Глаза Будды опущены, сам он стоит, свесив руки вдоль тела.

Одна из древних столиц государства. В нем практически нет достопримечательностей, интерес представляет только статуя сидящего Будды и большое красивое озеро, на берегах которого и стоит сам город.


Сидящий Будда в Курунегале

Как в старинной сказке, город Курунегала окружен семью горами. Самая восточная из них — каменная скала, очень высокая, не меньше 150 метров. Венчает её огромная белоснежная статуя сидящего Будды . Он сидит в позе лотоса, медитируя. Лицом статуя повернута на юг. Это современная скульптура. Высота этого сидящего Будды составляет 88 футов, это почти 30 метров, а весит скульптура около 550 тонн. Скала, на которой стоит статуя, похожа на согнутую спину слона. Именно поэтому скала так и называется — Слоновья. Подходящим к нему паломникам статую видно уже за несколько километров. А еще её в городе видно отовсюду. По верованиям буддистов, Будда, сидящий над городом, охраняет его и всех горожан. Каждый, входящий в город, непременно пройдет мимо нее. И не удивительно, что он является негласным символом Курунегалы. Не смотря на то, что это место паломничества для буддийских монахов, здесь также можно встретить много групп туристов. Со Слоновьей скалы можно долго любоваться окрестностями. Поднимитесь повыше, и Вы выйдете на просторную смотровую площадку. С нее открывается чудесная панорама на долину и на город.

Статуя Сидящего Будды в Курунегале — фото

На вершину холма можно подняться по каменным ступенькам. Они вырублены из скалистых пород и довольно замшелые. Эти ступеньки неглубокие и довольно крутые, так что подъем по ним может представлять определенные трудности. Для подстраховки есть перила. Общая же длина подъема по этим извилистым дорогам составляет около двух километров. Но даже такой крутой и трудный подъем не мешает верующим, паломникам и монахам пройти этот путь. Попробовать свои силы могут и обычные туристы. Немного поднять Вам настроение во время трудного подъема помогут вездесущие обезьяны. Они в этой местности обитают повсюду. Кому не хочется идти пешком, можно проехать по асфальтированной дороге на автомобиле. Только к самому Будде уже возле самой вершины надо будет все же пройти пешком, а транспорт оставить на стоянке. Всю красоту и необычность города Вы сможете ощутить, только поднявшись на вершину холма. Только там она становится понятна. И точно так же становится ясным, что статуя сидящего Будды установлена на самой высокой точке города. Возле него ощущается покой и умиротворение.

Как добраться до статуи сидящего Будды в Курунегале

Город Курунегала находится почти в 120 километрах от столицы Шри-Ланки — (это если ехать на северо-восток), и всего в 40 километрах от . От этих городов ходят автобусы, можно заказать и такси. Из центра самой Курунегалы к статуе можно подъехать на тук-туке. О стоимости надо договориться с водителем заранее. Посещение статуи сидящего Будды абсолютно бесплатное.

Сидящий Будда в Курунегале на карте

July 6th, 2012

Есть такие объекты в мире, о которых вроде бы все знаешь, которые неоднократно видишь на фотографиях, но все равно, встречая очередной раз интресное изображение - восхищаешься тем людям, которые это делали.

Давайте еще раз посмотрим и почитаем об этой всемирноизвестной статуи Будды.

В китайской провинции Сычуань близ города Лэшань в толще скалы высечена гигантская скульптура Будды Майтрейи. На протяжении 1000 лет лэшаньская статуя высотой 71 метр удерживала первую позицию в рейтинге самых высоких монументов мира. По мнению древних зодчих, великое должно найти воплощение в гигантских размерах, ведь Майтрею почитают все школы буддизма. Майтрея — это грядущий Учитель человечества. Рано или поздно он появится на Земле, достигнет просветления и будет проповедовать дхарму — путь благочестия. Статуя Будды в Лэшане — одна из самых древних в мире. Она установлена в том месте, где сливаются три реки, встречные воды которых создают опасные водовороты.



Как гласит легенда, монах Хай Тун решил умилостивить стихию, вырубив в скале скульптурный образ верховного божества. Много лет монах странствовал по городам и сёлам, собирая деньги на сооружение статуи, и в 713 году начал строительство. Хай Тун умер, когда изваяние Будды было изготовлено лишь до колен, но он успел достичь своей благородной цели.


Вырубая статую в скале, рабочие выбрасывали каменные осколки в реку, вследствие чего частично засыпали водные потоки. Таким образом, получилось, что Будда укротил бурный нрав реки. По преданию, когда местный властелин потребовал от Хай Туна передать ему пожертвования, собранные на строительство статуи, тот ответил: «Лучше я выколю себе глаза, чем отдам сокровища Будды». Вскоре правитель явился к монаху за деньгами, но он выхватил нож и исполнил клятву, лишив себя глаза. Растерянный вымогатель отступился. После смерти монаха его дело продолжили правители Сычуани, и через 90 лет, в 803 году изваяние Просвётленного было закончено.

