Битва за Англию. Кракто

После разгрома Франции Англия осталась одна лицом к лицу с Германией. В это время в английской внутренней политике произошли важные перемены. На смену Н. Чемберлену пришел лидер консерваторов У. Черчилль, который заявил, что «мы будем защищать наш остров, чего бы нам это ни стоило».
Новое правительство Англии признало Ш. де Голля главой движения «Свободная Франция», выступавшего за продолжение борьбы с Германией. С де Голлем было подписано соглашение, по которому он получал военную и финансовую поддержку от Англии.
Трофейные германские документы не оставляют сомнения, что до завершения кампании против Франции гитлеровцы всерьез не занимались подготовкой вторжения на Британские острова (даже на стадии штабной разработки). Геринг, командовавший военно-воздушными силами, считал, что одной авиации окажется достаточно, чтобы «поставить на колени Англию». В результате командование ВВС не столько думало о поддержке армии и флота, сколько разрабатывало самостоятельные планы. 13 августа 1940 г. Геринг объявил «орлиным днем». Германская авиация нанесла массированный удар по британским аэродромам, радиолокационным станциям и завязала воздушные бои, стремясь подорвать силы британской противовоздушной обороны.
Началась «битва за Англию» - месяц с небольшим активных действий в воздухе. Силы германской авиации в этих боях составили 1 200 бомбардировщиков и 1 ООО истребителей, англичане располагали 250 бомбардировщиками и 960 истребителями. В ПВО Англии насчитывалось около 1 800 зенитных орудий. Действия немецкой авиации стратегически приносили мало пользы: это была история не осуществленных до конца противоречивых планов, бесконечной и бессистемной смены первоочередных объектов бомбардировок. Страдало мирное население. С 7 сентября по 3 ноября Лондон испытал «блиц», за время которого на город налетало в среднем по 200 бомбардировщиков в день. 14 ноября 500 бомбардировщиков сбросили 600 тонн бомб на г. Ковентри, основательно его разрушив. Погибло 400 человек. Германское радио оповестило, что все города Англии будут «ко-вентрированы».

В ответ английская авиация начала наносить систематические удары по германским городам. На Берлин за 1940 г. было сброшено 14,6 тыс. тонн бомб. Директива английского правительства в отношении целей бомбардировок от 30 октября 1940 г. гласила: «Хотя и следовало бы придерживаться правила о бомбардировке только военных объектов, однако немецкое население, проживающее в районе таких объектов, должно испытать тяготы войны». Открылась новая страница воздушной войны - «бомбардировки по площадям», т.е. подрыв морального духа немецкого населения.
В Англии немецкие бомбардировки различной интенсивности продолжались до июня 1944 г. и привели к гибели более 60 тыс. человек. «Поставить на колени» Великобританию, как предполагал Геринг, не удалось.
Во время «битвы за Англию» итальянские войска захватили Британскую Самали, часть Кении и Судан. В сентябре 1940 г. проникли в Египет, однако были разбиты англичанами.
Перед нападением на СССР немецкое командование осуществило Балканскую операцию, в результате которой Югославия, Греция и остров Крит были оккупированы. На Дальнем Востоке Япония заняла северные районы Китая и южную часть французского Индокитая.
Таким образом, перед началом восточной кампании гитлеровская Германия и ее союзники захватили многие страны Европы, часть Северной Африки и Дальнего Востока. Экономика, вооружение и людские ресурсы покоренных стран были направлены на укрепление вермахта.

К середине лета 1940 года план Германии под кодовым названием «Морской лев» был готов. Планировалось высадить с моря и воздуха 25 немецких дивизий на Британские острова. Но реализация задуманного все время откладывалась. Гитлер медлил. И на это были веские причины.

Осуществить вторжение через пролив Ла-Манш – это для гитлеровского командования задача не из простых. Для того чтобы начать наземную операцию, Гитлеру нужно было получить господство в воздухе и уничтожить базы английских ВВС. Шеф люфтваффе Герман Геринг заявил, что на это уйдет всего лишь четыре дня.

Но сначала Гитлер оккупировал Францию в надежде, что Англия сама начнет просить его о мире. Этого не произошло.

