Кто такая лилит из библии. Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной...

Лилит была первой женой Адама

В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной, жаждущей приключений и свободы.

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети... А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании — дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания.

Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог — Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.


«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана Богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

British Museum - The "Queen of the Night"

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу , при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

Данте Габриэль Россетти - Lady Lilith , (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

...Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Хуго ван дер Гус - Грехопадение (1476—1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева...

В первой книге бытия описывается создание мира и первых людей. Появление женщины там на самом деле описывается дважды. И звали их соответственно Лилит и Ева.

День шестой: И создал Бог человека по своему образу и подобию, как мужчину и женщину создал их. И лишь после описания День седьмой (Библии): И сделал Бог так, что Адам заснул крепким сном и взял он одно ребро его и телом закрыл его место и превратил Господь Бог это ребро, взятое у Адама, в женщину и привел её к Адаму.

Получается, что женщин было две: созданные на шестой день и на седьмой.

Священники считают, что первые повествования о сотворении мира не принадлежат одному автору, а состоят из изложений двух, а то и трех различных людей. Именно этим и объясняется данное несоответствие.

Иудеи официально признают существование Лилит. Например, воспоминания о ней есть в главной книге Каббалы – Зогар, написанной во 2 веке до н. э. и книге Тора – 6 век до н. э. В еврейской мифологии центральной фигурой является демон Суккуб – душитель новорожденных, это и есть Лилит. Такой она стала после того как перешла на сторону тёмных сил.

Имя Лилит присутствует в ряду шумерских демонов. Согласно древнееврейской традиции Адам взял Лилит в жены только потому, что устал от соитий с различными животными. Эта содомия, которой он занимался до женитьбы на Лилит, хоть и считалась в Ветхом Завете грехом (Второзаконие, 27: 21), была очень распространена среди пастухов Среднего Востока. Адам пытался приучить Лилит совокупляться с ним в так называемой ’миссионерской позе’, т.е. в позе, когда мужчина находится сверху, что соответствовало преобладающей в то время власти мужчин (патриархату).

Однако Лилит насмехалась над сексуальной необразованностью Адама и однообразием его любовных ласк. В итоге она прокляла Адама и убежала, поселившись у Красного моря.

Бог послал ангелов, наказав им вернуть Лилит к мужу. Лилит отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорожденным. Единственное, что удалось ангелам - это взять с Лилит клятву, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Но одновременно она прокляла ангелов, не вняла наказам Бога и проводила свое время, совокупляясь с демонами, что доставляло её гораздо больше удовольствий, чем близость с Адамом.

Образ Лилит, одновременно чарующей и демонической, приносящей несказанные удовольствия и одновременно разрушающей жизнь и убивающей младенцев, долго не давал покоя не только писателям, но и всем, кого привлекали ужас и очарование восточных легенд.

И только в наше время, время полного равноправия мужчин и женщин почти во всех вопросах жизни, о Лилит как-то забыли. А ведь это она была первой, кто выступил в защиту этого равноправия, понимаемого ею, правда, несколько своеобразно. А не добившись его, стала мстить людям своим, необычным и жесточайшим способом.

Так говорят мифы. Обращает внимание на себя и другое — порой на видном месте находится информация, которую никто упорно не замечает. В действительно, почему столько людей верят в то, что изначально было только два человека —

Мелиор , День Шестой

1:24 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ПУСТЬ ЯВИТ ЗЕМЛЯ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА ПО ИХ ВИДАМ: СКОТ, И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, И ДИКИХ ЗВЕРЕЙ!» И СТАЛО ТАК.

1:25 И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ ПО ИХ ВИДАМ, И СКОТ ПО ВИДАМ ЕГО, И ВСЕХ, КТО ПРЕСМЫКАЕТСЯ ПО ЗЕМЛЕ, ПО ИХ ВИДАМ; И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО - ХОРОШО.

1:26 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «СДЕЛАЕМ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЕ НАШЕМ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ПУСТЬ ВЛАСТВУЮТ люди НАД РЫБОЙ МОРСКОЮ, И НАД ПТИЦЕЙ НЕБЕСНОЮ, И НАД СКОТОМ, И НАД ВСЕЙ ЗЕМЛЕЮ, И НАД ВСЕМИ ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ, ЧТО КИШАТ НА ЗЕМЛЕ».

1:27 И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЕ ЕГО: ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ОН ЕГО; МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ ОН СОТВОРИЛ людей.

1:28 И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СКАЗАЛ ИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, И ОВЛАДЕВАЙТЕ ЕЮ; И ВЛАСТВУЙТЕ НАД РЫБОЙ МОРСКОЮ, И НАД ПТИЦЕЙ НЕБЕСНОЙ, И НАД ВСЕЙ ЖИВНОСТЬЮ, ЧТО КИШИТ НА ЗЕМЛЕ».

1:29 И СКАЗАЛ им ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ВОТ, Я ДАЮ ВАМ ВСЮ ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЕНА, НА ЛИЦЕ ВСЕЙ ЗЕМЛИ, И ВСЕ ДЕРЕВЬЯ, НА КОТОРЫХ РАСТУТ ПЛОДЫ ИХ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ СЕМЕНА, - это ВАМ БУДЕТ ПИЩЕЙ!

1:30 И ВСЕМ ЖИВОТНЫМ ЗЕМЛИ, И ВСЕМ ПТИЦАМ НЕБЕСНЫМ, И ВСЕМУ, что КИШИТ НА ЗЕМЛЕ, В ЧЕМ есть ЖИВАЯ ДУША, - ВСЮ ЗЕЛЕНЬ ТРАВЫ Отдаю Я В ПИЩУ; И СТАЛО ТАК.

1:31 И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СДЕЛАЛ, И ВОТ - все ОЧЕНЬ ХОРОШО; И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО - ДЕНЬ ШЕСТОЙ.

Мелиор , читай 1:27 тут пишется:ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ОН ЕГО; МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ ОН СОТВОРИЛ людей.
Имеется в виду,что бог сразу,одновременно создал мужчину и женщину из глины.

