Ребенок плохо спит ночью и днем. Причины расстройства и нарушения сна у детей

«Спит как младенец» - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако не все родители маленьких детей согласятся с таким утверждением. К сожалению, нарушение сна - достаточно частое явление, обусловленное серьезными причинами. Разобраться с этой проблемой поможет врач – сомнолог.

Сон - сложное физиологическое состояние, которое характеризуется относительным покоем, неподвижностью и выраженным снижением реакций на внешние стимулы. Основная функция сна - восстановительная. Он играет важную роль в процессах обмена веществ в организме. Так, во время медленного сна высвобождается гормон роста, увеличивается синтез клеточных белков. Во сне происходит восстановление иммунитета путем активации защитных иммунных клеток Т-лимфоцитов и выработки иммуноглобулинов, необходимых для борьбы с инфекциями. Во время быстрого сна происходит переработка информации и переход кратковременной памяти в долговременную.

Сон является неоднородным процессом и представляет собой генетически детерминированное состояние организма, которое характеризуется последовательной сменой фаз - медленного сна (сон без сновидений) и быстрого (парадоксальный сон или сон со сновидениями). Основная функция фазы медленного сна - восстановительная. Уменьшаются частота дыхания и ритм сердцебиения, расслабляются мышцы и замедляются движения глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего уменьшается, его трудно разбудить в это время, и сновидения при пробуждении не запоминаются. Основная функция фазы быстрого сна – переработка информации, создание программы поведения на будущее. При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются, дыхание, ритм сердцебиения и движения учащаются. Клетки мозга в эту фазу чрезвычайно активны, однако информация от органов чувств к ним не поступает и к мышцам не подается. В этом и заключается парадоксальный характер этого состояния. Движения глазных яблок становятся быстрыми - спящий видит сновидения, если его разбудить спустя 10 минут, он расскажет о сновидении.

Потребность во сне у детей более важна для организма, чем потребность в пище. Количество сна - главная составляющая понятия «качество жизни». Сон у малышей существенно отличается от сна у взрослых. До б месяцев он начинается со стадии активного, быстрого сна. Общее время сна примерно одинаково днем и ночью. По мере взросления ночной сон постепенно «консолидируется», количество ночных пробуждений уменьшается, дневной сон становится короче, и уже к 4 годам потребность в дневном сне исчезает у большинства детей. Суточная продолжительность сна детей раннего возраста - в среднем от 12 до 14 часов. К 18 месяцам большинство из них самопроизвольно устанавливают собственный режим сна, который включает послеобеденный однократный сон от 1,5 до 3 часов.

Основной особенностью расстройств сна у детей является богатство двигательных и вегетативных феноменов, которые можно выделить в следующие группы:

Стереотипные движения, связанные со сном: качание, биение, складывание, феномен «челнока», сосание пальцев во сне, онанизм во сне, другие стереотипные движения.

Пароксизмальные явления во сне: судороги, ночные страхи, ночной энурез, бруксизм, ночная астма, пароксизмальные ночные носовые кровотечения, ночные рвоты, другие пароксизмы во сне.

Статические феномены сна: странные позы, сон с открытыми глазами, сон с открытым ртом.

Сложные формы психической деятельности во сне: снохождение, сноговорение, кошмарные сновидения.

Нарушения «переключений» в цикле «сон - бодрствование» у детей: нарушения засыпания, нарушения пробуждения, нарушения бодрствования, инверсия сна и бодрствования.

На сегодняшний день насчитывается более 100 нарушений сна. У детей наиболее часто встречаются инсомнии (нарушения засыпания), парасомнии (ночные страхи, ночные кошмары, снохожде-ние, сноговорение, энурез) и апноэ во сне (остановка дыхания).

Инсомния - недостаточный или неадекватный сон, включающий сложности засыпания, беспокойный сон, частые ночные пробуждения, трудности пробуждения, раннее пробуждение. Наиболее частые причины инсомнии у детей: психофизиологические факторы (стрессы, изменение привычного режима); нарушение циркадных ритмов (синдром смены часовых поясов); соматические, неврологические и психические расстройства (например, тревога); периодические движения конечностей во сне (железодефицитная анемия, ортопедические заболевания); лекарственная зависимость (частое употребление капель в нос - адреномиметиков с выраженным стимулирующим эффектом, например, нафтизина); неадекватные привычки, связанные со сном (нарушение гигиены сна); синдром апноэ во сне (гипертрофия миндалин, заболевания нервно-мышечного аппарата и анатомические особенности верхних дыхательных путей).

