Упражнения для профилактики нарушений осанки у дошкольников. Упражнения для профилактики нарушений и коррекции осанки Тесты на гибкость

Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • Своевременное правильное питание;
  • Свежий воздух;
  • Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • Оптимальная освещённость;
  • Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
  • Привычка правильно сидеть за столом;
  • Расслаблять мышцы тела;
  • Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка – невысокой (15- 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  • Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
  • Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек., расслабление – от 6 до 12 сек.
  • Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  • Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение “основная стойка”: голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов). Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про-ходящего мимо ребенка.
“Журавлик”. Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов. Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать.
“Вырастаем большими”. Ходьба на носках (руки вверх, “в замке”) 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.
“Мишка косолапый”. Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): “Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою – топ!”. Следить за тем, чтобы дети держа-ли спину прямо, не наклоняли го-лову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хо-ром произносили стихи.
Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением. Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.
Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох – на 2 шага, выдох – на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох – через губы, сложенные трубочкой.
Упражнения в положении “стоя”
“Воробышек”. Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.
“Лягушонок”. Из И. П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором “квак”, вернуться в И. П. (4-6 раз). В положении “кисти к плечам” локти должны быть прижаты к бокам.
“Большие круги”. Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) – 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.
“Мельница”. Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.
“Резинка”. Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки – вдох. Вернуться в И. П., произнося звук “ш-ш-ш” – выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.
“Вместе ножки – покажи ладошки”. Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпячивать живот.
“Потягивание”. Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз). Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.
Упражнения в положении “лежа на спине”
“Здраствуйте-прощайте”. Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз). При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.
“Волна”. Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,
“Пляска”. И. П. – лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.
Упражнения в положении “лежа на животе”
“Воробышек”. Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8) раз. Голова приподнята.
“Рыбка”. Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза). Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.
“Лягушонок”. Руки из-под под-бородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).
Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга). Проверка правильности осанки в положении “стоя” и в движении.

(По материалам статьи “Воспитание осанки у детей и активная профилактика её нарушения в домашних условиях”, С.В.Хрущев, С.Д.Поляков, М.Н.Кузнецова).

Упражнения для профилактики нарушений и коррекции осанки

Цель: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется. Любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие ещё не завершено. Во многом он состоит из хрящевой ткани, этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, так как мышцы удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

Проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание - не единственный фактор, влияющий на осанку. Осанка зависит и от общего состояния скелета; суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Осанка - привычное положение тела ребенка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать сходные варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В тоже время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый ее вариант.

Мы всегда говорим о правильной осанке, используя слова «выпрямись», «стой прямо». Говоря это, мы имеем в виду вертикальное положение. Однако если взглянуть на скелет, то можно увидеть лишь два небольших участка спины, имеющих более или менее вертикальное положение: это верхние позвонки шеи и позвонки нижней части корпуса. Кроме них ни один элемент скелета не имеет строго вертикального положения, за исключением кистей рук, которые иногда держатся вертикально. Что же в таком случае мы имеем в виду, говоря «стой прямо»?

Любая поза приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движения. Нервная система и структура скелета развивались вместе под влиянием поля тяготения без расхождения энергии. Если же мышцам приходится выполнять работу скелета, они не только бесполезно расходуют энергию, но отвлечены от выполнения своих основных функций в изменении положения тела, т.е. - движений.

Когда человек ходит, встает, садится, его тело время от времени проходит устойчивую вертикальную позу, не требующую энергии. Хорошая вертикальная осанка возникает в том случае, если тело с минимумом мышечного усилия может двигаться в любом желательном направлении. Вертикальное положение и все, что с ним связано, организуются специальным отделом нервной системы, выполняющим очень сложную работу, у которой только легкие намеки проникают в сознание.

