Исследовательские работы учащихся начальной школы. «Научно-исследовательская работа в школе

Российская Федерация

ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

АНАДЫРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЕЛКА УГОЛЬНЫЕ КОПИ»

Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Угольные Копи, ул. Молодежная 1

тел/, e-mail: *****@***ru ИНН: , КПП: ,

Старшее звено – целостное изучение технологии научного исследования;

Ознакомление учащихся с алгоритмами научного исследования желательно построить через серию обсуждений его отдельных этапов на занятиях, ведение дневников исследований каждой группой и их обсуждение.

Алгоритмы исследовательской работы.

Постановка проблемы , формулирование проблемы

цели и задач исследования формулирование цели;

формулирование задачи исследования

Анализ проблемы исследования

Оформление гипотез

Практическая проверка (коррекция)

Выбор методов исследования теоретические методы практические методы

Сравнительный анализ - наблюдение

Моделирование - измерение

Системный анализ - анкетирование

Методика противоречий - интервью

Системный анализ - тестирование

Проектирование - эксперимент

Теоретический анализ проблемы научная и научно-популярная литература

изучение анализ

эксперимент и коррекция

Практическое исследование социометрия

математический анализ

Составление выводов констатирующая часть

и предложений

прогнозирующая часть

Оформление списка использованной литературы

Тема 3. Гражданская война: новые подходы (4 часа)

Гражданская война – трагедия русского народа… Проблемы периодизации Гражданской войны. Три подхода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.

Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии. Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система (4 часа)

Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.

Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом. Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения. Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления. «Незначительные жертвы» индустриализации.

Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? (4 часа)

Тема 8. Страх или свобода? (о причинах победы под Сталинградом)

Задачи темы: исследовать вероятные версии причин победы советского народа во время Сталинградской битвы и выбрать наиболее значимые для понимания и оценки событий тех дней.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: заградительные отряды, штрафные батальоны, идеологический пресс, патриотизм.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое.

Задачи темы: работая с ресурсными материалами, познакомиться с международной обстановкой послевоенного периода. Выяснить причины, приведшие мир к новому витку непонимания и неприятия друг друга. Смоделировать картину напряженности в международных отношениях . Попытаться найти пути выхода из этого тупикового варианта.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «холодная война», «железный занавес», «маккартизм», гонка вооружений.

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…

Задачи темы: проследить хронологию августовских событий. Познакомиться с версиями-объяснениями причин путча. Смоделировать и «проиграть» неосуществленные сценарии, проанализировать их сущность, ход и результаты.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «путч», «псевдопутч», «ортодоксальные марксисты», «китайская» модель развития, «японская» модель развития.

Активные формы организации учебной деятельности на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ века»

Работа в малых группах

Одной из распространенных активных форм работы на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ века» должна быть работа в малых группах «мозговой штурм» или «мозговая атака». Суть работы в малых группах состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы.

Почему для активной мыслительной деятельности каждого важна поддержка или «подпитка» группы? Партнерство в данном случае выступает важным фактором раскрепощения, максимальной раскованности личности, свободы выражения. Каждый участник понимает, что на нег7о надеются в общем продвижении к решению и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности каждого члена группы.

Что дает работа в малых группах? Она позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях. Работа в малой группе помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли лидера или по крайней мере в роли ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.

Использование игровых моментов

Сюжетно – ролевая игра является одной из активных форм обучения. В данном элективном курсе она основывается на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Игра должна иметь сюжет, связанный с решением какого-либо дискуссионного вопроса.

В каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают своим роли, которые отличаются по точкам зрения. Например, сторонники официальной точки зрения и альтернативных вариантов моделируют свои сценарии. Сюжетно-ролевые игры предусматривают работу в малых группах.

Играющие получают опыт общения, опыт поиска информации на нахождение компромисса на основе полученных знаний. Они могут услышать иное мнение и попытаться найти верное решение.

Варианты заданий для учащихся.

I. Вопросы для дискуссий и «круглых столов» с учащимися.

1. Проанализируйте высказывания. Как вы считаете, правы ли авторы? На чьей вы стороне? Россию, наряду с Германией, Японией, Италией, Центральной и Юго-Восточной Европой, некоторые историки относят к странам второго эшелона капиталистического развития. Как вы считаете, дает ли приблизительное представление об историческом месте России в мировом сообществе на рубеже веков эшелонная теория развития капитализма? (, 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. – М., 1991, с.19)

2. «…Не будь войны, - писал Ленин в мае 1917 г., - Россия могла бы прожить годы и даже десятилетия без революции против капиталистов. При войне это объективно невозможно. Так стоит вопрос. Так он поставлен жизнью…» (, Полн. собр. соч. Т.32, с.31)

3. В одном из своих выступлений сказал: «Мир не был бы таким, каким мы видим его теперь, если бы не великая революция в России». Согласны ли вы с такой точкой зрения?

4. Яковлев, анализируя историю революций, утверждал: «И революцию, и контрреволюцию в конечном итоге осуществляет в основном политизированное меньшинство при пассивной позиции или полной апатии основных масс населения». Как вам представляется, подтвердили ли данный вывод события февраля и октября 1917 г. в России? Приведите аргументы в обоснование вашей позиции.

5. Является ли Гражданская война закономерностью революции, была ли она неизбежной после прихода партии большевиков?

