Сценарии «Течет река Волга. Сценарий мероприятия «Волга-река дружбой крепка Сценарии про волгу в доу

Татьяна Шубенкова

«Кораблик плыви до Волги реки!»

Сценарий праздника, посвященного Дню Земли

Оформление: на центральной стене-земной шар, цветы, березки, птицы.

Ведущая (на фоне спокойной музыки):

Среди планет, что знаем мы с тобой

Земля всех краше, средь планет сестёр

Её недаром называют голубой,

Над ней и неба голубой шатер,

Её леса, сады подобно чуду,

Моря и реки восхищают всех!

Жизнь на земле лишь -

Люди здесь повсюду,

И только здесь всем слышен детский смех!

В зал под веселую музыку входят дети средней, старшей и подготовительной групп, садятся на стульчики.

Ведущая: Много раз встречали

Праздник в этом зале,

Но такой как этот

Мы ещё не знали!

Сегодня мы отмечаем День рожденья Земли - нашего прекрасного общего дома!

Дети читают стихи.

1-й: Солнце светит, пахнет хлебом

Лес шумит, река, трава,

Хорошо под мирным небом

Слышать добрые слова.

2-й: Хорошо зимой и летом,

В день осенний и весной

Наслаждаться ярким светом.

Звонкой мирной тишиной.

3-й: Край, который с детства дорог

Родиной зовется.

Посмотри, как он хорош.

Дом, в котором ты живешь!

«Упражнение с цветами и ветками» (муз. Ю. Антонова «Не рвите цветы.»)

Ведущая: Зажурчал ручей в овражке.

Прилетели с юга пташки,

Греет солнышко с утра -

В гости к нам пришла Весна!

Песню мы Весне споем.

В гости к детям позовем!

«Приди, весна!» песня (муз. Н. Лукониной, сл. л. Чадовой)

В зал входит Весна.

Весна: Слышу, слышу вас, ребята,

И на праздник к вам спешу.

Ведущая: Ты, Весна-красна,

В гости с чем пришла

Весна: С вешним соком,

С небом высоким,

С водою талой,

С игрою (или песней)-забавой!

«Ручейки» танец-игра

Ведущая: Ручейки потекли

светлые, блестящие.

Вдаль плывут корабли

Точно настоящие

Корабли невелики-

Паруса бумажные,

Но ведут их моряки,

Моряки отважные.

«Танец с корабликами» средняя группа

Моряк (с корабликом в руке): Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

Кораблик гони

До Волги-реки!

Весна: Помоги нам,ветерок,

Натяни парусок,

Кораблик плыви

И нам расскажи:

Как красива она,

Наша волжская земля!

Ведущая: И отправился наш кораблик в далекое путешествие. А пока наш кораблик плывет, послушайте мои загадки!

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без.

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий - в море.

Весна: Плывет, плывет кораблик,

По речке, вдоль лужка,

И видит на пригорке -

Березонька-краса!

Ведущая: Как красива, хороша!

Шумит березоньки листва.

Листики зеленые, резные.

Да тут букашечки, жучки живые (рассматривает листики в лупу)

«Божья коровка» танец , старшая группа (Танцевальная ритмика №3 Т. И. Суворова) (или игра «Бабочки и жуки» по аналогии игры «Птички и вороны» из «Ритмической мозаики» А. И. Бурениной)

Весна: Березонька красивая такая.

Да земля под ней сухая!

Что же делать, как нам быть

Ведущая: Землю надо здесь полить!

Ребенок: Эй,тучки-облака,

Подавайте скорее дождя!

Дети исполняют русскую народную закличку «Дождик,дождик пуще»:

Дождик,дождик,пуще,

Дадим тебе гущи,

Дадим тебе ложку.

Хлебай понемножку.

Уж ты дождик-дожделей.

Нам с тобою веселей,

Приходи погостить,

К нам немножечко пожить!

Выходит Туча и Капельки.

Весна: Услышала вас природа.

Капельки: Даем дождя. Даем вам воду!

«Танец Капелек» средняя группа

Ведущая: А после дождя появилась РА-ДУ-ГА!

Радуга сияет ярко,

А мы подарим березке подарки.

Девочка (с «капелькой», вешает на берёзку): Капельки, чтоб берёзку поливали.

Мальчик (кладет под березку «червячка»): Червячков, чтоб землю разрыхляли.

Девочка (прикрепляет к берёзке «солнышко»): Солнышко, чтоб берёзку согрело!

Мальчик (сажает «птичку» на берёзку): Птичку, чтоб весело пела.

Дети исполняют русскую народную песню «Поет,поет соловушка».

Ведущая: Попрощался Кораблик с Березкой и поплыл дальше. А речка все шире, все красивее её берега, и вода в ней чистая, прозрачная.

«Реченька» (сл. Е. Карасева. муз. А. Абрамова)

Ребёнок: Плавают рыбешки

В нашей речке чистой.

Плавают рыбешки

Быстро-быстро-быстро.

Рыбки-рыбешки все хороши:

Плотва и пескарь, караси и ерши.

2-й: Рыбки гуляют только в воде,

И не гуляют больше нигде.

Ведущая: Вот у речки здесь лягушки,

Длинноногие подружки.

1-я: Что за прелесть, ква-ква-ква.

Всюду мокрая трава!

2-я: Раньше были мы икрою, ква-ква-ква,

А теперь мы все герои, ква-ква-ква!

3-я: Головастиками были, ква-ква-ква.

Дружно хвостиками били, ква-ква-ква!

