Учительские университеты. А вы нашли свой икигай

Спрашивает Александр
Отвечает Виталий Колесник, 09.07.2011


Александр пишет: "Я воспитан при СССР в семье партийного деятеля. При вопросе что такое Бог, в детстве получил под первое число и вырос с осознанием что Бога нет. Сейчас считаю себя не атеистом, но агностиком. Как Библия относится к таким людям, что их ждет после смерти? Готов ли Бог доказать что Он есть? Спасибо."

Здравствуйте, Александр!

В народе есть хорошая поговорка: "Кто не хочет, ищет причины, а кто хочет ищет возможности". Лично я тоже вырос в обычной атеистической семье, и с детства впитал эволюционные идеи теории Чарльза Дарвина, принципы коммунизма и т.п. Затем последовал развал СССР и наступило разочарование и равнодушие ко всему, то есть мне уже было все равно есть ли Бог или нет, живет душа после смерти, или умирает, и другие подобные вопросы. Скажем так, просто плыл по течению и не задавался особо вопросами бытия.

Так продолжалось до тех пор, пока я не познакомился с пророчеством из Книги Даниила из 2-й главы (см. глава). Это пророчество исполнилось, исполняется и его исполнение скоро завершится Вторым пришествием Христа. После этого я все чаще и чаще стал вникать в суть библейского Писания и стал замечать, что на самом деле Библия, это не сборник мифов, а вполне прагматичное руководство к действию.

У пророка Осии мы читаем слова Бога: "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (). Бог не требует от нас слепой, фанатичной веры. Бог желает, чтобы мы познавали Его характер, Он не предоставил нам абсолютного знания о себе, но оставил достаточно доказательств того, чтобы мы поверили в Его существование.
Например, никто из нас, ныне живущих, не видел в живую Наполеона Бонапарта. Однако мы не сомневаемся, что такой человек был, доверяя истории. В мире есть намного больше доказательств существования Бога, но люди почему-то продолжают сомневаться в Его существовании. И тогда вопрос, мы действительно не верим, или мы не хотим верить, что Бог есть? А в Библии присутствует тот же принцип, что и в юриспруденции: незнание закона не освобождает от ответственности. Когда Бог сказал людям, что будет потоп и можно спастись только, будучи в ковчеге, то неважно стало, остановился человек в километре от ковчега, или в двух шагах от него, захотел человек слушать проповедь Ноя, или не стал слушать, считая все это выдумкой... Все, кто не вошел в ковчег, погибли. И Бог на суде не будет делить людей на атеистов, агностиков или еще кого-либо. Будет только две группы людей: спасенные для вечной радостной жизни и погибшие навсегда. В Писании четко и определенно сказано, что: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (), то есть таких людей постигнет вторая вечная смерть. Писание повествует о людях, которые погибали просто из-за недостатка ведения, просто потому, что не захотели узнать что есть истина, когда такая возможность была.

Например, в Писании сказано, что перед настоящим Вторым пришествием Иисуса Христа будет очень искусная подделка, ложное пришествие сатаны в виде Ангела света, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. И как Вы отличите ложное пришествие от истинного, не зная критериев истинного Второго пришествия Христа, которые дает Писание? Где гарантия, что Вы не поверите в чудеса сатаны, и не поклонитесь ему, как божеству? Ведь если человек поклонится сатане сейчас, или во дни сильнейшего финального искушения, то он не сможет оправдаться на Божьем суде тем, что не захотел изучать Слово Божье и не захотел узнать истину о Великой борьбе и спасении, которое Бог предлагает сейчас человеку.

Писание говорит нам, что мы можем познавать невидимого Бога через Его видимое творение и Слово Божье. Псалмопевец говорит: "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь" (). Попробуйте просто пойти на природу, и посмотреть на растения, животных. Задумайтесь о том как появились эти удивительные создания, и что они говорят о характере Создателя? Ведь глядя на обыкновенный стул, мы не начинаем предполагать, что он появился сам по себе, мы видим и верим, что стул был кем-то создан. Однако, насколько же самый простой цветок совершенней самого прекрасного стула! Писание с первых же строк говорит, что: "В начале сотворил Бог небо и землю" (). Библия не предполагает, что Бог есть, а просто говорит нам о том, что Он делает. И мы можем верить в это, или нет. Бог оставляет выбор за нами. Например, посмотрите пророчество Даниила, о котором уже было упомянуто выше. Мы можем закрывать глаза на это пророчество, и всячески сомневаться в его истинности, но оно очень убедительно говорит о существовании Бога.

Конечно, мы не можем понять Бога в абсолютной полноте, в Писании говорится: "Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего" (). Сказано так же: "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь" (). Однако Бог тоже имеет право на частную жизнь, Он не обязан открывать нам абсолютно все о себе. К тому же многое из того, что Он хотел бы нам открыть о себе, мы, в своем греховном состоянии, просто еще не готовы принять и понять, Павел пишет: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (). И часто Иисус говорил к народу притчами, а своим апостолам говорил уже более открыто, и при этом сталкивался с непониманием с их стороны: "И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему" ().

Однако, как говорилось уже выше, Бог приглашает человека к диалогу. Если Бога нет и нет надежды на спасение и вечную жизнь, то какой смысл в нашем рождении? Зачем мы появлялись на малое время в этом мире? Без Бога все теряет смысл. Иисус сказал о себе: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (). И Бог хочет, чтобы мы общались с Ним, познавали Его волю, Его характер через доступные средства, но чтобы познавали Его как Личность, а не как подопытное существо.

С уважением,
Виталий

Читайте еще по теме "Разное":


Спаскапсулу Арва я засек минут через пять, она оказывается дрейфовала не так и далеко от меня, всего-то каких-то пару десятков километров. А вот с определением местоположения возникли кое-какие трудности. Маломощный и не очень точный сканер спаскапсулы выдает все что угодно, но не мои координаты. Ладно, сначала займемся Арвом, думаю, что когда мы окажемся достаточно близко друг от друга, то сможем поговорить посредством нейросетей, вот только мне что-то подсказывает, что о некоторых, вдруг проявившихся, незапротоколированных функциях моей, говорить ничего не стоит.

