Гоголь старосветские помещики тема идея. «Старосветские помещики», анализ повести Гоголя

В 1835 году вышел сборник Н. В. Гоголя - «Миргород», открывавший новую страницу в творчестве писателя.

От фантастики и романтического настроя «Вечеров …» он перешел к изображению реальных картин жизни. Поэт действительности и сатирик, умело изобличающий пороки человечества, - таким предстает здесь Гоголь.

«Старосветские помещики» - повесть, открывшая сборник и вызвавшая множество противоречивых оценок. Но практически все отзывы сходились к одному - это произведение о неподдельной и глубокой привязанности героев друг к другу.

Прототипы четы Товстогубов

Место действия повести «Старосветские помещики» связывают с Васильевкой - родовым имением Гоголей, где прошли детство и юность писателя. Будучи уже взрослым, он часто приезжал в отеческий дом, чтобы навестить родителей и сестер.

Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович также имеют своих прототипов. Это Афанасий Демьянович и Татьяна Семеновна (девичья фамилия Лизогуб) Гоголь-Яновские - дед и бабка Николая Васильевича. История их женитьбы и совместная жизнь очень напоминают рассказ Гоголя. Старосветские помещики тоже женились против воли родителей. Афанасий Иванович по окончании духовной академии в Киеве тайно увез свою возлюбленную.

Литературовед П. Е. Щеголев проводил также параллель между героями повести и родителями Гоголя. По его мнению, хотя жизнь последних и не была столь спокойной и безмятежной, как у Товстогубов, да и до старости им не довелось дожить вместе, отношения между супругами всегда были такими же теплыми, наполненными любовью и нежностью, как у Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича. Это главные человеческие качества, на которые обращает внимание читателя Гоголь.

«Старосветские помещики»: краткое содержание экспозиции

Повесть условно можно подразделить на несколько частей:

  • знакомство с имением;
  • рассказ о размеренной, спокойной жизни героев и идиллических отношениях между ними;
  • смерть Пульхерии Ивановны и ее последствия.

Повествование начинается с описания типичного старорусского имения и размышлений рассказчика о теплоте и располагающем радушии, всегда веющих от этих уютных небольших домиков, окружающих их садов и добродушных хозяев, какими изображает супругов Товстогубов Гоголь.

Старосветские помещики создали уютное жилище. Их дом - полная чаша. Здесь всего вдоволь, и постоянно кипит работа по приготовлению, солению, заготовке чего-либо. Земля у них рождала так много всякого добра, что воровство слуг совсем не было заметно. Множество мелких деталей помогают обрисовать уклад их жизни. Это и многочисленные коробочки да сундучки, хранимые в комнате героини и наполненные всяким добром. И «поющие» на разные лады старые двери. И добротная натуральная мебель. И ощущение тепла, и даже жары в маленьких комнатах. В результате возникает картина ограниченного мирка жителей усадьбы.

Взаимоотношения супругов

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна жили душа в душу. Детей у них не было, и весь мир вертелся вокруг них самих. С неподдельной нежностью, всегда на «вы», обращались они друг к другу, стараясь упредить каждое желание. Афанасий Иванович - высокий, обычно улыбающийся, любивший тепло и потому одетый в тулупчик, - любил подшучивать над супругой. Пульхерия Ивановна, напротив, почти никогда не смеявшаяся, имела такое доброе выражение лица, что этого было довольно для выражения постоянного радушия и готовности чем-либо угостить мужа или гостя. Это была главная черта, которую подчеркивал в героине Н. В. Гоголь.

Старосветские помещики все дни проводили одинаково. Утром пили кофе. Затем Афанасий Иванович беседовал с приказчиком - узнавал о делах и отдавал приказы (которые мало выполнялись). Потом дважды перекусывали и в 12 часов садились обедать (стол непременно был заставлен множеством разных блюд). После часового отдыха и полдника следовала совместная прогулка по саду. Потом у Пульхерии Ивановны находились дела по дому, а Афанасий Иванович, устроившись в тени навеса, наблюдал за происходящим во дворе. День заканчивался ужином в половине десятого.

Таким образом, вся жизнь помещиков была посвящена повседневным заботам друг о друге и о хозяйстве. Несмотря на ограниченную и даже бесполезную для общества жизнь героев, автора и читателей привлекают в них искренние, чистосердечные отношения, противопоставленные суете и озлобленности города.

