Уличные фотографии. Образы, примеры фотографий в стиле Street style

Искусство съемки людей в привычной, окружающей их среде, в тех местах, где мы с Вами “обитаем”: улицы, парки, скверы, проспекты, переулки. Существует большое множество различных статей о данном жанре фотографии, о том что, где и как снимать. В данной статье мы не ставим себе задачу рассказывать о принципах уличной фотографии, а предлагаем Вам познакомиться с лучшими фотографами представителями данного вида съемки. Разнообразие культур, людей, предметов - все это объединено в нашей статей, приятного просмотра.

Эрик Ким (Eric Kim)

Эрик Ким, стал уличным фотографа случайно. Его проникновенные портреты полны драматизма и выразительности. Работая Социологом в UCLA, Эрик продолжает экспериментировать на улицах. Темой его работ является изучения поведения людей, он стремится заставить людей преодолеть их страх на улицах.

Клод Рено (Claude Renault)

Если Вы когда-либо мечтали посетить Индию или если Вас интересует культура этой страны, тогда вам определенно необходимо познакомиться с работами Клода Рено. Он из тех самых прекрасных уличных фотографов, который не делает акценты на определенных людях, его фотографии - моменты, мгновения, простая правда жизни.

Маркус Хартель (Markus Hartel)

Уличная Фотография в сочетании с искусством. Особая отличительная черта его творчества - использование темных тонов и передачи истинных эмоций персонажей в создании композиции фотографии. Необычный взгляд на воплощение абстрактных уличных композиций. Секрет Маркуса прост, он отражает каждодневно окружающую нас действительность.

Томас Леутард (Thomas Leuthard)

Томас Леутард, уличный фотограф, перфекционист. Для него уличная фотография - это приключение и съемка. Композиция его снимков - это взгляд путешественника, незнакомца на персонаж.

Буги (Boogie)

Не упустите неформальную уличную фотографию. Он создавал свою коллекцию уличных снимков во многих местах от Кубы до Нью-Йорка. Его картины неотразимы, и понятны без особого объяснения.

Ша Рибейру (Sha Ribeiro)

Ша Рибейру фотограф из Милана. Его фотографии отличаются от других. Они спокойны и словно умиротворенны. Рассматривая их, слушая медленную красивую музыку, Вы обязательно ощутите душевное равновесие.

Мэтт Стюарт (Matt Stuart)

Мэтт уличный фотограф из Лондона. Его колоссальный четырнадцатилетний опыт съемки фотографии легко просматривается на снимках. Разнообразие цветов в сочетании с выразительностью персонажей. Мэтт снимает на Leica и никогда не выходит из своего дома без камеры.

Мацей Дакович (Maciej Dakowicz)

Мацей Дакович фотографирует улицы, пытаясь отобразить в с своих работах комичность ситуаций. Профессионализм и чувство юмора преисполняют его снимки. Блестящее использование цветов на всем протяжении, чтобы передать нам всю красоту улиц.

Юрген Бурджин (Jurgen Burgin)

Немного о естественном свете уличной фотографии. Юрген Буржин - чрезвычайно талантливый человек с особым взглядом на композицию. Родившийся в Германии, Юрген считает, что его фотография - соединение улицы, архитектуры и фотографии портрета.

Грег Шмигель (Greg Schmigel)

Грег Шмигель, динамичность его неотразимых фотографий заставляет задуматься над историей созданий каждого снимка. Он - возможно первый человек, который создает фотографии, используя мобильные телефоны. Грег считает, что 90% прекрасной фотографии это заслуга фотографа, и остальные - техника.

Кевин Ви Ли (Kevin Wy Lee)

Кевин ВИ Ли, основатель общества так называемых невидимых уличных фотографов, где люди изучают искусство данного жанра. Его снимки - яркие примеры уличной фотографии с творческим подходом. Композиции, предметы, персонажи могут служить прекрасным материалом исследования новичкам.

Роберт М Джонсон (Robert M Johnson)

Роберт М Джонсон, его фотографии - это причина, по которой стоит полюбить данный жанр искусства. Его предметы так просты, а исключительные ракурсы заставляют зрителя восхититься снимком. Воодушевление и очаровательная американская уличная фотография в его самом лучшем примере.

Мэтт Вебер (Matt Weber)

Его картины улиц Нью-Йорка заставляют нас понять то, что такое уличная фотография. Повседневная жизнь простых людей, такие же как и мы, в форме фотографии.

Гуидо Стеенкамп (Guido Steenkamp)

Если Вам нравится уличная фотография в стиле Black&White, тогда просто невозможно пройти мимо работ Гуидо Стеенкампа. Невероятная игра света и тени, ошеломляющие композиции и колоссальный опыт занятия фотографией на протяжении 13 лет.

