Виды неврозов у детей. Неврозы у детей: как лечить и какие бывают

Неврозы у детей довольно частое явление, которое при своевременном обращении к специалисту, поддается лечению. К сожалению, многие родители не считают невроз серьезным заболеванием, и считают, что с возрастом все пройдет само по себе. Это ошибочное мнение может серьезно навредить малышу, ведь даже небольшое психическое отклонение требует консультации специалиста и заботливого отношения со стороны родителей.

Что такое детский невроз и почему он возникает

Невротические расстройства у детей являются разновидностью психических заболеваний обратимого характера, без искажения восприимчивости к реальному миру. По статистике, к моменту окончания начальной школы, более половины детей испытывают проблемы с нервной системой. Это связано в первую очередь с повышенными нагрузками на детскую психику.

У малышей до трех лет невротическое расстройство возникает по физиологическим причинам, а позднее, по море взросления ребёнка, подключаются и психологический факторы. Причины неврозов у детей младшего возраста могут быть:

  • Гипоксия плода во время беременности, возникшая в результате тяжелого протекания беременности или наличия других хронических заболеваний будущей мамы;
  • Поражение центральной нервной системы младенца во время родов;
  • Частые болезни малыша в младенческом возрасте, пониженный иммунитет.

Психологическое расстройство у детей после трех лет возникает под влиянием не только физиологических причин, но и психологических:

  • Неблагоприятная обстановка в семье, частые скандалы и ссоры родителей. По статистике, развод родителей является одним из главных факторов возникновения детского невроза;
  • Долгое и тяжелое привыкание к детскому саду.

Психологи утверждают, что невротическое состояние чаще всего возникает у детей, с определенными особенностями психологического состояния:

  • Гиперчувствительность и эмоциональность. Такие дети слишком тяжело переносят расставание с мамой даже на короткий период.
  • Беззащитность.
  • Склонность к страхам и беспокойствам.
  • Замкнутость. Все обиды и переживания малыш прячет глубоко внутри себя, не выплескивая эмоции наружу.
  • Впечатлительность.
  • Потребность самоутвердиться.

Дети именно с такими особенностям характера более подвержены психологическим расстройствам.

Неврозы у детей и подростов возникают аналогичным способом: на основе психоэмоциональных и физиологических факторов. Физиологические причины у подростков следующие: тяжелые роды, хронические заболевания нервной системы, низкий иммунитет. А вот психологические причины невроза у подростка зависит от возрастной группы, в котором он пребывает.

Первый возрастной кризис у ребенка наступает примерно в три года, когда маленькая личность начинает себя осознавать, как отдельного человека, со своими потребностями и желаниями. Также в этом возрасте дети обычно начинают посещать детский сад, что является своеобразным эмоциональным испытанием. По данным статистики, именно на этот период жизни ребенка чаще всего выпадает развод родителей. В возрасте трех лет ребенок наиболее уязвим, и ему как никогда требуется забота и внимание родителей.

Следующий возрастной кризис приходится примерно на семь лет. В этот период начинается школьная эпоха, в которой немаловажную роль играет первый учитель. По большей части именно от него зависит, как быстро ребенок привыкнет к учебному процессу, как произойдет адаптация в школьном коллективе. Социальная значимость теперь проявляется через достижения в учебе. Не стоит упускать из внимания и возросшие информационные нагрузки на ребенка. Совокупность всех факторов может вызвать у психологически слабого ребенка нервное расстройство.

Неврозы у детей и подростков после двенадцати лет в основном возникают на фоне гормонального перестроения организма. Постоянные смены настроения, конфликты с окружающими, депрессии – наиболее частые признаки этого возраста.

Таким образом, невроз у детей может возникнуть под влиянием следующих факторов:

  • Нежелание взрослых находить компромисс в общении с подрастающим поколением;
  • Избыток или дефицит внимания со стороны родителей;
  • Сложная семейная обстановка;
  • Навязывание взрослыми своей модели поведения, чрезмерная опека;
  • Запугивание в детском возрасте сказочными героями;
  • Отсутствие полноценного отдыха;
  • Проживание в плохих жилищных условиях;
  • Круглосуточная занятость родителей, воспитание посторонними людьми;
  • Неполная семья;
  • Хронические заболевания, в том числе и нервной системы;
  • Генетическая предрасположенность к неврастении;
  • Умственные и физические перенапряжения, недосыпание.

Симптомы

Детские неврозы имеют физиологические и психологические признаки. К симптомам физиологического характера относят:

  • Нарушение сна. Первыми проявлениями невроза у детей является прерывистый сон или бессонница, появление ночных кошмаров.
  • Снижение аппетита. Малыш все чаще отказывается от еды, возможны рвотные рефлексы во время приема пищи. У подростков иногда фиксируется анорексия.
  • Частые головокружения, головные боли.
  • В теле ощущается слабость, повышенная утомляемость.
  • Неврозы у детей дошкольного возраста часто проявляются в виде недержания мочи, нервного кашля.
  • Нервные подергивания конечностями, появление судорог.

Помимо физиологических симптомов, неврозное состояние сопровождается и психологическими признаками:

  • Частые истерики, дети младшего возраста могут падать на пол и рыдать.
  • Раздражительность.
  • Появление всевозможных фобий.
  • Затяжная депрессия (наиболее часто встречается в подростковом возрасте).

Родители не должны оставлять без внимания перечисленные симптомы, чем раньше обратиться за помощью к специалисту, тем быстрее можно вылечить детский невроз.

Виды детских неврозов

В зависимости от проявляющихся симптомов, неврозы у подростков и детей младшего возраста бывают следующих видов:

  • Истерический.
  • Истерический вид невроза характеризуется падением отпрыска на пол с диким криком и плачем.
  • Астенический.

Астеническое психическое расстройство сопровождается повышенной несдержанностью ребенка, раздражительностью, плаксивостью. Малейшее эмоциональное перенапряжение провоцирует невротический приступ, нарушение сна и аппетита.

Невроз навязчивых состояний

Данный вид невроза проявляется в двух разновидностях: фобический невроз (боязнь темноты и замкнутого пространства) и обсессивный невроз (навязчивые движения в виде покусывания губы или шмыганья носом).

Депрессивный

Депрессивный невроз чаще наблюдается у подрастающего поколения. Подросток испытывает желание уединиться, побыть наедине с собой. Голос в этом случае всегда тихий, спокойный, без лишних эмоций.

Ипохондрический

При проявлении ипохондрического расстройства дети очень беспокоятся о своем здоровье, мысль о любой болезни становится для них настоящим кошмаром.

Анорексия

Расстройство аппетита на фоне неврологического заболевания сопровождается срыгиванием, рвотой. Данное состояние может возникнуть при насильных попытках взрослых накормить малыша.

