Что значит количественное числительное. Разница между порядковыми и количественными числительными

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или который?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения - отношения к числу. Грамматиче­ские признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Разряды числительных по значению

Выделяют количественные и порядковые числительные.

Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.

Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счет­ными существительными, то есть с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счетными существительными (две третьих конфет), так и с несчетными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевленными существительными.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десяте­ро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:

    с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существитель­ ными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины);

    с существительными человек, лицо, ребенок (пятеро людей, лиц, детей);

    с названиями детенышей животных (семеро козлят);

    с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются пре­ имущественно числительные двое, трое и четверо;

    с существительными, называющими парные предметы (двое нос­ ков); два носка - это два носка, а двое носков - это четыре нос­ ка, то есть две пары носков;

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих). Порядковые числительные обозначают порядок предметов при

счете (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос который?, какой по счету?.

Разряды числительных по структуре

По структуре выделяют числительные простые и составные.

Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).

Составные числительные неоднокомпонентны, то есть пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьде­ сят пятый).

Комплексы 2 и 3 выделяет также сложные числительные, которые однокомпонентны, но имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый). В комплексе 2 в эту группу почему-то попали также числительные, оканчивающиеся на -надцать (пят-надцатъ), к которых элемент -надцать является не вторым корнем, а суффиксом.

Выделение сложных числительных в этих учебных комплексах свя­зано с методическими целями - обучением склонению сложных числи­тельных со вторыми корнями -десят и -сот (пят-и-десят-и, пят-и-сотО).

Грамматические признаки количественных числительных

Единственным «полноценным» морфологическим признаком коли­чественных числительных является признак падежа. Числительные не имеют морфологического признака числа (о словах один, тысяча, мил­лион, миллиард см. далее). Морфологический признак рода представлен только у числительных два, оба, полтора, причем у них противопостав­лены две родовые формы, одна - для мужского и среднего рода (два стола, окна), другая - для женского рода (две парты):

Полтора

м., ср. род

м., ср. род

м., ср. род

полтор-а

полтор-ы

дв-ух

полутор-а

обо-их

обе-их

дв-ум

полутор-а

обо-им

обе-им

полтор-а

полтор-ы

дв-умя

полутор-а

обо-ими

обе-ими

дв-ух

полутор-а

обо-их

обе-их

Как мы видим, у слов два и полтора родовые различия проявляются только в И. п. и В. п., у слова оба родовые различия прослеживаются во всех падежах, причем в И. п. и В. п. они выражаются окончанием, а в остальных падежах - основой (если принять такое разделение на мор­фемы, которое приведено в таблице).

Изменение числительных по падежам называется склонением. У числительных представлены особые типы склонения (называемые в лингвистике нумеративными) и субстантивные типы склонения. ,

Особым образом склоняются числительные два, полтора (см. выше), три, четыре, сорок, девяносто, сто, полтораста:

Четыре

Сорок

Девяносто

Полтораста

четыре

сорок

девяносто

полтораста

трех

четырех

сорока

девяноста

полутораста

трем

четырем

сорока

девяноста

полутораста

И. п. / Р. п.

сорок

девяносто

полтораста

тремя

четырьмя

сорока

девяноста

полутораста

трех

четырех

сорока

девяноста

полутораста

Как мы видим, числительные три и четыре склоняются одинаково, а у слов сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста различаются толь­ко две формы - одна для И. п. и В. п., другая - для Р. п., Д. п., Т. п. и П. п.

Числительные пять - двадцать и тридцать склоняются по III скло­нению, то есть как слово нжочь, причем у числительного восемь пред­ставлены вариативные формы Т. п. - восемью и восьмью.

У числительных пятьдесят - восемьдесят и двести - девятьсот (то есть названия десятков на -десят и сотен на -сот) склоняются обе час­ти: первая как соответствующее простое числительное, вторая у числи­тельных на -десят по III склонению, а у числительных на -сот (-сти, -ста) по мн. числу субстантивного склонения (за исключением форм И. и В. п.).

Количественные числительные характеризуются особой сочетаемо­ стью с существительными.