Крис Соренсен (Chris Sorensen)

Незамысловатые композиции фотографий притягивают зрителя своей искренностью, игрой цвета и эмоциональным состоянием персонажей.

Дэнни Сантос (Danny Santos)

Необычные фантастические картины. Дэнни Сантос преподносит нам замечательные предметы на улицах дороги сада. Его портреты незнакомцев, уличные портреты доставят каждому настоящее эстетическое и визуальное удовольствие от процесса общения с искусством фотографии. Он действительно рассказывает нам историю своих портретов.

Ричард Сэндлер (Richard Sandler)

После просмотра первых трех фотографий можно до беспамятства окунуться в его галерею и не заметить, как прошло время пока вы изучали галерею его работ, пытаясь найти и уловить тот самый пленительный секрет его творчества.

Даиро Кожа (Dairou Koga)

Даиро Кожа - фотограф из Токио, Японии. Будучи продавцом книг он занимается фотографией портретов, стараясь передать все эмоциональные особенности каждого характера.

Дэвид Джейклик (David Jakelic)

Тишина - есть смысл его снимков картины. Пустые улицы с великолепной игрой огней и теней, геометрические формы и предметы. Каждый начинает задаваться вопросом, где наблюдает работы Дэвида.

Уличная фотография – заметки о стрит фото и простые советы

16 голосов

Уличная фотография сегодня превратилась в полноценный жанр фотографии, а может быть даже и искусства. С последним утверждением можно поспорить, но согласитесь, что это именно искусство – суметь получить кадр, который понравится не только самому автору фотографии, но и десяткам, а то и тысячам людей.

Вот и бродят сотни людей по городам и странам, вооружившись фотоаппаратами разной степени продвинутости. У кого-то обычная мыльница, а кто-то таскает с собой фотоаппарат, стоимостью сопоставимой с вполне себе неплохим автомобилем. Они напоминают охотников, выслеживающих добычу. Добыча уличного фотографа – это стоп-кадр вашей жизни, ваши эмоции, важное или не очень событие. Возможно, что те, кого снял фотограф, через минут уже забудут о мимолетном факте в его жизни, но на снимке все останется.

Совет первый: Уличная фотография демократична и абсолютно нетребовательна к технике. Неважно, какой у вас фотоаппарат. Главное — что и как вы снимаете. Вы можете заниматься уличной фотографией, не имея фотоаппарата совсем. Современные смартфоны позволяют делать неплохие снимки.

Что снимает уличный фотограф и о чем жанр стрит фото

Если долго не рассуждать, то уличная фотография – это о жизни людей и сами люди, с их радостями и горем, с их мыслями и переживаниями. Это улицы, но улицы не пустые, а наполненные людьми, движением. О движении – когда мы говорим слово «движение», то чаще всего представляем себе кого-то идущего или что едущее, летящее. На самом деле движение – это более широкое понятие. Мысль – это тоже движение. Только неодушевленные предметы статичны сами по себе. Как и смерть – она тоже статична.

В прошлом веке была такая мода – фотографировать умерших родственников, придавая им живые позы. Выглядят такие фотографии жутковато – это имитация жизни и она противоестественна. Смерть не движется – это конец, полная остановка. Любая жизнь — динамичная. Любой живой объект находится в динамике, даже если он просто стоит и курит:


Уличная фотография — Москва 2016 год

Иногда уличной фотографией называют любые снимки города. Это не так. Есть очень четкое деление на городской пейзаж и уличное фото. Городской пейзаж, о котором я расскажу в следующей статье, — это отдельный жанр фотографии, где героем является сам город, его архитектура, ландшафт. Уличная же фотография – это в первую очередь люди. Неважно, идет ли человек пешком, едет на велосипеде или машине, просто стоит, задумавшись – человек главный герой стрит фотографии. Разница, как вы видите, есть. В одном случае основным сюжетом является творение человека, в другом – сам человек.


Москва — май 2016 год

Главная особенность уличной фотографии

Уличная фотография – это полное отсутствие постановки. Вы не готовите площадку, не заставляете своих моделей стать там-то, принять такую-то позу, улыбнуться или заплакать. Вы даже не знаете, кто станет вашей моделью и что он или она сделает через секунду. Может заплачет, а может рассмеется, а может заметит вас и пошлет к чертям, да еще и погонится за вами с очень нехорошими желаниями.

Совет второй: Снимая на улице, пользуйтесь телеобъективами или компактными фотоаппаратами с большим увеличением. Главное в уличной фотографии — это естественность, а какая естественность, когда ты знаешь, что тебя снимают. Ты всегда ждешь, что сейчас вылетит птичка. Это в лучшем случае, а в худшем – люди могут быть категорически против, чтобы их снимали. Поэтому, лучше снимать издалека, вооружившись хорошей оптикой.