Все для гостей

Еще одну хорошую черту супругов отмечает Гоголь. Старосветские помещики были очень гостеприимны. Стоило появиться в доме постороннему человеку, он тут же оказывался в центре внимания. Доставались все лучшие яства, наперебой предлагаемые хозяевами. Но главное было даже не это. Поражала сама атмосфера - доброжелательная, теплая, радушная. И все это происходило вовсе не из желания польстить или угодить. Старики абсолютно не умели притворяться. Потому всякий проезжий был рад повидать Товстогубов, рассказать им о новостях и непременно отведать самых вкуснейших блюд.

Трагические предзнаменования

Весьма печально заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь. Старосветские помещики умирают, а их поместье и все нажитое добро идут прахом.

Однажды Пульхерии Ивановны - увели бродячие коты, обитавшие в соседнем лесу. Спустя время животное вернулось. Кошка была вочень неприглядном виде. Хозяйка тут же принялась ее кормить, и уже хотела было погладить, как та прыгнула в окно и вновь убежала. Для Пульхерии Ивановны вся жизнь изменилась в этот миг - она почему-то решила, что приходила ее смерть. Сила самовнушения была настолько велика, что вскоре она действительно слегла и скончалась.

С горечью продолжает повествование Гоголь. Старосветские помещики настолько были привязаны друг к другу, что Афанасий Иванович так и не смог смириться со смертью жены. Когда рассказчик вновь заехал к нему через 5 лет, он поразился увиденному. Некогда бодрый и улыбающийся хозяин превратился в согнувшегося старика. Даже по прошествии времени он не мог выговорить имени супруги - сразу начинали душить слезы. А во всем вокруг были видны следы упадка и запущенности.

Умер Афанасий Иванович так же, как и Пульхерия Ивановна, - услышал ее голос, слег и быстро угас. Перед смертью попросил лишь, чтобы его похоронили рядом с женой.

Идея произведения

Повесть Гоголя «Старосветские помещики» и ее герои вызывают неоднозначное отношение. Одни критики увидели в чете Товстогубов праздно живущих «небокоптителей». Они отмечали их ограниченность, сосредоточенность лишь на еде и «состоянии животного покоя» (И. А. Виноградов). Другие, например И. Ф. Анненский, М. Н. Бойко, восхищались душевной чистотой и теплотой Пульхерии Ивановны, взаимной любовью и преданностью. В любом случае герои с их естественностью, где-то даже детской непосредственностью вызывают у читателя восхищение и сочувствие.

Первая повесть Николая Гоголя - «Старосветские помещики». Краткое содержание этого произведения, созданного в 1835 году, изложено в сегодняшней статье. Повесть имеет мало общего с рассказами, вошедшими в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», которая принесла известность начинающему писателю. Герои этого произведения вполне реалистичны. В повести, по мнению некоторых критиков, содержится острая сатира на помещичий быт.

Бытописание старых чревоугодников

Критики и литераторы по-разному восприняли повесть «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя. Краткое содержание этого произведения можно изложить следующим образом: в жизни двух стариков нет забот, а потому главным в их жизни становится приём пищи.

Впрочем, в жизни героев Гоголя есть и страдания, и потери, и одиночество. Писатель обличал распространенные людские пороки, но делал это с единственной целью. А именно сделать человечество лучше. Повесть «Старосветские помещики», краткое содержание которой представлено ниже, можно назвать притчей о смерти, любви, старости. Это произведение наполнено грустью и очарованием.

«Старосветские помещики»: краткое содержание по главам

Повесть состоит из двух частей. В первой автор описывает подробно барский дом и образ жизни главных героев. Здесь же писатель дает характеристику Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановне. Немаловажную роль в повествовании играет и пейзаж, что стоит упомянуть, делая художественный анализ. Краткое содержание «Старосветских помещиков» в этой статье изложено по следующему плану:

  • Барский дом.
  • Хлебосольные хозяева.
  • Исчезновение кошки.
  • Смерть Пульхерии Ивановны.
  • Спустя пять лет.
  • Кончина старого помещика.

Барский дом

Прежде чем приступить к изложению краткого содержания, стоит сказать о важной особенности произведения. С самοгο повествования автор признаётся в любви к Малοрοссии: её прирοде, нравам, οбычаям, людям… Это удивительно красочное и поэтическое произведение, хотя и создано в жанре реализма.

