Реабилитационный потенциал и его составляющие. Какие виды пассивной кинезотерапии Вы знаете


Тема 10. Реабилитационный потенциал и система реабилитации на курорте.

Вопросы: 1. Понятие о реабилитации, ее цели и задачи.


1. Понятие о реабилитации, ее цели и задачи.

Согласно новой концепции реабилитация является вторым главным направлением восстановительной медицины. Реабилитация (лат. Habilis – «способность», re – пристава «вновь, снова») – дословно восстановление способности.

Реабилитация - это комплекс скоординировано проводимых мероприятий медицинского, физического, психологического, педагогического, социального характера, направленных на восстановление здоровья, психического статуса и трудоспособности лиц, утративших эти способности в результате заболевания. В рамках восстановительной медицины рассматривается только медицинская составляющая реабилитации.

Под медицинской реабилитацией понимают раздел восстановительной медицины, направленный на восстановительное лечение и вторичную профилактику заболеваний, увеличение функциональных резервов, компенсацию нарушенных функций и возвращение дееспособности.

Реабилитация рассматривается как вид медицинской деятельности, как определенная цель восстановительной медицины.

^ Цель реабилитации - восстановление различных способностей пациента, нормализация физического, психического, социального, интеллектуального, духовного и этнического здоровья, нарушенного в результате травм, заболеваний, отравлений и т.д.

Виды реабилитации : медицинская, физическая, психологическая, профессиональная, социальная, сексуальная и техническая. В последние годы получили особый статус эндоэкологическая и иммунореабилитация.

С учетом места проведения реабилитационных мероприятий различают следующие этапы реабилитации :

Больничный или госпитальный,

Амбулаторно-поликлинический,

Санаторно-курортный.

^ Больничный этап обычно осуществляется в госпитале, больнице, диспансере, больнице восстановительного лечении. При этом больные могут находиться в лечебных или специализированных реабилитационных отделениях.

В амбулаториях, поликлиниках, центрах реабилитации осуществляется амбулаторно-поликлинический этап реабилитации .

В целях развития реабилитационной помощи населению в России В результате различных заболеваний человек теряет трудоспособность на определённый период времени и зачастую пополняет ряды инвалидов. Наиболее часто это происходит при заболеваниях сердечно-сосудистой, центральной нервной системы органов движения, пищеварения, различного рода травм и др.

В целостной системе реабилитации пациентов важная роль принадлежит санаторно-курортному этапу реабилитации. Она может проводиться во всех курортных учреждениях, где в штате имеется врачебный персонал. Ответственным за результат реабилитации в санатории является врач-ординатор (терапевт, невропатолог, кардиолог и т.д.) или лечащий врач. При этом он выполняет функции врача-реабилитолога. В оптимизации реабилитационных мероприятий врачу-реабилитологу помогают врачи других специальностей: физиотерапевт, психотерапевт, врач лечебной физкультуры, врач функциональной диагностики, мануальный терапевт, рефлексотерапевт и другие.

^ Контингент лиц, прибывающих в курортные учреждения на реабилитацию:

1) пациенты после госпитального или поликлинического лечения и реабилитации (исход острого состояния заболевания или обострения хронического заболевания);

2) пациенты с хроническими заболеваниями.

^ Основные задачи, решаемые на санаторно-курортном этапе реабилитации:


  • восстановление трудоспособности (физической и умственной), подготовка к профессиональной деятельности;

  • нормализация субъективных и объективных лабораторных и функциональных показателей;

  • реадаптация к климатическим, социальным, физическим и психическим воздействиям, встречающихся в повседневной жизни.

  • медицинское образование (формирование здорового образа жизни);

  • повышение резервных возможностей организма и его резистентности к различным экстремальным факторам (холоду, теплу, физической нагрузке, гипоксии и т.д.);

  • предупреждение прогрессирования хронических заболеваний, их рецидивов и осложнений; борьба с факторами риска.
^ 2. Основные реабилитационные комплексы и мероприятия.

Для выполнения задач реабилитации, решаемых на санаторно-курортном этапе, используются следующий реабилитационный потенциал:


  1. климатические факторы (воздух, солнце, вода), тепловые и холодовые воздействия;

  2. бальнеопроцедуры,

  3. гидропроцедуры;

  4. пассивная кинезитерапия (массаж, мануальная терапия), рефлексотерапия;

  5. активная кинезитерапия (двигательная активность, лечебная физкультура), трудотерапия;

  6. адекватное питание;

  7. электротерапия;

  8. медикаментозное лечение, в том числе кинезотерапия, гомеопатические средства.
Медицинская реабилитация представляет собой комплекс лечебных мероприятий, связанных непосредственно с заболеванием, его течением и возможными осложнениями. Комплекс воздействий направляется на нормализацию субъективных и объективных признаков заболевания (боль, воспаление, отек, тахикардия или брадикардия, артериальная гипертония или гипотонии, данные лабораторных исследований), препятствующих проведению других видов реабилитации, на восстановление физиологических функций организма. Медицинская реабилитация включает также санацию органов хронической инфекции, хирургическую коррекцию патологических изменений и нарушений.

Предусматривает проведение клинических, лабораторных и функциональных исследований, а также медицинских наблюдений в процессе приема лечебно-реабилитационных процедур. В ходе медицинской реабилитации используются следующие методы и средства: фармпрепараты, адекватное питание, тепло и холод, электротерапия и др.

Критериями для оценки эффективности медицинской реабилитации являются субъективные данные о состоянии здоровья и качестве жизни, объективные показатели клинических, лабораторных и функциональных исследований.

Физическая реабилитация направлена на восстановление физической работоспособности трудоспособности, полное обслуживание пациентов. Физическая реабилитация занимает особое место в реабилитации. Она является главной составной частью различных программ реабилитации, ибо использование способности пациентов удовлетворительно справляться с физическими нагрузками, которые встречаются в повседневной жизни и на производстве, составляет суть реабилитации в целом.

Кроме этого, физический аспект реабилитации направлен на более раннее начало, обеспечивающее быстрое и полноценное выздоровление, профилактику осложнений и хронизации патологического процесса.

Для восстановления физических способностей используются ранняя активизация больных, методы пассивной (массаж, мануальная терапия) и активной (лечебная физическая культура, бытовые физические нагрузки, физические тренировки, трудотерапия) кинезитерапии. В решении задач физической реабилитации находят применение и другие воздействия, входящие и физическую медицину (гидропроцедуры, климатические факторы, тепло и холод, бальнеотерапия, некоторые преформированные физические факторы, например, электростимуляция).

Критериями для оценки результативности физической реабилитации являются данные о физической работоспособности, тренированности и толерантности пациента к физической нагрузке, Наиболее целесообразны исследования с регистрацией клинических, электрокардиографических показателей во время нагрузочных проб. Нагрузки при этом задаются с помощью велоэргометра, тредмила (бегущей дорожки) или ступенек разной величины (степ-тест). Информативны также исследования, проводимые в процессе физической активности (ходьба, бег, гимнастика, велотренировки и др.).

Психологическая реабилитация включает мероприятия по своевременной профилактике и лечению психологических нарушений, формированию у больных сознательности и активности в реабилитационном процессе. В задачи психологической реабилитации входит также мотивация пациента по сохранению и укреплению здоровья, по необходимости волевых усилий, чтобы быть здоровым. В отдельных случаях имеет значение воспитание у пациентов определенных психических качеств личности: воли, памяти, внимания, уравновешенности, настойчивости, целеустремленности.

Для проведения психологической реабилитации в санатории рекомендуется оценить психическое состояние пациента, выяснить наличие тех или иных синдромов: тревожности, беспокойства, раздражительности, нарушений сна, боязни болезни и ее последствий и т.д.

К основным методам психологической реабилитации относятся психотерапия и психоанализ, в том числе малая психотерапия. осуществляемая врачом-курортологом, гипнотерапия, аутогенная тренировка и в ряде случаев - психофармакотерапия. В восстановлении психологического здоровья и воспитании гармонично развитого человека положительное воздействие оказывают и некоторые физические факторы: климатические, гидропроцедуры, двигательная активность и спортивные тренировки, электротерапия (электросон, электрофорез лекарственных веществ и др.).

Критериями для оценки эффективности мероприятий, проводимых в психологической реабилитации, являются данные опроса и наблюдений, результаты психологического тестирования, в т.ч. и с помощью компьютера.

Профессиональная реабилитация предусматривает решение вопросов трудоустройства, восстановление профессиональных навыков и переобучение. Основными методами профессиональной реабилитации на санаторно-курортном этапе могут быть: средства и методы трудотерапии, использование специальных приспособлений (например, лопинга у летчиков) и другие. Важное место в результативности профессиональной реабилитации занимают природные физические факторы, решение задач физической, психологической и других видов реабилитация.

Следует отметить, что проблемы профессиональной реабилитации на санаторном этапе, в большей мере решаются в военных здравницах (МО, МВД, ФСБ). В других санаториях задачи профессиональной реабилитации решаются, главным образом, за счет проведения медицинской, физической, психологической и других видов реабилитации; отсутствуют и кабинеты трудотерапии (в отдельных курортных учреждениях Италии и Франции кабинеты, стенды трудотерапии имеются).

