Собор святого Петра в Риме – главный храм католического мира. Архитектор собора Св

В этой статье вы найдете всю необходимую практическую информацию для посещения одного из главных христианских объектов мира – Собора (Базилики) Святого Петра в Риме и его музеев, расположенных на территории карликового католического государства Ватикан.

Естественно, побывать в Риме и не попасть на территорию Ватикана, не познакомиться с его великолепными собраниями произведений искусства и не взглянуть на панораму «Вечного города» с купола Собора Святого Петра – недопустимое упущение. Даже если у вас всего один полный день в Риме, отправляйтесь прежде всего сюда – ведь концентрация шедевров на квадратный метр здесь зашкаливает! Увы, примерно так думает и 95% туристов в Риме, поэтому на вход в музеи постоянно образуются огромные очереди, способные сильно подпортить впечатление от встречи с прекрасным, особенно при римской жаре или во время наплыва туристов на рождественские или пасхальные каникулы. При ограниченном времени в столице Италии тем более не стоит надеяться на удачу, и лучше приобрести билеты во все интересующие вас объекты заранее через интернет. Это позволит не ждать, а сразу пройти к тем достопримечательностям, посмотреть которые вы запланировали.

Не буду перегружать вас историческими и архитектурными сведениями о главном храме католиков, возведенном на предполагаемом месте смерти одного из любимых учеников Иисуса Христа – апостола Петра. Об этом написаны сотни искусствоведческих книг и очень много информационных сайтов в сети.

Здесь вы найдете пошаговую инструкцию и советы, куда идти, в какой последовательности и как сделать это максимально удобно – именно эти вопросы возникают почти у всех при планировании визита в Ватикан. Разобраться сразу в сложной системе функционирования объектов этого католического государства непросто, поэтому, надеюсь, эта статья поможет вам сориентироваться.

В любом случае при посещении достопримечательностей такого масштаба стоит заранее почитать литературу и освежить в памяти факты о возведении Собора и десятках выдающихся мастеров, на протяжении веков трудившихся над его украшением. А если с вами дети, то рассказать и им о значимости для христианской цивилизации того места, куда вы собираетесь идти. Обязательно советую на территории платных объектов Ватикана не пренебрегать аудиогидом на русском языке – билет с аудиогидом стоит не намного дороже, зато потом не будет ощущения, что упустили что-то важное.

Адрес и как добраться до Собора Святого Петра

Точный адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano.

Ближайшая к Собору станция метро – M. Ottaviano, далее пешком по улице Via Ottaviano. Также можно дойти от станции метро M.Cipro (примерно 5 минут). От этих станций ближе всего идти к кассам Ватикана, но от Cipro можно немного заплутать, поэтому лучше свериться c картой.

Здесь карта, на которой отмечен вход в Музеи Ватикана и кассы https://www.google.ru/maps/place/%D0%9C%D1%83%D0%B...

Однако самый лучший вид на Собор и Площадь Святого Петра открывается, если вы направитесь к нему по Via della Conciliazione (Виа делла Кончилиационе), со стороны Замка Святого Ангела и набережной Тибра.

Время работы Собора Святого Петра, Музеев и других объектов:

Собор - с 7.00 до 19.00, в период с 1 октября по 31 марта – до 18.30. По средам часто из-за аудиенции Папы для туристов Собор открывают только в 13.00.

На купол Собора Святого Петра можно подняться ежедневно с 8.00 до 18.00 с апреля по сентябрь, и с 8.00 до 17.00 с октября по март.

Музеи Ватикана открыты с 10.00 до 13.45 в период с ноября по февраль. В период рождественских европейских каникул – с 8.45 до 16.45. В «высокий сезон», с марта по октябрь по будням Музеи открываются в 10.00 и закрываются в 16.45, по субботам 10.00 – 14.45. В последнее воскресенье каждого месяца вход в Музеи бесплатный (с 9.00 до 13.45), а также один раз в год – 27 сентября - на Всемирный день туризма. Правда, очереди на бесплатное посещение в эти дни огромны, время ожидания может доходить до 3 часов.

Вход в Музеи прекращается за 75 минут до официального времени закрытия.

Оказавшись на Площади Святого Петра перед Собором, нужно понять, куда именно вам идти и что делать, ввиду множества вариантов.

Итак:

Если вы собираетесь первым делом идти в Собор Святого Петра и у вас нет билета => проходите Площадь и идете вдоль ватиканских стен направо, становитесь в длинную очередь на вход, которая обычно растягивается по улице Viale Vaticano, заворачивает за угол и тянется вдоль стены порой до Piazza del Risogrimento (это действительно далеко). Вход в сам Собор бесплатный, а очередь образуется из-за досмотра посетителей через рамки металлоискателей. Здесь же стоят и за билетами в Музеи Ватикана.

