Чем убрать депрессию. Как избавиться от депрессии

Контрольная философия

1.Что является предметом изучения философии? Почему предмет философии постоянно меняется или наполняется новым содержанием? Назовите основные этапы и основные акценты философии с древности до наших дней.
Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости.
Предметом изучения философии являются четыре основных раздела:
- онтология (учение о бытии мироздания)
- гносеология (учение о познании)
- человек
- общество
Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории. Однако же она постоянно меняется или наполняется новым содержанием потому, что древняя философия и наука (натурфилософия, философия природы) не знали идеи развития в точном смысле этого слова, поскольку время тогда мыслилось как протекающее циклически и все процессы воспринимались как совершающиеся по заданной "oт века" программе (возникновение - становление - исчезновение - новое возникновение).
Основные этапы и основные акценты философии с древности до наших дней нашла в античной философии, которая прошла 4 этапа:
1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин "Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ). Характеризуется она как философия природы.
Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара. А также обосновываются космогонические теории строения мира. Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира (вселенной).
2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры). Характеризуется как антропологический, т.е. центральной проблемой становится проблема человека (его познания и отношения с другими людьми). Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.
Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального существа:
-раскрывает природу нравственности человека;
-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то, что составляет суть души человека;
-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности.
3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры). Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром македонским.
Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса, который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.
Главные проблемы этого этапа:
-мораль и свобода человека, достижение счастья;
-проблемы возможности познания мира;
-структуры космоса, судьбы космоса и человека;
-отношение Бога и Человека.
4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры) В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.
В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший катастрофу личного существования. Усилилась тяга к религии и мистицизму.

4.Дайте краткую характеристику философских учений Фалеса, Цицерона, Н. Кузанского, Г. Лейбница, Л. Фейербаха, И. Конта, Г. Гадамера плану:

    - философ, направление, или течение;
    -основные труды;
    -основные идеи или концепции;
    - афоризмы и высказывания.
Фалес (ок. 640–546 до н.э.), древнегреческий философ, основатель милетской школы. Уроженец Милета в Малой Азии. Фалеса считают отцом греческой философии и причисляют к Семи мудрецам. Сообщается, что Фалес предсказал затмение Солнца (произошедшее, согласно современным вычислениям, 28 мая 585 до н.э.). Он был также умелым политиком и пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, как сообщают, пустил реку Галис по новому руслу, а свои деловые качества доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом.
Фалес считал воду первопринципом, из которого возникают все вещи и в который они распадаются. Согласно Аристотелю, это утверждение основывалось на том наблюдении, что многие предметы, необходимые для жизни (пища, тепло, семена и т.д.), так или иначе содержат влагу. Аристотель приписывает Фалесу изречения: «все полно богов» и «камень (т.е. магнит) имеет душу и потому двигает железо». Присущий философии Фалеса анимизм (иногда его называют гилозоизмом), т.е. вера в то, что материя пронизана жизнью и наделена душой, характерен для представителей ранней ионийской школы.
Цицерон Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор.. Ввел в научный оборот понятия "определение" (definitio) - "дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить", а также "прогресс" (progressio - восхождение). В этике и теологии - сторонник стоицизма. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Цицерону, через практическую философию. В эстетическом мировоззрении искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Цицерону, основанная на достижениях греческой культуры философская глубина - Атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи - неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Цицирона, может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.
Николай Кузанский (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - родился в селении Кузе в Южной Германии в семье виноградаря и рыбака. Подростком бежал из родного дома, при содействии графа Т. фон Мандер-Шайда получил блестящее образование: начиная от "школы братьев общей жизни" в Голландии, в чью программу входили семь свободных искусств и языки и кончая Гейдельбергским, Падуанским и Кельнским университетами.
Традиционное для философской культуры представление о человеке как микрокосме наполняется у Николая К. новым содержанием. Во-первых, оно фундирует идеал "свободного и благородного" человека, воплощающего в своей сущности сущность мировой природной гармонии, что закладывает основание последующей традиции гуманистической классики: по оценке Николая К., "в человеке все возведено в высшую степень", а человеческая природа мыслится "полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств". Во-вторых, рассмотрение Николая К. разума в качестве божественной космической силы в определенной мере предвосхитила концепцию ноосферы и высказанные в 20 в. идеи о человеческой целепо-лагающей деятельности как силе космо-планетарного масштаба. Выступая центральным звеном природы и средоточием ее духовных сил, человек как познающий субъект характеризуется с позиций фундаментального гносеологического оптимизма: человеческий ум (mens), способен в когнитивной процедуре реконструировать "развертывание" Бога в природу.
Идеи Н.Кузанского, идущие в узловых своих пунктах вразрез с официальной схоластической традицией, вызвали на себя богословскую критику, однако ответная "Апология ученого незнания" его оказалась удачной, и он не только не подвергался преследованиям за свои взгляды, но умер одним из влиятельнейших руководителей Римской церкви.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Отстаивая собственную позицию в споре об источниках познания (полемика рационалистов и эмпиристов), о категории субстанции (монизм Спинозы или дуализм Декарта), Лейбниц предлагает оригинальную, синтетическую философскую систему. Утверждая суверенитет метафизики по отношению к теологии и математике (их различают метод и предмет), тем не менее он требует от суждений философов строгости и обоснованности научных выводов естествознания.
В контексте принципиального для 17 в. противостояния эмпиризма и рационализма Лейбниц полагает, что врожденные идеи и принципы могут существовать и существуют в потенциальном, неосознанном виде (врождены привычки, "природная логика", способности и склонности, "преформация"). Излагая свои взгляд на проблему первичных качеств (простых идей), Л.ейбниц утверждает, что идеи первичных качеств формируются в нашем сознании при непрерывном участии деятельности разума, тогда как в рефлексии, наоборот, процесс образования простых идей не обходится без соучастия чувственности.
Распространению идей Лейбница в Германии способствовал его ученик Вольф. Многие идеи были восприняты немецкой классической философией, а также нашли развитие в некоторых направлениях современной западной философии.
Фейербах Людвиг (Feuerbach Ludwig) (1804–1872) - родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста – Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания в Гейдельберге, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и на долгие годы стал его последователем, а окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене.
Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал к критике философии Гегеля и свою самую известную работу – «Сущность христианства» (Das Wesen des Christentums , 1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую «религию любви».
Перу Фейербаха принадлежат также труды – Писатель и человек. Под конец жизни мыслитель впал в нужду, переселился в окрестности Нюрнберга, заинтересовался идеологией марксизма и социализма и за два года до смерти вступил в социал- демократическую партию. На связь идей Маркса с идеями Фейербаха указывает ряд общих мест.
Сходные идеи развивал и Маркс в известных «Тезисах о Фейербахе» (1845).
Иммануил Кант (1724-1804) - является основателем немецкой классической философии, выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В работах этого периода (напр., во "Всеобщей естественной истории и теории Неба" (1755 г) Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.
Но специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех "Критик" - "Критики чистого разума" (1781 г), "Критики практического разума" (1788 г), "Критики способности суждения" (1790 г). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант именовал свою философскую систему). "Трансцендентальным" (от лат. transcendens - выходящий за пределы) Кант назвал всё то, что являлось условиями любого опыта - формы чувственности, пространство и время, категории рассудка. Второй период творчества сам Кант назвал "критическим" не столько потому, что "Критиками" назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.
Гадамер Ганс-Георг (р. 1900) - немецкий философ, один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге (с 1939), ректор Лейп-цигского университета (1946-1947), профессор философии в Гейдельберге (с 1949).
Философское значение герменевтического опыта состоит, по Гадамеры, в том, что в нем постигается истина, недостижимая для научного познания. Стремясь развить понятие истины, соответствующее герменевтическому опыту (формами которого являются опыт философии, опыт искусства и опыт истории), Гадамер обращается к понятию игры. Трактуя его в духе антисубъективизма, а также он отмечает, что игра обладает своей собственной сущностью, она вовлекает в себя игроков и держит их, и соответственно субъектом игры является не игрок, а сама игра. Основываясь на том, что понимающие втянуты в свершение истины и что герменевтическое свершение не есть наше действие, но "деяние самого дела", Г. распространяет понятие игры на герменевтический феномен и делает это понятие отправной точкой в постижении того, что есть истина.

