Священный союз европейских монархов должен был. Наполеоновские войны и священный союз как система общеевропейского порядка

Ждал новый Священный союз. Он был создан по инициативе победителя Наполеона и русского императора Александра I. Создание священного союза оценивалось современниками по-разному. Но в основном Россию обвиняли в стремлении контролировать ситуацию в Европе. Священный союз, а точнее коалиция стран, которая по замыслам императора должна была преобразить послевоенный мир, появилась на свет 14 сентября 1815 года. Договор подписали король Пруссии император Австрии Франц I, Людовик XVIII и большая часть континентальных монархов. Только Великобритания официально не пожелала вступить в союз, однако принимала активное участие в его работе. Были у союза и противники: его проигнорировали и турецкий султан.

В историю Священный союз 1815 года вошел как сообщество государств, изначальной целью, которого было подавление назревающих войн. На самом же деле борьба шла против любого революционного духа, а также свободомыслия политического и религиозного. Дух данной коалиции соответствовал реакционному настрою существовавших тогда правительств. По сути, Священный союз взял за основу монархическую идеологию, но с утопической мечтой идеалистической взаимопомощи между правящими христианскими государями. «Пустой и звонкий документ» - именно так назвал его политический деятель Меттерних.

Александр I, как инициатор этой коалиции, призвал союзников, и императоров, объединить усилия против военных конфликтов и предложил править между народами в духе правды и братства. Одним из пунктов договора было требование неукоснительно выполнять заповеди Евангелия. Российский император призывал союзников одновременно сократить вооруженные силы и обеспечить взаимные гарантии неприкосновенности существующих территорий, а 800-тысячная армия России выступала надежным гарантом в этих прогрессивных предложениях.

Священный союз 1815 года был документом, состоящим из смеси мистицизма и не реальной политики, как говорили позже о нем историки, однако первые семь лет эта международная организация была очень успешной и плодотворной.

Канцлер Австрии Меттерних в 1820 год созывает конгресс Священного союза в городе Троппау. В результате многочисленных дебатов было вынесено решение, которое перечеркивало все прогрессивное, что намечалось ранее, а именно, странам, входящим в союз, разрешалось вводить дружественные войска на земли других государств для вооруженного уничтожения революционных бунтов. Такое заявление объяснялось просто, ведь у каждого государства были свои захватнические интересы и политические цели в послевоенном разделе.

Создание священного союза, а также достаточно передовые идеи не смогли остановить все возрастающие противоречия между участниками договора.

Одним из первых конфликтов был Неаполитанский. Император Александр настаивал на самостоятельности Неаполитанского королевства, в котором бушевала революция. Он считал, что сам король этого государства добровольно подарит прогрессивную конституцию народу, но у союзника по договору в лице Австрии было другое мнение. Австрийские военные жестоко подавили революционные выступления.

На последнем Веронском конгрессе Священный союз 1815 под влиянием Меттерниха стал орудием монархов против недовольства народных масс и любых революционных проявлений.

Непростой 1822 год показал разногласия между странами Австрией и Россией в связи с освободительным восстанием в Греции. Российское общество поддерживало греков, так как государство было единой с ним веры и, кроме того, дружба с этим государством значительно укрепляло влияние России на Балканах.

Следующие события в Испании подорвали устои союза и поставили точку в отношениях между странами в рамках этого договора. В 1823 году французские войска вошли на территорию Испании с целью насильственного восстановления здесь абсолютной монархии. Союз фактически перестал существовать, но в 1833 году такие страны, как Россия, Пруссия и Австрия пытаются вновь восстановить соглашение, но революционные события 1848-1849 годов заставили забыть данную коалицию навсегда.

14.09.1815 (27.09). - Образование "Священного Союза" монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против революции

"Священный союз" – русская попытка спасения христианской Европы

Священный Союз монархов России, Австрии и Пруссии возник в 1815 г. после . Предистория Священного Союза такова.