6. Выделяя главное в кардинальных изменениях, происходящих в России, Н. Бердяев писал в 1918 г.: «идея класса убила в России идею человека». Что, по вашему мнению, имел в виду философ? Объяснимте свою позицию.

7. По мнению ученых-историков и, наиболее распространены четыре оценки совершенного в нашей стране «великого перелома»:

· Путь был определен в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.

· Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).

· Нэповский вариант был предпочтительнее.

· На рубеже 20 – 30-х гг. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы.

Какая из вышеуказанных точек зрения представляется вам наиболее верной? Почему? Быть может, вы предложите что-то свое?

9. Сравните различные точки зрения по проблеме ответственности противоборствующих сторон возникновения в условиях мира «холодной войны». Из статьи Л. Безыменского, В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»: «Холодная война разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю «по крайней мере на 85%» (выражение г. Трумэна)похожей на американский эталон. «Холодная война» не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению».

Из статьи Дж. Геддиса «О прошлом во имя будущего»: «Статья Л. Безыменского являет собой пример «попятного движения» в области истории… такая точка зрения попятна прежде всего потому, что она не допускает возможности, что ни та, ни другая сторона в 1945 г. не желала «холодной войны»… По окончании Второй мировой войны и США, и Советский Союз заботились в первую очередь о собственной безопасности. Трагедия заключалась в том, что добивались они своей цели в одностороннем порядке, вместо того, чтобы действовать сообща…история редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого и черного». При рассмотрении такого сложного вопроса, как истоки «холодной войны», нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

10. Э. Шеварднадзе в послесловии к книге «Мой выбор» отмечал: «Исход августовской трагедии подтвердило правильность главного моего принципа – непобедима лишь та политика, которая нравственна».

Попытайтесь осознать смысл этих слов. Согласны ли вы с утверждением Эдуарда Шеварднадзе?

II. Темы эссе для учащихся

Гражданская война глазами современников и их потомков. Цена промышленного рывка в годы индустриализации. Возможные альтернативы исторического развития России в начале ХХ века. «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». А. Вознесенский. «Революции без жертв не бывает. Остальное – нюансы». В. Молотов. «Крупные неудачи нашей власти – результат ослабления ее культурности». «Для Германии было лучше проиграть войну при Гитлере, чем выиграть ее с ним» М. Роммель. «Я не хочу быть рабом, но в той же мере я не хочу быть господином». А. Линкольн. «Опыт ХХ в. в России показал, что оголтелая борьба классов может быть великим тормозом истории» В. Миронов. «Страх или свобода?» (О причинах победы в Сталинградской битве).

III. Тесты

Знание основных фактов и исторических процессов

1. К началу ХХ века по уровню социально-экономического развития Россия принадлежала:

А) к странам первого эшелона;

Б) к странам второго эшелона;

В) к странам третьего эшелона.

2. Курс индустриализации в России на рубеже веков подразумевал:

А) быстрое развитие крупного промышленного производства и форсированное строительство железных дорог;

Б) резкое увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции;

3. Найдите неверное высказывание:

А) Временное правительство отказалось от продолжения национальной политики самодержавия;

Б) важнейшим указом Временного правительства явилось отделение национальных окраин;

В) национальные окраины не смогли добиться государственной независимости весной 1917 г.

4. Цель в августе 1917 г.:

А) установление военной диктатуры в стране;

Б) немедленный выход России из войны;

В) установление демократической республики в стране.

5. Против вооруженного восстания выступали:

6. Массовый террор во время Гражданской войны:

А) применяли красные;

Б) применяли белые;

В) использовали оба военно-политических лагеря.

7. В сталинском приказе № 000 говорилось:

А) об обороне крупных городов;

Б) о запрете самовольного отступления;

В) о наступлении советских войск на основных направлениях.

8. После Второй мировой войны в мире возникли два противоборствующих блока:

А) тройственный союз и Антанта;

Б) Лига Наций и ООН;

В) НАТО и Организация Варшавского договора.

9. Отношения СССР со странами социалистического лагеря характеризовались:

А) политическим давлением;

Б) развитием равноправных политических отношений;

В)признанием многовариантности социалистического развития.

10. Последствием «августовской революции» 1991 г. явилось:

А) укрепление СССР;
Б) распад СССР и образование СНГ;

В) продолжение реформаторского курса в СССР.

Термины и понятия . Индустриализация – это:

А) развитие мелкого кустарного производства;

Б) развитие крупного промышленного производства;

В) развитие передовых технологий в сельском хозяйстве.

Двоевластием называется:

А) особая форма правления в России с марта по июль 1917 г., характеризовавшаяся совместным правлением буржуазного Временного правительства и пролетарского Петроградского Совета;

Б) особая форма правления в России с марта по октябрь 1917 г., отличавшаяся постоянной борьбой военной и гражданской власти;

В) параллельное правление в одной части страны пролетарских Советов, а в другой части –буржуазного Временного правительства.

Гражданская война – это:

А) вооруженная борьба между сторонниками и противниками советской власти, охватившая все регионы страны с 1917 по 1920 г.; завершилась победой сторонников советской власти;

Б) борьба между различными политическими партиями на выборах в Учредительное собрание;

В) борьба российского населения в 1917 – 1920 гг. против вторжения армии европейских стран на территорию бывшей Российской империи.

