Проблема измерения нижнего и верхнего абсолютных порогов ощущений. Ощущения, виды и пороги ощущений Характеристики основных видов ощущений

Как уже было сказано, первая проблема, с которой приходится сталкиваться исследователям, связана с фактом существования нижнего и верхнего абсолютных порогов ощущений. Для установления значения абсолютного порога (который различается для каждой модальности и зависит от свойств анализатора, а также от психологического состояния человека) пользуются следующими экспериментальными приемами.

1. Метод минимального изменения: уменьшение интенсивности стимула до тех пор, пока испытуемый не перестанет испытывать ощущение → регистрация полученного значения → увеличение интенсивности стимула до тех пор, пока испытуемый снова не начнет испытывать ощущение, →

регистрация полученного значения. Замеры производятся несколько раз, и затем вычисляется среднее значение.

2. Метод постоянных раздражителей: испытуемому предъявляют ряд стимулов разной интенсивности → в ответ на каждый стимул испытуемый сообщает о наличии или отсутствии ощущений → для каждого из предъявленных значений интенсивности вычисляется пропорция положительных ответов → абсолютным порогом считается интенсивность стимула, при которой наличие ощущения фиксируется в 50% случаев.

Данные замеров, полученных разными методами, как правило, несколько отличаются, что объясняется явлением адаптации и эффектом ожидания. Так, для слуховой чувствительности нижним абсолютным порогом будет громкость, примерно соответствующая тиканью ручных часов в полной тишине на расстоянии около 6 м, а верхним абсолютным порогом – громкость, соответствующая шуму взлетающего самолета (табл. 7.3).

Таблица 7.3

Абсолютный нижний порог ощущений

Необходимо отметить, что даже для одного и того же человека величина абсолютного порога носит непостоянный характер: он оказывается то выше, то ниже. Еще И. Мюллер в середине XIX в. отмечал, что по мере накопления опыта (тренировки) величина нижнего абсолютного порога понижается, а по мере утомления – повышается. Одно из объяснений влияния "тренированности" испытуемого на порог чувствительности его сенсорных систем связано с тем, что человек начинает предвосхищать нужные стимулы и поэтому легче находит их: процесс ощущения модулируется механизмами восприятия.

Еще в большей степени неразрывность процессов ощущения и восприятия отражена в теории обнаружения сигнала (ТОС) Д. Грина и Дж. Светса (1966). Действительно, как быть с тем фактом, что стимулы одинаковой интенсивности порой вызывают ощущение, а порой – нет? Грин и Свете предположили, что вероятность обнаружения слабого раздражителя, близкого по своему значению к пороговому, зависит от оценки вероятности наличия или отсутствия стимула в данной ситуации, а также от субъективной "цены" ошибочного или правильного ответа. Авторы разделили ошибки на два типа – "ошибки пропуска" и "ложные тревоги". Первый тип ошибки означает, что слабое ощущение, которое в принципе может быть обнаружено, не осознается субъектом. Второй тип ошибки проявляется в том, что субъект реагирует на стимул, которого объективно не существует. Так, если человек ожидает действия раздражителя, он, скорее, склонен к ошибке по типу "ложной тревоги", а если сигнал, по его оценке, маловероятен, то, скорее, будет допущена "ошибка пропуска". Данная стратегия является адаптивной, поскольку объективно увеличивает количество правильных ответов.

