Что такое обособленное подразделение: анализируем признаки. Обособленное подразделение юридического лица - это…

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (п.7 ст.23 НК РФ).

Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

Иными словами, адрес места нахождения организации - это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

А.А. Назаров

1. Общие положения

Понятие "обособленное подразделение" используется как в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), так и в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ).

Поэтому во избежание ошибок при применении вышеуказанного понятия в целях налогообложения прибыли целесообразно выявить различия между понятием "обособленное подразделение юридического лица", используемым в ГК РФ, и понятием "обособленное подразделение организации", применяющимся в НК РФ.

2. Определение понятия "обособленное подразделение" в гражданском законодательстве

2.1. Определение понятий "представительство" и "филиал"

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Согласно п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Таким образом, согласно ГК РФ представительства и филиалы являются двумя различными видами (разновидностями) обособленных подразделений юридического лица, расположенных вне места его нахождения, которые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту либо выполняют все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Другие виды обособленных подразделений юридического лица в ГК РФ не установлены, то есть перечень обособленных подразделений юридического лица является закрытым.

При этом обращаем внимание читателей журнала на следующее.

Понятия "подразделение" и "обособленное подразделение" в ГК РФ не определены.

Учитывая положения п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ, можно выделить два признака представительства:

1) расположение вне места нахождения юридического лица;

2) осуществление функций организации.

Различие между представительством и филиалом состоит в том, что эти подразделения организации осуществляют различные функции. Филиал может выполнять все функции организации, а представительство - только некоторые из них (представлять интересы организации и осуществлять их защиту).

Это означает, что представительство является, по существу, одним из видов филиала.

Общий признак обеих разновидностей обособленных подразделений юридического лица - их обособленность.

Очевидно, что под обособленностью подразделения юридического лица понимается его расположение вне места нахождения этого юридического лица.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ основным признаком обособленных подразделений организации является их расположение вне места нахождения самой организации.

Каков же статус вышеуказанных обособленных подразделений?

В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Таким образом, можно сделать вывод, что к необходимым атрибутам любого обособленного подразделения относятся:

Имущество;

Наличие Положения о подразделении;

Указание в учредительных документах на наличие подразделения;

Руководитель.

2.2. Какие структурные подразделения организации относятся к обособленным подразделениям

В ГК РФ не определено понятие "расположение вне места нахождения". В данном случае, очевидно, речь идет о том, что место нахождения обособленного подразделения юридического лица не совпадает с местом нахождения самого юридического лица.

Как же в ГК РФ определяется место нахождения юридического лица? В каких документах содержатся сведения о месте нахождения юридического лица?

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Таким образом, место нахождения юридического лица совпадает с местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. При этом только в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа место нахождения юридического лица совпадает с местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В любом случае место нахождения юридического лица совпадает с местом его государственной регистрации.

В ГК РФ не определено понятие "место государственной регистрации юридического лица".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим при определении места государственной регистрации юридического лица и места нахождения его филиалов и представительств читателям журнала следует руководствоваться Законом N 129-ФЗ.

Подпунктами "в" и "н" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, следующие сведения о юридическом лице:

Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

Сведения о филиалах и представительствах юридического лица.

Таким образом, под местом нахождения юридического лица понимается адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Место нахождения обособленного подразделения юридического лица не должно совпадать с местом нахождения самого юридического лица.

При этом ГК РФ и Законом N 129-ФЗ не определено понятие "место нахождения обособленного подразделения организации".

Учитывая положения п. 3 ст. 55 ГК РФ, можно предположить, что под местом нахождения обособленного подразделения юридического лица понимается место нахождения либо имущества вышеуказанного подразделения, либо его руководителя.

Очевидно, что понятие "место нахождения" совпадает с понятием "адрес", а таковым является почтовый адрес.

В связи с этим если, например, адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (завода) - г. Ивановск, улица Иванова, дом 1, корпус 1, адрес цеха N 1 завода - г. Ивановск, улица Иванова, дом 1, корпус 2, а адрес цеха N 2 завода - г. Ивановск, улица Иванова, дом 1, корпус 3, то цеха N 1 и 2 могут рассматриваться в качестве обособленных подразделений данной организации (завода). Но должны ли они рассматриваться в качестве таковых и, следовательно, перечисляться в учредительных документах?

Из ст. 55 ГК РФ можно сделать вывод, что отнесение организацией структурного подразделения к своим обособленным подразделениям является правом этой организации. Тем не менее, если структурное подразделение, которое расположено вне места нахождения организации (необходимый признак обособленного подразделения), отнесено организацией к обособленным подразделениям, оно должно быть поименовано в учредительных документах организации.

При применении нормы, установленной подпунктом "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, возникают следующие вопросы.

Как определяются постоянно действующие исполнительные органы юридического лица?

В части первой ГК РФ понятие "исполнительные органы юридического лица" используется в статьях, посвященных управлению только тремя определенными видами организаций (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы).

Общество с ограниченной ответственностью. В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган [коллегиальный и (или) единоличный], осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также не из числа его участников (п. 1 ст. 91 ГК РФ).

Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с ГК РФ законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества (п. 2 ст. 91 ГК РФ).

Таким образом, в качестве исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью может выступать коллегиальный и (или) единоличный исполнительный орган. Следовательно, в одном обществе могут одновременно функционировать два исполнительных органа (коллегиальный и единоличный).