Невротическое заикание

Заикание может возникнуть у малыша при сильном стрессе, испуге, сильной психологической травме. Нередко дети начинают заикаться, когда родители пытаются раньше времени активизировать умственное и речевое развитие ребенка.

Диагностика

Большое значение в лечении невроза у детей является его ранняя диагностика. Чем раньше доктор диагностировал заболевание, тем легче оно поддается терапии. Диагностика у детей выглядит следующим образом:

  • Изучение отношений в семье, взаимодействие родителей и детей.
  • Выявление генетической предрасположенности к неврологическим заболеваниям.
  • Беседа психолога с ребенком, в ходе которой специалист должен выявить причины невротического состояния. Для выявления причины может использоваться специальная терапия, основанная на рисовании малышом своих страхов.
  • Подведение итогов и главный ответ на вопрос: как лечить невроз у ребенка.

Чаще всего диагностика начинается с беседы с родителями, которые обрисовывают общую ситуацию. Только доверительные отношения между психологом и родителями являются залогом успешного лечения детских неврозов. Не стоит забывать, что профилактика детских неврозов в основном зависит от родителей. Своевременная профилактика позволяет не допустить серьезных осложнений и необходимости лечения у психотерапевта.

Лечение

Лечение неврозов у детей редко начинается с медикаментозной терапии, и это главное отличие от взрослых психологических расстройств. Практически все седативные препараты имеют противопоказания детского возраста. Поэтому главная задача терапии – выявить основную причину неврологического заболевания, и устранить ее. Если причина не будет найдена – болезнь будет прогрессировать с ухудшающимися симптомами. Использование лекарственных средств, позволительных в детском возрасте, принесет только временное облегчение, но никак не вылечит малыша.

Условно, психотерапию детских неврозов можно разделить на два вида.

Семейная терапия

Сначала психолог беседует с членами семьи, выявляется общая внутрисемейная обстановка, отношения между родителями, детьми и старшим поколением. Затем беседы проходят с участием ребенка. В ходе взаимодействия, психолог выявляет конфликтные ситуации и наблюдает за реакцией на них малыша. Таким образом, выявляется причина невроза.

Индивидуальная психотерапия

В первую очередь, психолог налаживает с маленьким пациентом тесный духовных контакт и доверительные отношения. Далее врач объясняет подростку, что у него существует психологическая проблема, с которой необходимо бороться. Очень часто при помощи рисования маленький пациент выражает свои истинные эмоции, черты характера, творческий потенциал.

Профилактика неврозов детей имеет не меньшее значение, чем само лечение. Основную роль в этом случае играют родители, которые должны нормализовать соотношение сна и отдыха своего отпрыска, уменьшить эмоциональную и физическую нагрузку. Профилактика детских неврозов должна осуществляться при малейшем подозрении на неврологическое расстройство и после комплекса лечебных мероприятий. Благоприятная обстановка в семье, любовь и понимание, способны преодолеть любые трудности по мере взросления подрастающего поколения.

Родителям приходится сталкиваться со многими проблемами у ребенка. Немало проблем доставляют неврозы у детей, которые представляют собой реакцию личности на стресс, негативные воздействия, психологические травмы. Неврозы встречаются у детей старше 3 лет, так как именно после этого возраста начинается становление личности. Чем позже проявится это заболевание, тем ярче будут его симптомы.

От недостатка информации родители относят неврозы к психическим заболеваниям. Они считают, что лечение пользы не принесет. Эта патология носит обратимый характер, поэтому прикладывать усилия для лечения необходимо и крайне важно.

На сегодня наиболее известным исследователем отклонений в функционировании высших нервных процессов, коими являются неврозы, является Александр Иванович Захаров. Он написал две монографии, которые были объединены в пособие, имеющее успех у психотерапевтов.

Являясь психологом-практиком Захаров выделил основные причины появления патологии у детей:

  • резкие изменения привычного ритма или уклада жизни;
  • начало регулярных посещений детского коллектива;
  • внезапный испуг, стресс;
  • продолжительные по времени физические или эмоциональные нагрузки;
  • изменения внутри семьи, к которым кроха не был готов.

Не у каждого ребенка после подобных ситуаций появляются причины невроза. Это связано с тем, что малыши имеют разную по устойчивости психику. Факторами риска могут выступить:

  • наследственная предрасположенность к поражениям нервной системы;
  • перенесенные заболевания;
  • недосыпание;
  • семейные трудности, проблемы в отношениях между родителями;
  • патологии, психологические травмы при беременности у матери, гипоксия плода.

Отклонения будут заметны разным образом. Они зависят от: возраста ребенка, его пола, телосложения, особенностей темперамента. Легче всего невроз протекает у сангвиников и флегматиков. Наиболее уязвимы к внешним воздействиям дети с низкой самооценкой, а также переживающие кризисный период (3 или 7 лет, переходного возраста).

Психотравмы и их особенности

Захаров считает основной причиной детских невротических расстройств психологические травмы – изменение сознания малыша из-за событий, беспокоящих его, тревожащих, угнетающих. Именно они чаще всего являются переходным периодом к неврологическим нарушениям. От радостных событий психика не меняется. Опасность невротических отклонений в том, что они способны неоднократно появляться в жизни человека, принимать вид навязчивых фобий. Это случается даже, если невроз был успешно проработан с психотерапевтом, вылечен методами комплексной терапии. Существует два механизма формирования невротических расстройств:

  • под действием одного фактора (война, пожар, авария, развод родителей, резкая смена жительства или другого подобного события);
  • одновременное действие нескольких факторов.

Из-за особенностей психики дети по-разному могут отреагировать на раздражающие факторы. Для одного резкий гудок автомобиля может стать причиной невроза, а для другого просто неприятным звуком. Повторные повторения ситуации будут усугублять отклонения.

Важен и возраст ребенка. В два года причиной невроза может стать первых поход в детский сад, разлука с родителями, бытовая ссора или летний гром. У малышей более старшего возраста причиной должен служить более серьезный фактор: систематические физические наказания, сильные страхи, неблагоприятная семейная обстановка, длящаяся долго (регулярные скандалы, развод родителей).

Распространенные «механизмы запуска» неврозов

Чтобы понять, как лечить невроз, психологу необходимо докопаться до основной причины возникновения проблемы. Поэтому каждую причину стоит рассматривать отдельно. Действия родителей становятся основой для возникновения невротических реакций. Наиболее опасны модели воспитания:


Ребенок тяжелее переживает многие ситуации, так как не может ничего поменять или самостоятельно действовать, чтобы повлиять на них.