Фактор "цены" ответа учитывает мотивационную составляющую принятия решения о наличии стимула. Представим себе врача-диагноста, который рассматривает рентгенограмму больного и должен определить, свидетельствует ли она о присутствии опухоли. Если врач пропустит тревожный сигнал, расплатой может стать жизнь пациента. А если поднимет ложную тревогу, то пациенту придется всего лишь пройти процедуру повторного обследования. Очевидно, что в такой ситуации врач, по мнению Дж. Лофтуса, скорее, будет "замечать" признаки опухоли в недостаточно определенном изображении, чем игнорировать их (G. Loftus, 2002). Аналогичный пример можно привести из области обоняния. Например, запах какого-то блюда кажется вам немного подозрительным. Если вы заботитесь о своем здоровье, вы не станете есть такое блюдо: лучше остаться голодным (ошибка ложной тревоги), чем отравиться (ошибка пропуска). Обратная тенденция будет наблюдаться, если цена ложной тревоги высока. В качестве примера можно привести поведение влюбленного, который упорно не замечает недостатки предмета своего обожания, очевидные для всех окружающих, ведь в противном случае он рискует потерять прекрасное чувство.

Но, может быть, ощущение малой интенсивности просто не осознается человеком? Воздействие подпорогового стимула (т.е. раздражителя с интенсивностью меньше установленной пороговой величины) на восприятие последующего стимула получило название эффекта предшествования (priming effect). Например, после короткого предъявления картинки, на которой персонаж вручает букет старушке (интенсивность и длительность стимула ниже пороговой, поэтому он не осознается), испытуемые затем были склонны оценивать лицо этого персонажа на фотографии (надпороговый стимул) как симпатичное и доброжелательное. Было также обнаружено, что сигнал подпороговой интенсивности значительно облегчает впоследствии обнаружение сходного сигнала.

Таким образом, обобщая, можно сказать следующее.

  • 1. Статистический абсолютный порог ощущения – это среднее значение ряда замеров интенсивности сигнала, при которых возникает ощущение (нижний порог) или ощущение теряет свою специфичность (верхний порог).
  • 2. Теория обнаружения сигнала (ТОС) вносит поправку в значение статистического абсолютного порога ощущения, учитывая субъективные факторы.
  • 3. Сигналы подпороговой интенсивности могут оказывать влияние на обнаружение сигналов надпороговой интенсивности.

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности (рис. 5.6).

Рис. 5.6.

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследования психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего - на болевой). Например, при постепенном увеличении температуры воды человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера - Вебера относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

Константы Вебера для разных органов чувств составляют: 2 % для зрительного анализатора, 10 % для слухового (по интенсивности) и 20 % для вкусового анализатора. Это означает, что человек может заметить изменение освещенности порядка 2 %, в то время как для изменения слуховых ощущений требуется изменение силы звука на 10 %.

Закон Вебера - Фехнера определяет, как меняется интенсивность ощущений при изменении интенсивности раздражения. Он показывает, что эта зависимость носит не линейный, а логарифмический характер.

Раздел II. Психические процессы

Тема 2.1. Ощущение и восприятие (2 часа)

Цель: сформировать представления об ощущении и восприятии как психических процессах, обосновать их значимость для развития человека.

Задачи:

1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания о психических процессах человека;

2. Формировать мировоззренческие позиции при освоении знаний о когнитивной сфере человека;

3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей развития собственной когнитивной сферы.

Вопросы:

1. Ощущения, виды и пороги ощущений.

2. Закономерности ощущений: чувствительность, адаптация, синестезия, взаимодействие и контрастность. Количественно-качественный переход от ощущений к восприятию.

3. Восприятие, его виды.

4. Особенности восприятия: целостность, константность, содержательность, категориальность (обобщенность).

5. Понятие иллюзии и экстрасенсорного восприятия.

Ощущения, виды и пороги ощущений.

Ощущения – процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств их виды:

· по модальностям: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные

Все ощущения классифицируются в соответствии с классификацией рецепторов, предложенной знаменитым английским физиологом Шеррингтоном . Все рецепторы он предложил разделить на три группы: дистантные и контактные экстерорецепторы, располагающиеся на поверхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; интерорецепторы, реагирующие на изменения во внутренних органах; и проприорецепторы, заложенные в мышцах и связках.

Ощущения разделены на:

экстероцептивные – внешние,

интероцептивные – внутренние,

проприоцептивные – кожно-суставные.