Иммунореабилитация получила особое развитие в последние 5-6 лет. Повышение значимости этого вида реабилитации связано с выявлением у большого количества пациентов снижения иммунитета и сопротивляемости организма к инфекциям, изменений в иммунных показателях. Понижение иммунного статуса наблюдается как при острых состояниях, так и при хронических заболеваниях, интоксикациях.

Необходимость в проведении иммунореабилитации выявляется при анамнезе, изучении характера и течения заболевания у пациента, исследовании иммунных показателей.

Методы, используемые в процессе иммунологической реабилитации: санация очагов хронической инфекции, методы очищения организма, адекватное (индивидуализированное, сбалансированное, рациональное, обогащенное витаминами и микроэлементами) питание, использование некоторых продуктов моря (сплат, вытяжка из мидий и др.), медикаментозные средства (адаптогены, иммуномодуляторы и т.д.), природные физические факторы в минимальных и оптимальных дозах, двигательная активность.

Критериями для оценки эффективности иммунореабилитации являются благоприятные клинические, лабораторные (в т. ч. иммунные) и функциональные показатели, качество жизни, заболеваемость и трудопотери.

Эндоэкологическая реабилитация на санаторном этане получила особое развитие благодаря разработкам профессора Ю.М. Левина и его учеников.

Известно, что факторы внешней среды, острые и хронические заболевания, отравления вызывают загрязнение внутренней среды человека, которое в настоящее время в силу определенных причин встречается очень часто. При этом токсичные веществ в большей мере накапливаются в окружающем клетки, пространстве.

В результате многолетних исследований и наблюдений, клинических испытаний создана система эндоэкологической реабилитации, которая позволяет удалять токсические вещества из основных мест их сосредоточения и убирать их из организма. Осуществляется: детоксикация и усиление метаболизма па клеточном уровне, усиление функций лимфатических узлов, усиление функции экскреторных органов и выведение из организма токсичных веществ, мониторинг кишечника и другие.

Основными «мишенями» воздействия окалывается ближайшее экологическое пространство клеток и функции лимфатической системы.

В качестве методов и средств воздействия рекомендуется большая группа как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. Среди фармпрепаратов широкое участие в эндоэкологической реабилитации принимают средства, влияющие на обмен веществ, витамины, микроэлементы, ферменты, иммуномодуляторы, диуретики, энтеросорбенты и другие.

В эндоэкологической реабилитации значительное место отводиться немедикаментозной терапии, рациональному питанию, психоэмоциональному воздействию.

Используются природные и преформированнме физические факторы.

Критериями для оценки результативности эндоэкологической реабилитации служат данные субъективного и объективного характера, улучшенное самочувствие, повышается качество жизни, нормализуются показатели крови и иммунный статус.

Степень загрязнения организма можно оценить и по радужке глаза (компьютерная диагностика).

^ 3. Основные принципы и подходы по оптимизации реабилитационной помощи.

В целях оптимизации терапии наиболее целесообразно составлять программы реабилитации, которые бы предусматривали комплексное воздействие, решение всех аспектов реабилитации.

Составными частями программы реабилитации являются:


  1. рекомендуемый комплекс, набор методов терапии, включающий физические факторы, двигательную активность, рациональное питание, медикаментозные средства, методы психотерапии и другие (см. выше);

  2. особенности использования методов терапии и реабилитации, режим воздействия, дозировка воздействующих факторов по объему и интенсивности;

  3. вопросы организации процесса реабилитации (этапность, изменение дозы воздействия, последовательность их применения, сочетание и комбинация терапевтических факторов, медицинский контроль, эффективность).
В целях реабилитации, восстановления здоровья пациентов следует применять некоторые принципы и подходы, которые обеспечивают оптимизацию использования физических и иных средств. В основе реабилитации лежат закономерности адаптации, тренировки, акклиматизации.

Адаптация (лат. adaptation - приспособление, приноровление) - это приспособление,. привыкание организма и его систем к различным факторам внешней среды, внешним воздействиям: физическим, психологическим, социальным и т. д. Адаптация организма к различным факторам - залог его нормального существования, успешного выполнения бытовых, трудовых, производственных и других нагрузок. Она формируется в детские и юношеские голы, поддерживается в течение последующих лет.

Болезни, травмы, хирургические вмешательства чаше приводят к дезадаптации , частичной или полной утрате приспособления к тем или иным воздействиям. Это состояние временное; оно требует реадаптации (возврата адаптации) и реабилитации, восстановления способностей организма в особых условиях, под наблюдением медицинского персонала и при участии врачей-реабилитологов. Указанный процесс реадаптации и реабилитации должен проходить интенсивно, быстро, строго дозируемо и под медицинским контролем.

Адаптацию обычно рассматривают как процесс, имеющий определенные закономерности. Адаптация организма к физическим факторам приводит и к выраженным сдвигам в организме. В процессе реабилитации используется большой арсенал методов и средств, значительная часть которых требует строгого дозирования и применения закономерностей адаптации и тренировок. В дополнении к системе реабилитации и лечения, рассмотренной ранее, при применении различных воздействий следует также придерживаться следующих правил и принципов:

1) В процессе реабилитации необходимо осуществлять преемственность, учитывая характер течения заболевания; оценить исходное состояние здоровья и степень адаптации организма к тем или иным воздействиям, определить толерантность к физическим нагрузкам; при необходимости провести комплексное обследование и определить начальную дозу физических и иных факторов реабилитации. Доза должна быть адекватна состоянию здоровья пациента и его резервным возможностям;

2) Реабилитационные программы должны содержать разные методы терапии, при этом активные средства занимают приоритетное значение. К этим воздействиям относятся физические упражнении и любая двигательная активность, гидропроцедуры, климатические факторы, электростимуляция, тепло и холод, мануальная терапия и некоторые другие.

3) Интенсивность программ реабилитации. Значительный объем активных методов воздействия предусматривает психологическую готовность пациентов к активным действиям и достижению намеченных целей; этому должна способствовать индивидуальная работа не только лечащего врача (реабилитолога), но и психолога, психотерапевта, инструктора лечебной физкультуры, трудотерапевта и других;

4) В процессе реабилитации рекомендуется использовать комплексный подход, одновременное поэтапное применение различных лечебных воздействий для достижения полного восстановления трудоспособности, высокой работоспособности и активной жизненной позиции.

5) Адекватность назначенной дозы воздействующего фактора (или нескольких факторов) состоянию организма можно оценить по реакции органов и систем на воздействие; при этом реакция организма может быть физиологической или благоприятной, патологической и предпатологической. Появление патологической реакции свидетельствует об использовании чрезмерных нагрузок (явление переадаптации, перетренировки, перенапряжения), что требует уменьшения дозы воздействия или его отмены.

6) Реабилитация предусматривает систематическое, регулярное и постепенное, по мере адаптации, повышение дозы воздействия по объему и интенсивности).

7) Реабилитация требует раннего начала, непрерывности использования активных и иных способов терапии до полного восстановления здоровья, а также дальнейшей работы для поддержания высокого уровня работоспособности и качества жизни.

^ 4. Система реабилитации в условиях современного курорта.

Курортная реабилитация состоит из следующих этапов:

I этап - первичное обследование для выявления уровня здоровья и психофизического статуса. Задачи этого обследования:


  1. выявление противопоказаний к лечению и оздоровлению;

  2. определение посредством психологической диагностики личности тех опорных потребностей, на основе которых в дальнейшем будет формироваться мотивация и установка на оздоровление;

  3. выработка фиксированной установки на оздоровление.
Это необходимо для того, чтобы у отдыхающего выработался энергетический потенциал, за счет которого он выполнит длительную и трудную работу по оздоровлению.

Положительный результат бывает только в случае сильной мотивации.

II этап - этап системного оздоровления. Он реализуется за счет предлагаемого комплекса курортно-рекреационных факторов.

III этап - контроль качества и эффективности реабилитации и оздоровления.

Для этого контроля целесообразно использовать автоматизированные диагностические системы, которые позволяют оценить так называемое «приращение здоровья».

^ Структура цикла санаторно-курортной реабилитации.

. В процессе оздоровления и реабилитации отдыхающего формируется так называемый биосоциальный потенциал , который характеризуется следующими основными свойствами:

Кумуллятивность характеризует активацию энергетических процессов в организме человека. В организме накапливаются позитивные биохимические сдвиги, активизирующие процесс жизнедеятельности.

Превентивность - данный термин означает предупреждение, предотвращение, то есть профилактику. В процессе оздоровления активизируется иммунитет человека и повышается устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов окружающей среды.

Пролонгированность - обозначает, что все те изменения, которые произошли в организме человека, сохранятся в течение определенного периода времени. Как правило, этот период составляет примерно полгода.

Латентность - обозначает наличие определенного скрытого периода, в течение которого не проявляются негативные или позитивные сдвиги. После получения рекреационной программы человек не всегда чувствует себя хорошо. Это связано со многими факторами: изменение часового пояса, переезды, акклиматизация, комплексное лечение, вызывающее сначала обострение и т. д.

