Икона иверская божья матерь самая древняя. День Иверской Божьей Матери: описание и значение иконы, молитвы

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.

Существует две иконы с таким названием. Одна была явлена на Афоне. Это известнейший образ Божией Матери, который почитается не только в Православии, но и в католицизме. Икона «Вратарница» также находится в одном из российских монастырей, но она имеет другую композицию и собственную историю.


История иконы

Благодатный остров хранит множество преданий. Согласно одному из них, Божией Матери пришлось покинуть Иерусалим, когда там начали преследовать христиан. По дороге на Кипр, пресвятая Дева остановилась на Афоне, который назвала одним из своих уделов. Всего их насчитывается несколько:

  • Грузия (Иверия);
  • Афонская гора;
  • Россия (Киевская Русь);
  • Дивеево (монастырь, основанный преподобным Серафимом Саровским).

С каждым из этих мест Богородица имеет особенные отношения. Например, на Афоне явлено очень много чудотворных икон. Одна из них - икона «Вратарница». Она пришла к братьям Иверского монастыря прямо из морских пучин в огненном столбе. Долго никто не мог достать чудесный образ, пока не позвали грузинского монаха - ныне известного как Гавриил Святогорец. Жил он в затворе, вкушал только травы, запивая их водой. Но однажды сама Пречистая велела ему вернуться в монастырь, чтобы принять свой образ.

Монах так и сделал. После молебна вся братия спустилась на берег, а Гавриил пошел прямо по воде, образ же двинулся ему навстречу. Монахи торжественно принесли святыню в алтарь, но утром он оказался на воротах. Так Божия Матерь показала свое желание ограждать монастырь и его насельников. С тех пор Иверскую икону и называют «Портаитисса», то есть «Вратарница».

С того времени образ находится на Афоне, но существует также много его чудотворных копий. Один из них - в самой Иверии (Грузии). Поскольку Богородица очень грустила о том, что в одном из ее уделов до сих пор люди не приняли Христа, поэтому решила послать туда апостола Андрея. В качестве благословения она дала ему свой образ - умыла лицо, приложила лик к доске, на ней чудесным образом остался отпечаток.


Где еще хранятся чудотворные иконы

Икона Богородицы «Вратарница» хорошо известна и в Дивеевской обители. Здесь уже много десятилетий бьет целебный источник. Находится он возле часовни во имя Иверского образа. Старица Александра собственноручно вырыла источник, чтобы могли пить воду труженики, которые возводили для обители Казанский храм.

Здесь местное население молилось во время засушливых периодов, приносило младенцев, чтобы искупать в целебной водичке. Уже в наше время обустроили водоем, чтобы можно было окунаться целиком. Вода помогает от разных болезней, а также тем, кто одержим злыми духами.


Значение и толкование иконы

Каждый образ Богородицы несет в себе общее значение - она воплощает единение Господа со своими детьми, которыми являются все христиане независимо от пола, возраста, национальности. Но есть особенные благословения именно для России: например, икона Пресвятой Богородицы «Вратарница» («Неугасимая свеча»). Она разительно отличается от привычной иконографии Девы Марии.

  • Царица Небесная стоит в монашеских одеяниях.
  • В левой руке она держит четки (атрибут любого монаха), а также жезл. Это символ власти, покровительства, который могут носить только архиереи (высшее духовенство).
  • В правой руке Божия Матерь держит свечу - символ непрестанной молитвы.

Икона была обнаружена в конце 19 в. в г. Угличе. В тамошний монастырь обратился мужчина, которому во сне пришла Царица Небесная. По ее приказу он приехал из Питера, чтобы найти удивительный образ, который обнаружился в кладовке. Приезжий после молебна стал полностью здоров. В память об этом он заказал дорогой оклад для иконы, которая до сих пор находится в обители, расточая исцеления.

В чем помогает икона Вратарница

Для православных Богородица - все равно что родная мать. Они делятся с ней любыми горестями и печалями. Когда болеет ребенок, необходимо найти новое место работы, кого-то несправедливо обидели, муж страдает от пьянства - икона «Вратарница» поможет в каждой из этих бед. Может охранять жилище от врагов - недаром Богородица несколько раз возвращала свой образ на монастырские ворота.