Лондон против Берлина

Наконец, в пятницу 13 августа 1940 года фашисты предпринимают первое массированное воздушное наступление. Чтобы усилить нажим, немцы бомбят английскую территорию по ночам. Это привело к неожиданным результатам. Несколько бомбардировщиков Хейнкель-111 сбились с курса и сбросили бомбы на Лондон. Это была первая атака на гражданский объект. На следующий день 80 самолетов королевских ВВС ответили бомбежкой в Берлине. Гитлер пришел в ярость. Он потребовал в ответ провести массированный бомбовый удар. Приказ фюрера был выполнен. 7 сентября немцы разбомбили доки и мирные кварталы. Погибло более 450 человек. Но это было главной ошибкой Геринга. Он отвлек значительные силы от бомбардировки английских военных аэродромов и перекинул их на Лондон. Так английские ВВС смогли получить необходимую передышку.

«Битва за Британию»

Самолеты люфтваффе проигрывали королевским военно-воздушным силам. Это со всей очевидностью показали результаты грандиозной воздушной битвы за Британию, развернувшейся с 9 июля по 30 октября 1940 года. Немцы потеряли 1887 самолетов, англичане – 1547. Причем немецкие силы были оснащены большим количеством самолетов: 4074 единицы против 1963 английских самолёта.

Командующий люфтваффе Герман Геринг не смог объяснить, почему его подразделения не смогли победить малочисленные английские силы под командованием Хью Даудинга.

К 17 сентября Гитлер приостановил операцию «Морской лев» несмотря на то, что ему предлагали другой вариант ведения боевых действий: пролив Ла-Манш нужно заминировать полностью и высадить десант при поддержке авиации с воздуха. Но этого немецкие летчики сделать не смогли. Имея численное преимущество по количеству самолетов почти в три раза, они не победили королевские ВВС.

Даже в случае успешной высадки немецкого десанта, 28 английских дивизий, в том числе три танковые, с легкостью одолели противника.

Английская воздушная стратегия

По приказу английские летчики были разделены на высший, средний и низкий классы. Летчикам высшего класса позволялось атаковать в воздухе любого противника. Некоторые из них совершили по 100 боевых вылетов. Средний класс летчиков постоянно обучали, а летчиков самой низкой ступени старались держать на земле как можно дольше.

Одно из условий для летчиков высшего класса – по сигналу воздушной тревоги нужно было добежать до самолета за три минуты.

Летчики вылетали на задание малыми группами, вместо одной большой, как это было раньше.

Англичане дрались в небе настолько самоотверженно, что поражали хваленых немецких асов. 20 немецких самолетов сбил сэр Дуглас Роберт. Его ноги были обуты в протезы.

Немцы были избалованы легкими победами в небе над Польшей, Данией, Францией, Голландией и Норвегией. Они оказывали поддержку своим войскам в блицкриге и не смогли перестроиться на новые методы ведения воздушных боев в небе над Британией, поскольку необходимо было выполнять стратегические задачи.

Наука помогает побеждать

Английские ученые разработали радар преждевременного предупреждения. Командование люфтваффе недооценило этот радар. Это было первой серьезной тактической ошибкой. Именно это техническое новшество спасает королевские силы в первые недели от разгрома. Летчики могли видеть противника задолго до непосредственного физического контакта с ним.

ВМФ Англии – на первом месте

У Англии было 12 авианосцев, включая легкие и малые, у немцев – всего лишь четыре.

Английские восемь тяжелых больших крейсеров сражались против шести немецких.

Количество эсминцев превосходило в несколько раз: 230 против 42 немецких эсминцев.

Несмотря на то, что в Великобритании количество подводных лодок – 147 против 1170 немецких - было намного меньше, немецкие подлодки оставили в техническом оснащении. Они не были оснащены радарами, которые Гитлер запретил использовать не только в авиации, но и на флоте. Из-за этого в 1943 году немецкие подводники понесли огромные потери, десятки субмарин были пущены ко дну.

Политический талант английского руководства

Если бы Советский Союз капитулировал, то переоснащенная армия и флот Германии могли нанести мощный удар по Великобритании. Предвидя такое развитие событий, Черчилль заручился поддержкой Америки и приобрел надежного союзника, который стал поставлять по ленд-лизу необходимое вооружение. В свою очередь Англия организует помощь Советскому Союзу, своему мощному и единственному сухопутному союзнику.

