Монсеррат, Испания - «Монсеррат - место духовной силы. Восхитительная Черная Мадонна творит чудеса.»

Монсерратская Мадонна (Virgen de Montserrat/ Mare de u de Montserrat ), за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta ), является святой покровительницей Каталонии. Образ Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении (Тронном зале) монастырской базилики , где каждый желающий может, отстояв очередь, поклониться святой , прикоснувшись к ее правой руке и попросив о сокровенном. В 1881 году папа Лев XIII официально провозгласил Черную Деву Монсерратскую святой заступницей Каталонии и покровительницей каталонских епархий. Нынешняя статуя Девы датируется концом XII века.

Помимо прозвища Ла-Моренета (Чернушка), Монсерратскую Мадонну еще называют «апрельской розой», поскольку знаменитый гимн Virolai , ежедневно исполняемый мальчиками из хора «Эсколания», начинается словами " Rosa d’ abril, Morena de la serra..." («Апрельская роза, смуглая Дева гор...»).

Праздник Мадонны Монсеррата отмечается 27 апреля. Не менее пышно, чем сам этот день, отмечается и канун этого праздника, особенно каталонской молодежью. В эти дни в монастыре проходят торжественные мессы, концерты, специальные лекции, пения псалмов, исполнения фольклорных танцев и представления строителей традиционных каталонских «башен» из людей.

Легенда об обретении образа Черной Мадонны Монсерратской

Согласно легенде , первую статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Видение повторилось. В последующие четыре субботы вместе с пастушками туда приходил священник из Олесы, и вновь их взорам предстало чудесное видение.

Вскоре новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Тогда-то и была обнаружена пещера с образом Девы Марии . Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первый текст, упоминающий об этой легенде, датируется 1239 годом.

Эта легендарная статуя, вероятно, действительно существовала и пользовалась огромным почитанием верующих (считалось даже, что ее вырезал из дерева сам апостол Лука), но через некоторое время исчезла - так же таинственно, как и появилась.

Предание гласит, что образ Богоматери Монсерратской был найден на том месте, где сегодня стоит часовня Святой Пещеры (Capella de la Santa Cova ). Любой желающий - турист или паломник - может, удалившись от суеты и многолюдья монастырской базилики , пройти по прекраснейшему маршруту Camí de la Santa Cova , ведущему к этой часовне, любуясь великолепными горными пейзажами и религиозными скульптурами на Пути молитв (Rosari Monumental de Montserrat ).


В часовне выставлена копия образа, который хранится в базилике , однако эта копия также высоко почитается верующими (хотя очередей к ней не бывает).

Описание и символика романской скульптуры Богоматери Монсерратской

Оригинальная статуя Черной Мадонны утрачена. Нынешний образ Девы Монсерратской , установленный в монастырской базилике , был создан в конце XII века. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba ). Статуя имеет высоту 95 см и изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae ).

За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Не исключено также, что такой цвет изваяние приобрело от дыхания и прикосновений паломников, а также от пыли и копоти масляных ламп и свечей, которыми на протяжении многих веков освещался почитаемый образ. Например, в воспоминаниях одного нюрнбергского жителя о посещении Монсеррета в 1494 году рассказывается, что он был поражен огромным количество масляных ламп и свечей, день и ночь горевших перед ликом Девы. В книге «История и чудеса Богоматери Монсерратской» аббата Педро де Бургоса (1536-50) упоминается, что статуя имела смуглый цвет . Хроника Херони Пухадаса (1609) это подтверждает.

Статуя Моренеты имеет исключительную ценность - не только из-за ее религиозного и эмоционального значения для всего каталонского народа и поклонения, которое она вызывает у всех христиан, но и из-за изящных форм самой скульптуры, которая за долгие годы существования приобрела новые черты и несколько отдалилась от оригинала, но всё же не утратила притягательности.

