Профессиограмма врач. Профессиограмма: Врач «врач – хирург»

История профессии. Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов.

Начиная с XVII в. качество подготовки врачей постоянно улучшается, совершенствуются формы организации здравоохранения. В настоящее время медицинская наука находит все новые и новые причины и механизмы развития болезней, вооружает медицинский персонал более совершенными методами лечения и предупреждения различных болезней.

Тип профессии - человек - человек.

Класс профессии - эвристический.

Профессиональная область - здравоохранение, медицина.

Базовое образование - высшее профессиональное образование.

Условия труда . Во время работы врач находится в помещении и вне помещения, возможны длительные командировки. Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.

Доминирующие виды деятельности:

1) выявление причин различных заболеваний;

2) оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;

3) диагностика и лечение больных в стационаре и амбулаторно;

4) осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;

5) внедрение новых препаратов и лекарственных средств;

6) осуществление санитарно-просветительской работы среди населения;

7) осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;

8) оказание помощи при формировании здорового образа жизни;

9) разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. Способности: способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания; способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для лечения данного заболевания; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур; быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли.

Личностные качества, интересы, склонности: терпеливость и выдержанность; доброжелательность и приветливость; ответственность; аккуратность; тактичность; оптимистичность; внимательность; готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; бескорыстность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности : безответственность; невнимательность; эгоистичность; эмоциональная несдержанность; жестокость; брезгливость; нетерпимость; рассеянность.

Области применения профессиональных знаний : научно-исследовательские институты; медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти); образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы); социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка); предприятия; правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура); МЧС, службы спасения; военные организации.

Преимущества профессии - разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии - высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов; необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда, новые приемы и методы работы.

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и социальный) : диетолог; психотерапевт; логопед; стоматолог; медсестра; следователь; социальный работник.

Учебные заведения, обучающие данной профессии.

1. Российский государственный медицинский университет (РГМУ).

2. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова (ММА).

3. Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ).

4. Государственная классическая академия им. Маймонида (ГКА).

5. Российский университет дружбы народов (РУДН).

6. Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.

ПРОФЕССИОГРАММА «ВРАЧ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

Врач , по определению толкового словаря,- это лицо с высшим медицинским образованием , лечащее больных. Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.

Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.

В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами . У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных. Операции, которые делал врач, были несложными и выполнялись с помощью инструментов, использовавшихся в быту, например, кузнечные клещи, ножи.

В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.

В сфере медицины существует пять специальностей:

1. «Лечебное дело » – врач подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения

КАЧЕСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА

    стрессоустойчивость умение управлять собой, личная организованность социальный интеллект (умение понимать поведение других людей) коммуникативные способности ответственность способность сопереживать больным способность правильно ориентироваться в экстремальных условиях уравновешенность тактичность

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

    нервно-психическими сердечно-сосудистыми опорно-двигательного аппарата хроническими инфекционными верхних дыхательных путей аллергическими зрительного, слухового анализаторов речеголосового аппарата

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Необходимы знания по биологии, химии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

· научно-исследовательские институты

· медицинские организации (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти, здравпункты, амбулатории , фельдшерско-акушерские пункты)

· образовательные организации (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, вузы, организации дополнительного образования)

· социальные организации (приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка)

· военные организации

Место работы
. государственные больницы и поликлиники;
. частные клиники;
. пункты «Скорой помощи»;
. травмпункты;
. оздоровительные учреждения (санатории и т.д.);
. медицинские кабинеты;
. стоматологические клиники;
. родильные дома;
. морги и заведения, специализирующиеся на прозекторской деятельности (патологоанатомии);
. образовательные учреждения, а также иные другие учреждения, в которых, согласно Законодательству РФ, в штате должен работать врач;
Режим труда и рабочий ритм зависит от места работы: это может быть и по графику и прием только в дневное время
Основные требования к физическому состоянию организма врача;
эмоционально-волевая устойчивость, внимательность, аккуратность, высокая ответственность, наблюдательность, большой объем долговременной памяти, аналитический ум
Требования к индивидуальным особенностям специалиста:
Терпение, выдержка, чувство ответственности, эмпатия , коммуникабельность . Важно для врача также умение быстро, но точно изложить результат ы исследования и лечения больного в его истории болезни.и т.д.
Медицинские противопоказания:
· хронические заразные заболевания (инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.);
· нервно-психические заболевания;
· некорректируемые нарушения зрения и слуха;
· слабый вестибулярный аппарат;
· нарушения речи.
Отсутствуют
В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Возможные пути построения карьеры для врачей:
1) Специализация и освоение смежных областей.
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.
2) Научная карьера.
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
3) Управленческое карьерное развитие.
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
4) Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

Профессиональная деятельность в виде врачебной работы имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе работали лекари, которые лечили с помощью целебных трав. Многие из них ставили диагноз исключительно по пульсу больного и в некоторых случаях жизни пациентов удавалось спасти.

Начиная с XVII века качественная сторона подготовки врачей стала постепенно улучшаться, происходило совершенствование форм организации здравоохранения. Сегодня медицина находит множество новых причин и механизмов развития болезней, вооружая медицинских работников все более совершенными методами лечения, включая и предупреждение определенных болезней.

Особенности профессии

Тип профессии - человек-человек.

Класс профессии - эвристический.

