Статья 356 налогового кодекса российской федерации льготы. Транспортный налог для пенсионеров

Официальный текст :

Статья 356. Общие положения

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками-организациями.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Комментарий юриста :

Транспортный налог заменил два налога, уплачивавшихся до 1 января 2003 года, на основании Закона о дорожных фондах в территориальные дорожные фонды субъектов РФ: налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог во многом схож с налогом с владельцев транспортных средств (те же объект налогообложения и налоговая база), однако имеет и ряд отличий, направленных в основном на снижение административных барьеров как для граждан, так и для предпринимателей. Статья 356 повторяет положения части первой Налогового Кодекса о порядке установления региональных налогов ().

В данном случае законодатель следует принципу законного установления налогов и сборов, закрепленному статьей 57 Конституции РФ. Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства. Ранее некоторые существенные элементы налога на пользователей автомобильных дорог, а также налога с владельцев транспортных средств устанавливались не законом, а Инструкцией МНС России от 4 апреля 2000 года № 59 (например, сроки уплаты налога на пользователей автодорог).

Часть 2 статьи 356 предусматривает ограничение для субъектов РФ на определение ставки налога пределами, установленными Кодексом. Ранее в Законе о дорожных фондах субъектам РФ было предоставлено право увеличения или уменьшения размера налоговой ставки по налогу с владельцев транспортных средств, причем без ограничения какими-либо пределами. Конституционный Суд указал, что независимо от того, каким являлся налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод прямо вытекает из правовых позиций Конституционного Суда и, в частности, из выраженной им в постановлении от 30 января 2001 года № 2-П, согласно которой применительно к налогам субъектов Российской Федерации "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом, существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом.

Определение налоговых льгот дается в статье 56 Налогового Кодекса РФ : льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут иметь индивидуальный характер. Таким образом, можно заключить, что льготы по транспортному налогу должны устанавливаться региональными представительными органами для широкого, неограниченного круга налогоплательщиков. В противном случае такие льготы будут иметь индивидуальный характер, а значит, соответствующие нормы законов субъектов РФ не должны применяться, как несоответствующие Налоговому кодексу.

За каждую транспортную единицу имущества требуется производить налоговые отчисления. Вносить их полагается собственнику средства передвижения. Некоторым группам населения, обладающим особым статусом, как на общероссийском, так и на уровне местной власти предоставляются скидки по налогу на транспорт. Для регистрации и предоставления льготы достаточно оставить в любом отделении налоговой инспекции заявление и приложить к нему доказательство льготного права в виде специального документа.

Транспортный налог – сбор средств в бюджет местной власти, производимый с обладателей транспорта. Взятые с плательщиков налоговые суммы поступают на ремонт, эксплуатацию и реконструкцию автодорог. Несмотря на то, что деньги перечисляются в местные бюджетные органы, федеральная власть также принимают участие в некоторых направлениях, связанных с транспортным налогообложением:

  • определяются объекты, с которых производятся отчисления в казну бюджета;
  • указывается методика определения налоговой базы;
  • устанавливается периодичность взимания налога;
  • указываются предельные значения налоговых ставок.

К юрисдикции властей местного уровня относятся следующие функции:

  • установление времени оплаты и
  • определение скидок по транспортному налогу.

Предметами транспортного сбора по 358 статье НК РФ являются:

  • автобусы;
  • катера и моторные лодки;
  • автомобили;
  • теплоходы;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • тракторы;
  • мотосани;
  • самолеты;
  • вертолеты;
  • парусные суда, в том числе яхты;
  • снегоходы.

Тарифы по определению величины налогового сбора на транспорт зависят от двух составляющих:

1.Мощность или количество лошадиных сил используется для легкого и грузового видов транспорта:

  • реактивная тяга – для воздушного транспорта, имеющего реактивный двигатель;
  • единица транспорта – для всех водных и воздушных средств;
  • тоннаж – для буксиров на воде.

Кто оплачивает транспортный налог

По статье 357 НК РФ к плательщикам транспортного налогового сбора причисляются все граждане, имеющие в своем распоряжении какой-либо вид транспорта. Даже если автомобиль длительное время находится в ремонте или разобран на запчасти, но при этом он стоит на учете в ГИБДД, его владельцу придется ежегодно вносить за него плату.

При сдаче автомобиля в аренду обязанность по внесению налогового отчисления лежит также на его хозяине. При передаче транспорта в лизинг ситуация по внесению налога будет зависеть от условий, прописанных в заключенном договоре.

