Аарон бек биография. Читать онлайн «Когнитивная терапия депрессии

Аарон Бек, Артур Фримен

Когнитивная психотерапия расстройств личности

Благодарности

Выход в свет любой книги связан с шестью важными этапами. Первый из них - это нервная дрожь и возбуждение при начале работы над книгой. На этой ранней стадии предлагаются, разрабатываются, видоизменяются, отвергаются, переоцениваются и по-новому формулируются различные идеи. Причиной написания этой книги, как и многих других наших работ, послужила клиническая необходимость в сочетании с научным интересом. Пациенты с личностными расстройствами были частью клиентуры практически каждого психотерапевта нашего Центра. Идея этой книги возникла из еженедельных клинических семинаров, проводимых Аароном Т. Беком. По мере развития этой идеи с нами делились информацией и клиническим опытом коллеги из Пенсильванского университета и центров когнитивной психотерапии со всей страны, за что мы им очень признательны. Многие из них стали нашими соавторами и оказали большое влияние на направленность и содержание этой книги. Их блестящий ум и клиническая проницательность привнесли в эту книгу живость изложения.

Второй важный этап в рождении книги - создание рукописи. Теперь идеи получили конкретное воплощение и изложены на бумаге. Именно с этого момента начинается процесс обретения формы. Лоуренс Трекслер заслуживает всяческих похвал за то, что взял на себя ответственность за просмотр и доработку многих глав. Это придало проекту целостность и внутреннюю связь.

Третий этап начинается, когда рукопись отправлена в издательство. Сеймур Вайнгартен, главный редактор издательства «Гилфорд пресс», многие годы был другом когнитивной психотерапии. (Дар предвидения и мудрость Сеймура помогли ему более десяти лет назад опубликовать ставшую классической работу «Когнитивная психотерапия депрессии» (Cognitive Therapyof Depression ).) Благодаря его помощи и поддержке работа над книгой смогла подойти к своему завершению. Ведущий редактор Джудит Громен и редактор Мария Стрейбери сделали рукопись удобочитаемой без ущерба для содержания и направленности текста. Наряду с другими сотрудниками издательства они завершили работу над книгой.

Четвертый этап связан с окончательной редакцией и набором рукописи. Тина Инфорцато оказала нам добрую услугу, неоднократно набирая текст черновых вариантов отдельных глав. На заключительном этапе ее способности проявились с особым блеском. Она собрала разбросанные по тексту библиографические ссылки, внесла в текст множество сделанных нами исправлений и создала компьютерную версию книги, с которой и проводился типографский набор. Карен Мадден хранила черновики книги и заслуживает благодарности за свое упорство. Донна Батиста помогала Артуру Фримену поддерживать организованность, несмотря на его участие в различных проектах. Барбара Маринелли, руководитель Центра когнитивной психотерапии Пенсильванского университета, как всегда взяла на себя основной объем работы и позволила Беку сосредоточиться на создании этой книги и других научных работ. Доктор Уильям Ф. Раньери, председатель Совета по психиатрии Университета терапии и стоматологии Нью-Джерси и Школы остеопатической медицины, также был сторонником когнитивной психотерапии.

Заключительный этап - публикация книги. Итак, уважаемые коллеги, вы держите в руках нашу книгу, которая, как мы надеемся, окажется полезной для вас.

Мы искренне благодарим своих спутниц жизни Джадж Филлис Бек и доктора Карен М. Саймон за их неоценимую поддержку.

Продолжающееся до сих пор сотрудничество основных авторов книги началось с отношений между студентом и преподавателем и развивалось последние 13 лет при взаимном уважении, восхищении, привязанности и дружбе. Мы многое узнали друг от друга.

Наконец, пациенты, с которыми мы работали целые годы, позволили нам разделить их бремя. Именно их боль и страдание побудили нас создать теорию и методы, получившие название когнитивной психотерапии. Они многому нас научили, и мы надеемся, что смогли помочь им начать жить более полноценной жизнью.

Аарон Т. Бек,

доктор медицины, Центр когнитивной психотерапии Пенсильванского университета

Артур Фримен,

доктор педагогических наук, Институт когнитивной психотерапии, Университет терапии и стоматологии Нью-Джерси

Предисловие

В течение десятилетия, прошедшего с издания книги Аарона Т. Бека и его коллег «Когнитивная психотерапия депрессии», когнитивная психотерапия получила значительное развитие. Этот метод стал применяться для лечения всех распространенных клинических синдромов, включая тревогу, панические расстройства и пищевые нарушения. Изучение результатов применения когнитивной психотерапии показало ее эффективность в лечении широкого круга клинических расстройств. Когнитивная психотерапия применялась ко всем возрастам (детям, подросткам, гериатрическим пациентам) и использовалась в различных условиях (амбулаторно, в стационаре, для пар, групп и семей).

Используя накопленный опыт, настоящая книга впервые рассматривает весь комплекс когнитивной психотерапии расстройств личности.

Работа когнитивных психотерапевтов привлекла к себе внимание во всем мире; повсюду в Соединенных Штатах и Европе были созданы центры когнитивной психотерапии. На основе обзора работы клинических и консультирующих психологов Смит (Smith, 1982) сделал вывод, что «когнитивно-поведенческий подход сегодня является одним из самых сильных, если не самым сильным» (р. 808). Начиная с1973 года интерес к когнитивным подходам среди психотерапевтов вырос на 600 % (Norcross, Prochaska & Gallagher, 1989).