Мелиор , И лишь после описания седьмого дня в Библии рассказывается история о женщине, которую Бог создал из ребра Адама. «И сделал Бог так, что Адам заснул крепким сном и взял он одно ребро его и телом закрыл его место и превратил Господь Бог это ребро, взятое у Адама, в женщину и привел её к Адаму». Получается, что женщин было две: созданная на шестой день и на седьмой

ДОБАВЛЕНО 20/08/2009 00:20

Alexasha , писал:Эх Nabi, где ты был 20 лет назад мне тогда 14 лет было.
Зато сейчас я- опытный и вижу баб на сквозь-как рентгеновский луч

ДОБАВЛЕНО 20/08/2009 01:15

У мусульман.
Основная статья: Адам

Ислам считает Адама не только первым человеком, но и первым пророком Аллаха. В исламе существует обязательная для каждого мусульманина вера в пророков, 28 из которых упоминаются в Коране. Первым в этой плеяде стоит имя Адама Аляйхисалама, как человека, выбранного Аллахом для направления человечества на праведный путь веры и наделённого пятью качествами пророка: правдивость, верность, способность передавать Предписания и Запреты Всевышнего Аллаха, несмотря ни на какие трудности, ум и чистота нравов. Также мусульмане верят, что Адаму были посланы Аллахом первые десять (из ста) сухуфов, то есть священных свитков, предшествовавших последующим четырём священным книгам (Торе, Псалтырю, Евангелиям и Корану).

В отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование об Адаме, в Коране Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). Отдельные стихи (аяты) с упоминанием его имени разбросаны по всему Корану.

В тридцать второй суре «Челобитие» говорится, что Аллах сотворил Адама из глины:

«Он - Тот, кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины» (32:6-7).

Вторая сура «Корова», наиболее полно раскрывает предназначение Адама:

И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?» Аллах ответил: «Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо» (аят 30). И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: «Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни» (аят 31). Ангелы ответили: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - всеведущий, мудрый» (аят 32). Аллах сказал: «О Адам! Разъясни им [суть] имён». Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имён, Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?» (аят 33). И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса (Сатаны), [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим (аят 34). Тогда Мы сказали: «О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь вот к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев» (аят 35).

О причинах недовольства Иблиса повествует седьмая сура «Ограды»:

Спросил [Аллах]: «Что мешает тебе поклониться, раз Я повелел тебе?» [Иблис] ответил: «Я - лучше его: Ты сотворил меня из огня, а его - из глины» (аят 12). Тогда Аллах предупредил Адама: «И тогда Мы изрекли: „О Адам! Воистину, он - враг тебе и твоей жене. Да не вынудит он вас обоих покинуть рай - ведь [тогда] ты станешь несчастным“ (двадцатая сура „Та Ха“, 117 аят). В раю тебе не придется ни голодать, ни ходить нагим, там ты не будешь страдать ни от жажды, ни от зноя». Но шайтан стал нашептывать ему: «О Адам! Не показать ли тебе древо [с плодами, дарующими] вечность и вечную власть?» [Адам и его супруга] поели [плодов того дерева], и увидели они свою наготу. Они стали прикрываться сложенными [вместе] листьями райских деревьев. Так Адам ослушался своего Господа и сошел с правильного пути. Потом Господь избрал его [из числа других], простил и направил на прямой путь. [Аллах] сказал: «Низойдите из рая вы оба, и одни [из ваших потомков] да будут врагами других. Если вы по моей воле ступите на прямой путь, то тот, кто последует ему, не окажется ни в заблуждении, ни в бедствии» (аяты 118-123).

Коран возлагает равную вину и на Адама, и на его жену за их ошибку. Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его супруги. В Коране нет и намёка на то, что Ева соблазнила Адама или даже на то, что она попробовала плоды до него.

Также в Коране говорится, что Аллах простил Адаму его грех до того, как отправил его на землю: «Адам ослушался своего Господа и сошёл с правильного пути. Потом Господь избрал его [из числа других], простил и направил на прямой путь» (сура Та Ха аяты 121-122).

В Коране нет идеи сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее, говорится о том, что Аллах создал человека по образу, им придуманном: «О человек, что соблазняет тебя в Господе твоём щедром, который сотворил тебя, выровнял и соразмерил, в таком виде, как пожелал, тебя устроил!» (Сура «Раcкалывание», аяты 6-7).

В Коране ничего не говорится о потомстве Адама и Евы. Не сказано в нём и сколько лет жил Адам.

История жизни Адама в мусульманской традиции

После того, как Всевышний Бог (Аллах) сотворил небо, имевшее прежде вид газа, Он сотворил солнце и луну, движущиеся в строго определённое время по заданной траектории. Только после этого Аллах приступил к созданию земли, разбросав по ней огромные горы, прекрасные реки, моря и леса. После, сотворил ангелов, которые восхваляли Аллаха и искренне поклонялись Ему. И в завершении Всевышний создал Адама, который положил начало человеческому роду, призванному населить землю, благоустраивать её и пользоваться всеми земными благами, оставляя после себя достойных преемников. Великий Аллах известил ангелов о Своём решении. Так как ангелы были приближены к Аллаху и избранны для богослужения, услышав это, они удивились: «Не дай Бог, какой-нибудь неверный поступок, совершенный нами, стал причиной этого решения. Кроме нас Ты хочешь сотворить ещё одного раба, который поклонялся бы Тебе? Ведь мы истово служим Тебе и прославляем Тебя. Хотя человек и принесёт пользу, в тоже время станет причиной раздора, разврата и будет проливать кровь».

Конечно, ангелы не возражали этому решению, они лишь надеялись, что будут наместниками Бога на земле. Чтобы рассеять их опасения, Всемогущий Аллах сказал: «Я считаю правильным осведомить вас о своём решении. Вы очень скоро увидите и поймёте глубокий смысл последнего творения, которое станет моим наместником и халифом на этой земле».

И вот началось творение нового существа. Первый этап: чтобы создать первого человека, Всемогущий Аллах подобрал особую глину, которая имела необычный вид.

Второй этап - этап изображения, когда Аллах придал Своему гончарному изделию законченный вид. И наконец третий этап - оживление. После того, как Всевышний вдохнул жизнь в новое тело, завершилось «создание». Затем Аллах вдохнул Свой дух в человека и наделил Своё творение различными способностями. Он раскрыл Адаму (да будет мир с ним!) все тайны прекрасной Вселенной, затем приказал ангелам разъяснить эти тайны. Ангелы ответили: «Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - Всеведущий, Мудрый». Аллах сказал: «О Адам! Разъясни им суть имён!» Тем самым Всевышний показал им, что Адам (да будет мир с ним!) выше всех и достоин быть халифом на этой земле. Убедившись в глубоком смысле последнего творения, ангелы поняли, что созданы для другой миссии.

Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и на земле, что вы делаете явно и что утаиваете?

