Церковь в дарне расписание богослужений. Дарна храм крестовоздвижения

На вершине зеленого холма, посреди живописного пейзажа Истринского района, храм Крестовоздвижения занимает особое место в древней и современной истории Московской области. Этот храм — великолепная жемчужина этих мест, которую нельзя не увидеть. Издалека вид храма радует взор: высокая колокольня, серебристые купола, венчающие храм, выстроенный из красного кирпича на стыке веков. Вы всегда будете помнить это красивое место с бегущими маленькими речками, густыми лесами, глубокими оврагами и холмами… и Храм, построенный в традиционном русском стиле.

История села Дарна (историческое название Дорна) уходит корнями в XV век. Эти места помнят своих знатных землевладельцев. В 1658 году эти земли стали частью ставропигиального монастыря Воскресения Христова, именуемым сегодня Ново-Иерусалимским монастырем. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Никон выкупил эти земли и сделал их монастырской вотчиной.

Дорна была переименована в Воздвиженское, как только здесь в 1686 году была выстроена первая деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. Богомольцы, шедшие на моление в Ново-Иерусалимский монастырь, останавливавшиеся здесь, могли любоваться с холма золотеющими вдали монастырскими куполами. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Неизвестно, что с ней случилось: пришла ли в негодность из-за ветхости, либо сгорела.

В 1757 г. «тщанием прихожан» на месте бывшей Воздвиженской церкви был возведен новый деревянный храм свв. апостолов Петра и Павла. В ночь на 26 марта 1893г. во время Великого поста однопрестольная деревянная Петропавловская церковь сгорела. Горе прихожан было безмерным. Во всепокорнейшем прошении в Московскую Митрополию прихожане и причет обратились за разрешением построить временный храм вместо сгоревшего, на что получили утешительный ответ. План был утвержден 8 июня 1893 г. под № 3628 строительным отделом Московской духовной консистории. Проект был выполнен архитектором С. Крыгиным. Временный храм во имя свв. апостолов Петра и Павла в том же году был пристроен к существовавшей в селе с 1890г. церковно-приходской школе. Большое содействие в этом оказала землевладелица Анна Цурикова. Освящение храма и литургию совершал благочинный, протоиерей Звенигородского Успенского собора Иоанн Рождественский «соборне». Церковно-приходская школа с пристроенной церковью находились на расстоянии 21м к западу от паперти существующей ныне колокольни. Общая длина здания составила 21м, ширина — 11м.

Указ Московской духовной консистории, разрешающий вышеупомянутую пристройку, поставил условие о подготовке к строительству нового каменного храма.

Проект нового пятиглавого кирпичного храма был выполнен в 1895г. известным архитектором Сергеем Шервудом. Им были составлены чертежи плана, разреза, фасада храма и церковной ограды, а также земельный план местности. Необходимо отметить, что вся работа, выполненная архитектором, была благотворительной. На земельном плане местности показаны: проектируемая каменная церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, церковно-приходская школа с пристроенной к ней временной деревянной церковью, дома церковнослужителей, крестьянские дворы и дорога на г. Воскресенск. Дома церковнослужителей, зафиксированные на земельном плане архитектором С. Шервудом, в 1895 году уже существовали, что видно из протокола № 156 от 6 февраля 1895 года строительного отделения Московского губернского правления. Они располагались на земле, принадлежавшей храму, находились на расстоянии 54,5м к югу от южной стены храма. Протяженность ограничительной линии, показывающей на плане дома церковнослужителей, составляет 77 саженей (древнерусская мера длины; 1 сажень= 2,134м), что сегодня соответствует 164 метрам. Крестьянские дворы располагались за дорогой, ведущей в г. Воскресенск. Местоположение дороги в настоящее время осталось неизменным.

