Сущность мировоззрения, его функции, виды, структура. Условия формирования основ мировоззрения

Как вы уже привыкли, я в статьях стараюсь выражать свои мысли (стремлюсь оправдать название блога), или цитирую мысли других авторов с которыми а нахожу гармонию, то есть смотрят на мир так же как и я.

Не секрет, что каждый на одно и тоже событие смотрит по-своему. И это нормально, это правильно, каждый подмечает особенности, свойственные его натуре, его характеру!

Но нередко взгляды могут быть радиально противоположные, и их можно назвать:

негативное и позитивное мышление.

" Во всём плохом можно найти хорошее, главное его найти!

Во всём хорошем можно найти плохое, - главное его Не найти!"

Согласитесь, что негативное мышление, это уже не нормально, оно влияет на наше отношение с окружающими, на наше настроение и даже на здоровье!

Наша задача - научить себя смотреть на мир позитивно. И это не какое то самовнушение,

не слепое программирование своего мышления, а здравый подход к жизни!

Итак, некоторые советы, которые нашёл на сайте http://www.psychologos.ru

Позитивное мировосприятие

Позитивное мировосприятие - восприятие мира преимущественно сквозьпозитивную установку , в светлых и ярких тонах,привычка замечать во всем хорошее.

У человека с позитивным мировосприятием преобладаютэмоции высокого,радостного, оживленноготона. Как проявление позитивной установки, позитивное мировосприятие обычно связано и с позитивным отношением к людям:довериемидоброжелательностью.

Как развивать позитивное мировосприятие

Позитивное мировосприятие в нашей культуре не очень принято и мало развито, однако развивать его определенно стоит.

Итак, поехали....

Копилка позитивной энергии

Копилка позитивной энергии - методика ведения дневниковых записей, развивающаяпозитивный взгляд на мир,доброжелательностьк людям, способствующаясамоэффективностии повышениюуверенности в себе.

Копилка позитивной энергии - это несколько тематических дневников (тетрадей) под разные задачи.

· Тетрадь успехов , или Журнал позитивного опыта. Здесь вы записываете ваши сильные личные стороны идостоинства, вашиудачи(в чем вам сегодня повезло) иуспехи(то, чего вы добились, что у вас получилось). Полезна для людей, у которых бывают спады уверенности в себе, кто западает в негатив.

Достоинства писать каждый день новые, лучше - 10 новых достоинств каждый день. Для серьезных людей условие жесткое: каждый день прочитать минимум одну прошлую страницу и записать минимум 5 моментов по каждому из пунктов.

· Сад мечты . В эту тетрадь вы можете записывать свои самые смелыемечтыи энергичные желания. Учитесь мечтать, учитесь желать! Сад мечты поможет тем, у кого пропала энергия жизни.

· Дневник благодарности нужен тем, кто хочет развить в себе доброжелательность к людям, снять ненужную озлобленность, раздражение, укреплять позитивный взгляд на окружающих и жизнь в целом. В этот дневник вы записываете свои благодарности людям и жизни. Благодарность людям: кто вам сегодняпомог, кому за что вы сегодняблагодарны. Благодарность жизни: записываете свои удачи, благодарите своиошибкиза те уроки, которые они вам дали. Благодарность себе: за то, что вы все это сделали и организовали.

· Лоцман успеха - эта тетрадь организует вас на успешные дела. В ней вы записываете своипроекты,проблемыпереводить взадачи, ошибкипереосмысливаете как уроки и новый опыт, фиксируете планы, делаете анализ и выводы, подводите итоги.

В вашей копилке позитивной энергии могут быть не только записи в тетради. Это может быть и Солнечный фотожурнал, и Мелодии счастья, и Запах очарования. Будьте творческими!

Подробнее о дневниках:

Тетрадь успехов

Тетрадь успехов (другое названия - "История Успехов") - копилка личногопозитивного опыта, способ повышенияуверенности в себе.

В Тетрадь успехов полезно записывать:

· ваши личныедостоинства- каждый день новые, Лучше - 10 новых достоинств каждый день.

· вашиуспехи: - то, чего вы добились, что у вас получилось,

· вашиудачи- в чем вам сегодня повезло.

Для серьезных людей условие жесткое: каждый день прочитать минимум одну прошлую страницу и записать минимум 10 моментов по каждому из пунктов.

Сад мечты

Сад мечты : в эту тетрадь вы можете записывать (и рисовать, наклеивать вырезки как коллажи) свои самые смелыемечтыи энергичные желания. Учитесь мечтать, учитесь желать! Сад мечты поможет тем, у кого пропала энергия жизни.