Затем Всемогущий Аллах приказал ангелам и сатане, поклониться Адаму. Все, подчиняясь Аллаху, поклонились, кроме сатаны, который посчитал себя созданием более высокого порядка. «Ведь человек сделан из простой глины, а я - из огня. Почему я должен подчиняться и преклоняться перед ним, ведь я выше его!» Это высокомерие и стало причиной того, что Аллах изгнал сатану из Своего божественного мира.

Адам (да будет мир с ним!) был одинок, он нуждался в искреннем, близком друге, который успокоил бы его и спас от одиночества. Всемогущий Аллах сотворил Еву из той же глины, что и Адама, затем, одарил их своей милостью, поселив в раю.

Помни всегда Мою милость к тебе, ведь Я тебя сотворил, как человека совершенства и вдохнул в тебя дух из себя, и приказал всем ангелам поклониться тебе, и одарил тебя всеми знаниями. Если ты проявишь свою покорность, то останешься навечно в раю. Но не забывай! Сатана твой опасный враг, остерегайся его, будь осторожен.

Адам и Ева в дружбе и согласии жили в божественном саду. Тем временем сатана замышлял, как же сделать так, чтобы Аллах изгнал Адама из рая. Ведь человек стал причиной того, что он лишился своего положения и был изгнан из рая.

Сатана решил отомстить Адаму за это, разрушив дворец счастья. К сожалению, точно неизвестно, каким же образом он проник в рай. В некоторых писаниях говорится, что сатана проник туда, изменив свой облик и, приняв облик павлина или змеи, соблазнил их. Сатана нашёл слабое место человека, он сказал Адаму: «Если ты съешь этот плод, то останешься в раю навсегда и вся власть будет в твоих руках». Обманув Еву, он заставил Адама с помощью неё, притронуться к запретному плоду. Существует много версий и точно неизвестно, что это был за плод. Некоторые толкователи ислама считают, что это было или дерево винограда, или фиговое дерево(то есть дерево инжира), или камфарное дерево. Другие считают, что был плод яблони, или плод унаби.

Стало очень тяжело, когда они спустились на землю и столкнулись со всеми трудностями жизни, и только Бог знает, сколько лет они молили о прощении, раскаиваясь и проливая слезы.

Всемогущий Аллах простил их и одарил милостью Своей. Однако теперь Адам и Ева (да будет мир с ними!) жили на земле. Они должны были тяжёлым трудом добывать себе пищу, воду, находить пригодное жильё.

По преданию Адам прожил 1000 лет на земле. Ева родила ему 40 детей - по близнецу каждый раз- мальчика и девочку. Первенцами были Габил (Хабил) и его сестра Галима (Халима). До кончины Адама чиленность его потомства с детьми и со внуками составляло около 40 000. Но все потомство вымерло кроме детей Шейса. Затем они тоже исчезли. Осталось лишь потомство Ноя (Нух) в лицах Сема, Хама и Хафиза. Сем считается отцом семитских племён (в том числе арабов), Хам - чернокожих, а Хафиз - тюрков и романеев.

Когда подросли сыновья, Великий Аллах послал им жён из рая, чтобы умножить потомков Адама. У Хабила и Кабила были свои земли и сады, с утра до вечера они трудились и работали там.

В писаниях говорится: « И ниспослал Аллах Адаму откровение о том, чтобы возложил право власти на Хабила».

Адам(да будет мир с ним!) научил Хабила как править, как жить, передал книгу, которая была ниспослана ему. Когда Кабил узнал об этом, он рассердился:

Отец! Разве я не старше Хабила, разве я не достоин быть правителем? Адам (да будет мир с ним!) ответил:

Сын мой! Все в руках Аллаха, он знает лучше нас.

Аллах повелел братьям принести в жертву что-нибудь из своего имущества. У Кабила была пашня. Для совершения обряда жертвоприношения он принёс остатки пшеницы, которые невозможно было употреблять в пищу. Хабил, как пастух, принёс в жертву наилучшего барана, которого он имел и Аллах принял жертву Хабила. Кабил сказал:

Раз так, я убью тебя!

Воистину, Аллах принимает жертву только от благочестивых. Если даже ты поднимешь руку, чтобы убить меня, я этого не сделаю, ибо я боюсь Аллаха - Господа миров!

Кабил убил своего брата и оказался в числе потерпевших урон. Он был первым, кто пролил кровь на этой земле. Тогда Аллах послал ворона и велел ему разгребать землю, чтобы показать Кабилу, как похоронить бренное тело своего брата.

Горе мне! - воскликнул Кабил.

Закопав тело своего брата, он вернулся домой. Адам (да будет мир с ним!) увидел, что Кабил вернулся один.

Что случилось? - спросил Адам. Где Хабил? Ведь вы были вместе?

Здесь-то Адам (да будет мир с ним!) почувствовал отношение Кабила к Хабилу и догадался, что свершилось братоубийство. После нескольких дней поисков, он нашёл место, где был похоронен его сын. Адам не мог поверить в его смерть. И тут Великий Аллах посылает ему откровение: «Не печалься, Я дам тебе сына. Назови его Шит».

Шит (да будет мир с ним!) вырос и, как повелевал Великий Аллах, Адам передал власть в его руки. Тысячу с лишним лет прожил Адам (да будет мир с ним!). Похоронили его в Гари, в месте, где ныне находится, город Неджеф в Ираке. После смерти Адама, Ева прожила только год и была похоронена рядом со своим супругом.[источник не указан 90 дней]

[История Адама и Евы в Коране и Библии

В Библии, в отличие от Корана, имеется систематизированное повествование о судьбе первых людей, изложенное в первой книге Ветхого Завета под названием «Бытие». Повествование во многом схоже с Коранической версией этой истории. На шестой день творения всего сущего: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27-28). Бог также наделил их пищей и местом проживания - Эдемом (или Раем) и посадил в нем древа, из которых более всего выделялось одно - дерево познания Добра и Зла, плодов которого вкушать запрещалось, дабы не быть изгнанными из этого места. Первоначально был создан только Адам. Богом были сотворены различного вида животные и птицы, чтобы Адам мог выбрать себе из их числа помощника и друга. Но не нашел он ни в одном из созданий помощника. И тогда «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:21-23). Адам нарёк свою жену Евой (в отличие от Корана, имя её упоминается). Однако появился Змей, который соблазнил Еву вкусить плод с запретного дерева, и за этот проступок Адам и Ева были изгнаны из рая.

