Чем ценно умение правильно задавать вопросы? Как задавать правильные вопросы.

Коммуникативная функция является одной из ключевых управленческих функций, пронизывающая всю совокупность областей менеджмента, и, метафорически выражаясь, выступающая в качестве ее «кровеносной системы». От того, насколько грамотно собственник бизнеса и наемный руководитель способен организовать взаимодействие внутри организации - со своими партнерами, коллегами и сотрудниками, а также выстроить отношения во внешней среде - с деловыми кругами, конкурентами, представителями государственных и иных органов - во многом зависит успешность его деятельности как управленца и эффективность работы возглавляемой им компании.

Участники проводимых мною тренингов - руководители различных организационно-управленческих уровней - уверенного говорят, что на коммуникацию, непосредственную или опосредованную, у них уходит не менее 80% рабочего времени. В их вербальной модели можно выделить различные особенности, одной из которых является работа с вопросами: грамотные успешные руководители задают их себе и своему окружению в большом количестве. В смоделированных на тренинге ситуациях делового взаимодействия в 10-15-минутной беседе со своим партнером или сотрудником организации наиболее «продвинутые» из них формулируют несколько десятков вопросов.

Исследования в области менеджмента, психологии управления, психолингвистики показывают, что в структуре коммуникативных навыков руководителя особое место принадлежит именно работе с вопросами - грамотному их конструированию и «задаванию» (постановке). В этой связи невозможно не согласиться с мнением гуру менеджмента Питера Друкера, который применительно к деятельности руководителя сказал, что люди, которые тесно связаны с текущими событиями, происходящими в организации, должны задавать пытливые вопросы о ней, о ее продукции, о политике и направлениях развития: «Следует добиться не правильных ответов, а правильных вопросов».

Вопрос: что это такое?

«Мы ленивы и нелюбопытны», - так довольно жестко и нелицеприятно высказался А.С. Пушкин по адресу своих современников. К сожалению, о многих нынешних руководителях можно сказать аналогично. Включенное наблюдение за работой различных управленцев - от базового уровня до топ-менеджмента - показывает, что только единицы из них имеют ненасытное менеджерское и предпринимательское любопытство и являются неутомимыми в его удовлетворении.

Искусству работы с вопросами мы, взрослые люди, можем и должны поучиться у ребенка, которого порой сами же иронично и снисходительно называем «большой почемучка». Маленький человечек, задавая вопросы, развивается в разы быстрее, чем мы взрослые. Не стесняясь задать «неуместные», «сумасшедшие» и тому подобные вопросы, он активно познает мир. На занятиях со слушателями программы МВА, на тренингах с руководителями и предпринимателями, чтобы снять сформировавшиеся у них социумные предрассудки, барьеры и страхи и «подкормить» их познавательную активность я обычно говорю: «Лучше задать глупый вопрос, чем уйти с умным видом».

С.И. Ожегов дал определение вопросу как «обращение, требующее ответа». Английский драматург Джордж Бернард Шоу, показывая важность постановки «правильных» вопросов, четко подметил: «Вы видите вещи такими, каковы они есть, и спрашиваете: «Почему?». А я вижу то, чего никогда еще не было, и говорю: «Почему бы и нет?».

Вопрос - это требование (запрос, поиск) - в зависимости от статусного позиционирования спрашивающего - информации, формирующееся на основе исходного, базового знания. Грамотно сформулированные руководителем вопросы создают условия для выбора адресатом возможных и необходимых ответов. Они будут зависеть от исходного материала, который называется «явная предпосылка вопроса».

Спрашивающий, формулируя вопрос, тем самым определят цель как образ желаемого результата. В процессе поиска ответа критическое мышление адресата позволяет производить систематизацию и отбор получаемых вариантов в зависимости от образа цели, которую в явной предпосылке вопроса обозначил его постановщик. Например, спрашивая своего собеседника: «Какова миссия вашего предприятия?», необходимо понимать, что у каждой современной организации должен быть некий смысловой посыл, обращение во внешнюю среду, объясняющее причину ее существования. Спрашивающий делает запрос на значимую для него информацию, в чем такой посыл данной организации заключается - для последующего принятия решения, подходит эта компания или нет в качестве потенциального делового партнера.

Вопросы бывают разные

Как правило, вопросы делятся на: закрытые, открытые и альтернативные.

Закрытые вопросы. На них можно ответить, используя только слова «да» и «нет», либо предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, времени и места, названия, указания на количество). Они помогают в ситуации быстрой (экспресс) диагностики собеседника при наличии у задающего перечня вопросов, на которые необходимо получить однозначный ответ:

  • Когда истекает срок сдачи проекта?
  • Сколько единиц товара у вас осталось в резерве?
  • Вас больше всего интересует рабочий график?

Открытые вопросы. Они приглашают к тому, чтобы составить подробное представление об интересах (потребностях, мотивах, желаниях) собеседника, и подразумевают развернутый ответ. Поэтому необходимо быть готовым внимательно слушать эти краткие либо продолжительные по времени ответы собеседника и дать ему возможность изложить его информацию.

  • При каких условиях вы готовы принять наше предложение?
  • На какие опции необходимо обратить особое внимание при реализации проекта?
  • Каковы будут ваши первые шаги в новой должности?

Альтернативные вопросы. Они подразумевают возможные варианты ответа собеседника и необходимы для того, чтобы отработать эти (а возможно и иные варианты) и придти к определенному решению.

  • Вы будете оплачивать наличными или кредитной карточкой?
  • Вам дать обратную связь в письменной или устной форме?
  • Первоочередной задачей в области кадрового менеджмента вашей компании на сегодняшний день является подбор, обучение или мотивация персонала?

К сожалению, как показывает практика, в вербальной модели руководителей преобладают вопросы закрытого типа. В сущности, закрытые вопросы - это гипотезы, уже готовые предположения, которые нужно лишь подтвердить или опровергнуть. Однако наши гипотезы могут быть совсем не о том, что имеет в виду или хочет сказать собеседник. Поэтому гипотезы лучше заменить открытыми вопросами, которые позволяют партнеру изложить свою версию. Альтернативные вопросы занимают промежуточное положение, но в сущности это те же гипотезы, только в альтернативном вопросе содержится не одна, а несколько гипотез. И все эти гипотезы могут оказаться неверными. Например, на собеседовании руководитель задает кандидату вопрос:

Вас в текущий момент вашей профессиональной карьеры больше всего интересует уровень оплаты труда, карьерный рост или обучение и развитие?

Для меня сейчас важна близость офиса к дому, чтобы было удобно добираться, может быть, даже пешком, а не стоять мучительно долго в «пробках» в час пик.

Душевная струна

Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы у собеседника возникало желание на них отвечать. Между тем, как отмечают психологи и психолингвисты, открытый вопрос может производить парадоксальный негативный эффект: партнер дистанцируется, замыкается в себе, теряет интерес к разговору, порой оказывается совершенно обескураженным, выбитым из колеи и т.п. Причина этого кроется в некорректно сформулированных вопросах.

Например, в известной коммуникативной модели SPIN на первом этапе взаимодействия с потенциальным клиентом специалист по продажам задает так называемые «ситуационные вопросы». Как ваше имя-отчество? Как давно вы работаете главным бухгалтером? Сколько лет ваше предприятие на рынке? Сколько человек у вас работает в бухгалтерии? И так далее и тому подобное. Выгоду от этих вопросов получает исключительно продавец, его же потенциального партнера эти вопросы отвлекают, утомляют, а некоторые из них даже настораживают. Занятой потенциальный клиент обычно не испытывает особого восторга, описывая продавцу особенности своей текущей организационно-управленческой ситуации. Но почему же продавцы упорно и в большом количестве задают ситуационные вопросы? Причины здесь обычно следующие:

  • им лень как следуют подготовиться к первому контакту с потенциальным клиентом и собрать необходимую информацию до разговора с ним;
  • они по объективным причинам не имеют такой возможности;
  • эти вопросы кажутся им безопасными, также их легко задавать;
  • они не умеют работать с вопросами других типов (проблемными, развивающими, направляющими).