Большая часть исследований, теоретических разработок и клинической подготовки в области когнитивной психотерапии проводилась в Центре когнитивной психотерапии в Пенсильванском университете или в центрах, организованных теми, кто обучался в этом центре. В основе данной работы лежат семинары и разборы первичных больных, проводившиеся Беком в течение многих лет. Когда мы решили написать книгу, в которой мы могли бы изложить понимание, достигнутое в ходе нашей работы, мы отдавали себе отчет в том, что одному или двум людям невозможно охватить все рассматриваемые расстройства. Поэтому для работы над книгой мы собрали группу обучавшихся в Центре когнитивной психотерапии известных и талантливых психотерапевтов, каждый из которых писал раздел по своей специализации. Мы отвергли идею отредактированного текста, в котором предлагается ряд несопоставимых (или слишком детальных) наблюдений. В интересах цельности и последовательности изложения мы решили, что эта книга будет результатом совместных усилий всех ее авторов.

Будущий основатель когнитивной терапии Аарон Бек родился 18 июля 1921 года. Семья выходцев с Украины жила в Провиденсе, штат Род-Айленд, США. Элизабет Темкин и Гарри Бек сочетались браком в 1909 году. Аарон был младшим из троих детей, оставшихся в живых. Его сестра умерла во время эпидемии гриппа за два года до рождения маленького Аарона, и эта трагедия серьёзно повлияла на мать, которая погрузилась в депрессию, но рождение сына помогло избавиться от горестных переживаний.

Аарон Бек хорошо учился, ему был интересен этот процесс. Закончив школу, Аарон Бек поступил в университет Брауна, который и окончил с отличием в 1942 году. Учебные годы Аарон посвящал не только науке. Он был избран членом университетского общества Phi Beta Kappa, а также отлично проявил себя в качестве младшего редактора газеты Brown Daily Herald. Приходилось ему и немало работать, чтобы обеспечивать своё обучение. Изначально Аарон Бек выбрал политическое направление, но потом, решил, что это неверный путь, и продолжил обучение в Йельской школе медицины, так как весьма интересовался органической химией. Это заведение он окончил в 1946 году, продолжив медицинскую карьеру интерном на кафедре патологии в больнице Род-Айленда.

Здесь Аарон Бек и познакомился с Филис Уайтмэн, студенткой школы для девочек университета Браун. Поженились они 4 июня 1950 года в Провиденсе. Надо заметить, что Филис и Аарон оказались прекрасной парой. Она закончила юридическую школу, что не помешало ей родить и воспитывать четверых детей. Впоследствии Филис была Верхновной судьёй в Пенсильвании. И одна из дочерей – Эллис – пошла по стопам матери.

Аарон Бек постоянно интересовался новостями в области психиатрии, так он впервые узнал о психоанализе и его растущей популярности. Поэтому он снова вернулся на студенческую скамью в Стокбридже, где прошёл курс обучения долгосрочной психотерапии. Впоследствии, опираясь на полученные знания, он работал в военном госпитале в период Корейской войны в качестве заведующего в области нейропсихиатрии.

А в 1954 году занял пост профессора психиатрии в Пенсильванском университете, где под его руководством начала развиваться Клиника исследования депрессий. В начале 50-х годов он немало времени уделял исследованиям в области депрессий. Глубокое изучение вопроса привело его к выводу, что мотивационная модель З.Фрейда не подтверждается практикой, не обнаружил Аарон Бек у своих пациентов с депрессивными снами направленной на себя злости или гнева, что должно быть по теории психоанализа.

Именно это несоответствие и подтолкнуло Бека к разработке собственного теоретико-клинического подхода, который он сам решил назвать когнитивной терапией. За несколько лет работы Аарон Бек расширил сферу своих интересов, обратив взор не только на депрессии, но и на самоубийства, различные тревожные расстройства, алкоголизм и наркозависимость, а также расстройства личности. Аарон Бек полагал, что корень депрессии кроется в отрицательных представлениях, которые складываются у человека о самом себе, окружающем мире и будущем в частности. Такие отрицательные представления и вызывают депрессивное состояние.

В своих публикациях в начале 1960-х гг. он пишет, что именно искажённые когнитивные процессы (так называемое внутреннее ощущение безнадёжности) приводят к неправильному восприятию пациентом собственного жизненного опыта. В своих работах Аарон Бек пришёл к выводу, что и другие патологические состояния, такие как фобии, тревоги, ипохондрия и другие, также являются формами нарушения когнитивных процессов.

Так к 1961 году появился шкала депрессии Бека, позволяющая определить серьёзность признаков депрессии.

В 1967 году Аарон Бек становится адъюнкт профессором. Потеря офиса в университетском городе вынудила его работать дома, что заставило переключиться на написание книги. Так увидела свет «Депрессия: клинические экспериментальные и теоретические аспекты». С этого момента его работа в Пенсильванском университете начала успешно развиваться, и в 1971 году Аарон Бек получил полноценный статус профессора.

Его популярность привела к так называемой «познавательной революции». Последовала череда приглашений для чтения лекций в различных городах страны. И постепенно акцент когнитивной психологии стал уходить от психоаналитического ядра. Даже бихевиористы отметили, что не только внешнее поведение, но и внутренние процессы важны. Сегодня эта школа психологии известна как когнитивно-бихевиористкая терапия, чьим отцом основателем считается Аарон Бек.

Продолжая работать в области исследования суицидов и наркозависимостей, он опубликовал несколько книг на эти темы. Например, в «Познавательной терапии токсикомании» он обрисовал два типа зависимости. Это обычные пользователи, которые без разбора принимают множество наркотиков, и «специалисты», предпочитающие определённый препарат. В этой книге Аарон Бек рассматривает эффект наркотического опьянения на искажение мыслей человека (например, «такие люди как я лучше, когда выпьют»).