Целые и собирательные числительные сочетаются с сущест­вительными следующим образом: в И. п. (В. п.) числительное являет­ся главным словом и управляет существительным, требуя его поста­новки в Р. п. ед. числа для слов два, три и четыре и в Р. п. мн. числа для слов пять и далее. В остальных падежах главным является суще­ствительное, а числительное с ним согласуется, например:

трй~(И- п.) ^тЗла (Р. п. ед. ч.); пять (И. п.) столов (Р. п. мн. ч) трех (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.); пяти (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.) трем (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.); пяти (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.) три (В. п.) стола (Р. п. ед. ч.); пять (В. п.) столов (Р. п. мн. ч.) тремя (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.); пятью (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.) (о) трех (П. п.) столах (П. п. мн. ч.); пяти (П. п.) столах (П. п. мн.ч.)

Дробные количественные числительные всегда управляют Р. п. существительного, а число этого существительного зависит от смысла конструкции, ср.: одна вторая конфеты - одна вторая конфет.

В грамматическом отношении среди количественных числительных выделяются слова один, тысяча, миллион, миллиард, триллион и др. названия больший чисел.

Слово один изменяется по родам, числам и падежам, в которых со­гласуется с существительным (один стол, одна парта, одно окно, одни сани). Форма множественного числа одни для обозначения одного пред­мета сочетается с существительными, имеющими форму только мно­жественного числа (одни сани, ворота, ножницы). Склоняется слово один по смешанному склонению: в И. (В.) п. имеет субстантивные окончания (одинО, одн-а, одн-о, одн-и), в остальных падежах - адъек­тивные склонения. Другими словами, числительное один грамматически ведет себя как относительное прилагательное.

Слова тысяча, миллион, миллиард и др. имеют постоянный морфоло­гический признак рода (перв-ая тысяча - жен. род, перв-ый миллион - муж. род), изменяются по числам и по падежам (перв-ые тысяч-и, перв­ых тысяча). Склоняются эти слова по субстантивным склонениям (ты­ сяча - по I склонению, миллион и др. - по II склонению). При сочета­нии с существительными эти слова всегда управляют существительным, требуя его постановки в форме Р. п. мн. числа: И. п. тысяча тонн Р. п. тысячи тонн Д. п. тысяче тонн В. п. тысячу тонн Т. п. тысячей тонн П. п. (о) тысяче тонн.

Иначе говоря, эти слова грамматически ведут себя как существи­тельные. Их отнесение к числительным происходит только на основа­нии их значения.

В предложении количественное числительное вместе с существитель­ным, к которому оно относится, является одним членом предложения:

Я купил пятъ_книг. Грамматические признаки порядковых числительных

Грамматические признаки порядковых числительных сходны с от­носительными прилагательными. Порядковые числительные изменяют­ся по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с сущест­вительными, к которым относятся. Склоняются порядковые числитель­ные как прилагательные (по адъективному склонению, а слово третий - по смешанному: третий-0, треть-его, треть-ему, треть-им, треть-ем,

как притяжательное прилагательное). В составных порядковых числи­тельных склоняется только последняя часть:

И. п. две тысячи пятый год

Р. п. две тысячи пятого года

Д. п. две тысячи пятому году

В. п. две тысячи пятый год

Т. п. две тысячи пятым годом

П. п. (о) две тысячи пятом годе.

Числительное как часть речи имеет следующие особенности пред­ставления в учебных комплексах.

Все три комплекса изучают числительное в один этап в 6 классе и представляют материал с небольшими отличиями. Во всех комплексах основное внимание уделяется вопросу о разрядах числительных по зна­чению и структуре и склонению числительных. Собственно морфологи­ческие особенности числительных рассматриваются очень кратко, что не позволяет сформировать у учащихся четкое понимание грамматиче­ской разнородности числительных разных разрядов и некоторых слов внутри разряда количественных числительных.

Комплекс 2 выделяет 4 разряда числительных по значению: количе­ственные, собирательные, порядковые и дробные (причем предлагает именно такой порядок их изучения) и отмечает, что «количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один)». Формулировка «не имеют рода» требует разъяснения: числительные один, два, а также почему-то не включенные в этот список при рассмотрении соответствующих разря­дов оба и полтора имеют непостоянный признак рода, то есть изменя­ются по родам, в то время как количественные числительные тысяча, миллион, миллиард и другие названия больших чисел имеют постоян­ный признак рода. О грамматических особенностях слова тысяча и др. не сказано ни в одном из комплексов, что значительно затрудняет их морфологический разбор. Только в комплексе 2 сказано об особенно­стях синтаксической сочетаемости количественных числительных с существительными и о том, что грамматически «порядковые числи­тельные похожи на прилагательные».