Военное снаряжение, боеприпасы идут морским путем и через Персидский коридор. В Англии со всей очевидность понимают хрупкость своего положения рядом с фашистской Германией. В стране появляется новая система обороны, передовое вооружение. Создаются специальные подразделения по борьбе с Германией. Каждый год строятся новые корабли, оснащенные средствами борьбы с подводными лодками. Затраты из государственного бюджета на военные цели идут многомиллионные. Англия лучше своих противников была подготовлена к долгосрочной обороне и оказалась в выигрышной позиции.

В июле 1940 года Британская империя оказалась на грани гибели.

Вермахт превосходил сухопутные войска гордых островитян в 3 раза.После капитуляции Франции немцы получили господство в воздухе

Но их разделял Ла-Манш.Вся битва за Англию теперь зависела от того кто выиграет битву за небо.

В Британии были крайне слабы позиции 5 колонны.Британская элита большей частью и мысли не допускала об оккупации своей страны нацистами

Гитлер не мог расчитывать на предателей в руководстве Британии,теперь ему приходилось воевать по честному

Судьба Королевства была в руках немецких асов и их противников—асов королевских ВВС.

ГИТЛЕР ХОТЕЛ…..МИРА.

20 мая 1940 г. после занятия Аббевилля, Гитлер заявил, что готов подписать сепаратный мир с Англией в любое время.

Вскоре последовало еще одно очень существенное высказывание.

2 июня Гитлер заявил командующему группы армий "А" Рунштедту, что если Англия сейчас пожелает закончить войну и даст согласие на разумный мир, которое он от неё ожидает, то он (Гитлер) был бы, во всяком случае, свободен для выполнения своей настоящей большой задачи - борьбы с Большевизмом..

В июне 1940 г. произошел ряд событий укрепивших Гитлера в решимости проведения военной компании против СССР - ноты Прибалтийским государствам 14/16 июня и, особенно, решение "бессарабского" вопроса 23-28 июня.

22 июня сдалась Франция и Гитлер наложил запрет Luftwaffe на полеты над Британией, чтобы не провоцировать англичан. Геринг разрешил своим пилотам пересекать запрещалось.

30 июня Ф. Гальдер встречался с госсекретрем Министерства Иностранных Дел Вайцзеккером, который сообщил, что внимание Гитлера обращено на Восток . Однако, если Англия по- прежнему не будет проявлять желания заключить мир, вероятно, потребуется еще одна демонстрация военной силы.

1 июля начальники штабов Ф.Гальдер (OKH) и Шнивинд (OKM) обсуждали практические проблемы высадки. На следующий день эти вопросы обсуждались с главнокомандующим сухопутными силами на совещании в Фонтенбло.

3 июля, в дневнике Франца Гальдера появляется запись об оперативных задачах Генштаба - помимо Британии, "восточная проблема" выдвигается на первое место .

Можно сказать, что уже к началу июля Россия прочно заняла свое место в планах германских военных по прямому и неоднократному указанию А. Гитлера.

Важный факт:

Планирование агрессии против СССР началось ещё летом 1940 года…очередное опровержении версии о превентивном нападении Германии

13 июля на совещании высшего военного руководства пришли к общему мнению, что Англия не идет на заключение мира, т.к. надеется на Россию.

ПЕРЕД БИТВОЙ

Угроза оккупации заставила сплотится прежних противников.

Советский посол в Англии с удивлением сообщал, что

«Среди кое-кого из коммунистов вырастает примерно такая концепция---нынешняя война, вопреки воле ее инициаторов, превращается в войну оборонительную и справедливую со всеми вытекающими отсюда последствиями… Все думают только об одном — как бы отбить предстоящую германскую атаку…

Чтобы сломить единство островитян Гитлер приказал люфтваффе делать то что они умели лучше всего—бомбить мирное население

Но патриотические настроения масс не изменились и после начала систематических бомбардировок Лондона и гибели тысяч, а затем и десятков тысяч мирных жителей.

«Сегодня шестой день концентрированной воздушной атаки на Лондон… Не подлежит сомнению, что немцы бьют не только и даже не столько по военным объектам, сколько по широким массам населения.

