V. Закрепление изученного материала

III. Воспитательные задачи

Тип урока

Вид урока

Методы

Средства урока

План урока

  1. Организационный момент
  2. Ориентировочно - мотивационный этап.
  3. Операционно - исполнительный этап.
  4. Домашнее задание.
  5. Рефлексивно - оценочный этап.

I Организационный момент.

II . Ориентировочно - мотивационный этап.

  1. Кровь - это. (ткань)

III

ВИДЕОРОЛИК

IV . Операционно - исполнительный этап.

Кровотечение (haemorrhagia) - истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).

Типы кровотечений

Типы кровотечений

Внешнее (открытое) Внутреннее

Проверяем схему………….

По каким признакам определить артериальное кровотечение …………….(записываем).

При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?.....(записываем).

Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...(записываем)

Наложить марлевую повязку.

Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?..(записываем)

Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?.(записываем)

У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные - травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Динамическая пауза

V

  1. под музыку

Наложение жгута: 1 ряд - на плечевую область правой руки

2 ряд - на область предплечья руки

3 ряд - на плечевую область правой руки

Наложение повязки: 1 ряд - на средний палец руки

2 ряд - на большой палец руки

3 ряд - на мизинец руки

VI . Домашнее задание.

Познавательное - в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.

VII . Рефлексивно - оценочный этап.

Оценки за урок ……………………

И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии -

Если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно - напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)

Просмотр содержимого документа
«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

I. Развивающие задачи

    формирование интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, обобщать, разрешать проблемы

    развитие общетрудовых умений: применять знания на практике, умений пользоваться приборами и лабораторным оборудованием

    развитие воли и самостоятельности, уверенности в своих силах, инициативы, развитие настойчивости

II. Образовательные задачи

    научиться определять типы кровотечений

    научиться оказывать первую помощь при кровотечении

    формировать навыки работы с раздаточным материалом

III. Воспитательные задачи

    продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности

    содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему

    содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приёмы поддержания работоспособности.

Тип урока

    Комбинированный с элементами проблемного обучения

Вид урока

    С применением средств мультимедиа

Методы

    По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

    По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа

    По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

    По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный

Средства урока

    компьютер, мультимедийный проектор

    памятка “Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях”

    текст-подсказка, таблица, бинты, ножницы, жгуты.

План урока

    Организационный момент

    Ориентировочно – мотивационный этап.

    Актуализация знаний и практических умений.

    Операционно – исполнительный этап.

    Коррекция и первичная проверка знаний и умений.

    Домашнее задание.

    Рефлексивно – оценочный этап.

I Организационный момент.

День добрый дорогие ребята! Я рада видеть Вас сегодня на нашем уроке. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Впереди у нас интересная и полезная для всех присутствующих работа. (Скажите, все ли присутствуют в классе?).

II . Ориентировочно – мотивационный этап.

Вы даже представить не можете, какой жизненно важный материал мы сегодня будем изучать. Тему вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

    Кровь – это... (ткань)

    Красная кровяная клетка крови называется …(эритроцит)

    Человек, которому переливают кровь … (реципиент)

    Сосуды, по которым кровь течёт к сердцу… (вены)

    Мышечный слой сердца … (миокард)

    Гормон надпочечников ускоряющий и усиливающий частоту сердечных сокращений … (адреналин)

    Прибор для измерения артериального давления у человека … (тонометр)

    Искусственный пассивный иммунитет формируется после введения лечебной … (сыворотки)

    Заболевание у человека, вызванное устойчивым низким артериальным давлением … (гипотония)

    Сокращение предсердий и сокращение желудочков сердца … (систола)

    Стойкое повышение артериального давления у человека называется … (гипертония)

    Учёный, лауреат Нобелевской премии, открывший фагоцитарный иммунитет … (Мечников)

    Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называется …(иммунитет)

    Заболевание сердечно-сосудистой системы, которое в народе называют «Грудной жабой» … (стенокардия)

    Кровоизлияние в мозг …. (инсульт)

    Малый круг кровообращения … (лёгочный)

III . Актуализация знаний и практических умений.

«Типы кровотечений» - жизненно важный материал. Актуальность и практическую значимость её мы узнаем из видеоролика. Это будет продолжением темы нашего урока.

