Аутоагрессия: почему дети вредят себе. Детская аутоагрессия: причины и пути выхода Диагностика аутоагрессии

1 4 601 0

По статистике, 96% людей на планете испытывают стресс, разочарование, гнев. Ощущение недовольства собой знакомо каждому, и выразить его критикой в свой адрес – обычное дело для многих. Есть два вида выражения неудовлетворения собой:

  1. Здоровая самокритика . Человек осознает, что сделал неправильно, анализирует и делает выводы из сложившейся ситуации. Неприятность служит уроком.
  2. Аутоагрессия – опасный вид . Проявляется в моральном самобичевании, нанесении физического и морального вреда направленного человеком на самого себя. Личность саморазрушается.

Опасность данного состояния кроется в том, что человек может совершить попытку самоубийства. Поэтому важно определить данный вид агрессии и своевременно помочь себе или близкому. Об этом мы и поговорим в статье.

Основные причины аутоагрессии

  • Марина вышла замуж в 19 лет. В 20 родила первого сына, а в 22 года стала матерью второй раз. Несмотря на то, что женщина всю жизнь мечтала стать юристом, учебу пришлось забросить. Идти наперекор своим желаниям вошло для девушки в норму. Муж стал намекать, что супруга недостаточно хорошо выглядит, плохо воспитывает детей и что другие девушки в ее возрасте успевают и карьеру делать, и с домашними обязанностями справляться. Слова мужа вызывали у Марины чувство досады и вины. Она перестала высыпаться и уделять себе время – лишь бы угодить супругу. Кроме того, муж требовал, чтобы она стирала вручную его вещи. По его мнению, так они лучше отстирываются. И даже сильная аллергическая реакция на стиральный порошок не останавливала девушку. Она терпела физическую боль от ран на руках, потому что хотела быть идеальной женой. В конце концов, супруг ушел к другой, оставив Марину с двумя детьми, неврозом и целым рядом проблем со здоровьем, полученных за годы семейной жизни.

Не будем давать оценку отношению супруга. Вопрос: почему она относилась к себе так пренебрежительно? Девушка в стараниях угодить мужу и сохранить семью проявляла по отношению к себе неосознанную агрессию. Вряд ли Марине нравилось доставлять себе физические страдания, не высыпаться, страдать от аллергии – так она старалась побороть стресс, вызванный страхом остаться без мужа.

Подобных примеров аутоагрессии много – это раскусывание губ в кровь, порезы рук, диеты или переедания, наносящие вред организму, изничтожающие физические нагрузки.

В том, что человек критически относится к своим возможностям и способностям, нет ничего плохого. Иногда для достижения определенного результата просто необходимо больше постараться и собрать волю в кулак.

Аутоагрессия же всегда деструктивна. Есть определенная взаимосвязь между особенностями характера личности и склонности к саморазрушению.

  • Например, демонстративно акцентуированный молодой человек, которого оставила девушка, может нанести себе физические увечья, чтобы обратить на себя ее внимание, и таким способом удержать.

Аутоагрессия характерна для людей, склонных к неврозам, слабохарактерным, сверхчувствительным.

Проявление свидетельствует о низкой социализации личности. В некоторых ситуациях это способ отвлечься от смертельной болезни.

Виды

Название

Как проявляется

Виктимная Тенденция к ситуациям, связанным с риском для жизни. Например, ходить ночью в местах с повышенной криминогенностью; переходить дорогу на красный цвет; гулять на улице во время сильной грозы.
Фанатическая Проявляется на концертах известных исполнителей. Например, во время выступления некоторых популярных групп люди погибали от удушья в неконтролируемой толпе, стремясь подобраться поближе к объекту обожания. Случалось, что люди заканчивали жизнь самоубийством, узнав о смерти любимого кумира, либо же повторив суицидальную попытку за самим артистом.
Пищевая Сюда входят , булимия и . В 90% свойственна лицам женского пола. Часто девушки, стремясь довести себя, в их понимании, до совершенства, изнуряют себя диетами или вовсе перестают есть. К сожалению, запущенная анорексия в большинстве случаем заканчивается смертью.
Суицидальная Крайний вид аутоагрессии. Это суицидальные попытки либо законченный суицид.