Иначе нельзя объяснить тот факт, что они широко разбрасывают бомбы по всем частям города, и притом, что особенно характерно, бомбы малого калибра, в 10–15 кг, которые явно не пригодны для удара по целям военного порядка. Сброшено также большое количество зажигательных бомб… На каждом шагу разрушенные дома, развороченные мостовые, выбитые стекла…

Паники не было и нет. Немалую роль тут сыграла твердая позиция, занятая британским правительством. Конечно, беспокойство, тревога, неуверенность в завтрашнем дне остались, однако какого-либо пораженчества пока не заметно»

БОМБЁЖКИ

Начиная с 7 сентября Лондон бомбили 65 дней подряд.В ночь на 15 ноября 1940 года в ходе одного массированного авианалета 437 бомбардировщиков люфтваффе сбросили на город Ковентри 394 тонны фугасных и 56 тонн зажигательных бомб.

В целом, до конца января 1941 года потери гражданского населения составили 86 тысяч человек, было разрушено более 1 млн жилых домов — но пораженческие настроения так и не появились.

СООТНОШЕНИЕ СИЛ

Черчилль писал свои знаменитые слова:

«Никогда за всю историю конфликтов столько граждан не были обязаны столь многим такой малой горстке людей».

И он был прав.Только асы королевских ВВС могли остановить Гитлера

10 июля 1940 года в распоряжении Истребительного командования было 49 эскадрилий, к 15 сентября это число несколько выросло — до 52 эскадрилий. Большая часть (33 эскадрильи) была вооружена «Харрикейнами», и только 19 эскадрилий — «Спитфайрами».

Англичанам удалось, несмотря на средние ежедневные потери в 15–20 самолетов, поддерживать на начальном этапе сражения численность боеготовых истребителей в диапазоне от 704 (17 августа) до 754 (31 августа) самолетов.

Hurricane 565

Spitfire 239

Defiant 22

Blenheim78

Итого—896 истребителей 1 класса

Противник --2-й, 3-й, 5-й Воздушные флота люфтваффе располагали следующими силами:

Бомбардировщики («He-111», «Do-17», «Ju-88»)1736 ,Пикировщики («Ju-87»)360 ,Истребители («Bf-109»)1226 ,Многоцелевые истребители («Me-110»)319

Итого---1542 истребителей 1 класса

НАЧАЛО БИТВЫ

В первом официальном исследовании, посвященном Битве за Британию, вышедшем в свет в первой половине 1941 г. , период воздушного сражения определялся с 8 августа по 31 октября 1940 г. Там же выделяют 4 фазы сражения:

Британские лётчики с первых дней боёв показали своё превосходство над люфтваффе

За первые десять дней над Великобританией были сбиты 367 самолетов Люфтваффе, тогда как англичане потеряли 183 машины.

Но силы были слишком не равны….В то же время большая часть их аэродромов была разрушена, а половина радаров и оружейных заводов были выведены из строя..

24 августа Англия стояла на грани катастрофы, когда немецкий летчик сбросил бомбы на лондонский пригород. Этот просчет оказался куда более серьезным, чем может показаться на первый взгляд… На самом деле он, сам того не желая, изменил ход всей войны.

Бомбардировка Лондона не на шутку разозлила англичан. И в первую очередь - Черчилля. Премьер-министр Ее Величества посчитал произошедшее намеренным маневром Люфтваффе и буквально вскипел от гнева: Гитлер посмел ударить по мирному населению!

Поэтому он решил провести контратаку. 26 августа Черчилль отдал королевским ВВС приказ сбросить бомбы на Германию и уничтожить Берлин. Это «абсурдное решение» называли по-разному, однако оно оказалось чрезвычайно эффективным в долгосрочной перспективе. Назад на британские аэродромы смогла вернуться лишь треть из 81 британского самолета, которые вылетели в рейд на Берлин.

Если оперировать цифрами, авианалет на Берлин окончился полным провалом. Тем не менее, нужно принять в расчет и его психологические последствия для немцев, которые оказались просто огромными: впервые с начала войны рейху пришлось защищаться на его собственной территории.

