Ввел в философию понятие эйдос. Учение платона об эйдосе как пределе становления вещи

Об идеях: человек идет от идей к вещам. Сначала идеи-образцы, потом вещи их воплощающие. В голове-много идей. Будет ли воплощение? Мир идей – действительность, мир вещей – тень.идея в голове - акт воспоминания о мире идей. Пример – вообразить пещеру. Первооснова – мир идей. Их нельзя пощупать, увидеть и осязать, их можно созерцать только умом, через понятия.

Учение Платона об идее и ее значение Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием). Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи.

11.Учение Платона о душе (или учение о государстве).

О душе: Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Тело - темница, “вспоминает о мире идей”.Душа - бессмертная сущность, три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделением. О государстве: достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает в афинской школе для своих учеников условия идеального государства.“идеальное государство”– аристократия, аристократическая монархия; Тирания – наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом общей критики. три основные формы правления - монархию, аристократию и демократию. Тройное деление (как и у души) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. каждый делает то, что ему надлежит делать; государство – воплощение идей, а люди – игрушки, придуманные и управляемые Богом.Вывод: Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель , наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии.

12.Учение Аристотеля (критика учения Платона).

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: · не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; · существуют только единичные и конкретно определенные вещи. Данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является. – СУБСТАНЦИЯ · индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной. Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. По Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три - время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

ЭЙДОС (греч. εἶδος, лат forma, этимологическая тождественность русскому «вид») – термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков – (внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н.э. (у Геродота 1, 94 и Фукидида 2, 50) засвидетельствовано значение, близкое к «виду», как классификационной единице. У Демокрита (В 167 = № 288 Лу.) – одно из обозначений «атома», собственно «(геометрическая) форма», «фигура».

Эйдос (Кириленко)

ЭЙДОС (греч. eidos - вид, образ, сущность) - понятие античной философии, обозначающее «конкретную явленность», «телесную, пластическую явленность в мышлении». В платоновской традиции эйдос - это образ-идея, идеальная сущность в своей конкретной явленности, пластически завершенный предмет интеллектуального созерцания. В философии XX века употребляется в значении наивысшей мыслительной абстракции, которая тем не менее дана наглядно, конкретно и вполне самостоятельно. Например, «идеальная форма» или «чистая сущность» в учении Э. Гуссерля.

Эйдос (Грицанов)

ЭЙДОС (греч. eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью Э.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности. У Платона мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого проистекает наш мир, как отражение.

26. Сущность человека Согласно Сократу (душа, разум)

человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличает его от какого бы тони было другого существа. А под "душой" Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа - это "я сознающее", т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность.

Если сущность человека - это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. "Что это - повеление Бога, - читаем мы в "Апологии", - я убежден, и не мог бы большей услуги оказать я своему городу, чем приняв эту обязанность, возложенную на меня Богом. Нет другой истины, которой я гляжу в лицо, и в которую вы не можете не верить, юноши и старцы, что не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели - богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства".

Одно из фундаментальных обоснований этого тезиса Сократа состоит в следующем: одно дело - это инструмент, который используют, но совсем другое - "субъект", который пользуется инструментом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и инструмен-тальность, средство, которым является тело. Стало быть, на вопрос "Что есть человек?" невозможен ответ, что "это тело", скорее, это "то, чему служит тело". Но то, чему служит тело, есть душа (понимающая, интеллигибельная), "psyche". Вывод неизбежен: "душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя". Такова критическая рефлексия Сократа, из которой логически вытекают все следствия, что мы и увидим.

27. Соотношение между Эйдосом и материальных вещей Согласно Платону?

28. Спор Гераклита и Кратила

Спор заключается что Гераклит сказал: «нельзя войти в одну и ту же реку дважды», а Кратил сам полагал, что этого нельзя сделать и единожды.

29. Аристотель материалист или идеалист ? (объективный идеализм)

Аристотель признавал существование мира идей, только в отличие от Платона считал, что идеи находятся внутри самих реалий (вещей).