Где приводятся сведения об исполнительных органах общества с ограниченной ответственностью?

Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать, помимо указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, следующие сведения: условия о размере уставного капитала общества; размер доли каждого участника; размеры, состав, сроки и порядок внесения участниками вкладов; ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; состав и компетенция органов управления обществом и порядок принятия ими решений, в том числе решений, принимаемых единогласно или квалифицированным большинством голосов; иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 89 ГК РФ).

Таким образом, сведения об исполнительных органах общества с ограниченной ответственностью приводятся в его учредительных документах.

Акционерное общество . Исполнительный орган акционерного общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (п. 3 ст. 103 ГК РФ).

Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с ГК РФ законом об акционерных обществах и уставом общества (п. 4 ст. 103 ГК РФ).

Таким образом, в качестве исполнительного органа акционерного общества может выступать коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) [и (или) единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор)] или коммерческая организация [или индивидуальный предприниматель (управляющий)], которой по договору переданы полномочия исполнительного органа. Следовательно, в одном акционерном обществе одновременно может функционировать два исполнительных органа (коллегиальный и единоличный).

Устав акционерного общества должен содержать, помимо указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, следующие сведения: условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; размер уставного капитала общества; права акционеров; состав и компетенция органов управления обществом и порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 3 ст. 98 ГК РФ).

Таким образом, сведения о составе и компетенции органов управления акционерным обществом содержатся в уставе этого общества.

Производственный кооператив. Исполнительными органами производственного кооператива являются правление и (или) его председатель, которые осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно являться членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива (п. 1 ст. 110 ГК РФ).

Компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений устанавливаются законом и уставом кооператива (п. 2 ст. 110 ГК РФ).

Таким образом, в качестве исполнительных органов производственного кооператива могут выступать правление и (или) его председатель. Следовательно, в одном производственном кооперативе одновременно может функционировать два исполнительных органа [правление и (или) его председатель].

Где приводятся сведения об исполнительных органах производственного кооператива?

Устав кооператива должен содержать, помимо указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, следующие сведения: условия о размере паевых взносов членов кооператива; состав и порядок внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственность за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; характер и порядок трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию; порядок распределения прибыли и убытков кооператива; размер и условия субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; состав и компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 2 ст. 108 ГК РФ).

Таким образом, сведения об исполнительных органах производственного кооператива приводятся в уставе кооператива.

Одновременно обращаем внимание читателей журнала на следующее.

Понятие "постоянно действующий исполнительный орган юридического лица" в ГК РФ не определено.

Это понятие отсутствует также в соответствующих законах, то есть в Федеральных законах от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах".

При этом, как указывалось ранее, в обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах и кооперативах допускается функционирование нескольких исполнительных органов юридического лица.

В этой связи возникает необходимость выделения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица устанавливается законом и учредительными документами.

Это может означать, что если порядок отнесения исполнительного органа юридического лица к его постоянно действующим исполнительным органам не определен законом, то организация сама вправе установить этот порядок в учредительных документах.

Если порядок назначения или избрания постоянно действующего исполнительного органа (он может быть только один) не определен (ни законом, ни учредительными документами), то на основании подпункта "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ под адресом (местом нахождения) организации подразумевается адрес (место нахождения) иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Какие же иные органы и лица имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности?

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК РФ).

Лицо, которое в силу закона или на основании учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (п. 3 ст. 53 ГК РФ).

Таким образом, ГК РФ определяет лица и органы, место нахождения которых может быть признано местом нахождения организации.

При применении нормы, установленной подпунктом "н" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, возникает вопрос, связанный с тем, что этим нормативным актом не установлен перечень содержащихся в едином государственном реестре сведений о филиалах и представительствах юридического лица. Относится ли к вышеуказанным сведениям информация о месте нахождения филиалов и представительств юридического лица? Из положений Закона N 129-ФЗ не следует, что эти сведения являются обязательными.

Таким образом, возможны случаи, при которых в едином государственном реестре отсутствует информация о месте нахождения филиалов и представительств юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должны приводиться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

При этом п. 3 ст. 52 ГК РФ предусмотрено, что изменения, вносимые в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации этих изменений, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не имеют права ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Таким образом, если законом для юридических лиц соответствующего вида не предусмотрена обязательность наличия в учредительных документах юридического лица сведений о месте нахождения его филиалов и представительств, организация вправе не приводить эти сведения в своих учредительных документах.

Указание на необходимость отражения в учредительных документах организации сведений о месте нахождения организации (в отличие от сведений об адресах обособленных подразделений) содержится также в ст. 54 ГК РФ, согласно п. 3 которой наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Следовательно, в некоторых случаях даже в учредительных документах организации могут не указываться адреса обособленных подразделений организации.

Попутно возникает еще один вопрос.

Какие документы юридического лица являются учредительными?

Пунктом 1 ст. 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Таким образом, сведения о месте нахождения обособленных подразделений могут приводиться в вышеперечисленных документах.

Все вышесказанное относится к понятию "обособленное подразделение", используемому в гражданском законодательстве.

3. Определение понятия "обособленное подразделение" в налоговом законодательстве

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса используется, в частности, следующее понятие, в соответствии с которым обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Кроме того, в п. 2 ст. 11 НК РФ определено понятие "место нахождения обособленного подразделения российской организации" (место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение).

Таким образом, согласно НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца.

