Иконы Николая чудотворца: история и описание. Вунена

Этот прославленный и непобедимый воин Христов Николай происходил с Востока. Плотью рожденный от благородных и благочестивых родителей, душой же он оказался мужем благороднейшим и предивнейшим.

С детского возраста Николай был весьма умен и рассудителен. Он не общался с беспечными юношами, которые увлекались смехом и разными остротами, не сквернословил и не занимался болтовней, как это свойственно молодым, но любил общаться с людьми рассудительными и старцами, дабы внимать их душеполезным и нужным словам и собеседовать им. Когда же он вырос, то благодаря мужеству и отваге был отдан в армию, где преуспел в военном деле настолько, что не раз совершал подвиги, а потому прославился и стал знаменитым.

Тем временем император, услышав о его доброй славе и узнав от многих людей, что Николай был не только искусным оратором, но и достойным советником, другого такого не сыщешь, вызвал его в царский дворец и, поговорив с ним, весьма обрадовался, увидев, что сей муж имел ум, благоразумие и рассуждение. Поэтому он наградил его званием дуки, выделил провинцию и подчиненных воинов, как и надлежало. Николай же, получив это звание и став правителем, ежедневно упражнял своих солдат, объясняя им воинское искусство, ибо этого от него требовало возложенное на него звание. В особенности он наставлял их в делах христианской жизни и порядка, учил их молиться и призывать Владыку Христа, чтобы Тот дал им силу в сражении с врагом на поле боя. Он часто рассказывал им о подвигах и победах древних воинов, о том, как они воевали и побеждали, как завоевывали многие крепости и города. Но наиболее усердно учил самому необходимому - иметь страх Божий и непрестанное памятование о Нем, никогда не обижать ни богатого, ни бедного. Поэтому о воинах Николая, где бы они ни оказывались, никто и никогда не говорил, что они кому-то нанесли обиду или причинили ущерб.

В то время, то есть в VIII веке, около 720 года, часть Фессалии отделилась и не хотела подчиняться константинопольскому императору-иконоборцу Льву Исавру, который властвовал на Востоке. Фессалийцы же пошли к границам Македонии, занимаясь грабежами и захватывая многих в плен. Тогда император разослал по всему Востоку указ, и пришли топархи с войсками, среди которых был и наш Николай со своими подчиненными. Он направился в Фессалоники, и в завязавшемся бою победил фессалоникийцев, заставив их повиноваться. Они, в свою очередь, дали слово платить положенную дань, как и прежде.

Покинув Фессалоники, он направился в Ларису. Тогда это была мощная и величественная крепость, прекрасная и охраняемая башнями-укреплениями. Поэтому воины Николая не смогли ее покорить, но, более того, – сами были побеждены, ибо жители Ларисы мужественно сражались и многих воинов убили. Николай, видя, что ромеи изнемогают, а враги одерживают верх, размышлял так: вот наши люди побеждены, а если и я погибну, как погибли эти несчастные, напрасно на войне, то что толку мне от моей временной почести дуки, от моего тленного звания? Лучше жить простым человеком, чем командовать столькими воинами и принять бесчестную кончину. Что за цена моему телу, какая польза моей душе, коль так безвременно окончится моя жизнь? Лучше я уйду в некое пустынное место и стану оплакивать свои прегрешения. И может быть, тогда получу у Бога прощение в час судный.

Так рассудив, он оставил своих воинов, предоставив им идти, куда они хотят, и направился в Вунену (Вунена – это гора в Фессалии, иначе именуемая Отрис), где рос высокий лес и в густых зарослях были кельи, в которых жили отшельники и добродетельные подвижники. Увидев их, Николай возблагодарил Господа, Который просветил его и привел в это душеспасительное место. Там он и остался, подвизаясь вместе с ними и работая в добродетели по Бозе. А те дивные подвижники, видя рвение его души, видя, сколь усердно он подвизался в посте, молитве и всенощном бдении, возлюбили его в Боге и в частых беседах с ним побуждали его к еще большему преуспеянию в добродетели, рассказывая душеполезные истории. Так ежедневно слушая эти наставления, он, как мог, радел о подвиге монашеского жительства, и все восхищались им, в душе помышляя, не превзойдет ли этот юноша их в подвиге.

Лукавый же диавол, видя их дивное и достохвальное житие по Бозе, не смог, треокаянный, стерпеть это, имея обыкновение всегда препятствовать добру и искушать добродетельных людей. Поэтому он воздвиг безбожных аваров, и они принялись грабить западные земли, попирая крепости и страны, и многих уводя в плен. Когда они пришли в Ларису, то за несколько дней захватили ее и покорили все ее окрестности, начиная от Димитриады, то есть Волоса, до Фарсалы и Элассона и их окрестностей. Захватчики так унижали их жителей, что стали притеснять веру и принуждали отречься от Владыки Христа, единого истинного Бога, и поклоняться непотребным идолам. И многих из тех, кто не захотел отступить от своего благочестия, но претерпел различные наказания и тысячи мучений ради любви к сладчайшему Христу, они умертвили. Те боголюбцы временными мучениями унаследовали вечное ликование и неизреченную радость в Царствии Небесном.