Многообразие программ реабилитационных мероприятий позволяет подобрать наиболее эффективный и адекватный комплекс реабилитационных средств.

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - комплекс биологических, психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности и определить возможный уровень восстановления нарушенных функций и социальных связей.

Выделяют базовую составляющую Р.п., или потенциал “первого порядка”, - уровень физического развития, соматические заболевания, характерологические особенности, психическое развитие и состояние, особенности мотивационной сферы и другие компоненты, свойственные данному индивиду. Они служат основой для разработки индивидуальной программы реабилитации. Потенциал “второго порядка” - это разнообразные социально-средовые факторы: семейные, профессиональные, фактор наличия групп поддержки или общественных организаций, правовые, национально-культурные, экономические, административно-территориальные и др.

При оценке Р.п. необходимо учитывать его позитивную и негативную составляющие. Своевременная и правильная оценка Р.п., его особенностей и компонентов - необходимая предпосылка к определению целей и задач реабилитации. Для определения Р.п. необходима постановка многомерного диагноза, включающего сведения медицинского, психологического и социального характера.

Обязательным является анализ медицинских данных. Учитываются особенности, клинические проявления основного и сопутствующих заболеваний, характер течения, время продолжительности болезни, стадия заболевания, степень выраженности функциональных расстройств, физическое развитие, состояние опорно-двигательной системы, моторики и другие физические характеристики.

Психологический статус больного оценивается на трех уровнях: операционном, эмоционально-волевом и личностном. Анализу и оценке подлежат психофизиологические показатели - выносливость, интеллект, речь, память, эмоции. Интеллектуальный компонент Р.п. личности обеспечивает сохранность критики - адекватного понимания и отношения к своему состоянию, осознанию целей и задач реабилитации, ее конечных результатов. Эмоциональное состояние в значительной степени влияет на личностную позицию в отношении реабилитации, оценку возможностей и формирование мотивов. Мотивы придают ту или иную направленность, отражают личностный смысл целей деятельности. Для правильной оценки личностных качеств реабилитанта изучаются его убеждения, интересы, ценностные установки, уровень самооценки, наличие склонности к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

Социальный диагноз включает в себя оценку всех параметров жизнедеятельности, социальных функций и связей. Оценивается способность к самообслуживанию, передвижению, ведению домашнего хозяйства, ориентация в социальной среде; уровень знаний и навыков, которыми обладает инвалид, умение ими пользоваться при решении профессиональных, бытовых, личных и социальных вопросов в повседневной деятельности. Обращается внимание на жилищно-бытовые условия, место жительства, уровень материального обеспечения. Изучаются его активная деятельность в социуме, участие в деятельности общественных организаций, особенности взаимодействия с ближайшим окружением - членами семьи, родственниками, друзьями, коллегами по работе и др.

Суммирование всех полученных в процессе обследования данных позволяет определить целостную структуру Р.п. При незначительной выраженности ограничений в любой сфере жизнедеятельности предполагается, что способность к выполнению в соответствующем виде жизнедеятельности у человека сохранена, имеющиеся нарушения лишь затрудняют их осуществление. Реабилитационные мероприятия направлены на компенсацию нарушенных функций за счет сохранных или за счет мотивационно-волевых усилий реабилитанта и на создание специального режима осуществления жизнедеятельности.

При более выраженной степени нарушения жизнедеятельности физический или психический дефект приобретает более стойкий характер и может быть скорректирован лишь частично.

При тяжелой степени ограничений жизнедеятельности Р.п. низкий и нужны специальная организация жизнедеятельности, обеспечение посторонней помощи.

Т.М. Мозговая

Лит.: Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Зозули. М.: ИЦ “Академия”, 2005; Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалида: Методические рекомендации / Е.М. Староби- на, С.А. Стеценко, Е.Г. Свистунова и др. М., 2002.

Реабилитационный потенциал инвалида - это характеристика биологического, энергетического состояния организма, из которой следует, насколько эффективно функционируют различные органы и системы, важные в рамках реабилитационного процесса. Оценивают с точки зрения как биологии, анатомии, так и медицинской науки. Понятие сложное, имеет несколько значимых аспектов. Разберем их детальнее.

О чем идет речь?

Оценивая реабилитационный потенциал личности, врачи обращают внимание на генетические предпосылки и специфические конституционные особенности, определяющие возможности конкретного организма. Из них можно сделать заключение о наследственном факторе и его влиянии на состояние здоровья. Внимание уделяют половой принадлежности, возрастным характеристикам, некоторым особенностям строения и функционирования тела.

Оценка реабилитационного потенциала обязывает анализировать возможности, которыми располагает медицинское отделение, включая квалификацию работающего персонала и наличие оборудования, техническую обеспеченность рабочего процесса. Исследовав эти факторы, можно обоснованно заключить, что именно будет помогать в конкретном случае в рамках биологического, медицинского, реабилитационных аспектов. Эту оценку необходимо проводить с учетом специфических особенностей конкретного случая. Нельзя вывести стандартный уровень, применяемый ко всем индивидуумам, проходящим реабилитацию в настоящий момент.

Что еще важно?

Потенциал - параметр, для выявления которого следует провести полный анализ особенностей конкретного пациента. При этом повышенное внимание обращают на психические процессы. Проверяют работу памяти и способность концентрировать внимание, выявляют интенсивность мыслительных процессов, эмоциональное состояние и его динамику. Не менее важно при оценке потенциала изучить личностные особенности пациента, определить, каков присущий ему тип темперамента, и на основании этого строить общение с больным. Нужно знать характер пациента, уровень его интеллектуального развития. Во многом успешность реабилитации определяется наличием мотивации, которую квалифицированные доктора могут поддерживать и стимулировать.

Уровень реабилитационного потенциала определяется внутренним моделированием заболевания. Этим термином принято обозначать понимание пациентом его состояния, представления человека о сущности проблемы и возможных прогнозах на ближайшее и отдаленное будущее. Зависит потенциал и от медицинских аспектов - особенностей конкретной программы лечения, включая ее объем и длительность. Чем выше качество медицинского обслуживания, тем больше будет и потенциал индивидуума. При прогнозировании ситуации имеет смысл оценить биологические, социальные аспекты, а также уделить внимание уровню функционирования компенсаторных механизмов. Всестороннее изучение ситуации позволяет точно определить потенциал больного и найти пути для его реализации, а в случае надобности - повышения.

Внутри и снаружи

Современные шкалы реабилитационного потенциала обязывают в равной мере уделять внимание как личностным особенностями человека, специфическим чертам его организма, так и социальному окружению. При этом учитывают, что наличие дефекта, патологии не исключает индивидуума из социальной среды, что формирует дополнительное реабилитационное поле, связанное именно с окружающими и их влиянием на личность.

Корректное определение реабилитационного потенциала предполагает всесторонний анализ общественного настроя и оценку мнения относительно реабилитации, продвигаемого сообществом. Учитывают как влияние локального местного социума, окружающего проходящего реабилитацию человека, так и человеческое общество в целом. Оценивая возможности индивидуума, важно комплексно анализировать все влияющие на ситуацию факторы для построения максимально эффективной программы с учетом индивидуальных аспектов сложившейся обстановки.

Социальное окружение

Полноценное, всестороннее определение реабилитационного потенциала обязывает проанализировать микроскопический социум, окружающий проходящего восстановительную терапию индивидуума. Говорят о так называемой реабилитационной ориентации. Внимание уделяют близким родственникам пациента и наличию группы поддержки, связанной общими интересами, а также окружению на рабочем месте, учебном, если таковые есть в жизни человека.

Выявление возможностей конкретного человека обязывает оценивать особенности больного в сравнении с представлениями референтной группы. Особенно актуально это, когда реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз формулируют применительно к страдающим психическими, нервными отклонениями. На основании полноценного анализа можно определить возможность реабилитации в социальной, трудовой, профессиональной среде, проанализировать перспективы интеграции в некоторую социальную группу.

Что говорят вокруг?

На человеческое сознание довольно сильно влияет общественное мнение. Доктора, формулируя реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз, обязательно учитывают этот аспект. Зачастую представления индивидуума о своих будущих возможностях диктуются сложившимися стереотипами, установившимся мнением. Если общество одобряет и принимает текущую ситуацию, допускает реабилитацию и благожелательно относится к персонам, ее с успехом прошедшим, это создает дополнительную мотивацию для конкретного человека.

В то же время возможна такая ситуация, когда общественность негативно относится к заболеванию и восстановительной программе, отрицая вероятность возврата индивидуумом себе прежнего социального статуса. Это существенно уменьшает возможности докторов и снижает мотивацию самого человека, усложняет восстановительную программу. Следует понимать, что реабилитационный потенциал нельзя сделать полностью независимым от общественного мнения, но можно принять меры для ослабления негативного влияния этого фактора, если для конкретной ситуации мотивация, формируемая социумом, именно отрицательная. В противном случае необходим противоположный подход - активное оперирование постулатами, одобряемыми общественным мнением, для мотивации индивидуума.