Парк Победы — май 2016 год

Кого снимать и какие события запечатлеть

Кого снимать? Сложный и одновременно простой вопрос, на который можно дать однозначный ответ – людей. Людей, человека, женщину или мужчину, детей или одного ребенка. Неважно кого. Важно — как и в какой момент. Вот мы и подходим к самому главному – к моменту съемки. Когда стоит нажать на кнопку, а когда не стоит. Тут вопрос не только в технике съемки, но есть еще и эстетические аспекты, и этические. Вопросов масса, и на большинство из них нет однозначного ответа. Каждый фотограф решает сам. Снимать ли людей на похоронах, убитых горем или нет, снимать ли выражение чувств любви, ярости, агрессии или не снимать. В чем сходятся все уличные фотографы – можно снимать моменты радости и счастья. А стоит ли снимать радость алкоголика, купившего бутылку или только-что опохмелившегося или удовлетворение от хорошо сделанной работы хозяйки, только что зарезавшей на обед курицу? Сложно. Еще раз повторю – каждый фотограф решает сам, что допустимо, а что нет.

Совет третий: Если вы хотите получить сильный кадр, то лучше всего снимать на праздниках или каких-то мероприятиях. Люди в такие моменты более эмоциональны и меньше сдерживают себя. Понаблюдайте за людьми на уличных праздниках – они раскрепощены, меньше думают о том, как они выглядят. Больше эмоций – лучше фотография.


Сад Эрмитаж — праздник еды

Когда снимать

В любое время суток. Вы ограничены только техническими параметрами своей техники. Можно снимать днем, утром или ночью. Это неважно. Главное, чтобы было видно то, что вы хотели снять. Но вообще, лучше, когда есть хорошее освещение – это может быть солнце, уличные фонари. Иначе шумы могут испортить вашу фотографию. Хотя, иногда шумы добавляют специально. Но, все-таки стоит помнить, что чем меньше света, тем длиннее ваше выдержка и выше ISO. А также помните, что чем меньше света, тем ваша картинка будет более шумной или смазанной, а может быть и то и другое превратят снимок в непонятную кашу, месиво. Можно, конечно, потом сказать, что это задумка такая, и мол я так мир вижу. Но мы с вами говорим не о живописи, а о фотографии, которая фиксирует событие. Событие, а не ваше состояние души.


Вечерний Арбат — июль 2016 год

Цветная или черно белая фотография – что лучше?

У разных фотографов представления о цвете сильно отличаются. Кто-то считает, что уличная фотография должна быть только черно-белой, кто-то допускает, что стрит фото может быть цветным. На самом деле, цвет неважен. Цвет не самоцель и не канон. Важен сюжет и что вы хотите подчеркнуть. Давайте порассуждаем – что такое цвет. Цвет – это наше субъективное восприятие отражения светового потока от предметов. Для человека нет одинаковых цветов – каждый воспринимает цвета по-разному. Розовый или красный – это понятно, но есть детали. Важны детали или не важны? Черт его знает. Есть только два цвета, которые мы воспримем одинаково – черный и белый. Даже дальтоники не путают эти цвета. То есть, если вы хотите, чтобы все люди видели одинаковую картинку по цвету, то черно-белая фотография предпочтительней. Но дело даже не в том, как мы воспринимаем цвет, а в сюжете и в том, что мы хотим передать. Приведу пример. Мы снимаем штангиста во время толчка или удержании веса. Жилы напрягаются, лицо краснеет, глаза вылезают из орбит, все лицо напряжено. Что вы хотите передать? Если только эмоциональное напряжение, то лучше черно-белый вариант. Глаз зрителя не будет отвлекаться на цвет лица или рук атлета. А если вы хотите передать физическое напряжение, то цветная картинка будет более уместна – цвет отлично передает именно наше физическое состояние.


Уличный баскетбол — напряжение передается не только в движении и эмоциях, но и в цвете

Заметил, что сильные открытые эмоции лучше передаются именно цветной фотографией. Черно белое же фото выявляет то, что люди иногда хотят скрыть. Возможно, что это ошибочное впечатление, но что-то в этом есть, на мой взгляд.

Совет четвертый: Снимайте в цветном варианте. Потом, при обработке фотографии разберетесь, что лучше. Когда фотографируешь на улице, сразу не сможешь понять, что же ты такое снял. А вот при обработке фотографии уже есть время рассмотреть и подумать.

