Выскочка - михаил пришвин. Рассказ Выскочка — Михаил Пришвин


Урок литературного чтения в 3 классе.

М.М. Пришвин «Выскочка».

Цели урока: - расширение знаний учащихся о жизни и творчестве М.М. Пришвин

Знакомство с рассказом «Выскочка», развитие умения анализировать поступки и характер героев;

Отработка навыка беглого выразительного чтения, расширение кругозора учащихся, развитие памяти, речи и мышления.

Ход урока.

I. Орг. Момент. (психологический настрой)

Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Если вы будете внимательны, трудолюбивы, организованы, то у вас всё обязательно получится.

^ II. Введение в новую тему. Знакомство с биографией писателя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением этого писателя. А кто это? (Пришвин)

Давайте вспомним, какие произведения Пришвина вы читали? «Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу», «Старый гриб», «Золотой луг», «Лесная капель».

Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. (Слайд №1)

Послушайте, пожалуйста, биографию Пришвина (Слайд №2)

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)- писатель (прозаик, публицист). М. М. Пришвин родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущеве Орловской губернии. Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Работая агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.

Рассказы имеют гуманистическое содержание. В его рассказах присутствуют герои, которые любят, помогают и понимают природу. В рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.

Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

^ III. Беседа о названии рассказа.

О чем или о ком он?

Кто такой Выскочка». Кого так называют? (Это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дождавшись соседей очереди, привлекает к себе внимание).

Обратимся к толковому словарю Ожегова (слайд 3)

Выскочка – человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.

В.И.Даль: «Выскочка – человек, который, выдвигая себя, стремится выслуживаться или занять какое-нибудь незаслуженное поведение в обществе.

(выступает ребенок-информатор, подготовившийся дома, сообщение)

О ком будет рассказ? А сейчас?

Внимание на монитор.

Сейчас мы отгадаем загадки и выясним, кто те герои рассказа? (Слайд №4)

1. Ушки чуткие торчком,

Хвост, взлохмаченный крючком.

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака)

2. Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета.(Сорока)

Сообщение о собаке. У лайки крепкое сложение тела. Западно-сибирская лайка не имеет строго определенной окраски и может быть самых разных мастей. Они чаще охотятся на крупных зверей. У них очень тонкое обоняние, лайки способны улавливать самые незначительные запахи. Все лайки сильные, могут подолгу голодать, спать на снегу и при этом отлично работать. Лайка- отличный сторож, ласковый и преданный друг.

Сообщение учащегося (Слайд №5) :

Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее легко запоминается – резкое стрекотание. Глаз у нее зоркий – никого не пропустит.(За это ее прозвали лесным оповещателем).

Издали кажется, что крылья у нее черные, а на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно- зеленый, с красноватым металлическим отливом.

Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.

Поселяется она в светлых лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из крупных сучьев. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, и зерна культурных злаков, и подсолнечника.

Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.

^ IV. Знакомство с рассказом. Первичное восприятие текста.

Читайте внимательно, вдумчиво, следите за чтением товарища.

Чтение учащихся «цепочкой».

^ V. Физминутка.

Понравился ли вам рассказ?

^ VI. Обсуждение прочитанного. Словарно-лексическая работа.

Объяснение значений слов:

Выводок - птицы, живущие с матерью.

Дуром – по – глупому, бестолково.

Полено – кусок распиленного дерева.

Срам - синонимы: стыд, позор.

Радужный - разноцветный.

Бдительный - очень внимательный.

Беседа по содержанию произведения:

Назовите героев этого произведения? (собака, сороки)

А кто главный герой? Почему? (если бы мне было бы не о чем рассказывать: потому что вокруг нее развиваются события)

А как вы понимаете смысл этой пословицы: «В семье не без урода» (Не все в семье похожи друг на друга, не все одинаковы, кто-то из членов семьи, может резко отличаться от родственников свойствами характера или внешность, чаще в плохую сторону).

Прочитайте описание Вьюшки «Веселая собака»

Откуда приехала Вьюшка? Почему ее так назвали?

(Работа с текстом) Лайка приехала с берегов Сибирской реки Бии. Так ее прозвали. Бия - Бьюшка –Вьюшка).

