степенью субъективного дистресса и нарушенного социального функционирования и продуктивности.
F60.0x Параноидное (параноическое) расстройство личности
F60.1x Шизоидное расстройство личности
F60.2x Диссоциальное расстройство личности
F60.3x Эмоционально неустойчивое расстройство личности
F60.4x Истерическое расстройство личности
Р60.5хАнанкастное расстройство личности
F60.6x Тревожное расстройство личности
F60.7x Расстройство типа зависимой личности
F60.8x Другие специфические расстройства личности
F63 Расстройства привычек и влечений
F63.0 Патологическое влечение к азартным играм
F63.1 Патологическое влечение к поджогам (пиромания)
F63.2 Патологическое влечение к воровству (клептомания)
F63.3 Трихотиломания (навязчивое желание вырывать волосы, брови, ресницы)
F63.8 Другие расстройства привычек и влечений
F64 Расстройства половой идентификации
F65 Расстройства сексуального предпочтения
F66 Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым (психосексуальным) развитием и ориентацией по полу
F70-F79 Умственная отсталость
Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться вместе с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков.
Диагностическая категория должна основываться на оценке уровня интеллектуального функционирования и общих способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков.
F70 Умственная отсталость легкой степени
F71 Умственная отсталость умеренная
F72 Умственная отсталость тяжелая
F73 Умственная отсталость глубокая
F78 Другие формы умственной отсталости
F79 Умственная отсталость неуточненная
F80 - F89 Расстройства психологического (психического) развития
Расстройства, включенные в рубрику F80-F89, имеют следующие признаки:
а) начало обязательно в младенчестве или детстве;
б) повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы;
в) постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств.
В большинстве случаев пораженные функции включают речь, зрительно-пространственные навыки и/или двигательную координацию. Характерной особенностью повреждений является тенденция к прогрессивному уменьшению по мере того, как дети становятся старше (хотя более легкая недостаточность часто остается во взрослой жизни). Обычно задержка в развитии или повреждение проявляются с такого раннего периода, как только это могло быть обнаружено, без предшествующего периода нормального развития. Большинство этих состояний отмечается у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек.
Для нарушений развития характерна наследственная отягощенность подобными или родственными расстройствами, имеются данные, предполагающие важную роль генетических факторов в этиологии многих (но не всех) случаев. Средовые факторы часто оказывают влияние на нарушенные развивающиеся функции, но в большинстве случаев они не имеют первостепенного значения.
F80 Специфические расстройства развития речи и языка
Это расстройства, при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах. Состояние нельзя объяснить неврологическим или речевым механизмом патологии, сенсорными повреждениями, умственной отсталостью или средовыми факторами. Ребенок может быть более способен общаться или понимать в определенных, хорошо известных ситуациях, по сравнению с другими, но речевая способность всегда повреждена.
F81.0 Специфическое расстройство чтения
Основной признак - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным развитием, возрастом, проблемами нарушения зрения или неадекватного обучения в школе.
F82 Специфические расстройства развития моторной функции
Основным признаком этого расстройства является серьезное нарушение в развитии двигательной координации, которое нельзя объяснить общей интеллектуальной отсталостью или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим расстройством. Для моторной неуклюжести типично сочетание с некоторой степенью нарушения продуктивности в выполнении зрительно-пространственных задач.
F84 Общие расстройства психологического (психического) развития
Группа расстройств, характеризуемая качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Эти качественные нарушения являются общими чертами индивидуального функционирования во всех ситуациях, хотя они могут варьировать по степени. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества и, за небольшими исключениями, проявляется в первые 5 лет. Часто выявляется некоторая степень нарушения познавательной деятельности.
F84.0 Детский аутизм
Общее расстройство развития. Проявляется в возрасте до 3 лет аномальным функционированием в разных сферах социальной жизни, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
F90 Гиперкинетические расстройства
Эта группа расстройств характеризуется: ранним началом; сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства при выполнении задач; тем, что эти поведенческие характеристики проявляются во всех ситуациях и обнаруживают постоянство во времени.
Гиперкинетические синдромы всегда возникают рано в процессе развития (обычно в первые 5 лет жизни). У мальчиков встречаются в несколько раз чаще, чем у девочек. Их главными характеристиками являются недостаточная настойчивость в деятельности, требующей когнитивных усилий, и тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду с плохо организованной, слабо регулируемой и чрезмерной активностью. Эти недостатки обычно сохраняются во время школьных лет и даже во взрослой жизни, но у многих больных наблюдается постепенное улучшение в плане активности и внимания.
С этими расстройствами могут сочетаться некоторые другие нарушения. Гиперкинетические дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получают дисциплинарные взыскания из-за необдуманного, а не откровенно вызывающего нарушения правил. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, отсутствует нормальная осторожность и сдержанность; другие дети их не любят, поэтому гиперкинетические дети могут оказываться в изоляции. Обычными являются когнитивные нарушения и непропорционально часты специфические задержки в моторном и речевом развитии. Частыми являются сопутствующие трудности в чтении (и/или другие школьные проблемы).
F91 Расстройства поведения
Расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение в своей наиболее крайней степени доходит до выраженного нарушения соответствующих возрасту социальных норм и является поэтому более тяжелым, чем обычный ребяческий злой умысел или подростковое бунтарство. Изолированные диссоциальные или криминальные акты сами по себе не являются основанием для диагноза, подразумевающего постоянный тип поведения. Признаки расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, при которых должен кодироваться основной диагноз.
В некоторых случаях нарушения поведения могут перейти в диссоциальное расстройство личности (F60.2x). Расстройство поведения часто сочетается с неблагоприятным психосоциальным окружением, включая неудовлетворительные семейные взаимоотношения и неудачи в школе; оно чаще отмечается у мальчиков.
F91.2 Социализированное расстройство поведения
Эта категория применяется к расстройствам поведения, включающим стойкое диссоциальное или агрессивное поведение (удовлетворяющее общим критериям F91 и не ограничивающееся оппозиционным, вызывающим поведением) и возникающим у детей, обычно хорошо интегрированных в группе сверстников. Выделяются следующие виды расстройства поведения:
расстройство поведения в группе;
групповая делинквентность;
правонарушения в условиях членства в банде;
воровство в компании с другими;
уходы из школы (дома) и бродяжничество в группе;
синдром повышенной аффективной возбудимости, групповой тип;
манкирование школой, прогулы.
F92.0 Депрессивное расстройство поведения
Эта категория требует сочетания расстройства поведения детства (F91.x) с постоянной выраженной депрессией, проявляющейся такими симптомами, как чрезмерное страдание, потеря интересов и удовольствия в обычной активности, самообвинение и безнадежность. Могут также отмечаться нарушения сна или аппетита.
F93 Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста
В эту группу объединены расстройства, которые часто наблюдаются у детей и подростков, но редуцируются и обычно полностью исчезают у взрослых:
F93.0 Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой
F93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте
F93.2 Социальное тревожное расстройство в детском возрасте
F95 Тики
F98.0 Энурез неорганической природы
F98.5 Заикание (запинание)
Вопрос для самоконтроля
Назовите основные квалификационные группы по «Международной классификации болезней-10».