Под осанкой ребенка понимается привычная поза, свойственная ему в непринужденном положении. С морфологической точки зрения осанка характеризуется формой позвоночника, грудной клетки, взаимным расположением головы,туловища, плечевого пояса, таза, рук и ног, а также развитием мускулатуры. С физиологической точки зрения, осанка является своеобразным навыком, сочетанием условных рефлексов, обеспечивающих сохранение обычного положения тела.

Различают несколько видов осанки: правильную физиологическую и патологическую. Патологическая бывает нескольких видов: лордическая, кифотическая, сутуловатая и выпрямленная.

Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорции тела, но и физиологической выносливостью ребенка. Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость.

При правильной осанке изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение - она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности, правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе - беге, прыжках и др. Кроме того, правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний (вирусы, бактерии). При неправильной осанки может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов, и ребенок оказывается более подверженным частым респираторным заболеваниям.

Сутуловатая осанка характеризуется уплощенной грудной клеткой, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой и плечами.

При лордической осанке шейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. При этом верхняя часть туловища несколько откинута назад.

Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины шейного и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен.

Нередко встречается асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого) и боковые искривления позвоночника.

Наиболее серьезным нарушением опорно - двигательного аппарата является сколиоз. В настоящее время сколиоз определяют как заболевание опорно - двигательного аппарата, характеризующееся не только искривлением позвоночника по фронтальной плоскости, но и перекручиванием позвонков вокруг оси.

Если перечисленные разновидности нарушений осанки можно в определенной степени рассматривать как функциональные, связанные с возрастными особенностями мышечной системы дошкольников, с неправильным гигиеническим воспитанием и организацией условий жизни, то сколиоз - общее, длительное заболевание, вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Клинические наблюдения показывают, что сколиоз - врожденное заболевание, развивающееся с раннего возраста. Время его выявления зависит от быстроты прогрессирования. Установлено, что если сколиоз не обнаружен у ребенка до 6 лет, то он не возникнет и в дальнейшем.

Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста ребенка постепенно включаются новые средства физического воспитания. К семи годам у здорового ребенка позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

Упражнения для формирования и коррекции осанки (старшая группа).

« Буратино».

Цель: Формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.

Ребенок должен представить, что он Буратино, висящий на стене. Карабас - Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стенке? Надоело Буратино висеть, и он решил немного размяться.

И.п. - основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.

1.Поднять руки через стороны вверх - вернуться в и.п. (5 - 6 раз).

2. Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее вперед - вернуться в и. п.; то же - другой ногой (5 - 6 раз).

3. Приподняться на носочки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны - вернуться в и.п. (5 -6 раз).

4. Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохранять равновесие; то же - в другую сторону (5 - 6раз).

5. Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди - вернуться в и. п.; то же - с другой ногой (5 - 6 раз).

6. Поднять правую ногу. Согнутую в колене, потянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене), двигаются только шея и голова - вернуться в и. п.; то же - левой ногой (5 - 6 раз).

7. Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки - на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону - вернуться в и. п.; то же в левую сторону (3 4 раза).

« Веселый гномик».

Цель: коррекция сутулости.

В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал? А вот что:

    И.п. - основная стойка. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх, ладонями вперед - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5 - 6 раз.

    И.п. - основная стойка. Поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; фиксировать положение спины - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4 - 5 раз с интервалом 40 - 50 секунд.

    И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями книзу, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5 - 6 раз с интервалом в 1 -2 минуты.

    И. п. стойка на коленях, руки внизу; наклониться назад, прогибаясь в спине, руки поднять вверх, в стороны - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5 - 6 раз с интервалом 30 - 40 секунд.

    И. п.- стойка на коленях, руки на поясе. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в стороны ладонями вверху, фиксировать положение спины - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4 - 5 раз с интервалом в 1 - 2 минуты.

    И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки на зад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад - вернуться в и. п. Повторить 5 - 6 раз в медленном темпе с интервалом в 1 - 2 минуты.