В донесении благочинного Звенигородского Успенского собора протоиерея Иоанна Рождественского от 9 февраля 1895 года в Московскую духовную консисторию написано: «Во исполнение указа Московской духовной консистории от 30 января 1895 года № 581 имею честь донести, что место для постройки храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в селе Дорне Звенигородского уезда удобно и прилично, так как около сего места нет и никогда не может быть питейных и фабричных заведений, от строений храм будет отстоять в законном расстоянии, главное обеспечение построения нового храма — это есть церковный кирпичный завод … «в настоящее время уже готово кирпича 200 000 …». Завод,предположительно, был расположен на участке от церковно-приходской школы к реке, вдоль дороги. Место было выбрано из-за близости реки, так как вода необходима при кирпичном производстве, а близость дороги позволяла без проблем доставлять кирпич на стройплощадку.

Возглавил работы по строительству нового храма 29-летний священник Лазарь Гниловский. Помощь меценатов и богатых вкладчиков позволила в короткий срок реализовать дорогостоящий проект, который был бы непосильным для одних прихожан. Большой трехпрестольный храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня (приделы Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца, Вознесения Господня) был построен к 1898 г. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства был освящен в 1900 г.
Тяжелые времена наступили для Русской Православной Церкви после революции 1917 года. Здание Крестовоздвиженского храма было разграблено. В 1935г. с храма были сняты колокола, в 1937г. церковь была закрыта. Здание церкви приспособили для хозяйственных нужд организованного колхоза: её стали использовать в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений.

Не обошли стороной и военные события Великой Отечественной войны. В 1941 году через село Дарна проходила линия обороны Москвы. Вошедшие в село немецкие войска устроили здесь сборный лагерь для мирных жителей, которые выселялись из домов по всей линии фронта, проходившей по территории истринского района. Село было сожжено; в результате артиллерийских обстрелов и бомбежек были основательно разрушены шатры храма и третий ярус колокольни. Именно в это разрушенное здание храма в декабре 1941г. фашисты сгоняли женщин, детей, стариков. Два дня и две ночи люди находились на декабрьском морозе. Е.М. Смирнова, является очевидцем, выжившей в то тяжелое время. 11 декабря 1941г. Дарна была освобождена 258-м стрелковым полком 9-й Гвардейской дивизии под командованием М. А. Суханова.
Крестовоздвиженская церковь простояла полуразрушенной и забытой в течение пятидесяти лет. Только Ее руины помнят свое великое прошлое. Когда в 1991 году полуразрушенные церковные стены были переданы Православной Церкви, в селе Дарна была зарегистрирована православная община. Настоятелем храма стал только что рукоположенный Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием молодой священник Константин Волков. С этого момента началось восстановление разрушенного храма. Жители окрестных деревень и Агрогородка активно помогали приходу в восстановительных работах. Под руководством отца Константина прихожане расчищали завалы, устроили временный алтарь, собрали церковную утварь. Храм преображался буквально на глазах. И вновь засияли на солнце кресты, и вновь стал по округе раздаваться благовест.

В декабре 2001 года Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма. По окончании Божественной литургии Владыка Григорий вручил настоятелю храма протоиерею Константину медаль преподобного Сергия Радонежского 1 степени, благодетелям Алмакаеву Руслану Федоровичу и Чумаку Николаю Георгиевичу за усердные труды во Славу Святой Церкви были вручены ордена Святого благоверного князя Даниила Московского, помощникам и жертвователям церкви были вручены почетные грамоты Митрополита Ювеналия.
Вручение медали настоятелю

Настоятель храма протоиерей Константин Волков ведет в истринском районе большую общественную работу. Около десяти лет он является ответственным в благочинии за взаимодействие с Вооруженными Силами и Правоохранительными учреждениями РФ. Им ведется пастырская работа и просветительская деятельность в войсковых частях, Военном комиссариате г. Истра, ГИБДД и УВД истринского района. Тесные отношения поддерживаются с районным комитетом ветеранов Великой Отечественной войны, с молодежными военно-патриотическими организациями.