Первые минут двадцать я просто весь измучился, пытаясь управлять капсулой основываясь на знаниях, полученных из изученных Баз. Создавалось такое впечатление, что капсула просто не понимает, чего мне от нее надо, она то вдруг резко ускорялась, бездарно тратя горючее, то плелась со скоростью пешехода, то начинала выделывать немыслимые кульбиты. И так продолжалось до тех пор, пока я не психанул и не перестал вообще пытаться что-то сделать, а просто не подумал, что мне надо в кратчайшее время достичь места, где находится капсула с Арвом. И о чудо, все прекрасно получилось. Минута и я уже на месте, аккуратно подхожу к спаскапсуле СБшника и пытаюсь ее притянуть к себе с помощью слабенького электромагнита. Как не странно, но у меня получилось. Перехожу со сканера, на камеру внешнего обзора. Угол зрения конечно очень неудобный, зато успеваю заметить вдалеке слабенькие блики металла, отражающие тусклый свет местного светила. Нейросеть услужливо выдает расстояние. Ого, почти пять тысяч километров. Вроде не так и много, но если идти пешком, то впечатляет. Интересно, а как я сумел все это разглядеть-то? Хотя, чему я удивляюсь-то, я же не своими глазами смотрю, а через камеру капсулы, да еще и нейросеть изображение обрабатывает. Ладно, что у нас тут может быть металлического? Правильно, останки того самого Флота, да еще и не одного, к которому мы так стремились. А значит потихоньку, полегоньку, чтобы Арва по пути не потерять, будем выдвигаться в ту сторону. Скорость у нас не ахти какая, но часов за десять доберемся. Все же молодец, погибший ИскИн крейсера, все точно рассчитал и вывел уже мертвое судно, почитай у самой цели.

Пока моя капсула тащилась к виднеющимся вдалеке останкам флотов, основной моей задачей было не «потерять» капсулу Арва. Он меня конечно подставил и подставил совсем нехило, но без него мои шансы выбраться из этой западни, куда он же меня и затащил, стремятся к нулю. Мне нужны его навыки техника и «вездеход» СБшника, да еще и флотского. Именно по этой причине и добирался я до цели не десять часов, как рассчитывал, а почти вдвое дольше. Хотя, стоит признать, что задержка оказалась совсем не лишней. Я смог разобраться с тем что произошло с моей нейросетью, точнее каким образом я вдруг оказался опутан какой-то паутиной и что мне это даёт. Перво-наперво я выяснил, что сама по себе нейросеть не имеет никакого отношения к тому, что произошло, все это работа моего импланта, того самого, что непонятно как оказался внутри моей черепушки, когда я проходил тестирование на Гражданскую Зрелость. Этот имплант как-то сумел поменяться местами с нейросетью, то есть не она им управляет, а он ей. Наверное, правду говорят, что это одно из наследий Древних и более совершенный и технологичный девайс. Что мне это дает, я пока так толком и не разобрался, но то, что это спасло мне жизнь, я воспринимаю как уже свершившийся факт. Ну ладно, пусть и не спасло, но по крайней мере дало мне шанс на спасение, а это, согласитесь, уже не мало. Осознание того факта, что нейросеть перешла в подчинение к импланту, заставило меня выяснить что же он собой представляет, более подробно, так сказать. Правда тут мне помог случай, ну и еще привычка рассуждать и задавать самому себе вопросы вслух. На, практически, риторический вопрос «что же такое из себя представляет этот мой имплант?», я получил краткий, но многое объясняющий ответ: «Фабрика по производству биомеханических нанитов широкого профиля. Производитель и назначение не известно. Срок жизни наноструктур приблизительно оценивается в пять суток». Единственное что я понял из этого сообщения нейросети, это то, что мне в голову, а точнее в верхнюю часть позвоночного ствола, запихали какую-то фабрику, которая может изготавливать нано, а скорее всего намного меньшего, размера роботов, которые в состоянии заменить те или иные поврежденные или уничтоженные модули, или узлы оборудования, конечно может быть это и не все, но это то, что у меня прямо перед глазами. Правда возникает вопрос, а откуда эти «биомеханические» роботы берут информацию о том, что именно надо заменить и каковы границы их возможностей? И могу ли я ими управлять? И если со вторым вопросом все так и осталось не ясно, то вот на первый, немного подумав, я ответ нашел. Всю информацию наниты берут из моей собственной головы, точнее из моей памяти и никак иначе. В конце концов, я все же техник и даже инженер, а еще и медик, пусть и недоучившийся, и больше «на бумаге», чем в реальности, но уж строение и схемы спаскапсулы и установленного на ней оборудования мне прекрасно известны, да и нет тут ничего особо сложного, все рассчитано на самые сложные условия, но при этом максимально упрощенно. Ну а сопоставив некоторые цифры, я разгадал и сообщение насчет «ста сорока часов на принятие решения», в конце концов пять суток и сто сорок часов, не сильно между собой и отличаются, тем более, что и там, и там цифры примерные, а не точные. Ну а «принятие решения», это скорее всего такое закамуфлированное желание намекнуть, что «или ты выберешься из той передряги в которую угодил, или извини, дорогой, так получилось…». Вот только возникает вопрос, как мне, черт побери, выбраться из спаскапсулы, если я буквально «пророс» во все ее агрегаты и механизмы, ведь даже при всем моем желании я даже и не надеюсь порвать эти паутинообразные нити, что пронзили мой скаф и оплели всю капсулу. Ждать пока они отомрут сами? Не вариант. Вместе с ними умрет и мой скафандр, а после него и я сам. Вывод один, должен быть механизм отключения, эти биомеханические наниты должны мне подчиняться, я должен иметь возможность управлять ими. Может быть достаточно просто дать им команду на отключения?