Когда же все это происходило, святой Николай подвизался в Вуненском скиту вместе с товарищами, имена которых Григорий Армодий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндин, Феодор, Панкратий, Христофор, Пантолей, Емилиан и Навудий. Однажды ночью они молились, и явился им Ангел Господень, и сказал: «Будьте готовы и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное». Сказав это, он стал невидим. А отшельники, услышав это радостное благовестие, возрадовались и подвизались еще усерднее, упражняясь в посте и молитве, дабы удостоиться небесного блаженства. Несколько дней спустя кровожадные варвары авары узнали, что на Вуненской горе живут подвижники, постясь и молясь непрестанно Господу днем и ночью. Авары вооружились и отправились, чтобы убить иноков.

Святой же Николай утешал братьев и сподвижников, говоря: «Да не устрашимся, братья, временной смерти и ничуть ее не убоимся, ибо настал час проявить мужество и через это малое краткое наказание унаследовать постоянное ликование и упокоение вечное». Когда эти и другие слова произносил святой для укрепления братии, пришли кровожадные люди и словно дикие звери схватили святых и нещадно и безжалостно мучили их крюками, шестами и разными другими орудиями пыток. Однако блаженные подвижники мужественно и доблестно претерпевали все пытки и не отступили от веры. Тогда варвары обезглавили их, предав временной смерти, а вместе с тем – жизни вечной и Царствию Небесному.

Видя прекраснейший возраст святого Николая, его разум и мужество, они не стали его пытать, но словами, хитростью и лестью принуждали к нечестию в надежде, безумные и безрассудные, склонить его на свою сквернейшую сторону. Однако тщетно они старались и безумное помышляли, ибо ни в чем не смогли поколебать его веры, а на их хитрость он рассудительно отвечал:

«Я не малое дитя, чтобы вы обманули меня чем-то неизвестным и заставили отказаться от истинного Бога, моего Творца и благодетеля, и поклониться глухим и бездушным идолам. Но как с самого начала я был благочестивым православным христианином, так и хочу им оставаться, и так предам мою душу в пречистые руки Господа нашего Иисуса Христа, которому как истинному Богу и Спасу моему поклоняюсь и служу. И если враг моего Иисуса принуждает меня отречься от Него, то ради любви к Нему я хочу пролить кровь мою. А ваших богов я поношу и считаю за бездушные камни и бесчувственные деревяшки». Услышали безбожные варвары оскорбления и обвинения в адрес своих богов и весьма прогневались и стали жестоко бить его.

Через некоторое время они вновь принялись за уговоры: «Николай, не теряй своего мужества и своей красоты понапрасну. Твой Христос не хочет тебе помогать. Сделай только то, что мы тебе говорим, стань нашим сообщником и единомышленником и тогда ты не лишишься сей сладчайшей жизни. А если будешь пренебрегать нашими словами, то мы предадим тебя многим страшным мучениям». На это святой отвечал: «То, чем вы меня устрашаете, я жажду получить, потому что если вы лишите меня этой напрасной и временной жизни, то даруете мне жизнь бесконечную и Царствие Небесное, где я, присно спрославляемый с моим Христом, буду наслаждаться радостью неизреченной и неизглаголанным весельем и ликованием в раю».

Тогда они поняли, что не смогут поколебать его твердой веры, и решили предать его жестокой и мучительной смерти. Поэтому били его до тех пор, пока земля не побагровела от его святой крови. Два или три раза менялись бичевавшие, но святой держался доблестно, молясь: «Терпя потерпех Господа» (Пс. 39). Он столь мужественно переносил мучения, что казалось, будто вместо него кто-то другой претерпевал их. После этого, привязав его к дереву, они стреляли в него из лука и, взяв его копье, метали в него. И множество других мучений причинили ему, заставляя отречься от Христа и поклониться идолам. Он же бесстрашно смеялся над ними: «Вы, звероподобные и бесчеловечные, имеющие одно обличье человека, ума же не имеющие, присущего человеку, вы надеетесь, что этими мучениями разлучите меня от любви Христа моего. Но сколько зла вы мне причиняете, столько венцов мне сплетаете. А Христос, мой помощник, стоит рядом и облегчает мои страдания. Поэтому ни боли, ни мучений я не чувствую». Услышав это, варвары отчаялись. Они поняли, что не смогут переубедить мученика, даже если подвергнут еще тысяче других пыток, и усекли его святую главу 9 мая.

Блаженная и светлая же душа мученика вознеслась в небесные обители, а светлые Ангелы соликовали и пели вместе с ней. А святое и всечестное тело его оставалось на той горе непогребенным и пребывало в забвении. Но по благодати великодаровитого и всемогущего Бога Ангелы Божии сохраняли его невредимым и нетленным до тех пор, когда Бог, достойно почитающий всех верующих в Него и не отрицающихся Его святого имени, чудесным образом явил сие драгоценное сокровище. Ведь тех, кто прославил Его на земле и подвизался за Его святое и препетое имя, Всеблагой Господь Сам почтил и воздал им обильно, соделав их сынами и наследниками Своего Царствия. И не только на небесах Он воздает им сторицею награду за их труды, но и здесь на земле посылает им благодать и силу творить чудеса, прославляемым людьми и на собственном примере побуждающим других к совершению добрых дел и подражанию Христу. Таким был преподобномученик Николай, снискавший за свои чудотворения почитание среди всех христиан и прославляемый как имеющий великое дерзновение перед Всеблагим Богом. Из многих его чудес выслушайте рассказ об одном. По нему вы сможете судить и об остальных, ибо по части познается целое.

