Забывание. Проблема забывания в психологии памяти

81. Реконструкция при воспроизведении не проявляется:

а) в отборе главного и отсеве второстепенного материала;

б) в обобщении и привнесении нового содержания;

в) в изменении последовательности изложения;

г) в воспроизведении, максимально близком к заученному материалу.

82. Узнавание - это воспроизведение:

а) первичное;

б) вторичное;

в) третичное;

г) совершенно новое.

83. Укажите, какое из данных утверждений относительно индивидуальных особенностей памяти неверно. Эти особенности:

а) в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов;

б) в определенной мере связаны с различиями степени уравновешенности нервных процессов;

в) в определенной мере связаны с различиями степени подвижности нервных процессов;

г) не обеспечиваются физиологическим субстратом.

84. Так называемый фактор края имеет вид зависимости:

а) монотонно возрастающей;

б) монотонно убывающей;

в) нелинейной U-образного типа;

г) инвертированной U-образной.

85. Опознание воспринимаемого объекта, как уже известного по прошлому опыту, - это:

а) припоминание;

б) узнавание;

в) представление;

г) реминисценция.

86. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:

а) припоминание;

б) узнавание;

в) представление;

г) реминисценция.

87. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, - это:

а) припоминание;

б) узнавание;

в) представление;

г) реминисценция.

88. Кривая забывания Эббингауза имеет вид зависимости:

а) монотонно убывающей;

б) монотонно возрастающей;

в) инвертированной U-образной;

г) сложной квазипериодической.

89. Запоминание на основе установления в запоминаемом материале смысловых связей характерно для … памяти.
а) механической;
б) логической;
в) опосредованной;
г) вербальной.

90. Запоминание материала путем его повторении без осмысления, называется …
а) непосредственным;
б) опосредованным;
в) произвольным;
г) механическим;
д) кратковременным.

91. Запоминание, сохранение и воспроизведение информации, перерабатываемой в ходе выполнения определенного действия и необходимой только для достижения цели данного действия, обеспечивается … памятью.
а) произвольной;
б) оперативной;
в) кратковременной;
г) непосредственной.

92. Генетически первичным является … запоминание.
а) непроизвольное;
б) произвольное;
в) опосредованное;
г) послепроизвольное.

93. Прочность запоминания не зависит от …
а) наличия интереса;
б) значимости запоминаемого материала для достижения предстоящих целей;
в) эмоционального состояния субъекта;
г) объема кратковременной памяти.

94. Классификация памяти на непроизвольную и произвольную осуществляется в соответствии с(со) …
а) степенью осмысленности материала;
б) предметом отражения;
в) длительностью сохранения материала.
г) Нет правильного ответа.

95. Длительность хранения информации в долговременной памяти не зависит
от …
а) значимости запоминаемого материала;
б) характера материала;
в) от характера деятельности, предшествующей процессу запоминания;
г) от объема кратковременной памяти.

96. Объем кратковременной памяти …
а) составляет 7 ± 2;
б) неограничен;
в) различен в зависимости от пола.
г) Предел неизвестен.

97. На скорость забывания материала влияет …
а) степень осмысленности материала;
б) частота использования запоминаемого материала;
в) установка на запоминание.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

98. От процесса запоминания зависит … сохранения материала.
а) полнота;
б) точность;
в) прочность.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

100. Взаимодействие запоминаемой информации с ранее заученной может
приводить к увеличению числа ошибок при воспроизведении в результате …
а) реминисценции следов памяти;
б) интерференции;
в) усталости;
г) уменьшения концентрации внимания.

101. Забывание представляет собой … процесс.
а) произвольный;
б) непроизвольный;
в) управляемый;
г) послепроизвольный.

102. Скорость забывания материала не зависит от …
а) его содержания;
б) степени осознанности;
в) наличия у субъекта мотивов к забыванию.
г) Нет правильного ответа.

103. Форма воспроизведения, основанная на опознании воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту - это …
а) воспоминание;
б) узнавание;
в) представление;
г) реминисценция.

104. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, называется …
а) припоминанием;
б) узнаванием;
в) представлением;
г) реминисценцией.