У детей в возрасте от 3 до 5 лет самыми частыми причинами нарушения засыпания и поддержания сна могут быть: железодефицитная анемия, инфекция и интоксикация, глистная инвазия, тревожные расстройства.

Снохождение (сомнамбулизм) - наиболее частое нарушение сна, с которым встречаются родители. Оно может случиться с ребенком в любом возрасте, но чаще наблюдается у детей первого года жизни с максимальным проявлением в возрасте от 2 до 4 лет. При снохождении ребенок садится в постели с открытыми глазами, так называемый невидящий взор. Речь обычно невнятная. Ребенок не отдает отчета в действиях. В выраженных случаях могут отмечаться эпизоды хождения по дому. Лунатика разбудить очень сложно - лучше осторожно проводить его обратно к постели. Попытки разбудить ребенка при сомнамбулизме, как и при других парасомниях, безуспешны и могут приводить к проявлениям агрессивности. Иногда агрессия может наблюдаться и спонтанно. Окружающие должны быть предупреждены об этом, а также о нежелательности прерывания приступа посредством насильственного пробуждения. Около 25% лунатиков наносят себе различные повреждения во время ночных блужданий. Бывает, что сомнамбулы вываливаются из окон, ошибочно принимая их за двери. В таких случаях необходима консультация врача и лечение.

Сноговорения чаще случаются у детей в периоды напряжения и тревоги, при этом психически дети совершенно здоровы. В редких случаях при сочетании сноговорений со снохождениями проводится дифференциальная диагностика с эпилепсиями.

Ночные страхи возникают обычно в первую половину ночи и сопровождаются пронзительным криком или плачем, вегетативными и поведенческими проявлениями сильного страха. Типичный возраст начала - от 3 до 8 лет. Через 60-90 минут после засыпания ребенок внезапно садится, начинает кричать. Состояние сопровождается учащенным сердцебиением и дыханием, расширением зрачков, повышением мышечного тонуса. С утра эпизод страха забывается. Обычно в лечении нет необходимости, но оно может быть показано, если эпизоды становятся частыми. В этих случаях обычно прибегают к короткому курсу препаратов снотворного действия, только после консультации сомнолога.

Ночные кошмары - устрашающие сновидения, от которых наступает пробуждение в фазу быстрого сна (фазу сновидений). Подобные сновидения встречаются у 10-15% детей в возрасте 3-6 лет. До 75% могут вспомнить хотя бы один такой эпизод в детстве. В редких случаях ночные кошмары могут продолжаться и в старшем возрасте, иногда всю жизнь. Возникновению ночных кошмаров могут способствовать тяжелые инфекционные заболевания и просмотр фильмов устрашающего содержания. является частой проблемой у детей. Он подразделяется на первичный и вторичный. Под первичным энурезом понимают наследственный вариант ночных мочеиспусканий. Он гораздо чаще встречается, продолжается с младенческого возраста, с частотой от 1-2 эпизодов в неделю до нескольких ежедневно. Вторичный энурез характеризуется повторным появлением недержания мочи после того, как у ребенка созрели механизмы, препятствующие энурезу, и эпизодов которого не было уже на протяжении длительного времени (З-б месяцев и более). В этом случае необходимо искать причины, которые могут быть самыми разными - от урологических до психиатрических. Энурез отмечается у 30% детей в возрасте 4 года, у 10% - в 6 лет и у 3% - в 12 лет. Особую обеспокоенность вызывают дети со стойким энурезом старше 5 лет. Обнаружена связь между обструктивными дыхательными нарушениями (апноэ во сне - остановка дыхания) и энурезом. У таких детей ночные мочеиспускания могут отмечаться несколько раз на протяжении ночи на фоне гипоксии.

Храп и апноэ во сне. 3-12% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют осложненный храп. У мальчиков храп встречается с такой же частотой, как и у девочек. Самое частое и клинически значимое осложнение храпа - синдром обструктивного апноэ-гипопное сна. Практически всегда он сопровождается храпом и имеет следующие характеристики: отсутствие или снижение воздушного потока при обструкции дыхательных путей со снижением содержания кислорода в крови. Подобные остановки дыхания могут длиться от 5 до 40 секунд, быть достаточно частыми и приводить к неполноценному и неэффективному сну. Наступление сна сопровождается увеличением сопротивления верхних дыхательных путей, при этом периодически возникает частичная или полная обструкция дыхательных путей. Ребенок обычно просыпается на короткое время из-за гипоксии или гиперкапнии (гипоксия – кислородное голодание, кислородная недостаточность, понижение содержания кислорода в тканях, гиперкапния – повышенное парциальное давление и содержание углекислого газа в артериальное крови и в организме), а также из-за повышенных усилий при попытке вдохнуть. Эти явления вызывают повторные пробуждения, приводят к фрагментации сна и к дневной сонливости. Во время обструктивных эпизодов может возникать выраженное снижение кислородного насыщения крови, что бывает причиной опасных для жизни артитмий. Дневными проявлениями синдрома осбтруктивного апноегипное сна у детей часто отмечаются нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, раздражительность, гиперактивность.

