Нормы образования и употребления глагольных форм. Морфологические нормы глаголов и глагольных форм

4. Спряжение (изменение по лицам и числам) – есть только в изъявительном накл. НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО времени.

Определяется по - окончанию, если окончание ударное

Инфинитиву, если окончание безударное

2 спряжение 1 спряжение

ПОМНИ! Сохраняй вид: что делать? (несов.в.) выполнять(1 спр.) – выполняешь

Что сделать? (сов.в.) выполнить (2 спр.) - выполнишь

Непостоянные признаки:

1. Наклонение 2.

изъявительное

только оно изменяется по ВРЕМЕНАМ

Прошедшее

Настоящее

Будущее

читал, прочитал

Нет у сов. вида (читаю – несов в.)

простое (прочитаю – сов.в.)

повелительное

приказ, совет, просьба

живи (-те), верь

условное

(сослагательное)

глагол прош.вр. + БЫ

узнал бы, замерз бы, понял бы

Примечание:

БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ (явления природы, состояния человека)

– не сочетаются с И.п.: НЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА

светает, хочется, дышится, знобит (нельзя кто? что?)

Урок - лекция 4. Употребление глаголов и их форм в речи.

Среди всех частей речи глагол вызывает наибольшие трудности в использовании грамматических форм и категорий. Большинство грамматических категорий имеет вариантные формы (ср.: вывеси – вывесь, грозить – грозиться и др.); кроме того, глаголы одного наклонения могут употребляться в значении другого (скажи – сказал бы ), глаголы одного времени в значении другого (пришел – прихожу ). Поэтому стилистические возможности глагола весьма значительны.

4.1. Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом и прибавлением частицы бы (показал бы, сделал бы ). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа (вспомни – вспомните ), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи.

Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений.

Так, повелительное наклонение употребляется вместо условного для обозначения условно предполагаемых фактов:

С оттенком случайности действия: Знай я ремесло – жил бы в городе .

Со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов).

Со значением необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин).

Эти формы эти придают высказыванию разговорный характер.

В значении изъявительного наклонения может использоваться условное наклонение: Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: я хочу поставить вопрос ) . Я просил бы вас здесь не курить . Ср.: я прошу вас .)

В значении повелительного наклонения могут выступать глагольные формы:

Условное наклонение: Ефим, ты бы пошел к нему значение осторожного, учтивого пожелания;

Изъявительное наклонение: К двум часам ты обязательно вернешься домой – выражение приказания; Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем значение побуждения к совместному действию;

Инфинитив: Воротить его! Позвать ее! Всем встать! значение категорического распоряжения.

Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия.

4.2. Трудности употребления некоторых форм глагола:

Глаголы, различающиеся функциональной окраской

Нейтральные:

брезгать

видеть(ся)

влезать

выздороветь

выстлать

разостлать

дряхлеть

затапливать

испечь

класть

лазить

мучить

нарубить

положить

похудеть

сажать

слышать

Имеющие разговорно-просторечный характер:

*брезговать

*видать(ся)

*влазить

*выздоровить

*выстелить

*расстелить

*дряхнуть

*затоплять

*спечь

*покласть

*лазать

*мучать

*нарубать

*ложить

*похудать

*садить

*слыхать

Глагол класть употребляется только без приставок, потому неправильно: * покласть, *поклали, *поклади. Надо: положить, положили .

Глагол кушать используется только для приглашения гостей к еде и по отношению к детям. В остальных случаях употребляется глагол есть : ем, ешь, ест, едите, едят, поела, поем и т. д., не следует употреблять глагол кушать в 1-ом лице (*кушаю).

Вызывает затруднения и выбор форм глагола с гласными о и я в корне слова:

У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами -изирова- и -изова- :

легализоваться – легализироваться,

локализировать – локализовать,

стандартизировать – стандартизовать,

нормализовать – нормализировать (реже).

  1. Варианты форм причастий:

Некоторые причастия образуют две формы, из которых одна является устаревшей или разговорной, а другая соответствует нормам современного литературного языка. Например (в каждой паре на первом месте стоит литературная форма ):

забредший – *забравший,

приобретший – *приобрёвший ,

приплетший – *приплёвший,

вышибленный – *вышибенный,

заклеймённый – *заклеймлённый,

изрешечённый – *изрешетённый,

обезопасенный – * обезопашенный,

пронзённый – *пронжённый

Синонимичны формы причастий, образованных от глаголов с суффиксом - ну- . Возможны варианты с -ну- и без него.

Причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обычно сохраняют его (мокнувший, липнувший, глохнувший и т. д.), а образованные от приставочных глаголов употребляются без -ну- (промокший, прилипший, оглохший).

4.4. Синонимичны и некоторые формы деепричастий.

Так, деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук употребляются в двух формах: с суффиксами -в и вши :

взяв – взявши,

дав – давши,

написав – написавши,

закрыв – закрывши

Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда оттенок устарелости. Ср. употребление их в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут.

Вместо форм вышедши, выметши, обретши (на -дши/-тши ) употребляются формы выведя, выметя, обретя и т. п.

Без заметного различия используются формы:

замерев – замерши,

заперев – заперши,

затерев – затёрши,

простерев – простёрши.

В парах: положив – положа (положа руку на сердце),

разинув – разиня (слушать разиня рот),

скрепив – скрепя (скрепя сердце),

сломив – сломя (броситься сломя голову),

спустив – спустя (работать спустя рукава ) и т.д. вторые формы устарели и сохраняются преимущественно в устойчивых фразеологических сочетаниях.

ПРАКТИКА

Употребление глаголов

Образование форм глаголов

ошибочными являются формы:

следует употреблять:

1л., ед.ч. от некот. глаголов с основами на черед. гласные: ощутить, победить, пылесосить, убедить, чудить (ошибочно: пылесошу);

Описательные формы (чищу пылесосом, одержу победу, смогу убедить);

3 л., ед.ч. (ошибочно: полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет);

Полощет, плещет, сыплет, чихает, щиплет;

Бесприставочных глаголов прош.вр. с суффиксом –ну- (ошибочно: мокнул);

Мок, сох;

Бесприставочных глаголов с корнем –лож- (ошибочно: ложить);

Класть, положить;

Некоторых глаголов с –ся (ошибочно: стираться, играться, полоскаться);

Стирать, играть, полоскать;

Некоторых глаголов повелительного наклонения (ошибочно: положь, едь).

Положи, поезжай.

Тест 1. Отметьте нарушения норм образования глагола.

1. смогу победить 4. часто чишет

2. махает руками 5. сох на солнце

3. укласть вещи 6. буду полоскаться

Ответы: 2346

Различайте!

глаголы с чередованием о-а в корне

Тест 2. Отметьте правильные формы глагола.