    И. п. - сидя на стуле, руки на поясе. Медленно поднимая голову вверх - назад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фиксировать положение спины - вернуться в и.п. Повторить 5 - 6 раз в медленном темпе с интервалом в 2 - 3 минуты.

Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку (средняя группа).

Основная стойка - стоя

    И.п. - основная стойка. Руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад (5 - 6 раз в каждую сторону).

    И.п. - основная стойка. Руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются вниз. Повторить 3 раза.

    И.п. - основная стойка. Руки вдоль тела: ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в замок над головой, поднимается на носочки и прогибает спину. Возвращается в и.п.(повторить 3 - 5 раз).

    И.п. - основная стойка. Руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носочек тянет, спина прямая; 5 - 6 раз каждой ногой).

    И.п. - основная стойка. Активное вытяжение. Спина прямая, руки над головой в замке. Ходит с напряженно вытянутой спиной на носках (1- 2 минуты).

    И.п. - основная стойка. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднимает руки вверх, потягивается. На выдохе плавно опускает руки через стороны вниз (4 - 5 раз).

2.Сидя на коленях.

1. И.п. - сидя на пяточках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить вниз, живот подтянут (5 - 6 раз по 2 рывка).

2. И.п. - сидя на пяточках. Встать на колени. Руки поднимать медленно с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад - 4 раза.

3 И.п. сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить - 6 раз].

Таким образом, такие комплексы не только хорошо воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей

Примерный комплекс упражнений
для профилактики осанки
у детей 4-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов) .

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе) : "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квакв", вернуться в И. П. (4-6 раз) .

В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз) .

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П. , произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П. , расслабляя мышцы рук (4-6 раз) .

Держать спину ровно и не выпячивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П. , расслабив руки (4-8 раз) .

Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз) .

"Волна". Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз) .

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты,

"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз) .

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза) .

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

"Лягушонок". Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз) .