В той провинции Востока, где родился и вырос преподобномученик и целитель Николай, был один очень богатый правитель. С ним приключилась страшная болезнь проказа, которая долгое время снедала и изнуряла его плоть. Он истратил на врачей огромные средства, и всё без пользы. Чем больше он тратил, тем сильнее прогрессировала болезнь, причиняя ему неутешную скорбь. И вот, однажды ночью, когда он спал, ему во сне является святой и говорит: «Зачем ты расточаешь и тратишь свое богатство понапрасну? Ступай в окрестности Ларисы и спроси, где находится гора Вунена. Там исследуй хорошо местность и возле источника отыщи мои мощи, которые принесут тебе исцеление от твоей ужасной болезни». Утром, когда рассвело, больной поднялся с одра и тотчас, даже не оставив никаких распоряжений по дому, отправился к пристани, где отыскав корабль, отправился в Ларису.

Прибыв на то место, о котором сказал ему святой, он обнаружил источник с чистой и сладчайшей водой и возрадовался. Затем он тщательно исследовал место. Это оказалось весьма трудно из-за того, что лес был огромным и густым. С Божией помощью он обрел всечестные мощи мученика на расстоянии пятнадцати шагов от источника. Они чудесным образом сохранились за столькие годы целыми и нетленными и источали благоухание. Тогда правитель прежде умылся в источнике, а затем с благоговением и верой облобызал святые мощи, и, – о, чудо! – тотчас избавился от своего недуга, который исчез словно мрак от света. Он в один миг сделался совершенно здоровым, и никаких следов болезни не осталось на его теле. Чтобы не оказаться неблагодарным за это великое благодеяние, он расчистил то место, где обрел святое сокровище, и воздвиг на нем церковь во имя святого. Посреди этой церкви и находится источающий чудеса гроб этого Божия преподобномученика.

В округе есть разные села, в одном из них, в Джапазларе, хранится священный образ святого, который в день его памяти переносят в эту церковь, празднуя ежегодное празднество, на которое собираются многие тысячи христиан.

Итак, правитель вернулся домой, прославляя Бога и воссылая благодарность святому. Он привез с собой небольшую частицу мощей святого и землю с того места, и те, кто прикладывались к ним, исцелялись от всякого недуга.

И не только это чудо совершил святой угодник Божий, преподобномученик Николай, но и многие другие, достойные повествования. Ибо тот исцеленный правитель повсюду объявил о чуде, и молва разнеслась не только по всему Востоку, но дошла и до Запада. И из разных мест стекались люди, имевшие недуги, и тотчас получали исцеление по вере, которую каждый из них имел к Богу, и по благоговению, которое питал к мученику.

А святой не только тогда совершал чудеса, но и сейчас творит великие дела для тех, кто всем сердцем верует во Христа и горячо благоговеет перед святым мучеником и богоугодно празднует его память с песнопениями и псалмопениями, умиленно и смиренно.

Здесь надо сказать, что на острове, именуемом Андрос, находится монастырь святителя Николая Мирликийского. В этой досточтимой обители как некое многоценное сокровище хранится честная глава преподобномученика Николая Нового, которую отцы обители неоднократно привозили в Константинополь, поскольку там, во Влах-сарае было подворье упомянутого монастыря. И повсюду, куда бы они ни привозили мощи для поклонения, всюду совершались бесчисленные чудеса.

Каждый год, в день его памяти 9 мая, из дерева, на котором его убили турки, выступает его жидкая кровь. Сейчас это дерево находится на частной территории недалеко от г. Ларисы. Монахи монастыря св.Николая с трепетом собирают эту кровь и привозят её в монастырь. Эту величайшую святыню они раздают всем страждущим. Заметили, что от этой святыни люди исцеляются от раковых заболеваний.

Краткое описание типов икон святителя Николая

Н иколай Чудотворец узнаётся сразу (…) Из жития святителя известно, что те, кому он являлся во сне или наяву, либо узнавали его, либо опознавали по иконе (…) Но существует достаточно много изводов того, как он изображается.

С реди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.

Ч асто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария… (утверждавшего, что Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им – Ред.). Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию «Жития Николы», получившую распространение в ХV-XVI вв.

Т радиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, к менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием. Такие образы в русской иконописи известны с XIII века. Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику. Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков.

Д ругим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип «молящийся (оранта)». В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Приведенный первый тип известен и в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского.

И конографический тип Николы Зарайского становится наиболее излюбленным в житийных иконах святителя. Они изображают деяния святителя при жизни и после смерти. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из разоренных турками Мир Ликийских в южно-итальянский город Бари в 1087 г. Этому событию на Руси придавали особое значение: «Перенесение мощей» становится одним из центральных праздников. С XIV в. этот сюжет входит в число обязательных в житийных иконах св. Николая в Средней Руси; позже, к XV в. он утверждается в новгородских и псковских памятниках.

В ариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ, но в ряде случаев он становится центром композиции в житийных иконах святого. В среднике представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором в руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению этого изображения.

И звестны и оплечные образы свт. Николая Чудотворца. Все сохранившиеся иконы данной иконографии относятся ко второй половине XVI в. Интересно, что за пределами XVI в. подобные образы не имели большого распространения, зато в XIX в., особенно в старообрядческой среде, их популярность возрастает.
П амять свт. Николая совершается дважды в год: 6 (19) декабря и 9 (22) мая, т.е. зимой и летом. В связи с этим в обиходе праздники называют ещё: «Никола зимний» и «Никола летний», относя к ним изображения святого в митре и без неё.