1. а) обусловливать б) обуславливать

2. а) сосредоточивать б) сосредотачивать

3.а) уполномочивать б) уполномачивать

4. а) узаконивать б) узаканивать

5.а) оплочено б) оплачено

Ответы: 1аб2аб3а4а5б

Тест 3. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

  1. Не ложи книги на полку.
  2. Они хочут идти в театр.
  3. Продолжали вестись исследования в области теории поля.
  4. Я надел пальто и вышел на улицу.
  5. Создается впечатление, что журналисты хотят показать свою осведомленность.
  6. Поезжай на море!
  7. Пошлите в кино!
  8. В субботу я буду стираться.
  9. небо охватывается заревом.
  10. Без воды цветы сохнули в вазе. Ответы: 1237810

Тест 4. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

  1. Где вы слыхали об этом?
  2. Куда же я положила свою книгу?
  3. Бывайте здоровы!
  4. Машина за машиной подходили и нагружались овощами.
  5. Когда кот хочет есть, он мяукает.
  6. Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении.
  7. На нашей улице часто ездиют машины.
  8. Я пока, пожалуй, пол пропылесошу.
  9. Может, тебе лучше постелиться и лечь?
  10. Помоги мне одеться. Ответы: 1346789

Видо – временная соотнесенность глаголов

Тест 5. Отметьте нарушения видо – временной соотнесенности глаголов.

  1. После окончания школы Фролов поступает в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.
  2. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой.
  3. Скоро Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, познакомит ребят с е фондами.
  4. В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов.
  5. В небольшом по объему произведении автор затрагивает вопросы современности, коснулся важных проблем образования и воспитания.
  6. Сердито гудят прибрежные камни; деревья качают вершинами, сгибаются, точно хотят вырвать корни из земли.
  7. Спектакль шел на сцене 18 лет. За это время состарились актеры и зрители, но, мне кажется, настроение зала не изменялось.
  8. Неправильную позицию занимает руководство завода: оно спокойно отнеслось к технологическим нарушениям.
  9. Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед.
  10. Свистит ветер с моря и бешено гонит на берег вспененные волны.

Ответы: 124589

Обобщающий тест

  1. К жанру сказки Щедрин на протяжении своего творчества обращался неоднократно, а собственно в 80-е годы, когда этот жанр ему особенно импонирует.
  2. Лошадь пасется на лугу.
  3. После химической обработки детель помещается в ванну.
  4. Мастер сказал, что строители сейчас ложат перегородки внутри помещений.
  5. Старик жил один: жена его ушла три года назад.
  6. Ты лягешь спать на раскладушке.
  7. Формулы упрощаются и будут иметь такой вид…
  8. Едь один, я позже приеду.
  9. Повесь пальто на крючок.
  10. Празднество приурочено к юбилейной дате.

Ответы: 1345678


План

1. Нормы употребления числительного (краткие сведения о числительном, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

2. Нормы употребления глагола (краткие сведения о глаголе, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

1. Как известно, числительное относится к изменяемым частям речи. Поэтому колебания форм, т.е.слабая норма, свойственная существительным, прилагательным и местоимениям, наблюдается и при употреблениичислительных. принято следующее определение.

Числительные – это разряд слов, который называет число, количество предметов, а также их порядковый номер.

Напомним, что по значению числительные делятся на 3 разряда: числительныеколичественные, собирательные ипорядковые . Последние (порядковые) отличаются от всех слов данной части речи тем, что обладают всеми признаками прилагательного. Следовательно, остается спорным вопрос об их принадлежности к той или иной части речи.

Нужно признать, что возникновение вариантов и, как следствие, нарушение норм связывается, прежде всего, со смешением значений количественных исобирательных числительных. Первые называют количество (число) отдельных предметов, вторые обозначают количество как совокупность. Неправильное употребление числительных может привести к двусмысленности, особенно когда речь идет о лицах мужского пола.

Сравните: Ко мне приходили три студента (может быть, один за другим).

Ко мне приходило трое студентов (все вместе).

Правда, эти семантические нюансы иногда выражены весьма нечетко, поэтому смешение их значений не считается грубым отклонением от нормы, особенно если в качестве сказуемого употребляется глагол совершенного вида, указывающий на результативность действия.

Сравните: Организация направила в институт трех специалистов .

Организация направила в институт троих специалистов .

Наряду с семантической характеристикой отличительной особенностью количественных числительных является способ графического обозначения. Известно, что они могут обозначаться как словами, так и цифрами. Выбор зависит от стиля речи. Внаучном стиле –цифры, вхудожественном – предпочтительнее словесное обозначение,за исключением выражения времени. Вофициально-деловом и публицистическом стилях допустимы два варианта.

Из этого следует, что выбор того или иного обозначения определяется особенностью избранного жанра. Но именно эта особенность приводит зачастую к нарушению нормы, поскольку при произношении цифрового обозначения количества смешиваются формы косвенных падежей. Надо заметить, что в большей степени это относится к сложным и составным количественным числительным.

Назовем наиболее частые случаи ошибочного использования форм числительных.

1. При склонении сложных и составных числительных говорящие нередко изменяют не все части, а только последнюю:На факультете учится больше семьсот студентов. Правильная форма –семисот. Почему, собственно, вторая форма считается нормой, а не первая? Ответом на этот вопрос может служить точка зрения академика В.В. Виноградова,который исследовал морфологические изменения числительных и подчеркивал, что в современном русском языке «…подчиняясь математическому мышлению, числительные унифицируют свои формы…».Другими словами, изменение обеих частей,выравнивание основы ученый связывает с действием закона аналогии, поэтому в паресемьсот и семисот вторая признается нормой.

Такая же картина наблюдается при изменении числительных, оканчивающихся на -десят: 50, 60, 70, 80, где склоняются обе части, при этом падежные формы уподобляются. Таким образом, различаются только три формы, а именно:

Степень унификации форм возрастает у числительных 40, 90, 100, у них различаются только две формы, используемые в разных падежах:

Кстати сказать, для этих числительных еще в XVIII веке была актуальна парадигма склонения по типу слов мужского рода на твердый согласный: стол . Как видите, от этого типа склонения остались единичные формы. Ставшая архаизмом формасороков встречается только в сочетаниисорок сороков для обозначения большого множества предметов.

Числительные 200, 300, 400, 500 присклонении имеют более полную парадигму:

Числительные тысяча, миллион, миллиард обладают категорией рода, числа и падежа и изменяются соответственно так же, как и существительные женского и мужского рода. Обычно склонение этих слов не вызывает нарушений, за исключением формы творительного падежа словатысяча .

Как сказать правильно: познакомиться с тысячей студентами или с тысячью студентами? Нормой является вторая форма, которая поддерживается аналогией с формой творительного падежа у другихчислительных (пятью, шестью ). Нов значении существительного варианттысячей остается предпочтительным. Мы говорим:С тысячей в кармане.

Помните о том, что в косвенных падежах все части составных числительных изменяются. Например,с семьюстами сорока пятью, о трехстах семидесяти девяти.

Необходимо также обратить внимание на числительные, входящие в составные наименования марок различных машин, приборов, аппаратов или мероприятий. В роли кодовых определителей выступаютколичественные числительные, которые все больше вытесняют в подобных конструкциях порядковые. По мнению В.В.Виноградова, этот процесс тоже связан с характером математического мышления. Он так и писал: «…древние синтетические формы числовых существительных и прилагательных подверглись вкатегории числительных… натиску отвлеченного математического мышления». Например, «Восход-2», «МИ-6», «Луна-1», « у ран-235», «АН-10», «Ту-134». При таком употреблении числительное лишилось своего специфического числового количественного значения: оно используется здесь для наименования некой серии предметов. Хотя в устной речи мы можем услышать вместочетыре четвертый, т.е. употребление формы порядкового числительного, которая являлась нормой еще в начале века, а сейчас допустима только в разговорной речи. В сообщениях же официального характера принято употреблять форму именительного падежа количественных числительных.