Коран возлагает равную вину и на Адама, и на Еву за их ошибку. В Коране нет и намёка на то, что Ева соблазнила Адама или даже на то, что она попробовала плоды до него. Тем самым женщина не представляется искусительницей, соблазнительницей или вводящей в заблуждение.

Кораническая интерпретация проблемы спасения в общих чертах выглядит так. Как творение Божие, тем более творение избранное, наместник Бога на земле, которому даже ангелы должны были поклониться, человек изначально не может быть плох. Но именно как творение, бесконечно далеко отстоящее от своего Творца и ни в коем случае с Ним не сравнимое, человек неизбежно должен быть слаб и неустойчив. Поэтому он нуждается в постоянном руководстве Бога. Именно по этой причине, по мнению ислама, Бог периодически посылал людям Своих пророков или посланников, начиная от Адама и кончая Мухаммедом, чтобы они напоминали людям о том, что они должны делать для своего спасения.

Новозаветное же учение о спасении утверждает принципиальную невозможность спастись человеку самому по себе, каким бы совершенным законам он не следовал. Безнадёжно повреждена природа человека, и нужна жертва Самого Бога, чтобы человек мог примириться с Ним и спастись.

Упоминание в Коране о прощении Адама дало почву мыслителям и толкователям ислама прийти к выводу о том, что в Коране отсутствует понятие первородного греха, в том виде, в котором оно подразумевается в христианстве. Коран толкует проступок Адама как акт его личного непослушания Богу, не имеющий последствий для всего последующего человечества. И, хотя проступок Адама и повторяют все последующие люди, но грех каждого человека является их личным грехом. Однако в Новом Завете грех интерпретируется по-другому. В Послании к римлянам апостола Павла говорится: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). То есть греховность человека есть следствие как его принадлежности от рождения греху мира, так и подверженности личному греху.

Хотя в Коране и отсутствует идея сотворения человека по образу и подобию Бога, нельзя, однако, сказать, что идея богоподобия исламом отвергается. В данном случае арабские учёные ссылаются на некоторые хадисы, в которых говорится, что Адам создан по подобию Аллаха, однако по этому поводу между ними нет единого мнения.

[Мусульманские предания

Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его супруги. Её имя, Хава, можно найти лишь в хадисах (преданиях о поступках и изречениях пророка Мухаммеда). В Коране ничего не говорится о потомстве Адама и Евы, не сказано в Коране и сколько лет жил Адам.

Более поздние мусульманские толкователи и собиратели легенд дополнили это повествование данными из Библии и Аггады и собственным поэтическим творчеством. Истории о Адаме и Еве являются довольно пространными и описывают их жизнь в мельчайших деталях. Поэтому, об истинности и объективности их говорить сложно, хотя, судя по всему, за первоисточники были взяты хадисы и другие религиозные книги. Так к примеру известный татарский писатель и учёный Фарит Яхин в книге «История пророков» («Пэйгемберлер тарихы») Адаму и Еве посвятил целых 9 страниц, рассказав о том, как задумывался первочеловек, как они согрешили, куда были изгнаны (Адам - в Индию, Ева - на Аравийский полуостров), как снова встретились, обустроились, родили детей и как умерли.

Из хадисов также можно узнать историю сотворения Хавы, количество рожденных ею детей. Хадисы рассказывают, что Хава рожала детей 20 раз, при этом каждый раз, за исключением последнего, на свет появлялись близнецы. В последний раз она родила одного ребёнка - сына. Как легко можно посчитать, за всю свою жизнь Хава родила 39 детей. Промежуток между родами составлял два года.

Слово Хава означает «источник жизни». Существует в исламе также и версия, что это слово обозначает красновато-рыжий цвет тёмного оттенка. Вообще фигура Хавы в Коране дала почву для дальнейшего толкования статуса женщины в мире. В одном из хадисов говорится, например, следующее: «Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку женщина создана из ребра, а самая изогнутая часть ребра - верхняя, поэтому, если вы попытаетесь выпрямить его, оно сломается; но если вы оставите его таким, как есть, оно так и будет изогнутым. Поэтому обращайтесь с женщинами хорошо».

Что-то у меня получается дневник феменистки, но что поделать, истории занимательные попадаются. И вот одна из них. Только что узнала о том, что оказывается Ева не первая жена Адама. На шестой день бог создал по своему подобию двух людей - мужчину и женщину: Адама и Лилит. А после того, как Адам сбунтовал, бог решил исправить свою оплошность и сделал из ребра Адама женщину Еву. Но и вправду, ведь в Библии написано, что на шестой день Бог создал двоих, а на седьмой уже уточняется, что усыпил Адама и из его ребра сотворил женщину Еву. Многие священослужители аргументируют это тем, что Библию писали разные люди. Хотя это не первая погрешность человека, ибо яблоко незаслущенно оклеветали, а ведь в Библии не сказано, что за греховный плод ела Ева.

И так, в средневековых легендах, чаще всего написанных инквизиторами, в тех самых пророчествах, где обсуждалось, сколько ангелов может поместиться на острие иглы, ее представляли в виде грациозной черной кошки, приходящей из тревожных эротических сновидений. Кошки с человеческими глазами, которая бесконечно ищет свою жертву. Кошки, имя которой все-таки не произнесут никогда.
В христианстве это имя стало аналогом дьявольского проклятия. Предаваемое анафеме бесконечное число раз, оно все-таки соблазняло людские умы тайной, заключенной в нем.
Ни для кого не секрет, что Ветхий и Новый завет переписывались. Окончательный вариант был принят на Десятом соборе (в историю этот собор вошел под названием Римского). В Риме, когда христианство стало официальной религией, были собраны все христианские первосвященники, чтобы окончательно установить официальный текст Святого писания. Факт остается фактом: некоторые части священных текстов не вошли в Библию. Большинство таких вымаранных текстов относилось к историям свитков, найденных в пещерах возле Мертвого моря, более древних, чем христианство. Ученые всего мира до сих пор ломают головы над тем, что могло быть в них. Споры ведутся о многих Евангелиях. В последнее время даже появилась интересная версия, что первоначальный текст включал в себя и Евангелие от Иуды — удивительно редкий документ. Но, кроме спорных текстов, существовала еще одна история, которая просто не могла войти в Библию. История Лилит, вычеркнутая окончательно и бесповоротно, история о первой жене Адама, гордой, непокоренной женщине. История отверженной, упоминание о которой, с точки зрения официальной церкви, равносильно страшному греху.