Введение.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, широко почитается в России, как величайший среди святых. Великого чудотворца и святителя Николая почитают во всем мире, не только православные христиане, но и люди разных конфессий и религий. Известно много примеров, когда с горячей верой в Николая Чудотворца, к нему обращались с мольбой о помощи люди различных религий и, получив помощь, становились православными. Святитель Николай, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу.
Первые письменные свидетельства о деяниях свт. Николая, найденные в записях константинопольского пресвитера Евстратия, относятся к VI веку. К началу VIII века относится похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю, произнесенное святым Андреем Критским в соборном храме города Мира. Его автор называет праздник во имя святителя Николая священным и всепразднественным и сообщает, что в этот день происходят многочисленные собрания верующих в храме святителя.
В середине IX века появилось похвальное слово свт. Николаю патриарха Мефодия, главы Константинопольской Церкви, в 860 году - похвальное слово свт. Николаю Иоанна, диакона Неаполитанской Церкви, и в конце IX века - похвала свт. Николаю, написанная византийским императором Львом Мудрым. В начале X века блаженный Симеон Метафраст по приказанию Константина Порфирородного составил из предшествовавших ему источников полное житие свт. Николая, печатающееся в славянском переводе в службе этому святому. Краткие сказания о деяниях свт. Николая с изображением его были внесены в месяцесловы. Все эти греческие источники до начала XVIII века лежали в основе Жития свт. Николая Мирликийского, чудотворца .

Рождество святителя Николая Чудотворца.

11 августа Русская Православная Церковь празднует Рождество Святителя Николая Чудотворца, епископа Мирликийского. Святитель Николай почитался во все времена у многих народов, но точное время установления празднования Рождества Николая Чудотворца, неизвестно. Предполагается, что этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Николай Святитель служил Архиепископом, а так же на родине его родителей – в Патаре. Затем, празднование могло распространиться по всей Никейской Империи и проникнуть на Русь, где этот святой почитался с древности.
Одна из церковных служб, сохранившихся до нашего времени и посвященных этому празднику, была составлена в дни Патриаршества Никона, в 1657 году . Во времена правления Екатерины Великой, общецерковное празднование Рождества Николая Угодника, в России было упразднено.
Восстановили празднование Рождества Николая Угодника в 2004 году, по благословению Светейшего Патриарха Московского и Всея Руси, Алексия II.

Дни памяти Николая Чудотворца.

Русская Православная Церковь чествует память святителя Николая в следующие дни:
- 9(22) мая - Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (этот день в народе получил название - Никола Вешний). Празднование перенесения мощей было установлено еще в 1087 году.
- 29 июля (11 августа) - Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мирликийского. Празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
- 6(19) декабря блаженное успение святого святителя Николая Чудотворца, епископа Мирликийского (в народе этот день получил название - Никола Зимний).
- Еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Гимнография:

Тропарь Николаю Чудотворцу, глас 4.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Кондак Николаю Чудотворцу, глас 3.

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Акафист Николаю Чудотворцу.


Иконография.

Существует несколько иконописных традиций изображения Святителя Николая: фрески, круглые иконы, медальоны, житийные иконы (с житийными клеймами), поясная икона, с закрытым Евангелием на левой руке.
Первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения его мощей. Самое раннее из известных на Руси – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.).

Икона с прижизненным изображением Святителя Николая.

Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), которая, как считает церковь, была написана на основе прижизненного изображения Святителя. Эта икона - дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения ему Святым. Считается, что эта икона была написана на основе прижизненного изображения Святителя Николая Угодника. Икона из крипты (нижнего храма) Базилики св. Николая в г. Бари. Икона находится за мраморным надгробием, под которым покоятся мощи св. Николая.

Фрески.

Фреска XI в. из Собора святой Софии, (Киев, Украина): святитель изображен в полный рост, с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием.

Николай родился в 245 г. в городе Патара в шестидесяти километрах от Демре (Турция). Город Демре находится церковь Святого Николая Чудотворца. Она считается третьим по важности религиозным сооружением византийской архитектуры на Востоке. Церковь была построена в начале VI в. на месте древнего храма богини Артемиды, от которого сохранилась мозаика на полу. В церкви Святого Николая Чудотворца прекрасно сохранились настенные фрески XI и XII веков.

Круглые иконы.

Согласно предания, тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы .
На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище . Отсюда и произошло название иконы – "Никола Дворищский ". Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Житийные иконы (с житийными клеймами).

Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси. К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относится икона Никола Зарайский с житием (Первая половина XIV века), находящаяся ныне в Третьяковской галерее, Москва. Икона вывезена из села Павлова близ Ростова Великого. Сохранность относительно хорошая. Имеются потертости верхнего красочного слоя и незначительные вставки нового левкаса. Поля опилены, нижнее поле надставлено позднее. Фон средника охряной, фоны клейм белые. Один из самых непосредственных по выражению русских "примитивов".
Житийные клейма объединяются в три основные группы:
- детство Николая Чудотворца (рождение, обучение грамоте);
- посвящение в духовный сан (диаконское, иерейское и епископское);
- помощь в различных обстоятельствах жизни (избавление невинно осужденных от посечения мечного;
спасение утопающих, по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре; тайное благодеяние обнищавшему отцу, в отчаянии готовому отдать трех своих дочерей на брак скверный нищеты ради, и многое другое).

