Возрастная физиология и анатомия. Основные принципы строения слухового анализатора

Слуховой анализатор представляет собой совокупность механических, рецепторных и нервных структур, воспринимающих и анализирующих звуковые колебания. Периферический отдел слухового анализатора представлен слуховым органом, состоящим из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина у новорожденного уплощена, хрящ ее мягкий, кожа тонкая, мочка имеет небольшие размеры. Наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых двух лет и после 10 лет. В длину она растет быстрее, чем в ширину. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Среднее ухо состоит из барабанной полости, слуховых косточек и слуховой трубы.

Барабанная полость у новорожденного по размерам такая же, как у взрослого. В среднем ухе располагаются три слуховые косточки: молоточек, наковальня и Внутреннее ухо, или лабиринт, имеет двойные стенки: перепончатый лабиринт вставлен в костный. Костный лабиринт состоит из преддверия, улитки и трех полукружных каналов. Улитковый проток делит улитку на две части, или лестницы. Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо, его размеры близки к таковым у взрослого человека. Базальные части рецепторных клеток контактируют с нервными волокнами, которые проходят в базальной мембране, а затем выходят в канал спиральной пластинки. Далее они идут к нейронам спирального ганглия, лежащего в костной улитке, где и начинается проводниковый отдел слухового анализатора. Аксоны нейронов спирального узла образуют волокна слухового нерва, который входит в мозг между нижними ножками мозжечка и мостом и направляется в покрышку моста, где имеет место первый перекрест волокон и образуется латеральная петля. Часть ее волокон оканчивается на клетках нижнего двухолмия, где находится первичный слуховой центр. Другие волокна латеральной петли в составе ручки нижнего двухолмия подходят к медиальному коленчатому телу. Отростки клеток последнего образуют слуховую лучистость, оканчивающуюся в коре верхней височной извилины (корковый отдел слухового анализатора).

Кортиев орган- периферическая часть слухового анализатора. Возрастные особенности

Кортиев орган, расположенный на основной мембране, содержит рецепторы, которые превращают механические колебания в электрические потенциалы, возбуждающие волокна слухового нерва. При действии звука основная мембрана начинает колебаться, волоски рецепторных клеток деформируются, что вызывает генерацию электрических потенциалов, которые через синапсы достигают волокон слухового нерва. Частота этих потенциалов соответствует частоте звуков, а амплитуда зависит от интенсивности звука. В результате возникновения электрических потенциалов происходит возбуждение волокон слухового нерва, для которых характерна спонтанная активность даже в тишине (100 имп./с). При звуке частота импульсации в волокнах нарастает в течение всего времени действия раздражителя. Для каждого волокна нерва существует оптимальная частота звука, которая дает наибольшую частоту разрядов и минимальный порог реакции. При повреждении спирального органа у основания выпадают высокие тона, у вершины - низкие тона. Разрушение среднего завитка приводит к выпадению тонов средней частоты диапазона. Существует два механизма различения высоты тона: пространственное и временное кодирование. Пространственное кодирование основано на неодинаковом расположении возбужденных рецепторных клеток на основной мембране. При низких и средних тонах осуществляется и временное кодирование. Человек воспринимает звуки с частотой от 16 до 20 О О О Гц. Этот диапазон соответствует 10-11 октавам. Границы слуха зависят от возраста: чем человек старше, тем чаще он не слышит высоких тонов. Различение частоты звуков характеризуется той минимальной разницей по частоте двух звуков, которую человек улавливает. Человек способен заметить разницу в 1-2 Гц. Абсолютная слуховая чувствительность - это минимальная сила звука, слышимого человеком в половине случаев его звучания. В области от 1000 до 4000 Гц слух человека обладает максимальной чувствительностью. В этой зоне лежат и речевые поля. Верхний предел слышимости возникает, когда увеличение силы звука неизменной частоты вызывает неприятное чувство давления и боли в ухе. Единицей громкости звука является бел. В быту обычно используют в качестве единицы громкости децибел, т.е. 0,1 бела. Максимальный уровень громкости, когда звук вызывает боль, равен 130-140 дБ над порогом слышимости. Слуховой анализатор обладает двумя симметричными половинами(бинауральный слух), т.е. для человека характерен пространственный слух - способность определять положение источника звука в пространстве. Острота такого слуха велика. Человек может определить расположение источника звука с точностью до 1°.

Слух в онтогенезе

Несмотря на раннее развитие слухового анализатора, орган слуха у новорожденного еще не вполне сформирован. У него имеет место относительная глухота, которая связана с особенностями строения уха. Новорожденный реагирует на громкие звуки вздрагиванием, прекращением плача, изменением дыхания. Вполне отчетливым слух у детей становится к концу 2-го - началу 3-го месяца. На 2-м месяце жизни ребенок дифференцирует качественно различные звуки, в 3-4 месяца различает высоту в пределах от 1 до 4 октав, в 4-5 месяцев звуки становятся условными раздражителями, хотя условные пищевые и оборонительные рефлексы на звуковые раздражители вырабатываются уже с 3-5-недельного возраста. К 1-2 годам дети дифференцируют звуки, разница между которыми составляет 1 тон, а к 4 годам - даже 3/4 и 1/2 тона. Острота слуха определяется наименьшей силой звука, которая может вызвать звуковое ощущение (порог слышимости). У взрослого человека порог слышимости лежит в пределах 10-12 дБ, у детей 6-9 лет -17-24 дБ, 10-12-лет- 14-19 дБ. Наибольшая острота звука достигается к среднему и старшему школьному возрасту.