Существуют разные принципы деления, систематики психических заболеваний, которые определяются задачами психиатрической науки и практики, взглядами национальной психиатрической школы, подходами к унифицированной оценке психически больных специалистами разных стран. В соответствии с этим наиболее принятыми являются национальные и международная классификации психических заболеваний. В России также действуют две классификации - отечественная и международная.

Современная психиатрия считает, что большой вклад Крапелина состоял в том, чтобы различать маниакально-депрессивный психоз и шизофрению с учетом дифференциального прогноза болезней. Для него этиологические исследования считались менее убедительными, чем исследования, касающиеся курса, эволюции и возможностей реверсии клинической картины. Тем не менее, седьмое издание «Руководства по психиатрии» представляет собой один из наиболее важных вкладов в единый метод изучения пациентов. Этот метод защищен Крепелиным как «окончательная рутина, которую студент должен использовать перед своими пациентами».

Заметим сразу, выделение отдельных психических болезней в качестве самостоятельных явлений природы в настоящее время возможно только приблизительно. Наши знания ещё слишком несовершенны; идентификация болезней (за немногими исключениями) проводится на основании клинической картины; поэтому как уже говорилось, границы многих болезней в значительной мере условны.

Эта методологическая рутина имеет четыре момента или шаги, которые должны последовательно выполняться: анамнез семьи; личная история пациента до болезни; анамнезом болезни и статусом праесов. Первый предмет считается Крэпелин как абсолютно актуальный и непосредственно связан с пониманием этиологии заболевания.

Важность наследования как этиологического фактора требует тщательного понимания семейной истории не только в отношении наличия психических или неврологических заболеваний, но и с целью доказательства существования дефектной физической конституции. Недостаточно составить список психических патологий родственников; этот анамнез не может быть ограничен общими вопросами о возникновении патологий. Это требует, по словам Крэпелина, подробного обзора привычек, черт и болезней всех прямых ветвей семьи, уделяя особое внимание деталям психических особенностей, потреблению алкоголя, склонностям, криминальным тенденциям и т.д.