Физиологической основой ощущения является рефлекторное кольцо . Так работают все анализаторы, в пространстве которых формируются психические образы.

Анализатор состоит из рецептора, афферентных и эфферентных волокон и соответствующего участка центральной нервной системы. Только деятельность анализатора как единого целого приводит к формированию первичного психического образа – ощущения, причем в каждом анализаторе формируется специфический по своему качеству (модальности) образ: свет, звук, вкус, запах, прикосновение, тепло или холод, тяжесть, вибрация и ряд других.



Ощущение возникает только в результате изменений , происходящих в рецепторах под влиянием различных форм движения либо самих органов чувств, либо окружающей среды.

Субъективное «представление» о пространстве возникает уже на уровне ощущений. В пространстве каждого анализатора формируется так называемое сенсорное поле , которое имеет свои собственные пространственные характеристики. Если мы наденем очки с матовыми стеклами, дающими только рассеянный свет, мы получим зрительное сенсорное поле, которое уже обладает определенной структурой: любой объект, попавший в это поле, будет располагаться в нем вверху или внизу, справа или слева, приобретая таким образом некоторые координаты. Все охватываемое слухом пространство образует сенсорное поле слуха, имеющее те же характеристики, к которым, однако, добавляется еще одна – «впереди – сзади».

С переживанием интенсивности воздействий связаны такие характеристики ощущения, как чувствительность и пороги чувствительности .

Под чувствительностью понимают способность давать ощущение вообще. Под порогами чувствительности понимают такие выраженные в физических величинах значения интенсивности воздействий, пересечение которых приводит либо к возникновению, либо к исчезновению адекватных ощущений.

Под абсолютным нижним порогом чувствительности понимают минимальную силу воздействия на рецепторы, при которой возникает ощущение. Между нижним порогом чувствительности и чувствительностью имеется обратно пропорциональная зависимость: чем выше порог, тем меньше чувствительность и наоборот.

При пересечении верхнего абсолютного порога чувствительности ощущение перестает быть адекватным и возникает чувство боли: болезненно яркий свет, болезненно громкий звук и другие болезненные ощущения (гиперестезия ).

Чрезмерные воздействия на органы чувств могут вызвать не только боль, но и шок с потерей сознания или временной дезориентацией. На этом факте основано действие, например, звукового шокера. При изменении интенсивности раздражения интенсивность ощущения изменяется не сразу.

Минимальная величина, на которую нужно изменить воздействия, чтобы человек ощутил эти изменения (яркости, громкости, силы прикосновения, более соленого или менее соленого и т.д.), называется разностным порогом чувствительности.

Абсолютные пороги чувствительности у человека чрезвычайно низкие и, следовательно, чувствительность органов чувств очень высока. Например, чувствительность зрения такова, что в абсолютной темноте человек может увидеть пламя свечи на расстоянии приблизительно 27 км. Слуховая чувствительность у человека настолько высока, что ощущение звука возникает уже при смещении барабанной перепонки на 10 -10 см - это значит, что человек в принципе может услышать тиканье наручных часов на расстоянии 6 м. Вкус вещества человек может почувствовать при растворении все­го 25 г этого вещества в 1100 л воды. Чтобы почувствовать запах, достаточно 0,001 г ароматического вещества на шестикомнатную квартиру.

Количественное измерение ощущений представляет важный аспект для многих сфер науки и практики, где успех обусловлен качеством деятельности человека. Измерить ощущение - значит найти числовое соотношение между параметрами раздражителя, воздействующего на рецептор, и свойствами возникающих при этом ощущений. Основными количественно измеряемыми характеристиками ощущений являются их пороги и чувствительность.

Человек из своего жизненного опыта знает, что не всякий внешний сигнал вызывает осознаваемое ощущение. Например, звуковые волны на частоте ниже 15 Гц (или более 25 ООО Гц) не порождают слуховых ощущений. При этом говорят, что эти звуковые сигналы находились за порогами слышимости человеческого слуха. Здесь речь идет о нижнем и верхнем порогах.