Гитлер был не на шутку уязвлен. Как и Черчилль за несколько дней до этого, он потерял терпение и приказал летчикам ударить в ответ по английским агломерациям. Эмоции, безусловно, взяли верх над стратегией.

«Мы уничтожим большие города!» - заявил Гитлер в берлинском дворце спорта.

С 6 сентября 1940 года самолеты Люфтваффе начали сбрасывать бомбы на Лондон, Бирмингем, Ливерпуль, Манчестер.

ЧЁРНЫЙ СЕНТЯБРЬ

Уже с середины сентября 1940 года немецкое командование вынуждено было отказаться от массированных дневных рейдов и перейти к террористическим ночным бомбардировкам английских городов.

Это позволило вывести из сражения остатки истребительных групп и резко снизить потери бомбардировщиков,за три месяца — октябрь, ноябрь, декабрь — было потеряно «всего» 283 бомбардировщика…

15 сентября немецкие эскадрильи были обнаружены на радарах, и их операцию ждал оглушительный провал. Британские летчики вывели из строя около полусотни истребителей и бомбардировщиков Люфтваффе.

Но если немцы рассчитывали бомбардировкой сотен самолетов в течение всего дня показать англичанам их беспомощность предотвратить разрушительные налеты на столицу, то британское правительство, со своей стороны, заявив о победе, показало свою решимость продолжать борьбу даже перед лицом возможных крупных разрушений и жертв (рейтинг Черчилля в октябре - 89%,)

АНТИФАШИСТСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

Лучшей эскадрилья королевских ВВС было—501-я летавшая на «Харрикейнах»--за 35 дней сбившая 43 немецких самолёта

Но мало кто знает что в королевских ВВС сражались и герои антифашистского интернационала.

Подданными английской королевы были люди самых разных языков, вер и рас.

Летом 1940 года в небе Британской империи сражался подлинный «антифашистский интернационал». Среди летчиков Королевских ВВС были поляки, чехи, французы, новозеландцы, канадцы, южноафриканцы, австралийцы…

Четвертая по результативности эскадрилья Истребительного командования — «польская» 303-я (за 6 недель, летая на «Харрикейнах», эскадрилья сбила 44 самолета противника):

Четвертый по результативности ас «битвы за Британию» — чех Йозеф Франтишек (17 побед).

Среди «поляков» обнаруживается летчик по фамилии Шапошников (8 побед).

Станислав Скальский родился в России, первый немецкий самолет сбил в небе Польши в первый день войны — 1 сентября 1939 года, воевал в Королевских ВВС до конца войны (21 победа).

Еще один «поляк» — князь по фамилии Голицын.

Князь Голицын стал знаменит тем, что исхитрился сбить «Мессершмитт» на….высоте более 10 км — сделать такое на «Харрикейне» технически невозможно, но….как говорят французы, noblesseoblige (благородное происхождение обязывает…)….

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

Данный факт уничтожил надежду Гитлера на возможность принудить Англию к миру бомбардировками, а также угрозой высадки, поэтому не удивительно, что на очередном совещании 17 сентября (соответственно, высадка могла быть назначена на 27-е), было решено определиться в сроках позднее.

Для сохранения десантных средств от дальнейшего уничтожения во время регулярных налетов Бомбардировочного Командования, Гитлер приказал рассредоточить по удаленным портам, однако с расчетом, что их вновь можно будет собрать в 10-дневный срок. Факт рассредоточения был установлен фоторазведчиками 23 сентября.

Между 18 и 30 сентября британские фоторазведчики зафиксировали 30% уменьшение количества сосредоточенных для высадки барж.

Впрочем, авиаторы только подтвердили то, что уже вечером 17 сентября знал Черчилль - из перехватов "Ультра" стало известно о распоряжениях отданных инстанциями Luftwaffe о свертывании транспортного обеспечения вторжения. Угроза высадки миновала.

ЧЕРЧИЛЬ ВЫБРАЛ ДАТУ ОКОНЧАНИЯ

С датой окончания всё сложнее. Немцы её не определили. Англичане выбрали 31 октября 1940 г.

Очевидно, что Черчилль был свободен в выборе даты окончания Битвы за Британию, и это могла быть любая дата, начиная с 18 сентября.

