Инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних. Социальная реабилитация несовершеннолетних в стационарных условиях

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Функции и задачи приюта по формированию личности ребенка. Территориальные учреждения для дезадаптированных детей и подростков, нуждающихся в социально-педагогической реабилитации. Организация жизнедеятельности приюта по обучению и воспитанию подростков.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2013

    Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2007

    Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Оказание консультативной помощи, защиты и поддержки. Основные направления деятельности реабилитационных центров для несовершеннолетних, граждан пожилого возраста и инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2015

    Анализ вопросов социальной поддержки и реабилитации людей с ограниченными возможностями. Основные направления социального обеспечения инвалидов. Определение размеров социальной помощи. Занятость и обучение инвалидов. Создание среды обитания без барьеров.

    реферат , добавлен 03.11.2013

    Изучение социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб. Опыт работы "Комплексного центра социального обслуживания населения".

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Понятие социального образования. Основные направления современного социального образования за рубежом. Современное российское социальное образование, перспективы его развития. Социальная политика и социальная структура общества, социальные отношения.

    реферат , добавлен 15.04.2012

    Общая характеристика и проблемы беспризорности несовершеннолетних как социального явления. Направления государственной политики по проблеме профилактики беспризорности несовершеннолетних. Социально-педагогические учреждения для несовершеннолетних.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2011

ОПЫТ НА КАРТЕ

12880 + 22 ФОТО

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ВРЕЗ:

Проблема положения детей в России относится к наиболее актуальным вопросам, так как возраст и социальная уязвимость детей обуславливают зависимое от взрослых состояние. Под влиянием социально-экономических процессов, происходивших в течение 90-х, начале 2000-х годов, положение детей в нашей стране претерпело значительные изменения и стало проблемой государственного масштаба. Несовершеннолетний оказывается подчас в криминальной среде, где действуют чуждые обществу требования, правила, традиции, ценности, асоциальные групповые нормы. В то же время, дети являются творческим, интеллектуальным и трудовым потенциалом страны и требуют ответственного отношения со стороны взрослых; продуманной системы мер, направленной на обеспечение их выживания и развития.

В Российской Федерации развита сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Одно из них – государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды», который был создан в 1994 году. Сейчас это благоустроенный городок, расположенный в санаторной зоне г. Владивостока, имеющий все возможности для оказания социальной помощи и реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Одним из структурных подразделений учреждения является отделение социальной реабилитации (стационарное). Целью создания этого отделения является:

Оказание социальной, медицинской, психолого-педагогической и правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Профилактика безнадзорности и правонарушений.

Состав детей, находящихся в отделении, неоднороден по возрасту, полу, приведшим их в это учреждение причинам. Но все они – дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искажёнными мировоззренческими установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Отделение стационара предназначено для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 долет и вся его деятельность нацелена на коррекцию и реабилитацию детей.

Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств. Наиболее эффективными методами и приёмами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Всё это используется в комплексе. Специалистами отделения проводится диагностическая, оздоровительная, коррекционная и реабилитационная работа, вовлечение детей и подростков в познавательную, трудовую, игровую, физкультурную и др. деятельность.

Помимо этого, за время реабилитации налаживаются межличностные отношения, внутрисемейные связи, создаётся благоприятный социальный фон дальнейшей жизни воспитанников. При невозможности восстановления семьи, ребёнку находится замещающая семья.

Задачи отделения многогранны: снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде, разработать и реализовать индивидуальные программы социальной реабилитации, восстановить или компенсировать утраченные социальные связи, вернуть его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.

Отделение социальной реабилитации выполняет широкие социальные функции:

защитную, профилактическую, восстанавливающую, коррекционно-развивающую, оздоровительную, компенсаторную.

Значительная часть детей, находящихся в отделении, это социальные сироты.