Таким образом, Русский Император, будучи освободителем Европы и сильнейшим Государем в ней, не стал диктовать европейцам свою волю, аннексировать их земли, а великодушно предложил мирное христианское братство для служения Божией правде. Такое поведение победителя в тяжелой оборонительной, фактически Мiровой, войне (ведь в нашествии на Русь вместе с французами участвовали и "двунадесят языков" – вся Европа) – уникально в истории международных отношений! Этот высокий духовный смысл Священного Союза отражен и в необычной редакции союзного договора, написанного самим русским Императором и не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты:

«Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях:

I. Соответственно словам священных писаний, повелевающим всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительнаго и неразрывнаго братства, и почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим, они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которыми они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

II. По сему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и поданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всех себя как бы членами единаго народа христианскаго, поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни. Соответственно сим, Их Величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которыя поставил человеков Божественный Спаситель, яко единозвенное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести, и который один прочен.

III. Все державы, желающия торжественно принять изложенныя в сем Акте священныя правила, и кои почувствуют сколь нужно для счастья колебленных долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и любовно быть приняты в сей Священный Союз».

Великую миссию Священного Союза Александр I пояснил также в Высочайшем Манифесте 25 декабря 1815 г.: «...Познав из опыта о бедственных для всего света последствиях, что ход прежних политических между державами соотношений не имел основанием тех истинных начал, на коих Премудрость Божья в Откровении Своем утвердила покой и благоденствие народов, приступили Мы, совокупно с Их Величествами Августейшим Императором Францем-Иосифом I и Королем Прусским Фридрихом-Вильгельмом, к установлению между нами союза, приглашая к тому и прочие державы, в котором обязуемся Мы взаимно, как между собою, так и в отношении к подданным Нашим, принять единственным ведущим к оному средством правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви. Мы желаем и молим Всевышняго о ниспослании благодати Своей, да утвердится Священный Союз сей между всеми державами, к общему их благу, и да не дерзнет никто, единодушием всех прочих воспрещаемый, отпасть от него. Сего ради, при сем список сего Союза. Повелеваем обнародовать оный и прочесть в церквах».

Фактически Русский Царь, предлагая европейским государям «жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви», надеялся совершить "реакционный" христианский переворот в европейских делах, – что для "передовой" Европы было "дико" и неприемлемо. Ведь Французская революция была не случайным срывом антихристианской злобы и насилия, а выросла из общеевропейского процесса апостасии, которую не могло остановить сокрушение "узурпатора" Наполеона. Европейская "общественность", питаемая еврейскими газетами, отнеслась к Священному Союзу именно как к "реакции", подозревая в этом также и интриги Русского Царя.

Австрийские и прусские дипломаты-специалисты с самого начала отнеслись к этому многообязывающему и "непрофессиональному" тексту отчужденно и даже неприязненно. Сами подписавшие Акт европейские монархи толковали его не как договор международного права, а лишь как простую декларацию подписавших его лиц. Фридрих-Вильгельм подписал Акт из вежливости, чтобы не огорчать Александра I, освободителя Пруссии; присоединившийся позже Людовик XVIII – чтобы приравнять Францию к ведущим державам Европы. Австрийский же император Франц-Иосиф откровенно заявил: «Если это документ религиозный, то это дело моего духовника; если политический – то Меттерниха», министра иностранных дел. Меттерних же подтвердил, что эта «затея», долженствовавшая «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения» . Меттерних писал в своих мемуарах, что «этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства» .

Впоследствии Меттерних лишь искусно пользовался Священным Союзом для своих эгоистичных целей. Ведь, обязывая Государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» , документ не уточнял, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, – это давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим "законным" государям.