Если собственник автомобиля за год менялся несколько раз, то оплачивать налоговый сбор на транспортное средство должен каждый из владельцев. При этом в расчет идет полное количество месяцев, когда собственник владел автомобилем. При смене хотя бы 2-х владельцев за 1 средство транспорта начисляется налог за 13 месяцев.

Не оплачивают налог на транспорт FIFA, а также национальные футбольные ассоциации.

Как оформить льготу по транспортному налогу

Некоторые категории населения имеют право на скидку при расчете налоговых отчислений за транспорт. Для обретения льготы следует подать заявление с указанием причины, по которой конкретному гражданину должна быть предоставлена скидка. Бланк заявления имеется в отделении любой налоговой. Его также можно скачать на официальном сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/tr_ul/transport_fl/5686398/. Или скачать пройдя по данной .

Заявительная форма предоставляется на 4-х страницах. 1-ая заполняется в обязательном порядке. Далее для оформления льготы по налоговому отчислению за транспортное средство требуется внести записи во 2-ой лист, 3-ий и 4-ый листы оформляются только, если потребуется получить скидку по налогу на землю или имуществу.

Важно! Льгота предоставляется только на один автомобиль тому гражданину, который обладает правом на преференции.

При заполнении заявления требуется указать:

  • основные сведения владельца автомобиля;
  • вид, марку и госномер машины;
  • срок действия льготы;
  • льготный документ и его основные данные: дата выдачи, серия и номер.

Каждая льгота имеет свой код, который утвержден в Приказе МНС № БГ-3-21/724 от 29/12/2003 года (пункт 6.2).

Код льготы Наименование льготы Основание
20200 Льготы, прописанные в законах субъектов РФ, в т.ч. Статья 356 НК РФ
20210 В виде полной отмены оплаты налогового отчисления
Статья 356 НК РФ
20220 В виде понижения суммы отчислений
Статья 356 НК РФ
20230 В виде снижения ставки
Статья 356 НК РФ
30200 Льготы, предлагаемые по международному договору Статья 7 НК РФ

Заявить на предоставление льготы можно в течение 3-х лет с момента получения такого права. Все переплаченные суммы за предыдущие периоды будут возвращены или направлены в зачет погашения последующих платежей.

Помимо заявления для получения льготы по налоговым отчислениям на машину требуется приложить копии установленных законодательством бумаг:

  • ИНН владельца;
  • ПТС автомобиля;
  • документ или справка, свидетельствующие о праве владения автомобилем;
  • документ, подтверждающий льготу: пенсионное удостоверение, справка об инвалидности.

Федеральная льгота

Согласно 358 статье НК РФ не выплачивают полностью налог следующие категории владельцев транспорта:

  • хозяева лодок, движение которых осуществляется с помощью весел;
  • владельцы судов, занимающихся промысловой деятельностью;
  • собственники сельхозтехники;
  • владельцы транспорта, который был угнан;
  • лица с инвалидностью, чье транспортное средство переоборудовано под их нужды;
  • бизнесмены, занимающиеся пассажирскими перевозками.

Если гражданин считается хозяином нескольких средств транспорта, то налоговая скидка распространяется только на те отчисления в бюджет, которые имеют документальное подтверждение этого.

Видео – Закон об освобождении от транспортно налога электромобилей

Региональные льготы

  • Герои РФ и Советского Союза;
  • все, кто принимал участие в боевых действий, в том числе в Великой Отечественной войне;
  • узники концлагерей;
  • лица с инвалидностью, подтвержденной справками I и II групп;
  • отец или мать из семьи, где воспитываются 3 и более детей;
  • собственники транспорта с мощностью, имеющей ограничение до 70 л.с.;
  • ликвидаторы Чернобыльской аварии;
  • участники испытаний ядерного и термоядерного оружия.

Важно! Льготы не предполагаются для воздушного и водного транспорта, мотосаней и снегоходов.

Порядок и сроки оплаты налога на автомобиль

Временным интервалом для транспортного сбора в налоговую инспекцию является календарный год. С 2016 года определены новые сроки его оплаты. Теперь обязанностью каждого хозяина машины является внесение отчисления в местный бюджет до 1 декабря года, идущего за истекшим налоговым сроком. Например, за 2017 год налог на автомобиль следует заплатить до 01/12/2018 года

Ежегодно на каждое зарегистрированное средство в ГИБДД его хозяину присылается уведомление с рассчитанной суммой транспортного налога. Оно должно поступить не менее, чем за месяц до срока оплаты. При наличии такого документа владелец автомобиля в установленный законом временной интервал должен внести требуемую сумму по указанным в уведомлении реквизитам. Провести операцию оплаты можно:

  • в любом отделении банка;
  • в банкомате;
  • через интернет на сайте ФНС в разделе «Заплати налоги».

