Бальмонта «Ветер» - Сочинение любую на тему. Анализ стихотворения К.Д

3 294 0

Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении , которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании. Поводом для запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург сроком на три года послужило участие Бальмонта в акциях протеста. Власти не отправили поэта в тюрьму и ссылку лишь потому, что к этому моменту его имя было на слуху у многих представителей русской интеллигенции, а книги со стихами раскупались с завидной скоростью.

Тем не менее, в полной мере смог ощутить, что значит быть персоной нон-грата. Проведя несколько месяцев в загородном имении под Курском, поэт перебрался в Париж, где продолжал писать стихи, переправляя их в Россию и публикуя в различных изданиях. В 1903 году он напечатал стихотворение «Ветер», в котором между строк можно прочесть тайне желания и надежды автора. Действительно, Бальмонту хотелось как можно скорее вернуться на родину, где массовые народные волнения набирали обороты, чтобы участвовать в смене власти и быть причастным к свержению самодержавия. Бальмонт еще не осознавал той простой истины, что любая революция имеет обратную сторону медали в виде жертв. Поэтому автор искренне завидует ветру, который не сидит без дела: «Вечно – прямо, снова – в путь».

В отличие от поэта, герой его произведения волен в собственных желаниях. Именно поэтому, обращаясь к нему, автор отмечает: «Чуть уснул и, пробужденный, ты готов опять вспорхнуть». При этом ветру покоряются и луговая трава, и камыши, и озера, где он оставляет свой неуловимый след. Но поймать ветер невозможно, так как еще недавно он носил тучи, а в следующий момент уже ушел в тишь. Это свойство ветра особенно импонирует Бальмонту , который хотел бы хоть на мгновение стать таким же невидимкой, чтобы внести смуту в умы и сердца людей, а после незаметно исчезнуть, не привлекая к себе внимания. Однако автор понимает, что это невозможно, поэтому, обращаясь к ветру, восклицает: «Что ты душу мне томишь?».

Тем не менее, именно ветер Бальмонт считает своим учителем, покровителем и соратником. Он просит его: «Дай стремленья твоего!». И в этой мольбе столько силы и искренности, что появляется уверенность – автор действительно возлагает на своего необычного друга надежды на скорое возвращение домой, где его ждут новые испытания.

Представитель периода увлечения символизмом в поэтическом творчестве, мастер улавливать нюансы окружающего мира и в мелодичном ритме передавать читателям – Константин Бальмонт. В качестве центрального символа произведения поэт выбирал множество неодушевленных предметов, в частности – силы природы. Ветру автор посвятил не одно стихотворение. Вариант 1895 года рассказывает нам о восприятии жизни Бальмонтом на тот момент путем символистского переноса человеческого мироощущения на «характер» ветра.

Выхватывает из окружающей действительности мимолетные моменты и картинно пишет их, обогащая эпитетами и инверсиями. Он упоминает солнце «палящее» и «шумящие» деревья, короткий отзвук струны и быстрое волнение морской волны. Трогательно и неожиданно звучит в последней строфе поцелуй листвы.

Главная тема стиха – ветер – будто проносится сквозь написанные строки. Анафорическое начало первых двух строф о нежелании и неумении поэта «жить настоящим» роднит его с бурным потоком неугомонного ветерка, который так же вечно в активном движении – он живет настоящей деятельной жизнью. Таким же мечтает быть автор,

И он поистине счастлив, когда ритм жизни пробуждает «ненасытную тревогу».

Ураганом летят дни, и чтобы поспевать за ними, нужно быть таким же скорым и смелым. «В бегстве живу» – заверяет поэт. Даже сны, казалось бы, – воплощение покоя и временного забытья, – Бальмонт любит «беспокойные». Ибо не время замирать и умирать, есть возможность ловить скоротечные моменты.

Стихотворение построено методом перекрестной рифмовки. Обилие глаголов помогает полнее передать динамику произведения. Свобода, быстрый ритм изменения описанных явлений, противопоставления – это характерные черты неприкаянного и неуловимого ветра.