Из-за незрелой нервной системы, дошкольник часто остро реагирует на внешние факторы. Резкая перемена жизни часто приводит к невротическим отклонениям. Это касается таких внешних факторов как переезд, начало посещения школы, конфликтные ситуации со сверстниками, внутрисемейные трансформации. Дополнительным фактором риска могут стать особенности характера крохи:


Большинство исследователей считают, что невроз у благополучно воспитанного ребенка появиться не может. Дело в том, что при сильном стрессе родители помогают им справиться с чрезмерной нагрузкой на нервную систему, поэтому до серьезных отклонений не доходит. Невротические реакции у них могут возникнуть: если не обратить внимание на симптомы, неправильно выбрать тактику воспитания, уделять чаду мало внимания. Бояться невроза не стоит, его можно вылечить, а сопровождение психолога поможет полностью переработать причину появления отклонения.

Общая симптоматика

Если в вашей семье произошла ситуация, являющаяся фактором риска, стоит обратить внимание на симптомы и лечение этой патологии. У малыша можно заметить следующие признаки невроза:

  • изменение черт характера и поведения;
  • проявление агрессии или отчаяния;
  • ранимость, повышенная тревожность;
  • слезы, истерики без причины.

Проявления стресса и невротических отклонений могут проявляться физически:


Симптоматика невроза у детей зачастую принимается за небольшой испуг или кратковременное расстройство из-за иных внешних факторов. Чтобы точно определить детский невроз, необходимо показать малыша врачу. Предварительно проанализируйте его поведение, чтобы специалист получил более полную картину недуга.

Особенности разных видов неврозов

Симптомы помогают определить конкретный вид отклонения. Неврозы у детей бывают нескольких видов, каждый из которых имеет свои особенности:


Недержание мочи и кала выделяют в отдельные виды невротических реакций. Они требуют более тщательного лечения, так как могут стать причиной новых страхов, стеснения и заболеваний. Обычно к недержаниям разного вида приводят наследственные предрасположенности и хронические заболевания. Иногда они сами становятся симптомами фобий и страхов.

Особенности постановки диагноза

Невротические реакции у детей требуют тщательной диагностики. Прежде всего необходимо пройти обследования у невролога и педиатра, чтобы снять органические причины заболевания. Следующим этапом является диагностика у психолога или психотерапевта:

  • откровенный диалог с родителями, позволяющий получить подробные сведения о жизни ребенка;
  • психологическое тестирование родителей, чтобы изучить микроклимат в семье;
  • несколько бесед с малышом;
  • наблюдение за игровой деятельностью;
  • исследование рисунков.

На основании данных психологического обследования и полученных от специалистов, устанавливается точный тип невротической реакции, ее степень и особенности. Стационарное лечение при таком диагнозе не положено, но всей семье необходимо соблюдать рекомендации психотерапевта.

Обследование родителей становится первой ступенью семейной психотерапии. Взрослым придется посетить психолога несколько раз, чтобы научится создавать в семье благоприятный микроклимат.

Методы психотерапевтического лечения

Лучшим способом лечения любых видов неврозов является психотерапия. Она может быть нескольких видов.

Несколько этапов работы со всей семьей. Начинается все с обследования и совместного обсуждения проблем. На приеме должны присутствовать взрослые вместе с ребенком. После того как специалист выяснит причины невротического расстройства, он назначается совместные занятия для терапии. Они являются завершающим этапом работы со всей семьей.

При сложных расстройствах или при определенных причинах проводятся индивидуальные занятия по методикам:

  • разъясняющим;
  • игровым;
  • арт-терапии;
  • аутогенных тренировок;
  • внушения (суггестивной терапии);
  • гипнотического воздействия (только при сложных случаях).

Специалист подбирает наиболее подходящий метод воздействия, исходя из особенностей малыша. Для дошкольников чаще всего используют арт-терапию и игровые методы. Для школьников подходят разъясняющие и прочие методики. Чем старше ребенок, тем сложнее будут построены занятия.

Метод психотерапевт выбирает только после установления контакта с малышом. Нельзя подбирать способы работы как ключи, так как на такие занятия уйдет много времени. Если у него не получается достичь с крохой доверительных отношений, то лучше всего сменить специалиста.

При особых случаях невротических патологий предполагается использовать групповую терапию. Показаниями к ней может быть: эгоцентричность, завышенные требования к себе, трудности в общении со сверстниками (подходит для робких, застенчивых, мнительных, стеснительных и скромных малышей), сложные семейные конфликты. Длительность одного группового сеанса у дошкольников должна быть не менее 45 минут, а у более взрослых чад до 90 минут. При прохождении курса малышам предлагают поиграть, заняться совместным творчеством, разобрать сложные ситуации.

Многие родители отказываются от групповых тренингов, что совершенно напрасно. Они помогают раскрыть характеры каждого ребенка, научить их общаться, снять комплексы и стеснение при нахождении в окружении других людей. Этот метод хорошо лечит неврозы и имеет высокую доказанную эффективность.

Достичь эффекта от применения психотерапии можно только в том случае, если родители вовлечены в процесс и хотят достичь результата. В противном случае она поможет не полностью – симптомы невротического расстройства будут периодически проявляться в жизни повзрослевшего крохи.

Коррекция медикаментами: в каких случаях оправдана?

Ошибочно считать, что медикаменты способны избавить от необходимости лечения при помощи психотерапии. В лечении детских неврозов они имеют второстепенное значение и воздействуют лишь на отдельные симптомы. Чаще всего медикаменты входят в состав комплексной терапии. Кроме них, дополнительно назначаются расслабляющие физиотерапевтические процедуры. Среди препаратов специалисты отдают предпочтение:

  • витаминам группы В, а также аскорбиновой кислоте;
  • мочегонным и почечным сборам (только с разрешения педиатра);
  • ноотропам – Пирацетам или Ноотропил;
  • снижающим астению препаратам;
  • настойки из лекарственных трав с успокаивающим действием.

Фитотерапию используют длительными курсами до 6 – 8 недель. Одновременно с приемом таких препаратов необходимо проводить психотерапию, тогда эффект будет сильнее и более длительным. Астенические симптомы снимают только под наблюдением невролога и педиатра. Чаще всего для терапии используют целебные травы с тонизирующим и общеукрепляющим эффектом.

Невроз не требует лечения сильными транквилизаторами. Их, наряду с антидепрессантами, используют только при осложнении в виде гиперактивности, расторможенности. Такие препараты выписываются только после полного обследования, психиатром. У остальных специалистов нет возможности выдать рецепт на сильное средство.

Невроз (у ребенка) — обратимое расстройство нервной системы, при котором возрастная незрелость сочетается с нерациональными реакциями на чрезмерные внешние раздражители.