После внесения платежа квитанцию следует сохранять.

Льготы по транспортному налогу для юридических лиц

Юридические лица, имеющие на своем балансе транспорт, обязаны выплачивать за каждое из них налоговый сбор. В отличии от физических лиц пересылка уведомлений для организаций с готовой расчетной цифрой к оплате не предусмотрена. Расчет налогового сбора производится непосредственно на предприятии. Разнятся и сроки оплаты транспортного налога юридических лиц от физических. Организация должна оплатить транспортный сбор до 1 февраля того года, который идет за отчетным. Например, налог за 2017 год предприятие должно самостоятельно рассчитать и оплатить до 1 февраля 2018 года.

Не только граждане имеют налоговые скидки на транспортное средство. Для некоторых организаций также установлены преференции, если они занимаются следующими видами деятельности:

  • перевозка пассажиров городским транспортом;
  • представители особых экономических зон;
  • предприятия дорожного хозяйства;
  • детские дома;
  • организации, предлагающие ритуальные услуги;
  • медицинские учреждения;
  • образовательные учреждения;
  • автомобили, используемые в организации, с мощностью менее 70 л.с.

Организация имеет право оформить вычет для уменьшения налогового сбора на автомобиль массой свыше 12 тонн. Сумма уменьшения берется из размера платы за возмещение вреда автодорогам.

Важно! В отличии от физических лиц организации обязаны ежегодно указывать в предоставляемых в налоговую инспекцию расчетах, которые они производят самостоятельно, основания для предоставления льготы.

Льготы для пенсионеров

Власти в каждом регионе принимают решение о предоставлении или нет льгот на транспортный налог для пенсионеров. Имеются разные условия получения льготной скидки:

  • полное освобождение от налога, но только на 1 автомобиль;
  • частичная скидка в виде 20%-50%;
  • скидка для автомобилей отечественного производства;
  • льгота для транспортных средств до определенной мощности.

Для московских пенсионеров, если они не являются ветеранами боевых действий или инвалидами, льгота не предусматривается. Для пожилых людей Санкт-Петербурга имеется полное освобождение от налога, если автомобиль отечественного производства и его мощность менее 150 л.с. Пенсионеры Кировской области платят только 50% за транспорт с мощностью до 150 л.с. Красноярский край освободил от полной оплаты налога своих граждан пенсионного возраста, если мощность автомобиля менее 100 л.с.

Отказ от предоставления льготы

Отказ от предоставления скидки на автомобиль в налоговом органе происходит в следующих ситуациях:

  1. Льготы предоставляются в том ГИБДД, где проходил регистрацию автомобиль. Если гражданин проживает в другой местности, где он подходит под категорию льготника, а там, где автомобиль поставлен на учет, такой льготы нет, то он не имеет право на нее претендовать.
  2. Если хозяин машины предоставил не полный пакет требуемых документов;
  3. Количество лошадиных сил не соответствует заявленным в списке льгот.

Кроме того, владелец транспортного средства может сам отказаться от предоставления ему налоговой скидки. Для этого в ФНС передается заявление с указанием периода, на который скидка отменятся. Если срок в заявлении указан не будет, то льгота отменяется навсегда.

Видео – О льготах по транспортному налогу

Расчет налоговой льготы

Способ определения налоговой суммы прописан в 362 статье НК РФ. Вычисление осуществляется по формуле:

Снал = Сн * Мтс * Км/12 * Кп,

где Снал – транспортный налог;

Сн – налоговая ставка;

Мтс – величина мощности средства передвижения;

Км – месяцы владения машиной;

Кп – показатель повышения налога, который для дешевых машин с ценой до 3 млн. рублей считается равным 1.

Налоговая ставка применяется в соответствии с и принятыми показателями на местном уровне, которые отклоняются от федеральных не более 10-кратного размера. Мощность берется из ПТС и измеряется в л.с. Коэффициент повышения берется из данных . Его составляющими являются цена и год выпуска машины.

Повышающий коэффициент представлен в таблице.