ВИДЕОРОЛИК

Ребята, сформулируйте тему урока? «Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

А каковы цели урока? «Изучить типы кровотечений, меры первой медицинской помощи при кровотечениях и научиться оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях». Ребята, вы можете делать повязки или останавливать кровотечения? А хотите научиться?

IV . Операционно – исполнительный этап.

Какое ключевое слово в теме? «Кровотечение» Ребята посмотрите в Интернете, что оно обозначает?

Кровотечение (haemorrhagia) – истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).

Какие типы кровотечений бывают, мы узнаем из текста, по которому ещё составим кластер «Типы кровотечений»

Типы кровотечений

Типы кровотечений

Внешнее (открытое) Внутреннее

капиллярное артериальное венозное

Пока ………………. записывает схему на доске, мы в тетради зачертим таблицу «Типы кровотечений», которую будем заполнять.

Проверяем схему………….

И начинаем совместную работу. Опираясь на текст, скажите, какими признаками обладает капиллярное кровотечение ……………….(записываем).

По каким признакам определить артериальное кровотечение ……………..(записываем).

Чем отличается венозное кровотечение от артериального………………….(записываем).

При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?..........................(записываем).

Знать, какие бывают кровотечения мало, надо уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему.

Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...........(записываем)

Промыть рану перекисью водорода.

Смазать йодной настойкой или раствором зелёнки.

Наложить марлевую повязку.

Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?............(записываем)

Выполнить пальцевое прижатие сосуда выше раны (см. рис.58 стр.127).

Наложить жгут или закрутку выше повреждённого сосуда (демонстрация + инструкция в папке).

Рану обработать и наложить давящую повязку.

Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?....(записываем)

Обработать края раны йодной настойкой.

Наложить давящую повязку (демонстрация повязки).

При сильном венозном кровотечении наложить жгут ниже раны. Почему как вы думаете?

Немного отвлечёмся от нашей работы и узнаем, как лечат раны? (Сообщение учащегося).

У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные – травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Посмотрите на два фото. На них изображены меры первой помощи. На одном из фото сделана ошибка, какая вы мне сейчас назовёте, если прочитаете текст учебника на стр.128.

Запишем в таблицу меры первой помощи:

Пострадавшего посадить или положить, приподняв ему голову;

На переносицу наложить холодный компресс;

В носовую полость положить кусочек ваты, смоченной перекисью водорода.

Динамическая пауза

V . Коррекция и первичная проверка знаний и умений.

    Задание по вариантам (2 варианта).

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. (Взаимопроверка ….). Подпишите и отложите листочки.

    Ролевая игра по рядам (3 варианта) под музыку

Наложение жгута: 1 ряд – на плечевую область правой руки

2 ряд – на область предплечья руки

3 ряд – на плечевую область правой руки

Наложение повязки: 1 ряд – на средний палец руки

2 ряд – на большой палец руки

3 ряд – на мизинец руки

VI . Домашнее задание.

Наш урок заканчивается записываем домашнее задание.

Обязательное - §25, записи в тетради.

Познавательное – в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.

VII . Рефлексивно – оценочный этап.

Возвращаемся к цели урока. Мы её достигли? Как мы её достигали?

Оценки за урок ……………………

И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии –

Если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно – напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)

Если же у вас тревога, что вы многого не поняли, то артериальное давление явно у вас выше нормы, поэтому кружочек поставьте выше 120 мм рт.ст.

Ну, а если у вас безразличие, то спасательный круг опускайте ниже 80 мм рт.ст.

Эпиграфа к уроку не было, но мне бы хотелось его завершить просмотром видео.

Задачи:

Образовательные : обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

Развивающие : развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Воспитательные : воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

Вид урока: практикум

Формы работы : групповая, работа в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи:

Образовательные : обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

Развивающие : развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Воспитательные : воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

Оборудование: презентация , опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока: практикум

Формы работы : групповая, работа в парах.

План урока.

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.

1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения (по таблицам).
2. Тестирование по теме «Строение сердца, органов кровообращения, виды кровеносных сосудов, круги кровообращения»

III. Изучение нового материала.

1. Виды кровотечений

2. Особенности кровотечений

3.Первая помощь при кровотечениях.

4. Практикум

IV. Итог.
V. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний .

1. Проводится компьютерное тестирование.
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия

2). Сердце человека:
а) трехкамерное, находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное, находится в грудной клетке.

3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.

4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.

5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.

6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.

7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;

Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а.

III. Изучение нового материала:

Учитель : Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов - мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.