При этом под местом нахождения обособленного подразделения российской организации подразумевается не место, по которому оборудованы стационарные рабочие места, а место осуществления этой организацией деятельности.

Итак, понятие "обособленное подразделение организации" раскрывается с помощью следующих понятий:

Территориальная обособленность;

Рабочее место;

Оборудованное рабочее место.

Понятие "территориальная обособленность подразделения" не установлено ни в НК РФ, ни ГК РФ.

В первую очередь следует определить, что подразумевается под понятием "территориальная обособленность".

Толковый словарь русского языка дает определения соответствующим словам и приводит примеры их использования:

Территория - ограниченное земельное пространство (территория завода);

Обособленный - стоящий особняком, отдельный (занимать обособленное положение).

При этом пространство определено, в частности, как:

1) протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами (степные пространства);

2) промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается (свободное пространство между окном и дверью).

Таким образом, пространство может определяться как место, которое не ограничено (первое определение) либо ограничено видимыми пределами (второе определение).

Нам следует использовать второе определение пространства, поскольку, определяя территорию, мы говорим об ограниченном пространстве.

Следовательно, можно сделать вывод, что согласно НК РФ организация и ее обособленное подразделение находятся на различных территориях (ограниченных земельных пространствах), то есть на различных (несмежных) земельных участках.

Например, если на одном земельном участке находится не только постоянно действующий исполнительный орган организации, являющейся заводом (заводоуправление), но и множество заводских строений (цехов), то эти цеха не могут быть признаны обособленными подразделениями организации. Однако если другая часть цехов завода находится на другом (несмежном) земельном участке (между этими участками располагается, например, жилой квартал), то вся эта другая часть цехов признается обособленным подразделением организации.

При этом обращаем внимание читателей журнала на следующее. В главе 25 НК РФ, кроме понятия "территория", используется понятие "акватория".

Так, в соответствии с п. 3 ст. 261 НК РФ порядок, предусмотренный вышеуказанным пунктом ст. 261 Кодекса, применяется к расходам на освоение природных ресурсов, относящимся к части территории (акватории), предусмотренной соответствующей лицензией. При этом налогоплательщик должен вести раздельный учет таких расходов по соответствующей части территории (акватории).

В соответствии с п. 4 ст. 308 НК РФ продолжение или возобновление после перерыва работ на строительном объекте после подписания акта, указанного в п. 3 вышеназванной статьи Кодекса, приводит к присоединению срока ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами к совокупному сроку существования строительной площадки только в случае, если территория (акватория) возобновленных работ является территорией (акваторией) прекращенных ранее работ или вплотную примыкает к ней.

Расходы на освоение природных ресурсов, предусмотренные п. 1 ст. 261 НК РФ, приводятся в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому участку недр (месторождению) или участку территории (акватории), отраженному в лицензионном соглашении налогоплательщика (лицензии на право пользования недрами) (п. 2 ст. 325 НК РФ).

Итак, в случае освоения природных ресурсов (например, при нефтедобыче) речь может идти как об участках территории, так и об участках акватории.

Согласно вышеназванному толковому словарю акватория - это поверхность водного пространства, водоема; водный участок (акватория порта, акватория мирового океана).

Таким образом, в главе 25 НК РФ речь идет и о земельных, и о водных участках, и, следовательно, о территориальной и акваториальной обособленности.

Это означает, в частности, что нефтедобыча, ведущаяся организацией на различных участках акватории, ведется ее различными обособленными подразделениями.

Остается определить не установленные НК РФ понятия "рабочее место" и "оборудованное рабочее место", содержащиеся в определении обособленного подразделения организации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Понятие "рабочее место" связано с трудовыми отношениями.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно:

Иными федеральными законами;

Указами Президента Российской Федерации;

Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

Актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ.

Это означает, что понятие "рабочее место", используемое в НК РФ, применяется в том значении, в каком оно используется в трудовом законодательстве.

Статьей 209 ТК РФ установлено, что под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Таким образом, понятие "рабочее место" не связывается с наличием какого-либо имущества (в том числе амортизируемого имущества), необходимого, в частности, для проведения работы. При этом обращаем внимание читателей журнала на то, что ТК РФ не уточняет, чту именно подразумевается под контролем работодателя.

Что же понимается под оборудованными рабочими местами?

Ответ на этот вопрос имеет значение, в частности, при определении даты создания рабочего места, например в случае, если организация арендует производственное помещение.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан в том числе обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Кроме того, ст. 163 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относится исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования.

В этой связи под оборудованием рабочего места следует понимать обеспечение (работодателем) работников помещением, сооружениями, машинами, технологической оснасткой, оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Понятие "обособленное подразделение организации" употребляется в нескольких статьях главы 25 НК РФ.

В частности, в соответствии с частью первой ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При этом отметим следующее. Согласно п. 25 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в части первой ст. 275.1 НК РФ слово "обособленные" исключено.

4. Основные отличия понятия "обособленное подразделение" в гражданском и налоговом законодательстве

Юридические лица вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Филиал и представительство являются подразделениями юридического лица, его составными частями. Данные подразделения должны быть организационно обособлены в составе юридического лица и должны располагаться вне его места нахождения.

Отличие вышеуказанных подразделений друг от друга заключается в круге выполняемых ими задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и своими учредительными документами. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, то есть в функциях, осуществляемых в рамках института представительства в силу полномочия, основанного на доверенности.