105. Активная форма воспроизведения, которая характеризуется наличием
сознательно поставленной цели, необходимостью преодолевать определенные затруднения - это …
а) припоминание;
б) узнавание;
в) представление;
г) реминисценция.

106. В соответствии с эффектом Б.В. Зейгарник, незавершенные действия по сравнению с завершенными запоминаются

а) лучше;
б) хуже.
в) Различий не существует.
г) Это зависит от ситуации.

107. К субъективным факторам эффективности запоминания не относится …
а) предшествующий опыт;
б) установка;
в) интерес;
г) характер материала.

108. К приемам осмысленного запоминания не относится …
а) составление плана;
б) группировка материала;
в) составление схем;
г) ритмизация материала.

109. Концентрированное повторение по сравнению с распределенным является …
а) более эффективным;
б) менее эффективным.
в) Эффективность одинакова, главное - количество повторений.
г) Это зависит от ситуации.

110. Быстрое забывание учебного материала сразу после того, как сдан экзамен объясняется …
а) действием фактора времени;
б) наличием желания забыть;
в) заучиванием нового материала;
г) действием закона установки.

111. У взрослых лучше развита память …
а) механическая;
б) логическая (смысловая);
в) эмоциональная.
г) Значимых различий нет.

112. Закон края описывает тот факт, что лучше запоминается та информация,
которая находится в … запоминаемого ряда.
а) середине;
б) конце;
в) начале;
г) начале и конце.

113. Наиболее интенсивно забывание происходит … после заучивания.
а) в первые часы;
б) на следующий день;
в) через неделю;
г) через месяц.

114. Если вслед за заучиванием следует работа со сходным материалом, то забывание заученного …
а) увеличивается, происходит быстрее;
б) уменьшается;
в) уменьшается, если материал неинтересный.
г) Различий не существует.

115. Информация, заучиваемая перед сном, запоминается лучше в силу действия закона …
а) установки;
б) края;
в) повторения;
г) осмысления.

116. К объективным факторам эффективности запоминания не относится …
а) характер материала;
б) тип запоминания;
в) количество материала;
г) обстановка запоминания.

117. Лучше всего запоминается информация при ее восприятии …
а) при чтении;
б) на слух;
в) при помощи зрения и слуха;

г) значимых различий нет.
118. Закон осмысления проявляется в том, что …
а) человек лучше понимает смысл того, что он дольше помнит;
б) тот материал, который осмыслен, запоминается лучше;
в) лучше запоминается тот материал, смысл которого важен для человека;
г) чем дольше материал хранится в памяти, тем лучше он осмысливается.

119. В ходе исследования двум группам учащимся было предложено запомнить рассказ. Первой группе рассказ давался с предупреждением, что опрос будет проводиться на следующий день, второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Фактически в обеих группах проверку провели через четыре недели после заучивания. Учащиеся какой группы лучше воспроизвели рассказ?
а) Первой.
б) Второй.
в) Первой, если рассказ интересный.
г) Различий не существует.

120. В ходе исследования двум группам учащимся было предложено запомнить рассказ. Одной группе рассказ давался с предупреждением, что опрос будет проводиться на следующий день, второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Учащиеся второй группы лучше воспроизвели рассказ. Какой психологический фактор обуславливает подобную закономерность?
а) Закон края.
б) Закон контекста.
в) Закон торможения.
г) Закон установки.

121. Как можно усилить первое впечатление от материала для лучшего его запоминания?
а) Направить информацию по нескольким каналам (зрение, слух и др.).
б) Усилить интенсивность сообщения.
в) Увеличить скорость изложения.
г) Увеличить скорость и интенсивность сообщения.

122. Для лучшего осмысления материала с целью улучшения запоминания
нужно …
а) составить его план;
б) обсудить его с кем-либо;
в) составить его структурно-логическую схему.
г) Все ответы верны.

123. Лучшее усвоение материала обеспечивается тогда, когда человек может
а) воспроизвести его словами источника;
б) воспроизвести его своими словами;
в) применить его при решении задач.
г) составить его структурно-логическую схему.

124. Образ предмета или явления, возникающий в отсутствии этого предмета
(явления), и основывающийся на прошлом опыте человека, называется …
а) мечтой;
б) восприятием;
в) представлением;
г) ассоциацией.