При храме действует попечительская служба. Осуществляется попечительство над раненными и больными в Центре восстановительной терапии для воинов-интернационалистов «Русь» (г. Руза), а также при храме духовно окормляются воины-интернационалисты, инвалиды локальных конфликтов и войн, члены семей погибших воинов, в том числе организаций «Ассоциация погибших воинов в Афганистане», «Боевое братство», военно-патриотический клуб «Воины» г. Истры. По благословлению отца настоятеля силами прихожан, сотрудников храма и меценатов ведется благотворительная деятельность: оказывается постоянна помощь заключенным, находящимся в исправительных колониях Кировской, Кирово-Чепецкой, Свердловской, Вологодской областях и Чувашии. Один раз в месяц туда отправляются посылки с одеждой, предметами личной гигиены, продуктами и духовной литературой.

При храме организованы две Воскресные школы (в помещении Дома культуры Агрогородка и Дома культуры пос. Снегири), занятия в которых проводятся по основам православной культуры, церковному хоровому пению и рукоделию. В праздники Рождества Христова и Светлый праздник Пасхи силами преподавателей и учащихся для прихожан устраиваются постановочные концерты с духовными песнопениями.

Особое место в современной истории храма занимает история местно чтимой блаженной Александры (Сашеньки). Жила Сашенька на истринской земле в конце XIX — начале XX века и прославилась тем, что исцеляла физические недуги и душевные расстройства; дано было ей знать и видеть судьбы людские на десятилетия вперед. Ее останки были перенесены из села Онуфриева и захоронены внутри церковной ограды в 1996г. Могила Сашеньки с большим деревянным крестом находится внутри церковной ограды, около алтарной части храма.

В настоящее время восстановление здания храма Крестовоздвижения в основном завершено, однако внутреннее убранство церкви требует больших и дорогостоящих реставрационных работ.

Приезжающий в Дарну неизменно восхищается красотой здешних мест и величественным, но вместе с тем изящным краснокирпичным храмом Кресовоздвижения с серебристыми куполами.

Первый деревянный храм в Дарне появился в 1686 году, в это время патриарх Никон создавал в Истре свой , церковь освятили в честь Воздвижения Креста Господня. Во времена на этом месте стоял уже Петропавловский храм.

В 1893 году Великим постом дарнинская церковь сгорела, и приход сразу же испросил разрешение на строительство каменного храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Через два года утвердили проект каменного пятиглавого храма Крестовоздвижения в Дарне. Его разработал сын известного зодчего Владимира Шервуда — Сергей Шервуд.

Строили церковь достаточно быстро — благо нашлись весьма состоятельные жертвователи, — и уже к 1898 году трехпрестольный храм был готов. Его поставили на так называемый траншейный фундамент, он наподобие футляра накрывал часть погоста старой деревянной церкви.

В новом храме имелись приделы Николая Чудотворца и Вознесения Господня. Еще около двух лет потребовалось на внутреннюю отделку, и в 1900 году церковь освятили.

Всего семнадцать лет спокойной жизни было отведено Крестовоздвиженскому храму Дарны.


Саша Митрахович 28.01.2018 07:34


События, происходившие в Истринском благочинии после 1917 года, мало чем отличались от того, что творилось тогда по всей стране. Представители светской власти особенно сильно раздражались от того, что местные крестьяне плохо восприимчивы к атеизму, поскольку «много десятилетий воспитывались монахами Новоиерусалимского монастыря».

После революции храм Крестовоздвижения в Дарне закрыли не сразу. К 1935 году он лишился своих колоколов, а через два года его закрыли. В Дарне образовался колхоз, и храмовое здание приспособили для хозяйственных нужд.

Сначала в нем разместили мастерскую по ремонту тракторов, затем кузницу, а позже стали хранить минеральные удобрения. Именно последние и «подточили» фундаменты и нижние ряды кладки настолько, что десятилетия спустя их пришлось устраивать практически заново.

От артобстрелов и бомбардировок в Великую Отечественную Крестовоздвиженский храм сильно пострадал. Шатры, верхний ярус колокольни оказались разрушены.


Потом протекли полвека абсолютного забвения, а в 1991 храм передали Церкви. Состояние здания было похоже на состояние большинства храмов в нашей стране — ни дверей, ни куполов. Стены были испещрены грубыми надписями, на церкви росли березы. Кое-где угадывались остатки фресок.