На королевское величие Богородицы указывает позолоченная корона. Ее голову и плечи покрывает короткая вуаль, именуемая по-гречески «мафорионом». Такой платок носят и многие другие романские мадонны. Платок этот полихромный, украшенный узорами на белом фоне - золотыми полосами и красными ромбами с вписанными в них золотыми крестами и темно-зелёными звездами (это полихромное покрытие появилось в XVI веке). Лик Богородицы окрашен черным, но не равномерно: в некоторых местах на шее и около глаз проступает коричневый цвет основы. Нос очень тонкий, вытянутый и выступающий, с изящно выполненным кончиком, шея стройная. Мягкая, закругленная форма губ и подбородка создают выразительный и поразительно нежный лик, который можно встретить у некоторых готических скульптур, уже начинавших появляться во Франции в период создания статуи.

Если взглянуть на лик Мадонны в профиль с левой стороны, мы увидим в выражении ее лица серьезность и даже грусть, тогда как, рассматривая его с другой стороны, на губах Богоматери можно даже заметить легкую улыбку. Во фронтальном развороте Богоматерь излучает приветливое спокойствие.

Если в лике Богоматери уже проявляются черты готики, то остальная фигура отличается строго романскими пропорциями, она очень узкая и плоская, с большим углублением, в которое помещен младенец Иисус. На Мадонне длинный плащ типа пенулы (Paenula ), или верхней туники, частично открывающей нижнюю тунику (с таким же треугольным вырезом) и позолоченное ожерелье. Всё ее одеяние покрыто позолотой и оторочено черным «шитьем». Облачение ниспадает элегантными складками и окутывает ноги сидящей фигуры. В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii ), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца. Полихромное покрытие правой руки Девы полностью стерто из-за ее непрерывного целования верующими. Руки имеют такой же темный цвет, как и лик. Их естественность и выразительность является не свойством романской скульптуры, а результатом работы более современных мастеров: из-за чрезмерной ветхости руки пришлось изготовить заново.

Ноги Богоматери одеты в простую обувь остроконечной формы и покоятся на позолоченной подушке. Она восседает на трапециевидном престоле с четырьмя колоннами по углам, увенчанными позолоченными шишечками (престол изготовлен в XVI веке).

Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку - символ плодородия и долголетия в романском искусстве. Предполагают, впрочем, что первоначально он держал в руке не шишку, а земную сферу, как и Богоматерь. Дело в том, что фигура младенца не оригинальная романская (она утрачена), а значительно более поздняя: она была изготовлена в 1823-1824 вв. Лик и голова младенца тщательно отшлифованы и имеют натуралистический вид, далекий от всякой романской традиции. На голове младенца корона (более простая, чем у Богоматери). Волосы в виде завитков - деталь, которую невозможно встретить в средневековой скульптуре. Лицо у Младенца изящное, с широким лбом, большими глазами, прямым носом и небольшим ртом с намеком на улыбку. Вся его миловидность и округлость черт обнаруживает вмешательство современных скульпторов, поскольку совершенно не свойственны романскому искусству. Одежда младенца в целом копирует облачение матери, только вместо пенулы на нем надета простая туника, нижняя рубашка и ожерелье. Рельеф складок имитирует романский образец, но выражен резче. Из-под туники видна пара очаровательных ножек, выполненных с точным знанием анатомии.

История образа Черной Девы Монсерратской

Как уже было сказано, нынешняя статуя темноликой Мадонны, установленная в базилике монастыря Монсеррат , датируется концом XII века. Ее автор неизвестен. В ходе недавних исследований было доказано, что первоначально лик и руки Мадонны были покрыты свинцовыми белилами с добавлением некоторых пигментов, а ее одежда была расписана традиционными цветами - синим и красным, как на миниатюрах из «Красной книги» (Llibre Vermell de Montserrat ).

В XVI веке руки и лик Мадонны были покрашены каштановым, поскольку белый цвет к тому времени приобрел довольно тёмный оттенок (из-за упомянутого окисления и атмосферных воздействий), а реставрировать статую было необходимо, так что ренессансными мастерами был выбран ставший уже привычным для верующих тёмный цвет (впоследствии статуя только продолжала темнеть). Видимо, тогда же было покрыто позолотой и одеяние Мадонны.