В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по - разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
1-й ученик : «- Капиллярное кровотечение: повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани.
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы - пузырь со льдом».
2 –й ученик : «- Венозное кровотечение: характерен темно - красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «- Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута - 2 часа для взрослых и 40 - 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем - один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
4- й ученик : «-Внутреннее кровотечение: в полость организма (брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».

Работа учащихся в группах : По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.

Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах).

IV.Подведение итогов урока:

Учитель комментирует оценки учащихся.

V. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».


В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь при различных видах кровотечения. Эти знания очень важны, так как спасают жизни многим людям.

Тема: Кровь и кровообращение

Урок: Первая помощь при кровотечениях

Сейчас очень распространены травмы сосудов, они могут угрожать жизни человека. И для спасения жизни просто необходимо знать правила первой доврачебной помощи.

1. Капиллярное - возникает при повреждении капилляров. Кровь выступает на поверхности кожи в виде маленьких капелек.

2. Венозное - возникает при повреждении вен. Кровь течет струйкой темно-вишневого цвета.

3. Артериальное - возникает при повреждении артерий. Кровь бьет сильной пульсирующей ярко-красной струей из-за большого содержания кислорода.

4. Внутреннее - возникает при повреждении внутренних сосудов. Кровь вытекает в полость тела. В месте повреждения образуется отек или синяк, у пострадавшего наблюдается головокружение и сильная слабость.

Первая помощь зависит от вида повреждения, который получил человек.

Необходимо наложить жгут выше места раны (см. Рис. 1). Жгут туго затягивают и помещают под него записку со временем его наложения. Летом жгут можно накладывать не более чем на 2 часа, а зимой - не более чем на 1 час. Если жгут будет находиться на теле дольше, это может привести к некрозу (омертвению тканей). Жгут необходимо накладывать или на одежду, или на мягкую тряпку, чтоб избежать повреждения кожи.

Рис. 1.

После остановки кровотечения жгутом необходимо наложить на рану стерильную повязку. И вызвать скорую помощь.

При отсутствии жгута можно сделать закрутку из любого материала (кусок бинта, шарф…) (см. Рис. 2). Под ткань подкладывают палку и скручивают ее до остановки кровотечения. Под закрутку также подкладывают записку со временем ее наложения.

Рис. 2.

Сильное венозное кровотечение останавливают с помощью жгута, а не очень сильное останавливают наложением давящей повязки (см. Рис. 3). Повязку накладывают непосредственно на место ранения, она сдавливает вену, не позволяя крови вытекать. После наложения повязки необходимо вызвать скорую помощь.

Рис. 3.

Остановить капиллярное кровотечение можно с помощью обычных кровеостанавливающих средств, таких как перекись водорода (см. Рис. 4). После остановки кровотечения место вокруг раны необходимо обработать зеленкой или йодом. Саму раневую поверхность смазывать йодом нельзя.

Рис. 4.

После этого необходимо наложить стерильную повязку, которая не позволит бактериям проникать внутрь раны (см. Рис. 5). Повязка обязательно должна проходить через сустав, закрепляться выше или ниже места раны, что будет способствовать ее долгому удержанию на конечности.

Рис. 5.

Положить больного, приложить лед к предполагаемому месту травмы. Вызвать врача.

При таком кровотечении необходимо усадить больного, положить лед в области переносицы, поместить в нос ватный тампон, смоченный перекисью водорода.

Нельзя запрокидывать голову назад, так как больной может захлебнуться выделяющейся из носа кровью.

Оказывая первую помощь человеку, необходимо не нервничать и точно обдумывать свои движения, чтоб не навредить человеку.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 129, задания и вопрос 1, 3, 4, 7.

2. Какие существуют типы кровотечения? Чем они характеризуются?

3. Как необходимо действовать при носовом кровотечении?

4. Представьте, что вы обнаружили человека с кровотечением. Составьте алгоритм действий первой помощи такому человеку.

§ 1 Виды кровотечений

Нам известно, что в организме взрослого человека объем циркулирующей крови составляет приблизительно 5 литров. Угрозу для жизни представляет потеря 1/3 объема крови. При потере 50% крови наступает смерть. Причины кровотечений обусловлены повреждениями сосудов вследствие травмы, увеличении проницаемости стенок сосудов, свертывания крови при некоторых болезнях (например, опухоль или воспалительный процесс). Наиболее опасно стремительное вытекание крови. При этом снижается кровяное давление, мозг испытывает кислородное голодание, страдает сердечная мышца, печень, почки. При несвоевременной или неумело предоставленной помощи может наступить смерть.