Комплекс 3, как и комплекс 1, подразделяет числительные на коли­чественные и порядковые и уже внутри количественных выделяет под-разряды целых, дробных и собирательных числительных. В связи с ре­чевой направленностью комплекса основной упор комплекс 3 делает на употреблении числительных: их склонении, избирательной лексической сочетаемости собирательных числительных, употреблению слова оба / обе, причем числительные оба и обе поданы как отдельные слова, в то время как два и две поданы как формы одного слова.

Числительные – самостоятельная часть речи, указывающее на количество предметов, их порядковый номер, а также общее количество. В зависимости от назначения, числительные делятся на три обширные группы, каждая из которых подробно описана в этой статье. Также здесь приведены грамматические признаки числительных и наглядные примеры.

Имена числительные изучаются в 6 классе. Эта часть речи может обозначать количество каких-то предметов, номер предмета по порядку, а также количество как одно целое. В зависимости от этого значения их делят на 3 большие группы .

Числительные могут быть количественными , порядковыми и собирательными . Каждая из этих групп слов имеет свои особенности.

Таблица «Лексико-грамматические разряды имён числительных в русском языке» с примерами

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Например: десять , тридцать , семьсот одиннадцать .

Числительные этого разряда могут иметь разные падежные формы. У некоторых количественных числительных определяется форма рода и числа. Все особенности слов этой категории отражает следующая таблица.

Изменение количественных числительных


Числительное
Как меняется Примеры
1 По родам, числам и падежам Один – одна, одни, одних
2,3, 4 По падежам и родам Два, две, двум, трёх
5-20,30 По падежам, как сущ-е 3-го скл. Ср.: скатертью – десятью, одиннадцатью
50-80, 200-900 По падежам, при этом меняются обе части Пятьюдесятью, трёмстам
40, 90, 100 По падежам, имеют только 2 формы Сорок – сорока

Сто – ста

Девяносто – девяноста

1000 По падежам как сущ. 1-го скл. Ср: Свечёй – тысячей
1000000, По падежам как сущ. 2-го скл. Ср.: дому – миллиону – миллиарду

Порядковые числительные: грамматические признаки

Числительные этого разряда по грамматическим признакам похожи на прилагательные. Они тоже могут иметь формы разных падежей, родов и числа.

Порядковые числительные тоже могут иметь разную структуру. При склонении составных числительных этого разряда в них меняется только последнее слово. Например.

Которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные (два , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ) - отвечают на вопрос сколько? , порядковые - отвечают на вопрос который? (первый , второй , сотый ), дробные (одна пятая , три целых, две седьмых ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «скольких?» и т. п.

    Количественным числительным присущи два значения.

    1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями
      • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
      • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
    2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

    Правописание количественных числительных в русском языке

    • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3) и т.д.
    • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
    • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

    Правописание числительных

    1. У числительных с пяти по двадцать а также «тридцать» мягкий знак пишется на конце, а у числительных с «пятьдесят» по «восемьдесят» и с «пятьсот» по «девятьсот» - в середине слова.

    2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

    3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый») .

    4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный », «-миллионный », «-миллиардный », пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

    5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

    6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

    7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

    8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

    9. Обратите внимание: числительные "оба" (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

    10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

    Другие виды числительных

    Склонение имён числительных

    В русском языке при склонении количественных имен числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятью стами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый .

    Падеж 1 2 5 40 50 100 1000 300 оба(обе)
    И.п. один (первый) два (двое) пять сорок пятьдесят сто тысяча триста оба (обе)
    Р.п. одного (первого) двух пяти сорока пятидесяти ста тысячи трёхсот обоих (обеих)
    Д.п. одному (первому) двум пяти сорокa пятидесяти стa тысяче трёмстам обоим (обеим)
    В.п. одного (первого) два (двоих) пять сорок пятьдесят сто тысячу триста оба или обоих (обе или обеих)
    Т.п. одним (первым) двумя (двоими) пятью сорока пятьюдесятью ста тысячей тремястами обоими (обеими)
    П.п. одном (первом) двух (двоих) пяти сорока пятидесяти ста тысяче трёхстах (об) обоих (обеих)

    Обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?».

