Корректурная проба Бурдона. Определение устойчивости внимания

Изучение уровня внимания у школьников в 3-4 классах

С помощью данной методики можно определить уровень внимания ученика при самостоятельной работе.

Ход выполнения задания:

Преподаватель предлагает испытуемым следующее задание: «Материал который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их».

Затем раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка - это ошибка внимания.

Текст

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст содержит 10 ошибок).

Обработка результатов

Тест «Таблицы Шульте»

Исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации (по таблице Шульте).

Исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и упражняемость в условиях активного выбора полезной информации.

a. Определить время (в с) выбора испытуемым по порядку цифр от 1 до 25 в 5 квадратах.

b. Определить среднее время поиска цифр в квадрате.

c. Начертить график, на котором по оси абсцисс отложить номера квадратов (1, 2, 3, 4, 5), а по оси ординат - время поиска всех цифр в соответствующем квадрате.

Ход работы. Испытуемому исследователь дает инструкцию - работать максимально быстро и внимательно. Затем исследователь замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя их вслух. Исследователь определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Исследователь отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Делают вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (таблица Шульте)

Покажите по порядку числа от 1 до 25, называя их вслух (с максимальной скоростью)



Методика «Числа и буквы»

Инструкция: Перед вами таблица с 49 числами - 25 в мелком шрифте и 24 - в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 - в мелком шрифте, 24 - в крупном, 2 - в мелком, 23 - в крупном и т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей рядом с ним буквой.

Время выполнения задания - 5 мин.

Контрольный бланк:

Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников

Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.



Первый ряд:

§ кукла – играть

§ курица – яйцо

§ ножницы – резать

§ лошадь – сани

§ книга – учитель

§ бабочка – муха

§ снег – зима

§ лампа – вечер

§ щетка – зубы

§ корова – молоко

Второй ряд:

§ жук – кресло

§ компас – клей

§ колокольчик – стрела

§ синица – сестра

§ лейка – трамвай

§ ботинки – самовар

§ спичка – графин

§ шляпа – пчела

§ рыба – пожар

§ пила – яичница

Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Методика «Память на образы»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.

Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека - 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.

Пиктограмма

Методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования была предложена в начале 30-х годов.

Пиктограмма (от лат. pictus - нарисованный, греч. grapho - пишу).

Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.).

Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенные обозначения. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.

Если при использовании варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.

Другой особенностью, расширяющей интерпретативную направленность методики, является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнемонические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштейн, 1972). Отсюда - широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесса обобщения. (Не случайно первые исследования с применением пиктограм (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение пиктограммы сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступно при интеллектуальной недостаточности).

В советской психологии методика использовалась в контексте изучения опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым (1935). Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Вариант теста, предложенный А. Н. Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминания слова картинки из предлагаемого набора. Этот вариант теста нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л.В.Бондарева, 1969; Л.В.Петренко, 1976).

В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы методики, учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает тест к современным психодиагностическим методикам.

Одной из наиболее полных схем анализа данных пиктограммы является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988). Интерпретация складывается из качественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой на основе отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношения образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных формализации (особые феномены), в том числе графических особенностей рисунка. При качественном анализе учитываются: тематика рисунка, факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы, геометрические, графические и грамматические символы, индивидуально-значимые образы, формальные образы). Дополнительно рисунки оцениваются по фактору частоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности (близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). К регистрируемым особым феноменам относятся: ассоциации по созвучию; сверхабстрактность символики; недифференцированные изображения; «шоковые» реакции; употребление буквенных обозначений; стереотипии; высказывания испытуемых и т.д.

Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения на листе бумаги, характера линий, размера, нажима и т.д. Выделяются дифференциально-диагностические критерии оценки риктограм, полученные на основании сопоставления контингентов больных и здоровых лиц. Имеются нормы, которые носят как статистический, так и описательный характер.

Валидность конструктная стандартизированной формы пиктограммы анализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха, рисуночными проективными тестами, в частности вербальными методиками исследования мышления. Валидность критериальная (текущая) определялась сопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями и здоровых.

Пиктограмма относится к числу наиболее широко употребляемых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной клинической психодиагностике.

Анализ

Особенности проведения.

Набор слов

1. Веселый праздник

2. Развитие

3. Тяжелая работа

4. Зимний день

5. Разлука

6. Легкая работа

7. Болезнь

8. Счастье

10. Бедность

Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени.

Имена обитателей НЛО.

Необходимо как можно быстрее запомнить имена обитателей НЛО.