87 вопрос. Профилактика Миопии или близорукость, астигматизм, тугоухость. Миопия-это нарушение зрения, при котором человек плохо видит предметы, находящиеся далеко и отлично рассматривает близкие объекты. Болезнь очень распространена, ею страдает треть всего населения Земли. Миопия обычно проявляется в возрасте 7_15 лет, может усугубляться или оставаться на прежнем уровне без изменений на протяжении всей жизни.

Профилактика миопии: Правильное освещение позволит снизить нагрузки на глаза, поэтому следует позаботиться о правильной организации рабочего места, настольной лампе. Не рекомендуется работать при лампе дневного света. Соблюдение режима зрительных нагрузок, чередуя их с физическими нагрузками. Правильное, сбалансированное питание должно содержать комплекс необходимых витаминов и минералов: цинк, магний, витамин А и др. Укрепление организма с помощью закаливания, физических нагрузок, массажа, контрастного душа. Следить за правильной осанкой ребенка. Эти простые меры предосторожности позволяют свести к минимуму вероятность снижения зрения вдаль, то есть развития миопии. Важно все это учесть родителям, ребенок которых имеет наследственную склонность к заболеванию.

Детский астигматизм - такой оптический дефект, когда в глазу существуют одновременно два оптических фокуса, причем, ни один из них не находится там, где он должен быть. Это связано с тем, что роговица по одной оси лучи преломляет сильнее, чем по другой.

Профилактика.

Зачастую дети просто не замечают, что у них понижается зрение. Значит, даже если нет жалоб, лучше показывать ребенка врачу-офтальмологу один раз в год. Тогда заболевание будет выявлено во время, а также начато лечение. Упражнения для глаз при астигматизме довольно полезны. Так, Р.С.Агарвал советует делать большие повороты 100 раз, перемещать взгляд по строкам с мелким шрифтом таблицы для зрения, сочетая их с морганиями на каждой строчке.

Тугоухость - понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но возможно при создании определенных условий (приближение говорящего или динамика к уху, применение звукоусиливающей аппаратуры). При сочетании патологии слуха и речи (глухонемота) дети не способны воспринимать и воспроизводить речь. Профилактика тугоухости и глухоты у детей является важнейшим путем решения проблемы тугоухости. Ведущую роль в предупреждении наследственно обусловленных форм тугоухости. Все беременные должны проходить обследование с целью выявления болезней почек и печени, сахарного диабета и других заболеваний. Необходимо ограничить назначение ототоксических антибиотиков беременным и детям, особенно младшего детского возраста. С первых же дней жизни ребенка профилактика приобретенных форм тугоухости должна сочетаться с предупреждениями заболеваний слухового аппарата, особенно инфекционно-вирусной этиологии. При обнаружении первых признаков нарушений слуха следует проконсультировать ребенка у оториноларинголога.

ФИЗИОЛОГИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА

(Слуховая сенсорная система)

Вопросы лекции:

1. Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора:

a. Наружное ухо

b. Среднее ухо

c. Внутреннее ухо

2. Отделы слухового анализатора: периферический, проводниковый, корковый.

3. Восприятие высоты, силы звука и локализации источника звука:

a. Основные электрические явления в улитке

b. Восприятие звуков различной высоты

c. Восприятие звуков различной интенсивности

d. Определение источника звука (бинауральный слух)

e. Слуховая адаптация

1. Слуховая сенсорная система – второй по значению дистантный анализатор человека, играет важную роль именно у человека в связи с возникновением членораздельной речи.

Функция слухового анализатора: превращение звуковых волн в энергию нервного возбуждения и слуховое ощущение.

Как любой анализатор, слуховой анализатор состоит из периферического, проводникового и коркового отдела.

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Превращает энергию звуковых волн в энергию нервного возбуждения – рецепторный потенциал (РП). Этот отдел включает:

· внутреннее ухо (звуковоспринимающий аппарат);

· среднее ухо (звукопроводящий аппарат);

· наружное ухо (звукоулавливающий аппарат).

Составляющие этого отдела объединяются в понятие орган слуха .

Функции отделов органа слуха

Наружное ухо :

a) звукоулавливающая (ушная раковина) и направляющая звуковую волну в наружный слуховой проход;

b) проведение звуковой волны через слуховой проход к барабанной перепонке;

c) механическая защита и защита от температурных воздействий окружающей среды всех остальных отделов органа слуха.

Среднее ухо (звукопроводящий отдел) – это барабанная полость с 3-мя слуховыми косточками: молоточек, наковальня и стремечко.

Барабанная перепонка отделяет наружный слуховой проход от барабанной полости. Рукоятка молоточка вплетена в барабанную перепонку, другой его конец сочленен с наковальней, которая, в свою очередь, сочленена со стремечком. Стремечко прилегает к мембране овального окна. В барабанной полости поддерживается давление, равное атмосферному, что очень важно для адекватного восприятия звуков. Эту функцию выполняет евстахиева труба, которая соединяет полость среднего уха с глоткой. При глотании труба открывается, в результате чего происходит вентиляция барабанной полости и уравнивание давления в ней с атмосферным. Если внешнее давление быстро изменяется (быстрый подъем на высоту), а глотания не происходит, то разность давлений между атмосферным воздухом и воздухом в барабанной полости приводит к натяжению барабанной перепонки и возникновению неприятных ощущений («закладывание ушей»), снижению восприятия звуков.

