Заброшенный город-остров хасима. Остров хасима, япония

Наша планета, наравне с историей человечества, таит множество загадок. Сюда входит некогда густонаселенный, но сегодня безжизненный, пугающий остров Хасима (Хашима), омываемый волнами Восточно-Китайского моря. Остров-призрак сравнивают с Чернобылем. Причина упадка последнего отличается от техногенной катастрофы. Хасима перестал существовать как обитаемое место из-за закрытия градообразующего предприятия – шахт компании «Мицубиси». Разом тысячи людей, оставшись без работы, покинули ставший бесперспективным город.

Сегодня остров-призрак Хасима – объект интереса искателей приключений, влекомых таинственно-пугающей романтикой заброшенных городов. Здесь снимали некоторые кассовые киноленты, например, одну из частей Бондианы («Координаты Скайфолл»). Хашима официально открыт для туристов, им предлагают отправиться безопасным маршрутом по наиболее сохранившейся части острова. Экстремалы, готовые на все ради острых ощущений, часто пренебрегают официальными рекомендациями.

История таинственного места

Хашима расположен недалеко от побережья печально известного города Нагасаки. Их отделяет всего 15 километров. Возможно, в близости двух городов с тяжелой судьбой скрыт особенный смысл, пока недоступный человеческому пониманию.

Многие века Хашима отличался от острова в привычном понимании: просто скала в море, где причаливали местные рыбаки во время своих «выездов». Все изменилось к началу 19 века. 1810 – обнаружены первые месторождения угля. Остров стал разрастаться на глазах. Переработанную породу использовали в качестве строительного материала для расширения острова. Укрепляли берега, искусственно выращивали зеленые насаждения. Перед началом Второй мировой войны компания «Мицубиси» открывает военные заводы. Оборонная деятельность – второе основное направление промышленности Хасимы.

Исторические документы свидетельствуют о следующем: в 1944-45 годы среди рабочих завода большинство являлись пленными китайцами, корейцами. Последние сгинули без вести, пострадав из-за невероятно тяжелых условий работы.

Расцвет и упадок

Угольные шахты уходили глубоко под Хашиму и окружающую его морскую гладь. Объемы добываемого сырья сделали город одним из лидеров угольной промышленности Японии. Тесные улицы полнились людьми, открывались магазины, школы, собственная больница для шахтеров. Большое значение имел синтоистский храм, ставший центром общественной жизни острова. Большинство жителей работали в шахтах, поэтому непременно посещали храм для молитвы, в поисках божественной поддержки во время непростых рабочих будней.

Питьевая вода, продукты питания, необходимые бытовые вещи – все поставляли с «большой земли». В таких условиях, казалось, неизбежным был дефицит некоторых необходимых вещей. Однако жители Хасимы нужды в чем-то не испытывали. Многие молодые шахтеры стремились получить место среди работников шахт «Мицубиси».

Резкий поворот, положивший начало концу Хасимы, случился в конце 60-х годов прошлого столетия. Тогда все большие обороты набирала нефтепромышленность. Добыча угля постепенно становилась менее рентабельной. Японцы обратили все промышленные мощности на добычу «черного золота» – нефти. Несколько лет Хасима еще держалась на плаву, но снижались объемы угледобычи, зарплаты, желание руководства вкладываться в бесперспективный проект.

20 апреля 1974 года последний паром покидает Хашиму. История не сохранила свидетельств, кто был последним жителем, оставившим собственное пристанище. Официально с того момента Хасима перестает существовать. Теперь остров стремительно разрушается, покинутый местными. На долгие 35 лет его аборигенами становятся вездесущие чайки.

Заброшенный остров Хасима как туристический объект

Официально туристическим местом остров стал в 2009 году. Сталкеров и любителей «заброшек» не останавливала нелегальность поездок сюда. Не могла их остановить также уголовная наказуемость проникновения в Хасиму и угроза депортации из страны. Местные дельцы из Нагасаки хорошо поживились на искателях приключений, организовывая незаконные поездки.