Невольными виновниками неврозов у детей становятся самые близкие люди, которые не умеют разрешать свои собственные проблемы. Иногда сбой нервной системы имеет органическую причину, не обнаруженную при рождении. Неврозы у детей нужно «узнавать в лицо» и лечить с первых дней, чтобы развитие малыша не нарушалось.

Можно разделить на 2 большие группы: органические предпосылки и непосредственные травмирующие воздействия.

Органические (биологические) предпосылки развития невроза у детей бывают такими:

Органические предпосылки могут и не реализоваться, а то и вовсе сгладиться в дружелюбной и доброй обстановке. Но если ребенок, имеющий неблагоприятный органический фон, сталкивается с различного рода психологическими проблемами в собственной семье, его нервная система не выдерживает перегрузки, и начинается невроз.

Травмирующие воздействия

Эти воздействия, от которых формируются неврозы у детей, тоже подразделяются на несколько групп:

Провоцирующие моменты

Существуют факторы, которые почти всегда ведут к формированию неврозов у детей:


  • неприятие пола – ребенок без слов чувствует, что ним недовольны, хотя не знает, что ждали мальчика, а родилась девочка или наоборот;
  • гиперопека или желание настолько спрятать «под крыло», что оттуда невозможно выбраться в мир – этим часто грешат неполные семьи, когда мать компенсирует отсутствие мужской любви излишней заботой о сыне или дочери (при этом нелюбовь она компенсирует себе, а страдает малыш);
  • авторитарность или полный родительский контроль всех сторон жизни малыша, на что дети с твердым характером отвечают бунтом, а со слабым – неврозом;
  • вседозволенность, когда родители пытаются дружить с малышами вместо того, чтобы обозначить для них необходимые границы допустимого;
  • жесткость и педантичность, когда ребенок получает выволочку за милые детские шалости, которым в принципе нет места в таких семьях.

Крайне неблагоприятно влияют на маленьких детей переезды, в результате которых меняется привычный уклад жизни. Познание мира – серьезный и важнейший труд ребенка, и ему очень тяжело, когда приходится на новом месте начинать все заново.

Смена детского коллектива тоже ничего хорошего не несет. Иногда родители меняют садик или школу, если их малыша «затравливают» сверстники. Это тяжелая ситуация, но смена коллектива – не выход, поскольку в новой среде ситуация почти всегда повторяется. Причина кроется в личности ребенка, его неумению противостоять среде или в том, что у него есть неприемлемые для коллектива качества. Такие ситуации требуют обязательного вмешательства опытного психолога или психотерапевта, который подскажет адекватные действия.

Невероятно сильно действует на ребенка все, чем живет семья. Многие малыши не принимают рождения брата или сестры, требуется дополнительная работа с ними. Развод и появление отчима или мачехи – настоящая детская драма. То, что взрослые переживают относительно легко, взрывает и разрушает до основания мир ребенка. Требуются колоссальные усилия родителя и родни, чтобы собрать из этих обломков хоть что-нибудь приемлемое.

Уравновешенный ребенок может без потерь пережить одну какую-нибудь неприятность. Однако если наваливается все сразу – развод, переезд, смена школы – то с большой долей вероятности можно ожидать появления невроза у детей.

Предрасполагающие характерологические особенности

Чтобы у ребенка развился невроз, его личностные особенности должны совпасть с травмирующей ситуацией. То, что безразлично одному малышу, другого может ранить очень больно и стать пусковым моментов разлада психической деятельности.

Чувствительные, эмоциональные и ласковые дети нуждаются в искренней любви и внешнем выражении чувств как цветок в поливе. Если родители не понимают этого и ведут себя ровно и отстраненно, ребенок считает, что его не любят и не принимают. У него ровное поведение родителей – без поцелуев, тисканий и восторга – вызывает тяжелые переживания.

Дети-лидеры с трудом переносят ограничения. С таким ребенком нужно договариваться, приводить «железобетонные» аргументы. Если просто применять родительский запрет и тем более наказания, это приведет либо к брутальному протесту, либо к глубокому неврозу и отчуждению в раннем детстве.

У часто болеющих детей родители формируют чересчур щадящее отношение к себе, отчего они считают себя слабыми и беспомощными. Иногда болезни «на копейку», но характер сильно испорчен именно родительскими страхами. В детском коллективе такие дети сталкиваются с адекватной оценкой, которая не совпадает с тем, что принято дома.

Асоциальные семьи, а также пребывание в детском доме или интернате не дают ребенку устойчивого ощущения незыблемости мира, что является базовым условием нормального развития. Постоянная настороженность, горький опыт маленькой жизни невротизируют самого устойчивого малыша.

Общие признаки неврозов

Прежде чем лечить ребенка от невроза, нужно тщательно разузнать все обстоятельства жизни и здоровья ребенка. Иногда под маской невроза протекает начало сложных соматических болезней.

Все детские неврозы имеют общие признаки, которые должны насторожит внимательных родителей. Это перемены в поведении, несвойственные ранее, готовность к слезам по малейшему поводу, ранимость и тревожность. Особенно характерна бурная реакция в виде агрессии или отчаяния, которая возникает по незначительному поводу.

Происходят перемены и в физическом состоянии ребенка, которые возникают из-за рассогласованности разных частей вегетативной нервной системы. Это сердцебиение и колебания артериального давления «на ровном месте», потливость, чувство нехватки воздуха. Характерна «медвежья болезнь», когда после резкого звука или неожиданного события ребенок испытывает непреодолимый позыв к дефекации. Бывают трудности засыпания, прерывистый сон, кошмары, непереносимость яркого света и громких звуков.

Виды неврозов

Различные проявления неврозов у детей включает несколько видов (распределены по частоте).