Поясная икона, с закрытым Евангелием на левой руке.

Одним из наиболее древних иконографических типов святителя Николая является поясная икона, с закрытым Евангелием на левой руке. Этот иконографический тип получил распространение в Византии в XI-XIII веках. В монастыре святой Екатерины на Синае находится самая ранняя поясная икона, с закрытым Евангелием на левой руке (предположительный возраст – XI - XII в.). Древнейшая из сохранившихся русских поясных икон с закрытым Евангелием на левой руке происходит из Новгорода и относится к концу XII в. Из Новгорода икона была привезена в Москву (в Смоленский собор Новодевичьего монастыря) Иваном Грозным в 1564 году. С 1930 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в г. Москва.
На иконе Николай Чудотворец изображен по пояс, с закрытым Евангелием, поддерживаемым окутанной фелонью левой рукой, поверх которой лежит омофор. Большая длинная кисть правой руки с вытянутыми средним и указательным пальцами, и сомкнутыми мизинцем, безымянным и большим пальцами, представлена сбоку, что делает ее жест особенно выразительным. Обращенные влево светлые глаза его широко раскрыты, сдвинутые брови изломаны, припухлые губы маленького рта сжаты. Очертания носа, бровей, век и контуры морщин - красновато-коричневые. Губы темно-красные. Сохранились фрагменты золота на вороте, крестах омофора и крышке Евангелия. Обрез Евангелия киноварный с черными застежками. Первоначальный фон серебряный, такой же как и ассист. Надпись и левкас нимба относятся к XVI веку.
На белых полях поверх чинок левкаса XIII века, особенно хорошо различимых на левом поле, написаны десять святых и етимасия. Вверху поясные Косма и Дамиан в коричневых и синих неярких одеждах. Престол (етимасия) с темно-коричневым по желтому фону орнаментом изображен посредине. На киноварной подушке его, покрытой синей тканью, спускающейся к красному подножию, стоит книга с красным обрезом и желтой, украшенной камнями крышкой. На боковых полях изображены фигуры в рост, в три ряда, попарно по обе стороны от средника. Первыми представлены князья: слева - Борис, справа - Глеб, в синем и коричневом корзнах поверх коричневых и киноварных кафтанов. Ножны мечей и сапоги их красные. Посредине мученики: слева - "Флур", справа - Лавр, в синих и красных одеждах. Внизу слева - преподобная "Овдокия" в коричневой монашеской мантии. Плат и параманд ее - зеленовато-голубые, испод сиреневый с белыми пробелами. Справа - мученица Домна (?) в сиреневом с белыми пробелами мафории и синем исподе. На нижнем поле слева - поясная Параскева (?) в красном мафории, справа - поясная "Фотинниа", в голубом мафории и коричневой одежде. Нимбы у святых на полях желтые с киноварной обводкой, надписи черные.

Использованы материалы:
1.С веб сайтов:
http://www.molitvoslov.com/text985.htm
http://www.bogoslovy.ru/list_akafist.htm
http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Ikoni.htm
http://www.blagobor.by/article/saint/nikolaj
http://www.baltwillinfo.com/mp12-08/mp-13.htm

Новая икона святого Николая — образ с клеймами: вокруг центрального изображения расположены фрагменты, посвященные случаям чудесной помощи свт. Николая в XX веке

19 клейм — 19 историй

Новую икону заказали священники храма в честь святителя Луки Крымского в Киеве — так многочисленны оказались случаи помощи святого, с которыми они сталкиваются постоянно. Новая икона свт. Николая быстро «обросла» многочисленными украшениями, которые люди «дарят» святому, так свидетельствуя его помощь.

Священник Валентин Макаров:

— По правде говоря, я не люблю завешенные драгоценными металлами иконы. Главная ценность — сам образ святого, который пробуждает веру людей в молитвенную помощь. Днем, после окончания утреннего богослужения, к этой иконе часто приходят незнакомые мне люди. Жаль, что они не ходят на саму службу. Но, верю, что молитва о них святого не останется у Бога без ответа.

Задержание вора

На первом клейме (фрагмент в правом верхнем углу, дальше по часовой стрелке ) изображена иллюстрация к случаю, который произошел в киевском Никольском храме («Миколи Притиски»). Однажды один человек решил ограбить храм. В огромный мешок он сложил драгоценные вещи, а когда выходил из церкви, то задел мешком большую икону святителя Николая, и икона упала на вора. Утром, когда люди зашли в церковь, то увидели под иконой человека, который держал в руках мешок с награбленным добром.

Воскрешение матери

На втором клейме изображен случай помощи, произошедший в Киеве во время немецкой оккупации. В семье, где было трое маленьких детей, отец ушел на фронт, а мать внезапно умерла. Обратиться за помощью малышам было не к кому. Дети положили умершую маму на стол и первое время не знали, что делать дальше. А семья была верующей. И дети вспомнили, что над умершими читают псалтирь, но книгу найти не смогли. Тогда решили читать над матерью акафист святителю Николаю: «Радуйся, добродетелей великих вместилище. Радуйся, достойный Ангелов собеседниче. Радуйся, добрый человеком наставниче…» Но какая тут радость?.. Их одолевали страх и горесть. В тот момент, когда дети прочитали: «Радуйся, неповинных от уз разрешение. Радуйся, и мертвецов оживление», покойница пришла в себя и села.