Бруксизм – это переодически возникающие во все приступообразные сокращения жевательных мышц, сопровождающиеся сжатием челюстей и скрежетом зубов. Помимо скрежета зубов, ребенок может жаловаться на мышечные и суставные боли в области нижней челюсти. При осмотре можно не отметить каких-либо нарушений, однако при тяжелой форме заболевания часто наблюдаются стирание дентина, кариес и воспаление периодонтальных тканей. Диагноз можно подтвердить с помощью специального полисомнографического исследования. Кроме этого, полисомнография важна для исключения эпилепсии как причинного фактора бруксизма.

Периодические движения ног во сне и синдром беспокойных ног - периодические движения конечностей во сне, характеризующиеся частыми движениями, обычно в ногах, но иногда в руках. Повторяются во время сна с интервалами в 10-90 секунд. Могут вызывать пробуждения, что приводит к фрагментации сна и дневной сонливости. Дети спят очень беспокойно, могут принимать вычурные позы и даже падать с кровати во сне. Синдром беспокойных ног характеризуется неприятными ощущениями в ногах (иногда в руках), которые появляются перед наступлением сна (а иногда и в другое время) и вызывают сильное желание совершать движения конечностями. У детей возникают ощущения зудящего, скребущего или ноющего характера, которые временно проходят, когда нижние конечности совершают движения, но в состоянии покоя возвращаются через несколько секунд. Симптомы продолжаются от нескольких минут до нескольких часов и могут значительно задерживать наступление сна, а иногда и лишать сна.

Ночное ритмичное качание головой или телом - расстройство сна, обусловленное ритмическими движениями. Основные симптомы возникают в первые 2 года жизни. Типичны стереотипные движения головы и шеи, возникающие непосредственно перед засыпанием и сохраняющиеся во время поверхностного сна. От­мечаются различные виды стереотипных движений - удары головой, вращение, качание в стороны, катание тела. В подростковом возрасте данные нарушения иногда наблюдаются при аутизме, шизоидном расстройстве, пограничных психических расстройствах.

Вздрагивание при засыпании – внезапные кратковременные сокращения мышц рук и ног, иногда головы, возникающие при засыпании. При этом нередко испытываются ощущения иллюзии, падения. В ряде случаев вздрагивания приводят к частому пробуждению, в результате чего может нарушаться засыпание.

Ночные судороги икроножных мышц (крампи) - сопровождаются интенсивными болями в икроножных мышцах. Приступ продолжается в течение 30 мин, затем внезапно проходит, сопровождается сильным криком. Нередко подобные пароксизмы могут быть вторичными и встречаются при широком круге заболеваний, таких как ревматизм, эндокринные, нервно-мышечные нарушения и нарушения обмена веществ. Во время приступа рекомендуется массаж икр, движения, согревание; иногда полезен прием препаратов, содержащих магний, и препаратов железа.

Оценивая состояние сна, рекомендуется начинать с открытых вопросов об общем самочувствии ребенка. Всегда стоит учитывать дневные симптомы, связанные с нарушением сна. Затем можно дополнительно задать несколько уточняющих вопросов родителям, касающихся отдельных симптомов: 1) нарушения засыпания; 2) частых пробуждений в течение ночи (нарушения поддержания сна); 3) преждевременного утреннего пробуждения; 4) потливости во сне; 5) эмоционального состояния ребенка и дневной сонливости; 6) храпа во сне. Стоит также уточнить, спит ребенок с открытым или закрытым ртом.

