Какое сокровище вынес из муравейника бог кецалькоатль. Тескатлипока - таинственный бог ацтеков

Замыслы богов. Вначале боги решили сделать небеса. И ни больше ни меньше, как тринадцать. Они хотели разместить там звезды, Луну, Солнце. Хотели устроить хорошенько свое царство где-нибудь повыше. Ну, а на самом верху оставить царство для отца, прародителя всех богов. Споро приступили они к делу. Бог Тескатлипока и бог воздуха сделали небо. Оно оказалось таким тяжелым, что пришлось всем богам вместе устанавливать его. Кое-кто из богов навечно остался на небе, чтобы поддерживать его

Первое небо. Луна. По самому нижнему, самому близкому к миру людей, небу, на которое опираются облака, движется Луна. «Когда Луна рождается вновь, она кажется тоненькой проволочной дугой, которая еще не светит. Постепенно она растет. Через пятнадцать дней становится полной, и тогда выходит со стороны востока. При закате солнца Луна похожа на большое мельничное колесо, очень круглое и красное, а когда она поднимается, то становится белой и сверкающей. На ее середине проглядывает что-то вроде кролика. Если нет облаков, то она светит почти как Солнце в полдень. После того, как Луна становится полной, то начинает потихоньку уменьшаться, пока не станет такой же, как в начале. Тогда говорят, что луна уже умирает и крепко засыпает».

От второго до восьмого неба. Второе небо - это место расположения звезд. Звезды являются сверкающей юбкой прародителя всех богов. По 400 звезд-братьев расположено в северной и в южной части неба.

По третьему небу ежедневно движется Солнце. Оно проходит путь от страны света до своего дома на западе. «Солнце - орел с огненными стрелами, принц года, бог. Оно освещает, заставляет вещи сверкать, освещая их своими лучами. Оно горячее, сжигает людей, заставляет их потеть, делает загорелыми лица людей, делает их темными».

На четвертом небе располагается Венера.

На пятом небе находятся кометы - дымящиеся звезды. Шестое и седьмое небо - это два неба, где виден лишь черный и зеленый цвета: небеса ночи и дня. Восьмое небо сделали боги местом бурь.

Небеса для богов - от девятое до тринадцатого. Девятое, десятое и одиннадцатое небо были соответственно белого, желтого и красного цвета. Они предназначались для богов и потому назывались Тетеокан - «Место, где живут боги».

Последние два неба образовывали Омейокан - жилище бога-прародителя Ометеотля:

«Говорилось, что с тринадцатого неба К нам, людям, приходит судьба. Когда появляется младенец, Оттуда приходит счастье и судьба, Она входит в чрево, Так приказывает Ометеотль».

Боги создают воду и землю. Создав небеса, боги создали воду. А потом Кецалькоатль и Тескатлипока сказали: «Необходимо сделать землю». И решили они сотворить ее из одной вредной богини. Ее локти, пальцы, плечи заканчивались головами и ртами, поэтому она кусала всех подряд как дикий зверь.

Оба бога превратились в больших змеев. Один схватил богиню от правой руки до левой ноги, а другой - от левой руки до правой ноги. Они сжали ее таким образом, что она разломилась на две половины. Из одной половины они сделали землю, а вторую унесли на небо. Узнав обо всем, другие боги были очень рассержены и решили утешить пострадавшую богиню. Собрались они вместе и повелели, чтобы из нее произрастал всякий необходимый для жизни людей плод. Из волос пострадавшей богини боги сделали деревья, цветы, из глаз - колодцы, источники и маленькие пещеры, из носа - долины гор, из плеч - горы. Так и обустроилась земля.

Затем боги сделали дни и разделили их на месяцы, а месяцы соединили в годы.

Подземный мир и его боги. Поняли боги, что нужен и подземный мир, и сделали его. А потом - мужа и жену, чтобы они были там богами. Называют этот подземный мир Миктлан.

Миктлан - царство мертвых. Путь в Миктлан длился четыре дня, в течение которых умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, при этом - избежать нападения змеи и гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, подняться на восемь гор, вынести морозный ветер, метавший в него камни и обсидиановые лезвия. Последнее препятствие - широкую реку покойник пересекал на спине маленькой красной собаки. Добравшись до правителя Миктлана, умерший подносил ему дары и занимал свое место.