    Имя числительное - это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно) (о числительных, располагающих морфологическим значением рода, см. ниже). Числительные делятся на два лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько , столько-то .

    Количественное числительное

    Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?» и т. д.

    Количественным числительным присущи два значения.

    1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями -
      • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
      • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределённое количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
    2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

    Правописание количественных числительных в русском языке

    • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: восемнадцать (18), восемьдесят (80), восемьсот (800).
    • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь (88888).

    Склонение количественных числительных в русском языке

    В сложных числительных, обозначающих десятки и сотни, склоняются обе части:

    • 80 - восемьдесят , род. восьмидесяти , тв. восьмьюдесятью и восемьюдесятью .
    • 800 - восемьсот , род. восьмисот , дат. восьмистам , тв. восьмьюстами и восемьюстами , пр. о восьмистах .

    Другие виды числительных

    Склонение имён числительных

    Примечания

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Числительные" в других словарях:

      Имена (грамм.). понятие численности в языке выражаетсядвумя способами: 1) в виде особых форм имени, местоимения и глагола,обозначающих общие представления так назыв. единственного, двойственногои множественного чисел, и 2) в виде самостоятельных … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      числительные - Самостоятельная часть речи, выражающая категориальное значение количества в грамматических формах падежа, а иногда и рода: два, сорок, трое, семеро. Общекатегориальное значение числительных определяется с помощью подстановки вопроса сколько?… …

      Числительные, числительных, числительным, числительные, числительными, числительных (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

      числительные порядковые - Числительные, обозначающие количественный признак предмета по его месту в этой системе при счете однотипных предметов. Порядковые числительные не имеют значения отвлеченного числа, поэтому они не используются при вычислениях: сложении, вычитании … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      числительные определенно–количественные - Числительные, называющие определенное число или количество предметов в виде целых величин. Эти числительные могут быть простыми, сложными, составными. Они изменяются только по падежам, при склонении сложных и составных числительных изменяется… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      Язык 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 венгерский egy kettő három négy öt hat hét nyolc kilenc tíz мансийский аква китыг … Википедия

      Числительные количественные, порядковые, дробные - 1. С л о ж н ы е (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: восемнадцать, восемьдесят, восемьсот. 2. С о с т а в н ы е (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: в… … Справочник по правописанию и стилистике

      числительные собирательные - (двое, трое, семеро) Числительные, обозначающие определенное количество предметов как единое целое, как совокупность. По структуре они простые, в состав дробных не входят, имеют суф. о / оj , ер. Собирательные числительные не имеют категории… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      числительные составные - Разряд числительных по структуре, состоящих из нескольких простых или сложных числительных: семьдесят, два, сто двадцать три. Составные числительные не имеют: 1) грамматической цельнооформленности (при склонении изменяется каждое слово, входящее… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Книги

    • Числительные. Numerals. (англ. грамматика наглядно) , Максименко, Наталия Изидоровна. «Английская грамматика наглядно» - это комплект наглядных пособий по грамматике английского языка. Цветные двухсторонние плакаты просто и доступно представляютязыковой материал, развивают…

    Тема урока:

    Цели урока:

    познакомить учащихся с темой, совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с числом; формировать умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении; развить логику, мышление; воспитать интерес к уроку, любовь к русскому языку.

    Тип урока: Урок усвоение нового материала. Комбинированный.

    Наглядность: флипчарты, проектор, слайды, компьютер, маркеры, смайлики.

    Методы урока: 1. Словесный

    2. работа в группе

    3. работа в паре

    4. индивидуальное задание

    5. наглядный

    Ход урока:

    Этапы урока

    Действие учителя

    Действие учащихся

    Организационный момент

    Приветствие учителя учащихся. Отметка в журнале отсутствующих учеников. Психологический настрой.

    Проверка домашнего задания

    Изложите на постере прошедшие темы. Имя числительное. Простые, сложные, составные числительные.

    Ученики на постере излагают прошедшие темы имя числительное, простые и составные числительные

    Вызов

    Ваш друг построил многоэтажный дом. Давайте посчитаем сколько здесь этажей.