Площадь барабанной перепонки (70 мм 2) значительно больше площади овального окна (3,2 мм 2), благодаря чему происходит усиление давления звуковых волн на мембрану овального окна в 25 раз. Рычажный механизм косточек уменьшает амплитуду звуковых волн в 2 раза, поэтому происходит такое же усиление звуковых волн на овальном окне барабанной полости. Следовательно, среднее ухо усиливает звук примерно в 60-70 раз, а если учитывать усиливающий эффект наружного уха, то эта величина возрастает в 180-200 раз. В связи с этим, при сильных звуковых колебаниях для предотвращения разрушительного действия звука на рецепторный аппарат внутреннего уха, среднее ухо рефлекторно включает «защитный механизм». Он состоит в следующем: в среднем ухе есть 2 мышцы, одна из них натягивает барабанную перепонку, другая – фиксирует стремечко. При сильных звуковых воздействиях эти мышцы при их сокращении ограничивают амплитуду колебаний барабанной перепонки и фиксируют стремечко. Это «гасит» звуковую волну и предохраняет чрезмерное возбуждение и разрушение фонорецепторов кортиевого органа.

Внутреннее ухо : представлено улиткой – спирально закрученным костным каналом (2,5 завитка у человека). Этот канал разделен по всей его длине на три узкие части (лестницы) двумя мембранами: основной мембраной и вестибулярной мембраной (Рейснера).

На основной мембране расположен спиральный орган – орган корти (кортиев орган) – это собственно звуковоспринимающий аппарат с рецепторными клетками – это и есть периферический отдел слухового анализатора.

Геликотрема (отверстие) соединяет верхний и нижний канал на вершине улитки. Средний канал является обособленным.

Над кортиевым органом расположена текториальная мембрана, один конец которой закреплен, а другой остается свободным. Волоски наружных и внутренних волосковых клеток кортиевого органа соприкасаются с текториальной мембраной, что сопровождается их возбуждением, т.е. энергия звуковых колебаний трансформируется в энергию процесса возбуждения.

Строение кортиевого органа

Процесс трансформации начинается с попадания звуковых волн в наружное ухо; они приводят в движение барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки через систему слуховых косточек среднего уха передаются на мембрану овального окна, что вызывает колебания перилимфы вестибулярной лестницы. Эти колебания через геликотрему передаются на перилимфу барабанной лестницы и достигают круглого окна, выпячивая его в сторону среднего уха (это не дает затухнуть звуковой волне при прохождении по вестибулярному и барабанному каналу улитки). Колебания перилимфы передаются на эндолимфу, что вызывает колебания основной мембраны. Волокна основной мембраны приходят в колебательные движения вместе с рецепторными клетками (наружными и внутренними волосковыми клетками) кортиевого органа. При этом волоски фонорецепторов контактируют с текториальной мембраной. Реснички волосковых клеток деформируются, это вызывает формирование рецепторного потенциала, а на его основе – потенциала действия (нервный импульс), который проводится по слуховому нерву и передается в следующий отдел слухового анализатора.

ПРОВОДНИКОВЫЙ ОТДЕЛ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА

Проводниковый отдел слухового анализатора представлен слуховым нервом . Он образован аксонами нейронов спирального ганглия (1-й нейрон проводящего пути). Дендриты этих нейронов иннервируют волосковые клетки кортиевого органа (афферентное звено), аксоны образуют волокна слухового нерва. Волокна слухового нерва заканчиваются на нейронах ядер кохлеарного тела (VIII пара ч.м.н.) (второй нейрон). Затем, после частичного перекреста, волокна слухового пути идут в медиальные коленчатые тела таламуса, где опять происходит переключение (третий нейрон). Отсюда возбуждение поступает в кору (височная доля, верхняя височная извилина, поперечные извилины Гешля) – это проекционная слуховая зона коры.



КОРКОВЫЙ ОТДЕЛ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА

Представлен в височной доле коры больших полушарийверхняя височная извилина, поперечные височные извилины Гешля . С этой проекционной зоны коры связаны корковые гностические слуховые зоны – зона сенсорной речи Вернике и праксическая зона – моторный центр речи Брока (нижняя лобная извилина). Содружественная деятельность трех зон коры обеспечивает развитие и функцию речи.

Слуховая сенсорная система имеет обратные связи, которые обеспечивают регуляцию деятельности всех уровней слухового анализатора с участием нисходящих путей, которые начинаются от нейронов «слуховой» коры и последовательно переключаются в медиальных коленчатых телах таламуса, нижних буграх четверохолмия среднего мозга с формированием тектоспинальных нисходящих путей и на ядрах кохлеарного тела продолговатого мозга с формированием вестибулоспинальных путей. Это обеспечивает в ответ на действие звукового раздражителя формирование двигательной реакции: поворота головы и глаз (а у животных – ушных раковин) в сторону раздражителя, а также повышение тонуса мышц-флексоров (сгибание конечностей в суставах, т.е. готовность к прыжку или бегу).

Слуховая кора

ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВЫХ ВОЛН, КОТОРЫЕ ВОСПРИНИМАЮТСЯ ОРГАНОМ СЛУХА

1. Первой характеристикой звуковых волн является их частота и амплитуда.

Частота звуковых волн определяет высоту звука!

Человек различает звуковые волны с частотой от 16 до 20 000 Гц (это соответствует 10-11 октавам). Звуки, частота которых ниже 20 Гц (инфразвуки) и выше 20 000 Гц (ультразвуки) человеком не ощущаются!

Звук, который состоит из синусоидальных или гармонических колебаний, называют тоном (большая частота – высокий тон, малая частота – низкий тон). Звук, состоящий из не связанных между собой частот, называют шумом .