Список используемой литературы
1. Рогалевич, Н.Н. Краткий словарь по философии. Более 1000 статей. / Н.Н. Рогалевич. – Минск.: Харвест, 2007.
2. Горелов, А.А. Философия в вопросах и ответах. / А.А. Горелов. – М.: Эксмо, 2005.
3. Спиркин, А.Г. Философия. / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
4. Акулов В.Л. Философия, ее предмет, структура и место в системе наук. -Краснодар -2000г.
5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М.: Политическая литература, 2001.

Сегодня во всем мире ведутся многочисленные дискуссии в отношении различных направлений науки, объясняющей мир. Объектом философии является общество, зачастую природа или отдельный человек. Другими словами, центральные системы действительности. Наука весьма многогранна, поэтому целесообразным будет изучить все ее аспекты.

Будучи методом и формой духовной деятельности, философия зародилась в Китае и Индии, а вот классической природы достигла уже в Древней Греции. Данный термин впервые употребил Платон для обозначения новаторского направления. Если изучать процесс познания как системную структуру, то в качестве его элементов можно выделить субъект и объект в философии . Первый является носителем предметно-практической деятельности, источником активности в отношении познания мира или другого объекта. Значит, второй непосредственно противостоит субъекту (ведь именно на объект философии направляется энергия субъекта). Исторически принято разделять объект изучения философии на три категории: человек (совершенно любое разумное существо и его структура), окружающий мир (в том числе мир идей и другие, даже возможные, миры), а также отношение человека к себе и всему окружающему.

Предметом философских исследований являются свойства объекта действительности, которые вызывают наибольший интерес специалистов научного направления. Важно отметить, что в роли предмета философии может выступать и конкретный аспект объекта со всеми его проявлениями.