Так святитель Николай сжалился над плачущими малышами.

Заслонил от пули

Третье клеймо на иконе святителя Николая изображает случай, который произошел во время гражданской войны под Москвой. Крестьяне восстали против помещиков. Один крестьянин приготовился выстрелить из ружья в юную барышню. Девушка стала мысленно призывать на помощь святителя Николая. В тот же миг крестьянин кинул оружие на землю и закричал: «Уходи! Уходи, куда хочешь!» Девушка убежала.

Прошло много лет. Крестьянин, собиравшийся выстрелить в девушку, неожиданно встретил ее в Москве. При виде барышни он упал на колени и стал просить прощения. Мужик весь трясся, когда рассказывал о том случае. Оказалось, что в тот момент, когда он собирался выстрелить в девушку, он увидел, что целится в самого святителя Николая.

Зоино стояние

На четвертом клейме иконы вспоминается Зоино стояние. Этот случай произошел в Самаре в 1956 году. Во время танцев Зоя в шутку взяла в руки икону святителя Николая и стала с ней танцевать, но неожиданно застыла на месте. Долгое время она была словно каменная: никто не мог вынуть из ее рук икону, а иглы медработников ломались при попытке сделать ей укол. Только по усердным молитвам к святителю Николаю девушка пришла в себя, полностью изменив свои взгляды и жизнь.

Белый старичок

На пятом клейме иконы вспоминается случай из книги Леонида Нечаева «Донный лед».

Два воина выходили из немецкого окружения, но попали в засаду. Немцы закрыли друзей в амбаре и собирались наутро расстрелять. Среди ночи бойцам явился «белый старичок» и открыл двери, дав возможность убежать. Мать одного из бойцов позже сказала, что всю войну она усердно молилась святителю Николаю о помощи. Именно он помог ее сыну выжить.

Взявший меч от меча и погиб

На шестом клейме изображено, как большевики собирались взорвать московский храм в честь святителя Николая. За день до планируемого события один комиссар зашел в храм и решил выстрелить в икону святителя Николая, на которой святой был изображен во весь рост и в руках держал Евангелие. Пуля попала в икону, но, срикошетив от стекла, оставшегося неповрежденным, убила стрелка на месте.

Вероятность всплытия была нулевой

На седьмом клейме вспоминается случай спасения утопающего у корабля «Петр Великий», а на восьмом клейме – история обретения иконы свт. Николая.

На девятом клейме вспоминается случай, который произошел с советской подводной лодкой. Из-за технических проблем подводная лодка оказалась не в состоянии всплыть на поверхность. Тогда капитан судна созвал весь экипаж и спросил, есть ли среди них верующие люди. Один из матросов сказал, что его мать дала ему в плавание икону с изображением святителя Николая. Капитан приказал матросу ее принести, а всей команде встать на колени и молиться. Хотя вероятность всплыть на поверхность, как говорили потом моряки, была нулевой, после молитвы святителю Николаю судно благополучно добралось до берега, а его экипаж остался невредим. После этого случая матрос Николай, которому мама дала с собой икону святителя, принял священный сан и служит сегодня в церкви священником.

Малыш упал с балкона

На десятом клейме изображено чудесное спасение малыша, упавшего с балкона. Родители были заняты на кухне, а в это время их маленький ребенок вышел на балкон и упал с него на землю. Шансов на то, что он остался жив, практически не было. Родители, выбежавшие на улицу, увидели, что вокруг их сына собралась толпа народу. Мальчик стоял живой и невредимый. Когда взрослые спросили, что с ним случилось, он сказал: «Меня поймал дедушка, который в бабушкином чемоданчике. Оказалось, что бабушка малыша потихоньку всегда молилась святителю Николаю, а икону с изображением святого прятала в крышке своего чемодана. История произошла во времена гонений на Церковь.

«Останови мужа!»

На одиннадцатом клейме вспоминается случай спасения от пожара по молитвам святителю Николаю.

На двенадцатом клейме иллюстрируется история, рассказанная митрополитом Вениамином (Федченко). В одной лондонской семье беременная жена пыталась отговорить мужа от поездки, интуитивно чувствуя что-то неладное. Муж ее не послушал. Жена стала молиться и внезапно увидела яркий свет, в котором находился святитель Николай. Святой приказал: «Останови мужа!» Женщина попросила прислугу догнать мужа и вернуть домой. Когда он вернулся, она рассказала о своем видении и уговорила остаться. В тот день поезд, на котором собирался ехать ее супруг, потерпел крушение. Было много жертв.

Больше не пил

На тринадцатом клейме вспоминается случай спасения от смерти шахтера.

На четырнадцатом клейме изображена история, происшедшая в Польше. Однажды молодой человек по имени Николай возвращался домой во хмелю. Дело было зимой, Николай упал в снег и уснул. В это время его жена со своей сестрой везде искали Николая, но не могли найти, как вдруг встретили его у дома под руку с каким-то незнакомым старичком. Как только дедушка подвел Николая к дому, он тут же исчез. Жена спросила у мужа: «Кто тебя привел? Ты хоть спросил?» Супруг ответил: «Он мне сказал, что он — святитель Николай. — Вставай, — говорит, — замерзнешь. — И повел меня. И я сразу протрезвел». После этого случая Николай больше никогда не напивался.