Маленькие комнатки барского дома заставлены разнообразными вещицами. Двери скрипят, «поют на разные лады». Кладовая заполнена яствами, в приготовлении которых задействованы все дворовые. Кулинарным процессом управляет Пульхерия Ивановна. Хозяйство регулярно обворовывается приказчиком, но земля в деревне, в которой обитают герои повести, плодородная. Она производит всё в том же количестве. Афанасий Иванович и его супруга не замечают хищений.

Οчень красивы οписания, с кοтοрых и начинается пοвесть. Пища - практически единственнοе, чтο забοтит старикοв. Вся жизнь пοдчинена ей: утрοм пοкушали, затем закусили, после пообедали… Из двух блюд, чтο предлагает к трапезе старуха, ее муж неизменно выбирает οба варианта. А нοчью в жаркοй кοмнате стοнет - живοт бοлит. Лечение οт любого недуга заключается опять же в принятии пищи: кислοгο мοлοка пοпил и сразу лучше. Наливки используются исключительно в качестве лекарства.

Хлебосольные хозяева

Если приезжают гοсти, тο уж у старикοв пир. Рассказчика, который в этом хлебосольном доме бывал не раз, угοщали, раскрывая все секреты приготовления сοлений, напиткοв. Οн οбъедался, нο не мог себя сдержать. Гοстя всегда οставляли нοчевать, пугая разбοйниками. Кстати, дед любил навести страху и на свοю тихую супругу. К примеру, чтο будет, если их дοм сгοрит? А Пульхерия Иванοвна страсть как бοялась утратить пοкοй.

Запасοв в дοме былο много. Хотя вся двοрня ела дο дурнοты и бессовестно вοрοвала, провизия не переводилась в кладовой. Старики врοде и старались кοнтрοлирοвать хοзяйственные прοцессы, нο делали это очень неумело.

Исчезновение кошки

Οднажды любимица Пульхерии сбежала. Через нескοлькο дней вернулась οдичавшей. Пοела, снοва прοпала. И Пульхерия решила, чтο ее срοк настал. Кошка вернулась исхудавшая, обозленная. Старуха решила, что к ней явилась смерть в образе животного.

Смерть Пульхерии

Старуха начала метοдичнο гοтοвиться к смерти: раздавала указания пο хοзяйству, сοбирала платье, прοщалась сο старикοм. Свοеοбразным было ее представление о загробном мире. Так, οна гοвοрила: «Делайте пο-мοему, а тο я буду рядοм с Христοм, так я ему всё прο вас скажу, если οслушаетесь». Пульхерия слегла и в нескοлькο дней "сгοрела".

Спустя пять лет

Повествования ведется от лица частого гостя стариков. Рассказчик приезжает к Афанасию Ивановичу после смерти Пульхерии лишь спустя пять лет. И видит трагическую перемену в облике старого вдовца. Он сочувствует кончине Пульхерии - доброй и простой женщины, кοтοрοй представилοсь, чтο в οбразе её загулявшей кοшки прихοдила к ней сама смерть.

Афанасий Иванοвич никак не мοг пοверить в её смерть. Ему всё сталο безразлично. В быту он был словно ребенок: не мог пообедать, не измазавшись.

Смерть старого помещика

Без жены старик Афанасий прожил ещё лет десять в запущеннοм дοме, нο никак не смог смириться с печальнοй мыслью. Перед смертью старик будтο слышал, как умершая жена звала егο в саду. Ухοд егο был таким же загадочным, как и смерть Пульхерии.

Для кοнтраста писатель привοдит истοрию ο мοлοдοм челοвеке, у кοтοрοгο вοзлюбленную ранο οтняла смерть. Бοльше егο ничегο не интересοвалο. Егο закрыли дοма рοдные, прятали οт негο οстрые предметы. И всё же пару раз οн пοпытался пοкοнчить с сοбοй… Нο прοшли гοды, герοй женился снοва, οн счастлив, весел. Мοжет быть, и правильнο, чтο юнοша не пοтерял вкус к жизни, нο автοру οт этοгο грустнο. Инοгда прοстые, приземленные люди прοявляют бοлее вοзвышенные чувства.

Первым произведением цикла «Миргород» стали «Старосветские помещики». Кратким содержанием ограничиваться не стоит. Ведь образный, красочный язык Н. Гоголя не передаст ни одно изложение.

Как уже было сказано, главный литературный критик 19-го столетия увидел в произведении сатиру на бездуховный помещичий мир. Возможно, он прав, но повесть пронизана необыкновенной нежностью, любовью к родному краю. Пейзажу здесь отведена более важная роль, чем сатире. К своим героям автор испытывает симпатию, сострадание.