Основная идея науки

В начале своего развития философия концентрировалась на всех сферах исследования действительности и порождала конкретные науки, в число которых входит химия, физика, геометрия и так далее. Позже направление начало заниматься рассмотрением специфических аспектов изысканий. Так, базой для формирования философского знания являются сферы и дисциплины исследования, подходы к изысканию, а также методы поиска, проверки и интеграции информации. Философия развивается благодаря следующим областям:

  • Действительность, имеющая материальную природу: все то, что окружает человека, исключая его самого. Важно отметить, что познается представленная сфера науками естествознания, однако специальные методы философии уместно ее дополняют.
  • Метафизическая действительность, исследованиями которой занимается исключительно эта наука, так как объект философии и его предмет имеют соответствующие особенности, недоступные другим направлениям знаний.
  • Социально-общественная сфера рассматривается совместно с гуманитарными науками.
  • Общие или частные установки человека, представляющие собой систему связей конкретного индивида и общественных группировок, которая исследуется философией вместе с иными научными направлениями.

Ключевые функции философии

И ее основные особенности определяют сферы деятельности, в которых проявляется интерес и совершается научное действие. Функции науки составляют совокупность исполнения конкретных задач и целей в соответствии с изменяющимися факторами. Итак, ключевыми функциями философии являются следующие направления:

  • Мировоззренческая функция определяет изыскательные, а также прикладные ориентиры индивида или общества в целом путем исследования мировоззрения.
  • предполагает осмысление действительности, которая окружает конкретный объект философии , и ее абсолютное познание.
  • Методологическая функция заключается в контроле формирования и проверки способов достижения наукой своих целей и исследований.
  • Информационно-коммуникативная функция осуществляет контроль передачи и содержательности сведений между любыми агентами, которые вовлечены в эти процессы.
  • исполняет оценку деятельности, в которой прямым образом участвует конкретный объект философии .

Что же еще?

Дополнительными функциями философии служат следующие категории:

  • Критическая функция предполагает оценку явления или процесса, а также сравнение его с мнением знания, то есть работа по схеме «критика - выводы -заключение».
  • Интегрирующая функция говорит о том, что философия аккумулирует знания и формирует единую их систему.
  • Идеологическая функция осуществляет распределение и оценку комплексных взглядов в отношении различных общественных группировок. Другими словами, данная функция занимается исследованием идеологий.
  • предоставляет прогнозы на базе известной информации. Важно отметить, что модели, соответствующие этой функции, намного лучше интегрируются как в культуру, так и в научное направление (по сравнению с аналогичными направлениями).
  • Проектировочная функция отвечает за формирование замыслов, комплексов и образов. В данном случае объект философии позволяет составлять прогнозы, а также осуществлять моделирование и проектирование.
  • Воспитательная функция предполагает воздействие на создание определенной системы взглядов как человека, так и общества в целом.

Особенности философии

Естественно, что каждое направление знания, которому соответствует тот или иной временной период, определяется своими характеристиками и особенностями. Так, в досократическую эпоху основной чертой философии была систематическая схема размышления и диспута в качестве объяснения своего мнения по тому или иному вопросу. Тогда зачастую формировались догмы, то есть наука строилась на философствованиях субъективной природы, а доказательства, как правило, базировались на авторитете. Позже Сократ сформировал новый методологический комплекс, который предполагал, что любой объект науки философия должен изучаться детально. Следующий этап отличался определением новаторских источников вдохновения и мотивации. Он совпал с абсолютный упадком в культуре из-за отрицания старых принципов и обычаев (в том числе и богов). Помимо нигилизма, ключевыми особенностями данного отрезка времени можно отметить предельное возвышение индивида в науке, что нередко доходило до абсурда. Романский период характеризуется акцентированием внимания на этике и эстетике, а также роли человека в обществе. А вот эпоха эллинизма завершилась переходом от светской культуры к мировоззрению религиозной природы, что привело к полнейшему застою культуры и деградации общества.

Насущные проблемы философии

Как и любая наука, философия занимается исследованием различных гипотез по поводу разрешения определенных вопросов. Так, основными проблемами рассматриваемого научного знания являются следующие категории:

  • Проблема создания, которая является самой актуальной.
  • Проблема познания, что предполагает сохранение достоверности знания.
  • Временная проблема отличается простотой своего выражения, но относительной сложностью решения, ведь время является величиной субъективной. Оно измеряет протяженность процессов или же явлений относительно других аналогичных категорий.
  • предполагает разделение всего на истинное и ложное.
  • Проблема предмета и метода научного направления объясняется различными подходами к решению вопросов и противоположными взглядами на применяемую методологию.
  • Проблема смысла жизни.
  • Проблема личности касательно ее формирования и образования (не то же, что обучение).

Что же еще?

В последнее время ряд проблем, которые активно решает философское знание, значительно расширился. Так, его дополнили следующие категории:

  • Проблема смерти, которая заключается в ответе на вопросы относительно существования смерти и жизни после нее.
  • Проблема общества в целом, тесно связанная с личностным вопросом. Здесь происходит рассмотрение социальных группировок и связей между ними, ведь коллектив не является толпой, а социум - это далеко не общество.
  • Проблема свободы, как правило, знакомая любому индивиду.
  • Проблема веры и разума, которая не имеет ничего общего с религией. Здесь идет речь о мере знаний разума.
  • Проблема идеального порождается существованием взглядов, которые пришли из естествознания, где актуально отвержение идеального.
  • Проблема формирования философского знания.