Определенным образом сформулированные открытые вопросы порой воспринимаются собеседником как скрытые обвинения, упреки и непрошеные советы. Часто первым, причем самым мощным и мучительным откликом на такой вопрос является, по терминологии авторитетного отечественного специалиста в области деловой коммуникации Е.В. Сидоренко, «звучание задетой душевной струны». Например: «Почему это вы так считаете?» - спрашивает руководитель у сотрудника. Откликается струна: «Если я так считаю, то, наверное, я - некомпетентный, безответственный и т.п. специалист».

Функции вопросов

Можно выделить шесть основных функций вопросов в деятельности руководителя.

Коммуникативная функция. Слово «коммуникация» (греческого происхождения) в переводе означает «с людьми». В русском языке есть однокоренные слова «коммуна», «коммунальный», показывающие, что каждый из нас находится во взаимодействии с другими себе подобными. Эта функция вопроса заключается в установлении, поддержании и развитии контакта: «Как вам будет удобно, чтобы я к вам обращался?»; «Сколько лет вы работаете в этой организации?».

Информационная (диагностическая) функция. Практически любой вопрос представляет собой требование информации. Основная цель - понять: «Какой уровень заработной платы будет для вас приемлемым на этой должности?»; «Вы выбираете ювелирное украшение себе или в подарок?». Современные исследования показывают, что корректно сформулированный вопрос несет в себе довольно высокий процент искомого ответа.

Известные российские специалисты в области организационного консультирования М.А. Иванов и Д.М. Шустерман, говоря о роли вопросов в жизни организации как открытой системы отмечают: «Окружающий нас реальный мир создает у человека иллюзию возможности описывать себя через простые бинарные оппозиции: верх - низ, лево - право, плохо - хорошо, следствие - причина и т.п. Представление о бинарности мира создает линейную причинно-следственную связь, с помощью которой описываются процессы или события… В системном подходе такая линейная причинно-следственная логика существовать не может. Она заменяется круговой логикой, в которой главный вопрос - «Зачем?».

Кодирующая (вдохновляющая, подкрепляющая) функция. Задавая вопрос своим сотрудникам, руководитель словно убеждает, кодирует их на совершение определенного действия, возникновение желательного эмоционального состояния, формирование у них нужного отношения к поставленной задаче. Например, формулируя вопрос: «Какие ресурсы мы можем задействовать для разрешения этой ситуации?», руководитель дает подчиненным кодирующие посылы, будто бы утверждая, что ситуация, во-первых, решаема, и, во-вторых, для ее решения имеются необходимые ресурсы. Он обращается к своим сотрудникам за уточнением, какие из ресурсов, по их мнению, являются оптимальными в обсуждаемой ситуации.

Навигационная функция. Понимание того, что «вопрос ведет», было свойственно еще древнегреческой цивилизации. Впервые своими вопросами «повел» за собой собеседников Сократ. При помощи вопроса «мысль направляется по определенному каналу», формулируется цель, оцениваются возможности и ресурсы, создаются условия для выработки и реализации управленческого решения.

Эффективность деятельности руководителя, особенно в сложных управленческих ситуациях, во многом определяется качеством вопросов, которые он ставит. Руководитель, задающий в такой ситуации «правильные» вопросы себе и своим подчиненным, получает на них «правильные» ответы, ведущие к принятию «правильного» управленческого решения.

Известный российский психолог, профессор О.И. Жданов иллюстрируют это на примере кризисных ситуаций. «Допустим, человек столкнулся с серьезной проблемой или попал в передрягу, и он задает себе следующий вопрос: «Ну почему это всегда случается со мной?» или «Ну почему я так неудачлив?». Повышает ли ответ на такой вопрос его чувство самоуважения? А как насчет такого вопроса: «Эта ситуация - шанс испытать свои способности. Что я должен сделать прямо сейчас, чтобы исправить положение?».

Властная функция. Как показывает практика, кто задает вопросы, тот ведет в разговоре и априори находится в более сильной позиции. Статус спрашивающего зависит от уровня его компетентности в области постановки вопросов. Чем выше профессиональный уровень спрашивающего, тем определеннее и четче формулируется им вопрос. Персона, которой адресуется вопрос, должна обладать или найти необходимую дополнительную информацию.

Право задать вопрос

Одной из особенностей работы с вопросами является то, что задающий вопросы находится, либо ставит себя в более сильную позицию по отношению к адресату. Поэтому вопрос - уже сам по себе сигнал, что к нам обращается кто-то вышестоящий, подавляющий, способный навязать свою волю. Исторически вопросно-ответная процедура была «встроена» в систему властных отношений, а вопрос выполнял функцию статусного позиционирования. Например, в средневековом этикете право задавать вопросы имели только царствующие особы. В отечественной культуре иерархического взаимодействия это также имело место. Известны слова Павла I, который четко определил, что «в России вельможи только те, с которыми я разговариваю и только пока я с ними разговариваю». Разговор императора с вельможами, естественно, заключался в односторонней коммуникации и сводился к задаванию им вопросов и получению ответов на них.

Властная функция вопросов сохранилась и совершенно четко проявляется в наше время. В общевоинских уставах Вооруженных Сил определены порядок и механизмы взаимодействия начальников и подчиненных, старших и младших, формы обращения подчиненных к вышестоящим командирам. Нередко в сугубо гражданской организации сотрудник в ответ на свой вопрос, адресованный руководителю, может услышать лаконичный ответ: «Здесь вопросы задаю я!», демонстрирующий преимущественное право руководителя на работу с вопросами.

Из предыдущей функции - властной - вытекает дисциплинарная функция. Формулировка руководителем вопросов, которые он адресует своим подчиненным, находится в зависимости от реализуемого им управленческого стиля. При авторитарной модели управления вопросы, используемые руководителем при осуществлении обратной связи, как правило, являются выражением его негативного отношения к адресату и к выполняемой (или выполненной) им работе, а также реализуют функцию своеобразного вербального наказания. «Сколько раз вам можно объяснять одно и то же?», «Неужели непонятно то, что я говорю? Мне, что, необходимо повторить вам десять раз?», «Почему до сих пор не сделано?», «Вы, что, хотите, чтобы я вас наказал?».

В организациях и структурных подразделениях, в которых руководитель придерживается такой модели, конструктивные вопросы являются ненужными и даже вредными, так как у сотрудников нет возможности и мотивации участвовать в выработке и принятии решений.

Причиной того, что многие вопросы воспринимаются нами не как информационный запрос, а как обвинение, упрек, наказание, является особое положение вопроса в нашей культуре вообще. Как отметил по этому поводу профессор Ю.Н. Емельянов, в нашей культуре осуждение и запрет выражаются не только императивными, сколько вопросительными предложениями. Вместо того чтобы сказать ребенку или младшему по должности: «Не ходи!» или «Не бери!», мы говорим: «Куда пошел?», «Зачем взял?» и т.п. Начальственное порицание или «административный восторг власть имущего» также облекаются в форму вопросов: «Когда вы перестанете опаздывать?», «Где вы видели, чтобы..?», «Когда вы поумнеете?».

Два примера

При реализации руководителем партнерской модели взаимодействия с подчиненными, демократического стиля управления, предполагающего учет и использование ресурса каждого сотрудника, вопросы являются не только механизмом получения руководителем информации при выработке и принятии решения, но также одним из важных мотивирующих факторов в работе с персоналом, в создании конструктивной рабочей атмосферы. В этом случае вопрос в процессе организационно-управленческой коммуникации выполняет «навигационную» задачу, заключающуюся в выборе оптимального маршрута, в определении параметров движения, достигнутого местоположения и т.д.

  • Как вы считаете, какой вариант решения данной задачи является наиболее приемлемым?
  • Какие у вас есть предложения?
  • Что мы можем сделать для того, чтобы достичь..?

Питер Друкер иллюстрирует искусство задавать «правильные» организационно-управленческие и бизнес-вопросы на двух примерах.

Применительно к использованию ресурсов: «В бизнесе существует только два вида ключевых ресурсов: знания, то есть квалифицированные кадры в сферах управления, покупки, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара, и второй вид ресурсов - деньги.