Лилит была первой женщиной на земле. Бог создал ее из того же материала, что и Адама (из глины, а не из мужского ребра). Лилит обладала удивительной красотой и умом. И через некоторое время посчитала себя равной мужчине, женщиной, которой можно делать все то же, что и ее мужу. Лилит считала себя умной, как мужчина. Она не собиралась беспрекословно подчиняться мужу и слушаться его во всем. Она была уверена, что может принимать решения наравне с мужем. По легенде, именно Лилит принадлежит сексуальное открытие — поза «женщина сверху». Она предпочитала заниматься сексом, именно будучи сверху, а не в «рабочее-крестьянской» позе (кстати, единственной сексуальной позе, одобренной церковью). Когда конфликт с Адамом стал слишком силен, Лилит приняла решение оставить его.

Чтобы заставить Лилит одуматься, раскаяться, повиниться и со смирением вернуться к мужу, за нею были посланы три сильных ангела, которые догнали бунтарку. Ангелы поставили ультиматум: либо Лилит возвращается покорной и смиренной, либо она будет навсегда изгнана из рая и отлучена от Бога. Лилит категорически отказалась покориться, заявила, что отправится в изгнание добровольно, но за то, что Бог не принял ее сторону, будет ему мстить. После этого легенды о Лилит раздваиваются, но большей частью сводятся к тому, что Лилит стала демоном-дьяволицей, опасной для мужчин. Бунтарский протест и жажда мщения — такие особенности характера действительно способны открыть дорогу злу. Ее отвергли — значит, она стала врагом. Пособницей дьявола, кровавым демоном.

Первая часть легенды обрывается именно на той части, когда Лилит отказалась вернуться в рай. Вторая часть легенды (о демоне) встречается чаще, и именно она тайно одобрялась служителями церкви. Официально же статус Лилит в роли демона был утвержден во времена инквизиции, когда женщины делились на две категории: добрые, послушные — дети Евы, и все остальные (то есть непокорные жертвы инквизиции) — дети Лилит.
Итак, Лилит якобы превратилась в демона, заключившего с ангелами некое соглашение: она никогда не войдет в дом, если там будут написаны их имена.
Исследователи демонической природы Лилит часто ссылаются на так называемую «Книгу зверя» — часть Библии, где речь идет об антихристе. По их версии, Лилит была создана Сатаной. Сатана создал ее, чтобы наказать мужчин, отвратить их от пути света. Лилит стала демоном секса, искусительницей женатых мужчин. Она рожала детей: демонов, вампиров, оборотней, жутких тварей и чудовищ. Преступников, тиранов, жестоких, порочных, злых людей также называют детьми Лилит. В одном из апокрифических текстов существует интересная версия о том, что Адам и Лилит имели сына — Каина. И что Каин, сын Лилит, убил Авеля, сына Евы, своего сводного брата, унаследовав характер своей матери, Лилит.
Если Адам был смертен, то Лилит стала бессмертной, посвятив себя злу. Известно, что демоны возрождаются из века в век, обладая способностью воскрешаться. Некоторые исследователи каббалы считают, что Лилит жива в ком-то из своего потомства и ныне.
«Книга зверя» является частью откровения Иоанна Богослова — предсказанием о появлении антихриста. В этой книге указаны цифры, символы и даты, наводящие на людей ужас по сей день. Иоанн Богослов описывает невесту антихриста под именем Вавилонской блудницы. Считается, что это упоминание о Лилит. Именно в книгах по каббале слова «Лилит» и «блудница» равнозначны, а в древних арабских религиях присутствует символ невесты дьявола, умертвлявшей младенцев и мужчин. Один из писателей-изотериков Даниил Андреев написал роман о Лилит, называя ее невестой антихриста, которая вместе с ним будет царствовать в мире зла.

Чем же так опасна Лилит? Почему ее имя называют проклятием? По легенде, Лилит соблазняет только женатых мужчин, замучивая их своей страстью до смерти. В Талмуде есть упоминание о том, что женатый мужчина не должен ночевать дома один. Лилит принимает образ дамы из эротических грез, и предлагает только секс, чтобы жертва попала в ее сети. Вторым злом Лилит называют убийство младенцев. Легенды утверждают, что она может выпить кровь, задушить, забрать мозг или защекотать до смерти во сне. Но Лилит приходит только к тем младенцам, которых еще не успели окрестить. Как и все демоны, она жутко боится креста. Бытует поверье, что если младенец смеется во сне, значит, с ним играет Лилит. Младенца надо немедленно разбудить, иначе она может замучить его до смерти.

Первое упоминание о Лилит относится к свиткам Мертвого моря. Встречается оно и в неканонических церковных текстах. Даже в Библии — первоисточнике на арамейском, можно встретить упоминание о коварном демоническом творении в виде женщины или птицы, появляющейся только ночью, по имени Лилит. Так как текст Ветхого завета был переписан, то история Лилит была изъята с этих страниц. По официальной версии Ветхого завета первыми людьми были Адам и Ева. Ева стала женой Адама, они вкусили запретный плод и были изгнаны из рая. Но из текстов, запрещенных церковью, — древнееврейских текстов, свитков Мертвого моря, Талмуда и даже некоторых измененных Евангелий можно узнать другую версию. Ева была второй женой Адама, и до нее он уже успел «вкусить запретный плод». Со своей первой женой Лилит.

От каждого демона существует способ защиты. Так, чтобы прогнать ее, следует три раза сказать «Сгинь, Лилит». Или читать псалом «не спит и не дремлет страж Израилев». А еще лучше — иметь в доме написанными имена трех ангелов: Санной, Сансаной и Самнаглоф. Именно этих ангелов Лилит боится больше всего.
Но сколько правды в этих легендах? Существует и другое мнение о Лилит. Ее называют первой феминисткой на земле, первым борцом за права женщин, той силой, которую боится большинство мужчин. В легендах о Лилит много трагического. Так, трагично выглядит женщина, которая тянется к детской колыбели, но которая не может стать матерью. В отношении к мужчинам — вечный поиск дома, своего очага. А может, это месть мужчинам за то, что они предпочли не ее? Может, демоническое влияние

Лилит — просто месть за то, что мужчины видят в женщине, в первую очередь, тело? И смертельные объятия Лилит были местью за вечную мужскую жажду секса, за неверность и лживость мужчин.
Сколько правды в легендах о женщине, которую на протяжении веков всеми способами пытались очернить за право быть не «под мужем», а рядом с ним? За право решать свою судьбу и быть личностью? Сейчас об этом и не узнать. В своем романе Дэн Браун писал о Марии Магдалине, как об отверженной, тогда как имя и святость ее всегда почитались в христианской истории церковью. А вот о Лилит всегда пытались забыть, никогда не упоминая о ней. Всем известная истина: роковая женщина — это, прежде всего, несчастная женщина, если она спит со всеми, значит, по-настоящему не нужна никому. А женщина, не похожая на всех остальных, умная, независимая, сильная, очень часто бывает обречена на одиночество.