Профилактикой расстройств сна следует заниматься уже в раннем детском возрасте, вырабатывая у детей привычку ложиться спать в определенное время. Перед сном необходимо избегать волнующих разговоров, эмоционально возбуждающей музыки и телевизионных передач, утомительных умственных занятий. Засыпанию способствуют воздушные ванны, обливания и обтирания, вечерние прогулки, общий массаж, занятия спортом. Если в доме есть лунатик, следует сделать загородку перед ведущей вниз лестницей, снабдить окна спальни крепкими решетками, не оставлять электропроводов, стеклянных столиков и хрупких украшений, лежащих на возможном пути. В связи с тем, что при сомнамбулизме имеется «внутренняя логика» поступков, прервать эпизод можно «входя в игру», например, ребенку, «готовящему уроки», сказать, что он уже все сделал, тогда тот послушно ложится в кровать. Для детей дошкольного возраста с выраженным бруксизмом разработаны специальные капы для защиты зубов. Профилактика зубочелюстных аномалий позволяет устранить также риск возникновения расстройств сна, связанных со скрежетом зубов. Бруксизм, развивающийся в младенчестве, как правило, не требует лечения и самостоятельно прекращается к 6-7 годам.

Записаться на прием

Всё чаще родители сталкиваются с проблемой беспокойного детского сна. Как правило, трудности возникают в укладывание, просыпание и ночном плаче малыша. Бессонная ночь выматывает родителей и негативно отражается на нервной системе ребёнка.
Нарушение сна у ребёнка не может возникнуть без веских на то причин, поэтому надо разобраться и выяснить, почему ребёнок плохо спит ночью, что же всё-таки является пусковым механизмом беспокойного сна ребёнка.

Из-за чего же ваш ребёнок плохо спит ночью, давайте попытаемся разобраться.

Для начала нужно создать комфортные условия для сна.
Ребенок не сможет заснуть, если в комнате будет слишком жарко. Поэтому необходимо ежедневно проветривать помещение, следить за температурой и не укрывать малыша слишком теплым одеялом. Температура в помещение должна быть 19-21 градуса, влажность воздуха 45% - 60%. Для поддержания оптимального микроклимата можно использовать кондиционеры и увлажнители воздуха. Чаще проводите влажную уборку в детской комнате, пылесосьте меховые игрушки и ковры.

У ребёнка должна быть удобная пижама, мягкие простыни и комфортная подушка, одеяло не должно быть слишком тяжёлым и большим.
У ребёнка должна быть собственная кровать. Принеся малютку из роддома, вы должны приучать ребёнка сразу же спать в его кроватки. Если вы всё-таки взяли ребёнка в свою кровать, то, скорее всего это надолго, малыш привыкнет и не захочет спать один, он будет просыпаться и требовать взять его к себе. Не надо чтобы ребёнок спал с грудью как с соской, если ребёнок хочет есть разбудите, покормите и опять уложите спать.

Некоторые специалисты считают, если ребёнок плохо спит ночью, не может самостоятельно расслабиться и заснуть, совместный сон матери с ребёнком возможен и даже является выходом. Родители высыпаются, ребёнок находит мамочку под боком и засыпает дальше, единственный минусом является то, что малыша после двух лет всё же придётся отучать спать вместе с родителями, так как это может неблагоприятно сказаться на психике ребёнка.
Для детей укладывание спать очень важный момент в их жизни. В каждой семье существует свой собственный ритуал, при котором ребёнок с удовольствием ложится спать. В одной семье это купание с игрушками и с пенкой для ванны, в другой - массаж спинки, в третьей – совместное рассказывание сказок, в четвертой – чтение книги перед сном.

Обратим внимание на выбор сказок для прочтения перед сном.
Уважаемые бабушки и дедушки, мамы и папы читайте и рассказывайте своим детям сказки перед сном! А чтобы правильно выбрать сказку на ночь мы дадим вам пару советов.
Начнём с того, что традиция рассказывать ребёнку сказки на ночь восходит к древним временам, к «старине глубокой». Свет луны еле проникает в маленькое слюдяное окошко, поскрипывая, мерно качается колыбель с засыпающим младенцем, усталая женщина тихонько бормочет волшебное предание, некогда услышанное ею от своей матери или бабушки. К счастью, этот прекрасный обычай сохранился в эпоху телевидения и компьютеров. Рассказывая малышу перед сном добрую сказку, вы успокаиваете его нервную систему, утомлённую многочисленными дневными впечатлениями; «программируете» приятные сновидения. Между вами и ребёнком после напряжённого дня возникает спокойный доброжелательный контакт, вы дарите друг другу любовь, человеческое тепло.