Пример 1 . Мощность автомобиля, взятая из ПТС, равна 140 л.с. Его собственник владеет им около 8 месяцев. Покупная цена транспортного средства не превышает 3 млн. рублей.

Снал = 140 л.с. * 3,5₽ * (8 мес./12 мес.) = 326,67₽

При рассмотрении данного примера с учетом, что его место регистрации находится в Москве, применяются ставки данного региона. Налоговый сбор равен:

Снал = 140 л.с. * 35₽ * (8 мес./12 мес.) = 3266,67₽

Пример 2 . Автомобильная мощность составляет 210 л.с. Стоимость равна 4500000₽. Хозяин транспортного средства приобрел его год назад.

Снал = 210 л.с. * 7,5₽ * 1,1 = 1732,5 ₽

Любой собственник автомобиля в соответствии с НК РФ обязан вносить налоговый сбор за транспорт, который идет на развитие и ремонт автомобильных трасс. Зачисляется такой налог в бюджет региона. Некоторым слоям населения, а также организациям даются определенные скидки при оплате налога. Они могут быть частичными, когда устанавливается процентное отношение к полному сбору. Льготы могут начисляться от уменьшенной налоговой ставки. Также регионы могут полностью освободить некоторые категории от внесения налогового сбора за транспорт в местный бюджет.

Пенсионеры относятся к одной из наиболее незащищенных категорий населения России и поэтому государство старается предоставить им различные льготы. Часть льгот предоставляется при оплате налоговых сборов и одним из них является транспортный налог.

Законодательство

Основной закон, определяющий вопросы налогообложения в России – это Налоговый кодекс. В нем установлены общие правила, которые должны соблюдать все региональные законы. Транспортный налог относится к числу региональных и регулируется их нормативной базой.

Согласно российскому законодательству, транспортный налог это обязательный сбор, оплачиваемый лицами-владельцами транспортных средств. Это закреплено в ст. 357 НК РФ.

Региональные налоги направляются в местный бюджет и подчиняются местным законам. Но все эти законы не должны противоречить Налоговому кодексу.

Таким образом большая часть налоговых льгот устанавливается именно региональными законодательными актами. Это правило закреплено в ст. 356 НК РФ.

Для того чтобы определить имеет ли право на льготы пенсионеры необходимо обратиться к закону, который действует на территории где зарегистрирован данный автомобиль.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

На сегодняшний день в каждом субъекте Федерации есть свои законодательные акты и они могут существенно различаться по вопросу предоставления льгот разным незащищенным категориям граждан.

Какие у пенсионеров льготы по транспортному налогу

Налог для физ. лиц исчисляется по простой формуле:

ТН = ставка налога* мощность автомобиля.

То есть налоговая ставка перемножается на число лошадиных сил в двигателе машины.

Это произведение будет начислено к уплате пенсионеру, если он не заявил о наличии у него льготы. Для того чтобы определить какие льготы есть у гражданина, необходимо знать свой закон.

Также важно отметить, что в городах федерального значения Москве и С-Петербурге, есть свои законы, которые существенно отличаются от законов Московской и Ленинградской областей.

Так льготы могут выражаться в процентном отношении к сумме налога, а также в полном освобождении от налога на определенный вид транспорта. Для того, чтобы выяснить какие льготы предоставляются в различных регионах обратимся к местным законам.

В местных законодательных актах помимо перечисления льгот указываются налоговые ставки, которые также существенно различаются по регионам России:

Регион Есть ли льгота для обычного пенсионера Категория пенсионера дающая право на льготы Какая льгота Нормативная база
Москва Нет льгот для обычных пенсионеров. Получение льготы возможно только при наличии определенных обстоятельств Герои СССР и РФ

Ветераны боевых действий

Инвалиды I- IIгр

Полностью освобождены за 1 тр. средство Закон

от 9.07. 2008 года N 33

О транспортном налоге

Наличие автомобиля до 70 лс Полностью освобождены
Санкт-Петербург Есть. За 1 ТС отеч. производства, мощностью до 150 лс.(включая катер, мотор. лодку) Герои СССР, РФ

Полные кав. Ордена Славы, Ордена Трудовой славы

Полностью за 1 ТС мощностью до 200 л.с Закон Санкт-Петербурга

О транспортном налоге

Ветераны, Инвалиды ВОВ, Инвалиды I-II гр

Инвалиды с ограничениями к труд деятельности II-III ст

Чернобыльцы

Полностью за 1 ТС, мощностью до 150 лс. или старше 15 лет
Ленинградская область Есть. Владельцы автомобиля мощностью до 100 лс уплачивают 80 % от ставки Герои СССР, РФ