О композиции в уличной фотографии

Когда снимаем в студии или делаем семейную фотографию, то мы создаем, строим реальность и впихиваем в нее людей. То есть, мы создаем реальность по своим представлениям о том, как она должна выглядеть. Уличная фотография – это другое. Не мы создаем окружающий мир, а мы лишь наблюдаем за ним и фиксируем события в реальном окружении, не зависящем от нашего представления о нем. Уличный фотограф не строитель, он наблюдатель. Внимательный, наделенный воображением, но наблюдатель. Замечу, что задумывая сюжет, мы можем выбрать место, точку съемки, настроить фокус – засесть в засаде.

Есть две категории фотографов. Одних можно сравнить с обычным охотником, которые бредет себе по лесу и высматривает на ветках дичь. Возможно, что ему попадется лишь пара ворон, а может попасться и ценный пушной зверь. Главное, чтобы не песец. Другие – это снайперы, тщательно выбирающие место, с которого будет произведен выстрел. В первом случае удачная композиция – дело случая, во втором, рано или поздно кто-то попадется в выбранные рамки.

А что же лучше – блуждание по городу в поисках сюжета или выбор места и времени, и ожидание? Сложно сказать. Все зависит от происходящего вокруг. Поясню. Вы решили пополнить свое портфолио фотографиями молодоженов, а на свадьбу вас все не приглашают. Отлично. Думаем, а где водятся эти самые молодожены? В Москве есть несколько мест, где в выходные вы обязательно поймаете парочку свадеб – Патриарший мост и сам Храм Христа Спасителя, Царицино, Коломенское, ГУМ. Теперь решаем, а какой антураж нам нужен. Дальше дело техники – приезжаем на место и выбираем точку съемки – рано или поздно, но молодые попадутся к нам в кадр. Фотографу останется только нажать на кнопку, когда парочка новобрачных или вся веселая свадьба приблизится к точке, которую мы выбрали для съемки.


Патриарший мост — Москва — 2011 год
Работа свадебного фотографа — 2011 год, Москва

Что лучше подходит для съемки — открытое пространство, магистраль или кирпичные стены вокруг. Это абсолютно неважно.

Некоторые считают, что уличная фотография – это ноль обработки и отсутствие кадрирования. На мой взгляд – это неправильно. Кадрировать фотографию можно, а иногда и нужно. В хорошей уличной фотографии есть сюжет. Пусть не придуманный и не отрежиссированный, но сюжет присутствует все равно. Сама жизнь дарит сюжеты для наших снимков. И ничего страшного нет в том, что мы отрезаем лишнее, что не вписывается в наш сюжет. Главное не отрезать что-то важное, что выхолостит нашу фотографию и сделает ее безликой.


Уличная фотография — удачных вам снимков

На сегодня все. Мысли закончились. Но это не конец, а только начало и продолжение следует.

Нильс Йоргенсон (Nils Jorgenson) в своеобразном стиле старается запечатлеть уличный момент, наполненный смыслом. И цветные, и чёрно-белые снимки этого фотографа вызывают у зрителя то ощущение спокойствия, то удивление.

Чарли Кирк

Информация о Чарли Кирке (Charlie Kirk), представленная на его сайте, выглядит довольно заурядно, чего не скажешь о его снимках. Это фотограф из Японии. Ему нравится снимать в общественных местах, при этом повышенный интерес у Кирка вызывают красивые девушки, зонты, пьяные люди и зеркала. Фотографии Чарли выставлялись в рамках Format Festival Derby и FOAM Netherlands.

Стефано Корсо

В фотографиях Стефано Корсо (Stefano Corso) море света и прекрасные композиции. Его работы демонстрируют на многочисленных выставках и в галереях.

Феликс Лупа

Феноменальный автор, родившийся в Украине, работает внештатным фотографом с 1995 года. Фотографии Феликса Лупы (Felix Lupa) сильные и красноречивые. Чувствуется, что он влюбился в уличную фотографию ещё до того как осознал, что снимает в этом жанре.

Зигфрид Хансен

Зигфрид Хансен (Siegfried Hansen) – профессиональный фотограф. В уличной съёмке внимателен к людям или к их лицам. Для его работ также характерны графические элементы.

Маркос Семола

Маркос Семола (Marcos Semola) – фотограф-самоучка из Бразилии. Он уже успел выпустить несколько книг по стрит-фотографии и выставляет свои работы в разных странах.

Алекс Ког

Алекс Ког (Alex Coghe) – итальянский фотокорреспондент, проживающий ныне в Мексике. Уличная фотография − его призвание. Алекс говорит, что улица стала для него и тренажёрным залом, и терапией.

Брайан Формхэлс

Брайан Формхэлс (Bryan Formhals) − основатель журнала LPV и заядлый уличный фотограф. Поначалу, увлекшись киносценариями, он видел себя режиссёром. Но уличная фотография его к себе переманила.