Их зовут:

От слова к рассказу

Вариант 1:

Задание 1. Постарайся объединить несколько слов таким образом, чтобы получился рассказ.

поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг.

Задание 2. Расскажи, что получилось.

Задание 3. Вспомни те слова, которые были даны для сочинения рассказа.

Вариант 2:

дружба, весна, крокодил, цветы, катастрофа, песни, деньги, горе, болезнь, январь.

Задания те же.

Вариант 3:

пожар, вечер, ягоды, лужа, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос, курсант.

Задания те же.

Калейдоскоп явлений

Задание 1. Играющий самостоятельно читает нижеприведенный набор слов. Необходимо запомнить все, без исключения, слова.

Соревнование, весна, голубика, дружба, лужи, черника, переживания, судья, спринт, март, свисток, страдания, чувства, награды, земляника, вишня, листья, победа, травма, поздравления, страсть, тренировка, праздник, результаты, измена, малина, проигрыш .

Для того, чтобы запомнить эти слова полностью, необходимо применить способы запоминания, связанные с ассоциациями.

Сначала ищем ключевые слова: например, весна, ягоды, спорт, дружба.

Затем ищем связи ключевых слов с остальными словами.

§ весна - лужи, март, листья, поздравления, праздник;

§ ягоды - голубика, черника, земляника, вишня, малина;

§ спорт - соревнования, судья, спринт, свисток, награды, победа, травма, тренировка, результаты, проигрыш;

§ дружба - переживания, страдания, чувства, страсть, измена.

Задание 2. Постарайся припомнить все слова, используя для этого ключевые слова.

Примечание . Оказывается, что упорядочить можно любую информацию. Главное условие заключается в том, чтобы найти способ, который будет составлять основу данной конструкции. Известны два пути поиска опорного пункта при запоминании. В одном случае, опираемся на то, что дано, ищем опорный пункт в уже данном материале. В другом случае, придумываем его, привносим от себя, отталкиваемся от своих знаний, ощущений, пристрастий, интересов. Оба способа имеют право на существование.

Развитие памяти. Барабан

Задание 1. Придумай способ, с помощью которого можно запомнить букву и ее местонахождение на этом игровом барабане.

Задание 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане.

Задание 3. Расскажи, каким способом запоминал.

Примечание. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти.

Счет с наращиванием

Эту игру придумал известный психолог, академик В. Д. Шадриков. Задача заключается в том, чтобы складывать два числа, а результат прибавлять к третьему. Полученную сумму надо запомнить и к ней прибавить результат сложения следующих двух однозначных чисел и т.д.

Например, игроку называется исходное число (667), далее называются два однозначных числа (2; 7), которые играющий должен сложить, а сумму -запомнить:
667; 2; 7 - 2 + 7 = 9 + 667 = 676

Операции играющего:
3; 5 - 3 + 5 = 8 + 676 = 684 и т. д.

Если задание понятно, можно начинать игру.

Играющий должен это число назвать и запомнить. Это задание можно усложнить или упростить в зависимости от возраста, опыта, способностей ребенка. Для того, чтобы играющему было легче считать и запоминать, надо предложить ему называть (проговаривать) все операции.

«Счет с наращиванием» можно использовать как развивающую индивидуальную игру, как коллективную игру-соревнование на длительность безошибочной игры и как тест, позволяющий определить силу оперативной памяти человека. Оперативная память - память, обслуживающая какие то действия человека, которая необходима ему в процессе конкретной деятельности. Человек с хорошей оперативной памятью отличается тем, что помнит все, касающееся его текущего занятия, но после окончания работы он может забыть большую часть имевшей место информации.

Как правило, это второстепенная информация, т.е. нюансы, штрихи, детали.

После окончания игры участников можно спросить, помнят ли они те числа, которые складывали.

Ассоциации

Задание 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову.

Внимание!

3. Геометрия

4. Фальсификация

8. Контроль

9. Ножницы

10. Любовь

12. Свидание

13. Сказка

14. Необычность

15. Костер

16. Записка

18. Проблема

19. Родители

20. Кризис

Задание 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.

Примечание. В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы

Цель : исследование устойчивости внимания учащихся.

Оборудование : стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.

Порядок исследования . Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "к" и "р" и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно».

Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов . Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой – ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K = m / n * 100% , где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

Ход выполнения задания. Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К). Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, психолог по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения психологом слова «черта», и продолжать работу дальше. Во второй серии опыта ребенок выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.

В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, то есть подсчитать количество просмотренных букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии.

Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у ребенка. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работы ребенка в каждой

Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

с х а в с х е в и х н а и с х н в х в к с н а и с е х в х е н а и с
н в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с
н а н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х и к х х
е к в к х а к н с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с н а к с к
в к х в и с н а и к а е х к и с н а и к х е х е и с н а х к е к х в
и с н а и с н а и с в н к в а и с н а х е к е х с н а к с в е е в е
а и с н а к х к е к в н и с н к х в е х с н а и с к е с и к н а е с
н к х к в и а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к в н е в
н к в х а в е и к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к
с с в е и к с н а в н к е с н к с в х и е с в х к н в в с к в е в к
н и е с а в и е х е в х е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к
с х а и е н а с н а и с е в х к х с н е и с н а и с н к в к х в е к
е в к в н а и с н а и с н а в с н а х к а с е с н а и с е с х к в а
и с н а с а в к х с н е и с в и к в е н а и е н е к х а в и х н в
и х к х е х н в и с н в с е а х н к е х в и в н а е и с н в и а е
в а е н х в х в и с н а е и е к а и к е и с н е с а е и х в к е в е
и с н а е а и с н к в е х и к х н к е е а к а е к х е в с к х е к х
н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к и с н е и с н в и е х к в х
е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е в х в к с и с н а и а и е
н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а с н а и к в е х к в к
е с в к с н х и а с н а к с х к х в х е а е с к и с н а и е х к е х
к е и х н в х а к е и с н а и к х в с х н в и е к с н а и с а к в с
н х а е с х а и с н а е н к и с х к е х в х в с к н е к х е к н а и
в к в к в х е х и с н а и х к х е н а и е н и к в к в е е х в к в
и е х а и е х е с в с н е и е с в н е в и с н а е а х н х к и с н а
и е и н е в и с н а и в е в х с и с в а и е в х е и х с к е и к е в
х в а е с н а с н к и с х е а е х к в е х е а и с н а с в а и с х в
е к а х с н к и с е к а е к с н а и и е х с е к с н а и с н в е к х
а в е н а х и а х х в е и в е а и к в а в и х н а х к с в х е х и в
х в н с и е а х с н а н а е с н в к с н х а е в и к а и к н к н а в
с н с и а е с в к х е к с н а к с х в х с в с н х к с в е х к а с н
а и с н а и с н х а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к с х е
в к х е х е в х е н в и х н к в х е к н а и с н х а и в е н а и х
н х к в х е в к е в х а и с н а х к в н в а и е н с х в к х е а и с
н а в х с в к к и с н к е к н с в и а с в а е х с х в а и с н а е к
х е к а и в н а а е н к а и с х а и с н х и с в к в с е к х в е к и
с н а и с н а и с и с к и к в к к н в х с к в н а и е н и с н а и
х а в к н в е х в а е в х е в н а и с х а и а н а к х к в к е в е к
в н х и с к а и с н в н а и с н х с х в к и с н а и е х е к х н а
и с в е х в е и с н

Методика Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

Радость материнства часто омрачается, когда малыш не может бегать на солнышке, полноценно питаться, играть, развлекаться на цветущих зеленых полянках, в парках.

Причина всему – опасные, вездесущие аллергены.

Виды анализов

Уже мало кого можно удивить тем, что у ребенка появляется аллергия. Всех волнует, как точно и правильно определить аллерген.

Современная педиатрия располагает специальными методиками их выявления.

Анализы указывают не только на наличие аллергии, но и обнаруживают специфические иммуноглобулины.

За присутствие или отсутствие аллергии в организме отвечает . У здорового человека его нет или он содержится в незначительных количествах.

У новорожденных норма от 0 до 64 мМЕ/мл; от 2-х до 14 лет он держится на уровне 150 мМЕ/мл. Если этот уровень увеличивается, значит, можно говорить об аллергической реакции.

Для того чтобы выяснить, на какой именно аллерген у ребенка развилась аллергия, нужно выполнить анализы.

Анализы бывают в виде аллергопроб и путем исследований крови.

Кожные пробы

Аллергопробы бывают:

  • косвенные;
  • провокационные;
  • прямые.

При косвенных аллерген вводится под кожу, а затем сразу впрыскивается сыворотка, которая показывает, есть ли к нему непереносимость.

Провокационные, по-другому называют ингаляционными. Ребенку капают под язык, в носик, глазки раствор аллергена или дают специальный ингалятор, чтобы малыш им подышал. Это очень опасно. Манипуляция проводится только в стационаре под наблюдением врача.

Прямые аллергопробы – это кожные пробы, когда аллерген вводится через кожу.

В современных клиниках кожные аллергопробы для детей проводят квалифицированные врачи иммунологи на специальном оборудовании.

Обычно процедуры у детей выполняются на бедре или спинке, реже на средней трети предплечья.