4-я: А теперь мы лягушата, ква-ква-ква,

Прыгай с берега, ребята! Ква-ква-ква!

5-я: От друзей не отставайте, ква-ква-ква,

Нашу песню запевайте, ква-ква-ква!

«Лягушка Кре-ке-ке» муз. Л. Деревягина, старшая группа

Ведущая: А знаете, ребята, река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет!

(Включается громкая музыка, к реке подходят отдыхающие, разводят костер, едят, играют в мяч. Часть ребят уходят, оставив после себя кучу мусора. Появляются новые отдыхающие.)

1-й: Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

2-й: Тут сидят и там сидят,

Загорают и едят.

Отдыхают. Как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

(Подходят к тому месту, где разбросан мусор.)

3-й: Мы по бережку прошли,

Место новое нашли,

Но и там до нас сидели,

Костерок у речки жгли,

Загорали, пили, ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо.

1-й: Эй, ребята!- крикнул Дима,

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид, прекрасный пляж1

Распаковывай багаж!

(Остаются на берегу реки, играют в футбол, бросают мусор, рвут цветы. Не убрав за собой мусор, уходят.)

1-й: Мы купались, загорали.

2-й: Жгли костер, в футбол играли.

3-й: Веселились, как могли.

Пили квас, консервы ели.

4-й: Хоровые песни пели.

Вместе: Отдохнули и ушли (уходят).

Ведущая: И остались на полянке

У потухшего костра

Фантики, пакеты, склянки.

Две пустых консервных банки,

Три надкушенных баранки.

Словом, мусора гора!

Ушла шумная компания. И снова наступила тишина. Из леса вышли Заяц,Белочка, Лисенок, Медвежонок. Они подошли к реке - кто умыться, кто напиться, а кто и рыбку половить. Не заметив жестяную консервную банку, Медвежонок наступил на неё и тут же порезал лапу. Рассердившись на «туристов», он со злостью бросил банку в реку. Банка поплыла вниз по течению.

Зайчонок: Нельзя засорять реку, в реке Бобер построил себе дом.

Лисенок: Не будет же Бобер жить среди мусора!

Белка: Как тебе не стыдно, Медвежонок!

Медвеженок (смущенно): Стыдно. Я никогда больше не буду бросать мусор в реку.

Ведущая: Не расстрайвайся, Медвежонок. Я знаю, кто может вам, зверятам и речке помочь,

Это наш отрят «Эколашка». Эй, отряд, стройся в ряд!

Выходит отряд ребят «Эколашка». Поют песню.

«Эко-экология» муз. И сл. Н. В. Куликовой.

1-й: Не бросайте в реки и на их берега стекла, мусор.

2-й: Очищайте родники, питающие реки, от мусора и коряг.

3-й: Для укрепления берегов высаживайте на них деревья и кустарники.

4-й: Бережливы будьте с водой

Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет!

Ведущая: А теперь давайте вместе очистим берег от мусора!

Соревнование «Очистим реку!»

Ведущая: Попрощался наш Кораблик со зверятами, с отрядом «Эколашка»

Плывет, плывет Кораблик

Быстрее и быстрей,

Навстречу к величавой,

Большой страны, реке.

Звучит фонограмма песни «Течет река Волга», выходят девочки с голубыми косынками в руках.

Танцевальная композиция «Течет река Волга», подготовительная группа

Ведущая: Раскинулась Волга широкая,

Выросли горы высокие,

На берегу деревенька стоит.

Решил наш Кораблик здесь погостить.

(Выходят дети с музыкальными инструментами)

Мальчик: Берег слева, берег справа:

Города и села.

Мы ребята - казачата

С берега Донского!

«Казачий перепляс», подготовительная группа

Ведущая: И течет, течёт река

Широка и глубока,

К морю подбирается,

Шире разливается.

На пути у Кораблика город стоит-

Это наш Волгоград -

Кораблик к берегу спешит.

Ребенок: Море начинается с маленькой реки-

Ну а мы живем на Волге- все мы волгари!

«Волгарята-ребята» танец

Ребенок: Родина.

Родина наша – Россия!

Любимая наша страна!

Как богата, прекрасна.

И волшебна она!

Как прекрасны русские наши поля.

Такие красоты видела и я:

Как солнышко светит,

Как Волга журчит,

Около леса корова мычит.

Родина наша – Россия!

Любимая наша страна!

Все мы ее любим.

И, конечно же, я.

(Ефимова Анна, 9 лет)

«Наша Россия прекрасна» муз. и сл. З. Роот

1-й: Берегите Землю, берегите,

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку над зеленым полем,

Звезды над речным покоем.

2-й: Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Я природу защищаю,

Я её люблю, храню!

3-й: Много жалоб накопилось

У природы на людей:

Воды речек замутились,

Пересох в лесу ручей.

4-й: Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог,

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

5-й: Чистый воздух загрязняют

Фабрики, заводы,

В реках, море и прудах

Отравляют воды.

6-й: Гибнут рыбы, гибнут птицы.

Нет! Так делать не годиться!

7-й: Природу будем защищать,

Природе будем помогать!

8-й: В гармонии. В дружбе

С природой будем жить.

Давайте же будем

Волгу нашу любить!

Ребёнок: Я не хочу, чтоб реки высыхали,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где теплый ветер так порою тих.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода!

Человек! Запомни навсегда.

Символ жизни на Земле - Вода!