Сказки, которые вы рассказываете на ночь, должны содержать познавательную и поучительную информацию, в них не должно быть пугающих, агрессивных моментов. Считается, что страшные истории укрепляют психику ребёнка, приучают его быть смелым, не бояться. Возможно, это и так, не зря многие народные сказки изобилуют разными ужасами: людоедами, ведьмами, драконами. Но всё же перед сном лучше не рассказывать детям страшные истории, так как они могут быть причиной того, что ребёнок плохо спит ночью и ему сняться кошмары. Отметим, что в каждом возрасте свои страхи, например, 2-3-летний малыш боится волка, 5-летний - Бабу-Ягу, 6-летний - вампиров и приведений.

Для маленьких детей сюжет сказки должен быть простой. Герои и персонажи должны быть хорошо известны ребёнку (медведь, заяц, лиса, волк, мышка, курочка и т. п.), если вы рассказываете ребёнку первый раз про какого-то героя или новый предмет, то хорошо бы показывать его изображение и рассказать о нем (например: это колобок, он сделан из теста, он круглый и у него нет ни ножек ни ручек; это репка, её едят, она вкусная и сладкая, она круглая и жёлтая). Детям постарше лучше рассказывать сказки со сложным сюжетом, с множеством необычных персонажей. В сказке должно быть волшебство, приключения или интересные жизненные ситуации. Это развивает воображение и фантазию вашего ребёнка. История должна заинтересовать малыша, чтобы он требовал продолжения сказки. Финал сказки должен быть добрым и поучительным.
Если вы правильно выберите сказку, то возможно сон вашего ребёнка будет сладким и лёгким.

Распорядок дня

Неправильный режим дня зачастую способен вызвать значительные нарушения и сбои в режиме сна ребенка. Если ваш малыш ложится спасть очень рано, или же, напротив, очень поздно, в течение дня спит достаточно много, а двигается мало, само собой разумеется, что ночью он спать будет достаточно плохо, чтобы справиться с этой проблемой вам понадобится время и терпение.

Итак, вам необходимо составить чёткий распорядок дня и стараться максимально правильно придерживаться его. Всё должно быть по часам: приём пищи, прогулки, игры, интеллектуальные занятия, просыпание и укладывание спать. Дневной сон желателен, но можно его сократить или убрать вовсе, если вашему ребёнку за три года. Распорядок дня должен быть составлен таким образом, чтобы большая часть активных игр и занятий приходилась на первую половину дня, во второй половине дня лучше дать ребёнку самостоятельно поиграть в игрушки, можно заняться спокойными видами деятельности (рисованием, лепкой, поделками, чтением книг). Можно просмотреть мультики и поиграть в компьютерные игры за 4- 3,5 часа до сна, но не позже, чтобы ребёнок успел эмоционально успокоиться. Как можно больше гуляйте с ребёнком на улице, ведь свежий воздух способствует укреплению здоровья и улучшает сон ребёнка. Нехватка прогулок также может служить объяснением того, почему ребенок не спит ночью.

Если у вас ещё очень маленький ребёнок и вы кормите его грудью не по часам, а по требованию, то всё остальное вы должны стараться делать по времени (гулять, купать, играть, укладывать спать и будить), тем самым вы будете способствовать выработке у малыша его собственного графика кормления, по которому вы сможете корректировать и свой график. То есть малыш скорее всего захочет есть после прогулки, активной игры.
Питание ребёнка.
Ребёнок не должен ложиться спать с пустым и с переполненным желудком. Грудничкам, которых кормят не по часам, а по первому требованию, никаких ограничений не предлагается. Хотя для последнего кормления перед сном можно сцедить молоко в бутылочку и кроха сможет сразу наесться, а не совмещать процесс кормление с засыпанием. У детей, которых кормят по режиму, последнее кормление должно быть за 1-1,5 до сна.
Дети более старшего возраста обычно любят попросить поесть перед сном. Это может быть один из способов не ложиться спать, а может и правда ребёнок проголодался. Поэтому, если у вас были такие случаи, то надо самим предложить ребёнку за 40 минут до сна лёгкий перекус (стакан кефира с диетическим хлебцем или какой-нибудь любимый вашем ребёнком фрукт).

Некоторые диетологи считают, что плохой сон у ребёнка может быть связан с употреблением в пищу салицилатов, которые содержаться в ацетилсалициловой кислоте, пищевых красителях и усилителях вкуса, в помидорах, малине, лимонах и апельсинах. Поэтому можно попробовать исключить эти продукты из рациона вашего малыша.