Как проявляется расстройство

  • Доведение себя до изнеможения, отказ от еды;
  • Нанесение себе телесных увечий;
  • Вредные привычки;
  • Неоправданная жертвенность поведения;
  • Суицидальные попытки.

Особенности расстройства у взрослых

Аутоагрессивное поведение связано с особенностями характера человека. Во взрослом возрасте подобная реакция на стресс говорит о психологической незрелости личности и ряде других психологических и социальных нарушений:

С некоторыми жизненными ситуациями человеку сложно справиться без чьей-либо помощи. Алкоголизм, наркомания, злоупотребление лекарственными препаратами в сложные периоды жизни указывают на агрессию против себя самого. оказывают серьезный вред организму. Но даже осознавая это, человек продолжает наносить урон своему здоровью.

  • Перенапряжение, усталость

Из-за невнимательности, связанной с этими причинами, человек может не заметить опасность и получить серьезные травмы.

Испытывая его перед кем-то, может приносить в жертву собственное здоровье и даже жизнь.

Такое проявление свойственно демонстративным личностям, которые пытаются удержать любимого человека жалостью к своему физическому состоянию.

В состоянии депрессии человек, стремясь избавиться от душевных мучений, может осуществить перенос с психологической боли на физическую.

  • Гетероагрессия

Человек, склонный к проявлению агрессии в сторону других, вполне способен направить вектор поведения на себя самого.

Саморазрушение у подростков

Подростки подвержены к проявлению аутоагрессии в связи с физиологическими процессами и гормональными изменениями в организме, что безусловно сказывается на психоэмоциональном состоянии.

Подростковый возраст – довольно сложный период полового созревания, связанный с гормональными изменениями. Если в младшем школьном возрасте ребенок был ориентирован на мнение родителей и учителя, то подростку важно понравиться своим сверстникам. Стремясь достичь социально одобряемых качеств в своей возрастной среде, школьник совершает поступки напрямую связанные с риском для здоровья и даже для жизни.

  1. В последнее время участились так называемые “селфи-случаи” падений подростков с высоты. Мода на риск и стремление запечатлеть себя на фотоснимке в крайне опасные моменты привела к тысячам смертей и физических увечий среди детей подросткового возраста.
  2. Подростки часто демонстрируют намеренно рискованное поведение, чтобы обратить внимание на себя, повысить свою значимость и авторитет среди сверстников.
  3. Пирсинг, татуировки, другие эксперименты с внешностью, сопровождающиеся физической болью, также являются проявлением аутоагрессии.
  4. Иногда причиной агрессивного поведения, направленного на себя, выступает реакция на насмешки со стороны одноклассников.

Крайняя форма аутентичного поведения подростка – суицидальные попытки.

Родителям важно вовремя заметить признаки аутентичного поведения подростка и обратиться за помощью специалиста, который проведет с ребенком необходимую психокоррекционную работу.

Проявление аутоагрессии у детей

Причин проявления аутоагрессивного поведения детей может быть несколько:

  • Привлечение внимания – демонстративный ребенок, стремясь к жалости и вниманию со стороны родителей, может намеренно удариться и получить при этом травму.
  • Достижение цели – дети, которым что-то не купили в магазине, начинают падать на пол, рвать на себе волосы, биться головой, пока не достигнут желаемого.
  • Чувство вины из-за ссор родителей – некоторые дети, чьи родители постоянно выясняют отношения, либо переживают процесс развода, чувствуют вину за собой: “Родители разводятся, потому что я слишком громко себя веду ” – такие мысли приводят к самобичеванию.

Аутичным детям свойственно любое проявление агрессии, в том числе, направленной на себя.

Ввиду особенностей психического расстройства, причин для проявления агрессии у аутичных детей может быть несколько – от вторжения кем-то в личное пространство (особенно в публичных местах), до малейших изменений в окружающем пространстве.

Психический мир ребенка с диагнозом аутизм ограничен его собственными представлениями. Даже незначительные перемены могут вызвать у ребенка аффективные вспышки гнева.

Родителям следует замечать, в каких именно ситуациях проявляется аутоагрессия, стараться избегать подобных моментов и не оставлять ребенка одного. В некоторых случаях может потребоваться помощь врача.