В 1808 году, во время наполеоновских войн, Ла-Моренета впервые в своей истории покинула Монсеррат и была спрятана монахами. Через год она вернулась на свое место, но в 1811 году, незадолго до того, как французские войска разрушили аббатство, вновь покинула монастырь. Святыню спрятал под небольшой садовой лестницей Маур Пиканьоль (Maur Picanyol ), отшельник из скита Сант-Димес (Sant Dimes ), и таким образом спас Ла-Моренету от гибели в пожаре. Однако статуя сильно пострадала от дождей. В январе-феврале 1812 года она была отреставрирована. В частности, были заново покрашены лик и руки Богоматери. Летом 1812 года, когда французы снова жгли монастырь, скульптура снова покинула аббатство: ее взяли с собой бежавшие монахи.

В 1822 году во время конфискации монастырского имущества Мадонна лишилась украшавших ее драгоценностей и была перевезена для сохранности в Барселону, в 1824 году она вернулась в Монсеррат с новой короной. В 1835 году, во время секуляризации, проводившейся премьер-министром Мендисабалем, монастырь доверил статую одному фермеру, который в течение девяти лет хранил ее у себя дома, пока монастырь не был вновь открыт. Статуя была настолько хорошо спрятана, что епископу Барселоны пришлось обратиться к находившемуся в изгнании аббату, чтобы узнать у него, где находится Черная Мадонна Монсерратская .

Образ темноликой Девы был существенно изменен в 1823-1824 вв. Именно во время этой «реставрации» оригинальная скульптура младенца была, как уже говорилось, заменена новой - прежняя находилась в крайне плачевном состоянии. Земная сфера, которую держал в руке младенец, также была сильно изношена и скорее напоминала шишку, поэтому скульптор и заменил ее шишкой. В этот же период были заново изготовлены руки Богоматери . Жесты рук были сохранены, но сами руки стали идеально проработанными и изящными, чего невозможно встретить в романской скульптуре. Из того же дерева была сделана и земная сфера, которую скульптор поместил в правую руку Богоматери (точно неизвестно, находилась ли сфера там изначально). Вероятно, тогда же были заново покрашены не только новые детали, но и вся скульптура целиком, чтобы создать более равномерный тон. Как считают исследователи, именно в эти годы лик и руки Богоматери и младенца Иисуса приобрели окончательный черный оттенок (вероятно, до тех пор цвет был ближе к коричневому), и в этом виде скульптура и дошла до нас. Не будем забывать, что в эпоху романтизма существовала мода на разнообразные средневековые легенды и старинные скульптуры, и в этом смысле интенсивный черный цвет святого образа полностью соответствовал духу времени. Аббат Мунтадес оправдывал это давней традицией, в соответствии с которой скульптурам якобы было принято «из соображений наивысшего аскетизма» специально придавать черный цвет.

В сентябре 1844 года скульптура была вновь установлена в церкви Монсеррата при большом скоплении и ликовании народа. В 1881 году состоялась церемония канонической коронации образа Черной Мадонны и ее провозглашения святой покровительницей Каталонии .

Отметим, что в то время статуя еще была укутана в пышные одежды из драгоценных тканей: особо почитаемые образы Богоматери было принято облачать в расшитые мантии и накидки в форме колокола (пик этой моды пришелся на эпоху барокко). Поэтому на многих старинных изображениях Черная Мадонна Монсерратская фигурирует именно в таких роскошных одеяниях, скрывающих оригинальную романскую скульптуру.

Исследователи-рационалисты, пытавшиеся докопаться до исторической истины, свободной от мифов и легенд, не имели возможности исследовать и сфотографировать статую без этих накладных одежд , но среди экспертов уже тогда начали зарождаться сомнения относительно подлинности скульптуры, которая никоим образом не могла датироваться 880 годом, что бы ни говорила легенда . Но народные массы не были еще готовы принять разницу между легендой и подлинной историей. Рационалистический менталитет в монастыре возобладал лишь к началу XX века. Первая фотография скульптуры без скрывающих ее накладных одежд датируется 1920 годом.

Даже те, кто противились научному изучению статуи, были поражены чистой красотой, одухотворенностью и любовью, которую излучал образ, освобожденный от чужеродных одежд. Впрочем, в то время монахам еще не нравилось выставлять статую для поклонения верующих в таком аутентичном виде, без дополнительных деталей наряда. До этого еще должно было пройти несколько десятилетий. Лишь после конца Гражданской войны монахи решили, что образ можно выставить для поклонения верующих без дополнительных металлических украшений и накладных одежд.