2. Второй характеристикой звука, которую различает слуховая сенсорная система, является его сила или интенсивность.

Сила звука (его интенсивность) совместно с частотой (тоном звука) воспринимается как громкость. Единица измерения громкости – бел = lg I/I 0 , однако в практике чаще используют децибел (dB) (0,1 бела). Децибел – это 0,1 десятичного логарифма отношения интенсивности звука к пороговой его интенсивности: dB = 0,1 lg I/I 0 . Максимальный уровень громкости, когда звук вызывает болевые ощущения, равен 130-140 дБ.

Чувствительность слухового анализатора определяется минимальной силой звука, вызывающей слуховые ощущения.

В области звуковых колебаний от 1000 до 3000 Гц, что соответствует человеческой речи, ухо обладает наибольшей чувствительностью. Эта совокупность частот называется речевой зоной (1000-3000 Гц). Абсолютная звуковая чувствительность в этом диапазоне равна 1*10 -12 вт/м 2 . При звуках выше 20 000 Гц и ниже 20 Гц абсолютная слуховая чувствительность резко снижается – 1*10 -3 вт/м 2 . В речевом диапазоне воспринимаются звуки, имеющие давление меньше 1/1000 бара (бар равен 1/1 000 000 части нормального атмосферного давления). Исходя из этого, в передающих устройствах, чтобы обеспечить адекватное понимание речи, информация должна передаваться в речевом диапазоне частот.

МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ ВЫСОТЫ (ЧАСТОТЫ), ИНТЕНСИВНОСТИ (СИЛЫ) И ЛОКАЛИЗАЦИИ ИСТОЧНИКА ЗВУКА (БИНАУРАЛЬНЫЙ СЛУХ)

Восприятие частоты звуковых волн

Звуковые волны представляют собой вибрации, с определенной частотой передающиеся во всех трех средах: жидкой, твердой и газообразной. Для восприятия и анализа их человеком существует орган слуха - ухо, которое состоит из наружной, средней и внутренней частей, способное получать информацию и передавать ее к головному мозгу для обработки. Этот принцип работы в организме человека сходен с характерным для глаз. Строение и функции зрительного и слухового анализаторов похожи между собой, разница в том, что слух не смешивает звуковые частоты, воспринимает их отдельно, скорее, даже разделяя разные голоса и звуки. В свою очередь, глаза соединяют световые волны, получая при этом разные цвета и оттенки.

Слуховой анализатор, строение и функции

Фотографии основных отделов человеческого уха вы можете увидеть в этой статье. Ухо - основной орган слуха у человека, оно принимает звук и передает его дальше в мозг. Строение и функции слухового анализатора гораздо шире возможностей одного только уха, это слаженная работа передачи импульсов от барабанной перепонки к стволовым и корковым отделам головного мозга, отвечающими за обработку полученных данных.

Орган, отвечающий за механическое восприятие звуков, состоит из трех основных отделов. Строение и функции отделов слухового анализатора различны между собой, но выполняют одну общую работу - восприятие звуков и передача их в мозг для дальнейшего анализа.

Наружное ухо, его особенности и анатомия

Первое, что встречает звуковые волны на пути к восприятию их смысловой нагрузки, это Анатомия его довольно проста: это ушная раковина и наружный слуховой проход, который является связующим звеном между ним и средним ухом. Сама ушная раковина состоит из хрящевой пластины толщиной 1 мм, покрытой надхрящницей и кожей, она лишена мышечной ткани и не может двигаться.

Нижняя часть раковины - мочка уха, это жировая клетчатка, покрытая кожей и пронизанная множеством нервных окончаний. Плавно и воронкообразно раковина переходит в слуховой проход, ограниченный козелком спереди и противокозелком сзади. У взрослого человека проход имеет 2,5 см в длину и 0,7-0,9 см в диаметре, он состоит из внутреннего и перепончато-хрящевого отделов. Ограничивается барабанной перепонкой, за которой начинается среднее ухо.

Перепонка представляет собой фиброзную пластину в форме овала, на поверхности которой можно выделить такие элементы, как молоточек, задняя и передняя складки, пупочек и короткий отросток. Строение и функции слухового анализатора, представленные такой частью, как наружное ухо и барабанная перепонка, отвечают за улавливание звуков, их первичную обработку и передачу далее к средней части.

Среднее ухо, его особенности и анатомия

Строение и функции отделов слухового анализатора кардинально отличаются друг от друга, и если с анатомией наружной части все знакомы не понаслышке, то изучению информации о среднем и внутреннем ухе стоит уделить больше внимания. Среднее ухо представляет собой четыре воздухоносные полости, соединенные между собой, и наковальню.

Главная часть, выполняющая основные функции уха - это совмещенная с носоглоткой слуховой трубой, через это отверстие происходит вентиляция всей системы. Сама полость состоит из трех камер, шести стенок и которая, в свою очередь, представлена молоточком, наковальней и стременем. Строение и функции слухового анализатора в области среднего уха преображают полученные от наружной части звуковые волны в механические колебания, после чего передают их жидкости, которая заполняет полость внутренней части уха.

Внутреннее ухо, его особенности и анатомия

Внутреннее ухо представляет самую сложную систему из всех трех отделов слухового аппарата. Оно выглядит как лабиринт, который находится в толще височной кости, и являет собой костную капсулу и включенное в нее перепончатое образование, которое полностью повторяет строение костного лабиринта. Условно все ухо делится на три основные части:

  • средний лабиринт - преддверие;
  • передний лабиринт - улитка;
  • задний лабиринт - три полукружных канала.