Если ранжировать причины поступления детей в центр, то складывается следующая картина: 1-е место - лишение родительских прав; 2-е место - уклонение родителей от воспитания; 3-место - пребывание родителей в местах заключения; 4-е место - неспособность опекуна справиться со своими обязанностями; 5-е место - смерть родителей. Это позволяет судить о том горьком социально-психологическом опыте, который приобретают дети в собственной семье, о причинах утраты ребенком семейных связей. Подорваны связи детей и с другим важнейшим институтом социализации - школой. Искажения психического развития ребенка особенно ярко выражены у детей из кризисных и асоциальных семей в связи с большим "стажем" пребывания ребенка в неблагоприятной ситуации, увеличивающейся социально-педагогической запущенностью, накоплением не решаемых эмоциональных проблем, снижением познавательного интереса, формированием специфических черт личности. Лишенные ласки и заботы, подчас подвергаемые физическим страданиям и унижениям, эти дети нуждаются в участии и поддержке со стороны общества. Не находя этой поддержки, они вступают в жизнь надломленные, эмоционально недоразвитые или даже эмоционально искалеченные, с ненавистью и обидой на весь мир, с сформированной отчужденностью от мира взрослых, неприятием норм и традиций общества, хорошей адаптированностью к условиям, в которые их поставила жизнь. Ребенок, из семьи с асоциальным образом жизни и асоциальными установками лишен положительного опыта семейной жизни, деформируется как в личностном, так и в индивидуальном развитии. Попадая сюда, многие ребята впервые видят светлые комнаты, чистые постели и заботливых воспитателей. Задача работников центра этого ребенка возвратить, дать ему образование, воспитание.

Воспитание таких детей работникам приюта дается непросто. Главное – достучаться до сердец, вовремя остановить трудного подростка, помочь ему разобраться в себе, не позволить встать на криминальный путь. Направляя процесс перестройки жизненных ориентаций и поведения подростков, очень важно расширить круг их представлений о социальной жизни, о гуманных взаимоотношениях людей, о подлинной красоте, т. е.показать, что жизненный опыт, накопленный ими в семье или сомнительной уличной компании, не исчерпывает всей полноты жизни. Общение воспитанника с людьми в отделении служит тому наглядным подтверждением. Ребенок, у которого снижена планка жизненных ценностей, должен убедиться в значимости новых для него ориентиров, носителями которых являются сотрудники центра. Ребенок способен оценить и широту кругозора, и любовь к своей профессии, и готовность понять чужие проблемы и прийти на помощь.

Заботясь о расширении круга представлений воспитанников о социальной жизни и ценностных ориентациях других людей, важно «вывести» их за пределы центра, показать примеры позитивной активности окружающих.

В отделении специалистами создана уютная, приближенная к домашней обстановка. Много внимания уделяется развитию адаптивной среды. Функционируют: комната развивающего обучения, игровая для малышей, «Городок затейников», кабинет логопеда , кабинеты ручного труда, тестотерапии, комната психологической разгрузки. Нравятся детям и уютные уголки: «Родное Приморье», «Спорт и мы», «Играем вместе», уголок самоуправления, «Наши таланты», «Православный уголок», «Дорога и пешеход»; зоны для игротерапии: «Магазин», «Парикмахерская», «Автомастерская», «Поликлиника» и т. п.

Деятельность всех специалистов отделения построена на обеспечении всестороннего изучения личности воспитанников, выявлении причин кризисной ситуации или существа конфликта, приведшего несовершеннолетнего в приют. Только комплексный подход к реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением даёт стабильный и положительный результат.

В работе всеми службами выполняется единство и непрерывность реабилитационного процесса, который построен на принципах гуманизма, ненасильственного отношения к детям и принципах социальной терапии. Эффективными формами работы с нашими воспитанниками мы считаем тренинги, игры, конкурсы, праздники, трудовые дела. А объединяют их общие программы: «Здоровье», «Дорога к дому», «Твой выбор», «Планета права», «Трудовая адаптация и допрофессиональная ориентация», «Эстетотерапия», «На пороге школы» и другие.

В отделении социальной реабилитации успешно функционируют и дают положительную динамику личностному развитию детей творческие студии и клубы по интересам: «Солёное тесто», «Волшебство аппликации », «Весёлая нотка», «Маленький художник», «Самоделкин», «Диалог», «Мягкая игрушка», «Вышивка», «Конфетти», «Духовное воспитание», «Маленький читатель».

Вся деятельность отделения нацелена на то, чтобы максимально развить ребёнка. Поэтому специалисты использовать в работе инновационные методы и новые технологии . Такими являются песочная терапия, использование мультимедийных презентаций, внедрение технологии привития любви к чтению.

Очень важным мы считаем принцип открытости нашего учреждения. У «Паруса надежды» много друзей – единомышленников, принимающих активное участие в реабилитационном процессе.