В 1909 году, во время событий Трагической недели, «Смугляочку» снова пришлось прятать. На протяжении Гражданской войны в Испании (1936-39) на месте подлинной Мадонны стояла копия. В 1946 году был создан серебряный трон для Богоматери, а также восстановлено полихромное покрытие скульптуры. В 1947 году статуя была установлена на то место, где находится и поныне. Сегодня фигура накрыта специальным защитным куполом из стекла (стеклянным колпаком), и желающие поклониться святому образу могут дотронуться только до шара в руке Мадонны.

В 1947 году состоялась церемония возведения на трон образа Богоматери Монсерратской (Entronització de la Mare de Déu de Montserrat ). Эти празднования, в которых приняло участие около 100 тыс. человек из всех уголков Каталонии, считаются первым актом общественного примирения в регионе после Гражданской войны.

В 2001 году было проведено радиографическое исследование скульптуры. Подтверждено, что основная часть Мадонны относится к романской эпохе.

Почитание чудотворного образа

Упоминания о чудесах, которые творит Дева Монсерратская, встречаются уже в XII веке, и с тех пор люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. Описания многочисленных чудес содержатся, в частности, в известном средневековом сборнике «Песни Деве Марии » (Cantigas de Santa María ) (XIII в.). Появление этого произведения привело к огромной популярности Монсеррата и сделало его местом массового паломничества.


По мере завоеваний каталоно-арагонской короны слава о чудесах Черной Мадонны распространилась далеко за пределы Каталонии и Средиземноморья. Множество посвященных ей часовен появилось в Италии, культ Черной Мадонны проник в Австрию, Центральную Европу, Нидерланды, Францию. Первые церкви в Мексике, Чили и Перу были посвящены Богоматери Монсерратской, название «Монсеррат» было присвоено одному из Малых Антильских островов, а также нескольким горам, городам и посёлкам. В Бразилии португальские миссионеры основали два процветающих и поныне монастыря под названием Монсеррат. В наши дни также существует множество посвященных этой Мадонне храмов и духовных центров в Австралии, Америке, Азии и Африке.

Это святое место посещали многие выдающиеся исторические деятели, политики, писатели и художники. Императоры Карл V и Филипп II Испанский скончались, держа в руках освященные свечи из Монсеррата. Французский король Людовик XIV оплачивал заступнические молитвы, которые читались в Монсеррате во здравие Королевы-матери. Австрийский эрцгерцог император Фердинанд III пожаловал монастырю щедрые пожертвования.

Почитание Мадонны Монсеррата не ослабевает и в наше время. Особой любовью она пользуется, разумеется, в Каталонии. Каждый каталонец считает своим долгом хотя бы раз в году посетить Монсеррат и поклониться Черной Деве. Помимо богомольцев, к чудотворному образу неустанно стекаются толпы простых туристов, мечтающих прикоснуться к легендарной святыне и загадать желание.

О том, в какое время можно посетить базилику Монсеррата и поклониться Черной Деве, а также о том, каков традиционный ритуал поклонения Мадонне, .

План монастыря Монсеррат с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете скачать подробную карту монастыря Монсеррат . На этом плане присутствуют обозначения на русском языке основных туристических достопримечательностей на территории Монсеррата, в том числе монастырской базилики с образом Черной Девы Монсерратской, Музея Монсеррата, станций фуникулеров , канатной дороги и зубчатой железной дороги (кремальеры) , а также смотровых площадок, информационных пунктов, магазинов, ресторанов и отелей.

Кроме того, на плане Монсеррата указаны направления основных пешеходных троп в окрестностях монастыря (маршруты в сторону Святой Пещеры , часовни Святого Иоанна, смотровой площадки Фра Гари, вершины Сант-Жерони и др). Такую карту вы также можете получить в пункте туристической информации при входе в монастырь. Также в этом офисе можно взять более подробную карту маршрутов по местности вокруг монастыря. Другие карты пешеходных маршрутов по Монсеррату можно скачать на нашем сайте .