Для выполнения своих функций филиал и представительство наделяются создавшим их юридическим лицом необходимым имуществом. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании. В бухгалтерском учете вышеуказанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. В отличие от этого подразделение организации, являющееся обособленным подразделением в соответствии с НК РФ, может не иметь отдельного баланса.

Согласно действующему налоговому законодательству филиалы и представительства не являются самостоятельными плательщиками налогов и (или) сборов. Вместе с тем в порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и представительства выполняют обязанности создавшей их организации по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и представительств (согласно части второй ст. 19 НК РФ в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений).

В соответствии с требованиями ГК РФ руководитель филиала и руководитель представительства назначаются органом юридического лица, уполномоченным на это в соответствии с его учредительными документами. Вышеуказанное требование, предъявляемое к подразделениям, являющимся обособленными в соответствии с НК РФ, отсутствует.

Все обособленные подразделения юридического лица, отвечающие признакам, предусмотренным ГК РФ, независимо от их названия (отделение, агентство, корреспондентское бюро и т.п.) подчиняются правовому режиму либо представительства, либо филиала.

Для целей налогообложения различия в правовом режиме представительства и филиала не имеют значения.

В соответствии с ГК РФ сведения о созданных филиалах и открытых представительствах должны быть указаны в учредительных документах юридического лица (место нахождения и другие необходимые сведения). Данная норма позволяет осуществлять государственный контроль за деятельностью юридического лица вне места его нахождения в целях налогообложения и защиты интересов кредиторов, а также в иных предусмотренных законом целях.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что все подразделения, являющиеся обособленными в соответствии с гражданским законодательством, признаются обособленными также в целях налогообложения. Однако не каждое подразделение, признаваемое обособленным в соответствии с налоговым законодательством, является таковым согласно гражданскому законодательству.

5. Уплата налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения

Особенности уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, устанавливаются ст. 288 НК РФ (п. 3 ст. 287 настоящего Кодекса).

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику (п. 2 ст. 288 настоящего Кодекса).

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеуказанной статьей Кодекса.

Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:

С пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

С проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

С продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

С осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 Кодекса (п. 2 ст. 306 НК РФ).

При применении понятия "обособленное подразделение организации" для целей налогообложения прибыли возникают, в частности, следующие вопросы.

Может ли являться обособленным подразделением организации любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудовано одно стационарное рабочее место? Создается ли обособленное подразделение организации в случае, если по месту нахождения территориально обособленного от нее подразделения стационарные рабочие места оборудованы, но не заняты работниками (то есть соответствующие трудовые отношения между работником этого подразделения и работодателем возникли позже)?

В определении обособленного подразделения организации существительное "подразделение" употребляется в единственном числе, а "место" - во множественном, то есть говорится не о рабочем месте, а о рабочих местах. Поэтому можно сделать вывод о том, что в случае создания территориально обособленного подразделения, по месту нахождения которого оборудовано только одно стационарное рабочее место (например, почтовое отделение), нельзя говорить о создании обособленного подразделения организации. Однако это формальный подход к пониманию данного определения. Поэтому налогоплательщику следует быть готовым к тому, что налоговый орган не согласится с этой позицией, ссылаясь не на букву, а на дух закона.

В любом случае очевидно, что, если, например, организация построила (арендовала) цех, но работников для этого цеха еще не наняла, рассматривать этот цех в качестве обособленного подразделения не представляется возможным, поскольку в нем еще не созданы рабочие места (не наняты работники, которые должны занять эти места).

Другое дело, если работники уже наняты и должны прибыть в этот цех для работы, но еще не прибыли. В этом случае цех может рассматриваться в качестве обособленного подразделения организации.

6. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение гражданского и налогового законодательства в связи с непредставлением сведений о создании обособленного подразделения

Ответственность за нарушение требования ГК РФ об указании в учредительных документах юридического лица сведений о созданных филиалах и открытых представительствах установлена главой 8 Закона N 129-ФЗ.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).

НК РФ не предусмотрено обязательное отражение в учредительных документах налогоплательщика сведений, касающихся подразделений организации, признаваемых обособленными в целях налогообложения.

Тем не менее налоговые органы осуществляют особую форму налогового контроля за деятельностью организации через ее обособленные подразделения.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщика осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (п. 2 ст. 83 НК РФ).

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 данной статьи НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 117 НК РФ установлено, что ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение вышеуказанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней (п. 2 ст. 117 НК РФ).

При этом следует учитывать, что положения ст. 117 НК РФ распространяются и на ведение организацией деятельности через ее обособленные подразделения.

Таким образом, НК РФ установлена ответственность, связанная с постановкой на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Представление налогоплательщиком в налоговые органы перечня его обособленных подразделений НК РФ не предусмотрено. Как в этом случае установить полный перечень подразделений, относимых к обособленным подразделениям в соответствии с НК РФ и учитываемых в целях налогообложения прибыли в течение налогового периода?

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеназванной статьей Кодекса.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК РФ).

В налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений организации представляют декларацию по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом Минфина России от 11.11.2003 N БГ-3-02/64 (далее - декларация), включающую Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 и (или) подраздел 1.2 Раздела 1, а также расчет суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения (соответствующие страницы Приложения N 5а к Листу 02).

По строке 010 Приложения N 5 к Листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения" указывается количество обособленных подразделений, а по строке 010 Приложения N 5а к Листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организацией" декларации отражается наименование обособленного подразделения.