Современные феминистки любят противопоставлять Лилит Еве. Лилит — незаурядная, смелая личность, в то время, как Ева — мягкая самочка, заурядная, домашняя хозяйка, во всем покорная супругу. Возникает вопрос: нужна ли была церкви незаурядная личность с острым, пытливым умом, утверждающая, что мужчина — не бог, а всего лишь человек? Той церкви, где всегда главенствовали мужчины? Ответ: нет. Во все века мужчины боялись силы женщины, ее несокрушимого разума, ее мужества и жажды жизни, ее красоты и способности влиять на них, мужчин, и которые всегда стремились, найти виноватых в своих грехах. Какая сладость — перекладывать вину на другого! Этим пользовались средневековые мужчины: виноват не он, а… Лилит. Мол, не удержался один раз, а вообще, он белый и пушистый. Ева бы с удовольствием поверила. Лилит — нет.
О Лилит задумывались всегда. И знаменитые личности в прошлом, и современные индустрии развлечений теперь. О Лилит писали Джон Макдональд и Марина Цветаева, Даниил Андреев и Анатоль Франс. Феминистки называют ее своим символом. О ней снимают фильмы и одним из самых известных является «Логово змея», где соблазнительницу играет актриса Лиза Би. Фильм весьма поучительный. В нем мужчина, все время мечтающий о сексе и восхищающийся своей любовницей, в результате едва не погибает от него, замученный почти до смерти. Лилит словно издевается: «Ты хотел? Так получай!». Это наказание за двуличие, лживость («главное — мое удовольствие, а все остальное — потом»). И демон, карающий в этом фильме, выглядит… очень даже справедливым. Двойственным, как само представление о Лилит.
И все же — демон или символ свободы женщины? Порицание или согласие? Не стоит во всем искать однозначный смысл. Не бывает добра без зла, и наоборот. Самая ценная гармония — это двойственность, соединение двух противоположностей в одном. Тень, скользящая в свете луны, — всего лишь история об отверженной женщине, выбравшей одиночество и всегда страдавшей от недостатка любви, о женщине, всегда говорящей «нет» потому, что ей так хотелось бы сказать «да» .

Лилит — первая жена Адама в иудаизме. Именно в этом смысле большинство исследователей рассматривают это слово в Книге пророка Исайи (34:14). Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар.
Согласно Еврейской Традиции, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж есть и в арабских мифах). В Междуречье такое имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).

Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э.
Этимология
В семитских языках, в частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная» (например «демама лейлит» — ночная тишь). Иногда подобные прилагательные используются как женские имена. Согласно другому воззрению, это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). Возможно верны обе точки зрения. В. В. Емельянов, в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Вавилонская богиня Царица ночи.
Лилит в Еврейской Традиции
Один из наиболее популярных персонажей фольклорных еврейских историй. В Торе указывается, что вначале Бог сотворил «мужчину и женщину», а уже потом говорится о сотворении Хавы (Евы). Согласно Алфавите Бен-Сира, первой женой Адама была Лилит. Она не хотела подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам. Произнеся тайное имя Всевышнего, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Всевышний послал вдогонку трех ангелов, известных под именами Снуй, Сансануй и Санглаф. Они застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу. Тогда у Лилит отняли тело, оставив дух и взяли с неё клятву, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена. Лилит стала женой Сатаны, а от их брака родилось много демонов ночи, именуемых «лилин», но приняла на себя наказание, заключавшееся в том, что ежедневно должно было умирать сто её детей.
Адаму Бог сделал новую жену.

Лилит — опаснейший демон, который охотится на младенцев. Поэтому возле колыбельки еврейского ребенка всегда вешают амулет с именами ангелов — когда Лилит видит эти имена, она вынуждена удалиться. Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребенка от Лилит, его отец должен всю ночь напролет читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется «вахтнахт»).
Еще одно занятие этой демоницы — являться во сне неженатым молодым мужчинам и соблазнять их.

Лилит в художественной литературе
Образ Лилит, реализующий «альтернативную мифологию» и противопоставляющийся привычному образу Евы, получил большую популярность у романтиков.

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

Другая легенда гласила, что Адам вступил в связь с Лилит только после изгнания из рая, в результате чего мир наводнился демонами. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она предстает в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, осаждающим спящих в одиночку или одиноко бредущих по дороге. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с длинными черными распущенными волосами.

Согласно каббалистической книге «Зогар», Лилит стала женой Самаэля (Сатаны) и матерью демонов. В Зазеркалье, где Сатана играет роль бога, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, Шехины, поэтому жители долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, поклонялись Лилит, как Великой матери, одаривающей их земным огнем.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которую развил Россетти.

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе. Так, у Гете Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что прикоснуться к её волосам — значит уйти навеки. У Анатоля Франса «Дочь Лилит» — привидение с зелёными глазами и черными волосами. Кого она касалась ими, того ждало забвение. У русского писателя-символиста Федора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Романтическую окраску Лилит получила и в поэме А. Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве. Такое же противопоставление Лилит Еве находим в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Несколько неожиданное решение для образа Лилит предлагает писательница известная в сети под псевдонимом Ashkhan В своём романе «глашатай Люцифера». Действие романа происходит в реальности, параллельной нашей, и Лилит там предстает как защитница человечества и воплощение силы которая препятствует Богу совершить Армаггедон. По ходу повествования Ashkhan излагает весьма сложную концепцию взаимодействия женского и мужского, где патриархальный Бог представляется тираном одержимым жаждой власти и страхом перед более древней по сравнению с ним силой женственности.

Также Лилит упоминается в рассказе Говарда Лавкрафта «Кошмар в Ред-Хуке».
В первой в мире готической опере Александра Каште под названием Tineoidea, Samuel и Лилит представлены анти-Марией и Иосифом XXI века.