Вид Проявления
Невроз страха или тревожный Страхи у детей разного возраста отличаются. Так, дети 2-5 лет боятся оставаться дома одни, боятся темноты или вымышленных персонажей – мультфильмов, фильмов и передач. Дети 5-7 лет переживают школьные страхи – учителя, плохой оценки, старших.
Навязчивых движений При любом эмоциональном напряжении малыш производит частично неосознаваемые действия, которые облегчают его переживания – кашляет, шмыгает носом, моргает, морщится, топает ногой, вздрагивает. Сюда относится кусание ногтей, накручивание на палец волос, раскачивание ногой, прикосновение к половым органам.
Нервный тик Характерен для детей старше 5 лет, проявляются в виде непроизвольных сокращений мышечных групп лица, шеи, конечностей.
Фобии Навязчивые страхи, полностью оторванные от реальности. Это боязнь замкнутых пространств, грязи, болезни, неотвратимой смерти. Фобии полностью завладевают ребенком, часто противоречат моральным принципам. Это более сильная и глубокая эмоция, чем простой страх.
Депрессивные неврозы Развиваются у детей старше 7 лет, чаще ближе к пубертату. У ребенка резко снижена самооценка, он ограничивает общение, считает себя хуже всех. Этот невроз таит в себе опасность суицида.
Истерические Бывают преимущественно у детей от 2 до 5 лет. Таких малышей можно видеть в любом крупном детском супермаркете, когда в ответ на отказ в покупке они падают на пол, орут и стучат ногами. У старших школьников можно наблюдать полноценные проявления в виде истерической слепоты, мнимого удушья, расстройств чувствительности, возникающих при отказе удовлетворить их желания.
Неврастения Истощение нервной системы, возникающее на фоне соматической болезни или школьных перегрузок. Дети быстро устают, неусидчивы, плаксивы, плохо спят и едят.
Ипохондрические Развиваются у детей после 7 лет, часто имеющих перед глазами «образец» — больного родственника. Дети «находят» у себя проявления разных болезней и потом долго переживают об этом.
Заикание или логоневроз Бывает чаще у мальчиков до 5 лет в период активного освоения речи. Провоцируют заикание перегрузки, испуг, семейные скандалы.
Сомнамбулизм или снохождение и сноговорение Характерно для детей обоих полов в возрасте от 3-х до 5-ти лет, требуется тщательное неврологическое обследование.
Нервная анорексия или отказ от пищи, рвота во время еды Возникает у детей любого возраста как реакция на насильное кормление, скандалы во время еды. Может распространяться на любую еду или отдельные ее виды.
Энурез и энкопрез или недержание мочи или кала Лечится психотерапевтическими методами только после тщательного обследования и исключения органической природы.

Установить диагноз невроза может только психиатр или психотерапевт после всех необходимых консультаций с другими специалистами.

Медикаментозное лечение

Требуется редко, только в случаях органической резидуальной (остаточной) симптоматики. Ограниченно используются ноотропы для улучшения обмена веществ в головном мозге, особенно при невропатиях, энцефалопатиях и прочих подобных процессах.

Часто используются средства, улучшающие венозный отток и ликвородинамику. Применяются аптечные витамины, преимущественно группы В и С. При явлениях астении или истощаемости нервной системы лечатся общеукрепляющими средствами на фоне нормализации питания и режима дня.

У детей при неврозах психотропные средства используются в исключительных случаях, чаще применяются только растительные сборы, отвары, микстуры. Использование психотропных средств необходимо при расторможенности ребенка, курс используется как можно более короткий.

Психотерапия

Основной вид лечения при неврозах у детей всех возрастов. Лечиться должна вся семья, а не только ребенок. Одновременно нужно исправлять реакции и детей, и родителей. Если семья неполная, то к лечению привлекаются и другие родственники, проживающие с ребенком – дедушки, бабушки, тетки.

Первое, что делает психотерапевт – разъясняет родственникам особенности сложившейся ситуации и необходимость единых требований к ребенку. При простом изучении семейной ситуации вскрываются многие «скелеты в шкафу», без устранения которых дальнейшее движение невозможно.

Полезны индивидуальные и групповые занятия с членами семьи без участия ребенка, на которых можно разрешить застарелые семейные проблемы. Важно провести расстановку или объяснение каждому члену семьи его места и жизненной роли. Многие семьи это уберегает от распада и позволяет перестроить всю ситуацию.

Для детей применяются преимущественно игровые формы, в которых обучение правильному реагированию и устранение болезненных симптомов происходит как бы незаметно для малыша. Используются такие подходы:

Подбор метода психотерапии – сложная задача, которая под силу только квалифицированному врачу – психиатру. Важно вовремя проконсультировать малыша, чтобы не дать развиться патологическим чертам характера.

Профилактика

Лучшая профилактика – здоровый образ жизни в любящей семье. Если идеал на данном этапе недостижим, нужно организовать ребенку 3 вещи: сбалансированное питание, режим дня и интересные занятия.

Важно не потерять контакт с ребенком, страдающим неврозом, чтобы оставаться в курсе его проблем и не пропустить момент, когда ему можно помочь. Нужно знать друзей своих детей и весь круг его общения.

Детские неврозы кроют в себе большую опасность, причем основная проблема кроется не в типе расстройства или его проявлениях, а в отношении к нему. Так, иногда родители упускают из вида первые симптомы невроза, а иногда и вовсе их игнорируют, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Этот подход нельзя назвать правильным, стоит приложить максимум усилий, дабы помочь ребенку преодолеть возникшую проблему и избежать сопутствующих неудобств в будущем. Детский невроз – это психическое расстройство, не искажающее восприятие окружающего мира и имеющее обратимый характер (что очень важно). Таким образом, избавиться от него возможно и сделать это действительно нужно, вовремя среагировав на изменения в поведении Вашего малыша.

Разновидности детских неврозов

Существует общая классификация, в рамках которой выделяют тринадцать разновидностей неврозов, которые могут проявляться у детей:

  • невротическое состояние, формирующееся на основе страха. Это один из самых распространенных типов у детей младшего школьного возраста. Характеризуется данный вид невроза наличием длительных (порой до получаса) приступов страха, особенно перед сном. Проявления могут быть самые разные: и легкое чувство тревожности, и даже . То, чего боится ребенок, часто определяется его возрастом. Так, в периоде до школы самые распространенные страхи – это боязнь остаться одному, темноты, мифических или реальных животных, которые были увидены в кинофильме и прочие. Среди учащихся младших классов часто встречается страх перед строгостью учителей, перед школой как таковой с ее четким режимом и множеством требований;
  • невроз, вызванный конкретным навязчивым состоянием. В психологической науке такое явление описывают как наличие в поведении определенных ритуальных действий, невыполнение которых приводит к нарастанию напряжения, внутреннему дискомфорту. У детей выделяют два основных типа таких состояний – это навязчивые действия и страхи, хотя часто они могут иметь смешанный характер. В дошкольном возрасте чаще всего встречаются такие навязчивые действия, как мигания, поморщивания переносицы или лба, притоптывание, похлопывания и т.д. Выполнение ритуального действия позволяет снизить уровень эмоционального напряжения путем использования определенной физической активности. Если же говорить о навязчивых страхах или по-другому фобиях, то тут чаще всего встречаются боязнь закрытого помещения и острых предметов. Позже начинаются появляться страхи перед смертью, болезнью, устным ответом перед аудиторией и т.д.;
  • невротическое состояние депрессивного типа. Такая проблема встречается уже в более взрослом возрасте – подростковом периоде. У ребенка можно заметить явное изменение поведения: плохое настроение, грустное выражение лица, некоторая замедленность движений и жестов, общее снижение активности и уровня коммуникабельности. В более серьезных случаях могут появиться систематическая бессонница, снижение аппетита и даже запоры;
  • астенический тип (неврастения) возникает как реакция на чрезмерную загруженность дополнительными заданиями и занятиями, физическими и эмоциональными перегрузками. Явная форма такого типа невроза имеет место только в школьном возрасте;
  • истерическая разновидность невроза.