Лабиринт полностью повторяет строение костной части, а полость между двумя этими системами заполнена перилимфой, напоминающей по своему составу плазму и спинномозговую жидкость. В свою очередь, полости в самом заполнены эндолимфой, по составу сходной с внутриклеточной жидкостью.

Слуховой анализатор, функция рецепторов внутреннего уха

Функционально работа внутреннего уха делится на две основные функции: передача звуковых частот к мозгу и координация движений человека. Основную роль в передаче звука к отделам головного мозга выполняет улитка, разные части которой воспринимают колебания с различной частотой. Все эти вибрации принимает на себя базилярная мембрана, покрытая волосковыми клетками с пучками стереолиций на верхушке. Именно эти клетки превращают колебания в электрические импульсы, которые идут в головной мозг по слуховому нерву. Каждый волосок мембраны имеет разный размер и принимает звук только строго определенной частоты.

Принцип работы вестибулярного аппарата

Строение и функции слухового анализатора не ограничиваются одним лишь восприятием и переработкой звуков, он играет важную роль во всей двигательной активности человека. За работу вестибулярного аппарата, от которого зависит координация движений, отвечают жидкости, которыми заполнена часть внутреннего уха. Основную роль здесь играет эндолимфа, она работает по принципу гироскопа. Малейший наклон головы приводит ее в движение, она, в свою очередь, заставляет двигаться отолиты, которые раздражают волоски реснитчатого эпителия. С помощью сложных нейронных связей вся эта информация передается в отделы мозга, дальше уже начинается его работа по координации и стабилизации движений и равновесия.

Принцип слаженной работы всех камер уха и головного мозга, преображение звуковых колебаний в информацию

Строение и функции слухового анализатора, кратко изучить которые можно выше, направлены не просто на улавливание звуков определенной частоты, а на их преобразование в информацию, понятную сознанием человека. Вся работа по превращению состоит из следующих основных этапов:

  1. Улавливание звуков и их движение по слуховому проходу, стимулирующие барабанную перепонку к колебанию.
  2. Вибрация трех слуховых косточек внутреннего уха, вызванная колебаниями барабанной перепонки.
  3. Движение жидкости во внутреннем ухе и колебания волосовидных клеток.
  4. Преобразование колебаний в электрические импульсы для дальнейшей их передачи по слуховым нервам.
  5. Продвижение импульсов по слуховому нерву в отделы мозга и преобразование их в информацию.

Слуховой кортекс и анализ информации

Какой отлаженной и идеальной не была бы работа всех отделов уха, все было бы бессмысленно без функций и работы головного мозга, преобразующего все звуковые волны в информацию и руководство к действию. Первое, что встречает звук на своем пути, это слуховой кортекс, находящийся в верхней височной извилине головного мозга. Здесь находятся нейроны, которые отвечают за восприятие и разделение всех диапазонов звука. Если в силу каких-либо повреждений головного мозга, например инсульта, повреждаются эти отделы, то человек может стать слабослышащим или вовсе потерять слух и возможность к восприятию речи.

Возрастные изменения и особенности в работе слухового анализатора

С увеличением возраста человека изменяется работа всех систем, строение, функции и возрастные особенности слухового анализатора не являются исключением. У людей в возрасте часто наблюдается снижение слуха, которое принято считать физиологическим, т. е. нормальным. Это не считается заболеванием, а лишь возрастным изменением под названием персбиакузис, которое не надо лечить, а можно лишь скорректировать с помощью специальных слуховых аппаратов.

Выделяют целый ряд причин, по которым возможно снижение слуха у людей, достигших определенного возрастного порога:

  1. Изменения в наружном ухе - истончение и дряблость ушной раковины, сужение и искривление слухового прохода, потеря его способности к передаче звуковых волн.
  2. Утолщение и помутнение барабанной перепонки.
  3. Снижение подвижности системы косточек внутреннего уха, закостенелость их суставов.
  4. Изменения в отделах головного мозга, отвечающих за переработку и восприятие звуков.

Помимо обычных функциональных изменений у здорового человека, проблемы могут усугубляться осложнениями и последствиями перенесенных отитов, они могут оставлять шрамы на барабанной перепонке, которые провоцируют проблемы в будущем.

После того как ученые-медики изучили такой важный орган, как слуховой анализатор (строение и функции), глухота, вызванная возрастом, перестала быть глобальной проблемой. Слуховые аппараты, направленные на улучшение и оптимизацию работы каждого из отделов системы, помогают пожилым людям жить полноценной жизнью.

Гигиена и уход за органами слуха человека

Чтобы сохранить уши здоровыми, за ними, как и за всем телом, нужен своевременный и аккуратный уход. Но, как это ни парадоксально, в половине случаев проблемы возникают именно из-за чрезмерного ухода, а не из-за его недостатка. Основная причина - неумелое орудование ушными палочками или другими средствами для механической очистки скопившейся серы, задевание барабанной перегородки, ее царапины и возможность случайной перфорации. Во избежание подобных травм следует очищать лишь наружную часть прохода, не используя при этом острые предметы.

Для сохранения слуха в будущем лучше придерживаться правил безопасности:

  • Ограниченное прослушивания музыки с использованием наушников.
  • Использование специальных наушников и берушей при работе на шумных предприятиях.
  • Защита от попадания воды в уши во время плавания в бассейне и водоемах.
  • Профилактика отитов и простудных заболеваний ушей в холодное время года.