Лилит в астрологии
В астрологической традиции точку перигея Луны принято называть Лилит или Черная Луна. Она изображается овалом с поперечиной посередине. Она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку Зодиака, где свершается предначертанное. Лилит в соединении с солнцем и луной приносит славу, которая связана с предельными качествами — либо гений, либо преступник. Дополняя Сатурн, Черная Луна подчёркивает любовь к безмерному риску, свойственную игрокам, которые не в состоянии оплатить проигрыш. Поэтому в этом знаке скрыта черная тайна проигрывающего.

Джон Кольер - "Лилит"

"Лилит, Адам и Ева" ок 1210 г. Фрагмент Собора Парижской Богоматери.


В Библии содержится рассказ о сотворении первых людей - Адама (имя означает - "человек") и Евы (предположительно имя значит - "дающая жизнь")... А помните, у Вадима Шефнера:
«... Как предание говорит - прежде Евы была Лилит.
Прежде Евы Лилит была - та, что яблока не рвала.
Не женой была, не женой... стороной прошла, стороной.
Не из глины, не из ребра - из рассветного серебра...
Улыбнулась из тростника и пропала на все века...»

Лилит. Первая жена Адама.

Многие знают легенду об Адаме и Еве, некоторые могут похвастаться знаниями легенды о Лилит - первой жены Адама, но вряд ли кто-нибудь знает, что было дальше, после изгнания Адама и Евы из рая. Почти никто не слышал о том, что именно тогда и Лилит оставила Люцифера и присоединилась к бывшему к супругу на Земле, неслышной тенью проходя через его жизнь, маня и завлекая… Она любила Адама. А он? Он постоянно мечется между Евой и Лилит. Только с Евой он может обрести целостность, но только Лилит может дать ему то, чего Адам так давно лишился: покой, гармонию с миром и любовь. Ибо она, равная ему во всём, страстная, неукротимая и свободная.
Адам был изгнан из Рая, а Лилит ушла сама. Она знала о своем воплощении. А бывший супруг был слеп. Не знал: кто он, зачем пришёл на землю? Он стремился к Лилит, а рядом с ним была Ева.

Небесный сад. Шесть дней творения.

«Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Словом был Бог…» - эти слова из Евангелия от Иоанна знакомы многим. Слово, Идея - основа основ. Именно Слово отделило Свет от Тьмы, Словом были созданы Небо и Земля, Словом явилась жизнь на Земле и Словом были созданы люди. Из земли, огня и солнечного света был создан Адам - первый мужчина, а из воды, ветра и лунного отблеска - Лилит. И были они равны друг другу, и принадлежала Земля безраздельно тем, кого создал Творец по своему образу и подобию.

Микеланджело. Творение Адама

В те времена Люцифер ушёл из Божьего Царства, собрав треть ангелов под свои знамёна. Расположились они в страшном и тёмном мире - Преисподней, и ангелы - прекрасные и чистые существа - от тьмы, жара и гордыни превратились со временем в ужасных демонов. Лютая ненависть и презрение к людям питали сердце первого из ангелов - не признав их равными, он обрёк себя на изгнание. Но пока Адам и Лилит были вместе, Владыка ада ничего не мог им сделать, ибо души их не ведали греха, а сердца были полны любви друг к другу, которая надёжным щитом ограждала их от всех тёмных происков.

Люцифер. Первый раздор.

Наверное, именно с того часа и пошла слепая человеческая вера в то, что счастье не вечно. С каждым поколением она всё больше и больше усугублялась и доходит до того, что даже секунды счастья воспринимаются как нечто незаслуженное, за что неумолимо следует расплата.

Счастье Адама и Лилит не было вечным. Не смогли удерживать огонь любви. Адам отстаивал своё первенство. Лилит не могла жить в подчинении, ибо была сотворена равной первому мужчине. В ярости Лилит оставила Адама, ушла в свободный мир Преисподней. Там её приблизил к себе Владыка ада, сделал Лилит своей женой. Люцифер понимал, что именно так он может получить долгожданную власть над человеком, чтобы унижать его снова и снова.

Адам и Ева

А Адам бродил в тоске по райскому саду, пока, наконец, Господь смилостивился и усыпив его, взял ребро Адама, и из неё сделал ему новую жену. Она не была равной - только частью, но с ней первый человек чувствовал себя целостным и тоска по Лилит притуплялась. А ещё Ева безраздельно поклонялась Адаму и чтила его выше себя, что, наконец, удовлетворило амбиции первого человека. Лилит же стала истинной Королевой ада, и множество демонов появились на свет из чрева её, но даже в Преисподней сумела остаться собой. …и продолжала любить Адама, хотя заглушала тоску новыми оргиями среди демонов и падших ангелов.

Ревность. Месть. Изгнание

С тоской смотрела Лилит на жизнь Адама и Евы, но то была лишь тоска и боль, а в Преисподней это чувство незаметно для неё превратилась в ревность. Безграничная покорность и преданность Евы раздражало Лилит, каждый раз она убеждалась, что во всём превосходит новую жену Адама, и с каждым днём всё больше и больше терзала ревность сердце Королевы ада.

Однажды Лилит узнала от нового мужа о запретном дереве в самом центре Эдемского сада. Таило в себе оно великую силу, доступную лишь Господу и его ангелам - знание добра и зла. И рвать плоды с него Господь запретил Адаму и Еве под страхом смерти. Созрел в сердце Лилит коварный план, как убрать соперницу с дороги. Превратившись в змея, явилась она в их мир заговорила с Евой, когда та была одна. Стала искушать сладкими речами о Древе Познания. Она умела убеждать. Ева верила каждому слову змея-искусителя. Надкусила плод и мужа своего, Адама, соблазнила. Вкусив плоды, он тоже познал добро и зло.

Изгнание Адама и Евы из Рая.

Раскололся мир навеки. Не могли они теперь жить как прежде, ибо появились добро и зло. Жизнь и смерть, рождение и боль, пища и непосильный труд. Изгнаны были прародители Небесного Сада в новый для них мир.

Увидев это, Лилит горько раскаялась, ибо не хотела такого конца дляАдама, стало жаль ей Еву, которая по глупости своей обрекла людей на такое существование. Решившись, она оставила ад и Люцифера и пришла в мир людей, чтобы возможно, когда-нибудь попросить прощения у Адама и сказать, что до сих пор его любит. Не раз являлась она ему во сне, каждый раз он встречал её ласками, говорил, что до сих пор помнит её и любит, но на утро сон забывался, и снова они были разделены огромной стеной непонимания, которая стала ещё шире после изгнания, ведь теперь мир они видели совершенно иначе.