В соответствии с п. 7 Инструкции Приложение N 5 к декларации заполняется налогоплательщиком в целом по организации и по организации без обособленных подразделений.

Приложение N 5а к декларации заполняется налогоплательщиком по каждому обособленному подразделению; количество расчетов зависит от количества обособленных подразделений.

В графе 5 Приложения N 5 к декларации отражаются данные в целом по организации без ликвидированных в течение текущего налогового периода обособленных подразделений. Это означает, что налогоплательщиком представляются Приложения N 5а по всем обособленным подразделениям, в том числе по ликвидированным в течение текущего налогового периода.

Следовательно, данные по строкам 010 всех Приложений N 5а к декларации представляет собой перечень структурных подразделений организации, признаваемых ее обособленными подразделениями в соответствии с НК РФ.

Предусмотрены ли налоговые санкции за непредставление декларации по месту нахождения обособленных подразделений?

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 вышеназванной статьи Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % вышеуказанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

Попутно отметим, что п. 2 ст. 119 НК РФ подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда Россий-ской Федерации от 10.07.2003 N 316-О.

При этом обращаем особое внимание читателей журнала на то, что, если по месту нахождения обособленного подразделения декларация представляется не в полном объеме [например, в ее составе представлены Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 и (или) подраздел 1.2 Раздела 1, но не включено Приложение N 5а к Листу 02], ответственность за такое нарушение не предусмотрена.

Данное нарушение квалифицируется как нарушение правил составления налоговой декларации, и до вступления в силу соответствующей нормы Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" применялась ст. 121 НК РФ, согласно которой нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, влекли взыскание штрафа в размере 5000 руб. (вышеуказанным Федеральным законом ст. 121 Кодекса исключена).

Отметим также, что в случае непредставления декларации по месту нахождения обособленного подразделения и соответственно неуплаты налога по месту нахождения обособленного подразделения применяется ст. 122 НК РФ, п. 1 которой установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.

Деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченных сумм налога (п. 3 ст. 122 Кодекса).

Таким образом, действие ст. 122 НК РФ распространяется не только на случаи неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, но и на случаи неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате других неправомерных действий (бездействия).

К вышеуказанным неправомерным действиям (бездействию) может быть отнесено непредставление декларации по месту нахождения обособленных подразделений организации (поскольку оно является обязательным в соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ), а также связанная с этим неуплата налога по месту нахождения обособленных подразделений организации (поскольку она обязательна согласно п. 2 ст. 288 НК РФ).

Обращаем внимание читателей журнала на то, что при применении п. 1 ст. 122 НК РФ учитываются положения п. 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 202-О "По жалобе унитарного государственного предприятия "Дорожное ремонтно-строительное управление N 7" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому вопрос о конституционности положений налогового законодательства, предусматривающих возможность применения государственными органами санкций штрафного характера при отсутствии вины должника наряду со взысканием пени, неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции"" указано, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Иного рода меры, а именно взыскание штрафов, выходят за рамки налогового обязательства. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и вина налогоплательщика.

Как следует из ст. 54 Конституции Российской Федерации, правонарушение является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности. При этом содержание конкретных составов правонарушений в публично-правовой сфере должно согласовываться с принципами правового государства в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности. Такая правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в п

Организации вправе создавать свои обособленные подразделения: филиалы и представительства. Направления их деятельности и функции могут быть различными. Основные признаки обособленного подразделения юридического лица в 2017 году, так же как и в предыдущие годы, предусмотрены статьей 55 Гражданского кодекса РФ и пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ . Рассмотрим их подробно.

Признаки обособленного подразделения

Определение обособленного подразделения содержится в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ . Если подразделение указанным в этой норме критериям не соответствует, оно не является обособленным. Этот вывод подтверждается Финансовым ведомством России в письме от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702 .

Основным критерием обособленного подразделения юридического лица является расположение его вне места нахождения головной организации. Это следует как из гражданского, так и из налогового законодательства России.

Основным предназначением представительства юридического лица является представление интересов организации и их защита ().

Филиалу присущи все функции головной организации, в том числе представительства ().

Возможно создание и иных видов структурных подразделений.

Самостоятельными организациями обособленные подразделения не являются. Их директора получают назначение в головной организации.

Директор обособленного подразделения имеет доверенность на осуществление полномочий от имени организации, а не от имени обособленного подразделения, т.к. единоличным исполнительным (либо иным) органом юридического лица он не признается.

Информация об обособленных подразделениях отражается в ЕГРЮЛ.

Следовательно, приходим к выводу, что обособленное подразделение юридического лица — это филиал, представительство либо иное подразделение организации, место нахождения которого не совпадает с головной организацией.

По мнению Финансового ведомства России, обособленность филиала (представительства) от головной организации имеет место в случае, если адреса подразделения и головной организации различны (Письмо от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702).

Стационарное рабочее место

Обособленное подразделение существует в случае создания рабочего места. Такое место должно быть стационарным. Отсутствие соответствующих мест свидетельствует о том, что обособленное подразделение не создано.

Например, деятельность созданного подразделения связана с разъездным характером работ. Если при этом стационарных рабочих мест, на которые работникам необходимо прибывать с любой периодичностью, не создается, подразделение не признается обособленным.

Организованное нанимателем рабочее место должно функционировать не менее 1 месяца. Если срок меньше, факт создания обособленного подразделения отсутствует.