Укрепление здоровья и самочувствия ребенка

Многие родители утверждают, что после того как они записали своих детей в бассейн, они намного лучше стали спать ночью, и проблемы с укладыванием и ночным просыпанием сами собой решились. Действительно, вода успокаивает нервную систему и лечит вегето-сосудистые заболевания, а кроме того позволяет ребёнку израсходовать избыточную двигательную активность. Поэтому бассейн может быть и вашим решением проблемы.
Дома можно самостоятельно делать солевые ванны. Для этого хорошо подходят соли с добавлением успокаивающих трав, таких как ромашка,

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Сомнология – новая область медицинской науки, появившаяся в середине XX века. Она изучает состояние человека во время сна. Столь юный возраст данной науки связан с тем, что только в прошлом веке ученые научились регистрировать процессы, происходящие в организме человека во сне. Для этого используется метод полисомнографии , включающий регистрацию биопотенциалов мозга, мышечной активности и ряда других показателей, опираясь на которые специалист может определить, в какой стадии сна находится человек, и что в это время с ним происходит. Благодаря полисомнографии удалось выделить различные стадии сна: дремота (1 стадия), неглубокий сон (2 стадия), глубокий сон (3 и 4 стадии) и сон со сновидениями (фаза быстрого сна). С внедрением этого метода были проведены тысячи исследований для определения нормативных показателей сна взрослых и детей. Особое внимание уделялось изучению роли, сна в жизни человека. В результате было показано, что сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация. Проведены исследования и того, как изменяются характеристики сна по мере взросления человека.

Сон ребенка

Новорожденный младенец спит 18 часов в сутки, отвлекаясь от этого сладкого состояния только для того, чтобы поесть. При этом его сон наполовину состоит из так называемой активной фазы, которая у взрослых ассоциирована с просмотром сновидений (у маленьких детей доказать наличие сновиденческой активности не представляется возможным). В процессе дальнейшего развития доля активной фазы сна неуклонно уменьшается у взрослых она занимает только 20% общего времени сна. Общая продолжительность сна у грудных детей уменьшается до 14 часов к полугоду и 13 – к году жизни. Путать «день с ночью» малыш обычно перестает к 1,5 месячному возрасту – в это время у него появляется период бодрствования, привязанный к дневному времени. У ребенка активно идет созревание мозговых структур, отвечающих за работу внутренних часов, реагирующих на изменение уровня освещенности. А родители своим поведением должны подчеркивать разницу между дневным и ночным временем суток (ночью – низкий уровень освещения, тихий голос, минимальное взаимодействие с ребенком; днем – все наоборот). К возрасту 3 месяцев уже 70% детей спят непрерывно от вечернего до утреннего кормления, а в год эта цифра достигает уже 90%. Происходит и постепенный переход от многоразового дневного сна к 2-х разовому в 1 год и к 1-разовому – к возрасту 2 года.

Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3-х лет) и как часто они встречаются? Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей . Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне . Являются ли эти звуки сигналом тревоги, и следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают, что звуки во время сна являются вариантом нормы – это называется «физиологический ночной плач».

Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему. Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может принести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей.

Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у 60-70% детей. Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша , во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 мин.), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают.

При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна. Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями». У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

Типичные расстройства сна у ребенка

Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% - в каждой шестой семье малыш плохо спит. Чаще всего наблюдаются инсомнии - трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Врачи разделяют инсомнии на первичные , где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.. Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы. В практике американских педиатров, такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна , возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна ребенка . Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные расстройства сна, касающиеся именно первичных инсомний, не связанные с патологией нервной системы.

Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном. Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания. Как это выглядит на практике? Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают. Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон.

Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна – ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания: купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного. В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособления для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне и не заходить туда лишний раз. К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д.

Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать. Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка , так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженочный кошмар, который может продолжаться до 3-х летнего возраста. К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка. Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.

Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными». Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время следует не торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке.

Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша?

В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом. Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника . В сложных случаях требуется помощь врача. Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна , которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е., сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить). К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство. Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает. Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте.

Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях. Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату. В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом. Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек – по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания. Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две). Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей. Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей).

Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше предупреждая, таким образом, протестное поведение. Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном , когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь! Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу собственной лени и, вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием. Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка , неудивительно, что затем и в возрасте одного и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть.

В настоящее время считается, что после 6-ти месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра. Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания. Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут). Кормление следует проводить не в постели, если ребенок -искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник.

После приучения ребенка к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, а затем просто «потерять» бутылочку или не предлагать грудь. Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста? В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии – изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончанию лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем. В случае вторичных нарушений сна (т.е., развившихся на фоне других заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и, на это время, возможно назначение успокаивающих средств вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии. Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет. Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог. В некоторых поликлиниках уже ведут прием специалисты по детскому сну. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей.

Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка , предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия). При необходимости более полной оценки структуры сна ребенка будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке. Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация. Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения. Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.

Беспокойный малыш влияет на работоспособность всех членов семьи. Ночью организм восстанавливается, а проблемы со сном негативно отражаются на иммунитете.

Если нарушение сна у детей происходит неоднократно, это говорит о патологии. Надо обратиться к врачу. Важно определить, расстройство сна – это каприз или болезнь.

Засыпание в ночное время суток и беспрерывный сон не определяются генетически, а закладываются при жизни: в утробе нет смены дня и ночи.

Поэтому младенцы 1-го года жизни всегда просыпаются ночью и спят днём.

Причины расстройств сна разнообразны:

  • болезни внутренних органов;
  • наследственная предрасположенность;
  • эмоциональные нагрузки, стресс (поход в детский сад, выход мамы на работу);
  • неправильная модель поведения в отношении сна и бодрствования;
  • физический дискомфорт (режущиеся зубы, колики, мокрая постель, крошки на простыне, неподходящая температура в помещении);
  • чувство голода;
  • поздний ужин, отлучение от груди.

Нарушения сна у детей до года могут быть вызваны рахитом, паховой и пупочной грыжей, болезнями позвоночника, желудка и кишечника, ревматизмом.

20% малышей плохо засыпают вечером, просыпаются и плачут ночью.

Разные виды расстройств имеют различные проявления.

О лечении и мерах профилактики нервного тика у взрослых смотрите .

Основные проявления расстройства сна у детей

Неправильная модель сна и бодрствования выражается в том, что малыш неоднократно засыпает днём и просыпается ночью.

Помимо этого распространены следующие отклонения:

Страхи . Нарушение сна у ребенка подобного характера встречается обычно в возрасте от 2-6 лет, чаще у плаксивых мальчиков. Ребёнок в полудрёме садится, кричит и плачет в кровати; успокаивается усилиями родителей.

Во время приступа чадо невозможно разбудить, к утру он не может вспомнить своего поведения и пересказать сны.

Это проявления сильного возбуждения нервной системы. К 10-12 годам расстройство проходит.

Пробуждения среди ночи. Встречаются у крох от 4 месяцев до года. Здесь нет ничего серьёзного и причина кроется в неправильном поведении родителей, бросающихся убаюкивать чадо. У малыша вырабатывается условный рефлекс, в котором внимание родителей выступает подкреплением. Организм «настроен» пробуждаться, чтобы получить еду и родительскую заботу.

Причиной также могут служить болезни сердца, сосудов, органов дыхания.

Лунатизм . Будучи спящим, ребёнок (обычно мальчик 5-10 лет) ведёт себя активно, ходит и совершает целенаправленные действия. Его глаза открыты, движения неуклюжи, но он не спотыкается и не натыкается на мебель; утром ничего не помнит.

Расстройство может возникнуть в связи с эпилепсией, энурезом, болезнями ЦНС и мочеполовой системы.

Говорение во сне . Дети, находясь в состоянии сна, произносят слова или предложения, правда нечёткие; после пробуждения ничего не помнят.

Кошмары характерны для любого возраста, но чаще подобное нарушение сна можно заметить у ребенка 3-7 лет, а также 10-12 лет. Человек просыпается среди ночи и помнит приснившееся – это отличие от страхов. Если страшные сны длятся чаще раза в неделю, пора к врачу.

Бруксизм. Ребёнок (чаще 12-13 лет) стискивает зубы, у него меняется дыхание и сердцебиение. Причина этого поведения не выяснена, но глисты здесь ни при чём.

Это может говорить о неправильном прикусе. Из-за стирания эмали чадо нужно показать стоматологу-ортодонту. Бруксизм является следствием нарушения деятельности нервов, когда напряжение лицевых мышц не проходит даже ночью. Тут требуется помощь невролога.

Содрогания проявляются у малышей до года, родившихся с гипоксией или пороками развития, и подростков. Вздрагивания свидетельствуют об эпилепсии, нездоровье нервной системы и психической сферы.

Недержанию мочи (энурезу) подвержены дети 6-12 лет, с задержкой психического развития или генетически предрасположенные.

Причиной служит незрелость нервной системы (рефлексы пробуждения не развиты), а также болезни урологического характера, стресс.

В этом случае поможет невролог.