125. Сходство представлений с восприятием заключается в …
а) яркости;
б) отсутствии эмоциональной окраски;
в) неустойчивости;
г) модальности.

126. Между представлениями разных людей существуют различия … образа.
а) по яркости;
б) по полноте;
в) по отчетливости.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

Все люди за период своей жизни забывали множество как значительных, так и несущественных для них вещей, сталкиваясь с ухудшением прежних возможностей своей памяти. Герман Эбингаус одним из первых экспериментально ознакомился с процессами забывания путем изучения работ Фехнера по психофизике. После чего был заинтересован проблемой экспериментального изучения психологических функций и построил первую таблицу данных по воспроизведению материала. Далее выяснилось, что ту информацию, которую человек забыл, он вспоминает несколько позднее. Оказывается, что строго определить, как происходит процесс забывания практически невозможно.

Определение забывания в психологии

Существует так называемое общепринятое в психологии определение данного термина:

Забывание — полная потеря или исчезновение определенной информации, своего рода возврат к прошлому, когда материал исчезает бесследно.

Забывание - невозможность извлечь из памяти в данный момент то, что было возможно вспомнить раннее. К примеру, я не смог вспомнить в какой-то момент необходимые сведения, значит, их забыл. Проблема заключается в том, что так по сути дела невозможно доказать, что что-либо забыто окончательно и безвозвратно.

Основные теории забывания

Таким образом, начинают возникать различные теории забывания, одна из которых несет название «теория распада». Она заключается в том, что память пассивно распадается с течением времени вне зависимости от каких-либо событий.

Вторая теория - теория интерференции, которая гласит, что мы забываем определенные данные во время процесса обучения, приобретая новые навыки и знания.

Разделить эти две теории так же нельзя, поскольку всегда с течением времени мы приобретаем какую-то новую информацию, значит, память ухудшается по одной из двух вышеизложенных причин.

Что касается исследований, существующих на момент с 2010 г. по 2014 г., наиболее существенным является исследование активного забывания, смысл которого заключается в выявлении неслучайных провалов в памяти. Организм это совершает преднамеренно, происходит адаптивный и необходимый процесс.

В большинстве случаев теории забывания основаны на том, что забывание - недостаток или ошибка, которая случилась в памяти головного мозга.

Активные теории забывания характеризуют забывание, как специфичный отдельный процесс. Произведены три линии исследований, проводимые на моллюсках, насекомых и млекопитающих. На моллюсках (прудовике обыкновенном) был проведен эксперимент, в котором разрушалось тело определенного нейрона в его мозге. У моллюсков имеются довольно крупные нервные клетки, без которых животное не сможет нормально функционировать. Также имеется одна нервная клетка, без которой прудовик не может обучиться новому навыку. Ко всему прочему, стало известно, что после обучения этому новому навыку, когда клетка находится в сохранности, при ее разрушении моллюск не сможет обучаться дальше, но он так же потеряет возможность и забыть то, что выучил до этого момента.

Закон (кривая) забывания по Эббингаузу выглядит следующим образом:

Механизмы забывания

То есть для процесса забывания наличие нервной клетки необходимо, и без нее эта операция не произойдет. Получается, что для ослабления и даже необходима сохранность мозговых структур.

На крысах эксперимент построен по той же структуре. В данном случае так же показано, что без определенного типа рецепторов процесс забывания замедляется.

Все эти сведения означают, что забывание — вполне естественный процесс для организма, связанный с закреплением в памяти приличного количества лишней информации. Нарушение этого процесса приводит к ухудшению процесса обучения.

Основные причины процесса забывания:

При приобретении нового опыта, уже существующий опыт реорганизуется, поскольку поступает другая, более свежая информация. Эти изменения провоцируют забывание. Получается, в организме происходят постоянные изменения и модификации, связанные с нашим обучением. Если этот процесс нарушить, то станет ухудшаться и забывание.

Этот вопрос так же связан с тем, что специализация нервных клеток необратима и постоянна: когда нервная клетка что-то «запомнила», то она не потеряет эти данные никогда. Естественно забывания не существует в здоровом организме, когда при обучении не происходит перестройки, реорганизации опыта и изменений .