Почему аутоагрессия у детей возникает

В трехлетнем возрасте ребенок переживает первый . Этот период психологи и психиатры называют “Я сам “. Он достиг определенного уровня самостоятельности, но еще не до конца научился себя обслуживать, поэтому проявляет гнев, если не получается, например, завязать шнурки на ботинках.

Период характеризуется вспышками негативизма, протеста, отрицания ранее привлекательных ситуаций.

Родителям следует быть вежливыми с ребенком, разрешать проявлять самостоятельность, если это не грозит ничем опасным. Иногда полезно предложить свою помощь. В случае проявления агрессии достаточно ребенка отвлечь. Хвалить и ругать стоит только поступки малыша, а не его самого.

Дошкольный возраст – спокойный период в жизни ребенка.

Проявления аутоагрессии у дошкольника может свидетельствовать о развитии патофизиологических процессов или нарушений психического развития. В некоторых ситуациях подобное поведение может являться следствием адаптации к социальной среде.

Школьники проявляют агрессию по отношению к себе в состоянии стресса, связанного с учебной деятельностью. Чувство вины в связи с неуспеваемостью, особенно, если родители склонны наказывать за плохие отметки. Иногда ненависть к себе связана с отсутствием объекта, на которого направлен или открыто проявить агрессию невозможно (например, в отношении учителя).

Часто в школьном возрасте наблюдается вербальная аутоагрессия: “Я такой неудачник, даже родители так говорят. Сегодня снова получил двойку – я такой глупый ребенок “.

Как избавиться от самоуничтожения

Проявление аутоагрессии у взрослых – определенный защитный механизм по отношению к неприятной для психики ситуации. Для избавления от подобного явления человеку необходимо осознать проблему.

Наиболее оптимальный вариант – обратиться за , который по результатам психодиагностики подберет соответствующие методики и окажет профессиональную помощь.

Если же по каким-то причинам этот вариант невозможен, всегда есть способы сублимировать агрессию вне себя и окружающих.

  • Например, выехать в безлюдное место и покричать;
  • Написать о своей злости на бумаге, а потом разорвать ее;
  • Побить грушу, подушку.

Осознание проблемы – первый путь к ее решению.

Если явление наблюдается у ребенка, родителям следует внимательно отнестись к потребностям растущей личности. Аутоагрессия у детей – это реакция на недовольство поведением родителей. Но так как ребенку сложно объяснить, чем именно он недоволен и проектировать злость на родителей, он делает это по отношению к себя. Идеальный вариант в таких случаях – помощь детского психолога.

Заключение

Заключение

Аутоагрессия опасна тем, что человек пытается навредить себе любыми способами, унизить и разрушить. Такое поведение приводит к психическим расстройствам, а также к суициду. Важно вовремя распознать эти проявления, научиться уважать себя и относиться проще к различным неприятностям. Навыки здоровой самокритики помогут трезво разобраться в ситуации и сделать правильные выводы.

Лучшим способом профилактики аутоагрессии является любовь, внимание и поддержка близких.

– форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

Общие сведения

Термин «аутоагрессия » происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Патогенез

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения . Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение .
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение , наркомания , токсикомания , алкоголизм .
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение . Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Осложнения

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Диагностика

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог . Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

  • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
  • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
  • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Лечение аутоагрессии у ребенка

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию . Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию . Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги . Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • . Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

Елена Сидорец
Детская аутоагрессия: причины и пути выхода

Детская аутоагрессия – причины и пути выхода

Бывают такие случаи, когда становишься свидетелем того, как маленький ребенок начинает бить сам себя или биться головой обо что-то твердое. Бедные родители в этот момент не знают как вести себя, как успокоить малыша. Такое поведение малышей называют аутоагрессией , то есть агрессией, которая направлена на себя самого.

Детская аутоагрессия – не редкость

Детская аутоагрессия у ребенка 5 лет – это своего рода реакция на неудачные поступки, которые вызывают недовольство окружающих. Таким образом, ребенок наказывает себя сам и причиняет себе боль . Такое поведение не возникает само собой. Это одна из форм агрессивного поведения. Как правило, таких малышей родители наказывали в раннем детстве . Но причиной такого поведения малыша становится не жестокость наказания, а разгневанность взрослых, их яркое недовольство своим ребенком. Это оказывает психотравмирующее воздействие на малыша, он пугается ярости и гнева родителей. Эти страхи становятся настолько сильными, что ребенок впоследствии, чтобы опередить негативную реакцию родителей и других взрослых, начинает наказывать себя сам.

