Есть в осени первоначальная но дивная пора. Тютчев есть в осени первоначальной

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Ф. Тютчев прославился своим умением передавать неуловимые мгновения, связанные с русским пейзажем. Его стихотворения подобны превосходным снимкам, сделанным в самые удачные моменты. Поэт удивительно точно находил нужный ракурс и время. В 1857 г. он написал стихотворение «Есть в осени первоначальной…», посвященное самой прекрасной и недолгой осенней поре – бабьему лету. Произведение было написано поэтом в приливе вдохновения при наблюдении за осенним пейзажем из экипажа.

Осень традиционно считается периодом угасания жизненных сил, предчувствием неизбежной зимы с ее суровыми морозами. Поэтому многих поэтов привлекал особый осенний период – бабье лето. После первых осенних унылых дождей и заморозков оно является ярким прощальным напоминанием о прошедших счастливых летних днях. Бабье лето – короткая передышка природы, сделанная перед очередным суровым испытанием.

Тютчев акцентирует внимание читателя на том, что бабье лето внезапно останавливает процесс увядания и на некоторое время фиксирует природу в неизменном состоянии, позволяя в полной мере насладиться ее красотой. Чувствуется невероятная хрупкость этого состояния («весь день стоит как бы хрустальный»). Человеку дается время собраться с силами перед длительной русской зимой, еще раз окунуться в атмосферу минувшего лета.

Тютчев обращается к образам простого деревенского труда, жатвы и уборки урожая. Вместе с последними теплыми днями закончилось и тяжелое время страды. Осень является периодом подведения итогов. Не случайно на Руси в это время традиционно справляли свадьбы. Бабье лето становится передышкой и для крестьянства.

Пристальное внимание Тютчева к каждой мелочи ярко представлено в образе «тонкого волоса паутины». Этот незначительный сам по себе элемент пейзажа очень емко и точно передает ощущение умиротворения, объединившего природу с человеком.

Поэт призывает читателей максимально использовать предоставленную передышку. Спокойному созерцанию природы ничто не может помешать: исчезли громкие звуки («птиц не слышно боле»), потускнели яркие краски. До суровых зимних бурь еще очень далеко, поэтому они представляются чем-то нереальным. Автор специально не упоминает об осенней непогоде и распутице. Он хочет, чтобы в памяти сохранились самые лучшие воспоминания об осени.

Фёдор Иванович Тютчев – это великий поэт, который внес огромный вклад в формирование и развитие литературного направления в пейзажной лирике. Он воспевал прелести природы необыкновенно певучим языком.

Родился автор в декабре в 1803 году в Орловской губернии. Начальное образование он получал в домашних условиях. Ему очень сильно нравилась латынь, а также поэзия Древнего Рима. По достижению пятнадцати лет его отправляют учиться в университет, расположенный в Москве – в отделение, которое занимается словесностью.

В университете он задерживается до 1821 года. Далее он устраивается на работу в коллегию по иностранным делам. Здесь его назначают дипломатом и отправляют работать в Мюнхен. В Германии, а затем в Италии поэт проводит чуть более 22 лет. Именно здесь он встречает свою большую любовь - Элеонору. В браке у них рождается три дочери. Второй брак будет позже, после смерти первой супруги. На этот раз избранницей дипломата будет Эрнестина.

Творческий путь Фёдора Ивановича разделяется на три периода. Первый этап относится к более ранним годам – 1810-1820 гг. В это время он пишет легкие и непринуждённые произведения, которые отличаются архаичностью и не совсем похожи на произведения того времени. Во втором период лирика становится более качественной, особенно это касается времени, когда автор проживает за границей.


Имеется и третий период творчества Тютчева. Он относится уже к позднему времени, когда умудрённый жизненным опытом поэт влюбился как юноша и буквально осыпал свою избранницу стихами как восхваляющими, так и горестными текстами.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»

Произведение под названием «Есть в осени первоначальной…» было представлено на обзор критикам в далеком 57-м году девятнадцатого столетия, а именно – 22 августа. Создано произведение спонтанно, во время возвращения Федора Ивановича Тютчева в Москву. Он ехал вместе со своей дочерью и так сильно вдохновился окружающей природой, что с легкостью написал строки в свою записную книжку.