Посмотрите на экран. (Слайд №6) Вот река –Бия. Посмотрите, в каком живописном месте она располагается. От слияния реки Бия и Катуни образовалась река, на берегах которой стоит город Сургут.

Прочитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство.

Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? (они были недовольны, возмущены, им было досадно).

Зачитайте, как ее предупреждали сороки. Что они ей сказали?

Попробуйте передать это настроение при чтении.

А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки? (задиристо, хвастливо).

Найдите глаголы слова и выражения, которые рассказывают, как сорока воровала кость. (На доске записываются слова: получила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль).

Сколько времени не хватило сороке. Что это значит? (Если бы она была не одна, то косточку утащила.)

Чем закончилось её неправильное поведение. Зачитайте.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на стр. 123.

Кто изображен на этой иллюстрации? Какой эпизод рассказа изобразил художник? Найдите в тексте отрывок и прочитайте его.

Какое чувство испытывала выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Почему? (Над ней посмеялись даже сороки!)

1. Творческая работа (Тестовые задания)

Возьмите тестовые карточки и поработайте в парах.

1. Какой породы была собачка Вьюшка?(лайка, овчарка)

2. Кем работала Вьюшка?(охотников сторожила)

3. Сколько косточек было у Вьюшки? (одна, две).

4. Чем хотели завладеть сороки? (косточкой, кусочком мяса).

5. Хвост у Вьюшки в зубах торчал из пасти? (острым ножом, острым кинжалом)

2. А сейчас игра на внимание и память. (Слайд №8)

Зубки у Вьюшки беленькие, как (чеснок).

В какое время года происходят события, описанные в произведении М. М. Пришвина (поздняя осень).

На что стала похожа сорока без хвоста? (пестрый шарик с головкой)

Сколько всего было сорок? (7)

Чему учит нас это произведение? (Быть вместе, держаться друг за друга, помогать, а не быть выскочкой!)

На доске пословицы: «Поспешишь – людей насмешишь», «Богатством ума не купишь», «Смелость города берет», «Сытый голодному не товарищ».-внимательно прочитайте их и выберите ту, которая подходит к нашему рассказу.

А в жизни людей такое встречается?

Чему учит нас это произведение? (Быть вместе, держаться друг за друга, а не быть выскочкой).

Что было в произведении познавательного? (Раскрыл собачьи повадки, птичью тактику).

Хотелось ли вам продолжить чтение рассказов М. Пришвина?

Почему?

Вот я вам и предлагаю в библиотеке взять другие произведения М. Пришвина. Я надеюсь, что книги Пришвина многому вас научат, и многое смогут объяснить.

Д/з: подготовить пересказ от лица Вьюшки или от лица подруг Выскочки.

Выставление оценок и аргументация.

Спасибо за урок. Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель- глазами доброго человека.

Собака Вьюшка - главная героиня рассказа "Выскочка", созданного советским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным. Она отлично сторожила дом своих хозяев. Внешний вид имела привлекательный: ушки похожие на рожки, хвостик свернут колечком, острые зубки белые, как маленькие дольки чеснока. Однажды с умной Вьюшкой случилась забавная история. Получив от хозяев пару косточек, собака, отпустив хвост (что означало тревогу и желание защититься от желающих получить ее лакомство) положила одну косточку на травку и принялась грызть вторую.

Вдруг налетела на Вьюшку стая совсем взрослых сорок, уже освоивших тайны успешного воровства. Самая проворная сорока утащила одну косточку, пока другие отвлекали собаку. Птицы, долго не размышляя, склевали вкусную косточку и задумали подло утащить вторую. Да только одна сорока-Выскочка испортила заговор стаи. Не обращая внимания на то, как ведут себя другие птицы, глупая сорока подскакала к Вьюшке. Рассчитывая на то, что собака накинется на нее, плутовка хотела схватить лакомство и унести подальше. Однако Вьюшка не оказалась столь наивной и разгадала замысел воровки. Умная собака положила кость на землю и стала смотреть на других птиц. Выскочка, уверенная в том, что обхитрила собаку, схватила кость. В этот момент Вьюшка цапнула сороку за хвост. Бедная птица выронила кость и спешно поднялась в воздух. Но прекрасный, переливающийся на солнце хвост не удалось спасти: он весь остался в зубах собаки. Сорока без хвоста - жалкое зрелище! Выскочка стала похожа на пестрый шарик с черной головкой. Осрамлённая сорока вместе со своими сородичами взлетела на дерево, где поднялся ужасный гам.