Вероятно, мой последний вопрос-предположение что-то расценило как команду. Почти в тот же момент передо мной возникла схемы капсулы и скафандра, на которых были подсвечены десятки всевозможных узлов, каждый из них светился своим цветом, от тёмно-бордового, до слегка голубоватого и при этом помигивал. Что означает эта цветовая градация я разбираться не стал, в испуге почти в голос заорал, что нет, не надо, это была шутка юмора, такая! И меня все пока устраивает. То ли нейросеть, то ли этот имплант меня прекрасно поняли и схемы пропали, зато появился какой-то таймер, отсчитывающий время и судя по всему теперь я точно знаю, когда жизнь этих нанитов закончится и если я не найду выхода, то, скорее всего и моя. Неприятное чувство, должен вам заметить, зато заставляет мобилизоваться и начинать продумывать свои действия на несколько шагов вперед, а заодно и просчитывать результаты того или иного своего действия. Хотя в большей мере меня сейчас беспокоит вопрос не что делать, а как там Арв, жив еще или я зря тащу его капсулу вместе со своей. На все мои попытки с ним связаться, он не реагирует, что в принципе и неудивительно, если его спаскапсула находится в таком же состоянии, что и моя, но нейросеть-то должна работать, но и она молчит. А это может значит, да хрен его знает, что это может значить. Может он без сознания, может, как и я, еще совсем недавно, в медикаментозном сне, а может вместо него там сейчас лежит хорошо прожаренный кусок мяса. В любом случае, пока не доберусь до более-менее безопасного места, где можно будет вскрыть капсулы, я ничего не узнаю. А значит нужно поторапливаться.

Как я уже заметил, добираться до первых остовов судов мне пришлось заметно больше десяти часов, я затратил на это почти восемнадцать, но и на этом мой полет не закончился. Если верить слабенькому сканеру капсулы, то с первых разбитых кораблей ловить нечего. Скорее всего эти корабли стали одними из первых жертв боя, когда противники еще были не потрепаны и достаточно сильны и многочисленны, поэтому суда врагов уничтожались практически полностью, чему я и стал свидетелем. Мне же необходимо было найти более-менее целое судно, совсем не важно какого класса, хотя конечно, чем больше, тем лучше. Повезло мне только часов через шесть. Я наткнулся на практический целый корпус легкого аратанского крейсера, если судить по количеству раскиданных на его обшивке антенн и сканеров, то это был или корабль наведения, или крейсер РЭБ. Для меня особого значения в принципе нет. правда немного напрягает огромная пробоина в его борту, которую никто даже и не пытался хоть как-то заделать. Но если верить изученным мною Базам, то ничего особо важного в этой части корабля нет, реакторный отсек должен находиться немного ниже и ближе к корме судна, рубка, вот с рубкой все намного сложнее, по сути попадание как раз на нее и пришлось, но ведь есть еще и резервная. Да, вот так вот со стороны и не разберёшься, в чем тут дело и что стало причиной гибели корабля. Ничего более подходящего в ближайших окрестностях не было, поэтому я и решил, что «от добра, добра не ищут» и начал плавно заводить нашу сцепку из двух спаскапсул прямо в рваную дыру попадания. Скорее всего в крейсер, если судить по размерам пробоины, угодила болванка от туннельного орудия одного из агарских линкоров, который походя уничтожил легкий крейсер и переключился на другую жертву.

Исследователь Дэн Бюттнер, при поддержке National Geographic, в течение пяти лет проводил исследование по выявлению и изучению особых мест на земле, названных им «голубыми зонами». Это некоторые области, в которых наблюдается повышенная концентрация долгожителей. В ходе этой работы ученые попытались выявить те закономерности питания, культуры, поведения, которые позволяют местным жителям жить гораздо дольше, чем в других странах.

Одно из таких специфических мест находится на маленьком острове Окинава. В Японии вообще довольно высокий процент долгожителей, но концентрация их на Окинаве превышает все пределы. Средняя продолжительность жизни здесь у мужчин составляет 88 лет, у женщин — 92 года.

Да, местный набор продуктов состоит в основном из рыбы, морепродуктов, овощей и фруктов. Да, здесь очень распространены физические нагрузки и восточные духовные практики. Но есть и совершенно особое явление, которое отличает эту местность от остальной Японии и всего мира. Они называют это икигай (ikigai ).

Однажды в маленьком японском городке умирала женщина. В какой-то момент она почувствовала, что ее душа покидает тело, возносится вверх и предстает перед духами предков. Громкий голос спросил ее: «Кто ты?»

«Я жена мэра» — ответила она.

«Я не спрашиваю, кто твой муж. Ответь мне, кто ты?»

«Я мать четверых детей. Я учительница в школе».

«Разве я спросил, сколько у тебя детей или где ты работаешь?»

И так продолжалось до тех пор, пока она не сказала: «Я та, кто просыпается каждый день для того, чтобы помогать своей семье и учить детей в школе».

После этого она вернулась в свое тело и болезнь отступила.

Она нашла свой икигай.

Что такое икигай?

Японское понятие икигай довольно сложно однозначно перевести на русский язык, но примерно можно расшифровать как «то, что придает жизни смысл, то, что заставляет нас просыпаться каждое утро с радостью». Другими словами, икигай — это по-восточному изящное и компактное определение вашего главного интереса, того дела, которое приносит радость в вашу жизнь.

Хотя японцы острова Окинава сумели сделать это понятие частью своей философии, нельзя сказать, что икигай совершенно неизвестен на западе. Мы не раз встречали его последователей, особенно среди тех людей, которые сумели добиться в своей жизни многого.

Мы едва могли ждать утра, чтобы снова приступить к работе.

Уилбур Райт, изобретатель самолета

Делайте только то, что вы любите больше всего. Это обязательно приведет вас к успеху! Каждое утро я смотрел на себя в зеркало и спрашивал: Если бы сегодня был последний день моей жизни, хотел бы я заниматься тем, чем я занимаюсь сегодня? И если ответ в течение многих дней подряд был «нет», то мне нужно что-то менять.

Стив Джобс, основатель Apple

— Пух! Когда ты просыпаешься утром, — сказал, наконец, Пятачок, — что ты говоришь сам себе первым делом?

— Что у нас на завтрак? — сказал Пух. — А ты, Пятачок, что говоришь?