Нижний абсолютный порог ощущений - это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, не воспринимаются человеком. Примеры величин нижних абсолютных порогов:

  • зрительные ощущения света от пламени свечи, горящей в темноте в ясную погоду, возникают у человека на расстоянии примерно 48 м;
  • слуховые ощущения звука от тиканья ручных механических часов в полной тишине возникают на расстоянии 6 м;
  • ощущение сахара в воде появляется, когда одну чайную ложку сахара растворить в 8 л воды.

Верхний абсолютный порог ощущений - это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. При сигналах, превышающих верхний порог, ощущения либо исчезают, либо возникают болевые ощущения (например, НВ расстоянии 100 м от воздушного лайнера звук турбин, работающих на полную мощность, воспринимается как боль в ушах).

Относительный порог ощущений (другие названия: порог различения, разностный порог) - это ветчина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения. Если увеличить комнатную температуру с 18 до 18,5° С, то находящийся в ней человек не заметит этого. У него не возникнет ощущения, что температура повысилась на 0,5°. Если же изменить температуру на 5% от исходной величины (в данном примере на Г), то ощущения, что температура изменилась, появятся. Следовательно, можно говорить о том, что относительный порог ощущения температуры равен 5% от исходной величины (для данного наблюдаемого температурного диапазона).

Примеры относительных порогов ощущений:

  • изменение ощущения веса происходит при величине относительного порога, равного 0,02 = 1/50 (это значит, что для появления ощущения изменения веса необходимо исходный вес уменьшить или увеличить на 1/50 часть);
  • изменение ощущения высоты звука происходит при пороге 0,003.

Величина порогов обусловлена рядом факторов :

  • характером деятельности человека (дегустатору подвластна значительно большая гамма запахов и вкусов, чем остальным людям);
  • мотивами и интересами человека (заинтересованность в объекте повышает способность ощущать более слабые входные раздражители);
  • возрастом (зрелые годы ухудшают возможности вкусового анализатора);
  • уровнем гуманитарного образования и общей культуры (глаз «среднестатистического» японца различает больше оттенков цвета, чем глаз среднего человека мира).

С понятием порога тесно связано понятие «чувствительность». Если у какого-то человека при воздействии слабого раздражителя ощущение появляется раньше, чем у других, то говорят, что он обладает более высокой чувствительностью к раздражителям данной модальности. Различают абсолютную и относительную (разностную) чувствительность.

Абсолютная чувствительность АЧ вводится как величина, обратно пропорциональная абсолютному порогу АП ощущений:

Относительная (разностная) чувствительность ОЧ - это чувствительность к изменению раздражителя R, действующего в данный момент на органы чувств человека. В математической форме это выражается следующим образом: ОЧ = AR/R, где AR - величина, на которую должен измениться раздражитель R, чтобы у человека появилось ощущение такого изменения.

Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения .

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения . Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.

Пороги ощущений индивидуальны для каждого человека и изменяются на протяжении его жизни. Ощущения, кроме величины абсолютного порога, также характеризуются порогом к различению, который называется дифференциальным порогом.

Дифференциальный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину.

Значение константы Вебера для различных органов чувств приведены в таблице:

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и дифференциальные пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности .

Наряду с этим различаются оперативные пороги ощущений - величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигает максимума. Эта величина на порядок больше, чем величина порога различения, и применяется в различных практических расчетах.

Патологическое изменение порогов чувствительности включает понижение порогов чувствительности - гиперестезии, повышение - гипостезии, полную утрату - анестезии и извращение - сенестопатии, психотических состояниях (острый галлюциноз, параноид и др.), начальных проявлениях непароксизмальных помрачнениях сознания (делирий, онейроид, аменция).


Гипостезия - понижение восприимчивости к внешним раздражениям, когда окружающий мир, отдельные предметы и свойства теряют яркость, красочность, сочность, отчетливость индивидуальность. Встречается при оглушенности, депрессивных состояниях, истерических синдромах, алкогольном и наркотическом опьянениях.