Надо сказать, что при образовании составных числительных лишь для выражения времени остается общей нормой употребление форм порядковых числительных, при этом первая часть (количественное числительное) не изменяется. Приведем примеры:

Молодой ученый родился в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году . Формав тысячу была бы ошибочной.

Запуск спутника намечен к две тысячи пятому году. Формак двум тясячам пятому – грубое нарушение нормы.

Следует обратить внимание на образование сложных слов , в которых первым компонентом выступает числительное. В таких случаях числительные, кроме90 и100 , ставятся в форме родительного падежа:восьмисотлетие, двухтысячепятисотлетие , НО!девяностолетие .

Сложные слова с первой частью – числительным два в форме родительного падежа имеют некоторые особенности. Как сказать правильно:двух бортный костюм или дву бортный костюм? В данном случае оба варианта допустимы, и таких слов в русском языке немало. Однако в большей части книжной и специальной лексики, чаще всего среди терминов, закрепилась формадву-: двуокись, двукрылый, двугласный, двуслоговое, двусмысленность и пр. В словах обиходных – формадвух- :двухколесный, двухсуточный, двухмесячный, двухкомнатный и пр.

Конечно, в данном случае речь идет о предпочтительности употребления: такая дифференциация вариантов форм не имеет категорического характера.

Другое дело, что выбор нередко зависит от фонетико-орфоэпической особенности слова. Если слово начинается с гласной, то во избежание зияния, т.е. стечения гласных, употребляется элемент двух-: двухъярусный, двухъёмкостный. (Теперь орфографическое правило об употребленииъ знака на стыке основ не может вызывать недоумения: оно выглядит вполне логично.) Но и тут мы не избежим исключений – примером может служить словодву язычный.

В учебно-справочной литературе выделяется группа слов, входящая в состав количественных числительных: так называемые дробные числительные типа три пятых, одна целая и восемь десятых. По мнению многих авторитетных исследователей, их нельзя считать в полном смысле числительными, так как они представляют собой объединенные разными типами синтаксической связи сочетания слов, относящихся к разным частям речи. Но в учебных целях это правомерно.

Несколько замечаний о склонениидробных числительных. При образовании падежных форм изменяются обе части: три пятых, трех пятых, трем пятым и т.д. В случае если первую часть составного дробного числительного образует словоодна , то вторая должна сочетаться с ним в роде и падеже, например одной тысячной.

Также вызывает затруднение склонение дробного числительного полтора, которое различается по родам. Сравните:полтор а часа, полтор ы минуты.

Не менее важные правила сочетаемости количественных и собирательных числительных с другими частями речи будут рассмотрены при анализе синтаксических норм на уровне словосочетания и предложения (см. лекцию 8).

Выводы. Анализируя особенности норм употребления грамматических форм числительных, мы убедились в том, чтоколебания норм были вызваны главным образом тенденцией к стандартизации количественного выражения, резким возрастанием употребительности форм количественных числительных, что, по мнению исследователей, во многом определяется самой природой математического мышления.

2. В морфологическом аспекте одной из наиболее сложных в употреблении частей речи являетсяглагол. Дадим определение этой части речи.

К глаголам относятсяслова, которые обозначают действие, процесс, состояние и обладают категориями лица, времени, наклонения, вида, залога, а также категориями рода и числа.

Заметим, что только перечисление указанных категорий уже свидетельствует о многообразии форм, что создает определенные трудности при использовании этой части речи, и связывается это в первую очередь с категорией лица.

Известно, что категория лица глагола показывает, кто является производителем действия с точки зрения говорящего. Значение лица проявляется у глаголов в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. Подавляющее большинство русских глаголов имеют 6 личных форм:читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают.

Однако существуют глаголы, у которых этих форм больше либо меньше шести. Первые получили название изобилующих, вторые –недостаточных.

У изобилующих глаголов параллельные личные формы возникают под влиянием глаголов продуктивного класса (напомним, что действие закона аналогии свойственно языкам с сильной морфологией). Различаютсяпять продуктивных классов , или групп глаголов, имеющих одинаковое соотношение основ и инфинитива (на -ать/-ять, -еть, -ова/-ёва-, -нуть, -ить ). Например, по данным известного языковеда Л.К. Граудиной, продуктивные глаголы на -ать (считать-считаю) подчиняют себе около 40 глаголов непродуктивной группы с тем же инфинитивом, но имеющие изначально другие основы, а именно для них характерны формы с чередованием согласного основы.

Сравните:мах ать – машет – махает,

мет ать – мечет – метает,

двиг ать – движет – двигает,

хлест ать – хлещет – хлестает и пр.

В данных парах вторые формы по образованию появились позднее под влиянием живых грамматических процессов. Так возникли варианты. Стадия вариантности может быть весьма долговременной и затяжной. В частности, указанные выше пары считаются одним из самых крупных массивов вариантных форм, существующих на протяжении всей истории современного литературного языка начиная с XIX века.

В связи с этим необходимо отметить еще две тенденции. Первая связана со стойким сохранением у некоторых глаголов исконных форм: писать – пишет, искать – ищет, вязать – вяжет . Другая тенденция свидетельствует о том, что некоторые непродуктивные глаголы окончательно перешли в разряд продуктивных:глотать – глотает, икать – икает, черпать – черпает.

Между возникшими вариантами, как правило, существуют различия либо стилистические, либо смысловые. Форма машет – нейтральная,махает – разговорная. Такое же стилистическое различие сохраняют формы:рыщет – рыскает, полощет – полоскает, колышет – колыхает, мурлычет – мурлыкает и др. Но в парехлещет – хлестает – вторая просторечная, следовательно, не рекомендуется, а пер-вая – нейтральная, т.е. является нормой. А вот в паресвязывает – связует первая форма носит нейтральный характер, а вторая является книжной, устаревшей.

Существуют пары, которые стилистически равноправны: различие форм у них приобрело смысловой характер. Примером может служить пара двигает – движет: первая форма указывает на перемещение, а вторая имеет значение «побуждать к чему-либо». Также различается в смысловом отношении параметает – мечет .

Сравните:Рыба мечет икру.

НО! Спортсмен метает копье.

В современном языке можно наблюдать стремление к уподоблению форм между глаголами продуктивных классов. Так, формы глаголов на -еть нередко принимают формы глаголов на -ить . Например, затруднения в речи вызывает спряжение глаголов типа выздороветь, опостылеть, опротиветь , где по правилу должны образовываться формы с двойными гласными, неудобными в плане произношения – перед личными окончаниями следует прибавлять-е: выздоровею, опостылею, опротивею. У таких глаголов в устной разговорной речи предпочитаются формы, которые соответствуют классу глаголов на -ить: выздровлю, опротивлю, опостылю.

Примеры убеждают нас в том, что влияние продуктивных классов сказывается не только на появлении в речи допустимых вариантов личных форм у глаголов непродуктивных классов, но и на изменении самого класса глаголов: непродуктивные глаголы переходят в продуктивные. Например, некогда непродуктивный глагол страдать относится теперь к 1-му классу (страдают – норма,страждут – устаревшая форма, вышедшая из употребления).

