Отдание преображения господня. Что такое преображение

В Воскресный день 26-го августа на Отдание праздника Преображения Господня в Благовещенском соборе была отслужена литургия возглавляемая настоятелем протоиереем Дмитрием Орловым, ему сослужили протоиерей Алексей Кузин и иерей Евгений Кузнецов.

Сегодняшний день в литургической практике Православной Церкви является завершающим Успенский пост и предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы. И поскольку Церковь во время поста призывает всякого верующего по мере возможности абстрагироваться от мирской суеты, чтобы освободившееся время посвятить духовному возрастанию в Боге через чтение Священного Писания или святых отцов, или творения богоугодных дел, на богослужении было прочитано зачало и Евангелия, которое имеет в себе нравоучительный смысл, столь сильно совпадающий с постными настроениями.

Евангелист Матфей повествует о том, как Христос обратился к народу с притчей, которая впоследствии именуется «Притчей о виноградарях»:

«был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф 21:33-42)

Очевидно, что сказанное Божественным Учителем в своей символике носит пророческий характер: Хозяин - Бог Отец, посылаемые слуги за плодами - ветхозаветные пророки, судьи и патриархи, а убиенный Сын - Иисус Христос. И это не есть специальный шифр, предназначенный только для исследователей/богословов - нет, Спасителя все Его окружавшие прекрасно понимают, и даже «первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа» (Мф 21 45:46).

Можно ошибочно полагать, что произнесенная притча относится только к еврейскому, богоизбранному народу, которого Господь Бог на протяжении всей ветхозаветной истории хранил от всяких бед и скорбей, посылая избранных Им людей. Но тогда не было бы смысла ее произносить с амвона перед царскими вратами на богослужении сегодня. В том есть особенность текстов Священного писания - они актуальны всегда и везде и напрямую относятся к каждому человеку.

Всякий пришедший в лоно Святой Церкви исповедует себя верующим христианином, манефестируя это произнесением Символа Веры, то есть подтверждает, что, пройдя через таинство Крещения, обещается хранить истинную Веру, доказывая образом своей жизни таковое. И это есть огромное обязательство - подвиг, или даже крест, который человек добровольно берет на свое плечо, чтобы идти за Христом. Таким образом принявший Веру становится своего рода «виноградарем», возделывающим виноградник своего Хозяина. Но, как оно часто случается, мирская суета в виде тленных страстей слишком быстро соблазняет и похищает душу христианина, и человек, подобно ветхозаветному еврею, становится тем, кто видит в Вере только лишнее обременение, или (что еще страшнее) начинает Ею прикрывать свои корыстные интересы. И когда Господь стучится в дверь души такого человека, он лишь отмахивается неприкрытыми отговорками, подобно евреям, изгонявшим Моисея предлагающего им спастись от бремени рабства, потому что в Египте они уже прижились, а в пустыни - неведомо что.

Воплотившийся же Спаситель в этой притче предстает невинной закланной жертвой от рук собственного народа, и это есть самая последняя и страшная ступень отвержения Бога - проповедовать себя распинающим Сына Божьего, потому что земные/материальные богатства соделались чем-то более ценным…

Иисус Христос завершает в притчу пророческим наказанием евреям: «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21:43), а в Великую Пятницу, когда в литургической практике вспоминается Распятие Сына Божьего, одна из стихир провозглашает: «Егда на Кресте пригвоздиша беззаконнии Господа славы, вопияше к ним: чим вас оскорбих? Или о чем прогневах? Прежде Мене кто вас избави от скорби? И ныне что Мне воздаете, злая за благая? За столп огненный, на Кресте Мя пригвоздисте: за облак, гроб Мне ископасте: за манну, желчь Мне принесосте: за воду, оцтом Мя напоисте. Прочее призову языки, и тии Мя прославят со Отцем и со Святым Духом», - слова «прочее призову языки» на современном русском языке осмысляются как «другие призову народы», то есть Иисус Христос вручает право хранения Истинной Веры «прочим» народам.

От того Святая Церковь призывает всякого исповедующего себя христианином хотя бы в последний день поста принести Господу свое покаяние и не впасть во искушение, уподобляясь «виноградарям» - распинающему Спасителя богоизбранному народу.

В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали слова апостола Павла обращённые к коринфской общине: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды». Эти слова наставления Первоверховнаго апостола и по сей день очень значимы для каждого христианина. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что данные слова являются увещанием для христиан против обольстителей и оскорбителей веры.