Данное произведение относится к лирике, созданной уже в зрелом возрасте. На момент написания шедевра Фёдору Ивановичу уже исполнилось 54 года, и за его плечами был большой и плодотворный опыт. Впервые напечатано произведение в 1858-м году. Его опубликовал известный на то время журнал под названием «Русская беседа».

Представленная публике зарисовка очень сильно понравилась своим лиризмом. Здесь описывается осенний период года в самом начале. Именно это время называется в народе – «бабье лето».

То, что на улице было начало осени, указывает эпитет – первоначальной. Он создает особенное раздумье и настроение, позволяя читателю воссоздать в воображении начало осенней поры. Фёдор Иванович Тютчев считается признанным мастером. Он максимально красочно смог передать именно тот период, который олицетворяет смену лета на последующую пору года. Здесь представлена тонкая грань между цветущим летом и зарождением осени.

Особенности природы в произведении


Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в стихотворении играют используемые автором всяческие эпитеты. Они позволяют максимально точно раскрыть тончайшие грани натуральной природы. Фёдор Иванович Тютчев именует данную пору года особенным образом, называя ее дивной. Таким образом, автор старается показать читателю, что природа не только красива, и по-особенному необычна во время дней бабьего лета. Такое время особенно притягательно и завораживает своей красотой. Бабье лето – это своеобразный подарок человеку и прощальный жест, указывающий на скорый уход лета.

Не менее интересен используемый эпитет под названием «хрустальный». Он указывает на особенную игру света во время проходящих деньков. Одновременно с этим, его можно отнести и к прозрачности голубого неба, которое постепенно теряет краску, олицетворяющую летний период года. Словом хрустальный автор старается передать исключительную звонкость дня в осенний период. Таким образом, создается определенная хрупкость окружающей природы, которая вот-вот потеряет свою изначальную красоту.

Стоит особое внимание уделить и эпитету – лучезарные вечера. Такое словосочетание передает читателю, что в природе постоянно появляются все новые и новые цвета, которые создаются под действием заходящего солнца. Все земля в это время освещена по-особенному теплым светом. Вся картина закрепляется прозрачным и чистым небом, которое отмечает праздник прихода осеннего периода.

Следует отметить, что представленная в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» взаимосвязь натуральной природы и жизненного пути человека присуща практически всей лирике Фёдора Ивановича. В произведении особое внимание уделяется полю, которое закрепляется метонимиями, к примеру, падающий колос и прогулки серпа.

Особенности третьей строфы стихотворения


Третья строфа произведения «Есть в осени первоначальной…» особенна интересна. Здесь присутствует своеобразное напоминание, что в скором времени наступит зима, а с ней придут зимние бури.

В шедевре имеется восклицание лирического героя. Тютчев указывает на определенную пустоту, которая мотивируется звенящей тишиной. Такие строки несут только покой и полное умиротворение. Автор отмечает, что как и натуральная природа, так и сам человек рано или поздно нуждаются в перерыве, чтобы по-настоящему насладиться тишиной, а также разлившейся по пространству гармонией.

В строках приводится сравнение осеннего периода с закатом, который в определенный момент возникает на пути практически каждого человека. Фёдор Иванович отмечает не период старения, а время, которое принято называть зрелостью. Это период подтвержденный мудростью, полученной за прожитое время.

Автор старается охватить своим особенным лирическим взором все окружающее пространство – это и опустевшие красивые поля, и различные мелочи, к примеру, тонкий волос паутины. После принятия и изучение прошедших лет на жизненном пути, люди максимально остро начинают ощущать данные моменты. Они понимают свою роль, а также принадлежность к окружающему миру, особенное единство с натуральной природой.

Всё это позволяет максимально точно передать атмосферу осени и сформировать в воображении прозрачность, которые способны навеять легкую грусть и печаль на душе.