4. Советско-финская война гг., в итоге которой СССР был исключен из Лиги Наций и приобрел земли на Карельском перешейке, называется:

А) «осенней войной»;

Б) «весенней войной»;

В) «зимней войной».

ГКЧП – это:

А) название политической партии, борющейся за создание в СССР правового государства;

Б) название органа власти, созданного во время августовского путча 1991 г. с целью сохранения СССР;

В) название журнала правозащитников, призывающего к борьбе за демократические права и свободы.

Даты события. Денежная реформа была проведена:

А) в 1895 г.;

Б) в 1897 г.;

Вооруженное восстание в Петрограде прошло:

Начало высадки иностранных войск на территорию бывшей Российской империи:

В) апрель 1920 г.

Разгром войск Врангеля в Крыму произошел:

А) в декабре 1919 г.;

Б) в июле 1920 г.;

В) в ноябре 1920 г.

Сталинградская битва началась: Важные имена. Курс капиталистических реформ в стране в начале ХХ века возглавил:

Совместите фамилии руководителей белого движения и их характеристики:

А) ; 1) генерал, возглавивший поход Добровольческой армии

на Москву в 1919г.;

Б) 2) главнокомандующий вооруженными силами на Юге

России, руководитель антибольшевистского режима в Крыму в 1920 г.;

В) 3) генерал, предпринявший два похода на Петроград в 1919г. с северо-запада России;

Г) 4) адмирал, провозглашенный в 1918 г. Верховным правителем России, руководитель антибольшевистского режима в Сибири;

Д) 5) генерал, возглавивший «ледяной поход» против советской власти зимой 1918 г.

Начало «холодной войны» связано с выступлением в Фултоне:

А) Г. Трумэна;

Б) Мао Цзэдуна;

В) У. Черчилля.

IV. Задания на соответствие.

Совместите события и их итоги:

А) апрельский кризис Временного правительства; 1) большевизация Советов;

Б) июльский кризис Временного правительства; 2) конец периода двоевластия;

В) корниловский мятеж правительства; 3) формирование 1-го коалиционного правительства;

Г) вооруженное восстание в Петрограде. 4) установление советской власти.

Совместите события и соответствующие им даты:

Сопоставьте даты и события:

А) речь Черчилля в Фултоне;августа 1949 г.;

Б) создание атомной бомбы в СССР; 2) 4 апреля 1949 г.;

Словарь ключевых понятий

Альтернатива – (фр. – один из двух ) – необходимость выбора между двумя взаимоисключающими возможностями, обусловленная потребностью решиться на одно из двух. В политике альтернативная ситуация предполагает взвешенный, аргументированный подход к ее разрешению, с последующим выбором оптимального пути решения проблемы.

Белая гвардия, белое движение – военные формирования, выступившие после Октябрьской революции против власти партии большевиков.

Буржуазно-демократическая революция - разновидность буржуазной революции, в отличие от которой не только укрепляется политическая власть буржуазии, но и осуществляются широкие демократические преобразования.

Версия – (лат. – видоизменение, поворот ) – одно или несколько отличных друг от друга изложений или объяснений какого-либо факта, события.

Геополитика – (греч. – земля, страна + политика ) – одно из понятий теории международных отношений, рассматривающее влияние географических факторов на жизнь общества (выход к морю; наличие естественных границ в виде гор, пустынь; речные коммуникации; климат; полезные ископаемые и т. д.). На основании этих показателей делаются выводы об особенностях складывания хозяйственной деятельности, культуры, политической и социальной организации.

Гражданская война – вооруженное столкновение противоборствующих сил внутри той или иной страны (социальных групп, наций, народностей, партий и т. д.).

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление его делами.

Демократия – (от греч. – народ + … кратия ) – форма организации политической власти, основанная на признании народного суверенитета, приоритета прав и свобод личности.

Двоевластие – своеобразная политическая ситуация, существовавшая в России после Февральской революции со 2 марта по 4 июля 1917 г.

Диктатура – (лат. – неограниченная власть ) – способ осуществления государственной власти, политический режим абсолютного, ничем не ограниченного господства лица, общественной группы, класса.

Идеология – (греч. – учение об идеях) – система взглядов идей, в которых выражается отношение к действительности, интересы социальных групп и слоев, классов, партий, субъектов политики и власти.

Империя – (от лат. – власть, могущество ) – государство, объединяющее разнородные этнические и территориальные образования с помощью жестко централизованной власти, влияние которой ослабевает по мере продвижения от центра к провинциям.

Индустриализация – перевод промышленности на индустриальную технику, создание крупного машинного производства. В СССР индустриализацией именовалась политика 20 – 40-х годов, направленная на создание в стране машинной индустрии с целью преодоления отставания от Запада, создания материально-технической базы социализма, укрепление обороноспособности.

Интервенция – (лат. – вторжение ) – вмешательство одного государства во внутренние дела другого. Интервенция может быть как военной, так и экономической, идеологической, осуществляться в других формах.

Классы – большие группы людей, отличающиеся отношением к средствам производства, имущественным, правовым, политическим положением в обществе. (По)

Коллективизация – насильственное преобразование единоличных крестьянских хозяйств в крупные социалистические хозяйства (1929 – 1933 гг.)

Люмпен -пролетариат – (нем. – лохмотья ) – деклассированные слои населения – бродяги, нищие. Уголовные элементы, деморализованная часть пролетариата.