Байкерское движение «Беспечный ездок»

Общение между воспитанниками и байкерами началось с 2000 года.

Два раза в год байкеры устраивают детям катание по территории центра на мотоциклах. 1 сентября друзья не забывают поздравить первоклассников с началом занятий в школе. Вместе с детьми проводят конкурсы и делают им сюрпризы. Незабываемый новогодний праздник с персональными подарками для каждого воспитанника – это стало уже традицией.

Любимые детьми мамочки г. Владивостока всегда желанные гости. Они создали портал «Владмама», благодаря которому проводятся различные акции («Поможем собраться в школу», «Подарим тепло детям» и т. д.).

Устраивать ежемесячные дни именинников с конкурсами и чаепитием – это уже традиционные мероприятия. Мамочки помогают детям одеждой, игрушками, приходят на помощь в трудной ситуации. Они берут с собой в центр своих детей и все вместе интересно проводят встречи с воспитанниками.

Благотворительный проект «Поможем детям»

Возглавляет проект, которая работает в тесном взаимодействии с байкерами и мамочками. Олеся Анатольевна ищет спонсоров, организовывает различные акции посредством Интернета.

Общество «Собаки Приморья»

Члены общества устраивают для детей шоу с собаками. Рассказывают о различных породах, проводят конкурсы по возрастам, делают детям сладкие подарки, помогли приобрести маленький унитаз, биде, канцелярские товары к школе. Детям на память дарят фотографии, поддерживают с ними связь по телефону и перепиской.

Православная гимназия

Духовное сопровождение воспитанников оказывают представители гимназии. Каждый понедельник они проводят занятия, дети выезжают в храм, участвуют в проведении таких мероприятий как «Рождество», «Пасха», конкурсах рисунков «Русь православная». Многие воспитанники принимают крещение, находят себе крёстных. В отделении оформлен православный уголок.

МГУ имени Невельского

Ежегодно студенты проводят благотворительную акцию по сбору одежды, подарков. Студенты организовывают выставку-продажу поделок воспитанников, проводят новогодние мероприятия, чаепития.

Приморья»

Генеральным директором компании является. Благодаря ему, воспитанники приюта имеют возможность выезжать в город бесплатно на электричке. Работники его компании периодически оказывают помощь вещами, привозят сладости детям к праздникам, подарили синтезатор, двери для замены в спальных комнатах детей. Дружим мы с 2005 года.

Председатель. Он со своей женой Натальей и детьми приезжают к детям с песнями, подарками, помогают посещать детям развлекательные мероприятия в городе. Эта организация сотрудничает с фондом Мира. Они совместно проводят встречи наших воспитанников с детьми из других стран.

Сотрудничество началось с сентября 2007 года. Сотрудники библиотеки 4 раза в месяц проводят лектории, практические занятия, познавательные встречи. 2 раза в месяц наши воспитанники посещают компьютерный зал библиотеки, где инструктор помогает детям познакомиться с работой на ПК.

Отделение социальной реабилитации – это большая дружная семья. А все сотрудники, которые себя посвятили детям, делают всё для поддержки каждого ребёнка и его будущего развития. После окончания реабилитации связь с воспитанниками не теряется. Многих детей ставим на патронаж, со взрослыми ведём переписку, через специалистов в районах края владеем информацией о дальнейшей их судьбе. Здорово, что через несколько лет ребята, которые уже более менее определились в жизни, приезжают в гости, делятся своими успехами и бедами, просят совета и с благодарностью вспоминают то время, когда находились здесь, в ГУ «СРЦ «Парус надежды».

заведующий отделением социальной реабилитации

ГУ «СРЦ «Парус надежды»

Инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере ГБУ «ОСРЦ для несовершеннолетних» г.Курган) Колосова А.В., Курганский государственный университет, г.Курган, Россия

Аннотация

В статье представлена практика разработки инновационных технологий в социальной реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на примере технологии «наставничество».

Ключевые слова: социальная реабилитация, дети оставшиеся без попечения родителей, профилактика безнадзорности, инновации в социальной работе, наставничество, волонтерская деятельность.