Различают несколько видов кожных проб:

  • аппликационные;
  • скарификационные;
  • внутрикожные.

Аппликационные используются при кожных реакциях, аллергических дерматитах; для определения лекарственных чаще применяют капельные пробы.

Пищевые, грибковые, пыльцевые аллергии обнаруживаются скарификационными.

Внутрикожные эффективны при инфекционных аллергенах (грибки, бактерии) и при ложных показателях с фактически явной картиной аллергии.

Раствор с аллергенами подбирается всегда индивидуально.

Для проведения аппликационной пробы или патч-теста на спинку ребенка накладываются полоски, пропитанные нужным раствором. Возможна накладка до 10 полосок с разными аллергенами.

Их нельзя мочить, отклеивать. Тестирование проводится несколько раз. Через 2, 3, и 7 суток.

Для проведения скарификационных проб на кожу ребенка наносят капли растворов разных аллергенов (их не должно быть больше 5) на расстоянии 3 см друг от друга. Эти места царапают скарификатором. Царапина должна быть не больше 5 мм.

Для каждой капли используют новый стерильный скарификатор.

Через 15 минут промокают стерильной салфеткой и проверяют результат.

Через полчаса проводят повторный осмотр. Следующее оценивание назначают через сутки. Через 48 часов дают окончательный вердикт.

Таков же алгоритм проведения прик-теста. Только вместо царапины делают укол специальным шприцем на глубину 1 мм. Меняют иглу для каждого нового прокола.

Пробы делают на сухую, тщательно обработанную этилом кожу, на ней не должно быть никаких повреждений.

Видео о видах проб на аллергию:

Анализ крови

При детям назначают общий анализ крови, на выявление и на обнаружение специфических иммуноглобулинов.

Анализ крови сдается натощак. Для ребенка желательно это сделать до первого кормления.

Пользуются двумя основными методиками определения аллергенов:

  1. RAST-тест – радиоаллергосорбентный.
  2. Тестирование иммуноглобулина E – IgE.

Они считаются самыми надежными и эффективными в педиатрической практике.

Кровь на RAST-тест берут из вены и разливают по пробиркам. В каждую добавляют определенную группу аллергенов. Используют специальные аллергопанели.

Аллергенов настолько много, что для более удобной диагностики ученые их разделили на группы – панели.

Выделяются 4 основных панели:

  • пищевая;
  • ингаляционная;
  • смешанная;

В детскую панель входят важные для детского организма аллергены:

  • молоко, яйца (белок, желток);
  • пух и шерсть животных;
  • домашняя пыль;
  • пыльца некоторых трав и деревьев.

Используя аллергопанель, сразу видят результат к 20 и более веществам. Таким образом, круг подозреваемых аллергенов суживается.

Повышенное количество лейкоцитов, эозинофилов, IgE дает общую картину, показательную для заболевания. Результат на специфические иммуноглобулины показывает, какие продукты и вещества вызывают аллергию.

Какой анализ выбрать?

Когда у ребенка проявились признаки аллергии — заложенность носа, покраснение глаз, высыпания, перед родителями появляются вопросы: куда обращаться, какие сдавать анализы?

Эти вопросы всегда решает педиатр.

Родителям предлагается вести пищевой дневник, наблюдать, после чего именно усиливаются признаки.

Это могут быть:

  • определенные виды продуктов, напитки;
  • лекарства, витамины;
  • контакт с животными;
  • прогулки в парках, палисадниках.

Затем назначается консультация аллерголога или иммунолога. После этого предстоит решить, какой анализ предпочесть.

Забор крови всегда травмирует малыша. Поэтому многие родители предпочитают аллергопробы.

Аллергопробы разрешается делать только после 3 лет, они всегда предполагают дополнительный контакт с аллергенами.

Грудничкам вообще не имеет смысла проводить пробы, так как аллергены поступают к ним с материнским молоком.

На помощь приходит врач-аллерголог, за которым закреплено право выбора и ответственность за правильное решение.

Видео от доктора Малышевой:

Сроки и противопоказания

Врач-аллерголог после обращения к нему должен объяснить родителям, когда и как делаются аллергопробы детям, какие есть противопоказания.

Аллергопробы нельзя проводить, когда идет обострение заболевания. Необходимо выждать около недели после приема антигистаминных препаратов.

Существует перечень противопоказаний:

  • дети до 3 лет;
  • наблюдались случаи опасных осложнений ( , );
  • повышена температура;
  • травматические повреждения кожи;
  • наличие инфекционных заболеваний.

Проведение и расшифровка

При выполнении аллергопроб ребенок должен находиться в стационаре под непосредственным контролем медперсонала.