Если вы собираетесь в Собор Святого Петра и у вас есть ваучер-подтверждение, купленный заранее через интернет и дающий право на экскурсию и право приоритетного прохода => идете мимо этой очереди прямо к кассам и обмениваете его на билет, затем проходите внутрь к месту начала экскурсии. Здесь также может быть несколько человек с электронными билетами, но ждать обычно не более 5 минут;

Собор Святого Петра в Риме привлекает множество туристов уже не один десяток лет. Сегодня людей со всех концов планеты интересует описание и фото этого исторического объекта, а также возможность его посещения.


Собор Святого Петра в Риме является самым крупным объектом на территории современного Ватикана и представляет собой масштабный католический храм. Является частью базилик Рима, и до последнего времени собор считался самым крупным христианским сооружением.

Габариты данного храма способны поразить каждого – его площадь превышает 22 тысячи квадратных метров, высота и длина почти 200 метров.

История

Площадь Святого Петра в Риме и сам собор расположились на территории цирковых садов Нерона. От него остались некоторые важные объекты, которые не подверглись перестройке и реконструкции, а были сохранены как дань памяти и уважения древнему государству. В прошлом на арене цирка, располагавшегося на данной территории, принимали мучительную смерть сотни христиан, и здесь же, по поверьям, был казнен апостол Петр.

Интересно знать! Недалеко от церкви расположился грот, в котором и покоится тело Петра, захороненное после мученической казни на кресте.

Базилика Святого Петра, как и другие, находящиеся на территории современного Ватикана, имеют интересную и богатую историю. Первая из них была построена еще в четвертом веке, и в нее практически сразу были перемещены останки святого Петра.

Базилика, просуществовавшая несколько столетий, в одно время подвергалась естественному разрушению – камни не выдерживали ветра и нагрузки, и было принято решение о полной перестройке здания. На месте первой базилики решили создать храм, отличающийся величием и красотой.

Zheng / flickr.com

По задумке предполагалось, что данный храм затмит все существующие и повлияет на развитие и распространение католицизма во всем мире. Интересно, что в создании плана и самого собора участвовали почти все знаменитые архитекторы Италии – это еще больше делает собор исключительным.

Центральное сооружение, выполненное в форме греческого креста, возводилось по плану архитектора Донато Браманте, но после его смерти проект резко изменился, и следующий проектировщик, Рафаэль, отдал предпочтение привычной форме креста с удлиненным концом. Последним, кому поручили серьезную работу по разработке проекта величественного здания, стал Микеланджело.

Микеланджело отдал свое предпочтение сооружению с центральным куполом, и именно благодаря этому проекту купол Собора Святого Петра сегодня выглядит так величественно. Вход по проекту архитектора расположился с восточной стороны, как это и происходило во всех древних римских храмах.


Все главные конструкции, которые по проектам предыдущих проектировщиков были едва заметны, Микеланджело выделил, и теперь каждый турист может разглядеть творение великой личности, прошедшей сквозь века.

Микеланджело даже начал закладывать купол, однако, он не успел закончить работу, и основной проект доделывался уже после его смерти. Тем не менее все величество нынешнего собора – это, безусловно, дело рук настоящего мастера, знаменитого на весь мир своими шедеврами.

Архитекторы, работающие по проекту Микеланджело после его смерти, из четырех задуманных по плану куполов создали только два – возможно, они решили облегчить конструкцию храма, а, может быть, просто не справились с планом, предоставленным настоящим гением – в любом случае изначальный проект был изменен довольно серьезно.

Созданного собора оказалось недостаточно для завершения полной картины – для того, чтобы каждый верующий мог оказаться вблизи величества, требовалась большая площадь, вмещающая всех желающих.

Естественно, собор не мог приютить тысячи человек, несмотря на свои масштабы, да и желающих оказаться на этом месте становилось все больше. Именно поэтому было принято решение, в результате которого в Ватикане на свет появилась площадь перед собором, вмещающая огромное количество людей, но при этом прилегающая к самому главному зданию базилики.

Jeroen van Luin / flickr.com

Сегодня эта площадь считается одним из самых выдающихся произведений искусства, связанных с градостроительством, и для туристов она является своеобразной «вишенкой на торте» – оказаться в месте, наполненном ощущением спокойствия и тепла, прочувствовать атмосферу Рима, прикоснуться к творению величайших архитекторов и запомнить приключение на всю жизнь – вот для чего стоит приезжать сюда.

Первое, что видит человек, оказавшийся рядом с ватиканской «изюминкой» архитектуры – это фасад величественного светлого здания. Построил его знаменитый не только на всю Италию, но и на весь мир, архитектор Карло Мадерна. Отличительными особенностями являются не столько габариты лицевой части достопримечательности Ватикана, сколько статуи, расположенные на нем и продуманные детально.

Erik Drost / flickr.com

На стене, в высоту достигающей 45 метров, а в длину расположившейся на 115 метров, расположены фигуры Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов. Здесь нет лишь одного апостола – знаменитого в этих местах Петра, и связано это не только с его казнью на этой территории, но и с памятью о нем в более масштабных представлениях.