До сего дня перед афонской иконой находится чудесная лампадка: перед трагическими событиями она начинается раскачиваться. Случалось такое и во время нападений врагов на монастырь, но ни разу Богородица не допустила врагов в свою обитель. Каждый верующий вправе рассчитывать на подобную защиту, если регулярно молится, посещает храм.

По благочестивой традиции православные приобретают для дома несколько икон. Среди низ обязателен лик Пресвятой Богородицы, хорошо подходит именно «Вратарница». Можно особенно в молитвах просить защиты для дома, ведь там мы храним все наше имущество, ради которого трудились долгие годы. Конечно, основным попечением христианина должно быть достижение Царства Небесного, но Господь не запрещает иметь вещи, быть рачительным хозяином. Главное - не привязываться к земным ценностям, не делать из них предметы поклонения.

Где лучше вешать Иверскую икону Пресвятой Богородицы («Вратарницу»)?

Исходя из названия, вполне можно разместить ее над дверным проемом. Обычно делается это изнутри квартиры, чтобы избежать кражи или того хуже - поругания над святыней. Снаружи на саму дверь можно приклеить крест.

Хорошим местом является и полка в прихожей, прямо напротив входа. Уходя, можно помолиться перед иконой, попросить удачи в делах, осенить крестом домашних, жилище. После возвращения надо тоже перекреститься и поблагодарить Господа за то, что сохранил в течение дня.

Помещать иконы возле детских кроватей особой необходимости нет - Господь итак их охраняет. Но это и не запрещено. Главное, чтобы место было подобающим - либо отдельная полочка, либо стена, свободная от украшений, мирских изображений. Будет хорошо, если ребенка с малых лет приучат молиться перед сном - для этого икона очень пригодится. Главное, чтобы домашние понимали, что сила Божия приходит через молитвы, а не через доски.

Молитва иконе Вратарница

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Что нужно обязательно знать про икону Вратарница

Икона Богородицы Вратарница - значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Иверская икона Божьей матери в народе носит еще несколько названий: Привратница, Вратарница. Она обрела свое название по храму, в котором изначально была обнаружена. Он располагается в Грузии, на горе Афон, в городе Иверия. У православных лик получил распространение благодаря его способности совершать чудеса исцеления и защищать дом от нежелательных посещений. А служители монастыря отметили, что икона способна предупреждать о катаклизмах в мире.

Первое упоминание об этом лике Пресвятой Богородицы было еще в IX веке, когда над образами издевались и всячески старались их уничтожить. Но именно этот лик был спасен одной из женщин, дом которой стоял недалеко от Никеи.

Но в скором времени воины узнали, где хранится лик, и пришли в дом этой женщины. Один из воинов ткнул в лицо Богородицы, изображенной на образе, копьем, и пошла кровь. Воины в испуге отступили, а женщина помолилась Пречистой Богородице и пошла к морю. После того как женщина погрузила икону в воду, то заметила, что она движется по волнам вместе с нею в руках.

Эта история в скором времени дошла до святой горы Афон , на которой сын этой женщины был одним из послушников. И когда к одному из причалов пристал корабль, который перевозил сей лик на Кипр, он потерпел крушение. Икона была утрачена. Но в X веке приняли решение возвести на горе Афон Иверскую обитель.

Спустя несколько дней монахи увидели огромный столб огня, который поднимался на том месте, где в то время находилась икона. Святители решили подобрать лик и привезти в свою обитель, но чем ближе они подплывали к лику, тем дальше он находился от них. Братья стали возносить мольбы Господу, чтобы он ниспослал им сей образ в дар.

В одну из ночей к старцу Гавриилу пришла во сне Богоматерь и сказала, что отдаст икону в его руки. Но для этого он сам должен ступить в волны морские и забрать ее.