Перед началом процедуры врач объясняет, с какого возраста делают аллергопробы детям. Узнает весь перечень лекарственных средств, которые принимал ребенок накануне и за последнюю неделю.

Разметка на теле выполняется специальным гипоаллергенным маркером.

Для контроля параллельно с каплей аллергенного раствора капают чистый раствор (обычно солевой) для большей уверенности, что на него нет отдельной реакции.

Расшифровка ответов проводится исключительно опытным врачом-иммунологом.

Результат бывает положительный или отрицательный.

Дополнительно определяются результаты:

  • слабоположительные;
  • резкоположительные;
  • сильно резкоположительные;
  • сомнительные.

Реакция характеризуется:

  • припухлостью;
  • интенсивностью покраснения;
  • наличием волдыря;
  • размерами.

При резко положительной реакции гиперемия и волдырь больше 10 мм.

Где сделать и сколько это стоит?

Министерством здравоохранения предусмотрена широкая сеть отделений для проведения аллергопроб в государственных поликлиниках и стационарах.

Кроме того, существуют частные медицинские центры:

  • Московский медицинский центр «Маркушка»;
  • «Инвитро» — сеть крупнейших диагностических лабораторий, охватывающих всю страну;
  • Клиника «Московский доктор».

Бесплатные анализы могут быть сделаны в государственных медицинских учреждениях гражданам, которые имеют ОМС (обязательную медицинскую страховку).

В частных клиниках цены разные. Минимальная плата за одну аллергопробу в пределах 350 рублей.

Корректурные пробы для оценки внимательности французский психолог Бенджамин Бурдон придумал в конце XIX века. Уже в начале XX его методику применяли в сфере психологии труда для тестирования рабочих, которые управляли фабричной техникой. Результаты позволяли судить, насколько они внимательны и надежны. Позже тесты Бурдона стали использовать в клинической психологии для работы с людьми, страдающими психическими расстройствами. Сегодня корректурные пробы применяются в том числе в педагогической практике. Очень редко – в детских садах, чаще – в школах, обычно в частных или коррекционных. И хотя современные психологи предпочитают оценивать внимание малышей с помощью игровых методик, разработки Бурдона до сих пор в ходу. А учитывая, что тест длится всего 10 минут, для экспресс-оценки в домашних условиях его тоже можно испробовать.

Способ применения

Суть методики простая. Ребенку выдаются карандаш (или ручка) и листок, на котором в несколько рядов друг под другом изображены простые фигуры или буквы. Найти образцы для проведения корректурных проб Бурдона можно в интернете. Экзаменатору нужен только секундомер. Сначала ребенку дается инструкция: после сигнала начать вычеркивать две буквы - «К» и «Р», а когда экзаменатор произнесет слово «Черта!», поставить вертикальную черту после той буквы, на которой он остановился, и продолжать выполнять задание дальше. Тест длится строго 10 минут, а слово «Черта!» нужно говорить в конце каждой минуты. Собственно, для этого экзаменатору и нужен секундомер.

Ключевые параметры

За это короткое время методика корректурных проб Бурдона позволяет оценить сразу несколько ключевых параметров. Первый – объем внимания. Это способность за определенный промежуток времени охватить и удержать в памяти от 5 единиц информации и больше. И у детей и у взрослых нижняя планка одинаковая. Второй критерий – продуктивность внимания, то, насколько хорошо человек может использовать эти 5 единиц информации для решения поставленной задачи. Третий – устойчивость внимания. Этот параметр позволяет оценить, как работает память в целом на протяжении отведенных 10 минут. Например, в начале теста ребенок может выполнять задание плохо, в середине – лучше, а в концу опять переутомляется и делает ошибки. Четвертый критерий – переключаемость (или гибкость) внимания. Это способность удерживать «фокус» на определенном объекте длительное время. Иными словами, как ребенок может, удерживая в памяти одну задачу, по сигналу экзаменатора ее тормозить, и приниматься за выполнение следующей.

Выбор материала

Существует отдельно корректурная проба для дошкольников и корректурная проба для младших школьников. Разница в материале, который выдается для проведения теста, и в исходном количестве символов. Малышам дают задания, где нужно оперировать легко узнаваемыми и простыми значками. Это могут быть звездочки, кружочки, крестики, смайлики. Корректурная проба для дошкольников предполагает схожие манипуляции с буквами. И такого принципа желательно придерживаться. Буквенный вариант чаще всего используют для тестирования детей, заканчивающих первый класс. К этому времени в их памяти обычно хорошо отпечатывается образ каждой буквы. А у малышей дошкольного возраста, даже если они прилежно выучили алфавит, как правило, образ самих букв еще недостаточно закреплен. Отсюда - высокая вероятность ошибок, потому что маленькие дети обычно сильно путают буквы. Но, конечно, если ваш малыш еще не ходит в школу, но уже быстро и бегло читает, можно предложить ему и буквенный вариант корректурной пробы Бурдона.