Дэвид Соломонс

Для Дэвида Соломонса (David Solomons) всё началось с выставки агентства Magnum "В наше время", которая произвела на него неизгладимое впечатление. Он был учителем английского языка, но записался на курсы фотографии. Вдохновляют Дэвида цветные фотографии таких знаменитых авторов, как Джоэл Мейеровиц, Алекс Уэбб и Мартин Парр.

Марджи Ланг

Французский фотограф Марджи Ланг (Marji Lang) любит путешествовать и фотографировать на улице. Её снимки отличаются насыщенными яркими цветами и геометрическими линиями. У Марджи прекрасное портфолио с великолепными высокохудожественными кадрами. Индия – её любимое место отдыха и основной источник вдохновения. Больше всего фотограф фокусируется на темах: повседневная жизнь, паломничество, религия, социальные и культурные проблемы.

Янидель

Этот известный фотограф предпринял кругосветное путешествие, которое длилось 80 недель. По возвращении Янидель (Yanidel) обновил свой сайт информацией о новых впечатлениях, которые испытал, перемещаясь по разным странам, а также показал свои лучшие фотографии. Его стиль во многом подвержен гуманистическим традициям. А главный девиз автора при съёмке на улице – это уважение человеческого достоинства.

Крамер О’Нил

Крамер О"Нил (Kramer O’ Neill) – отличный фотограф, придающий особое значение деталям в кадре. Фотографируя и объекты, и людей, он наполняет кадры смыслом, используя освещение.

Сергей Максимишин

Наряду с многочисленными признаниями и наградами Сергей Максимишин стал победителем World Press Photo Award. Его фотографии феноменальны.

Саги Кортлер

Саги Кортлер (Sagi Kortler) выделяется своим стилем уличной съёмки. Для этого автора стрит-фотография − больше, чем жанр. Он следует интуиции, чтобы в конкретный момент нажать на кнопку затвора.

Автор не планирует свои кадры, он позволяет жизни разворачиваться перед его глазами, а затем фотографирует её такой, какой она ему представляется, передавая свои ощущения. Саги Кортлер созерцает жизнь и наблюдает за обществом, документируя мир, в котором живёт.

Девин Ялкин

Девин Ялкин (Devin Yalkin) создаёт потрясающие чёрно-белые фотографии, передающие настроение персонажей в кадре и дающие пищу для размышлений.

Кейт Кирквуд

В своих произведениях Кейт Кирквуд (Kate Kirkwood) идеализирует незнакомую магию городов, погружаясь в которую она испытывает особое удовольствие.

Рикки Сиджерс

Рикки Сиджерс (Ricky Siegers) – фотограф из Нидерландов, обожающий снимать людей и их жизнь на улице. Большинство его работ чёрно-белые и ироничные.

Леонардо Амаро Родригес

Леонардо Амаро Родригес (Leonardo Amaro Rodrigues) старается расширить границы своих возможностей, преодолевая внутренние барьеры. Его снимки без слов выражают внутренний мир фотографа. Используя свет, он показывает всё, что чувствует и о чём думает.

Габи Бен-Авраам

Для израильского фотографа Габи Бен-Авраама (Gabi Ben-Avraham) уличная фотография − это любимый способ смотреть на мир. Хотя иногда ему приходится долгое время стоять и ждать, пока не появится интересный объект для съёмки. Это может быть велосипедист, танцовщица или ребёнок.

Фотокамера стала неотъемлемой частью Габи. Он берет её с собой повсюду, ожидая, что подвернётся случай сделать лучшую фотографию в своей жизни. И удача ему не раз улыбалась, судя по замечательным работам, которые мы видим.

Крис Марквардт

В 2011 году Крис Марквардт (Chris Marquardt) выпустил первые две серии своих снимков, сделанных на iPhone, приложения которого направлены на предоставление фотографам широких съёмочных возможностей. Изображения получились очень качественные, несмотря на карманный формат устройства. Эти фотографии говорят сами за себя.

Лукас Василикос

Лукас Василикос (Lukas Vasilikos) заинтересовался фотографией в 2006 году, когда посетил семинар Маноса Ликакиса. С тех пор он увлечённо снимает и множит свои многочисленные публикации, в том числе на веб-сайтах.

Элени Рим

Цветные и чёрно-белые фотографии Элени Рим (Eleni Rim) отличаются подчёркнутым обрамлением элементов кадра или персонажей. Её снимки нужно прочувствовать.

Константин Караискос

Смелые и динамичные композиции, контраст между объектом на передноем плане и фоном характерны для снимков Константина Караискоса (Kostantine Karaiskos). Его работы определённо заслуживают нашего внимания.