Инвалиды ВОВ

Ветераны

Чернобыльцы

Полностью за 1 ТС мощностью не более 150 лс. Лен. Область Областной Закон о транспортном налоге
Гр-не с 1 автомобилем отеч. производства мощностью 80 лс и с годом выпуска до 1990. Полностью
Московская область Нет Герои СССР, РФ

Чернобыльцы

Участники ВОВ

Инвалиды I-II гр

Инвалиды с детства

Полностью освобождены за 1 транспортное средство Закон МО
от 16.11. 2002 года N 129/2002-ОЗ отсылает кЗакону МО
от 24.11 2004 года N 151/2004-ОЗ
О льготном налогообложении в Московской области
Инвалиды IIIгр

Ветераны

50 % за 1 тр. средство
Ставрополье Есть

Пенсионеры с автомобилем мощностью до 100 лс. Уплачивают 50 %

Герои СССР, РФ Чернобыльцы Участники ВОВ Ветераны боевых дейсвтий Освобождены полностью Закон Ставропольского края

от 27.11. 2002 года N 52-кз

О Транспортном налоге

Воронежская область Нет Герои СССР, РФ

Полные кавалеры Ордена славы

Полностью за 1 ТС Закон Воронежской области

от 11.06. 2003 г. N 28-ОЗ

О предоставлении налоговых льгот по уплате ТН

Ветераны ВОВ,

Ветераны боевых действий, узники концлагерей

Чернобыльцы

Полностью за 1 ТС мощностью до 120 лс
Рязанская область Есть

Пенсионеры по старости и пенсионеры ВС и МВД полностью на автомобиль до 150 лс.

Герои СССР, РФ Чернобыльцы Участники ВОВ Ветераны боевых действий Полностью Закон Рязанской Обл

от 22.11. 2002 года N 76-ОЗ

О ТН на территории Рязанской области

Отсылает к Закону Рязанской обл.

от 15.04 1998 года О налоговых льготах

Вологодская область Есть

Полностью граждан с 1 ТС мощностью до 150 лс

Герои СССР и РФ, награжденные 3-мя Орденами Славы Полностью Закон Вологодской обл

от 15.11. 2002 года N 842-ОЗ

О транспортном налоге

Полностью на 1грузовое ТС мощностью до 85 лс и массой до 1100 кг Инвалиды На автомобиль мощностью до 150 лс
Полностью в отношении моторной лодки
При наличии нескольких оснований для льгот, пенсионер сам выбирает по каком объекту будет предоставлена льгота

Анализируя приведенную таблицу можно отметить, что в большинстве регионов России для получения льготы по транспортному налогу недостаточно просто достигнуть пенсионного возраста.

В некоторых случаях для получения льготы необходимы дополнительные категории (инвалидность, участие в ВОВ и т.д).

Пенсионер, приобретая автомобиль должен хорошо изучить региональное законодательство, поскольку в некоторых областях при предоставлении льготы имеет значение мощность автомобиля, выражаемая в лошадиных силах (лс).

Как оформить

Важно понимать тот факт, что льготы начисляются только после заявления льготника. То есть, если гражданин сам не обратился за положенной ему по закону льготой, то она не будет учитываться в расчете налога.

Выяснить есть ли право у пенсионера на льготу можно прочитав местный закон о транспортном налоге или же обратившись в налоговую инспекцию. Там же можно уточнить перечень необходимых для оформления льготы документов.

Для заполнения заявления необходимо явиться в отделение налоговой инспекции и взять специальный бланк:

Есть важное правило которое необходим соблюдать. В заявлении указывается государственный номер автомобиля и его мощность. После рассмотрения данного заявления льгота будет начислена именно на этот автомобиль.

Она будет учитываться до тех пор, пока машина находится во владении у данного пенсионера. То есть написать заявление на льготу достаточно один раз.

Если пенсионер продал автомобиль, который был заявлен в при оформлении льготы, и купил новый, то придется снова обращаться с заявлением о льготе. В противном случае налог по новому автомобилю будет исчисляться без учета льготы.

Документы

К визиту в налоговую инспекцию стоит подготовиться заранее и сделать копии всех необходимых документов. Часто в отделении ФНС нет ксерокопировальной техники и придется искать, где можно снять копию. Чтобы избежать этого лучше позаботится об этом заранее.