    Это слова какой части речи?

    Какие это числительные?

    На первом, втором и третьем этажах магазины все остальные этажи свободны

    Друг ваш предлагает вам квартиру на любом этаже в этом доме.

    Напишите тот этаж, который вы выбрали.

    Те кто выбрал

    4 этаж –одна группа

    5 этаж –одна группа

    Вы обустроили квартиру и решили пригласить в гости вашего друга, но ему обязательно нужно сказать на каком этаже вы живете. Как сказать? Напишите свой вариант на листке

    Четыре - это какое числительное?

    Как вы узнали?

    Дайте определение

    А если не подходит количественные числительные, то какие возникают вопросы. Числительное «четвертом» на какой вопрос отвечает? Что оно обозначает?

    Дайте определение

    Материал для наблюдений

    Значит, тема сегодняшнего урока звучит как?

    Открываем тетради, пишем сегодняшнее число 22 октября 2014 года, десятый месяц года лошади, второй месяц осени, третья неделя месяца, третий день недели. До конца первой четверти

    осталось две недели, 14 дней. Кто запомнил какие числительные я употребила в своих словах?

    Раз, два, три, четыре, пять

    Числительные

    4, 5.

    Учащиеся делятся на группы

    Я живу на четыре этаже

    Количественное

    Количественное числительное обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?

    Какой?

    Порядок при счете

    Порядковые числительные –обозначают порядок при счете и отвечает на вопрос какой?

    Наблюдают два текста, имеющие в себе числительные. Определяют их функции.

    Количественные и порядковые числительные

    Осмысление

    Где встречаются числительные?

    Головоломка со спичками . Переместите спичку таким образом, чтобы получилось равенство верным

    Еще?

    Вспомните сказки, мультфильмы в названиях, которых есть числительные.

    Люди часто пользуются в своей речи числительные. Не случайно числительные употребляются в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Попробуйте объяснить значение следующих фразеологизмов.

    В два счета

    Как две капли воды

    Заблудиться в трех соснах

    Сидеть в четырех стенах

    Первый блин комом

    Семь пятниц на неделе

    Семи пядей во лбу

    За семью замками

    На седьмом небе

    Вспомните пословицы в которых встречаются числительные

    Сейчас, вам буду говорить толкование пословиц, а вы вспомните саму пословицу

    Если будешь делать несколько дел сразу, ни одного не сделаешь.

    Прежде чем что-либо сделать, все тщетно взвесь, проверь несколько раз.

    В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем деньги.

    Чтение правила

    Первая группа количественные числительные. Вторая группа порядковые числительные объясняют новую тему друг другу. Приводят примеры

    Просклоняйте ваши этажи на доске. Что такое склонение?

    А теперь отгадайте о ком идет речь?

    Она родилась в конце лета, в начале последнего летнего месяца, на первой декаде. Когда она родилась поспевали овощи и фрукты.

    Какую роль играет числительное в нашей жизни

    Физминутка «Зверобойка»

    Анекдот из жизни

    Чтобы такое с вами не случилось, давайте узнаем, насколько вы знаете время

    Видеоролик ВОВ

    На уроке математики

    В сказках, пословицах и поговорках, фразеологизмах.

    Три поросенка, три богатыря, Белоснежка и 7 гномов, волк и семеро козлят, 38 попугая

    Дружно

    Очень быстро

    Очень похожи

    Запутаться

    Не выходить из дома

    Человек, который каждый день меняет свое решение.

    Умный человек

    Спрятать надежно

    Счастлив

    Ответы учеников

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей

    Количественные числительные изменяются по падежам, не имеют рода, за исключением один, два. Не имеют числа. Количественные числительные разделяются на целые, дробные, собирательные.

    Порядковые числительные называют номер предметов при счете, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются как имена прилагательные. Если находятся в составе названий праздников или знаменательных дат, то пишутся с прописной буквы

    Изменение слов по падежам называется склонением.

    И.п. четвертый этаж

    Р.п. четвертого этажа

    Д.п. четвертому этажу

    В.п. четвертый этаж

    Т.п. четвертым этажом

    П.п. о четвертом этаже

    И.п. пятый этаж

    Р.п. пятого этажа

    Д.п. пятому этажу

    В.п. пятый этаж

    Т.п. пятым этажом

    П.п. о пятом этаже

    Без числительных наша речь непонятна, на понятие уходит некоторое время.