Подсчет ошибок

10-15 ошибок – это норма. 16-18 ошибок – некритично. 30-40 и больше ошибок – можно говорить о том, что стоит обратиться за консультацией к специалисту.

Правильный настрой

Лучше проводить тест в первой половине дня до 12:00 – в это время суток наша работоспособность максимально высока. В домашних условиях принципиально важно создать правильный психологический настрой. Атмосфера должна быть дружелюбной, с этим в родных стенах проблем не будет. Однако важно подчеркнуть, что никаких оценок в конце не будет и результаты теста ни на что не повлияют. Особенно это касается школьников, которые прекрасно знают, что такое оценки. Они могут переживать, что окажутся не на высоте, и тогда плохо справятся с тестом. Но с другой стороны, не забывайте про мотивацию. Не понимая, для чего нужен тест, ребенок может неохотно приступить к выполнению задания, и результаты окажутся неинформативными. Можно попробовать сказать так: «Сейчас проверим, насколько ты внимателен! Постарайся сделать задание как можно лучше!».

Оценка результатов

Методика корректурных проб Бурдона считается самой известной, но для оценки параметров памяти у детей она довольно сложна в использовании. Главная трудность в том, что интерпретировать результаты теста неспециалисту очень непросто. Ведь трудности с обучением не всегда связаны с низким интеллектом или нарушением психических функций. Плохие оценки могут быть связаны с причинами чисто психологического характера. Возможно, ребенку не понравился учитель или отношения между ними по какой-то причине испортились. Часто бывает и так, что придя в школу с огромным желанием учиться, ребенок, впервые столкнувшись с системой оценок, теряет весь энтузиазм. За низкими результатами могут также скрываться и общее переутомление ребенка, и недостаточная мотивация, и несформированность (в силу возраста) волевых качеств. Существуют еще индивидуальные особенности, поэтому разобраться, где норма, а где отклонение, без опыта почти нереально. Как бы там ни было, насторожиться всерьез стоит в том случае, если коммуникативные навыки у ребенка хорошие, а проблемы с запоминанием и концентрацией внимания существенные.

Сложно учиться, работать, трудно достичь успеха как в карьере, так и в личной жизни. Хотя чтобы определить уровень внимания и его характеристики даже у ребенка, достаточно пройти небольшой и несложный тест. А зная "врага в лицо", проще его победить.

Для определения устойчивости внимания, умения его концентрировать, наличия утомляемости применяется корректурная проба Бурдона.

Эта методика была разработана и предложена к использованию психологом из Франции Б. Бурдоном еще в 1895 году. Она и по сей день пользуется большой популярностью в силу своей простоты и универсальности, тем более что совершенствовалась другими докторами несколько раз.

Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также Есть только два условия: человек должен быть зрячим и способным удержать в руках ручку или карандаш.

Методика. Корректурная проба (тест Бурдона)

Для того чтобы все прошло правильно, вам необходимы специальные бланки и секундомер.

На бланках (лист А4) напечатаны буквы кириллицы в произвольном порядке построчно. Испытуемым предлагается зачеркивать или подчеркивать одну или несколько букв из этого бланка по очереди в каждой строке.

Например, задание может звучать так: сейчас необходимо подчеркивать каждую букву Л и зачеркивать каждую букву Я, просматривайте каждую строчку, как при чтении, выполнять задание нужно максимально быстро, но внимательно, начинайте работать по команде. Когда услышите "Черта!", поставьте вертикальную линию там, где в этот момент работаете.

Задание, как и очередность букв в бланке, устанавливается произвольно. Тестирующий через каждые тридцать или шестьдесят секунд (для этого и нужен секундомер) дает команду "Черта!". Весь опыт проходит 10 минут. "Отчеркивание" дает возможность проследить, как меняется внимание с течением времени, то есть утомляемость.

По окончании теста участников опрашивают, узнают их субъективное мнение о тесте, его прохождении, количестве предполагаемых ошибок, это даст возможность более точно интерпретировать численные данные.

Проверка результатов

Корректурная проба Бурдона дает нам данные для таблицы, когда проверяющий сверяет бланки испытуемых с правильными ответами (зачеркиваниями).