Ментальность – (лат. – ум, мышление, образ мыслей) – понятие «ментальность» зачастую трактуется как духовная атмосфера. Духовный склад общества, умонастроения, стиль мышления и даже мировоззрение.

Модернизация общества – (фр. - современный ) – обновление социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований. В более узком смысле слова под модернизацией понимается промышленная революция и индустриализация, которая является основой формирования индустриального общества, приводит к фабричной организации труда, способствует складыванию общенационального рынка и единой системы хозяйствования. Исторический опыт показал «органичный» и «неорганичный», или «догоняющий» типы модернизации.

Национализация – (лат. – нация, народ ) – переход частных предприятий, земли, транспорта, связи, банков и т. д. в собственность государства как через принудительные меры (экспроприацию), так и на основе полного или частичного выкупа.

Патриотизм – (греч. – любовь к родине ) – глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее.

Перестройка – процесс обновления советского общества, начавшийся весной 1985г. по инициативе группы руководителей Коммунистической партии Советского Союза. По замыслу инициаторов этот процесс должен был привести к преодолению обществом существенных недостатков (в экономике, политике, сфере нравственности и т. д.) и дальнейшему укреплению социализма, приданию ему «человеческого лица».

Прогресс – (лат. – движение вперед ) – тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, менее совершенного к более совершенному.

Революция – (от лат. – поворот, переворот ) – насильственный захват государственной власти лидерами массового движения для последующего использования этой власти с целью крупных процессов социальной реформы.

Реформа – (от лат. – преобразование ) – изменение законными средствами сложившегося политического порядка (институтов, норм и пр.) при сохранении его основ.

Репрессия – (от позднелат. –подавление ) – карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.

Тоталитаризм – (лат. – весь, целый, полный ) – одна из форм государственной власти (характерна для ХХ в.), отличающаяся стремлением к всестороннему (тоталитарному) контролю во всех без исключения сферах общественной и частной жизни граждан, при авторитарном режиме руководства. Среди обязательных признаков – официальная идеология, единственная массовая партия, секретный политический контроль за обществом, включающий сбор и анализ информации о реальных настроениях населения, ведение политического сыска, отсутствие гарантий неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, возможности получения и распространения информации и т. п.

«Холодная война» - состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами – с другой. Продолжалась с 1946 г. (речь У. Черчилля в Фултоне) до конца 80-х гг. Получила такое название, поскольку в отличие от «горячих войн» (открытых военных конфликтов) осуществлялась экономическими и политическими методами.

Цензура – (лат. – ограничение ) – система государственного надзора за средствами массовой информации .

МОУ «Центр образования п. Угольные Копи»

Использование современных информационных технологий

в школьном обучении.

Учитель 4-Б класса

В современной школе наблюдается процесс интеграции современных информационных технологий с традиционными формами, методами и средствами учебной деятельности с целью оптимизации процессов обучения и воспитания.

За последние два года использование в учебно-воспитательной работе ИКТ сложилось в систему. Гармонично вливается как в учебную деятельность, так и во внеклассную, а так же позволяет находить новые формы работы и с родителями.

Что даёт реализация такой интеграции?

1. Ученики активно участвуют в процессе обучения , взаимодействуют с образовательной средой. Они не являются пассивными потребителями информации, а вовлечены в многообразные виды деятельности . Акцент делается на накоплении опыта и приобретении соответствующей функциональной культуры.

2. Обучение есть творческий, самоуправляемый социальный процесс . Обучение полезно, когда мы создаём что-то для других, когда оно реально продуктивно. Новые знания необходимо применять на практике. Ученики обмениваются идеями, знаниями, сведениями, найденными в Интернете, приносят их в класс. Мы тут же просматриваем их, наиболее интересные используем на уроке. Это открывает возможности для активной коммуникации .

Кроме того, поощряю, когда домашние сочинения (и другие работы) многие ребята приносят не только в рукописном варианте, но и в печатном (на флешке). Мы имеем возможность «выводить» их на экран, обсудить, оценить особенные находки и удачи учеников, что позволяет вовлечь всех в процесс обучения, способствует формированию самооценки, делает обучение творческим, самоуправляемым процессом.

Фрагмент сочинения Встреча с писателем.

Гоцуля Наталия.

(ученица 4-Б класса).

(Слайд по математике: ученик работает за компьютером, решает задачу, ученики в - тетрадях, затем проверяют, оценивают себя и одноклассника)

14. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы, а не только средства для игры. Возможность для повышения уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий.

Мои ребята ещё не делали презентаций, но разыскивают материал для уроков и готовят пятиминутные выступления, используя готовые мультимедийные диски (наиболее продвинутые ученики). Но в нынешнем году (и на собрании с родителями это уже проговорено) в планах создание и представление своих ученических презентаций в урочной, проектной и внеурочной деятельности . Такой подход к изменению организационных условий полностью соответствует компетентностному образованию . Дети являются равноправными участниками образовательного процесса, осуществляется сотрудничество, саморефлексия, обучение через содержание субъективного опыта ученика. Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением.

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные определения, задания, иллюстрации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, а также тестовые и другие задания для закрепления и контроля. Использование такой презентации представляет собой нечто вроде конспекта материала по данной теме.