Обострение кризисных явлений в экономике, нарастание социальной напряженности приводит к формированию негативных процессов во всех слоях жизни общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности, бродяжничестве детей. В связи с этим актуальной задачей российского общества является формирование новой политики профилактики детской беспризорности. В стране создана система социальных учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На территории Курганской области начиная с 1999 года социальной реабилитацией несовершеннолетних занимается специализированное учреждение. В своей деятельности «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» по Курганской области ориентирован на проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий и на организацию работы по жизнеустройству детей. Он решает важные задачи по сокращению числа дезадаптированных подростков, помогает устранить причины появления дезадаптации еще на начальном уровне, до разрыва связи ребенка с семьей. Реабилитационные мероприятия побуждают подростков к развитию активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ребенком право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни, на основе приобщения личности ребенка к труду, досуговой деятельности. ОСРЦ находится в постоянном поиске новых способов, форм и методов работы с несовершеннолетними и их семьями, для того чтобы более эффективно решать ряд проблем, имеющихся у ребенка и восстанавливать его социальное положение в обществе.

Так наряду с традиционными формами помощи использует и инновационные технологии. По целевой программе Курганской области «Лига помощи: профилактика социального сиротства, лишения родительских прав» в 2015 году на площадке по ул.б.Мира, 20, продолжили свою работу следующие методики: «Создание семейных гостиных по работе с родителями, не выполняющими надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей»; «Внедрение социально-реабилитационных методик работы с родителями, чьи дети временно находятся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних»; «Внедрение восстановительных технологий в работу с детьми и родителями, не исполняющими обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей, посредством предоставления им здоровьесберегающих услуг специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»; «Проведение семейного тимбилдинга для семей, дети в которых проходят реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних»; «Внедрение арт – терапевтических методик в работу с детьми и родителями из семей, где нарушена семейная среда жизнедеятельности детей: песочной терапии, акватерапии, фототерапии, драматерапии».

Более детально хотелось бы остановиться на технологии «Наставничество». В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних было принято Положение о технологии наставничества над несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Данная технология является формой проведения специалистами ГБУ «ОСРЦ» индивидуальной профилактической работы посредством привлечения волонтеров (добровольцев) в деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и (или) в конфликте с законом, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Главной целью технологии явилась профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем привлечения волонтеров к сопровождению несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Для достижения поставленных задач первоначальной стала проблема набора и подготовки волонтерского состава для реализации технологии наставничества. Совместно с директором центра нами была разработана учебная программа курса по направлению «наставник»: «Основы организации волонтерской работы, методы и приемы профилактической работы с несовершеннолетними с девиантным и деликвентным поведением».

Была предложена система обучения, включающая в себя 3 блока (уровня) подготовки. Тем самым мы смогли разбить курс на семинарско-лекционный, практический и организаторский. Каждый блок был призван решать ряд задач, поставленных изначально.

Таким образом, при обучении на первом этапе необходимо было заинтересовать, вовлечь волонтера в предстоящую деятельность, а также максимально подготовить его к возможном трудностям при работе. Было предложено дать на изучение две основных темы. Первая раскрывает весь спектр специфических, психосоциальных особенностей несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, тем самым позволяя проектировать модель поведения в той или иной ситуации взаимодействия волонтера с ребенком. Второе занятие нацелено в большей части на изучение форм и методов эффективного взаимодействия, рассмотрения базовых и инновационных технологий, которые следует применять при организации мероприятия.

Второй блок – это практическое занятие, на котором волонтеры привлекаются к проведению того или иного мероприятия. На данном этапе добровольцы внедряются как третьи лица для того, чтобы они смогли оценить свои силы и возможности в работе с данным контингентом. А также в процессе данного взаимодействия определяется лидер, «наставник-организатор», который впоследствии будет призван координировать деятельность всего волонтерского состава.

Заключительный, организаторский этап подразумевает под собой подготовку и реализацию программы, мероприятия непосредственно волонтерами самостоятельно. На данном уровне добровольцы должны применить навыки и знания, полученные в процессе обучения, и тем самым добиться главной цели технологии наставничества. При подготовке и реализации первого мероприятия необходимым компонентом считаем наличие наблюдателя, специалиста данного учреждения, который своевременно сможет помочь волонтерам.

Таким образом, по завершению обучения волонтеры приобретут знания о работе с «трудными детьми», навыки поведения с такими детьми, организаторские навыки и просто жизненный опыт. А учреждение получит подготовленную группу добровольцев, способных помогать эффективно решать те или иные задачи и выполнять функцию проводника между воспитанниками и руководством учреждения.