Рудиментарные припадки моторного типа – не редкость в дошкольном возрасте. Когда ребенок не получает желаемого, обижается или наказан, он может проявлять свое недовольство довольно ярким способом – падение на пол, сопровождающееся раскидыванием рук и ног, громким плачем и криками, ударами кулаками и т.д.;

  • заикание на нервной почве. В подавляющем большинстве случаев имеет место в возрасте от 2 до 5 лет в периоды первоначального становления речи и дальнейшего ее фразового усложнения.

Очень часто становится ответом на испуг от разлуки с родителями, которая для ребенка была неожиданной. Кроме этого, к числу предрасполагающих к заиканию факторов можно отнести давление на малыша с желанием ускорить его развития (речевое, интеллектуальное и т.д.), а также значительные информационные перегрузки.

  • ипохондрия - состояние, в котором отмечается болезненная озабоченность собственным состоянием здоровья, многочисленные и необоснованные подозрения на различные болезни. Характерный возрастной период – подростковый возраст;
  • навязчивые движения (тики), о которых уже шла речь ранее – разнообразные несложные движения и жесты, осуществляемые в автоматическом режиме для снятия напряжения. У детей часто сопровождаются энурезом и заиканием;
  • нарушение нормального сна – встречаются и у детей младшего возраста, и у подростков.

Расстройство может находить свое выражение в беспокойстве, проблемах с глубинными фазами сна, кошмарах, говорении и хождении во сне, частых пробуждениях посреди ночи без явной причины на это.

  • снижение аппетита на невротической почве. Матери часто проявляют излишнюю тревогу о своих детях, а поэтому иногда пытаются насильно накормить малыша, если он отказывается, или же дают слишком большие порции. Иногда причиной невротической анорексии становится испуг во время процесса кормления . Результат таких событий – пропадание у ребенка желания принимать пищу, частые срыгивания, рвота, иногда излишняя избирательность.
  • непроизвольное мочеиспускание (энурез). Чаще всего такой тип невротического нарушения имеет место во время ночного сна;
  • если у ребенка наблюдаются непроизвольные испражнения в незначительном количестве и при этом отсутствуют какие-либо физиологические причины для этого, то можно говорить о невротическом энкопрезе. Встречается такое довольно редко, патогенез изучен очень плохо. Возраст проявления такого типа расстройства – от 7 до 10 лет;
  • патологические действия, основанные на привычке.

Такое также можно довольно часто встретить у детей любых возрастов – раскачивания при засыпании, или волос и прочие.

Что может быть причиной невротического расстройства у ребёнка?

В большинстве случаев причиной невротического расстройства является получение ребенком психологической травмы (это может быть испуг, сильная обида, результат эмоционального давления и т.д.). Однако установить конкретное событие, вызвавшее развитие невроза, практически невозможно, а поэтому прямую связь установить не удается.

Мнение врача: подавляющее большинство случаев невроза у детей становится следствием не конкретного травмирующего события, имевшего место один раз, а результатом длительного обдумывания и неспособности принять или понять ту или иную ситуацию или адаптироваться к изменившимся условиям среды.

Наличие невроза у ребенка – это проблема, которая кроется не в состоянии организма малыша, а в недостатках воспитания. Дети очень ранимы, а поэтому любое негативное событие может отложить серьезный отпечаток, последствия которого могут открыться не сразу, а в будущем.

В вопросе причин развития детских неврозов большое влияние оказывают такие факторы:

  • пол и возраст ребенка;
  • семейный анамнез, наследственность;
  • особенности и традиции воспитания в семье;
  • перенесенные ребенком заболевания;
  • значительные нагрузки физического и эмоционального характера;
  • недостаток сна.

Кто более подвержен проблемам

На основании ряда исследований неврозов у детей можно говорить о группе риска по разным факторам. Так, считается, что наиболее подвержены невротическим расстройствам:

  • дети в возрасте от 2 до 5 и в 7 лет;
  • имеющие ярко выраженную «я-позицию»;
  • ослабленные соматически (дети, у которых ослаблен организм из-за частых болезней);
  • дети, которые на протяжении долгого времени находятся в сложной жизненной ситуации.

Симптоматические проявления детских неврозов

На что же родителям стоит обратить внимание? Что может сигнализировать о развитии невроза у ребенка? Проявления могут носить различный характер в зависимости от типа невротического нарушения. Проявить беспокойство о состоянии ребенка стоит при наличии хотя бы одного из перечисленных явлений:

  • выраженные приступы страха;
  • ступор и заикание;
  • изменение мимики и повышенная слезливость по сравнению с обычным состоянием;
  • снижение аппетита;
  • раздраженность;
  • снижение коммуникабельности, стремление к одиночеству;
  • разного рода нарушения сна;
  • повышенная утомляемость;
  • повышенная чувствительность и внушаемость;
  • истерические припадки;
  • мнительность и нерешительность;
  • энурез и энкопрез.

Проявления неврозов на фото

Когда нужно обратиться к врачу и как лечить ребёнка

Любое изменение поведения на длительно время, систематические припадки или действия - все это должно насторожить родителей. Причина может быть различной, но перестраховаться и вовремя обратиться к специалисту очень важно. Своевременное реагирование позволит лишить малыша неприятных проявлений невротического расстройства и избавит его от серьезных проблем в будущем.

Основа лечения неврозов у детей – психотерапия. Сеансы могут проводиться в разных формах: групповая психотерапия, индивидуальная, семейная. Значение последней очень велико – именно во время контакта и с ребенком, и с родителями врач имеет возможность наиболее точно определить причину проблемы и комплексно воздействовать на ее разрешение.

Стоит отметить, что психотерапия в случае детских неврозов по большей степени направлена на общее улучшение обстановки в семье и нормализацию отношений в ее рамках. Дополнительные меры – назначение медикаментозных препаратов, использование рефлексо- и физиотерапии – являются не основными, а призваны лишь создать благоприятные условия для проведения психотерапии.

В рамках групповой психотерапии используется большое количество методов, позволяющих ребенку справиться с невротическими нарушениями:

  • арттерапия (чаще всего – рисование, что позволяет ребенку лучше разобраться в собственных переживаниях и помогает врачу собрать информацию о его личностных характеристиках и настроениях);
  • игровая терапия – спонтанная игра без конкретного сценария, направленная на импровизацию участников;
  • аутогенная тренировка (для подростков);
  • сказкотерапия – придумывание персонажей, сюжетов, разыгрывание сказок, создание кукол и т.д.;
  • суггестивный тип психотерапии или воздействие внушением.