С утра все монахи обители вышли на морской берег и начали возносить молитвы. Старец же пошел по волнам к иконе, чтобы забрать ее. Изначально она была помещена в небольшую часовню, в которой на нее молились трое суток все служители. Чуть позже ее переместили в большой храм. Но Богородица уже успела сотворить первое чудо - на месте, где она была установлена, пробился источник чистейшей сладкой воды.

Наутро, после перемещения в храм, лик был обнаружен над вратами обители. Ее вернули на законное место, но образ вновь утром стоял над воротами обители. Это чудо повторялось трижды. Богоматерь вновь пришла во сне к старцу Гавриилу и объявила, что беречь ее более не нужно, она сама станет хранить обитель и ее жителей.

С тех пор над воротами обители появилась небольшая церковь, в которой и по сей день хранится лик Иверской Богородицы. Праздненства в ее честь ведутся во второй день Великой Седьмицы. В этот день все служители совершают крестный ход на морской берег, где старец Гавриил обнаружил лик.

Многие люди рассказывают легенды о том, что сей образ совершает множество чудес. Богородица помогает:

  • в исцелении болезней;
  • в защите от варварских набегов;
  • в восполнении утраченных запасов.

Существует масса легенд о том, что может сделать икона и как она умеет защищать. Одна из легенд рассказывает о том, что, когда персы хотели разграбить обитель, монахи обители начали возносить молитвы к чудесному лику. На море поднялась сильнейшая буря, и все корабли врагов были потоплены. Выжил только военачальник, который был сильно удивлен столь огромной силой Господа. Он раскаялся в содеянном и в качестве искупления своего греха отдал много золота на укрепление храма и его стен.

Очень часто икона вразумляла братьев, которые сходили с праведного пути. Однажды бедняк попросился на ночь в обитель. Но один из братьев решил не пускать его, потому что были перебои с поставкой продуктов, а у бедняка не было денег. Нищий решил отправиться в Афон. Но по пути ему попалась женщина, которая подарила ему золотой. Придя обратно в обитель, он отдал золотой брату. Монахи были поражены древностью монеты. Один из них вспомнил о том, что такие монеты есть на окладе Иверской иконы. Тогда они поняли, что это сама Богородица пришла и помогла нищему.

Продукты в наказание монахам были полностью испорчены. Это стало прекрасным уроком для жителей обители. С тех пор они никогда не берут денег с бедных, да и с гостей тоже. Каждому, кто приходит в храм, здесь рады. Гостей угощают кофе, лукумом и другими сладостями.

Другие чудеса

Сегодня известны многие чудеса, которые сотворила икона:

Зная, от чего помогает Иверская икона Божьей матери, многие люди отправляются на гору Афон поклониться лику и просить о свершении чуда . Но сама икона никогда не покидала своего храма. Правда, монахи утверждают, что это случится незадолго до того, как будет Второе пришествие Христа.

Множество копий было сделано с ее образа, которые и разошлись по свету.

Молитвы к лику

Иверская икона Пресвятой Богородицы - это вратарница для дома и охранительница для человека. Но многие возносят ей молитвы и в те моменты, когда требуется:

  • утоление печалей;
  • защита от пожаров;
  • увеличение количества урожая;
  • помощь во всяческих бедах.

Этот образ помогает справиться со всяческими напастями, а также убрать пагубные желания. Молитвы, возносимые к лику, действительно творят множество чудес. Одна из таких молитв помогает от всех бед.

«О, Дева Пресвятая, Господа Мать, Царица земли и небес! Внемли прошениям многоболезненным наших душ, с высоты святой посмотри Ты на нас, с любовью и верою поклоняющихся образу пречистому Твоему. Се бо, погружаемые грехами и обуреваемые скорбьми, взирающая на Твой образ, как живой Ты с нами ныне, смиренно приносим наши прошения. Не святители бо ни иные помощи, ни предстательства инаго, ни помощи, только Тебе, о, Мать скорбящих всех и обремененных!

Помоги нам, слабым, скорбь утоли нашу, на путь правый наставь нас, заблуждающихся, вылечи и спаси, даруй нам любое время нашего живота в мире и тишине провести, помоги христианскую смерть и на Страшном Суде Сына Твоего прийти нам, милосердная Помощница, да услышь всегда, славим и величаем Тя как святую Заступницу христианского рода, со всеми угодившими Богу. Аминь».