  • На что расходуются эти дефицитные и дорогостоящие ресурсы?
  • В каких результативных областях они размещаются?
  • Используются ли они применительно к решению проблем или применительно к благоприятным возможностям, в частности, к самым ли многообещающим возможностям?».

Применительно к стратегии развития организации: «Бесполезно гадать, какие товары и процессы могут понадобиться в будущем. Но можно принять решение о том, какую идею вы хотите воплотить в реальность в будущем, и перестроить свой бизнес на основании этой идеи.

Эта идея должна быть предпринимательской - способствующей выявлению потенциала бизнеса, выражающейся в продуктивном росте и достижении эффективности бизнеса по всем направлениям его работы. Эта идея не возникает из ответа на вопрос: «Каким будет будущее общество?». Этот вопрос будет уместен в устах общественного реформатора, революционера или философа. В основе предпринимательской идеи, которая создает будущее, всегда лежит вопрос: «Какие принципиальные изменения в экономике, на рынке или в научных знаниях позволили бы нам вести бизнес таким образом, чтобы мы смогли достичь наилучших экономических результатов? …идея должна пройти тест на личное признание сотрудниками компании. Верим ли мы в эту идею? Действительно ли мы хотим заниматься этим видом работы, вести этот вид бизнеса?».

Исторический экскурс

История полна примеров грамотной работы собственников бизнеса и успешных руководителей с вопросами. Задача руководителя - превращение сложного исходного материала в простое и понятное решение. Успешное решение этой задачи предполагает умение работать с вопросами: способность к анализу, дающую возможность разбираться в самых запутанных данных, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять из них такие, которые остаются незамеченными для более поверхностного взгляда, но могут при данных условиях иметь решающее значение. Умение видеть сразу и целое, и все детали. «Мой гений состоял в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей», - писал о себе Наполеон. Он же, отмечая важность вопросно-ответного механизма в деятельности полководца (читай - руководителя), отмечал: «Полководец должен каждый день спрашивать себя: если неприятельская армия покажется у меня с фронта, справа или слева, что я должен буду делать?».

Способность проникать в замыслы врага, разгадывать его намерения всегда расценивалась как одно из ценнейших качеств полководца. Действия полководца не могут быть просто свободными акциями, они должны быть, прежде всего, реакцией на намерения и действия противника, сохраняя, однако, при этом величайшую инициативность и силу военного натиска.

Наполеон тратил массу энергии и времени на собирание тех конкретных данных, которые должны служить материалом при выработке плана: «Если кажется, что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что раньше, чем что-либо предпринять, я долго размышлял уже прежде; я предвидел то, что может произойти… Я всегда работаю, работаю ночью, во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать».

Не ограничиваясь чтением, Наполеон постоянно обращался ко всяким доступным ему источникам для обогащения своих знаний. «Больше всего он любил говорить со специалистами и учиться у них», - замечает историк Тарле. Бесчисленное количество примеров можно найти у Лас-Каза. На борту «Беллерофона» и затем на о. Св. Елены Наполеон имел весьма ограниченный круг общения. Но всякий разговор с новым человеком сводился к подробнейшему выспрашиванию собеседника по всем вопросам, в которых тот был осведомлен. Моряки, купцы, ученые разных специальностей, чиновники, даже простые садовники служили для него источником приобретения множества интересных для него сведений. «Когда вы попадаете в незнакомый город, - поучал он своего пасынка Евгения Богарнэ, впоследствии вице-короля Италии, - не скучайте, а изучайте город: откуда вы знаете, не придется ли вам его когда-нибудь брать». «Весь Наполеон в этих словах, - замечает Тарле, - накоплять знания для реального их использования».

Пусть меня научат

Для определения уровня профессионализма управленца достаточно проанализировать вопросы, которые он задает. Человек, задающий вопросы, обычно не задумывается над их структурными особенностями. Оперирование ими зачастую представляется занятием, не требующим специальных знаний и интеллектуальных навыков. Это распространенное заблуждение. Любое управленческое действие направлено на решение определенных задач и предваряется конкретным вопросом. Сама же адекватная постановка любых вопросов, включая организационно-управленческие, является результатом сложной мыслительной деятельности.

Многие системы подготовки управленцев - с древнейших времен до наших дней - включают в себя коммуникативные модули, важным составным элементом которых является формирование навыков работы с вопросами.

Аристотель, которого македонский царь Филипп пригласил в качестве наставника для своего сына Александра и сыновей знатных македонян в школе в Миезе, центре военного, общекультурного и философского образования будущей элиты государства, помимо прочих важных управленческих навыков формировал у обучаемых навык работы с вопросами.

Нередко можно было наблюдать такую сцену: Аристотель, сидя в тени деревьев (как он привык в Афинах), задает ученикам различные вопросы. Иногда в его голосе звучит порицание и пренебрежение, временами он ставит вопрос чрезмерно кратко и прямо. Но обычно он говорит вдумчиво, неспешно, с ласкающими слух интонациями. Все эти нюансы зависят от того, как он формулирует вопрос и какой ответ хочет получить от аудитории.

Аристотель учил воспитанников построению вопросительной фразы, интонационному выделению слов, расположению пауз. Он систематизировал вопросы, которые задают люди, и привил своим ученикам умение правильно формулировать их, - выдерживая должный тон, построение и последовательность, а также надлежащее количество пауз для создания убедительности, - а это играло не меньшую роль, чем содержание.

В настоящее время преподаватели одной из лучших бизнес-школ - Гарвардской - особое внимание в подготовке руководителей уделяют формированию навыка задавать вопросы, так как совершенно справедливо считают, что искусство правильно задавать вопросы во многих случаях является самым важным элементом управленческой деятельности.

Типичные ошибки

Как показывает мой опыт работы с руководителями в тренинговом и консультативном формате, существуют наиболее распространенные ошибки при работе с вопросами.

  1. После того, как руководитель задал собеседнику вопрос, он не делает паузу, не предоставляя времени на ответ, он снова начинает говорить сам. Пауза дает возможность собеседнику обдумать свой ответ, а руководителю - отследить (считать) его невербальную реакцию.
  2. Начальник задает подряд два и более вопроса. Если это не является коммуникативным приемом, шеф не получает от собеседника важной информации. Собеседник выбирает вопрос, более удобный, и отвечает на него. Задавая последовательно вопрос за вопросом, и получая на них ответы, босс продвигает разговор в направлении достижения поставленной цели.
  3. Руководитель задает собеседнику вопрос и сам же на него отвечает. Это может быть целенаправленная тактика, но в большинстве случаев диалоговая форма взаимодействия более продуктивна.
  4. Начальник задает вопрос собеседнику, выслушивает ответ до половины, думает, что уловил его смысл, перебивает собеседника и снова начинает говорить. Во-первых, это проявление неуважения к собеседнику, во-вторых, интерпретация ответа чаще всего не соответствует тому, какую мысль хотел донести собеседник.
  5. Руководитель вопросов не задает. No comments!

Умение задавать «правильные» вопросы относится к категории ключевых характеристик и важных профессиональных компетенций эффективного собственника бизнеса и наемного руководителя. Грамотно сформулированный вопрос ведет к пониманию причин сложившейся организационно-управленческой и бизнес-ситуации и показывает направление ее решения. Поэтому деловой человек в своей работе периодически должен делать паузу, «переходить на пониженную передачу» и отвечать на три вопроса:

  • что мне необходимо прекратить делать?
  • что мне необходимо продолжить делать?
  • что мне необходимо начать делать?

… для повышения результативности моей работы, эффективности моего предприятия, процветания моего бизнеса.

Руководитель крупной компании пошел в лес за грибами. Он доехал до леса на машине, оставил ее на обочине дороги и углубился в лес. Там он долго ходил, но проплутав около шести часов, понял, что заблудился и не в состоянии вернуться к своей машине. На берегу ручья под высокой сосной он увидел удобный пенек и сел на него, чтобы отдохнуть. Через какое-то время к месту, где он сидел, вышел другой грибник. Заблудившийся обрадовался и спросил его:

— Извините меня, можете ли вы сообщить, где я нахожусь?

