Стрижка овец в домашних условиях. Как проходит стрижка барана? Правила проведения стрижки

Домовой – добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик (ростом 20—30 сантиметров) с большой бородой. Считается, что чем старше домовой , тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Покровительствует домовым бог , от которого духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение лечить людей и животных.

Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу, или даже в печной трубе.

Домовой всячески следит за своим домом и семьей, которая в нем живет, защищает их от злых духов и напастей. Если семья держит животных, то домовой будет присматривать и за ними, особенно добрый дух любит лошадей, однако если зверь не понравится домовому , то он может забить его до смерти.

Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома лентяйничают. Но гораздо сильнее дух не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему. Рассерженный домовой начинает давать знать о том, что человек не прав: стучит дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие и болезненные синяки, которые тем сильнее болят, чем сильнее рассержен домовой ; а в крайних случаях дух способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары. Впрочем, серьезного вреда человеку домовой не причинит, а иногда дух, обитающий в доме, проказничает и без особой на то причины.

Домовой редко показывается человеку на глаза, хотя дети и животные могут его видеть, часто он даже играет с ними, зато духа можно довольно часто слышать, обычно это необычный стук или непонятное ворчанье, иногда домовой воет — это предвещает беду в доме. При переезде принято звать домового с собой, для этого ставят корзину, в которую кладут хлеб с солью или чашку каши и говорят: «Дедушка домовой , выходи. Идем с нами жить!», а на новом месте вновь ставят корзину в центре комнаты и говорят: «Дедушка домовой , выходи домой. Иди к нам жить!».

Способности

Домовой обладает огромной силой, как физической, так и магической, поэтому он способен противостоять практически любой нечестии, которая попытается проникнуть в дом. Однако сила домового напрямую зависит от того, как относится к нему семья, живущая в доме, и насколько дружные взаимоотношения у членов семьи между собой.

Еще домовой способен предсказывать будущее хозяевам дома: обычно он подходит к спящему человеку и наваливается ему на грудь так, что тот не может ни вздохнуть, ни пошевелиться, и если в этот момент спросить домового «К худу, или к добру», то он ответит. Иногда дух посылает более точные предсказания в качестве снов, в основном самому старшему члену семьи, хотя и не всегда.

Обладает домовой и способностью превращаться в различных животных.

Враги

Врагами домового являются навьи, которые, как и он, предпочитают селиться в людских домах, однако навьи гораздо слабее домовых и потому победить не могут, но если домовой ослаблен, то навья может проскользнуть в дом и довольно долго прятаться от домового . Так же иногда случаются стычки у домового с разбушевавшимися , или , которые пытаются проникнуть в дом.

Как бороться?

Убить домашнего духа невозможно, но можно отпугнуть железом. Домовой не нападает на людей и потому бороться с ним не нужно, однако если домовой рассердился, то его необходимо задобрить, преподнеся духу в подарок кашу, хлеб с солью, куриный пирог или нюхательный табак, и вежливо попросив прощения. Если же домовой начинает проказничать без причины, прибегают к более жестким методам усмирения: хозяин дома должен взять в руки железный прут или любой другой достаточно длинный железный предмет и, постукивая им по стенам, мебели, полу, суровым голосом говорить:

«Знай своё место, знай своё место.

Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,

Да хозяйке угождать, а не воевать,

Знай своё место, знай своё место».

Домовой - пожалуй, самый распространенный «мифологический персонаж» среди домашних духов у славян. И хоть некоторые исследователи причисляют его к классу нечистой силы, но на самом деле он таковым не является, с ними домового объединяют лишь некоторые черты и не более того. Поэтому, если коротко ответить на вопрос «кто такой домовой», то точно можно знать, что он – дух.

Различные имена домового

Для того, чтобы более глубоко понять, кто такой домовой, необходимо обратить внимание на его различные имена, которые являются не просто наименования этого духа, а отражают различные аспекты его сути. Так, например, имена хлевник, подпечник, избной указывали на излюбленные для домового места его обитания, имя домового суседка говорило о его своеобразном соседском статусе, а иногда в названии домового отображалось доброжелательное отношение к людям, скажем - доброхот, доброхотушко. Но наиболее точным именем, отражающее то, кто такой домовой, в народе было его прозвище – хозяин или большак. В именах домового нашли отражения и некоторые его привычки (за обычай жить в тепле и уюте - жировик; за то, что иногда прилизывает спящим людям волосы - лизун; за то, что временами давит и душит спящих - гнетка, гнеток, намной, выдавило).