Гипералгезия - повышение болевой чувствительности, наблюдается при различных патологических состояниях, в частности, при депрессиях, особенно маскированных ("алгическая меланхолия" (Петрилович, 1970)).

Анестезия проявляется анатомическим и функциональным повреждением анализатора, начиная с рецепторного отдела и кончая корковым представительством, что клинически сопровождается потерей чувствительности кожи, потере вкуса, обоняния, слепоте, глухоте.

В неврологии выделяют зрительную агнозию (неузнавание зрительных образов, букв, слов), слуховую (неузнавание предметов при ощупывании), аутотопоагнозии (неузнавание частей своего тела), анозогнозии (непризнание болезни, повреждения), агнозию лица. При истерических невротических синдромах наблюдают психическую амблиопию (слепота), психическую аносмию (нечувствительность к запахам), психическую агейзию (утрату чувства вкуса), психическую глухоту, психическую тактильную и болевую анестезию (аналгезии).

Восприятие как психический процесс. Его характеристики. Патология.

Восприятие - отражение в сознании предметов и явлений при их воздействии на органы чувств.

Виды восприятия :

Зрительное

Слуховое

Осязательное

Обонятельное

Кинестетическое

1. Предметность - отнесение сведений к конкретному предмету.

2. Целостность. Восприятие всегда формирует целостный образ по отдельным деталям.

3. Структурность. Предмет всегда воспринимается в системе.

4. Константность - постоянство.

5. Осмысленность. Восприятие всегда имеет смысловое значение.

6. Апперцепция - зависимость восприятия от особенностей психики человека (домысливание).

Патология восприятия включает в себя психосенсорные расстройства, иллюзии и галлюцинации.

1) Свойство, извлеченное из конкретного факта, признается равнозначным факту.

2) Выделенное свойство наталкивает на определенный вывод, который нельзя получить из факта непосредственно.

Мышление подчиняется законам логики. Основными логическими формами являются:

Понятие (мысль, включающая существенные признаки предмета)

Суждение (отражение связи между понятиями)

Умозаключение (суждение на основе других суждений)

Процесс мышления включает в себя:

Синтез (объединение информации в целое)

Сравнение (установление сходства)

Обобщение (выделение общего, конкретизация)

Мышление не нужно, если нет цели. Потребность мыслить возникает тогда, когда появляется проблема. Проблема трансформируется в задачу, т.е. в конкретную задачу.

Виды мышления:

Наглядно-действенное (прагматики)

Образное (поэты)

Отвлеченное (философы)

Мышление является основной составной частью интеллекта (ума, мыслительных способностей). Индивидуальная характеристика мышления, то есть мышления в действии, качество ума (интеллекта), включает широту, глубину, самостоятельность, критичность и гибкость, последовательность и быстроту мыслительных операций. Собственно интеллект, способность образовывать новые умозаключения, схватывать различные точки зрения, включает предпосылки интеллекта (память, внимание, речь и др.), духовный инвентарь (запас знаний и навыков).

а) Ускорение мышления наблюдается при маниакальных состояниях и характеризуется многословностью, отвлекаемостью, поверхностным характером ассоциаций. Суждения возникают легко, носят легковесный, поверхностный характер, страдает глубина мысли. Ускорение мышления в выраженной степени достигает "скачка идей", речь не поспевает за мыслями и внешне может носить несвязный характер («маниакальная спутанность»)

б) заторможенное (замедленное) мышление наблюдается при депрессиях, состояниях оглушения, эпилепсии, органическом поражении мозга, и характеризуется бедностью ассоциаций, суждения формируются с трудом, речь лаконична, односложна.

"Шизофазия " - форма речевых нарушений на фоне ясного сознания (в отличие от аментивного, бессвязного мышления) появляющаяся в бессмысленном "нанизывании" отдельных слов, наименований, терминов, не имеющих "грамматической согласованности и ло-гической последовательности.