Понимание принципов работы слухового анализатора, соблюдение правил гигиены и безопасности дома или на работе помогут сохранить слух и не столкнуться с проблемой его потери в будущем.

Слуховой анализатор

Тема 3. Физиология и гигиена сенсорных систем

Цель лекции – рассмотрение сущности и значения физиологии и гигиены сенсорных систем.

Ключевые слова – физиология, сенсорная система, гигиена.

Основные вопросы:

1 Физиология зрительной системы

Восприятие как слож­ный системный процесс приема и обработки информации осу­ществляется на базе функционирования специальных сенсорных систем или анализаторов. Эти системы осуществляют превраще­ние раздражителœей внешнего мира в нервные сигналы и передачу их в центры головного мозга.

Анализаторы как единая система анализа информации, состоящей из трех взаимо­связанных отделов: периферического, проводникового и централь­ного.

Зрительный и слуховой анализаторы играют особую роль в по­знавательной деятельности.

Возрастная динамика сенсорных процессов определяется постепенным созреванием различных звеньев анализатора. Рецепторные аппараты созревают еще в пренатальном периоде и к моменту рождения являются более зрелыми. Значительные изменения претерпевают проводящая система и воспринимающий аппарат проекционной зоны, что приводит к изменению параметров реакции на внешний стимул. В первые месяцы жизни ребенка наблюдается совершенствование механизмов обработки информации, осуществляемой в проекционной зоне коры, вследствие этого усложняются возможности анализа и обработки стимула. Дальнейшие изменения процесса переработки внешних сигналов связаны с формированием сложны нервных сетей и определяющих формирование процесса восприятия как психической функции.

1. Физиология зрительной системы

Зрительная сенсорная система, как и любая другая, состоит из трех отделов:

1 Периферический отдел –глазное яблоко, в частности - сетчатка глаза (воспринимает световое раздражение)

2 Проводниковый отдел - аксоны ганглиозных клеток - зрительный нерв - зрительный перекрест - зрительный тракт - промежуточный мозг (коленчатые тела)- средний мозг (четверохолмие) -таламус

3 Центральный отдел - затылочная доля: область шпорной борозды и прилегающих извилин

Периферический отдел зрительной сенсорной системы.

Оптическая система глаза, строение и физиология сетчатки

К оптической системе глаза относятся: роговица, водянистая влага, радужка, зрачок, хрусталик и стекловидное тело

Глазное яблоко, имеет шаровидную форму и помещается в костной воронке - глазнице. Спереди он защищен веками. По свободному краю века растут ресницы, которые защищают глаз от попадания в него частиц пыли. У верхненаружного края глазницы расположена слезная желœеза, выделяющая слезную жидкость, омывающую глаз. Глазное яблоко имеет несколько оболочек, одна из которых - наружная - склера, или белочная оболочка (белого цвета). В передней части глазного яблока она переходит в прозрачную роговицу (преломляет лучи света)

Под белочной оболочкой расположена сосудистая оболочка, состоящая из большого количества сосудов. В переднем отделœе глазного яблока сосудистая оболочка переходит в ресничное тело и радужную оболочку (радужку). Она содержит пигмент, придающий цвет глазу. В ней имеется круглое отверстие - зрачок. Здесь расположены мышцы, которые изменяют величину зрачка и, исходя из этого, в глаз попадает большее или меньшее количество света͵ ᴛ.ᴇ. происходит регуляция поступления потока света. Позади радужки в глазу располагается хрусталик, представляющий собой эластичную, прозрачную двояковыпуклую линзу, окруженную ресничной мышцей. Его оптической функцией является преломление и фокусировка лучей, кроме того он отвечает за аккомодацию глаза. Хрусталик может менять свою форму - становиться более или менее выпуклые и соответственно сильнее или слабее преломлять лучи света. Благодаря этому человек способен отчетливо видеть предметы, расположенные на разном расстоянии. Роговица и хрусталик обладают светопреломляющей способностью

За хрусталиком полость глаза заполняется прозрачной желœеобразной массой - стекловидным телом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ пропускает лучи света и является светопреломляющей средой.

Светопроводящие и светопреломляющие среды (роговица, водянистая влага, хрусталик, стекловидное тело) выполняют также функцию фильтрации света͵ пропуская только световые лучи с диапазоном длин волн от400 до 760 мкм. При этом ультрафиолетовые лучи задерживаются роговицей, а инфракрасные - водянистой влагой.

Внутренняя поверхность глаза выстлана тонкой, сложной по строению и наиболее функционально важной оболочкой - сетчаткой. В ней выделяют два отдела: задний отдел или зрительную часть и передний отдел – слепую часть. Граница, их отделяющая принято называть зубчатой линией. Слепая часть прилежит изнутри к цилиарному телу и к радужной оболочке и представляет собой два слоя клеток:

Внутренний – слой кубических пигментных клеток

Внешний – слой призматических клеток, лишенных пигмента меланина.

В сетчатке (в зрительной ее части) содержатся не только периферический отдел анализатора - рецепторные клетки, но и значительная часть его промежуточного отдела. Фоторецепторные клетки (палочки и колбочки) по данным большинства исследователœей, являются своеобразно измененными нервными клетками и потому относятся к первично чувствующим или нейросœенсорным рецепторам. Нервные волокна, отходящие от этих клеток, собираются вместе и образуют зрительный нерв.

Фоторецепторами являются палочки и колбочки, расположенные в наружном слое сетчатки. Палочки более чувствительны к цвету и обеспечивают сумеречное зрение. Колбочки воспринимают цвет и цветовое зрение.