Острые вопросы философии

Основной вопрос философского знания сводится к формированию связей и закономерностей сущего, а также принципов его организации или же дезорганизации. Помимо этого, существуют и дополнительные вопросы, которые возникают внутри определенных отраслей философии:

  • Вопросы этики: Мера объективности нравственного восприятия? Что значит справедливость? Какова степень дозволенного?
  • Вопросы эстетики: Какую роль играет искусство? Что же есть красота? Границы прекрасного?
  • Вопросы метафизики: Каковы критерии нематериального? Где локализации души? Что же означает сущее индивида?
  • Вопросы аксиологии: Каковы критерии ценности? Что является ценным? Насколько субъективен ценностный ориентир?
  • Вопросы философской науки: Каков критерий научного? Степень субъективности в процессе оценки теоретического знания? Чем является научное знание?
  • Вопросы социально направленной философии: Значение идеологии в эффективной разумности человека? Критерии воссоединения индивида с социальной группировкой? Причины формирования общественной группы?

Философия науки

Помимо рассмотрения философии на уровне общего восприятия, целесообразно представить специфические направления знания, среди которых и философия науки. Данная дисциплина занимается изучением способов, границ компетенции и сущности науки, а также осуществляет исследования в отношении природы, методов развития и обоснования научного знания, его функций и структуры. науки составляет система абсолютно всех научных направлений, известных за период времени формирования и совершенствования культуры народов мира. Предметом философии науки являются закономерности общего и частного характера, а также тенденции изменения в данный момент и в перспективе особенной деятельности разума в отношении производства научного знания. К актуальным вопросам рассматриваемой категории следует отнести следующие пункты:

  • Какие критерии имеет знание?
  • Чем отличается научное, околонаучное и ненаучное знание?
  • Виды знания.
  • Что представляет собой наука?
  • Компетентность отдельных методов и уровень их научности.

Философия человека

Занимается вопросами, связанными с индивидом, образуемыми им социальными группами и, конечно же, с обществом в целом. Важно отметить, что проблема человека имела место еще задолго до формирования данного направления, то есть служила предметом осмысления за пределами системы научного понимания. В действительности предметов в представленной проблеме множество. Основными из них принято считать человека, его отношение к окружающему миру и к самому себе, критерии данных связей, поступки, а также процесс формирования определенных социальных групп. Следует отметить, что бытие в современном знании рассматривается совместно с достижениями прогресса, ведь он значительно поднял общество на новые высоты существования. Данный прогресс не является плодом деятельности обывателя. Человек считается лишь потребителем, который без снабжения мыслителями и творцами обречен на деградацию до родоплеменного строя и возвращение в пещеры.

Философия права

Является особым разделом данной науки, а также юриспруденции, которая занимается изучением правового смысла, сущности права и, естественно, его основания. Сюда же следует отнести ценность права, его роль в жизни индивида и общества в целом. составляет смысл соответствующей категории. Более того, особое внимание уделяется понятиям правового и юридического направления, категориям ценностной природы, а также предназначению права в общественной жизни. Рассматриваемая дисциплина как бы объединяет принципиально различные отрасли, имеющие юридический характер. Кроме того, связанная с правопониманием, беспрепятственно может охватить абсолютно все области права. Данное единство следует считать сущностно-понятийным.

В научной и философской литературе термин "объект" всегда соотносится с термином "субъект". Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа.

Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действитель­ность в целом, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Никакая другая наука не изучает отношения между предметами, между предметом и человеком, между людьми.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности природы, бытия, материи, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое -вторично, производно, зависимо.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: "Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

Модных болезней много. Целлюлит, фригидность, анорексия, хроническая усталость и компьютерная зависимость - еще совсем недавно врачи о таких болезнях не знали и уж тем более не брались их лечить.

А вот депрессия - другое дело. Страдать депрессией тоже модно, и эта мода не проходит - вспомним, например, знаменитую онегинскую хандру и барышень, томящихся неясною тоскою. Сегодня эту проблему обсуждают в многочисленных ток-шоу, личных блогах, на страницах газет и журналов. И глядя иной раз на разодетых в пух и прах красоток, томно закатывающих глаза, хочется вместо лекарств и советов дать им в руки метлу и тряпку, чтобы девушки занялись хоть чем-то полезным.

В то же время врачи предупреждают: если вы заметили у себя или у своих близких симптомы депрессии - не откладывайте, обращайтесь за помощью.

Попробуем разобраться, от чего возникает депрессия и когда без помощи специалистов не обойтись, а когда нужно просто взять себя в руки справиться с блажью самостоятельно.

Что думают врачи

От чего зависит настроение человека? От гормонов и нейромедиаторов - веществ, похожих на гормоны. Произошел выплеск эндорфинов или допамина, достаточно в крови серотонина - и человек весел. Радость, позитивные эмоции увеличивают выработку «гормонов счастья». А несчастья, душевные травмы и некоторые болезни снижают количество или, что хуже, портят механизм выработки нейромедиаторов. Если их не хватает в течение долгого времени – человек впадает в депрессию. И не только человек - депрессии бывают у крыс, норок, обезьян и даже у слонов.