Внимательно посмотрев на него, грибник ответил:

— Вы находитесь в лесу, на берегу ручья. Вы сидите на пеньке, стоящем под высокой сосной.

— Вы должно быть, психолог-консультант! — сказал заблудившийся.

— Ого! Как вы это узнали? — спросил прохожий.

— Все, что вы сказали, я знал и до вас. Ваш ответ технически правилен, но абсолютно бесполезен, и фактически я так до сих пор и не знаю, как выйти к своей машине.

— А-а-а, ну вы, должно быть, президент крупной компании! — улыбнулся консультант.

— Точно! А как вы догадались?

— Следите за мыслью: вы прекрасно видите, где вы находитесь, и все же вы не знаете, где вы находитесь, и спрашиваете об этом, хотя сами знаете ответ, который услышите. Вы не знаете, куда вам двигаться дальше, но об этом как раз не спрашиваете. Реально вы находитесь точно в том же положении, как и до нашей с вами встречи, но теперь вашу проблему вы превратили в мою ошибку и обвиняете меня!

Данный анекдот, хоть и метафорическая, но вполне наглядная демонстрация неумения задавать правильные вопросы и, как следствие, вести конструктивный диалог.

Человек получает ответ на свои вопросы в соответствии с его способностью к пониманию и его подготовкой.

Успех в социальной или деловой сфере напрямую связан с вашим умением задавать нужные вопросы и добиваться необходимых ответов. В жизни социальной это умение поможет вам сохранить дружбу, встретить нового партнера или просто подружиться с соседями. В бизнесе искусство задавать правильные вопросы может помочь заключить сделку, а неумение сделать это, наоборот, поспособствует ее провалу. Умение или неумение правильно спрашивать могут спасти или погубить переговоры, определить вашу будущую карьеру.

Итак, рассмотрим два основных типа вопросов: открытые и закрытые.

Закрытые вопросы

Кто? Когда? Где? Который?

Закрытые вопросы строятся по принципу «истина—ложь» или по принципу множественного выбора. То есть они требуют односложного ответа. Например: «Где вы родились?», «Вы вышли на работу в 9:00?», «Вы умеете играть на скрипке?»

Закрытые вопросы полезны, чтобы побудить человека рас-крыть какие-либо факты из собственной жизни, которые вы могли бы использовать для построения дальнейшего разговора. «Я родился в городе, но в другом», «Да, я три раза в неделю хожу в тренажерный зал». Также закрытые вопросы задают, чтобы определить позицию собеседника по интересующему вас вопросу. Когда они уже выполнили свою роль, закрытые вопросы делают беседу унылой, однообразной и скучной. После каждого из них воцаряется гнетущее молчание. Люди, которым задают подряд несколько закрытых вопросов, начинают ощущать себя, как на допросе, и часто испытывают раздражение.

Открытые вопросы

Как? Почему? Зачем? Каким образом? Расскажите о..., Объясните... и т. п.

Вопрос «Что?» относится к смешанному типу и по контексту может быть использован в обоих вариантах.

Советуем вам чередовать закрытые вопросы с открытыми, если вы хотите, чтобы ваш разговор был интересным и более глубоким. Открытые вопросы подразумевают, что ответ обязательно будет состоять из нескольких слов. Подобные вопросы нуждаются в объяснениях, более полном раскрытии. Задавая такой вопрос, вы показываете собеседнику, что вы заинтересованы в его словах и стремитесь узнать о нем больше.

Вам может показаться, что многие отвечают на закрытые вопросы так, словно они были открытыми. Если это так, то ваш собеседник ответит на открытый вопрос еще более подробно. Значит, он чувствует себя в настоящий момент и в вашем обществе легко и свободно. Когда вы задаете открытые вопросы, собеседник получает возможность раскрыться наиболее полно.

Задавая вопросы, вы имеете возможность лучше контро-лировать ситуацию, тему и ход разговора. Например, со-беседник говорит вам: «Я только что вернулся из Индии». В такой ситуации существует множество вопросов, которые вы могли бы задать в зависимости от ваших интересов. «Какая погода там была?», «На каком языке там говорят?», «Какие у тебя впечатления от индийской кухни?», «Расскажи о самом ярком впечатлении».

В тему
Умение задать правильный вопрос иногда может предотвратить даже крупные конфликты. Это наглядно демонстрирует история, рассказанная генералом Лебедем. Александр Иванович в апреле 1989 года командовал 106-й Тульской воздушно-десантной дивизией, направленной в столицу Грузии для подавления антисоветских выступлений. «В Тбилиси собирается толпа и гундит: «Вот, ваш десантник бежал за старушкой три километра и лопаткой ее зарубил! В „Заре Востока" написано!» Я говорю: «Будем орать или поговорим? Если орать, я ухожу". — „Ну, давай поговорим". — „Тогда у меня три вопроса. Первый: что это была за бабка, которая смогла пробежать три километра? Второй: что это был за десантник, который три километра бабку догнать не мог? И самый главный вопрос, уважаемые грузины: как это среди вас не нашлось мужчины-воина, который бы заступил дорогу этому негодяю?"»

Выбирая, какой вопрос задать, помните о двух вещах. Во-первых , задавайте вопрос, только когда вы действительно хотите услышать, что ваш собеседник вам ответит. Неважно, насколько вы искусны в ведении беседы, собеседник может почувствовать фальшь невербально — по вашим движениям, микромимике или интонации, и тогда, скорее всего, отнесется к вам без особой симпатии.

Во-вторых , стремитесь работать в двух планах, что означает умение вести беседу не только так, как интересно и хочется вам, а так, чтобы и собеседнику было приятно разговаривать с вами. Самый скучный разговор получается, когда оба его участника пренебрегают интересами друг друга.

Основные ошибки при задавании вопросов

Слишком открытые вопросы

Для наглядной иллюстрации подобной ошибки приведем в качестве метафорического примера один из наших любимых внутрикорпоративных анекдотов.

Жили-были мыши и все их обижали. Как-то пошли они к мудрому филину и говорят:

— Мудрый филин, помоги советом. Все нас обижают, коты разные, совы. Что нам делать?

Филин подумал и говорит:

— А вы станьте ежиками. У ежиков иголки, их никто не обижает.

Мыши обрадовались и побежали домой. Но по дороге одна мышка сказала:

— Как же мы станем ежиками? — и все побежали обратно, чтобы задать этот вопрос мудрому филину. Прибежав, они спросили:

— Мудрый филин, а как же нам стать ежиками?

И ответил филин:

— Ребята, вы меня ерундой не грузите. Я стратегией занимаюсь.

Точно такой же характер носят и другие вопросы: «Расскажите о себе», «Что новенького?» и т. п. «Как дела?» звучит как клише, направленное скорее на поддержание разговора или заполнение неловкой паузы, чем на получение действительно интересующей собеседника информации. Стандартные вопросы влекут за собой стандартные же ответы: «Нормально», «Неплохо» или «Как обычно». Гораздо реже собеседник проявит инициативу и хотя бы съязвит «Еще не родила».

Слишком сложные вопросы для начала беседы

Некоторые вопросы требуют либо слишком большого для начала общения самораскрытия от собеседника, либо заданы без создания контекста как полезной канвы и благодатной почвы для общения.

Наводящие вопросы

Наводящие вопросы — это наиболее закрытая форма вопросов. Они предлагают собеседнику лишь согласиться с вашей точкой зрения. Приведем несколько примеров.

«Уже десять часов. Не остаться ли нам дома?», «Ты ведь не считаешь, что он прав?», «Двух часов прогулки вполне достаточно для одного вечера, разве нет?»

Умение задавать наводящие вопросы, причем делать это элегантно, может пригодиться в случае необходимости самому использовать манипуляции как тактический инструмент с ограниченным сроком годности. Но в повседневной жизни и в близких отношениях он не принесет пользы вашим отношениям с окружающими и приведет к их осложнению.

Заведомое несогласие

Когда кто-то высказывает мнение, с которым вы не согласны, и вы хотите изложить свою точку зрения, приводите свои доводы лишь после того, как расспросите собеседника, почему он думает именно так, но ни в коем случае не раньше.