Коэффициенты правильности и продуктивности рассчитываются, исходя из данных таблицы, по формулам:

В = (С - Р) / (С + О)

Для оценки способности тестируемого к существует такая формула:

К = (∑С - ∑О - ∑Ю) / ∑Р х 100%.

Результаты сравнивают со шкалой:

Результаты по минутам помогают нам понять установку испытуемого, способности его умственной деятельности концентрировать, или же расслаблять и утрачивать.

Модификации методики

Будучи успешной и часто используемой, корректурная проба Бурдона развивается, разные ученые приносят в нее новшества и дополнения. К настоящему моменту набралось уже три модификации:

  1. Кольца Ландольта. Бланк для исследования представляет собой ряды колец с разрывами в разных направлениях. Разработан метод для людей, не знающих алфавит, детей.
  2. Метод В.Я. Анфимова. Отличается тем, что в определенное время исследователь начинает вслух в течение 15 секунд произносить различные буквы в хаотичном порядке. Это позволяет проверить степень устойчивости внимания по отношению ко внешним раздражителям.
  3. Метод

В успешном лечении детской аллергии решающую роль играет своевременное выявление веществ–провокаторов, воздействие которых вызывает негативные реакции организма. Чаще всего пробы на аллергию детям ставят методом нанесения аллергенов на кожу. Кожные тесты являются самыми простыми, полностью безопасными, достаточно информативными и относительно недорогими методами диагностики. Они позволяют уточнить, к каким веществам проявляется повышенная чувствительность организма и какое их количество является критическим. Это дает возможность исключить контакт ребенка с аллергенами, а также подобрать правильный план лечения.

Кожные пробы назначаются ребенку для диагностирования конкретного вида аллергии при наличии у него таких заболеваний:

  • сезонные аллергические реакции на цветущие растения;
  • ринит, конъюнктивит;
  • , бронхоспазмы;
  • аллергические дерматиты.

Кроме того, аллергопробы эффективны в следующих случаях:

  • появление пищевой аллергии;
  • развитие анафилактического шока;
  • негативная реакция организма на прививки;
  • необходимость выполнения анестезии.

Важно! Пробы на аллергены у детей должны выполняться врачом–аллергологом в специализированном учреждении. Это обусловлено не только гарантией получения более достоверных результатов, но и возможностью оказания квалифицированной помощи в случае появления непредвиденных осложнений.

Проводить кожные тесты можно только через 30 дней после момента проявления первых симптомов аллергической реакции.

Как делают пробы на аллергию у детей

Суть аллергопробы заключается в нанесении на кожные покровы ребенка небольшого количества вещества–провокатора и оценивании реакции организма на его воздействие. В зависимости от цели исследования и используемого вещества пробы делятся на следующие виды:

  • прямые или косвенные – первые предполагают нанесение чистого аллергена, вторые проводятся с использованием сыворотки крови человека, страдающего аллергией;
  • качественные и количественные – в первом случае определяется раздражитель, на который есть аллергия, во втором – его количество, способное вызвать реакцию.

Кроме того, кожные пробы на аллергены у детей различают по способу нанесения:

  • капельные;
  • аппликационные;
  • скарификационные или прик-тесты;
  • внутрикожные;
  • холодовой и тепловой тесты.

Перед тем как берут пробы на аллергию у детей, в обязательном порядке выполняют ряд предварительных мероприятий, направленных на изучение информации о протекании заболевания и определения перечня потенциальных аллергенов. Это необходимо для того, чтобы сравнить полученные результаты с клинической картиной, а также уменьшить количество веществ, реакцию на которые нужно проверять. Интерпретация полученных результатов одинакова при всех видах проб, различной является только методика постановки.

Капельная

Самыми простыми в выполнении являются капельные пробы. Они абсолютно нетравматичны, но из-за слишком поверхностного воздействия на кожу считаются наименее достоверными. Техника постановки заключается в том, что тест–раствор, гистамин и вещества–раздражители просто капаются на кожу ребенка в области предплечья или лопаток.

Данный метод диагностики обычно применяется для выявления реакции иммунной системы ребенка на пыльцевые и бытовые аллергены, домашних животных и птиц. В редких случаях тестируются лекарственные и пищевые вещества.

Аппликационная

В этом случае все используемые для тестирования составы наносятся на кожу путем наложения смоченных в них ватных или марлевых тампонов, которые накрываются пленкой и закрепляются лейкопластырем. Благодаря такому способу все необходимые вещества проникают в кожные покровы более активно и быстро дают соответствующие результаты.

Аппликационные пробы на аллергены у детей чаще всего назначаются для диагностирования контактных дерматитов. Они более информативны, чем капельные пробы.