(Дети дарят всем гостям «капельки чистой воды»)













Сценарий концерта «Из далека-долго…»
Клип на песню «Из далека-долго…»
Ведущий: . Родина - это звёзды кремля
Родина - это леса и поля,
Родина - это трель соловья,
Это Великая Волга река.
Одним из символов России стала великая река Волга. Кажется, нет красивей, живописней и полноводней реки, чем Волга - мать рек русских. Недаром она воспета в песнях. Но Волга не только красавица. Испокон веков называли ее в народе почтительно, ласково и уважительно Волга-матушка, Волга-кормилица, труженица
Наш концерт мы посвящаем Великой русской реке – Волге.
1 Танец2 Баян
Звучит фонограмма «Из далека-долго…»
В зал входят дети, строятся полукругом. В центре трое детей, у одного ребёнка в руках глобус
1. Шар земной, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома,
Дом на улочке одной
Неприметный, небольшой
Этот дом, страна, земля -
Это родина моя.
2. Наша родина - Россия,
Где в озёрах облака,
Где берёзки молодые
Нарядились в кружева.
3. Россия как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и горы,
Раздолье, русская душа.
3песня
4 песня
Звучит фонограмма песни «Течёт река Волга». На фоне музыки двое детей читают отрывок из стихотворения Б.Заходера1 –ый: -Течёт река издалека
Течёт река…Течёт река…
Как хорошо когда река
И широка и глубока.
2-ой: -Течёт река, течёт река,
Поит поля и города,
Несёт и лодки и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной
И осенью и в летний зной.
- Давайте лето вспоминать,
Пойдём на речку загорать!
5 Танец
6 БаянВедущий:Недавно в одной из статей туристического путеводителя обнаружился такой статистический факт – оказывается треть всего населения России проживает на берегах Волги и ее многочисленных притоков. То есть каждый третий россиянин по месту жительства – волжанин. И это не считая тех, кто родился на Волге, но волею судьбы живет вдали от нее. Сколько людей различных национальностей проживают на её берегах: татары, чуваши, мордва, русские, украинцы, немцы.
7 песня
8 танец
(Показ слайда)
Река Волга, самая длинная в Европе,
Маленький, ничем не примечательный ручеек вытекает из поросшего густой травой болотца, окруженного густым смешанным лесом. Это исток одной из величайших рек мира - Волги. И потому непрерывной цепью идут сюда люди, чтобы сделать глоток воды у места рождения великой реки, чтобы посмотреть своими глазами на крохотный родничок, над которым поставлена скромная деревянная часовня.
Следующий номер нашей программы –
9 танец
Презентация (Образ великой русской реки Волги)
Ведущий: - Богата и знаменита земля Симбирская писателями и художниками. Многие русские художники писали картины с Волжскими видами.
Так вошли в классику русской литературы: Гончаров Иван Алексеевич, Карамзин Николай Михайлович, Радищев Александр Николаевич, Аксаков Сергей Тимофеевич.
Всемирно известные художники (наши земляки) – ТропицинАзарий Иванович, Худяков Василий Григорьевич, Архангельский Дмитрий Иванович, Пластов Аркадий Александрович, Сафронов Никас
11Баян
12. танец
Ведущий: Какая ширь, какая даль!.. Не потому ль, не оттого ли Так жадно просит сердце воли, И так томит его печаль?!
Так вот и кинулся бы птицей Туда - за дальний кругозор, Где в безднах неба тонет взор - Над Волгой, русских рек царицей.
13 номер
Ведущий:Мы- русские. Мы дети Волги.Для нас значения полныЕё медлительные волны, Тяжелые как валуны. Любовь России к ней нетленна,К ней тянутся душою всейКубань и Днепр, Нева и Лена,И Ангара и Енисей.Люблю её всю в нитках света,Всю в окаймленье ивняка:Но Волга для России - этоГораздо больше, чем река.
14. номер
Ведущий – На этом наш концерт окончен. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Есть такой прекрасный праздник - называется День Волги. Когда? И где он отмечается? Спросите вы. День Волги праздник отмечается в Поволжских регионах. Волга – это как вы уже поняли название реки. Отмечается он весной, когда уж оттаял весь снег, когда все оживает и становиться – 20 мая.

История создания

История праздника уходит в 2008 год, когда в Нижнем Новгороде проходил по счету Х международный, подчеркнем это слово, научно – промышленный форум, он назывался «Великие реки – 2008». На данный момент все больше областей добавляются к празднованию праздника. В России он набирает популярность.

Почему важно праздновать День Волги?

Во - первых, потому что вода является символом жизни и природным ресурсом необходимым каждому. Без рек не существовало б ничего. Волга, воспетая река в стихотворной форме, киноиндустрии в книгах. Праздник, день Волги, подчеркивает значимость водного ресурса.
Во-вторых, любая проблема должна быть осмысленна и на нее должно быть нацелено внимание общественности. Реки – это окружающая среда, которая требует бережного отношения к себе. Человек бережно никогда не относился к рекам, а с НТР все сложнее сохранить окружающую среду. Праздник привлекает внимание общественности.

В-третьих, стоит проблема стока удобрений в реку, а они химические. В соединении они меняют молекулярную структуру воды, и изменяется качественная характеристика воды. Одно дело загрязнение на бытовом уровне, но на химическом, значительно этот фактор влияет и на человечество. Чем грязнее вода, тем сложнее ее чистить, а соответственно множество болезней идет от некачественной воды. Работа гидростанций и заводов в них главная угроза загрязнения.