Montserrat, Catalonia
Spain

Монтсерратский монастырь . Ч.1

Первый аббат настоятель выбрал для монашеской обители замечательное место на утесе выступающем над склоном горы Монтсеррат возле Барселоны.
Место было труднодоступным и монахи вели жизнь отшельников.
С вершины открывается вид на сотни километров вокруг.

История возникновения монастыря Монтсеррат во многом сходна с другими монастырями в Европе и приходится на время, когда христианство еще только начинало свое шествие по миру. Первое упоминание об этих местах появилось в IXв. и связано с находкой статуи Черной Мадонны - Монтсерратской Божьей Матери. По одной из легенд, статуя мадонны была вырезана из черного дерева евангелистом Лукой и привезена в Испанию апостолом Петром.

В VIIIв. местный епископ спрятал её от нашествия мавров в одной из пещер на склонах горы и место было утеряно.
С этими событиями связана другая романтическая легенда, которую нам и выдали за основную версию местные гиды. По этой версии святая открылась в виде лика на стене детям пастушкам, укрывавшимся в пещере на горе. Поначалу взрослые не поверили рассказу детей, но святая терпеливо дожидалась признания и образ свой со стены не убирала. Обретение реальной статуи в IXв. послужило началом возникновения культа и паломничества к святому месту. Над пещерой построили часовню.
В начале XIв., здесь была основана обитель монахов бенедиктинцев и статуя стала объектом их поклонения.
По другой версии, черную статую подарили монастырю копты-христиане из Египта.
По третьей версии, которая мне кажется правдоподобной, статуя почернела, так как со временем изменились свойства лака, которым она покрыта. Скорее всего, она была привезена одним из апостолов из святых земель. Все версии мирно уживаются, хотя отличить настоящее черное дерево от покрытого лаком, мне кажется делом несложным. Скорее всего, загадка существует только для туристов. Прелесть Черной Мадонны от этого не уменьшилась и она остается самой почитаемой и любимой святой - покровительницей Каталонии.

Пресвятая Богородица в 20в. по католической традиции прошла церемонию коронации и возведения на трон.

Пещеру в 19в. еще раз украсили новой небольшой часовней, где и по сей день можно увидеть свод, на котором появился образ. Нужно лишь немного воображения.



К часовне пристроили крошечный клойстер


В XIX в. народную тропу к часовне решили оформить скульптурами, скульптурными барельефами и картинами на сюжеты из библии, связанными с восхождением Христа на Голгофу и последующим за этим его воскресением.
Лучшие художики, скульпторы и архитекторы Каталонии подарили монастырю свои работы, которые разместились под открытым небом на склонах горы вдоль тропы. Немалое участие принимал в этом проекте молодой тогда Гауди. Он предложил разместить скульптурные барельефы на склонах горы, чтобы их можно было увидеть отовсюду.



На меня, признаться, увиденное произвело впечатление и оставило след в памяти. Душа прониклась сопереживанием к искренней вере и любви этих людей к своей земле.
Хотя, пожалуй в своей стране я к различным национальным идеям относилась более осторожно. Со временем это грустное понимание только усилилось.

На промежуточную площадку до вершины везет фуникулер, из которого открывается превосходный вид на монастырские здания.


На саму вершину мы забрались пешком по одному из трейлов вокруг и на вершину, чтобы полюбоваться Каталонией сверху.

Монастырь богат историей, общей с судьбой Испании. Здесь побывали войска Наполеона, и сопротивление местного населения, не без участия монахов, было настолько сильным, что им потребовалось заложить порох с четырех сторон и взорвать постройки монастыря. Сюда забрались и войска Франко, преследуя партизан. Монастырь был опять разрушен, многие монахи убиты. Сейчас основные здания восстановлены, а часть их, к счастью уцелела. Смешанная община монахов и монахинь живет здесь и совершает службы.
Красота места также настраивает на возвышенный лад.

Кельи на склонах заброшены и в них давно уже никто не живет.




В монастырь можно приехать монорельсовой дорогой с одной из промежуточных станций электрички из Барселоны, что мы и сделали. А возращались с горы - канатной дорогой.