— Я говорю: «Интересно, что сегодня случится интересное?» — сказал Пятачок.

Пятачок, просто поросенок

Ладно, Пятачок может и не самый великий поросенок, но в словах этого персонажа содержится хорошее определение икигай.

Именно интерес к жизни, желание немедленно приступить к своему делу и выполнить его самым лучшим образом, дает людям ощущение собственной значимости, чувство удовлетворенности и смысл жизни.

Тем людям, которые знают свой икигай, незнакомы депрессии, они сохраняют оптимистическое отношение к жизни и не подвержены деструктивным привычкам. Поэтому для каждого человека, который хочет прожить долгую и осмысленную жизнь, так важно найти для себя причину вставать по утрам.

Как найти свой икигай?

Открытие своего главного дела потребует от вас, возможно, значительного вложения времени и энергии. Вам придется принять осмысленное и важное решение, и очень жаль, что многие люди понимают его необходимость слишком поздно.

Чем раньше вы начнете поиск своего икигай, тем скорее вы начнете ощущать спокойствие и удовлетворение от своей жизни. Вот некоторые вопросы, ответы на которые помогут вам в поисках.

  • Достижения. Какие достижения в своей жизни вы считаете самыми ценными? Возьмите лист бумаги и запишите 2-3 своих дела, которыми вы действительно гордитесь. Это может послужить хорошей отправной точкой для поиска своего икигай.
  • Знания. В чем состоят ваши особые знания и навыки? В чем вы считаете себя специалистом? О чем вы с удовольствием рассказываете, на какую тему читаете литературу? Какие сайты посещаете чаще всего в свободное время?
  • Ощущения . Работа в той области, в которой вы разбираетесь, является залогом карьерного успеха. Но если вы хотите обрести счастье, то надо заниматься тем, что любишь. Ваш икигай не слишком волнуют ваши деловые успехи, если они не подкреплены радостью в сердце. Именно на это надо обратить внимание в первую очередь.
  • Самооценка . Кем вы видите себя в своих мечтах? Вы учитель, юрист, мать, ученый, книгоиздатель, фермер? Возможно, именно ваша оценка своего будущего может стать той линзой, которая поможет сфокусировать все ваши усилия.
  • Личность . На свете нет одинаковых людей, и разным личностям подходят совершенно различные виды работ. Зная свой тип личности, вы поймете, почему некоторые занятия приносят вам огромное удовольствие, а другие не трогают ни единой струны вашей души.

Можно воспользоваться для поиска икигай и специальной картой, которая показывает, что ваше главное дело распложено на пересечении того, что вам больше всего хочется, и того, что лучше получается.

И закончить эту статью хочется еще одной цитатой человека, про которого можно совершенно точно сказать, что он не только нашел свое призвание, но и следовал ему всю свою жизнь.

Ты должен найти то, что любишь. И найти свою любимую работу так же необходимо, как и своего любимого человека. Работа будет занимать очень большую часть твоей жизни, и единственный способ получать настоящее удовлетворение от работы - это делать ее превосходно, осознавая это.

А единственный способ делать свою работу превосходно - это любить ее. Если ты еще не нашел свое любимое дело, продолжай искать. Не прекращай поиски, пока не найдешь.

Как и во всем остальном, к чему лежит сердце, ты сразу поймешь, что нашел то, что искал. И как в любых прекрасных взаимоотношениях, твоя увлеченность работой будет со временем только увеличиваться. Так что, ищи и не успокаивайся, пока не найдешь.

Стив Джобс

А вы нашли уже свой икигай?

Отец Иезекииль ежеминутно оплакивал свои ошибки, и так как он имел дар слез, то плакал непрестанно о своей немощи и своих грехах. За искреннее покаяние Господь удостоил его многих видений и наградил безграничной любовью к ближним. Этот дар был настолько сильным, что ему постоянно хотелось послужить любому брату и даже отдать свою жизнь за кого-нибудь из них.

Иеросхимонах Иезекииль (в миру Игнатий Васильевич Сливкин) родился в 1810 году в крестьянской семье села Ликинки Тульской губернии. Его мать звали Маврой Федоровной. Его отец Василий бежал от своих господ в Бессарабскую область, в город Кишинев. Но вскоре он там умер и оставил сиротами четверых детей: мальчиков, Игнатия и Сергея, и двух девочек, Евдокию и Ирину.

Мать хоть и была молодой женщиной, не более 30 лет от роду, но ей было очень тяжело на чужбине прокормить четверых детей. Игнатий был старшим и старался изо всех сил помогать матери. Порой ему приходилось выполнять тяжелые мужские работы. Вскоре мать вышла замуж, и малышам попался злонравный отчим, который с ними обращался жестоко, особенно с Игнатием. Истерзанный побоями мальчик находил утешение в молитве. Он твердо верил, что зло будет побеждено, что любовь Божия всесильна и если бы не его грехи, то помощь от Бога была бы немедленной.

Отчим отдал Игнатия на службу одному местному барину, Михаилу Петровичу Иванчину-Писареву, который по милости Божией оказался очень добрым и набожным человеком. Он вник в тяжелое положение семьи Игнатия и начал им посильно помогать. Часто приглашал всю семью к себе домой и детей угощал разными сладостями. Во время одной такой встречи он сказал матери Игнатия: «Этот твой сын родился счастливым, ему предстоит служить Царю Небесному». Тогда гости не поняли, о чем он говорит, но впоследствии отец Иезекииль, уже бывший монахом, вспоминал это пророчество своего барина.

После трех лет служения у барина Игнатия отправили в Москву, где отдали в ученики Никанору Григорьевичу Сухареву, мастеру по деревянным делам. И опять по милости Божией новый хозяин был добрым и заботливым человеком. Мастерская у него была около Высокопетровского монастыря, и юный Игнатий часто заходил туда, имея возможность благодарить Бога за свою судьбу. Мастер позаботился, чтобы Игнатий получил начальное образование, он купил ему азбуку и всемерно способствовал в обучении. В монастыре Игнатий познакомился с иеромонахом Иеремией, который стал его первым путеводителем на пути спасения души.