Произведение «Есть в осени первоначальной…» состоит из трех, гармонично сочетающихся между собой, строф. Все они написаны с помощью разностопного ямба. Следует отметить, что двухсложная стопа обладает ударением, располагающимся на втором слоге.

Следует также отметить, что весь ритм в произведении весьма музыкальный. Здесь чередуются в правильной последовательности как женские, так и мужские рифмы. Они могут быть как длинными, так и короткими, создавая определенное ощущение непостоянства и недолговечности, связанной с красотой натуральной природы.


Все произведение представлено читателю в виде трех предложений. В строках присутствуют повторения многоточий, которые создают особенную атмосферу для размышления. После прочтения остается ощущение недосказанности, которое способно нарисовать в воображении всевозможные ассоциации.

В произведении имеются не только эпитеты, но и множество иных средств выразительности, стоит рассмотреть основные из них:

Метафора – льется лазурь, которая чистая и теплая.

Сравнение – день стоит на месте, как будто он хрустальный.

Олицетворение – волос тонкой паутины.

Атитеза – пустое все, гуляющий серп.


Фёдор Иванович Тютчев в произведении «Есть в осени первоначальной…» применил особенную разновидность метонимии, именуемую как синекдоха. Это и гуляющий серп, и падающий колос, и тонкая паутина волос. Такие вещи весьма сильно укрепляют весь смысл произведения. Они придают весомость строкам и выделяют их из общего числа других.

Тютчев способен чутко понимать натуральную природу. Именно поэтому он смог показать увядающую пору года, которая пленит своей красотой. Ранняя осень в его произведении, наполнена различными одухотворенными образами, которые воплощают гармонию мира и спокойствия.

Надежда Королева
Литературный вечер «Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная пора»

Цели :

Воспитывать интерес к художественному слову, развивать интерес к стихам разных поэтов.

Активизировать работу с дошкольниками по использованию детской книги в их познавательно-речевом и художественно-речевом развитии.

Задачи :

Способствовать повышению интереса детей к поэзии;

Закреплять знания детей об осени , осенних месяцах , об осенней подготовке растительного и животного мира к зиме.

- Формировать у детей : желание уметь выразительно читать наизусть, умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Развивать артистические способности детей.

Развивать внимание, память мышление и воображение.

Предварительная работа :

Чтение детям стихов и беседы по ним, расширение познавательных интересов через строчки стихов. Работа по проекту «Времена года» раздел осень .

Знакомство детей с Пушкиным через чтение стихов о природе.

Разучивание наизусть стихотворений.

Привлечение родителей к воспитанию интереса к поэтическому слову, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности детей. (Разучивание Стихотворения и чтение произведений с детьми)

Разучивание танцев

«Дождик кап- кап- кап» , Листопад – Чародей.

Оборудование :

Фонограмма песен «Дождик кап- кап- кап» , «Листопад – Чародей» , магнитафон.

Презентация c иллюстрациями фотографиями к стихотворениям детей, телевизор.

Выставка книг с осенними стихами . Портреты писателей : Пушкин, Есенин, Фет,Маршак,

Декоративные дополнения к стихам : деревенские домики, у стенки одного дровница с дровами, осеннее дерево , куклы - осенние месяца Сентябрь , Октябрь, Ноябрь, сова с книжками, подсвечник со свечой, перо – ручка. Мольберт с картиной осени , краски, кисточки.

Ход литературного вечера.

Есть в осени первоначальной ,

Короткая но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера .

Как чудесно поэты пишут об осени .

А что такое осень ?

Это время года.

Представьте себе, что вы художники, какого цвета краски вы возьмёте?

Скажите мне, кто может написать картину, не красками, а словами?

Поэты. К сегодняшнему дню мы с вами давно готовимся, каждый из вас выучил стихотворение. Каждое стихотворение это картина. Такие картины можно увидеть только в тишине. Вы готовы прислушаться к каждому слову в стихотворении, стихах- загадках? Тогда начинаем наш поэтический вечер (Денис) .