Непродуманная тема вопроса

Если у вас есть возможность заготовить вопросы заранее, то вам будет гораздо легче вести разговор, чем когда вы вынуждены импровизировать по ходу беседы. Домашние заготовки — это очень полезная вещь, ведь лучшая им-провизация получается в результате хорошей подготовки.

Отношение к вам людей в значительной степени зависит от вашего умения задавать заготовленные вопросы о их любимом предмете — о них самих. В природе не существует прирожденных торговцев или людей, чье призвание — вести переговоры или быть душой компании. Сталкиваясь с людьми, которым это прекрасно удается, вы наверняка обнаружите, что они, сознательно или неосознанно, изучали правила общения и умения задавать вопросы.

сайт благодарит издательство «Питер» за предоставленный отрывок.

В любой сфере нашей жизни очень важны коммуникативные навыки, а в бизнесе - и подавно. Менеджеры по продажам должны уметь задавать правильные вопросы клиентам, чтобы добиваться своей цели - продаж, руководитель должен уметь задавать вопросы подчиненным, чтобы эффективно управлять сотрудниками, проводить переговоры и уметь договариваться с партнерами. Вот почему важно научится задавать вопросы.

Как говорится, задавай правильные вопросы - получай правильные ответы. Поэтому мы подготовили для вас ряд рекомендаций, как задавать правильные вопросы.

Как задавать вопросы, чтобы получать нужные ответы

1. Закрытые и открытые вопросы

Самая простая классификация вопросов - это закрытые и открытые вопросы.

Закрытые вопросы предполагают простые ответы - да или нет, а открытые вопросы подразумевают развернутые ответы, которые и нужны. Но очень часто люди в общении допускают ошибку и задают закрытые вопросы: «Вы принимаете решение по поводу сотрудничества?», «Нам следует браться за этот проект?» и т.п.

На закрытый вопрос вы получаете короткий ответ да или нет. Закрытые вопросы начинаются с вопросов: «когда?», «где?», «какой?», «сколько?».

А вот на открытые вопросы вы получите больше информации. Такие вопросы начинаются со слов почему, что, как, расскажите мне…

— Почему вы так думаете?
— Чем обусловлен ваш выбор?
— Как вы считаете?

2. Прямые и косвенные вопросы

Прямые вопросы задаются в том случае, если мы можем прямо спросить собеседника и получить конкретные ответы.

— У вас есть вопросы?
— Сколько времени уйдет на реализацию проекта?
Косвенные вопросы используют, когда нет возможности спросить напрямую. Поэтому такой разговор начинают издалека. Допустим, вы хотите выяснить, есть ли у клиента достаточное количество денег на покупку товара, вы задаете вопросы: «Как обстоят ваши дела?», «Хорошо ли идут продажи в вашем бизнесе?», «Значит, у вас есть достаточно средств на покупку партии такого-то товара?».

3. Наводящие и нейтральные вопросы.

Наводящие вопросы содержат в себе намек на то, что вы уже предполагаете. То есть, у вас есть предположения на счет чего-то и вы задаете наводящие вопросы, подразумевая убедиться в своих предположениях.

В наводящих вопросах вы сами подсказываете ответ.

— Были ли у вас проблемы при работе с такой-то фирмой (с компанией конкурента)?
Нейтральный же вопрос не предполагает намека на ваши предположения. Например:

— Каково ваше впечатление от сотрудничества с такой-то фирмой?

Как задавать вопросы. Техника «5 почему»

Если вы хотите проникнуть в самую суть проблемы, выяснить причины возникновения какой-то ситуации, то можно использовать технику пяти «почему».

Эта техника была разработана Сакити Тоедой для решения производственных задач. И суть ее состоит в том, чтобы задать вопрос, начинающийся со слова почему. А далее на ответ к предыдущему вопросу задаем новый вопрос:»Почему…?» и т.д.

Допустим, нам следует решить проблему: в компании мало продаж.

Шаг 1. — Почему у нас мало продаж?
— Потому что менеджеры мало и неэффективно работают.

Шаг 2. — Почему они неэффективны?
— Потому что отсутствует мотивация.

Шаг 3. — Почему отсутствует мотивация?
— Потому что маленькая зарплата.

В этом примере мы проблему решили всего за 3 шага. Чтобы найти решение и услучиштить ситуацию, нужно всего лишь изменить систему мотивации для сотрудников.

На деле вы можете задавать больше или меньше вопросов «почему», пока не будет найдет ответ и не найдено решение задачи.
Искусство задавать правильные вопросы состоит в умении выяснять потребности людей. Если вы хотите что-то предложить людям, вам важно знать, какова потребность у людей в вашем продукте и как ваш продукт может решить проблему человека.

Выяснение потребностей. Техника задавания вопросов

Умение задавать вопросы поможет вам выяснить потребности клиентов, а значит, продать товар вам будет легче. Ведь вы не впариваете людям, чтобы те купили ваш товар, а показываете, почему выгодно купить именно это и именно сейчас, опираясь на потребности и нужды клиентов.
Вообще все вопросы можно разделить на 3 вида:

— Устанавливающие. Вопросы именительного падежа - кто, что? Они соответствуют предмету разговора, собеседнику, товару.

— Описательные. Вопросы, позволяющие выяснить особенности предмета разговора - где, когда, куда, как?

— Причинные помогают понять мотивацию клиента - почему, зачем, как часто?

Существуют еще и другие виды вопросов, а также техники задавания вопросов:

— Встречные вопросы. На этапе выявления потребностей лучше избегать этих вопросов, потому что они раздражают. Ведь встречные вопросы - это вопросы на заданный вам вопрос. Иначе вы просто выведете собеседника из себя.

— Подтверждающие вопросы предполагают уточнить у клиента информацию, дождаться подтверждения на 2-3 вопроса и затем задать ваш главный вопрос и получить нужный ответ - третье «Да».

— Информационные вопросы позволяют получить основную информацию о клиенте и его потребностях.

— Контрольные вопросы позволяют понять, насколько внимательно следит за вашей мыслью собеседник и правильно ли вы друг друга понимаете.

— Провокационные вопросы лучше не использовать в продажах, так как эти вопросы используют в техниках давления на клиента. Люди чувствуют давление и у них появляется негативное впечатление о работе с вами.

Таким образом, умение задавать вопросы позволит вам выяснить потребности клиента и подвести к продаже. Развивая умение задавать вопросы, вы получаете в свой арсенал навык, который пригодится вам не только в продажах, но и в процессе руководства персоналом, в личной жизни.

______________________________________________________________________________________________
Статья оказалась полезной для вас? Жмите на кнопки соцсетей!

Не знаете как заинтересовать парня по переписке? Почему бы не задать ему пару оригинальных и провокационных вопросов? В нашей статье мы расскажем о какие вопросы можно и нужно задавать мужчинам при общении в вконтакте. Мы составили подробный список вопросов: провокационных, смешных и оригинальных, о женщинах и любви, о жизни и увлечениях. Вы узнаете также каких вопросов следует избегать при переписке с мужчиной.

Спросите собеседника о самом простом, не требующем самораскрытия и раздумий. Беседа завяжется легко. Эти вопросы помогут установить доверительные отношения. Поговорите о том, чем он был занят сегодня, что видел интересного, о его работе (учёбе), о том, что сейчас происходит в его городе, если Вы живёте в другом городе, обсудите свежие новости.

  1. Удачный ли был день?
  2. Как настроение?
  3. Что ты сейчас делаешь?
  4. В обед ты ходишь в столовую или берёшь еду из дома?
  5. Приняли твой проект?
  6. С работы добрался без приключений?
  7. У нас прохладно, а как у тебя с погодой?
  8. Какие места ты посоветовал бы посмотреть в твоём городе туристу?
  9. У тебя уже был отпуск в этом году?
  10. Ходил сегодня на пробежку?
  11. Как тебе новость, что доллар немного упал?
  12. Ты уже слышал, что вчера случилось в [название региона]?
  13. Как у вас отмечали 23 февраля (День ВДВ, Новый год)?
  14. Что тебе подарили на день рождения?