    Опережающее задание ученики инсценируют анекдот.

    Работа в паре

    Рефлексия

    На уроке мне было трудно….

    Домашнее задание

    Упражнение 585 стр 255. Просклоняйте порядковые числительные 1997 год, 21 век

    Оценивание

    Индивидуальное задание для Акмарал

    Саша шустро сушит сушки

    Саша высушил штук шесть

    И смешно спешат старушки

    Сушек Сашиных поесть

    Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

    Отгадайте загадки

    Два конца, два кольца

    Посередине гвоздик. (н…..ы)

    Два брюшка, четыре ушка (п…..а)

    Индивидуальное задание для Гулжаухар

    Быстро произнесите скороговорки

    В семеро саней

    По семеро в сани

    Уселись сами.

    У четырех черепашат по четыре черапашонка.

    Отгадайте загадки

    12 братьев друг за другом ходят, друг друга догнать не могут (м….ы)

    Два близнеца- два братца верхом на нос садятся (о…и)

    Индивидуальное задание для Нурбек

    Отгадайте загадки

    Три глаза, как три приказа. А красный самый опасный (с……р)

    У него четыре лапки,

    И на каждой есть царапки.

    Переведите на родной язык пословицу

    Индивидуальное задание для Мархабат

    Отгадайте загадки

    Двое чутких есть ушей

    Он –гроза для всех мышей (к.т)

    На пять чуланчиков – одна дверца (р……а)

    Переведите на родной язык пословицу

    Четверо живущих в согласии достанут и с неба,

    Если шестером не дружны, они не удержат даже то, что у них в зубах.

    Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

    Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

    Семидесятилетию Великой Победы!

    Великая Отечественная война началась _______ _________ июня _________ ___________ ______________ _______________ года.

    Закончилась ___________ мая ________ ___________ _______ _______

    года. Она длилась _______ ___________ ____________ дней.

    Опорные слова: 22, 1941, 9, 1945, 1418

    Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

    Семидесятилетию Великой Победы!

    Великая Отечественная война началась _______ _________ июня _________ ___________ ______________ _______________ года.

    Закончилась ___________ мая ________ ___________ _______ _______

    года. Она длилась _______ ___________ ____________ дней.

    Опорные слова: 22, 1941, 9, 1945, 1418

    Материал для наблюдений

      Сколько тебе лет?

      В каком году ты родился?

      На каком этаже ты живешь?

    Материал для наблюдений

      Сколько тебе лет?

      Сколько лет ты учишься в этой школе?

      Сколько предметов вы изучаете?

      Сколько этажей имеет здание твоей школы

      Сколько человек учится в твоем классе?

      Из скольких человек состоит ваша семья?

      Сколько минут ты тратишь по дороге из дома в школу?

      В каком году ты родился?

      Какой год ты посещаешь школу?

      На каком этаже ты живешь?

      Какой год был для тебя удачным и понятным?

      В каком году ты закончишь школу?

      В каком году ты поступил в первый класс?

      Каким по счету является спортсмен, получивший бронзу?

    Анекдот из жизни

    Как –то один прохожий спросил у молодого человека, который только-только изучает русский язык, подскажите, пожалуйста который час? Молодой человек посмотрел на часы и никак не мог объяснить, наконец-то он произнес: хочет быть двенадцать, но 5 не отпускает.

    ТЕМА:

    Бейсенова Зульфия Сарбаевна

    Рефлексия

    Сегодня на уроке мне было понятно…..

    На уроке мне было трудно….

    На уроке мне понравился то, ….

    На уроке мне не понравился то, …

    Рефлексия

    Сегодня на уроке мне было понятно…..

    На уроке мне было трудно….

    На уроке мне понравился то, ….

    На уроке мне не понравился то, …

    Рефлексия

    Сегодня на уроке мне было понятно…..

    На уроке мне было трудно….

    На уроке мне понравился то, ….

    На уроке мне не понравился то, …

    Рефлексия

    Сегодня на уроке мне было понятно…..

    На уроке мне было трудно….

    На уроке мне понравился то, ….

    На уроке мне не понравился то, …