Звуко буквенный анализ слова-пять. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова в начальных классах

Звукобуквенный разбор слов

Большинство игр трудно чётко подчинить какой-то одной задаче. Они требуют и внимания, и размышления, и применения знаний, и умения делать логические выводы. Поэтому распределение их по разделам достаточно условно, но это помогает работать над конкретной задачей.

Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.

Поэтому мы начинаем с игр, помогающих освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.

Памятка для звуко-буквенного разбора

  1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)
  2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю) , 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь.
  3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы) . Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие. Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости, например, [н"] (мягкий звук) в слове тронь и [н] (твёрдый звук) в слове трон. (Обращаем ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках — [н], а мягкость звука обозначили знаком ". Но детям мы этих значков пока не объясняем — они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет: красный — для обозначения гласных звуков, синий — для обозначения твёрдых согласных, зелёный — для обозначения мягких согласных).
  4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука — это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука — это Й, Ч, Щ. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.
  5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать 1 звук (соответственно: я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у]), если стоят после согласных (например: мяч — [м"ач], белка — [б"элка], лён — [л"он], люк — [л"ук]), и 2 звука (я — [й"а], е — [й"э], ё — [й"о], ю — [й"у]), если стоят в начале слова (яма — [й"ама], енот [й"энот], ёлка [й"олка], юла — [й"ула]); после гласной (баян — [бай"ан], веер — [вей"ер], чаёк (от чай) — [чай"ок], баюн (кот-баюн) — [бай"ун], а также после Ъ и Ь (съел — [сй"эл], гроздья — [грозд"й"а], варенье — [варен"й"э], бельё — [бэл"й"о], вьюнок — [в"й"унок]).
  6. Согласные также различаются по принципу звон кости-глухости. Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ . Остальные согласные образуют пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, 3 - С .
  7. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Воспитатель: Ильинская Диана Витальевна МАДОУ «ДС № 48» СЕВЕРСК ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Цели и задачи: развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов; учить соотносить звук с буквой и символом.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно ФГОС, требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ - это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.

Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.

Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.

С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.

Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся, – это фонетический разбор.

Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором понимается звуко-буквенный разбор. Однако в методике различают собственно фонетический (или звуковой, и фонетико-графический (или звуко-буквенный) ) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.

Собственно звуковой разбор дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления.

Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится звуко-буквенный разбор в своих двух разновидностях.

Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.

  1. Произнеси и послушай слово
  2. Найди ударный слог
  3. Произнеси слово по слогам
  4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй
  5. Обозначь выделенный звук условным значком
  6. Действуй так до конца слова
  7. Произнеси подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.

Прокомментируем каждый пункт этого плана.

  1. Произнеси и послушай слово. Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа. Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.
  2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к] , [за‘мок] . При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.
  3. Произнеси слово по слогам. Ученик должен дважды произнести слово. В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам.
  4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной ([к] , [д] …) , его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.
  5. Обозначь выделенный звук условным значком. На этапе звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна быть связана с буквенной символикой. Со временем эти условные значки дети, ведомые педагогом, соотнесут с транскрипционными значками и запишут слово так: [п’ис’мо] . На первых порах для звукового анализа используются слова, в которых нет орфограмм.

Звуко-буквенный анализ - один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Работу звукобуквенного анализа слова я провожу следующим образом:

I.Раздаю карточки:

II. Выясняю:

  1. Что изображено на рисунке?
  2. Делим слово на слоги (проводим линию цветным карандашом) , ставим ударение (цветным карандашом) .
  3. Посчитайте клеточки с буквами?
  4. Посчитайте пустые клеточки?
  5. Каких клеточек больше (или меньше) ?
  6. Давайте выясним, почему пустых клеточек больше (меньше, столько же) ? Буква Ю- дает два звука [й] и [у] , а в слове деревья – ь – не обозначает звука , но буква я – даст два звука [й] и [а] мчать – не дает звука).
  7. Произносим слово, слушаем себя: выясняем, что буква Ю – дает два звука.
  8. Печатаем звуки в пустые клеточки.
  9. Выясняем, все ли звуки произносятся так же, как и пишутся (печатаются) , то есть сверяем, написание слова со звуковой схемой. (Например, в слове лев- буква в даст звук [ф] ; в слове деревья – ь – не обозначает звука , но буква я – даст два звука [й] и [а] , плод – буква д- даст звук [т] ) .
  10. Даем характеристику звуков (гласный – ударный, безударный, согласный – твердый. мягкий, звонкий. глухой) , раскрашивая квадратики цветными карандашами (зеленый, синий. красный) , либо выкладываем цветные квадратики (зеленый, красный, синий) в соответствии с характеристикой звука.

В своей работе опирались на исследования: А. М. Бородич, Г. С. Швайко, А. И. Максаковой, А. Н. Гвоздева, Е. В. Колесниковой, Г. Г. Голубевой, Г. А. Тумаковой, В. В. Гербовой, Т. А. Ткаченко, А. К. Бондаренко, Е. А Стребелевой, Т. Б. Филичевой, Н. В. Новоторцевой и др., использую таблицы:

Список использованной литературы.

  1. Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников» // «Ребёнок в детском саду» . -2005. - №5, 6, 7, 8.
  2. Васильева В. В. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» . - М.: «Просвещение» , 2008г.
  3. Гербова В. В. «Развитие речи старших дошкольников в детском саду» - М.: «Просвеш 2008г.
  4. Ильконин Д. Б. «Как учить детей читать» -М.: 1976 г.
  5. Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамота детей дошкольного возраста «От звука к слову» (авторская программа) изд. 2 – е. М.: Изд. «Ювента» , 2001г. - с. 18 6.

Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» . М.: изд. «Ювента» , 2003г.

7. Колесникова Е. В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников» . М.: изд. «Ювента» 2005г.

8. Куликовская Т. А. «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи» ООО изд-во АСТРЕЛЬ М.: 2009г.

9. Максакова А. И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» - М.: Мозаика – Синтез, 2005

10. Максакова А. И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье» - М.: Мозаика – Синтез, 2005г.

Фонетический разбор - это звуковой анализ слова. Чтобы правильно сделать фонетический разбор, нужно разграничивать звуки и буквы нашей речи.

Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма - три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.

Гласные звуки в фонетическом разборе

Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не встречая препятствий, выходит легко через рот.

Гласных звуков шесть - [а, о, у, э, ы, и] , но на письме они обозначаются десятью буквами - а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я . Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-[йэ], ё-[йо], ю-[йу], я-[йа] . Примеры: ехать - хать, ёжик- жик, юла - ла, яма-ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как (в начальной школе допустимо обозначение как [й]).

А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] - всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].

Я, Ё, Ю, И, Е - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми: мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл‘и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].

Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: я - [а], ё - [о], ю - [у], е - [э] : Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна].

Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].

В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует .
Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
[й’] - согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.

Обратите внимание:

Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:

Я - [а], Ё - [о], Ю - [у], Е - [э]: Лён - [л’ о н] - 3 буквы, 3 звука.

Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:

Я - [й’а], Ё - [й’о], Ю - [й’у], Е - [й’э]: Ёлка - [й’ о л к а] - 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] - 4 буквы, 5 звуков.

Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]: зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]: кОтик - [ кОт ‘ и к], скворцы - [с к в а р ц ы];
гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]: лес [л’эс], лесА [л’исА] (см. лисА [л’исА]), весна [в’исна];
в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо: кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]: мяч - [м’ач’], рябина - [р’эб’ина], пятно - [п’итно].

Согласные звуки в фонетическом разборе

Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных букв всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких согласных и 10 глухих.

Звонкие - б, в, г, д, ж, з , р, л, н, м
Глухие - п, ф, к, т, ш, с , х, ц, ч, щ

Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слове они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.

Произносим: [сат], [хлеп], [морос], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз"ба], а пишем косьба.

Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.