Искусство — ложь, которая делает нас способными осознать правду. Пабло Пикассо

Вступление

Определение уличной-фотографии в Википедии начинается со слов «…форма документальной фотографии». Но так ли это? Оба направления — и уличная фотография и документальная — широко распространены. Почему же первая так легко подменяется второй?

Бесспорно, у них есть общие визуальные черты. Можно даже утверждать, что уличные фотографии со временем приобретают большую стоимость, как документальные изображения. Это потому что они дают взгляд в прошлое. То, как люди смотрели на мир. На этом сходства заканчиваются.

Почему этот бардак продолжается? Одна из причин — потому что Анри Карье-Брессон был фотокорреспондентом. И в то же время он первый с кем связывают термин «уличная фотография».

АКБ не называл себя стрит-фотографом. Но он также утверждал, что не имеет никакого отношения к документированию.

Многие его фотожурналистские снимки — посредственные. Но фотографии, которые он создал как форму самовыражения, стали культовыми. Его уличные снимки вдохновляли несколько следующих поколений. Вдохновляют по сей день.

Картье-Брессон фотографировал людей в повседневной жизни. Его подход состоял из очень точного кадрирования и тщательно выверенной композиции, использованных в «решающий момент».

Решающий момент — мгновение, которое полностью раскрывает фотографию. Доля секунды до или доля после и такое мгновение упущено.

Картье-Брессон утверждал, что для него фотография означала предугадать решающий момент прежде, чем он произойдет. Предугадать так, чтобы сошлись взгляд, мозг и сердце. Только тогда его фотографии становились больше, чем просто снимками или просто документацией реальности.

Уличная фотография

Уличная фотография — это не портреты, не фотографии предметов. Она не включает в себя городские пейзажи. Прилагательные, которые подходят для описания уличной фотографии — инстинктивная, спонтанная, не обдуманная заранее, непостановочная, не шаблонная. И главное — искренняя.

Искренность означает, что объект не знает, что его сфотографировали.

Объекты стрит-фотографии — всегда люди и темы вокруг «человека». Не гуманистические темы. Различие очень тонкое, то семантически важное. Юджин Смит был фотографом-гуманистом. А Гарри Виногранд — стрит-фотографом.

Неизбежный признак уличной фотографии — загадочность и причудливости. Можно сказать, сюрреалистичность. То, что создано в кадре, но не имеет отношения к реальности. Отношение между людьми или людьми и средой построены на намеренном сопоставлении, кадрировании и выборе времени.

Если вы просите у незнакомца разрешения сфотографировать, то вы получаете портрет. Уличный портрет. Не уличную фотографию.

Документальная фотография включает в себя портреты. Особенно гуманистическая фотография. Но уличная фотография нет. Само по себе понятие «Street photography portret» — оксюморон.

Уличная фотография не интересуется правдой. Хорошая уличная фотография — это ложь, которая могла бы заставить нас что-то понять о жизни и некой правде. Согласно цитате Пикассо, стрит-фотография — создание вымышленного рассказа, который помогает фотографу выразить себя.

Уличная фотография имеет больше общего с искусством, чем с журналистикой. Это не документальная фотография и не гуманистическая. Однако именно с этими двумя жанрами фотографы-любители путают уличную фотографию.

Уличная и документальная фотографии

В уличной фотографии один объект — люди. В документальной объектом может служить что угодно. В том числе люди, не относящиеся к теме.

Уличные фотографии создают в общественных местах. Прежде всего на улице. Документальные снимки делают в конкретных местах, которые диктует тема. Это могут быть как публичные, так и не публичные места: школы, больницы, фабрики, офисы, частные дома, дикая природа и т. д.

Уличная фотография интересуется жизнью, человеком, повседневными случайными моментами, взаимодействием людей. Тогда как документальная фотография — жизнью, человеком, взаимодействием людей в определенные моменты события или результаты события.

Уличная фотография выражена посредством неожиданных и непредсказуемых действий, которые приводят к решающему моменту. Документальная фотография выражена объективным представлением фактов в конкретный промежуток времени. Этот промежуток времени может быть днем, а может быть годом.

Уличная фотография абсолютно субъективна. Документальная фотография по определению должна быть объективной. Уличная фотография — все о понимании «правды». Документальная — создание «Правды».

Уличный фотограф не знакомится с объектами. Ему без разницы кто они и какова их жизненная «ситуация». Уличный фотограф создает «ситуацию», где каждый не существует сам по себе. Документальный фотограф, наоборот, глубоко заинтересован, чтобы узнать объект лучше. Он провел исследование, сформировал свое мнение об объекте и «ситуации». Он занимается этим потому, что у него есть проблематика. Уличному фотографу важно только то, что объект собирается сделать перед камерой, как выбрать момент, как построить кадр.