Несмотря на весьма обстоятельную и вполне материалистическую критику идеализма Платона, Аристотель не был последовательным материалистом. Хотя он не удваивал мир и придавал материи огромное значение, однако считал источником движения бога. Он рассматривал вещи (явления) как единство материи и формы. Материя - это возможность формы, а вся реальность - последовательный переход материи в форму, формы в материю. Вещи есть такими, какими они должны бать, поскольку такова сущность бытия. Учение Аристотеля было итогом развития всей древнегреческой философии (древнегреческого материализма). Как видите, с самого начала развития философии возникает вопрос: почему вещи появляются и исчезают, одни сменяются другими? Почему «все течет - все меняется» ? Дать ответ на этот вопрос материалистически, иначе как его давали атомисты, древние греки не могли. И атомисты были правы: изменение - это свойство материи. Но, такой общий ответ только ставит другой вопрос. Почему материя меняется только тем или иным образом? Почему из яйца может появиться только цыпленок, а не слон. Ответить на этот вопрос с позиций последовательного материализма древние греки не могли в силу неразвитости их производства и бедности знаний о природных и общественных процессах. Но греки правильно поставили вопрос. В этом их величие. Ответ же на него стал итогом многовекового развития человеческого познания. То есть все-таки Аристотель- идеалист


Эйдос
(греч. eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта , а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах.
В древнегреческой философии понятие эйдос использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение эйдоса с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью эйдоса фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия эйдос с понятием формы (гилеморфизм).
Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином "эйдос". Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (эйдоса) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. idea - вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен "субстрата" сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно - материнским) началом, то источник "эйдос" - с отцовским, мужским (идеализм). Если в рамках досократической философии под эйдосом понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия "эйдос" существенно трансформируется: прежде всего, эйдос понимается не как внешняя, но как внутренняя форма , т.е. имманентный способ бытия объекта. Кроме того, эйдос обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус: трансцендентный мир идей или - синонимично - мир эйдоса как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей . Совершенство эйдоса (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. с "Бытием" у элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия эйдоса, однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гештальтом (эйдос как образец ) и потому несущих в своей структуре и форме (эйдос как вид ) его образ (эйдос как образ ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между эйдосом объекта и душой субъекта , результатом чего является отпечаток эйдоса к душе человека, т.е. ноэма (noema) как осознанный эйдос , - субъективный эйдос объективного эйдоса . (Парменид).

В философии Аристотеля эйдос мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного эйдоса (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "эйдос" употребляется также в значении "вид" как классификационная единица ("вид" как множество объектов определенного "вида" как способа организации) - в соотношении с "родом" (genos). В аналогичном значении термин "эйдос" употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид).

Стоицизм сближает понятие "эйдос" с понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало ("сперматический логос"). В рамках неоплатонизма "эйдос" в исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его "мыслей" (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные эйдосы в аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) - продуктам эманации .

Семантика эйдоса как архетипической основы вещей актуализируется в средневековой философии:
archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике ;
Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли: концепция species (образ - лат. эквивалент эйдоса) в позднем скотизме;
презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др.

В позднеклассической и неклассической философии понятие "эйдос" обретает второе дыхание: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля; учение Шопенгауэра о "мире разумных идей"; эйдология Гуссерля (в феноменологии Гуссерля равнозначно сущности ), где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета "интеллектуальной интуиции"; концепция "идей" Э.И. Гайзера в неотомизме и др.

В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками "постметафизического мышления" и "постмодернистской чувствительности" (Постметафизическое мышление, Постмодернистская чувствительность, Постмодернизм) понятие "эйдос" оказывается в ряду тех, которые очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (логоцентризм) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается в контексте постмодернистской концепции симулякра (Симулякр, Симуляция) и конституируемой постмодернизмом "метафизики отсутствия": так, Деррида непосредственно связывает традиционалистскую презумпцию "наличия вещи" со "взглядом на нее как на eidos".

Эйдетические науки - науки о сущности в противоположность наукам о внешних фактах .
К феноменологическому методу относится эйдетическая редукция (заключение в скобки) «мирового существования», т.е. того индивидуального существования созерцаемого предмета, которое определяется его местом в цепи природных явлений. Путем эйдетической редукции из поля зрения исключаются все относящиеся к предмету научные и ненаучные данные опыта , суждения , положения, оценки, так что сущность предмета становится свободной и познаваемой .

Эйдетика (от греч. eidetike (episteme) - наука о виденном ) - 1) в психологии разработанное Йеншем учение о совершенно определенной (стоящей в связи с определенными типами конституции ) духовной предрасположенности, названной им эйдетической, которая наблюдается гл. о. у детей и подростков;
2) то же, что и учение о сущности.

В современной психологии термином "эйдетизм" обозначается характеристика феномена памяти , связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности.

Эйдетический образ (от греч. eidos - образ) - необыкновенно яркий