Центральные двери данного собора сохранились от старой, самой первой базилики, потому представляют особенную культурную и историческую ценность как для Ватикана, так и для всей Италии. Напротив дверей расположена мозаика знаменитого архитектора, прославленная на весь мир за счет своей уникальности и многообразия образов – это еще один привлекательный для путешественников объект.

Интересно знать! Центральные ворота собора принято называть Воротами смерти, так как в прошлом именно через них проходили все похоронные процессии и выносились покойники. Даже атмосфера, царящая в этом месте, навевает как покой, так и легкий ужас – достаточно представить, сколько покойников видело это место.

Daniel X. O’Neil / flickr.com

Из портика в собор также были созданы особенные двери. Особенность заключается в том, что для их создания был произведен конкурс для величайших творцов, среди которых были выбраны лучшие. Сегодня память о них увековечена в знаменитом храме в виде дверей уникального дизайна, а каждый желающий может узнать подробное описание каждой из них.

На дверях изображены уникальные полотна, рассказывающие истории, непосредственно связанные с этим местом – здесь и мученические смерти, и важные для Рима процессы. Двери сами по себе несут историю, сохраняют память о том, что происходило здесь много столетий назад.

В сам собор попасть можно с помощью одной из пяти дверей. При этом одна из них именуется Святой и открывается только в особенное время – в юбилейный год, отмечаемый здесь каждые двадцать пять лет. Попасть на мероприятие открытия практически невозможно не только потому, что происходит оно исключительно редко, но и потому, что на такое событие приезжают тысячи людей со всего мира, и пробиться сквозь толпу – задача не из легких.

Hec Tate / flickr.com

Интересно, что внутри собора Святая дверь полностью замурована бетонным раствором, а ключ от нее хранится в особом месте. Только в юбилейный год бетон уничтожается, и дверь возможно открыть. Вероятно, такие меры приняты для того, чтобы любопытные туристы не смогли открыть дверь раньше времени – при ее открытии нарушается традиция, и Ватикан вынужден оберегать святыню всеми доступными способами.

Видео: Собор Св. Петра в Риме.

Интерьер

Внутри собора можно встретить массу интересных объектов. Здесь и разнообразие мозаик, и множество статуй, и огромные, поражающие своими масштабами залы. Кажется, что собор невозможно обойти пешком – настолько грандиозно постройка выглядит изнутри.


Patricia Feaster / flickr.com

Здесь можно найти статую Петра, которой верующие люди приписывают массу чудесных свойств. Считается, что если приложиться к ноге губами, все невзгоды обойдут стороной, а удача обязательно посетит ваш дом. Тысячи людей ежедневно приходят сюда с надеждой изменить свою жизнь, и тысячи свидетельств говорят о том, что эффект от статуи вполне реален.

Купол собора и сегодня считается настоящим шедевром архитектуры. Он поражает своим внешним видом каждого, кто отважился посетить Ватикан – его высота достигает 119 метров, что просто потрясает воображение. Он опирается на четыре столба, надежно поддерживающих конструкцию.

В семнадцатом веке у столбов появилась дополнительная, особенная роль – в них были созданы балконы, предназначенные для хранения реликвий. И сегодня там находятся ценности, рассказывающие о древней культуре и истории, сохраняющие память о святых и людях, имеющих непосредственное отношение к величественному зданию в Риме.

Patricia Feaster / flickr.com

Святость этого места ограничивает перемещение по разным объектам собора, прикосновение руками к реликвиям строго запрещается, исключением считаются места, призванные творить чудеса. Тем не менее увидеть своими глазами шедевр архитектуры в Ватикане сегодня возможно – часы работы меняются только во время великих праздников.

Для верующего человека поездка в подобное место – настоящее событие. Это возможность не только очиститься, но и в Святой год избавиться от грехов, но и получить массу эмоций, увидеть своими глазами творения культовых мастеров, имена которых известны буквально каждому.

Стоит понимать, что посещение Ватикана для туриста должно быть не просто путешествием. Попасть сюда не так просто, как кажется, и при нахождении на территории святых мест необходимо соблюдать все каноны, порядки и обычаи, принятые там.

Каждый хочет прикоснуться к чему-то великому и запомнить поездку на всю оставшуюся жизнь, и такая возможность сегодня есть. Вряд ли в мире где-то еще есть место, где собрано не только колоссальное количество святынь, но и чудеса архитектурной мысли и память о великих творцах.

Планируйте свою поездку грамотно, постарайтесь заранее узнать о времени посещения и правилах, действующих на территории архитектурного памятника, и тогда проблем не возникнет, а впечатления останутся исключительно положительными.