Отец Иезекииль впоследствии писал: «Вся моя жизнь в Москве проходила в дружбе с монахами, я так их полюбил, как ангелов Божьих». В это время зародилась в его сердце заветная мечта — самому стать монахом. И когда обучение его у мастерового завершилось, он отправился в Святую Троице-Сергиеву Лавру, к мощам преподобного Сергия Радонежского, получить благословение на монашество. Здесь он встретился с монахом со Святой Горы Афон, который рассказал ему об уделе Божией Матери, и благодать утвердила Игнатия в его намерении стать монахом. Он решил подвизаться на Афоне. Когда вернулся домой, то начал просить своего барина разрешить ему пойти в монастырь. Услышал Бог молитвы Игнатия, и отпустил его барин.

После многих препятствий Игнатий добрался до Одессы, но чиновники не дали ему заграничный паспорт для выезда на Святую Гору Афонскую. Тогда по совету одного старца Игнатий отправился туда по суше, по дороге останавливаясь в монастырях. Так он добрался до Нямецкого монастыря, где из-за неимения средств для продолжения пути ему пришлось остановиться. Так как он был хорошим столяром, то оказался очень полезен монастырю, выполняя различные столярные работы. Только через два года он смог продолжить свой путь.

В августе 1832 года он прибыл на Святую Гору. Сначала он жил в монастыре Зограф, а через пять месяцев перешел в Ильинский скит. Здесь принял его иеросхимонах Павел, игумен скита, который очень его полюбил и стал его духовным отцом. Игнатий выполнял послушание столяра, а через год его постригли в мантию с именем Израиль. В 1835 году его рукоположили в иеродиакона.

В это время враг человечества навел на него страшную плотскую страсть «...так сильно, что он боролся с ним день и ночь. На этом дьявол не успокоился и, когда он вставал ночью на молитву, наводил на него великий страх, да так, что не мог он ни перекреститься, ни поклоны делать, а только поднимал руки к небу и, так крестообразно стоя, искал помощи от Господа Бога и Пречистой Матери Его, творил Иисусову молитву и Божьей Матери, только после этого он мог делать поклоны. После молитвенного стояния, когда он ложился на постель и засыпал, дьявол начинал его сильно давить. Отчего он в страхе пробуждался. «Верно, так было Богу угодно, — писал он впоследствии, — по попущению духовному, что врагу была дана возможность надругаться надо мной, грешным, для моего смирения и в душевную мою пользу».

Отец Павел, видя многие духовные добродетели отца Израиля, вознамерился сделать его наместником, но дьявол возмутил против этого намерения некоторых братьев, которые говорили, что отец Иезекииль не достоин этой должности, он только что рукоположен и вдобавок на богослужении плохо читает. Отец Павел всячески старался обучить его богослужебной практике и привить навыки управления скитом. Он ни секунды не позволял ему быть в праздности. «Как только я выйду из церкви, — писал отец Израиль, — он гонит меня без оглядки в келью. Главная цель его заключалась в том, чтобы меня как можно скорее просветить и возвести на высокую духовную степень».

Особенно переживал отец Павел, когда отец Израиль очень плохо читал во время богослужения. Сам отец Израиль понимал это и очень старался исправить свою речь, но безуспешно. Так продолжалось до тех пор, пока он не стал со слезами и поклонами молить о помощи Пресвятую Богородицу. Всю ночь он молился. И только к утру, упав от изнеможения на пол, заснул. На следующее утро случилось чудо. На службе ему надо было читать канон. И его как будто подменили. Он начал читать так выразительно и внятно, что все удивились. Особенно удивился сему отец Павел. Когда он узнал о происшедшем с отцом Израилем ночью, он возблагодарил Божию Матерь за Ее милосердие и материнскую заботу.

Вскоре после этого Бог попустил учителю и ученику новое искушение. В скиту произошел раздор между малороссами и великороссами, и ради сохранения мира отец Павел решил оставить скит и игуменский пост и с группой монахов-великороссов разойтись по нескольким маленьким келлиям. Отец Израиль поселился во Введенской келлии Ставроникитского монастыря. Вскоре Божья Матерь утешила огорченных русских монахов и устроила так, чтобы их пригласили не в какой-нибудь скит или в келлию, а в царский великий Русский монастырь святого великомученика Пантелеимона.

Отец Павел с несколькими русскими монахами обосновался в Руссике, но через 8 месяцев он умер. И тогда вновь в Руссике стал вопрос о наставнике русских монахов. Отец Израиль был одним из кандидатов на этот пост, но он смиренно осознавал, что не имеет достаточных духовных даров, чтобы взять на себя такую огромную ответственность. Тогда он сам проявил инициативу и обратился с просьбой стать пастырем русских в Руссике к отцу Иерониму (Соломенцову), кандидатуру которого на этот пост одобрял и духовник отец Арсений. В отце Иерониме он обрел нового духовника, которого полюбил всем сердцем. «К отцу Иерониму, — писал он, — имел безграничную любовь, увидел в нем многие дарования духовные».

Отец Израиль смог уговорить отца Иеронима (Соломенцова), и тот согласился стать духовником русских, и тогда по благословению отца Арсения русские монахи Руссика обрели нового духовника. В это самое время отцу Израилю приснился его усопший духовный отец Павел, который призывал его присоединиться к русским монахам в Руссике, и он, немного думая, исполнил благословение своего усопшего духовника. Вскоре он был рукоположен в иеромонаха, а через месяц вместе с отцом Иеронимом был пострижен в схиму и был назван Иезекиилем. С этого времени он стал правой рукой отца Иеронима и поровну разделял с ним огромные заботы по восстановлению монастыря.

В 1843 году его послали на Дунай, где монастырь занимался ловлей и заготовлением рыбы и где постоянно находилось до десяти человек братии, которые нуждались в духовном руководстве. Их духовное окормление и было новым послушанием отца Иезекииля. Здесь враг опять ополчил против него немощных братьев, из-за чего огорченный отец Иезекииль помышлял даже оставить монастырь. Тогда к нему во сне явилась икона Успения Божией Матери, и голос из нее сказал ему: «Ты мне обещал терпеть все напасти, а теперь изнемогаешь?»