Все психические расстройства принято разделять на два больших класса:

Так называемые ЭКЗОГЕННЫЕ И ЭНДОГЕННЫЕ. ЭКЗО по-гречески значит "внешний" ЭНДО - значит "внутренный". Разделение болезней на эти два класса означает, что в первом случае возникла из-за внешней вредности, например, из-за черепно-мозговой травмы, или из-за воспалительного заболевания мозга, или в связи с психической травмой. Что касается класса эндогенных заболеваний, то их название подчеркивает отсутствие связи с внешними факторами, то есть болезнь возникает "по внутренним причинам". До сравнительно недавнего времени трудно было даже предположить, что это за внутренние причины. Сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что речь идет о генетических факторах. Не следует только понимать это слишком прямолинейно. Речь не идет о том, что если кто-либо из родителей болен, то и ребенок тоже непременно заболеет. Отягощенная наследственность лишь увеличивает риск возникновения болезни; что касается реализации этого риска, то она связана с вмешательством многочисленных, в том числе и случайных, факторов.

Второй методологический момент требует более подробной информации и может дать важные подсказки для понимания патологической картины личности и семьи. Вопросы интервью должны касаться беременности и родов, детских болезней, эмоциональных потрясений и травм при рождении. Помните, что все эти элементы были частью проблем, которые, по словам Маньяна, следует рассматривать как идентифицирующие рамки патологического наследования или болезненные дегенерации. Опрос не должен ограничиваться описанием последовательности патологий, присутствующих в семьях, а также ростом прогрессирования синдромов у одного и того же человека на протяжении всей его жизни.

1. Эндогенные психические заболевания.

Эти заболевания преимущественно обусловлены внутренними патогенньvи факторами, в том числе наследственным предрасположением, при определенном участии в их возникновении различных внешних вредностей. Включаются: Шизофрения. Маниакально-депрессивный психоз. Циклотимия. Функциональные психические расстройства позднего возраста.

По этой причине они полагали, что понимание трудностей детства может прояснить как текущий диагноз, так и прогноз. Таким образом, как для теоретиков дегенерации, так и для Крэпелина, все данные о последствиях инфекционных заболеваний, детском аресте, трудностях в обучении, медлительности говорить, ходить или осмысливать, а также сексуальные импульсы, появление менструаций, уделяя особое внимание привычкам мастурбации, ее частоте и моменту начала практики.

Чтобы этот допрос был выполнен правильно, Крепелин предупреждает, что каждый студент должен понимать, что общие вопросы совершенно неадекватны, и что правильный анамнез будет тем, который развивается с конкретными, хорошо направленными вопросами, которые не оставляют места для речи пациента. Каждый из этих элементов необходимо учитывать, чтобы определить причину и диагноз болезни.

2. Эндогенно-органические психические заболевания.

Развитие этих заболеваний определяется или внутренними факторами, приводящими к органическому поражению головного мозга, или взаимодействием эндогенных факторов и цереб- рально-органической патологии, возникающей в результате неблагоприятных внешних влияний биологического характера (черепно-мозговых травм, нейроинфекций, интоксикаций). Включаются: Эпилепсия (эпилептическая болезнь) Атрофические заболевания головного мозга Деменции альцгеймеровского типа Болезнь Альцгеймера Сенильная деменция Болезнь Пика Хорея Гентингтона Болезнь Паркинсона Психические расстройства, обусловленные сосудистыми заболеваниями головного мозга

Что касается последнего момента этой методологической подпрограммы, называемой статусом, это должно включать как физические, так и психические наблюдения, но Крепелин считает более эффективным начать с наблюдений за физическими условиями. Во-первых, следует исключить существование хронических заболеваний, таких как туберкулез или сифилис, чтобы начать тщательное наблюдение за характеристиками пациента, которое включает перечисление «физических стигматов», таких как пороки развития неба или половых органов, врожденный косоглазие, альбинизм, зубы, глаза и т.д.

3. Соматогенные, экзогенные и экзогенно-органические психические расстройства.

В эту обширную группу входят: во-первых, психические расстройства, обусловленные соматическими заболеваниями и разнообразными внешними биологическими вредностями внемозговой локализации и, во-вторых, психические расстройства, основой которых становятся неблагоприятные экзогенные воздействия, приводящие к церебрально-органическому поражению. В развитии психических расстройств этой группы определенную, но не ведущую роль играют эндогенные факторы. Включаются: Психические расстройства при соматических заболеваниях. Экзогенные психические расстройства. Психические расстройства при инфекционных заболеваниях внемозговой локализации. Алкоголизм. Наркомании и токсикомании. Психические расстройства при лекарственных, промышленных и других интоксикациях.

Эти наблюдения должны сопровождаться исследованием нервной системы с измерениями черепа, указывающими развитие коры головного мозга и, в сущности, при наличии диспропорции между размером головы и телом. Изучение положения глаз может выявить болезни, так же как «тщательное изучение ушей может иногда выявлять достаточную причину галлюцинаций».

Это начинается каждое психиатрическое интервью. Приближений с интервью, проведенных Магнаном и теоретиками дегенерации, много. Озабоченность семейной историей, болезнями беременности и детства связана с детской сексуальностью, особенно с оннанизмом, поиском физических стигматов дегенерации. Но именно в наследственном или врожденном характере психиатрических патологий оба подхода более ясны.