Разберем основные виды кровотечений и способы их остановки.

Различают три вида кровотечений: артериальные, венозные и капиллярные.

Артериальные кровотечения возникают из-за повреждения артерий. Кровь в них движется под большим давлением. Такие кровотечения наиболее опасны для жизни. Особенно это касается повреждений аорты, сонных и легочных артерий, плечевых, бедренных артерий и коронарных артерий, снабжающих сердечную мышцу. Из поврежденного сосуда кровь вытекает фонтанирующей струей. Она алого цвета из-за большого содержания в ней гемоглобина, связанного с кислородом.

При венозных кровотечениях кровь вытекает равномерной, непрерывной и непульсирующей струей. Цвет венозной крови темный из-за высокого содержания в ней гемоглобина, связанного с углекислым газом. Так как многие вены располагаются поверхностно, то вероятность их ранение велика, что опасно для жизни из-за большой потери крови и возможного попадания воздуха в кровеносные сосуды.

Особенность капиллярных кровотечений состоит в том, что кровоточит вся раневая поверхность. Кровь по цвету близка к артериальной. Она вытекает медленно в небольшом объёме. Виден так называемый симптом «кровавой росы», когда на пораженной поверхности появляются небольшие, медленно растущие капли, напоминающие капли росы. При таком кровотечении не происходит значительной потери крови. Данное кровотечение легко останавливается.

§ 2 Первая помощь при кровотечении

В зависимости от вида повреждения выбирается и способ остановки кровотечения. Например, при некоторых видах венозных и капиллярных кровотечений возможна самостоятельная остановка крови. Первая помощь при капиллярных и венозных кровотечениях сводится к обработке кожи вокруг раны настойкой йода, закрытии раны стерильной марлевой салфеткой и наложении давящей повязки. Сдавливание стенок сосудов помогает быстрому образованию сгустка крови и остановке кровотечения. Если приподнять раненую конечность, то это уменьшит приток крови и ускорит остановку кровотечения. Если кровь не остановилась в течение 10 минут, то для оказания более квалифицированной помощи пострадавшего необходимо доставить в больницу.

Артериальное кровотечение остановить намного труднее.

В зависимости от места и степени повреждения выбирают различные приемы остановки крови. Давящая повязка сама по себе артериальное кровотечение не остановит, поэтому помимо нее используют максимальное сгибание конечности, например, в локтевом или коленном суставе с последующей фиксацией ее повязкой. При ранении крупных артерий прибегают к сдавливанию артерий пальцами выше места повреждения. Это возможно сделать в местах, где прощупывается пульс, т.е. на кости. Как только кровотечение уменьшилось, накладывается стандартный (резиновый) или самодельный жгут. Самодельный жгут может быть сделан из подручного материала: веревка, ремень, шарф. Существуют определенные правила наложения жгута. Местоположение жгута при артериальном кровотечении должно быть выше места ранения. Его затягивают с такой силой, чтобы сдавить мягкие ткани и стенки сосудов. Под жгут подкладывают мягкую материю, чтобы не повредить окружающие ткани, и записку с временем наложения жгута. В летнее время жгут накладывается не более чем на 2 часа. Зимой - не более чем на 1 час. Детям летом жгут накладывается не более чем на 30 минут, а зимой - на 10-12 минут. При более длительном сдавливании конечности жгутом возможно омертвение тканей.

Пострадавшего при артериальном кровотечении необходимо доставить в медицинское учреждение для оказания медицинской помощи.

В некоторых случаях при венозном кровотечении также требуется наложение жгута. Его накладывают ниже места повреждения сосуда.

Достаточно часто встречается носовое (капиллярное) кровотечение, поэтому рассмотрим оказание первой помощи при этом виде кровопотери. Пострадавшего следует посадить, немного наклонив туловище вперед, или уложить, приподняв ему голову. Это делают для того, чтобы кровь не затекала в глотку и не вызывала рвоту. Далее следует слегка прижать крылья носа большим и указательным пальцами на 3-5 минут и попросить пострадавшего дышать в это время ртом. При более сильном кровотечении в носовую полость вводят тугой марлевый или ватный тампон, смоченный 3% раствором перекиси водорода. На носовую перегородку следует положить лед или ткань, смоченную холодной водой. Тампон и лед накладывают на 10-20 минут.