Эта молитва может произноситься как в собственной квартире, пред ликом Богоматери, так и в храме. Молитву Иверской Божьей матери и то, с чем обращаться к иконе, знает каждый верующий. Она помогает независимо от того, где молитва читается. Ведь этот образ Богородицы, как и Жировицкий, помогает именно тогда, когда его заступничество действительно необходимо. Не зря же эти образы появились в трудные времена.

Зная, как выглядит икона Вратарница, ее значение, в чем она помогает, можно повесить ее в своем доме напротив двери. Так она сможет защитить его от врагов и всех тех, кто приходит в дом с недобрыми помыслами.

икона БогоМатери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»

25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы

Описание иконы Божьей Матери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»:
В IX веке во времена ереси иконоборства близ города Никеи (современная Турция) жила благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы Богородицы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону БогоМатери до утра, обещая им за это вознаграждение.

Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородице, и тотчас из пронзённой иконы Божией Матери потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону Богородицы от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона Божией Матери при этом не легла на воду, а, стоя прямо, двинулась по морю.

С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону БогоМатери и поставил её в храме.

Но на другой день икону Богородицы не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей.

Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и доныне. По имени обители икона Богородицы эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих.

О чудотворной иконе БогоМатери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

Написать икону Богородицы для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы Божьей Матери.

13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.

Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона Богородицы.

Другие чтимые списки Иверской иконы Божьей Матери, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы.

В 1929 году часовня была разрушена, икона БогоМатери исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон.

Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез.

Празднование чудотворной Иверской иконы Богородицы в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).

_______________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иверская»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.

Молитва первая

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воз­дыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющих­ся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная мо­ления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Те­бе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, не­мощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь хри­стианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва вторая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, приими недостойную молитву на­шу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде кон­ца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, греш­ных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога наше­го, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак, глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

___________________________________________

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ИВЕРСКАЯ"

Кондак 1
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавший щит крепкий, стену необоримую и стражу неусыпну. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Икос 1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: "Не разлучайся Иерусалима, жребии же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит". Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; Радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится. Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; Радуйся, Еюже Царство Христово утвердится. Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелиа воззвание; Радуйся, от рабства диаволу, в свободу славы чад Божиих приведение. Радуйся, готовая Служительнице Сына Своего и Бога; Радуйся, послушанием преслу- шание Евы исцеляющая. Радуйся, высото добродетелей; Радуйся, глубино смиренномудрия. Радуйся, Еюже невернии познают Творца; Радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 2
Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.

Икос 2
Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к Горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием: Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; Радуйся, низложившая тамо идолов. Радуйся, насадившая тамо веру истинную; Радуйся, неверие отгнавшая. Радуйся, в жребий Себе Гору сию избравшая; Радуйся, благодать сему месту обещавшая. Радуйся, верным, живущим в ней, Подательнице земных благ; Радуйся, Споручнице вечнаго их спасения. Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в жребии Твоем; Радуйся, всех врагов их устрашение. Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; Радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 3
Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея яко село пространное показа всем в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают: Радуйся, пославшая проповедницу Евангелиа в землю Иверскую; Радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову. Радуйся, отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; Радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры. Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; Радуйся, струю из него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая. Радуйся, Евфимия златословесная уста; Радуйся, Торникия непобедимая крепосте. Радуйся, всех благо-честивых укрепление; Радуйся, иноков ограждение. Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; Радуйся, вечный покой им уготовляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 4
Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к Западу, возопи с веселием: Аллилуиа.

Икос 4
Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше Небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимую силою свыше, возопиша Благодатней: Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; Радуйся, столпе огненный, на-ставляяй сущия во тьме. Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, заре таинственнаго дне; Радуйся, Звездо, являющая Солнце. Радуйся, Свет Неизреченный родившая; Радуйся, еже како ниединаго же научившая. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; Радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; Радуйся, то многосветлое возсияваеши просвещение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 5
Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: "Иди с ликом иноков к брегу моря, сниди в пучину и приими икону Мою". Онже, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся пояше: Аллилуиа.

