Ребенку кажется что предметы делаются меньше. Нарушение, расстройства восприятия иллюзии и галлюцинации

Кандидаты педагогических наук Марина ЕГУПОВА и Наталья КАРПУШИНА.

Мы привыкли доверять своим глазам и не задаёмся вопросом, почему один и тот же объект вблизи выглядит крупнее, чем вдали? Или почему разные по величине предметы порой кажутся одного размера? Механизмы зрения довольно сложны, однако некоторые его особенности можно объяснить на основе геометрических представлений.

Угловой размер объекта - это угол зрения, под которым виден весь объект (в данном случае - угол АВС).

Измерение высоты светила при помощи посоха Якова.

Рука - природный угломер.

Один и тот же предмет визуально может иметь разные размеры в зависимости от удалённости от глаза наблюдателя.

Изображение предмета на сетчатке глаза получается перевёрнутым вверх ногами (обратным) и уменьшенным.

Геометрия полного солнечного затмения.

Под одним углом зрения видимые линейные размеры предметов кажутся одинаковыми.

Что такое угол зрения

Всякий предмет имеет линейные размеры: длину, ширину и высоту. Но как только он попадает в наше поле зрения, то приобретает ещё один размер - угловой. Давайте разберёмся, что это означает. Когда мы смотрим на предмет, то через каждую его точку можно провести от глаза луч, называемый лучом зрения. Понятно, что их будет бесконечно много. Любые два луча зрения образуют угол зрения. Тот угол зрения, под которым предмет виден целиком, и принято называть угловым размером предмета. Как и всякий плоский угол, он измеряется в градусах, минутах, секундах или в радианах.

Понятие углового размера используется в геометрической оптике, геодезии, астрономии. Встречается оно и в геометрии, но здесь принято говорить об угле зрения, под которым из указанной точки «виден» данный отрезок - высота фигуры, её диаметр и пр.

Угловой размер зависит от выбора точки наблюдения, в чём легко убедиться, измерив его из двух точек, расположенных на разном расстоянии от предмета. В зависимости от характера предмета величину угла зрения, под которым он виден, определяют при помощи специальных приборов, например, для измерений на местности используется теодолит, для определения высоты небесных объектов над горизонтом - секстант и т.д.

В древности с той же целью применяли более примитивные инструменты. Один из них - посох Якова, предшественник современного секстанта. Он представлял собой стержень, по которому скользила поперечная рейка; на стержень были нанесены деления, соответствующие некоторым углам (их предварительно измеряли транспортиром). Наблюдатель подносил один конец посоха к глазу, другой направлял в сторону измеряемого предмета и затем перемещал рейку до тех пор, пока она одним концом не «коснётся» линии горизонта, а другим - небесного объекта. После этого оставалось только «снять показания» - посмотреть, какому делению на стержне соответствует рейка. Этот удобный и простой инструмент легко изготовить самому, он вполне годится для примерного измерения углов в любой плоскости.

Наконец, оценить угловой размер предмета можно буквально «голыми руками». Угломером послужит кисть руки, если, конечно, знать некоторые углы. Например, ноготь указательного пальца вытянутой перед собой руки мы видим под углом, приблизительно равным 1 о, кулак - под углом 10 о, а промежуток между концами расставленных большого пальца и мизинца - под углом 22 о.

Угловой размер и расстояние

Угловой размер предмета - величина не постоянная и зависит от расстояния предмета от глаза: чем предмет дальше, тем меньше угол зрения, под которым он виден.

Чтобы понять причину этого явления, вспомним, что на сетчатке глаза изображение предмета получается обратным и уменьшенным. При удалении предмета его изображение на сетчатке становится меньше, поэтому он и кажется нам уменьшающимся. При сокращении расстояния изображение, напротив, увеличивается и предмет кажется увеличивающимся. На языке геометрии это означает, что величина угла зрения обратно пропорциональна расстоянию до предмета.