Михаил Пришвин наглядно показывает читателю, что воровство никогда не заканчивается хорошо. Преступник будет пойман и беспощадно наказан.

Картинка или рисунок Выскочка

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Свинопас Андерсена

    В маленьком царстве жил небогатый принц, кроме прекрасных внешних данных и призвания не было у него ничего. Решил принц найти себе жену, нашёл она в соседнем королевстве красивую принцессу.

  • Краткое содержание Ефремов Таис Афинская

    Жизнь полна красивых людей. Но только по-настоящему из них красивы те, кто смог преодолеть все земные искушения, оставшись при своей красоте все еще чистым и красивым душой

Тема: М. М. Пришвин «Выскочка» (на доске).

Цель: знакомство с произведением М.М Пришвина « Выскочка»

Образовательные задачи (предметные результаты):

  1. Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.
  2. Познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»

3. Учить определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.

4.Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

1.формировать умение контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

2. Развивать память, речь, мышление.

Воспитательные задачи (личностные результаты):

  1. Воспитывать любовь к природе, Родине.
  2. Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать;
  3. Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Оборудование:

Техническая оснащенность: компьютер; проектор.

Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

Ход урока:

I. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Меня зовут О.А., я у вас сегодня проведу урок литературного чтения.

Поприветствуйте наших гостей кивком головы.

Садитесь, сядьте ровно, спинки выпрямите, приготовьтесь слушать.

II. Актуализация знаний. (1,2,3 слайд)

– Ребята, я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Когда будите слушать, рассмотрите иллюстрации. (Звучит красивая музыка «Звуки природы», на доске иллюстрации – пейзажи, животные).

НА слайде «Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека» М.М. Пришвин.

Учитель: Что за звуки вы услышали?
(Я слышу звуки леса. А я пение птиц и дуновение ветра. Мне послышалось дыхание весны и шелест листьев).
Учитель: Что объединяет музыкальное произведение, иллюстрации и слова, которые вы услышали? (Это слова о природе и о людях)

Верно, ребята. Это звуки природы. Они живут в каждом из нас. Кто-то их слышит более чутко, кто-то менее, кто-то вообще глух к этому. И очень я рада, что вы смогли услышать их.

Ребята, а работать мы с вами будем в группах. «Солнце», «Вода», «Трава», «Цветы». Все готовы. Молодцы. А следить за временем сегодня буду я.

Посмотрите внимательно на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? (рассказ детей о писателе по портрету каждая группа, а затем выступают). (4 слайд)

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ : - Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Родом он из обедневшей купеческой семьи, проживавшей в Орловской области. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в природу своей родины: в ее красоту, в леса, поля, реки, горы. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

IV. Тема, цель урока.

- Как вы считаете, кто автор произведения, с которым мы будем знакомиться? (Пришвин).

1. Приём «Дешифратор» (карточка № 1).

Название произведения М.М. Пришвина, записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите. Придвиньте карточки под №1 и расшифруйте это название. Работаем группой. (Дети разгадывают название в группах). Молодцы.

Давайте подумаем, а какие цели (СЛАЙД 5 ) мы с вами поставим на урок? Обсудите их в группах. Пожалуйста, какая группа готова ответить. (выслушиваю ответы детей).

ИТОГ : Итак, ребята, тема нашего урока М. Пришвин «Выскочка», (ОТКРЫТЬ НА ДОСКЕ) а цель урока (ПРОЧИТАТЬ НА СЛАЙДЕ 6 )- Знакомиться с новым произведением. Читать и понимать прочитанное.

Высказывать и доказывать собственное мнение. Уметь работать в группе.

2.Приём «Предложение»

По названию произведения предложите, о ком или о чём пойдёт речь? Молодцы.