Вопросы о жизни и увлечениях

Эти вопросы отлично подойдут для знакомства в интернете. Затрагивайте темы хобби, достижений, семьи и воспоминаний о детстве, домашних животных. Все это поможет вам получше узнать друг друга.

Для того, чтобы выбрать вопросы, которые будут ему интересны – внимательно изучите его страничку в контакте. Все что Вам нужно, он уже сам написал в разделе «О себе».

  1. Нравится ли тебе ездить в дальние края?
  2. Какую музыку ты слушаешь?
  3. Что читаешь?
  4. Как относишься к компьютерным играм?
  5. Какой бы фильм ты сейчас посмотрел?
  6. Что предпочитаешь: футбол или хоккей?
  7. Умеешь ли ты плавать?
  8. За что ты ценишь своих друзей?
  9. Есть ли у тебя братья или сёстры?
  10. Во что ты больше всего любил играть?
  11. Хотел ли ты в детстве стать таким, как твой отец?
  12. Нравится ли тебе, когда семья собирается на застолье?
  13. Кого бы ты завёл дома: кошку или собаку?
  14. Можешь ли ты повесить полку или картину на стену?
  15. Любишь мастерить что-нибудь?

Хотите получить подробную пошаговую инструкцию как правильно знакомиться с мужчинами в интернете? Мы советуем прочитать бесплатный чек-лист Алексея Чернозема "Как построить отношения в интернете и перевести их в счастливые реальные". Вы узнаете как создать привлекательный образ в сети, с чего начинать знакомство и как перевести их из интернета в реальную плоскость.

Книга бесплатная. Чтобы скачать, жмите вот на эту ссылку , оставьте свой e-mail и на почту придет письмо со ссылкой на pdf-файл.

Смешные, оригинальные вопросы

Задавайте эти вопросы, и обстановка примет непринуждённый характер. Возможность пошутить в ответ поможет парню почувствовать себя раскованным и обаятельным. Это поможет разнообразить переписку и завоевать его симпатию.

  1. Что делаешь с будильником, когда он поднимает тебя слишком рано?
  2. В какой бы цвет ты покрасил холодильник?
  3. С какой погодой ты себя ассоциируешь?
  4. Как ты складываешь носки?
  5. Выходил когда-нибудь на улицу в тапочках?
  6. Любишь хрустеть тонким льдом на лужах?
  7. Никогда не думал, что было бы здорово уметь летать?
  8. Что ты говоришь, когда утром видишь в зеркале себя лохматого и небритого?
  9. Смог бы ты съесть суп на завтрак?
  10. Каким бы деревом ты был?
  11. Тебе нравится плёнка с лопающимися пузырьками?
  12. Ты когда-нибудь пел, застряв в лифте?

Вопросы о женщинах и любви

Удовлетворить Ваше любопытство о том, как парень вёл себя с девушками раньше и как поведёт себя с вами, помогут вопросы про его прежний опыт и его убеждения. Вот несколько горячих, каверзных вопросов про отношения:
  1. Что ты ценишь в девушке больше всего?
  2. Какие черты характера девушки могут тебя оттолкнуть?
  3. Важна ли для тебя профессия твоей будущей жены?
  4. Что ты думаешь об изменах?
  5. Женщина должна ждать мужчину дома или сопровождать в его делах?
  6. Можешь вспомнить, как впервые кого-то полюбил?
  7. Что думаешь о девушках, которые первыми говорят о своих чувствах?
  8. Было так, что тебе не ответили взаимностью?
  9. Назвал бы ты себя влюбчивым?
  10. Любовь с первого взгляда - это сказки?
  11. Что для тебя значит романтика?
  12. Допустимо ли многожёнство?
  13. Ты смог бы влюбиться в девушку по переписке в ВК?

Провокационные вопросы

Это сложные вопросы, с подвохом. Они требуют времени, чтобы подумать, выбрать наиболее точный ответ.

  1. Используешь ли ты в речи мат и зачем?
  2. Ты веришь в дружбу между мужчиной и женщиной?
  3. Что может тебя испугать?
  4. Считаешь ли ты себя азартным?
  5. Расскажи о своей заветной мечте.
  6. Когда ты последний раз плакал?
  7. Что ты ценишь в жизни больше всего? Ты хотел бы жить вечно?
  8. У тебя были проблемы с алкоголем, наркотиками?
  9. Что ты думаешь о людях с криминальным прошлым.
  10. Чего ты никогда не сделаешь даже за деньги?
  11. Когда можно спасти жену или ребёнка, кого будешь спасать?

Пошлые вопросы

Спрашивать об интимной сфере нужно осторожно. Между раскованностью и вульгарностью очень тонкая грань. И, конечно, не нужно заводить такой разговор, если вы знакомы недавно. Вот несколько пошлых вопросов, которые можно задать мужчине:

  1. Ты когда-нибудь подсматривал, как другие занимаются сексом?
  2. Какие виды секса ты пробовал?
  3. С какой из актрис бы хотел бы разделить постель?
  4. Когда ты в последний раз смотрел порно?
  5. Ты бреешь растительность в подмышках и в паху?
  6. Согласился бы ты на секс втроём?
  7. О чем ты думаешь, когда смотришь на грудь девушки?
  8. Тебе бы понравился секс с незнакомкой?
  9. Назови самое необычное место, где у тебя был секс.
  10. Правда ли, что форма кончика носа мужчины говорит о форме головки его мужского достоинства?
  11. Что в сексе вызывает у тебя брезгливость?
  12. Что тебе больше всего нравится в предварительных ласках?

Самое трудное в знакомстве по интернету – написать ему первое сообщение. В нашей статье мы собрали самый полный .

Из этой статьи Вы узнаете о том, как , которая будет интересна обоим.

Каких вопросов следует избегать в переписке с мужчиной

  1. Откажитесь от вопросов, на которые не готовы ответить сами. Так Вы избавитесь от неловкости, когда он даст вам полный ответ и поинтересуется, что думаете на эту тему Вы сами.
  2. Воздержитесь от прямых экзаменующих вопросов, заставляющих продемонстрировать знания в какой-либо дисциплине (Увлекаешься химией? Тогда скажи, какой элемент стоит на 75-ом месте в таблице Менделеева. Знаешь немецкий? Переведи в двух словах, о чём поёт «Раммштайн»).
  3. Крайне аккуратно следует обсуждать расставание с его предыдущей партнёршей (женой) или желаемое количество детей. Дождитесь, пока он сам заговорит.
  4. Избегайте вопросов о суммах на его счету и об имуществе в собственности. Не спрашивайте об этом хотя бы в первых беседах. Если не в силах сдержаться, задавайте косвенные вопросы (Ты бы мог прожить год, не работая? Ты подарил бы маме на юбилей автомобиль/новый кухонный гарнитур/поездку за рубеж?). Любопытство и прямые вопросы о материальном состоянии покажут парню, что перед ним корыстная и бестактная особа.
  5. Много подводных камней в беседах о политике, религии, социальной активности. Некорректно заданный вопрос может оскорбить, разрушить устанавливающуюся близость. Увлечённость, фанатизм обязательно сами всплывут в его высказываниях. А Вам уже останется решить, приемлемы ли эти взгляды.
  1. Постарайтесь завязать беседу: подталкивайте к разговору, а не требуйте ответить во что бы то ни стало.
  2. Знайте меру в вопросах. После пятидесяти вопросов подряд возникает ощущение, что пришёл на собеседование или на тестирование.
  3. Отправив вопрос, дайте собеседнику обстоятельно ответить. Не торопитесь со следующим вопросом, не перебивайте, начав делиться собственным опытом.
  4. Если уж задаёте вопросы, запоминайте ответы или заведите отдельный файл, где сохраните реплики парня. Очень неловко будет, если один и тот же вопрос Вы зададите снова. Неприятной окажется и ситуация, когда вы начнёте вслух мечтать о совместных выходных на шашлыках, забыв, что ваш собеседник - строгий вегетарианец. Также, чтоб не показаться назойливой, помечайте для себя темы, от обсуждения которых он стремится уйти.
  5. Облегчите ему понимание вашей цели. Дайте пояснение, почему Вы задали именно этот вопрос. Неплохо подвести к вопросу, написав несколько вводных фраз. Например, Вы хотите узнать, не было ли случаев алкоголизма у него в семье. Пожалуйтесь, что опять шумят соседи, пьяный отец семейства гоняет домочадцев. Затем поинтересуйтесь, знакома ли ему такая ситуация. Пусть он ответит немного не то, что Вы хотели узнать, но, может, выяснится, как он относится к пьяницам или как он успешно может урезонить скандалиста.
  6. Будьте осторожны с уменьшительными суффиксами. Многие мужчины не выносят сюсюкающую речь, а её носительницы кажутся им недалёкими, инфантильными. Смысл вашего высказывания может исказиться, приобрести нежелательный оттенок в зависимости от того, есть ли уменьшительный суффикс. Вопрос «Как твои дела?» показывает заинтересованность, а «Как твои делишки?» может прозвучать или по-детски, или слегка пренебрежительно.
  7. Проявляйте искренний интерес. Если Вам с ним скучно, даже сотня вопросов не скроет этого. Напротив, внимание к себе мужчина оценит, поэтому шансы у внимательной и активной слушательницы будут выше.