Напомним, что к группе недостаточных глаголов относятся те, которые не образуют какие-либо спрягаемые формы. Вызвано это могло быть, с одной стороны, столкновением современной и исконной литературной нормы, а с другой – церковно-славянским происхождением глаголов. Например, еще в начале XX века обе формы:побежу – побежду (победить), прегражу – прегражду (преградить) считались нормативными, отмечалось лишь различие в происхождении: первая – русская, вторая – церковно-славянская. Но уже к середине XX века закрепилась в современном русском языке форма на- ж прегра ж у ,вознагра ж у. Среди глаголов, у которых форма1-го лица настоящего или будущего времени отвергнута или не принята в академической грамматике, можно выделить следующие группы:

1) глаголы, у которых наличие формы теоретически возможно, но она не благозвучна и труднопроизносима, поэтому в речи отсутствует, например у глаголов: победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить, дерзить, пылесосить, затмить и пр. Вместоубежу илипобежу используются описательные формы типа: сумею победить, хочу убедить ;

2) глаголы со значением множества или с указанием на группу участников, такие, как галдеть, обступить и пр.;

3) глаголы, значение которых не может быть связано с говорящим лицом, типа: вскипеть, начаться, означать, осуществиться, удаться, хватать, течь и пр.;

4) глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе: осыпаться, сквозить, меркнуть и пр.

Также можно выделить группу глаголов, которые употребляются только в 3-м лице. Это безличные глаголы типа:вечереть, казаться, повезти рассветать, темнеть, смеркаться, светать и др.

Отсутствуют формы 2 и 3-го лица ед. числа у глаголовсбежаться, толпиться.

Не имеют форм 1 и 2-го лица глаголыщениться, нестись, ржаветь.

Морфологические изменения коснулись и ряда глагольных форм прошедшего времени с суффиксом (- ну )л . Хотя в словарях 1998 года еще даются два варианта в качестве нормы для бесприставочных глаголов:гас – гаснул, мок – мокнул, сох – сохнул, в приставочных образованиях форма с-ну- утратила свои позиции:воздвиг, озяб, промерз, воскрес.

Стремление к экономии языковых средств часто решает судьбу вариантов. В настоящее время насчитывается более двухсот глаголов, у которых возможны вариантные формы в повелительном наклонении, типавыброси – выбрось . В разговорной практике предпочитаются усеченные варианты форм, т.е. нередко можно услышать формувыбрось.

Не образуются формы повелительного наклонения от глаголов мочь, хотеть, ехать, жаждать, видеть.

Не менее важно представлять себе и некоторые процессы возникновения вариантов при образовании форм инфинитива.

Процессы колебания форм наблюдаются среди инфинитивных форм глаголов на -ывать/-ивать, что связано с чередованием корневого гласногоо-а под ударением: сосредот о чивать – сосредот а чивать. Краткая история этих взаимоотношений такова. В XIX веке наметилась тенденция к замене -о нав глаголах несовершенного вида, которая к середине XX века оказалась настолько сильной, что охватила почти всю группу глаголов. В ряде случаев глаголы, у которых раньше употреблялось только-о, теперь употребляется только-а: образование от глаголатрогать – дотр о гиваться (XIX век, Л.Н.Толстой) согласно современной норме произносится –дотр а гиваться. Сейчас мы говорим:осп а ривать, од а лживать, приспос а бливать, удв а ивать, утр а ивать, зак а нчивать, хотя у А.С. Пушкина читаем «не осп о ривай глупца» .

Но свыше 20 глаголов, которые в начале XX века употреблялись только с - о, теперь колеблются в употреблении. В этих парах имеет место стилистическое различие. Варианты насвойственны разговорной речи, варианты наболее употребительны в письменной:заподозривать – заподазривать, обеспокоивать – обеспокаивать, опорочивать – опорачивать, подытоживать – подытаживать, удостои- вать – удостаивать, условливаться – уславливаться.

Действие закона речевой экономии (сокращения кода) повлекло за собой возникновение вариантов в форме инфинитивов: достигнуть – достичь, постигнуть – постичь, произнести – произнесть. Первые две пары в рамках литературного языка неконкурентны, хотя формамдостичь ипостичь в словарных статьях отводится первое место. Что касается третьей пары, формапроизнесть , несмотря на то, что она более экономная, пока носит просторечный характер и с точки зрения литературной нормы не рекомендуется.

Надо сказать, что русский глагол отличается не только большим количеством словоизменительных форм, но и многообразием словообразовательных элементов, которые участвуют в производстве новых слов. Однако не все элементы в равной степени используются при образовании глаголов.

Наглядным примером может служить пара: класть – положить. Следует заметить, что глаголкласть употребляется только без приставок, а корень-лож- ,напротив, образует множество приставочных глаголов:возложить, отложить, доложить, разложить. Употребление глаголаложить противоречит норме, считается грубой ошибкой.

Образование вариантов не обошло стороной в большей или меньшей степени и глагольные формы: деепричастия и причастия. По мнению Л.К. Граудиной, доля их по сравнению со спрягаемыми формами глагола невелика. Так, у 378 деепричастий замечены колебания форм, а среди причастий лишь 21имеет варианты.

Варианты деепричастий можно разделить надве группы.

Варианты первой группы – это деепричастия совершенного вида типаувидев – увидя , которые являются наиболее частотными. В этом случае возникновение вариантов объясняется смешением временных значений, т.е. суффиксы -а-, -я-, использованные при образовании деепричастий несовершенного вида настоящего времени, стали употребляться со значением прошедшего времени. Вариантность этих форм была замечена еще в XIX веке (у А.С. Пушкина читаем: «... Гирей сидел, потупя взор »). В настоящее время варианты насчитаются нормативными 1) у деепричастий с возвратной частицей -ся: не спрос я сь, встрет я сь, 2) у деепричастий, образованных от глаголов с инфинитивом на -ти: перевед я , принес я , атакже в фразеологических оборотах:слом я голову, спуст я рукава.

В академической грамматике потенциальная возможность существования форм деепричастий типа замет я признается, но предпочтительнее считается использование форм с суффиксом -в- для деепричастий совершенного вида, т.е. в нашем случае – формазамети в .

Возникновение второй группы вариантов связывается с действием закона экономии языковых средств. Так, архаически звучащие и более длинные формы с суффиксом -вши-: узна вши – сменяются формой с суффиксом -в-: узна в .

В настоящее время использование деепричастий с суффиксом - вши- носит экспрессивный характер, указывает на разговорно-просторечную окраску слов.употребление суффикса -вши является нормой только у деепричастий от глаголов на -ся :встрети вши сь . Но в целом можно заметить, что направление эволюции нормы среди параллельных форм деепричастий проявляется вполне определенно.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что формы деепричастий несовершенного вида от ряда глаголов вообще не употребляются согласно действующей норме. Среди них: бежать, беречь, писать, петь, мять, лезть спать, хотеть, мочь, чистить, мокнуть, мерзнуть и др.

В свою очередь, варианты причастий по сравнению с деепричастиями малоупотребительны. Тем не менее они тоже существуют. Примером является парапромерзший ипромерзнувший. Различия между ними носят стилистический характер. Первая форма разговорная, вторая является книжной.