Оцениваем: как подходить к задаче? О правилах

Выявление реабилитационного потенциала предполагает полноценную оценку трех аспектов деятельности человека:

  • юридическая;
  • экономическая;
  • этическая.

Правовой, социальный потенциал реабилитации суммарно объединен в юридическую оценку возможностей и будущего проходящего восстановительную программу индивидуума. При этом потенциал оценивается применительно не к конкретному человеку, но анализируется социум как единый объект, организм. Внимание уделяют тому, в какой степени удачно сформулированы, применяются на практике социальные, правовые, законные нормативы, инструкции, подчиненные законам и призванные защищать права пациентов, включая тех, кому присвоен статус инвалидов.

В нашей стране действует ряд специальных нормативов, призванных защитить права лиц, страдающих расстройствами психики, нервной системы. Не все из них реально работают на практике, и оценка потенциала должна производиться с учетом реального положения дел, а не официального, прописанного в бумагах.

Техника и нравственность

Оценивая реабилитационный потенциал, доктора обязательно уделяют внимание социальным возможностям помощи человеку, проходящему восстановительную программу. Какие виды поддержки сообщество может оказать? Какая техника, научные разработки, экономические социальные программы существуют для увеличения возможностей конкретного человека? Разносторонний анализ этих аспектов позволяет получить максимально точное представление об успешности запланированного восстановительного курса.

Общественный нравственный низкий реабилитационный потенциал - это ситуация, когда пациент не ощущает моральной поддержки со стороны окружающего мира. Наоборот, высокий обеспечивает отличные возможности тем, кто борется при одобрении сообщества со своими заболеваниями, проблемами, не вызывающими в социуме порицания.

Актуальная проблема

Так сложилось, что в настоящее время довольно низкий уровень поддержки у тех, кто проходит восстановление после зависимостей, лечится от психических нарушений. Специалисты привлекают внимание к этому факту, отмечая неприемлемость таких «двойных стандартов», так как в поддержке микро-, макросоциума нуждаются абсолютно все люди, вынужденные бороться с существенными сложностями, в том числе в рамках медицинской и реабилитационной программы.

При оценке влияния этических факторов уделяют внимание специфике референтной группы, анализируют общество как единый объект, выявляя отношение этих групп к деятельности проходящего восстановление человека. Считается, что корректировка, если возможно, социальной обстановки, а также продвижение более благоприятной к инвалидам социальной политики позволит повысить потенциал проходящих восстановительные программы в настоящем и будущем. К сожалению, возможности докторов в наши дни существенно ограничены.

Продолжая анализ ситуации

Когда удалось выявить специфические особенности конкретной ситуации в разрезе описанных выше аспектов, необходимо дополнительно оценить состояние пациента. Для этого используется специальная шкала на четыре балла: высокий уровень, средний, несколько ниже среднего и самый низкий. Отдельно оценки выставляются применительно к конкретной ситуации для самого пациента как личности, его организма (анализируются физиологические, биологические черты), сообщества. Просуммировав полученные данные, итоговое значение фиксируют в карту пациента. В будущем от него отталкиваются при выборе программ и подходов.

Чтобы составить оптимальный проект восстановления и спланировать успешность его реализации, кроме указанной системы баллов необходимо также поставить клинический, функциональный диагноз и сформулировать социальные возможности человека, проанализировать его будущее с учетом психического состояния. Только такой комплексный подход с выделением внимания всем значимым функциям обеспечивает достаточный объем информации для качественной работы с больным.

Специальный случай

Для многих родителей важно знать, производится ли оценка реабилитационного потенциала ребенка с какими-то отличительными особенностями относительно взрослых пациентов. Как отмечают специалисты, формально сам подход точно такой же, как и применительно к любому другому индивидууму. При этом программа реабилитации составляется с учетом возраста человека, внимание чему уделяется на этапе оценки возможностей, силы мотивации в конкретном случае.

В то же время применительно к детям точно так же составляется шкала с баллами, по которым оценивается состояние человека, а также формулируется общественное отношение. Важно помнить о несформированности психики в детском возрасте - это накладывает определенные ограничения, зачастую усложняет ситуацию. В большей степени важен социум микроскопического масштаба, то есть поддержка близких родственников.

Инсульт: особенности

Выявление потенциала для пострадавших от этого состояния довольно сложное, во многом успешность восстановительной программы определяется опытом врача, помогающего пациенту ее пройти. Нейропластичность в каждом отдельном случае имеет специфические особенности, многие перестройки функций также уникальны, поэтому нельзя создать одну общую универсальную программу для всего списка больных.

Как отмечают специалисты, даже в ситуации, когда очаги повреждения совпадают, реакция организма и изменение особенностей жизнедеятельности могут отличаться очень существенно. Это касается и размеров поврежденного участка головного мозга. Для определения возможностей восстановительной программы необходимо проанализировать индивидуальные особенности и выявить все предикторы восстановления.

Прогностические факторы: очаг поражения

Обилие очагов зачастую оказывает тяжелое влияние на человека, но конкретной точной информации относительно значимости этого фактора и по сей день у врачей нет, так как не хватает технических и научных инструментов для корректного изучения ситуации. Известно, что усложняют реабилитационную программу небольшие дополнительные очаги, особенно если таковые образовались в мозговых участках двигательной коры, путей. Это в большей степени касается полушария ипсилатерального.

Сложности в реабилитации будут испытывать пациенты, у которых инсульт проявился обширным повреждением одного участка мозга и сопровождался незначительными поражениями лобной, височной, теменной долей полушария справа. В момент диагностирования ситуации заметить это можно по апатичности больного, гипокинезии, аспонтанности.

Что еще влияет?

Специфический подход к построению реабилитационной программы требуется, если инсульт сопровождался симптоматикой дисциркуляторной энцефалопатии. Это касается как типичных клинических проявлений, так и нейровизуализационных признаков. Ухудшение восстановительного прогноза связывают с симптомами гипомнезии. У некоторых больных наблюдается снижение интеллекта, способности трудиться, концентрировать внимание. Это также ухудшает прогнозы по реабилитации.

Восстановлению после инсульта способности правильно говорить может существенно препятствовать наличие дополнительных очагов поражения в областях головного мозга, ответственных за речь. Усложняют ситуацию поражения доминантного полушария в области образований под корковым слоем, а также участков, расположенных вблизи ответственных за речь.

Все средства медицинской реабилитации , которые позволяют решить ее задачи, можно разделить на три группы, в соответствии с особенностями их действия:

Активные - все формы кинезотерапии (физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения, и виды спорта, работа на тренажерах, трудотерапия и др.);

Пассивные - фармако- и физиотерапия, а также комплиментарная терапия (рефлексо-, фитотерапия, гомеопатия и др.);

Психорегулирующие - эстето-, фонотерапия, аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

Эффективность указанных средств медицинской реабилитации не равнозначна и во многом определяется длительностью и периодом заболевания, степенью выраженности клинических симптомов, наличием сопутствующей патологии органов и систем, характером медикаментозной терапии и другими факторами, которые влияют на реактивность организма, а, следовательно, и на результат заболевания.

Реабилитационная программа (программа реабилитации) - это последовательность (порядок) применения форм, методов и средств реабилитации, которые обеспечивают достижение оптимального для больного состояния здоровья и работоспособности.

Для ее составления необходимо учитывать весь комплекс изменений (морфологических, физиологических, психологических) и руководствоваться правилами, которые предусматривают:

Определение реабилитационного потенциала больного;
. Оценку результатов реабилитации и степени восстановления;
. Ежедневную экспресс-диагностику соответствия адаптивных возможностей организма уровню физических и психических нагрузок;
. Комплексность лечебно-восстановительных мероприятий;
. Поэтапность (переходность) действий, которые проводятся (поэтапное назначение восстановительных мероприятий с учетом динамики функционального состояния больного).

Определение реабилитационного потенциала больного

Реабилитационный потенциал больного отражает способность переносить различные реабилитационные мероприятия, а также достигать максимально возможного уровня восстановления состояния здоровья и работоспособности.

Его оценка (определение) является наиболее существенным моментом при подготовке программы реабилитации и нуждается в разрешении нескольких основных задач:

1. Выяснение характера нарушений и степени ограничения функции.
2. Определение возможности полного или частичного морфологического и функционального восстановления у больного поврежденного органа или системы.
3. Дальнейший прогноз развития адаптационных и компенсаторных возможностей организма больного при данном заболевании.
4. Оценка физического состояния организма в общем и функциональной способности отдельных органов и систем с учетом определения переносимости различных за характером, объемом и интенсивностью реабилитации факторов.

Результаты оценки реабилитационного потенциала следует рассматривать в динамике, которая предоставляет возможность объективно устанавливать эффективность программы и отдельных ее этапов с целью их дальнейшей коррекции.

Оценка степени восстановления (результаты реабилитации)

Степень восстановления после перенесенных заболеваний и травм может быть оценена по четырехбальной шкале: полное восстановление, частичное восстановление, без изменения начального уровня, ухудшение.