Ища утешения, отец Иезекииль отправился в Киево-Печерскую Лавру, где встретился со схимницей Ефросинией, которая сказала ему: «Зачем ты сюда пришел, оставил Святую Афонскую Гору, пришел сюда на соблазн, ступай отсюда поскорей назад». Этот случай убедил отца Иезекииля, что он в искушении и что надо ему немедленно возвращаться в родную обитель. Что он и сделал.

Но вскоре враг опять вооружился на него и внушил ему мысль перейти в только что созданный Андреевский скит. В скиту его приняли с радостью и после смерти отца Варсонофия (Вавилова) даже назначили казначеем. Но совесть мучила его, что он оставил родную обитель и своего духовника. И вот во сне ему было такое видение: «Преставился мне русский монастырь, — писал впоследствии отец Иезекииль, — где на русской стороне росло зеленое дерево, многолиственное и многими плодами обросшее. Перед деревом сидел отец духовник Иероним, и я спросил его: „Могу я кушать от этих плодов?“ Он мне ответил: „Можешь, если ты сам этого хочешь“. Но я понял видение так, что лишился этих плодов, так как не захотел нести монастырских трудов».

Было ему и другое видение: «Вижу я, несут братья большой крест, несут с великим трудом и приглашают меня на помощь, но я совершенно отказался от помощи им». Было третье видение: «Как будто я пересел с большого корабля на малое судно». После всех этих видений отец Иезекииль понял, что враг его обманул, и он вернулся в Руссик, упал в ноги к отцу Иерониму и просил прощения. Добрый отец Иероним простил его и принял как брата обратно в обитель.

Отец Иезекииль ежеминутно оплакивал свои ошибки, и так как он имел дар слез, то плакал непрестанно о своей немощи и своих грехах. За искреннее покаяние Господь удостоил его многих видений и наградил безграничной любовью к ближним. Этот дар был настолько сильным, что ему постоянно хотелось послужить любому брату и даже отдать свою жизнь за кого-нибудь из них. Братья чувствовали и видели его преданность и любовь, и сами отвечали тем же.

Враг рода человеческого позавидовал такому духовному настрою отца Иезекииля, и он вновь восстал против подвижника. Отец Иезекииль ходатайствовал за одного монаха о передаче ему монастырской келлии и, получив от старцев отказ и укоризны за это, вновь оставил обитель и поселился на этот раз в монастыре Зограф. Но милостивый Господь и теперь не оставил заблудшего подвижника, пришел к нему на помощь. Навел на него великую скуку и угрызения совести, да такую сильную, что отец Иезекииль не смог вынести ее и ушел из монастыря Зограф.

Не смея возвращаться в родную обитель, отец Иезекииль вознамерился поехать в Россию, в Саровскую пустынь. Но Господь и здесь не оставил его. По воле Божией в Одессе он стал нечаянным защитником интересов монастыря и имел успех в этом, что прибавило ему смелости опять вернуться в русский монастырь.

Кроме этого, Господь послал ему одного схимника, который рассказал ему историю из «Древнего Патерика». Суть ее вот в чем: «Был один монах, который не мог долго оставаться в одной обители. Он переходил с одного монастыря в другой, оправдываясь разными причинами. Вот в очередной раз, решив переехать в другую обитель, укладывал он свои вещи и вдруг видит беса, который тоже занимается укладкой своих вещей. Удивленный монах спросил его: „Ты что там делаешь?“ — „Укладываю свои вещи, я тоже переезжаю“, — ответил бес. „А куда ты переезжаешь?“ — спросил его монах. „Куда ты, туда и я“, — ответил бес».

«Вот так, — сказал Иезекиилю старый монах, — куда бы мы ни пошли, бес всегда преследует нас. Если мы не смиримся, не отсечем свою волю, нет от него спасения. Древние монахи говорили: когда человек в первый раз попадает в монастырь, то это воля Божия, когда он решается перейти в другой монастырь, то это его воля. А когда он решается перейти в третий монастырь, то это воля дьявола».

Этот рассказ старца окончательно открыл отцу Иезекиилю глаза на его заблуждения, и он, вернувшись на Афон, со слезами опять пал к ногам отца Иеронима и просил прощения. Добрый пастырь снова простил свою заблудшую овцу и принял его обратно в обитель.

Старцы обители благословили отца Иезекииля жить на келлии «Живоносный Источник», которая была почти разрушена, так как за ней некому было смотреть. Отец Иезекииль ревностно приступил к восстановлению келлии, в чем пригодился его профессиональный навык столяра. Он отремонтировал храм: иконостас, престол, жертвенник и прочие части храма. Все делал собственноручно. В этой келлии он провел ровно 20 лет своей монашеской жизни.

Бог утешил его даром постоянного плача, его глаза были всегда влажные и красные. Отец Иезекииль владел искусством Иисусовой молитвы, которая текла в его сердце непрестанно. Он был также очень усерден к богослужению, всегда бывал за полунощницей и утреней, почти каждый день служил Литургию. У себя он имел голову святогорца — иеросхимонаха Сергия (Веснина), от которой всегда исходило благоухание и истекало миро и которую он очень почитал.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 11 классе "Знаем русский!

Цели: систематизировать материал по этимологии, образованию, строению фразеологических оборотов; формировать навыки правильной речи и правильного произношения; развивать желание читать и изучать русский язык и русскую классическую литературу; обогащать словарный запас, показать богатство русской лексики.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Чтение стихотворения. Ф. Васильева «Слово».
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость ядом отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

1 тур. Блиц- поединок капитанов. Объяснить правописание слов. (слитно, раздельно, через дефис).
1 группа (синий сектор) Чудо-машина, полдня, стереозвук, пол-яблока, вице-министр, народно- освободительный,
2 группа (зеленый сектор) юго-западный, по- осеннему, наскоро, без умолку, точь-в-точь, из-под.
3 группа (желтый сектор). Чуть-чуть (наречие, повтор корня) ; в течение (производный пред), сельскохозяйственный, нежданно-негаданно (наречие синонимичный повтор); серебристо-белая (прилага¬тельное, сложный цвет), по-дружески (наречие, приставка по- и суффикс -ски).