Что вызывает депрессию? Болезни, травмы и состояния, нарушающие обмен веществ или кровообращение в мозге, - от инсультов и отравлений до тяжелого гриппа. Гормональные изменения - подростковые, послеродовые, климактерические. Недостаток солнечного света (снижает выработку серотонина), свежего воздуха (кислород влияет на мозговую активность) и движения. Тяжелые переживания (смерть близких, потеря работы, катастрофа, стресс), постоянная усталость, тревожность, недосыпание и недоедание. Поэтому, в очередной раз собираясь похудеть, подумайте, как это можно сделать без вреда для здоровья.

Как выглядит депрессия? Человек теряет способность получать удовольствие - от пищи, от секса, от интересных занятий и приятных вещей. У него пропадает или безмерно растет аппетит, нарушается сон. Он перестает мыться, причесываться, одевается кое-как, не общается с семьей и друзьями, огрызается, злится на всех, при первой же возможности садится или ложится, сил ни на что не хватает. Основное отличие истинной депрессии от депрессивных состояний: больной неспособен активизироваться, даже если речь идет о жизни его самого или близких.

Как лечат депрессию? Медикаментами-антидепрессантами, стимуляторами вроде , зверобоя или элеутерококка, фототерапией (солярий тоже подойдет), гирудотерапией, иглоукалыванием. В тяжелых случаях применяется электрошок. В случаях средней тяжести достаточно работы с психологом, особенно в сочетании с анималотерапией. Хорошо снимают депрессивные состояния кошки, собаки, лошади и, особенно, дельфины. Очень большую помощь окажут арт-терапия и духовные практики.

Когда можно справиться самостоятельно

Депрессивные состояния - это когда человеку грустно и плохо, но ничего серьезного пока нет. Что-то вроде душевной простуды: из носа течет, в горле свербит, но температура нормальная и к врачу идти еще рано.

Причин для этого масса. Нередко это внутренний конфликт, психологическая травма или тяжелые воспоминания, которые, словно заноза, торчат в душе. А сплин действует как обезболивающее, притупляя все чувства - не лечит, но позволяет притупить страдания.

Вторая по частоте причина - переутомление. Человек берет на себя слишком много обязательств на работе, домашних хлопот и при этом стремится сделать все идеально - и так, пока не упадет.

Третья причина – подсознательный уход от малоприятных дел. Вместо того чтобы найти новую работу или сделать генеральную уборку, человек будет лежать на диване и ныть, как ему плохо и как ни на что не хватает сил.

Четвертая и, пожалуй, самая неприятная причина - это манипуляции. Страдая, жалуясь и истаивая на глазах, манипулятор таким образом решает свои проблемы за счет сочувствующих - они накормят, обогреют и пожалеют «сироту».

И наконец, человек может быть меланхоликом по темпераменту и пессимистом по природе - пониженное настроение для него так же нормально, как для гипотоников температура 35,6.

Механизм подключения депрессивного состояния тот же, что и у депрессии. Стресс или жизненная драма угнетают выплеск «гормонов счастья», у человека становится меньше сил и портится настроение. Он начинает пилить себя за то, что меньше успевает и «плохо себя ведет», хуже спит, меньше двигается, нередко пробует поднять тонус алкоголем, а спиртное тоже воздействует на мозг, и не лучшим образом. Получается замкнутый круг: чем человеку хуже и чем меньше сил у него справиться с проблемой, тем сильнее его «накрывает» безысходностью и тоской. Если вовремя не остановиться, депрессивное состояние с необычайной легкостью может перерасти в клиническую депрессию.

Запомните: депрессивное состояние - это не болезнь, но предвестник болезни. Как от одного пятнышка кариеса можно в итоге потерять зуб, так и пара беспросветных недель может привести человека к самым тяжелым последствиям. Поэтому очень важно отслеживать подобные состояния и бороться с ними.

Умри, тоска!

Чтобы справиться с вечно плохим настроением, унынием и упадком сил, нужно отладить выработку «гормонов счастья».