Такая особенность зрения помогает понять некоторые наши действия и явления вокруг нас. Почему, например, чтобы рассмотреть детали висящей на стене картины или мелкий шрифт на странице книги, приходится подходить к холсту ближе или подносить текст к глазам. Ответ прост: нам необходимо увеличить изображение на сетчатке, а для этого следует увеличить угол зрения, что мы и делаем, уменьшая расстояние до предмета.

Другой пример. Представьте себе две «убегающие» вдаль параллельные линии (железнодорожные рельсы, края прямолинейного шоссе). Они кажутся «сходящимися» в одной точке. Такое же впечатление создают ряды телеграфных столбов или деревьев вдоль дороги. Зрение будто пытается убедить нас в том, что вопреки законам геометрии параллельные прямые пересекаются. Но это лишь иллюзия, которая возникает из-за видимого уменьшения расстояния между прямыми по мере их удаления.

Под одним углом зрения

Часто приходится сталкиваться и с другой ситуацией. Если рассматривать предметы одинаковой формы, но разных линейных размеров под одним и тем же углом зрения, то кажется, что их размеры равны. Это подтверждает простой опыт. Выстройте по росту несколько матрёшек и по-смотрите на них со стороны самой маленькой фигурки, а затем медленно отойдите назад, не изменяя направления взгляда. Вы увидите, как матрёшки начнут «сливаться», загораживая одна другую. Наконец, когда вы отодвинетесь на некоторое расстояние, будет видна только одна матрёшка - ближайшая к вам. Если теперь сместить фигурки в стороны так, чтобы все они были полностью видны, то визуально матрёшки будут казаться одного размера.

Похожее явление можно наблюдать и в природе. Например, при полном солнечном затмении лунный диск в точности заслоняет солнечный. В этот момент наблюдатель с Земли видит оба небесных тела под одним углом зрения. Увидеть такое уникальное явление было бы невозможно, если бы линейные размеры Солнца и Луны, а также расстояния от них до Земли не состояли в определённой математической зависимости.

С точки зрения геометрии в обоих случаях мы имеем дело с подобием фигур, точнее говоря, с гомотетией, с центром, совпадающим с глазом наблюдателя. Поэтому, если два схожих по форме предмета видны под одним углом зрения, то их линейные размеры отличаются во столько же раз, во сколько раз отличаются расстояния до предметов. Таким образом, диаметры Солнца и Луны (D и d) и расстояния от этих тел до Земли (L и l) связаны простой формулой:

Мы раскрыли далеко не все секреты зрения. Особенности зрения, когда человек смотрит двумя глазами, объяснение некоторых зрительных иллюзий, создание зрительных эффектов в архитектуре и живописи - разговор об этом впереди.