Эдвард Бёрн-Джонс. Адам и Ева после изгнания из Рая

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева после изгнания из Рая

Новая жизнь Лилит и Адама

Несколько сотен лет прожила Лилит на Земле в разных обличиях, но лишь во снах являлась она Адаму. Тогда и появилось увлечение, которое навсегда сделало её в глазах людей демоническим существом - Лилит собирала души. В основном, это были молодые и горячие юноши, которые пленившись ею, охотно отдавали свои души в обмен на любовь и ласки. Об Адаме первая женщина вспоминала всё реже и реже, пока не узнала, что он умер. Это известие потрясло Лилит, ведь, она считала, что Бог простит Адама и даст тому вечную жизнь...

Но всё было иначе, и первый мужчина прожил хоть и долгую, но человеческую жизнь. Согласно Библии, Адам прожил 930 лет, оставив немало сыновей и дочерей, среди которых были Каин и Авель. В апокрифическом "Житии Адама и Евы" Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей. Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий "сын божий" (Иисус Христос) их спасет.

Piero della Francesca. Смерть Адама

Когда в сердце Лилит окончательно иссякла надежда встретить Адама, она думала, что хоть после смерти Господь отпустит ему грех. Теперь она не просто собирала души, но и пыталась разбудить внутри частичку своего мужа - ту, которая передавалась от отца к детям. Каждый раз она особым ритуалом будила её, но вернувшийся Адам оставался прежним, ещё жива в его сердце была обида, гневом встречал он свою возлюбленную. И Лилит отпускала его душу обратно.

Так прошли долгие тысячелетия. Адам никуда не уходил - его не принял Рай, но и Преисподняя не смогла взять первого человека. Он вновь и вновь появлялся на земле и опять ничего не помнил из прежней жизни. Так и существовали Адам и Лилит. Почти касаясь судьбами, но не узнавая друг друга в новом воплощении. Так продолжалось, пока не взошла на небе новая звезда, а три восточных звездочёта не тронулись в путь, чтобы найти в яслях первого сына плотника.

Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа

Двуликая Женщина

Со времён душетрепетной Евы и изысканно-страстной Лилит
Жить не может мужчина без девы: от болезней, хандры исцелит,
Безнадёгу надеждой развеет, от бедовых дорог отвратит,
Напитает, душой обогреет, нежной кошкой уснёт на груди
Несвободно-счастливая дама ваших страстных мечтаний и грёз...

Труд супруги, хозяйки и мамы - жизни подвиг. Но так повелось,
Что нередко бесчувственно, грубо отчуждает супругу Адам.
(И змеятся Лилитовы губы, предвкушая распитие драм!)
Сколь в семейной неверности гнева, слёз, укоров, угроз и обид!!
В каждой деве - душевная Ева и кормимая страстью Лилит...

Copyright: Карелин Олег, 2010
Свидетельство о публикации №110022606713

«Грехопадение», картина Хуго ван дер Гуса, XV век (1480 год)

Ева или Лилит

Ты не знаешь сказанья о деве Лилит, с кем был счастлив в раю первозданном Адам,
Но ты все ж из немногих, чье сердце болит по душе окрыленной и вольным садам.
Ты об Еве слыхала, конечно, не раз, о праматери Еве, хранящей очаг,
Но с какой-то тревогой… И этот рассказ для тебя был смешное безумье и мрак.

У Лилит — недоступных созвездий венец, в ее странах алмазные солнца цветут:
А у Евы — и дети, и стадо овец, в огороде картофель, и в доме уют.
Ты еще не узнала себя самоё: Ева — ты иль Лилит? О, когда он придет,
Тот, кто робкое, жадное сердце твое без дорог унесет в зачарованный грот.

Он умеет блуждать под уступами гор и умеет спускаться на дно пропастей,
Не цветок — его сердце, оно — метеор, и в душе его звездно от дум и страстей.
Если надо, он царство тебе покорит, если надо, пойдет с воровскою сумой,
Но всегда и повсюду — от Евы Лилит, — он тебя сохранит от тебя же самой.

Николай Гумилев

Lucien Levy-Dhurmer. Ева

Лилит и Ева

Догматы чем абсурдней, тем упрямей.
Где истина - не всяк определит.
Но первою женою у Адама
Была теперь безвестная Лилит.

О ней кто если помнит, то не шибко.
Да что там толку помнить о других.
У Бога были разные ошибки,
А нам вполне хватает и своих.

Лилит из старой добиблейской притчи
Молилась о своей святой душе.
Но в безрассудной святости приличья
Есть что-то неприличное уже.

Лилит была безжизненно красива,
В ней словно сохранялись на века
Вино незабродившего розлива
И мертвенность бесплодного цветка.

Лилит, Лилит... Печальная усталость -
Что мир не тот, и мы живем не тем.
Одно воспоминанье и осталось
О никому не нужной красоте.


Господь лепил Лилит из яркой глины, а глина не земля - мертва она.
Лишь плоть рождает плоть - тому причина. Причина - да! Но вовсе не вина.
Пусть Ева не в пример была дурнушкой, но теплота Адамова ребра
Ей будто пламя осветило душу сияньем полуночного костра.

И в плоть вошла душа. И плоть дремала, как дремлет сила жизни в зернах ржи.
Но исподволь незримо назревало противоречье тела и души.
Как часто нас подводит ожиданье, под красотою прячется труха.
Что делать, если Дерево Познанья вдруг оказалось Яблоней Греха.

Природы смысл практичен и коварен, терпеть не может пустоты она.
Когда сам Бог по-божески бездарен, то дьявольски талантлив Сатана.
Вес жизни хоть на золото измерьте, она прекрасна в измереньях всех.
Нет вещи отвратительнее смерти. а в жизни все прекрасно, даже грех.

Бог морщился от ханжеского гнева. Адам струхнул, но, стоя близ него,
В ответ на гнев лишь улыбалась Ева, неся в себе ребенка своего.
О, Евы, грешный подвиг ваш безмерен, вас адовым огнем не извести.
Вы, даже падая, в неистребимой вере свою любовь стремитесь вознести.
В вас столько сил, как в половодье вешнем, вы в буйном ливне, в шелесте травы.
Ну, а Лилит - они всегда безгрешны, а значит, - от рождения мертвы.

04.09.2010 Илья Кулёв

Материалы для поста взяты с сайтов top-antropos.com и intersed.com.ru