Наиболее вероятно, что одной из главных причин, по которой не было объявлено о победе раньше, была угроза полномасштабных дневных бомбардировок по образцу 15 сентября.

Было просто неразумно объявлять населению, находящемуся практически каждый день и ночь под бомбами, сообщать, что свершилась победа.

К концу октября масштабы дневных налетов значительно уменьшились, перспективы борьбы с ночными приобрели внятные временные рамки.

Наступило 31 октября 1940 г., не было привычного завывания сирен воздушной тревоги, стояла странная тишина, которую не нарушал рев моторов ни своих ни вражеских самолетов, люди на аэродромах приготовились к очередному налету, который так никогда и не состоялся.

Отвага не только храбрых пилотов, но и всех тех, кто обеспечивал вылеты их истребителей, наводил на самолеты противника, не позволили Германии осуществить свои планы вторжения в Британию.

В этот день германская тактика кардинально изменилась, теперь планировалось уничтожить надежду в сердцах британцев постоянными бомбардировками их городов.

В этот день, 31 октября 1940 г. Королевские ВВС вырвали у Люфтваффе сердце и официально закончили последнюю фазу вторжения в Англию.

Битва за Британию закончилась

БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ПОТЕРИ

К 6 октября безвозвратные потери люфтваффе составили: бомбардировщики всех типов--685 самолетов

Истребители всех типов--753 самолета,.

Общие итоги воздушной битвы:

Люфтваффе потеряло 1887 самолётов,королевские ВВС—1547….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Королевские ВВС несмотря на подавляющее приемущество противника-- сумели опровергнуть люфтваффе.

Битва за Англию 1940-41

под таким названием вошло в историю 2-й мировой войны 1939-45 воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 - мае 1941. Летом 1940 правительство фашистской Германии с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пыталось заключить мир с Великобританией, но успеха не достигло. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву № 16 о подготовке операции «Морской лев » против Англии, а 1 августа директиву № 17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции. Для этого было выделено 3 воздушных флота: 3-й (генерал-полковника Г. Шперле, на С.-З. Франции), 2-й (генерал-полковника А. Кессельринга, на С.-В. Франции) и 5-й (генерал-полковника Г. Штумпфа, в Норвегии), в состав которых входило 2800 самолётов, в том числе 1600 бомбардировщиков. Англия для воздушного прикрытия страны располагала 4 авиагруппами под общим командованием маршала авиации Даудинга (704 самолёта, в том числе 620 истребителей, и 289 в резерве); вдоль побережья располагалась сеть радиолокационных установок, обеспечивавших систему ПВО (80 радиолокаторов). 12 и 13 августа 1940 немецкая авиация произвела первые массированные налёты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолёто-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолёто-вылетов (против 975 у англичан). В этих воздушных боях выявилось превосходство английской авиации. Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолётов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолёто-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам. С 7 сентября она развернула бомбардировки крупных городов Англии и прежде всего Лондона (особенно сильным был налёт 15 сентября). Английская ПВО оказывала упорное сопротивление: с августа по октябрь 1940 было сбито 1103 немецких самолёта (англичане потеряли 642 самолёта). В ноябре немецкая авиация перенесла главный удар на периферийные города и порты Англии (Бирмингем, Саутхемптон, Ливерпул, Бристоль, Плимут). В ночь на 15 ноября был почти полностью уничтожен г. Ковентри. В дальнейшем налёты стали слабее, за исключением отдельных (например, налёт 685 самолётов 17 апреля 1941 на Лондон). В 1940 германская авиация сбросила на Англию около 37 тыс. т бомб и в 1941 (главным образом до мая) около 22 тыс. т. За год (с июня 1940 по июнь 1941) в результате налётов было убито свыше 43 тыс. человек и тяжело ранено около 51 тыс. Ряд городов был сильно разрушен. Однако главная цель - вывести Великобританию из войны - достигнута не была, т.к. английский народ проявил мужество и волю к сопротивлению. Немецкие ВВС понесли тяжёлые потери. Немаловажное значение имело то, что немецко-фашистское командование в условиях подготовки войны против СССР не могло бросить все силы авиации против Великобритании.