Обычно такие тетрадки делают себе дети: рисуют, пишут и клеют себе все, что видитсямечтой. Дети вообще смелые, они делают то, что им нравятся, и разрешают себе свободно мечтать. Взрослым так открыто мечтать, понятно, стыдно… Ну и не показывайте никому свою личную подборку: любимую, бережно хранимую.

Сильные планы рождаются только из сильной мечты: смело и с удовольствием фантазируйте, увлеченно рассказывайте друзьям свои мечты, бережно записывайте свои мечты в тетрадь, книжку или запароленный файл… Мечта живет в памяти так же, как в нашей памяти может жить отчаяние или усталость. Что загрузим в себя?

Дом, в котором вы будете счастливы, автомобиль именно такой, закат — да, он будет таким же тихим, и ее рука будет в моей руке, и мы будем плыть на лодке, которую я только что нашел в этом журнале и наклею на этой странице…

Дневник благодарности

Дневник благодарности - способ приучения себя к позитивному мировосприятию и вниманию к близким людям. В этот дневник вы записываете свои благодарности людям и жизни. Дневник благодарности - одна из важных частейКопилки позитивной энергии

Дневник благодарности нужен тем, кто хочет развить в себе доброжелательность к людям, снять ненужную озлобленность, раздражение, укреплять позитивный взгляд на окружающих и жизнь в целом.

Дневник благодарности складывается из трех благодарностей: благодарности людям, благодарности жизни, благодарности себе.

Благодарность людям: кто вам сегодняпомог, кому за что вы сегодняблагодарны. Отдельно - благодарности близким людям, даже за самые мелкие услуги.

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.


Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания . Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства . Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности . Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.


Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.


Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в , природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.


Книги, меняющие мировоззрение человека

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо . Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество» .
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей , которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу . Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему , можно изменить взгляд на жизнь.

Мировоззрение представляет собой субъективное миропонимание, личную идеологию, систему представлений, которую мы используем, чтобы разбираться в жизни. Когда мы вступаем на «путь», одна из основных идей, с которыми мы сталкиваемся – это идея о том, что все идеи ложны. Любое учение – это система взаимодействия идей. Ни одна идея на деле не отражает . Все это не более чем , игры разума, которые необходимы, как ступени на обусловленных этапах развития.

Развитие индивида неизбежно ограничивается мировоззрением, рамками представлений, создает иллюзию информированности, за пределами которой личность беспомощна, несостоятельна. Для расширения сферы своего развития, порой, просто необходимо разоблачать собственные убеждения, разрушать эти иллюзорные опоры эго, чтобы они не препятствовали переходу на последующие и самопознания.

Любые убеждения изначально иллюзорны и являются временной ментальной платформой, чтобы удерживаться на текущем этапе развития, и не скатываться ниже. Мировоззрение – это взаимодействие иллюзорных опор личности – наших осмыслений происходящего. Одна мысль отражает другую, порождая иллюзорную бесконечность ментальных отражений.

По мере развития личности ее вчерашние убеждения сталкиваются с пониманием текущего уровня. Между убеждениями разных уровней возникает трение, и вырабатываются новые связующие звенья мировоззрения. При этом разоблачаются старые взгляды, вскрывается их иллюзорная природа. В этом ключ к .

Личность ощущает страх и тотальную несостоятельность перед неизвестным, поэтому цепляется за собственные убеждения, как за спасительные опоры. Личности комфортно лишь в рамках собственного мировоззрения. Любые – это столкновение иллюзорных миров мировоззрений, каждый из которых пытается сохранить свои шаткие основания. Когда человек навязывает свое мнение, он таким образом пытается утвердиться в собственных убеждениях, на которых в настоящий момент жизни удерживается его мировоззрение. Самоутверждение – это попытка укрепиться прочнее на иллюзорных опорах текущего этапа развития. .

Если собеседник высказывает какую-то важную для себя идею, какой бы нелепой она ни казалась, можете быть уверены – в его уме существует целая система доказательств и обоснований своей точки зрения. Если человек склонен обращаться в бегство при столкновении с вашими убеждениями, догнать и причинить «добро» – это точно такое же утверждение собственных взглядов за чужой счет.

Даже если человек говорит очевидные глупости, нет особого смысла рушить его иллюзии. Когда нет готовности к мировоззрению нового порядка, разрушение иллюзорных опор, на которых держится личность, может привести к помешательству. Подобное случается редко – от истины нас спасают защитные механизмы психики. Основные среди них: искажение неудобной правды, забытье, привычные шаблонные действия, отрицание и др. Так, например, атеист, придерживающийся веры в отсутствие Бога и каких-либо чудес, будет искать всему «научное» объяснение, соответствующее его мировоззрению.