Автор «Старосветских помещиков» заставляет читателя задуматься о смысле жизни и неминуемой старости. Не каждому суждено оставить на этой земле яркий след. Писатель полагал, что в провинциальной затворнической жизни нет ничего предосудительного.

Повесть «Старосветские помещики» входит в сборник «Миргород», который вышел вслед за «Вечерами на хуторе близ Диканьки», и сильно отличается от сказочно-фантастичной книги. В ней описывается жизнь и смерть двух стариков, которые очень дороги Гоголю.

Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.

По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.

Главные герои

  1. Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно. Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.
  2. Пульхерия Ивановна – помещица, кругленькая старушка с добрым лицом. Она не так оживлена и улыбчива, как муж, зато в хозяйство находится полностью на ее попечении. Именно она формирует меню, которое так нравится рассказчику. Героиня – искушенная домохозяйка, она знает все кулинарные хитрости и балует ими супруга, руководя слугами, которые все это готовят. Она – мужественная женщина: предчувствуя скорую кончину, она не впадает в отчаяние, а заботится о будущем мужа.
  3. Рассказчик – это частый гость в доме старосветских помещиков. Он сентиментален, красноречив и наблюдателен. Его глазами мы видим пасторальный портрет героев, светящийся нежностью и добротой.

Тема любви

Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.

А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.

Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.

Особенности произведения

Гоголь очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, теплоту и уют их дома. Как всегда, с присущей талантливому писателю фантазией он пишет о поющих разными голосами дверях. Все это навевает ему приятные воспоминания о деревенской жизни, в которой он вырос. И читатель вместе с Гоголем, благодаря такому тщательному рассказу почти о каждой мелочи в доме, оказывается в гостях у добродушных помещиков Товстогубов.

Их жизнь во многом типична. Приказчик со старостой воруют безбожно у них под носом, люди в доме тоже, но всего оказывается в достаточном количестве, и остается незаметным для хозяйства.

День Товстогубов состоит из поедания пищи и сна, причем на столе оказывается множество разнообразных блюд, которые непременно все съедаются. Хозяева они очень гостеприимные, и автор любит приезжать к ним и признается, что всегда сильно объедается, но, видно, воздух в Малороссии улучшает пищеварение.

Но вся их простая жизнь, состоящая из мелких забот, меркнет перед большим чувством. Они по-настоящему любили друг друга. Это и есть основная мысль в повести «Старосветские помещики». Весь их путь, кажущийся бестолковым, тонущим в бесполезной суете, освещает их сильная привязанность, искреннее чувство доброты к людям. В этом Гоголь видит настоящую человеческую ценность.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ о трогательной жизни добродетельнейших старичков Гоголь начинает с лирического отступления, которое вводит нас в мир души писателя. Вместе с ним мы переживаем волнующие писателя воспоминания, начинаем понимать те духовно – нравственные предпочтения, с которыми он подходит в оценке человеческого бытия. Что же так дорого Гоголю?

Хочется ему иногда «сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединенной жизни», где «жизнь …так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют…». И уже кажется, что вместе с Гоголем мы видим и «низенький домик с галерею»; за ним – «душистая черемуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев; перед домом просторный двор, воз с дынями, …отпряженный вол, лениво лежащий возле амбара…». «Все это для меня, — пишет автор, — имеет неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не вижу их и что нам мило все то, с чем мы в разлуке». И все это называется малой родиной. И это чувство малой родины так знакомо каждому из нас, кто хоть ненадолго однажды был в разлуке с ней.

Стоит обратить внимание на то, что повесть современниками Гоголя трактовалась неоднозначно. «Неистовый Виссарион» осудил гоголевских старичков, назвав их, как «две пародии на человечество в продолжение несколько десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают». И сам же удивился: «но отчего же это очарование?…». «Шутливой, трогательной идиллией» назовет повесть Пушкин. Время, говорят, лучший судья и оценщик. Сравнивая высказывания о великом произведении, перечитывая знакомую повесть, но сегодняшними глазами, пытаюсь уяснить для себя: открылось ли в знакомом тексте нечто новое и что именно. Мне кажется, что небольшая по объему, но великая по главной мысли в ней, повесть заставляет и сегодняшнего читателя задуматься о вечной для всех времен проблеме – проблеме старости, бренности жизни. Ведь неслучайно, когда читаешь повесть, вспоминаешь и старичков Базаровых, оставшихся одинокими в старости своей. Приходят на могилу сыну «два уже дряхлых старичка. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой». Остались одни как перст друг для друга навеки.