Хотя, надо оговорить отдельно, что некоторые люди, отвечая на вопрос «кто такой домовой», сказали бы, что он, все-таки, нечистая сила, по крайней мере, ведет себя как они, поэтому существуют и такие народные имена домового, как жировой черт, лихой, что однозначно подчеркивало его принадлежность к разряду демонологических существ.

Кто такой домовой изначально и откуда он взялся?

Образ домового уходит корнями в глубокую древность и непосредственно связан с культом предков, поэтому у него такой «человеческий» вид, часто напоминающий дедушку. Поэтому, если смотреть с этой точки зрения на феномен домового то ответить на вопрос «кто такой домовой» легко – он ваш далекий-далекий предок, в каком-то смысле дух-хранитель рода. И это подтверждает языческая мифология, согласно которой в домового превращался основатель рода после своей смерти, либо первый устроитель домашнего очага.

Облик домового

Домового обычно представляли в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома. Голос и привычки домового обычно бывают похожи на голос и привычки одного из предков.

Нередко домовой представал в облике человека пожилого возраста с лицом, заросшим белыми волосами, или же малорослым старичком, от головы до пят покрытым косматой шерстью. Интересно отметить, что в народе полагали, что чем мохнатее домовой, тем в доме больше достатка.

В некоторых местах домового описывали как маленького старичка с большой седой бородой, очень неповоротливого (поэтому всякий может увидеть его темной ночью до вторых петухов). Он всегда ходит босиком, так как мороза не боится.

Там же, где домового все же причисляли к категории нечистой силы, его образ сильно отличался и приближался к облику черта - черный, холодный, у него чуть заметные рога и подогнутый еле заметный хвост, не хватает одного уха (за что его иногда называли «карноухим»).

Тем не менее, как бы не выглядел домовой, большую часть времени он, все равно, остается невидимым, а увидеть его можно лишь по его желанию или невольно, мельком. Иногда способность домового становиться невидимым объясняли тем, что у домового имеется шапка-невидимка.

Весьма распространенным было мнение, что не следует вообще стараться увидеть домового, так как он не любит любопытных и может рассердиться - столкнуть в погреб или сбросить с лестницы либо с сеновала, начнет по ночам душить спящего, бить посуду или мучить скот. Иногда даже верили, что увидевший домового умрет или онемеет, либо будет долго болеть. В некоторых местах советовали даже не выходить из дома на шум, если при этом не лают собаки (друзья домового), так как в этом случае шум, скорее всего, производит домовой, которого в это время не следует беспокоить.


Домовой и его связь с домом

Если любого человека спросить «кто такой домовой», то он, наверняка, ответит, что это существо, связанное с домом и будет прав, ведь само имя указывает на эту сакральную связь.

Повсюду считалось, что домовой обязательно есть в каждом доме или избе, и только один, «свой» домовой. Домовые, по народным представлениям, распоряжаются только тем домом, в котором живут, и обычно не вторгаются в другие, занятые другими домовыми дома.

Считалось, что без приглашения домовой не покинет старого дома. Если же хозяин не позовет с собой домового, то на новом месте не будет водиться скотина и ни в каких делах не будет ладу. Считалось также, что если прежний домовой останется на старом месте, а в дом вместе с новыми хозяевами вселится новый домовой, то домовые будут между собою драться и в доме все пойдет вкривь да вкось. Прежний домовой будет мстить как прежнему, так и новому хозяину дома: у старых хозяев переведет всю скотину на новом месте, а новых хозяев будет щипать по ночам до синяков или швырять в них, чем попало, душить их и скот, разбрасывать или прятать ночью разные вещи, словом, выживать их из дома.

При том, что домовой заведует всем хозяйством, у него есть излюбленное место обитания - печь. В некоторых местах жилищем домового считали темные углы, подвал или подполье, порог, верх потолка, чердак, а также хлев

Домовой ходит по всему двору, но спит рядом с хозяином на печи. Тесная связь домового с печью - сакральным центром дома - объясняет тем, что с ней издавна были связаны и мертвые, предки (традиционное их местопребывание в доме - подпечье, запечье, печь, очаг).

Иногда также считали, что если во дворе есть лошади, то домовой живет вместе с ними, в конюшне или в сенном сарае.