Могила блаженной Александры

У стен Крестовоздвиженского храма Дарны в недавнем времени появилась могила . Могилу выкопали перпендикулярно к алтарю. Наутро обнаружили, что и сама могила, и крест повернуты немного в сторону. Выпрямили, но на следующий день эпизод повторился. Больше противиться воле блаженной не стали.


Саша Митрахович 28.01.2018 07:59


Архитектор С. Шервуд проектировал Крестовоздвиженский храм безвозмездно.
Сложный силуэт церкви составляют восемь приземистых шатров: центральная глава, четыре боковых, колокольня и два маленьких шатра над крылечками-папертями.
Церковь стояла закрытой 54 года (1937—1991 годы), действует в общей сложности 61 год (1900— 1937 годы и с 1991 года).

Красота храма Крестовоздвижения в Дарне обеспечивается пластикой архитектурных форм. Декор присутствует в той мере, в которой этого требует стиль, и при всем богатстве не пытается «перетянуть на себя» внимание зрителей, довольствуясь второстепенной ролью. Не перегруженная «украшательством» церковь смотрится очень цельно, несмотря на немаленькие размеры и обилие вертикалей: верхи каждого композиционного элемента (центральная глава, боковые главы, крылечки-паперти) дополнены шатрами — приземистыми, но не сковывающими, а, напротив, подчеркивающими общее стремление ввысь.

Шервуду удалось найти отличное соотношение пропорций и высот всех элементов: он придал верху храма общие очертания сложной многокомпонентной пирамиды, не вступив в противоречие с композиционно простым, квадратным в плане нижним ярусом. Контраст снивелирован как раз благодаря обилию шатров, расположенных в три яруса. И все это органично дополнено традиционным шатром колокольни.


Саша Митрахович 28.01.2018 08:28


Церковь Воздвижения Креста Господня в Дарне представляет собой в плане квадрат, осложненный с юга маленьким боковым выступом крылечка-паперти и с запада притвором с колокольней. В квадрат вписаны и собственно храм, и алтарная часть (внешне она никак не выражена), и трапезная, и оба придела — Вознесения Господня и святителя Николая Чудотворца. Такое решение позволило, с одной стороны,сохранить древнерусскую традицию «четырехстолпности» — большой восьмерик под шатром покоится на четырехугольных пилонах, мощных, но широко разнесенных и не стесняющих внутреннее пространство. С другой стороны — удалось гармонично и компактно «собрать» объемы интерьера, что, разумеется, сказалось и на изяществе внешнего облика.

Существенно, что пространство в центральной части храма, под главным сводом, более чем вдвое выше, чем по краям «квадрата». Это создает захватывающее ощущение своего рода «колодца в небо» — потолок церкви как бы раскрывается вверх широким восьмигранным барабаном. Его венчает высокий купол, вписанный в приземистый шатер храма. Как это удалось архитектору? Очень просто: барабан храма — не световой, и верхняя часть купола продолжена в его глухой объем примерно до половины высоты. Остальное, включая луковичную главу, — чисто декоративная надстройка, соответствующая «псевдорусской» стилистике.


Кстати, в центральной части храма не только выше своды, но и обильнее освещение. Это достигается богатым остеклением восьмерика — на каждой его грани имеется по большому окну.

В нижнем ярусе храма окон сравнительно немного — по два на каждый угол, да плюс тройное — на восточном фасаде, в алтарной части, но его закрывает от молящихся иконостас.

Росписей в храме сейчас нет — главным его украшением являются фактурные резьба и лепнина, покрывающие стены, колонны, киоты, внутренние своды межстолпных арок. Под стать им сплошная «плоская» резьба низких деревянных иконостасов — это скорее алтарные преграды «европейского» образца, без традиционных древнерусских рядов. Пропильная резьба используется по минимуму; в целом, несмотря на богатую орнаментовку, иконостасы и главного храма, и обоих его приделов не перегружены деталями и выглядят стильно. Северный и южный приделы располагаются, соответственно, под северо-восточной и юго-восточной малыми главами; западную часть большого «квадрата» храма занимают трапезная с притвором.