За всё время работы Аарон Бек выпустил около 20 книг, в которых выступил либо единоличным автором, либо со-автором. На его счету несколько сотен статей. Сегодня, Аарон Т. Бек является президентом некоммерческой организации Институт Бека когнитивной терапии и исследования в университете Пенсильвании. Его дочь Джуди – директор института.

За всю свою карьеру Аарон Бек получил огромное количество почестей и признаний, учёные степени. Он – единственный человек получивший вознаграждение и от американской Психологической Ассоциации, и от американской Психиатрической Ассоциации.

Живёт Аарон Бек в Пенсильвании вместе со своей женой Филис, их браку уже почти 60 лет.

Аарон Темкин Бек (род. 18.07.1921) – американский психиатр и почетный профессор на кафедре психиатрии в Университете Пенсильвании. Бека считают отцом когнитивной терапии и изобретателем широко распространенных градаций, в том числе Опись депрессии Бека, Шкала безнадежности Бека, Шкала Бека для суицидальных идей, Опись тревоги Бека.

Аарон Бек - президент Института когнитивной терапии и когнитивных исследований и почетный президент Академии когнитивной терапии, которая выпускает высоко квалифицированных когнитивных терапевтов.

Аарон родился в городе Провиденс, Род-Айланд, он был младшим ребенком в семье, родители Аарона были еврейскими эмигрантами из России.

Аарон Бек учился в Университете Брауна и получил диплом с отличием в 1942 году.

Сейчас Аарон Бек – директор центра по предотвращению суицида.

Дочь Аарона, Юдит Бек, также является исследователем в области когнитивной терапии.

Книги (2)

Когнитивная психотерапия расстройств личности

В книге представлен обзор литературы по теоретическим и прикладным вопросам когнитивной психотерапии, обсуждаются общие проблемы диагностики и лечения, дается анализ формирования схемы и ее влияния на поведение.

Подробно раскрыты следующие основные темы: влияние схем на формирование личностных расстройств; убеждения и установки, характеризующие каждое из нарушений; природа отношений пациента с психотерапевтом; причины несогласия в психотерапии; реконструкция, модификация и реинтерпретация схем.

Когнитивная терапия депрессии

Данная книга представляет собой итог многолетней исследовательской и клинической практики авторов. В ней представлены специальные техники, позволяющие скорректировать когнитивные искажения пациента и в конечном счете способствующие ослаблению депрессивных симптомов.

Комментарии читателей

lex / 13.06.2018 Валерий, испытывать негативные эмоции - нормально. Ненормально круглосуточно обсасывать травмирующие события в голове и упиваться самоунижением вместо поиска решения проблемы. КПТ именно об этом.
То есть да, плохое случается. Но подобные вам """реалисты""" считают, что случается ТОЛЬКО плохое и лезут ко всем навязывать это мнение. Коричневые очочки - такая же глупость, как и розовые, но гораздо болезненней и опасней.
Впрочем, продолжайте страдать, если вам так это нравится - ваша жизнь, ваше право.

Между / 19.04.2017 все хорошо. Однако, оценивать адекватность эмоций и чувств другого человека - довольно ответственная ноша.... ведь неминуемо возводишь себя в статус "правильного", а другого (индивидуальность) в неправильного. Потом, проекций никто не отменял. А вообще, лечить другие субъективные миры - ведь довольно своеобразная...

Марк / 6.05.2015 Валерий, лалка) Под видом скептицизма скрывается немонимание сути психологии вообще. Понятное дело, что с каждой проблемой и с каждым человеком вообще нужно применять разные методики.

Александр Воскресший / 13.01.2015 Хорошая терапия

Андрей / 4.04.2014 Слишком много нападений на Валерия. Видимо вы и сами не уверены в том, что говорите. Любая терапевтическая школа имеет свою область приложения. И КТ не панацея. Существует множество проблем не относящихся к иррациональности когниций.

Оксана / 14.12.2013 Здравствуйте Валерий прочитав столько книг вы упустили самую суть КП, а она заключается в том что бы найти у себя когнитивные икажения в виде должествования, катастрофизации, однобокого мышления (что в общем то вы сейчас и демонстрируете) а что касается рака и смерти не мешайте все в одну кучу, есть 5 стадий утраты который проходит каждый человек во время таких тяжелых переживаний и КП может помочь пережить их с меньшим уровнем страданий без самоистязания, с постепенным принятием. Безусловно она не решает всех ваших проблем она путем рационального мышления освобождает вас от не нужных эмоций что бы у вас появились силы решить ситуацию более конструктивно.

Станислав / 6.05.2013 "Я прочитал все книги по когнитивной терапии которые нашел на русском языке" - 0_о, о_0, 0_0. 2 вопроса: 1) как такое возможно (объем литературы, посвященной когнитивному направлению (и связанному с ним) и число авторов (даже самых известных), работающих в этой сфере - очень-очень большое). 2) Даже если гипотетически это возможно... зачем было это делать!? К мнению человека, делающего столь иррациональные и странные заявления, стоит отнестись чуть-чуть настороженно.

"И я прекрасно понял теоретическую часть этой модели. Уж точно лучше всякого гуманитария". - 0_о, о_0, 0_0. Добавить нечего.

"есть в КТ конкретные методики. И они направлены на изменение убеждений и представлений пациента. Так вот, а если эти представления максимально приближены к реальности? И проблемы реальные? Что тогда"? - Если человек прибывает в депрессивном состоянии, сломлен духом и т.д., то его убеждения и установки должны быть изменены в связи с отсутствием объективного взгляда на вещи. Да, рак. Да, смерть родного. КТ позволяет активизироваться и сделать все возможное в данной ситуации, при этом ПРИЗНАВАЯ реальные факты. Акцент внимания немного смещается. Зацикленность на трагичном событии суть путь в никуда. Замкнутый цикл без точки выхода.