Статуя Будды в Лэшане — воплощение мироздания. Гигантский, 70-метровый Будда сидит лицом к водным просторам, положив руки на колени. Его огромная, 15-метровая голова высится вровень со скалой, а стопы упираются в реку. Уши Будды (каждое — по 7 метров) вырезаны из дерева и искусно присоединены к каменному лицу. Просветлённый «одет» в каменную тунику, складки которой отводят дождевые воды, препятствуя растрескиванию горной породы.

В стенах, окружающих статую, высечены каменные изображения 90 бодхисаттв — духовных наставников людей. В изголовье великана установлена пагода и разбит храмовый комплекс с парком. На фоне монумента зрители кажутся крошечными насекомыми.


Поток туристов, словно пчелиный рой, окружает со всех сторон голову Будды и каскадом спускается вниз по скале к его стопам. На любом из пальцев ног гиганта (длина пальца — 1,6 м) может усесться небольшая группа туристов. Каждый зритель пытается найти самую удобную точку для обзора, но вынужден осматривать изваяние лишь в боковом ракурсе. С вершины скалы виден беспристрастный лик Просветлённого, тогда как его ноги и тело скрываются под уступом. Внизу всю панораму занимают колени Будды, над которыми где-то в вышине проглядывает гигантское лицо.


Изваяние не создано для созерцания: в буддизме всё мироздание есть не что иное, как тело Будды (Буддха-кайя) или тело Истины (дхарма-кайя), и оно непостижимо с помощью чувств или ума. Но именно дхарма-кайя связывает человека с истинно сущим, позволяя ему достичь чистейшего и высочайшего состояния «надмирного» бытия. Как говорили в Китае: «Мы обретаем Совершенное Просветление, когда сердце сливается с основанием каменного монумента». Интересно, что в эпоху средневековья тело Будды было скрыто под 13-ярусным храмом-теремом, но эта постройка сгорела во время пожара.

Большой Будда впечатляет не только своими размерами, но и своей выразительностью: облик гиганта буквально дышит благородством, величием и добротой.


Будда Майтрея в Лэшане — усмиритель водной стихии.

Внутри скульптурного произведения искусно проведена водоотводная конструкция, которую со стороны практически невозможно заметить. Гроты и канавки, спрятанные в складках одежды, на руках, голове, груди Будды, выполняют функции водоотводов и защищают скульптуру от выветривания и разрушения.


Наверху, на самой горе, в изголовье Будды находится пагода душ высотой в 38 метров, а также храмовый комплекс и парк. На стенах вокруг гиганта выдолблены изображения Бодхисаттв (их более 90) и многочисленные изображения Будды.


Майтрея считается грядущим воплощением Великого Учителя человечества, и его почитают все буддийские школы, веря, что однажды он появится на Земле, обязательно достигнет просветления и станет проповедовать людям путь благочестия - дхарму.


Статуя Будды в Лэшане установлена в месте слияния трех рек. Когда-то их стремительные потоки, встречаясь, вили бурные и опасные водовороты. По легенде, буддийский монах Хай Тун, видя это, решил усмирить стихию, изваяв гигантскую скульптуру Учителя в прилегающем горном ущелье.

Сейчас, приехав в Лэшань, любой турист может полюбоваться впечатляющим изваянием. Лицо Будды Майтрейи обращено к реке, гигантские руки сложены на коленях; его 15-метровая голова достигает вершины скалы, а огромные ноги (длина пальцев около 1,6 м) почти упираются в реку. Вырезанные из прочного дерева 7-метровые уши Учителя искусно подогнаны к каменному лицу. Будда одет в тунику, по тщательно вырезанным каменным складкам которой во время дождя стекает вода, препятствуя разрушению скальной породы.

В изголовье колоссального монумента выстроен храмовый комплекс с небольшим парком, а в окружающих статую скалах высечены изваяния 90 бодхисатв - духовных наставников человечества.

В эпоху Средневековья скульптура Будды была скрыта под выстроенным над нею 13-ярусным храмом, но эта постройка была уничтожена пожаром, и теперь, как и прежде, скалы являются единственными стенами для гигантского изваяния.

Что интересно, полностью охватить взглядом статую Будды в Лэшане почти невозможно: сверху открыт беспристрастный лик, но ноги скрываются под горным выступом, а снизу ноги можно рассмотреть превосходно, зато лицо статуи почти полностью закрывают огромные колени. Самый лучший ракурс - сбоку, но и он не позволяет в подробностях разглядеть весь монумент.