Чёрная Дева Монсерратская (исп. Virgen de Montserrat , также широко употребляется ласковое прозвище La Moreneta каталан.  - «Смугляночка»)) - высокопочитаемое скульптурное изображение Девы Марии с Младенцем , хранимое в бенедиктинском монастыре Монсеррат , расположенном на одноимённой горе в автономном сообществе Испании Каталония .
11 сентября 1881 года римский папа Лев XIII официально утвердил Чёрную Деву Монсерратскую покровителем Каталонии. Ежегодное чествование Моренеты проводят 27 апреля .

История

    Spain, Montserrat 05.jpg

    Вход в пределы собора, ведущие в заалтарную часовню

    Spain, Montserrat 01.jpg

    Ангельские ворота – вход в часовню

    Spain, Montserrat 02.jpg

    Мозаики вдоль лестницы, ведущей в часовню

    Spain, Montserrat 03.jpg

Существующие реплики

Напишите отзыв о статье "Чёрная Дева Монсерратская"

Примечания

Отрывок, характеризующий Чёрная Дева Монсерратская

Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок.

Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.


Ещё А.Чехов говорил: «Что непонятно, то и чудо». С горой Монтсеррат (Каталония) связаны многочисленные легенды, да она и впрямь столь необычна, что вызывает восторг и трепет. Огромные серо-чёрные глыбы, из которых состоит гора, возвышаются, словно идолы. Одна из легенд гласит, что в древности гора была пристанищем могущественных магов, которые сделали её недоступной для простых смертных, посадив у подножия заколдованную яблоню: съев ароматный плод, путник превращался в серый камень. А так как в желающих подняться на гору недостатка никогда не было, гора просто усеяна камнями, то бишь, заколдованными путниками.
Другая, более оптимистичная легенда гласит, что необычная форма горы – результат проделок ангелов, которые, спустившись однажды с небес, заскучали от окружающего ландшафта и взяли да и распилили гору пополам, а затем украсили её разнообразными фигурами. С тех пор гору прозвали Монтсеррат, что в переводе с каталонского означает «распиленная гора».


В 1025 на горе Монтсеррат был основан бенедиктинский монастырь Monasterio de Montserrat, в который по сей день стекаются многочисленные паломники. Главным объектом паломничества является Чёрная Мадонна La Moreneta – самая почитаемая в Каталонии святая, с которой связано огромное количество легенд и домыслов (к слову сказать, ни один из них не имеет под собой ни основания, ни научного объяснения).
Нарпимер, согласно легенде, в IX веке на склоне горы Монтсеррат, недалеко от вершины, нашли статую Чёрной Мадонны. Её попытались спустить вниз, но чем дальше несли, тем тяжелее она становилась. Пришлось строить монастырь для Мадонны прямо на горе, почти на вершине.
Другая легенда так описывает происхождение Чёрной Мадонны: она якобы была вырезана Святым Лукой и затем перевезена в Испанию Святым Петром. В 718 году статуя была спрятана от сарацинов на горе Монтсеррат.


Считается, что Чёрная Мадонна помогает женщинам обрести счастье материнства. Согласно одной из теорий, первые изображения Мадонны с Младенцем базировались на иконографии Изиды и её сына Гора, которых иногда изображали чёрным цветом. Согласно другой, Мадонна просто почернела от горя во время кровопролитной войны с сарацинами. Существует и третья, и четвёртая гипотезы, но…прошу прощения за святотатство, «есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, да кто его знает!» Осмелюсь предположить, что в чёрный цвет свою мадонну выкрасили сами каталонцы, дабы привлечь многочисленных туристов, но их нельзя за это осуждать, подобными «чудесами» полны все знаменитые монастыри мира: в Тибете, например, за определённую плату нам предлагали потрогать такие святыни, на которые в прежние века простым смертным даже смотреть воспрещалось. Другой пример – монастырь Лурдес во Франции, на границе с Испанией (излюбленной направление испанских туристов), недавно по одному из местных телеканалов передавали, что туда с визитом наведывался Папа Римский, и здесь же показали фабрику по изготовлению и расфасовке святой (хм!) воды для продажи туристам, жаждущим чуда.