Проведение родительских собраний с использованием презентаций и фильмов повышают интерес к школе и своим детям. Посещаемость родительских собраний достаточно высока. Очень удобно на слайде показать динамику успеваемости каждого ребенка в сравнении с предыдущими результатами, его успехи и неудачи. На тематических собраниях на слайд выводятся рекомендации и советы по работе с детьми вне школы.


И, обязательно стараюсь порадовать родителей успехами и достижениями детей. Вместе со мной учащиеся принимают участие с фотосъёмках наших интересных уроков и внеклассных мероприятий. Это способствует накомляемости фотоматериалов, которые я использую для создания фильмов о классе и представляю на собраниях, семейной гостиной. Родители признаются, что подобные презентации и фильмы позволяют лучше узнавать своих детей, понимать, что дети делают в школе, как и чему они учатся, какую поддержку необходимо оказать своему ребёнку и вообще как его воспитывать. Кроме того, сильно эмоциональное воздействие на чувства родителей, что вызывает позитивное отношение и доверие к педагогу и школе.

Для обобщения опыта представлены презентации

По литературному чтению:

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» (для цикла уроков – 5 часов)

В. Бианки и М. Пришвин (для цикла уроков).

О. Григорьев. Витамин роста.

Обобщение «Глухая пора листопада» (произведения об осени)

Обобщающий урок «Уроки и переменки»

Успенский. Школа клоунов (для цикла уроков).

Сказки. Никита Кожемяка.

А. Волков. Волшебник изумрудного города (для цикла уроков).

В. Высоцкий. Песня Кэрролла.

По русскому языку:

Сложные слова.

Части слов. Алгоритм разбора слов по составу.

Флэш-файл «Части речи»

По математике:

Нахождение целого и части числа. Единицы времени.

По окружающему миру:

- экосистема луга. Видеофрагмент «Тимофеевка луговая»

Пресмыкающиеся.

По внеклассной работе:

Наступает Год Быка (стихи бабушки Савченко Арины – ученицы нашего класса, написаны 12 лет назад)

Что я знаю о Туркменистане (ко Дню согласия и примирения)

-Семейная гостиная , посвящённая Женскому дню (07 марта 2009 года).

-родительское собрание «Формирование интереса к чтению»

-родительское собрание «Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения в интеллектуальном развитии ребёнка»

- По страницам посещения выставки музейного центра Чукотки «Челюскинская эпопея»

Интеграция ИКТ с традиционным обучением на всех уровнях и ступенях образования расширяет возможности повышения эффективности познавательной и практической деятельности учеников , постижения ими надёжных ориентиров творческого познания .

Буду рада, если мои материалы-презентации помогут молодым педагогам в совершенствовании своей

Тема: «Формирование исследовательских умений учеников младшего школьного возраста»

Новые школьные программы и современные требования ставят перед учителем задачу не только добиваться усвоения учениками основ науки, но и всемерно развивать детей, учить их применять полученные знания на деле и самостоятельно приобретать, расширять их.

Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком.

Младший школьный возраст – это хороший потенциал для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Именно в эти годы развивается воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Таким образом, используя в своей практике исследовательскую деятельность, я ставлю целью не только конечный результат (знание), но и сам процесс развития исследовательских способностей учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений, навыков и тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации.

УИД присущи определенные специфические свойства, характеризующие её направленность, цель и задачи.

Этапы формирования исследовательских умений

Процесс формирования исследовательских умений включает шесть этапов. По мнению П.Я. Гальперина, «поэтапное формирование является методом развернутого и открытого наблюдения для формирования новых конкретных психических процессов и явлений». 1

На начальном этапе организуются занятия, в ходе которых у младших школьников развивается личностно-активное отношение к учебно-исследовательской деятельности, осуществляется развитие представлений об основных этапах этой деятельности.

То есть учитель вводит ребёнка в мир исследований и опытов, обучает детей, как можно достичь тех или иных знаний, как и каким образом ответить на интересующиеся вопросы детей.

На втором этапе усиливается роль практических исследовательских умений. Младшие школьники учатся задавать вопросы, видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, собирать и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать и т.д. Учитель помогает, корректирует работу детей, создаёт проблемные ситуации, а потом сообща находят решение.

На третьем этапе оптимальным средством развития становиться самостоятельная исследовательская деятельность. На этом же этапе большое внимание уделяется формированию умений, связанных с организационной деятельностью (постановка цели, планирование работы и т.д.). Учитель выступает в роли помощника, контролирует процесс.

На четвертом этапе акцент переносится на развитие рефлексивного компонента учебно-исследовательской деятельности. Участвуя в обсуждении собственных исследований, младшие школьники должны осознавать, что удалось и что не удалось в ходе работы.

Пятый этап предполагает подготовку к защите выполненной исследовательской работы и способствует формированию коммуникативных и речевых умений. Младшие школьники учатся доказывать, отстаивать свою точку зрения, выступать с докладом о своей исследовательской работе. Здесь дети выполняют всю работу уже самостоятельно.

Завершающий этап предполагает выступление учащихся на различных конкурсах, конференциях.

Продуктом исследовательской деятельности учащихся может быть презентация, выставка, стенгазета, праздник или сценарий, чертёж и др.

Организация УИД

Организация УИД – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.