Черный рынок полнился артефактами с острова-призрака. Мародеры за 35 лет разворовали почти все оставленные жителями Хасимы предметы быта. «Расхитители гробниц» рассказывали друг другу байки и впечатления о посещении этого места. Постепенно Хашима оброс множеством легенд. По одной из них, здесь все еще бродят духи погибших в шахтах копателей, готовые растерзать каждого, кто потревожит их покой.

Другое поверье утверждало, что после наступления темноты остров становится сосредоточием проклятых сил зла. Лучше не испытывать судьбу, иначе будешь наказан. Некоторые смельчаки пренебрегали этим, за что поплатились жизнью. Известен случай разбившегося альпиниста: он сорвался со страховочного троса, пытаясь забраться в высокое здание.

Интересные факты о прошлом острова Хашима в Японии:

  • Японцы называли Хасиму «Гункадзима». Дословно переводится как «остров-корабль», «остров-линкор». Снова замешана корпорация «Мицубиси». В начале 20 века на верфях Нагасаки кипела постройка огромного флагмана военно-морского флота Японии «Тоса». Очертания острова издалека напоминали силуэт этого корабля.
  • В середине 20 века Хасима являлся самым густонаселенным городом на Земле. Плотность населения на квадратный километр поражала: почти 1,5 тысячи человек. Всего остров населяли почти 6 тысяч японцев.
  • Компания Google отправила экспедицию команды Street View в 2013 году для детальных панорамных съемок острова. Каждый желающий может посетить виртуальную экскурсию в любой момент на сайте проекта.
  • Здесь снимали большую часть японского фильма «Атака Титанов» (экранизация одноименного аниме — 2015).

Японский остров Хасима, фото до и после

Полностью рукотворный промышленный оазис на безжизненной скале в один миг стал памятником полнейшей разрухе. Предлагаю посмотреть фотографии острова вместе. То, каким стал остров сегодня, пугает и манит одновременно.

На земле достаточно много заброшенных мест. Все они по-своему интересны. Какие-то из них страшные, но так или иначе, эти места достойны внимания. Сейчас на земле встречаются не только определённые здания или сооружения, но и целые острова. Одним из таких островов является Хасима, что расположен в Восточно-Китайском море в 50 км от Нагасаки.

До недавнего времени здесь кипела жизнь, остров можно было назвать самым густонаселённым местом в мире. Однако сегодня здесь царит тишина, и единственные живые существа, обитающие здесь, крысы да птицы. Что же случилось с островом Хасима? Почему он внезапно опустел?

Док конца 19-го века остров Хасима являл собой скалистую местность, каких в округе Нагасаки находилось множество. Здесь трудно было представить жизнь людей, так как ничего для этого не было создано, и построить, что либо здесь было достаточно тяжело.

Перемены на острове начались в 1880-х годах. Тогда на соседнем острове Такасима были построены первые угольные шахты, и они пользовались большим успехом. Члены клана Фукахори решили создать и на Хасиме шахту, т.к. в те времена Япония переживала индустриализацию, и уголь считался на тот момент основным ресурсом для страны. Спустя несколько лет, в 1890-х годах остров Хасима был выкуплен, уже тогда известным концерном «Мицубиси». После этого здесь начала постепенно зарождаться жизнь.

Ресурсы одной шахты своим ходом истощались, что способствовало открытию новой шахты прямо под островом. Появилась она в 1895 году и имела глубину, почти в 200 метров. Через три года после этого была образована ещё одна шахта. Итог был предсказуем. Под островом и морем образовалось огромное пустое пространство от шахт. Это было сравнимо с лабиринтом.

Когда работа шла на острове полным ходом, корпорацией, занимающейся всем этим, было решено создать здесь целый шахтёрский город. Это могло сократить затраты на ежедневную дорогу по морю нескольких тысяч рабочих. Когда остров начал расстраиваться, его длина составила 480 метров, а ширина – 160 метров. Так как остров нередко подвергался нападкам природных морских стихий, по периметру всей территории создали высокий железобетонный забор.