О пользе поста на каторге

На пятнадцатом клейме иконы изображается случай, который произошел в ссылке в Сибири. О нем вспоминал отец Алексей Кибардин. Перед праздником святителя Николая отец Алексей предложил ссыльным во время своей проповеди почтить память угодника Божия Николая Чудотворца трехдневным постом. На пост согласилось 26 человек. И в сам день памяти святого 22 мая 1955 года пришло известие об освобождении именно тех 26 человек, которые постились.

Ученые из лаборатории лицевой анатомии при Ливерпульском университете (Великобритания) недавно создали портрет Николая Чудотворца, который уже называют самым реалистичным его изображением. При эксперименте использовались самые последние достижения в области лицевой анатомии.

Спасение многотонного КрАЗа с водителем

16 клеймо: эту историю рассказал священномученик Сергий Правдолюбов, священник. В 1970-е годы в Рязанской области были сильные морозы (ниже 40 градусов). Тогда замерзло много людей, а район был объявлен зоной стихийного бедствия.

Машину занесло в кювет. Приближалась ночь, мимо никто не проезжал, а горючее заканчивалось. Водитель на протяжении долгого времени пытался выехать из кювета, ничего не получалось. Тогда он просто закрылся в кабине и стал готовиться к смерти. Неожиданно в окно постучал старичок в стеганной телогрейке и шапке-ушанке. Он предложил водителю помощь, сказал, что хочет толкнуть его машину. Водитель невольно улыбнулся, пытаясь объяснить доброму старичку, что он не в силах вытолкать из кювета многотонный КрАЗ. Для этого нужен был как минимум трактор.

Старичок не унимался. Тогда водитель завел машину, а дедушка ее толкнул. Толчок был настолько сильным, что машина смогла выехать на шоссе. Когда водитель обернулся, чтобы поблагодарить дедушку, старичок словно растворился в воздухе. Его следы обрывались сразу в поле. Когда водитель приехал домой, то увидел, как его мать молится у иконы святителя Николая. В образе святого он узнал своего «старичка».

«Старец с вокзала, спаси меня!»

17 клеймо. На нем изображена история, которую рассказал певец Александр Вертинский. Она произошла в начале ХХ века. В Харбине на вокзале висела икона святителя Николая внушительных размеров. Этот образ еще помнили эмигранты из России, которых здесь было очень много. Однажды ранней весной на вокзал прибежал старый китаец, весь мокрый, и упал перед иконой. Он что-то говорил и протягивал руки к изображению святителя. Как выяснилось, он переходил речку и провалился под лед. Когда он понял, что тонет и надежды на спасение нет, то стал кричать: «Старец с вокзала, спаси меня!» В тот момент китаец потерял сознание, а когда пришел в себя, то оказался на другом берегу. Потом прибежал на вокзал и стал благодарить святого.

Святитель и самолет

18 клеймо повествует о помощи святителя Николая в небе. Летчик гражданской авиации Алексей рассказал, как в 1970-е годы он со своим экипажем летел по курсу и вдруг «наткнулся» на огромную тучу. Облететь ее было невозможно — маршрут шел через нее. Экипаж стал молиться святителю Николаю. Вдруг возле тучи они увидели старца в облачении, который в руках держал метлу и размахивал ей, пробивая в туче тоннель, в конце которого Алексей с экипажем увидели солнечный свет. Они пролетели по туннелю, сохраняя старый курс. Весь экипаж подтвердил этот случай.

«Чего спишь?»

На 19 клейме иконы изображается рассказ участника войны Николая. Он убежал из плена и пробирался в ночное время по оккупированной Украине на восток. Однажды под утро, выбившись из сил, Николай уснул в поле. Неожиданно его разбудил старичок в облачении: «Чего спишь? Сейчас немцы придут! Беги в те кусты!» Воин бросился бежать, но, чтобы добраться до указанных кустов, ему нужно было переплыть через речку. На другом берегу из кустов Николай наблюдал, как пришли немцы с собакой и искали его во ржи. Собака подбежала к реке, понюхала, но дальше не смогла указать след.

Другие самые известные иконы и изображения святого Николая смотрите здесь:

Это самая ранняя сохранившаяся икона «Св. Николая с житием», первая в ряду многочисленных образов, получающих с XIII века широчайшее распространение в Византии, на Балканах, в Италии и, особенно, в Древней Руси. Надо сказать, что сам житийный цикл складывается еще раньше. На Синае сохранились фрагменты триптиха XI-XII веков, в котором сцены из жития св. Николая располагались на створках. Однако, по мнению исследователей, классические житийные иконы, включающие средник и четырехстороннюю рамку из сюжетных сцен, появляются лишь в начале XIII века. Как правило, они имели особое предназначение и создавались как храмовые образы, связанные с посвящением конкретной церкви. Синайская икона служила таким образом в монастырской капелле св. Николая, упоминаемой в исторических источниках, но до настоящего времени не сохранившейся.