Организация УИД протекает в основном в рамках внеурочной учебной деятельности. Но, очень часто начало исследовательских работ, выбор проблемы начинается с урока. Замечу, что дети часто сами задают вопросы, на которые затем ищут ответ, в ходе обсуждения выявляется проблема, которую сами же путём исследований решают.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебно-исследовательская деятельность способствует:

Формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества обучения;

Созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

Памятка для исследовательской работы.

    Постановка проблемы____________________________________________________

    Обоснование. Почему ты считаешь эту тему важной?

    Цели и задачи:

Что мы хотим знать?_____________________________________________________

Чему научиться?_________________________________________________________

_______________________________________________________________________

    Моя группа: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Этапы нашей деятельности:

А)_____________________________________________________________________

Б)______________________________________________________________________

В)_____________________________________________________________________

Г)______________________________________________________________________

    Кто за что будет отвечать?

_______________________________________________________________________

    Где будем искать информацию?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Если необходимо анкетирование или опрос, проведите и сделайте выводы!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Наши помощники

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что нового мы узнали?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чему научились?

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

1 Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1978. – с. 93-110

Научно-исследовательская работа в школе

учитель высшей категории

Ларгина Тамара Викторовна

Действие даже самого

крохотного существа приводит

к изменениям во всей

Вселенной.

Никола Тесла

изобретатель в области

электротехники и радиотехники,

инженер, физик.

Научно- исследовательская работа в школе.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

От того, как будет устроена школьная деятельность, система отношений школы и общества зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития,…Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению.»

В разделе «Ключевые направления развития общего образования» сказано: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире». Сегодня научно-исследовательская деятельность учащихся- неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение презентаций проектов. Конечно, чем младше дети, тем более облегченный вариант проектной деятельности им предлагается. Огромную роль в подготовке презентаций играет и компетентность родителей и учителя, наличие у школьников определенного набора качеств, умений и компетенций. Вот важнейшие из них:

1. Качества -самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

2. Умения и компетенции- исследовательские (умение генерировать идеи, выбирать лучшее решение),социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности), информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации), презентационные (выступать перед аудиторией согласно своей презентации), рефлексивные (отвечать на вопросы аудитории),

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что будущие студенты начинают заниматься научно-исследовательской деятельностью еще в школе, именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

Обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

    Выбор темы.

    Постановка цели и задач.

    Гипотеза исследования.

    Организация исследования.

    Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе “Школа России.” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам. Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. С 1 по4 класс почти все работы носят как коллективный характер, так и индивидуальный. Тематика может определяться как учителем так и родителем и учащимся. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

Фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.

Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, поступить в высшие учебные заведения, стать известными учеными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

Занятость учащихся класса в исследовательской деятельности.

Синяя колоночка- занятость детей исследовательской деятельностью;

Красная колоночка- участие в различных конкурсах и олимпиадах;

Желтая- активная помощь родителей.

Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками. Тема работы была выбрана «Агрегатные состояния вещества» (раздел «Химия»)

В природе огромное разнообразие веществ. Изучает их наука химия. Одни вещества твёрдые, другие жидкие, есть и газы которые, порой, и увидеть невозможно. Это называют агрегатными состояниями вещества. Вещества могут при разной температуре находиться в разных агрегатных состояниях. В данном проекте ученик проводит исследование агрегатных состояний веществ, исследует их свойства. Эта тема очень интересна для ребят, так как всё необычное и неизвестное всегда привлекает наше внимание и с точки зрения познания чего-то нового, а также полезно для изучения тем по предмету «Окружающий мир».Данная работа дала возможность детям узнать много нового и неизведанного ими.Основные агрегатные состояния вещества

Агрегатное состояние вещества – состояние одного и того же вещества при разной температуре. У вещества есть три основных агрегатных состояния: газообразное, жидкое и твёрдое.


Газообразное – наиболее распространённое состояние вещества. Газ всюду вокруг нас. Воздух которым мы дышим – газ. Вещество в газообразном состоянии характерно тем, что оно не сохраняет ни форму, ни объём. Газ заполняет всё доступное пространство и проникает в любые его закоулки.

Жидкое состояние, это промежуточное состояние вещества между газообразным и твёрдым. Мы постоянно сталкиваемся с жидкостями: утром умываемся водой, пьём чай, какао, или молоко – это жидкости. И дождик – льющаяся на нас с неба жидкость. Жидкость характерна тем, что она сохраняет объём, но принимает форму сосуда, в который помещена. Например, перелив воду из чашки одной формы в другую мы изменим форму жидкости, не изменив её объёма (если конечно не прольём).

В твёрдом состоянии вещество сохраняет и объём, и форму. Парта за которой сидим в школе, лёд на катке, ложка которой мы кушаем - это всё вещество в твёрдом агрегатном состоянии.

Вещество в каждом из агрегатных состояний приносит пользу. Самым полезным веществом я считаю воду. В газообразном состоянии вода, то есть водяной пар, недавно приводил в движение поезда и корабли – паровозы и пароходы. В настоящее время водяной пар крутит паровые турбины генераторов на электростанциях.


Польза воды в жидком состоянии неоценима. Мы пьём воду, купаемся в ней, поливаем растения и многое другое. Без воды в жидком состоянии жизнь на Земле была бы не возможна .