Такая особенность придана скульптуре совсем не случайно. Она прекрасно согласуется с буддийской доктриной мироздания, согласно которой весь мир - это тело Будды (Буддха-кайя) или же тело Закона (Дхарма-кайя), которое с точки зрения чувств и ума является непостижимым. Поэтому статуя Будды в Китае не предназначена для разглядывания. Будучи материальным воплощением Дхарма-кайи, она связывает людей с истинно сущим, позволяя им достичь особого состояния чистейшего надмирного бытия, что, как считают буддисты, является подлинной целью жизни каждого человека. По этому поводу китайцы говорят следующее: «Мы обретаем Совершенное Просветление в тот момент, когда наше сердце сливается с основанием каменного изваяния».


И уж можно точно быть уверенным, что в этой статуе отсутствуют

Крупнейшим в мире Буддой по праву считают статую сидящего Будды Майтрея в Лэшани в провинции Сычуань. Местные жители называют ее Да Фо, дословно «Большой Будда», а также «Будда Горы». Его высота - 71 м, а длина тела в плечах - 30 м.

По обе стороны Великана вырезаны около ста каменных изображений бодхисаттв, будд, небесных птиц и львов, на вершине горы расположен храм и парк.

Этот уникальный комплекс признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 1996 года), а также входит в число важных культурных ценностей Китая.

Ежедневно сотни туристов приезжают отовсюду, чтобы посмотреть на самого большого Будду в мире.

Самым большим в мире Буддой, вырезанным в скале, по праву считают статую сидящего Будды Майтрейи в Лэшани. Фото: turj.ru

Самый большой Будда в мире: Ногами Будда будто упирается в реку. Фото: turj.ru

Будда горы и горы Будды

Эмэйшань - горы буддийские. Они тянутся на 200 километров. Эмэйшань, а также Утайшань, Путошань и Цзюхуашань славятся как «горы четырех бодхисаттв». В древности это место считалось святым для буддистов и даосов. С эпохи Восточная Хань по период династии Цин здесь сооружено свыше 200 буддийских храмов, где жили тысячи монахов. Из них доныне сохранились лишь десятки достопримечательностей, в частности, храмы Баогосы, Ваньняньсы, Сяньфэнсы, пруд Сисянчи, к ним относится и статуя Да Фо.

Статуя Будды Майтрейи высечена в толще горы Линьюньшань, где стекаются три реки провинции Сычуань - Миньцзян, Дадухэ и Циньицзян. Божественное тело его имеет поистине впечатляющие размеры: высота - 71 м; высота головы - около 15 м, длина пальца руки - 8 м, высота пальца ноги - 1,6 м, длина носа - 5,5 м, поэтому его фигура видна за несколько десятков километров. Полуприкрытые глаза направлены на священную гору Эмэйшань, голова достигает вершины горы, а стопы будто упираются в реку. В Сычуани сложилась поговорка: «Будда Горы и Горы Будды».

Внутри скульптурного произведения налажена удивительная система по отводу воды, невидимая посетителям, но работающая и сейчас. Искусно спрятанные в складках одежды, на руках, голове и груди Будды гроты и канавки защищают статую от разрушения.

Примерно до середины XVII века почти все тело Великого Будды до самой головы было скрыто, будто под зонтиком, тринадцатиэтажным храмом «Дасянгэ», который построен на скалах над статуей. Сначала он назывался павильоном Великого Образа. В эпоху династии Мин он был разрушен и до сих пор не восстановлен.

На самой горе, на уровне головы Будды расположена пагода душ высотой в 38 метров, а также парк и храмовый комплекс. На стенах вокруг гиганта выдолблены изображения многочисленных Будд и бодхисаттв.

Справа от макушки Будды на площадке разбит скверик. Сюда приходят верные влюбленные, чтобы получить волю Неба на неразлучную совместную жизнь. Захватив с собой обычные навесные замки, они цепляют их, замыкают на ограде, а ключи бросают в пропасть. Отныне развод им не грозит - таков обычай.

Местные жители называют статую «Да Фо», дословно «Большой Будда», а также «Будда Горы». Фото: turj.ru

Самый большой Будда в мире: Наверху, на уровне головы Будды расположена пагода душ высотой в 38 метров, а также храмовый комплекс и парк. Фото: turj.ru

Легенда

Говорят, бурные потоки трех рек приносили много бед, забрав не одну жизнь. По преданию лишь после сооружения гигантской статуи Будды Майтрейи эта проблема разрешилась. Одно из имен Майтрейи ─ Владыка наделенный состраданием.

Строительство статуи Да Фо в Лэшани было начато монахом по имени Хай Тун из храма Линьюнь. В 713 году ─ во время правления династии Тан ─ он и многочисленные мастера начали тесать из скалы Линьюньшань Просветленного. Строительство такого колоссального комплекса длилось, по рассказам, около 90 лет. Монах умер, когда статуя была наполовину готова. Работу закончили его ученики.

По легенде, Хай Тун около двадцати лет собирал деньги, необходимые для строительства. Однако, когда он вернулся в родной город, власть вынуждала его отдать собранные средства для налаживания местной инфраструктуры. Не имея возможности противостоять, монах выколол себе глаза, поразив этим поступком чиновников, которые ушли прочь, оставив в покое строительство, однако никак не способствуя ему.