2 тур История русского языка.
Объяснить историю и
Синий сектор (сложный уровень 6
баллов)

Возникновение фразеологизмов.

1. Тянуть канитель
Вы, конечно, слышали это выражение, а, возможно, употребляли в собственной речи со значением - «медлить, делать что-либо очень долго». А задумывались ли вы когда-нибудь над тем - что такое канитель
и почему ее надо тянуть? В старину медные, серебряные и золотые нити для церковных риз и офицерских эполет, а также и для вышивки по бархату изготовлялись вручную. Мастера нагревали до белого каления металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель.
2. Пиррова победа
В 279 г. до н. э. царь Пирр одержал победу над римлянами в битве при Аускуле. Но победа эта, как рассказывает древний историк Плу¬тарх, стоила Пирру таких больших потерь, что он воскликнул: «Еще одна такая победа, и мы погибли!» Царь Пирр обладал даром предвидения. Действительно, через год римляне разгромили его войско.
Выражение «пиррова победа» употребляется в значении: «сом¬нительная победа, победа, которая не оправдывает понесенных жертв»
3. Козел отпущения
В Библии рассказывается о том, что у древних евреев существовал особого рода обряд. В день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла. Это был знак возложения на козла всех грехов народа. Проклятый таким образом козел изгонялся в пустыню. Вполне понятно, что козлом отпущения называют человека, на которого сваливают чужую вину.
4. Колесо Фортуны.
Фортуна - в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе. Она держит в одной руке руль, а в другой - рог изобилия. Руль указывает на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия - на благополучие, изобилие, которое она может подарить. Шар или колесо символизируют шаткость, ненадежность, посто¬янную изменчивость Фортуны. Выражение «колесо Фортуны» употребля-ется в значении: «случай, слепое счастье».
5. Лезть на рожон
В древнерусском языке, да и в некоторых современных народных говорах рожон - это «заостренный с одного конца кол, рогатина».
На Руси с выставленным перед собой колом охотники ходили на медведя. Напоровшись на рожон, медведь погибал. Развязка, роко¬вая для медведя, который в ярости шел на верную гибель, послужила основой для выражения лезть на рожон (переть на рожон).
Смысл фразеологизма: «предпринимать действия, заведомо обречен¬ные на полный провал», «по собственной воле идти на крупные неприят¬ности».
6. Вавилонское столпотворение
Но библейскому преданию, в древности все люди на земле говорили па одном языке. И так продолжалось до тех пор, пока жители Вавило¬на не задумали построить (сотворить) высокую башню (столп), чтобы добраться до неба. Сперва строительство башни шло успешно, потому что вавилоняне хорошо понимали друг друга и усердно работали.
Однако богу неугодно было это строительство. Еще бы: ведь люди дерзнули покорить себе небо! И тогда бог поступил очень хитро: «он смешал языки», а в результате строители перестали понимать друг друга - и «творение столпа» прекратилось.
В современном русском языке это выражение употребляют, когда речь идет о неразберихе, беспорядке, толчее, суматохе, бестолковщине, о большом скоплении людей, у которых не получается то, что они заду¬мали сделать.
7. Держать порох сухим
Оливер Кромвель, вождь английской буржуазной революции XVII в., по воспоминаниям современников, был человеком суровым и набожным. В день, когда его войска должны были форсировать реку, чтобы дать бой армии короля Шотландии, Кромвель произнес: «Ребята, уповайте на бога, но порох держите сухим». Войска Кромвеля одержали блестящую победу при Данбаре. Мудрый совет полководца облетел сначала всю армию, потом всю Англию, а затем и весь мир. Крылатое выражение держать порох сухим употребляется в значе¬нии «быть готовым к борьбе, быть бдительным и хорошо вооруженным».
Зеленый сектор (средний уровень, 5 баллов)
1.Битый час. (Очень долго, целый час. Обычно о времени, потраченном впустую. Связано с боем настенных часов, кото¬рые бьют каждый час.)
2.Почивать на лаврах. (Добившись чего-либо, успокаиваться на достигнутом. От обычая древних греков увенчивать побе¬дителя лавровым венком.)
3.Ахиллесова пята. (Уязвимое место. В греческой мифологиисуществовал герой Ахиллес. Его мать, морская богиня Фетида,чтобы сделать сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс, держа младенца за пятку. При этом чудодейственная вода не коснулась единственного места, ставшего уязвимым.Именно в пятку попала стрела Париса, от которой Ахиллес и погиб.)
4.Собаку съел. (Приобрел большой опыт, основательные зна¬ния в чем-либо, стал мастером в каком-либо деле. Выражение возникло на основе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребля¬ется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное, а на пустяке споткнулся. Современное значение воз¬никло уже из сокращенной формы «собаку съел»: тот, кто яв¬ляется мастером своего дела.)
5.Гол как сокол. (Крайне беден. Сокол - старинное стено¬битное орудие, которое представляло собой совершенно глад¬кую чугунную болванку, закрепленную на цепях.)
6.Проходить красной нитью. (Являться основным, главным, пронизывать что-либо. В XVIII веке в Англии очень ценился ка¬нат для корабля. Во все канаты королевского флота вплетали красную нить, для того, чтобы, какой бы кусок ни был отрезан от каната, можно было сразу узнать, что он принадлежит флоту.)
7.Фома неверный (неверующий). (Очень недоверчивый человек. Восходит к евангельскому тексту о том, как один из апостолов, Фома, не сразу поверил в воскресение Иисуса.)