Ирина / 20.04.2013 "И они направлены на изменение убеждений и представлений пациента. Так вот, а если эти представления максимально приближены к реальности? И проблемы реальные? Что тогда?"
Валерий, Вы считаете, что развод это не реальная проблема,а выдуманная? Когнитивная терапия дает конкретные примеры и их решения в подобных и во многих других реальных случаях.

Для тех кто интересуется самолечением, видимо есть на то причины) Я бы хотела посоветовать книгу, Маккей, Дэвис, Фэннинг "Как победить стресс и депрессию".

Ксения / 15.03.2013 Валерий, зачем там сопротивляться? Если вы говорите о себе (вам не помогает),то сами вы себя не вылечите,это действительно так. Какая бы ни была проблема,решение ее- глубинная работа над собой.и к слову сказать, довольно длительная. В настоящее время я работаю в этом подходе, но сейчас говорю как бывший "пациент". На мне эта модель сработала, одно условие- желание...

Михаил / 19.02.2013 Валерий,давайте представим, что у человека умер близкий, скажем, разбился на автомобиле.Это произошло пять лет назад, а боль до сих пор не исчезла. Более того, она усиливается,подогреваясь самобичеванием и бесконечными самоупреками (я мог отговорить его именно от этой поездки, но не сделал этого. Какой же я идиот...И на работе сегодня замечание получил, значит и вправду - дурак). Это "проблема" - реальная, или это высосанная из пальца?

Екатерина / 19.12.2012 Валерий, по-моему, вы не совсем верно поняли суть КТ. Там и речи нет о самовнушении и игнорировании реальных проблем. Суть в том, что есть определенные трудности могут возникнуть вследствие неадекватной переработки информации в виде дисфункциональных автоматических мыслей. Они не обязательно все неадекватные и ведут к какому-то расстройству, но есть вполне конкретные типы дисфункциональных мыслей. Плюс к этому добавляется и неудачная стратегия совладания. Терапевт же предлагает клиенту оценить, насколько его мысль адекватна и могут ли быть другие, альтернативные способы интерпретации ситуации и, соответственно, какие могут быть другие стратегии поведения. И в результате пациент учится самостоятельному выявлению и оценке этих мыслей и разработке конструктивного способа решения проблемы. Это если совсем кратко.

Валерий / 12.11.2012 Лариса, а вы не думали почему Арон Бек отдельно и особенно подчеркивает отличие КБТ от позитивной психологии. Почему так усердно нужно объяснять, что КТ это не ПП? Да потому, что это очень похожие вещи, и что бы их различить автору приходится вешать ярлык КТ. А разница лишь в теории, и то в нюансах.

Валерий / 12.11.2012 Ия, а теперь давайте спустимся на землю.
Если у вас умер близкий человек, это будет реальная "вещь" или ваше "представление о вещи"?.
Если у вас обнаружат рак вы бы хотели, что бы его вылечили в реальном мире или "в вашей реальности".
Это конечно крайности, но благодаря им можно увидеть, что проблемы часто очень даже реальны.

И я прекрасно понял теоретическую часть этой модели. Уж точно лучше всякого гуманитария. Но есть в КТ конкретные методики. И они направлены на изменение убеждений и представлений пациента. Так вот, а если эти представления максимально приближены к реальности? И проблемы реальные? Что тогда?

Лариса / 18.10.2012 Арон Бек отдельно и особенно подчеркивает отличие КБТ от позитивной психологии. Видимо, вы не все книги прочли, Валерий, или не внимательно их читали. Не знаю, как можно было придти к подобным выводам, прочтя хотя бы труды основателя, я уж не говорю про ВСЕ...

Ия / 28.09.2012 К Валерию. Я прочитал все книги по когнитивной терапии которые нашел на русском языке (с). Сомневаюсь. Ибо у Вас совершенно извращенное понимание когнитивной психотерапии. КП как раз и построена на Епиктетовом постулате, что "истина не постижима" и "Не сами вещи, а представления об этих вещах беспокоят пациента". Когнитивный психотерапевт имеет дело лишь с моделями реальности пациента. Он ни в коем случае не навязывает паценту мысли о том, что все хорошо, если есть проблема и не уговаривает пациента это принять. Если Вы так считаете, то Вы действительно путаете КП с гипнотерапией.
Задача терапевта - помочь пациенту выявить то, что мешает ему успешно функционировать в его (пациента) реальности, а не в той реальности, какую психотерапевт считает правильной.

Ну и на счет "вся проблема в тебе". То это действительно так. Но это ни в коем случае не значит - "сам виноват, сам дурак". Это значит, что пациент должен перестать сваливать вину за неудачи на других людей и обстоятельства и взять ответственность за свою жизнь на СЕБЯ.

И последнее. Про "прочитал все книги". Недостаточно почитать учебник по хирургии, чтобы самостоятельно вырезать себе аппендицит. Для того, чтобы лечение состоялось - нужен профессионализм, опыт и знания и терапевта. Это к вопросу о том, что "читал, но непомогло".

Не занимайтесь самолечением, если болит - сходите к терапевту.

Аарон Бек (Beck А. Т., род. в 1921 г.). Основатель когнитивной психотерапии, одной из наиболее влиятельных и эмпирически валидизированных форм психотерапии на сегодняшний день. Бек внес большой вклад в современную психиатрию и психологию, так как предложенная им психотерапия оказалась эффективной в лечении депрессии и тревоги. На самом деле его модель была применена в лечении многих нарушений, включая личностные расстройства, алкогольные и другие зависимости, супружеские и семейные дисгармонии, суициды, панические атаки, шизофрению и биполярные аффективные расстройства.