Писатель дал своему произведению название «Выскочка». А как вы думаете, кого в народе называют «выскочкой»? (Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание). Правильно, молодцы.

3.–Ребята, сейчас мы с вами проведём речевую разминку, и вы сможете отгадать, кто будут главными героями произведения .(7 слайд)

Читаем вместе со мной:

уаф – уаф – Франция

уон – уон - Япония

бау – бау - Англия

гау – гау - Вьетнам

гав – гав - Россия (Собака)

Так, о каком же животном пойдет сегодня речь?

А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так издают звуки лая собаки в разных странах.

4. Работа со скороговоркой по группам. (8 слайд).

А теперь прочтите скороговорку, которую видите на экране про себя, и поработайте в группе, придвинув белую карточку. Отвечаем все вместе. (Три сороки – тараторки, Тараторили на горке.) ПРОВЕРИТЬ ВСЕ ГРУППЫ.

–Группа «Солнце». Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?

– Группа «Вода». Выделите голосом, что же делали сороки?

Группа «Трава». Прочитайте так, чтоб было понятно, где они тараторили?

Группа «Цветы». Покажите голосом, какие это были сороки?

(На ДОСКЕ)- Ребята, а как вы думаете, кто будет главными героями произведения? (собака, сорока).

IV. Первичное чтение.

(9 СЛАЙД) - Сейчас мы прочитаем произведение и ответим на вопрос: «Почему автор назвал его «Выскочка»?»

Ребята, кто будет помощником при чтении? Обсудите в группах и предложите . (учитель +уч-ся из каждой группы). Открыли страницу 14четвёртую.

V. Вопросы на первичное восприятие.

1.Прочитайте вопрос на слайде и обсудите в группах. (Почему произведение называется «Выскочка»? ) (Потому что одна сорока решила выделиться среди других, так зовут главную героиню).

ДЛЯ ВСЕХ: Учитель: Какой это рассказ, веселый или грустный? (этот рассказ весёлый).

Ребята, как вы считаете, от чьего имени ведется рассказ? (рассказ ведётся от имени автора).

5. Физминутка

VII. Вторичное чтение.

Учитель: Итак, ребята, а теперь давайте мы прочитаем произведение еще раз. При чтении пользуйтесь карандашом, чтобы отметить яркие и важные события, описание героев, непонятные слова.

Словарная работа.

Какие слова вам были не понятными при чтении? Обсудите в группах.(обсуждают). СПРОСИТЬ, ИТАК, КАКИЕ ЖЕ СЛОВА ВАМ БЫЛИ НЕПОНЯТНЫ? (одна говорит, а другая может отвечать).

Работа в группах. (карточка № 2) Сами читаете вопрос и говорите ответ.

Придвиньте карточки №2. Прочитайте вопрос и обсудите в группах.

1 гр «Солнце»: - Откуда приехала Вьюшка? Почему ее так назвали?

Лайка приехала с берегов Сибирской реки Бии. Так ее прозвали. Бия - Бьюшка –Вьюшка).

Итак, группа «Солнце», вы готовы? Молодцы.

Учитель: Ребята, почему Бия написана с большой буквы? (Это название реки у нас в Алтайском крае. Протекает она, ребята, в г. Бийске. (Пишется с большой буквы, т.к. обозначает географическое понятие). (10 СЛАЙД)

ГРУППА «Вода», как вы ответили на свой вопрос?

2 гр «Вода»: Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?

3 гр «Трава»: Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

4 гр «Цветы» : Какой была Выскочка? Сравните Выскочку в момент схватки и в конце рассказа. (самоуверенная, хитрая, с напором – шарик пёстрый с головой).

  1. Выборочное чтение в группах.

Ребята, найдите и зачитайте в рассказе самый напряжённый момент ? Обсудите в группах. Чья группа готова отвечать? С. (со слов..Только бы ещё одно мгновение..). А вы как считаете?

Найдите и зачитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство? (Выскочка поскакала дуром).

Что означает выражение «поскакала дуром»? (Бестолковый поступок). Кто готов?

Как вы понимаете крылатое выражение «в семье не без урода»? (Какой- то ни такой, как все; не все в семье похожи друг на друга, не все одинаковы, кто-то из членов семьи, может резко отличаться от родственников свойствами характера или внешность, чаще в плохую сторону).