Подавление революционных выступлений имело место в Испании (1820–1823) – при участии Франции; в Неаполе (1820–1821) и Пьемонте (1821) – при участии Австрии. Но с одобрения европейских держав было подавлено и , хотя турецкий султан не был принят в члены Союза как государь нехристианский. В этом случае предложение России поддержать христианский греческий народ против иноверных оккупантов не было принято во внимание союзниками (ведь в Австрии могло случиться подобное восстание порабощенных славян) и Царь Александр I был вынужден подчиниться формальному общему толкованию, хотя при этом утрачивался христианский дух Союза. (Лишь при .) Казалось, Союз обречен на провал. Однако низвержение монархии во Франции в 1830 г. и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного Союза. Россия подавила революцию в Венгрии в 1849 г.

Тем не менее геополитические и нравственные противоречия между участниками Союза оказались столь велики, что его сохранение оказалось невозможно. , в которой европейские государства выступили против России (или отказали в помощи) в союзе с мусульманской Турцией, похоронила все надежды на возможность Союза христианских монархов. Западная христианская апостасийная цивилизация и русская христианская удерживающая – окончательно разошлись. "Страна святых чудес" (), каковой еще идеализировали Европу первые славянофилы, надеясь спасти ее от гибели братским русским влиянием (), – перестала для них существовать. Констатацией этого стала книга "Россия и Европа".

В дальнейшем внешняя политика России исходила в основном из того, что в Европе «у России нет друзей и союзников, кроме Русской армии и флота» (). Участие России в коалициях одних европейских держав против других диктовались прагматическими соображениями: сдерживать наиболее агрессивного соперника (каким, в конечном счете, еврейские СМИ и деньги "сделали" соседнюю Германию) в союзе с менее агрессивными (какими выглядели территориально отдаленные Англия и Франция).

Но "менее агрессивные" демократические союзники оказались более лукавы и предали Россию в с целью столкновения главных европейских монархий, бывших участников Священного Союза. Их взаимное сокрушение и торжество жидо-масонской власти в Европе стало наглядным уроком и логичной "альтернативой" неосуществившемуся стремлению русской монархии «подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя» международные отношения христианских держав.

Ныне демократизированная и "мультикультурализированная" объединенная Европа, исключившая упоминание о христианстве из своей конституции, демонстрирует полное торжество масонских идей Французской революции. Торжественное празднование ее 200-летия в 1989 г. в Париже стало сюрреалистическим спектаклем, репетицией парада воцарения антихриста. Европа стала колонией своей бывшей колонии или, по выражению Бжезинского, "вассалом" и "геополитическим плацдармом" США (прообраза царства антихриста) в завоевании Евразии как "главного приза" для Америки.

М. Назаров

См. также в книге "Вождю третьего Рима" (гл. VI-8: )

Обсуждение: 2 комментария

    Слова "жидомасон", "жидофашист" и т. п. пишутся слитно.

    Благодарю за исправление опечатки.

1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционного духа и политического и религиозного свободомыслия, где бы они ни проявлялись» .

История создания

Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского , Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

Конгрессы Священного союза

Аахенский конгресс

Конгрессы в Троппау и Лайбахе

Как правило, рассматриваются вместе как единый конгресс.

Конгресс в Вероне

Распад Священного союза

Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса - буржуазии . Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой - высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

«Что касается Австрии, то я в ней уверен, так как наши договоры определяют наши отношения».

Но российско-австрийское сотрудничество не могло устранить российско-австрийские противоречия. Австрию, как и прежде, страшила перспектива появления на Балканах независимых государств, вероятно дружественных России, само существование которых вызвало бы рост национально-освободительных движений в многонациональной Австрийской империи. В итоге в Крымской войне Австрия, прямо в ней не участвуя, заняла антироссийскую позицию.

Библиография

  • Текст Священного союза см. в «Полном Собрании Законов», № 25943.
  • Французский подлинник см. в 1 ч. IV т. «Собрания трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами» профессора Мартенса.
  • «Mémoires, documents et écrits divers laissés par le prince de Metternich», т. I, стр. 210-212.
  • В. Даневский, «Системы политического равновесия и легитимизма» 1882.
  • Ghervas, Stella [Гервас, Стелла Петровна], Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance, Paris, Honoré Champion, 2008. ISBN 978-2-7453-1669-1
  • Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. тт. 1-5. Харьков, 1886-1892.