  • Первый пункт по борьбе с депрессивным состоянием: сутки постельного режима. Не делаем ни-че-го - не работаем, не говорим по телефону, не готовим еду, не сидим в Интернете, не смотрим телевизор (максимум - легкий фильм или комедийную передачу). Можно вязать, шить, читать журналы, рисовать в блокноте и гладить кошку. Это собьет организм с толку и даст силы для нового старта.
  • Второй пункт: встаем с постели, берем блокнот и начинаем думать, почему у нас депрессия и зачем она нам нужна. Чего мы избегаем потому, что у нас нет сил? Куда эти силы уходят? И можем ли мы справиться с проблемой сами или нужна помощь психолога? Это важный пункт. Если не убрать корень проблемы, то, сколько ни отлаживай выработку гормонов, депрессивное состояние будет возвращаться снова и снова.
  • Третье: вспоминаем, чем мы можем себя порадовать, какие занятия и развлечения добавляют нам сил? Танцы, плаванье, тортик с кремом, прогулка по магазинам, кормление белочек с рук, верховая езда? Каждый день в нашем графике должно быть хоть одно радостное занятие.
  • Четвертое: поднимаем себя за шкирку и начинаем двигаться. Столько, сколько получится. Обязательно гуляем на свежем воздухе - не меньше часа-двух в день. Занимаемся уборкой и домашними хлопотами. Если сил нет совсем, то моем тарелку, ложимся отдохнуть, затем моем следующую. Это жизненно важно - делать простую физическую работу, преодолевая себя.
  • Пятое: спортзал. Фитнес-центр, бассейн, танцы, пробежки, тренажеры, на худой конец утренняя зарядка - упражнения и тренировки стимулируют выработку эндорфинов. К слову, секс - это тоже замечательная зарядка.
  • Шестое: шоковая терапия. Принцип тот же, что и у электрошокера: подхлестнуть мозг, вызвать мощнейший выброс «гормонов счастья». Прыгаем с парашютом, ныряем в Красное море, спускаемся в пещеры, катаемся галопом на верблюде, говорим гендиректору всё, что о нем думаем, - и радуемся при этом.
  • Седьмое: вкусно едим. Природные антидепрессанты это - шоколад, сладости, жирное мясо и рыба, красный и мед. Осенью и зимой включаем в рацион как можно больше ярких продуктов – красных помидоров и яблок, оранжевых апельсинов, лиловых слив.
  • Восьмое: ухаживаем за собой. Врачи в XIX веке не зря советовали больным принимать ежедневные ванны – следуем их примеру. Добавляем в воду морскую соль, ароматические масла, настои трав – ромашки, мяты, валерианы. Обязательно натираемся скрабом или жесткой мочалкой. Однако продолжительность такой ванны должна быть не более 15 минут. В идеале – очень хорошо, если любимый человек сделает вам массаж.
  • Девятое: перестаем себя ругать и обвинять. Борьба с депрессией - процесс долгий, случаются рецидивы, от недостатка сил мы можем опаздывать и ошибаться, бить посуду и кричать на детей. Берем на вооружение фразу Карлсона: «Пустяки, дело житейское» - и обещаем себе в следующий раз сделать все лучше.
  • Десятое: улыбаемся и смеемся. Комедии, любовные романы, сборники анекдотов, цирк, водевили и мюзиклы помогают лучше таблеток.

Не так страшна депрессия, как ее малюют: поднимая себя из постели поутру, заставляя заниматься полезными делами и ежедневной зарядкой, можно справиться с унынием за считаные недели. Если лучше не становится - да, нужно обратиться к врачу. Но, скорее всего, вы решите проблему сами.

А еще – не следует себе врать и спешить за модой. Понаблюдайте за собой. Если в тоску вас вгоняют мысли о работе или домашнем хозяйстве, но при этом вы с удовольствием бегаете по распродажам и трепетесь с подружками по телефону, то ваши диагнозы: хроническая праздность и острая лень. Это лечится, и довольно быстро.

Тест на депрессию

  1. У вас на тарелке - любимое лакомство. Вам хочется его съесть?
    (Да, и двойную порцию - 0 баллов; да, но без удовольствия - 1 балл; нет аппетита - 0 баллов).
  2. Друг жалуется на бессонницу. Вы:
    (не понимаете, в чем проблема - 0; жалуетесь в ответ - 1; делитесь арсеналом снотворных - 2).
  3. Отключили горячую воду. Вы:
    (дважды в день бегаете к маме помыться - 0; с отвращением поливаетесь из ковшика по утрам - 1; перестаете мыться вообще - 2).
  4. Вы прочли в новостях, что обанкротившийся банкир застрелился. Вы думаете:
    («Какой глупец» - 0; «Довели бедолагу» - 1; «Неплохой выход» - 2).
  5. Вы случается плакать над фильмом или романом?
    (Никогда - 0; редко - 1; всегда есть, над чем поплакать - 2).
  6. Вам тяжело поутру встать с постели?
    (Нет - 0; да - 1; не встаю до вечера - 2).
  7. Вас окружают дурные, завистливые и неприятные люди?
    (Ни в коем случае - 0; встречаются - 1; да, конечно - 2)
  8. Коллега говорит, что вы одеты как чучело. Вы:
    (советуете ему посмотреть на себя - 0; огорчаетесь или злитесь - 1; искренне соглашаетесь - 2).
  9. В качестве средства от депрессии вам подарили билет на концерт любимой группы. Вы пойдете?
    (Да, конечно - 0; зависит от настроения - 1; зачем? - 2).
  10. За последнюю неделю с вами случалось что-то хорошее?
    (Да, и не один раз - 0; да, но уже не помню что - 1; нет, конечно - 2).
  11. У вас внеплановый выходной. Чем предпочтете заняться?
    (Пойду развлекаться - 0; сяду за комп или к телевизору - 1; лягу в постель - 2).
  12. Кто говорит, что у вас депрессия?
    (Вы сами - 0; ваши друзья и близкие - 1; пусть говорят - 2).
  • 0 баллов. - Поздравляем! Депрессии у вас нет и быть не может.
  • Меньше 10 баллов. - Скорее всего, вы расклеились и позволили душе лениться. Ваши лекарства: трудотерапия и тренажерный зал.
  • 10–16 баллов. - Возможно вы пессимист, пережили развод, увольнение или слишком устали. Рекомендуем отдых, прогулки на свежем воздухе, витамины и развлечения.
  • Больше 16 баллов. - Дело серьезно. Если у вас при этом нет аппетита, сил и настроения, все елочные игрушки кажутся фальшивыми, а близкие раздражают - лучше сходить к врачу.