Учитель: Какова главная мысль произведения? Обсудите в группах . (НЕ СЧИТАТЬ ДРУГИХ ГЛУПЕЕ СЕБЯ). А как вы считаете?

  1. Работа со всем классом. (ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ?)

Итак, ребята, какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание).

Что такое сострадание? (жалость, сочувствие к кому – нибудь).

Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему? Обсудите в группах.

Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека? А в жизни людей такое случается? Пожалуйста, обсудите в группах.

VIII. Закрепление.

А сейчас мы с вами поработаем с таблицей. Придвиньте карточку №3.

1.Работа с таблицей в группах. (карточка № 3)

X. Домашнее задание:

Ребята, а кто из героев вам понравился больше всего? Почему?

Да, про сороку в народе очень много пословиц сложил народ, и я одну из них назову. СОРОКА НА ХВОСТЕ ВЕСТЬ ПРИНЕСЛА. Как вы понимаете?

И наша сорока принесла вам весточку о домашнем задании. (РАЗДАТЬ ПО ГРУППАМ). Как вы поняли д/з? А ваша группа? Группа «Цветы».

XI. Рефлексия: (НА ДОСКЕ)

Ребята, на парте у вас лежат символы ДВУХ цветов: лучики, капельки, лепестки, листочки. Выберите тот, который остался в вашей душе после сегодняшнего урока.

Если вам понравился урок, вы достигли целей, поставленных в начале урока, прикрепите яркий символ, если было трудно, не интересно – символ другого цвета. Работает каждый в группе. (ДЕТИ САМИ ПРИКРЕПЛЯЮТ К ДОСКЕ). Молодцы, хорошо потрудились на уроке. Посмотрите, какая яркая, радостная картина у нас получилась.

СОЛНЦЕ, ЦВЕТЫ, ТРАВА, ВОДА, БУДЬТЕ С НАМИ ВСЕГДА!

МОЛОДЦЫ. Мне понравилось с вами работать, и я считаю, что вы все сегодня заслужили оценку «5».Спасибо за урок. До свидания. (слайд 11)


Главные героини рассказа Михаила Пришвина «Выскочка» — собака по кличке Вьюшка и глупая сорока. Вьюшка была родом из Сибири. Она умела охотиться и сторожить двор. Свои обязанности Вьюшка выполняла хорошо, мимо нее и муха незамеченной не пролетала.

Но однажды Вьюшку перехитрили сороки-воровки. От обеда Вьюшке перепало две косточки. Она вынесла их на улицу и стала грызть одну косточку, положив другую рядом. В этот момент к ней с разных сторон подлетели две сороки. Пока Вьюшка отвлеклась на одну из них, другая схватила лежавшую рядом с собакой косточку и унесла ее.

Сороки жили неподалеку и у них были уже взрослые птенцы. Когда с украденной косточкой было покончено, сороки решили утащить у Вьюшки и вторую косточку, которую собака еще грызла.

Крылатые воровки стали полукругом подбираться к Вьюшке, но одна из них, самая глупая и нетерпеливая, выскочила вперед и понеслась к собаке. Другие сороки пытались ее отозвать громким стрекотанием, но Выскочка их не слушала.

Она подскочила прямо к носу Вьюшки и попыталась обманом завладеть косточкой. Но собака разгадала ее планы и когда сорока схватила кость, вцепилась ей в хвост. Выронив добычу, Выскочка рванулась прочь, и ее хвост остался в зубах у собаки. Оставшись без хвоста, глупая сорока взлетела на дерево. Выскочка теперь совсем перестала походить на сороку без длинного хвоста.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пришвина «Выскочка» заключается в том, что глупость и несдержанность часто приводят к неприятностям. Сорока-выскочка решил в одиночку отобрать у собаки косточку, и поплатилась за чрезмерную самоуверенность.

Рассказ учит безосновательно не высовываться, а грамотно действовать в составе коллектива. Если бы сорока-выскочка не поторопилась, а действовала, как остальные сороки, она бы не пострадала.

В рассказе мне понравилась собака Вьюшка, которая перехитрила нахальную сороку и оставила воровку без хвоста.