Каменная маска
Кецалькоатля

Кецалькоатль и создание человека. В мире не было человека, и тогда Кецалькоатль отправился в Миктлан. Как всегда, с ним был его двойник - науаль. Кецалькоатль приблизился к богам царства мертвых и сразу же сказал владыке Миктлана: «Я пришел. Ты хранишь драгоценные кости. Я пришел, чтобы взять их!» И сказал ему царь подземного мира: «Что ты хочешь делать с ними?» Кецалькоатль ответил ему: «Боги озабочены - кто же будет жить на земле?»

Владыка Миктлана сказал сказал: «Хорошо! Протруби в мою трубу из раковины и четырежды обойди вокруг с ними мой нефритовый трон». Но труба не имела отверстий. Тогда Кецалькоатль призвал червей, они сразу же просверлили много отверстий, и в нее вошли шмели и пчелы. Они заставили трубу звучать.

И тогда снова сказал владыка Миктлана: «Ну, хорошо, бери кости!» А своим поданным, мертвецам, сказал: «О боги, скажите, чтобы он не брал костей!» А Кецалькоатль ответил: «Нет, я возьму их навсегда!» А своему двойнику он шепнул: «Иди и скажи: "Я не буду брать их!"». И его двойник-науаль воскликнул громким голосом: «Я не буду брать их!» Сам Кецалькоатль благодаря этому пошел и собрал драгоценные кости. Кости мужчин лежали в одном месте, а кости женщин - в другом. Он собрал их, сделал связку из них и принес с собою.

И снова сказал владыка Миктлана своим подданным: «О боги, он уносит драгоценные кости! Отправьтесь и выройте ему яму». Они приготовили яму. Кецалькоатль упал в яму - его испугали перепелки. Он ушибся о землю, он упал, как падает мертвый, а с ним упали и рассыпались драгоценные кости. Их клевали и грызли перепелки.

Скоро Кецалькоатль очнулся, он оплакал происшедшее и воскликнул: «Двойник мой, что же теперь я буду делать?» А тот ответил: «Что будет? Могло быть бы лучше, но пусть будет, как есть!»

Кецалькоатль собрал кости, сложил их вместе, снова связал их и принес богине, которая могла помочь сделать из костей людей. Она смолола добытые в Миктлане кости и сложила их в драгоценный сосуд. Кецалькоатль пролил на них свою кровь, а за ним совершили обряд покаяния еще пять богов и шестой снова - Кецалькоатль.

И они возгласили: «О боги, люди рождены!».

Мужчине боги приказали пахать землю. Женщине велели прясть и ткать. Ей дали несколько зерен, чтобы с их помощью она лечила, гадала и колдовала. Людям наказали не лениться, проводить побольше времени за работой. Захотели боги, чтобы у мужчин и женщин рождались дети, чтобы заселили они всю землю.

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) — “змея, покpытая зелёными пеpьями”
или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков — Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат.



Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 — 5 вв. до н. э.

В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля, и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 — 6 вв. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы.

Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв.

В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты: пьянствyет, встyпает в общение с сестpой. С его подданными — тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой.

Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поpажения в Толлане yдалился на плоте из змей в восточнyю замоpскyю стpанy Тлилан-Тлапаллан, обещав чеpез некотоpое вpемя веpнyться из-за океана.



Кецалькоатль изобpажался в виде боpодатого человека в маске, с огpомными гyбами, или в виде змеи, покpытой пеpьями. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно.

К ацтекам почитание Кецалькоатля пpишло от хyастеков, поэтомy в pyкописях ацтеков он часто изобpажался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкypы ягyаpа, такая же набедpенная повязка, нагpyдная пластина в виде большой pаковины, плюмаж из пеpьев кецаля.

Кетцалькоатль - очень древний бог, известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Ацтеки посчитали Кортеса инкарнацией Кетцалькоатля, возвращающегося с Востока, чтобы вернуть себе свои земли, как говорилось во многих легендах индейцев.

Культ Кетцалькоатля был настолько силен, что даже спустя сотни лет после завоевания для купцов маленьких индейских городов было обычным делом усердно работать, экономя и откладывая деньги для того, чтобы лет через двадцать потратить все на шикарный банкет в честь великого Кетцалькоатля. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl), или ветры, которые дули во время ураганных ливней. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli).

Храмы в честь Эхекатля были круглыми, так как бог ветра мог дуть или дышать в любом направлении.



Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера, и при этом описывают его разрушительную силу.

В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком - Богом Воды и Дождя. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности.

Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) - Повелитель Головного Отряда, или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) - Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) - Заостренный Нос.

Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) - Воплощение Черной, или Ночной, Формы. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых.

Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем:

Однажды, вымыв руки, Кетцалькоатль тронул свой пенис и, пролившись, семя его упало на камень.

От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль(Xochiquetzal). Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала, и принесла его богам. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом».

Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его, и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом».

Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Кетцалькоатль часто изображался держащим шип, используемый для пускания крови. Предполагают, что именно он создал прецедент самопожертвования, став предшественником всех последующих человеческих жертвоприношений. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля.

Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика).
Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы).

В какой-то степени ацтеки — это римляне Месоамерики. С ними пришли зависимость и страх перед смертью, или перед Тескатлипокой (Tezcatlipōca — Несущий Смерть). Ему противопоставляли ацтеки созидающую силу Кетцалькоатля, который воспринимался ими уже не как человек, а как бог. Единственное, что они сохранили и унаследовали в чистом виде — это восприятие пространства, которое у них символизировал Теотиуакан (Teōtīhuacān).

При этом ацтеки внесли путаницу в понимание Пяти Солнц. Знания, которые Кетцалькоатль представил как процесс прохождения через Пять Врат и Пять Солнц, были спроецированы ацтеками на временное измерение, коим Кетцалькоатль не пользовался. Поэтому ацтеки потерялись во временно-пространственных характеристиках и просто перекопировали майянские и толтекские символы и богов, слегка подкорректировав и частично изменив их имена. Конечно, к моменту появления ацтеков изменился ритм и плотность Земли, и знания, которыми пользовался Кетцалькоатль, стали для них сложнодоступными. В результате сам Кетцалькоатль стал частью определенной мифологической сути.

Толтеки пытались восстановить знания Кетцалькоатля. Они создали последнюю стройную систему знаний Месоамерики, которая в разрозненных частях дошла до нашего времени. Именно толтекам принадлежит заслуга понимания развития энергий, связанных с частотой в 260 Гц. Впрочем, система знаний, разработанная Кетцалькоатлем, заканчивается 22 декабря 2012 года.

Основа знаний Кетцалькоатля — это способность наращивать силу и энергию, что также дает ему имя Топильцин Ке Акатль Кетцакоатль (Topiltzin Cē Ācatl Quetzalcōatl — тот, кто управляет силой). Кетцалькоатль смог соединить три силы, с которыми взаимодействует человек: силу Земли, силу Неба и свою собственную силу, поэтому он воспринимается как Триединый владыка. Каждая из сил имеет свое название и божественный статус.

Тонакатекутли (Tonacatecuhtli) представляет самую совершенную силу в пространстве, равную 260 Гц, с которой может взаимодействовать разум человека. Она же называется Тринадцатым Небом. Это место, где уже ничто не может быть подвергнуто разрушению. Именно там живут те, кого люди впоследствии назовут «богами».

Мишкоатль (Mixcoatl) — сила преобразования, давшая понимание того, что нечто, изменяющееся в природе, изменяется и в человеке. Именно овладение силой Мишкоатля и дало возможность Кетцалькоатлю достичь понимания Тринадцатого Неба и передать его людям.

Осознанные возможности управления не только земными, но и небесными силами сделали Кетцалькоатля сверхчеловеком. Однако понятие Мишкоатля можно было бы несколько занизить, придав ему значение управления тотемными силами, и тогда его место займет Тескатлипока, чье ими связывают с переменами и мерцанием звезд.

Самое важное в связи с Кетцалькоатлем заключается в том, что, будучи рожденным от смертной женщины по имени Чимальман (Chimalman), он представил пространство, которое определил как точку отсчета в развитии на пути к Утренней Звезде, то есть к Тринадцатому Небу.

Где за один брался тростник-ориентир,
За два — трение, деяние, кремень,
За три — четыре направления или кролика,
За пять — шесть качеств, развиваемых при удерживании ориентира,
За шесть — шесть возможных изменений от трения кремния,
За семь — хижина, способность задавать частоту,
За восемь — увеличение направлений с четырех до восьми,
За девять — достижение сосредоточения…

Но для девяти нужна контролируемая форма — пространство, которое Кетцалькоатль определил на месте, известном как Тула (Толлан), где он создал качество совершенного индейца, а те, в свою очередь, этнос толтеков. Данное место породило девять имен, которые представляют земные свойства Кетцалькоатля. Это Чальчиутланецин (Chalchiutlanetzin), Иштлилькуэчаауак (Ixtlilcuechahuac), Уэцин (Huetzin), Тотенеу (Toteneuh), Накошок (Nacaxoc), Митль-Тлакомиуа (Mitl-Tlacomihua), царица Шиуикеницин (Xiutzaltzin), Истаккальцин (Iztaccaltzin) и Топильцин (Topiltzin).