Ссылки

  • Николай Троицкий Россия во главе Священного союза // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Священный союз" в других словарях:

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция и… … Большой Энциклопедический словарь

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения Наполеона I. Целями Священного Союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились… … Современная энциклопедия

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15 гг. В ноябре 1815 г. к союзу присоединилась Франция,… … Исторический словарь

По окончании Венского конгресса осенью 1815 г. в Париже одновременно находились государи России, Австрии и Пруссии и заключили здесь между собою так называемый Священный союз, который должен был и на будущее время обеспечивать мир в Европе. Инициатором этого союза был царь Александр I . «Вождь бессмертной коалиции», низложившей Наполеона , он был теперь наверху могущества и славы. Его популярность поддерживалась еще и тем, что его считали сторонником свободного политического развития, и действительно, в это время настроение его было довольно либеральным. Присоединяя в 1809 г. к России Финляндию , он удержал в ней сословную конституцию, действовавшую в Швеции, а в 1814 г. настоял, чтобы французский король Людовик XVIII дал своим подданным конституционную хартию. В конце 1815 г. и вновь образованное на венском конгрессе Царство Польское получило от своего нового (русского) государя конституцию. Еще раньше этого у Александра I были конституционные планы для самой России , и даже позднее, открывая в 1818 г. первый польский сейм в Варшаве, он говорил, что намерен распространить блага представительного правления на всю свою империю.

Но в одно и то же время с этим либерализмом, оказавшимся впоследствии недостаточно глубоким и прочным, в душе Александра I было и другое настроение. Грандиозные события, в которых ему пришлось играть роль, не могли не подействовать на всю его психику, а результатом этого действия было развитие в нем религиозной мечтательности, мистицизма . После пожара Москвы, по собственному его признанию, «осветившего его душу», он вместе с набожным адмиралом Шишковым стал усердно читать Библию, некоторые места которой им толковались в смысле пророчеств о только что совершившихся событиях. Это настроение усилилось в Александре I после его знакомства с одною пиетисткою , г-жою Крюденер , с которою он часто видался в 1815 г. в Гейдельберге и в Париже: она уже прямо применяла к самому Александру I разные пророчества Апокалипсиса, называла его ангелом мира, основателем тысячелетнего царства и т. п. Набросав то, что впоследствии сделалось основным актом Священного союза, мистически настроенный император показал ей свой проект, на котором в виде заголовка она и поставила слова «La Sainte Alliance».

Священный союз

Сущность дела заключалась в том, что государи Австрии, Пруссии и России давали торжественное обещание во всех своих действиях руководствоваться заповедями святой христианской веры , пребывать между собою в братстве и «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», относясь к своим подданным и войскам, как надлежит вести себя отцам семейств, и т. д. Объявляя себя «как бы поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями», три союзных государя «с нежнейшим попечением убеждали своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей», преподанных Божественным Спасителем. В заключение указывалось на то, что державы, желающие торжественно признать «священные правила», изложенные в акте, «могут все охотно и с любовью быть приняты в сей Священный союз».