Также трогают нашу душу милые подробности жизни добродетельнейших старичков гоголевской повести. И тем трогательнее для нас эти «милые подробности», потому что у них нет детей, и благо, что есть они друг для друга. И прав был Пушкин, назвав жизнь простых старосветских помещиков «шутливой идиллией». Разве плохо, когда живут старички в полной гармонии своего бытия? Можно ли ставить в вину им, что они не стремятся к высшим духовным ценностям, живут только хлебом единым, что беден их быт, наслаждаются своим почти неслышимым счастьем. Конечно, их жизнь с высокой духовной высоты нельзя назвать идеальной, особенно в гастрономическом отношении – нельзя делать из еды культа. Но обвинительный приговор я им не выношу. Справедливо говорят, что нравственно здоровое общество – это то, в котором нет брошенных детей и одиноких стариков. Гоголевские старички не одиноки. Более того, история их жизни наводит нас на глубокие размышления о такой нравственной ценности как любовь.

Что же сильнее над нами: страсть или привычка? По мнению Г. Белинского единственное человеческое чувство, которое двигало и оживляло жизнь Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, придавало некую «поэзию их пошлой и нелепой жизни»: это чувство – привычка. Но вся история их жизни – это история любви.

Конечно, с годами страсти приутихли, их заменила глубокая привязанность (по выражению автора – привычка). Но это – следствие долгой, верной и нежной любви. Разве не об этом повесть? «Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь. Они никогда не говорили друг другу «ты», но всегда «вы»: вы, Афанасий Иванович; вы, Пульхерия Ивановна…». Незначительное местоимение «вы». Но оно уже придает другой оттенок в человеческих отношениях: особую искренность и необычность чувств. Разве не о любви Афанасия Ивановича к Пульхерии Ивановне говорит тот факт, что, женившись тридцати лет и не получив согласия родственников, он «увез довольно ловко Пульхерию Ивановну». Невольно возникает мысль: как же надо было любить, чтобы против воли родителей повенчаться, не остыть друг к другу до старости лет. Вот в этом и состоит их очарование.

Обыкновенные люди, старосветские скромные помещики. Что-то вызывает наше умиление, что-то нами не принимается. Они не стремятся к высшим духовным ценностям, у них даже икон не видно, по-стариковски не молятся. У них приказчики крадут, а столетние дубы вокруг вырублены. Хозяйство ведут патриархально, в меру возможности. Афанасий Иванович вообще занимался хозяйством мало. А «хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении… Под яблонею вечно был разложен огонь, и никогда почти не снимался с железного треножника котел или медный таз…». Два столетия прошло со времен Гоголя, но такая живая картина предстает перед глазами. А ведь и сегодня разве не той хозяйственной суетой заняты дедушки и бабушки в деревенских глубинках? И разве можно это назвать пошлостью, гадостью, животной и уродливой жизнью. Нормальная, стариковская жизнь, именуемая идиллией русского бытия.

В.Г.Белинский обвиняет старичков в духовном убожестве, «две пародии на человечество», которые только «едят и пьют, пьют и едят». И Гоголь подробно рассказывает о завтраках, обедах и ужинах супругов, окрашивая свой рассказ особым светлым снисходительно – ироничным чувством. «А что, Пульхерия Ивановна, может быть, пора закусить чего-нибудь?» — этот вопрос занимал Афанасия Ивановича, страдающего непомерным аппетитом, через каждый час. И появлялись то «коржики с салом, …то пирожки с мясом, …то рыжики соленые, то вареники с ягодами». Снисходительно – ироничная улыба появляется и у нас. Нам в наш стремительный век, когда самым ощутимым дефицитом является дефицит времени, трудно представить, что все может быть замкнуто на насыщении «хлебом насущным». Но нужно помнить, что гоголевские старички все делали по старинному хлебосольному обычаю. Здесь важно другое: как внимательно – нежно любит Пульхерия Ивановна своего мужа, как заботится трогательно – ласково о нем. Она кормит его не только в промежутках между завтраком и обедом, обедом и ужином. Она кормит его и среди ночи.

«Но интереснее всего казались для меня старички в то время, когда бывали у них гости. Эти добрые люди, можно сказать, жили для гостей… Это радушие и готовность так кротко выражались на их лицах… Они были следствие чистой, ясной простоты их добрых, бесхитростных душ…». И это уже не только рассказ о гостеприимных старичках, за ними чувствуется автор, так нежно вспоминающий своих родителей.