  • Ходьба в глубоком приседе, руки на поясе.
  • Ходьба спиной вперед в глубоком приседе (плечи и голову держать прямо, сохранять устойчивость за счет балансирования рук); то же, в руках набивной мяч весом 1 кг.
  • Приседание в парах, стоя спиной друг к другу (руки можно сгибать в локтевых суставах).
  • Ходьба в глубоком приседе, руки на поясе, за головой (голову не наклонять, спину держать прямо).
  • И. п. - упор сидя сзади. Поднимание ног с удержанием за голени.
  • И. п. - стоя на коленях. Перенос центра тяжести тела вправо и влево; то же, руки за головой.
  • И. п. - упор лежа на спине. Сгибание - разгибание в коленных и тазобедренных суставах по возможной амплитуде.
  • И. п. - лежа на спине. Круговые вращения в тазобедренных суставах по возможной амплитуде (то же, в упоре на предплечьях, в упоре сидя сзади).
  • И. п. - лежа на спине. Круговые вращения ног со сгибанием и разгибанием колен; то же, в упоре на предплечьях, в упоре сидя сзади.
  • И. п. - лежа на спине, руки за головой. Поднимание прямых ног до касания пола за головой.
  • И. п. - лежа на спине, руки в стороны. Принять группировку, вернуться в и. п.
  • И. п. - лежа на спине вдоль гимнастической скамейки, ноги слева. Отведение прямых ног в сторону через скамейку.
  • И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, в упоре. Выпрямление рук и ног (положение «мост»).
  • И. п. - лежа на животе вдоль скамейки, руками захватить края скамейки. Прогибание спины, наклон головы назад; то же, руки за голову, отводить локти и наклонять голову назад; то же, руки вверх, отводить прямые руки вверх - назад.
  • И. п. - упор лежа на полу. Наклоняться назад по возможной амплитуде.
  • Ходьба сидя, ноги в стороны.
  • И. п. - упор присев; упор лежа.
  • И. п. - о. с. Упор присев - упор лежа, упор присев - и. п.
  • И. п. - упор сидя сзади; упор боком на одной руке (другая вверху); то же в другую сторону.
  • И. п. - упор присев; стойка на левой (правой ноге), руки вверх - в стороны с левой и правой ноги, руки вверх - в стороны («Ласточка») - и. п.
  • И. п. - широкая стойка; упор присев - упор лежа - и. п. - упор лежа - и. п., то же, не сгибать колени; упор прогнувшись - из положения лежа, перебирать руками, принять и. п., не сгибая колен.
  • И. п. - широкая стойка. Перенос центра тяжести с одной ноги на другую, сгибая и выпрямляя ноги.
  • И. п. - о. с. Поочередные махи ногами с отведением рук назад сериями по 3-5 раз с постепенным увеличением амплитуды; то же, с хлопками под ногой во время маха; то же, с касанием руками пальцев ноги.
  • И. п. - стойка на одной ноге с опорой о гимнастическую стенку на уровне тазобедренного сустава. Пружинящие наклоны к поднятой ноге с постепенным увеличением амплитуды и сменой ног.
  • И. п. - стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии 30-40 см. Поочередно шагом правой (левой) ноги назад прогибаться в грудной клетке с отведением рук вверх - назад до касания руками реек.
  • И. п. - стоя спиной к гимнастической стенке, руки вверху, держаться за рейку. Хватом руками по рейкам прогибаться до горизонтального положения - и. п.
  • И. п. - стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись за рейки на уровне головы. Наклон с поочередным отведением правой (левой) ноги вперед, прогибаться, выпрямлять руки.
  • И. п. - стойка лицом к стене на расстоянии 0,5 м. Сгибать - разгибать руки толчком о стенку.
  • И. п. - упор лежа. Поочередное отведение рук в стороны, вперед, вверх.
  • И. п. - упор лежа, поочередное отведение рук назад-вверх с одновременным подниманием правой (левой) ноги.
  • Передвижение приставными шагами с грузом на голове влево-вправо.
  • Наклоны вправо, влево, вперед с гимнастической палкой на плечах.
  • Из положения лежа на спине поднимание и опускание гантелей прямыми руками; то же, лежа на скамейке, лицом вниз, руки на поясе, захватив пятками за рейку гимнастической стенки, поднимание-опускание туловища.
  • «Мост» с опусканием назад.

ЛФК при нарушении осанки необходимо делать ежедневно, если вам действительно требуется ее корректировка. К сожалению, за последние десятилетия вопрос о нарушении осанки стал острым и злободневным. Происходит это в основном вследствие малоактивного образа жизни, длительной занятости за компьютером и сидячей работы.


Неподобающая осанка сказывается не только на антураж человека, но и на общую картину здоровья. ЛФК может помочь справиться при этой проблеме.

Значение и роль ЛФК

Лечебная физическая культура представляет собой методику профилактики и лечения нарушенной осанки, которая основывается на комплексе специализированных упражнений. Оздоровительная физическая культура подразделяется на две категории – общую и специальную.

Общая ЛФК направлена на совокупную тренировку, которая включает в себя комплекс упражнений на разработку различных групп мышц, с целью укрепления и всестороннего развития организма.

Специальная ЛФК ориентирована на определенные упражнения, в ходе которых задействуются конкретные группы мышц, функция которых могла быть нарушена вследствие полученных травм или болезней.

Центральными задачами ЛФК являются:

  • сведение до минимума появления серьезных последствий;
  • тренировка организма в целом;
  • создание благоприятных условий для движений в области позвоночника;
  • коррекция неподобающей осанки;
  • закрепление правильного положения осанки;
  • повышение тонуса и выносливости мышц.

Комплекс упражнений у детей

В детском возрасте происходит формирование организма и если изначально не заложить основы красивой осанки, то в дальнейшем могут сформироваться нешуточные осложнения.