Кроме этого, территория нахождения созданного рабочего места должна находиться под контролем головной организации.

Имущество обособленных подразделений юридического лица

Обособленные подразделения не являются юридическими лицами и не имеют своего имущества. Необходимое имущество предоставляет им головная организация.

В связи с этим, например, обособленное подразделение юридического лица может быть субъектом административной ответственности, выступать в качестве участника закупки для государственных или муниципальных нужд и т.п.

По вышеуказанной причине возможно наложение взыскания по задолженности головной организации на имущество, которым наделено обособленное подразделение. И напротив, по долгам, возникшим в результате деятельности обособленного подразделения, организация отвечает своим имуществом.

Обращаем внимание, что с 29 декабря 2015 года обособленные подразделения ООО и акционерных обществ не нужно включать в учредительные документы (см., напр., Письмо Налоговой службы России от 06 марта 2015 года № СА-4-14/3666@).

Выездная налоговая проверка обособленного подразделения

Правовые аспекты такой проверки установлены пунктом 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ:

  • выездная проверка федеральных налогов и сборов по обособленному подразделению может быть осуществлена только вместе с проверкой головной организации;
  • уплата налогов, установленных в регионе (муниципальном образовании), по обособленному подразделению может стать предметом отдельной проверки;
  • нельзя проводить больше двух выездных проверок за 1 календарный год;
  • срок отдельной проверки обособленного подразделения не должен превышать 1 месяц.

Как бы странно это ни звучало, но создать можно неумышленно. Такие случаи достаточно часто встречаются на практике. Нередко это "неумышленное" действие влечет ряд негативных последствий. Рассмотрим далее, что собой представляет .

Определение

Обособленное структурное подразделение юридического лица - это предприятие, открытое основной организацией и соответствующее ряду требований, закрепленных законодательством. Чтобы компания была признана в этом статусе, необходимо соблюсти ряд условий. В первую очередь на таком предприятии должны существовать рабочие места стационарного типа, оборудованные должным образом. Они будут считаться созданными, если сформированы на срок, превышающий месяц. Еще одно требование - территориальная обособленность от главной организации.

Нюансы

Стоит отметить, что будет считаться таковым вне зависимости от того, отражен процесс его образования в учредительной или другой организационно-распорядительной документации или нет. Если оно начало работу, то должны быть соблюдены требования закона. Для признания не будут иметь значения полномочия и .

Рабочее место

Его понятие раскрывается в 209-й статье ТК. Рабочим называется место, куда гражданин прибывает для осуществления своей производственной деятельности. При этом оно должно косвенно либо прямо контролироваться нанимателем. В последнее время стали весьма распространены так называемые "удаленные (виртуальные) офисы". Сотрудники многих предприятий работают у себя дома, используя свои технические средства (компьютеры, в частности).

Жилплощадь этих граждан, разумеется, не может контролироваться нанимателем ни прямо, ни даже косвенно. Соответственно, в этом случае обособленное подразделение юридического лица не создается. Следует учесть еще один очень важный факт. Рабочее место обязательно должно создаваться самим юрлицом. Не имеет значения, арендовано будет помещение, в котором оно будет сформировано, или находиться в собственности. К примеру, клининговая компания отправляет сотрудницу в офис к клиенту для осуществления ежедневной уборки в течение двух мес. В данном случае создания подразделения не будет, поскольку помещение или даже отдельная его часть нанимателю не принадлежат. В этой ситуации сотрудница считается командированной.

Мнение минфина

Министерство считает, что рассмотрение каждого случая потенциального создания подразделения необходимо производить с учетом конкретных обстоятельств и факторов. Специалисты поясняют, что решение вопроса об отсутствии либо наличии признаков такого предприятия должно осуществляться с принятием во внимание существенных условий договоров (предоставления услуг, подряда, аренды и пр.), которые были заключены между организацией и контрагентом. Учитывать следует все фактические обстоятельства, связанные с деятельностью, осуществляемой российскими юридическими лицами. Обособленных подразделений у организации может быть много. Законодательные нормы не содержат никаких ограничений на этот счет.

Территориальная обособленность

Это второй признак, которому должно соответствовать предприятие, открытое основной организацией. В законодательстве отсутствует четкое его определение. По мнению экспертов, территориальная обособленность предполагает расположение юрлица вне места главной организации. При этом основной адрес последней должен указываться в учредительной документации.

Классификация

Какими могут быть обособленные подразделения? Филиалы и представительства юридических лиц - два основных вида предприятий, открытых главной организацией. Каждый из них имеет ряд особенностей. Представительство - это обособленное подразделение юридического лица , которое работает на территории, отличной от той, которая указана в учредительных документах головной организации, выражает ее интересы и обеспечивает их защиту. Понятие раскрывается в 55-й статье ГК (п. 1). Филиал - это обособленное подразделение юридического лица , которое работает на территории, отличной от той, которая, опять же, указана в учредительных документах головной организации и реализует все ее задачи либо какую-то конкретную их часть. Определение присутствует в указанной выше статье в п. 2. Таким образом, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, выполняющее достаточно большой объем задач.

Требования

Законодательство не предписывает обязательную разработку положений, на основании которых будут действовать обособленные подразделения юридического лица. Форма этого нормативного акта, соответственно, не включена в число унифицированных. Однако на практике выработаны типовые положения, которыми организация может руководствоваться. Необходимо также отметить, что сведения о созданных обособленных подразделениях должны присутствовать в учредительной документации головного предприятия. Соответствующее требование установлено в п. 3 55-й статьи ГК. Нормы допускают деятельность подразделений без руководителя.