Духовное мировоззрение, также, – всего лишь набор утонченных иллюзий, на которые покупаются начинающие искатели. По мере душевного роста приходит понимание беспомощности всех идей. Концепции не могут выразить реальность. Лучшее, на что способна теория – заставить искателя обратить внимание на практические аспекты происходящего. Иногда, чтобы пресытиться словами, и обратить внимание на жизнь, требуются долгие годы. Мы слышим одно и то же: «быть здесь и сейчас, осознавать, созерцать момент между прошлым и будущим». И вдруг каким-то чудом начинаем пробовать осуществить на практике то, о чем говорят тексты и учителя.

Как правило, мощнейшими стимулами к развитию личности, являются неудовлетворенность текущим положением дел и столкновение с нешаблонными ситуациями. Эти факторы вытаскивают из привычной , и побуждают искать новый уровень равновесия с жизнью.

Когда человек сам перерастает свое мировоззрение, просыпается жажда знаний. Если открывается информационный канал, способный утолить эту жажду, человек впитывает знания, как «губка». Новое мировоззрение нарабатывается столь стремительно, что фильтры разума не всегда успевают срабатывать, и мировоззрение может принять идеи весьма сомнительного характера и содержания. Подобное случается сплошь и рядом – особенно на духовном пути.

Нешаблонные ситуации расширяют сознание, побуждают личность интегрироваться с новым уровнем понимания, и выражать в мыслях все более тонкие аспекты знания. Когда человек открыт к реальной жизни, он не отстаивает свои убеждения как окончательную истину, не цепляется за окаменевшие догматы, и не сбегает от страха перед неизвестным, а переживает интерес к новым сферам, расширяющим его сознание.

Убеждения имеют свою относительную ценность, но в устремлении к истине, упор необходимо делать на практике. Все мысли ложны, все учения – лишь способ общаться о том, что пребывает за пределами слов. Все это – сны разума. Мы изначально свободны от учений и догматов, но любое мировоззрение заслуживает уважительного отношения, хотя потому, что для кого-то является временным пристанищем души. Различные мировоззрения создают видимость порядка посреди безбрежного космического хаоса. Наверное, в каком-то смысле, и наш мир – это грань мировоззрения самого Творца.

Личность можно сравнить с домом, у которого окна распахнуты в окружающий мир. Причем каждый дом индивидуален и неповторим, поскольку каждое окно открывается в определенный мир. И чем больше окон, тем шире человек видит все, что окружает его. Такая личность имеет много интересов и ей свойственна любознательность . В качестве примера можно привести человека, все внимание которого сконцентрировано на своей семье и ее обеспечении в материальном плане. Кто-то, помимо стандартных для многих забот, интересуется политикой или экономикой. Третий дополнительно проявляет интерес к истории древних цивилизаций, к развитию науки или современным техническим разработкам. Личность, представленная последним примером, стремится к тому, чтобы создать у себя в голове четкую и максимально полную картину окружающей действительности. Люди, имеющие широкий круг интересов, желают знать смысл жизни и всего, что их окружает. Дом, называемый нами человеком, должен иметь как можно больше открытых окон, чтобы мы могли понять суть мироздания. Говоря иначе, широкое мировоззрение говорит о том, что человек желает узнавать как можно больше, и ему не страшна деградация . Такие люди стремятся выйти за пределы реальности, изучая ее все глубже.

Представим человека в виде маленькой темной землянки, свет в которую проникает через одно небольшое окно. Очевидно, что такая личность всю жизнь посвятит банальному обустройству своего быта. При этом такое понятие, как широта мировоззрения, будет абсолютно не свойственно такой личности. Все интересы человека будут ограничены лишь размером небольшого окошка в землянке. Разумеется, есть возможность немного расширить его, однако это не изменит того факта, что личность будет односторонней, а ее сознание останется однобоким и ограниченным.

Давайте рассмотрим, почему у некоторых людей формируется узкий примитивный взгляд на окружающий мир даже при условиях, которые не подразумевают такого убогого развития. В то же время мировоззрение человека, развивавшегося в менее подходящих социальных и психологических условиях, может быть достаточно широкое.

Главной причиной, по которой имеет место такой диссонанс, - наследственность. В это понятие включаются не только особенности родителей, но и более далеких предков. Также мировоззрение человека зависит от воспитания, которое является ключевым моментом формирования взглядов подрастающей личности. Удивительно, что процесс воспитания начинается еще с момента зачатия ребенка, длится всю жизнь и прекращается с приходом смерти. Мир, в котором мы живем, подвержен постоянным изменениям. По этой причине динамическое окружение влияет и на нас самих, поскольку нельзя жить и при этом не взаимодействовать с ним. Таким образом, формирование мировоззрения человека прекращается с момента окончания земной жизни.