Обычно их представляют как правителей Тулы. В реальности же они воплощают собой определенные свойства пространства, которые должен выявлять тот, кто стремится попасть на Тринадцатое Небо. Таким образом, Тула представляется особым местом, где могли совершенствоваться истинные и.

С этой позиции мы можем назвать и Кетцалькоатля ом. И именно из Тулы Кетцалькоатль ушел на Тринадцатое Небо.

Тула, в свою очередь, рассматривается как место, где находился вход в Яшчилан (Yaxchilán, одно из названий индейской Шамбалы, которая была выстроена майя в виде города). Впрочем, из Тулы есть ход и в подземный мир Миктлан (Mictlan), куда тоже наведывался Кетцалькоатль, изучая различные типы людей, живших в разное время.

Главной задачей Кетцалькоатля было достижение возможности трансформации костей, которые являлись основным камнем преткновения в процессе достижения Высшего Неба. Для этого он изучил природу семи вибраций, где последняя давала возможность трансформировать кость.

Чтобы достичь этого, Кетцалькоатль воспользовался возможностями шести направлений, где есть верх и низ (силу Утренней Звезды Тлауискальпантекутли и силу Вечерней Звезды Шолотль он назвал «осью»), а также четыре направления и центр — Апантекутли, Уиктолинки, Тепанкиски, Тлаллапанак, Цонтемок.

Кстати, одним из искусств укрепления костей была игра в мяч. Другим важным элементом было создание божественного напитка, подчиненного силе воды — Тлалоку (Tlaloc) — то, что впоследствии дало жизнь таким напиткам, как пульке (pulque), мескаль (mezcal) и текила (tequila).

Кетцалькоатль создал замкнутое пространство — Тулу — в 980 году. Камни, к которым он прикасался, сохраняли его отпечатки. Кетцалькоатль был способен пролазить сквозь горы, изменять кости у жителей Тулы. Считается, что он победил чудовище Тлальтекутли (Tlaltecuhtli). Он также определил условия развития совершенного человека в течение 676 условных лет (тринадцати 52-летних циклов).

КОДЕКС БОРДЖИА

Кодекс Борджиа - месоамериканский манускрипт религиозного и ритуального содержания. Предполагается, что создан до испанского завоевания Мексики где-то в районе южной или западной Пуэблы. Кодекс Борджиа - основной манускрипт из группы манускриптов Группа Борджиа, которой он и дал название.

Кодекс сделан из кожи животного и разделен на 39 квадратных листов размером 27 на 27 см. Все листы кроме первого и последнего расписаны с обеих сторон, и читается с права налево.

Кодекс Борджиа назван по имени итальянского кардинала Стефано Борджиа, который владел манускриптом до того, как он попал в Библиотеку Ватикана. Предположительно нативное имя кодекса - Yoalli Ehecatl, что на ацтекском языке науатль означает "Ночь и Ветер", но принадлежность кодекса именно к науатль неочевидно и не доказано.

КОДЕКС БОРДЖИА: ИЛЛЮСТРАЦИИ

Иллюстрация 1

Иллюстрация 2

Иллюстрация 3

КЕЛЬТСКИЕ ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ МАНУСКРИПТЫ:

КАРОЛИНГСКИЕ ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ МАНУСКРИПТЫ:

ПРЕДГОТИЧЕСКИЕ МАНУСКРИПТЫ В РОМАНСКОМ СТИЛЕ:

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Посмотрите на символ Змея. Смысл его в том, что время догоняет и поедает самое себя. В вечном Круге всегда смыкаются Начало и Конец. Символ еще означает числа и их соотношения между Прошлым, Настоящим и Будущим. Одновременно это символ звездного года, звездного цикла и т.п.