Согласно материалам Международного отдела по вопросам труда была разработана более подробная шкала динамики восстановления, возможных результатов заболеваний и оценка функциональных возможностей:

1. Восстановление функциональной способности в той или другой степени.
1.1. Полное восстановление.
1.2. Частичное восстановление.
1.3. Компенсация при ограниченном восстановлении функций и отсутствия восстановления.
1.4. Замещение (ортопедическое или хирургическое) при отсутствии восстановления.
2. Восстановление адаптации к повседневной и профессиональной жизни.
2.1. Воспитание готовности к труду и бытовой деятельности.
2.2. Трудотерапия.
3. Привлечение к трудовому процессу, определение пригодности к трудовой деятельности, переподготовка.
4. Диспансерное обслуживание реабилитантов.

Ежедневная экспресс-диагностика состояния организма

Проводится для оценки соответствия адаптационных возможностей организма уровню физических и психических нагрузок и расчета реабилитационного потенциала. Она дает возможность определить динамику основных клинико-физиологических показателей и коррекцию программы реабилитации.

По результатам комплексной диагностики функционального состояния больного реабилитологом осуществляется индивидуализация программ с разработкой комплекса реабилитационных мероприятий, которая содержит такие основные компоненты:

1) медикаментозная, хирургическая коррекция измененных вследствие заболеваний органов и систем;
2) коррекция метаболических и иммунологических нарушений;
3) восстановление функционального состояния организма методами физического действия;
4) коррекция психо-эмоционального состояния путем формирования позитивной мотивации на дальнейшее успешное лечение;
5) восстановление профессиональных навыков пациента при помощи аппаратно-программных комплексов сенсорного образа профессиональной деятельности.

Углубленное клинико-психологическое обследование завершает реализацию комплексной реабилитационной программы, давая возможность судить о результатах проведенных реабилитационных мероприятий и степени восстановления физиологических функций, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности.

На основании данных обследования разрабатываются предложения относительно оптимизации программы медицинской реабилитации с целью повышения ее эффективности. Перед переводом больного на следующий (санаторный или амбулаторно-поликлинический) этап проводится экспертиза его профессиональной пригодности, и предоставляются рекомендации относительно дальнейшей реабилитации.

Изучение ближайших и отдаленных результатов реабилитационных мероприятий предоставляет возможность планомерно и эффективно вести весь процесс реабилитации, определяя основные задачи на каждом из этапов, и путем отбора комплекса адекватных и эффективных средств добиваться благополучного результата.

Все вышесказанное дает возможность говорить о том, что медицинская реабилитация больных и пострадавших является одной из современных направлений развития здравоохранения в мире. Для формирования системы медицинской реабилитации необходима организационная основа от создания соответствующей законодательной базы до формирования реабилитационных учреждений и подготовки специалистов профильными кафедрами.

Приоритетным направлением реабилитации является раннее и широкое применение всего комплекса реабилитационных мероприятий на всех ее этапах госпитальном, амбулаторно-поликлиническом, санаторно-курортном, а также в повседневных условиях. Экономически оправданным является расширение реабилитации в сторону развития системы профилактических мероприятий с внедрением новых методов.

Сакрут В.Н., Казаков В.Н.

Тема 1

Основные положения медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Концепция последствий болезни. Реабилитационный потенциал. Индивидуальная программа реабилитации больных и инвалидов. Средства медицинской реабилитации. Основы технологии реабилитационного процесса

1. Медицинская реабилитация –– это:

а) комплекс медицинских, биологических и социальных мероприятий, направленный на реинтеграцию инвалида в общество;

б)* система медицинских, психологических и социальных мероприятий, направленных на реинтеграцию инвалида в общество;

в) лечебный процесс на амбулаторном и санаторном этапах;

г) все вышеперечисленное.

2. Реабилитационный потенциал включает три группы факторов:

а)* медицинские, психологические, социальные;

б) медицинские, психологические, профессиональные;

в) биологические, психологические, профессиональные.

3. Согласно концепции последствий болезни, I уровень оценивается по:

а)* ФК нарушения функций;

б) ФК ограничения жизнедеятельности;

4. Согласно концепции последствий болезни, II уровень оценивается по:

а) ФК нарушения функций;

б)* ФК ограничения жизнедеятельности;



в) определению группы инвалидности.

6. Этапы медицинской реабилитации:

а)* лечебно-реабилитационный;

б)* стационарный;

в)* амбулаторный;

г)* домашний;

д)* санаторный;

е)* поздней медицинской реабилитации.

7. На каком этапе медицинской реабилитации не составляется ИПР:

а)* лечебно-реабилитационный;

б) стационарный;

в) амбулаторный;

г) домашний;

д) санаторный;

е) поздней медицинской реабилитации.

8. Шкала ФК используется для:

а)* унификации экспертного решения;

б) детализации клинического диагноза;

в) *оценки эффективности реабилитационных мероприятий;

г) соблюдения принципа преемственности в реабилитации.

9. При переломе бедренной кости справа основной саногенетический механизм:

а) реституция;

б)* регенерация;

в) компенсация;

г) реадаптация.

10. Пациент Г. 56 лет, заболевания левой почки, нефрэктомия слева. Основной саногенетический механизм:

а) реституция;

б) регенерация;

в)* компенсация;

г) реадаптация.

11. Медицинские факторы реабилитационного потенциала включают:

а)* пол пациента;

б)* возраст пациента;

в) интеллектуальный потенциал;

г)* особенности заболевания;

д) эмоционально-волевые качества;

е) профессия.

12. Какую группу инвалидности можно определить пациенту, у которого после перенесенного инфаркт мозга сохраняется стойкий умеренный правосторонний гемипарез:

13. Какую группу инвалидности можно определить пациенту с артериальной гипертензией, основная профессия которого –– машинист локомотива и на какой период времени:

а) I, бессрочно;

б) II, на год;

в)* III, на год;

г) III, бессрочно.

14. Какие ограничения в трудовой деятельности возможны по заключению ВКК поликлиники:

а)* ограничение командировок;

в) ограничение рабочего времени;

г) дополнительный отпуск;

д) дополнительный выходной день;

15. При определении пациенту III группы инвалидности, ему могут быть вынесены следующие трудовые рекомендации:

а)* ограничение командировок;

б)* ограничение работы в ночную смену;

в)* ограничение рабочего времени;

г)* дополнительный отпуск;

д)* дополнительный выходной день;

е)* изменение условий труда: физического, во вредных условиях.

16. Виды профессиональной реабилитации:

а)* переобучение;

б)* рациональное трудоустройство на бронированные места;

в)* переоборудование рабочего места;

г) протезирование;

д)* трудовая адаптация.

17. Индивидуальную программу реабилитации пациента составляют:

а)* врачи-терапевты;

б)* врачи-хирурги;

в)* врачи-реабилитологи;

г) эксперты МРЭК;

д) все вышеперечисленные.

18. Индивидуальную программу реабилитации инвалида составляют:

а) врачи-терапевты;

б) врачи-хирурги;

в) врачи-реабилитологи;

г)* эксперты МРЭК;

д) все вышеперечисленные.

19. Оценку реабилитационных мероприятий проводят по:

а)* клинической шкале;

б)* ФК нарушения функции;

в)* ФК ограничения жизнедеятельности;

г)* динамике степени тяжести инвалидности;

д) изменению бытового самообслуживания.

20. Цель направления пациента на стационарный этап ранней медицинской реабилитации:

а)* при средней степени тяжести заболевания –– восстановление трудоспособности;

б) при легкой степени тяжести заболевания –– восстановление трудоспособности;

в)* при тяжелой степени тяжести заболевания –– восстановление самообслуживания;

г) при средней степени тяжести заболевания –– восстановление трудоспособности;

д)* при средней степени тяжести заболевания –– снижение степени ограничения трудоспособности.

21. Характеристика ограничения жизнедеятельности по ФК II включает ее ограничение на:

22. Укажите шесть принципов реабилитации:

а) обоснованность;

б)* комплексность;

в)* раннее начало;

г)* непрерывность;

д)* индивидуальность;

е) реализация в коллективе;

ж) возвращение к активной деятельности;

з)* преемственность;

и) доступность;

к)* этапность.

23. Понятие социальной реабилитации пациентов включает:

а)* помощь в подготовке к новой профессии;

б)* помощь в трудоустройстве;

в) механотерапию;

г)* социально-правовую помощь в связи с заболеваемостью или инвалидностью;

д)* бытовую реадаптацию.

24. Отделение реабилитации поликлиники включает подразделения:

а)* кабинеты врачей-специалистов;

б)* физиотерапевтические кабинеты;

в)* кабинеты массажа, механотерапии и трудотерапии;

г) кабинеты медико-реабилитационной экспертной комиссии;

д)* дневной стационар.