Профессиональная область - медицина, здравоохранение.

Необходимое образование - высшее профессиональное образование.

Условия труда. Врач во время работы находится как в помещении, так и вне его, возможны долговременные командировки. Он проводит анализ информации, принятие решений в особых условиях, которые характеризуются высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь пациентов.

Для компетенции врача присущи следующие виды деятельности:

  • поиск причин заболевания;
  • своевременная плановая, скорая, первая экстренная медицинская помощь;
  • диагностирование и лечение пациентов как в стационаре, так и амбулаторно;
  • реабилитационные и профилактические мероприятия;
  • участие в разработке и внедрении новейших препаратов и лекарств, методов диагностики и лечения различных заболеваний;
  • санитарно-просветительская работа с населением;
  • пропаганда, направленная на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
  • оказание помощи в желании людей вести здоровый образ жизни.

Способности, обеспечивающие успешность работы по специальности врач: обнаружение даже незначительных проявлений симптомов болезни; умение своевременно оказать должную медицинскую помощь, дать рекомендации по применению лекарственных средств; ловкость рук при проведении лечебных процедур; быстрая реакция; психоэмоциональная стабильность и способность испытывать большую физическую нагрузку; умение грамотно и доступно формулировать свои мысли.

Склонности, интересы, личностные качества: выдержка и терпение; доброжелательность и приветливость; высокая степень ответственности; аккуратность; чувство такта; оптимизм; внимание к людям; бескорыстие.

Качества, создающие проблемы при осуществлении профессиональной деятельности: отсутствие ответственности и внимания к людям; эгоизм; несдержанность эмоций; жестокость; брезгливость; отсутствие терпения; рассеянность.

Профессиональные знания врача могут быть использованы в различных областях: научно-исследовательский институт; медицинская организация (поликлиника, санаторий, больница, оздоровительный лагерь, роддом, диспансер, реабилитационный центр и др.); учреждения образования (школа, детский сад, институт, колледж, техникум); социальная организация (детский дом, дом ребенка, престарелых и инвалидов и др.); правоохранительные органы (суд, детский приемник-распределитель, колония, прокуратура); МЧС, служба спасения; военное учреждение.

Преимущества, ограничения и способы получения профессии врача

Резюме в виде преимуществ профессии: разнообразные варианты специализации, самостоятельное принятие решений, социальная значимость сферы работы врача.

Ограничения профессии: высокая степень ответственности за жизнь и здоровье людей; постоянное расширение познания, развитие своих навыков и умений, освоение новых средств труда, приемов и методов работы.

Другие профессии для человека с исследовательским и социальным типом личности: диетолог; логопед; психотерапевт; медсестра; следователь; стоматолог; социальный работник и др.

Профессиограмма врача необходима для специалистов, которые могут получить образование в следующих учебных заведениях:

  1. РГМУ - Российский государственный медицинский университет.
  2. ММА - Московская медицинская академия имени Сеченова И. М.
  3. МГМСУ - Московский государственный медико-стоматологический университет.
  4. ГКА - Государственная классическая академия имени Маймонида.
  5. РУДН - Российский университет дружбы народов.
  6. МГУ - Факультет фундаментальной медицины имени Ломоносова М. В..

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

История профессии. Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов.

Начиная с XVII в. качество подготовки врачей постоянно улучшается, совершенствуются формы организации здравоохранения. В настоящее время медицинская наука находит все новые и новые причины и механизмы развития болезней, вооружает медицинский персонал более совершенными методами лечения и предупреждения различных болезней.

Тип профессии - человек - человек.

Класс профессии - эвристический.

Профессиональная область - здравоохранение, медицина.

Базовое образование - высшее профессиональное образование.

Условия труда . Во время работы врач находится в помещении и вне помещения, возможны длительные командировки. Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.

Доминирующие виды деятельности:

  • 1) выявление причин различных заболеваний;
  • 2) оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;
  • 3) диагностика и лечение больных в стационаре и амбулаторно;
  • 4) осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;
  • 5) внедрение новых препаратов и лекарственных средств;
  • 6) осуществление санитарно-просветительской работы среди населения;
  • 7) осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
  • 8) оказание помощи при формировании здорового образа жизни;
  • 9) разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. Способности: способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания; способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для лечения данного заболевания; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур; быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли.

Личностные качества, интересы, склонности: терпеливость и выдержанность; доброжелательность и приветливость; ответственность; аккуратность; тактичность; оптимистичность; внимательность; готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; бескорыстность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности : безответственность; невнимательность; эгоистичность; эмоциональная несдержанность; жестокость; брезгливость; нетерпимость; рассеянность.

Области применения профессиональных знаний : научно-исследовательские институты; медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти); образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы); социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка); предприятия; правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура); МЧС, службы спасения; военные организации.

Преимущества профессии - разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии - высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов; необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда, новые приемы и методы работы.

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и социальный) : диетолог; психотерапевт; логопед; стоматолог; медсестра; следователь; социальный работник.

Учебные заведения, обучающие данной профессии.

  • 1. Российский государственный медицинский университет (РГМУ).
  • 2. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова (ММА).
  • 3. Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ).
  • 4. Государственная классическая академия им. Маймонида (ГКА).
  • 5. Российский университет дружбы народов (РУДН).
  • 6. Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.