Важный момент

Следует подчеркнуть, что осуществления деятельности головной организации, не может являться самостоятельным субъектом налоговых и гражданско-правовых отношений. На них возлагается обязанность по совершению обязательных бюджетных отчислений. Но в данном случае речь идет о деятельности головной организации через ее обособленное подразделение.

Постановка на учет

Законом предусмотрена процедура, проведение которой обеспечивает признание правомерности деятельности, которую ведет обособленное подразделение юридического лица. Регистрация производится в налоговом органе по адресу нахождения созданного предприятия. При этом постановку на учет необходимо осуществить в месячный срок с даты образования предприятия. Соответствующее предписание содержится в 83-й статье НК (п. 4).

Особенности процедуры

На практике бывает так, что обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места деятельности головной организации, не начало работу в течение первого месяца с момента своего создания. В таком случае подавать заявление в ФНС нет необходимости. Если же спустя 2 месяца предприятие все же начало работу, то встать на учет нужно в обязательном порядке. При этом, соответственно, сделать это, не нарушая предписаний НК, не получится. Эксперты рекомендуют все-таки зарегистрировать подразделение в установленный законом срок, даже если в первый месяц оно работать не будет. Формальное соблюдение процедуры позволит избежать множества проблем в будущем.

Уведомление

Кроме постановки на учет подразделения по месту его расположения, головная организация обязана известить налоговую инспекцию по адресу своего нахождения о создании предприятия. Аналогичное уведомление обязательно и в случае закрытия фирмы. В последнем случае извещение должно быть направлено в течение месяца. Сообщение оформляется по ф. С-09-3.

Соблюдение требований при открытии нескольких предприятий

Если организация создает несколько подразделений в пределах муниципалитета, в котором сама осуществляет деятельность, то повторно вставать на учет нет необходимости. Соответствующее положение закреплено 83-й статьей в п. 1. В такой ситуации головное предприятие обязано только направить в ФНС сообщение о создании подразделения. Уведомление осуществляется по правилам 23-й статьи (п. 3).

Если же несколько подразделений расположены в одном МО, но на территориях, подведомственных различным инспекциям, постановка на учет может производиться контрольным органом по адресу нахождения одного из них. Его определяет головное предприятие. Приняв решение, организация направляет в инспекцию письмо. Соответственно, оно направляется в ту инспекцию, которая находится по адресу нахождения выбранного предприятия. Уведомление оформляется по ф. КНД № 1111051.

Фактический и юридический адрес

Достаточно часто на практике эти два понятия отождествляются. Под юридическим адресом подразумевается место расположения организации. Его определение регламентируется ГК, 54-й статьей (п. 2): установлено, что адрес расположения предприятия соответствует адресу регистрации. Эта процедура осуществляется на территории, где находится исполнительный постоянно действующий орган фирмы. Если же он отсутствует, адрес регистрации совпадает с тем, который имеет другое лицо или структура, обладающая правом действовать от имени предприятия без доверенности.

Фактическим считается адрес, по которому компания ведет свою деятельность. Некоторые территориальные налоговые инспекции по данному вопросу высказывают следующее мнение. Они полагают, что по фактическому адресу работает подразделение, а по юридическому находится головная организация.

Многие специалисты считают такой подход неверным. Как указывает законодательство, одним из ключевых признаков подразделения вступает его территориальная обособленность. Если же предприятие осуществляет деятельность по адресу, который отличается от того, что зафиксирован в учредительной документации, оно не соответствует этому критерию. Дело в том, что по юридическому адресу в таком случае никого нет, соответственно, головная организация отсутствует. А ее наличие - обязательное условие по умолчанию.

Ответственность

Если обособленное подразделение юридического лица, расположенное по адресу, отличающемуся от того, по которому работает головное предприятие, не поставлено на учет в установленном порядке, НК предусматривает разные виды санкций. В первую очередь за нарушение сроков виновным грозит штраф до 5 тыс. р. (ст. 116). Увеличение взыскания вдвое произойдет, если просрочка допущена более 90 дней. При этом стоит сказать, что санкции за неуведомление ФНС о закрытии либо создании подразделения НК не предусмотрены.

117-я статья устанавливает ответственность за работу без постановки на учет. Суммы денежных взысканий по этой норме существенно больше. Так, 117-я статья устанавливает, что за ведение деятельности с нарушением правил регистрации вменяется штраф 10 % от прибыли, полученной в ходе такой работы. При этом сумма взыскания не может быть менее 20 тыс. р. Если деятельность осуществлялась больше 3 мес., то размер штрафа удваивается. 116-я статья применяется в случае, если головная организация не направила заявление о постановке на учет в установленный срок, а 117-я норма - если контрольный орган выявил факт осуществления деятельности без регистрации.

Специфика судебной практики

Есть мнение, что 117-я статья распространяется на ведение деятельности без регистрации вообще, а не конкретно подразделения. Другими словами, если предприятие стоит на учете, то вменить ей санкции за работу через другую открытую ею фирму нельзя. Между тем, далеко не все судебные инстанции это мнение разделяют. Во избежание проблем при расширении бизнеса специалисты рекомендуют выполнять все предписания законодательства.