Самый большой Будда в мире: Этот уникальный комплекс признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото: turj.ru

Лэшань. Город у слияния трех рек. Фото: ironromeo/Livejournal.com

Будда будущего

В буддистской философии Майтрея - Выразитель Учения Будды, будущий Учитель человечества, который принесет новое Учение. Это ─ единственный бодхисаттва, почитаемый всеми школами буддизма.

«Грядущий Учитель человечества», «Доброжелательный», «Бодхисаттва и Будда нового мира», «Непобедимый», «Любящий» ─ такие имена даны ему последователями.

Буддисты верят, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного просветления и начнет проповедовать чистую дхарму.

Статуя Будды Майтрейи - тысячелетний памятник. Современные статуи, отлитые из бронзы и меди, не идут ни в какое сравнение с ним. Многочисленные вырезанные изображения Просветленных обогащают необычный комплекс статуи, неся через века верования и уважение человеком богов.

На лоне удивительной природы ─ гор, рек и лесов ─ Лешаньский Будда величественно сидит в Срединной земле между Небом и Землей.

Да Фо, творимый десятилетиями с огромным трудом, был, есть и остается для грядущих поколений символом божественности и величия духа.

****JavaScript based drop down DHTML menu generated by NavStudio. (OpenCube Inc. - http://www.opencube.com)****

Изображения, образы, статуи Будды

Наверняка Вы хотя бы раз задавались вопросом, что означает то или иное положение рук Будды, почему он изображён в одном случае так, а в другом иначе и, наверное, это что-то означает.

Вы не ошиблись, это всё действительно имеет смысл. Этому посвящён этот раздел.

Существует более ста жестов Будды, которые применяются в его изображениях, но здесь будут показаны только наиболее общие.

Хотя Будда никогда не позировал сидя для своих изображений, считается, что первые статуи были сделаны по памяти, когда Будда проповедовал своей матери в небесах Таватимса в течение трех месяцев. Особенно это имеет отношение к образам, которые были заказаны Королём Удаяна. Так сложилось по традиции, что в течение жизни Его статуи изготавливались из сандалового дерева.

С самых ранних времён в Буддийских скульптурах в применяются неиконические символы, такие как:
- колесо (чакра)
- след (следы) (пхуттхабат (phutthabat)
- колонна или огненная колонна
- огненная энергия изображалась как ореол или аура
- пустое сидение у основания дерева Будхи
- зонтик (обычно со многочисленными ярусами)
- лотос
- ступа (пагода)

Около первого или второго столетия Нашей Эры (500 или 600 лет после смерти Будды), первые изображения Будды в форме человека появляются в Индии. Вначале они ограничивались определённым количеством стандартных типов. В то время наибольшее совершенство они получили в двух регионах Индии, а именно: Кандагар (современный Афганистан), и Матхура в северной центральной Индии. Эти два места были как пылинки по сравнению с территорией, которую в последствии охватит это новшество.

Вскоре были разработаны строгие правила, определяющие не только методы придания формы, но также и стиль в котором мог быть изображен Будда, независимо от того, какая художественная школа создавала бы образ Будды в виде человека. Представление его физических особенностей, монашеского наряда, положения и жестов, все стало зашифрованным.

Физические особенности, которые как говорят, должны быть явными с момента рождения, является теми признаками (Санскрит: лаксана; Пали:лаккхана) великого человека (Санскрит: махапуруса; Пали: махапуриса), исключительного человека, кто превосходит всех других и предопределён, чтобы стать или монархом Вселенной (Махачакравартин) или, если он отрекается от мира, Буддой. Основная лаксана остаётся зашифрованной как и 32 специфических характеристики. Не только после рождения, но даже в процессе бесчисленных предшествующих перерождений, все эти знаки должны быть обнаружены: 32 основных характеристики, дополненных 80 второстепенными знаками.