Лит.: Вторая мировая война, М., 1958; Ричардс Р. и Сондерс Х., Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне. 1939-1945, пер. с англ., М., 1963.

И. Е. Зайцев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Битва за Англию 1940-41" в других словарях:

    Битва за Британию 1940 г - Битва за Британию - принятое в исторической литературе название периода интенсивных воздушных ударов немецкой авиации по Британии и действий английских средств ПВО по их отражению во Второй мировой войне. Основная цель воздушных ударов… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Битва за Британию (1940-1941) - В Великобритании 15 сентября отмечают День Битвы за Британию (Battle of Britain). Битвой за Британию (в России принято название Битва за Англию) в исторической литературе называют период интенсивных воздушных ударов немецких ВВС по… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Битва за Англию - (Britain, battle of) (авг. окт. 1940 г.), серия возд. сражений ВВС Великобритании и Германии над терр. Британских о вов. Оккупировав Францию, Германия начала бомбардировки англ, судов береговой обороны, провоцируя вылеты англ, истребительной… … Всемирная история

    Во время 2 й мировой войны воздушная борьба над Британскими о вами в августе 1940 мае 1941. Немецко фашистское командование пыталось массированными воздушными налетами добиться капитуляции Великобритании и этим обеспечить себе тыл в готовившейся… … Большой Энциклопедический словарь

    - «БИТВА ЗА АНГЛИЮ», во время Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) воздушная борьба над Британскими островами в августе 1940 мае 1941. Немецко фашистское командование пыталось массированными воздушными налетами добиться капитуляции… … Энциклопедический словарь

    Битва за Британию Вторая мировая война Наблюдатель на крыше в Лондоне Дата 9 июля 1940 … Википедия

    Битва за Британию Вторая мировая война Наблюдатель на крыше в Лондоне Дата 9 июля 1940 … Википедия

    - (Britain, Battle of) 2 я мировая война 10 июля 1940 нем. самолеты начали бомбить суда в Ла Манше, в рамках подготовки к операции Морской Лев, запланированному вторжению на Британские о ва силами до 20 дивизий. Ранее в июле Гитлер отдал приказ о… … Энциклопедия битв мировой истории

    Битва за Англию - Под таким названием вошло в историю 2 й мировой войны воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 мае 1941. Летом 1940 Гитлер с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пытался заключить мир с Великобританией, но… … Энциклопедия Третьего рейха

Книги

  • Линейный крейсер "Михаил Фрунзе" , Коваленко Владимир Эдуардович. Книга в жанре альтернативной истории, повествующая о действиях линейного крейсера "Михаил Фрунзе" в Эгейском море в 1940 году. Еще гремит" Битва за Англию", но Германия ее уже проиграла.…

Британским летчикам противостояли опытные пилоты Люфтваффе с опытом боев над Испанией, Польшей, Францией. Среди них - два самых знаменитых немецких аса - Вернер Мольдерс, сбивший к ноябрю 1940 года 47 самолетов, и Адольф Галланд.

Десятилетия спустя после Битвы за Англию Галланд сказал, что атаки Люфтваффе разбились о мужество и мастерство британских летчиков. Собственно, и главнокомандующий немецкой авиацией Геринг через несколько лет после Битвы за Англию, когда бомбардировки городов Германии стали повседневным явлением, приводил в пример своим летчикам британцев.

Острая, особенно летом 1940 года, нехватка пилотов заставляла английских летчиков совершать иногда до четырех вылетов в день. Командир эскадрильи «Тигр» Адольф Малан – южноафриканец, один из лучших британских асов Второй мировой войны, сбил в Битве шесть самолетов, всего на его счету 32 самолета противника. Ему принадлежит крылатая фраза: «Тяжело поврежденный вражеский бомбардировщик, вернувшийся домой с убитыми и умирающими – что может быть хуже для морального духа Люфтваффе?».

Дуглас Бадер – знаменитый безногий ас, командир прославленного «Большого Авиакрыла», одержавший к осени 1941 года 23 победы, был сбит над Францией пилотами эскадрильи Адольфа Галланда. Немцы были поражены тем, что летчик с протезами вместо ног мог управлять "Спитфайром" , и, связавшись с Королевскими ВВС, организовали доставку новых протезов Бадеру. В числе немногих летчиков-истребителей, участников Битвы за Англию, переживших Вторую мировую войну, Бадер принял участие в специальном параде, посвященном пятилетнему юбилею битвы.