Милые, добрые старички жили спокойною и уединенною жизнью, сидели на деревенском балконе, слушая, «когда прекрасный дождь роскошно шумит, хлопает по листьям, стекая журчащими ручьями», наблюдая появление радуги. Жили, никому не причиняя зла, не оскверняя своей любви ни грубым словом, ни предосудительными поступками. Даже такая деталь как огромная печь, которая была в каждой комнате (старики очень любили теплоту), олицетворяет собой долгую прожитую жизнь. Печь, создающая атмосферу уюта и особых, добрых, теплых отношений.

«Но самое замечательное в доме – были поющие двери. Я знаю, что многим очень не нравится этот звук; но я его очень люблю, и если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею…». Звук, конечно, малоприятный, но он дорог, как память. Звук, исходящий оттуда, из малой родины, напоминающий о родительском доме, родителях. И этот звук очень дорог писателю. Благородна сыновняя память писателя, который хранит эти воспоминания. А мы получаем возможность шире, глубже понять писателя, подарившего нам незабываемых героев.

«….И боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!». Какое ностальгически – трепетное чувство в этом восклицании.

Милые, добрые старички с их сундуками, ящиками, ящичками и сундучками, множеством узелков и мешочков с семенами, множеством клубков с разноцветною шерстью, лоскутками старинных платьев. Как дороги вы нам как память – воспоминание о наших бабушках, которые, как и вы, все собирают, хотя порой и не знают, на что оно потом употребится.

Как и Пульхерия Ивановна, наши бабушки верят, что черный кот, голос, зовущий позади, – не к добру.

Читаешь заново повесть, и вдруг захочется всмотреться не только в жизнь старичков, но и в свою собственную, вспомнить бабушек и дедушек своих, подумать о своем отношении к ним, родителям.

Но изменилась жизнь этого мирного уголка. Как трогательно изображены последние часы умирающей Пульхерии Ивановны! По-прежнему на «вы» просит она своего обожаемого Афанасия Ивановича выполнить ее последний наказ: «похоронить возле церковной ограды», «надеть платье серенькое».
Она уверена в том, что и после смерти будут они неразлучны, «мы скоро увидимся на том свете». Даже перед смертью не о себе думает Пульхерия Ивановна. Об одном только жалеет она, о том, что не знает, на кого оставить, кто посмотрит за ее обожаемым старичком.

Ни о душе своей думала бедная старушка, «она думала только о бедном своем спутнике, с которым провела жизнь и которого теперь оставляла она сирым и бесприютным». Не менее сильной была и любовь Афанасия Ивановича. Когда Пульхерии Ивановны не стало, когда увидел он, что пусто в его комнате, — «он рыдал, рыдал сильно, рыдал неутешно, и слезы, как река, лились из его тусклых очей». Эти страницы не нуждаются в комментарии.

И через пять лет не унесло время горя потери. «Я никогда не видал таких ужасных порывов душевного страдания, такой бешеной, палящей тоски..». Таков был накал безутешного горя Афанасия Ивановича. И таково авторское сострадание ему.

А через пять лет голос, услышанный Афанасием Ивановичем, был по душевному убеждению его голосом Пульхерии Ивановны, зовущей его к себе. Последним желанием Афанасия Ивановича было желание похоронить возле своей Пульхерии Ивановны.

Так просто и потрясающе художественно Гоголь связал в повести тему любви с темой смерти. Не разлучила и смерть героев, она сулит им новую встречу, потому что любовь живет вечно и за пределами смерти, в памяти тех, кого она изумила. В памяти Гоголя, а теперь – и нашей. Ничто не нарушило гармонии жизни старосветских помещиков. И в этой гармонии писатель видел смысл истории и судьбы России.

Н.В.Гоголь – мастер мистической литературы, следом за своим известным романтическим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки» создает и печатает еще один цикл своих фантастических рассказов. В его новый сборник вошли четыре рассказа, среди которых и повесть «Старосветские помещики», которая была помещена автором в первую часть. В этом произведении Н.Гоголь дал полные реалистические картины жизнь старосветских помещиков, которые уже доживали свой век. Изображает писатель своих героев с сатирой, обличая их нездоровое существование.

История создания повести

Влияние Пушкина на Николая Гоголя было столь высоко, что у писателя наступает творческий период, когда он много создавал, в голове его рождалось много творческих замыслов. С 1832 по 1836 годы автор посещает Петербург, где у него появляются новые знакомые, и весь этот жизненный опыт он пытался изложить на бумаге.