Крестовоздвиженская церковь. Село Дарна

История. Село, называвшееся ранее Дорной (по р. Доренка), еще в XV в. принадлежало роду Пушкиных, позже боярам Полевым, Шаховским, Стрешневым, Чаадаевым. В 1658 г. Дарну купил Патриарх Никон , приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 г. здесь была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. Церковь просуществовала около ста лет. Тщанием помещицы Анны Сергеевны Цуриковой в 1895 г. в Дарне был возведен трехпрестольный храм с приделами: во имя свт. Николая Чудотворца , в честь Вознесения Господня и Воздвижения Животворящего Креста.

Проект церкви безвозмездно выполнил арх. С. В. Шервуд. Большой квадратный четырехстолпный храм, соединенный притвором с колокольней из трех ярусов, обладает редкой пятишатровой композицией. Их главы и шатровый верх колокольни, утраченные в годы войны, восстановлены в 1990-х гг., когда храм был передан верующим.

В 1890-х гг. на церковной земле находился также деревянный храм свв. апп. Петра и Павла , церковноприходская школа, кирпичный завод и дом для служителей церкви. После революции храм был закрыт и использовался под различные сельскохозяйственные нужды.

В декабре 2001 г. был совершен чин великого освящения отреставрированного храма. Приход храма постоянно занимается благотворительностью и духовным окормлением воинской части, исправительных колоний, приюта для несовершеннолетних детей в Глебове-Избище и Центральной районной больницы.

Село Дарна располагается в 4 км от Волоколамского шоссе в подмосковной истринской земле, которое когда-то принадлежало роду Пушкиных. Само село стоит в очень живописном месте, на берегу речки Даренки, впадающей в Песочну (Песочную), приток реки Истры. В 1658 году эти земли стали частью ставропигиального монастыря Воскресения Христова, именуемым сегодня Ново-Иерусалимским монастырем. Святейший Патриарх Никон выкупил эти земли и сделал их монастырской вотчиной.

В 1686 г. была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. После ее постройки деревня Дарна превратилась в село Крестовоздвиженское. Посвящение церкви этому празднику завершило смысловой ряд посвящений ново-иерусалимских храмов, а само село стало парадным въездом в подмосковные святые места. Богомольцы, шедшие на моление в Ново-Иерусалимский монастырь, останавливались здесь. С холма Крестовоздвиженской церкви хорошо видны золотые купола Воскресенского собора.

После какого-то несчастья (пожара или разрушения) в 1757 г. на месте Воздвиженского храма была построена деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла, но и она сгорела в 1893 г. Временный храм начали строить при существовавшей в селе церковно-приходской школе, а рядом стали возводить прочный кирпичный храм. Этому делу помог свой кирпичный завод, устроенный недалеко от церковно-приходской школы.

Он имел 3 предела: Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца и Вознесения Господня. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства он был освящен лишь в 1900 г.


Кубический объем четырехстолпного храма


завершают пять луковичных глав.


К церкви с юга, а к колокольне с запада примыкают открытые крыльца под шатрами с серебристыми главками.

Южное крыльцо


Западное крыльцо (вход в храм)

Большой пятишатровый храм создан в духе эклектики с использованием классических и древнерусских архитектурных элементов (проект С. В. Шервуда).


Главный престол Крестовоздвиженский. Боковые приделы: Никольский и Михаила Клопского (ныне не освящены). Восточная алтарная часть отделена тремя иконостасами, поставленными в ряд.

После революции здание храма было разграблено, затем использовалось под склад минеральных удобрений. Во время Великой Отечественной немецкие снаряды попали в колокольню и полностью ее разрушили. В 1991 г. храм в плачевном состоянии был передан Церкви, а в 2001 г. Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого Освящения восстановленного храма.

Внутри церковной ограды, около алтарной части храма, находится могила мест