УФФФ... Только ради тебя, причем очень коротко. Итак, метод ПЭТ изначально был разработан для определения метастазов у онко-больных на уровне даже одной клетки. Спустя некоторое время уже врачи поняли, что этот метод хорош и для определения иных проблем мозга. Понимаешь, дружочек, МРТ - это, грубо говоря, рентген. Проблемы наших детей практически всегда сопряжены с тем, что какие-то определенные участки мозга в силу тех или иных причин (внутриутробно, при родах, при гипоксии, при высокой температуре и еще много из-за чего..) перерождаются из мозговой ткани в соединительную, для мозга нефункциональную. А соединительная ткань РАДИОИММУННА!!! Поэтому нормального невролога должно пробивать на хохот при диагнозе, скажем "дисплазия мозолистого тела мозга". Узист ведь, как нанайский мальчик - что вижу - то пою. А что он может увидеть на МРТ? При условии, что это рентген, а соединительная ткань радиоиммунна? Он может увидеть только "дырки" в местах, где произошло это перерождение. Вот отсюда и возникают такие дикие диагнозы, как отсутствие мозолистого тела. Не может человек жить без мозолистого тела.
А раз МРТ зачастую малоинформативно - то на помощь приходит ПЭТ. Это исследование покажет как раз те клетки, которые переродились и места их дислокации.
На практике у нас это было так: ПЭТ был назначен на 11 часов утра. Причем нас предупредили, что опаздывать нельзя ни на минуту. Как мы этого добились - чтобы из Зеленограда вовремя попасть - это отдельная песня, об этом рассказывать не буду. Почему нельзя опаздывать? Потому что радиоактивный элемент, который вводят внутривенно ребенку, синтезируется буквально за пару часов до введения, ибо имеет крайне короткий период полураспада. Не успел - все, элемент распался, исследования нет. В этом и плюс - что распад крайне быстрый, поэтому вред минимален. Нам ввели внутривенно жидкость с этим элементом, и через 5 минут положили под аппарат ПЭТ. Он очень похож на МРТ-шный. Тоже такое ложе, которое немножко заезжает внутрь капсулы. Но все открыто, клаустрофобии нет. И начинается запись. Ребенок лежал на этом ложе, вертелся, дергал ножкой. Мы с мужем изображали театр двух актеров. Перечитали наизусть ему кучу стихов и сказок, разыграли кучку детских пьес, чтобы Тоша чувствовал себя комфортно и не очень вертелся. В какие-то моменты Тошка лежал спокойно и слушал наши прибаутки. Запись шла минут 40. Потом мы все вместе пошли отдыхать, пить кофе, а врач через 15 минут вышла и сказала, что получилось достаточно много фрагментов записи, где Тошка не дергался, что исследование удалось провести удачно.
Вопрос другого рода, что по нам собирали потом несколько раз консилиум, потому что исследование показало, что у нас абсолютно непораженный мозг, есть лишь недостаточная миелинизация таламуса. И что при таком мозге ребенок решительно не может быть в том состоянии, в котором мы есть. Но это уже совсем другая история..

Микропсия (от грецкого: mikros – малый, opsis – зрение) – это один из видов метаморфопсий, для которого характерно искаженное восприятие окружающего мира. При этом все предметы кажутся чрезвычайно маленькими, а человек ощущает себя лилипутом в тесной комнате. Данное нарушение также называют синдромом «Алисы в стране чудес», «Карликовыми галлюцинациями» и «Лилипутским зрением».

Впервые микропсия была обнаружена доктором Липпманом в 1952 году. Чуть позже, в 1955 году, он был описан канадским неврологом Джоном Тоддом. Любопытно, что для данной патологии характерно отсутствие каких-либо повреждений зрительного анализатора. Искаженное восприятие является исключительно субъективным.

Причины синдрома

Данной патологией страдают в основном дети младше 12 лет. С возрастом приступы случаются все реже, а к 30 годам пропадают полностью. У ребенка чаще всего наблюдаются временные микропсии, причем возникают они преимущественно вечером, с наступлением темноты. Достоверно установить причину заболевания до сих пор не удалось.

Значительно реже микропсия встречается у взрослых. Известно, что существует ряд предрасполагающих факторов, способствующих его возникновению.

К ним относятся:

  • инфекционный мононуклеоз – заболевание, возбудителем которого является вирус Эпштейна-Барра;
  • злокачественные или доброкачественные опухоли головного мозга, сдавливающие или раздражающие его затылочную долю;
  • употребление психоделиков, наркотических и галлюциногенных средств (псилоцибина, ЛСД, декстрометопрофана, марихуаны);
  • эпилепсия, мигрень, шизофрения и некоторые другие психические или неврологические расстройства.

Приступ зрительного расстройства может вызываться употреблением галлюциногенов и длиться всего несколько секунд. Однако известны случаи, когда люди страдали от данной патологии на протяжении всей своей жизни.

Симптомы

Наиболее явным признаком расстройства является искаженное восприятие окружающих предметов. Все вокруг кажется маленьким, чуть ли не игрушечным. Как правило, возникает ощущение, что все предметы находятся очень далеко. Сам же человек может ощущать себя громадным великаном в тесной комнатушке. Как правило, это явление сопровождается расстройствами слухового, тактильного, вкусового и других видов восприятия.