ПФР

Регистрации в фонде подлежат подразделения, имеющие выделенный баланс, р/с и начисляющие зарплату сотрудникам. Постановка на учет производится на основании данных ЕГРЮЛ. Налоговая инспекция в пятидневный срок с даты получения уведомления о формировании подразделения направляет их в управление ПФР по адресу расположения ОП. Фонд, в свою очередь, передает страхователю 2 экземпляра извещения. Один из них в десятидневный срок должен быть передан в ПФР по адресу нахождения головной организации.

ФСС

Для регистрации в этом фонде подразделение также должно иметь самостоятельный баланс, работников, которым оно начисляет зарплату, а также расчетный счет. Постановка на учет производится в территориальном отделении ФСС по адресу ведения деятельности ОП. С даты создания подразделения головное предприятие в тридцатидневный срок подает заявление и копии:

  1. Св-ва о госрегистрации.
  2. Уведомлений о постановке на учет в ФНС (отдельно для ОП и головной организации).
  3. Документов, подтверждающие создание подразделения. Это может быть устав, в котором присутствуют соответствующие сведения, доверенность, предоставленная руководителю ОП.
  4. Информационного письма органа статистики.
  5. Уведомления о постановке на учет в ФСС основной организации.
  6. Справок из банка о р/с, если они были открыты к моменту обращения в фонд.

НДФЛ

Исчисление налога осуществляют исходя из сумм, выплаченных работникам соответствующих подразделений. НДФЛ отчисляется по адресу расположения каждого предприятия, открытого головной организацией. Сдавать отчеты необходимо в инспекцию по адресу учета ОП. В ряде случаев работник заключает договор с головной организацией, а трудовую деятельность ведет в подразделении. В таких ситуациях уплата НДФЛ производится в ИФНС по адресу нахождения ОП. Если регистрация подразделения в налоговом органе была произведена не в начале месяца, перечисление налога осуществляется пропорционально доле зарплаты, выданной работнику за время трудовой деятельности. Необходимо учесть, что уплата НДФЛ, а также сдача отчетности производится только тогда, когда ОП имеет самостоятельный баланс и банковский счет. В противном случае эта обязанность возлагается на головное предприятие. Она осуществляет отчисление НДФЛ и подачу налоговой отчетности в ту инспекцию, в которой стоит на учете.

Страховые взносы

Они начисляются исходя из зарплаты сотрудников подразделения. Выплата взносов производится в бюджет того региона, в котором находится ОП. Отчетность необходимо сдавать в филиал ФСС либо управление ПФР, где обособленное подразделение было поставлено на учет. При расширении бизнеса необходимо принимать во внимание обязательства, которые возлагает законодательство на предприятие. В их числе своевременное отчисление налогов и взносов в фонды. Нарушение предписаний повлечет ответственность.

Отечественное законодательство допускает открытие российскими юридическими лицами обособленных подразделений, то есть филиалов и представительств. Процедура их открытия и требования, предъявляемые к ним, детально описаны в отечественных нормативных актах. Различные обособленные подразделения довольно широко применяются в хозяйственной деятельности. Важно отметить, что обособленное подразделение - это территориально удаленное от головной организации подразделение, при функционировании которого имеются некоторые особенности.

Общие положения об обособленных подразделениях

Действующие гражданские акты нормотворчества РФ и ГК РФ прямо предусматривают существование организаций в качестве субъектов правоотношений. Указанные лица создаются для достижения определенных целей, имеют правоспособность и имущество, а также могут быть стороной в судебном процессе (ст. 48 ГК РФ). Все юридические лица должны быть зарегистрированы, и сведения о них должны отражаться в ЕГРЮЛ.

Юридические лица обладают возможностью создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ). Отечественное законодательство среди обособленных подразделений выделяет представительство и филиал. Надо учитывать, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами, а потому лишены правоспособности, присущей организациям.

Информация о каждом филиале и представительстве должна быть указана в ЕГРЮЛ.

Среди прочих прав особое место занимает право каждого юридического лица создавать свои обособленные подразделения. Так, обособленным подразделением организации признается структура, располагающаяся по иному адресу, нежели первоначальная организация. Такая структура не отвечает признакам юридического лица (ст. 55 ГК РФ).

У них нет своих учредительных документов, и они работают на основании положения головной организации. Руководителю филиала или представительства главной организацией выдается доверенность.

Важно отметить, что ГК РФ, равно как и НК РФ, допускает создание обособленных подразделений как в одном муниципальном образовании, так и в разных населенных пунктах. При этом обособленное подразделение может находиться в том же городе, что и первоначальная организация, а также в городе, в котором находятся другие обособленные подразделения. Данный вывод подтверждается позицией Минфина РФ, изложенной в письме Министерства от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314 .

Законодательство РФ запрещает только создание обособленных подразделений по тому же адресу, что и у основной организации. Основным признаком обособленности подразделения является его адрес. Следовательно, по одному адресу может быть создано только одно обособленное подразделение организации, а создание двух обособленных подразделений по одному адресу невозможно, т.к. оба эти подразделения фактически будут являться одним.

В качестве заключения следует отметить, что в настоящее время нет необходимости указывать все обособленные подразделения в учредительных документах организации. Сведения об открытии филиалов или представительств отражаются в государственном реестре. О создании стационарных рабочих мест надо уведомить налоговиков в течение месяца (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Важно помнить, что нет запрета на создание обособленного подразделения в одном субъекте с основной организацией или в разных субъектах.