Господь наш Иисус Христос неоднократно предупреждал о неизбежности соблазнов, чтобы мы были осторожны и не любили мира, ни того, что в мире. В наши дни все больше и больше люди втягиваются в обольщения и соблазны, которые набирают свои обороты через телевидение и интернет. Многие не представляют себе ни одного дня жизни без Интернета. Работа, учеба, все сферы деятельности современного человека связаны с непосредственным соприкосновением с компьютерными технологиями.

Но существует одна и самая значительная опасность, которую несут эти технологии — это тот информационный поток который они предлагают. Очень часто большое количество предлагаемой информации несёт открыто-агрессивный и исполненный самой сильной злобы подтекст. Мы иной раз, даже не замечаем, как поддаёмся на эту агрессию и впускаем зло в свою душу.

И действительно, как несчастен человек, питающий злобу к другим. В таком человеке отсутствует внутренний мир, он постоянно беспокоен. Святитель Иоанн Златоуст учит, что гнев имеет такое свойство, что если человек его в себе не укрощает, то он все более и более усиливается, как огонь не заливаемый, все более и более разгорается. Гнев помрачает ум человека и доводит до того, что тот, не помнит, что творит и что говорит.

Многие люди, даже среди глубоко верующих христиан, к сожалению мало обращают внимание на этот недуг души. А ведь, от этого исчезает страх Божий, исчезают плоды молитвы и всякого доброго дела, а самое главное мы раним своей злобой окружающих людей.

Поэтому постараемся очищать себя от этого порока искренним покаянием и любовью к ближним. Будем помнить слова Спасителя: «Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца». И в этот Воскресный день вознесём свои молитвы к Пресвятой Богородице перед Ее иконой Умягчение злых сердец, празднование которое мы сегодня совершаем, с мольбой о помощи в избавлении от собственных злобных наклонностей из нашего сердца, но также, чтобы зло и вражда уменьшались во всем мире.

Пусть по молитвам Царицы Небесной мир почивает между нами и ближними, пусть радость, спокойствие и искренняя любовь всегда пребывают с нами!


Радуй­ся, многоскорбная МАТИ Божия, печаль нашу в радость пре­тво­рябящая и серд­ца злых че­ло­век умягчающая!
С Праздником!

В воспоминание Преображения Господа Иисуса Христа, произошедшего по церковному преданию на горе Фавор, с древних времен христианской Церковью установлен праздник Преображения Господня, который бывает 19/6 августа и считается одним из самых больших Господских двунадесятых праздников, имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13/26 августа.

Икона «Преображение» Иисус Христос

Чтобы празднование не проходило во время Великого поста, православной церковью оно сознательно перенесено на 19 (06) августа – за сорок дней до Воздвиженья креста Господня, хотя по хронологии Евангелия событие совершилось за 40 дней перед крестными страданиями Иисуса.

И это было дано ученикам, чтобы они увидели, что ожидает человека в конце жизни, какой свет Преображения ждет нас в конце веков. И поэтому праздник этот, праздник Преображения, Церковь приурочила к последним дням календарного церковного года, времени итогов и плодов. Из сборника "Свет во тьме светит" А. Мень

И все же праздник выпадает на время Успенского поста, но в этот день допускается послабление — на трапезе разрешается рыба.

Приняв крещение от Иоанна и потом, победив искушение диавола, Господь Иисус Христос явился на проповедь Евангелия. В городах и селах, в горах и пустынях великое множество людей внимало Его спасительному учению, видело изумительные чудеса его.

Но из числа многих, следовавших за Божественным Учителем, он избрал двенадцать учеников, которыми преимущественно открывал тайны царствия небесного, и которые были постоянными свидетелями его жизни и учения.

Нередко говорил Господь своим избранным ученикам, что подобает ему идти во Иерусалим и много пострадати и убиену быти (Матф. 16, 1). Но ученики сначала не понимали необходимости креста и страшились мысли о страданиях их возлюбленного Учителя.

Рис. П.Ф.Борель

Веруя, что он есть обетованный Meссия, они недоумевали, как он может страдать и умереть. Посему Господь следующим чудесным событием показал им, что он есть истинно Сын Божий и что пострадает добровольно, как предсказано Пророками. Взяв с собою Апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос возвел их на гору Фавор, и здесь предался уединенной молитве.