С летом год решил проститься,

Помутнела вдруг река,

Дружной стаей стали птицы

Собираться в отпуска.

И чтоб стало всё как в сказке,

Красоту земле даря,

Год разлил на осень краски

Из коробок сентября

Из чьей коробки ГОД достал краски ? Денис принеси нам сюда сентябрь (кукла - сентябрь)

Сентябрь (Максим)

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы” за моря

И открылась школа. С. Маршак

Круглый год. Октябрь. (Рита. П)

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек

С. Маршак

Про какой месяц Рита прочитала нам стихотворение? Рита ищи октябрь и ставь его рядом с сентябрём. Скажите зачем на зиму нужно заготавливать дрова?

(Никита)

Солнце мерзнет, в тучи прячась,

Ветер северный завыл,

Птицы в отпуск потянулись,

Дождь холодный зарядил.

Я про осень размышляю

У закрытого окна :

Осень очень любит Пушкин ,

Осенью родился я !

Кто такой Пушкин? Да верно это великий поэт он написал много стихов, и сказок с ними мы ещё с вами познакомимся, а сейчас, Юлиана прочитает отрывок

Из романа «Евгений Онегин»

Уж небо осенью дышало ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день ,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора ;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. Пушкин

Руслан загадает нам 2 загадки.

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает ?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это. (Дождь)

Осенью часто идут дожди , об этом проказнике поэты тоже написали стихи.

«Дождь по улице идет.» (Рома)

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы ,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень

Дождь идет (Илья)

Туча-кошка, хвост трубой,

Туча с длинной бородой,

Туча-лошадь, туча-жук.

А всего их двести штук.

Бедным тучам очень тесно,

Нету тучам в небе места.

Перессорятся все двести,

А потом заплачут вместе.

И кричит внизу народ :

«Разбегайся, дождь идет!»

Летят дождинки (Илья Л.)

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Густой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

Когда идёт дождик нам грустно или весело? …

А всё зависит, какое у нас настроение. Давайте мы с вами превратимся в дождик и немножко попроказничаем.

Танец «Дождик кап- кап- кап» .

Осень - дивная пора !

В воздухе летают листья,

Словно летом мошкара.

Об осенних листьях и осени есть много стихов

Осенний листок . (Саша)

За окошком лист осенний пожелтел ,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

Осень (Катя)

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила,

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Все кругом искрится,

Все переливается

Осень (Артём)

Осень ,

Осень .

В тучах отсырело -

Даже в полдень светит

Тускло и несмело.

Из холодной рощи

На тропинку,

Выдуло зайчонка -

Первую

Снежинку.

Осень (Соня)

Ходит осень по дорожке ,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень ,

Бродит осень .

Ветер с клена листья

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый -

Кленовый.

Листопад!

Листопад! Листопад! (Кирилл)

Весь усыпан парк и сад!

Разноцветными коврами,

Расстелился под ногами!

Листик в ручки я поймаю,

Подарю любимой маме!

Осень листопадная ,

Самая нарядная!

Вы знаете, что осенью спускается на землю «Листопад – Чародей» и гуляет по улицам, паркам, а лес его любимое место для игр.

Танец Листопад – Чародей.

Максим загадает загадку.

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?

(птицы)

Видеоролик улетающих птиц. Кто это? что они делают? о них мы сейчас и почитаем стихи.

«Наступила осень (Даша)

Наступила осень ,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края

Стрижи (Рита Г)

Улетели сегодня стрижи.

А куда улетели, скажи?

А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы.

Но милее им все-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине.

К зиме готовятся не только птицы, но и звери. Кирилл Юрьев расскажет нам про медведя.

Отыскал корягу Миша –

Есть одна стена и крыша .

Лёг к стене спиной, зевает.

Домик ветер продувает.

Беспокоиться не стоит :

Три стены зима достроит.

А Настенька у нас знает загадку об 1 из осенних месяцев . Попробуйте внимательно слушать и отгадать.