В уличной фотографии фотограф должен быть «невидимым». Только так он получит искренние снимки. Чаще всего искренность достигается за счет того, что фотограф подходит максимально близко к объекту. Документальный фотограф сам выбирает, как ему снимать — искренне или не искренне. Выбирает, как снимать — скрытно или открыто. Выбирает с какого расстояния снимать. Все в зависимости о ситуации.

Уличный фотограф подходит близко к объекту. Он использует объективы 35 или 50 мм. Тогда как фотограф-документалист волен выбирать фокусное расстояние в зависимости от того, что он фотографирует.

Уличный фотограф блуждает по улице в поисках кадра. Он наблюдает, наблюдает, наблюдает, ждет пока перед ним что-то произойдет. Ему не важно что конкретно фотографировать. У документального фотографа есть тема и проблема. И он ищет кадр в соответствии с этой темой.

Мартин Парр фотографировал только то, что подходило под его серии. Поэтому Парр — документальный фотограф. И мир искусства оценил его за концептуальное мышление. Но он не уличный фотограф, как многие его ошибочно называют.

Заключение

Черты уличной фотографии сформировали великие люди в 50−60-е годы. Это был пик уличной фотографии.

По форме у уличной фотографии мало общего с документальной, портретной и гуманистичной фотографией. Историки искусства и критики хорошо понимали это тогда, понимают и сейчас.

Стрит-фотография (или уличная фотография), как направление, появилось относительно давно — лет 130 назад. Как только фотоаппараты стали портативными, а процесс проявки и печати упростился — фотография вырвалась из тесных студий на улицы. Фотографы принялись документировать окружающий их мир. В частности, они снимали в городских районах, где жизнь движется быстро. Стремление запечатлевать изменения, происходящие вокруг, было поначалу инстинктивным.

Пионерами стрит-фотографии можно считать таких известных авторов, как Эжен Атже, Анри Картье-Брессон, Уолкер Эванс, Роберт Франк, Диана Арбус, Гарри Виногранд, Мартин Парр.
Они заложили основы движения стрит-фото и их работы несомненно заслуживают вашего внимания.

Спустя столетие не многое в жанре стрит-фото претерпело изменения: да, фотоаппараты стали еще компактнее, а проявку и печать заменили графические редакторы. Научно-технический прогресс значительно упростил путь авторского стрит-фото к зрителю. Но идея этого направления осталась неизменной.

Так что же такое стрит-фотография?

Объект съемки уличной фотографии — это в основном люди в общественных местах. Более точно стрит-фотографию можно охарактеризовать, как жанр, в котором нет места позированию и постановке, в котором фотограф исследует и запечатлевает современное общество и взаимоотношения между характерами и их окружением.

Основные элементы стрит-фото: спонтанность, тщательное наблюдение и «широко открытые глаза», готовность запечатлеть все, что появляется в видоискателе и кажется значимым, волнующим, интересным.

Еще один ключевой аспект стрит-фотографии — наличие ощущения, что кадр снят не запланированно, без предварительной договоренности. Поэтому фотографии, сделанные на публичных мероприятиях отличаются по ощущениям от случайных — в первом случае редко получается сделать спонтанный кадр. Однако, их тоже можно причислить к стит-фотографии — всегда есть место гибкости и эксперименту, в рамках жанра.

«Окей, с чего начать?» — вероятно спросите вы. В принципе, для начала все, что вам нужно — это фотоаппарат, улицы города и свободное время. Еще не помешает неброская одежда и хорошее настроение.
«Нужна ли мне какая-то особенная камера или объектив?» — совершенно нет.

Техническое оснащение стрит-фотографа — это именно тот фотоаппарат, который у вас есть сейчас, и который можно всегда носить с собой. «Зеркалка», «мыльница» или даже камера мобильного телефона — любой девайс, делающий фотографии, достоин внимания.

Конечно «махровые» стрит-фотографы предпочитают дальномерки, в особенности, «Лейку» (аналоговую М7 или цифровую М9). Сейчас широкое распространение получили беззеркальные цифровые камеры стандарта micro 4/3 — особенно в сочетании со старой «пленочной» оптикой можно получать весьма интересные результаты. В любом случае, для съемки «стрита» важен в первую очередь размер фотоаппарата, и чем он меньше, тем лучше.

Пришло время дать вам немного практических рекомендаций.

Цифра — наше все

Допустим, вы — новичок, и фотоаппарата у вас пока нет, но вы очень уверены в своих силах и хотите начать свой путь с «пленки». Это нормальное желание и я вас ни в коей мере не берусь отговаривать. Однако, существует высказывание Анри Картье Брессона «ваши первые десять тысяч кадров будут худшими», против которого — не попрешь. Учтите также, что цитата из эры аналоговых камер, так что... если у вас нет ощущения, что вы давно перешагнули рубеж хотя бы 10.000 кадров — смотрите в сторону цифровых фотоаппаратов. Со временем вы поймете, нужна ли вам аналоговая фотокамера.