1.1 Возрастные особенности зрительного анализатора

В процессе постнатального развития органы зрения человека претерпевают значительные морфофункциональные перестройки. К примеру, длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса – 3,0г, к 20 годам эти цифры соответственно увеличиваются до 23 мм и 8,0 ᴦ. В процессе развития меняется и цвет глаз. У новорожденных в первые годы жизни радужка содержит мало пигментов и имеет серовато-голубоватый оттенок. Окончательная окраска радужки формируется только к 10-12 годам.

Процесс развития и совершенствования зрительного анализатора, как и у других органов чувств, идет от периферии к центру. Миелинизация зрительных нервов заканчивается уже к 3-4 месяцам постнатального онтогенеза. Причем развитие сенсорных и моторных функций зрения идет синхронно. В первые дни после рождения движения глаз независимы друг от друга. Механизмы координации и способность фиксировать взглядом предмет, образно говоря, ʼʼмеханизм точной настройкиʼʼ, формируется в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев. Функциональное созревание зрительных зон коры головного мозга по некоторым данным происходит уже к рождению ребенка, по другим несколько позже.

Аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрослых эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация. У дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость. В 3 года дальнозоркость наблюдается у 82% детей, а близорукость – у 2,5%. С возрастом это соотношение изменяется и число близоруких значительно увеличивается, достигая к 14-16 годам 11%. Важным фактором, способствующим появлению близорукости, является нарушение гигиены зрения: чтение лежа, выполнение уроков в плохо освещенной комнате, увеличение напряжения на глаза и др.

В процессе развития существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, колбочки еще незрелые и их количество невелико. Элементарные функции цветоощущения у новорожденных, видимо, есть но полноценное включение колбочек в работу происходит столько к концу 3-го года жизни. При этом на данной возрастной ступени оно еще неполноценно. Своего максимального развития ощущения цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. Важное значение для формирования этой способности имеет тренировка. С возрастом повышается также острота зрения и улучшается стереоскопическое зрение. Наиболее интенсивно стереоскопическое зрение изменяется до 9-10 лет и достигает к 17-22 годам своего оптимального уровня. С 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Глазомер у девочек и мальчиков 7-8 лет значительно лучше, чем у дошкольников, и не имеет половых различий, но приблизительно в 7 раз хуже, чем у взрослых.

Поле зрения особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте, и к 7 годам оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого. В развитии поля зрения наблюдаются половые особенности. В последующие годы размеры поля зрения сравниваются, а с 13-14 лет его размеры у девочек больше. Указанные возрастные и половые особенности развития поля зрения должны учитываться при организации обучения детей и подростков, так как поле зрения определяет объём учебной информации воспринимаемой ребенком, т. е. пропускную способность зрительного анализатора.

Слуховой анализатор состоит из трех отделов:

1. Периферический отдел включающий наружнее, среднее и внутреннее ухо

2. Проводниковый отдел - аксоны бипо­лярных клеток - улитковый нерв - ядра продолговатого мозга - внутреннее коленчатое тело – слуховая область коры больших полушарий

3. Центральный отдел – височная доля

Строение уха. Наружнее ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Его функция состоит в улавливании звуковых колебаний. Среднее ухо.

Рис. 1. Полусхематическое изображе­ние среднего уха: 1- наружный слуховой проход", 2- барабан­ная полость; 3 - слуховая труба; 4 - ба­рабанная перепонка; 5 - молоточек; 6 - на­ковальня; 7 - стремя; 8 - окно преддверия (овальное); 9 - окно улитки (круглое); 10- костная ткань.

Среднее ухо отделœено от наружного барабанной перепонкой, а от внутреннего - костной перегородкой с двумя отверстиями. Одно из них принято называть овальным окном или окном преддверия. К его краям при помощи эла­стичной кольцевой связки прикреплено основание стре­мени, Другое отверстие - круглое окно, или окно ули­тки,- затянуто тонкой соединительнотканной мембра­ной. Внутри барабанной полости находятся три слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремя, соединœенные между собой суста­вами.

Воздушные звуковые вол­ны, попадая в слуховой про­ход, вызывают колебания барабанной перепонки, кото­рые через систему слуховых косточек, а также через воз­дух, находящийся в среднем ухе, передаются перилимфе внутреннего уха. Сочленен­ные между собой слуховые косточки можно рассматри­вать как рычаг первого рода, длинное плечо которого со­единœено с барабанной пере­понкой, а короткое укрепле­но в овальном окне. При передаче движения с длинного на короткое плечо происходит уменьшение размаха (амплитуды) за счёт увеличения развиваемой силы. Большое увеличение силы звуковых колебаний проис­ходит еще и потому, что поверхность основания стремени во много раз меньше поверхности барабанной перепонки. В целом сила звуковых колебаний увеличивается по крайней мере в 30-40 раз.

При мощных звуках вследствие сокращения мышц барабанной полости увеличивается напряжение барабанной перепонки и умень­шается подвижность основания стремени, что ведет к понижению силы передаваемых колебаний.

Слуховой анализатор - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Слуховой анализатор" 2017, 2018.

Слуховая система является анализатором звуков. В ней различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты (рис. 1). Звукопроводящий аппарат включает наружное ухо, среднее ухо, лабиринтные окна, мембранозные образования и жидкостные среды внутреннего уха; звуковоспринимающий — волосковые клетки, слуховой нерв, нейронные образования ствола мозга и центры слуха (рис. 2).