Факторы, влияющие на механизм забывания:

Реальная потеря информации происходит во время гибели нервных клеток, при выявлении нарушений или травм. Только в этом случае происходит потеря определенной информации из памяти головного мозга, то есть организм все равно адаптируется к травме или к каким-то патологичным событиям. На эту тему рекомендуем почитать историю пациента .

В сущности, проблема забывания нужной информации волнует большое количество людей. Лучшие умы человечества работают над созданием современных методов частичного предотвращения этого процесса. На сегодняшний день лучшим решением является употребление стимулирующих биологически активных добавок по типу Optimentis, помогающих улучшить память, внимание и активировать все ресурсы головного мозга.

Российские ученые нейрофизиологи уже начали активно проводить клинические исследования, поэтому в ближайшее время можно ожидать появление научных статей с результатами в ведущих научных журналах. А пока что можно довольствоваться лишь мнением независимых врачей, например, главного специалиста НИИ фундаментальной медицины РАМН Евгения Симанюка. Любите науку, читайте ВикиНауку!

Забывание - активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения - может приводить к восстановлению забытого материала.

  • - вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей...

    Начала современного Естествознания

  • - З. - это потеря информации на любом этапе процесса запоминания или хранения данных в памяти...

    Психологическая энциклопедия

  • - В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с терапией и семейной поддержкой,...

    Психологическая энциклопедия

  • - активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено...

    Психологический словарь

  • - - процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта...

    Педагогический терминологический словарь

  • - ЗАБЫВАНИЕ - понятие, обозначающее отдельный блок мнемической системы. На процесс 3. влияет модальность заученного материала, его осмысленность и привычность, а также цели, интересы, мотивы и знания индивида...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - психический феномен: утрата запечатленной в памяти информации...

    Большой медицинский словарь

  • - вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, по 3...

    Философская энциклопедия

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - забыва́ние ср. 1. процесс действия по гл. забывать 2. Результат такого действия...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - забыв"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 оставление...

    Словарь синонимов

"Забывание" в книгах

Глава II ЗАБЫВАНИЕ.

Из книги Искусство жить на сцене автора Демидов Николай Васильевич

Глава II ЗАБЫВАНИЕ. Значение забывания Так как же достичь того, чтобы повторение не нарушало естественных законов жизни, протекающей в актере? В описанном случае этюд от повторения совершенно изменился. При исполнении его во второй раз актриса, естественно, не могла

Забывание

Из книги Сжатый Хаос: введение в Магию Хаоса автора Хайн Фил

Забывание Как только ваша сигилла запущена, постарайтесь забыть первоначальное намерение, оставив все на волю «эффекта бабочки». Пожалуй, забывание - это самый сложный этап. Не так уж сложно забыть намерение, к осуществлению которого вы относитесь с определенной долей

Вспоминание, обобщение, забывание

Из книги Алгоритмы разума автора Амосов Николай Михайлович

Вспоминание, обобщение, забывание В первое время вся система моделей в серии кадров активна, и если отключить рецепторы, то можно заново их просмотреть с начала до конца, как бы повторив процесс реального изучения, повторно активируя запечатленные образы. Так человек и

2. ВСПОМИНАНИЕ – ЗАБЫВАНИЕ

Из книги Философское чтиво, или Инструкция для пользователя Вселенной автора Райтер Майкл

2. ВСПОМИНАНИЕ – ЗАБЫВАНИЕ Теория: этот процесс задействует механизм вспоминания и забывания, улучшая способность ИО делать и то, и другое по собственному желанию, частично снимая напряжения с этого механизма. Процесс выполняется с обязательным чередованием.Процесс:

ЗАБЫВАНИЕ

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

ЗАБЫВАНИЕ Райан обшаривает всю столовую, поднимает подушки на креслах, осматривает полки. Он забывает, где оставил ключи от машины, уже третий раз за неделю! Трейси обожает ходить в кино и знает великое множество актеров; но вот она рассказывает подруге о фильме, который