Образ св. Николая в среднике в основных чертах совпадает с трактовкой этого святого на синайской иконе X века. Показано поясное изображение святителя, благословляющего, с богослужебным евангелием в правой руке и в полном епископском облачении (стихаре, фелони и омофоре). В обеих иконах подчеркнуто значение омофора, украшенного золотыми крестами с орнаментами. Однако в более поздней иконе появляется мотив лежащего на омофоре евангелия. Напоминая об участии святителя в богослужении, он в соответствии с духом времени акцентировал литургический смысл образа. Можно отметить и существенные отличия в типах лиц и образных характеристиках. Иконописец XIII века подчеркивает старость св. Николая , акцентируя внимание на высоком лысом лбе и крупных морщинах. Он создает образ, в котором подчеркнуты не гармоничная одухотворенность и спокойная мудрость отца Церкви, а строгость аскета и непреклонность борца за веру, наделенного божественной силой.

Однако наиболее важным нововведением стало появление по сторонам святого поясных изображений Христа с евангелием и Богоматери с омофором. Этот иконографический мотив известен уже в памятниках XII века. Примечательно, что в том же столетии появляется житийный текст «Чудеса Николая» (Periodoi Nikolaou), в котором, в отличие от основной версии Симеона Метафраста, дается объяснение крайне необычному изображению одновременного явления святому Христа и Богоматери.

В тексте говорится, что св. Николай участвовал в Первом Вселенском Соборе 325 года в Никее, на котором ударил по лицу еретика Ария, возводящего хулу на триединого Бога. За этот проступок святой был лишен епископского сана и посажен в тюрьму, где ему явились Христос и Богоматерь, вручившие защитнику веры евангелие и омофор как знаки его архиерейского достоинства. Рассказ о «Никейском чуде» с разными подробностями вошел в более поздние версии жития св. Николая. Интересно, что в древнем «Составленном житии» X века предлагается другая версия события: Христос и Богоматерь с евангелием и омофором являются святому накануне его поставления в епископы.

И самое главное, в тексте говорится, что это событие давно изображается на «чтимых иконах», представляющих Христа слева, а Богоматерь справа от образа святого. Можно думать, что композиция «Св. Николай между Христом и Богоматерью» имела важный древний прототип в византийской иконографии и именно поэтому утвердилась в качестве самостоятельного иконного образа, выделившегося из ряда житийных сцен. Однако распространение она получает лишь в XII веке в связи с появившимся новым сказанием и характерным для эпохи стремлением к литургизации образа.

Вручение евангелия и омофора напоминало об архиерейском служении св. Николая , неотделимом от его чудес.

На полях синайской иконы представлены 16 житийных сцен, которые в основном следуют житию Симеона Метафраста, хотя используются и другие тексты. Изображения сопровождают краткие поясняющие надписи, обычно лишь называющие сюжет. Последовательность событий часто нарушается, в том числе и потому, что художник должен был представить непростую комбинацию из восьми горизонтальных и восьми вертикальных композиций. Цикл традиционно начинается с рождения и заканчивается погребением св. Николая. На верхнем поле видны три сцены «Обучение святого», «Поставление в священники», «Поставление в епископы» и чуть ниже на левом поле «Литургия св. Николая». Они образуют литургическую группу сцен, которым в иконе по сравнению с текстом жития уделено гораздо больше внимания. Иконописец сознательно усиливает тему священнического служения, сцены на полях раскрывают и комментируют литургическое содержание центрального образа в среднике. Интересно, что и с точки зрения цветовой композиции изображения красных алтарей также создают важный колористический и смысловой акцент.

Главную тему житийного цикла составляют 10 сцен чудес, которые без видимой логики показаны на боковых и нижнем полях. На левом поле под «Литургией св. Николая» изображена история спасения трех невинно осужденных военачальников императора Константина («Три военачальника в темнице», «Явление св. Николая во сне Константину», «Три военачальника благодарят святого»). Две иллюстрации из того же сказания, составляющего древнейший пласт в житие, расположены в центре правого поля («Явление святого Авлавию» и «Три военачальника перед лицом Константина»). Сверху и снизу к ним примыкают два знаменитых чуда: «Чудо на море» и «Изгнание беса из кипариса Плакомы». На нижнем поле еще три сцены, в двух композициях показано «Избавление Василия от сарацин» и затем «Спасение трех мужей от казни». Чудеса святого отличаются разнообразием и характером действенной помощи. Именно эти два качества определили исключительную популярность св. Николая.

Знаменательно, что иконописец не стремиться к подробному изображению событий, столь увлекательно описанных в житии. Он лишь напоминает о подвигах и силе святого, как бы подтверждая действенность обращенной к нему молитвы. Сцены вызывают в памяти литургические песнопения и чтения, прославляющие деяния святого на утрени дня празднования (6 декабря), которая на Синае совершалась перед «Св. Николаем с житием». Такие изображения не имеют самостоятельного значения и не являются иллюстрациями в строгом смысле слова, они ближе к знаку и символическому орнаменту. Сцены обрамляют главный образ подобно драгоценному венку, в котором каждое звено есть элемент целого. В этой связи примечательно, что истоки житийных икон находят в драгоценных окладах.

Правильность подобного понимания доказывает стихотворная надпись византийского поэта начала XIV века, вероятно, сделанная на некой иконе св. Николая по случаю добавления к ней серебряного оклада. Чудеса святого прямо сравниваются с драгоценным окладом: «Поэтому получи от нас золотое украшены вместе с каменьями, уложенными в нем. Для того, чтобы быть с невидимым кольцом твоих молитв и с духовными каменьями твоих чудес. Ты отгоняешь от нас скрытые напасти».