Для оформления льготы пенсионеру потребуется:

  • паспорт;
  • пенсионное удостоверение;
  • ПТС автомобиля;
  • свидетельство о регистрации автомобиля.

Подлинники документов нужно взять с собой, чтобы предъявить сотруднику ФНС. Копии документов прикладываются к заявлению и отдаются вместе с ним. Иногда сотрудники не запрашивают подлинники, но лучше иметь их при себе, во избежание накладок.

Для информирования налогоплательщиков в интернете существует очень удобная система, запущенная ФМС. Это личный кабинет налогоплательщика. Для подключения к ней необходимо знать свой ИНН и получить пароль у инспектора. Пароль выдается только налогоплательщику при предъявлении паспорта.

Таким образом кроме конкретного налогоплательщика никто не сможет получить доступ к его личному кабинету и узнать информацию об объектах налогообложения.

Любой гражданин, имеющий права на льготы, должен ими воспользоваться. Но зачастую, пользуясь юридической неграмотностью граждан, льготы не начисляются. Пенсионерам необходимо быть курсе изменений в законодательстве, если они хотят сберечь свой бюджет.

Новая редакция Ст. 356 НК РФ

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Комментарий к Статье 356 НК РФ

Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. Соответствующие изменения были внесены в Закон о дорожных фондах в РФ и в Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Систему налогов и сборов в Российской Федерации составляют федеральные, региональные и местные налоги и сборы. До 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, установлен в ст. ст. 19, 20, 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы). Перечень налогов и сборов, который содержится в ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ, вводится в действие с момента признания указанного Закона утратившим силу (ст. 32.1 Закона N 118-ФЗ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ Закон об основах налоговой системы утрачивает силу с 1 января 2005 г.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законодательными актами и взимаются на всей территории РФ.

Под региональными налогами понимаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

В соответствии со ст. 2 Закона N 110-ФЗ из перечня федеральных налогов были исключены налоги, служившие источниками образования дорожных фондов (пп. "м" п. 1 ст. 19 Закона об основах налоговой системы), а в перечень региональных налогов включен транспортный налог (пп. "ж" п. 1 ст. 20 Закона об основах налоговой системы). Кроме того, п. 1 ст. 14 НК РФ, предусматривающий систему региональных налогов, дополнен пп. 3 "транспортный налог".

Таким образом, транспортный налог является региональным налогом, а сама гл. 28 НК РФ расположена в разд. IX НК РФ, определяющем систему региональных налогов и сборов в РФ.

Комментируемая статья предусматривает порядок установления и введения в действие транспортного налога.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В отношении транспортного налога часть элементов налогообложения (объект, база, период, пределы изменения налоговой ставки) установлена федеральным законодательством, а в отношении другой части элементов налогообложения законодательные (представительные) органы субъекта РФ, принимая региональный закон о транспортном налоге, могут устанавливать иные ставки транспортного налога в пределах ставок, предусмотренных гл. 28 НК РФ, свой порядок и сроки уплаты налога.

До 2006 г. региональные власти могли устанавливать и собственные формы отчетности по транспортному налогу. Однако в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ, с 1 января 2006 г. форма отчетности по транспортному налогу устанавливается не субъектами РФ, а Минфином России.

Кроме того, согласно ч. 3 комментируемой статьи в законе субъекта РФ могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В отношении льгот по транспортному налогу Письмом МНС России от 6 ноября 2002 г. N НА-6-21/1704 "О транспортном налоге" разъяснено следующее. Закон субъекта РФ может как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их. При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория тех налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот.

Другой комментарий к Ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации

Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28.

Транспортный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Комментарий к Ст. 356 НК РФ

Транспортный налог является региональным налогом, а сама гл. 28 НК РФ расположена в разд. IX НК РФ, определяющем систему региональных налогов и сборов в РФ.

Комментируемая ст. 356 НК РФ предусматривает порядок установления и введения в действие транспортного налога.

В соответствии с при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В отношении транспортного налога законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в определенных Налоговым кодексом РФ пределах, а также порядок и сроки его уплаты.

Форма отчетности по транспортному налогу устанавливается Минфином России.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи в законе субъекта РФ могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот.

Отметим, что с 1 января 2015 г. ч. 2 ст. 356 НК РФ предусматривает, что, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. В такой редакции положения ч. 2 ст. 356 НК РФ изложил Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской

Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».