Эмоции. Патология эмоции.

Эмоции - это субъективное переживание человека, его отношение к действительности.

Эмоции включают в себя:

Собственно эмоция (оценочная реакция человека на действительность);

Аффект (сильное, бурное, кратковременное переживание);

Страсть (сильное, стойкое, длительное переживание)

Настроение (длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека);

Чувство (устойчивое психическое состояние, имеющее предметный характер);

Стресс (неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование).

Теории эмоций:

Теория ограниченности ощущений (Джеймс).

Энергетическая теория эмоций (Э. Гелингор) «Эмоция осуществляет энергетическую мобилизацию организма».

Регулирующая теория эмоций (П. Анохин) «Эмоция - это механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах».

Теория рассогласования (П. Симонов) «Эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения».

Эмоция рассматривается как обобщенная оценка (реакция) личности на ситуацию.

Физиологический аффект - состояние выраженного аффекта (гнева), не сопровождаемого помрачением сознания, а лишь возможным сужением круга представлений, концентрирующихся на событиях, связанных с возникающим аффектом; эпизод не завершается сном, резким психофизическим истощением и амнезией. В этом состоянии часто совершают противоправные действия. Лица эти признаются вменяемыми, в отличие от перенесших патологический аффект.

Патологический аффект - кратковременное психическое расстройство с агрессивным поведением и раздражительно-злобным настроением на фоне сумеречного помрачения сознания. Такое состояние возникает в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражается концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и, часто, глубокий сон. Характеризуется частичной или полной амнезией. Лица соврешившие правонарушения в таком состоянии признаются невмняемыми.

Нарушение силы эмоций:

1. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) - повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным личностным свойством, особенно выраженным при психопатиях.

2. Эмоциональная холодность - нивелировка выраженности эмоций в виде ровного, холодное отношение ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости. Выявляется у психопатов, при шизофрении.

3. Эмоциональная тупость - слабость, обеднение эмоциональных проявлений и контактов, оскуднение чувств, доходящее до безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта.

4. Апатия - безразличие, полное отсутствие чувств, при котором не возникают желания и побуждения. Чаще наблюдается чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие. Встречается при шизофрении (дефект) и грубых органических поражениях головного мозга, а так же может быть ведущим проявлением депрессивного синдрома.

Нарушения устойчивости эмоций .

1. Эмоциональная лабильность - патологически неустойчивое настроение, которое легко меняется на противоположное в связи с изменением ситуации. Патологически неустойчивое настроение характерно для астенического синдрома, кроме того, может встречаться в рамках эмоционально-волевых расстройств при патологии личности.

2. Эксплозивность - повышенная эмоциональная возбудимость, при которой легко возникает переживание досады, гнева, вплоть до ярости, с агрессивными поступками. Может возникнуть по незначительному поводу. Эксплозивность характерна для эмоционально-волевых расстройств при патологии личности, органических (травматических) поражениях головного мозга.

3. Слабодушие - состояние легко колеблющегося настроения по ничтожному поводу от слезливости до сентиментальности с умиленностью. Может сопровождаться капризностью, раздражительностью, утомляемостью. Наблюдается при сосудистом поражении головного мозга, при соматогенной астении.

Воля. Мотивация. Патология воли

Воля как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия.

Воля (психология) — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие. Понятие воля очень тесно связано с понятием свобода.

Сила воли - Это внутренняя сила личности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.

Мотивация (от лат. movere ) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Гипобулия - понижение волевой активности, сопровождающееся бедностью побуждений, вялостью, бездеятельностью, скудной речью, ослаблением внимания, обеднением мышления, снижением двигательной активности, ограничением общения.