Профилактические меры и чего не стоит делать при неврозах

Если у ребенка отмечены симптомы невроза, то повышенное внимание, гиперболизированная забота могут лишь усугубить положение – такое поведение родителей может закрепить негативные проявления расстройства, спровоцировать их использование как средства манипуляции. Часто такое происходит именно при истерических формах невротического расстройства.

Не стоит баловать малыша на основании того, что он болен. Симптомы из числа и тиков очень прочно закрепляются при активном обращении на них внимания.

К числу профилактических действий стоит отнести:

  • внимательное наблюдение за поведением ребенка, своевременное реагирование на проявляемые отклонения;
  • создание в семье благоприятной психологической и эмоциональной обстановки;
  • объяснение ребенку причин и необходимости требований, которые к нему предъявляются.

Видео о том как распознать первые признаки системных неврозов у детей

Детский невроз – расстройство функций нервной системы ребенка, вызванное острой или внезапной травмирующей психику ситуацией либо продолжительным волнением.

Заболевание сопровождается перепадами настроения, быстрой утомляемостью, тревожностью, возможны ускоренное сердцебиение, ощущение жара или холода, потливость.

Родителям нельзя оставлять подобные признаки без внимания – нужно обратиться к специалистам, чтобы определить причины болезни и оказать своевременную помощь ребенку.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Причины

Среди многочисленных причин, вызывающих невротические реакции у детей, можно выделить 3 группы:

К биологическим факторам относятся:
  • стрессы и психологические травмы матери при беременности;
  • патологии внутриутробного развития и родов, в частности, гипоксия и родовые травмы;
  • осложнения после перенесенных инфекционных заболеваний;
  • врожденные особенности нервной системы ребенка, ее повышенная реактивность;
  • чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки.
Психологические причины:
  • ситуации, когда ребенок сильно и/или внезапно испугался;
  • обстоятельства, к которым ребенок с трудом приспосабливается, долго беспокоится и переживает;
  • неудачные попытки родителей скорректировать природный темперамент ребенка – «обуздать» холерика неоправданно жесткими ограничениями или «ускорить» флегматика постоянным дерганьем.
Группа социальных факторов:
  • неприятие родителями, особенно матерью, факта рождения или пола ребенка, не соответствующего желаемому;
  • резкие или значительные изменения в привычном образе жизни – переезд, начало посещения детсада или школы, переход в другой класс;
  • конфликты в семье, с учителями и сверстниками;
  • перемены в семье – рождение младших детей, развод, повторный брак одного или обоих родителей с появлением отчима или мачехи, сводных братьев и сестер;
  • эмоциональная холодность родителей, отсутствие душевной близости с ребенком;
  • ошибочные модели семейного воспитания – гиперопека, авторитарный или, наоборот, попустительский стиль;
  • сложные жизненные обстоятельства – алкоголизм, асоциальное поведение родителей.

Перечисленные причины могут присутствовать как поодиночке, так и в любой комбинации. Единственный неблагоприятный фактор не всегда оказывает выраженное действие, но вместе они усиливают друг друга.

Для родителей, чтобы предупредить неврозы у детей и подростков, главным является создание здорового психологического микроклимата в семье и соответствие воспитания современным принципам.

Описание болезни

Неврозы возникают в качестве ответной реакции психики ребенка на травмирующие ситуации.

Особенность детских неврозов – их развитие в процессе формирования личности. Значительное влияние при этом оказывает тип семейного воспитания.

Неправильные воздействия родителей на неокрепшую детскую психику – гиперопека, жесткость, авторитарность, либеральность, быстрые смены настроений, воспитание с постоянной оглядкой на окружающих – приводят к сбоям заложенных биологических особенностей и патологическим личностным изменениям у детей.

У ребенка в таком психологическом климате появляется чувство неполноценности, нарастает тревожность, формируются негативные черты характера. Все это готовит почву к развитию невроза, пусковым фактором которого может стать любой толчок – обидное слово, резкое замечание, громкий звук, перемены в жизни.

Имеет значение и возраст ребенка. Чем он младше – тем большее влияние оказывают биологические факторы, невротические срывы могут быть вызваны невропатией вследствие осложнений при беременности и в родах. У таких детей часто проявляется гиперактивность, им трудно адаптироваться в коллективах, невроз может вызвать госпитализация и любые изменения привычной среды и окружения.

Малышам и дошкольникам больше свойственны структурно простые системные невротические реакции: расстройства речи, мочеиспускания, тики. При отсутствии лечения у школьников и подростков системный невроз может перейти в устойчивое невротическое состояние, а затем перерасти в невротический тип личности.

Современные психологи выделяют 3 основных вида невротических состояний:

Указанные состояния вместе или по отдельности проявляются такими видами неврозов у детей:

Для него характерны приступы страхов, галлюцинаций, чаще всего при засыпании, плохое настроение, иногда – дневной энурез. У дошкольников – это страхи темноты, одиночества, сказочных и вымышленных персонажей. У младших школьников – боязнь школы, учителей и низких отметок.
Невроз навязчивых состояний Проявляется обсессиями – навязчивыми непроизвольными действиями (тиками, миганием, раскачиванием, грызением ногтей, ручек и других предметов, жеванием или накручиванием на палец волос и тому подобными) или фобиями – боязнью замкнутых помещений, колюще-режущих предметов, грязи, заболеваний, смерти, публичных выступлений. Могут возникать тревожащие навязчивые негативные мысли.
Особенность дошкольников. Обычно проявляется шумными падениями с криком и плачем, ударами головы и конечностей, реже – мнимым удушьем как ответ на наказание или отказ выполнить требование ребенка. Истерическое расстройство в подростковом возрасте может возникать очень редко, проявляясь изменениями чувствительности кожи или истерической слепотой.
Депрессивный Наблюдается у подростков. Характерны грусть, плохое настроение, упадок сил, плаксивость, нарушения сна и аппетита, тихий голос, тяга к одиночеству, низкая самооценка.
Неврастения, иначе – астенический невроз Встречается у младших школьников и подростков, обычно вызвана слабым здоровьем и чрезмерными учебными и внешкольными нагрузками. Проявляется слезливостью, плохим сном и аппетитом, слабостью, неусидчивостью, раздражительностью.
К заболеванию более склонны подростки. Характеризуется избыточными переживаниями о своем здоровье, беспричинным страхом болезней.
Логоневроз (заикание) Это невротическое расстройство более свойственно 2-5-летним мальчикам. Спровоцировано может быть сильным испугом, психотравмами – разлукой с близкими, семейными ссорами, передозировкой информации при интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Иногда сопровождается навязчивыми движениями и тиками лицевых мышц.
Энурез (неосознаваемое мочеиспускание после психотравмы) Чаще происходит по ночам. Наблюдается у тревожных детей, сочетается с раздражительностью, слезливостью, тиками, фобиями. Вызывается наследственными факторами и психотравмами, наказания обостряют проблему. Дети с таким недостатком переживают, плохо спят, у них падает самооценка.
Энкопрез (самопроизвольное, без позывов, опорожнение кишечника) Редкое невротическое нарушение, встречается обычно у мальчиков – младших школьников вследствие внутрисемейных конфликтов и жестких воспитательных мер. При таком неврозе часто наблюдается также слезливость, раздражительность, энурез.
Расстройства сна Сложное засыпание, тревожный поверхностный сон, кошмары, хождение и разговоры во сне. Чаще встречается у дошкольников и младших школьников. Причины установить трудно.
Анорексия (нарушения аппетита) Характерны отказ от пищи или избирательность в еде, долгое жевание, рвота, капризы за столом. Наблюдаются подобные неврозы у детей дошкольного возраста, вызываются насильственным кормлением, негативными событиями, связанными с приемом пищи.