Какие пословицы подходят к рассказу Пришвина «Выскочка»?

Глупая голова по ветру летает.
Не лезь вперед батьки в пекло.
Хитри, да хвост береги.

Что делать, если учитель попросит составить план к рассказу «Выскочка»? Для того чтобы сделать всё правильно и получить хорошую оценку, следует учесть целый ряд составляющих. Мало знать лишь содержание, требуется быть осведомленным и в том, когда и почему было создано данное произведение, чем жил и как мыслил его автор. Разбор деталей и таких литературных категорий, как тема, идея, проблема - всё это также окажется полезным ученику. Поэтому в данной статье мы постарались собрать как можно более исчерпывающий материл о данном творении М. Пришвина.

Несколько слов об авторе. Юность

Любой урок литературы связан с личностью конкретного автора, поэтому привести некоторые биографические сведения о Михаиле Михайловиче Пришвине не будет лишним. Заранее подкованный в теме ученик сможет не только составить план к рассказу «Выскочка», но и блеснуть более глубоким знанием материала.

Михаил Михайлович Пришвин родился в феврале, а именно 4 числа далекого 1873 года в семье купца, обосновавшегося в имении Хрущево Елецкого уезда Отец, некогда зажиточный человек, промотался в пух и прах, оставив семью без средств к существованию. Образование детям дала мать, которой стоило больших усилий одной поднимать, воспитывать и ставить их на ноги. Учеба Михаила началась в 1883 году, когда он оказался зачислен в Елецкую гимназию. Однако отсюда Пришвин был исключен в 4 классе за дерзость по отношению к одному из учителей, в связи с чем окончание обучения пришлось на Тюменское реальное училище.

1893 год ознаменовался тем, что Пришвин поступил в Рижский институт политехники. За участие в организуемых в стенах этого учебного заведения марксистских кружках будущий писатель попал под арест в 1897 году, год отсидел в Митавской тюрьме, после чего был на 2 года сослан обратно в родной Елец. С 1900 по 1902 года Михаил Михайлович всё же продолжал обучение, но уже в на агрономическом факультете, по окончании которого Пришвин издал несколько книг и статей на тему собственной специальности, агрономии.

Начало литературной деятельности

Как видно, жизнь писателя нельзя назвать легкой. План к рассказу «Выскочка» требует подобных биографических сведений потому, что они позволяют читателям понять, что же в действительности хотел сказать автор. После публикации первого художественного рассказа «Сашок» в одном из выпусков журнала «Родник», Пришвин решил оставить полученную профессию и уйти в корреспонденты, а увлечение творчеством народов мира привело его к желанию путешествий по северу; Михаил отправился в Карелию, Норвегию, Олонец. Знакомство с речью, бытом и традициями северян привело к появлению сказов, переданных в форме своеобразных путевых заметок и очерков («За волшебным колобком», «В краю непуганых птиц» и др.).

На долю Пришвина выпало также и участие в Первой мировой войне 1914-1918 годов (для России - до революционного 1917 года). В этот период Михаил стал военным корреспондентом, печатал свои очерки в периодике. После Великой Октябрьской революции Пришвин некоторое время работал учителем на Смоленщине, при этом продолжая страстно увлекаться краеведением и охотой.

Всё это в результате вылилось в цикл детских и охотничьих рассказов и сказок, написанных писателем в 1920-х годах. Они составили сборник «Календарь природы», который увидел свет в 1935 году; эта книга прославила Пришвина как певца средней полосы России с её красотами, секретами и тайнами. Сюда относится и «Выскочка», план которой скоро будет представлен в этом материале. Помимо уже перечисленных произведений, автор создал «Рассказы о ленинградских детях» (1943 год) о событиях уже второй, виденной им за жизнь, войны, в этом случае - против фашистской Германии. Сказка-быль «Кладовая солнца», «Повесть нашего времени», книга-дневник «Глаза земли», над которой автор активно трудился даже на закате жизни. Все эти творения только закрепили творческое наследие Пришвина. Писатель умер в январе 1954 года в Москве.