Не знаю, как вам, а мне лично видится еще связь с классическим изображением Инь-Янь и Уроборосом.
На сегодняшней нашей лекции сложно обойтись без рисунков, поэтому взглянем на еще один. Здесь изображен… нет, вовсе не змей. Это ацтекский календарь. В нем 20 «кинов», каждый имеет знак и имя. Возле каждого рисунка 12 точек, что дает с самим рисунком священное число 13 - число «винапей» - месяцев в священном году. По этому календарю можно было точно знать имя каждого дня, а это было для ацтеков крайне важным.
Как же так - скажете вы? То 18, то 13, то вообще не пойми что?)
Дело в том, что майя смешали в себе довольно много индейских верований и астрономических знаний. Тольтеки привнесли к ним год Венеры и высший календарный цикл, длящийся 52 года (по 365 дней). Цикл включал в себя священный год цолькин (73 цолькина составляли ровно 52 года, поэтому майя признали календарь «правильным»). Кстати, на каждой стороне пирамиды - 52 каменных рельефа.
Одной из самых тяжелых загадок является изображение реактивного двигателя на крышке саркофага в этой пирамиде.

Легенды гласят, что будучи старым, Кецалькоатль был соблазнен своим антиподом Тескатлипокой - богом разрушений, землетрясений, войны, «тем, чьими рабами мы все являемся» нарушить свои же запреты. Будучи опоенным алкогольным напитком октли (перебродившим соком агавы), смешанным с мёдом, Кецалькоатль начинает пьянствовать, вступает в связь со своей сестрой, а его народ начинают подстерегать сплошные беды и несчастья. Кецалькоатль осознает созданные им самим проблемы и удаляется очень далеко-далеко на восток в заморскую страну Тлилан-Тлапаллан, где и умирает. Тело его сжигают.
К несчастью для всего будущего индейских народов, он обещает вернуться. А поскольку Кецалькоаль был высок, строен, белокож и обладал тем, чем не обладал никто из индейцев - бородой, то приплывшие в Мексику испанцы были признаны этим самым Кецалькоатлем и взяли страну практически без единого выстрела.
Видимо, слишком велики были прегрешения старого бога, или же сама его смерть означала и смерть его народа. Впрочем, если не ударятся в мистику, то падение Кецалькоатля было вполне закономерно, поскольку правитель значительно опережал свою эпоху, а преобразование человечества рывками не удается совершить. Только медленной эволюцией.
Вы уже заметили, конечно, еще одну странность. Кецалькоатль изображался как человек в маске, с бородой, огромными губами, покрытый перьями. Или как змея в перьях (может, оттуда пошло выражение «чудо в перьях»?)) Дело было в том, что Кецалькоатль был уродлив. По индейским меркам.
Существует гипотеза, согласно которой, Кецалькоатль - один из древних викингов. Этим объяснялась его внешность и прибытие на лодке с востока. Однако, по меркам красоты майя линия лба должна быть перпендикулярна линии носа. Для того, чтобы это достичь, младенцам надевали специальные деревянные коробки на голову и деформировали ее нужным образом (майя специально проверили, что это не влияет на умственные способности). Если гипотеза справедлива, то несложно понять, почему не подвергшийся такому воздействию Кецалькоатль казался уродливым.
Говоря о невероятных совпадениях, нельзя не заметить фантастических пересечений верований христиан и последователей Кецалькоатля, конфуцианства и представлений о старом Кецалькоатле, верований о переселении душ и современно-древнего индуизма. Иногда кажется, что наша цивилизация родилась вовсе не в Африке, а в Центральной Америке, откуда откочевала в Старый Свет (который тогда - наоборот - надо называть Новым). Или все же представления Старого Света привез случайно забредший в Америку путешественник? Кто знает…

99. КЕЦАЛЬКОАТЛЬ

Кецалькоатль - одно из главных божеств в мифологии индейцев племени тольтеков Центральной Америки. Его имя означает «Пернатый змей». Он почитался как творец мира и создатель человека, как владыка стихий, покровитель жречества и науки. Наиболее древние скульптурные изображения Кецалькоатля относятся к VIII–V векам до н. э.

Много веков спустя образ Кецалькоатля соединился в народном сознании с образом реального исторического лица - Топильцина. Он был правителем индейского племени тольтеков в конце IX - начале X веков новой эры. В то время у индейцев сложился обычай обожествлять правителей, и обожествленный Топильцин принял имя Кецалькоатля.

В народных сказаниях Топильцин уже полностью отождествляется с богом Кецалькоатлем, а столица тольтеков, город Толлан, что значит «Место тростников», предстает воплощением изобилия, средоточием счастливой, безмятежной жизни.