Таково общее, на наш взгляд, направление эволюции грамматических форм глагола. Что же касается точного соотношения употребительности традиционных форм и форм, существование которых связано с фактами живой речи, то здесь далеко не всегда строгая категоричность будет уместна, поскольку границы нормативности недостаточно сильны и нередко речь может идти только о предпочтительности.

Предложенный анализ позволил выявить особенности норм употребления форм числительного и глагола, определить причины возникновения вариантов и факторы, влияющие на их выбор.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности употребления форм количественных числительных?

2. Какие стилистические ограничения свойственны собирательным числительным?

3. Что такое изобилующие и недостаточные глаголы?

4. В каких формах глагола наблюдаются колебания норм?

5. Каковы особенности образования и употребления форм причастий и деепричастий?

1. Следующие глаголы не имеют формы 1 лица ед. числа (недостаточ­ные глаголы): висеть, дерзить, дудеть, затмить, убедить, переубедить, побе­дить, чудить, лебезить, очутиться, бузить, тузить. Выразить 1 лицо можно описательно, с помощью других слов: победит ь - я одержу победу, одолею, справлюсь, осилю, смогу победить, постараюсь победить, победа будет за мною и т. п.

Глаголы умертвить, роптать имеют в,1 -ом лице ед. числа формы умерщвлю, ропщу.

Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы на -ЕЮ, -ЕЕШЬ, -ЕЮТ (по 1-му спряжению): я выздоровею, ты выздоровеешь, они выздоровеют...; я опостылею, ты опостылеешь, они опостылеют и под.

Формы этих глаголов выздоровлю, выздоровишь, выздоровят употреблять не рекомендуется.

2. Глаголы на -чь (беречь, жечь, лечь, печь, сечь, стричь, течь и под.) имеют чередование согласных в корне (выявите закономерность в чередовании согласных):

печь (к/ч) стричь (г/ж)

ед. число мн. число ед. число мн. число

1. я пеку 1 мы печём 1 я стригу 1 мы стрижём

2 ты печёшь 2 вы печёте 2 ты стрижёшь 2 вы стрижёте

3 он печёт 3 они пекут 3 он стрижёт 3 они стригут

Глагол хотеть имеет следующие формы с чередующимися согласными:

ед. число мн. число

1 я хочу 1 мы хотим

2 ты хочешь 2 вы хотите

3. он хочет 3 они хотят

Глагол платить имеет чередование согласных ч / т и не имеет чередования гласных, т. е. произносится и пишется с гласным а в корне (проспрягайте в настоящем времени).

3. Необходимо запомнить правильные формы и сочетаемость следующих глаголов:

ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО

вешать (бельё, шторы, преступника) весить

вывесить, вывешивать (бельё, шторы, объявление) вывешать

повесить (бельё, шторы, объявление, преступника) повешатъ

развесить, развешать, развешивать (картины в разных местах)

4. Необходимо запомнить формы повелительного наклонения:

бежать - беги, бегите не трогать - не трогай, не трогайте

взвесить - взвесь, взвесьте закупорить - закупорь, закупорьте

встретить - встреть, встретьте откупорить - откупорь, откупорьте

вылезать - вылезай, вылезайте лакомиться - лакомься, лакомьтесь

ехать - поезжай, поезжайте лечь -ляг, лягте

слезть - слезь, слезьте класть - клади, кладите

слезать - слезай, слезайте положить - положи, положите

5. Возвратная частица -СЯ обозначает действие, направленное на самого себя, ср.: умываться (умывать себя), причесываться (причесывать себя) и под. Поэтому неоправданным является употребление частицы -СЯ в следующих случаях: стираться, убираться, играться (просторечные формы). Правильно: стирать (бельё), убирать (в квартире), играть (в куклы).


Частица -СЯ может выражать также страдательный залог, поэтому иногда при употреблении глаголов с -СЯ возникает двусмысленность: Студенты направляются на завод для прохождения практики (неясно, сами они направля­ются или их направляют). Правильно: Студенты направлены на завод для прохождения практики.

6. Смешение форм времени и вида глаголов ведёт к грамматической ошибке: После окончания школы Фролов поступает (наст, время, несов. вид) в профессиональный лицей, где за короткое время приобрёл (прош. время, сов. вид) квалификацию токаря. Правильно: После окончания школы Фролов поступил в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

УПРАЖНЕНИЕ 25. Выразите описательно форму 1-го лица ед. числа следующих глаголов: висеть, дерзить (в наст, времени); пропылесосить, убедить, очутиться (в буд. времени).

УПРАЖНЕНИЕ 26. Проспрягайте в настоящем времени глаголы жечь, сечь, стричь, ездить, махать, вешать; в будущем времени - глаголы заплатитъ, увлечься, повесить. За справками обращайтесь к Словарю трудностей русского языка.

УПРАЖНЕНИЕ 27. Исправьте ошибки (устно).1. Бежи быстрей! 2. Ляжьте прямо! 3. Куда залез? Давай слазий! 4. Езжай помедленнее! 5. Положь на место! 6. Не трожь не своё! 7. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 8. Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 9. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 10. После химической обработки деталь бросается в ванну. 11. Едь один, я позже приеду. 12. Когда же я тебя убе-дю? 13. Она почему-то не хотела узаканивать их отношения. 14. Я колешу по го­роду уже целый час. 15. Мой реферат выглядел громоздким, и поэтому я вынуждена была его подсократить. 16. Что двигает этими политическими силами? 17. Младенец непроизвольно движет руками и ногами. 18. Обойми меня крепко. 19. Выдь на Волгу! 20. Взглянь на эту красоту! 21. После училища выпускники направляются в Военную академию им. М.В. Фрунзе.

а) Чередование обязательно, если ударение падает не на корень (укоротить – укорачивать );

б) Чередование отсутствует, если ударение падает на корень (приохотить – приохочивать ), однако в ряде слов отсутствие чередования является архаичным, искусственным (заработать, заготовить, освоить, оспорить, приспособить, закончить, успокоить, удвоить, утроить ).

в) Около 20 глаголов допускают колебания (варианты) в образовании видовых пар (с чередованием в разговорной речи, без чередования – в книжной, деловой), например: условиться – условливаться и уславиваться, удостоить – удостоивать и удостаивать , обусловить – обусловливать и обуславливать .

      В русском языке существуют глаголы, оканчивающиеся на –чь. В личных формах этих глаголов, кроме 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа, обязательным является чередование согласных г–ж, к–ч : жг у, жг ут, но: жж ешь, жж ет, жж ем, жж ете; волок у, волок ут, но: волоч ешь, волоч ет, волоч ем, волоч ете.

      При употреблении глаголов необходимо учитывать их соотнесенность с видом, образование глаголами видовых пар: писать – написать, кричать – крикнуть, налить – наливать, нагрузить – нагружать. В ряде случаев видовые пары представлены глаголами с разными корнями: класть – положить, брать – взять. Большая группа глаголов не охвачена видовыми отношениями; это одновидовые глаголы совершенного вида (ринуться, очутиться ) и несовершенного вида (бежать, наблюдать ).