Собор Святого Петра в Ватикане - самый величественный храм во всем христианском мире. Он является ключом к Ватиканской тайне, которая была заложена в поручении, данном Иисусом Петру для управления Церковью, когда доверил ему ключи от Царства Небесного. Об этом гласит надпись на карнизе купольного барабана собора: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою” . Только Собор Святого Петра может гордиться тем, что он воплощает слова Христа.

Согласно провидению, апостол Петр пришел в Вечный город в 43 году, чтобы стать главой христианской общины. Он находился в Риме на протяжении 25 лет. Во времена преследований христиан, между 64 - 67 годами, он претерпел мученическую смерть в цирке Нерона на склоне Ватиканского холма и был погребен в земле, на кладбище, недалеко от прилегающей к цирку дороге. Могила Святого Петра и есть точка опоры Ватикана, единственная причина и суть всех его строений. Если бы здесь не было могилы бывшего Галилейского рыбака, свидетеля воскресения Христова, который был уверен в том, что тоже будет распят, то не возник бы на этом месте великолепный храм и не существовал бы ныне прекрасный город-государство Ватикан.

Могила Святого Петра стала культовым местом: около 160 года здесь были построены первые оградительные стены и маленький мраморный памятник. В 322 году, десять лет после признания религиозной свободы христиан, император Константин повелел построить первую базилику. Она была в сущности храмом-мавзолеем Апостола. В VI веке Святым Григорием Великим был построен престол для совершения Мессы. В 1120 году папа Каллист II построил алтарь над этим престолом, названный Конфессией .

В 1452 году первоначальный собор решили перестроить, но лишь в 1506 году начались серьезные работы. Строительство храма продолжалось почти сто лет, с 1506 по 1616 год, при 18 папах, от Юлия II до Павла V, вписавшего свое имя на фасаде. Многие важные работы поощряли папы Урбан VIII и Александр VII. Непроста и судьба проекта, осуществленная и измененная 12 великими архитекторами. Наиболее известные из них: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Модерно. Новый Собор Святого Петра был освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года.

Собор занимает более 44.000 кв.м., длина его около 187 м., ширина 114,5 м., почти как футбольное поле, а высота 46 метров. О необъятности храма красноречиво говорят пометки на мраморном полу в центральном нефе. Здесь указаны размеры других больших христианских соборов, которые уступают ему по величине. Убранство Собора ошеломляет обилием золота, мозаик, величественных статуй святых, надгробными памятниками папам, а главное, изумительными творениями и молодого Микеланджело.

Выберите отели поблизости:

Starhotels Michelangelo Rome
Apartment Bonifacio"s House Roma
Emmaus
Sant" Anna Hotel
Bed & Breakfast Armonie Romane
Key To Italy Apartments
Residenza Paolo VI
Borgo Pio 91
Palazzo Cardinal Cesi
Relais Vatican View
Sweetly Home Roma
B&B San Pietro Alle Fornaci
Opera Inn Suites B&B and Apartments
Holiday a San Pietro
Excel Passetto Suites
B&B Carpe Diem
B&B Alle Fornaci A San Pietro
Dolcefarniente
Vatican Bed And Breakfast
San Peter Rome B&B
Residenza Risorgimento

Собор Святого Петра в Ватикане. Видео.

В главном входе в Собор Святого Петра, находятся пять дверей: Дверь Смерти (мастер Джакомо Манцу, 1964 год) - дар монсеньора Джорджио ди Бавьера, каноника Собора святого Петра; Дверь Добра и Зла (Люччиано Мингуцци, 1977 год); Дверь Филарете (1445 год) - она была выполнена для древней Константиновской базилики; Дверь Таинств (Венанцио Крочетти, 1964 год) и Святая дверь (Вико Консорти), дар швейцарских католиков к Юбилею 1950 года.

Оплакивание Христа

В первой капелле правого нефа находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà). Скульптура была высечена из единого блока белого мрамора из Каррары, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец”. Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына – Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром Микеланджело.

Виртуальные туры

Совет : Используйте мышь для навигации по панорамным изображениям

Виртуальный тур: Оплакивание Христа

Виртуальный тур: панорамные съемки внутреннего убранства Собора Святого Петра

Виртуальный тур: Собор святого Петра - алтарь

Над куполом Собора Святого Петра трудились несколько известных мастеров. Купол был задуман Донато Браманте в начале новой конструкции, но для воплощения задуманного сперва были сооружены пилястры, поддерживающие своды. Пилястры закончили в 1514 году, периметр каждого из них составлял 71 м. На пилястры опирались арки, их высота составляет 44,8 м. С 1546 года и до самой смерти (1564 г.) Микеланджело работает над сооружением барабана купола, а Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана в 1590 году заканчивают круглый свод, а на следующий год - и фонарь купола. Высота купола от пола до верхушки креста составляет 136,57 м., а его внутренний диаметр – 42,56 м. Мозаики внутри купола, выполненные мастером Кавальеро д’ Арпино, представляют сцены Рая с изображением Бога на самом верху.