Во время приступа человек может впадать в беспокойство, паниковать и бояться. Ему бывает трудно различать реальность и галлюцинации. Если микропсии сохраняются на протяжении длительного времени – больному становится трудно заниматься привычной деятельностью, ходить на работу, общаться с близкими.

Лечение патологии

Наиболее важным шагом в борьбе с данным заболеванием является установление и устранение его причины. Маленькому ребенку необходимо обеспечить максимальный покой и заботу. Он должен больше отдыхать, высыпаться, правильно и регулярно питаться. Также следует позаботиться о том, чтобы малыш поменьше нервничал и не попадал в стрессовые ситуации.

Следует отметить, что детей «синдром Алисы» практически не пугает. Несмотря на то, что их восприятие действительности несколько отличается, они спокойно относятся к этому. Так что чрезмерно переживать за ребенка не стоит – скорее всего, у него все пройдет самостоятельно уже спустя несколько лет.

Для более полного ознакомления с болезнями глаз и их лечением – воспользуйтесь удобным поиском по сайту или задайте вопрос специалисту.

23.06.2012, 21:11

Сыну 7 лет. С детства проблемы по неврологии. При родах: обвитие пуповиной, удаляли кефалогематому.
С младенчества - плаксивый, плохо спал и днем и ночью, повышенное ВЧД (глаза - т.н. синдром восходящего солнца).
Недавно после сбивания температуры во время сна появились какие-то галлюцинации (минут через 5-7 проходили).
Стал жаловаться, что иногда предметы отдаляются. (Мама становится совсем маленькой). Приступы такого плана бывают1-2 раза в день (но не каждый день)
Сегодня после небольшой неурядицы (папа отказался что-то объяснять и отвечать на множество вопросов ввиду занятости) у ребенка пропало настроение (сам так говорит). Потом начал плакать и остановиться не может. Понимает что что-то не так. Накапала валерьянки. Минут через 10 -бросило в холодный пот, температуру померяла - 36,2.
Ребенок обмяк и уснул. Спит уже 2 часа.
Посоветуйте, какие анализы нужно сдать или обследование пройти. Или тут ничего страшного нет?

24.06.2012, 07:54

ЭЭГ обязательно

24.06.2012, 08:00

проспал 12 часов, проснулся утром - нормально себя чувствует.

24.06.2012, 08:08

ээг делали 1.08.2011:
фото добавлю позже.
Описание такое:
Регистрируются обще-мозговые изменения биоэлектрической активности головного мозга с дезорганизацией основных ритмов и преимущественно явлениями раздражения без признаков межполушарной асиметрии с наличием дифузных острых колебаний, комплексов острая-медленная волна, вспышек обостренных тета волн. Реакция на открывание глаз - адекватная. При гипервентиляции наблюдается усиление явлений раздражения, фиксируются билатерально-синхронные вспышки высокоамплитудного альфа ритма, тета волн и комплексов острая-медленная волна с акцентом в левых теменно-височной-затылочных участках, как проявление дисфункции неспецифических серединных структур мозга.

25.06.2012, 16:26

Может кто-то сможет прокомментировать данные ЭЭГ?
Очень буду благодарна!
Врач сказала, что тут только немного повышенное ВЧД и на основании этой ЭЭГ назначила пить диакарб с аспаркамом.

26.06.2012, 13:41

сегодня снова прошли ЭЭГ и ЭХО. Результаты на руки не дали, только сказали, что результат мало чем отличается от предыдущей (выше приведенной) и есть немного повышенное ВЧД (с правой височной области меряли эхо).
Невролог назначил диакарб по схеме с аспаркамом 20 дней, хвойные ванны, массаж воротниковой зоны и добавки Омега-3 и Нутри Калм (кажется фирма NSP).
Хотелось бы узнать о целесообразности добавок и вообще назначенного лечения. (Т.к диакарб уже пили в 2 месяца жизни и в 6 лет, т.е. примерно год назад).
Голова у ребенка периодически болит в этом месте.