Аарон Бек родился в Провиденсе, штат Родайленд, США, но его родители эмигрировали в Соединенные Штаты Америки с Украины. В детстве у него были академические успехи, но вместе с тем и сложности, включая угрожающую жизни травму и связанное с ней заболевание. На протяжении жизни ему неоднократно приходилось преодолевать различные страхи, к примеру: страх травмы с кровотечением, страх задохнуться, туннельную фобию, тревогу по поводу своего здоровья, страх публичных выступлений. В начале своей карьеры у него также был легкий депрессивный эпизод. Но он сумел использовать свой личный опыт для того, чтобы понять чувства других людей и внести вклад в теорию и практику психотерапии. Процесс, при помощи которого он осуществлял наблюдения, генерализации, проверки (тестирование) теорий, объединяющей теории и ее обоснование, берет свое начало в собственных способностях к самонаблюдению.

После окончания Университета Браун и Йельской медицинской школы Аарон Бек начал свою карьеру в медицине. Изначально его привлекла неврология, но во время резидентуры он перешел в психиатрию. Неудовлетворенность психоанализом угнетала Аарон Бека, несмотря на попытки принять его предпосылки, недостатки, конкретности и точности. Во время исследований по валидизации теории депрессии Фрейда (Freud S.) Аарон Бек начал задаваться вопросами относительно самой этой теории и создал свою собственную. Его исследование снов депрессивных пациентов не выявило направленного на себя гнева или злости, как полагал Фрейд, а скорее темы утраты, поражения и депривации. Эти находки повторились в дальнейших экспериментах по peaгированию депрессивных пациентов на успех или провал в выполнении экспериментальных задач и отчетах о потоке сознания депрессивных пациентов в частной практике Аарон Бека.

С точки зрения Бека, мотивационная модель Фрейда не выдержала испытания проверкой. Вместо поиска бессознательной мотивации Б. объяснял возникновение потока мыслей и снов исходя из концепции самости. При депрессии индивид видит себя неудачником, мир - карающим, а будущее - бледным и даже безнадежным. При депрессии, как и при других синдромах, когниции полны ошибок, называемых в логике «когнитивными искажениями». Это означает, что позитивная или нейтральная информация из окружающего мира искажается или модифицируется таким образом, чтобы соответствовать индивидуальному состоянию ума в текущий момент. Происходит фиксация на ошибках или их преувеличение, позитивная информация минимизируется или игнорируется, нейтральная информация интерпретируется в самом неблагоприятном свете и т. д. Мышление депрессивного индивида становится настолько ригидным и абсолютистским, что эти искажения проходят без коррекции и негативные мысли становятся все более выраженными и правдоподобными. Негативные мысли отражают дисфункциональные убеждения и предположения, которые были запущены соответствующими жизненными событиями, и приводят в движение депрессивную программу. Когнитивная модель депрессии не противоречит биохимической: они отражают различные уровни анализа. Независимо от ее «причин», депрессия характеризуется одними и теми же когнитивными процессами. Может быть биологическая уязвимость по отношению к депрессии, а может быть и когнитивная уязвимость. Более того, лечение, сфокусированное на этих когнитивных процессах, зарекомендовало себя как высокоэффективное. Было показано, что когнитивная психотерапия является такой же эффективной, как и фармакотерапия при лечении монополярной депрессии. Кроме того, было установлено, что когнитивная психотерапия является эффективной и при профилактике рецидивов депрессии. Текущие исследования должны дать ответ на вопрос: может ли когнитивная психотерапия предотвратить манифестацию первого эпизода депрессии в группе риска.

Продолжающиеся исследования в области психопатологии и использовании когнитивной терапии обеспечили Бека выдающееся место в научном сообществе Соединенных Штатов Америки. Им написаны сотни научных статей и теоретических глав, равно как и несколько книг. Он разработал оценочные шкалы для депрессии, риска суицида, для исследования личности. Аарон Бек получил награды и почести от академических учреждений и профессиональных организаций всего мира, включая Американскую психиатрическую ассоциацию, Американскую психологическую ассоциацию и Королевский психиатрический колледж (в Великобритании). Он остается плодотворным автором и исследователем. Его работа в настоящее время финансируется Национальным институтом психического здоровья, что подчеркивает ее значение.

Аарон Бек является почетным профессором психиатрии Пенсильванского университета, где он долгое время работал, основателем Института Бека, являющегося научным и учебным центром, возглавляемым одним из его 4 детей, Д. Бек (Beck J.). Институт Бека является одним из многих центров по обучению когнитивных психотерапевтов и для подготовки исследователей. Б. возглавляет обучение сотен клиницистов когнитивной психотерапии. В свою очередь, они создали свои собственные центры по когнитивной психотерапии. Аарон Бек продолжает быть значимой фигурой и выразительным голосом в современной психотерапии.

Аарон Бек и когнитивная терапия

В фокусе внимания когнитивной терапии находится влияние познания на человеческие эмоции. Ее теоретические корни переплетены со здравым смыслом и натуралистическим интроспективным наблюдением человеческого ума в работе, как правило в психотерапевтической обстановке. Кроме акцента на познание, когнитивная терапия имеет мало общего с теориями и методами когнитивной психологии, обсуждавшимися в предыдущем разделе. Практичная в своих интересах, когнитивная терапия ставит своей целью модификацию и регуляцию негативного влияния некоторых когнитивных процессов на эмоциональное благополучие человека. Являясь одним из основных подходов к сегодняшней психотерапии, когнитивная терапия обязана своей базовой теорией и терапевтическими приемами первопроходческой работе Аарона Бека.