Мы разобрали различные виды наружного кровотечения. Существует другая категория кровотечений - внутренние. Опасность их заключается в том, что кровь вытекает в полости органов, не сообщающихся с внешней средой, т.е. в полости внутренних органов. Диагностировать такие кровотечения неспециалисту крайне сложно, поэтому при подозрении на внутреннее кровотечение пострадавшего как можно скорее следует доставить в лечебное учреждение.

§ 3 Краткие итоги урока

Итак, на уроке Вы узнали что:

1. Различают внутренние и наружные кровотечения, последние делят на три вида кровотечений: артериальные, венозные и капиллярные.

2. Наиболее опасно артериальное кровотечение.

3. Характер кровотечения определяет стратегию первой помощи.

4. Вовремя оказанная медицинская помощь может спасти человеку жизнь.

Список использованной литературы:

  1. «Биология. Человек», 8 класс. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.
  2. Биология. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачев и др.; Под ред. А.С. Батуева. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 240 с.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кровотечение

Урок Первая помощь при кровотечениях

Цель: научить учащихся распознавать виды кровотечений;

оказывать первую помощь при повреждениях сосудов;

знать способы предохранения раны от возможной инфекции, правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять;

развивать практические навыки обработки и перевязки ран; воспитывать осторожность, умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: жгут медицинский, материал для наложения повязки, вата, спиртовой настой иода, зеленка, бинт, палочка для закрутки

Ход урока:

I . Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

В: Из каких частей состоит кровеносная система?

(Кровеносная система состоит из сердца и сосудов.)

В: Какие виды сосудов вы знаете ?

(артерии, вены, капиляры)

В: Давайте вспомним, какие сосуды называют а) артериями (сосуды по которым кровь движется от сердца)

б) венами (сосуды по которым кровь движется к сердцу)

в) капилярами (мельчайшие сосуды в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями)

На прошлом уроке мы говорили о гигиене сердечно-сосудистой системы и мерах первой пормощи при заболеваниях сердца и сосудов.

Однако любой человек не застрахован от травм. При травмах нарушается целостность кожи и мягких тканей, повреждаются кровеносные сосуды и возникают кровотечения. Они опасны в первую очередь значительными потерями крови, что приводит к угрозе жизни.

В: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке .

Запишем в тетрадях число и тему урока «Первая помощь при кровотечениях».

Цель нашего урока ознакомиться с типами кровотечений и мерами первой помощи при разных типах кровотечений.

2. Внешнее и внутреннее кровотечение. Образование гематомы и способы ослабления внутреннего кровотечения.

Итак, мы сегодня говорим о кровотечениях

В: Как вы считаете что такое кровотечение?

(кровотечение – выход крови за пределы кровеносных сосудов или сердца, в окружающую среду, в полость тела или просвет органа)

В: Какие типы кровотечений вы знаете? (внешние и внутренние)

Задание: составьте в тетради схему «Типы кровотечений»

«Типы кровотечений»

Кровотечения

внутренние внешние

капиллярные венозные артериальные

В: Как вы считаете, какие кровотечения называют внешними? (когда кровь изливается наружу)

А внутренними? (когда целостности кожных покровов не нарушена и кровь изливается в органы или в межклеточные промежутки)

О внутренних кровотечениях мы с вами говорили при изучении мер доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов и закрытых переломах. При небольших поверхностных поражениях сосудов кровь обычно вытекает в подкожную клетчатку, при этом возникает гематома (синяк). Со временем кровь начинает свертываться, а гемоглобин – разрушаться. В зависимости от степени его разрушения гематома выглядит вначале красной, затем фиолетовой, синей, зеленой и наконец, желтой. После этого она рассасывается и исчезает. По цвету синяка можно узнать о времени ушиба. Это широко используется в криминалистике.

При ушибе головы излившая из сосудов кровь скапливается над надкостницей, образуя «шишку».

В: Какую помощь надо оказать пострадавшему в этом случае?

(Она станет меньше, если к ушибленному месту прижать холодный металлический предмет, например монету. Этим способом удается механически сжать капилляры и уменьшить кровотечение. Холод способствует уменьшению боли и сужению сосудов.)

В результате травмы или заболевания может возникнуть сильное внутреннее кровотечение.