      Рад затруднений в создании глагольных форм возникает при употреблении так называемых недостаточных (дефективных) и изобилующих глаголов. Недостаточные глаголы чаще всего не имеют формы 1-го лица: колоситься, разрастись, телиться, горчить, ржаветь, рассосаться, гласить, заключаться, победить, очутиться и др. Изобилующие глаголы имеют двоякие формы настоящего времени: полоскать – полоскает, полощет. Эти формы отличаются стилистически: формы без чередования употребляются в разговорной речи и просторечии, а формы с чередованием присущи литературному языку.

Синтаксические нормы

Появление синтаксических речевых недочетов обусловлено незнанием 1) порядка слов в предложении, 2) координации подлежащего и сказуемого, 3) согласования определений и приложений, 4) правил управления, 5) правил использования причастных и деепричастных оборотов.

    В русском языке относительно свободный порядок расстановки слов, то есть не существует строго закрепленного места за тем или иным главным или второстепенным членом предложения. Однако имеется более или менее принятый порядок следования членов предложения в повествовательных, побудительных и вопросительных предложениях – прямой порядок я отступления от него – обратный порядок (инверсия – лат. inversio – перестановка). Инверсия используется в разговорной речи в в произведениях художественной литературы для придания речи особой выразительности. В повествовательных предложениях при прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, а тема (исходная информация) – реме (новая информация). Если это положение не соблюсти, мы получаем предложение двусмысленное и с трудом понимаем его содержание.

2. Координация (лат. con – с, вместе, совместно + ordinatio – упорядочение, расположение) (в школьном курсе употребляется термин «согласование») подлежащего и сказуемого – это синтаксическая связь, при которой происходит полное или частичное уподобление форм слов. Глагол может принимать как форму единственного, так в форму множественного числа в следующих случаях: если подлежащее выражено словом или словосочетанием со значением количества – «пришло (пришли) двое», «часть студентов не явилась (не явились)»; если подлежащее выражено сочетанием со значением совместности – «пришли (пришел) брат с сестрой»; если подлежащее выражено местоимением «кто», «кто-нибудь», «кто-либо», «кто-то», «кое-кто», указывающим на многих, – «Все, кто пришел (пришли), разместились на трибунах». Использовать только форму единственного числа глагола-сказуемого предписывает норма при: а) подлежащих, выраженных словосочетанием «существительное количественно-собирательного значения + существительное в родительном падеже множественного числа»: «Стая лебедей летела в тёплые края»; б) при подлежащем, выраженном словосочетанием «неопределенно-количественное числительное + существительное»; «На дворе у него воспитывалось несколько волчат».

Колебания рода могут происходить, когда подлежащее выражено количественно-именным сочетанием – «писем сохранилось (сохранилась) самая малость»; именем существительным мужского рода, называющим лицо по роду деятельности, но в данном предложении относящимся к лицу женского пола, – «врач пришла (пришел)».

3. В соответствии с нормой литературного языка род определения при существительных общего рода зависит от пола лица, о котором идет речь. Поэтому о девочке, девушке, женщине мы скажем: «Она страшная растеряха (копуша, грязнуля, сластена и проч.)», а о мальчике, юноше, мужчине: «Он неисправимый задира (лежебока, злюка, соня и проч.)». В разговорной речи допустимо использовать определение женского рода для характеристики качества лица мужского пола: «Он такая растяпа». 1) при существительных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа, например, «четыре глубоких колодца», «двадцать два маленьких окна»; 2) при существительных женского рода в этом положении чаще используется форма именительного падежа множественного числа, например, «три пышные ветки сирени», «двадцать четыре прилежные ученицы». Допустимо использовать при существительном женского рода родительный падеж множественного числа («две темные лодки», «три больших комнаты»), но такая форма встречается реже. Если определение стоит перед словосочетанием «числительное «два» (три, четыре) + существительное» или после него, то чаще всего оно ставится в форме именительного падежа, например, «следующие три года», «любые четыре определения», «две двери, заколоченные наглухо», «четыре сумки, заполненные продуктами».

4. Звание правил управления позволяет, используя падежные формы и предлоги, грамотно построить словосочетания. Рассмотрим конструкции, в которых чаще всего встречаются ошибки.

Глагол «оплатить» имеет значение «заплатить кому-нибудь за что-нибудь» и образует при помощи управления словосочетание с существительным в винительном падеже без предлога: «оплатить расходы (счет, проезд, питание, проживание, работу)». Чаще всего его существительные, не обозначающая» конкретный предмет. Глагол «заплатить» имеет значение «отдать деньги в возмещение чего-нибудь» и употребляется в словосочетании с существительным в винительном надеже с предлогом «за»: «заплатить за билеты (за продукты, за мебель)». В этом случае мы имеем дело с существительными, обозначающими конкретные предметы. Глаголы «заплатить» и «уплатить» образуют беспредложную конструкцию с существительным «налог»: «уплатить налоги, заплатить налоги».

Следует отметить часто встречающиеся ошибки в употреблении существительных с предлогами благодаря и вопреки . Оба предлога требуют дательного падежа, поэтому за пределами нормы оказываются выражения вопреки угроз , вопреки указаний , благодаря хорошего образования и проч. Предлог благодаря имеет ярко выраженный положительный оттенок, поэтому не следует его использовать, если речь идет о явлении негативном – не пришел на экзамен благодаря болезни.

В письменной речи встречается и такой стилистический недостаток, как «нагромождение» родительных падежей. Д.Э. Розенталь и И.В. Голуб приводят в своем пособии конструкцию, так описывающую владельца некой книги: «Книга племянницы мужа учительницы сына моего соседа... » Особенно часто встречается этот речевой недостаток при попытках выразить родственные отношения. Авторы пособия напоминают и о найденном К.И. Чуковским в школьном пособии по литературе примере: «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы… »

5. Грамотное употребление причастных оборотов требует знания следующих правил; а) определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота. В предложении «Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современного ракетостроения» причастный оборот приведенные в докладе относится к определяемому слову факты , которое стоит внутри него. Такое построение нарушает правила употребления причастного оборота; б) распространенной ошибкой является неправильная расстановка в предложении причастного оборота и придаточного определительного: «В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служивший жильцам полкой». В данной ситуации возможны следующие варианты передачи содержания: «В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой»; «В комнате был камин, где давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой».

6. Деепричастный оборот обычно свободно перемещается в предложения, т.е. может стоять в его начале, в середине и в конце. Самая распространенная ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом состоят в том, что авторы не всегда отчетливо осознают – основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом). Если не учесть данное обстоятельство, мы получим, например, следующее высказывание: «Подъезжая к городу, начался сильный ветер». Основное действие, выраженное глаголом начался , выполняет подлежащее ветер . Добавочное подъезжая , выраженное деепричастием, – автор высказывания. Деепричастие может быть использовано в безличном предложении, если в нем есть инфинитив – «Садясь за стол, необходимо вымыть руки с мылом». В подобных предложениях нет предмета речи, и нужно следить, чтобы обязательно в них был глагол в неопределенной форме. Иначе возникнет такое безличное предложение: «Открыв окно, запахло соснами». Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом –а (я -) в настоящем времени: писать, бежать, беречь, бить (исключения составляет устойчивое выражения бия себя в грудь ), мазать, вязать, мочь, жать, петь, чесать и т.д

Задания:

Нормы употребления существительных

Задание 1 . Употребите данные словосочетания в единственном числе. Если есть вариант родовой принадлежности, укажите его.