Вода в твёрдом агрегатном состоянии, это снег и лёд. И они то же приносят пользу. Зимой, снег, укрыв поля, не даёт земле замёрзнуть, что бы весной на ней скорее взошли озимые растения. Мы в это время катаемся на санках с ледяных горок. А на севере из снега и льда строят дома – иглу.


Вот так всем агрегатным состояниям вещества с их уникальными свойствами находится полезное применение .

Переход одного состояния вещества в другое

Вещества могут переходить из одного агрегатного состояния в другое. Для этого необходимо изменять температуру вещества.

Вещество можно перевести из твёрдого агрегатного состояния в жидкое. Для этого необходимо увеличить его температуру – нагреть его. Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое называется плавлением.


Если продолжить нагревать уже жидкое вещество, то оно перейдёт в газообразное состояние. Это – испарение .


Что бы получить обратный процесс необходимо остудить газообразное вещество. Тогда оно перейдёт в жидкое агрегатное состояние. Этот процесс называется конденсацией.

При дальнейшем понижении температуры жидкого вещества оно перейдёт в твёрдое агрегатное состояние. Это – кристаллизация.

У каждого вещества свои температуры при которых оно плавится, испаряется, конденсируется и кристаллизуется. Например, что бы плавить металл его разогревают до 2000 градусов, а кислород, необходимый ракетам для полётов в космос, конденсируют в жидкость при температуре минус 180 градусов.

Температуры при которых вода может иметь все агрегатные состояния легко достижимы в домашних условиях. На её примере мы и проведём опыт по переводу вещества в разные агрегатные состояния.

Наблюдения.

Поставим опыт, в котором попробуем перевести воду из одного агрегатного состояния в другое.

Принесём домой с улицы сосульку. Положим её на блюдце. Через некоторое время в блюдце появилась вода, а сосулька стала меньше. Вода под действием комнатной температуры переходит из твёрдого состояния в жидкое. Это и есть плавление, но мы говорим: «Сосулька таит». Подождав ещё немного можно наблюдать, что сосулька полностью растаяла, превратившись в воду.

Перелив получившеюся воду в формочку для льда, поместим её в морозильник на ночь. С утра мы обнаружим что вода превратилась в лёд. С понижением температуры вода перешла из жидкого агрегатного состояния в твёрдое.

Для перевода воды из жидкого в газообразное агрегатное состояние потребуется увеличить её температуру. Для этого потребуется помощь взрослых. Попросим взрослого налить в чайник воды и поставить его на плиту. Когда температура воды в чайнике достигнет температуры испарения, из носика чайника начнёт вырываться водяной пар – это вода в газообразном агрегатном состоянии.

Попросим взрослого поднести металлический половник к струе пара из чайника. Увидим, что на половнике появляются маленькие капельки воды. Это водяной пар охлаждается о половник и превращается обратно в жидкость.

С данной работой ученик занял 2 место на XVI городской межшкольной конференции «Первые шаги в науку».

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, так как они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей.

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Чуева Галина Хабибуловна

Организация исследовательской работы в школе

В современном мире стали очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и приумножать, перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщать детей к научно- исследовательской деятельности уже в школьные годы. Работа над исследованием расширяет кругозор учащихся, знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

Под исследованием следует понимать разновидность творческой деятельности, направленной на получение качественно нового знания. При этом характер полученного знания может быть различным. В ходе исследования может быть получен принципиально новый интеллектуальный продукт, и в этом случае речь идет о собственно научном исследовании.

Исследовательская деятельность в школе, в отличие от науки, своей главной задачей ставит не открытие нового, а приобретение учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

Исследовательская деятельность учащихся – это серьезная и целенапрвленная работа руководителя и ученика. Перед учителем стоит немало задач

Выявить и привлечь к исследовательской деятельности одаренных школьников

Ориентировать обучающихся на решение практических задач

Создать условия для полного раскрытия интеллектуально- творческого потенциала учащихся

При выявлении способностей учащихся можно воспользоваться следующим способом: в течение некоторого времени (обычно от 1 до 1,5 месяцев) учащимся предлагают творческие домашние задания разных видов, в основном исследовательского и конструкторского характера, например, это могут быть задания, типа «разработать проект», «придумать способ», «исправить и найти ошибку», придумать опыт, составить физическую задачу, составить рассказ с физическими ошибками и т.д. Одновременно с домашними заданиями можно предложить творческие задания на уроках (на выбор) лабораторные работы творческого характера(например, без указаний к работе или частично), проблемы («как объяснить новый материал? и т.п. После выполнения 8-10 творческих заданий можно с большой вероятностью сказать кто из учащихся склонен к изучению физики, а также направленность и глубину интересов и способностей.

Заниматься учебной и научной деятельностью в современной школе далеко не просто. Имеется огромное количество помех этому благородному делу. исследовательская деятельность гораздо более эффективна во внеурочное время. Она позволяет свободно искать информацию, проводить систематические наблюдения, элементы экспериментальной работы (при наличии желания и соответствующего оборудования).

При подготовке и организации научно - исследовательской работы, совместную работу учителя и ученика можно разделить на5 этапов:

Выявление предрасположенных к исследовательской деятельности учащихся.

Выбор темы и определение задач для данной работы.

Выполнение работы учеником:

Выдвижение гипотез,
планирование исследований,
сборку установки для проведения экспериментов,
наблюдения и измерения, используя физические приборы,
фиксацию и анализ результатов эксперимента)

Совместный анализ перед защитой – разбор и исправление недочетов.