Стив Джобс и Томас Эдисон задавали себе правильные вопросы, Родион Раскольников - неправильные, Гамлет - спорные. Они находили на них ответы и , совершали определенные действия. К чему мы это? Вопросы, которые мы себе задаем и ответы, которые на них даем, очень многое определяют в нашей жизни.

Поэтому важно задавать себе правильные вопросы. Ответы будут своеобразным путеводителем по жизни.

Вопросы для саморазвития

Раз вы читаете наш блог, значит саморазвитие для вас - не пустой звук. А оно невозможно без саморефлексии, то есть процесса . Один из способов для этого - задавать себе правильные вопросы.

Что для меня по-настоящему важно?

Этот вопрос помогает раскрыть ваши цели и ценности. Особенно важно спрашивать себя об этом, когда вы оказались на распутье, не знаете куда двигаться и на что выделять свое время. Пригодится он и когда нужно переосмыслить свое поведение и кардинально изменить жизнь.

Что еще это может означать?

Развитый человек - это тот, кто проявляет недюжинное любопытство во всем, что его окружает. Каждая ситуация, событие и информация представляет для него интерес.

Этот вопрос развивает творческое, критическое и . Хватит смотреть на свою жизнь при помощи розовых или черно-белых очков. Надевайте разные линзы.

Что или кто мне может помочь?

Нет ничего страшного, что вы хотите найти людей, которые помогут. В каком-то смысле все люди либо помогают, либо мешают друг другу. Клиенты, коллеги, руководители, друзья - все как-то взаимодействуют между собой.

Также важно находиться в постоянном поиске ресурсов. Это могут быть книги, сайты, советы для саморазвития, методы и стратегии. Наш сайт предоставляет множество возможностей для этого, здесь каждый найдет то, что ему по душе.

Кому я могу помочь?

Это вопрос, который большинство из нас игнорирует. Мы так зациклены на себе и своих проблемах, что совершенно забываем не то что о знакомых, а даже о близких. А если и пытаемся помочь, то воспринимаем себя как благодетелей.

В этом мире мало быть умным и развитым человеком, необходимо быть еще и полезным. Весь бизнес построен на помощи, а алчные компании выдавливаются из большой игры под общественным давлением. Руководители Википедии могут с полным правом просить пожертвования (которые и получают), потому что организовали свой бизнес с искренним желанием служить.

Даже если у вас сейчас нет прямого ответа, все же не забывайте задавать этот вопрос хотя бы иногда.

Как часто меня подводит интуиция и почему?

Интуиция - это очень неоднозначная штука. Кто-то говорит, что ее не существует, потому что она отдает эзотерикой, ученые же хотят ее доказать при помощи опытов, но пока что не достигли больших успехов. Это рождает множество споров.

И все же интуиция наверняка существует. Можно ли ее развить? Безусловно. Многие великие люди говорили и писали о том, что принимали решения, исходя из шестого чувства. Но они настаивают, что для этого нужно развиваться, много читать и познавать себя и мир вокруг.

Вспомните несколько случаев, когда вы слушались интуиции. Она была права или нет? Почему?

Если бы мне хватало денег, чем бы я занимался?

Мы склонны во многом винить нехватку денег. Дескать, вот если бы я выиграл миллион долларов, вот тогда бы…. Тогда бы что? Вы правда думали об этом или обходились стандартными «Купил бы дом и машину, а остальное положил бы в банк»? Вы должны понимать, что это ответ совершенно не на этот вопрос.

Чем бы вы занимались? Не на что тратили бы деньги, а какой род деятельности выбрали бы. И это не такой бессмысленный вопрос, как может показаться. Он покажет, что для вас действительно важно.

За что я благодарен?

Попытайтесь подавить зевоту, читая этот абзац. Мы знаем, что набили оскомину данным вопросом, но от этого он не станет менее важным.

Это один из самых могущественных вопросов, который к тому же желательно задавать себе каждый день по несколько раз. Причем знаете что? Попытайтесь каждый раз отвечать что-то другое. Можете даже иметь в виду что-то одно, но выражайте благодарность разными словами.

Если вы не знаете, за что благодарны, то можете быть уверены: вы не сможете себя почувствовать по-настоящему счастливыми, а также двигаться дальше в своем саморазвитии.

Что бы сделал Аристотель/Коперник/Эйнштейн?

Или кто-то совершенно другой. Важно просто включить фантазию и научиться смотреть на ситуацию под разными углами.

Какой урок я могу из этого извлечь?

Привычка задавать этот вопрос отличает очень успешных людей от простых смертных. Первые спрашивают себя об этом по несколько десятков раз в день, вторые же боятся его как огня.

Успешные развитые люди считают любую неудачу обратной связью. Они знают, что смогут узнать больше, если из совершенных ошибок извлекать выводы.

Задайте себе этот вопрос прямо сейчас, вспомнив последнюю неудачу: «Чему я могу научиться из этого события?».

Что нужно сделать, чтобы сломать эту привычку?

Мозг любит привычки. Неудачники склонны накапливать множество вредных моделей поведения и не бороться с ними, поскольку это сложно. Но успешные и развитые люди всегда обращают внимание на то, что , портит настроение, фигуру и отношения с окружающими.

Даже сам этот вопрос выводит вас из состояния автопилота. И когда вы становитесь сознательным, то шансы победить врага многократно повышаются.

Что я могу сделать из того, что меня пугает?

Конечно, речь идет о чем-то позитивном, таком, что переводит вас на новый уровень. Например, публичное выступление или марафон. Все это вызывает дискомфорт. Но если вы будете задавать себе этот вопрос и хотя бы иногда выходить из зоны комфорта, то станете намного более развитой личностью, чем сейчас.

Как должен выглядеть мой идеальный день?

Без этого вопроса вы можете испытывать стресс, потому что всегда будет ощущение, что чего-то не хватает.

Если вы никогда не думали о том, как выглядит идеальный день, то подумайте. Чего в нем больше - работы, хобби или отдыха? Может это чтение книги или путешествие? Это скажет о вас очень многое.

Утренние вопросы

Их следует использовать для мотивации, составления плана на день, поднятия боевого духа, пробуждения мозга и многого другого.

Выделите 5-10 минут на то, чтобы ответить на вопросы, которые мы представим чуть ниже. Постарайтесь давать яркие, живые ответы.

  • Что я буду делать сегодня?
  • Кем я хочу быть или стать сегодня?
  • Чего я хочу?
  • Какие мысли будут преобладать в моей голове?
  • Как я намерен себя чувствовать?
  • Как я могу быть полезен другим людям?

Вечерние вопросы

Вечерние вопросы следует использовать для саморефлексии, благодарности и переосмысления прожитого опыта.

Цель таких вопросов - провести психологическую трансформацию, которая поможет подготовиться к следующему дню и стать лучше, чем сегодня:

  • Вырос ли я как личность сегодня?
  • Был ли я полезен людям?
  • Что я сделал, что приблизило меня к достижению моих целей и задач?
  • Каким неправильным шаблонам поведения я следовал сегодня? Как это можно исправить?
  • На какие вопросы о себе мне следует искать ответы?
  • Как я могу заново изобрести себя?