Лягушата, медвежата, (Настя)

И конечно барсучата,

В этом месяце опять,

На зиму ложатся спать!

Словно снег листва кружится,

И цветным ковром ложится,

Засыпает вся природа,

В какой же месяц года? (октябрь)

Давайте вспомним с вами как к зиме готовят припасы белки.

Осенние хлопоты

Сколько белкам хлопот! Поспевает орех,

яблоки, груши, рябины.

Надо белых грибов насбирать,

Нанизать их по веткам сосновым,

Конопатить дупло мохом новым,

Трав и листьев в гнездо натаскать.

Оттого-то в лесу суетня,

И без ветра в движенье верхушки,

Оттого вкруг косматого пня

Взрыты мхов разноцветных подушки.

А вы знаете, что всё это время за вами наблюдали ежик и лисёнок. Нам так понравился ваш литературный вечер , что мы решили подарить вам три свои любимые книжки, о том, как живут в лесу, заяц лиса и медведь. Воспитатель вам почитает, а пока вы можете посмотреть картинки. Только берегите эти книжки, они наши любимые.

На этом мы закончим наш литературный вечер , было очень приятно находится в вашем обществе, слушать чудесное чтение стихов. Я получила от вечера с вами большое удовольствие. Надеюсь на новые встречи.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." (для учеников 6-7 классов)

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева изображает картины русской природы. Стихотворение "Есть в осени первоначальной..." было написано в одна тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году. В этом произведени запечатлён замечательный осенний пейзаж.

Стихотворение является образцом художественного стиля поэта. Здесь Фёдор Иванович Тютчев делится чувствами, которые дарит красивая осень. Одиночество и чувство утраты, спокойствие и немая радость царят в душе поэта. Изображая то, что открывается взгляду поэта, и представляя прошлое и будущее, Ф. И. Тютчев раскрывает свои мысли и чувства.

Произведение богато эпитетами: " в осени первоначальной", "дивная пора", "день хрустальный", лучезарны вечера", "бодрый серп", "паутины тонкий волос", "праздная борозда", "чистая и тёплая лазурь", "отдыхающее поле".

Эпитеты позволяют глубже раскрыть пейзаж. Автор вкладывает глубокий смысл в короткие строки:

Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Эпитеты позволяют читателю самостоятельно домыслить эти образы, представить осенний пейзаж. Такое может быть, когда солнце светит ярко, но ласково, спокойно, а вечером на небе появляются яркие оранжевые и жёлтые облака.

Вместе с тем эпитеты служат для передачи авторского отношения и чувств. Автор грустит о той поре, когда "бодрый серп гулял". Теперь ему становится тоскливо оттого, что "паутины тонкий волос блестит на праздной борозде".

Это произведение является ярким образцом творчества русского поэта. Любовь к родине, изображение красоты русской природы - основные мотивы творчества Фёдора Ивановича Тютчева.

5-й класс

Ф.И. Тютчев.
«Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока по анализу поэтического текста

Цели: продолжить формирование у учащихся умения читать и воспринимать пейзажную лирику; навыки анализа стихотворного текста.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о поэте.

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

2. Анализ стихотворения.

Анализируем стихотворение в ходе беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение, свои дорожные впечатления от осеннего пейзажа, свои размышления.

– На сколько строф делится стихотворение? О чем говорится в каждой строфе?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на праздной борозде) . В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается последним теплом.

– Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: в осени первоначальной, дивная пора, бодрый серп, на праздной борозде (на праздной – то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле .

Находим метафоры: серп гулял, лазурь льется . Поэт сравнивает паутину с волосом: лишь паутины тонкий волос блестит; голубое небо он называет лазурью . Мы вслед за поэтом представляем поле как большого отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и состояние покоя помогают передать в первом четверостишии всего два глагола: есть и стоит .

– Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов – со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)

Но далеко еще до первых зимних бурь – (12 слогов)

И льется чистая и теплая лазурь (11слогов)

На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

4. Сочинение-миниатюра «Путешествие золотого листочка».

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.