Легенда рассказывает, что в те времена, когда тольтеками правил бог Кецалькоатль, стебли съедобного тростника были высокими и толстыми, как стволы деревьев, один початок кукурузы человек едва мог унести на спине, тыквы вырастали во много раз больше нынешних, а хлопок родился цветным - красным, желтым, зеленым, синим и оранжевым, так что его не надо было красить. Кецалькоатль научил тольтеков строительному мастерству и разным ремеслам, они стали плавить золото и серебро и делать из них разные вещи, обрабатывать изумруды и другие камни зеленого цвета - любимого цвета Кецалькоатля.

Тольтеки построили храм Кецалькоатля небывалой высоты, на его вершину вела лестница со множеством ступеней, таких узких, что на них едва можно было поставить ногу. Они возвели для Кецалькоатля много домов, одни были сооружены из драгоценных камней, другие - из золота и серебра, третьи - из морских раковин, четвертые - из ярких птичьих перьев.

Слава Кецалькоатля разнеслась по всему миру.

Вероятно, во время правления Топильцина-Кецалькоатля город Толлан действительно достиг своего наивысшего расцвета. О том, где находился древний Толлан, существуют разные мнения. Наиболее вероятным считается, что он стоял на месте современного города Тулы, в 80 км от столицы Мексики - Мехико. Там археологами были обнаружены остатки храма Кецалькоатля с лестницей, состоящей из узких крутых ступеней, с колоннами и барельефами, изображающими людей в пернатых головных уборах.

Однако правление Топильцина не было спокойным. Не все тольтеки признавали его право на престол, поскольку он был незаконнорожденным, а кроме того, введя в качестве основного культа культ Кецалькоатля, он вступил в конфликт со жрецами Тескатлипоки - бога войны, ночи и землетрясений.

Тескатлипока был одним из самых древних в почитаемых богов. Его постоянные эпитеты - «тот, кто распоряжается по своему усмотрению», «тот, рабами которого мы все являемся». В мифахТескатлипока часто выступает противником Кецалькоатля.

Топильцин-Кецалькоатль проиграл борьбу со жрецами Тескатлипоки и вместе с немногими, сохранившими ему верность, тольтеками был изгнан из Толлана.

По преданию, Кецалькоатль уплыл по океану в волшебную страну.

В действительности Топильцын поселился среди кочевых племен и вскоре стал их вождем. Сформировав из подвластных ему кочевников сильное войско, Топильцин- Кецалькоатль предпринял победоносный поход против могущественных городов- государств на полуострове Юкатан и в горной Гватемале, основанных индейцами племени майа.

В отличие от большинства древних завоевателей Топильцин бережно отнесся к культуре завоеванного им народа. В истории цивилизации майя наступил новый этап, получивший название майя-тольтекской эпохи.

Майя приняли культ Кецалькоатля и стали почитать этого бога под именем Кукулькана, что на их языке также означает «Пернатый змей».

На скале Серро-де-ла-Малинче при жизни Топильцына было сделано его изображение в образе Кецалькоатля, подписанное полным именем: «Се Акатль Топильцин Кецалькоатль». Изображение довольно хорошо сохранилось до нашего времени - все, кроме лица. Разрушилось ли оно по естественным причинам или было уничтожено противниками свергнутого правителя - неизвестно.

Легенда утверждает, что Кецалькоатль был высокого роста, с длинной головой, бородатый и - белокожий. Это дает основание предполагать, что Топильцин был европейцем, скорее всего норманом.

Известно, что скандинавские викинги доходили до берегов Америки. Своей внешностью они сильно отличались от невысоких, смуглых и безбородых индейцев Центральной Америки и, естественно, должны были казаться им пришельцами из иного, потустороннего, мира. В легенде прямо говорится, что лицо Кецалькоатля «безобразно». По индейским представлениям о красоте, линии лба и носа должны были составлять между собой почти прямой угол. Для достиженния такого эффекта головы младенцев заключали в специальное приспособление из досок, которое нужным образом деформировало череп. (Автор книги «Тайна жрецов майя» В. Кузьмищев замечает: «Судя по тому, что майя достигли в науках, искусстве, архитектуре и других сферах деятельности, такая деформация черепа в младенческом возрасте не сказывается в дальнейшем на умственных способностях».) Лицо Топильцина-Кецалькоатля, если он действительно был европейцем и не подвергся в детстве подобной операции, должно было представляться индейцам безобразным.

Легенда о том, что Кецалькоатль, покидая Толлан, пообещал вернуться и обрушить на индейцев свой гнев, сыграла роковую роль во время завоевания Америки испанцами в XVI веке. Когда к берегам Америки причалили испанские корабли и с них сошли высокие, белокожие, бородатые люди, индейцы приняли их за спутников разгневанного бога, а их предводителя Кортеса - за самого Кецалькоатля. Это повергло индейцев в священный ужас и в значительной степени лишило способности активно противостоять завоевателям.