Составив эту религиозно-нравственную декларацию без всякого определенного политического и юридического содержания и без какого бы то ни было упоминания о правах народов, Александр I передал ее на рассмотрение австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III . Ни тому, ни другому проект не понравился. Австрийский император был, впрочем, под безусловным влиянием своего министра князя Меттерниха , который вполне соглашался со своим государем, находя, что эта «филантропическая затея под покровом религии» не что иное, как «пустой и трескучий документ», могущий, однако, быть очень дурно истолкованным. Меттерних как раз в это время начинал играть роль первого государственного человека Австрии, в каковой и оставался потом более тридцати лет, направляя политику монархии Габсбургов по самому реакционному руслу. По своему упорному консерватизму он, как нельзя более, подходил к характеру Франца I, педантического абсолютиста, верившего только в патриархальный способ управления и в необходимость строжайшей дисциплины. Франц I поручил Меттерниху переговорить о предложении русского императора с прусским королем, и тот также нашел дело неподходящим, но вместе с тем указал на неудобство отклонения проекта. Александру I были тогда обоими союзниками указаны кое-какие, на их взгляд, желательные изменения, и Меттерних убедил автора проекта в необходимости их сделать, после чего документ был подписан всеми тремя монархами. Для самого подписания акта Священного союза его инициатор выбрал 26 сентября нового стиля, которое в прошлом веке совпадало с 14 сентября по старому стилю, т. е. с празднованием в православной церкви дня Воздвижения креста Господня, что также для Александра I. по-видимому, имело особый религиозный смысл.

Кроме трех государей, подписавших акт Священного союза, к нему присоединились и другие государи. Исключений было очень немного. Во-первых, папа Пий VII заявил, что ему нечего присоединяться к принципам, которые он всегда признавал, но на самом деле он не хотел, чтобы его подпись стояла в числе подписей второстепенных государей. Во-вторых, отказался примкнуть к союзу английский принц-регент, заменявший своего душевнобольного отца Георга III : договор был подписан одними государями, а английская конституция требует также подписи ответственного министра. Наконец, турецкий султан, как государь нехристианский, и совсем не был приглашен к участию в этом союзе «единого народа христианского», как союз был прямо назван в акте. Кроме крупных и мелких монархов, к союзу присоединились, равным образом, Швейцария и германские вольные города.

Австрийский министр, находивший сначала «филантропическую затею» Александра I «по меньшей мере бесполезною», впоследствии более, чем кто-либо, извлекал выгод из документа, который сам же назвал «пустым и трескучим». После падения Наполеона Меттерних сделался самым влиятельным политическим деятелем Европы, и даже Александр I подчинился его системе, несмотря на то, что австрийская политика нередко находилась в противоречии с наиболее жизненными интересами России. Из всех государственных людей этой эпохи австрийский канцлер полнее других воплощал в себе принципы реакционной политики и неуклоннее, чем кто-либо, проводил их на практике, недаром называя себя человеком существующего. Сама государственная традиция габсбургской монархии была традициею политической и религиозной реакции. С другой стороны, ни одно государство в такой степени не нуждалось в подавлении народных движений, как Австрия с её разноплеменным населением: в ней были и немцы, а потому нужно было смотреть за тем, чтобы в Германии было тихо и смирно, – и итальянцы, а следовательно, нужно было наблюдать и за всей Италией, – и поляки, соплеменники которых в Царстве Польском, к неудовольствию Меттерниха, имели конституцию, – и, наконец, чехи, мадьяры, хорваты и проч. с их партикуляристическими стремлениями. Все это и делало монархию Габсбургов общим центром реакционной политики, а Меттерниха – руководителем её во всей Европе. Советам венского оракула следовали не только мелкие государи Германии и Италии, но и монархи таких великих держав, как Россия и Пруссия. В частности, Александр I часто подчинялся влиянию Меттерниха, который обыкновенно требования австрийской политики всегда очень искусно подкреплял ссылками на Священный союз.

деятельность конгресс священный союз

После ликвидации господства над Европой наполеоновской империи, сложилась новая система международных отношений, вошедшая в историю под названием «венской». Созданная решениями Венского конгресса (1814-1815гг.), она должна была обеспечить сохранение баланса сил и мир в Европе.

После низвержения Наполеона и восстановления внеевропейского мира в среде держав, считавших себя вполне удовлетворёнными распределением «вознаграждений» на венском конгрессе, возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, а средством для этого представлялся постоянный Союз государей и периодический созыв конгрессов. Так как этому порядку могли грозить национальные и революционные движения в среде народов, добивающихся новых более свободных форм политического существования, то такое стремление быстро получило реакционный характер.