Остановка дыхания встречается у всех. Человек дышит через рот, храпит, его дыхание прерывистое; нарушение сна у грудных детей может быть выражено в затруднении приёма пищи, ребята постарше плохо обучаются ввиду дневной сонливости. Недуг связан с увеличением аденоидов и миндалин, иногда с болезнями нервов и мышц, врождёнными патологиями, лишним весом.

Здесь необходима консультация лора.

Расстройство инициации сна. Трудное засыпание вечером у дошкольников распространено при сложностях адаптации в коллективе, повышенной возбудимости нервной системы, психологическом дискомфорте.

Синдром задержанной фазы сна . Подростки ведут активную жизнь ночью, а утром им сложно пробудиться, весь день они вялы. Проблема имеет психологические корни, связанные со вступлением во взрослую жизнь, и с повышенными школьными нагрузками.

Остановкой дыхания страдают 3% детей, бруксизмом – 20%.

Нарушение сна у детей лечение

К педиатру стоит идти в случаях, если расстройство сна:

  • сопровождается серьёзным изменением настроения;
  • сочетается с энурезом и перебоями дыхания;
  • длится более 3 недель;
  • наступает у детей до 1 года.

Коррекция страхов, ночных пробуждений, хождения и говорения во сне заключается в том, что ребёнка надо будить за 10-15 мин до наступления симптома (страшные сны видят через 1-2 ч после засыпания).

Тогда разбуженный малыш снова заснёт и уже не побеспокоит родителей в «урочное время».

При бруксизме для защиты челюсти надевают капы; если его причина неврологическая, принимают успокаивающие препараты. При энурезе применяются «сигналы влажности» – будильники, срабатывающие, как только малыш помочится. Важно разбудить чадо, чтоб он не выполнял это неосознанно, и всегда ходить в туалет перед сном.

Страдающим нарушением инициации сна поможет засыпание в определённое время. Малыш интуитивно начнёт заранее готовиться спать. Синдром задержанной фазы сна корректируется сдвигом ночного отдыха на более раннее время.

Часто педиатры выписывают капли «Баю-бай» для подвижных, возбудимых малышей от 5 лет, бромную микстуру «Цитраль», а также препараты «Нотта», «Домиркинд», депрессивным подросткам назначают капли «Эпам».

Нельзя пить препараты дольше, чем назначил врач, иначе возникнет апатия.

Профилактика

До похода к врачу необходимо:
  • Вести дневник сна. В течение недели записывать туда время пробуждения ребёнка, длительность беспокойства, время повторного засыпания и др.
  • Ложиться спать и просыпаться, принимать пищу в одно и то же время. Не менее 2 ч в день гулять на воздухе, утром делать зарядку и влажные обтирания.
  • Ограничить эмоциональную нагрузку (даже приятную). Просмотр большого количества мультфильмов перегружает нервную систему. Смотреть телевизор нужно за 2 ч до сна. Нельзя вечером играть с ребёнком в подвижные игры, уговаривать его есть что-то через силу. Лучше нагрузить чадо физически в 1-й половине дня, а на ночь читать сказку. Не давать сладости перед сном.
  • Регулярно проветривать комнату малыша, следить за физическими параметрами. Оптимальная температура 22°С, влажность 70%. Добиться этого можно положив на батарею влажную тряпку.
  • Следить за постельным бельём. Оно должно быть чистым, из натуральных тканей, матрац полужёстким.
  • Обеспечить уютный психологический климат. Между членами семьи должны быть доверительные отношения. Родителям надо выяснить, комфортно ли их чадо чувствует себя в школе, складываются ли у него отношения с учителями.

Для коррекции сна, возможно, нужно не дать ребёнку спать днём. Спокойное засыпание обеспечит мягкая игрушка – символ защиты.

Когда ребёнок, засыпающий лишь на руках, просыпается в постели, он капризничает. Прекратить это можно следующим приёмом. Мама сидит возле кровати и занимается своими делами. Ребёнок в ярости разбрасывает все игрушки, перемещает подушку. Мама подходит, возвращает всё на место, затем отходит.

Ни в коем случае не отказывать ребёнку во сне, когда он просится, под предлогом занятости разными делами.

Нельзя не реагировать на плач ребёнка: во взрослом состоянии это разовьётся в невроз, комплексы .

Сну благоприятствует полумрак, чтение на ночь, планирование завтрашнего дня, монотонный шум стиральной машины, телевизора из соседней комнаты.

Детский сон – залог здоровья ребёнка и полноценной супружеской жизни. В нарушениях сна виноваты действия родителей, не ограничивающих раздражающие факторы. При отсутствии видимых причин расстройств нужно идти к врачу.

Видео на тему