Забывание

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Забывание Почему люди забывают? Одну из причин обосновал и объяснил Зигмунд Фрейд. Он считал, что многие факты забывания связаны с особым психологическим защитным механизмом – вытеснением. Те события, которые настолько неприятны, болезненны, связаны с негативными

Фрейд и забывание

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Фрейд и забывание В своей работе «Психопатия обыденной жизни» Фрейд показывает связь забывания с внутренними бессознательными мотивами. Я рекомендовал бы всем интересующимся работой памяти познакомиться с этим произведением, в котором знаменитым психоаналитиком

Сохранение и забывание

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Сохранение и забывание Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессы переработки материала. 105 Оборотной стороной сохранения, проявляющегося в

I ЗАБЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН

автора Фрейд Зигмунд

I ЗАБЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН В 1898 году я поместил в «Monatsschrift fur Psychiatrie und Neurologie» небольшую статью «К вопросу о психическом механизме забывчивости», содержание которой я здесь повторяю и рассматриваю как исходный пункт дальнейших рассуждений. В ней я подверг на примере,

II ЗАБЫВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

Из книги Психология бессознательного автора Фрейд Зигмунд

Фрейд и забывание

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Фрейд и забывание В своей работе «Психопатия обыденной жизни» 3. Фрейд показывает связь забывания с внутренними бессознательными мотивами. Я рекомендовал бы всем интересующимся работой памяти познакомиться с этим трудом, в котором знаменитым психоаналитиком подробно

Многозадачность = забывание

Из книги Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии автора Халлинан Джозеф

Многозадачность = забывание На самом деле успехи, которые, как нам кажется, мы делаем благодаря многозадачности, обычно мнимые. Дело в том, что когда мозгу приходится жонглировать сразу несколькими задачами, его работа резко замедляется. Подумайте сами, мы ровно ничего не

ЗАБЫВАНИЕ

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ЗАБЫВАНИЕ У одного ученого мужа из Литвы, гордого своими познаниями, была дурная привычка прерывать проповеди равви Леви Ицхака из Бердичева и придираться к нему по мелочам. Цадик неоднократно приглашал его к себе домой, чтобы там обсудить все спорные моменты, но

Забывание

Из книги Самая большая иллюзия автора Ларсон Игорь Владимирович

Забывание – Последним из препятствий тибетские мудрецы считают забывчивость. Речь идет о любых ее формах. Ты можешь забыть сделать практику, не запомнить сон или упустить из виду какие-то полезные переживания. Обычно это является следствием предания чему-то важного

Забывание

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Забывание Забывание – одна из функций памяти, и функция очень важная. Она защищает мозг от информационных перегрузок.Во-первых, мы забываем лишнее – то, что давно не извлекалось из памяти и не использовалось. Каждый день человек воспринимает огромный объем информации, но

Забывание

Процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп З. зависит: от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. ) материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в субъекта и т. д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в субъекта. Согласно интерференционным теориям (Б. Андервуд, 1964; Д. Серасо, 1967), З. представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. По Р. Аткинсону (1968), (см. ) вечна, а З. происходит следующим образом: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации , благодаря которому активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище долговременной памяти; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) и приводят к эффекту З. Но и эта теория уязвима, так как не объясняет всех феноменов З. (см. ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Забывание

Активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:

1 ) от объема запоминаемого материала;

2 ) от его содержания и степени его осознанности;

4 ) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр.

Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (см. ). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (см. ; ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЗАБЫВАНИЕ

(англ. forgetting ) - один из процессов в системе памяти , проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании . С т. зр. концепций ассоциативного научения , физиологическая основа З. - торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. , ). Основная закономерность З., установленная Г . Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. З. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности . З. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в - надежное средство борьбы с З.

Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay ) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов - ; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания . В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З. - результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти .

По З . Фрейду , в основе З. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом - стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И . П . Павловым и А . А . Ухтомским явлением запредельного торможения . Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П . И . Зинченко , решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)

Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Забывание

   ЗАБЫВАНИЕ (с. 226) - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию.

Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г.Э.Мюллером и А.Пильцеккером в 1900 г. Согласно первой, забывание происходит потому, что процессы запоминания какого-либо нового материала (и вообще любая психическая активность) взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями, что может их разрушить. Другая гипотеза предполагает ослабление ассоциаций с течением времени (эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти). Своеобразное толкование забывания было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфических защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие впечатления. В отечественной психологии объяснение феноменов забывания связано главным образом с представлением о памяти как действии.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не сможет воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Временное забывание в физиологии объясняется торможением временных нервных связей, полное забывание - их распадом. И то и другое - результат отсутствия подкрепления этих связей.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Забывание

Одна из общих идей психологии: утрата способности вспомнить или опознать ранее усвоенную информацию. Феномен забывания можно разделить на две широкие категории - полное забывание, когда информация фактически утрачивается, и забывание, зависящее от внешних стимулов, при котором фрагменты информации сохраняются в долговременной памяти, но остаются недоступными при попытках вспомнить ее. Вот некоторые главные объяснения феномена забывания:

Помехи: воспоминания искажаются либо в результате предыдущих событий (), либо в результате последующих событий (ретроактивная интерференция).

Вытеснение: этот вид забывания обычно связан с мотивацией - люди неосознанно вытесняют мучительные или неосознанные воспоминания.

Ошибки воспроизведения: в более современных объяснениях фсномена забывания подчеркивается важность различных стимулов в процессах забывания и воспомииания. Эти стимулы могут быть внутренними (например, психологическое или физиологическое состояние - стресс, алкогольное опьянение и т. д.) или контекстуальными (аспекты обстановки). Мы с большей вероятностью вспоминаем информацию, если восстанавливаем ее в том же состоянии и контексте, в каком она была получена первоначально. Это соображение крайне важно при выработке навыков обучения.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "забывание" в других словарях:

    Забывание - активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее… … Психологический словарь

    ЗАБЫВАНИЕ - вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, по 3. Фрейду, результатом переживаний или неконтролируемых воздействий из сферы бессознательного, самостоятельно заботящегося о сохранении внутреннего равновесия человека. Если… … Философская энциклопедия

    забывание - сущ., кол во синонимов: 1 оставление (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    забывание - ЗАБЫВАНИЕ понятие, обозначающее отдельный блок мнемической системы. На процесс 3. влияет модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.), его осмысленность и привычность, а также цели, интересы, мотивы и знания индивида.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Таблица 10


Заполните таблицу 11

Таблица 11

Основные процессы и механизмы памяти.

1. Дайте характеристику важнейших особенностей памяти, как познавательного процесса.

2. Какова роль памяти в психической жизни человека?

3. Какова природа ассоциаций и их значение в процессах памяти?

4. По каким принципам память подразделяют на виды?

5. В чем отличие между кратковременной и оперативной памятью?

6. Каковы основные условия продуктивного запоминания?

7. Как можно объяснить явление реминисценции?

8. В чем проявляется отличие образов и представлений памяти от образов восприятия?

9. В чем проявляются индивидуальные отличия памяти?

Задание-практикум.

Эксперимент 1. «Оперативная память». Эта методика применяется для изучения кратковременной памяти в случае, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.

Инструкция . Экспериментатор зачитывает числа 10 рядов из 5 чисел в каждом. Задача испытуемого – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим. Третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать. Например, 62142. складываем 6 и 2 = 8, 2 и 1 = 3, 1 и 4 = 5, 4 и 2 = 6 (записываются суммы).

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное число 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше.

Эксперимент 2. «Прием информации» .

Инструкция: Экспериментатор зачитывает в быстром темпе слова, а испытуемые должны эти слова классифицировать и записать сокращенно в нужную колонку. Выделяют 5 колонок в таблице (см. ниже). Зачитывают 32 слова: натрий, кошка, диван, верба, тревога, водород, хорек, кресло, восторг, черемуха, ель, серебро, сервант, рысь, любовь, гелий, медведь, лев, стол, тополь, усталость, дуб, каштан, орган, воробей, железо, клен, медь, сазан, береза, соболь, радий .

Испытуемые подсчитывают количество слов, которые успели записать. Если количество слов равно 32 – прием информации эффективен, если 31-29 – посредственный прием, если ниже 28 – прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.