Начало любого исследования это выбор темы работы ученика. Тема отражает научную проблему в ее характерных чертах – это то, что предстоит доказать, открыть. Очень часто название работы рождается не сразу. Выбор темы исследования –непростой момент как для ученика так и учителя. Иногда ученики предлагают темы им явно не по силам; зачастую темы реферативного характера. Здесь он без консультации учителя не обойдется. Опыт показывает, что выбор темы связан с тем, что интересно ученику или с тем что у него есть подходящий материал. Иногда тема выбирается по совету учителя. Цель исследования характеризуется кратко и точно, выражая то основное, что намеривается сделать исследователь. Определить цель значит ответить себе и другим на вопрос зачем ты его проводишь.

Задачи исследовательской работы уточняют цель. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.

Необходимо различать Объект исследования и Предмет исследования.

Объект исследования – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых уточнений и служит источником необходимой информации для исследователей.

Предмет исследования – это элемент, который более конкретно устанавливает те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данном исследовании


Подписи к слайдам:

Организация исследовательской деятельности в школе

Под исследованием следует понимать разновидность творческой деятельности, направленной на получение качественно нового знания. При этом характер полученного знания может быть различным. В ходе исследования может быть получен принципиально новый интеллектуальный продукт, и в этом случае речь идет о собственно научном исследовании.

Выявить и привлечь к исследовательской деятельности одаренных школьников -ориентировать обучающихся на решение практических задач -создать условия для полного раскрытия интеллектуально- творческого потенциала учащихся Задачи учителя

учащимся предлагают творческие домашние задания разных видов, - «разработать проект», «придумать способ», «исправить и найти ошибку», «придумать опыт», «составить физическую задачу», «составить рассказ с физическими ошибками» и т.д. Одновременно с домашними заданиями можно предложить творческие задания на уроках (на выбор) лабораторные работы творческого характера(например, частично или без указаний к работе), проблемы («как объяснить новый материал? и т.п. Выявление способностей учащихся

При подготовке и организации научно – исследовательской работы, совместную работу учителя и ученика можно распределить на 5 этапов: Выявление предрасположенных к исследовательской деятельности учащихся. Выбор темы и определение задач для данной работы. Выполнение работы учеником: ( выдвижение гипотез, планирование исследований, сборку установки для проведения экспериментов, наблюдения и измерения, используя физические приборы, фиксацию и анализ результатов эксперимента) Совместный самоанализ перед защитой – разбор и исправление недочетов. Этапы научно-исследовательской деятельности

Тема отражает научную проблему в ее характерных чертах – это то, что предстоит доказать, открыть

Цель исследования характеризуется кратко и точно, выражая то основное, что намеривается сделать исследователь. Определить цель значит ответить себе и другим на вопрос зачем ты его проводишь.

Задачи исследовательской работы уточняют цель. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.

Объект исследования – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых уточнений и служит источником необходимой информации для исследователей. Предмет исследования – это элемент, который более конкретно устанавливает те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данном исследовании Например: Объект исследования Предмет исследования Стол Ящик стола Дождевой червь Пищеварительная система червя

Необходимо обозначить структуру исследования. В ходе работы с литературой составляется программа исследования, происходит обсуждение этапов работы

Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и эксперементы, необходимо объяснить учащимся, что все предложенные ими идеи должны быть доказаны, сделать выводы по результатам исследования. При проведении проектной работы большое внимание уделяется защите проектов - это прежде всего демонстрация результатов самостоятельной деятельности учащихся. В ходе зашиты, школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. Оформление результатов работы

«Необычные свойства обычной воды», « Физика и архитектура», «Резонанс в природе и технике», «Теория электромагнитного поля вчера и сегодня», «Небесная феерия», «Бесценный дар природы», «Глаз как оптическая система», «Самое необыкновенное вещество в мире», «Статика в современном градостроительстве», «Электромагнетизм и все, что с ним связано», «Солнце – естественный источник света», «Альтернативные источники энергии», «Влажность воздуха и её значение», «Шум и его влияние на учеников», «Энергия воды». темы исследовательских работ учащихся:

Принимайте каждого ученика как уникальную личность, уважайте его, понимайте, верьте в него. Сопровождайте ученика в его собственном развитии и самореализации. Создавайте атмосферу заинтересованности каждого учащегося в том, что происходит вокруг - на уроке, в школе, в обществе. Идите на урок не с темой, а с насущной проблемой, которую вы непременно должны решить вместе с учениками; которая обращена к конкретной личности. Поддерживайте в ученике любую инициативу, положительно стимулируйте активность и избегайте внешнего принуждения в педагогическом процессе. Оценивайте не только конечный результат, но, прежде всего процесс деятельности каждого учащегося персонально. Будьте искренними в восхищении человеком, природой, наукой, искусством, пусть учащиеся подражают прекрасному чувству, и в них самих раскроется источник Красоты. Неустанно изучайте всё, что касается личности, её внутреннего мира; вглядывайтесь, вслушивайтесь, вдумывайтесь в её бурную Вселенную. Будьте творческим, озарённым, непредсказуемым педагогом, самоактуализируйтесь, чтобы энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов. «Оптимизм, настойчивость и успешность!» - вот девиз педагога в совместном с учениками поиске истины. Советы педагогу-исследователю.