Существует несколько вариантов списков этих особенностей. Они приводились в канонических текстах на санскрите и пали, отличавшихся, в принципе, только порядком изложения.
Так например, в Дигха Никайя известной как Диалоги Будды на пали, перечисляется:
1. Плоские ступни;
2. Колесо о тысяче спиц со ступицей и ободом на подошве каждой ноги;
3. Выступающие пятки;
4. Длинные и тонкие пальцы рук и ног (комментарий Pali определяет, что четыре пальца обеих рук - равной длины и все пять пальцев каждой ноги - той же самой длины);
5. Как руки так и ноги - мягкие и нежные;
6. Перепончатые пальцы ног и рук;
7. Щиколотки подобно закругленным раковинам;
8. Ноги подобны ногам антилопы;
9. Руки достаточно длинны, чтобы достать колени не нагибаясь;
10. Мужские органы скрыты во влагалище;
11. Золотое сложение;
12. Гладкая кожа, которая не даёт возможности пыли или воде задерживаться на ней;
13. На коже волосы растут один из каждой поры.
14. Волосы на голове иссиня-чёрные, как зрачок глаза, слегка завиваются в направлении правого вращения.
15. Прямая осанка;
16. Семь выпуклых поверхностей;
17. Передняя половина тела подобна львиной (полная грудь);
18. Никакой складки между плечами;
19. Симметричные пропорции (подобно банановому дереву): рост должен соответствовать размаху рук;
20. Грудь округлена симметрично;
21. Тонкий вкус;
22. Челюсти как у льва;
23. Сорок зубов;
24. Правильные зубы;
25. Непрерывные зубы;
26. Глянцевые зубы;
27. Длинный язык;
28. Божественный голос как у птицы Каравика;
29. Чрезвычайно синие глаза;
30. Длинные ресницы как у коровы;
31. Между бровями, в середине лба, пучок волос подобно родинке, белые и мягкие подобно хлопку (Санскрит: урна; Пали: урна);
32. Голова как королевский тюрбан (выпуклость на голове на верху черепа (усниса или унхиса).

Вытянутые уши не вошли в список тридцати двух лаксана, но принц должен был носить тяжелые серьги, которые вытягивали его уши. Когда он отрекся от мира, чтобы стать аскетом, он отверг тяжелые серьги, но было слишком поздно и уши были уже неестественно длинными. Вопреки популярному убеждению, длинные уши не означают долголетие.

В течение периода Сукхотай тайские художники вернулись к описаниям внешнего вида Будды, как это дано в текстах Пали. Современному человеку, эти признаки могут казаться любопытными, возможно даже странными, но скульпторы Сукхотай видели в этом более глубокое духовное значение, которое превосходят светские убеждения, и, которое служит, чтобы отмежевать образы Будды от изображений обычных людей.

Те скульпторы также придерживались набора стандартизованных сравнений, которыми Индийские поэты описывают божественных существ, такие как например:
- овальная голова "формой подобной яйцу" или подобно плоду индийского дерева Баел:
- дугообразные брови подобны натянутому луку;
- горбатый нос "подобный клюву попугая" ;
- подбородок подобный голове слона;
- плечи подобные голове слона;
- руки гибкие как хобот слона;
- ладони как только что открывшиеся бутоны лотоса;
- не должны быть видны кости, мускулы или вены.

Такие требования существовали задолго до того, как они были приняты различными индийскими художественными школами как руководство. Заслуживает внимания, что фактически те же физические характеристики и анатомические формы использовались как для образов Джейн (Jain Tirtharikaras) так и образов Индуистских божеств. Хотя требовалось, чтобы скульптор, создавающий образ Будды, точно копировал и воспроизводил определённые особенности и пропорции, которые считались существенными, он не был обязан дублировать каждую деталь копируемого образа. Особенности "сверхъестественной анатомии" воспроизводились в точности. Скульптор должен был почитать определенные аспекты подлинника настолько, насколько это возможно, как например, вид одетого монашеского одеяния (покрывая оба плеча или оставив правое), положение и жесты рук, в следствии чего, каждый образ является более или менее копией более ранних образов.

В идеале, художник, знавший Будду лично, при ваянии образа, должен был представлять всю жизнь Будды целиком. Последующие художники считали, что должны придерживаться этого "образа памяти" и затем, посредством интенсивной умственной концентрации (приводившего к своего вида транса, самадхи или джнана), были способны представить себе преображённый образ, чтобы удовлетворить требованиям текстовых описаний Будды. Это было духовным знамением и это действительно происходило.

Только четыре положения "ирьяпатха", считались подходящими для образа Будды: сидя, стоя, идя и лёжа.
Если в положении сидя, то существовало ещё три других положения в которых ноги могут быть расположены:
- "поза героя" вирасана, с ногами сложенными, одна на другой;
- "алмазная поза" варджасана, с ногами пересеченными таким образом, что каждая ступня лежит на противоположном бедре, ступни смотрят вверх
- западный способ - праламбанасана, человек сидит на стуле, обе ноги свисают.

Одеждой образов Будды является монашеское одеяние. Это одеяние может быть одето или в закрытом виде, то есть закрыты оба плеча, или в открытом виде, оставляющем правое плечо открытым. Только значительно позже в определённых случаях стал применяться королевский наряд, но это будет обсуждаться ниже.

В нашу демократическую эру должно быть трудно понять какое впечатление произвело на его современников, что богатый принц, одетый и украшенный самыми дорогими нарядами и украшениями, сделал свою первую монашескую робу из савана девушки-рабыни по имени Пунна. При его положении он не должен был общатся с женщиной-рабом, не говоря уже о прикосновению к её трупу. Тем не менее, с крайней смиренностью он снял похоронный саван, в который был завёрнут начавший разлагаться труп, промыл ткань в реке и сделал себе монашескую робу.