Сержант Рэй Холмс совершил первый таран немецкого бомбардировщика над Лондоном, сумел выпрыгнуть с парашютом и вернулся в строй.

Среди более чем трех тысяч летчиков, участвовавших в Битве, было более 2500 британцев, 147 поляков, 101 новозеландец, 94 канадца, 87 чехов, бельгийцы, южноафриканцы, австралийцы, французы, ирландцы, американцы. Поначалу командование ВВС не хотело давать самолеты полякам, французам, чехам, голландцам, считая, что их моральный дух подорван поражением их стран. Но к августу 1940 года в рядах королевских ВВС уже было немало иностранцев.

Самое большое количество воздушных побед во время Битвы (17) принадлежит чеху Йозефу Франтишеку. Бежав из Чехословакии после оккупации ее Гитлером, он воевал в составе польских ВВС, затем, после оккупации Польши, присоединился к французам и летом 1940 года записался в Первую польскую эскадрилью британских ВВС. Франтишек погиб в октябре 1940 года.

Среди польских летчиков был сбивший восемь вражеских самолетов сержант Шапошников – вероятно, русский, которых было немало среди офицеров польской армии. Еще один русский, воевавший в небе над Англией - князь Эмиль Голицин, которому принадлежит победа в воздушном поединке на самой большой, за всю войну, высоте.

Еще один поляк, сражавшийся в рядах Королевских ВВС – Витольд Урбанович, попавший в Англию из Франции в июне 1940 года. На его счету 14 сбитых самолетов за лето-осень 1940 года. С 1942 года он воевал в составе американских ВВС на Тихом океане. Он - один из немногих асов, удостоенный высших военных наград трех стран – Польши, Великобритании и США.

Воздушные бои отличались исключительным упорством. Британские летчики часто атаковали вражеские бомбардировщики с близкого расстояния, стараясь стрелять наверняка. 18 августа "Харрикейн" сержанта Хэрри Ньютона зашел в хвост бомбардировщику "Дорнье", но был подбит пулеметным огнем. Самолет загорелся, в огне была кабина, комбинезон и перчатки летчика. Однако Ньютон сумел сбить бомбардировщик, набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом.

Из воспоминаний командира эскадрильи Стэнфорда Така, сбившего в Битве за Англию пять самолетов Люфтваффе: «Два "Юнкерса-88", уходящие над проливом на юго-юго-восток на высоте около 5 км, увидели меня и резко снизились почти до уровня моря… Я обогнал их, развернулся и в лобовой атаке обстрелял один из них… Уже набирая высоту, я увидел, как вражеский самолет упал, подняв огромный столб воды. У моего самолета были повреждены крылья, и было несколько пробоин в лобовом стекле.

Я вновь пошел в лобовую атаку, открыл огонь и сразу же увидел вспышку огня в районе кабины "Юнкерса". Он упал в море прямо подо мной, и хвост моего самолета подняло так, что я едва не задел носом воду. Мне удалось набрать высоту, но мой "Спитфайр" был сильно поврежден. Мне удалось пролететь 30-40 миль до побережья, но самолет уже дымился. Я выпрыгнул с парашютом на высоте 250 метров. Самолет упал на лес в полутора милях от меня…».

Летчики Королевских ВВС, выбрасывавшиеся с парашютами из сбитых самолетов, приземлялись на своей территории и быстро возвращались в строй. Летчики Люфтваффе, напротив, часто попадали в плен, поэтому потери немцев в летном составе превысили потери британцев почти в 5 раз.

В Битве за Англию Люфтваффе лишилось 1598 самолетов, в том числе – более 800 истребителей. В иные дни немцы теряли более 40 самолетов - такие потери Германия просто не могла себе позволить. Королевские ВВС потеряли 902 истребителя.

А самолетам-ветеранам Битвы пришлось воевать и на Восточном фронте. Уже через несколько недель после нападения Германии на СССР на север России прилетело 151-е авиакрыло Королевских ВВС, чтобы передать советским союзникам свои "Харрикейны".