Другой причиной аутоаргессивного поведения ребенка может стать его сверхвысокая эмоциональная чувствительность. Чужое страдание и слезы для них становятся невыносимыми. Они готовы причинить себе боль сами , лишь бы не видеть страдания других. Они боятся стать причиной страдания другого человека. Если вдруг нечаянно они причинили страдание другому человеку, то переживают это сильнее пострадавшего.

Еще одна причина – тяжелое детство . Непонимание родителей, травля в школе и обесценивание себя.

Аутоагрессия (причинение вреда себе в стрессовой ситуации) - явление довольно распространенное. Нет человека, который бы периодически не проявлял ее, ведь все мы родом из детства , где нас наказывали и не понимали. Родители, склонные к жестоким наказаниям, пренебрегающие переживаниями ребенка, высмеивающие его чувства и потребности, добиваются лишь одного - ребенок начинает думать : "Я - никто, и желания мои - пустяк". Неудивительно, что в школе таких детей преследуют сверстники и "давят" учителя.

Тяжелое детство наверняка станет началом нелегкой жизни со многими проблемами. Разобраться в корнях ситуации помогает психолог-консультант Наталья Котова, а психотерапевт Янина Даниш советует, как справиться с аутоагрессией в детстве , уже будучи взрослыми.

Аутогрессия - злость не по адресу

Итак,основная причина аутоагрессии - неумение выражать свою злость по адресу. Способов это сформировать может быть множество : ребенка бьют по рукам, заставляют придумывать самому себе наказание, оставляют наедине с проблемой. Особенно это заметно на детской площадке . Вот один малыш стукнул другого лопаткой, другой заплакал или стукнул в ответ. Мамы тут же их разняли, первого шлепнули по попе, второго или успокоили, или тоже шлепнули. Научится он защищать себя? Вряд ли. Не надо требовать от маленьких детей взрослых умений : их надо учить и на личном примере показывать, как правильно себя вести.

В школе проблема усиливается, страдания возрастают. Не научившись выражать свои чувства в семье, отражать давление одноклассников и учителей очень трудно. Ребенок замыкается, страдает, появляется отвращение к себе. "Все время грызет ногти, я наказываю, но ничего не помогает", - часто жалуются мамы школьников, не понимая, что ребенок грызет не ногти, а себя, и любое наказание только усугубляет это состояние. В стрессовой ситуации у ребенка трясутся руки и ноги, и вот здесь наступает критический момент : либо он начинает бить обидчика, либо приучается сдерживать негативные эмоции (которые потом переходят в психосоматические заболевания, либо начинает мучить себя. Изменение схемы питания (отказ от еды или обжорство, жертвенное поведение, фразы "Я умру, а вы все пожалеете", попытки самоубийства - все эти реликвии из сундука беззащитности и неумения давать сдачу.

Во взрослой жизни проблема не исчезает. И вот, скажем, женщина в возрасте 35 лет давит прыщи до крови, грызет ногти и глубоко внутри ненавидит свою внешность, свою жизнь и направляет любую обиду на себя, при этом ничего не меняя (ни опостылевшую работу, ни докучающего мужа, а лишь терпит, страдает и мучает свое тело.

Отличия от манипуляции

Аутоагрессия у взрослых людей проявляется в суицидальных мыслях, пристрастии к наркотикам, алкоголизму, курению, а также в увлечении экстремальными видами спорта. Притом важен не только поступок, но и мысли, которые возникают при его совершении. Так, прыгнуть с парашютом ради интереса - прекрасная возможность попробовать свои силы, а вот мысль "умру, и всем будет только лучше" - признак аутоагрессивного поведения . Склонность к аутоагресии развивается с детства , но механизм ее не так прост, как кажется. Часто его объясняют так : "Если жестокие родители бьют ребенка, он становится агрессивным и направляет свою агрессию либо на окружающих, либо на себя". Но возникает вопрос : "Почему одного бьют, и он превращается в маленького монстра, а с другого как с гуся вода? Ответ на этот вопрос надо искать в каждом конкретном случае, ведь на формировании характера человека сказывается не только воспитание, но и особенности личности. Некоторые дети видят злобное лицо матери, понимают, что их скоро накажут, и чтобы избежать этого, начинают самобичевание : бьются головой о стену или об пол. Иногда те же проявления имеют демонстративный подтекст и прекращаются, как только мама выходит из комнаты . Такой концерт - чистой воды манипуляция и к аутоагрессии отношения не имеет .