Кецалькоатль


Кецалькоатль (Quetzalcoatl) - “змея, покpытая зелёными пеpьями” или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков - Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль - сын Мишкоатля и Чимальмат.

Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 - 5 вв. до н. э. В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля, и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 - 6 вв. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям.

Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты: пьянствyет, встyпает в общение с сестpой.

С его подданными - тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поpажения в Толлане yдалился на плоте из змей в восточнyю замоpскyю стpанy Тлилан-Тлапаллан, обещав чеpез некотоpое вpемя веpнyться из-за океана.

Кецалькоатль изобpажался в виде боpодатого человека в маске, с огpомными гyбами, или в виде змеи, покpытой пеpьями. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. К ацтекам почитание Кецалькоатля пpишло от хyастеков, поэтомy в pyкописях ацтеков он часто изобpажался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкypы ягyаpа, такая же набедpенная повязка, нагpyдная пластина в виде большой pаковины, плюмаж из пеpьев кецаля. Кетцалькоатль – очень древний бог, известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan).

Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Ацтеки посчитали Кортеса инкарнацией Кетцалькоатля, возвращающегося с Востока, чтобы вернуть себе свои земли, как говорилось во многих легендах индейцев.

Культ Кетцалькоатля был настолько силен, что даже спустя сотни лет после завоевания для купцов маленьких индейских городов было обычным делом усердно работать, экономя и откладывая деньги для того, чтобы лет через двадцать потратить все на шикарный банкет в честь великого Кетцалькоатля. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl), или ветры, которые дули во время ураганных ливней. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli). Храмы в честь Эхекатля были круглыми, так как бог ветра мог дуть или дышать в любом направлении.

Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера, и при этом описывают его разрушительную силу. В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности.

Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда, или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной, или Ночной, Формы. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых.

Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем. Однажды, вымыв руки, Кетцалькоатль тронул свой пенис и, пролившись, семя его упало на камень. От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль(Xochiquetzal). Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала, и принесла его богам.

Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом». Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его, и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом». Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Кетцалькоатль часто изображался держащим шип, используемый для пускания крови.

Предполагают, что именно он создал прецедент самопожертвования, став предшественником всех последующих человеческих жертвоприношений. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля. Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы).



и Стланье по земле.

Перевод М. Былинкиной

К ецалькоатль («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков - Толлана. Имел много ипостасей, из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлаyискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. Кецалькоатль - сын Мишкоатля и Чимальмат. Первые изображения Кецалькоатля, обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв. до н.э. В этот период Кецалькоатль был олицетворением ветров с Атлантики, приносивших влагy на поля, и культурным героем, давшим людям маис. В 1-6 вв. н.э. культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке. Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см. в ст. Миктлантекутли) и основателем культуры.


Кецалькоатль добывает людям пищy: превратившись в муравья, он проникает в муравейник, где спрятаны зёрна маиса, выкрадывает их и передаёт людям. Кецалькоатль научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, строить, создавать мозаики из перьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календарю. В этот же период y Кецалькоатля появляются и функции покровителя жречества: по мифy, он является установителем жертвоприношений, постов и молитв. В последyющий период Кецалькоатль вступает в борьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет старого Кецалькоатля, и тот нарушает свои же запреты: пьянствyет, вступает в общение с сестрой. С его подданными - тольтеками происходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огорчённый Кецалькоатль покидает Толлан и удаляется в добровольное изгнание в странy Востока, где умирает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поражения в Толлане удалился на плоте из змей в восточнyю заморскyю странy Тлилан-Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана. Поэтомy, когда бородатые испанские завоеватели высадились на восточном побережье Мексики в год, посвящённый Кецалькоатлю, то первоначально ацтеки приняли предводителя испанцев Кортеса за возвратившегося Кецалькоатля.

Кецалькоатль изображался в виде бородатого человека в маске, с огромными губами, или в виде змеи, покрытой перьями. Число его изображений в рукописях и на памятниках скульптуры огромно. К ацтекам почитание Кецалькоатля пришло от хyастеков, поэтомy в рукописях ацтеков он часто изображался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкуры ягyара, такая же набедренная повязка, нагрудная пластина в виде большой раковины, плюмаж из перьев кецаля. Главное святилище находилось в Чолуле (Мексика). Имя Кецалькоатль стало титулом верховных жрецов, правителей реального Толлана (Тулы).