”Кафедра во Славе", выполненная Бернини в 1666 году, содержит трон, который, по преданию, принадлежал Святому Петру. У ее основания расположены четыре статуи Отцов Церквей, двух западных - Амвросия и Августина, с митрами на головах, и двух восточных - Афанасия и Иоанна Златоуста. Кафедра, или трон Апостола, представляет собой великую ценность для верующих, она помещена в хранилище реликвий - футляр из бронзы и серебра. Вся Кафедра во Славе освящена символикой Святого Духа.

Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы в IV веке неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, и мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

Эти элементы из описания убранства Собора святого Петра составляют лишь малую толику всего богатства, многообразия и неповторимой красоты, очарования и невысказанной благодати, которая таится там.

Собор Святого Петра неоднократно описан множеством источников, но ни один из них не может передать то священное и почтительное чувство, которое возникает при его непосредственном зрительном восприятии.

P.S. Напомним вам, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в . Будьте готовы к волнующей встрече с прошлым и обсудите с гидом варианты вашего маршрута.

Примечание: При подготовке этого материала были использованы ссылки на официальный сайт Ватикана.

49,362 просмотрели

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) и большая площадь, окруженная колоннами - религиозный центр Ватикана (Stato della Città del Vaticano).

Ажурный кафедральный собор был построен в 17 веке грандами Высокого Возрождения и Барокко: (Giovanni Lorenzo Bernini), (Michelangelo Buonarroti), Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi). С тех самых пор и по нынешние времена базилика является самым значительным католическим храмом на планете, ежегодно привлекая миллионы прихожан к службам, отправляемым самим Папой Римским.

В 4 веке н.э. при императоре Константине I (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в Риме была возведена романская базилика. От раннехристианских построек уцелел только монумент, отмечающий средину площади Святого Петра, расположенную перед храмом.

Согласно христианским летописям, апостол Петр (греч. Απόστολος Πέτρος) принял мученическую смерть около 64-67 г. н.э. в Риме. Над могилой последователя Христа в 313 году был воздвигнут первый алтарь первой базилики.

Базилика Константина пережила несколько реконструкций и к 16 веку значительно обветшала. Понтифик Юлий II (лат. Iulius II) поставил перед Донато Браманте интереснейшую задачу - восстановить древний христианский храм и по возможности сохранить его изначальный потенциал. По задумке архитектора, обновленная базилика должна была представлять собой большой крест, увенчанный куполом.

Просторное здание с высокими сводами должно было воплотить небесную легкость храма, однако смерть Браманте в 1514 году отодвинула воплощение проекта на неопределенное время.

Еще при жизни Браманте в 1513 году вторым архитектором храма стал Рафаэль Санти. В помощь знаменитому мастеру был послан Фра Джокондо (Fra Giocondo), а его в свою очередь сменил Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo). История создания храма была омрачена удивительным фактом: за 6 лет работы над проектом умерли три именитых мастера. Начиная с 1506 года Собор Святого Петра получил только фундамент и частично, нижний стеновой ярус, который позже был разобран.

В течение 40 лет, чертежи собора трансформировались на бумаге, меняя форму здания от греческого равностороннего креста до латинского и, наконец, остановились на форме базилики, предложенной Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1546 году да Сангалло умирает и Папа Павел III ангажирует Микеланджело на роль куратора возведения храма. С учетом нагромождения архитектурных идей предшественников, Буонарроти решает вернуться к изначальному плану Браманте, упростив, и одновременно, усилив конструкцию.

Массив базилики было решено выполнить в виде центрально купольной постройки , вход в которую скрывал портик, задрапированный колоннами, по примеру античных храмов. Также по традиции древних строителей, центральный вход храма расположили на восточной стороне.

При жизни Микеланджело строительство продвинулось значительным образом, был даже выстроен барабан купола.

Однако завершить свой грандиозный проект гений не успел , в 1564 году смерть прервала труды Буонарроти.

Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) продолжил работу над собором, внеся свои коррективы в план Микеланджело. Появились элементы протобарокко, более вытянутые формы , что особенно заметно на чертежах барабана купола. Задумки Буонарроти были реализованы в чистом виде только в ходе возведения западной части храма.

К 1588 году дела Порта в содружестве с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) реализовали план подготовительных работ к возведению купола Собора Святого Петра. В последующие 2 года все силы инженеров и строителей были сосредоточены на создании главного свода храма . Уже в мае 1590 года Папа Сикст V провел торжественную мессу в свеже выстроенном соборе.

За летние месяцы была выстроена колоннада из 36 декоративных колонн, однако, Сикст V не успел полюбоваться внешней отделкой церкви , скончавшись в августе 1590 года. Золотой фонарь в форме шара и большой крест над куполом храма были установлены уже при Клименте VIII (лат. Clemente VIII).

Вдохновителем следующего витка строительства Собора Святого Петра стал Папа Павел V (Paulus V). В 1605 году он призвал Карло Модерно (Carlo Maderno) переработать план собора.