Теперь это - знакомая одежда носимая большинством монахов в Тайланде, правда, в отличие от Будды, она сделана из новой ткани. Стандартный апельсиновый цвет материала был принят Буддой как символ скоротечности жизни, ведущей неизбежно к смерти, так как этот цвет был цветом савана. Следует заметить, что как Будда, так и его последователи, принявшие подобный наряд, тренировали смиренность и "демократию" ранним сагригха. Тем не менее, метод укрытия и ношения трёх частей - трисивара может значительно изменяться согласно:
- климатических условий и требований к одежде в конкретной стране;
- традиций различных Буддистских сект;
- соглашений, основанных на конкретной художественной интерпретации предполагаемых исторических фактов.

Так называемые сверхъестественные особенности Будды, постепенно привели к принятию определенного количества определений, которые описывают эти особенности, как например, понятие прозрачной робы, чтобы показать энергию, излучаемую телом Будды. Ткань может казаться невесомой. Прозрачная одежда должна укрывать довольно тщательно, не выделяя физиологические особенности мужчины. Во многих образах художники нивелируют различия между мужчиной и женщиной, чтобы получился бесполый образ.

Образы Будды для каждого дня недели
Позы связанные специфическими днями:
1. Воскресенье, образ, стоящие с его правой рукой положенной на верхней части бедра
2. Понедельник, статуя, останавливающая борьбу и преодоление болезней
3. Вторник, полулежащая поза
4. Среда, утро, Будда, держащий чашу милостыни;
среда, ночь - уединение в лесу; Будда принимает улей от обезьяны и горшок с водой от слона- Паллайка
5. Четверг, размышляющий Будда
6. Пятница, скульптура с руками, перекрещенными на груди с глубокомысленным видом, положение самоанализа
7. Суббота, фигура, укрытая королем Нага

Использованы материалы сайта Azibaza Baazar с их разрешения,
по статье Жесты Будды, Матикс, Издательство Университета Чулалонгкорна, 2001, Бангкок

С санскрита слово «будда» буквально переводится — «пробудившийся». Так называют людей и других разумных существ, которые достигли просветления (бодхи). В их числе и основатель буддизма Сиддхартхи Гаутаму Шакьямуни, который заложил буддийские традиции и достиг бодхи по некоторым данным в 588 году до н.э. Однако он не был ни первым и ни последним Буддой, т.к. за долго до него в мифологии упоминаются многие будды.

Люди поклоняются буддам, как богам, но стоит знать, что будда — это скорее учитель, помогающий другим разумным существам найти свой путь и преодолеть трудности. Часто будды рассматриваются как спасители, которые стремятся привести всех других к пробужденного состоянию, называемому «нирвана». В этом аспекте буддизм отличается от большинства других религиозных учений, т.к. будды не существовали изначально, а появлялись, появляются и будут еще появляться в будущем, исполняя роль живых богов. Как и прочие теистические направления буддизм имеет разные школы и направления, разобраться в которых постороннему наблюдателю довольно сложно. За многие века существования в буддизме накопилось множество противоречий, как и в других религиях.

Будда Сиддхартхи Гаутама Шакьямуни — основатель традиционного буддизма

Традиционный буддизм широко распространился за пределами Индии, где он возник. Гаутама родился в семье раджи, принадлежащего к касте воинов. Отец стремился защитить своего сына от жизненных тягот, однако любознательный и отзывчивый юноша был недоволен своей жизнью, а также печалился о судьбах окружающих людей. В 29 лет он отправился в путешествие, изучал индуизм, йогу, впал в аскетизм и чуть не погиб от истощения. К жизни его вернула чашка риса, сваренная простой девушкой из жертвоприношения индийским богам. Это было нарушением общепринятых законов, однако Гаутама остался жив, и увидев в этом действии знамение, приблизился к своей цели. Вскоре он достиг просветления, сидя в тени дерева, которое с тех пор называют бодхи.

Ответ на все его вопросы был одновременно прост и сложен — источником всех человеческих проблем является желание, точнее стремление воплотить желание. Если объяснять по очень упрощенной модели, то каждый человек хочет достичь своей цели, получить выгоду и превосходство над окружающими. Желания многих людей приходят в противоречие, разжигая страсти. А если кто-то достигает свей цели, то испытывает счастье не долго, т.к. появляются новые желания и все начинается сначала. Получается, что, как исполненные, так и не исполненные желания становятся причинами страданий. А чтобы их прекратить, надо обрести душевный покой и внутреннюю свободу. Пробудившийся под деревом бодхи Будда Гаутама осознал, что ему теперь нет необходимости переживать бесконечные циклы перевоплощений согласно индуизму. Основная заслуга Будда Гаутама Шакьямуни в том, что после достижения просветления он стал помогать другим людям достигать просветления, а не успокоился в ожидания перехода в нирвану.