Что делать, если ребенок страдает аутоагрессией ?

Всегда детская аутоагрессия требует от родителей большого внимания и терпения. В первую очередь малыша не надо провоцировать и не усугублять его страдания. Вопросы, крики, испуг и растерянность не смогут малыша успокоить. Необходима сдержанность и терпимость. Малыша надо приласкать, обнять, а если он противится этому, то навязчивость только усилит его агрессию.

В этот момент малыша надо постараться отвлечь, но сделать это аккуратно и ненавязчиво, не ограничивая его в действиях. Затыкание рта, хватание за руки только спровоцирует еще большую агрессию. Сам малыш не сможет нанести себе серьезную рану, а вот в тот момент, когда он вырывается из рук взрослого, он способен причинить себе серьезный вред .

В некоторых случаях помогает уход взрослого в другую комнату под предлогом того, что смотреть такое не возможно. После того как малыш успокоится, с ним надо провести некоторое время – посадить на колени, пожалеть, почитать книгу. Ребенку важно дать понять, что вы его жалеете и не осуждаете. Поддержка родителей очень помогает малышу справиться с агрессией.

Воспитание детей – это наука, которую постигает каждый родитель на своем собственном опыте. И зачастую мы не задумываемся, к чему может привести наша чрезмерная критика поведения наших маленьких детишек. Малыша надо прощать за его промахи, не быть суровым с ним и не предъявлять ему завышенных требований. И тогда многих проблем таких как, агрессия у маленького ребенка, можно избежать. Но если у вашего малыша все-таки появились признаки аутоагрессии , то помощь психолога ускорит процесс избавления от агрессивного поведения/

Советы родителям

Итак,часто дети грызут ногти, вырывают волосы, царапают и бьют себя. Родители ругают и наказывают, а надо действовать по-другому.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Для начала родителям необходимо научиться слышать ребенка и правильно реагировать на его эмоции. Не стоит задавать вопросы : "Тебе больно? Тебя обидели? Что происходит?". Чтобы ребенок чувствовал себя услышанным, отражайте его эмоции, как зеркало, формируя утвердительные, а не вопросительные фразы, не боясь не угадать : "Тебе больно. Тебе обидно. Ты сейчас злишься". В какой-то момент ребенок скажет "да" и расскажет сам, что его взволновало или обидело. Ни в коем случае малышу, плачущему от боли или обиды, нельзя говорить : "Ничего страшного, тебе не больно". Он же чувствует, что ему больно, страшно или обидно, а вы своей фразой показываете, что его чувства не важны. Ребенок понимает, что его не слышат, и думает : "если я так чувствую, а мама говорит, что этого чувства не должно быть, значит, так чувствовать плохо и я плохой". Чтобы ребенок вырос с внутренним ощущением силы, ему надо дать понимание, а не успокоение и убеждение, что ничего не происходит.

ПЕСОК И КАМНИ. Чтобы помочь ребенку дать выход злобе и обиде , можно рисовать на песке или рыть в нем ямки. Также можно бросать камушки в песок, в воду или на землю. Главное - научить ребенка бросаться камнями и песком не в людей, а в цель. Тогда это будет и весело и безопасно, а агрессия в будущем трансформируется в достижение цели.

Гуашь, газета, гвозди и драка

КАЛЯКИ-МАЛЯКИ. И детям, и взрослым можно рисовать свою злость. С аутоагрессией отлично работает рисунок руками на ватмане. На лист формата А1 или А2 надо вылить разноцветную гуашь, разбавленную водой, и руками перемешивать, рисуя каляки-маляки. В итоге все краски смешаются, рисунок превратится в грязно-черно-серую массу. Его надо высушить, а потом, по желанию, либо разорвать и выбросить, либо смыть водой. Во втором случае на бумаге появятся орнаменты, в которых можно разглядеть образы и символы. То, что там увидится, может многое рассказать. Вымытый рисунок можно дорисовать, повесить на стену в рамочке.