Икос 5
Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма в верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; Радуйся, покров ея быти нам обещавшая. Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; Радуйся, благое о ней про-мышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; Радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; Радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; Радуйся, сирых нас Защитнице. Радуйся, ограждение наше; Радуйся, едина Радосте наша. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 6
Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм на вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, Хранительнице наша в настоящем веце; Радуйся, Предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая, радуйся, на путь добродетели наставляющая. Радуйся, дерзновение наше и Надеждо; Радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; Радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; Радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; Радуйся, всему благому вход отверзающая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 7
Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное, разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением; сребро и зла-то в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопи-ша к Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новыя и безчисленныя чудеса показа Богоматерь, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачую-щи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, Взбранная Воеводо, враги побеждающая; Радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; Радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; Радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; Радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных Целительнице; Радуйся, всех скорбных Утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промышляющи и спасающи нас; Радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 8
Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего; темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; Радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; Радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; Радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; Радуйся, святителей веселие.
Радуйся, иереев похвале; Радуйся, иноков Наставнице. Радуйся, всего рода нашего спасение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 9
Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебныя пения совершает; водою от чудныя иконы омывает деку, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы: еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неизчерпаемый; Радуйся, всякия милости Подательнице. Радуйся, всегда теплая о нас Ходатаице к Богу; Радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; Радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; Радуйся, немощных укрепление. Радуйся, вдов заступление; Радуйся, сиротствующих милосердая Мати. Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; Радуйся, грешников к покаянию воззвание. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 10
Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим; ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе: Радуйся, девства сосуде изоранный; Радуйся, чистейший образе целомудрия. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; Радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; Радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, в бури искушений скорая Помощнице; Радуйся, прилоги врага отражающая. Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; Радуйся, помыслы очищающая. Радуйся, земныя сласти презирати научающая; Радуйся, к Горнему умы и сердца направляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 11
Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленным бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11
Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере: невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней: Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; Радуйся, в печалех быстрое услышание. Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; Радуйся, от глада и напрасныя смерти нас освобождающая. Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; Радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение. Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; Радуйся, оставленных врачами в Свои руки приемлющая. Радуйся, милосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных;
Радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных. Радуйся, самых отчаянных из рова погибели похищающая; Радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и заступлением. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 12
Благодать дати восхотев долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание, дарова нам крепкое Богоблагодатныя ходатайство, да вопием вси молитвами Ея: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя. Богородице, яко милости источник неисчерпаемый. Но, припадающе к Тебе пред чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно, буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному Престолу Сына Твоего, да вопием Ти: Радуйся, во славе приседящая Престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая; Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая. Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая; Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая. Радуйся, мытарств горьких избавление; Радуйся, от власти князя воздушнаго освобождение. Радуйся, грехов наших непоминовение; Радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни. Радуйся, уповающим на Тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая;
Радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго, слышати сподобляющая. Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с Собою вселяющая; Радуйся, крепкая Надеждо веч-наго спасения всем христианом. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 13
О Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да, спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 кондак 1) - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

Почитание чудотворного образа Пресвятой Богородицы, ныне именуемого Иверским, восходит к IX веку. По преданию, во времена правления императора-иконоборца Феофила в окрестностях города Никеи в Малой Азии жила благочестивая вдова, в доме которой хранилась чтимая икона Пресвятой Богородицы. Один из царских надсмотрщиков, увидев икону, пронзил ее. Из правой щеки потекла кровь, как из раны живого человека, и злодей, придя в ужас, пал на колени и со слезами просил у Богородицы прощения. Понимая, что чудотворный образ могут найти и уничтожить, раскаявшийся иконоборец посоветовал вдове спрятать ее. Вдова ночью отправилась на берег моря и, помолившись, пустила икону по морю — на волю Божию.