Вообще, к чудесам приготовьтесь! Например, всем известно, что вход на территорию Монтсеррат – бесплатный, но с пустым кошельком вас там не ждут: если вы приехали на машине, будьте готовы оплатить парковку, путеводители для туристов, бесплатные в других местах, здесь стоят 8 евро, вход в музей также платный. Но имеются и бесплатные, так сказать, услуги: на радость туристам по двору монастыря постоянно прогуливаются группки монашек и монахов, время от времени останавливающихся, чтобы все успели сфотографироваться на их фоне. Или другой пример: китайская свадьба. Молодая пара в свадебных нарядах гуляет и фотографируется на территории монастыря, причём, в самых людных местах: по 15 минут на фоне каждого ресторанчика, зазывно улыбаясь проходящей публике, затем – долго и настойчиво – внутри собора, и т.д. «Ах, свадьба!» - умиляются туристы, но судя по цвету и запылённости платья невесты, далеко не первый день гуляет здесь эта «свадьба». Подобные трюки практикуются во многих скоплениях туристов в Каталонии, например, в парке Гуэль.



Другую «фишку» (для русских, кстати, туристов) придумали сотрудники одного турагенства: якобы, если встать босиком в центр круга перед входом в собор, поднять руки вверх и закрыть глаза, на вас снизойдёт космическая энергия. И русские привычно выстраиваются в очередь к кругу за своей « порцией счастья».


Но основным чудом, естественно, является сама Чёрная Мадонна, статуя которой помещена за алтарной частью собора. Считается, что если до неё дотронуться и загадать желание, то оно непременно исполнится в течение трёх месяцев. Чтобы поклониться Мадонне, приходится отстоять длинную очередь. Рядом с Мадонной есть комната, где собраны подарки людей, чьи желания исполнились.
Работают на территории монастыря и простые честные торговцы, заплатившие немалый налог на торговую точку. Они продают необыкновенно вкусные экологически чистые продукты. Вот что рассказала каталонка по имени Малени, с которой мы познакомились после того, как она по-русски и почти без акцента предложила: «Хотите попробовать козий сыр?»
- Две трети всех туристов здесь – русские, и огромное им спасибо! С начала июня и до начала октября они приезжают на больших туристических автобусах, и если бы не они, мы бы без работы остались! Ещё много израильтян, немцев…
Оставив за кадром желание каталонцев побольше заработать (ну кто же этого не желает!), скажу, что посетить здешний монастырь конечно стоит! Уникальная архитектура, великолепные пешеходные маршруты и живописные пейзажи, картинная галерея (Эль Греко, Дали, Пикассо, Караваджо и др.), библиотека с более 400подлинных манускриптов и др.
Даты и время для посещения монастыря.
С 21 июня по 20 декабря, ежедневно с 7:00 до 20:30.

Давайте же все-таки разберемся: ради чего или кого стекаются ежегодно на Монтсеррат миллионы людей? Что влечет сюда паломников и туристов со всех концов земного шарика, людей самых разных национальностей и вероисповеданий?

Кого только не приходилось нам встречать нам на Монтсеррат за свою экскурсоводческую практику, включая даже настоящих тибетских монахов! В чем же причина столь невероятной популярности места?

А причиной всему она - Дева Монтсерратская. Богородица Монтсеррат, Черная Мадонна, или "Ла Моренета" (Смуглянка), как ласково называют образ Девы каталонцы. Вообще, культ черных мадонн - явление весьма характерное для средневековой Европы.

После того, как на Вселенском Соборе в Клермонт-Ферране в ноябре 1095 г. папа римский Урбан Второй произнес одну из самых эффективных речей в истории христианства, призывая огромную толпу силой вырвать Святую землю из рук турок - началась великая и страшная эпоха крестовых походов. И, интересное совпадение, примерно в это же время в самых разных местах Испании, Франции, Италии и Германии начинают появляться черные мадонны. Совпадение это или между двумя событиями существует прямая причинно-следственная связь - вопрос спорный.