Таким образом, праздник обращает внимание на качество воды. Праздник Волги в самом названии хранит, большое значение для общественности, так как, в сущности, борется против загрязнения водного ресурса.
Праздник Волги не призывает что-либо закрывать, он призывает находить новые технологии, чтоб не засорять реку и находить решения в сложившейся ситуации, чтоб производя что-либо не изменять структуру воды.

Задачи

Существуют задачи, которые ставятся перед организацией Дня Волги, они в принципе и есть главными направлениями привлечения общественности и властей к проблемам загрязнения рек.

Сохранение водного ресурса, хотя бы в том виде, что он существует сейчас, чтоб не было ухудшений ситуации;
Проводить на Волге природоохранные мероприятия.

Осматривание территории водоема и восстанавливать его, там, где это необходимо в первую очередь.
Волга – считается одной из крупнейших рек, которые имеются в Европе. Она является символом России. Ее величают как «Волга-матушка». Она имеет много потаенных названий среди народа. Ее любят и постоянно возносят. Ее притоки издавна служили торговыми путями.

О Волге

Вспомните историю или роман, написанный о Волге, она рассказывает о значимости ее, как же можно ее загрязнять. До сих пор Волжский путь связывает экономическими связями и помогает осуществлять транспирацию.
Экосистема Волги богатейшая в ней живет осетр. А процентов 80 всего улова осетра из Волги. Она нас кормит во всех сферах жизни и в качестве рыбного ресурса.
Таким образом, Волга один из источников жизни и показатель нашего отношения к жизни, защита природного ресурса, который нуждается во внимании и властей, и общественности.

Что нужно, чтоб организовать праздник Волги?

1. Получить разрешение. Итак, праздник начался 20 мая. На праздник Волги, если вы хотите его организовать в своем городе, должны взять разрешение. Для этого необходимо обратиться к властям Российской Федерации.

2. Договориться с представителем. Что должно входить обязательно в празднование. Выступление одного из представителей из охраны окружающей среды. Он расскажет о том, как важно ваше мероприятие, которое вы решили организовать.

3. Договориться с артистами. Далее, концерт, вы можете просто позвать звезд и чтоб на берегу реки спели в вашем городе песни. Но тут необходимо финансирование. Составить необходимо сценарий, что зачем будет, и как оно будет относиться к празднику. Самый легкий способ организации концерта позвать всех желающих артистов и составить концерт, так чтоб процентов 50 было песен о реке, воде. Это могут быть песни прошлых лет или написанные современные. Ведущий должен постоянно повторять про проблему загрязнения окружающей среды, чтоб все понимали, куда и зачем он и собрались.

4. Организовать флэш-моб. Организуйте флэш-моб, например, по уборке мусора на берегу. Привлечение людей к проблеме, это главная задача организации праздника. Флэш-моб направленный на конкретное решение задачи по охране водного ресурса, привлечет внимание общественности и властей.

5. Мероприятия для привлечения к проблеме. Мероприятия могут проходить и по всему городу, где-то пройдет литературный вечер со стихами про Волгу. Множество поэтов воспевали реку в своих произведениях. Возможны кинопоказы, режиссеры очень часто любят использовать Волгу как одно из мест киносъемки. Это необычная река, она муза для многих знаменитых людей, это вдохновение для новых книг или сценариев. Организация праздника – это затрата времени и денежных средств, но оно и проносит ожидаемый результат.

6. Организовать ярмарку. Вы можете организовать ярмарку сувенирной продукции и привлечь внимание предпринимателей в получении прибыли на праздновании праздника 20 мая.

7. Привлечение фаэр-шоу. Чем больше шоу, тем больше людей придет на праздник. Тем больше охват целевой аудитории. Людям нравиться шоу, чем его больше, тем лучше.

8. Проведение лекций в школе. Обязательным мероприятием должно стать проведения лекций в школе, просветительская работа является одной из самых важных, так как нам с детства прививаются многие стереотипные понятия, поэтому, чем больше мы будем говорить о проблемах окружающей среды нашим детям, тем больше результатов можем достичь. Как правильно провести мероприятие – открытый урок в школе. Для этого надо 20 мая включать урок, посвященный Дню Волги. Рассказывать о проблемах реки Волга, о том, что каждый может помочь и показать ученический фильм о том, как загрязнена окружающая среда и что может произойти, если не ничего не делать. Одной из целей урока, это привлечение внимания к проблеме. А главное это привлечь, как можно больше людей к проблеме загрязнения окружающей среды.

9. Привлечение средств. Пожалуй, это самый сложный и ответственный момент, потому что никто просто так работать не будет. Тут необходимо четко представлять задачи и сопоставлять с результатом, которые вы хотите получить. В основном фирмы коммерческие соглашаются на помощь, если им будет предоставлена налоговая льгота, либо реклама. В обоих случаях, необходимо четко указывать на то, что они получат. Только тогда можно привлечь средства.

Таким образом, праздник Волги при организации должен состоять из поздравлений и четкой концепции, которую необходимо организатору разработать, разрешения, которое необходимо получить на проведения праздника и других нюансов требующих решения.

ГБ(С)КОУ школа-интернат№71 г.о. Самара.

Учитель краеведения Полтарадняя Е.В.


СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА РЕКИ ВОЛГИ

«Ее величество река Волга. Матушка Великой Руси».

    Цель: воспитывать патриотизм и чувство привязанности к родному краю и реке ВОЛГЕ путем интеграции познавательной деятельности, реализации творческих заданий и рисования в ходе проведения данного мероприятия.