Старинные банкноты, новые расценки, спелые яблоки, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры, молодые жирафы, черные ботинки, резные ставни, белые манжеты, войлочные тапки, старые боты, красивые босоножки, черные клавиши, железнодорожные рельсы, светлые залы, маленькие плаксы, большие неряхи.

Задание 2. В приведенных ниже примерах выделите индивидуальные авторские новообразования существительных женского рода. Удачны ли они, на ваш взгляд, по стилистической выразительности?

1.Все от загара медные,

сквозь астры и георгины

идут медички

географы,

географини.

Е. Евтушенко.

    Местная адвокатесса стала народным депутатом в словесной перепалке с партийными органами (из журнала "Новое время").

    "Нет, адвокатом я не буду, – говорит госпожа депутатша…– Скорей всего займусь преподавательской деятельностью." Славное намерение. Она научит (из журнала "Новое время").

Задание 3. Сгруппируйте существительные:

Группа А – существительные, имеющие форму множественного числа.

Группа Б – существительные, имеющие форму единственного числа.

Беспорядок, бумага, брюки, вода, вино, гантели, договоренность, знание, закат, качели, инициатива, лекарство, масло, мороз, ножницы, опыт, очки, радость, сливки, соль, снег, сонет, сталь, температура, подмостки, полотно, цвета, яблони.

Задание 4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Выделите существительные, имеющие варианты, отметьте стилистические различия между ними.

А. Амперы, граммы, ватты, микроны, километры, джоуль, рентген, кулон, ампер-час, грамм-молекула, вольт, баррель, герц, парсек, мегапаскаль.

Б. Ботинки, сапоги, валенки, носки, туфли, чулки.

Баклажаны, мандарины, апельсины, помидоры, томаты, яблоки.

В. Башкиры, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, узбеки, якуты,

цыгане, англичане, северяне, южане.

Г. Комментарий, поместье, свадьба, свеча, блюдце, вафля, доля, дядя,

полотенце, сомнение, рельс, сплетня, ухо, будни, дрязги, нападки,

сумерки, ясли.

Нормы употребления прилагательных

Задание 5. Образуйте формы кратких прилагательных в тех случаях, когда это возможно. Укажите на различия между полной и краткой формами (семантические, стилистические, синтаксические).

Больной вопрос, больной ребенок, строгий спрос, горький урок, ломкий материал, прыткий человек, кофейный плащ, знойный день, прямой ответ, прямой угол, фальшивый документ, фальшивый тон, черный день, черный кот, пустынный остров, деловой подход, размеренный ход, необыкновенный успех, безукоризненный ответ, посредственный ученик, старинный приятель, безнравственный поступок, откровенный разговор, отсталый взгляд, старший брат, почтенный человек, светлый вечер.

Задание 6. Сравните значения полных и кратких прилагательных. Одинаковы ли они? Если нет, то в чем их отличия?

Задание 7. Отличаются ли по значению следующие словосочетания? Чем?

Любовь матери – материнская любовь;

помощь брата – братская помощь;

совет друга – дружеский совет;

ловкость кошки – кошачья ловкость;

преданность собаки – собачья преданность;

лодка рыбака – рыбачья лодка;

платье старухи – старушечье платье.

Нормы употребления числительных

Задание 8. Запишите числительные словами, поставив их в нужном падеже. Существуют ли различия в склонении количественных и порядковых числительных?

    Мы встретились с 1574 подобными случаями.

    Нарушения отмечены у 175 пациентов.

    В 478 случаях из 866 диагноз подтвердился.

    Из 849 приглашенных журналистов аккредитацию получили около 54.

    Вес сердца кита достигает 1200 килограммов.

7. В редакцию позвонило около 679 человек.

Нормы употребления местоимений

Задание 9. Исправьте ошибки, допущенные в предложениях. Сформулируйте правило нормативного употребления.

    Мы ждем вас у своих радиоприемников. (Из сообщения диктора радио)

    Я представляю этого героя на своем боевом коне. (Из школьного сочинения)

    Я за вас свою работу делать не буду. (Из радиопередачи)

    Группа захвата на своей квартире обнаружила украденные накануне преступником антикварные ценности. (Из сообщения диктора радио)

    Они не могут заставить забыть его свою любовь. (Из школьного сочинения)

    Детям помогут развить свои способности художники, музыканты. (Из статьи в газете)

    Полиция задержала его после ареста своих единомышленников. (Из радиопередачи)

    Солдаты осваивают свое боевое мастерство. (Из статьи в газете)

    Сотрудники УВД обнаружили у себя в квартире труп неработающего. (Из статьи в газете)

    Друзья похоронили писателя у себя на родине. (Из статьи в газете)

    Мать попросила дочь отнести покупку к себе. (Из школьного сочинения)

Задание 10. Укажите ошибки в употреблении местоимений.Какое существительное заменяет выделенное местоимение в каждом предложении? Всегда ли однозначно можно понять такие фразы?

    Словарь был на стуле и рядом с ним лежал карандаш.

    Мать Оли стала очень нервной, когда она заболела.

    Марков сказал соседу, что его не было дома.

    Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.

    Около дома был сквер, он был огражден колючей изгородью.

    Полиции известно, что убитая вчера вечером молодая женщина не являлась его дочерью, но ей не известно, что у него есть дочь.

7. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

Нормы употребления глаголов

Задание 11. От указанных глаголов образуйте формы:

а) настоящего времени;

б) будущего времени;

в) прошедшего времени;

г) повелительного наклонения.

При наличии вариантов дайте комментарии.

А. Он (полоскать, мурлыкать, щипать, махать, сыпать, мяукать, брызгать).

Б. Я (выздороветь, победить, очутиться, ощутить).

В. Она (глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, отвергнуть).

Г. Ты/Вы (напоить, кроить, выбросить, почистить, уведомить, вылезать, выходить)!

Задание 12. Объясните, чем (значением или стилистической окраской) различаются выделенные глагольные формы.

1. Вино струится, брызжет пена (Пушкин). – Ветер бесшумно брызгает в стекла водяной пылью (М. Горький). 2. Но ползут по кругу стрелки, – время движется вперед (Маршак). – Каждый раз казалось, что дело не двигается (Катаев). 3. С трудом двигаются усталые лошади (Короленко). – Им движет посторонняя ужасная сила (Достоевский). 4. Яд каплет сквозь его кору (Пушкин). – Из дедовых глаз капают маленькие мутные слезы (М. Горький). 5. Лошадь махает хвостом (Салтыков-Щедрин). – Она мне тихо машет (Огарев). 6. Струя бежит и плещет (Тютчев). Плескает на песок хрустальная струя (Бунин).

Задание 13. Из перечисленных пар глаголов найдите варианты, которые не являются видовой парой.

Грязнеть – грязнить.

Пьянеть – пьянить.

Сыпать – рассыпать.

Решать – решить.

Отвечать – ответить.

Выйти – выходить.

Задание 14. Распределите данные глаголы в колонки: I – глагол несовершенного вида; II – глагол совершенного вида; III – одновидовой глагол; IV – двувидовой глагол.