В своей книге Карлос Кастанеда описывает свое общение со своим учителем – Хуаном Матусом. Наставник утверждал, что судьба отдельного человека напрямую зависит от времени нахождения этого человека «в тени» другой личности. При этом человек может находиться также «в тени» некоторых условий существования или идеи. Взаимодействуя с ними, личность подвергается изменениям и одновременно меняется мировоззрение и деятельность человека. Однако если сектор сознания достаточно узкий, то формирование мировоззрения человека будет проходить в одном направлении. Для такой личности интересы окружающих будут безразличны. Она будет видеть перед глазами лишь свою главную увлеченность и ничего кроме нее. В итоге такие люди будут сводить все разговоры лишь к своим интересам, игнорируя разнообразие мнений и этого мира в целом.

Однобокая личность рассматривает окружающую реальность лишь с одной стороны, а любые отношения проходят через фильтр личной выгоды. Такой человек может быть достаточно успешным в своей сфере, но при этом абсолютно не интересным для тех, кто имеет более развитое мировоззрение.

Люди с широкими взглядами на жизнь имеют свое индивидуальное мнение в отношении самых разных явлений. В то же время богатое мировоззрение в жизни человека позволяет ему быть хорошим слушателем, который принимает во внимание мнение другого. Кроме того, такие люди не стремятся навязать кому-то свои взгляды с претензией на правильность. Личность с широким мировоззрением стремится к дополнительным знаниям, в то время как ограниченный и узколобый человек не желает узнавать что-то новое. Причина такого явления – размер поля интересов. В то же время люди, которых можно сравнить с домом с большим числом окон, стремятся насытить каждую грань своего богатого мировоззрения. Чем меньше таких граней, тем меньше желание познавать и интересоваться чем-либо.

Удивительно, но широкое мировоззрение в жизни человека играет важную роль и имеет свою особенность. Когда количество граней достигает определенной критической точки, личность стремится к безграничному познанию окружающего мира. Когда же мировоззрение меньше этой критической точки, при недостаточной поддержке оно начинает сокращаться. Поэтому очень важно совершать постоянную работу над расширением круга интересов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

«В каждой молодости,- писал И. А. Бунин,- есть некоторое особенное время расцвета ее, когда кажется, что это время есть лишь начало чего-то бесконечного, что будет еще множество времен, событий, встреч, и все замечательных». Человек в эти годы «все приготовляется к чему-то, хотя и не знает к чему - и странно - об этом мало заботится к чему, как будто совершенно уверен, что само найдется».

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Он часто оказывается в ситуации Алисы в стране чудес: «Ты... кто... такая?- спросила Синяя Гусеница.- Сейчас, право, не знаю, сударыня,- отвечала Алиса робко.- Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». Но, в отличие от Алисы, юноша склонен утверждать, что всегда говорил и думал одно и то же.

Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле - это нормальное свойство ранней юности. Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский (1972), потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,- одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориента-цию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу?

Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

Это не значит, конечно, что и самоанализ - «излишество» человеческой , от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно «данными» ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично, причем в постановке мировоззренческих проблем для нее характерно то же противоречие между абстрактным и конкретным, что и в стиле мышления.

Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально и на него ждут универсального, годного для всех ответа. «Столько вопросов, проблем мучают и волнуют меня,- пишет восьмиклассница.- Для чего я нужна? Зачем я появилась на свет? Зачем я живу? С самого раннего детства ответ на эти вопросы мне был ясен: «Чтобы приносить пользу другим». Но сейчас я думаю - что же такое «приносить пользу»? «Светя другим, сгораю сам». В этом, безусловно, и есть ответ. Цель человека «светить другим». Он отдает свою жизнь работе, любви, дружбе. Человек нужен людям, он не зря ходит по земле». Девочка не замечает того, что в своих рассуждениях по сути дела не продвигается вперед: принцип «светить другим» столь же абстрактен, как и желание «приносить пользу».

Трудности юношеской рефлексии о смысле жизни - в правильном совмещении того, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) - необходимая психологическая предпосылка постановки мировоззренческих проблем.

Но совмещение ближней и дальней перспективы дается человеку нелегко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности. Юность - прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность - вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие. «Вечный юноша», каким он известен по художественной литературе и психиатрической клинике, - вовсе не счастливчик. Гораздо чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не пустил глубоких корней в важнейших сферах жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость могут казаться привлекательными на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько неприкаянность. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать.

Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни - значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» (А. С. Макаренко) и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента , радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

Педагогу важно знать, представляет ли старшеклассник свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно - плохое или хорошее), что «само придет». За этими (обычно неосознанными) стоит целый комплекс социальных и психологических проблем.