Абулия - отсутствие побуждений, интересов, желаний влечений. Наблюдается при хронических заболеваниях со снижением интеллекта и ослаблением аффективной деятельности. Часто сочетается с такими симптомами, как:

Снижение социальной продуктивности - ухудшение в выполнении социальных ролей и навыков, т. е. функционально организованных черт поведения, разделяемых большинством индивидов, занимающих определенное социальное положение, и рассматриваемых как существенные для поддержания этого положения,

Снижение профессиональной продуктивности - ухудшение выполнения профессиональных обязанностей и навыков, т. е. специфических задач и обязанностей, знаний и стандартов в профессиональной области и ее продуктивности (материальное производство, обслуживание, сфера науки и искусства),

Социальное отчуждение - форма поведения, характеризующаяся настойчивой тенденцией к отказу от социальных взаимодействий и связей. В культуре индивида такое поведение обычно рассматривается как отклонение от нормы, указывающее на наличие психиче-ского расстройства или аномальных черт личности.

К патологии низшей волевой деятельности относятся патология влечений, формирующихся на основе инстинктов. Они происходят в форме усиления, ослабления или извращения инстинктов.

Стресс и стрессоустойчивость

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Тревога, обозначаемая как

Ощущение неопределенной угрозы;

Чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

Неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса.

Стрессоустойчивость — представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию — то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.

Стрессоустойчивость — качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду.

Понятие и структура деятельности. Общение как вид деятельности.

Человек в повседневной жизни проявляет немалую активность, являясь созидателем и творцом, независимо от его вида деятельности. Не проявляя активность, невозможно приобрести все богатство духовной жизни. С помощью деятельности раскрываются глубины чувств и ума, силы воли и воображения, черт характера и воображения. Понятие деятельности в психологии раскрывает социальную категорию, раскрывающую познание и закономерности окружающей природы. Человек, выступая в качестве личности, должен ставить цели и осознавать мотивы для побуждения к активности.

Принцип единства деятельности и сознания объединяет ряд осознанных теоретических положений. Сознание содержит объекты и стороны любой познаваемой деятельности. Таким образом, получается, что структура и содержание самого сознания напрямую взаимосвязаны с деятельностью. Каждый вид деятельности несомненно связан с активными движениями, являющимися физиологической функцией живых организмов. Одними из наиболее ранних проявляются двигательная и моторная функции.

Физиологическая основа позволяет делить все движения на две группы: врожденные и приобретенные, поскольку часть движений мы приобретаем с рождения, а часть - при получении жизненного опыта. Умственная деятельность начинает развиваться с младенческого возраста, поскольку человек, перед желанием что-либо сделать, продумывает действия, планирует и зачастую оперирует речевыми символами и образами.

Отсюда ясно, что внешняя деятельность зависит от умственной деятельности и контролируется внутренним планом действий, т.к. все проявления волевых действий обдумываются относительно целей и последующих возможных результатах. Понятие деятельности в психологии составляет совокупность всех действий, которые объединены одной общей целью и которые выполняют конкретную общественную функцию.

В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и побуждается отвечающим ей мотивом, включает действия, направленные на имеющие смысловое отношение к мотиву цели. В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы.

Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?». И т.д.

Возрастная психология. Понятие возраста в психологии.

Возрастная психология - область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста.

Развитие человека происходит постепенно, сказывается закон перехода количества в качество.

Социализация - начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой скорости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Социализация - обучение в жизни (роль семьянина, делового партнёра и т.п.)

Книги играют значительную роль в социализации.

Социализация - рассказ на индивидуальном уровне о том, что происходило с обществом на всём протяжении его жизни.

Понятие возрастных особенностей связано с изменением во времени возрастных свойств.

Выделение периодов:

1) биогенетический принцип: выделение этапов, связанных с биологическими особенностями;

2) принцип органического биосексуального развития;

3) принцип интенции (Ш. Бюллер);

4) принцип исследования сензитивных и критических периодов (Игорь Кон);

5) принцип отечественной периодизации (Эльконин): выделение ведущего вида деятельности.