26.06.2012, 20:50

Диагноз невролога областной детской больницы:" астеноневротический синдром, тики локальные.""

27.06.2012, 09:37

Диагноза ВЧД не существует, по ЭЭГ этого диагноза поставить нельзя, ЭХО устаревшая недостоверная методика. Лечение безграмотное, добавки - развод на деньги.

27.06.2012, 14:13

Подскажите, если можно, какое следует пройти исследование. А я уже буду искать где такое проводится! Спасибо за внимание и помощь!

27.06.2012, 14:13

И еще: следует ли принимать диакарб с аспаркамом?

27.06.2012, 15:13

Сейчас ребенка что- то беспокоит?

27.06.2012, 18:14

На фоне эмоциональных переживаний (обида и т.п.) пропадает настроение и начинается плаксивость, которую остановить трудно (капаем валерьянку). Бывает не очень часто.
Голова болит в височной области, но жалуется не каждый день и боль со временем самостоятельно исчезает (только один раз давала парацетамол)
Сейчас больше беспокоят вокальные тики (как бы похрюкивание) и реже уже мотание головой.
Иногда жалуется на отдаленность предметов (удаляется мама). Последний раз было несколько дней назад.
И для себя - боюсь повышения температуры, так как дважды месяц назад после!!! сбивания температуры ночью ребенок вспотел сильно, просыпался и было что-то вроде галлюцинаций (папу испугался). Через 5-7 минут приходил в себя.

01.07.2012, 11:27

Даю диакарб с аспаркамом (т.к не знаю, что дальше делать)?

02.07.2012, 09:27

Диакарб с аспаркамом не нужны. Нужна консультация семейного психолога. Учитывая головные боли и приступы зрительных нарушений может иметь место детская мигрень со зрительной аурой и все таки, учитывая характер этих нарушений - проведение более детального исследования - ЭЭГ мониторинга.

02.07.2012, 19:20

Хочу уточнить подробности. Голова болит у сына уже больше года (в основном в правой височной области, но иногда переходит боль в левую).
Нервные тики появились впервые полтора года назад в виде покашливания (после перенесенной инфекции). Периодически (после лечения ноофеном и энцефаболом) проходили, а потом появлялись новые (подергивания головой и что-то вроде подхрюкивания).
Галлюцинации и отдаления предметов появились не так давно.
Два месяца назад утром начался понос, до обеда прошел (с нифуроксазидом), после обеда поднялась температура. На ночь дали парацетамол. Вот тогда ночью появились после снижения t галлюцинации. На утро - t практически нормальная. Через неделю-полторы начался насморк (желтый) и немного поднялась температура (до 37,8). На ночь снова сбили парацетамолом и снова галлюцинации. На утро температуры уже не было (или же совсем небольшая 37.0 - 37,2). Обратились к ЛОРУ. Диагноз - гайморит. Назначили цефодокс. Но одновременно начали закисать глаза (коньюнктивит) После общения с педиатром поняли, что у нас была аденовирусная инфекция. ОАК подтвердил вирусную природу инфекции.
Вот с этого времени сын периодически жалуется (раньше чаще было) на отдаление предметов. Пару минут проходит, встряхнет головой - нормально.
Прошу уточнения для "чайников" (т.е. себя): ЭЭГ мониторинг - это несколько раз подряд сделать ЭЭГ с определенным промежутком времени? Или же нужно длительное время (включая сон) - следить за ЭЭГ?

Обратила внимание, что второй раз подряд (после практически их исчезновения) усиление значительное тиков началось через сутки после пикника (кушали шашлыки, сын не любит овощи и не любит пить воду и напитки). Сейчас (спустя три дня) немного меньше тиков, но все же ярко выражены. Стресса не было, поведение обычное. Голова также не болела и удаления предметов не было все это время.
У меня вопрос: может ли пища, богатая пуринами вызвать подобную реакцию? (прочитала о нервно-артритическом диатезе) или это только мои домыслы? Я знаю, что это не болезнь, а склонность.
Ребенок с рождения беспокойный, плаксивый, раздражительный. Высокого роста, с бледной кожей (астенического склада).Аппетит слабенький. Гемоглобин - норма.
В полтора года уже знал половину букв, в два года - практически все, которые мог выговорить. На память цитировал практически всю книжечку со стишками.
Проблем с ацетоном не было.
Пол года назад была ИМВП и немного позже цистит. Оба раза в моче были обнаружены ураты (в большом количестве и ++).
Нужно ли корректировать питание на предмет присутствия (или вернее минимального присутствия) пуринов?
Большое спасибо за внимание к моей проблеме! и прошу простить заранее, если не корректно задала вопрос.