Остальные 4 звонких - р, л, н, м и 4 глухих - х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим.

Из числа согласных выделяются 4 шипящих - ж, ч, ш, щ .

Все согласные, кроме шипящих и ц могут быть и твердыми, и мягкими.

Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].

При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].

Был, бал - согласные б, л в этих словах твердые. Били - согласные б, л в этом слове произносятся мягко.

Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.

Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией - подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова: стал - сталь, был - быль, стань - cтan, жарь - жар.

Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие ч, щ - всегда мягкими.

После ц мягкий знак никогда не пишется (палец, колодец, огурец), а после шипящих ж, ш, а также ч, щ мягкий знак иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, мышь, режь, туч).

Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:

1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными - сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо;
2) постановкой после согласного букв и, е, ё, ю, я; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком - бил, бюро, дядя, реже, серый.

В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь - весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется - ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)

б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - парные согласные по звонкости-глухости.
л, м, н, р, й - непарные звонкие согласные.
х, ц, ч, щ - непарные глухие согласные.
ч, щ, й - всегда мягкие согласные.
ж, ш, ц - всегда твердые согласные.
ж, ш,ч, щ - шипящие.

Обратите внимание:

парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются): гриб - [гр’ и п], лавка - [л а ф к а];

Й, Ч, Щ - [й’], [ч’], [щ’] - всегда мягкие;
Ж, Ш, Ц - [ж], [ш], [ц] - всегда твердые;

Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т пишутся: чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].

Сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН - [зн]: звёздный - [з в’ о з н ы й’], лестница - [л’ эс ‘н’и ц а].

Иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]: когти - [к о к т’ и], мягкий - [м’ ах ‘ к ‘ и й’];

иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается: сделал - [з’ д’ э л а л].

Между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко: зонтик - [з о н’ т ‘и к];
иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ: стаканчик - [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик - [см’э н’ щ’ и к];

Удвоенные согласные располагаются
после ударного гласного, то дают длинный звук: грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]: бриться - [бр’ иц:а];
иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]: конечно - [ кан ‘ эшна ], скучно - [ скушна ], что - [ш т о], чтобы - [штобы];
буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]: щавель [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый [ щ ‘асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ик], перебежчик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ик];
в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]: белого - [б’ Э л а в а].

Мягкий и твердый знаки в фонетическом разборе

Ь и Ъ не обозначают звуков, но влияют на произношение слова, а значит и на транскрипцию.

Мягкий знак

  • служит для обозначения мягкости согласных: моль [мол’], только [тол’ко];
  • выступает в качестве разделительного знака (как и твердый знак Ъ) после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и, подсказывая появление звука [й’]: вьюга [в’й’уга], заячьи [зай’ач’й’и];
  • указывает на грамматическую форму слова, не влияя на произношение: тишь [т’иш], лишь [л’иш], беречь [б’эр’эч’].

Твердый знак Ъ не обозначает звуков, разделяет приставки на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, освобождая звук [й’]: объезд [абй’эст’, подъем [падй’ом].

Слог при фонетическом разборе

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например: го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я - второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это - звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе-ресторан, торгово-промышленный).

Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому оно называется свободным (кни"га, бума"га, переде"лка).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным. Постоянное ударение всегда ставится на одном и том же слоге (тоска, тоски, тоской). Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка).

Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у́же и уже́, засы́пать и засыпа́ть, до́ма и дома́).

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

  1. Запишите слово.
  2. Запишите транскрипцию.
  3. Поставьте ударение.
  4. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  6. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
  7. Опишите звуки:Гласный, ударный или безударный.Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  8. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  9. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Образец фонетического разбора:

его [й"и-во́] - 2 слога
е- [й"] согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[и] гласный, безударный
г- [в] согласный, звонкий парный, твердый парный
о- [о] гласный , ударный
3 буквы 4 звука

соловья́ [са|ла|в"йа] -3 слога
с [с] - согласный, глухой парный, твёрдый парный
о [а] - гласный, безударный
л [л] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
о [а] - гласный, безударный
в [в’] - согласный, звонкий парный, мягкий парный
ь [-]
[й’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
я
[а́] - гласный , ударный.
7 букв, 7 звуков.