Задачи:

    формировать у учащихся устойчивые знания и представления о родном городе, реке ВОЛГЕ

    раскрыть красоту реки ВОЛГИ и природы родного края;

    уточнить знания о значимости реки Волги для жителей города Самары;

    пропагандировать взаимоотношение человека и природы через бережное отношение к реке ВОЛГЕ;

    привлечь внимание молодого поколения к проблемам, связанным с экологией родного края и реки ВОЛГИ.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, уважаемые ребята, гости. Сегодня мы с вами собрались на праздник, посвященный Дню Волги, он отмечается - 20 мая.

Не случайно мы его проводим весной, так как весной весь мир задумывается о состоянии нашей планеты. Посмотрите, как много знаменательных дней в календаре посвященных природе.

15 апреля–5 июня – Общероссийские дни защиты от экологической опасности проходят под девизом «Экология–Безопасность–Жизнь»,

20 мая – День Волги. Отмечается праздник по инициативе Международного социально-экономического союза, бюро ЮНЕСКО в Москве.

Волга – это как вы уже поняли название реки.

ВОЛГА означает «светлая». Родину люди называют Родина – мать, а главную реку нашей страны – Волга-матушка. Без ВОЛГИ невозможно представить себе нашу Родину.

Старт традиции празднования Дня Волги был положен в 2008 год в Нижнем Новгороде во время проведения Х международного научно-промышленного форума «Великие реки – 2008». В последующие годы к празднованию присоединились Волгоградская, Астраханская, Ярославская, Самарская области, Республика Татарстан.

Ребята, как вы думаете, почему важно праздновать День Волги?

В честь празднования Дня Волги во всех регионах, территории которых питает эта водная артерия, проводятся экологические мероприятия. Добровольцы очищают берега реки, проводят просветительские мероприятия – тематические фотовыставки и выставки детских рисунков, лекции, научные дискуссии. Основная задача мероприятий - привлечь внимание общественности и властей к проблеме сохранения одной из крупнейших европейских рек.

Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
ее медлительные волны,
тяжелые, как валуны.
Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка...
Но Волга Для России - это
гораздо больше, чем река.

Волга - великая русская река. Она принадлежит к числу крупнейших рек земного шара и является самой большой в Европе. По своему протяжению - 3690 км. - она занимает 16-е место в мире. В России только четыре реки - Амур, Лена, Обь и Енисей - превышают Волгу. Площадь бассейна - 1380 тыс. квадратных километров.

Река берет начало на Валдайской возвышенности, у села Волговерховье в Тверской области, пересекает Среднерусскую возвышенность Европейской части России и достигает предгорий Урала, круто поворачивает на юг и сбегает по Понто-Каспийской низменности и впадает у Астрахани в Каспийское море.

Она делится на: Верхняя Волга – от истока до впадения Оки. Средняя –от впадения Оки до Камы. Нижняя- в нижнем течении, после впадения Камы.

Территориально в состав бассейна Волги входят Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Оренбургская, Самарская, Ульяновская, Нижегородская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Московская, Смоленская, Тверская, Владимирская, Калужская, Орловская, Рязанская, Вологодская, Кировская, Пензенская, Тамбовская, Тульская области, Пермский край, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Татарстан, Башкортостан, Калмыкия, Коми и Атырауская область Казахстана.

Познакомимся с Волгой поближе.

С чего начинается река?

«С голубого ручейка…»,- поется в детской песне…

В географии есть понятие начала реки –это исток.

Вспомним остальные части реки.

Исток реки Волга - место начала реки Волги.

Расположен в Осташковском районе Тверской области. Крупнейшая европейская река Волга начинается у юго-западной околицы деревни Волговерховье , на высоте 228 метров над уровнем моря. На окраине болотца имеются несколько родников, объединённых между собой в небольшой водоём, один из которых считается истоком реки Волги. Вокруг родника построена часовня, к которой ведёт мостик. Из водоёма Волга вытекает обыкновенным ручейком шириной 50-100 см и глубиной до 30 см.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.

Не сказать, когда пробился из-под земли крохотный родничок, огляделся, улыбнулся красному солнышку и прозрачным, журчащим ручейком побежал куда глаза глядят.

В одном месте обнялся ручей со своим братом и стал вдвое сильнее и побежал расторопней. В другом месте присоединился к ним еще один ручей, потом еще и еще. И вот уже не ручей, а целая речка потекла с Валдайской возвышенности все ниже и ниже, все дальше и дальше.

А вот в нее, главную речку, впадают новые и новые да такие сильные, как Сура, Ветлуга и Керженец, такие раздольные, как Ока и Кама.В ВОЛГУ впадает очень много притоков, из-за этого она очень полноводная.

Одна из крупнейших река эта в мире!

Становится с каждым притоком все шире.
Является гордостью нашей, святыней
И главной артерией водной поныне.
Уклон невелик* и дает все удобства
Для роста на этой реке судоходства.
В ней щука и сом, и осётр обитают…
Истории дух над волнами витает!
В искусстве река эта - стержень народа.
И Родина-мать. И простор, и свобода.

Рекой любоваться мы можем подолгу!
А имя у этой красавицы... ВОЛГА

На своем пути Волга пересекает природные зоны тайги, смешанных лесов, степей и полупустынь.

ВОЛГА – типичная равнинная река. Впадает река ВОЛГА в Каспийское море. Вид из космоса.

Вряд ли найдется человек, который был бы равнодушен к красоте Волги, к ее истории, судьбе. Волга волнует, как сама Россия.