ДАРТС. Эта простая игра помогает освободить свои чувства. Замечено - попадает в цель всегда самый злой. Главное - обеспечить безопасность в игре и разрешить себе выплеснуть свои эмоции (можно даже кричать) .

Слушай и ищи глагол

"Я ВСЕХ ПОРВУ". Произносящему эту фразу надо купить побольше газет и рвать. Притом с размахом. С детками можно продолжить игру – подбрасывать кусочки, посыпать ими голову, бросаться. Прекрасный выход эмоций . Также можно лопать воздушные шарики. Сначала выдуть в них всю злость, а потом взять что-то острое и бабахнуть. Для пущего веселья можно привязать шарики к ногам и стараться лопнуть чужой, а свой спасти.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;

вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;

аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Что такое аутоагрессия у детей

Аутоагрессией называется поведение, когда ребенок направляет агрессию на самого себя. Аутоагрессия проявляется как в словах (дети могут ругать себя, даже обзывать), так и в поступках (дети бьют себя по голове, кусают себя и пр.).

Мальчику было 4 года, когда родители развелись: отец ушел из семьи, а мать занялась своими проблемами. Ребенок остался на попечении бабушки. Эмоционально он был очень скован и закрыт. Бабушка постоянно была им недовольна. И с какого-то момента, желая выплеснуть накопившееся напряжение, ребенок стал биться головой об стенку.

Многие родители испытывают шок, впервые увидев, как ребенок бьет себя по голове. И задаются вопросами: что делать, как реагировать и нормально ли это. Попытаемся разобраться. Во-первых, такое поведение — это всегда реакция на стрессовую ситуацию, в которой невольно оказался ребенок. Во-вторых, так поступают дети, которые не могут в силу различных причин нанести ответный «удар» обидчику (обидчик недосягаем или это самый близкий, любимый человек), т. е. аутоагрессия — это смещенная агрессия. Причем, как выяснили ученые, с физическим наказанием ребенка она может быть не связана.

Иногда аутоагрессия возникает у ребенка в ответ на собственные неудачные действия, обычно такие, которые могут вызвать неудовлетворение взрослых. «Я грязнуля! Неряха! Ничего-то я не могу!» — сквозь слезы говорит семилетняя девочка, пролив суп за обедом. Девочка знает, что мама, сидящая рядом, всегда ругает ее за неопрятность, за любое пятнышко на одежде, и поэтому как бы предупреждая мамин гнев, она начинает обвинять себя. Аутоагрессия легче всего формируется у детей, которые эмоционально изолированы, т. е. не имеют полноценного эмоционального контакта с родителями, теплоты и любви со стороны матери. Чем строже мать, чем чаще она наказывает ребенка словесно, критикуя его, демонстрируя негативное отношение, тем быстрее может проявиться аутоагрессия. У высокочувствительных детей это происходит чаще, так как именно они реагируют на родительское раздраженное лицо, гневные интонации в голосе состоянием тревоги и напряжения.

В работах известного российского психолога А. Реана описаны основные свойства личности ребенка, склонного к аутоагрессии:

Отрицательные эмоции преобладают над положительными (такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, редко находится в хорошем настроении);

Имеет низкую самооценку, занижает свои возможности и способности;

Застенчив, имеет проблемы в общении;

Относится с уважением к другим и принимает их ценности.

Дети от рождения до 3 лет , как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что делать?

Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.

Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.

Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.

Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Дошкольники проявляют аутоагрессию по другим причинам и уже осмысленно. Например, дети активно исследуют свое тело, пытаясь понять, что и как действует, что будет, если... Поэтому они могут в исследовательских целях засовывать в нос мелкие шарики, потом «выстреливать» ими, как из пистолета. Если шарик застрянет в носоглотке, это будет не только больно, но и крайне опасно. Мой брат в этом познавательном возрасте запихнул в нос витаминку, пока «скорая помощь» ехала, витаминка, к счастью, растаяла. Также дети-дошкольники уже хорошо распознают как свои, так и чужие эмоции, пытаясь установить причинно-следственные связи. Нередко поведение озабоченных, расстроенных или рассерженных родителей они могут воспринимать на свой счет. Например, ребенок думает: «Мама потому такая злая, что я что-то не так сделал, и сейчас меня накажут. Лучше я сам себя накажу». А у мамы просто неприятности на работе.