Так или иначе, в церквях Франции по сию пору можно обнаружить почти три сотни Черных Мадонн, меньшее, но тоже впечатляющее их количество - 50 - находится на испанской земле.

И безусловный факт: самая из них известная, образ, с которым связывают многочисленные документально подтвержденные случаи чудесного исцеления, образ, ради которого идут сюда верующие, начиная с эпохи раннего средневековья - наша знаменитая Моренета, Черная Дева Монтсерратская.

До конца по сию пору не ясно, кто и когда изваял образ Девы Монтсеррат; каким образом он был доставлен в Каталонию; чтобы оказаться в конце концов на Монтсеррат; чем вызван практически черный цвет лика и рук изваяния...

Обо всех существующих версиях мы подробно рассказываем во время экскурсии, но важно, в первую очередь, другое: с момента, как образ был установлен в романской церкви Монтсеррат (12 в.), слава нашей Мадонны перешагнула границы Каталонии, после Испании (в одной только Италии в свое время было открыто более 150 церквей и часовен, посвященных культу нашей Девы), а в эпоху великих географических открытий достигла и Южной Америки. Не будем забывать, что уже во вторую экспедицию Колумба отправился один из монахов Монтсеррат, Бернат Буиль, который и стал первым викарием новых владений Испанской Империи. Отсюда навание одного из островов в группе Малых Антильских: Монтсеррат.

Образ Девы Монтсеррат - небольшая (высотой всего 95 см), выполненная из белого тополя полихромная скульптура, хранящаяся ныне в тронном зале монтсерратской базилики в прочнейшем прозрачном саркофаге.

Лишь часть изваяния - сфера, символизирующая Вселенную, которую Дева держит в правой руке, доступна для непосредственного контакта.

Ощущения, которые возникают, когда проходишь через Врата Ангелов и поднимаешься в тронный зал, где хранится образ Черной Мадонны - непередаваемы.

Очень хорошо сказала одна из наших туристок после визита к Деве: "Да разве вы не видите!? Она же не отсюда - она из космоса!". И в этом очень эмоциональном, на первый взгляд, высказывании - большая доля истины.

Дело в том, что мы много путешествуем и видели очень немалое количество подобного рода деревянных скульптур романского периода (10-12 в.в.) - и ни один из них не имеет ничего общего с нашей Моренетой. Это, как правило, достаточно примитивно, пусть и с большой экспрессивной силой выполненные образы, наша же Мадонна - абсолютно живая!

Ярчайший пример удивительной любви и уважения, которым пользуется в народе Моренета - необычайна популярная и сейчас среди каталонцев традиция давать при рождении девочкам имя Монтсеррат, что, как считается, приносит удачу. Доказательства? Пожалуйста - всемирно известная уроженка Барселоны, оперная дива и просто отличная женщина - Монтсеррат Кабалье.


Помимо бесконечного потока паломников и туристов, на Монтсеррат регулярно бывают и местные. По каждому, значительному или не очень, поводу, они предпочитают советоваться с Черной Мадонной Монтсеррат, которая выслушивает - и помогает!

Уже в 13-м столетии знаменитый Хайме-Завоеватель, граф Барселоны и король Арагона, говорил: "Монтсеррат - это место, которое Господь отмечает и прославляет чудесами". Век сейчас не 13-ый, но с чудесами все по-прежнему - они есть!

Всенародная любовь и почитание (см. фото слева) - понятны и в доказательствах не нуждаются.

Тем не менее, и с точки зрения официальной церкви, образ нашей Моренеты является каноническим. По преданию, образ был обретен мальчиками-пастушками в 880-м году.

В 1880-м торжественно отпраздновали тысячелетие с момента обретения Девы Монтсеррат, а через год, в 1881-м, на Монтсеррат прибыл тогдашний папа римский, Лев 13-ый, и канонически короновал Деву, поднеся ей корону, скипетр и ирис, выполненные из драгоценных материалов.

Тогда же Дева Монтсеррат была со всем соблюдением ритуала объявлена покровительницей Каталонии.

Кстати, совсем скоро, в 2025 г., и монастырь отметит тысячелетний юбилей с момента основания. Сложно даже представить, какие масштабы примет событие! Но это, на наш взгляд, очень здорово!