пра́здник; [пра́|з’н’ик] - 2 слога
п [п] - согласный, глухой парный, твёрдый парный
р [р] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
а [а́] - гласный, ударный
з [з’] - согласный, звонкий парный, мягкий парный
д [-]
н [н’] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный
и [и] - гласный, безударный
к [к] - согласны й, глухой парный, твёрдый парный
8 букв, 7 звуков

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию. Помните, что Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я - буквы и их в транскрипции быть не может.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Основные трудности вызывает правильная запись транскрипции слова. Закройте глаза и проговорите слово так, как вы обычно его произносите в своем разговоре, но медленно. Это и будет транскрипция. Выделите звуки, произносимые мягко, найдите звуки, которые не соответствуют буквам. Определите буквы, которым соответствует 2 звука. И тогда при определенном опыте у вас станет легко получаться записывать транскрипцию любого сова.

Задания на закрепление темы

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б"] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например: шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

Что такое фонетический разбор слова?
Что такое транскрипция?
Как сделать звуко-буквенный разбор слова?
Какие характеристики гласных и согласных звуков даются в фонетическом разборе?

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами.

Фонетический разбор слова — это анализ звукового состава слова. Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.

Примечание. В начальной школе этот разбор обычно называют звуко-буквенным разбором слова.

Обозначения, применяемые при фонетическом разборе

Фонетическая запись слова называется транскрипцией . Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1 .

Для оформления фонетической записи используются квадратные скобки. Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение. Мягкость согласного звука обозначается значком [❜].

Например: галька [гал❜ка], листик [л❜ист❜ик]

Есть ещё один дополнительный значок — знак долготы согласного звука [черта вверху]. Он используется в тех случаях, когда из двух букв получается один звук: длинный [дл❜ин ый❜], сшить [ш ыт❜].

Порядок фонетического разбора слова

  1. Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.
  2. Провести фонетическую запись слова.
  3. Охарактеризовать последовательно каждый звук:
    а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;
    б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий.
  4. Записать, сколько в слове букв и сколько звуков.

Краткое разъяснение содержания и последовательности операций фонетического разбора

  1. Произнести слово и послушать себя. Для определения количества слогов следует произнести слово скандируя, т.е. по слогам. Для определения ударного слога слово произнести целиком, слитно.
  2. Записать транскрипцию слова (сделать фонетическую запись).
  3. Характеристика звуков — это называние звуков по порядку следования их в слове. Этот пункт и есть собственно звуковой разбор.
    Следует протянуть или голосом выделить первый звук в составе слова (а не так, как звучит этот звук отдельно, один), затем так же выделить остальные звуки.
    После этого охарактеризовать звук: гласный — ударный он или безударный, согласный — звонкий он или глухой, имеет ли пару по звонкости-глухости, твёрдый или мягкий, имеет ли пару по твёрдости-мягкости.
  4. Подсчитать, сколько в слове букв, и записать; подсчитать, сколько в слове звуков, и записать. Установить их соответствие, т.е. одинаково ли количество букв и звуков или букв (звуков) больше или меньше. Объяснить причину разного количества букв и звуков.

При проведении фонетического разбора слова допускаются варианты:

1) кроме характеристики звуков можно указывать, какой буквой обозначен на письме анализируемый звук;
2) мягкость звуков, не имеющих пары по твёрдости-мягкости, можно не обозначать знаком [❜].

Соловья 1 баснями не кормят

Образец устного фонетического разбора

1-2. Произношу слово соловья — [салав’й’а́].
В этом слове три слога — со|ло|вья. Ударный слог третий. Ударение падает на звук [а]. Первый и второй слоги безударные.
Гласные звуки. В первом и втором слогах звук [а], обозначенный буквой о, слышится и произносится неотчётливо, т.к. безударный. В третьем слоге звук [а], обозначенный буквой я, слышится и произносится отчётливо, т.к. ударный.
Согласные звуки. Звуки [с] и [л] слышатся и произносятся отчётливо, т.к. находятся перед гласными. Звук [в’] слышится и произносится отчётливо. Обозначены эти звуки буквами эс, эль, вэ. Звук [й’] слышится и произносится отчётливо, т.к. находится перед гласным звуком и отделён от предыдущего звука разделительным ь.