В: Каковы признаки внутреннего кровотечения?

Признаки внутреннего кровотечения : бледность кожи, липкий холодный пот, поверхностное дыхание, частый слабый пульс.

В этом случае необходимо немедленно обратиться к врачу. До прихода врача больного укладывают или придают ему полусидячее положение, обеспечивают полный покой. К предполагаемой области кровотечения прикладывают мешок со льдом или бутылку с холодной водой.

3. Внешние кровотечения, их виды.

Рассмотрим внешние кровотечения.

В: Какие кровотечения мы называем внешними?

В: Врезультате чего возникают внешние кровотечения?

(Внешние кровотечения возникают в результате повреждения кровеносных сосудов)

В: Зная это назовите виды внешних кровотечений.

Дополните в тетрадях схему «Типы кровотечений»

В: Какова цель доврачебной помощи при внешних кровотечениях?

(При внешних кровотечениях необходимо попытаться их остановить, предохранить рану от возможных инфекций и уменьшить боль)

Капиллярные кровотечения .

В: Какие кровотечения называют капилярными?

(кровотечения которые возникают в результате повреждения капиляров)

В: Каковы признаки капилярных кровотечений и каковы меры доврачебной помощи при капилярных кровотечениях?

Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника на странице 126 в разделе «Внешние кровотечения», второй абзац.(можете использовать подсказку у вас на столе)

1. Каковы признаки капиллярного кровотечения?

(Рана небольшая и кровь слегка сочится.)

В: Почему?

(Скорость движения крови в этих сосудах низкая, кровь медленно сочиться из ранки)

2. Перечислите меры доврачебной помощи при капиллярном кровотечении.

(Промыть рану перикисью водорода, смазать пораженное место йодом или зеленкой, после чего зажать рану ватным тампоном, если кровь остановилась повязку можно не накладывать. А если кровь продолжает сочиться нужно наложить марлевую повязку или заклеить рану пластырем)

Венозные кровотечения.

В: Какие кровотечения называют венозными?

В: Каковы признаки венозных кровотечений и каковы меры доврачебной помощи при венозных кровотечениях?

Найдите ответы на вопросы в тексте учебника на странице 126 в разделе «Внешние кровотечения», третий абзац, (можете использовать подсказку у вас на столе)

1. Каковы признаки венозного кровотечения?

(При венозном кровотечении кровь из раны вытекает довольно сильной струей. Она вишневого цвета, идет ровно без толчков.)

В: Почему?

2. Перечислите меры доврачебной помощи при венозном кровотечении.

(Прежде всего края раны нужно обработать йодом. Ни в коем случае нельзя лить йод в рану. Затем наложить на рану антисептическую повязку. Сверху наложить слой ваты и туго забинтовать. Тугая повязка сдавливает мягкие стенки вен и кровь через рану не проходит).

Артериальные кровотечения.

Наиболее опасны артериальные кровотечения.

В: Как вы считаете почему?

(по артериям кровь движется от сердца под большим давлением, и за короткое время человек может потерять много крови, а большие потери опасны для жизни. При потере около 50% крови, это 2-2,5 л, наступает смерть)

В: Как распознать артериальное кровотечение?

Если затрудняетесь ответить используйте текст учебника на странице 126 раздел «Внешние кровотечения» и подсказку на вашем столе

(Из раны ярко – алая кровь будет бить фонтаном.)

В: Каковы меры доврачебной помощи при артериальном кровотечении?

Артериальное кровотечение опасно тем, что пострадавший может быстро потерять много крови. Поэтому прежде всего надо остановить кровотечение. Вначале это достигается зажатием артерии в тех местах, где прощупывается пульс. Точки пальцевого прижатия артерий показаны на рис. 58 (А). Затем необходимо наложить жгут или закрутку на 5-7 см выше раненого участка.

В: Почему?

(Т.к. по артериям кровь движется от сердца)

Потом следует обработать рану антисептическими препаратами и наложить повязку. Если помощь оказывают несколько человек, это можно делать одновременно.

Как же правильно наложить жгут или закрутку?

(Правила наложения закрутки).