25. Функции МРЭК:

а)* санкционирование долечивания при временной нетрудоспособности 4 мес подряд или 5 мес в году;

б)* определение причины инвалидности;

в)* направление на переобучение;

г)* установление группы инвалидности;

26. Основным критерием, отличающим временную нетрудоспособность от стойкой является:

а) продолжительность пребывания на больничном листе;

б)* частота и длительность пребывания на больничном листе в течение года;

в) сомнительный трудовой прогноз;

г) благоприятный трудовой прогноз;

д) неблагоприятный трудовой прогноз;

е)* сомнительный или неблагоприятный прогноз для восстановления ограничения жизнедеятельности.

27. Для экспертизы стойкой утраты трудоспособности обязателен учет следующей части диагноза:

а) нозологической;

б) этиологической;

в) патогенетической;

г)* функциональной;

д) морфологической.

28. Первая группа инвалидности устанавливается, когда пациент, в связи с нарушением функций организма, вызванным заболеванием или комбинированным анатомическим дефектом нуждается:

а) в эпизодической посторонней помощи или уходе;

б) в специально созданных, облегченных условиях труда;

в) в сокращении объема производственной деятельности;

г)* в постоянной посторонней помощи, надзоре;

д) в освобождении от всех видов труда.

29. Что такое первичная инвалидность:

а) отношение числа инвалидов, признанных впервые в данном году, к средней численности работающих;

б)* отношение числа инвалидов, признанных впервые в данном году, к средней численности населения;

в) отношение числа инвалидов, признанных впервые в данном году, к численности населения на конец года.

30. Основное отличие лечебного процесса от реабилитационного заключается в:

а) использованием различных методов воздействия;

б)* точкой приложения мероприятий: саногенетических процессов при реабилитации и патогенетических процессов –– в случае лечения;

в) сроками начала: лечение проводится в остром периоде заболевания, реабилитационные мероприятия –– в подостром;

г) различными препаратами.

31. Эрготерапия –– это:

а)* комплекс мероприятий по восстановлению самообслуживания, работоспособности, в том числе, и волонтерской, и отдыха пациента;

б) отдельный вид трудотерапии;

в) комплекс мероприятий по психологической реадаптации.

32. Какую ответственность несет врач при не выполнении индивидуальной программы реабилитации больного и при каких условиях:

б)* административную; индивидуальная программа реабилитации не выполнена по не достаточному контролю врача-реабилитолога, о чем сделана соответствующая отметка;

г) юридическую; индивидуальная программа реабилитации не выполнена по не достаточному контролю врача-реабилитолога, о чем сделана соответствующая отметка.

33. Какую ответственность несет врач при не выполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида и при каких условиях:

а) административную; индивидуальная программа реабилитации не выполнена по не желанию пациента, о чем сделана соответствующая отметка;

б) административную; индивидуальная программа реабилитации не выполнена по не достаточному контролю врача-реабилитолога, о чем сделана соответствующая отметка;

в) юридическую; индивидуальная программа реабилитации не выполнена по не желанию пациента, о чем сделана соответствующая отметка;

г)* юридическую; индивидуальная программа реабилитации не выполнена по не достаточному контролю врача-реабилитолога, о чем сделана соответствующая отметка.

Тема 2

Физиологические основы кинезотерапии. Клинико-физиологическое обоснование и основные механизмы лечебного действия физических упражнений. Классификация кинезотерапии. Виды активной (ЛФК, ходьба, специализированные методы) и пассивной (массаж, мануальная терапия, механотерапия) кинезотерапии. Кинезотерапия и трудотерапия в реабилитации больных при основных нозологических формах заболеваний

Выберите верные варианты ответа

1. Первый этап тренировки общеукрепляющей гимнастики:

а) заминка;

б) основная часть;

в)* разминка.

2. Кеггельбан относится к категории:

а)* активная кинезотерапия;

б) пассивная кинезотерапия.

3. Ручной массаж относится к:

а) активной кинезотерапии;

б)* пассивной кинезотерапии;

в) физиотерапии;

г) психотерапии.

4. Предпочтительной методикой кинезотерапии при инфаркте мозга является:

а) аналитическая гимнастика;

б)* Bobat-терапия;

в) игры на месте;

г) спортивная ходьба.

5. У пациента с артериальной гипертензией II степени предпочтительными методами кинезотерапии являются:

а) Kabat-терапия;

б)* спортивная ходьба;

в)* плаванье;

г) малоподвижные игры.

6. Выберите методы кинезотерапии наиболее подходящие для реабилитации пациентов с неврологическими проявлениями остеохондроза позвоночника:

а)* аналитическая гимнастика;

б) спортивная ходьба;

в) скелетное вытяжение;

г)* подводное вытяжение;

д)* массаж.

7. Подводный душ-массаж относится к категории:

а) активная кинезотерапия;

б)* пассивная кинезотерапия;

в) физиотерапия.

8. Дыхательная гимнастика с сопротивлением на выдохе применяется при:

а) артериальной гипертензией;

б)* бронхиальной астме;

в) хронической почечной недостаточности;

г) хроническом бронхите.

9. Греблю и лыжные прогулки включают в индивидуальную программу реабилитации пациента с:

а) ревматоидным артритом;

б)* артериальной гипертензией;

в) бронхиальной астме;

г)* хроническом бронхите.

10. Вибрационный массаж показан к включению в индивидуальную программу реабилитации при:

а)* хронической пневмонии;

б)* бронхоэктатической болезни;

в) бронхиальной астме;

г)* вертеброгенных проявлениях остеохондрозе позвоночника.

11. Толерантность к физической нагрузке определяется с помощью:

а)* велоэргометрии;

б)* тремил-теста;

в)* теста 6-минутной ходьбы;

г) лестничного теста;

д) электронейромиографии.

12. Скелетное вытяжение применяется при:

а)* травмах нижних конечностей;

б)* вертеброгенных проявлениях остеохондроза позвоночника;

в) хроническом пиелонефрите;

г) артериальной гипертензии.

13. Каковы последствия гипокинезии для сердечно-сосудистой системы:

а) снижение основного обмена;

б)* уменьшение объема сердца;

в) утрата двигательных навыков;

г)* уменьшение минутного объема;

д)* уменьшение ОЦК;

е)* увеличение нагрузки на сердце;

ж)* уменьшение венозного возврата к сердцу.

14. Каковы последствия гипокинезии для гомеостаза:

а)* усиливается катаболизм;

б) уменьшается катаболизм;

в)* отрицательный азотистый баланс;

г) положительный азотистый баланс;

д)* уменьшается основного обмена;

е) увеличивается основной обмен.

15. Каковы последствия гипокинезии для опорно-двигательного аппарата:

а) увеличение мышечной силы;

б)* уменьшение мышечной силы;

в) увеличение мышечного тонуса;

г)* уменьшение мышечного тонуса;

д) оссификация костей;

е)* остеопороз костей;

ж)* гипотрофия мышц;

з) гипертрофия мышц.

16. Через какие фазы проходит формирование двигательных навыков:

а) латентная фаза;

б)* фаза генерализации;

в) фаза компенсации;

г)* фаза автоматизации;

д) фаза регрессии;

е)* фаза концентрации.

17. Какие механизмы лечебного действия физических упражнений Вы знаете:

а) регуляторные механизмы;

б)* механизмы трофического действия;

в) нервно-рефлекторные механизмы;

г)* механизмы тонизирующего действия;

д)* механизмы функциональных компенсаций.

18. Какие виды мышечных сокращений Вам известны:

а)* концентрическое;

б)* статическое;

в)* эксцентрическое;

г)* изометрическое;

д)* изотоническое.

19. Какие виды кинезотерапии Вы знаете:

б)* активная;

в) местная;

г)* пассивная;

д) вспомогательная.

20. Какие виды активной кинезотерапии Вы знаете:

в) мануальная терапия;

г)* трудотерапия;

д)* лечение с помощью ходьбы.

21. Какие виды пассивной кинезотерапии Вы знаете:

а) терренкур;

б)* массаж;

в) механотерапия;

г)* мануальная терапия;

д)* экстензионная терапия.

22. Какие виды медицинской гимнастики Вам известны:

а)* аналитическая;

б) спортивная;

в)* общеукрепляющая;

г) суставная;

д)* дыхательная;

е)* корригирующая;

ж)* гигиеническая;

з)* производственная.

23. Что понимают под понятием «терренкур»:

а) ходьба по гористой местности;

б)* дозированная ходьба по специально организованным маршрутам;

в) дозированная ходьба по дорожкам с препятствиями;

г) дозированные пешеходные прогулки.

24. Какие различают виды ходьбы по темпу:

а)* ходьба в медленном темпе –– 60–80 шагов в мин;

б) ходьба в ускоренном темпе –– 80–90 шагов в мин;

в)* умеренная ходьба –– 80–100 шагов в мин;

г)* быстрая ходьба –– 100–120 шагов в мин;

д)* очень быстрая ходьба –– 120 и более шагов в мин.

25. Какие виды вытяжения позвоночника Вы знаете:

а)* горизонтальное;

б)* вертикальное;

в)* под наклоном.

26. Каковы противопоказания для экстензионной терапии:

а) хронический гепатит;

б)* перелом позвоночника;

в)* туберкулезный спондилит;

г) сколиоз позвоночника;

д)* остеопороз;

е)* болезнь Бехтерева;

ж)* беременность;

з) радикулит;

и)* радикулоишемия;

к)* миелопатия.