Бальмонт показал себя в новом творении как великолепный знаток лирики символизма. Стихийная сущность ветра сплелась в стихах с характером и личной судьбой автора. Короткие видения моментально находят отклик в чувствительном поэтическом сердце и он, как искусный живописец, щедро рисует их читателям в своем романтичном стихотворении.

«Ветер» Константин Бальмонт

Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны, Под солнечным блеском палящим И под влажным мерцаньем луны. Я жить не хочу настоящим, Я внимаю намекам струны, Цветам и деревьям шумящим И легендам приморской волны. Желаньем томясь несказанным, Я в неясном грядущем живу, Вздыхаю в рассвете туманном И с вечернею тучкой плыву. И часто в восторге нежданном Поцелуем тревожу листву. Я в бегстве живу неустанном, В ненасытной тревоге живу.

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер»

Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении «Ветер», которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании. Поводом для запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург сроком на три года послужило участие Бальмонта в акциях протеста. Власти не отправили поэта в тюрьму и ссылку лишь потому, что к этому моменту его имя было на слуху у многих представителей русской интеллигенции, а книги со стихами раскупались с завидной скоростью.

Тем не менее, Константин Бальмонт в полной мере смог ощутить, что значит быть персоной нон-грата. Проведя несколько месяцев в загородном имении под Курском, поэт перебрался в Париж, где продолжал писать стихи, переправляя их в Россию и публикуя в различных изданиях. В 1903 году он напечатал стихотворение «Ветер», в котором между строк можно прочесть тайне желания и надежды автора. Действительно, Бальмонту хотелось как можно скорее вернуться на родину, где массовые народные волнения набирали обороты, чтобы участвовать в смене власти и быть причастным к свержению самодержавия. Бальмонт еще не осознавал той простой истины, что любая революция имеет обратную сторону медали в виде жертв. Поэтому автор искренне завидует ветру, который не сидит без дела: «Вечно – прямо, снова – в путь».

В отличие от поэта, герой его произведения волен в собственных желаниях . Именно поэтому, обращаясь к нему, автор отмечает: «Чуть уснул и, пробужденный, ты готов опять вспорхнуть». При этом ветру покоряются и луговая трава, и камыши, и озера, где он оставляет свой неуловимый след. Но поймать ветер невозможно, так как еще недавно он носил тучи, а в следующий момент уже ушел в тишь. Это свойство ветра особенно импонирует Бальмонту, который хотел бы хоть на мгновение стать таким же невидимкой, чтобы внести смуту в умы и сердца людей, а после незаметно исчезнуть, не привлекая к себе внимания. Однако автор понимает, что это невозможно, поэтому, обращаясь к ветру, восклицает: «Что ты душу мне томишь?».

Тем не менее, именно ветер Бальмонт считает своим учителем, покровителем и соратником . Он просит его: «Дай стремленья твоего!». И в этой мольбе столько силы и искренности, что появляется уверенность – автор действительно возлагает на своего необычного друга надежды на скорое возвращение домой, где его ждут новые испытания

Константин Бальмонт - блестящий поэт русского «серебряного века». Символами, полунамеками, подчеркнутой мелодичностью своего стиха, мастерством звукописи покорил он сердца любителей поэзии на заре ХХ столетия.

Такое модернистское течение как символизм требовало от художника сверхрациональной чуткости, тончайшего владения техникой поэтического намека. Оно формировалось под влиянием различных философских учений, от античного платоновского до воззрений, созданных в двадцатом веке такими мыслителями как Владимир Соловьев и Фридрих Ницше. Символисты видели ценность поэзии в недосказанности и в утаивании смысла. Они призвали символ в качестве основного средства для передачи тайного созерцаемого ими содержания.

Кроме этого, в качестве значимого способа выражения использовалась поэтическая музыкальность - свойство звуко-ритмической словесной фактуры стиха. Если делать анализ стихотворения Бальмонта, особенно его звуковой стороны, то можно увидеть, что оно порою строится как поток словесных созвучий и их перекличек, способных заворожить читателя.