Симптомы

Клиническая картина при неврозе зависит от полученной психотравмы и индивидуальных особенностей ребенка. Основные формы невротических состояний характеризуются такими проявлениями.

Истерия развивается у единственных или старших детей в семье при большой разнице с младшими. Провоцирующий фактор – исполнение любых пожеланий и капризов ребенка по первому требованию, предугадывание его желаний родителями.

В обстоятельствах, когда окружающие перестают подстраиваться под него, ребенок начинает бурно протестовать, проявляя недовольство истерическими припадками с катанием по полу, криком, драками и даже приступами удушья. Младшие школьники могут жаловаться на ноющие сердечные или желудочные боли, от которых лекарства не помогают.

У демонстративных подростков иногда наблюдаются временные параличи конечностей или слепота, пропадающие на приеме у врача. Истеричные дети впечатлительны, внушаемы и самовнушаемы, эгоистичны, подвержены частым перепадам настроения.

Неврастению отличают от истерии выраженная слабость детей в любом возрасте и прогрессирующие депрессивные проявления. У ребенка появляется потребность в длительном сне или отдыхе без изменений физической нагрузки. Детей перестают радовать любимые лакомства, игры и развлечения, пропадает желание к новым знаниям и впечатлениям.

У школьников возникают проблемы с учебой, снижается успеваемость. Подростки жалуются на сердечные и головные боли. Отличительная черта неврастенического невроза – нарушенный сон, трудное засыпание, мучительные кошмары с ускоренным сердцебиением, дрожанием, бледностью или покраснением при просыпании.

Дети с неврастенией раздражительны, плаксивы, вялость у них сменяется двигательной расторможенностью, бурные эмоции – раскаянием.

При неврозе навязчивых состояний у детей возникают беспричинные страхи и движения. При фобиях дети плохо спят и избегают любых ситуаций, в которых они могут столкнуться с пугающим фактором – темнотой, собаками, насекомыми, возможностью заразиться.

Навязчивые движения и тики проявляются при эмоциональном перенапряжении для снятия тревоги, у подростков они могут стать ритуальными – подпрыгнуть, хлопнуть, вымыть руки определенное число раз. Дети с таким неврозом боязливы, мнительны, не уверены в себе, опасаются любых перемен.

Тики могут возникать на начальном этапе невроза навязчивых состояний, демонстративно проявляться при истерическом неврозе, усиливаться после перенесенных соматических заболеваний при неврастении.

Диагностика

Детские неврозы могут возникнуть в любом возрасте, особенно при неблагоприятных условиях воспитания. Распознать их желательно как можно раньше – это увеличивает шансы на быстрое полное выздоровление.

Однако совсем маленьким детям диагноз поставить невозможно – они пока не способны четко ответить на вопросы о своем состоянии, эмоциях и страхах.

Достаточный уровень психосоциального развития позволяет определить невроз у 2-летнего ребенка, но с большей точностью – у ребенка 3 лет и старше.

Этапы диагностики:

  • психологический анализ жизни ребенка;
  • анализ внутрисемейных отношений, отношений ребенка с близкими и дальними родственниками, сверстниками;
  • беседы и устное тестирование малыша в процессе игры;
  • наблюдение поведения ребенка в игре;
  • анализирование рисунков, в которых отражаются эмоции и волнения ребенка;
  • обследование ближайших родственников – родителей, дедушек и бабушек;
  • составление с участием родителей индивидуальной психотерапевтической программы коррекции.

Лечение

При неврозах у детей следует обратиться к педиатру, неврологу и психологу. Лечение сочетает медикаментозную терапию и психотерапевтические методы.

Невропатолог по результатам обследования исключит органические поражения нервной системы, назначит успокаивающие средства, поливитамины, средства для улучшения мозгового кровообращения, фитопрепараты, физиотерапию, рефлексотерапию для снятия острых симптомов заболевания – напряжения и повышенной возбудимости.

Основное лечение при неврозах – психотерапия. Ее цель – улучшение обстановки и отношений в семье, коррекция воспитания.

Группы психотерапевтических методов:

Семейная
  • изучение семьи;
  • беседы с родителями, бабушками и дедушками;
  • совместные игры и обсуждения, в которых отслеживаются эмоции и конфликты;
  • ролевые игры со сменой ролей ребенка и взрослых, демонстрация оптимальных моделей поведения;
  • создание условий для ликвидации конфликтов.
Индивидуальная Разъяснения, игры, арттерапия (рисунок, лепка), сказкотерапия, аутогенные тренировки, внушение.
Групповая
  • совместные походы группы детей в музеи, на выставки, чтение и обсуждение книг, рассказы о своих хобби для раскрытия переживаний и проблем;
  • игры под контролем врача; обучение самоконтролю и саморегуляции;
  • развитие воображения, наблюдательности, творческой активности, тренировка техник общения.

Все формы неврозов наиболее эффективно излечиваются на начальном этапе. Дальнейшее развитие невротических состояний значительно снижает действенность лечения.

Профилактика

Предотвратить неврозы у ребенка помогут:
  • благоприятная внутрисемейная психологическая атмосфера;
  • коррекция методов воспитания в семье;
  • умеренные занятия физкультурой и спортом;
  • своевременное лечение любых заболеваний;
  • сбалансированное питание, соблюдение режима сна, прогулки на свежем воздухе;
  • воспитание терпения, трудолюбия, умения уступать и учитывать интересы окружающих, преодолевать трудности.

Детские неврозы излечимы. Самое главное – при появлении признаков заболевания как можно скорее обратиться к специалистам, чтобы с их помощью провести необходимую коррекцию.