Через некоторое время икона приплыла к берегам Афона. Монахи Иверского монастыря ночью заметили, что от предмета, плывущего по водам моря, исходит сияние, похожее на восходящий к небу огненный столп. Это дивное явление продолжалось несколько ночей подряд. Подплыв в лодке поближе, иноки увидели икону Богоматери, но вынуть из воды не сумели: по мере их приближения образ удалялся. Иноки собрались в храм для совместной молитвы, прося Саму Богородицу о помощи в обретении иконы. Божия Матерь явилась в видении одному из монахов, иноку Гавриилу, сказав, что желает даровать Свой образ Иверской обители. После усердных молитв иноки крестным ходом вышли на берег моря, икона приблизилась к берегу, Гавриил вошел в морские воды и благоговейно принял ее.

Образ был внесен в монастырский храм, но уже на следующее утро исчез: монахи нашли его на стене над вратами обители. Его возвратили в храм, но на следующее утро история повторилась. Богоматерь вновь явилась в видении иноку Гавриилу и открыла Свою волю: икона должна находиться над вратами обители, охраняя ее. Монахи исполнили воля Пречистой Девы: над вратами был сооружен небольшой храм, а чудесным образом обретенная икона Богоматери получила название Портатиссы или Вратарницы.

Происхождение иконы стало известно через несколько лет, когда в Иверскую обитель попал сын вдовы — прежней владелицы иконы; он принял здесь монашеский постриг.

История почитания Иверского образа на Руси начинается в первые годы царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676), когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий.

Наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит , будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список.

По свидетельству архимандрита Пахомия, в течение всего времени работы иконописец иеромонах Ямвлих Романов строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия Иверской обители дважды в неделю совершали всенощные бдения и Литургии. Список полностью идентичен древнему чудотворному образу, не отличаясь от него ни размерами, ни изображением. На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», а также другая греческая надпись: «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского. Лета 1648». Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись «Вратарница Иверская», над правым Ее плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу рукой иконоборца. На полях иконы — изображения 12-ти апостолов.

13 октября 1648 года список Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и , духовенство, бояре и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября.

Первоначально Вратарницу поставили в Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, завершившийся разгромом поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе , который в XVI-XVII веках именовался домом Пречистой Богородицы и имел статус «царского богомолья».

Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в в Сокольниках. В Третьяковской галерее хранится еще один список Иверской иконы — она находилась в Иверской часовне и предназначалась для совершения молебнов на дому у тяжкоболящих; в нижней части этой иконы имеются специальные петли для удобства транспортировки.

Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.

После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея.

В 1994 году в Новодевичьем монастыре возродилась монашеская жизнь; в 2010 году архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря.

25 апреля 2012 года Патриарший наместник направил министру культуры Российской Федерации А.А. Авдееву письмо с просьбой о передаче в бессрочное и безвозмездное пользование Новодевичьему монастырю находящейся в Государственном историческом музее и входящей в федеральный музейный фонд исторической святыни Русской Православной Церкви — Иверской иконы Божией Матери, вывезенной в 2010 года из Смоленского собора, а также комплекта евхаристических сосудов, принадлежавших обители.

Приказом министра культуры РФ от 26 апреля 2012 года Государственному историческому музею было дано разрешение на передачу испрашиваемых святынь в безвозмездное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви в порядке, предусмотренном государственным законодательством Российской Федерации. В тот же день между Государственным историческим музеем и Московской епархией был заключен Договор о передаче музейных предметов религиозного назначения в безвозмездное пользование. В соответствии с этим договором для хранения и использования в богослужебных целях безвозмездно на срок существования православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви в Новодевичий монастырь Московской епархии передаются икона Божией Матери Иверская, а также комплект серебряных евхаристических сосудов XIX века — потир, дискос и звездица.

6 мая 2012 года чтимый образ в Новодевичий монастырь. В торжественной церемонии приняли участие председатель Правительства Российской Федерации, избранный Президент России , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил молебное пение перед иконой в Смоленском храме обители.

Затем святыня была перенесена в Успенский собор обители, где и будет отныне находиться, поскольку историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году.