ЛФК для детей с нарушением осанки:

  1. Стоя руки расположить параллельно оси тела. Необходимо сделать глубокий вдох, наклонившись коснуться ладонями пола и выдохнуть. Затем возвратиться в стартовую позицию, максимально выпрямив спину.
  2. Первоначальная позиция аналогично предыдущему, но руки скрещены в замке на затылке. Грудную клетку необходимо максимально прогнуть, а локти до упора отвести назад, в такой позе выполнять скручивания.
  3. Эффективным упражнением являются наклоны и вращения головы.
  4. Кошечка.
  5. Лодочка.

Перед началом желательно употребить стакан воды, сока или чая без сахара, от еды стоит отказаться.

Гимнастика при сколиотической форме

Сколиотическая осанка – это патологическое искажение нормальной позиции позвоночника при общем смещении позвонков. Обнаружить сколиотическую осанку довольно просто, так как подобные изменения сопровождаются асимметрией в плечах и лопатках, которую видно невооруженным глазом.

В большинстве случаев представленный тип осанки наблюдается у школьников младших классов, которые сохраняют неправильное положение, сидя за партой.

Тренировки, по устранению данного недуга основываются преимущественно на следующих упражнениях:

  • стоя необходимо сделать вдох, который сопровождается поднятием рук вверх над головой до максимального уровня, выдох – плавным опусканием;
  • попеременное сгибание ноги в колене и ее отведение к животу;
  • стоя, сделать вдох и подняться на носки до упора, расставив при этом руки в стороны и вытянув шею, на выдохе – исходная поза;
  • наклоны туловища вперед с гимнастической палкой, лежащей на лопатках;
  • стоя, в руках любая палка, на вдохе поднятие рук вверх, на выдохе – опускание;
  • Велосипед, лежа на спине;
  • Лодочка.

Представленные упражнения необходимо повторять минимум семь раз. Лодочку следует держать максимально долго и повторять по четыре раза. Велосипед – пятнадцать оборотов за один подход, количество повторений – четыре.

Полезное видео по теме

Упражнения для школьников

Для того чтобы пресечь появление нежелательных последствий, связанных с нарушением осанки, необходимо делать с ребенком ЛФК.

Комплекс упражнений включает в себя:

  1. Стоя, мяч в руках. На вдохе поднятие мяча вверх, на выдохе – опускание до уровня груди с максимальным отведением локтей и последующее опускание рук.
  2. Отправная поза аналогична. Руки с мячом поднять вверх, выгнуться в спине и отбросить мячик назад. Вернутся в исходную позу, опустив руки через стороны.
  3. Ножницы.
  4. Лодочка.
  5. Велосипед.
  6. Лежа на спине попеременно поднимать прямые ноги под углом 45 градусов.
  7. Наклоны вперед и в стороны с гимнастической палкой.
  8. Стоя на четвереньках поднять левую руку и правую ногу одновременно. Удерживать позу пять секунд, затем сменить руку/ногу.

Все упражнения необходимо повторять минимум по пять раз в медленном темпе. Рекомендуется записать ребенка в секцию по плаванию, ведь именно в воде позвоночник находится в ровном положении, а работа мышц при гребле помогает зафиксировать правильную осанку.

Массаж при искривлении осанки

Массаж представляет собой подготовительный этап перед непосредственным занятием оздоровительной гимнастикой. Благодаря массажу можно выявить основную проблему и, исходя из этого, подобрать подобающий комплекс упражнений.

Кроме того массаж приводит в норму циркуляцию крови в области позвоночника, повышает приток питательных веществ и балансирует метаболизм, а также настраивает мышцы на выполнение упражнений.

Можно выделить несколько центральных методик массажных действий:

  1. Неглубокие и глубокие поглаживающие действия.
  2. Натирание.
  3. Разминание.
  4. Вибрирование.

Каждый из представленных методов имеет свое определенное действие на организм, поэтому, прибегая к массажу, следует обращаться исключительно к профессионалам, не стоит заниматься самолечением.