Постоянное плохое настроение, подавленность, нежелание делать что-либо. Подобное состояние можно наблюдать даже невооружённым глазом. Другим может показаться, что это лишь капризы человека или просто день не задался. Но, возможно, перед вами серьёзная психологическая подавленность! В таком случае «пострадавшему» необходимо помочь или рассказать ему, как проводить лечение депрессии в домашних условиях самостоятельно. А для этого нужно самому знать методы лечения, вдруг и у вас настанет подобная проблема.

Симптомы депрессии

Очевидно, что не желательно лезть с советами к тому, у кого просто плохое настроение, стоит знать основные симптомы депрессии, и кому она свойственна больше всего.

  • долговременное угнетённое состояние, нежелание работать;
  • рассеянность движений, плохая концентрация внимания;
  • жизнь перестаёт быть интересной;
  • человек не получает удовольствия от чего-либо;
  • резкое проявление плохой памяти у того, кому это не свойственно;
  • плохой аппетит.

Сам же человек может ловить себя на постоянном возврате к одной и той же теме разговора или мышления, некой зацикленности. Больного человека преследует неосознанный страх и апатия, внутренняя беспричинная тревога.

Виды депрессии и их лечение

Одним из видов депрессии является эндогенная депрессия. Её симптомы несколько отличаются от стандартов, т. к. основная причина возникновения подобного вида заключена внутри самого человека. Врачи считают, что недостаток гормонов в организме (серотонина, норадреналина и дофамина) может спровоцировать это состояние. Лечение эндогенной депрессии проводиться только в стационарных условиях под наблюдением врача и с применением медикаментов антидепрессантов. Своевременное обращение за помощью, поможет быстро восстановиться и вернуться к здоровому образу жизни.

Скрытая депрессии может проявлять себя сосем не обычно. Она выражается в боли головы, живота, сердца, зубы; у человека может быть тошнота, головокружение, сыпь на теле, выпадение волос и многое другое. При лечении скрытой депрессии самостоятельно, следует проконсультироваться с врачом-психиатром о необходимом назначении антидепрессантов и строгому соблюдению дозировки. В качестве вспомогающих средств можно воспользоваться средствами народной медицины с успокоительным эффектом, о которых мы поговорим дальше.

Лечение послеродовой депрессии в домашних условиях возможно, только в редких случаях необходимо обращение к врачу. Как правило, женщины, которые не столь давно стали мамами, быстро справляются с этим видом болезни, а некоторые даже и не подозревают о проблеме. Проявляется послеродовая депрессия в нежелании матери подходить к своему ребёнку, тусклый взгляд, отвращение к кормлению малыша. Лечить послеродовую депрессию можно в домашних условиях при помощи настоев трав: валерьяны, мелиссы (1 ч. л. травы на стакан кипятка, добавить мёд по вкусу).

У кого чаще проявляется депрессия

Не секрет, что депрессивное состояние может возникнуть у любого человека, даже у ребёнка, но это редкий случай. Чаще её замечают у женщин от 30 до 45 лет, у пожилых мужчин и стариков. Причины появления болезни всегда различны: постоянные неудачи, проблемы со здоровьем, неполадки в семейных отношениях и т.д.

Внимание! Депрессия беспричинно бывает только в случае хронической подавленности, но такой диагноз может поставить только психиатр.

Лечение депрессии самостоятельно

От депрессии можно избавиться самостоятельно, но путей лечения два: медикаментами и домашними средствами. Нельзя сказать точно, какой способ подойдёт лучше, разные организмы могут откликнуться по-разному. Мы расскажем про оба способы, и как лечить депрессию в домашних условиях.

Медикаментозное лечение депрессии

Использование многих медикаментов возможно только по рецепту лечащего врача. Лучше не заниматься спонтанным приёмом лекарств. Один и тот же вид антидепрессанта может подействовать на двух людей совершенно по-иному или даже нанести вред одному из них.

Без страха можно принимать SSRI - современные антидепрессанты с минимумом побочных эффектов. Их задача восстановить в организме наличие серотонина, который отвечает за раздражение нервной системы. Недостаток серотонина чреват плохим контролем собственных эмоций, в частности, постоянным плохим настроением. Побочные эффекты у SSRI проявляются редко, но знать их стоит: понос, нарушение сна, беспокойство, тошнота, дрожь и сексуальная дисфункция.

Внимание! Пожилым людям лучше всего принимать только новейшие антидепрессанты.

Ламотригин

Противосудорожное средство, которое отлично помогает и при маниакальных фазах подавленности, если принимать его регулярно. Дозы стоит повышать очень медленно во избежание возможность кожных заболеваний.