Греческий крест , в облике здания, воплощенный Микеланджело, был превращен в латинский , за счет удлинения продольной части.

Также были пристроены боковые нефы, таким образом, храм превратился в трехнефную базилику. Обновленная церковь приобрела совершенно другой вид от первоначально задуманного Микеланджело – сегодня стоя в центре площади у обелиска вы увидите только часть купола, а подойдя ближе к собору можно подумать, что это дворец, а не церковь.

Описание

Собор Святого Петра отличается впечатляющими параметрами: порядка 211 метров в длину и высотой, с учетом купола - 132 м, общая площадь храма - 23 тысячи м 2 .

Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки.

Фасад

Современный фасад собора был исполнен архитектором Карлом Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину - 118 м и высоту - 48 м.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра . Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них - Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu). Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.

Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в 18 в. Августино Корначчини (Agostino Cornacchini) и императора Константина, работы Бернини (1670 г.). Еще одна жемчужина экстерьера храма - фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии.

Интерьер

Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м 2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников .

Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола. Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии.

Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века.

Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии , потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел . Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне почитается одним из главных христианских святых.

Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона.

Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини - обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. πάνθειον).

И по сей день в Риме ходит поговорка: «Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини».

Над балдахином возвышается кафедра, посвященная Святому Петру, также созданная Бернини.

Если прогуляться по центральному нефу собора, то в нишах можно полюбоваться статуями святых: Терезы, Елены-Софии Барат, Святого Винченцо де Паоли, Иоанна, Святого Филиппа Нери, Святого Иоанна-Баттиста де Ла Сале, Святого Иоанна Боско.

Правый неф

Пьета

В правом нефе храма расположена скульптурная группа « » (Оплакивание Христа) авторства молодого Микеланджело (1499 год).

Чтобы уберечь произведение искусства от пагубного влияния температурных колебаний, пыли, влажности, а также нерадивых посетителей, статуя накрыта прочным стеклянным колпаком. В 1972 году религиозный фанатик нанес серьезные повреждения шедевру молотком!

Памятник понтифику Льву XII

По соседству с Пьетой располагается памятник понтифику Льву XII работы Джузеппе де Фабриса (19 в) и монумент Кристине, принцессе Шведской выполненный Карлом Фонтаной в 17 веке.

В капелле Святого Себастьяна (Cappella di San Sebastiano) можно полюбоваться мозаикой, выполненной Пьером Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari), по эскизам самого Доменикино (Domenichino). Свод часовни украшает мозаика Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona).

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Уникальный памятник - усыпальница маркграфини Матильды Каносской, выполненный Бернини. Аристократка являлась первой женщиной, погребенной в храме .

Часовня Святого Причастия

Часовня Святого Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento) украшена декоративной решеткой, созданной по наброскам (Francesco Borromini). Внутри часовни - работа по бронзе Карло Модерно, зодчество Борромини.

Левый неф

Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)

Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи (Chigi). Ансамбль, выполненный из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия . Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти.

В руке скелета находятся песочные часы - метафора окончания земной жизни понтифика.

Барочный ансамбль наполнен театральной драматичностью и полон тайного смысла. Так, одна из добродетелей изображена стоящей на земном шаре. Отнюдь не случаен тот факт, что каменная стопа закрывает собой Англию. К 17 веку раскол между католической и англиканской церковью достиг своего апогея. Британские монархи из рода Стюартов отреклись от короны ради того, чтобы сохранить верность католической вере. Вся эта противоречивая ситуация была художественно обыграна Бернини в камне. Гробница Стюартов сейчас находится внутри собора слева от входа.

Часовня Крещения

В левом нефе располагается часовня Крещения (Cappella del Battesimo), спроектированная Карлом Фонтаной и украшенная мозаиками Бачиччо (Baciccio). Рядом находится усыпальница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobieski), украшенная скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) в 18 веке. Соседствует с ней мемориал Стюартам, авторства Атонио Канова (Antonio Canova, 19 в). Интересна работа флорентийского зодчего 15 столетия Антонио Поллайло (Antonio Pollaiolo) - гробница понтифика Иннокентия VIII.

Центр

Центральное пространство собора, ограничено четырьмя столпами, поддерживающими купол. Эта часть храма была реализована в соответствии с задумками Микеланджело . В самом сердце церкви можно увидеть множество мозаичных картин, выполненных по эскизам Доменикино.


Особый трепет вызывает мемориал Пию VII, выполненный в 19 столетии не католическим творцом - Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Собор Святого Петра имеет Григорианскую капеллу (Gregoriana Cappella), которая напоминает о том, кто дал человечеству григорианский календарь . Многочисленные гробницы понтификов и богато украшенные капеллы производят неизгладимое впечатление на прихожан.