В Евангелие не говорится прямо о том, что преображение произошло на горе Фавор. Только у Исаии есть слова о том, что прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову, но последующее возвеличит, и народ, ходящий во тьме, увидит свет великий — на живущих в стране тени смертной свет воссияет. (9:1,2) На границе колен Завулона и Неффалима как раз и возвышается Фавор Современные богословы считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон. (Википедия)

Во время молитвы вдруг лице Его преобразилось, сделалось светлым, как солнце, а одежда белою, как снег. Потом явились древние Боговидцы и величайшие пророки: святой Илия - с неба и Моисей - из страны мертвых.

Преображение Господне. Фрагмент росписи северо-восточного паруса Храма Христа Спасителя. Автор воссоздания В.А. Бакшаев

Апостолы были поражены и изумлены этим чудным явлением — среди такой славы и величия, Божественный Учитель их беседует с пророками о тех страданиях, которые ожидали его в Иерусалиме. А святой Петр, по своей пламенной любви к Господу, умоляет Его навсегда остаться на Фаворе, вместе с Моисеем и Илиею, вдали от завистников и гонителей.

Тициан Вечеллио. Преображение Господне, 1560 г.

Еще он не закончил своей странной просьбы, как светлое облако осенило всех, бывших на Фаворе, и из облака раздался глас: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Тою послушайте!” (Матф. 17, 5) Апостолы пали ниц и от страха были как мертвые.

По окончании чудного видения, Господь подошел к ним, успокоил их и повелел им, до времени воскресения Его из мертвых, никому не говорить о том, что они видели и слышали на Фаворе. Но тем торжественнее такое великое событие должно быть возвещаемо по воскресении Иисуса Христа, для назидания всех верующих в него.

Празднование — традиции, обычаи, обряды

  • В день Преображения Господня в храмах совершается праздничная литургия, читаются паримии, поется канон, священники облачены в белые одеяния, символизирующие божественный нетварный фаворский свет.
  • Правилами Апостолов (3-е правило) и IV Вселенского Собора (28-е правило) установлено в этот день освящать Церковью поспевшие плоды и гроздья, в знак благодарности к Богу, даровавшему их для питания. Православные христиане обыкновенно приносят в храм, для освящения, первые из созревающих плодов земных: виноград, яблоки, груши и прочие.
  • Народное название праздника Яблочный Спас, Второй Спас, Спас-Преображенье.
    Сложился обычай до этого дня соблюдать так называемый “яблочный пост”, не есть плоды нового урожая, кроме огурцов. (В.И. Даль, Месяцеслов)

Преображение (Видео)

Литература:

Уроки протоиерея И. Яхонтова, 1864, СПб.
А. Мень, «Свет во тьме светит»
В.И. Даль, Месяцеслов
Википедия

Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас. Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа (6 августа по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (с 20 по 26 августа). Отдание праздника совершается 26 августа. Преображение Господне всегда бывает в дни Успенского поста. Устав разрешает в этот день вкушать пищу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.

Преображение Господне, история праздника

Преображение – это одно из чудесных явлений царства Божьего на земле. Произошло оно на горе Фавор, куда Иисус направился, взяв с собой троих учеников – Петра, Ионна и Иакова. Ученики шли и молчали, предчувствуя, что сегодня им откроется нечто удивительное – великая тайна.

На той горе ученики смогли видеть великое чудо – Преображение Христа, явление Его величия и славы. Иисус преобразился, Его лицо стало светлым, как солнце, а одеяния – белыми, как снег. К Христу пришли два великих пророка: Моисей и Илья. Что самое интересное – Моисей к тому времени уже давно умер, и Илья был забран на небо живым. Явились они для того, чтобы побеседовать с Иисусом о Голгофской жертве, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Иисуса.

Аппостолов в тот день ожидало еще одно чудо, еще более яркое. Вдруг с неба вниз сошло светлое облако, откуда раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте». Спускаясь с горы, Иисус и ученики не проронили ни слова, лишь у подножия Сын Божий сказал, чтобы те молчали об увиденном, пока он не воскреснет из мертвых.

Что такое Преображение Господне и в чем его смысл

Исходя из истории, описанной выше, можно теперь заметить важные моменты такого великого чуда. Гора, на которой произошло Преображение Иисуса, представляла собой церковь, где Христос соединил два Завета. В настоящее время во время службы священники надевают белые наряды, как символ небесного сияния, произошедшего на горе Фавор много лет тому назад.

Преображение Господне имеет еще второе название – Второй или Яблочный Спас. Если окунуться опять же в историю появления христианства и вспомнить, что мы эту религию взяли из Византии, то там в этот день было принято святить виноград. Но так как в наших широтах виноград не приживается, решили использовать яблоки, которые как раз поспевали ко дню Преображения Господня. Хотя по сути своей 19 августа каждого года можно освящать любые плоды, которые уже поспели к празднику.