Скарификационная (прик-тест)

При проведении такой аллергопробы аллергены и контрольные жидкости наносятся, как при капельных тестах, а затем в каждом месте нанесения выполняют раздражение кожных покровов:

  • при скарификационном способе – делаются поверхностные царапины скарификатором;
  • при прик-тесте – легкие проколы иглой (глубиной 1 мм).

При выполнении таких проб у детей за один раз можно использовать только 1–2 вещества. Детям старше 12 лет разрешается применять до 15 раздражителей. Пробы позволяют выявить аллергены, влияющие на возникновение конкретных симптомов непосредственно у обследуемого ребенка. Прик-тест считается предпочтительней скрафикационной пробы, поскольку позволяет контролировать степень повреждения кожного покрова и не размазывает каплю, поэтому является менее травматичным и более достоверным.

Внутрикожная

Пробы, вводимые инъекционным методом, называются внутрикожными. Они используются для определения высокой чувствительности к бактериям или грибкам – реакция Манту, Пирке, Касони и другие.

Для введения аллергена применяются специальные шприцы и иглы. Сразу после введения на коже образуется инфильтрат, по состоянию которого в дальнейшем устанавливается реакция организма на вещество–раздражитель.

Термическая

Для проведения холодового теста к руке ребенка прикрепляется небольшой кусочек льда или пробирка с ледяной водой. Показателем аллергической реакции организма в этом случае является развитие волдыря, что свидетельствует о склонности к холодовой крапивнице.

При тепловой пробе на предплечье фиксируют пробирку с горячей (не более 42° С) водой. Положительный результат также выражается образованием волдыря в месте соприкосновения, что подтверждает наличие у ребенка сенсибилизации к температурному фактору.

Как читают результат

  • отрицательной
  • сомнительной
  • слабоположительной
  • положительной.

Вывод зависит от того, насколько выраженной оказалась реакция. Чаще всего тест подтверждает наличие патологии, если обработанный участок покраснел и на нем образовалась припухлость.

Подготовка к пробам

Проведение кожной пробы на аллергию у детей – совершенно простая процедура, не требующая особых подготовительных мероприятий. Нужно выполнить только несколько условий:

  • исключить повышенную физическую и психоэмоциональную нагрузку накануне и в день тестирования;
  • заранее отменить все противоаллергенные препараты;
  • подготовить ребенка к тому, что будет происходить, чтобы он не боялся.

Обычно при правильном моральном настрое дети 5 лет и старше воспринимают такие тесты совершенно спокойно.

Противопоказания

Существует 2 фактора, которые обязательно учитываются при назначении пробы на аллергию детям – с какого возраста разрешено делать такие тесты и как протекает заболевание у конкретного ребенка. В зависимости от этого выделяют 2 ограничения к постановке кожных аллергопроб:

  • их не проводят до 5-летнего возраста;
  • при отсутствии осложнений заболевания от исследования рекомендуется отказаться.

Это объясняется тем, что у маленьких детей чувствительность к различным веществам–раздражителям периодически изменяется. Более того, при введении аллергена иммунная система ребенка может отреагировать на него совершенно неожиданно, поэтому без острой необходимости рисковать не стоит.

Также противопоказано брать кожные пробы на аллергены у детей в случае:

  • острого периода протекания аллергии;
  • обострения хронических болезней;
  • любых простудных заболеваний;
  • приема противоаллергических средств всех групп;
  • наличия судорожных приступов;
  • онкологических проблем.

Если необходимо сделать пробы на аллергию ребенку при наличии указанных противопоказаний, вопрос рассматривается лечащим врачом в индивидуальном порядке.

Побочные эффекты

Введение вещества–раздражителя может привести к появлению у детей побочных реакций:

  • зуд и высыпания по всему телу;
  • повышенное раздражение участка кожи, на котором проводились пробы;
  • признаки ринита, кашель, першение;
  • ощущение сдавливания в грудной клетке;
  • неприятные ощущения в пищеварительном тракте;
  • скачки давления, головокружение, потеря сознания.

Симптомы сенсибилизации могут проявиться спустя несколько часов и сохраняться в течение суток. В тяжелых случаях возможно серьезное ухудшение самочувствия ребенка вплоть до летального исхода.

У некоторых детей наблюдается обратная ситуация, когда полностью отсутствует кожная реакция. Кроме того, из-за технических ошибок или индивидуальных особенностей ребенка результаты теста могут быть ошибочными, поэтому кожные пробы не считаются абсолютно достоверными. Поскольку дополнительные провокационные пробы детям не назначаются, при появлении расхождений с клинической картиной применяется диагностика по анализу крови.