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер» нельзя начать, не уточнив, дату его создания. Дело в том, что поэт создал несколько произведений с таким же названием. То, что датировано 1895 годом, написано от лица самого ветра, яркого выразителя сил природы. В поэтический сборник 1903 года входит еще несколько творений, посвященных все тому же ветреному герою, хотя призыв, сделавший символиста Бальмонта знаменитым, связан с другим представителем природных стихий - солнцем.

Бальмонта, как и любого другого поэта, подразумевает выделение главной темы. Это - бегство от настоящего, символизирующего для поэта что-то застывшее, скучное и унылое. Он предлагает своеобразный уход путем слияния мятущейся человеческой души с ветром. Каковы же качества «характера» этой стихии? Ветер - символ духа, живого дыхания всего сущего на Земле.

Анализ стихотворения Бальмонта помогает определить его структуру. Оно построено как речь самого ветра, олицетворяющего живое существо, лирического героя, который рассказывает о себе. Вместо того, чтобы тихо и спокойно, как все, жить «настоящим», он видит «беспокойные» видения, «внимает» намекам таинственной струны, тайнам природы: цветам, шуму деревьев и «легендам волны». У героя появляется ощущение мимолетности «настоящего». Он не хочет жить в нем, стремясь в будущее, которое кажется ему более привлекательным и не таким краткосрочным, хотя и «неясным».

Ключевыми словами в противовес покою являются глаголы «внимаю», «вдыхаю», «плыву», «тревожу». Кроме слов, описывающих деятельность, в стихотворении выражены и сильные эмоции, для этого поэт использовал такие эпитеты, как «восторг нежданный», «ненасытная тревога».

Таким образом, анализ стихотворения Бальмонта позволил сформировать основную мысль, воплощенную автором в этом произведении: счастье в постоянном движении, в неустанном бегстве от покоя «настоящего» и в объединении с вечно переменчивой природой.

Константин Бальмонт, анализ стихотворения «Ветер» тому доказательство, поэт, имеющий тонкий вкус, высокую требовательность к красоте поэтического текста. Музыкальность его стиха, стремление выразить тонкие оттенки чувств и глубокое понимание природы дают возможность говорить, что он - один из самых ярких мастеров поэтического слова начала ХХ века.

1. К. Д. Бальмонт. «Ветер». Год написания либо 1901, либо 1902.

3. В центре внимания поэта ветер – образ, который непосредственно связан с воздушной стихией:

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Что ты в ветках все шумишь?

Вольный ветер, ветер, ветер,

Пред тобой дрожит камыш.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Что ты душу мне томишь?

Стихотворение строится на основе прямого обращения к ветру, как к живому существу:

Ты вздыхаешь, полусонный,

И спешишь скорей заснуть.

Чуть уснул - и, пробужденный,

Ты готов опять вспорхнуть.

Стой! Куда, неугомонный?

Вечно - прямо, снова - в путь.

4. Поскольку К. Д. Бальмонт принадлежит к такому литературному направлению как символизм и является одним из «старших» символистов, то главную роль в его стихотворении будет играть символ. Таковым является ветер. Он является и главным образом в стихотворении.

О неверный! Ветер, ветер,

Ты не помнишь ничего.

Дай и мне забвенья, ветер,

Дай стремленья твоего.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Ты прекраснее всего!

Ключевое слово «ветер» в первой и последних строфах носит внушающий характер: он воздействует на восприятие, увлекает и завораживает. Заставляет сосредоточиться на главном образе и одновременно передаёт стихийную силу, неукротимую энергию ветра.

Центральный образ ветра сначала передаётся как воздействующий: «Что ты в ветках всё шумишь?», «Пред тобой дрожит камыш», «Что ты душу мне томишь? Здесь также использованы риторические вопросы.

Во второй, третьей и в начале четвёртой строфы развёртывается характеризующий образ ветра: на первом плане здесь свойства ветра, характеристики, которыми наделяет его поэт.

В заключительной строфе поэт обращается к ветру с просьбой наделить его теми качествами, которые больше всего привлекают поэта.