Открытие Бека

Аарон Бек (Aaron Beck) получил психоаналитическую подготовку и в течение нескольких лет практиковал психоанализ в традиционном ключе, предлагая пациентам вербализировать свои свободные ассоциации (free associations) и сообщать все, что приходит им на ум. Но однажды случилось нечто, изменившее его подход. Один пациент в процессе высказывания свободных ассоциаций подверг Бека суровой критике. Выдержав паузу, Бек (1976) спросил пациента, что он сейчас чувствует, и тот ответил: «Я испытываю сильное чувство вины». В этом не было ничего необычного. Но затем пациент спонтанно добавил, что, когда он высказывал резкие критические замечания в адрес своего аналитика, в его сознании одновременно возникали самокритичные мысли. Таким образом имел место второй поток, протекавший параллельно мыслям, наполненным гневом и враждебностью, о которых он сообщал во время своих свободных ассоциаций. Этот второй поток мысли пациент описал следующим образом: «Я сказал не то, что нужно… Я не должен был это говорить… Я не прав, критикуя его… Я поступаю дурно… Он обо мне плохо подумает» (р. 31).

Именно второй поток мысли являлся связующим звеном между выражением гнева пациентом и его чувством вины. Пациент испытывал чувство вины, так как критиковал себя за то, что гневается на аналитика. Возможно, являясь аналогом фрейдовского предсознания (preconscious), этот поток имеет отношение, скорее, к тому, что люди говорят себе, а не к тому, что они могут сказать в разговоре с другим человеком. По-видимому, это некая самоследящая (self-monitoring) система, функционирующая попутно с мыслями и чувствами, выражаемыми в разговоре. Мысли, которые связаны с самослежением, как правило, возникают быстро и автоматически, подобно рефлексу (Beck, 1991). За ними обычно следует какая-то неприятная эмоция. Иногда пациенты, либо спонтанно, либо побуждаемые терапевтом, выражают эту эмоцию. Но они почти никогда не сообщают об автоматических чувствах, которые предшествуют эмоции. Фактически они, как правило, лишь смутно сознают эти чувства, если вообще сознают.

Автоматические мысли (automatic thoughts) обеспечивают непрерывный комментарий, сопровождающий то, что люди делают или испытывают. Эти мысли возникают как у здоровых, так и у эмоционально тревожных людей. Различие связано с видом сообщений, которые содержат мысли, и с тем, насколько они мешают человеку жить. Например, люди, страдающие депрессией, разговаривают с собой в очень резких тонах, осуждая себя за каждую оплошность, ожидая самого худшего и чувствуя, что они заслуживают всех тех несчастий, которые обрушиваются на них, поскольку они все равно никчемны. Люди, испытывающие сильную депрессию, как правило, разговаривают с собой еще более громким голосом. Для них негативные мысли - это не просто шепот, раздающийся на периферии сознания, а громкие, повторяющиеся крики, которые могут поглощать массу энергии и отвлекать человека от какой-то другой деятельности.

Сочетание автоматического мышления и неприятных физических или эмоциональных симптомов образует порочный круг, который поддерживает и усиливает симптомы, приводя иногда к серьезным эмоциональным расстройствам. Бек приводит пример человека, страдающего от симптомов тревоги, включая такие, как сильное сердцебиение, потение и головокружение. Мысли пациента о смерти ведут к повышенной тревоге, проявляющейся в физиологических симптомах; эти симптомы затем интерпретируются как признаки неминуемой смерти (1976, р. 99).

Когнитивная терапия и здравый смысл

Открытие существования автоматических мыслей ознаменовало перемену в подходе Бека к терапии, а также в его взгляде на человеческую личность. Содержание этих мыслей «не было обычно связано с какими-то эзотерическими темами, такими, как кастрационная тревога (castration anxiety) или психосоциальные комплексы (fixations), как могла бы предположить классическая психоаналитическая теория, но имело отношение к крайне важным социальным вопросам, таким, как успех или неудача, одобрение или неприятие, уважение или презрение» (Beck, 1991, р. 369).

Важной особенностью автоматических мыслей является то, что человек может их осознавать и что они делают возможной интроспекцию. Несмотря на то что сначала эти мысли трудно заметить, после определенной подготовки, как обнаружил Бек, они могут быть доведены до сознания. Следовательно, и источник, и решение эмоциональных проблем находятся внутри сферы человеческого осознания, в пределах, доступных его познанию.

«То, как человек следит за собой и наставляет себя, хвалит себя и критикует, интерпретирует события и делает прогнозы, не только высвечивает нормальное поведение, но и проливает свет на внутренние механизмы эмоциональных расстройств» (Beck, 1976, р. 38).

Этот принцип лежит в основе когнитивного подхода Бека к терапии. Стержнем этого подхода является уважение к способностям человеческих существ исцелять себя и торжество здравого смысла, воплощающего в себе мудрость, посредством которой люди из поколения в поколение развивали эти способности. Бек привлекает внимание к повседневным «подвигам» наших когнитивных способностей:

«Если бы не способность человека столь умело фильтровать и прикреплять соответствующие ярлыки к лавине внешних стимулов, его мир был бы хаотичным и один кризис в нем сменял бы другой. Более того, если бы он не мог контролировать свое высокоразвитое воображение, то периодически попадал бы в некую сумеречную область, неспособный провести грань между реальностью какой-то ситуации и образами и личными намерениями, которые она инициирует. В своих межличностных отношениях он, как правило, может находить скрытые ключи, которые позволяют ему отделять своих врагов от друзей. Он вносит в свое поведение едва уловимые поправки, помогающие ему сохранять дипломатические отношения с людьми, которые ему несимпатичны или которым несимпатичен он. Он, как правило, может проницать взглядом социальные маски других людей, отличать искренние послания от неискренних, видеть разницу между дружелюбным притворством и замаскированным антагонизмом. Он настраивается на значимые сообщения в сильнейшем гуле звуков, с тем чтобы можно было организовывать и модулировать собственные реакции. Эти психологические операции, по-видимому срабатывают автоматически, не свидетельствуя о каком-то интенсивном познании, обдуманности или рефлексии» (Beck, 1976, р. 11–12).