Лозунгом союза, получившего название «союза священного», был легитимизм. Автором и инициатором «Священного союза» был российский император. деятельность конгресс священный союз

Александр I, воспитанный в либеральном духе, исполненный веры в свою богоизбранность и не чуждый благих порывов, хотел прослыть не только освободителем, но и реформатором Европы. Ему не терпелось даровать континенту новый миропорядок, способный уберечь от катаклизмов. Мысль о Союзе зародилась у него, с одной стороны, под влиянием идеи -- стать миротворцем Европы путём создания такого Союза, который устранил бы даже возможность военных столкновений между государствами, а с другой -- под влиянием мистического настроения, овладевшего им. Этим и объясняется и странность самой редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты, что заставляло многих специалистов международного права видеть в нём лишь простую декларацию подписавших его монархов .

Будучи одним из главных творцов Венской системы, он лично разработал и предложил схему мирного сосуществования, предусматривавшую сохранение сложившегося баланса сил, незыблемости форм правления и границ. Она базировалась на широком круге идей, прежде всего на нравственных заветах христианства, что давало многим повод называть Александра I политиком-идеалистом . Принципы были изложены в Акте о Священном союзе 1815 года, составленном в стиле Евангелия.

Акт Священного союза был подписан 14 сентября 1815 года в Париже, тремя монархами - Францем I Австрийским, Фридрихом Вильгельмом III Прусским и российским императором Александром I. Согласно статьям Акта о Священном союзе три монарха были намерены руководствоваться «заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира», они «пребудут, соединены узами действительного и неразрывного братства». Далее говорилось, что, «почитая себя как бы иноземцами, они, во всяком случае, и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» . Иными словами, Священный союз являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер. Абсолютные властители считали необходимым утвердить сам принцип самодержавия: в документе отмечалось, что они будут руководствоваться «заповедями бога, как самодержцы народа христианского». Эти формулировки Акта о союзе высших правителей трёх держав Европы были необычными даже для условий договоров того времени - на них сказались религиозные убеждения Александра I, его вера в святость договора монархов.

На стадии подготовки и подписания акта о Священном союзе между его участниками проявились разногласия. Первоначальный текст Акта был написан Александром I и отредактирован одним из ярких политиков той эпохи Каподистрией. Но после был отредактирован Францем I, а фактически Меттернихом. Меттерних считал, что первоначальный текст мог послужить поводом для политических осложнений, так как под формулировкой Александра I «подданные трех договаривающихся сторон» подданные как бы признавались правоносителями наряду с монархами. Эта формулировку Меттерних заменил на «три договаривающихся монарха» . В итоге Акт о священном союзе был подписан в редакции Меттерниха, приняв более откровенную форму защиты легитимных прав монархической власти. Под влиянием Меттерниха Священный союз сделался лигой монархов против народов.

Священный союз стал главной заботой Александра I. Именно царь созывал конгрессы Союза, предлагал вопросы к повестке дня и во многом определял их решения. Так же существует распространенная версия о том, что главой Священного союза, "кучером Европы" был австрийский канцлер К. Меттерних, а царь будто бы являлся декоративной фигурой и чуть ли не игрушкой в руках канцлера. Меттерних действительно играл выдающуюся роль в делах Союза и был его (а не всей Европы) "кучером", но по этой метафоре Александра надо признать седоком, который доверялся кучеру, пока тот ехал в нужную для седока сторону .

В рамках Священного союза российская дипломатия в 1815 г. придавала наибольшее значение политическим отношениям с двумя германскими государствами - Австрийской империей и Прусским королевством, рассчитывая при их поддержке решать и все другие международные проблемы, оставшиеся не урегулированными на Венском конгрессе. Это не значит, что петербургский кабинет был полностью удовлетворён отношениями с Веной и Берлином. Весьма характерно, что в преамбуле двух проектов Акта сквозила одна и та же мысль о необходимости «совершенно переменить образ отношений между державами, которого они ранее придерживались», «подлежащим державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя» .