Полномасштабная застройка острова началась в 1916 году. Тогда здесь уже проживало более 3 тыс. рабочих. Объёмы добываемых ресурсов уже составляли порядка 150 000 тонн ежегодно. Город строился почти 60 лет. За это время здесь возвели около 30 многоэтажек. Также здесь была создана вся инфраструктура, благодаря которой жить здесь было бы удобно. Детские сады, школы, множество магазинов, больницы, кинотеатр, бассейны и многое другое здесь было построено специально для людей.

Военное время для острова было ужасающим. Тогда здесь было призвано на службу в армии большинство мужчин. Рабочей силы осталось мало. Было решено пригласить на работу на Хасиму корейцев. Во время войны здесь бушевала голодная жизнь. Люди заболевали смертельными болезнями и умирали. Некоторые сходили с ума и прыгали с островной стены. Однако и это время прошло. Остров Хасима начал подниматься в 1950-х годах, появлялись новые строения, люди почувствовали счастливую жизнь после жестоких военных лет.

Однако всё хорошее тоже, когда-нибудь заканчивается. На площади 6.3 га в 1959 году здесь пытались ютиться более 5 тыс. человек. Это было невообразимо. Одежду, продукты и всё необходимое на остров поставляли из Нагасаки. В 1963 году сюда завезли первые растения, т.к. до этого на острове даже растительности не существовало. Сады Кюсю разбили на крышах зданий.

Казалось бы, остров Хасима имеет светлое и бесконечное будущее, но в конце 60-х годов нефть начала падать в цене, уголь на острове добывать было всё сложнее и сложнее. По всему миру тогда закрывались шахты. Так и могущественный концерн «Мицубиси» решил прекратить добычу ресурсов на данном острове. Постепенно закрывались все учреждения, а жители в спешке покидали остров. В середине 70-х годов на острове не осталось ни одного человека. Теперь это место пустует и постепенно погибает под натиском времени.

Сегодня этот остров является местом, куда приплывают отряды туристов, чтобы побродить по, некогда, переполненным улицам, зданиям и пофотографировать мёртвый шахтёрский городок. В течение 87 лет этот остров строился, развивался и умер он в считаные дни. Теперь это просто веха в японской истории, которая осталась в глубине души у многих жителей окрестных островов и городов.

Если вы любите таинственные и заброшенные места, то обязательно прочитайте про страшный .

Человечество за свою историю успело построить огромное количество величественных сооружений и городов и немало из них оказалось заброшено. Одним из таких мест является Хасима (Пограничный остров). 50 лет это место было самым густонаселенным на планете, кишило людьми и жизнь здесь била ключом. Так что же стало с этим островом и почему он практически 40 лет уже заброшен? Ответ читайте под катом.

20 апреля 1974 года последний местный житель ступил на палубу теплохода, уходившего в Нагасаки, и вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки.

«Пограничный остров», именно так с японского переводится Хасима, расположен на юге страны, в Восточно-Китайском море в 15 километрах от печально известного Нагасаки. Его второе название, наверное даже более популярное в Японии, - Гункандзима, «остров-линкор».

Так его прозвали еще в 1920-е годы. Журналисты местной газеты заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки. Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав», соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения. Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.

Хасима не всегда выглядел так внушительно. До конца XIX века это был один из великого множества малопригодных для разумных форм жизни скалистых островков в окрестностях Нагасаки, популярных только среди местных птиц да изредка посещаемых рыбаками.

Все изменилось в 1880-е годы. Япония переживала мощную индустриализацию, ценнейшим ресурсом при которой становился уголь. Грандиозный успех шахт соседнего острова Такасима способствовал освоению альтернативных источников сырья, способных обеспечить бурно развивающуюся металлургию Нагасаки. В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890-м остров за 100 000 иен выкупил Mitsubishi, один из самых крупных японских промышленных конгломератов. На снимках конца века Хасима выглядит уже обитаемым, человек активно приступил к освоению его природных богатств.