Жизни не хватит, чтобы насмотреться на волжскую красоту, зеленые берега, тихие плесы, так бы и любовался ею и на рассвете, и при высоком солнышке, и по ночам, когда в воду опрокидывается звездное небо с его глубоким мерцанием, грозным и таинственным, как сама вечность.

Волга - уникальный экономический потенциал, вобравший в себя заводы и фабрики, могучие гидростанции, старые и новые города, первоклассный речной флот, крупные агропромышленные объединения.

Не только лодки, пароходы понесла она на себе, плоты потянула, в больших городах мосты через себя перекинула, и вот летит она через всю Россию, и кто ни подойдет к ней, кто ни притронется, все зовут нежно и ласково: Волга!

Никто не знает, когда впервые к Волге подошел человек. Известно только, что в древности ее называли "Ра" - что означает „щедрая". В средние века арабы нежно именовали ее "Итиль", то есть "река рек". Арабский географ X века Ибн-Хаукаль писал о ней как о "реке русов", русской реке.

Может быть, правы специалисты, утверждающие, что название «Волга» финского происхождения и означает "светлая", "священная", но для нас да и для других народов Волга - исконно русское название, вобравшее в себя столь много, что его с полным правом можно поставить в ряд с другим святым словом - Россия. Русскому сердцу слышится в нем и Вольга - имя былинного богатыря. Основными отличительными чертами этого героя являются способность умение понимать язык птиц и зверей, и слово "воля", выражающее заветное стремление нашего народа к свету, братству и единению.

Волга не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга - путь исторический, где сходятся прошлое и настоящее русского народа и всех народов, населяющих волжские берега: удмуртов и марийцев, татар и чувашей, мордвинов и калмыков, где сплетаются воедино старое и новое, великое и вечное.

И все же Волга - это люди, живущие на ее берегах. Все наиболее сильное, здоровое, талантливое всегда стремилось к ней. И Волга никогда зря не разбрасывалась. Она укрепляла патриотический дух достойных сыновей и поднимала могучие таланты на служение всей России.

С ее берегов и с ее благословения в нашу историю, в наш день, в наши сердца шагнули предводители волжской вольницы Разин и Пугачев.

Ей обязаны глубиной проникновения в суть народных явлений Радищев, Карамзин, Чернышевский, Добролюбов, Островский, Некрасов, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой, Горький, Федин.

Не у нее ли занимали силы для своих добрых дел математик Лобачевский, "учитель русских учителей" Ушинский, изобретатель "русского света" Яблочков, биолог Вавилов.

А сколько с Волгой связано имен полководцев, певцов, музыкантов, политических деятелей! Пожарский, Чапаев, Шаляпин,

Отдельно хочется отметить художников - Репин, Саврасов, Левитан. Предлагаю продолжить творческие традиции и принять участие в конкурсе «Радуга над Волгой» (конкурс рисунков)

Снова возвращаемся к экономическому потенциалу Волги.

В бассейне верхней Волги расположены крупные лесные массивы, в Среднем и частично в Нижнем Поволжье большие площади заняты посевами зерновых и технических культур. Развиты бахчеводство и садоводство. В Волго-Уральском районе - богатые месторождения нефти и газа. Близ Соликамска - крупные залежи калийных солей. В Нижнем Поволжье (озеро Баскунчак, Эльтон) - поваренная соль. В Волге обитает около 70 видов рыб, из них 40 промысловых (важнейшие: вобла,лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь).

Слайд 24-25

Современную Волгу превратили в цепь водохранилищ, гидроузлов,электростанций:

Иваньковская ГЭС, "Московское море",

Угличевская ГЭС,

Рыбинская ГЭС, Волковский гидроузел,

Горьковская ГЭС,

Чебоксарская ГЭС.

Волжская ГЭС, Куйбышевское водохранилище,

Саратовская ГЭС, Волжская имени XXII съезда

Судоходство на Волге существовало с древнейших времён. Волжский торговый путь возник в VIII веке. При Иване Грозном, после завоевания Казани и Астрахани, открылось сквозное движение по реке до её устья с выходом к Каспийскому морю как самоходных вёсельных и парусных судов, так и движимых бурлаками. В настоящее время Волга считается судоходной.

Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путём, Вышневолоцкой и Тихвинской системами; с Белым морем - через Северодвинскую систему и через Беломорско-Балтийский канал; с Азовским и Чёрным морями - через Волго-Донской канал.

Мосты и переправы.

Первым постоянным мостом через реку стал Александровский железнодорожный мост под Сызранью (Самара), введённый в эксплуатацию в 1880 году. До этого для переправы грузов и экипажей использовались пароходы-паромы, а ещё раньше - большие плоскодонные лодки, называемые завознями.

Самый длинный на сегодняшний день мост через Волгу, он же длиннейший в России - Президентский мост в Ульяновске (длина 5825 метров)

Вдоль Волги раскинулось много городов.

Тополя высокие, стройные стоят,

И на Волгу – матушку

С нежностью глядят.

Я хожу по берегу, вижу корабли,

Но они от берега ой как далеки!

Волга, Волга – матушка,

Русская река, города на Волге –

Родина моя!

Какой город? Самара.

Крупнейшие города на Волге: Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Саратов, Волгоград, Астрахань.

Миллионы волжан живут в этих городах, учатся. Трудятся во славу нашей России. Но во всех этих образах Волга удивительна. Щедра и трудолюбива, богата народными промыслами.