Если начало стихотворения имеет тревожно-вопросительный характер, то в конце ярко проявляется восклицательная интонация, наблюдается эмоциональный подъём. Используется приём восклицания: «Стой!», «О неверный!», «Ты прекраснее всего!».

Таким образом, композиционный строй стихотворения обнаруживает непосредственную соотнесённость образа ветра с самим поэтом.

Чувственный образ ветра передаётся за счёт изобразительной звукописи: соотношения шелестящих, шуршащих звуковых соответствий – и мягких, плавных перекличек. Музыкальность свойственна стихотворениям К. Д. Бальмонта. В стихотворении широко используются аллитерация: прокатываются в первой строфе звуковые волны в-т-р-ш и ассонанс: в первом стихе четырежды использован ударный э .

Для того чтобы передать музыкальность, поэтичность и красоту стихотворения, поэт прибегает к своему излюбленному ритмическому ходу – повторы разных типов. Это, прежде всего лексические повторы, встречающиеся в первой и последней строфах: «Ветер, ветер, ветер, ветер, / Что ты в ветках все шумишь? / Вольный ветер, ветер, ветер, / Пред тобой дрожит камыш. / Ветер, ветер, ветер, ветер», «О неверный! Ветер, ветер, / Ты не помнишь ничего. / Дай и мне забвенья, ветер, / Дай стремленья твоего. / Ветер, ветер, ветер, ветер, / Ты прекраснее всего! / Что ты душу мне томишь?».

В представлении основных характеристик ветра можно усмотреть два направления.

Прежде всего, постоянно подчёркивается подвижность самого ветра и всего, на что он воздействует (шумишь, вздыхаешь, спешишь, шелестишь: «Рябью входишь в водоёмы», «Шаткой травкою блестишь», «Пред тобой дрожит камыш»).

Причём движение ветра изображается контрастно:

Ты вздыхаешь, полусонный, И спешишь скорей заснуть. Чуть уснул – и, пробуждённый, Ты готов опять вспорхнуть.

За счёт этого контраста предаётся импульсивность, непостоянство и устремлённость. «Вечно прямо, снова - в путь»; отсюда – свобода от всего, в том числе и от груза памяти: «Ты не помнишь ничего». Противоречив сам характер ветра:

Носишь тучи, манишь громы

И опять уходишь в тишь.

Естественно, что характеристики ветра через глаголы движения взаимодействуют с определительно-оценочными характеристиками, в большей мере – через эпитеты, которые обнаруживаются в каждой строфе: вольный, полусонный, неугомонный, воздушно (шелестишь), неверный, прекраснее всего. Поэтому, когда поэт просит:

Дай и мне забвенья, ветер, Дай стремленья твоего,

Он имеет в виду такие качества, как полная свобода (вольность) и вечное движение (романтический непокой). Вот, что роднит поэта и ветер, вот почему для Бальмонта ветер – «прекраснее всего».

Поэта завораживает природа с её вечной изменчивостью. Для Бальмонта всё в окружающем мире одухотворенно, дышит новизной и прелестью. А ведь внешний мир таит невзгоды, постоянную борьбу со стихиями. Спасение от этого Бальмонт видит в сознательном уходе от реальности, в погружении в мир тайных символов бытия, которые для каждого из нас индивидуальны, неразгаданны и полны смысла.

5. Стихотворение состоит из четырёх шестистиший, в которых рифмуются 1-3-5 (нечётные) и 2-4-6 (чётные) строки. Четырёхкратный повтор слова «ветер» в первой строке задаёт размер - четырёхстопный хорей; в движении стихотворения он разнообразится пиррихиями.

┴U ┴U┴U┴U

┴U ┴U┴U┴U

┴U ┴U┴U┴

┴U┴U┴U┴U

┴U┴U┴U┴U

┴U┴U┴U┴U

┴U┴U┴U┴U

И спешишь скорей заснуть. / Чуть уснул - и, пробужденный, / Ты готов опять вспорхнуть.

/Стой! Куда, неугомонный? /Вечно - прямо, снова - в путь».), просьбы (Дай и мне забвенья, ветер, / Дай стремленья твоего. / Ветер, ветер, ветер, ветер, / Ты прекраснее всего!»).