А угля стране требовалось все больше и больше. Рост большой индустрии сопровождался и увеличением аппетитов, как это принято было раньше говорить, агрессивной японской военщины. Успех в китайско-японской (1894-95) и русско-японской (1904-05) войнах лишь разогрел экономику империи. Концерн Mitsubishi, обладавший практически неограниченными финансовыми средствами, разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну - в 1898 году. В конечном итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.

Пустую породу, извлекаемую из шахт, Mitsubishi использовала для увеличения территории острова. Менеджмент компании уже разработал план строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем из Нагасаки.

В конечном итоге площадь Хасимы, во многом отвоеванная у Тихого океана, составила 6,3 га. С запада на восток длина острова составляет 160 метров, с севера на юг - 480 метров. В 1907 году Mitsubishi окружила свою собственность железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию ее территории морем и частыми здесь тайфунами.

В 1916 году, когда на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек, Mitsubishi начала здесь масштабное строительство. За 58 лет корпорация возвела тут около 30 многоэтажных жилых домов, госпиталь, школы, детсад, плавательные бассейны, храмы, кинотеатр и клуб для шахтеров. Одних магазинов на острове работало 25 штук. Его силуэт наконец начал напоминать линкор Tosa, Хасима получил свое прозвище.

На плане отмечены основные объекты острова-линкора, речь о которых пойдет в дальнейшем. 1 - госпиталь, 2 - дом №65, 3 - школа, 4 - комплекс Nikkyu, 5 - «Дом Гловера», 6 - детская площадка, 7 - зона шахт, 8 - кинотеатр.

Первым крупным зданием Хасимы стал т. н. «Дом Гловера» (на фото ниже под цифрой 1), названный в честь будто бы проектировавшего его шотландского инженера Томаса Гловера. Семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше сдали в эксплуатацию в 1916 году. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов. Хасима в принципе стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.

Квадратное в плане здание с внутренним двором служило одной цели - дать жилье как можно большему количеству рабочих. Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути это было общежитие в современном его понимании.

Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный колосс в форме буквы E насчитывал 241 столь же скромную, как и у предшественника, комнату.

Любое свободное пространство в условиях крайне ограниченной территории старались использовать с толком. В чрезвычайно узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.

Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны, когда в других районах страны оно было заморожено. Топливо по-прежнему было необходимо воюющей империи. В 1941 году на Хасиме установили рекорд - добыли 410 000 тонн угля, а в 1944-м Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса - т. н. «здание №65», 9-этажное П-образное здание на 317 квартир, единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.

Рядом с ним находится т. н. «перекресток соленых дождей» - одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.

Неподалеку еще один культовый объект Хасимы - «Лестница в ад». Казавшийся бесконечным местным жителям подъем вел к храму Senpukuji. Непонятно, что казалось обитателям острова более адским - необходимость преодолевать сотни крутых ступенек или последующий спуск в узкие лабиринты улочек города, часто не видевших солнечного света.

К храмам на Хасиме относились серьезно - шахтерский труд и сейчас, а в первой половине XX века в особенности, остается крайне опасным занятием. Во время Второй мировой многие из молодых горняков острова были призваны в армию, Mitsubishi заменила их гастарбайтерами из Китая и Кореи. По разным подсчетам жертвами беспощадной эксплуатации на шахтах и полуголодного существования стали 1300 привезенных сюда пленников. Кто-то погибал в забое, кто-то умирал от истощения и болезней, бывало даже несчастные бросались с островной стены в отчаянной, в большинстве случаев тщетной попытке добраться до «большой земли». И ими, конечно, число погибших на Хасиме за 87 лет горных разработок тут не ограничивалось. На совести у острова и Mitsubishi тысячи жизней.

После окончания войны уголь Хасимы по-прежнему был востребован. Экономика Японии начала бурное восстановление уже в мирном русле. 1950-е стали «золотым десятилетием» острова: компания-владелец стала вести бизнес куда более цивилизованно. В шахтерском городке была построена больница, а в 1958 году открылась огромная 7-этажная школа, ставшая последним крупным зданием, возведенным здесь.

С первого по четвертый этаж комплекса занимала начальная школа, выше располагались старшие классы. На самом верхнем уровне находились спортивный и актовый залы.