3. Гласные звуки.


[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а́] — ударный, обозначен буквой я.

Согласные звуки.

[с] — глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой эс;
[л] — звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой эль;
[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой вэ;
[й’] — звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквами разделительный ь и я.

4. В слове соловья 7 букв и 7 звуков. Количество букв и звуков совпадает: ь я имеет два звуковых значения.

соловья́; со|ло|вья; 3 слога.

с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;

о [а] — гласный, безударный;

л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

о [а] — гласный, безударный;

в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;

[й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

я [а́] — гласный, ударный.

7 букв, 7 звуков.

Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.

Будет и на нашей улице праздник 1 .

Образец письменного фонетического разбора

пра́здник; пра|здник; 2 слога.

п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;

р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

а [а́] — гласный, ударный;

з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный

н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

и [и] — гласный, безударный;

к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный.

8 букв, 7 звуков

Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква д не имеет звукового значения.

Запомни: в транскрипции не могут находиться буквы: Я, Ю, Е, Ё, Ь, Ъ !

Что такое звуко-буквенный анализ слова? Как правильно его делать? На уроках русского языка в начальных классах часто дают подобное задание, однако не все ученики успевают понять во время занятия, как правильно осуществлять разбор. Давайте внимательно изучим этот вопрос.

Для чего это нужно

В отличии от многих европейских языков, где «как слышится, так и пишется», в русском правила написания могут быть достаточно сложными. Почему, например, мы говорим «карова», а пишем «корова»? Вспомним о всеми любимом новогоднем дереве: почему «ёлка», а не «йолка»?

Казалось бы, сочетание букв даст такой же результат. А значит, ученик, не знающий правил написания слов и не понимающий смысла транскрипции, которую мы пишем при звуко-буквенном анализе, будет многие понятия записывать неверно.

Более того, умение писать и читать транскрипции очень пригодится при изучении иностранного языка, в частности - английского. Правила написания слов там весьма сложны - даже запутаннее, чем в нашем родном - а значит, не научившись разбирать содержимое квадратных скобок, вы не сможете и свободно разговаривать!

Первым делом

Первое, что требуется от школьника - написать транскрипцию. Она оформляется в Чем ещё она отличается от обычной записи слова? Во-первых, в ней отсутствует мягкий знак. Вместо привычного «ь» мягкость обозначается запятой справа сверху от согласной. Вы же помните, что гласные не обладают таким параметром?

Некоторые буквы совсем не встречаются в транскрипции: это «я», «ю», «е» и «ё». Вместо них будут использоваться либо обозначения из двух фонем: «й» + гласный, либо только их «парный» гласный. Вы замечали, что эти буквы легко заменить? «Е» - то же, что и «йэ», а «ю» можно представить как «йу». Именно это и требуется в транскрипции.

Пример

Давайте посмотрим на звуко-буквенный анализ слова «моряк». Здесь мы видим сразу несколько характерных деталей. Во-первых, это наличие безударной гласной «о», которая превратится в «а». Что ещё вы замечаете? Правильно, согласный «р» является мягким. Обозначим это запятой над буквой в соответствующем месте. Наконец, сама «я» превратится в «а» - вы же не слышите звука «й», когда произносите это слово?

Итак, напишем «моряк». Звуко-буквенный анализ представим в квадратных скобках справа: [мар’ак]. Вот и всё, первую часть задания мы выполнили!

Забегая вперед, укажем на ещё одну деталь: количество букв и звуков в слове может различаться. Например, в слове «сталь» будет 5 букв, но всего 4 звука. А вот «ящик» покажет с точностью противоположные результаты - четыре против пяти.