Когда празднуется Преображение Господне

Преображение Господне (Второй или Яблочный Спас) – один из самых важных христианских праздников. Относится к двунадесятым – 12-ти самым главным после Пасхи православным праздникам, преимущественно с закрепленной датой.

Отмечается каждый год 19 августа в память Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. По старому стилю – 6 августа.

Как утверждается в Евангелие, Преображение произошло за 40 дней до Пасхи, но отмечается не в феврале, а в августе, иначе празднование было бы во время Великого поста. На 40 день после события отмечают Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

История празднования Преображения Господня

Преображение Господне – один из самых древних праздников. Первое упоминание о нем датируется IV веком, но, скорее всего, отмечали его и задолго до этого. Отмечая этот день, когда Бог явился людям в человеческом обличии, православная церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: божественного и человеческого.

В IV веке равноапостольная святая царица Елена возвела храм на месте Преображения Господа, с этого дня были объявлены торжества в честь события. На местах, где спали ученики Спасителя, построили трехпрестольный храм. Еще три храма возвели в VI веке: во имя пророков Илии, Моисея и самого Спасителя.

В XIX веке Архимандрит Иринарх и иеродиакон Нестор установили на горе Фавор алтарь, служились молебны паломникам, жертвовавшим средства на строительство и поддержку храма. До освещения святыни патриархом Иерусалимским Кириллом II Иринарх не дожил всего год.

Какой смысл в празднике Преображения Господня

Священное Писание Нового Завета повествует о событии Преображения Христова. Там говорится о том, что Христос взял с собой трех учеников Петра, Иакова и Иоанна на гору помолиться. Во время моления Христа он поднялся в воздух и лицо его просияло, а одежды сделались белыми, как свет. Христос преобразился перед своими учениками на горе Фавор.

В этом событии христианская Церковь усматривает особый смысл. На Фаворе Господь являет своим ученикам божественную славу и величие. Это было необходимо для святых апостолов для укрепления их духа, ведь в скором времени Христу надлежало умереть за грехи человечества.

Православная Церковь возвещает о том, что в Господе Иисусе Христе было два естества – божественное и человеческое. На Фаворе Христос преображает человеческую природу (естество), делает ее благодатной и освящает. Смысл этого праздника в том, что после пришествия Христа в мир абсолютно каждый человек может достигнуть святости.

После Боговоплощения Христа природа человека уже способна принять божественную нетварную благодать. Примером как раз является чудесное Преображение Господа, которое христианская Церковь торжественно вспоминает и отмечает 19 августа по новому стилю.

С егодня, дорогие братия и сестры, празднуя отдание Преображения, мы сходили с Фавора и сегодня же, вступив в предпразднство Успения, мы должны затем перейти в Гефсиманию - ко гробу Богоматери, да видим конечное елико на Ней таинство. Благорадостен Фавор, душеусладительна и Гефсимания.

Святая Церковь называет Успение Божией Матери последним на Ней таинством, последним из тех, коими сопровождалась вся земная Ее жизнь. Вся жизнь Пресвятой Девы по своему виду и содержанию была чем-то таинственным и чудным, носящим на себе знамения Божественной печати. Для прославления Божией Матери и нашего назидания, с верою и любовью вспомним, что это были за таинства, совершившиеся Промышлением Божиим на Ней.

Первое таинство в жизни Богоматери открылось в самом Ее рождении, происхождении на свет Божий. От кого произошла Она? От престарелых родителей - вследствие особенной молитвы и обета. Премудрости Божией угодно было, чтобы Та, Которая должна родить Богочеловека, Сама явилась плодом не столько естественных сил человеческой природы, сколько наития благодати Божией. И вот престарелые Иоаким и Анна, достигшие преклонных лет, когда теряется уже для людей всякая надежда стать отцом и матерью, благодаря своей крепкой вере и надежде на Всемогущество Божие, по молитвам своим получают чистый дар неба - Преблагословенную Марию. Так совершилась первая тайна на Ней - во время Ее рождения.