Своего пика население Хасимы достигло в 1959 году. На шести с небольшим гектарах острова, из которых только 60% были жилыми, жило 5259 человек. Плотность населения здесь составляла 1391 человек на гектар - в этом смысле у Хасимы конкурентов не было. Это было самое густонаселенное место на планете - жилые кварталы были буквально забиты людьми.

Автомобилей здесь, разумеется, не было. Как поговаривали местные жители, из одного конца в другой остров можно было пересечь быстрее, чем выкурить сигарету. Не нужны были даже зонты: запутанный лабиринт крытых лестниц, коридоров и галерей объединял практически все постройки жилых кварталов, позволяя в случае необходимости в принципе не выходить на открытый воздух.

Распределение жилья отражало царившую здесь строгую социальную иерархию. Единственный одноэтажный особняк, причем на вершине скалы, с которой когда-то начинался остров, занимал управляющий шахтой Mitsubishi. Менеджмент, учителя и врачи жили в относительно просторных двухкомнатных квартирах с собственной кухней и санузлом в отдельных жилых домах. Шахтерским семьям тоже предоставлялась двухкомнатная квартира в 20 квадратных метров, но уже с кухнями, туалетами и душами «на этаже». А неженатые шахтеры и сезонные рабочие жили в тех самых первых однокомнатных квартирках на 10 «квадратов», построенных тут еще в начале XX века.

Mitsubishi правила на Хасиме железной рукой, установив тут своего рода частнособственническую диктатуру. С одной стороны, корпорация обеспечивала шахтеров гарантированным рабочим местом и заработной платой, бесплатным жильем, электричеством и водой. С другой - жители острова в принудительном порядке привлекались к общественным работам по содержанию зданий в пристойном виде: уборке общественных помещений и территории.

Островное сообщество давало «большой земле» так нужный ей уголь, но в свою очередь его существование целиком и полностью зависело от поставок продуктов, одежды и даже обычной воды. До 1960-х здесь не было ни одного более-менее серьезного растения, только в 1963-м материнская компания завезла с острова Кюсю грунт, что позволило разбить на крышах зданий и немногих доступных свободных площадках небольшие скверы, сады и огороды. Жители Хасимы получили возможность гулять среди деревьев и выращивать хотя бы какое-то минимальное количество овощей.

Будущее Хасимы в начале 1960-х еще казалось безоблачным, но в конце десятилетия с удешевлением нефти добыча угля здесь становилась все более и более нерентабельной. Шахты закрывались по всей стране, и маленький остров в Восточно-Китайском море также в конце концов стал жертвой переориентации японской экономики на потребление «черного золота». В январе 1974 года Mitsubishi объявила о ликвидации шахт на Хасиме, в марте закрылась построенная 16 лет назад школа, а 20 апреля последний житель острова покинул его на теплоходе. Хасима превратился в призрак.

За 87 лет здесь добыли 16,5 миллиона тонн угля, но последние четыре десятилетия остров покинут, а построенные с таким трудом, с использованием малейшего клочка земли здания медленно, но необратимо разрушаются. Брошенный людьми остров-корабль, охраняющий вход в бухту Нагасаки, служит своеобразным монументом истории японского общества.

Долгое время его посещение туристами и любителями «заброшки» было категорически запрещено - слишком активно деградировали построенные в первой половине XX века сооружения. Однако с 2009 года власти вновь допускают на Хасиму всех желающих, организовав специальный пешеходный маршрут в небольшой, но безопасной для здоровья части острова.

Новую волну интереса к Хасиме подняла последняя серия киноэпопеи о приключениях британского агента 007 Джеймса Бонда. Логово главного злодея, Рауля Сильвы, в фильме «Координаты Скайфолл» (2012) было очевидно вдохновлено именно «островом-линкором» в Восточно-Китайском море, хотя и снималось в павильонах английской студии Pinewood.

«Город опустел практически за ночь. Он всех убедил, что на химическом заводе утечка».