Купол

Представляет собой грандиозное произведение искусства. Максимальная высота - 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики - 117,57 м, внутренний диаметр - 41,5 м, общий вес - 14 тысяч тонн! Изображение купола уже несколько веков является эмблемой кафедрального собора и одним из распространенных символов Ватикана.

Микеланджело, создавший архитектурный план купола в своей работе вдохновлялся и (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции.

Высокий барабан купола призван обеспечить устойчивость массивной постройке. В нем выделяются 16 окон, разделенных колоннами, и ровно 16 ребер жесткости. Изнутри устойчивость конструкции придают 4-е мощные столба.

В соборе хранятся макеты и эскизы купола, предполагаемого к постройке: Микеланджело, Сангалло и Браманте. Все они имели в основе более округлую форму, стремящуюся к параметрам идеального шара . Однако же строительство свода было поручено Джакомо дела Порта, который реализовал несколько иную модель. Изменения были внесены для того, чтобы обеспечить большую надежность и устойчивость куполу, особенно с учетом того факта, что конструкция вышла на 7 метров выше изначально запланированной.

Несмотря на все ухищрения архитекторов и строителей, уже в 18 веке купол стал разрушаться под собственным весом и воздействием ветров . Четыре прочных цепи стянули свод, чтобы придать ему дополнительную жесткость. Изнутри купол украшен мозаичными картинами Джованни де Веки (Giovanni De Vecchi).

Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором.

Могила Святого Петра

В 1939 году по распоряжению Бенито Муссолини (Benito Mussolini) под полами собора проводились обширные археологические исследования – был обнаружен древний некрополь, одно из захоронений которого имело особый статус. Удалось выяснить, что в 1-2 веках н.э. одна из могил была особенно почитаема .

Тщательное изучение церковных хроник и повторные раскопки позволили с большой долей вероятности предположить, что в земле под Собором Святого Петра покоится могила апостола. О чем в 1968 году торжественно объявил Павел VI.

Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)

Грандиозный кафедральный собор, построенный в 16 веке, требовал соответствующей оправы. Ватикан постановил, что плохо спланированный прямоугольник столичной земли у подножья храма должен был обрести изящную форму. Кроме того, требовалось обустроить дорогу от Апостольского дворца (Palazzi Apostolici) к базилике.

Джан Лоренцо Бернини создал Площадь Святого Петра за 11 лет , начав строительство в 1656 году.

Архитектурный план Бернини имел два крупных элемента: овальную плоскость самой площади, окруженную полумесяцами галерей и трапециевидные аллеи, ведущие к площади и собору.

С высоты птичьего полета площадь, аллея и собор выглядят как ключ , за что и были названы «ключом Святого Петра». Овал площади, покоится в чаше из двух галерей, оснащенных колоннами. Колоннада из 284 дорических колон и 80 столпов из травертина увенчана аттиком, на котором красуются 140 скульптур святых и десяток церковных гербов. В дни больших католических праздников Площадь Святого Петра вмещает порядка 400 тысяч посетителей!

  1. На площади собора есть 2 геометрических центра с которых все 4 ряда колонн прячутся одна за другой.
  2. По легенде на вершине обелиска хранился прах , но когда обелиск переносили в 16 веке оказалось, что там ничего нет.
  3. Итальянская полиция может войти в собор только по специальному приглашению.
  4. Идею построить часть площади в форме трапеции Бернини подсмотрел у Микеланджело.
  5. Более 1000 лет Ватикан и собор святого Петра не считались центром христианства – папы переехали туда только в 15 веке из Латеранской базилики.
  6. По традиции ни одно здание в Риме не может быть выше купола собора святого Петра.

Практическая информация

  • Адрес : Piazza San Pietro
  • Время работы : летний период (с 1 апреля по 30 сентября) - с 07:00 до 19:00, зимний период (с 1 октября по 31 марта) - с 07:00 до 18:30.
  • Посещение купола : летний период (с 1 апреля по 30 сентября) - с 08:00 до 18:00, зимний (с 1 октября по 31 марта) - с 07:00 до 18:00.
  • Стоимость билета : полностью пешее восхождение (551 ступенька) - 6 евро, лифт + пешее восхождение (320 ступеней) - 8 евро, детям до 12 лет - бесплатно.
  • Индивидуальные экскурсии:
  • Посещение могилы Святого Петра и некрополя под собором : допустимо после предварительного бронирования мест по почте: [email protected] или по телефону: +39 06 69873017. Стоимость индивидуального билета – 13 евро. Время работы: пн-пт: с 09:00 до 18:00, сб - 09:00 до 17:00.
  • Официальный сайт Ватикана : www.vatican.va

Для посещения собора, купола и археологических раскопок потребуется соблюдение дресс-кода: длинные юбки и брюки, покрытые плечи, головные уборы, удобная обувь.


Как добраться

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям) или San Pietro (ближе к площади);
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: № 23, 32, 81, 590, 982, N11, остановка Risorgimento, №64 и 40 экспресс-маршруты от (Termini) к собору Святого Петра, №116, остановка Terminal Gianicolo.