Второе таинство явилось над Ней во время введения Ее во Храм трехлетней Отроковицей. Уже самое введение Ее в таком возрасте было необыкновенно, как следствие особенного, чрезвычайного обета праведных Иоакима и Анны посвятить плод молитв своих Господу. И таким образом Она с самых юных лет могла сродниться духом и сердцем со всем святым. Находясь в Храме на воспитании, Она должна была бы, как и прочие девы, пребывать только в преддверии его, но между тем мы видим, как Святую Отроковицу первосвященник по особому откровению вводит во Святая Святых, куда мог входить только он сам лишь однажды в год. Премудрости Божественной было угодно, чтобы будущая Матерь Божия, одушевленный Кивот Божий, пребывала там, где хранился Ее прообраз - ковчег Завета с манною и скрижалями. Так совершилась вторая тайна на Деве - во время Ее введения во Храм.

Третье таинство над Ней открылось по достижении Ею совершеннолетия. Ветхий Завет, как известно, не знал состояния девства, посвященного Богу и освященного Законом, так, как знает и понимает его Церковь новозаветная, поэтому Пресвятая Дева Мария, достигнув определенного возраста, по примеру прочих дев, должна была избрать Себе супруга. Но Дева Мария объявила, что Она твердо решилась во всю жизнь не принадлежать никому, кроме единого Бога. Первосвященники оказались в недоумении, как поступить; после совещаний и молитв они положили обручить Ее такому человеку, который согласился бы носить имя мужа, не пользуясь его правами. Жребий пал на праведного старца Иосифа, и так Пречистая стала Супругой, не преставая быть Девой, сочетая в Себе таким образом девство и супружество, благословение Ветхого и благодать Нового Завета. Эта тайна обручения служила до времени покровом, необходимым для совершения великой тайны воплощения Сына Божия. А как совершилась самая тайна Боговоплощения, известно из Евангелия. Дева изрекла: Се, Раба Господня (Лк. 1, 38), и сила Вышнего осенила Ее, и Слово стало плотию. Это было таинство из всех таинств, но им не закончились таинства, долженствующие совершиться над Ней. Они только углубились, соделались невидимее, оставаясь весьма назидательными и утешительными для нас.

За этими таинствами следует и тайна Распятия. На Кресте был не один Сын, но была и Матерь. В продолжение всей жизни Своей Она была на кресте, а особенно - на Голгофе. Иначе и не могло быть. Ведь Сам Божественный Сын Ее сказал: Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 38). Кто же был достойнее Господа, нежели Матерь Его? Поэтому никто и никогда не носил такого креста в продолжение всей своей жизни, как Преблагословенная Дева Мария.

Крест Ее слагался не из дерева или вещества, а из тех скорбей и уничижений, в которых пребывала Божия Матерь до самой Своей смерти. Приуготованная явиться Матерью Творца неба и земли и приветствованная Архангелом как благословенная между женами, Она в то же время должна страдать от подозрения со стороны хранителя Своего девства, будто бы Она бракоокрадованная. Не крест ли это?

Ей приближается время родить Того, Которого Царствию не будет конца, но для семейства их не находится места в гостиницах вифлеемских, и Она рождает Его в вертепе и полагает в яслях. Не крест ли это? Ангелы поют: Слава в вышних Богу (Лк. 2, 14), пастыри и волхвы поклоняются и приносят дары, а злобный Ирод ищет убить Младенца, и им приходится ночью бежать в Египет. Разве это не крест? А на Голгофе что чувствовало Ее чистое сердце, когда Сын Ее в муках вопиял: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Здесь, без сомнения, исполнилось во всей силе ужасное предсказание Симеона: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35).

За тайной распятия последовало усыновление Богородице Христова ученика Иоанна и введение Ее как матери этого Апостола в его дом. Так во всю жизнь Свою предопределено было Ей пребывать в неизвестности, неся долю простой смиренной христианки. И в этом заключалась великая Божественная тайна. Ведь не без значения были сказаны эти удивительные слова со Креста: Жено! се, сын Твой (Ин. 19, 26). Ими и определялся характер всей дальнейшей жизни Богоматери. Когда Божество Сына, с Воскресением и вознесением Его на небо, открылось во всей силе, когда мир начал преклоняться пред именем Распятого, тогда Матери Иисусовой естественно предстояла величайшая честь и слава, подобающая Матери Сына Божия, Спасителя всех человеков. Никто, без сомнения, не мог быть достойнее Марии всякой хвалы, всякого почитания. Однако слава и честь, воздаваемые Пресвятой Деве в продолжение земной жизни Ее, лишили бы Матерь точнейшего сходства с Божественным Сыном, Который до конца жизни Своей не имел где главы приклонить; сопровождалось бы такое прославление Ее и некоторыми неудобствами в деле распространения Евангелия.