Эксперимент 3. «Непроизвольная память».

Инструкция: Используется материал методики «Прием информации».

НП = (П – М):32 *100%

НП – непроизвольная память

П – количество вспомненных слов

М – количество сфантазированных слов.

Анализ результатов . НП = 70% - очень высокий уровень непроизвольной памяти;

НП = 51-69% - высокий уровень, выше среднего;

НП= 41-50% - хорошая средняя норма для взрослого человека;

НП=31-40% - посредственная норма взрослого человека;

НП=15-30% - низкий уровень, ниже среднего уровня;

НП ‹ 15% - дефект памяти.

Вставьте пропущенные слова, закончите предложения, выберите нужное слово :

1. То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помниться лучше, чем то, что составляет средства данной деятельности. Следовательно, чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно... .

2. Единовременное повторение заученного материала (более или менее?) продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

3. Объем оперативной памяти равен... информационным единицам.

4. Очень яркая образная память, которую описал А. Р. Лурия, называется... .

5. Темп забывания логически осмысленной информации происходит следующим образом: ... .

6. Улучшение воспроизведения по прошествии времени (48-72 часа) называется... .

7. При запоминании длинного информационного ряда лучше всего запоминается его начало и конец. Это явление называется... .

8. Закон забывания Г. Эббингауза заключается в том, что... .

9. Максимум воспроизведения хорошо выученного нами и понятого текста происходит через... .

10. Память у человека теряется и восстанавливается по одному закону (Т. Рибо): при потерях памяти в первую очередь страдают... впечатления, при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, сначала восстанавливаются наиболее... впечатления, а затем наиболее... воспоминания.

Мышление

Функции мышления: раскрытие внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятиях сути объектов и явлений действительности.

Особенности протекания: обобщенное, отраженное и опосредованное познание действительности; решение конкретной задачи; связь с речью.

Заполните таблицу 12.

Таблица 12

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем заключаются специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности?

2. В чем проявляется существенное отличие абстрактного познания действительности от чувственного?

3. В чем заключается особенность опосредованного способа познания действительности?

4. Что характеризует существенные признаки предметов и явлений, которые являются объектом мысленного познания?

5. Охарактеризуйте главные операции мышления.

6. Что является конечным продуктом мысленного познания действительности?

7. В чем заключается отличие понятий от представлений как форм познания?

8. Как соотносятся между собой проблемная ситуация и задача?

9. Определите главные этапы процесса решения задачи.

10. По каким критериям мышление делится на виды?

Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля

1. Терминологический диктант.

1. Назовите операцию мышления, сутью которой является сопоставление предметов или объектов.

2. Назовите операцию мышления, смыслом которой является мысленное деление объекта на составляющие.

3. Назовите операцию мышления, суть которой заключается в мысленном отчуждении от объекта его признаков.

4. Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании образами.

5. Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании понятиями.

2. Определите вид мышления.

1. «...мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами» (Б. М.Теплов)

2. Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи чувств.

3. Вид мышления, направленный на решение практических задач.

4. Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка – это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его. Оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество...»

5. ...мышление неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.

6. Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением.

7. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ.

3. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.

4. Назовите специфические особенности мышления высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.

5. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику способов поиска решения.

6. Назовите психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы. Как следует использовать подсказку для развития мыслительной деятельности учащихся?

7. Укажите некоторые общие закономерности формирования умственных действий. Покажите их связь с внешними практическими действиями.

8. Назовите особенности, способствующие развитию творческого мышления.

· склонность к конформизму;

· очень высокая оценка значимости своих идей;

· частые неудачи в деятельности;

· тревожность как черта характера;

· стремление быть похожим на других;

· заниженная оценка значимости своей деятельности;

· чрезмерно развитое критическое мышление;

· способность видеть объект под новым углом зрения;

· нежелание быть «белой вороной».

9. Правильно ли названы формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, понятийное?

10.Считаете ли вы, что понятие «задача» иногда может иметь более широкий смысл, чем понятие «проблемная ситуация».

Материалы для конспектирования.

Генетические корни мышления и речи. Мысль и слово. // Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринты, 1996, 416С.