Желтый сектор (легкий уровень, 4 балла)
1.Душа нараспашку. (Очень чистосердечный, откровенный. Буквально: с открытым, расстегнутым воротом рубашки, когда видна «душа» - ямочка между ключицами на шее, где, по ста¬рым представлениям, помещается душа человека.)
2.Валять дурака. (Ничего не делать, бездельничать; поте¬шать других глупыми выходками; вести себя легкомысленно, несерьезно; притворяться непонимающим. Происходит от дет¬ской игры повалять Ваньку-встанъку.)
3.Засучив рукава. (Не жалея сил, много, усердно, старатель¬но, энергично, с большим энтузиазмом. Из буквального слово¬ сочетания «засучив рукава», то есть завернув кверху, чтобы было удобно работать. В Древней Руси верхняя одежда шилась с длинными рукавами, которые иногда доходили до колен. Рабо-тать со спущенными рукавами было неудобно, поэтому их за¬сучивали.)
4.Вавилонское столпотворение. (Полная неразбериха, край¬ний беспорядок, сутолока. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, «столп творе¬ния», высотой до неба. В наказание за дерзкую попытку боги «смешали» их языки, и строители перестали понимать друг друга.)
5.Довести до белого каления. (До полного отчаяния, до пол¬ной потери самообладания. Цвет и степень накала у металла.)
6.Вывести на чистую воду. (Разоблачить, уличить кого-либо. Выводить на чистую воду - первоначально: вывести рыбу, ко¬торая попалась на крючок, на чистую, открытую воду.)
7.Гол как сокол. (Крайне беден. Сокол - старинное стено¬битное орудие, которое представляло собой совершенно глад¬кую чугунную болванку, закрепленную на цепях.)
8.Проходить красной нитью. (Являться основным, главным, пронизывать что-либо. В XVIII веке в Англии очень ценился ка¬нат для корабля. Во все канаты королевского флота вплетали красную нить, для того, чтобы, какой бы кусок ни был отрезан от каната, можно было сразу узнать, что он принадлежит флоту.)

3 тур Блиц-зрудит. Ответить на вопросы.
1 группа (синий сектор)

1.Основным средством общения людей является... язык.
2.Какая шляпка не надевается на голову? Шляпка гвоздя.
3.Сколько в слове бывает слогов? Сколько гласных.
4.Как пишутся слова грач, еж, чиж? Без Ь.
5.Буквы в алфавите начинали свою жизнь рисунком, который назывался... иероглифами.
6.Где впервые возникла письменность? В Египте.
7.Окончание, не выраженное звуком, называется... нулевым.
8.Какой вопрос ставится в русском языке к названиям домашних животных, зверей, птиц, рыб? Кто?
9. Какой частью речи являются слова, обозначающие признак? Прилагательным.
10.Какое наклонение глагола передает просьбу, пожелания говорящего? Повели¬тельное.
2 группа (зеленый сектор)
1.Наука о языке называется... языко¬знанием.
2.Закончи пословицу: «У пространства нет размера, а у знании нет... предела.
3.В каком гнезде не бывает яиц? В словообразовательном.
4.Каким способом образованы слова: футболист, гандболист? Суффиксальным.
5.Каждый абзац начинается... с крас¬ной строки.
6.Принято считать, что русский, точнее славянский алфавит изобрели два ученых - монаха, братья... Кирилл и Мефодий.
7.Как называется раздел науки, включающий словосочетания, предложения, текст? Синтаксис.
8.В каком положении гласные звуки произносятся четко? Под ударением.
9.Кем была составлена первая научная грамматика русского языка? М.В.Ломо¬носовым.
10.Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука).
3 группа(желтый сектор)
1.Какой частью речи - числи¬тельными или существительными -являются слова тысяча, миллион, миллиард? (Эти слова - числительные, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос сколько? И могут быть записаны цифрами).
2.Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя).
3.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).
4.Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика).
5.Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род? (Нет. Это существительные общего рода).
6.Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор - стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле).
7.Какую часть слова можно найти в земле? {Корень).
8.Что такое монолог? Речь одного человека.
9.Значимая часть слова, которая несет в себе лексическое значение слова. Что это? Корень слова.
10.Что такое обращение? Слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью..
4 Тур. Язык художественной литературы.
Узнайте героя по его описанию.

1 группа (синий сектор)
1. «Это был среднего роста, очень недурно сложённый мо¬лодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». (Ноздрев)
2. «...Герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера»:
(Чичиков)
3. «...Маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тём¬ных нор острые морды, настороже уши и моргая усом, они вы-сматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». (Плюшкин)
4. «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на мед¬ном пятаке... самый крепкий и на диво стачечный образ...». (Собакевич)
5. «...Человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине»:
Плюшкин;

2 группа (зеленый сектор)
1. «...Был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории» (Ноздрёв)
2. «Славный был малый, смею вас заверить; только не¬множко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день, на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз си¬дит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился». (Печорин).
3. «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души
испытанной и высокой».(доктор Вернер);

4. ...Она среднего роста, блондинка, с правильными черта¬ми, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка. (Вера)
5. «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное пере¬носить все трудности кочевой жизни и перемены климатов...». (Печорин.)

3 группа(желтый сектор)
1. …Лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза у него так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское…». (Пугачев.)
2. «… На другое утро он раньше всех проснулся и вышел из дома. В несколько минут обегал все дорожки сада, зашел на скотный двор, на конюшню, отыскал двух дворовых мальчишек, с которыми тотчас свел знакомство, и отправился с ними в небольшое болотце, с версту от усадьбы, за лягушками….» (Базаров.)
3. «… Позвольте, попросить вас осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал да, вероятно, и не услышу уж более. …» (Паратов Ларисе Дмитриевне.)
4. «Оставалось очень немного наследства, именно: пучок гусиных перьев, десть белой казенной бу¬маги, три пары носков, две-три пуговицы, ото¬рвавшиеся от панталон, и... капот».(Акакий Акакиевич Башмачкин.)
15. Провожая его в жизнь, отец завещал ему:
"Во-первых, угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где поведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была" .(Молчалин.)
5. "Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?" (Раскольников)
5 тур «Мастерская слова» инсценировка басни И. Крылова «Ворона и лисица».
Учащиеся выбирают в каком жанре будут показывать (трагедия, комедия, драма).
Подведение итогов игры.
Выступление жюри. Награждение.