Слайд30-31-32-33

Кaтятcя вoлны в бecкpaйнeм пpocтope,

Музыкa Вoлги, Рoccия пoёт.

Ктo cкaзaл, чтo Вoлгa впaдaeт в Кacпийcкoe мope,

Вoлгa в cepдцe впaдaeт мoё.

Мы много говорили о том, как прекрасна Волга, чем она богата, но у нее не все так идеально.

И все же, должна я признаться, ребята,
Что Волга другая сейчас, чем когда-то…
От стоков бесхозных огромных объемов
Становится грязным она водоемом.
Естественный ход у реки был нарушен.
Ей «доктор» серьезный и опытный нужен.
В ней рыб промысловых скудеют запасы…
Спасать ее надо! Не медлить ни часа!
Пусть будут прозрачными волжские воды!
РЕКА - НЕ КАНАВА ДЛЯ СЛИВА ОТХОДОВ!

У Волги большие экологические проблемы.

Кто же загрязняет Волгу?

Основные источники загрязнения воды связаны с человеком: нефтепереработка, только 1 литр нефти способен отравить миллион литров воды.

Загрязняет воду транспорт, ядохимикаты пластиковый мусор. По берегам Волги в городах расположено множество заводов и фабрик, которые загрязняют воду и воздух

В бассейне Волги живут 60 млн. человек, которые тоже сильно загрязняют Волгу.

Для того, чтобы человек был здоров, чтобы в нашей реке было много рыбы, нужно сохранить воду чистой, надо перестать сбрасывать грязные стоки, мусор, отходы. На предприятиях ставить очистные сооружения, воду очищать и использовать несколько раз.

Река перегорожена плотинами, поэтому рыбы не могут свободно проходит по течению Волги. Нужно чистить дно реки, делать в плотине специальные проходы для рыб. Особенно опасны для рыб пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты.

Ах ты, капелька моя, чистая, прозрачная.

Я хочу, чтоб у тебя, жизнь была удачная.

То не бред, не ерунда: есть счастливая вода,

Только люди – человеки засоряют наши реки.

Им, наверно, невдомёк: губят главный в жизни сок,

Глупые, не понимают, ведь себя же убивают.

Чтоб не быть беде вовеки,

Чистыми должны быть реки.

Не бросайте мусор в Волгу, не оставляйте его на берегу!

Давайте будем сохранять воду в Волге чистой, для себя и будущих поколений.

Вот и подошел к концу наш праздник. Хочется верить, что никого не оставили равнодушными проблемы реки Волги и каждый из вас будет, стараться относиться к ней бережно!

Используемые ресурсы.

1. http://hist.samsu.ru/istnauka/kraeved -Блог Самарских Краеведов

2.silvergoat.ucoz.ru – publ/ehlektronnye…kraevedenie… электронная библиотека Краеведение Самарской области

3.kraevedenie.info- Самарское краеведение

4.infourok.ru›material.html?mid=58633 - Инфоурок

5http://www.sva-slava.narod.ru/kraevedenie_istorija.htm- Самарский союз родноверов

6.http://www.kraeved-samara.ru/- Блог Самарских Краеведов

7.http://smibs.ru/kraevedenie/poleznye-ssylki-po-kraevedeniyu/- «Самарская муниципальная информационно-библиотечная система»

8.http://63.ru/text/newsline/?utm_source=adwords&utm_medium=63&utm_campaign=novosti=Новости Самары - 63.ru‎

9.http://www.riasamara.ru/rus/samara/about/28916/= РИА САМАРА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

СОГЛАСОВАНО:

Ст. воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 9»

__________________

Е.И. Маратканова

СЦЕНАРИЙ

познавательного развлечения

Тема: «День Волги»

Дата проведения : 19.05.2017 г.

Составили :

Воспитатели Арипова З.С.,

Степаненко И.А.

г. Энгельс – 2017 г.

СЦЕНАРИЙ

познавательного развлечения

с детьми старшего дошкольного возраста

(составили воспитатели Арипова З.С., Степаненко И.А.)

Тема: «День Волги».

Цель : совершенствовать знания детей о великой русской реке Волге.

Задачи:

Закреплять знания о деятельности людей проживающих на берегу Волге;

Активизировать словарь (волжанин, русло, названия птиц, рыб, городов, водного транспорта);

Развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный и растительный мир;

Воспитывать любовь к родному краю, его природным богатствам.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о Волге, беседа о городах, построенных на берегу Волги, чтение и рассматривание альбомов обитателей реки, разучивание пословиц и поговорок.

Оборудование и материал : карта России, картина Волги, детский бассейн, макет «Родничок», бумага для оригами, материал для мусора, ноутбук, экран.

Ход:

Звучит запись песни «Течёт река Волга» в исполнении Л.Г. Зыкиной.

Ведущая: «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о великой русской реке Волге. Подойдите, пожалуйста, к карте нашей Родины. Посмотрите, какая она большая. Здесь много городов, рек, озер, морей. Скажите, каким цветом на карте изображены реки, озера, моря?

Ответы детей.

Ведущая: «Давайте попробуем найти Волгу на карте».

Дети ищут на карте реку.

Ведущая: «Начинается она с маленького родничка и обозначена тонкой синей линией, так как река еще мала и не так глубока. Течет тихо, спокойно. Потом внее вливаются ручейки и мелкие речки. Она становится глубоководной и широкой. И обозначена наша великая река широкой линией».

Ребёнок:

Из недр Земли забил родник,

Ручьем хрустальным стал он вмиг.