Рис. 1. Схематическое строение уха (периферическое строение слухового анализатора): 1 — наружное ухо; 2 — среднее ухо; 3 — внутреннее ухо




Рис. 2. Схема звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов: 1 — наружное ухо; 2 — среднее ухо; 3 — внутреннее ухо; 4 — проводящие пути; 5 — корковый центр


Звукопроводящий аппарат обеспечивает проведение акустических сигналов к чувствительным рецепторным клеткам, звуковоспринимающий — трансформирует звуковую энергию в нервное возбуждение и проводит ее в центральные отделы слухового анализатора.

Наружное ухо (amis externa) включает ушную раковину (auricula) и наружный слуховой проход (meatus acusticus extemus).

Ушная раковина представляет собой овальное образование неправильной формы возле начала наружного слухового прохода. Ее основу составляет эластический хрящ, покрытый кожей. В нижней части раковины, которая называется мочкой (lobulus auriculae), хрящ отсутствует. Вместо него под кожей находится слой клетчатки.

В ушной раковине различают ряд возвышений и ямок (рис. 3). Ее свободный, валикообразно загнутый край носит название завитка (helix). Завиток начинается от заднего края мочки, тянется по всему периметру раковины и заканчивается над входом в наружный слуховой проход. Эта часть ушной раковины получила название ножки завитка (cms helicis). В верхнезадней части завитка определяется овальное утолщение, которое называется утиным бугорком (tubercuhtm auriculae).


Рис. 3. Основные анатомические образования ушной раковины: 1 — завиток; 2 — ножка лрогивозавитка; 3 — ножка завитка; 4 — передняя вырезка; 5 — надкозелковый бугорок; 6 — козелок; 7 — наружный слуховой проход; 8 — межкозелковая вырезка; 9 — противокозелок: 10 — мочка (сережка); 11 — задняя ушная борозда; 12 — противозавиток; 13 — ушная раковина; 14 — ладьевидная ямка; 15 — ушной бугорок; 16 — треугольная ямка


Различают еще второй валик — противозавиток (anthelix). Между завитком и противозавитком находится треугольная ямка (fossa triangularis). Противозавиток заканчивается над мочкой уха возвышением, получившим название противокозелка (antitragus). Спереди противокозелка находится плотное хрящевое образование — козелок (tragus). Он частично защищает слуховой проход от проникновекия в него инородных тел. Глубокая ямка, размещенная между козелком, противозавитком и противокозелком, составляет собственно раковину уха (concha auriculae). Мышцы ушной раковины являются рудиментарными и практического значения не имеют.

Ушная раковина переходит во внешний слуховой проход (meatus (icusticus exterrms). Внешняя часть прохода (приблизительно 1/3 его длины) состоит из хряща, внутренняя часть (2/3 длины) — костная. Перепончато-хрящевая часть наружного слухового прохода подвижна, кожа содержит волосы, сальные и серные железы. Волосы защищают ухо от проникновения в него насекомых, инородных тел; сера и #ир смазывают и очищают слуховой проход от чешуек и инородных частиц. Кожа костной части наружного прохода тонкая, лишена волос \\ желез, плотно прилегает к височной кости.

В месте перехода хрящевой части в костную слуховой проход несколько суживается (isthmus). Костная часть прохода имеет неправильную S-образную форму, из-за чего передненижнис участки барабанной перепонки просматриваются недостаточно. Чтобы расширить пространство и лучше рассмотреть барабанную перепонку, необходимо оттянуть ушную раковину кверху Л назад. Такое строение наружного слухового прохода имеет практическое значение в клинике. В частности, наличие сальных желез и во-;юс только в хрящевой части предопределяет возникновение фурункулов, фолликулитов; сужение прохода на границе его перепончато-хрящевой и костной части представляет опасность, поскольку создает угрозу проталкивания инородного тела в глубину слухового прохода при неумелом его удалении.

Наружное ухо и близлежащие ткани снабжаются кровью из мелких сосудов наружной сонной артерии — a. auhcularis posterior, a. temporalis superfacialis, a. maxillaris interna и других. Иннервация наружного уха осуществляется ветвями V, VII и X черепных нервов. Участие в этом процессе, блуждающего нерва, в частности его ушной детви (г. auricularis), объясняет причину возникновения рефлекторного кашля у отдельных пациентов при механическом раздражении кожи наружного слухового прохода (удаление серы, туалет уха).

Среднее ухо (auris media) представляет собой систему воздухоносных полостей, включающих барабанную полость (cavum tympani), пещеру (antrum), воздухоносные ячейки сосцевидного отростка (cellulae $astoideas) и слуховую трубу (tuba auditiva). Наружной стенкой барабанной полости является барабанная перепонка, внутренней — латеральная стенка внутреннего уха, верхней — крыша барабанной полости (tegmen tympani), отделяющая барабанную полость от средней черепной ямки, нижней — костное образование, отделяющее луковицу яремной вены (bulbus venae jugularis).

На передней стенке имеется барабанное отверстие слуховой трубы и канал для мышцы, напрягающей барабанную перепонку (т. tensor tympani), на задней — вход в пещеру (aditus ad antrum), который соединяет барабанную полость через надбарабанное пространство (attic) с пещерой сосцевидного отростка (antrum mastoideum). Слуховая труба соединяет барабанную полость с носовой частью горла. Сзади и снизу отверстия слуховой трубы размещен костный канал, в котором проходит внутренняя сонная артерия, своими ветвями обеспечивающая кровоснабжение внутреннего уха. Анатомическое строение

Д.И. Заболотный, Ю.В. Митин, С.Б. Безшапочный, Ю.В. Деева