Дорогие братия и сестры, Святая Церковь повелевает нам не скорбеть в день Успения Божией Матери, а радоваться, потому что в такой дивной кончине Преблагословенной Девы к утешению всех явилась с особенным торжеством сила Господа, Который смертию Своей и Воскресением сокрушил жало смерти и из страшной и мучительнейшей сделал ее для верных Своих последователей радостной и блаженной. Здесь - первая причина нашей радости.

Во-вторых, мы радуемся о Самой Пречистой, ибо Она после скорбей и страданий, которыми, по предсказанию праведного Симеона, преисполнена была Ее жизнь, наконец получила награду, соответствующую Ее добродетели. Пречистая Дева до самой блаженной кончины Своей умаляла Себя, смирялась, терпела; но с этих пор, со дня Ее Успения, начинается и Ее возвеличение и прославление. Таким образом при гробе Богоматери обнаружилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба: будучи доселе наказанием за грех, она сделалась теперь свидетельницей добродетели, наградой за подвиги, совершенные в жизни.

Плащаница Божией Матери, украшенная живыми цветами сестрами обители.

Третью причину радости изъясняет церковная песнь: В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста (Кондак Успения.- Ред. ). Если при жизни Своей Она была Ходатаицей за бедных пред Сыном Своим, то по преставлении Ее и вознесении на небо во всей силе стали исполняться сказанные Ею в утешение скорбевшим об Ее отшествии слова: "Не оставлю вас в сиротстве по Моем преставлении - не только вас, но и мир буду посещать, назирать и помогать бедным". По Своем преставлении Пресвятая Дева стала могущественнейшей Предстательницей и Заступницей за всех, поистине Матерью всего христианского мира.

Воспоминая, дорогие братия и сестры, блаженную кончину Богоматери, мы должны позаботиться о том, чтобы и себя достойно приготовить к смерти, чтобы встретить нам ее не со страхом, но с радостью; а для этого нужно постоянное памятование о ней. Это памятование будет постепенно приготовлять нашу душу к переходу в вечную жизнь, отрешать сердце от всех чувственных страстных земных привязанностей. Святые Отцы говорят: "Кто стяжал память смерти, тот никогда не может согрешить".

Второе средство против страха смерти - чистая совесть. Человек с чистой совестью может спокойно переступить порог вечности - смерть телесную. Такой человек может спокойно сказать с праведным Симеоном: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром (Лк. 2, 29). Но у кого же совесть может быть действительно спокойна? - У того, кто старался жить истинно христианской жизнью, кто был послушным сыном Церкви, кто примирился с Богом и людьми, кто приготовился к смерти таинством Покаяния, которое снимает тяготеющее над совестью бремя грехов, и вкусил в таинстве Причащения Тело и Кровь Христовы.

Следующее сильное средство для человека против страха смерти - вера его в безсмертие души. Тело разрушается и истлевает, а дух, созданный Богом для безсмертия, остается жить вечно.

Последнее же и самое могущественное средство есть вера не только в то, что душа безсмертна, но и в то, что будет некогда время, когда она соединится со своим воскресшим, прославленным телом для вечной жизни за гробом - блаженной для праведников, мучительной для грешных. Имея живую веру в эту истину, христианин не только не будет бояться смерти, но и даже с радостью встретит ее, когда она придет к нему. Эта живая вера в существование за гробом вечной блаженной жизни одушевляла безчисленные сонмы мучеников в первые века христианства и делала смерть для них самым радостным событием, несмотря на страшные мучения.

Чин погребения Пресвятой Богородицы.

Дорогие братия и сестры, взирая на блаженное успение Богоматери, потщимся и сами усердием в добродетельной жизни и презрением к пороку сделать свою кончину мирной. Чем достигла столь блаженной кончины Пресвятая Дева? - Чистотой целомудрия, строгостью воздержания, постоянством в молитве, смирением и терпением в трудных обстоятельствах, упованием на Промысл Божий. Поэтому, подражая примеру Богоматери, идите путем тесным, который приводит к вечной жизни. Да, действительно, на этом пути необходимо терпение. И потому, укрепляясь надеждою на Бога, терпите в счастье, чтобы не увлечься обольщением, терпите и в несчастье, чтобы не впасть в малодушие среди тяжких испытаний. Терпите все скорби и болезни и все трудности, какие надобно терпеть, чтобы устоять на праведном пути. Ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Так поступая, каждый из нас будет иметь истинный мир в душе и надежду блаженной мирной кончины; последний час не будет страшить нас, и конец настоящей жизни станет для нас началом жизни вечной, и гроб - лествицею к небу. Аминь.