Спешат ручьи, вперед бегут

И вот рекой уже текут.

Родничок: «Помогите, поспешите мне на помощь…».

Ведущая: «Ребята, слышите, кто-то просит о помощи».

Родничок : «Это я, родничок. Я так спешу! Но мне трудно пробраться через преграды на моем пути».

Ведущая: «Дети, давайте поможем родничку очистить для него пути».

Дети убирают мусор.

Родничок: «Спасибо, ребята, я теперь продолжу свой путь».

Ведущая: «Куда ты спешишь, родничок?»

Родничок: «Я, мои братья и сестры образуют мелкие реки. А мелкие реки торопятся соединиться с водами больших рек».

Ведущая: «Вот как раз о такой большой реке мы с ребятами и хотим поговорить».

Родничок: «А как эта река называется? Я очень хочу попасть в эту реку».

Ведущая: «Мы сейчас о ней расскажем».

На экране изображена карта России, на которой видна крупным планом река Волга.

Ведущая: «Вот она, наша красавица Волга! Людей, живущих на берегу Волги, называют волжанинами. Волга течет по России много километров. У нее, как и у любой другой реки, есть берега. Каждая река течет много, много лет по одному и тому же месту. Называется это место русло».

Родничок : «Я спешу, тороплюсь. Хочу все сам скорее увидеть».

Ведущая: «Ты много всего узнаешь и увидишь. На твоем пути встретятся разные города. Ребята, какие города расположены на Волге?»

Ответы детей. (Саратов, Балаково, Н. Новгород, Астрахань Ульяновск )

Ведущая : «Разные народы живут на берегах этой реки. Все народы живут дружно, трудятся на заводах и фабриках, изготовляют автомобили и речные суда. Например, в Нижнем Новгороде выпускают автомобиль «Волга». В Самаре - конструируют речные суда. В Балаково построены ГЭС и АЭС, которые обеспечиваю электричество в нашей стране. По берегам Волги лежат большие трубы, по которым проходит нефть и газ».

Родничок : «Спасибо, ребята. Я так много узнал. Но мне совсем не страшно. Я рад буду встретиться с вами в больших водах Волги!»

Ведущая: «Да, Родничок, скоро лето. И ребята вместе с родителями будут отдыхать на Волге? Ребята, а что можно делать летом на Волге?»

Ответы детей.

Ведущая: «Да, возле воды приятно отдыхать, свежий воздух. Глазам приятно смотреть на воду, на природу. Все это полезно для здоровья человека. Иногда реки выходят из своих берегов. Когда это случается?»

Ответы детей.

Ведущая: «Правильно. После зимы, когда тает снег, то количество маленьких ручейков прибавляется, река разливается, выходит из берегов. Это называется половодье. Половодье проходит, и вода уходит в свои берега. Почва становится плодородной. И на ней родится хороший урожай. Много ласковых слов сказано о великой русской реке. Сложено много песен, легенд о Волге. Народ называет ее кормилицей, красавицей, матушкой».

Родничок : «Ребята, а почему ее называют, кормилицей, матушкой?»

Ответы детей.

Ведущий:

«Цапля в камышах стоит

Солнце светит очень ярко

Всем нам нравится рыбалка».

Ведущая: «Ребята, а кто-нибудь был на Волге?»

Ответы детей. (да, были)

Ведущая: «Что вы делали?»

Ответы детей. (удили)

Ведущая: «Кто попался на крючок?»

Ответы детей. (судачок)

Ведущая: «Как не верить вам ребята,

Волга рыбою богата.

В Волге водиться много рыбы».

Родничок : «А с какими рыбами я могу встретиться в Волге?»

Ответы детей.

Ведущая: «На Волге раздолье водоплавающим птицам, которые гнездятся в зарослях камышей. Назовите их».

Ответы детей. (утки, цапли, гуси, кулик)

Ведущая: «А какой транспорт ходит по Волге?»

Ответы детей.

Ведущая: «Вода необходима для жизни людей, растений, животных. Ребята знают много пословиц, поговорок о воде».

Ответы детей:

Вода и лес краса природы.

Без воды нет рыбы, без леса нет зверя.

Вода на лугу - сено в стогу.

Ведущая: «А теперь давайте немного разомнемся!»

Физминутка «Мы на мостике стоим».

Мы на мостике стоим, дети стоят, руки на поясе

Влево, вправо мы глядим. поворачивают головы в левую и правую стороны

Волны плещутся слегка, вращают кистями рук в разные стороны

Качка тихая пока. кладут руки под голову, «засыпают»

Ведущая: «А вы знаете, как надо вести себя на берегу реки?»

Ответы детей. (не оставлять мусор не ломать ветки, не губить маленьких рыбок, не мыть машины)

Ведущая: «Волга впадает в Каспийское море и образует бассейн, в котором много рыб. Я предлагаю вам поиграть в игру «Бассейн рыб». Послушайте правила игры: речные и морские рыбы перепутались. Вы знаете, что речные рыбы не могу жить в соленой воде. Иначе они погибнут. Надо их спасать!»

Подвижная игра «Бассейн рыб».

Ведущая: «Давайте с вами сделаем из бумаги лодочки. Это будет наш с вами привет Волге!»

Дети мастерят лодочки из бумаги (оригами).

Ведущая: «А родничок своим течением понесет наши лодочки в другие города, к другим ребятам таким же, как и вы».

Звучит музыка, дети танцуют под нее с лодочками в руках.