Характеристики фонем

Каждый из звуков, представленных в транскрипции, является фонемой. Все они обладают параметрами, которые вы должны научиться выделять.

Согласные могут быть твёрдыми и мягкими, в зависимости от положения в слове. Например, в разобранном нами «моряке» «р’» является мягкой. А вот в слове «ров» та же буква будет представлена в качестве твердого «р».

Ещё одним показателем будет пара «звонкий-глухой». Помните, «Б-п», «в-ф», «г-к» и так далее. Одна из них является звонкой, а вторая - глухой. Некоторые фонемы могут быть только звонкими: это «р», «н», «м», «л». Такие звуки называются сонорными - в их образовании участвует носовая полость.

Обратите внимание, что при проведении звуко-буквенного анализа знаки, обозначающие звонкие фонемы, подвергаются оглушению в конце слова. Например, «гриб» предстанет в виде транскрипции как [гр’ип]. Узнаете омоним - аналогично звучащее слово? Сезонная болезнь - грипп - произносится точно так же.

Оформление

Чтобы преподаватель не придрался к оформлению задания, давайте посмотрим, как это делать в соответствии с правилами.

Запишите слово, которое требуется разобрать, с большой буквы. Теперь поставьте тире, а справа от него - открытую квадратную скобку. Когда вы составите транскрипцию, вы её сюда впишете. Не забудьте закрыть её симметричной квадратной скобкой.

Ниже, под исходным словом нужно вертикально написать все его фонемы - это те знаки, которые составляют транскрипцию. Обратите внимание, что при звуко-буквенном анализе согласная вместе с показателем мягкости составляет единую сущность! Например, в слове «река» - [р’эка] - первой фонемой будет не «р», а «р’». Обязательно запомните это.

Напротив каждой полученной фонемы - там, где мы написали их «в столбик» - укажите все их возможные параметры. Сюда относятся и мягкость-твердость, и противопоставление «звонкий-глухой». Напротив каждого знака напишите, соответственно, гласный он или согласный.

Слово «класс»

Давайте разберем ещё один пример. Выберем для проведения звуко-буквенного анализа слово «класс». Наша задача совсем проста. В транскрипции отличаться от оригинальной записи будет только концовка… Но мы ведь и не знаем, как представлять сдвоенные согласные! Ответ прост - вместо двух букв мы напишем одну.

Итак, «класс» предстанет перед нами как [клас]. Здесь «К» - твёрдый глухой согласный, «Л» - твёрдый и звонкий. Вслед за гласной «А» укажем «С» - твёрдый и глухой.

Не забудьте указать количество букв и количество звуков. Например, в последнем разобранном нами слове имеется 5 букв, но всего 4 звука. В целом, это всё, что нужно преподавателю в этом задании! Теперь выберите любой другой пример и сделайте звуко-буквенный анализ слова самостоятельно.

Усложнения

Когда вы подрастете, вы узнаете, что все гласные каждого существующего на планете языка, как и все согласные, сводятся к одной единственной табличке. Они обладают двумя параметрами: подъемом и рядом. Например, гласные «и», «ы» и «у» относятся к одному подъему и различаются рядом - соответственно, передним, средним и задним. И наоборот: «ы» и «а» - гласные одного ряда - среднего, а вот подъемом различаются. В первом случае он верхний, а во втором - нижний.

Если вы хотите связать свою жизнь с изучением языка - стать переводчиком, исследователем родной речи, преподавателем соответствующих предметов, то вам обязательно нужно будет выучить эти тонкости. Впрочем, это кажется сложным лишь на первый взгляд.

Заключение

Правильное выполнение данного задания поможет в дальнейшем разобраться и в иностранных языках. Во-первых, вы будете грамотнее писать. А помимо этого, вы сможете четче разграничивать звуки, что очень важно на первом этапе освоения нового для вас языка.

Выполняйте задания вовремя, и тогда учеба станет приносить больше удовольствия и отнимать меньше времени!