План к рассказу «Выскочка» не может быть составлен, если ученик не понимает, о чем собственно идет речь. Для облегчения ситуации приведем краткий, но исчерпывающий и достаточный пересказ основных моментов повествования. Короткая история открывается знакомством читателя с собакой породы лайка. Приехавшая к своим хозяевам с берегов Бии, она сперва и получила кличку Бия, потом сменила её на ласковую Бьюшку и, наконец, превратилась во Вьюшку. Хотя её хозяин, который и является рассказчиком в произведении, мало охотился со своим животным, он отмечал, что Вьюшка - хороший сторож, и с ней можно быть спокойным за свое имущество.

Однажды Вьюшка получила 2 косточки с обеденного стола, на которые тут же позарилась стая из 7 сорок. Одну стрекочущая компания всё же смогла схватить и унести благодаря маневренности, хитрости и знаниям тайн воровства, но вот с другой костью дело у сорок не задалось. Одна их представительница, та самая Выскочка, составить план по рассказу с которой является первоочередной задачей настоящей статьи, провалила всю операцию потому, что не послушала подруг, заважничала и слишком понадеялась на себя. Она почти стащила кость, но в последний момент Вьюшка цапнула её за хвост и - откусила его напрочь. Осталась Выскочка, план которой провалился совершенно, без главного украшения и достоинства любой сороки и стала просто - «шарик с пестрой головкой». По стрекотанию подруг было понятно, что это - настоящий «сорочий» срам!

Составляем план к рассказу «Выскочка»

Итак, теперь, когда понятно, какие ключевые эпизоды составляют общее полотно повествования, можно перейти к составлению грамотного плана. Он будет включать в себя следующие 7 пунктов:

  1. Бия - Бьюшка - Вьюшка.
  2. Характеристики собаки.
  3. Подаренные косточки.
  4. Украденный сороками трофей.
  5. Наступление Выскочки.
  6. Хитрость сторожевой Вьюшки.
  7. Выскочка без хвоста.

Рассказ «Выскочка», план которого представлен выше, в итоге оказывается представлен как на ладони - в ёмкие пункты умещается основное содержание переломных моментов всего повествования. Опираясь на подобную схему, можно составить и развернутый ответ на поставленный учителем вопрос, и написать подробный анализ произведения. Однако для этого следует учитывать ещё несколько категорий и положений.

Главная мысль

Если план к рассказу «Выскочка» Пришвина благополучно составлен, то для детального рассмотрения следует вникнуть в более глубокие литературные понятия. Что хотел сказать своим произведением автор, или, другими словами, каков основополагающий лейтмотив этой истории?

На самом деле, в короткой форме автор обрисовал пороки, часто присущие не только некоторым представителям мира природы, но и самим людям. Здесь и желание абсолютной наживы (сороки украли одну кость, но этого им показалось мало), и поспешность необдуманных действий, и готовность действовать любыми правдами и неправдами, и зависть к чужому добру, и обычная глупость, выражающаяся в игнорировании того факта, что собака, уже лишившаяся одной кости, разумеется, впредь будет осторожнее и внимательнее.

Особенности текста

Пришвин, будучи знатоком детской психологии, о чем свидетельствует период его работы педагогом, понимал, что для детей предпочтительнее короткие, но крайне наполненные сюжетом и содержанием книги. Поэтому и план к рассказу «Выскочка» Пришвина, и само произведение оказываются очень лаконичными, ведь даже исходную историю автор не перенасыщает деталями, а акцентирует внимание на главном. Полный рассказ читается всего лишь за 5-10 минут! «Краткость - сестра таланта» - это изречение, которое, как никакое другое, подходит для данного случая.

Почему стоит читать рассказы Пришвина?

Данный раздел предназначается не только для детей и учеников школы, но и родителей, которые находятся в поиске книг для своих чад. План сказки «Выскочка», равно как и сама история, свидетельствуют о том, как мастерски Пришвин передает жизнь мира природы, повадки и отличительные особенности принадлежащих к фауне существ. Простые, понятные детскому сознанию фразы, а также незамысловатые мотивы действующих лиц в результате позволяют ребенку сразу увидеть правду, формируют бережное отношение ко всему окружающему и одновременно нравственно воспитывают его.