Впечатлительный Гоголь нашел в поездах для себя и новые образы для произведений. При чтении сборника «Миргород» можно заметить, какие чувства испытывает сам Гоголь, который серьезен и вдумчив, хорошо и глубоко старающийся понять эту жизнь.

Сюжет произведения


Афанасий Иванович-главный герой повести, который всегда носил тулупчик из бараньей шкуры и отличался своей милой улыбкой. Но зато его жена Пульхерия Ивановна практически никогда не смеялась и не улыбалась, но зато и лицо, и глаза ее излучали много доброты. Эти помещики жили уединенно в далекой деревне, где еще царили старосветские порядки. Их барский домик, низкий и спокойный, гости навещали редко. Поэтому жили они спокойно и равнодушно. Их совсем не тревожили и не волновали те события, которые происходили в мире. У них был свой уютный мир, лишенный чувств.

Во всех комнатах помещичьего домика чего только не было! Различные вещички, которые никому и не нужны были, множество старых и скрипучих дверей, еще больше кладовых, в которых было столько припасов, что ими можно было накормить весь мир. Ведь их приготовлением постоянно целыми сутками занимались практически все придворные, которыми руководила главная героиня. Главные герои ни в чем не имели лишений, поэтому они старательно не замечали того, как и приказчик, да и просто лакеи их обкрадывали.

Детей у них никогда не было, поэтому всю привязанность и любовь они отдали друг другу. Ласково называя друг друга на «вы», старались они заботиться друг о друге и исполнять любое желание своей половинке. Но особенно любили они угощать кого-нибудь, кто гостем ненароком заглянет к ним. Но и сами себе не отказывали они в желании покушать. С утра до вечера жена предлагает Афанасию Ивановичу различные блюда, стараясь предугадать его желания. Но внезапные и совсем неожиданные события навсегда изменят жизнь этого спокойного и мирного старосветского уголка.

Кошка хозяйки, которую пожилая женщина так любила, пропадает, скорее всего, в саду, убежав за котами. Три дня героиня искала ее, и вот когда это исхудавшее создание находится, то после кормления не дает погладить ее, а снова убегает, выскочив в окно. Это происшествие заставляет задуматься бедную старушку, которая долгое время ходила с задумчивым и скучным видом, а потом вдруг неожиданно сообщает своему мужу, что это сама смерть приходила за нею и суждено ей скоро умереть.

Старушка умирает, а Афанасий Иванович долго не может понять и осознать то, что все-таки произошло. И только ощутив одиночество своего дома, начинает рыдать герой. Спустя пять лет повествователь опять посещает дом одинокого помещика, но имение изменилось, стало более ветхим. Изменился и сам герой, который все время тоскует по жене. Он согнулся и часто плачет, особенно когда пытается сказать ее имя. Афанасий Иванович через время тоже умирает. Когда он идет по саду, то слышит голос своей покойной жены. И после этого случая он умирает. Его смерть чем-то напоминает кончину его жены. Перед смертью он просит, чтобы его похоронили рядом с Пульхерею Ивановной. С тех пор дом опустел, а имущество растащено.

Действующие лица повести


★Старосветского помещика Афанасия Ивановича Товстогуба
★Жена помещика - Пульхерия Ивановна Товстогубиха.


По тексту сюжета читатель очень скоро отметит для себя, что герои этой повести люди простые и очень скромные. Эти кроткие существа смыслом своей жизни сделали заботу друг о друге. Они очень радушны и всегда искренне радуются гостям. Казалось, что теперь они живут лишь только для гостей. Накрывался сразу же стол, словно они знали о посещении, причем на этот стол ставилось все самое лучшее, что было в доме. Но автор противопоставляет им других лиц, которые живут уже по-другому:

Ключница Явдоха.
Приказчик Ничипор.
Дворовые девки.
Комнатный мальчик.
Любимая кошка Пульхерии Ивановны.


Но и большая часть остальной России противопоставлена этим старикам, которые бесхитростны и равнодушны. «Низкие малороссияне» ябедничают, жадничают, сдирают последнюю копейку со своих же земляков. По мнению автора, так и наживают они себе капитал. Поэтому на фоне этих людей, стремящихся к наживе и власти, идиллия старых помещиков кажется иронической и смешной.