Гаутама предложил людям средний путь к просветлению, отказавшись от роскоши и аскетизма. Он оставил четыре великих заповеди — о страдании; причине страданий; избавлении от страданий; пути к избавлению, состоящего из восьми ступеней:

  • Правильные взгляды на окружающий мир;
  • Правильное мышление, помогающее оставаться спокойным в любой ситуации;
  • Правильная правдивая речь;
  • Правильное поведение во благо себе и окружающим;
  • Правильный выбор здорового образа жизни;
  • Правильное усилие для сопротивления злу и совершения добрых деяний;
  • Правильное созерцание, помогающее быть наблюдательным и внимательным;
  • Правильная медитация путем концентрации.

Золотой будда

Последователи буддизма по всему миру возвели множество статуй будд. Одним из популярных символов буддизма является статуя Золотого Будды. При этом лишь часть из них действительно изготовлена из золота.

Иногда случаются удивительные открытия, воспринимаемые верующими как чудо. Примером может послужить самая большая в мире статуя Золотого Будды в Таиланде. Трехметровая скульптура отлита из чистого золота и весит 5,5 тонн. Глаза Будды выполнены из жемчуга и тайских сапфиров. До наших дней дошла легенда, что король Рамкамхен, правящий более 700 лет назад решил сохранить золото для потомков, выплавив огромного Золотого Будду. Статуи разместили в храме города Айютайе, бывшей столице государства. В 18 веке во время войны с соседней Бирмой на Золотого Будду срочно наложили слой цемента, чтобы враги не позарились на драгоценный металл. Достоверно неизвестно, по какой причине в следующие века никто так и не вспомнил о спрятанном Золотом Будде. Возможно, все посвященные в тайну монахи погибли. Как бы то ни было, в 1957 году храм было решено перевезти в Бангкок, и при погрузке тяжелая статуя Будды сорвалась и упала. Откололся кусок цемента, и изумленные свидетели узрели яркое сияние, внезапно вырвавшееся из недр поврежденной статуи. Этот случай наглядно демонстрирует, что в каждом человеке под неказистым защитным слоем скрывается истинное сокровище.

Лежащий будда

Другим распространенным символом буддизма является статуя будды в лежащем положении с закрытыми глазами и бесстрастным выражением лица. Иногда такую позу называют — поза лежащего льва. Лежащая статуя символизирует важнейший момент окончания земного пути Будды, когда его душа покидает умирающее тело и переходит в состояние нирваны. Показательно то, что ступни Будды не касаются земли, т.к. он сознательно отвергает все несметные земные богатства, которые для него легко доступны.

Многорукий будда

Многорукий Будда является олицетворением истинного возрожденного человека, который прошел огромный путь развития с достиг единения с божествами. Важно, что благодаря своей обретенной духовности он смог видоизменить собственное тело, сделав его совершенным и приспособленным для одновременного исполнения многих дел.

Будда Майтрея

Поскольку это Будда будущего и признается всеми буддийскими течениями, то изображается в самых разных позах сидящим и стоящим.

С санскрита Майтрея переводится как любящий или доброжелательный. Будда Майтрея — это грядущий учитель человечества, который до поры до времени пребывает в Саду Радости и только готовится к появлению в нашем мире через пять тысяч лет после последнего Будды Шакьямуни. Несмотря на многие противоречия в разных школах буддизма именно Будда Майтрея признается всеми и считается Буддой новой эпохи Сатья-Юги. Интересно, что Майтрея будет одновременно выразителем двух учений — Будды и Христа. При этом на Земле произойдет новое возрождение женщины, поэтому грядущую эпоху именуют Эпохой Матери Мира. Наиболее древние статуи Будды Майтреи сооружены за 350 лет до н.э. в центральной Азии и Гималаях. Удивительно, что мир заранее подготовится к приходу грядущего Будды, в том числе уменьшатся океаны, чтобы Будда их быстрее и легче пересекал, люди постигнут истинную дхарму, прекратятся войны, болезни, голод, религии объединятся и даже отступит сама смерть. В результате человечество окажется в новом мире всеобщей терпимости и любви.

Будда Хотей

Веселый толстяк с большим животом, обязательным мешком и монетами.

Будда Хотей часто называется богом веселья, богатства и счастья. Сохранилась легенда, что в стародавние времена по городам и селам странствовал смелый монах с огромным мешком за плечами. Был он толст и весел, а на вопрос — «что в мешке?», он неизменно отвечал — «там весь мир». Кто-то ошибочно считал, что мешок наполнен несметными богатствами, однако Хотей собирал в мешок все встреченные человеческие несчастья. Он искренне радовался, что освобождает людей от проблем, поэтому был неизменно счастлив и всегда заразительно весел.