1. Конечность приподнять вверх

2. На место наложения закрутки подкладывают мягкую ткань

3. Конечность объвязывают веревкой (или чем-то ее заменяющим) и свободно завязывают узлом

4. В образовавшееся кольцо вставляем палку (или любой прочный предмет) и вращаем, пока круговое сдавливание не остановит кровотечение

5. После этого закрепляем палку

6. Под закрутку подкладываем записку с указанием времени наложения: в теплое время года закрутку или жгут можно не сниматьв течение двух часов, а в холодное – в течение одного часа. Если за это время пострадавшего не удалось доставить в больницу, закрутку или жгут надо ослабить на несколько минут.

В: Почему?

Затем необходимо вновь затянуть жгут.

Затягивать закрутку или жгут слишком сильно нельзя , т.к. можно повредить нервы.

4. Лечение раны, образование струпа, смена повязок, рубцовая ткань.

После свертывания крови образуется струп, коричневая корочка, которая защищает раневую поверхность. Под струпом образуется зернистая соединительная ткань. Она вся пронизана кровеносными сосудами и очень ранима. При перевязках надо стараться не повредить струп, так как в противном случае может возобновиться кровотечение. Прилипший бинт нужно размочить перекисью водорода или раствором перманганата калия и снимать послойно. При повторной перевязке к ране необходимо приложить содержащую антибиотики мазь. Ее наносят на марлевую салфетку и прикладывают к ране. Сверху накладывают слой ваты и забинтовывают. Держать долго рану под повязкой не рекомендуется, так как она начнет мокнуть. Если образовалась сухая корочка, повязку лучше не накладывать. Важно чтобы к заживающей ране был доступ воздуха.

При глубоких порезах образуются шрамы из грубой соединительной ткани, ее разрастание приводит к тому, что она выступает над поверхностью кожи.В быту наросты соединительной ткани называют «диким мясом», но к мышцам эти образования никакого отношения не имеют. Рубцовая ткань не способна выполнять функцию той ткани, которую заменила.

5. Носовые кровотечения. Меры доврачебной помощи.

Бывает так, что у человека открывается носовое кровотечение. Каковы причины носовых кровотечений? Какую первую помощь можно оказать такому человеку?

Найдите ответы на вопросы на странице 128 в разделе «Носовые кровотечения»

В: Каковы причины носовых кровотечений?

Причины носовых кровотечений. (в тетрадь)

    травмы головы

    гипертония

    перегрев тела.

В: Каковы меры доврачебной помощипри носовых кровотечениях?

Меры доврачебной помощи.

    На область переносицы положить полиэтиленовый мешочек со льдом.

    В носовые ходы вложить вату пропитанную перекисью водорода.

    Голова должна быть направлена вперед. Нельзя запрокидывать голову назад.

    При продолжительном кровотечении обе ноздри прижать к носовой перегородке.

II . Задание на дом.

Параграф 25, ответить на вопросы к параграфу, прочитать «Основные положения главы».

III . Закрепление изученного материала.

В: О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

Вы уверены в своих новых знаниях и умениях?

Решение практических задач

Задача №1

При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Задача №2

Повреждена рука. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Задача №3

Сын решил сделать сюрприз маме – приготовить ужин. Когда он чистил овощи, то порезал палец. Кровь идёт не сильно, но вся поверхность раны кровоточит. Какое кровотечение у мальчика? Докажите.

Задача №4

Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга. После очередного неудачного толчка один мальчик получил очень сильный удар в живот. Через некоторое время он почувствовал себя плохо: у него выступил липкий пот, появилась одышка, стала кружиться голова, лицо стало бледным. Он обратился в медпункт. Какой предварительный диагноз может поставить врач?

Оказание первой помощи.

В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как?

Выберите на столе необходимые предметы и препараты и продемонстрируйте наглядно приемы оказания первой помощи при разных видах кровотечений. При работе используйте схему -подсказку.

Итог урока . Различают внутренние и внешние кровотечения. К внешним кровотечениям относят капиллярное, венозное и артериальное кровотечения. При капиллярном кровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); при венозном кровотечении она вытекает равномерной струёй, имеет тёмно-вишнёвую окраску. При артериальном кровотечении изливающаяся кровь имеет ярко-алый цвет, она бьёт сильной прерывистой струёй (фонтаном). Наибольшую опасность представляет артериальное кровотечение, для остановки артериального кровотечения используют жгут или закрутку, при венозном – можно ограничиться давящей повязкой.

Выставление оценок.

Вашему вниманию тестовая работа

Заполните графы таблицы:

Вид кровотечения

Характеристика кровотечения

Меры первой помощи

Капиллярное

Венозное

Артериальное