Меттерних критиковал Акт о союзе трёх монархов, называя его «пустым и бессодержательным» (verbiage) .

По словам Меттерниха, вначале подозрительно отнесшегося к священному Союзу, эта «затея даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения», а впоследствии: «одни партии, враждебные государям, лишь и ссылались на этот акт, пользуясь им, как оружием, для того, чтобы набросить тень подозрения и клеветы на самые чистые намерения своих противников». Так же Меттерних уверяет в своих мемуарах, что «Священный союз вовсе не был основан для того, чтобы ограничивать права народов и благоприятствовать абсолютизму и тирании в каком бы то ни было виде. Этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства. Мысль о священном Союзе возникла из смеси либеральных идей, религиозных и политических» . Меттерних считал этот договор был лишен всяческого практического смысла.

Однако впоследствии Меттерних изменил своё мнение о «пустом и трескучем документе» и очень искусно пользовался священным Союзом для своих реакционных целей. (Когда Австрии было необходимо заполучить поддержку России в борьбе с революцией в Европе и, в частности, для укрепления позиции Габсбургов в германии и Италии. Австрийский канцлер непосредственно причастен к заключению Священного союза - был проект документа с его пометками, австрийский двор одобрил его) .

В Статье №3 Акта Священного союза говорится, что "все державы, которые пожелают торжественно признать эти принципы, будут с величайшей готовностью и симпатией приняты в этот Священный союз" .

В ноябре 1815 к Священному Союзу присоединился французский король Людовик XVIII, а в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Отказались от подписания лишь Англия и Ватикан. Римский папа рассмотрел это как покушение на свою духовную власть над католиками.

А британским кабинетом идея Александра I создать Священный союз европейских монархов во главе с ним была встречена сдержанно. И хотя по плану царя этот союз должен был служить делу мира в Европе, единению монархов, упрочению легитимности, Великобритания отказалась участвовать в нем. Ей нужна была «свобода рук» в Европе .

Английский дипломат, лорд Каслри, заявил о невозможности «советовать английскому регенту подписать этот договор, так как парламент, состоящий из людей положительных, может дать свое согласие лишь на какой-нибудь практический договор о субсидиях или союзе, но никогда не даст его на простую декларацию библейских истин, которая перенесла бы Англию в эпоху святого Кромвеля и круглых голов» .

Каслри, приложивший немало усилий, чтобы Великобритания осталась в стороне от Священного союза, назвал так же одной из причин этого главенствующую роль Александра I в его создании. В 1815 и в последующие годы Великобритания - одна из основных соперниц России на международной арене - отнюдь не способствовала упрочению Священного союза, но умело использовала в своих интересах его деятельность и решения его конгрессов. Хотя Каслри продолжал на словах порицать принцип вмешательства, в действительности он поддерживал жесткую контрреволюционную стратегию. Меттерних писал, что политику Священного союза в Европе подкрепляло охранительное влияние Англии на континент .

Активную роль в Священном союзе наряду с Александром I играли австрийскоий император Франц I и его канцлер Меттерних, а также прусский король Фридрих Вильгельм III.

Создавая Священный союз Александр I хотел объединить европейские страны в цельную структуру, подчинить отношения между ними нравственным принципам, почерпнутым из христианской религии, включая братскую взаимопомощь государей в защите Европы от последствий человеческих «несовершенств» - войн, смут, революций.

Целями священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 - 1815, а так же ведение борьбы против всех проявлений "революционного духа". Император заявлял, что высшая цель Священного союза состоит в том, чтобы сделать такие «охранительные заповеди», как «принципы мира, согласия и любви» фундаментом международного права " .

Фактически деятельность Священного союза почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав Священного союза, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и Клеменс Меттерних. Всего конгрессов Священного союза. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822.

Державы Священного союза целиком стояли на базе легитимизма, т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. Священный союз был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы.

Соглашение о создании Священного союза фиксировало понимание принципа легитимизма как сохранение любой ценой "старого режима", т.е. феодально-абсолютистских порядков.