Многие люди его уважали за большой живот. В прежние века только обеспеченные люди на востоке могли отрастить себе внушительный живот, а жители южной Азии были убеждены, что душа человека размещается именно в животе. Поэтому считалось, что чем больше живот — тем вольготнее живется в нем душе, следовательно человек более счастлив и могущественнее. Добродушный Хотей позволял людям гладить свой живот, и они от этого становились веселее и богаче. Интересно, что в наше время многие бизнесмены из южно-азиатских стран ежедневно 300 раз поглаживают животик статуэтке Будды Хотея. Для этого можно дома установить статуэтку Хотея лицом к входной двери или всегда носить с собой миниатюрную нэцкэ.

Существует поверье, что статуя Будды Хотей поглощает всю негативную энергию в помещении и даже способна защитить от нашествия летящих звезд, которые предвещают потери и болезни. Чем больше статуэтка, тем лучше она защищает. Чтобы статуя была наиболее эффективной, ее часто красят в золотистый цвет (иногда в белый) и дополняют атрибутами богатства и роскоши. Очень распространены связки из шести древнекитайских монет счастья, каждая из которых имеет свое значение — финансовый достаток, успех в делах, долгая счастливая жизнь, здоровье, семейное благополучие и здоровое потомство. Поза и улыбка у статуи может быть разной. Поглаживая живот Хотея, надо загадать желание и смотреть ему в глаза, отчего будда обязательно поможет, поднимет настроение и заразит своей искренней радостью.

Статуя Лакшми

Статуи женщин, часто держат в руках лотос.

Индийскую богиню Лакшми на Востоке почитают на протяжении многих веков. Ее имя переводится с санскрита как счастье и она олицетворяет бесконечный ряд добродетелей и духовных ценностей, включая красоту, любовь, миролюбие, удачливость, широту ума и тягу к просвещению. Согласно легенде богиня Лакшми появилась в цветке лотоса в незапамятные времена, который плавал на поверхности вод первозданного океана. Богиня никогда не покидает своего Лотоса, при этом часто держит в руках другой Лотос. Народное поверье гласит, что если в доме завелось богатство, то там поселилась Лакшми, а если посыпались несчастья, то богиня покинула жилище. Чтобы привлечь в дом достаток и стать более успешным многие люди на Востоке украшают свои дома изображениями и статуэтками Лакшми, перед которыми медитируют и распевают мантры.

Собаки Фу или Небесные львы Будды

Собачки Фу (Foo Dogs) — это мифические создания, которые нейтрализуют недобрые влияния сверхъестественных сил и разных демонов. Рассматривая статуи, часто можно увидеть шары, с которыми играют собаки. Народное поверье гласит, что размещенные как можно выше над полом у входной двери собаки Фу поддерживают покой и атмосферу гармонии в доме. Если напротив окон располагается что-то тревожное, например, кладбище или больница, то собачки Фу, расставленные на подоконнике предотвращают проникновение плохой энергии через окно. Часто изготавливают статуи собаки Фу со щенком. Такой образ предназначен для привлечения в дом энергии процветания и развития, которые символизирует растущий щенок.

До сих пор не найдено однозначного ответа, почему эти мифические существа называются по разному — Собаки Фу, Небесные Львы Будды или Благоприятствующие львы. Возможно путаница произошла из-за различия значения одних и тех же слов в разных языках. Существует несколько неподтвержденных версий. Согласно одной легенде, Будду в странствиях сопровождала маленькая собачка и когда она чувствовала, что хозяин устал, то превращалась в огромного льва и везла Будду верхом. С тех пор львиный рык олицетворяет появление Будды. Кроме того, «Foo» с китайского может переводиться как «будда», поэтому буквальный перевод Foo Dogs — собаки Будды.

Статуи драконов

Образ дракона традиционно используется во многих мировых культурах, например, в христианстве и у древних викингов, у римлян и у восточных народов. Буддистский дракон отличается тем, что имеет рога, когти и чешую с шипами на хребте. Его хребет довольно длинный, а сам дракон вызывает ассоциации с гибкой змеей, наделенной лапами. Дракона нельзя однозначно отнести к злым или добрым силам — он себе на уме и не подчиняется человеческим законам. Этому дракону присущи характеристики божества и он считается одним из магических животных, которым доступно и небо, и Земля. Дракон олицетворяет мудрость, т.к. он непобедим в споре и глубины его познаний невозможно измерить. Именно поэтому китайские императоры задолго до нашей эры выбрали дракона своим символом. С тех пор трон императора стал называться троном дракона, а его лицо — ликом дракона.

Дракон по мнению его почитателей производит молнию, после молнии приходит дождь, а затем наступает пора плодородия и благоденствия. Такой ассоциативный ряд встречается в древней восточной литературе и в народных преданиях. Даже сейчас в Китае про дождь иносказательно говорят, что земля соединилась с драконом. Это объясняет, почему Дракон играет роль посредника двух миров — земного и небесного, т.к. он дары неба в виде благодатной воды доставляет на Землю. Кроме того, в его обязанности входит держать на своем хребте чертоги богов, не позволяя им упасть на землю.