Методика и технология социальной реабилитации. В структуре соци­ально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов ресоциализацию, коррекцию и реабилитацию.

Ресоциализация - организованный социально-педагогический процесс вос­становления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков, переориентация социальных установок за счет включения в новые пози­тивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организо­ванной среды.

Процесс ресоциализации проходит, как правило, в несколько этапов:

    Адаптация. Адаптивный период в первую очередь предполагает ломку стереотипа имеющихся социальных проблем ребенка. Основная задача в данный период - формирование внутренней мотивации, положительного настроя. Этот этап длится примерно 2-3 месяца.

    Период частичной неустойчивой ресоциализации - характеризуется активным вовлечением несовершеннолетнего в активную коллективную жизнь, отказом от асоциальных форм поведения. На этом этапе необходимы тесные контакты основных институтов социализации.

    Период полной ресоциализации - знаменует практическое завершение процесса ресоциализации, когда у несовершеннолетнего складываются достаточно твердые убеждения, социальные ориентации, установки, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, к активной общественной жизни.

Ресоциализация- процесс индивидуальный, составляющим которого выступает процесс перевоспитания.

Сочетание процесса перевоспитания с влияниями, предполагающими изме­нения в развитии личности, принято называть коррекцией. Коррекция имеет сле­дующие функции:

    восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребенка до появления социальных проблем и от­клонений;

    компенсирующую, заключающуюся в формировании у ребенка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехами вовлекающей его деятельности (в спорте, труден т.п.);

    стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно-полезной деятельности ребенка. Она осуществляется посредством осуждения или одобрения, то есть небезразличного эмоционального отношения к личности ре­бенка, его поступкам;

    исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств ребенка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и т.п.).

Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, психологических и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения. Реабилитация может быть стихийной и организованной. В первом случае личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окружающей средой.

Процесс реабилитации имеет длительный характер. Организованная реабилитация ставит своей целью сократить фоки восстановления социальной нормы, повысить качество самостоятельной работы личности за счет профессиональной помощи. Постановление о необходимости реабилитации несовершеннолетнего вы­носит специальная комиссия. Как правило, итогом ее работы выступает индивиду­альная комплексная программа реабилитации. Индивидуальная комплексная реаби­литация представляет собой систему, которая включает на каждом из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации:

1 этап. Определение исходного реабилитационного потенциала:

а) социально-бытовая сфера: проверка документов; оценка потенциальных возможностей развития социально-бытовых навыков;

б) медико - физиологическая сфера: первичное медицинское обследование, сбор анамнестических данных;

в) медико-психологическая: выявление психологических проблем; сбор психологического анамнеза, оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния; патопсихологическое обследование нарушений психического развития;

г) психолого-педагогическая: выявление педагогических проблем, проверка соответствия знаний уровню образования; подготовка рекомендаций по обучению и воспитанию;

д) социально-трудовая: определение профессиональных интересов, способностей, подготовка рекомендаций по профессиональной адаптации.

    этап. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации.

    этап. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка.

    этап. Курирование жизнедеятельности воспитанника: консультации по социально-бытовым вопросам, оказание помощи в кризисных бытовых ситуациях, психолого-педагогическая помощь.

Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных). Степень ее эффективности определяется уровнем социализации воспитанника, его способностью адаптироваться в обществе.

Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения

Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:

Профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;

Медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;

Формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

Выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;

Психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

Содействие в возвращении в семью;

Обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;

Забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве. Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. , В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.

Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.

Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Реабилитационные социально-педагогические технологии

При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:

1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего.

2. Формирование будущих жизненных устремлений.

3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность.

4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком.

В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие функции:

Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;

Компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка; активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;

Стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы - внушение, убеждение, пример и др.

Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок - в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально- личностно-эмоциональных нарушений. Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.

Других подходов требует ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».

Другое направление социально-педагогической деятельности относится к бездомным. Работа с «детьми улицы» строится, в основном, в двух направлениях:

Создание условий для выживания таких детей (организация питания, ночлега, оказания медицинской помощи);

Освобождение от негативного опыта прошлой жизни через укрепление веры в себя, в свое будущее.

Третье направление связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность.

Основной метод работы - патронаж, основная форма работы - организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции».

Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий:

1) высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;

2) психолого-педагогической компетентности специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;

3) координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.