Но было и иное, деидеологизированное понимание этого принципа, в соответствии с которым легитимизм становился по сути дела синонимом понятия европейского равновесия .

Вот как сформулировал этот принцип один из отцов-основателей системы министр иностранных дел Франции Ш. Талейран в своем отчете об итогах Венского конгресса: "Начала легитимности власти должны быть освящены, прежде всего в интересах народов, так как лишь одни легитимные правительства прочны, а остальные, опираясь только на силу, падают сами, как только лишаются этой поддержки, и ввергают таким образом народы в ряд революций, конец которых невозможно предвидеть... конгресс увенчает свои труды и заменит мимолетные союзы, плод преходящих потребностей и расчетов, постоянной системой совместных гарантий и общего равновесия... Восстановленный в Европе порядок был бы поставлен под защиту всех заинтересованных стран, которые могли бы... совместными усилиями задушить при самом их зародыше все попытки его нарушения" .

Официально не признав акт о Священном союзе, возможно, таивший антитурецкий подтекст (Союз объединял только три государства, подданные которого исповедовали христианскую религию, рассматривался султаном Османской империи как намерение России захватить Константинополь), британский государственный секретарь Каслри был согласен с его общей идеей о необходимости согласованной политики европейских держав в целях предотвращения войн. Такого же мнения придерживались и другие участники Венского конгресса, и они предпочли выразить его в более общепринятой и понятной форме международно-правового документа. Этим документом стал Парижский договор 20 ноября 1815 года.

Монархи оставили почву абстракций и смутной мистической фразеологии и 20 ноября 1815 четыре державы - Англия, Австрия, Россия и Пруссия - подписали союзный договор, так называемый Второй Парижский договор. Этот договор констатировал образование новой европейской системы, фундамент которой составил союз Четырех - России, Англии, Австрии и Пруссии, взявший на себя контроль над делами Европы во имя сохранения мира.

Важную роль в разработке данного соглашения сыграл Каслри. Ему принадлежит авторство 6-й статьи, предусматривавшей периодический созыв совещаний представителей великих держав на высшем уровне для обсуждения «общих интересов» и мер по обеспечению «покоя и процветания наций» . Таким образом, четыре великие державы заложили фундамент новой «политики безопасности», основанной на постоянных взаимных контактах.

С 1818 года и до самой своей отставки в 1848 году Меттерних стремился поддерживать систему абсолютизма, созданную Священным союзом. Все усилия расширить основы или изменить формы правления он подводил по одну мерку, считая их порождением революционного духа. Основной принцип своей политики Меттерних сформулировал уже после 1815 года: «В Европе есть только одна проблема - революция». Страх перед революцией, борьба с освободительным движением во многом определяли действия австрийского министра и до и после Венского конгресса. Меттерних называл себя «лекарем революций» .

В политической жизни Священного союза следует различать три периода. Первый период -- фактического всемогущества -- длился семь лет -- от сентября 1815 г., когда Союз был создан, до конца 1822 г. Второй период начинается в 1823 г., когда Священный союз одерживает последнюю свою победу, организовав интервенцию в Испании. Но тогда же начинают резко проявляться последствия прихода к власти Джорджа Каннинга, еще в середине 1822 г. ставшего министром. Второй период длится с 1823 г. до июльской революции 1830 г. во Франции. Каннинг наносит ряд ударов Священному союзу. После революции 1830 г. Священный союз, в сущности, уже лежит в развалинах .

В период с 1818 по 1821г Священный союз проявил наибольшую энергию и смелость в проведении контрреволюционной программы. Но даже в этот период в его политике вовсе не складывалось того единства во взглядах и той спаянности, которых можно было ожидать от государств, объединенных под таким громким названием. Каждая из держав, входивших в его состав, соглашалась бороться с общим врагом не иначе, как в удобное для себя время, в подходящем месте и сообразно со своими частными интересами .

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных стремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.