Энтузиасты предлагают реконструировать весь остров, туристический потенциал которого огромен, организовать здесь музей промышленной истории под открытым небом и даже включить Хасиму в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако, как обычно, все упирается в финансы, ведь бюджет восстановления десятков зданий, многие из которых полуразрушены, трудно предсказуем.

Впрочем, побродить по острову-призраку теперь может любой желающий, не выходя из-за собственного компьютера. В июле 2013 года отснявший Хасиму сервис Google Street View дал возможность увидеть не только недоступные в настоящее время туристам кварталы острова, но даже побывать внутри покинутых зданий, зайти в шахтерские квартиры и увидеть брошенные при отъезде предметы быта.

Хасима, «японская Припять», только без радиации, остается суровым символом рождения в империи большой промышленности и в то же время наглядно показывает, что ничто не вечно, даже под восходящим солнцем.

Много лет я мечтал попасть на этот мрачный остров в 20 километрах от побережья японского острова Кюсю и города Нагасаки. Мало того, что сам город ассоциируется для большинства с атомным взрывом и гибелью сотен тысяч людей, так еще и мистический остров там же. Люди начали заселять остров Хасима в 1810 году, поскольку в его недрах обнаружили залежи угля, столь необходимого для развития промышленности. Изначально для прокладки шахт сюда отправляли узников тюрем, которые жили в удручающих условиях и массово гибли от болезней и тяжелого труда. В 1890 остров выкупила корпорация Митсубиши, да, та самая, чьи автомобили мы с вами наблюдаем на улицах. Население острова быстро увеличивалось, сюда прибывали инженеры с семьями, шахтеры, здесь открылись школа и больница. В 1960 на острове жили более 5 тысяч человек и даже был проложен электрический кабель с суши, чтобы обеспечить бесперебойную подачу электричества. Всему пришел конец солнечным днем 20 апреля 1974 года...

Добраться на остров можно на одном из катеров, ежедневно отправляющихся из порта Нагасаки, дорога на остров и назад обойдется в 40 долларов. Билеты продаются там же -

Посадка -

В путь! Плавание занимает примерно сорок минут -

Вскоре Нагасаки остается позади и мы выходим собственно в открытый океан -

Вот и долгожданный остров Хашима, возникающий посреди моря словно гигантский каменный броненосец -

В 1974 году Митсубиши приняли решение прекратить добычу угля, как нерентабельную и эвакуировать жителей острова. Ядерная энергетика стремительно приобретала популярность и по всей стране строились атомные станции. Как вы помните, в марте 2011 в результате разрушительного землетрясения и последовавшего за ним цунами, пострадала атомная станция Фукусима. Это собственно к тому, что рентабельность штука хорошая, но когда ты живешь в столь сейсмичном месте - как-то не по себе.

Помимо рентабельности, проблема угледобычи на острове еще и в том, что в этих местах нередки штормы и ураганы, не говоря уже о землетрясениях и цунами. Работы по укреплению и восстановления защитных стен не прекращались никогда. А это немалые расходы и постоянный риск для жизни жителей. Неоднократно на остров обрушивались волны достигающие 10 метров в высоту, перехлестывая через стены и превращая улицы городка в бурные реки. Несложно представить панику, охватывавшую горняков от подобных природных катаклизмов.

Судите сами: остров заброшен с 1974 года, его никто намеренно не разрушал, тут нет вандалов и охотников за стройматериалами и железом. За сорок лет сама природа превратила некогда процветающее место в город-призрак. Все эти разрушения естественные, результат ураганов и землетрясений -

Для посещений открыта примерно треть острова, остальная часть считается опасной и туда вас не пустят. Нет, конечно есть умельцы, знающие как приплыть сюда на рыбацкой лодчонке посреди ночи, пока никто не заметил их присутствие. Сказать вам честно? Это безумно интересно и рай для сталкеров, но уж здорово опасно. И не из-за аварийного состояния зданий, а из-за неспокойного океана, где почти всегда волнение. Вам придется проплыть с десяток километров ночью с ближайшей точки на суше, подумайте об этом. Сегодня отличная погода и волн на первый взгляд нет, но корабль мотало так, что приходилось держаться за поручни. Надо еще и уметь причалить к острову, чтобы волна вас не долбануло о стену, разрушив вашу лодчонку.