Вальпроиновая кислота

Жизненно необходимый лекарственный препарат и известное противоэпилептическое средство. Как оно действует в организме до конца не ясно, но при хандре и унынии прописывается врачами довольно часто.

Соли лития в виде таблеток принимают регулярно, но раз в три месяца пациент обязан сдавать анализ крови на содержание лития. Рамки допустимого значения этого элемента в крови очень узки и даже лёгкая передозировка влечёт за собой отравления. Также, пациент должен пить как можно больше чистой воды ежедневно.

Будьте внимательны! Любое лечение медикаментозное лучше согласовывать с врачом и по необходимости сдавать нужные анализы.

Лечение депрессии народными средствами

Лечение народными средствами - вариант подходящий для тех, кто сомневается в реакции своего организма на медикаменты или просто не горит желанием постоянно посещать поликлиники и сдавать анализы.

  1. Отличной народной терапией и профилактическим средством считается массаж ног. Можно попросить кого-то из домашних или использовать деревянные массажёры.
  2. Йога и медитация отлично успокаивают нервы и приводят человека в тонус. Больной должен ежедневно заниматься этим вкупе с массажем.
  3. Успокоить разыгравшиеся нервы и нестабильное настроение помогут лекарственные растения в виде чая: лекарственная валериана, апельсин, перечная мята. В сидячие ванны рекомендуют добавлять полевой хвощ, сок черники или зверобой.
  4. Разведите чайную ложку поваренной соли в литре прокипяченной воды, намочите этой смесью полотенце и тщательно разотрите всё тело.

Народные рецепты

Депрессия - проблема, существовавшая во все времена. И даже до появления медицины люди пытались бороться с подобными психическими расстройствами, замечая целебные свойства трав, фруктов и настоев. До нашего времени дошли многие рецепты, рекомендованные даже врачами.

Для профилактики и лечения лёгкой депрессии поможет смесь мёда и перги, пейте её 2-4 раза в день.

Чайную ложку корней и корневищ дягиля залейте большим стаканом кипятка, оставьте на час и употребляйте 3-4 раза в сутки перед едой по половине стакана.

В аптеке можно купить настой женьшеня и пить его по 20 капель трижды в день.

Смешайте в равных пропорциях листья зверобоя, черники, мелиссы и лекарственного розмарина, залейте столовую ложку трав стаканом горячей чистой воды, оставьте на полчаса, процедите и пейте один-два раза в день как чай.

Избавиться от хандры и плохого настроения помогает огуречная трава. Залейте стаканом кипятка столовую ложку этого растения, закройте ёмкость крышкой и дайте настояться 2 часа. Пейте в любое удобное время.

Сладости всегда поднимают настроение, если их употреблять в меру. Прокипятите пол-литра молока, добавьте столовую ложку сливок и подогрейте смесь, добавив 2-3 плитки чёрного шоколада. Когда последний растает, перелейте напиток в стакан, посыпьте корицей.

Страдаете ли вы от стресса и переутомлений на работе? Если да, то этот рецепт поможет вам избежать депрессивного состояния.

  1. В одинаковых пропорциях смешайте соцветия боярышника, корень валерианы, любистка и дягиля, цветки лаванды, ромашки и вереска, шишки хмеля, листья мелиссы и траву зверобоя. Можно добавить мёд по вкусу.
  2. Ингредиенты залейте литром чистой воды и варите 15 минут на среднем огне. После, оставьте настой под крышкой ещё на 15 минут.
  3. Процедите смесь и принимайте четыре раза в день в любое время.

Апельсин и мелисса

Отличный антистрессовый дуэт. Тщательно размешайте сок четырёх больших апельсинов с мелко нарезанными листьями мелиссы. В жаркую погоду пейте с кубиками льда.

Обратите внимание! Народные лекарства, по большей части, можно пить в любое время и не бояться передозировки.

Питание во время депрессии

При любой болезни очень важно соблюдать правильный рацион питания, даже при психологической. Пейте больше соков с витаминами В и Е, ешьте свежие овощи и фрукты. Лучше всего подойдут: горох, зеленые яблоки, перышки лука и чеснока, укроп, сладкий перец, огурцы, сельдерей. Всё это благоприятно отзывается на нервной системе.

Во время лечения депрессии в домашних условиях рекомендуется ежедневно съедать по 1-2 банана, апельсина или мандарина. В их составе содержится алкалоид харман или, как он известен в народе - «наркотик счастья».

Морковка в салатах или в чистом виде полезна и здоровому человеку. В день достаточно съедать по 1-2 морковки - это 100-200 г.

Эти продукты лучше не есть!

Во время депрессивного состояния не стоит поощрять себя сладостями и жирными продуктами, не пейте алкоголь, дабы огородить себя от зависимости. Слишком острые или кислые продукты никогда не поднимут настроения! Лимоны, неспелые яблоки или апельсины лучше не употреблять. Не налегайте на острые бульоны, подливы, колбасы и полуфабрикаты. Эта пища сильно нагружает желудок и может вызывать боли, от которых лучше никому не станет.

Не наедайтесь продуктами брожения - это не только алкогольные напитки, но и квашеная капуста, сыры, мочёные яблоки.