Р. В. Кинжалов. Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2-х тт.

Кецаль - малораспространенная птица, обитающая в труднодоступных высокогорных районах северной Гватемалы и близлежащем Гондурасе. Разноцветные хвостовые перья кецаля очень ценились и издавна были предметом роскоши, ими украшали одеждy знати.

«Коатль» - на языке ацтеков «змея». Кецалькоатль - человек-змей, «покрытый зелеными перьями кецаля», - один из главных богов в мифологии ацтеков, творец мира и человека, бог мудрости, созидания и вдохновения, покровитель ремесел.

Кроме того, в индейских хрониках повествyется о Кецалькоатле - великом владыке, удалившемся на Восток, чтобы вернуться впоследствии. Поэтомy индейцы так миролюбиво встретили испанских завоевателей, приплывших с востока в год, посвященный Кецалькоатлю, приняв их за вестников божественного владыки.

В книге «Сказание о Кецалькоатле» Хосе Лопес Портальо (писатель и политический деятель, президент Мексики с 1976 года) говорил:

Так вспыхивает свет и создается мир -
Его по-своемy образовать желает
Кецалькоатль - Перо на чешyе,
Орел-Змея, Паренье в небесах
и Стланье по земле.

Перевод М. Былинкиной

У индейцев майя Кецалькоатль назывался Кукульканом. Изображался он в виде пернатого змея с человеческой головой. Впрочем, число изображений Кецалькоатля огромно, самое раннее относится к VIII - V векам до нашей эры.

«Мифологический бестиарий»,
Калиниград, 1999



В центральноамериканских культурах доколумбовой эпохи змея (по-ацтекски коатль) обозначала пятый день календаря. Для всех, родившихся под этим знаком, она была по преимуществу негативным предзнаменованием, так как считалась бездомным и бедным существом. Люди, зависящие от этого знака, становятся разъездными торговцами и воинами, вынужденными кочевать с места на место.

Напротив, божественное существо Кецалькоатль, украшенное зелеными перьями птицы кецаль (кецаль - яркая зеленая птица, имеет перья на хвосте свыше двух футов длиной, и когда она летает, птица выглядит похожим на мерцающую змею), имеет высокое религиозное значение, причем оно соединяет в себе символические качества птицы и змеи как дуалистической системы, связывающей небо и землю.

…Коацекоалькос означает Святилище Змеи. Именно здесь в далекой древности высадился на берег Кецалькоатль со своими спутниками, прибыв в Мексику из-за моря на судах, борта которых блестели подобно змеиной коже

Г. Хэнкок, «Следы богов»

По легендам индейцев, Кецалькоатль отбыл из Центральной Америки морем, отплыв на плоту из змей.

Полярность птицы и змеи нашла отражение, в частности, в гербе города Мехико (по-ацтекски Теночтитлан), на котором изображен сидящий на кактусе орел со змеей в когтях. Эта комбинация имеет большое значение во всем мире как символ противоположностей и их соединения

Луркер М., «Орел и змея», 1983.


В древней ацтекской столице Теночтитлан (ныне Мехико) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гигантского змея.

Такие изображения ацтекских змеев преобладают и во многих других священных местах, например в Теотиуакане в Мексике. Древние майя также поклонялись богу - пернатому змею, которого они называли Кукулкан. По всей Центральной Америке в поселениях ацтеков, майя и толтеков преобладали рисунки со змеиными мотивами - их можно увидеть там и в настоящее время.


В книге де Бурбурга мексиканский полубог Вотан, рассказывая о своем путешествии, описывает подземный ход, который проходил под землею и кончался у основания небес, добавляя, что проход этот был Змеиною Норою, un agujero de colubra; и что он был допущен туда, потому что сам он был Сыном Змей или Змием.

Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

Теотиуакан - город богов, место, где люди становились богами; обитель тех, кто знает дорогу к богам. Легенда говорит о том, что пирамиды были построены великанами для того, чтобы превращать людей в богов. Храм Кецалькоатля - шестиступенчатая пирамида, высотой 22 метра. На нем сохранились остатки многоцветья красок, покрывавших его в древности. В оформлении преобладал скульптурный мотив в виде огромных змеиных голов, которые выглядывали из облицовочных плит и красовались по бокам массивной центральной лестницы. Удлиненные челюсти были отягощены клыками, на толстой шее у каждой змеи - венчик из перьев.