Но чем дальше продолжает развиваться эта история, тем интереснее становится психологические характеристики Гоголя. Например, в главном герое в самой начале повести он отмечает его улыбку, которая всегда была на его лице. Но ближе через время, вспоминая все о той же улыбке, он говорит так об Афанасии Ивановиче:

«Он всегда слушал с приятною улыбкой гостей».


Так добрый помещик пытался воздействовать на своих собеседников, гостей, показывая, что все скоро образумиться и будет хорошо и замечательно.

Но сами герои не развиваются, и их существование сосредоточилось вокруг растений. Они переживают лишь только о хорошем урожае, больше их ничего не интересует. И каждый день у них похож на вчерашний. Поэтому с таким радушием они принимают гостей, которые приносят разнообразие в их жизнь. И тогда они могут продемонстрировать все изделия, которые есть на кухне. Нарисованная автором идиллия этих двух людей неяркая и неживая, ведь в ней нет никаких волнений души, и она не содержит никаких эмоций.

Прототипы главных героев


Исследователи гоголевского творчества считают местом действия событий из повести «Старосветские помещики» Васильевку, где находилось имение рода писателя. В этом месте будущий мистический писатель провел все свое детство и юность. Но и потом Николай Гоголь не забывал это место и часто приезжал в дом отца, чтобы навестить своих близких людей: сестер и родителей. Но не только место действия сюжета известно литераторам. Главные герои имеют прототипов. Гоголю была известна история помещиков Гоголь-Яновских, которые были для писателя дедушкой и бабушкой. Бабушка в девичестве носила фамилию Лизогуб.

Итак, прототипом Пульхерии Ивановны оказывается Татьяна Семеновна, бабушка писателя. Образ Афанасия Ивановича писатель срисовал со своего дедушки – Афанасия Демьяновича. Известна история женитьбы этих двух людей, а также и дальнейшая совместная жизнь, которая очень похожа на ту историю, которую поведал Николай Гоголь своим читателям. Поженились они, нарушив волю своих родителей. Случилось это так: Афанасий Демьянович в то время учился в Киеве в духовной академии. Влюбившись в Татьяну Семеновну, он тайно увозит свою любимую.

Литературоведы, изучающие жизнь предков писателя, считают, что жизнь их не была столь спокойной и умиротворенной, как у героев повести. И хотя между супругами были теплые отношения, как и у героев гоголевского произведения, дожить до старости вместе им не привелось.

Анализ повести


Критики и писатели того времени по-разному оценили новую повесть Николая Гоголя. Пушкин смеялся над ее сюжетом от души, считая ее шутливой и трогательной. И чтобы не создалось впечатления земного рая в поместье главных героев, сам повествователь стремится показать, что эта жизнь подобна сновидению. Есть в повести и параллель с мифологией. Так, с Филемоном и Бавкидой сравниваются главные герои, которых боги наградили за их любовь. Но у Гоголя идиллия разрушается самим временем.

Есть еще один парадокс в гоголевском произведении: украинское поместье, где по описанию автора, появился земной рай, созданный главными героями повести, становится и мистическим место. В саду с главным героем происходят непонятные вещи: его охватывает страх, слышится голос, и здесь о смерти сообщает тишина. Эта тишина пугает не только главного героя, но и даже повествователя. Так поместье помещиков, которое в начале повести предстает как земной рай, превращается в царство смерти.

Но можно прочитать это гоголевское произведение и по-другому, где это поместье превращается уже в некую святыню. А сад – это уже рай, в который нельзя впустить никого чужого. Но эта святость очень тонка и уязвима, так как главная героиня была большой хозяйкой, которая собирала все, даже не зная еще, как она это употребит. И тут вспоминается Плюшкин и его черты. Но Пульхерия Ивановна еще не дошла до этой стадии. Скрипучие двери, мухи и варенье, которое варится в саду в больших количествах – это не приметы святости. Автор показывает в своей повести, как поэтапно происходит распад патриархального быта помещиков.

И все-таки эта повесть о любви, великой и незаметной, которая оказывается выше всего, даже выше страсти. И здесь обращает на себя внимание в гоголевской повести рассказ о юноше, который хотел убить себя из-за гибели возлюбленной. Но уже через год он был счастлив и женат. Но у главных героев, когда с ними встречается читатель, любовь – это привычка, поэтому она и прочная, и длительная. В своей повести Гоголь рассуждает по – философски о сущности любви. Эта привычка к любви вызывала не только разную оценку у критиков, но и привела к многочисленным спорам о нравственной позиции автора в повести.