Адрес: Ватикан, площадь Святого Петра
Дата постройки: 1626 год
Высота: 132,5 м
Святыни: могила святого Петра
Координаты: 41°54"07.7"N 12°27"12.0"E

К северу от центра Рима , на территории карликового государства Ватикан , на площади Сан-Пьетро возвышается Собор (базилика) святого Петра — крупнейший католический храм в мире.

Собор с высоты птичьего полёта

Его громадный 136-метровый купол словно парит над Ватиканом. Внутри Собора святого Петра могли бы поместиться крупнейшие храмы Европы — об этом свидетельствуют специальные отметки на полу, показывающие их размеры . По преданию, в основании базилики находится могила святого Петра — одного из 12 учеников И.Христа.

Во время христианских гонений Нерона, в 64 году апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по собственной просьбе, так как считал себя недостойным умереть той же смертью, что и Христос. В 324 году римский император Константин I Великий воздвиг христианский храм над местом захоронения апостола. Легенда гласит, что в первом соборе св. Петра в рождественскую ночь 800 года папа римский Лев III короновал Карла I Великого.

Вид на собор с юга

Во время Авиньонского пленения, когда резиденция пап находилась не в Риме, а в Авиньоне, базилика святого Петра обветшала, а в начале XVI столетия была снесена. 18 апреля 1506 года на её месте папа римский Юлий II заложил первый камень в фундамент собора. В 1626 году папа Урбан VIII освятил новый храм.

Собор святого Петра — творение величайших мастеров Ренессанса

В строительстве собора принимали участие гениальные мастера эпохи Возрождения. В 1506 году утвердили проект архитектора Донато Браманте, согласно которому собор должен быть построен в виде квадрата с вписанным в него греческим (равносторонним) крестом. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, который перепроектировал церковь в форме латинского, то есть вытянутого в длину креста.

Вид на собор с замка Святого Ангела

В 1546 году 70-летний Микеланджело взял на себя руководство строительными работами. Он вернулся к идее Браманте, сделав несущие конструкции более массивными, и возвёл барабан центрального купола. После смерти Микеланджело архитекторы Джакомо делла Порта и Джакомо да Виньола достроили главный купол, придав ему более вытянутые очертания, и воздвигли два малых купола. В 1605 году зодчий Карло Мадерно удлинил продольную ось собора, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и воздвиг фасад в классическом стиле . Через 50 лет Джованни Лоренцо Бернини построил перед собором площадь Святого Петра.

Реликвии Собора святого

Петра Фасад Собора святого Петра венчают огромные статуи Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме св. Петра). В собор ведут пять входов. Последний вход с правой стороны, так называемые «Святые ворота», почти всегда заперт — он открывается только в юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века.

Вид на собор с реки Тибр

Интерьеры собора поражают грандиозными размерами и богатством оформления. Здесь много алтарей, надгробий, лепнины, мозаик, скульптур. Среди статуй выделяется мраморная «Пьета» Микеланджело. Она изображает скорбящую Мадонну, которая держит на руках безжизненного Христа.

В 1972 году статую попытался разбить австралийский геолог Ласло Тот. Вооружившись молотком, он набросился на «Пьету» с криком: «Я — Иисус Христос!» Поскольку врачебная комиссия признала Л. Тота душевнобольным, обвинений против него не выдвигалось. После реставрации статую защитили пуленепробиваемым стеклом. В центре собора возвышается алтарь, окружённый 44 неугасимыми лампадами.

Общий вид собора

Они зажжены над гробом, в котором покоятся мощи святого Петра. Над алтарём установлен бронзовый киворий (навес) работы Бернини, опирающийся на четыре витые колонны. Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под киворием подвешен позолоченный голубь — символ Святого Духа. Рядом с гробом апостола Петра, в подземной крипте нашли последний приют и другие святые папы. Неподалёку от алтаря находится бронзовая фигура святого Петра, который восседает на папском престоле и держит в руке ключи от Царствия Небесного. Статуе приписывают чудодейственную силу: если загадать желание и потереть ступню апостола, попросив его о помощи, то все чаяния и надежды исполнятся.

Посещение Собора святого Петра

На вершину купола Собора святого Петра можно подняться двумя способами — на лифте и по лестнице, состоящей из 500 ступеней . Со смотровой площадки открываются изумительные виды на Рим и Ватикан . Слева от собора находится центральный вход в Ватикан, охраняемый гвардейцами.

Фасад собора

Без участия гвардейцев не обходится ни одно торжественное богослужение в Соборе св. Петра, ни один официальный приём у папы римского. Гвардейцы облачены в полосатые жёлто-фиолетовые средневековые костюмы. По легенде, эта форма придумана самим Микеланджело. Планируя визит в Собор св. Петра необходимо одеться соответствующим образом — шорты, короткие юбки, майки и топы, обнажающие плечи, недопустимы.