Что делать?

Меньше критикуйте ребенка, и больше хвалите. Старайтесь избегать раздражения и недовольства в интонациях при каждодневном общении.

Не занимайтесь в присутствии ребенка самообвинением и самобичеванием, так как ребенок может усвоить такую модель поведения как единственно верную.

Купите ребенку детскую энциклопедию и найдите время для совместного чтения. Если познавательные интересы ребенка удовлетворяются, он не будет неумышленно наносить вред своему здоровью.

Старайтесь чаще объяснять различные эмоциональные реакции, как свои, так и ребенка («Я рассердилась на тебя, потому что...», «Ты, наверное, грустный, потому что...»). Проговаривание эмоций дает возможность лучше их осознать и не копить в себе.

Младшие школьники проявляют аутоагрессию реже, чем дошкольники. Аутоагрессия у младшего школьника может быть одним из способов манипуляции родителями. Обычно это происходит из- за недостатка внимания со стороны родителей. Дети знают, что родители обязательно уделят им внимание, если заболеть. Иногда они могут нарочно простудиться, чтобы можно было не идти в школу.

Что делать?

Демонстративное проявление аутоагрессии лучше пресекать сразу, просто игнорируя неблаговидное поведение ребенка.

Если у ребенка низкая самооценка, больше хвалите его и поддерживайте во всех трудных ситуациях.

Будьте внимательны к переживаниям ребенка, поговорите с ним, если заметите, что он чувствует себя одиноко. Пусть ребенок чувствует вашу заботу, нежность и ласку.

Не предъявляйте к ребенку слишком высоких требований. Учеба ребенка нужна не для удовлетворения ваших родительских амбиций. Если ребенок чувствует, что не соответствует вашим ожиданиям, он может начать сам наказывать себя, боясь вашего гнева.

Помощь ребенку, страдающему аутоагрессией, должна заключаться не только в том, чтобы ограждать его от попыток наносить себе повреждения, но и в том, чтобы разобраться в переживаниях, скрытых за стремлением причинить себе боль. Когда вы сможете уделять ребенку больше внимания, будете мягче, терпимее к недостаткам и проступкам ребенка, сведете к минимуму ваши критические замечания, вы увидите, что ваш ребенок все реже и реже будет находиться в напряженном эмоциональном состоянии и, соответственно, прибегать к аутоагрессии.

Словесная агрессия в детском возрасте

Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер, и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое недовольство.

Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия:

Отказ сверстников принять ребенка в игру, соперничество при распределении ролей в игре и т. д.;

Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и т. д.);

Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и т. д.);

Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и т. д.);

Усталость (дополнительные занятия в кружках и секциях после детского сада);

Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват);

Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и т. д.);

Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и т. д.);

Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.

К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярным способом воспитательного воздействия является наказание в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и т. д.).

Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.

Игнорирование . «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ — десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на «агрессора», и он замолкает.

Переключение внимания . Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение.

«Я понимаю, что ты чем-то обижен, давай вместе подумаем, как разрешить эту ситуацию, а в субботу можем пойти в кино».

Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка . «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а... (указывается проступок)».

Юмор или шутка . Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого. Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания («Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова...) — ревушка!»). Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

Частичное согласие . В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

Апелляция к жалости . Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

Прямое порицание . Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются неприемлемы (грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и мн. др.). Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме («Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!»). Но лучшим способом является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Мне не нравится, когда дети так грубо высказываются»).

Выпускание пара . Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

Мусорная корзина . Этот метод заключается в том, что ребенку разрешают ругаться, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину). Объясните ребенку так: «И мне, и папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

В случае негативного высказывания в адрес вашего ребенка вы можете прибегнуть к приему «Соблюдение ритуалов» . Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи!», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть!» и т. п.

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

    Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

    Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

    Застенчивость, низкая коммуникабельность.

    Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

    Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

    Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

    Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

    Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.