Магическая «жизнь» домового

Как бы мы ни пытались понять, кто такой домовой, но нам не избежать его связи с магическим миром, ибо ему самому свойствены многие оккультные способности. Подобно любой нечистой силе, домовые способны к оборотничеству и могут принимать вид дымчатой кошки, гадюки или ужа, мыши, крысы, собаки, ласки, лягушки, петуха, белки, серого барана коровы, свиньи, ягненка, черного зайца. Домовой также может принять вид прыгающего мешка с хлебом или кормом, кома снега, соломенной копны или клубка шерсти.

По некоторым поверьям, домовой иногда принимает и разные фантастические облики, например, медведя с человеческими ступнями и головой, змеи с головой петуха и тому подобное. Однако наиболее традиционен для домового облик кошки (кот в некоторых поверьях - «родственник домового»), змеи или ласки. Кроме того, домового иногда можно увидеть в облике, весьма схожем с обликом хозяина дома или кого-либо из домочадцев. Правда, иногда считалось, что, принимая человеческий вид, он не может спрятать своих лошадиных ушей.

Отношение домового к обитателям дома

Выше уже отмечалось, что на вопрос «кто такой домовой» правильнее всего было бы ответить – «хозяин». Поэтому и его отношения с обитателями дома строиться именно из этого – то есть насколько они сами трудолюбивы и насколько сами пекутся о своем хозяйстве.

Если обитатели дома хозяйственны и трудолюбивы, то домовой во всем помогает им, заботится о скоте и всячески выражает хозяевам свое расположение. Особые знаки внимания со стороны домового хозяина могли выражаться и в том, что старикам он по ночам заплетал косичкой бороды, а женщинам - волосы.

Но если хозяева чем-то не угодили ему, домовой шумит и проказит в доме: стаскивает и сваливает ворохом все, что попадется (одежду, домашнюю утварь), аукает на дворе, гремит посудой, дразнит домашних животных. Обычно домовой ходит бесшумно, но иногда расхаживает по дому шаркая или топая, стуча, гремя, хлопая дверьми. Иногда он подымает возню, но это бывает только ночью, обычно в подполье, в чулане или на чердаке. Сердясь, домовой бросает, чем попало, со страшным стуком, но при этом никогда не попадает в человека.

Если домовой не любит хозяев, то может напускать в дом крыс, мышей, выживая людей из дома. По народному убеждению, если в семье часто бывают покойники, то это означало, что «хозяинушко не любит живущих».

Верили также, что домовой, если он сердит, может стащить хозяина с печки на пол и душить его сеном.


Отношение домового к животным

Если домовой невзлюбит какой-либо скот, особенно лошадь, то станет всячески мучить несчастное животное. Если хозяин вовремя не продаст не полюбившуюся лошадь, то домовой загоняет ее до того, она превратится в заморенную клячу. Поэтому было придумано множество способов, чтобы угодить ему, тем самым защитив животных от его козней.

Для того, чтобы лошадь (или скотина вообще) пришлась «ко двору», она должна быть той масти, которая нравится домовому. Эту масть можно узнать по голубям, обитающим на дворе (какой цвет у большего числа голубей, таковы и предпочтения домового), а также по цвету домашней ласки. Также в доме желательно держать и котов той масти, которая угодна домовому.

Чтобы домовой полюбил купленное животное и оберегал его, во все четыре угла хлева нужно класть посоленные ломти хлеба со словами: «Хозяин-хозяюшко, вот тебе хлеб, да соль, да добрый живот: пой да корми, да нас животом дари».

Что делает домовой

Кроме того, что домовой управляет хозяйством, он также выполняет и целый ряд других «функций». Так, например, в народе верили, будто домовой по ночам ходит к женам и вдовам, тоскующим по своим умершим или отсутствующим мужьям, принимая их облик, что роднит его с такой категорией нечистой силы, как инкубы.

Как домовой проказничает

Считалось, что домовой часто досаждает крикливым и бестолковым бабам.

Также по поверьям домовой, иногда щиплется по ночам (чаще всего щиплет женщин за грудь), отчего остаются синяки. В некоторых местах, однако, полагали, что синяки, оставляемые на теле домовым, обычно не болят и скоро проходят.

Иногда домовой душит спящих, давит им на грудь, но обычно не душит до смерти, при этом иногда считалось, что домовой чаще тревожит гостей, чем домочадцев. В некоторых местах, однако, полагали, что когда ночью что-то душит, давит на грудь, это на человека «нашла тень домового», а сам домовой не смеет подойти к крещеному человеку.

В некоторых местах злому влиянию домового приписывались и некоторые болезни, «немочи». В частности, домовой невидимо расхаживает по избе, и человек, нечаянно попавший на его «дорогу» (то есть совершивший «переход»), может тяжело заболеть.