В повседневной жизни люди не задумываются над проблемой восприятия величины предметов. По мере формирования зрительного анализатора человек привыкает к определенной величине предметов окружающего мира.

Восприятие величины предметов проходит двойной процесс: оптическое уменьшение и сенсорное увеличение. Вначале изображение уменьшается оптической системой глаза в 15 раз, чтобы поместить на сетчатке максимальное поле зрения (около 160° по горизонтальному меридиану).

Человек воспринимает предметы не уменьшенными и не увеличенными. Это значит, что при обработке в высших отделах зрительного анализатора (в сенсорном отделе) уменьшенный в 15 раз образ увеличивается ровно в 15 раз. Чтобы подтвердить это, достаточно вспомнить простые жизненные примеры, связанные с искусственным изменением величины предметов. Каждый человек когда-либо смотрел в бинокль, наслаждаясь эффектом углового увеличения или приближения. Попробуйте, не отрывая бинокля от глаз, быстро вращать головой: возникнет непривычно быстрое перемещение изображения, вызывающее неприятные ощущения, связанные с головокружением.

Люди, страдающие близорукостью, по мере ее прогрессирования меняют очки, постепенно их увеличивая. При этом каждый раз они проходят неприятный период адаптации (привыкания) к новым очкам. И это связано не столько с величиной, формой, цветом и весом оправы, сколько с силой новых стекол. Минусовые очки имеют не¬риятный побочный эффект - уменьшение изображения. И чем сильнее стекла, тем больше этот эффект. В новых очках смотреть телевизор хорошо, а ходить по улице - неприятно. Возникает головокружение. Со временем это исчезает.

Если близорукие люди, пользовавшиеся очками, начинают носить контактные линзы или переносят операцию по устранению близорукости, то они испытывают эффект увеличения, который тоже требует определенного периода адаптации.

Операция удаления катаракты (мутного хрусталика) сейчас обычно заканчивается имплантацией (вживлением) искусственного хрусталика. В эпоху отсутствия искусственных хрусталиков после операции удаления катаракты больному выписывали очки силой от +10 до +13 дптр. Такие сильные очки дают увеличение в 1,3-1,5 раза. Соответственно, пациенты ощущали сильное головокружение, в ряде случаев они даже отказывались от очков. Но само по себе увеличение тоже оказывалось мучительным: ужасал один только вид своей необычно "распухшей" руки.

Приведем интересный пример. Больному после операции удаления катаракты были назначены очки - сфера +11,0 дптр. После заживления он приступил к работе. Будучи профессиональным токарем, до операции он безошибочно "на глаз" определял диаметр металлической заготовки. После операции у него появилась необычная жалоба: диаметр детали казался ему 30 мм вместо истинных 20 мм. Спустя два месяца это чувство исчезло, как и головокружения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что механизмы адаптации со временем приводят в соответствие величину оптического уменьшения и величину сенсорного увеличения. Адаптация продолжается до отсутствия головокружения.

Приведенные примеры связаны с оптическими изменениями. Бывают, однако, случаи нарушения восприятия величины изображения, которые происходят без каких-либо оптических изменений. Следовательно, причина - в сенсорных нарушениях, т. е. уменьшение изображения объясняется нарушением питания в высших центрах зрительного анализатора. Увеличение же изображения может быть связано или с нейрогенными токсинами, или с интоксикацией (отравлением), вызванной инфекцией.