27. Какие принципы тренировки в кинезотерапии Вы знаете:

а)* принцип всесторонности;

б)* сознательность;

в)* систематичность;

г)* поочередность;

д)* постепенность;

е)* индивидуальный подход;

ж)* цикличность;

з)* наглядность;

и)* доступность.

28. Что включает в себя обследование в целях кинезотерапии:

а)* линейные измерения;

б) измерение веса;

в)* углометрия;

г)* оценка мышечной силы;

д)* оценка функции органа.

29. Кинезотерапия –– это:

а)* лечение и реабилитация посредством движений;

б)* лечение и реабилитация посредством положения;

в) лечение и реабилитация посредством дыхания;

г) только эрготерапия.

30. Кинезотерапия обязательно базируется на следующих принципах:

а)* движения должны быть организованы в виде упражнения;

б)* воздействие должно быть строго дозировано;

в)* движение должно использоваться с определенной терапевтической целью;

г) движение должно строго контролироваться кинезотерапевтом и не может быть выполнено самостоятельно.

Тема 3

Психологические аспекты медицинской реабилитации, методы определения ценностных установок личности. Основы психотерапии. Выявление ценностной установки больного на реабилитацию и возможная ее коррекция

Выберите верные варианты ответа

1. Основная цель психологической реабилитации:

а) повышение интеллектуальной способности пациента;

б)* формирование мотивации на реабилитацию.

2. У пациента в молодом возрасте преобладающим типом внутренней картины болезни:

а) гармонический;

б) иппохондрический;

в)* анозогностичский;

г) сенситивный.

3. Особенности внутренней картины болезни у детей:

а)* демонстрация внутренней картины болезни ухаживающего лица;

б)* отсутствие сформированной картины мира;

в) астенизация;

г) быстрая истощаемость.

4. Психологический аспект реабилитации включает:

а)* индивидуальную психотерапию;

б)* групповую психотерапию;

в) эрготерапию;

г) трудотерапию.

5. Средства психологической реабилитации:

а)* гештальт-терапия;

б)* рациональная психотерапия;

в)* психоанализ;

г)* аутотренинг.

6. Предпочтительный метод реабилитации при артериальной гипертензии:

а)* личностная психотерапия;

б) аутотренинг;

в) эмоционально-стрессовая терапия.

7. Основой рациональной психотерапии является:

а) разъяснение;

б) внушение;

в)* логическая аргументация;

г) коррекция личности;

д) деонтология.

8. Самовнушение –– это внушение самому себе:

а) мыслей;

б) ощущений;

в) желаний;

г) образов;

д)* всего перечисленного.

9. В основе аутогенной тренировки лежит:

а) произвольное самовнушение;

в) мышечная релаксация;

г) рациональная психотерапия;

д)* все перечисленное.

10. Восприимчивость к гипнозу зависит от:

а) личности гипнотизируемого;

б) личности гипнотизера;

в) степени внушаемости;

г) расы, пола, социального положения гипнотизируемого;

д)* многочисленных интер- и интраперсональных отношений.

11. Гипнабельность повышена у:

а) взрослых;

в)* пожилых людей;

г) слепых;

д) глухих.

12. Внутренняя картина болезни (ВКБ) –– это:

а) отношение болезни к пациенту;

б) отношение пациента к болезни;

в)* особенности отражения болезни в сознании пациента.

13. При определении ВКБ необходима оценка трех групп факторов:

а) биологические, психологические, социальные;

б)* медицинские, психологические, социальные;

в) возрастные, профессиональные, экологические;

г) только социальные и профессиональные.

14. Для молодого возраста характерным типом ВКБ является следующий:

в) иппохондрический, вследствие повышенного внимания к своему здоровью;

15. Для пожилого возраста характерным типом ВКБ является следующий:

а) анозогностический, вследствие недостаточно сформированной картины мира и недооценки тяжести состояния;

б)* анозогностический, вследствие недостаточно серьезного отношения к болезни;

в)* иппохондрический, вследствие повышенного внимания к своему здоровью;

г) эгоцентрический, вследствие недостаточного внимания к своему здоровью.

16. Определение ВКБ необходимо для:

а)* формирования мотивации к проведению реабилитационных мероприятий;

б)* для возможно более полного восстановления профессионального и социального статуса;

в)* для формирования терапевтического альянса;

г)* для максимально подробного диагностического поиска.

17. Какой фактор является определяющим при формировании ВКБ у лиц зрелого возраста:

а) отношение окружающих к внешнему виду;

б)* социальное положение в обществе;

в)* материальное положение;

г) все неверно.

18. Профессиональный фактор может участвовать в формировании ВКБ:

а)* при определении группы инвалидности, формируя процент утраты трудоспособности, дополнительные социальные выплаты и снижать мотивацию к проведению реабилитационных мероприятий;

б)* при редких и специфических профессиональных навыках (например: дегустатор, балерина) затруднять переобучение;

в)* при молодом возрасте пациента и высокой должности пациент склонен скрывать свое заболевание и уклонятся от лечения и реабилитационных мероприятий;

г) все неверно.

19. Отношение общества к заболеванию:

а)* влияет на его протекание (например: пациент склонен скрывать венерическое заболевание, что ухудшает его течение и прогноз);

б) не влияет на его протекание;

в) все верно.

20. Функции психологического аспекта реабилитации:

а)* формирование сильной и адекватной мотивации к реабилитации;

б)* снижение выраженности нарушения функции путем улучшения психологического статуса;

в)* дезактуализация болезни;

г)* коррекция ВКБ;

д)* психологическая активация.

21. Выделяют уровни ВКБ:

а)* сенсорный (отражает отношения к ощущениям);

б)* эмоциональный (оценка болезни с точки зрения «опасно/безопасно»);

в) профессиональный;

г) экологический;

д)* интеллектуальный (выбор дальнейшей тактики поведения).

22. Не выделяют следующие типы ВКБ:

а) меланхолический;

б) тревожный;

в) обсессивно-фобический;

г)* рентный;

д) гармонический.

23. К методам психологической диагностики относятся:

а)* оценка эмоционально-волевой сферы пациента;

б)* оценка структуры личности пациента;

в) оценка толерантности к физической нагрузке;

г)* оценка состояния высших психических функций;

д) оценка антропометрических данных.

24. Виды психотерапевтического воздействия:

а) психокоррекционные методы;

б) психотерапевтические методы;

в)* все перечисленное.

25. К психокоррекционным методам относятся:

а)* нейролингвистическое программирование;

б) психоанализ (психодинамическая психотерапия);

в) гештальт-терапия;

г)* рационально-эмотивная психотерапия;

д)* аутотренинг.

е) теслесно-ориентированная психотерапия;

ж)* поведенческая психотерапия.

26. К психотерапевтическим методам относятся:

а) нейролингвистическое программирование;

б)* психоанализ (психодинамическая психотерапия);

в)* гештальт-терапия;

г) рационально-эмотивная психотерапия;

д) аутотренинг.

е)* теслесно-ориентированная психотерапия;

ж) поведенческая психотерапия.

27. Необходимо уделять внимание следующим деонтологическим аспектам в отношение проведения реабилитационных мероприятий:

а)* врач-пациент;

б)* врач-персонал;

в)* врач-родственники;

г)* персонал-пациент.

28. Какой метод психотерапии следует предпочесть в случае возникновения у молодой женщины 32 лет ревматоидного артрита:

а)* личностно-ориентированный метод (клиент-центрированная терапия, психодинамическая психотерапия);

б) рациональная психотерапия;

г) телесно-ориентированная психотерапия.

29. Какой метод психотерапии следует предпочесть в случае возникновения политравмы у молодого человека 29 лет с благоприятным прогнозом для восстановления функции и трудоспособности:

б) рациональная психотерапия;

в) поведенческая психотерапия;

30. Какой метод психотерапии следует предпочесть в случае возникновения инфаркта мозга у пациента среднего возраста с умеренным двигательным дефицитом:

а) личностно-ориентированный метод (клиент-центрированная терапия, психодинамическая психотерапия);

б) рациональная психотерапия;

в) поведенческая психотерапия;

г) телесно-ориентированная психотерапия;

д)* групповая психотерапия с привлечение пациентов, находящихся в фазе выздоровления.

31. Какие методы используются для диагностики психологических нарушений:

а) анкетные тесты;

б) психологические тесты;

в) оценочные шкалы;

г) клинико-психологическое интервью;

д) полуструктурированное интервью;

е)* все вышеперечисленное.

Тема 4

Иглорефлексотерапия в системе медицинской реабилитации

Выберите верные варианты ответа

1. Точки акупунктуры делятся на:

а) корпоральные и некорпоральные;

б) канальные и внеканальные;

г)* все ответы верны.

2. Какие точки канала (меридиана) относятся к командным:

а) точка ВХОДА –– как способствующая постоянному поступлению энергии в канал;

б)* точка ЛО;

в)* точка ЮАНЬ;

г) все дистальные точки.