Вопросы для критического мышления

Ниже описан один из методов , который поможет вам наиболее эффективно решать проблемы - как повседневные, так и рабочие или комплексные. Мы рассортируем вопросы на разные группы.

Знания

Речь идет о ваших знаниях. Важно вспомнить, как они помогали в прошлом решать сложные проблемы. Начните со следующих вопросов:

  • Что из прошлого опыта будет полезно сейчас?
  • Насколько правильно применять знания о прошлом опыте в новой ситуации?
  • Почему эта тактика работала в прошлом?
  • Кто или что мне помогали в прошлом? Могу ли я использовать это сейчас?

Понимание

Ваша цель - продемонстрировать свое понимание текущей проблемы или затруднительного положения.

Вы должны собрать подробные объективные сведения о событиях и обстоятельствах, которые существуют в реальности. Это лучше всего достигается путем организации, сравнения, перевода и интерпретации вашего затруднительного положения с разных точек зрения.

С этих вопросов можно начать:

  • Что происходит на самом деле?
  • Как я могу рассмотреть эту проблему с разных точек зрения?
  • Как эта проблема сочетается с моим прошлым опытом?

Применение

Здесь ваша цель - взглянуть на гипотетические решения проблемы. Это достигается благодаря применению приобретенных знаний и использованию полученной информации по предыдущим двум шагам.

Речь идет не о поиске единственно верного решения, а о том, чтобы рассмотреть потенциальные и наиболее вероятные из них:

  • Что, если…?
  • Как мне лучше всего использовать…?
  • Какие примеры, техники и объекты я могу использовать?
  • Какой подход можно попробовать?
  • Что будет, если я сделаю…?

Анализ

Это тот момент, когда критический мыслитель (то есть вы) анализирует всю собранную информацию с помощью сравнения, упорядочения и интенсивного опроса:

  • Как это связано с…?
  • Какая связь между…?
  • Какие различия есть между…?
  • Каковы возможные причины, которые вызвали эту проблему в первую очередь?
  • Какие выводы можно сделать из этого?
  • Какие доказательства я могу найти в подтверждение своих выводов?
  • Какие новые возможности есть?

Синтез

Именно здесь критический мыслитель начинает поиск шаблонов и связей между частями информации, которая помогает ему получить новые идеи и ответы, которые раньше, возможно, не были очевидны:

  • Какие изменения я могу сделать для эффективного решения этой проблемы?
  • Как я могу улучшить…?
  • Что произойдет, если…?
  • Что можно сделать для того, чтобы снизить ущерб от этой проблемы?
  • Какое наилучшее возможное решение этой проблемы?

Вопросы для решения проблем

Несомненно, что стратегическое и целенаправленное использование вопросов может привести к большим успехам. На самом деле вопросы - это, по сути, интеллектуальные плоды наших мыслей, которые помогают преодолевать проблемы и трудности жизни.

Вопрос часто не является творческим по своей природе, он скорее используется как катализатор, который помогает стимулировать творческую мысль: он усиливает наши способности преодолевать проблемы и неудачи, которые противостоят нашим повседневным реалиям.

Мы рассмотрим несколько тактик, при помощи которых можно научиться задавать правильные и полезные вопросы.

Круглосуточные вопросы

Когда вы занимаетесь своими повседневными делами, важно, чтобы ваш ум был заточенным, настороженным и сосредоточенным на решениях, которые потенциально помогут преодолеть проблемы и ловушки, которые расставляет жизнь.

Есть буквально десятки вопросов, которые можно использовать. Тем не менее, вот два очень эффективных, которые особенно полезны:

  • Что в этом есть хорошего?

Независимо от того, насколько серьезны или ужасны обстоятельства на первый взгляд, этот вопрос фокусирует внимание на позитивных результатах.

  • Как я могу использовать это для своей пользы?

Этот вопрос фокусирует внимание на возможных решениях, расширяя ваше понимание потенциальных возможностей, которые могут скрываться. Вы эффективно проводите мозговой штурм, чтобы превратить лимоны в лимонад.

Вопросы для преодоления препятствий

Если вам нужно немного дополнительной помощи, чтобы преодолеть препятствия, то используйте следующие четыре типа вопросов.

Вопросы о возможности: «Что, если я смогу заставить это работать?». Этот вопрос повышает уверенность и расширяет мировоззрение, внимание и понимание потенциальных решений, которые могли бы помочь преодолеть эту проблему.

Вопросы о необходимости: «Что мне нужно сделать, чтобы это произошло?». Этот вопрос стимулирует воображение и способность решать проблемы, помогая придумать возможные решения, чтобы выбраться из затруднительного положения.

Вопросы для снижения сопротивления: «Что я решил сделать?». Мы неохотно предпринимаем шаги, если думаем, что обязаны что-либо делать. Но если считаем, что это наш выбор, то мотивации становится намного больше.

Вопросы о несовпадении: «Что, если это не сработает?». Цель этого вопроса двойная. Во-первых, он помогает подготовиться к возможным вызовам и неудачам. Во-вторых, помогает сделать мышление гибче.

Вопросы о вопросах

Не все вопросы одинаково полезны, многие даже вредны (отдельно мы поговорим об этом дальше). Поэтому важно отличать первые от вторых. Как? Задавая вопросы, конечно же:

  • Я задаю правильные вопросы?
  • Какой самый полезный вопрос я могу задать себе, чтобы решить эту проблему?
  • Какой самый полезный вопрос я могу задать, чтобы разблокировать свою интуицию, творческое мышление, что позволит получить новые идеи, решения и возможности?

Какие вопросы не следует себе задавать

Если, прочитав эту статью, вы решите придумать свои личные вопросы, то нужно, прежде всего, избегать неправильных. Что мы под ними имеем в виду?

Это вопросы «Почему?» (как вариант «Зачем?»). Не каждый, но многие из тех, при помощи которых человек пытается найти виновного, пожалеть себя. Они приводят к бесконечной скорби и нищете, которые погружают разум в состояние хаоса. Они парализуют дух и приводят к мышлению жертвы.

Вот некоторые примеры вопросов, которые вы должны избегать любой ценой:

  • Почему все против меня?
  • Почему у меня нет удачи?
  • Зачем пытаться?
  • Почему это всегда происходит со мной?
  • Почему я всегда делаю глупые вещи?

Это вопросы, на которые нельзя искать ответы. Например, спросив себя «Почему я всегда делаю глупые вещи?», вы выясните, в чем дело? Вряд ли. Вы, скорее всего, решите, что так уж устроены, что вам не привили правильного мышления в детстве, или что такова ваша судьба. Любой из этих ответов никуда вас не приведет и ничего не изменит. Они нацелены единственно на то, чтобы обвинить кого-то или что-то: жизненные обстоятельства, других людей, себя, природные силы и многое другое.

Какие вопросы следует себе задавать в первую очередь

Давайте теперь посмотрим, какие вопросы нужно задавать в противовес тем, что мы привели только что. Их называют усиленными, потому что после них человек начинает искать ответы и развивает свои лучшие, а не худшие, качества.

Вопросы «Как»

Вот некоторые примеры вопросов, которые вы можете использовать, чтобы преодолеть препятствия, стоящие на пути:

  • Как я могу сделать это умнее?
  • Как я могу сделать это лучше?
  • Как я могу успешно преодолеть это?
  • Как я могу воспользоваться нестандартным мышлением в этой ситуации?

Вопросы «Что»

  • Что я могу сделать?
  • Что за скрытая возможность передо мной, которую я не вижу?
  • Что хорошего в этой ситуации?
  • Что из этого может сделать меня сильнее?

Как мы видим, не все вопросы являются полезными. Некоторые заводят в тупик, приходят к мышлению жертвы и заставляют жалеть себя. Поэтому основная часть нашей статьи была посвящена правильным вопросам. То есть таковым, которые провоцируют мозг работать и испытывать приятные эмоции, задумываться и порой даже оказываться в тупиках. Но в последнем случае печалиться не стоит: рано или поздно ответ будет найден.

Желаем вам удачи!