Покидаю остров с острым желанием сюда вернуться, но чтобы самостоятельно и полазить по этим зданиям. А еще круче приплыть сюда с палаткой и некоторым набором пищи, чтобы переночевать и вдоволь насладиться мистицизмом острова Хашима!

После посещения острова мы держим путь в эпицентр атомного взрыва, накрывшего этот прекрасный город (на мой взгляд - одни из красивейших в Японии) 9 августа 1945 года, приведя к гибели 168 тысяч человек.

p.s 2 Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

Прошло два года со дня землетрясения и цунами у восточного побережья Японии, которые стали причиной аварии на АЭС Фукусима-1, но обширные территории вокруг электростанции по-прежнему остаются зоной отчуждения. Жители небольшого посёлка Намиэ к северу от аварийной АЭС эвакуировались вскоре после землетрясения, и больше не смогли вернуться в свои дома. Намиэ превратился в город-призрак.

По просьбе местных властей компания Google отправила в Намиэ оснащенные камерами автомобили, чтобы составить карту улиц опустевшего города, и местные жители смогли увидеть свои покинутые дома. Мэр города Намиэ Тамоцу Баба написал в блоге Google: «После землетрясения в марте 2011 года весь мир пошёл дальше, а многие города Японии начали восстанавливаться. Но для Намиэ время навсегда остановилось. Мы, люди старшего поколения, унаследовали этот город от своих предков, и нам очень больно, что мы не смогли передать его своим детям».

(Всего 30 фото)

1. Автомобиль Volkswagen стоит возле повреждённого здания в посёлке Намиэ. (© Google, Inc.)

2. Улицы зарастают травой и кустарником. (© Google, Inc.)

3. Крыша дома, разрушенного землетрясением в 2011 году, лежит на дороге в посёлке Намиэ, Япония. (© Google, Inc.)

4. Велосипеды стоят на заброшенной парковке недалеко от железнодорожной станции в посёлке Намиэ. (© Google, Inc.)

5. Поваленные надгробные камни лежат на кладбище недалеко от побережья. (© Google, Inc.)

6. Пустующий рыбный порт в Укедо. До цунами в порту стояли 140 рыболовных судов. (© Google, Inc.)

7. Торговые автоматы возле повреждённого здания. (© Google, Inc.)

8. Рыболовные суда и мусор лежат недалеко от побережья. (© Google, Inc.)

9. Руины дома лежат на улице в Намиэ. (© Google, Inc.)

10. Заброшенный жилой дом и заросшая травой парковка. (© Google, Inc.)

11. Обломки лодок лежат возле повреждённого здания в гавани Укедо. (© Google, Inc.)

12. Автомобиль отражается в зеркале возле заросшей дороги в посёлке Намиэ. (© Google, Inc.)

13. Покорёженный автомобиль возле дамбы у побережья в Укедо. (© Google, Inc.)

14. Повреждённое здание в гавани Укедо. (© Google, Inc.)

15. Рухнувший дом возле пустующего ресторана в посёлке Намиэ. (© Google, Inc.)

16. Уцелевшее здание у побережья в посёлке Намиэ. (© Google, Inc.)

17. Мусор лежит на дороге недалеко от побережья Тихого океана в посёлке Намиэ. (© Google, Inc.)

18. Полуразрушенный дом стоит в поле в пострадавшем от цунами районе. (© Google, Inc.)

19. Памятник у дороги недалеко от побережья в Намиэ. (© Google, Inc.)

20. Покорёженные транспортные средства у дороги в посёлке Намиэ. (© Google, Inc.)

21. Большинство дорог в Намиэ заканчиваются тупиком. Они либо разрушены землетрясением, либо ведут в зону отчуждения. (© Google, Inc.)

22. Ещё один рухнувший дом в посёлке Намиэ. (© Google, Inc.)

23. Покорёженные автомобили лежат в поле недалеко от побережья в посёлке Намиэ. (© Google, Inc.)