Хранить, казнить, печалиться, менять, уходить, обещать, женить, засы`пать, искать, обитать, ранить, кричать, хлынуть, печалить, плыть, очутиться, бить, на`резать, класть, положить, воздействовать, идти, ринуться, слышать, задеть, плавать, велеть, запевать, за`сыпать, ловить, обращаться, сочетать.

Задание 15. Составьте словосочетания «глагол + существительное», «прилагательное + существительное», «существительное + существительное», главным компонентом которых стали бы следующие слова.

    Держаться, добиться, каяться, справиться, следовать, сосредоточиться, удивляться, восхищаться, преклоняться, удостоиться.

    Обидеться, обрадоваться, обрадован, опираться, базироваться, основываться, обосновывать, отчитаться, препятствовать, тормозить.

    Полный, наполненный, идентичный, сходный, превосходство, преимущество, уверенность, вера.

Задание 16. Составьте предложения, используя указанные ниже деепричастные обороты.

    Подчеркивая значимость проекта, …

    Отвечая на Ваш запрос, …

    Участвуя в деловых переговорах, …

    Рассмотрев Ваше предложение, …

Задание 17. Найдите примеры неправильного употребления в речи деепричастных оборотов. Объясните характер ошибки: 1) невозможность употребления деепричастного оборота; 2) несуществующую форму деепричастия; 3) несоответствие грамматических времен деепричастия и глагола; 4) необоснованную однородность деепричастного оборота и глагола; 5) необоснованную однородность деепричастия и глагола. Запишите правильный вариант.

1. Лежа на печи тридцать лет и три года да по щучьему велению только в родных русских сказках дело делается. 2. Рассматривая данный вопрос, наша фракция пришла к выводу: не поддержать! 3. Несвоевременно проявив президентские амбиции, глава правительства отправлен в отставку. 4. Я думаю, поконча с этим законом, нам придется писать к нему пояснение. 5. Посмотрев на проблему ратификации в другой плоскости, к нам пришло удачное решение. 6. Фонд Сороса, рискуя капиталами и спасший многие российские предприятия, еще хранит надежду на спасение нашей экономики. 7. В словарь были включены историзмы и архаизмы, встречающиеся в произведениях писателей-классиков XIX века, затрудняя ученикам понимание текста. 8. Он предлагает Грушницкому отречься от клеветы, но тот, побоясь общественного мнения, не отказывается от своих слов. 9. Многие сомневались, что вернувшийся из Испании футбольный клуб сможет демонстрировать такую же яркую игру, какую он показывал до отъезда, что весь его потенциал вышел на скамейке испанского клуба.

Синтаксические нормы

Задание 18. Найдите ошибки в порядке слов предложения, исправьте их.

    Датой передачи собственности является дата зачисления денежных средств за всю партию на расчетный счет поставщика.

    При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции.

    Парламент по очереди заслушал всех министров.

    Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.

    Бунин считал "Темные аллеи" своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.

Задание 19. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    Построены три новых дома для переселенцев.

    Абсолютное большинство хорошо подготовлены к предстоящему конкурсу.

    Два красивых панно украшало вестибюль.

    Те, кто живет плохо, более жаден на новое и более отзывчив к новому, чем те, кто живет хорошо.

    Стажировку за рубежом прошли 21 студент нашего факультета.

Задание 20. Устраните ошибки в приведенных предложения. Определите тип ошибки: 1) перегруженность придаточными предложениями; 2) отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении; 3) контаминацию прямой и косвенной речи; 4) необоснованную замену союза. Запишите исправленный вариант.

1. И, конечно, нужно отметить, что сборной России, которая фактически представляла собой не в полном смысле сборную, а команду, которая состояла из отдельных игроков, не хватало сыгранности. 2. В выступлениях участников основной была мысль, что отношение властей к проблемам старшего поколения остается прежним. 3. Во-первых, утверждает полковник, первого января его машина не была объявлена в розыск. Во-вторых, после заявления об обнаружении пропавшего автомобиля никуда я его не отгонял. 4. Он распространил среди многочисленных русских офицеров воззвание, где обвинил барона и его окружение в бездарности и воровстве. 5. Не случайно, что Татьяна хочет найти мужа именно в Москве.

Приложение 5

Грампрактикум

10 кушать и есть:

Глагол «кушать » приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (кушать подано ) или при обращении к ребенку (Вовочка, кушать будешь ?). В остальных случаях употребляется глагол «есть ».

11. НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «я извиняюсь » (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс - СЯ»).

не рекомендовано надо
Я извиняюсь извините (простите) меня

12. Нормативное употребление глаголов закончить - окончить :

ЗАПОМНИ: закончить работу, дело; НО окончить школу, университет.

НЕ следует употреблять выражение «закончить школу ».

13 . Нормативное употребление глаголов оплатить – заплатить .

Глагол «оплатит ь» употребляется без предлога.

ЗАПОМНИ : оплатить проезд, оплатить мобильный телефон , но за платить за проезд.

14 . Нормативное употребление глаголов садитесь – присядьте . НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «присядьте, пожалуйста » (вследствие многозначности глагола «присесть » эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями, то есть «присесть на корточки»).

Нормативным является следующее употребление: «садитесь, пожалуйста »,

15 . Слова «ложить » в русском литературном нормированном языке нет, поэтому нельзя так говорить: «не ложи шапку на стол ». Глаголы «положить», «сложить», «отложить » без приставок не употребляются. ПРАВИЛЬНО следует говорить: «не клади шапку на стол ».



16 . Нормативное употребление глаголов «выходить/выйти » и сходить/сойти » Глагол с приставкой С (СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: сойти с автобуса ; это значило бы, что вы идете с крыши автобуса по его поверхности.

Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения », то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: выйти из автобуса .

17 . Нормативное употребление глаголов представить - предоставить :

Глагол представить имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2) предъявить (документы, доказательства)». Глагол предоставить имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово».

18 . Запомни нормативное употребление следующих глаголов: постричься поскользнуться (в этом слове нет приставки ПОД), насмехаться (= поднять на смех), подчеркнуть , но почерк

19. Запомните: нормативными являются следующие формы глаголов:

ЗАДАНИЕ 7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Вид ошибки Примеры
Ошибочное образование форм существительного Благородность, чуда техники, под черк,удовольство жить; бодровство; нет местов
Ошибочное образование форм прилагательного более интереснее, красивше; самый красивейший, более строже
Ошибочное образование форм числительного с пятистами рублями; жонглировал обоими руками,
Ошибочное образование форм местоимения ихнего пафоса, вокруг его ничего нет, сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности;
Ошибочное образование форм глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) над смехаться. Им двигает чувство сострадания. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста. Вышев на сцену, певцы поклонились.
Г 2 Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Из прочитанного мной части романа…
Г 3 Нарушение норм управления. Ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов Нужно сделать природу более красивую . Все удивлялись его силой
Г 4 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения . Он написал книгу, которая эпопея . Все были рады , счастливы и веселые . Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят .
Г 5 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Г 6 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.
Г 7 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .
Г 8 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку.
Г 9 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.
Г 10 Нарушение границ предложения. Неудачный порядок слов в предложении Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
Г 11 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Она сидела за столом ине разговаривает со мной.
Г 12 Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (?) провести субботник.
Г 13 Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.