3. Охарактеризуйте понятие «точки широкого спектра действия»:

а)* это точки, оказывающие влияние на все функциональные системы организма;

б)* при укалывании этих точек эффект воздействия резко возрастает;

в)* как правило, это дистальные точки, при укалывании которых организм отвечает общей реакцией адаптации;

г) этотак называемые «репрезентативные» точки.

4. Охарактеризуйте понятие «античные точки»:

а)* это точки первоэлементов, которые по восточным представлениям являются основой жизненных процессов в природе;

б) они обнаружены в период расцвета античной культуры;

в) это точки, используемые только в системе СУ-ДЖОК терапии;

г) все ответы неверны.

5. Точки «скорой помощи»:

а) используются как элемент реанимационной помощи;

б) располагаются в особо болезненных зонах тела;

в) помогают определить глубину комы;

г)* используются при коллапсе, обмороке, тепловом ударе.

а)* чтобы не прогревать близко расположенные сосудистые стволы;

в)* чтобы не воздействовать на чувствительные к теплу рядом расположенные органы;

г) все ответы верны.

7. Функциональные особенности внеканальных точек:

а) они обнаружены после создания канальной системы, но ничем функционально не отличаются от точек каналов;

б)* укалывание этих точек дает только локально-сегментарный эффект;

в) специфических особенностей эти точки не имеют;

г) дистальные точки, как канальные, так и внеканальные, относятся к «общим».

8. «Новые» точки –– что это:

а) они более эффективны, чем «старые»;

б) функционально одинаковы со всеми ТА;

в)* практически не отличаются от внеканальных;

г) группа точек, называемых точками «дянь».

9. В понятие «канал» (меридиан) тела входит:

а)* группа точек, проекция которых на кожу объединена линией наружного хода канала;

б) группа точек, объединенных «внутренним» ходом канала;

в)* функциональная система канала, составляющая наружный и внутренний ход канала;

г) функциональная система канала, объединяющая все ЯН или ИНЬ органы.

10. К системе ЯН относятся каналы:

а)* управителями которых являются полые «Фу-органы»;

б) управителями которых являются органы ЧЖАН;

в)* которые начинаются или заканчиваются на голове;

г) которые начинаются или заканчиваются на грудной клетке.

11. К системе ИНЬ относятся каналы:

а) управителями которых являются органы ФУ;

б)* управителями которых являются паренхиматозные «Чжан-органы»;

в) которые начинаются или заканчиваются на голове;

г)* которые начинаются или заканчиваются на грудной клетке.

12. Какие каналы и почему называют ручными:

а) наружный ход которых идет только по руке;

б)* которые начинаются или заканчиваются на пальцах кисти;

в) потому что они более эффективны при патологии рук;

г) потому что они более доступны для укалывания.

13. Какие каналы и почему называют ножными:

а) наружный ход которых идет только по ноге;

б) потому что они более эффективны при патологии ног;

в)* которые начинаются или заканчиваются на стопе;

г) потому что точки этих каналов менее болезненны.

14. Какие каналы тела относят к основным:

а) основных каналов 14, это каналы группы ЯН;

б) наиболее важными и основными считаются каналы группы ИНЬ;

в)* к основным относят 12 каналов, связанных с внутренними органами;

г)* тоже, что в п. «3», а также задне- и переднесрединный каналы.

15. Локализация и функция каналов ЛО:

а) поперечные ЛО-каналы располагаются в дистальных отделах конечностей;

б) продольные ЛО-каналы повторяют ход основных каналов тела;

в) как поперечные, так и продольные ЛО-каналы создают густую сеть анастомозов, превращая всю канальную систему в систему взаимосвязей типа «наружно-внутренних»;

г)* все перечисленное верно.

16. Локализация и функции сухожильно-мышечных каналов:

а) наличие сухожильно-мышечных каналов практикой не доказано;

б)* точки этих каналов используются для лечения мышечно-сухожильных синдромов;

в)* располагаются эти каналы только на поверхностных участках кожи;

г) их функция –– регулирование энергетических потоков в мышцах.

17. Что Вы знаете об экстраординарных каналах:

а) это «каналы резерва»;

б)* это каналы, контуры которых создаются путем последовательного укалывания точки-«ключа», специальных «промежуточных» точек и точки «связующей»;

в) экстраординарные каналы используются только при острой патологии;

г)* их точки используются при сочетанной патологии.

18. Что входит в понятие «наружный ход канала»:

а) это условная линия, проведенная через определенные зоны тела;

б) это линия, объединяющая ТА, расположенные на наружных (латеральных) поверхностях конечностей;

в)* это линия, связывающая в одно целое проекционные зоны всех точек канала;

г) наружным (или внешним) ходом канала называют совокупность ТА, объединенных их «управителем».

19. Что входит в понятие «внутренний ход канала»:

а) ход канала вдоль позвоночника;

б) это система связей внешнего хода с внутренними органами;

в) это пути прохождения энергии к «управителю» канала;

г)* все ответы неверны.

20. Канал как функциональная система организма:

а) строится по принципу «все или ничего»;

б)* включает различные уровни регуляции канала;

в)* включает центральное звено регуляции функций канала;

г) организуется за счет других систем.

21. Канал ЛЕГКИХ:

а)* имеет порядковый номер 1;

б) относитсяк системе ЯН и первоэлементу МЕТАЛЛ;

в) основная командная точка канала –– Р1, она же –– точка МУ;

г) точка ЮАНЬ канала –– Р5 –– относится к первоэлементу ВОДА.

22. Наружный ход канала легких:

а) проходит по ладонно-срединной линии руки;

б)* проходит по ладонно-лучевой;

в) связан с внутренним ходом спаренного канала толстой кишки;

г) оканчивается в носогубной складке.

23. Внутренний ход канала легких:

а) определяет показания «локально-сегментарно»;

б)* связан с внутренним ходом сопряженного канала толстой кишки;

в) оканчивается в средостении;

г) связан с внешним ходом в точке Р2.

24. Чем клинически проявляется гиперфункция канала легких:

а)* кашель со слизистой мокротой, заложенность носа, гипертермия;

б) головокружением;

в)* звонким сухим кашлем;

г) ослабленным дыханием.

25. Чем клинически проявляется гипофункция канала легких:

а) синдромом ОРЗ;

б)* непродуктивный кашель, ослабленное дыхание;

в) звонким сухим кашлем;

г)* ночная потливость, слабость, сухость во рту.

26. Показания к использованию ТА канала легких:

а) острая афония;

б) вазомоторный ринит;

в) нейропатия лучевого нерва;

г) бронхиальная астма;

д)* все перечисленное.

27. Канал толстой кишки:

а) имеет порядковый номер 10;

б)* относится к системе ЯН и первоэлементу МЕТАЛЛ;

в) основная командная точка канала –– GI4, она же –– точка ЛО;

г) точка ЮАНЬ канала –– GI5.

28. Какими клиническими симптомами проявляется гиперфункция канала толстой кишки:

а) метеоризмом и поносами;

б) симптомами дискинезии толстой кишки по гипомоторному типу;

в)* болями и спазмами в животе, возможна диарея;

г) кожным зудом.

29. Показания к использованию ТА канала толстой кишки:

а) дискинезии кишечника;

б) зудящие дерматозы в стадии ремиссии;

в) спастическая кривошея;

г) прозопалгии;

д)* все перечисленное.

30. Канал селезенки-поджелудочной железы:

а) объединяет всю группу ножных каналов;

б)* В Канал включает 21 парную точку воздействия;

в) является главным среди каналов системы пищеварения;

г)* влияет на скорость мышления.

31. Характеристиками понятия «инь» являются:

а) тусклое;

б) *яркое;

в) *сухое;

г) влажное

д) темное

е) *светлое.

32. Характеристиками понятия «янь» являются:

а) *тусклое;

г) *влажное;

д) *темное;

е) светлое.

33. К понятию «янь» относятся следующие стихии:

а) *дерево;

б) *огонь;

г) металл;

34. К понятию «инь» относятся следующие стихии:

а) дерево;

в) *земля;

г) *металл;

35. Канал сердца относят к следующей стихии:

а) дерево;

б) *огонь;

г) металл;

36. Канал почек и мочевого пузыря относят к следующей стихии:

а) дерево;

г) металл;

37. В организме человека выделено основных меридианов:

38. В каком канале локализуется первородная энергия «ци» –– энергетическая генетическая информация:

а) в канале легких;

б) *в канале почек;

в) в канале сердца.

39. Противопоказания к проведению ИРТ:

а) *кровохарканье;

б) *лихорадки;

в) *грудной возраст;

г) *старческий возраст;

д) молодой возраст.

40. Правило «мать-сын» определяет:

а) способ ИРТ, при котором воздействие на канал производится путем акупунктуры точек следующего за ним по часовой стрелке;

в) *способ ИРТ, при котором воздействие на канал производится путем акупунктуры точек предшествующего ему по часовой стрелке;

г) способ ИРТ, при котором воздействие на канал производится путем акупунктуры точек соответствующего канала.