Делаем паузу

Город — он как живой организм, люди в нем находятся в постоянном движении, он как большой муравейник. И фотограф тоже находится в этом потоке. Но двигаться и снимать одновременно — не всегда лучший вариант. Стоит периодически делать паузу, останавливаясь (например, на каждом перекрестке) на несколько минут и ждать, «сканируя» взглядом окружение. Можно, к примеру, стоять лицом к людскому потоку и «ловить рыбку». Наверняка вы будете вознаграждены интересным сюжетом на первой же остановке — а стоило всего-то сделать паузу во время прогулки.

(сс) Mario Mancuso

Акцент на взгляд

Эмоцию можно спрятать, ее можно подделать, но глаза расскажут всю правду. Если вы снимаете портрет в жанре стрит-фото, лучше способа, чем сделать акцент на глазах человека, вам не найти.


(сс) Dipayan Bhattacharjee

Детали

Стрит-фотография не ограничивается запечатлением сюжета с набором таких переменных, как геометрическая, контрастная, цветовая или смысловая ритмика. Иногда стоит уделить внимание деталям: руки, лица, детали гардероба или одиноко стоящий объект — снятые крупным планом, они могут «заиграть» и расскажут то, чего попросту не разглядеть на общем кадре.


(cc) Liz Kasameyer

Высокая чувствительность

Если вы используете цифровую камеру, не ограничивайтесь низкими параметрами ISO. Конечно, в дневное время суток и ясную погоду использовать ISO 1600 или выше — лишено смысла, но в условиях с недостаточной освещенностью гнаться за минимальным количеством шумов будет не слишком разумно, тем более, что в стрит-фото даже сильные шумы можно «обыграть» — перевести в ч/б, к примеру. Еще один ощутимый плюс от поднятия чувствительности — возможность съемки с короткой выдержкой. Иногда у вас не будет второго шанса, и размытое вследствие тряски изображение может стать досадным недоразумением.


(cc) takato marui

Длинная выдержка

Все сюжеты стрит-фото разные и требуют индивидуального подхода. И если в предыдущем пункте я предлагал повышать чувствительность, чтобы выдержка была покороче, сейчас я предложу обратное. Именно с помощью длинной выдержки (к примеру, 1/30 сек) можно передать движение в кадре, иногда это единственно правильный вариант. Даже в солнечный день можно добиться длинной выдержки — закрытие диафрагмы и понижение ISO вам поможет. В особенно трудных случаях можно использовать серые фильтры.


(cc) Gary H. Spielvogel

Съемка с «проводкой»

Не забывайте также про съемку «с проводкой». Вместе с длинной выдержкой — отличный способ показать движение в кадре и сосредоточить внимание на движущемся объекте, естественно размывая окружение (степень размытия зависит от выдержки и скорости объекта). Не самый простой способ, он требует определенных навыков и практики.


(cc) Juan Josй Aza

Закрытая диафрагма

«Отцы» жанра сделали все свои знаменитые кадры маленькими дальномерками. Вы пробовали навестись ими на резкость? Если нет, уверяю вас, это занятие не для слабонервных — вращать объектив, пока два изображения не совместятся в одно. Учитывая, что многие сюжеты были сняты не просто быстро — «от бедра», расскажу, как решалась проблема фокусировки: закрывалась диафрагма и выставлялась гиперфокальная резкость. Так что если вы хотите получить олдскульное стрит-фото — не достаточно сделать его черно-белым, нужна гиперфокальная резкость и значения диафрагмы от 5,6 и выше.


(cc) Bйrenger ZYLA

Сюжет без человека в кадре

Стрит-фотография не предполагает обязательного присутствия человека в кадре. Она не сколько о людях, сколько о самой человеческой природе, поэтому можно не зацикливаться наличием в кадре людей. Бывает, что само городское окружение дает нам пищу для размышлений и предлагает отличные сюжеты, в которых люди, кстати, тоже могут присутствовать: на плакатах, постерах, афишах. Также фото города без присутствия человека в кадре поможет лучше раскрыть урбанистический дух, а присутствие человека будет так или иначе прослеживаться в таких работах.


(cc) Chuck Coker

Конечно же эти рекомендации не могут охватить такой многогранный и необъятный мир уличной фотографии. Надеюсь, у меня еще будет возможность вернуться к этой волнующей теме и продолжить наш разговор. А на сегодня это все. Бегом на улицы, снимать!