© Алексей Корнеев

Помните сказку про Дурака и Правду? Интересный небольшой рассказ о том, как Дурак купил на базаре Правду. Хорошо сделал, но вот одна беда – девать ее некуда, никто не берет. Думал он, думал и решил резать правду на части. По пол-Правды или по четверть-Правды хорошо берут.

Простая сказка, но с глубоким смыслом. Простая и близкая нам потому, что мы с вами живем в мире, где нужна полу-Правда, где подмена понятий само собой разумеющееся. Как священник, я освящаю квартиры. Всегда рад этому: люди дошли до осмысления того, что надо освятить свое жилье. Освятить жилье, а затем освятить и свою жизнь. Вот она – Правда.

Но зачастую встречаешься с полу-Правдой: подковы, домовые, символы года. Почему полу-Правда? Потому что в сознании народа живет идея о том, что надо освящать жилье церковным чином не для посвящения своей жизни Богу, а потому что надо что-то делать… почистить квартиру от «плохой энергии».

Обычно я сразу же прошу снять все эти амулеты, маски и фигурки домовых, а еще лучше выкинуть. На удивление хозяев квартиры объясняю: домовые – это бесы. «Ну как же так? Они же хорошие», - зачастую следует ответ. Иногда даже читают мне нотации по домовому, дескать, это «добрый дух, освящает дом, способствует семейному уюту и покою». Но все-таки соглашаются со священником и выкидывают подобные изображения, обещают больше не обращаться к нечистой силе.

Кто такой домовой?

Учитывая ту периодичность, с которой приходится обращаться к данному вопросу – давайте разберемся: кто же такой домовой? Возьмем самое простое определение светского ученого – доктора филологических наук Елены Левкиевской: «Домовой (кутный бог) – у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных».

Давайте выделим в нем главное. Домовой – это славянский бог, божество славянского языческого пантеона. То есть бог языческий. А теперь попробуем дать православное определение этому понятию. В Священном Писании сказано «все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95:5). Иными словами, «суть бесы».

Вы хотите, чтобы у Вас дома был бес? Нет? Тогда зачем ставите дома изображения домовых? Иногда в качестве довода, что «они хорошие» слышу, что домовые очень милые. Да, то изображение соломенного человечка сделано хорошо. Только надо помнить, что бесы зачастую являются людям в красивом обличии, а не в своей истинной ужасной сущности. Так что не соблазняйтесь внешним видом: подлинные домовые это не милый домовенок Кузя из советского мультика, а настоящий демон.

Непережитое язычество

Когда рассказываю все это людям, то часто слышу ответ: «это было всегда». Начинаю вспоминать классическую русскую литературу и понимаю, что суеверия в русском народе были всегда очень распространены. Вспомним классическую русскую литературу.

Вот что говорит Тургенев в своем гениальном романе «Отцы и дети» о матери нигилиста Базарова: «была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света». Все в одной куче: и вера и приметы, и гадания, и заговоры.

Почему так? Видимо, приняв Православие в водах Днепра, народ святого князя Владимира на протяжении веков еще должен был изживать из себя наслоения язычества. Большую часть он все-таки смог из себя изжить, но и многое осталось. Очень многие приметы и суеверия имеют славянские языческие корни.

Бытовой сатанизм

Романтизация образа домового произошла весьма быстро. Если посмотреть разные справочники по славянской мифологии, то во многих из них сказано, что домовые считаются безвредными. А если посмотреть современных эзотериков, то они на многочисленных сайтах и вовсе советуют подружиться с домовым, дарить ему подарки, задабривать его. Что значит дарить подарки бесу? Значит поклоняться ему!

В свое время от первых христианских мучеников просили того же: поклониться божеству, принести ему жертву. И когда кто-то по своему незнанию обращается к домовому, дарит подарки, стремится угодить ему, то пусть знает, что он совершает поклонение сатане. Пусть вспомнит подвиг первых христианских мучеников, которые шли на смерть только ради того, чтобы не поклониться бесу, не принести ему жертву. А мы с Вами добровольно на все это соглашаемся.

Освятив квартиру, освятись сам – на мой взгляд, этот принцип должен быть основополагающим для современного человека. Господь всегда идет навстречу человеку. Для этого нужна самая малость – чтобы человек сам стремился к Богу, сделал первый шаг. И для многих наших современников этим первым шагом может стать изгнание бесов из собственного дома. Хотя бы в виде их изображений.

священник Александр Ермолин