Это красноречивое выражение веры Бека в основополагающую человеческую способность исцеляться и оставаться целостным. Его восхваление нашего природного умения сохранять психическое здоровье напоминает человека как ученого Келли. Оба ценили способности человеческого ума, которые заставляли их проявлять уважение к простому человеку и считать, что разрыв между экспертом (ученым или терапевтом), который обладает знаниями, и дилетантом, который ими предположительно не обладает, намного уже и легче преодолим, чем принято думать. Бек и его последователи открыто делились своими находками с терапевтами, а также с широкой общественностью.

Когнитивные приемы терапии и самопомощи

На основе подхода Бека было разработано множество приемов, которые сосредоточивают внимание на специфических проблемах и требуют относительно краткосрочной терапии (Beck, Rush, Shaw & Emery, 1979; Emery, 1981; McMullin, 1986). Их цель - видоизменить негативные или саморазрушительные автоматические мыслительные процессы или восприятия, которые, по-видимому, способствуют сохранению симптомов эмоциональных расстройств. Либо прямо, либо косвенно эти приемы отрицают, ставят под сомнение или реструктурируют восприятие или понимание клиентами самих себя и своих жизненных ситуаций.

В когнитивной терапии между терапевтом и клиентом устанавливаются сотруднические, почти коллегиальные отношения. Терапевт не делает вид, что он знает мысли и чувства клиента, а предлагает ему самому исследовать и критически изучить их. В когнитивной терапии клиенты сами разрешают свои проблемы; они имеют непосредственный доступ к паттернам восприятия и мышления, которые интенсифицируют неадекватные чувства и модели поведения, и они способны изменить эти паттерны.

Неудивительно, что когнитивная терапия способствовала появлению множества публикаций по самопомощи. Фактически большая часть популярной литературы о том, как можно самоутвердиться, повысить свою самооценку, унять свой гнев, избавиться от депрессии, сохранить брак или отношения и просто почувствовать себя хорошо, основана на работе когнитивных терапевтов (Burns, 1980; Ellis & Harper, 1975; McMullin & Casey, 1975).

Возможно, больше других сделал для популяризации методов когнитивной терапии Алберт Эллис (Albert Ellis, 1962, 1971, 1974). Его напористая тактика конфронтации и убеждения завоевала ему сторонников среди терапевтов и неспециалистов. Подход Эллиса известен как рационально-эмотивная терапия (rational-emotive therapy) (RET). Основываясь на идее, что иррациональные представления вызывают эмоциональное страдание и поведенческие проблемы, RET использует логику и рациональную аргументацию, чтобы высветить иррациональность мыслей, которая поддерживает нежелательные эмоции и модели поведения, и вступить с ней в борьбу. Хотя и более конфронтационный, чем другие виды когнитивной терапии, подход Эллиса характеризуется здравой логикой, присущей всем когнитивным методам.

Логику когнитивного подхода (logic of the cognitive approach) можно выразить с помощью следующих четырех принципов (Burns, 1980, р. 3–4): 1) когда люди испытывают депрессию или тревогу, они мыслят в нелогичной, негативной манере и совершают непроизвольные действия себе же во вред; 2) приложив немного усилий, люди научаются тому, как можно избавиться от пагубных паттернов мышления; 3) когда их болезненные симптомы исчезают, они снова становятся счастливыми и энергичными и начинают себя уважать; 4) эти цели достигаются, как правило, в течение относительно короткого периода времени за счет использования несложных методов.

Первым делом следует осознать свои автоматические мысли и идентифицировать все искажающие паттерны. Бернс (Burns, 1980, р. 40–41) описывает следующие десять типов искажения, которыми обычно отличается мышление людей, страдающих депрессией:

«1. Мышление по принципу «все или ничего». Человек видит все в черно-белом свете. Например, неспособность достичь совершенства рассматривается как полный провал.

2. Сверхобобщение (overgeneralization). Рассматривание разового негативного события в качестве подтверждения паттерна нескончаемых поражений.

3. Ментальный фильтр. Сосредоточенность исключительно на какой-то одной негативной детали, пока весь опыт не предстает в негативном свете.

4. Умаление позитивного. Человек настаивает, что позитивный опыт по какой-то причине малозначим, и тем самым сохраняет негативное представление, несмотря на то что все свидетельствует об обратном.

5. Неправомерные заключения. Человек делает негативные выводы, несмотря на то что отсутствуют конкретные факты, их подтверждающие. Это случается, к примеру, когда человек произвольно заключает, что кто-то другой реагирует на него негативно, не пытаясь выяснить, верно ли это заключение. Или человек столь сильно опасается, что события примут дурной оборот, что начинает верить в то, что именно так все и будет.

6. Преувеличение (рассматривание в качестве катастрофы) (catastrophizing) или преуменьшение. Преувеличение значимости каких-то происшествий (например, собственных ошибок) или преуменьшение их важности (например, своих положительных качеств).

7. Эмотивные рассуждения. Предположение, что собственные негативные эмоции непременно отражают истинное положение вещей: «Мне так кажется, следовательно, так оно и есть».

8. Призывы «надо». Побуждение себя к чему-то словами «надо» и «не надо», как если бы человек был неспособен действовать без психологического самопринуждения. Когда «надо» направлено на себя, может возникнуть чувство вины; когда оно направлено на других, человек может испытывать гнев, фрустрацию или негодование.

9. Навешивание ярлыков и ошибочные ярлыки. Использование негативных обозначений в случае совершения ошибки, вместо описания происшедшего. Например, вместо утверждения: «Я потерял ключи» человек навешивает на себя негативный ярлык: «Я растяпа». Если человека не устраивает чье-то поведение, негативный ярлык может быть навешен на другого человека, например: «Он негодяй». Под ошибочными ярлыками понимается описание какого-то события эмоционально перегруженным языком, который не отличается точностью.

10. Персонализация. Рассматривание себя в качестве причины какого-то внешнего события, за которое человек в действительности не несет основной ответственности.»

Когда искажения в привычном, автоматическом мышлении человека обнаружены и верно идентифицированы, становится возможным изменить мысли, заменив искажающие идеи рациональными и реалистичными. Например, человек, которого подвел друг, может уцепиться за мысль: «Я - настоящий простофиля и круглый дурак». Эта реакция является примером навешивания ошибочных ярлыков, а также мышления по принципу «все или ничего». Рациональными, реалистичными мыслями, которые точнее описывают происходящее, могут быть следующие: «Я допустил ошибку, поверив этому другу» и «Я не всегда знаю, когда мне следует, а когда не следует доверять человеку, но со временем я научусь лучше разбираться в этом». Когнитивные терапевты считают, что при концентрации внимания и достаточно усердной работе клиента с помощью терапевта автоматические мысли и связанные с ними искажения могут быть устранены. Их могут заменить рациональные, точные мысли, что приведет к более счастливому и здоровому образу жизни.

Для размышления. Паттерны негативного мышления

Попробуйте провести следующий эксперимент, который позволит вам глубже понять ваши паттерны негативного мышления.

Когда вы испытываете тревогу, депрессию, когда вы расстроены или вам просто немного грустно, понаблюдайте за мыслями, спонтанно возникающими и исчезающими в вашем сознании. Позвольте мыслям приходить и уходить без суждения, подавления или попытки каким-либо образом их изменить. Просто отслеживайте их в течение нескольких минут.

Возьмите лист бумаги и разделите его на следующие три колонки: автоматические мысли, когнитивные искажения, и рациональные реакции. В первой колонке (автоматические мысли) записывайте мысли или повторяющиеся темы в порядке их появления. Затем просмотрите свой список и во второй колонке идентифицируйте искажения, содержащиеся в каждой мысли из первой колонки. Придумайте и укажите в третьей колонке для каждой мысли рациональную замену, используя объективные, нейтральные описания.

В следующий раз, когда вы почувствуете подобную тревогу, депрессию или расстройство по какому-либо поводу, попытайтесь избавиться от всех искаженных мыслей, сначала отслеживая их, а затем замещая их рациональными мыслями.

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Когнитивная интерпретация Многие из представленных выше теоретических взглядов на ПРЛ разделяют представление, что подозрения человека относительно других людей и размышления о преследованиях и плохом обращении со стороны других - это лишь рационализации,

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Когнитивная оценка Общий клинический контекст Нарциссические люди обычно обращаются за лечением, когда у них развивается причиняющее неудобства расстройство Оси I или когда они сталкиваются с какой-нибудь серьезной проблемой в отношениях с людьми. Основной причиной

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Когнитивная терапия Основная концепция Когнитивная терапия создана Аароном Беком в 1960-х гг. В предисловии к известной монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» Бек заявляет о своем подходе как о принципиально новом, отличном от ведущих школ,

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

10. Когнитивная гимнастика Тренировка - залог умения. Мозг пластичен, и благодаря этому качеству его можно и нужно тренировать. Игра на музыкальных инструментах вносит изменения в области мозга, которые управляют тонкой моторикой, а также улучшает работу слуховых

Из книги История психологии автора Смит Роджер

Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

9.5 Когнитивная психология Около 1970 г. было обычным утверждать, что в психологии происходит революция, в результате которой когнитивная психология вытесняет бихевиоризм. Новая психология исследовала решение проблем, научение и память как виды переработки информации, в

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Шаг 3. Когнитивная реструктуризация Люди постоянно пытаются понять смысл того, что пере­живают. Они стараются упорядочить события и предугадать, как эти события могут отразиться на их будущем. Когда вы испытываете тревогу и настороженно ожидаете паники, то становитесь

Из книги Пробуждения автора Сакс Оливер

Когнитивная терапия Нижеследующий отрывок заимствован из книги Аарона Бека "Cognitive Therapy and the Emotional Disorders" («Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства») (1976).Давайте предположим на секунду, что сознание человека содержит элементы, которые несут ответственность за

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

Из книги Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями автора Джендлин Юджин

Глава 9. Второе размышление: когнитивная терапия Эмоции следуют за мыслями так же неотступно, как утята за своей мамой-уткой. Но тот факт, что утка спокойно идет вперед, а утята преданно следуют за ней, вовсе не означает, что она знает, куда ей нужно идти! Дэвид

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

17. Когнитивная психотерапия Определенные изменения в когнитивных категориях клиента происходят практически при всех формах психотерапии, хотя хорошо известно, что сами по себе когнитивные изменения порождают у людей весьма незначительные реальные изменения. Из этого

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Когнитивная легкость Когда вы в сознании (и, вероятно, не только тогда), в вашем мозгу идет множество вычислений, которые постоянно проверяют и обновляют ответы на важные вопросы: происходит ли что-то новое? нет ли угрозы? все ли идет хорошо? не нужно ли переориентировать

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Глава 5. Когнитивная терапия бека и рационально-эмотивная терапия